Меню Рубрики

Цвет брюшка блохи в приступе молочной лихорадки

Багор густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр, багрец, багрецовый, багровый, багрянец, багрянистый, багряный.

Багрецовый — цвет багреца: яркий багровый.

Багрянистый — устаревшая форма слова багряный.

Определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.

Багор — густо-красный с синеватым оттенком.

Ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [ «Экстракт» изготавливается вовсе не из растительного сырья, как полагали ранее, а является пищевым красителем «кармин» или пищевой добавкой «кошениль» (cochineal), добываемой из кошенильных червецов(жучков).

Кошениль — это красное окрашивающее вещество, получаемое извлечением из крови жучков, паразитирующих на кактусах рода опунций. Используется для окраски гистологических препаратов, как пищевой и парфюмерный краситель. Как краситель для Вишнёвой Колы (Cherry Coke), кровь жучков известна как «Окрашивающая добавка E120»

Барканский — [от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа’ В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. «Это цвет блохи!», — воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в «цвет блохи». Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

В частности о парижской моде накануне революции: «…в это время в моду вошел «блошиный цвет». Было создано полдюжины его оттенков. Они наименовались: «цвета блохи», «цвет блошиной головки», «цвет блошиного брюшка», «цвета блошиных ног», «цвет мечтательной блохи», «цвет блохи, упавшей в обморок» и т.д. А мадемуазель Бертен, модистка Марии Антуанетты, ввела в моду цвет «блохи в период родильной горячки…

Болкатый — черный, темный.

Бордоского вина — красно-фиолетовый.

«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

[от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] белый, отливающий в серый. он же Бороды Абдель-Керима [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].

Брауншвейгская зелень — сложный сине-зеленый оттенок, бирюзово-зеленый.

Бристольский голубой — ярко-голубой.

Бронзовой брони — зеленый с фиолетовым оттенком. (Возможно, имеется в виду переливающийся цвет крыльев жуков — «брони».)

Светло-бронзовый фрак с обгрызенными фалдочками,шалевый жилет и полосатый галстучек выдавали путешественника-иностранца.

(Ю. Н. Тынянов. Смерть Вазир-Мухтара. Глава вторая, 8. 1927—28.)

Бронзовый цвет — образное название оттенков зеленого цвета, от желтого до коричневого, данное по аналогии с оттенками бронзы. Термин заимствован от франц. bronze.

Особой популярностью бронзовый цвет пользовался в 1820-х гг.: «Щеголи носят фраки цвета бронзового или лондонского дыма» («Дамский журнал», 1826, № 7). Сочетание Б. ц. с цветом «лондонского дыма» является подтверждением того, чтобронзовый цвет относится к зеленой гамме: «Тогда в моде на сукно был „цвет лондонского дыма», и мне захотелось себе сшить пальто такого цвета; но я имел неосторожность покупать сукно под вечер в темной лавке и получил вместо лондонского дыма цвет чуть ли не биллиардной покрышки» (Сеченов И. М., В Московском университете, 1850—56, цит. по сб.: Московский университет в воспоминаниях современников 1755—1911, М., 1989, с. 301).

Наряду с бронзовым цветом был известен также цвет «бронзовая броня», о к-ром писали: «Зеленый цвете фиолетовым называется бронзовая броня» («Московский телеграф», 1827, № 22).

Броный — беловатый, бело-серый.

[ср. бронь, брунь, брона ‘спелый колос’, бронеть ‘зреть’ Теги:

источник

Веселая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик)
Влюбленной жабы — зеленовато-серый
Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот
Гаити — или розовый, или ярко-синий
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название
Лондонского дыма — тёмно-серый
Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком
Какао-шуа — цвет горячего шоколада
Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом
Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»).
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый — темно-вишневый.
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou.
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.


Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор — густо-красный с синеватым оттенком.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. – в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский — один из оттенков красной гаммы (от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый — — густой коричневый, бурый (от бистр — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский – «ляжкой испуганной Машки».
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный — нежный серовато-зеленый.
Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.
Бисной — седой, серебристый.
Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Бле-раймондовый – оттенок синего цвета (от фра. bleu «синий»+ имя Raymond).
Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).


Болкатый — черный, темный.
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
Буланый — серо-бежевый.
Бурнастый — то же, что бурый.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Веселая вдова — оттенок розового.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый – светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
Винный – желтовато-красный.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гвоздичный – серый.
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гороховый – серый или грязно-желтый.
Гортензия – нежно-розовый.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового».
Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый – с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда – оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький – светло-серый.
Драконьей зелени — очень темный зелёный.
Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый»
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол —
старое название благородного опала.
Жирафовый – желто-коричневый.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет.
Иудина дерева – ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).


Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
Камелопардовый – желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ – рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».
Коричный — то же, что коричневый.
Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма — тёмно-серый.
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный – красно-розовый.
Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер — светло-серый.
Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Милори — темно-голубой, синий.
Мов — розовато-лиловый.
Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.


Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
Накаратовый, накаратный – оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» – коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный – цвета облака.
Оброщеный — багряный.
Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний — синевато-лиловый.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – «солома». Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий.
Парижский голубой — cветло-голубой.
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой.
Пелесый — темный, бурый.
Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
Померанцевый — апельсиновый с розовым.
Порфирный, порфировый — пурпурный.
Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый – иссиня-зеленоватый.
Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».
Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и – врут, наверное, – цвет «блохи в родильной горячке»).
Ранжевый — то же, что оранжевый.
Резвая пастушка — оттенок розового.
Рвота императрицы — оттенок коричневого.
Редрый — бурый, рыжий, красноватый.
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги – оттенок розового.
Селадоновый – серовато-зеленый.
Сизый – цвет голубя, после просто синий.
Силковый – голубой, васильковый.
Сине-алый – темно-фиолетовый.
Синетный – церковное слово, означающее «сплошь синий».
Синявый – с синим отливом.
Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
Сомо – розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый — ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же – цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Таусинный – синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю – темносиний, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Читайте также:  Определение типов температурных кривых при лихорадках


Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый — грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фуксии — насыщенный розовый.
Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Цвет бедра испуганной нимфы.


Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной — искрасна-рыжий.
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
Шанжан — цвет с переливающимися оттенками
Шарлах – ярко-красный, от названия краски.
Шартрез — жёлто-зелёный.
Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон — ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.

источник

Портные и швеи 18-19 веков не боялись экспериментировать, придумывая не только экстравагантную одежду, но весьма необычные названия оттенков. Именно в то время появились такие экзотические цвета, как цвет бедра испуганной нимфы или влюбленной жабы. Предлагаем поближе познакомиться с исторической палитрой.

Блошиное брюшко. В какой-то момент модники начали сравнивать цвета своей одежды с оттенками хитина насекомых. Почему-то именно блохе было уделено огромное внимание. Так появился целый набор цветов: блошиного брюшка и спинки, цвет задумчивой или раздавленной блохи.

Адское пламя. Несмотря на броское название, цвет выглядит вполне заурядно. Это лиловый оттенок красного цвета. Название является калькой с французского «flamme d’enfer».

Влюбленная жаба. Довольно модный на сегодня приглушенно-зеленый цвет. Правда, не очень понятно, как было вычислено, что именно такого цвета влюбленная жаба, но почему бы не оставить в истории места загадке. Наряды в этом оттенке смотрятся довольно стильно.

Лягушка, упавшая в обморок. Еще один цвет, связанный с земноводными. Это оттенок зеленого, выглядящий довольно специфично, пользовался огромной популярностью у французских модниц.

Яйцо дрозда. Изящный, похожий на бирюзовый цвет. Выглядит очень презентабельно, главное, не называть его по имени.

Испуганная мышь. Видимо именно такого светло-серого цвета становится шерсть мышонка, учуявшего кошку. Портные очень тщательно следили за тем, что цвет серой мыши и испуганной мыши не путали.

Паук, замышляющий преступление. Серый оттенок, приятный глазу, но пугающий своим названием. Остается загадкой, кто понял, что сидящий перед ним паук замышляет преступление, но название прижилось быстро.

Парижская грязь. Легко представить, как в 18 веке выглядели мостовые в Париже – городе без канализаций и дождевых стоков. «Дизайнеры» того времени смогли убедить публику, что грязь в этом городе особенная, поэтому одежда этого оттенка очень престижна. Смеем предположить, что главное преимущество все же было в практичности этого цвета.

Бедро испуганной нимфы. Этот цвет обязан своим происхождением мифам. Считается, что нимфа, в страхе убегающая от Сатира, розовеет.

Веселая вдова. Еще один оттенок розового. Но этимология названия осталась неявной. Возможно, речь идет о румянце на щеках вдовы, у которой скончался очень старый, но очень богатый муж.

Цвет детей Эдуарда IV. История возникновения этого цвета может вызвать легкий ужас. Этот нежно-розовый цвет получил имя в честь детей Эдуарда IV, умерших при рождении. Считается, что печальный отец таким образом почтил память малышей.

Влюбленный жираф, жираф в изгнании и жирафье брюхо. Эти названия использовались для обозначения светло-коричневого, рыжеватого и желтого цветов. Появились экзотические имена в 1827 году вместе с маленьким жирафом, презентованным Карлу X.

Цвет сюрприза дофина (он же — цвет детской неожиданности). Эта горчично-желтая гамма вошла в моду после того, как одна из светских дам прилюдно продемонстрировала испачканные пеленки наследного принца. Придворные оценили картину и быстро обновили гардероб, пополнив его странными желтоватыми нарядами.

Последний вздох жако. Кто-то заметил, что глаза умирающего попугайчика жако именно такого рыжевато-желтого цвета.

Теперь вы можете блеснуть знанием необычных названий цветов и оригинально назвать свой рукотворный шедевр!

источник

Многие цвета, помимо привычных нам, имеют свои, подчас весьма необычные названия. Именно так обстоит дело с особым оттенком бежевого цвета, который даже в некоторых официальных документах именуют «цветом бедра испуганной нимфы».

Давайте попробуем разобраться, откуда этот оттенок бежевого получил столь необычное и довольно поэтическое название. Для этого придётся погрузиться в историю. До 1917 года в Российской Империи, как известно, вторым языком после русского в высшем обществе был французский. И названия многих оттенков цвета произносились именно на французском.

По данным некоторых источников, к появлению названия этого оттенка приложил руку сам Лев Николаевич Толстой! Впервые он применил это название на французском языке в своем романе «Война и мир» — cuisse de nymphe effrayée. Как пишет эксперт в области искусствознания, доктор искусствоведения Раиса Мардуховна Кирсанова, «на русском языке этот цвет был известен среди современников как один из оттенков розового цвета — «неоспоримо розовый». Его называли «ляжкою тронутой нимфы», или «устами любви», или цветом «ляжки испуганной Машки». В начале XX века он получил наконец свое нынешнее, более благозвучное имя «цвет бедра испуганной нимфы».»

«Какого цвета бедро испуганной нимфы? Ответ на этот вопрос был дан в 1802 г. с появлением новой розы-альба, получившей соответствующее название. Роза «Бедро испуганной нимфы» почти легенда, однако сегодня нет точной информации относительно ее создателя, ни о том из каких именно сортов она была выведена. Предположительно, сорт «Бедро испуганной нимфы» появился в цветниках Жан-Пьера Вибера, легендарного создателя новых сортов цветов, а также винограда. Существует также более светлая, почти белая разновидность «Бедро нимфы». Испугом нимфы объясняется присутствие в оттенке розоватового цвета (пугаясь, нимфа краснеет).

Это пышное, несколько помпезное название было старомодным уже на рубеже XIX и XX веков, не говоря о сегодняшнем дне. А какие ещё названия цветов мы с вами «потеряли»? Оказывается, наши потомки знали толк в обозначении цветовых оттенков! Предлагаем Вам невероятно обширную подборку нетривиальных названий цветов и оттенков, которые сейчас уже почти не употребляются в разговорной и письменной речи. А жаль…

  • Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»).
  • Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
  • Адского пламени, адского огня — лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
  • Алебастровый — бледно-желтый с матовым оттенком.
  • Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
  • Альмандиновый — темно-вишневый.
  • Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou.
  • Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
  • Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего — о цвете неба.
  • Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
  • Багор — густо-красный с синеватым оттенком.
  • Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
  • Барканский — один из оттенков красной гаммы (от баркан — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
  • Бистровый — густой коричневый, бурый (от бистр — прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
  • Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки».
  • Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
  • Бисквитный — нежный серовато-зеленый.
  • Бискр — цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
  • Бисмарк-фуриозо — коричневый с красный отливом.
  • Бисной — седой, серебристый.
  • Бистровый — цвет бистра, густой коричневый, бурый.
  • Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет.
  • Бле-раймондовый — оттенок синего цвета (от фра. bleu «синий»+ имя Raymond).
  • Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
  • Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
  • Болкатый — черный, темный.
  • Бордоского вина — красно-фиолетовый.
  • «Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» — материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
  • Бристольский голубой — ярко-голубой.
  • Брусничный — когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
  • Брусьяный, брусвяный — красный, багряный, цвета брусники.
  • Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
  • Буланый — серо-бежевый.
  • Бурнастый — то же, что бурый.
  • Бусый — темный голубо-серый или серо-голубой.
  • Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.
  • Веселая вдова — оттенок розового.
  • Вердепешевый — желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
  • Вердепомовый — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
  • Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
  • Вермильон — ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermil-lion.
  • Винный — желтовато-красный.
  • Влюбленной жабы — зеленовато-серый.
  • Вороний глаз — черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
  • Вощаный — цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
  • Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.
  • Гаити — или розовый, или ярко-синий.
  • Гвоздичный — серый.
  • Гелиотроповый — цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
  • Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
  • Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
  • Голубиной шейки — оттенок серого.
  • Гороховый — серый или грязно-желтый.
  • Гортензия — нежно-розовый.
  • Гридеперливый — жемчужный оттенок серого.
  • Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как «розового».
  • Гусиного помета (мердуа) — желто-зеленый с коричневым отливом.
  • Двуличневый — с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
  • Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
  • Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
  • Дикий, дикенький — светло-серый.
  • Драконьей зелени — очень темный зелёный.
  • Дроковый — желтый, цвет краски из цветка дрока.
  • Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый».
  • Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
  • Жаркий — оранжевый, насыщенно-оранжевый.
  • Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
  • Жженого кофе — сложный оттенок коричневого.
  • Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого.
  • Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.
  • Жирафовый — желто-коричневый.
  • Жонкилевый — цвет нарцисса.
  • Зекрый — темный, светло-синий, сизый.
  • Инкарнатный — цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
  • Испуганной мыши — нежно-серый цвет.
  • Иудина дерева — ярко-розовый (У Иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
  • Какао-шуа — цвет горячего шоколада.
  • Камелопардовый — желтовато-коричневый.
  • Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
  • Кармазинный, кармезинный — насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
  • Карминный, карминовый — оттенок ярко-красного.
  • Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого.
  • Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
  • Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
  • Кипенный, кипенно-белый — белоснежный, цвет кипеня — белой пены, образующейся при кипении воды.
  • КашУ — рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
  • Колумбиновый — сизый, от франц. colombin, «голубь».
  • Коричный — то же, что коричневый.
  • Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
  • Кошенилевый — ярко-красный, слегка малиновый.
  • Краплачный, краповый — ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
  • Кумачовый — цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
  • Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
  • Кубовый — синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же — индиго).
  • Куропаткины глаза — светло-красный.
  • Лабрадоровый — цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
  • Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
  • Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.
  • Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
  • Лилейный — нежно-белый, цвет белой лилии.
  • Лондонского дыма — тёмно-серый.
  • Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
  • Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.
  • Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.
  • Магово-гуляфный — красно-розовый.
  • Маджента — ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло в то же время.
  • Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
  • Маренго — серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим — ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
  • Маренго-клер — светло-серый.
  • Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
  • Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
  • Массака — темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
  • Медвежий (он же медвежьего ушка) — темно-каштановый оттенок коричневого.
  • Милори — темно-голубой, синий.
  • Мов — розовато-лиловый.
  • Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
  • Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.
  • Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый.
  • Накаратовый, накаратный — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.
  • Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому — он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» — коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
  • Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
  • Облакотный — цвета облака.
  • Оброщеный — багряный.
  • Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца (вишнёво-розовыйо минерал класса силикатов, сегодня более известен под названием родонит).
  • Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
  • Орельдурсовый — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
  • Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.
  • Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
  • Павлиний — синевато-лиловый.
  • Палевый — розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
  • Парижская синь — ярко-синий.
  • Парижский голубой — cветло-голубой.
  • Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
  • Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.
  • Паука, замышляющего преступление — темный оттенок серого. По другим источникам — черный с краснотой.
  • Пелесый — темный, бурый.
  • Перванш — бледно-голубой с сиреневым оттенком.
  • Перловый — жемчужно-серый, от франц. perle, перл, жемчуг.
  • Померанцевый — апельсиновый с розовым.
  • Порфирный, порфировый — пурпурный.
  • Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
  • Плавый — светло-желтый. У Даля — изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
  • Празеленый — иссиня-зеленоватый.
  • Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.
  • Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
  • Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».
  • Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).
  • Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки «блоха в обмороке», «блошиное брюшко» и – врут, наверное, – цвет «блохи в родильной горячке»).
  • Ранжевый — то же, что оранжевый.
  • Резвая пастушка — оттенок розового.
  • Рвота императрицы — оттенок коричневого.
  • Редрый — бурый, рыжий, красноватый.
  • Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
  • Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
  • Семги — оттенок розового.
  • Селадоновый — серовато-зеленый.
  • Сизый — цвет голубя, после просто синий.
  • Силковый — голубой, васильковый.
  • Сине-алый — темно-фиолетовый.
  • Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».
  • Синявый — с синим отливом.
  • Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.
  • Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый.
  • Соловый — серый. По этому цвету назван соловей.
  • Сольферино — ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.
  • Сомо — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
  • Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
  • Стризовый — ярко-красный.
  • Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».
  • Танго — оранжевый с коричневым оттенком.
  • Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю — темносиний, согласно Новому словарю русского языка — темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
  • Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
  • Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
  • Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
  • Фисташковый — грязновато-зеленый.
  • Фрез, фрезовый — цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка — розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
  • Фуксии — насыщенный розовый.
  • Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.
  • Червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
  • Чермной — искрасна-рыжий.
  • Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
  • Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.
  • Шамуб — светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi, верблюд.
  • Шанжан — цвет с переливающимися оттенками.
  • Шарлах — ярко-красный, от названия краски.
  • Шартрез — жёлто-зелёный.
  • Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
  • Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
  • Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
  • Электрон — ярко-голубой с прозеленью.
  • Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.
  • Юфтевый — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
  • Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.
Читайте также:  Чего нельзя после мышиной лихорадки

источник

« Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А »

Edmond et Jules de Goncourt

MÉMOIRES DE LA VIE LITTERAIRE

Составление и комментарий

Вступительная статья В. Ш о р а

Редактор перевода В. Д ы н н и к

«Дневник» братьев Гонкуров — явление примечательное. Уже давно

он завоевал репутацию интереснейшего документального памятника

эпохи и талантливого литературного произведения.

Всякий, кто интересуется французской культурой прошлого века,

не может миновать «Дневник», со страниц которого встают многочис

ленные образы деятелей литературы, искусства, науки — крупнейших,

памятных нам и по сей день, и второстепенных, в том числе ныне уже

забытых, но сыгравших определенную роль в умственной π художест

венной жизни своего времени.

Наполненный огромным историко-культурным материалом, «Днев

ник» Гонкуров вместе с тем не мемуары в обычном смысле. Это отнюдь

не отстоявшиеся, обработанные воспоминания, лишь вложенные в

условную дневниковую форму, а живые свидетельства современников об

их эпохе, почти синхронная запись еще не успевших остыть, свежих

впечатлений, жизненных наблюдений, встреч, разговоров. Запись тем

более интересная, что авторы с удивительной последовательностью и

упорством вели ее день за днем на протяжении долгих лет. Гонкуры

мыслили «Дневник» как своего рода «стенограмму» действительности;

многое в нем показано эскизно, фрагментарно, порой поверхностно. Но

при чтении «Дневника» недостаточная глубина анализа и незавершен

ность образов искупаются острым ощущением встречи с «живой

жизнью», как бы захваченной авторами врасплох, — ее теплом обдает

читателя каждая страница, он словно вступает в непосредственное,

интимное соприкосновение с миром, запечатленным Гонкурами.

Гонкуры играли заметную роль в литературной жизни Франции

второй половины XIX столетия, находились в самой гуще литературно-

эстетической борьбы. Вместе с Флобером сражались они за утверждение

реалистического искусства и были основоположниками «натуралисти

ческой школы», вождем которой стал Золя. Положение Гонкуров в ли

тературе связало их личными и идейно-творческими отношениями с

виднейшими собратьями по перу. «Дневник» поэтому изобилует фак

тами высокой исторической ценности. Необозримо много в нем и вся

кого другого материала, относящегося к окружавшей Гонкуров жизни.

«Стенографический» характер записей в «Дневнике» отнюдь не ста

новится у Гонкуров в противоречие с требованиями художественной

взыскательности. Многие их страницы отличаются замечательным лите

ратурным мастерством, представляют собой образцы прозы, которую

можно охарактеризовать как словесную живопись, воспроизводящую

мгновенные аспекты действительности, тончайшие оттенки в облике

Литературная борьба, в которой участвовали Гонкуры, развертыва

лась главным образом на почве романа. Романы Гонкуров вместе с со

провождающими их предисловиями-манифестами отличались определен

ной новизной и оказали немалое влияние на развитие французской ли

тературы. И, однако, даже лучшие гонкуровские романы по своей худо

жественной силе и познавательному значению уступают «Дневнику», на

котором доныне основана популярность их имени.

Братья Гонкуры были сыновьями наполеоновского офицера, дворя

нина во втором поколении, получившего при Людовике XVIII титул

виконта. Старший из братьев, Эдмон, родился в 1822 году, младший,

Жюль, — в 1830 году. Дворянством своим они гордились и в 60-х годах

даже затеяли судебный процесс против автора одного справочника, упо

мянувшего о них в такой, показавшейся им оскорбительной, форме:

«Эдмон и Жюль Гюо, именуемые де Гонкур». Аристократические пред

рассудки были в них сильны всю жизнь, и Гонкуры тем более укрепля

лись в них, чем более ненавистным становилось им окружавшее их

общество «лавочников». Предрассудки эти наложили некоторый отпе

Дворянское звание, однако, само по себе не давало материального

обеспечения, достаток семьи был довольно скромным. По окончании

коллежа Эдмон должен был служить клерком у адвоката, а затем чинов

ником в казначействе. Но и он и младший его брат испытывали отвра

щение ко всем «респектабельным» буржуазным профессиям. С ранних

лет в обоих пробудилась любовь к искусству и литературе. Вскоре после

смерти матери, в 1848 году, Эдмон оставляет тяготившую его службу,

а Жюль, еще не закончивший обучения в коллеже, пишет в то же время

«Мое решение твердо, и ничто не заставит меня его изменить: ни

уговоры, ни советы, даже если они будут исходить от тебя, моего испы

танного друга. Я не буду делать ничего, если употребить ходовое выра

жение, хотя оно и неверно по существу. Я знаю, что мне станут без

конца читать мораль некоторые члены моей семьи, которые хотят обес

печить мое будущее, поместив меня в одно из тех затхлых мест, где

скапливаются счета и копии с деловых писем и откуда молодые люди

вроде меня обычно начинают свою карьеру. Но что поделать? У меня нет

ни капли честолюбия. Это чудовищно, но это так. Пусть мне предо

ставляют самую лучшую в мире должность, с самым высоким жало

ваньем — я все равно от нее откажусь».

Уже в молодые годы, став свидетелями серьезных общественных по

трясений: революции 1848 года, опрокинувшей Июльскую монархию,

классовых боев в годы буржуазной республики, государственного пере

ворота 2 декабря 1851 года и установления Второй империи, — Гонкуры

прониклись неприязнью к современной им действительности и доста

точно проницательно оценивали происходившие на их глазах события.

«Не следует заблуждаться, мой милый Луи, — писал Жюль своему другу

после июньского восстания 1848 года, — это начало социальной войны

бедного против богатого, того, кто не владеет ничем, против того, кто

владеет многим». Эдмон в то же время отмечает в одном из писем, что

«под красным знаменем сражалось 50—60 тысяч, и пол-Парижа поддер

живает новые доктрины». Заглядывая в будущее, он высказывает про

зорливые предположения: «Какими бы абсурдными ни казались социа

источник

Сирано де Бержерак
By Эдмон Ростан

Жирафы в изгнании (влюбленной жирафы, жирафьего брюха)— сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

Маренго — черный с серым отливом. Именно такого цвета было сукном шинели Бонапарта, который со своей армией в 1800 году разгромил австрийские войска в итальянском селении Маренго. В России начала XIX в. закрепилось название «маренго-клер» (франц. marengo clair — «маренго светлый»), то есть светло-серый.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827 году. Происхождение и смысл одной цветовой метафоры в поэме Н. В. Гоголя (Гоголь и Айвазовский)

Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Название появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Сольферино — ярко-красный. Назван в честь сражения при Сольферино (1859 г) между объединенными войсками Франции и Италии против австрийской армии.

Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную «Калиостро» или «Ожерелье Королевы»(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой «кардинала на соломе » и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки «блошной», «блошиный»; «блошиного брюшка», цвет «блохи в родильной горячке», «блохи, упавшей в обморок», «блошиной спинки», «влюблённой блохи», «мечтательной блохи». ). В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. «Это цвет блохи!», — воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в «цвет блохи». Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла — шмальты (смальты).

Изабелловый — бледно-соломенный либо серо-желтый. По имени принцессы Изабеллы, давшей в 1601 году обет
не менять рубашки пока крепость Остенде не будет взята. Осада крепости длилась три года.

Испуганной мыши — нежно-серый цвет.

Цвет бедра нимфы — бледно-розовый. Фраза является переводом французского cuisse de nymphe effrayée, откуда и была заимствована.

Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пелёнок после того, как Мария-Антуанетта продемонстрировала своего новорожденного сына, который перед всеми «оскандалился»

источник

Кстати, о радуге. точнее о цвете )
А вот вы знаете, как выглядит цвет экрю?
Или, например, перванш, маренго, маренго-клер, померанцовый, цвет фуксии, сомо? 🙂
Я не выпендриваюсь. Моя мама, женщина эрудированная и начитанная, все время говорит такие непривычные названия.
У метро покрасили дом. — о, да это цвет экрю.
Тетя покрасила волосы — слушай! замечаталеньй оттенок! Долго выбирала? Такой прекрасный божоле.
Постелили пол на даче — шампань.
Больше всего добило, когда мама посмотрела на мою «живопись» пастелью и сказала — о. какой красивый жиразол у тебя в этом углу.
Недавно она выдала очередной перл и я полезла в словарь «цветов», расширять свой словарный запас.
Оказалось, что их тьма-тьмущая. От нормальных до невменяемой экзотики.

Авантюрин — [от авантюрин ‘минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды’; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. Как бы от себя 🙂 — этот цвет стал моим безумием во время ремонта. Сейчас он на пик моды! Посмотрите вокруг! — ламинат или паркетная доска — цвета венге, шкафчик — цвета венге, тумбочка — венге, мойдодыр — венге, стакан — венге, дверь — венге, стул, стол, всевозможная мебель и т.п.! Сплошной ВЕНГЕ.

Вердепешевый — [от фр. vert-de-pеche ‘зелень персика’] — желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.

Вердепомовый — [от фр. vert-de-pomme ‘зелень яблока’] — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри — зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вердрагоновый — [франц. vert dragon ‘зеленый драгунский’; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon ‘дракон’] — оттенок темно-зелёного.

Вермильон, вермильоновый — [франц. vermillion ‘ярко-красный, алый; румянец’] — ярко-алый с оранжевым оттенком.

Веселая вдова — оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.

Виардо — [искаженное фр. vert d’eau ‘зелень воды’] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.

Винный — желтовато-красный.

Влюбленной жабы — зеленовато-серый.

Вороний глаз — черный, глубокий черный оттенок – рекомендовался для дорогих фраков, такого цвета могла быть лишь шерсть высочайшего качества. Любая другая очень скоро приобретала рыжеватый оттенок.

Воронова крыла — черный с синеватым отливом.

Вохра, вохряной — то же, что охра.

Вощаный, восковой — цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.

Выдровый — цвет меха выдры, грязновато-зеленый.

Гавана или гавана-браун — темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.

Гаити — или синий и красный — цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.

Читайте также:  Определение типов температурных кривых при лихорадках

Гагатовый — чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата — чёрный или коричнево-чёрный.

Гелиотроповый — 1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.

Геморроидальный — модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова — серо-желтый, измождённый. Также параличный.

Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец, горная синь, английская горная синь — ярко-синяя краска.

Голубиной шейки — оттенок серого.

Гороховый — цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.

Гортензия — нежно-розовый.

Гридеперливый — жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.

Гуляфныйастрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.

Гусиного помета (мердуа)
— желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый — с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.

Дети Эдуарда — оттенок розового. Картина Делароша «Дети Эдуарда IV» , принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа «под детей Эдуарда»). http://img.encyc.yandex.net/illustrations/euroart/pictures/1/1-359-01.jpg

Джало санто — желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький — светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени — очень темный зелёный.
«Так я впервые увидел драконье стекло.
Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании — топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками». (
АБРАХАМ МЕРРИТ «СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО»)

Драконий крови — это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый — ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Дымный, дымчатый — с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.

Жандарм — оттенок голубого. Бытовало даже выражение «голубые штаны», которым обозначали служащих жандармского управления.

Жаркий (он же горячий) — оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Жженого кофе — сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба — сложный оттенок коричневого.

Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.

Жирафовый — желто-коричневый.

Жирафьего брюха или брюха жирафа — сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

Жонкилевый — золотисто-желтый, жонкиль — один из видов рода нарцисса.

Зекрый — светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый — бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго — темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный — (от лат. ‘сarneus’ мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши — нежно-серый цвет.

Какао-шуа — (франц. ‘сacao-сhoix’ отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета. http://www.thedrinkshop.com/images/products/main/2999/2999.jpg

Кардинал на соломе — сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную «Калиостро» или «Ожерелье Королевы»(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой «кардинала на соломе » и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный
, кармезинный — (франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Карминный — ярко-красный.

Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: «кармелитовый», «капуциновый» и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок «жженого хлеба» или «жженого кофе» и «лесных каштанов».

Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный — красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.

КашУ
или катеху — красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом — желтый цвет, с солями железа — оливковый, с медн. и хромов.— коричневый и черный.
Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Кипенный, кипенно-белый — белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый — (от франц. ‘colombin’ голубь) голубиный, сизый.

Коричный
— от «корица» то же, что коричневый.

Королевский голубой — калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый — от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый — алый, , мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Краска — красный цвет, краснота, краснина.

Кумачовый — иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.

Купоросный — пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый — ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).

Куропаткины глаза — обозначен в периодике как светло-красный.

Лабрадоровый — цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков. http://www.sammir.net/dop_image/f58.jpg

Лавальер — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия животного) — желтовато-коричневый.

Лесных каштанов — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный — нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.

Лондонского дыма — тёмно-серый.

Лорд Байрон или байронов — [от имени англ. поэта Дж. Байрона] — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.

Лосинный — грязно-белый, цвета лосин.

Лягушки в обмороке — светлый серо-зеленый.

Магово-гуляфный — красно-розовый.

Маджента — с итал. — ярко-красный, фуксин, с англ. — пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.

Майский жук — цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом. http://www.landscape.ru/pest/melolontha/image/3.jpg

Маков цвет [чаще всего о лице] — цвет красного мака: румяный, пунцовый.

Маренго — серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер — светло-серый.

Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.

Массака — темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».

Медвежий, медвежьего ушка — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Мов — розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauvéine — анилиновый пурпур) — первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

Мордоре, мардоре — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара — похож на цвет давленой брусники.

Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый.

Нагой — телесный.

Накаратовый — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Нанковый (нанка, нанкинной) — цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.

Нефритовый — насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный — цвета облака.

Оброщеный — багряный.

Орлецовый — красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый — молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Осиновый — зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний — синевато-лиловый.

Палевый — бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille «солома». У Даля — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь — ярко-синий.

Парижский голубой — cветло-голубой.

Парижской грязи — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

Парнасской розы — оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление — тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам — черный с краснотой.

Пелесый — темный, бурый.

Перванш — серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый — (от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.

Померанцевый — ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец — дерево и плод горький апельсин.

Порфирный — пурпурный, багряный; (от греч. porphýreos — пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме. Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты — в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже — кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир — древние символы власти, признаки царственности их обладателя. Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

Последний вздох жако — желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый — светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Празеленый — иссиня-зеленоватый.

Праземный — цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».

Пунцовый — ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пьяная вишня — коричневый с красноватым оттенком.

Пюсовый — бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce «блоха». Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки «блошной«, «блошиный«; «блошиного брюшка«, цвет «блохи в родильной горячке«, «блохи, упавшей в обморок«, «блошиной спинки«, «влюблённой блохи«, «мечтательной блохи«. ). В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. «Это цвет блохи!», — воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в «цвет блохи». Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

Ранжевый — то же, что оранжевый.

Резвая пастушка — оттенок розового.

Рвота императрицы — оттенок коричневого.

Рдяный — красный, алый.

Редрый — бурый, рыжий, красноватый.

Ржавчинный — ржавый, рыжий.

Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Рудожелтый — оранжевый, рыжий.

Рудый — желтый с красноватым оттенком.

Сажной — цвета сажи: черный.

Савоярский — цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги — оттенок розового.

Сепия (он же китайская тушь) — коричневый, краска, добываемая из чернил каракатицы.

Селадоновый — серовато-зеленый.

Сизый — цвет голубя, после просто синий.

Силковый — голубой, васильковый.

Сине-алый — темно-фиолетовый.

Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».

Синявый — с синим отливом.

Скарлатный — ярко-красный, от англ. scarlet.

Смарагдовый — цвет смарагда (устаревшее название изумруда).

Смурый — коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти — иногда с коричневатым оттенком.

Солдатский — цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.

Соловый — серо-желтый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино — ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.

Сомо, сому (сомон) — от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».

Спаржевый — цвет спаржи: оливковый.

Старой розы — грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый — ярко-красный.

Сургучный — коричневый, цвет почтового сургуча.

Сюрприз дофина. Он же — цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними «оскандалился».

Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле «Креольское правосудие».

Таусинный — синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый — коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый — темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука — красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.

Фисташковый — грязновато-зеленый.

Фрез, фрезовый — [от франц. ‘fraise’ земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.

Фуксии
— насыщенный розовый.

Хаки — сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. Обычно форменная. Название от англ. — khaki, восходящего к инд. от перс. hak — земля, пыль.

Хризолитовый — цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый.

Хризопразовый — цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый.

Циан — также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.

Цининный — зеленый.

Цинковый — цвета цинка, синевато-белый.

Червонный — красный, алый, ярко-красный.

Червленый, червчатый — смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый. Червец — насекомое Coccus, дающее червцовую краску.

Чермной — рыжий, искрасна-рыжий или червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета..

Чернильный — цвет фиолетовых чернил.

Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань — прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб — [от франц. ‘chamoi’ верблюд] светлый рыже-коричневый.

Шанжан — цвет с переливающимися оттенками. Шанжан — пестротканая ткань с контраст­ной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шарлах
или шерлак — ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.

Шартрез — жёлто-зелёный.

Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.

Электрик — цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон — ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый) — багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый, юфтяной, юхотный — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка, медянка— яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.

Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.

. и так далее.

Ссылки: они здесь были. пост со временем увеличился, пришлось убрать.

источник