Меню Рубрики

Сестринский уход при гипертермии лихорадке

Уход за лихорадящими больными имеет большое значение для облегчения состояния больного, его выздоровления. В процессе ухода важна работа медицинской сестры, которая при непосредственном общении с больным наблюдает за динамикой его состояния, отмечает появление новых симптомов. Медицинская сестра проводит лечебные и гигиенические мероприятия, раздает лекарственные препараты в определенное время и следит за их приемом. Немаловажную роль играют прием и введение лекарственных средств больному по часам, так как задержка или пропущенный прием приводят к сбою лечебного процесса и задержке выздоровления. Медсестре у постели тяжелого больного необходимо знать симптомы осложнений заболевания, опасные для жизни, уметь вовремя заметить их, сообщить врачу и оказать экстренную помощь.

Для ухода за лихорадящими больными нужно знать о стадиях болезненного процесса. Стадии можно легко определить при кратковременной лихорадке (малярия, грипп) и трудно — при длительном.

Каждая стадия имеет свою симптоматику и особенности течения, поэтому уход за больным в разные стадии лихорадочного процесса имеет свои особенности.

Выделяют три стадии лихорадочного процесса:

• стадия нарастания температуры;

• стадия максимального подъема температуры,

• стадия снижения температуры.

В первой стадии нарастания температуры теплопродукция значительно преобладает над теплоотдачей. Эта стадия может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Объективно она проявляется головной болью, болью в мышцах, слабостью, жаждой, иногда отмечается побледнение конечностей. Быстрый подъем температуры обычно переносится больным плохо из-за сотрясающих тело ознобов. Больного следует прежде всего согреть: укрыть теплым одеялом, обложить теплыми грелками (во избежание ожогов грелка не должна быть очень горячей и соприкасаться с телом, для этого ее лучше завернуть в полотенце), дать больному выпить горячий сладкий чай, отвар трав. В этой стадии нужно следить за состоянием больного, его органов и систем (измерять артериальное давление, пульс, следить за диурезом).

Во второй стадии максимального подъема температуры наблюдается относительное равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Это наиболее устойчивый период лихорадочного процесса. Длительность его также может быть от нескольких часов до нескольких дней. Прекращается подъем температуры, в результате проходит озноб, уменьшается дрожь в мышцах (следовательно, и боль в них), снижается спазм периферических сосудов, появляется гиперемия (покраснение) кожных покровов.

Больные в этой стадии жалуются на головную боль, слабость, сухость во рту, чувство жара. Отмечаются учащенное сердцебиение (тахикардия), учащенное дыхание (тахипноэ), может наблюдаться снижение артериального давления — гипотония.

В этой стадии происходит нарушения обмена веществ. В организме начинают подвергаться распаду углеводы, жиры, белки, одновременно с этим в связи со снижением переваривания и всасывания уменьшается поступление в организм питательных веществ. Все это приводит к истощению организма. Больные худеют. В этой стадии большое внимание надо уделять состоянию сердечно-сосудистой системы, своевременно назначать препараты для урежения пульса, при гипотонии поддерживать артериальное давление на нормальном уровне. Больным необходимы обильное витаминизированное питье, прием жаропонижающих средств.

В третьей стадии при снижении температуры теплопродукция снижается, теплоотдача повышена. Снижение температуры может происходить по типу лизиса — это медленное, длительное снижение температуры, или по типу кризиса, когда температура снижается быстро в течение нескольких часов.

Резкое снижение температуры ниже нормального уровня протекает с ухудшением общего состояния больного. У больного возникают общая слабость, жажда, вновь может появиться озноб. Кожные покровы бледнеют, выступает холодный пот, снижается артериальное давление, учащается пульс, но становится малым, мягким, дыхание частое.

При благоприятном течении критического снижения температуры у больного отмечается повышенное потоотделение, дыхание и пульс сохраняются в норме, лихорадочное возбуждение проходит, больной засыпает.

Тяжесть течения периодов лихорадочного процесса зависит от заболевания, вызвавшего лихорадку, общего состояния организма, функционального состояния нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы больного, интенсивности окислительных процессов.

При повышении температуры происходит нарушение обмена веществ в организме. Нарушается водно-солевой баланс, повышается жировой обмен, увеличивается выделение азота с мочой, повышается уровень сахара в крови, нередко наблюдается глюкозурия. При лихорадке наблюдается учащение числа сердечных сокращений на 10 ударов в минуту при повышении температуры на 1 °С. Также соответственно повышению температуры и частоты сердечных сокращений происходит учащение дыхания.

Повышение температуры отражает состояние реактивности организма, его возможности в борьбе с инфекцией. Но не всегда возможно расценивать лихорадку как благоприятный для организма больного процесс. Чрезмерное повышение температуры, как и снижение ее ниже нормы, всегда тяжело переносится больными и оказывает неблагоприятное воздействие на организм, поэтому в лечении лихорадки необходим индивидуальный подход к каждому больному.

Больным с лихорадкой требуются особое внимание и уход. В различные периоды лихорадочного процесса уход за больным имеет свои особенности. При гипертермии больному нужно обеспечить покой, постельный режим. Больного следует тепло укрыть, при необходимости (при потрясывающем ознобе) согреть грелками. Его нужно поить горячим сладким чаем. В период максимального подъема температуры в результате возбуждения центральной нервной системы возможно неадекватное поведение больного. Таким больным требуется постоянное наблюдение медицинской сестры. Она должна следить за частотой пульса, уровнем артериального давления. При ухудшении состояния больного постовая медсестра должна немедленно сообщить об этом врачу.

При высоких цифрах температуры, больших ее колебаниях, длительном течении лихорадочного процесса больной сильно истощается. Для поддержания организма больного, восполнения энергетических затрат, повышения его сопротивляемости необходимо в рацион больного включать высококалорийные, высокобелковые и легкоусвояемые продукты питания в жидком или полужидком виде. Больного можно кормить куриными бульонами с протертыми овощами, кашами. В период повышения температуры у больного снижен аппетит, поэтому необходимо больного кормить часто, но маленькими порциями. При гипертермии в организме больного накапливаются токсические продукты, которые оказывают повреждающее действие на клетки организма. Для выведения токсических веществ больному необходимо обильное, витаминизированное питье, можно давать больному

фруктовые и ягодные соки, морсы, минеральную воду. В рационе больного ограничивается потребление поваренной соли. В этом периоде у больного отмечается сухость во рту, могут появляться небольшие язвочки (афтозный стоматит), трещины в углах рта. Для облегчения состояния медсестра должна смазывать ротовую полость больного раствором фурацилина (нитрофурал), язвочки обрабатывать 3%-ным раствором перекиси водорода, трещины смазывать стерильным вазелиновым маслом или любым жирным кремом. При чрезмерном повышении температуры у больного может наблюдаться резкая головная боль, для ее уменьшения на лоб кладут пузырь со льдом или холодный компресс. Для этого в холодной воде (лучше со льдом) смачивают кусок сложенной в несколько слоев гигроскопической ткани, слегка отжимают и накладывают на лоб. Через 3—5 минут его заменяют на другой, и так можно продолжать в течение часа. Иногда в воду добавляют уксусную кислоту. Для снижения температуры применяют также обтирания прохладной водой. Для профилактики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы можно протирать область крупных сосудов, сердца водкой. Медицинская сестра должна следить, чтобы больной не мерз, чтобы в палате не было сквозняков, шума.

Разбор клинического случая за конкретным пациентом

Кулагина Елена Григорьевна

Дата поступления: 29.06.2016

Диагноз при поступлении: левосторонний гонартроз III степени

На 2-ой день после операции у пациентки поднялась температура – 38,5 °С (фебрильная). Пациентка жаловалось на слабость и головную боль. Больную укрыли теплым одеялом, дали горячий чай. Затем, по назначению врача, пациентке дали анальгин.

· Обуховец Т. П. Основы сестринского дела / Т. П.Обуховец, Т.А.Скля­ рова, О. В. Чернова. — Ростов н/Д, 2002.

· Мухина С. А. Теоретические основы сестринского дела / С. А. Мухина, И. И.Тарновская. — М., 2001.

· Фомин И.Г. Общий уход за больными / И.Г.Фомин. — М., 2000.

· Основы сестринского дела : учеб. для студ. сред. проф. 0-753 учеб. заведений / И. X. Аббясов, С. И.Двойников, Л. А. Карасева и др. ; под ред. С. И.Двойникова. — М. : Издатель­ский центр «Академия», 2007. — 336 с.

источник

Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: теория и практика. – Ростон н/Д: Феникс, 2016

Терморегуляция — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.

Терморегуляция — функциональная система. Состоит из периферических терморецепторов кожи, кровеносных сосудов и центральных — гипоталамуса, щитовидной железы и надпочечников.
Образование тепла происходит в результате окислительных процессов во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью. Ткани и органы, производящие активную работу, выделяют большее количество тепла, чем соединительные ткани, кости, хрящи.

Усиление теплообразования возможно при снижении температуры окружающей среды, а в условиях высоких температур — повышение теплоотдачи.

Кожа, скелетные мышцы отдают больше тепла, и охлаждение происходит сильнее, чем во внутренних органах.

теплоизлучение — расширение кровеносных сосудов — при потоотделении и испарении влаги;

конвенция — движение потоков воздуха — применение вентилятора, проветривание помещения;

теплопроведение — физические методы охлаждения — применение пузыря со льдом, примочки, обтирания, обертывания влажной простыней.
Теплопродукция — результат биохимических процессов.

Теплоотдача — результат физических процессов,

Чрезмерные отклонения температуры тела от нормы — гипотермия или гипертермия (пирексия) — могут привести к нарушению жизненно важных функций организма и вызвать судороги, а в критических ситуациях — летальный исход. Внутренняя температура тела ниже 35°С вызывает снижение активности процессов метаболизма. К гипотермии приводят: воздействие холодом, переливание крови, хирургическое вмешательство или гемодиализ у тяжелых пациентов.

Лихорадка (febris) — повышение температуры тела человека выше 37°С, защитно-приспособительная реакция организма в ответ на воздействие чужеродных агентов (пирогенных веществ).

Пирогенные вещества (греч. руr — жар): микробы и их токсины, вакцины, сыворотки, продукты распада собственных тканей организма при травмах, некрозах, ожоговых состояниях.

Температура отражает степень реактивности заболевшего человека, и поэтому этот показатель необходим для оценки его физического состояния.

Пирогены вызывают активную защитную реакцию организма с изменением функции терморегуляции: теплоотдача резко снижается (происходит сужение кожных сосудов), а теплопродукция возрастает, что способствует накоплению тепла и повышению температуры тела — лихорадке.

• гиперемия кожных покровов;

• умеренное повышение потоотделения;

• разница между подмышечной и ректальной температурой — не более 0,5°С;

• умеренно выраженная тахикардия;

• умеренно выраженное повышение частоты дыхания.

Симптомы гипертермического синдрома:

• возбуждение, неадекватность поведения;

• мраморность кожных покровов;

• разница между подмышечной и ректальной температурой — более 0,7°С;

• судорожная готовность, судороги (чаще у детей младшего возраста).

Гипертермический синдром требует немедленной неотложной терапии!

Впервые термометр был предложен великим итальянским естествоиспытателем Галилео Галилеем (1564-1642 гг.). Впоследствии прибор усовершенствовали немецкий физик Г. Фаренгейт и шведский ученый А. Цельсий. В России медицинский термометр введен в лечебное дело в 1860 году.


Классификация лихорадочных реакций

По высоте По длительности
лихорадка °С лихорадка время
субфебрильная 37,1-38,0 мимолетная несколько часов
фебрильная (умеренная) 38,1-39,0 острая до 15 дней
пиретическая (высокая) 39,1-41,0 подострая до 45 дней
гиперпиретическая (сверхвысокая, чрезмерная) выше 41,0 хроническая более 45 дней

Зависимые сестринские вмешательства:

1. Ввести жаропонижающие препараты в различных лекарственных формах: таблетках, сиропах, растворах, суппозиториях.

2. Проводить оксигенотерапию централизованно посредством носового катетера/носовой канюли, децентрализованно — с помощью кислородной подушки.

Независимые сестринские вмешательства:

1. Использовать физические методы охлаждения: пузырь со льдом на голову и область печени, обтереть тело холодной водой, этиловым спиртом, раствором уксуса, обдувать воздухом при помощи вентилятора.

2. Поставить очистительную клизму.

3. Продолжать терапию основного заболевания.

Показатель адекватности проводимой терапии — снижение температуры тела на 0,5-1°С за 30-40 минут и тенденция к дальнейшему снижению температуры.
Измерение температуры тела в подмышечной впадине

Приготовить: медицинский термометр, салфетки/полотенце, температурный лист, контейнер с дезинфектантом.

2. Встряхнуть термометр до отметки столбика ртути ниже 35°С.

3. Осмотреть подмышечную область пациента и осушить салфетками (полотенцем).

4. Поместить резервуар термометра в подмышечную область на 10 минут.

5. Извлечь термометр и определить его показания.

7. Сообщить пациенту показания термометрии.

8. Погрузить термометр в дезинфектант.

9. Результат термометрии зафиксировать в температурном листе.

Сестринские вмешательства зависят от периода лихорадки
Гипертермическая реакция у пациентов протекает ступенчато в три периода с индивидуальной выраженностью и продолжительностью каждого этапа.

1-й период — подъем температуры тела (период озноба) — теплопродукция преобладает над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счет сужения кожных кровеносных сосудов.

Клинические проявления: слабость, недомогание, головная, мышечная боли, «ломота» во всем теле (симптомы общей интоксикации). Повышение температуры тела и спазм периферических сосудов вызывают у пациента озноб и дрожь, не может согреться. Пациент бледен, кожа холодная на ощупь.

• согреть пациента: грелками, теплым одеялом, горячим питьем (чай или молоко с мёдом, травяные сборы);

• наблюдать за внешним состоянием пациента, проводить термометрию, контролировать физиологические показатели — пульс, АД, ЧДД.

2-й период — относительное постоянство температуры тела (период жара, стабилизация лихорадочного состояния). Продолжительность: от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширены. Теплоотдача возрастает и уравновешивает повышенную теплопродукцию. Прекращение дальнейшего повышения температуры тела, её стабилизация.

Клинические проявления: симптомы общей интоксикации организма: жар, головная боль, слабость, снижение аппетита, сухость во рту, жажда. Внешний вид — гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах. При высокой температуре возможно нарушение сознания, галлюцинации, бред.

• следить за соблюдением пациентом строгого постельного режима;

— накрыть пациента лёгкой простыней;

— использовать холодовые воздействия — протирание кожи раствором уксуса или спирта, подачу пузыря со льдом, постановку холодного компресса;

• смягчить губы косметическими средствами;

• обеспечить витаминизированным питьем — не менее 1,5-2,0 литров (морсы, соки, чай с лимоном, минеральные воды, настой шиповника);

• кормить жидкой, полужидкой и легкоусвояемой пищей небольшими порциями 5-6 раз в день.

Тяжелое состояние пациента требует от медсестры динамического наблюдения за пациентом (индивидуального сестринского поста):

• контроль температуры тела, физических показателей (пульса, АД, ЧДД);

• контроль физиологических отправлений (особенно за диурезом);

• оценка поведенческой реакции.

При температуре тела выше 40°С — прохладные обтирания кожи. Жаропонижающие мероприятия — дезинтоксикационные воздействия — по назначению врача (лекарственные препараты, постановка очистительной, затем лекарственной клизм).
ПОМНИТЕ! Лихорадка — защитная реакция организма; многие бактерии и вирусы погибают при повышении температуры. Снижение повышенной температуры до субфебрилитета или нормального уровня ведет к дефициту выработки интерферона организмом. Интерферон — внутренний фактор защиты макроорганизма от патогенов.

Сестринские вмешательства при гипертермии

Снижать температуру тела постепенно, в зависимости от ее высоты:

при субфебрильной температуре:

• постельный, полупостельный режим двигательной активности (в зависимости от физического состояния пациента),

• обильное питье, не менее 1,5-2,0 литров;

при температуре тела 38,1 — 39,0°С:

• физические методы охлаждения;

• постановка очистительной клизмы;

в удовлетворительном состоянии — жаропонижающие препараты не показаны.

при температуре тела 39,1 — 40°С:

• антипиретики (парацетамол) — перорально или ректально;

• физические методы охлаждения;

ПОМНИТЕ! Курсовой прием жаропонижающих исключен — затрудняет диагностику бактериальной инфекции (необходима своевременная антибактериальная терапия).
при температуре тела выше 40,1°С (по состоянию пациента):

Длительное снижение аппетита в этом периоде может привести к дефициту веса, слабости, сонливости — потенциальные проблемы пациента.
3-й период — снижение температуры тела (период слабости, потливости). Теплопродукция уменьшена по сравнению с теплоотдачей.

Период протекает по-разному: благоприятно и неблагоприятно.

Благоприятный вариант — постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней. Такое падение температурной реакции называют литическим — лизис.

Неблагоприятный вариант, отягощающий процесс выздоровления — быстрое снижение температуры тела (например, с 41°С до 36,5°C) в течение нескольких часов. Такое падение температуры называют критическим — кризис.
Сестринские вмешательства при лизисе

Читайте также:  Каким образом экзогенные пирогены вызывают лихорадку

Состояние пациента неопасно, не требует специальных мероприятий. Следует обеспечить: комфорт нательного и постельного белья, адекватное питье, покой для восстановления физических сил организма и спокойного сна. По мере улучшения состояния пациента — расширение режима двигательной активности.

Кризис — резкое падение сосудистого тонуса со снижением АД, нитевидным пульсом. Другие симптомы: слабость, сонливость, холодные руки и ноги. Внешний вид пациента: обильный липкий пот, бледность кожных покровов, возможен цианоз. Акроцианоз (цианоз губ, ушей, носогубного треугольника, кончика носа, ушей). Кризис опасен развитием коллапса.

Коллапс — развитие острой сосудистой недостаточности. Характерно снижение сосудистого тонуса и уменьшение массы циркулирующей крови. Клинические проявления коллапса: резкое падение артериального давления, сердцебиение, головокружение, слабость, заторможенность, бледность кожных покровов.

Объем сестринских вмешательств зависит от гемодинамические показателей.
Сестринские вмешательства при кризисе:

1. Создать пациенту вынужденное положение в постели: приподнять ножной конец кровати, убрать подушку.

2. Укрыть пациента одеялом, не перегревать.

4. Согреть грелками, дать горячий кофе, крепкий чай.

5. Контролировать гемодинамические показатели (пульса; АД).

6. Приготовить по назначению врача препараты для повышения АД.

7. Сменить нательное, постельное белье.

8. Обеспечить комфортное состояние пациенту.
Потребность пациента в поддержании нормальной температуры

Проблемы Цели Вмешательства
1. Пациент не может обеспечить самоуход в период озноба (1-й период Пациент согрет, получит помощь сестры 1. Проводить динамическое наблюдение за лихорадочной реакцией.

2. Согреть пациента: грелками, горячим питьем.

3. Обеспечить комфорт в постели, укрыть теплым одеялом.

4. Рекомендовать родственникам приносить витаминизированное питье в термосе

2. Пациент испытывает дискомфорт вследствие интоксикации (2-й период лихорадки) Пациент чувствует себя более комфортно (уменьшение головной, мышечной, суставной боли; слабости) 1. Следить за соблюдением строгого постельного режима.

2. Рекомендовать родственникам обеспечить пациента х/б постельным бельем и одеждой, гигиенический уход.

3. Использовать физические методы охлаждения.

4. Проводить оценку показателей физического состояния (температуры тела, пульса, АД, ЧДД), документировать данные в температурном листе.

5. Контролировать диурез пациента.

6. Рекомендовать адекватный прием питья и пищи.

3. Риск обезвоживания из-за усиленного потоотделения Пациент получает адекватное количество жидкости 1. Объяснить пациенту необходимость регулярного приема жидкости в течение суток (до 2-х литров).

2. Рекомендовать родственникам обеспечить пациента прохладным витаминизированным питьем (морсы, шиповник, соки).

3. Контролировать водный баланс пациента.

4. Дефицит самоухода в период относительного постоянства температуры тела Пациент обеспечен сестринским уходом 1. Оказать помощь в личной гигиене, привлечь родственников.

2. Обеспечить комфортные условия для осуществления ухода (самоухода).

3. Обеспечить предметами ухода для осуществления личной гигиены в постели.

4. Помогать пациенту в удовлетворении физиологических потребностей и отправлений.

5. Поддерживать гигиенический комфорт помещения (температуру воздуха, влажность, уборку, проветривание).

6. Поощрять самостоятельность пациента.

5. Слабость вследствие резкого снижения температуры тела (кризис) Пациент адаптирован к своему состоянию 1. Обеспечить пациенту вынужденное положение в постели.

3. Проводить медикаментозную терапию для повышения АД по назначению врача.

4. Контролировать гемодинамические показатели.

5. Сменить нательное, постельное белье.

6. Обеспечить комфортное состояние в постели.

Акроцианоз — синюшность дистальных частей тела (губ, кончика носа, ушей, пальцев, носогубного треугольника) вследствие венозного застоя.

Антипиретики — жаропонижающие средства.

Интерферон — белок, синтезируемый в организме человека и подавляющий накопление патогенной микрофлоры.

Пирогены (пирогенные вещества) — биологически активные вещества (эндогенные, лекарственные), вызывающие повышение температуры тела.

Превентивный — предупредительный, профилактический.

Терморецепторы — рецепторы, воспринимающие изменения температуры, окружающей среды, при глубоком расположении — температуры тела.

Цианоз — синюшность кожных покровов и слизистых оболочек, обусловленных недостаточным насыщением крови кислородом.
РЕЗЮМЕ

Лихорадка — реакция организма на пирогенные реагенты, выражаемая в повышении температуры тела и имеющая защитно-приспособительное значение.

Лихорадка может сопровождать как инфекционные, так и не инфекционные процессы в организме человека.

В развитии лихорадочной реакции различают три стадии: подъема температуры, относительного ее постоянства на повышенном уровне и падения. Каждый период лихорадки имеет свои особенности, определенный симптомокомплекс. Сестра, наблюдая за пациентом, оценивает тяжесть его состояния, планирует мероприятия профессиональных действий и реализует их, что позволяет облегчить состояние пациента, предотвратить возможные осложнения и способствовать выздоровлению.

График температурной кривой в температурном листе может иметь диагностическое значение.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РЯБОТА

2. Механизм теплообразования.

5. Механизм развития лихорадки.

6. Классификация лихорадочных реакций по высоте.

7. Классификация лихорадочных реакций по длительности.

8. Виды лихорадочных реакций по характеру колебаний суточной температуры.

10. Симптоматика первого периода лихорадки.

11. Сестринская помощь пациенту в первом периоде лихорадки.

12. Симптоматика гипертермии.

13. Сестринская помощь пациенту во втором периоде лихорадки.

14. Третий период лихорадки.

15. Сестринская помощь пациенту при критическом снижении температуры тела.

+ механизм теплообразования и пути теплоотдачи;

+ понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.
Студент должен уметь

+ оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;

+ измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений;

+ проводить обработку термометра;

+ обучить родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.

источник

Гипертермическая реакция у пациентов протекает в 3 периода:

1-ый период — подъём температуры тела (период озноба) — теплопродукция преобладает над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счет сужения кожных кровеносных сосудов.

Проблемы: слабость, недомогание, головная, мышечная боли, «ломота» во всем теле (симптомы общей интоксикации). Повышение температуры тела и спазм периферических сосудов вызывают у пациента озноб и дрожь, он не может согреться. Пациент бледен, кожа холодная на ощупь.

1) уложить в постель, создать покой;

2) согреть пациента грелками, теплым одеялом, горячим питьём (чай или молоко с медом, травяные сборы);

3) наблюдать за внешним состоянием пациента, проводить термометрию, контролировать физиологические показатели — пульс, АД, ЧДД.

2-ой период — относительное постоянство высокой температуры тела (период жара, стабилизация лихорадочного состояния). Продолжительность от нескольких часов до нескольких дней. Сосуды кожи расширены, теплоотдача возрастает и уравновешивает повышенную теплопродукцию. Прекращение дальнейшего повышения температуры тела, её стабилизация.

Проблемы: жар, головная боль, слабость, снижение аппетита, сухость во рту, жажда. Объективно: гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах. При высокой температуре возможны нарушения сознания, галлюцинации, бред.

1) следить за соблюдением пациентом строго постельного режима (индивидуальный сестринский пост);

2) для усиления теплоотдачи накрыть пациента легкой простыней, протирать кожи раствором уксуса или спирта, подавать пузырь со льдом, осуществлять постановку холодного компресса;

3) смягчить губы косметическим средством;

4) обеспечить витаминизированным питьём не менее 1,5-2 литров (чай с лимоном, соки, морсы, минеральные воды, настой шиповника);

5) кормить жидкой, полужидкой и легко усвояемой пищей, небольшими порциями 5-6 раз в день (диетический стол № 13);

6) контроль температуры тела, пульса, АД, ЧДД;

7) контроль физиологических отправлений (особенно за диурезом — количество выделенной мочи);

8) оценка поведенческой реакции.

3-ий период — снижение температуры тела (период слабости, потливости). Теплопродукция уменьшена по сравнению с теплоотдачей. Период протекает по-разному: благоприятно и неблагоприятно.

Благоприятный вариант — постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней. Такое падение температурной реакции называется литическим — лизис.

Неблагоприятный вариант — отягощающий процесс выздоровления — быстрое снижение температуры тела в течение нескольких часов. Такое падение температуры называется критическим — кризис.

Сестринские вмешательства при лизисе:

состояние пациента не опасно, не требует специальных мероприятий, обеспечить комфортное нательное и постельное бельё, адекватное питьё, покой для восстановления физических сил организма и спокойного сна, По мере улучшения состояния — расширение режима двигательной активности.

Проблемы пациента при кризисе — резкое падение сосудистого тонуса со снижением АД. Нитевидный пульс, слабость, сонливость, холодные руки и ноги, обильный липкий пот, бледность кожных покровов, акроцианоз (цианоз дистальных частей тела), кризис опасен развитием коллапса.

Коллапс — развитие острой сосудистой недостаточности (снижение сосудистого тонуса и уменьшение массы циркулирующей крови), резкое падение АД, сердцебиение, головокружение, слабость, заторможенность, бледность кожных покровов.

Сестринские вмешательства при кризисе:

1) создать пациенту вынужденное положение в постели — приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

2) укрыть пациента одеялом;

4) согреть грелками, дать горячий кофе, крепкий чай;

6) приготовить препараты для повышения АД (кофеин, сульфокамфокаин) и ввести по назначению врача;

7) сменить нательное и постельное бельё;

8) обеспечить комфортное состояние пациента.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 15630 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Гипертермический синдром – это резкий скачок температуры тела выше 38-40оС, нередко сопровождаемый конвульсиями, судорогами. Такой симптом может быть проявлением различных заболеваний, патологий и травм. Больному, которому не была вовремя оказана помощь при гипертермическом синдроме, угрожают осложнения. Как помочь при нарушении терморегуляции, чтобы избежать плачевных последствий? Об этом мы поговорим в статье ниже.

Повышение температуры тела является нормальной реакцией организма на внедрение инфекционного агента. Такая клиника сопровождает многие заболевания, расстройства, начиная от обычной простуды и заканчивая онкологией.

называют лихорадкой неясного генеза. При патологии наблюдается резкое повышение температуры тела, вызванное избыточной теплопродукцией организма вследствие нарушения функции гипоталамуса, отдела головного мозга, отвечающего за терморегуляцию.

При данной патологии часто возникают трудности выяснения причины появления лихорадки. Особенностью синдрома является стремительное развитие неадекватной защитной реакции организма на инфекцию, вирус или другой раздражающий агент, которая сопровождается сбоем работы многих систем, внутренних органов.

Проявление у детей в возрасте до 6 лет опасно осложнениями, нередко приводящими к летальному исходу. У подростков и взрослых термический синдром встречается реже, в большинстве случаев его причиной бывают черепно-мозговые травмы, вирусные заболевания.

Патологическое нарушение терморегуляции у детей до 1 года вызывает наркоз, применяемый при хирургической операции. Это явление объясняется образованием и накоплением пирогенов в организме вследствие влияния анестетиков, травмирования тканей. Лихорадка проявляется спустя 10-72 часа после операции, представляет смертельную опасность для ребенка.

У детей 3-6 лет причин для возникновения гипертермического синдрома может быть много:

  • острое респираторное заболевание;
  • перегрев тела;
  • перенесение наркоза;
  • вакцинация (прививки от кори);
  • реакция на медикаменты;
  • травма головы;
  • отравление химическими веществами;
  • интоксикация при пищевом отравлении;
  • образование опухоли в головном мозге;
  • наследственность.

Дети и взрослые страдают от гипертермии вследствие:

  • вирусной инфекции;
  • паразитарных инвазий;
  • инсульта;
  • кровоизлияния в мозг;
  • дисфункции внутренних органов (чаще почек);
  • приема моноаминооксидазы, антибиотиков, других лекарственных средств;
  • обострения хронической болезни;
  • новообразований в головном мозге.

Клиническая картина гипертермии проявляется:

  • резким повышением температуры тела выше 38оС;
  • сильным потоотделением;
  • ухудшением общего состояния;
  • вялостью или возбуждением;
  • отсутствием аппетита;
  • иногда рвотой;
  • галлюцинациями;
  • бредом;
  • изменением сознания;
  • побледнением, «мраморностью» кожи;
  • ознобом, судорогами;
  • конвульсивными припадками различной интенсивности;
  • нарушением дыхания, сердцебиения;
  • повышением или понижением артериального давления;
  • обезвоживанием;
  • свертыванием крови;
  • метаболическим ацидозом.

Возраст ребенка обратно пропорционален опасности быстрого подъема температуры тела. Чем младше пациент, тем выше риск развития метаболических нарушений в организме, отека легких, мозга. Своевременно выявленная патологическая гипертермия у ребенка может послужить исключением возникновения необратимых процессов. Отсутствие дифференциальной диагностики на раннем этапе развития аномального повышения температуры могут привести к летальному исходу.

Появление гипертермического синдрома у детей и взрослых требует необходимости вызвать врача, но дожидаясь машину «скорой», нельзя бездействовать. Первая неотложная помощь будет зависеть от вида лихорадки. Различают розовый (красный), белый типы. Первый считается прагностически-благоприятным видом, второй – проявлением болезни с аномальным течением, требует оказания доврачебной помощи.

Вид гипертермии Алгоритм действий
Красный Проявляется равномерно повышенной температурой по всему телу, включая конечности. Кожа отличается розовым оттенком. При симптомах следует действовать по такой схеме:
  1. Дать жаропонижающий препарат. Для маленьких детей используют лекарства в форме ректальных суппозиториев, суспензии или сиропа. Детям постарше можно дать Парацетамол в капсулах или таблетках в количестве из расчета 15 мг на 1 кг массы тела.
  2. Обеспечить охлаждение тела. Необходимо раздеть больного, произвести обтирание кожных покровов тканью, смоченной в теплой воде или уксусном растворе (спирт применяется только при белой лихорадке).
  3. При горячем воздухе в комнате стоит проветрить помещение, включить кондиционер или вентилятор.
  4. Обеспечить пациента обильным питьем: водой, соком, компотом, прохладным чаем, травяным отваром. Жидкости должны быть комнатной температуры, ни в коем случае не горячими.
  5. При наличии симптомов инфекционной лихорадки запрещается совершать процедуры, направленные на повышение температуры (ставить банки или горчичники, парить ноги, производить тепловые ингаляции, растирания согревающими мазями и другие).
Белый Этот тип гипертермии характеризуется бледностью кожи, неравномерностью тепла по телу. При белой лихорадке руки, ноги больного остаются холодными, несмотря на повышенную температуру. На белой коже может просматриваться мраморный рисунок, что говорит о наличии спазмов в кровеносных сосудах. Такая патология сопровождается ознобом, дрожью.

Догоспитальный этап медицинской помощи включает в себя следующие мероприятия:

  1. Укрыть больного одеялом, положить под ноги грелку или бутылку с теплой водой, дать ему согреться.
  2. Напоить теплым чаем.
  3. Проверять состояние (температура и влажность) кожных покровов каждые 15-20 минут. Когда тело станет розовым, а озноб пройдет – это станет признаком перехода белой горячки в красную. Теперь стоит действовать по схеме, описанной выше.

После того, как больному была оказана неотложная помощь, пациент нуждается в получении и квалифицированного медицинского осмотра, лечении.

Первичное обследование и последующее назначение терапии будет зависеть от генеза лихорадки, которая бывает инфекционной и неинфекционной. В качестве дифференциальной диагностики проводятся:

  • анализ мочи (общий), крови (клинический);
  • измерение температуры не менее чем в 3 областях тела;
  • определение объема выделяемой мочи.

При выявлении определенного симптоматического комплекса в процессе совершения первичной диагностики назначаются дополнительные исследования для определения характера гипертермии.

Высокая температура может быть симптомом воспалительного и невоспалительного процесса. На основании количественных показателей лейкоцитов в крови, уровня фиброногена, белка, других признаков и симптомов определяется природа лихорадки. Это в дальнейшем становится поводом для назначения адекватного лечения гипертермии.

Для купирования симптомов лихорадки применяются физические методы, включающие обтирания, ванны с постепенным снижением t воды. Медикаментозные способы характеризуются приемом препаратов с антиперитическим и антисептическим свойством. Они должны обладать мягким действием, понижая температуру постепенно во избежание оказания нагрузки на сердечно-кровеносную систему.

При необходимости используют регидратационную, противовирусную и оксигенотерапию, назначают антиконвульсанты, антибиотики, сосудорасширяющие, успокоительные, противовоспалительные препараты.

Если удалось нормализовать температуру тела, это не означает, что проблема решена. Гипертермия – не заболевание, а симптом. Дальнейшее лечение должно быть направлено на ликвидацию основной причины, вызвавшей патологическую лихорадку.

При несложных случаях больного не госпитализируют. Лечение и уход за пациентом производится дома в соответствии с рекомендациями врача. Но если проявление лихорадки не купируется после оказания первой помощи или ситуация относится к неясным, сложным случаям, то больного помещают в специализированное медицинское учреждение для полноценного обследования, лечения в стационарных условиях.

Оказание первой помощи, направленной на понижение температуры, является основным и важным действием при гипертермии. Это касается маленьких пациентов, возрастом до 3 лет. При длительном значительном повышении температуры может возникнуть обезвоживание, отек легких или мозга, развиться эпилепсия, почечная недостаточность хронической формы, дисфункция надпочечников. У малышей до года при патологической лихорадке, причиной которой стала реакция на наркоз, может развиться синдрома Омбреданна, характеризующийся бурным развитием отечности головного мозга и ишемией с нарушением движения крови по сосудам. При таких симптомах дети нередко умирают.

· Выявите проблемы больного ребёнка.

· Составьте план сестринского ухода с обоснованием

· Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

1. Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Повышение температуры тела

Ø Риск аспирации рвотными массами

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск заражения окружающих

Повышение температуры тела

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

План сестринского вмешательства

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

1. Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Повышение температуры тела

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск инфицирования окружающих

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Обучите мать методам увлажнения воздуха.

1. Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск присоединения осложнений

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

— Выполнение назначений врача:

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

Ø Вызвать машину скорой помощи

Ø Успокоить ребёнка и маму

Ø Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Ø Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø Дать тёплое щелочное питьё

Ø Госпитализировать в стационар

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

1. Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

Ø Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø Приготовить антипиретики

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II. Симптоматическая терапия.

1. Жаропонижающие препараты.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2. Средства, применяемые при рините

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1 — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3 – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Жалобы ребёнка при остром рините

4) Слизисто – серозные выделения из носа

2. Ложный круп развивается при

3. Источник болезни при гриппе

4) Носитель – реконвалесцент

4. Основной путь передачи гриппа

5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

3) Слизистая ротовой полости

8. Для парагриппа характерно

2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

10. Аденовирус преимущественно поражает

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Симптомы аденовирусной инфекции

1) Субфебрильная температура

2) Гнойные выделения из глаз

6) Увеличение лимфатических узлов

3. Для снижения температуры у детей применяют

4. Противокашлевые препараты

5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

7. Препараты специфического лечения ОРВИ

3) Цианоз носогубного треугольника

5) Гнойные налёты на миндалинах

9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

3) Сформированы все пазухи носа

4) Длинный слёзно – носовой канал

5) Сухая слизистая оболочка

10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2. При сухом кашле показаны … препараты

3. Муколитические средства способствуют отхождению …

4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9. Эуфиллин водится с целью снятия …

10. Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2. Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9. Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2. Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3. Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4. Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5. Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6. , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7. Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8. , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9. , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10. , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11. Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12. , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13. Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14. Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Гипертермический синдром – это патологический вариант лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции и дисфункцией жизненно важных органов и систем.

Инфекции (вирусные, бактериальные, грибковые и др.), сепсис, переливание крови и др.

1. Красная гипертермия. Чувство жара. Кожа розовая, горячая, конечности тёплые, усиленное потоотделение. Учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37оС ЧСС увеличивается на 20 ударов в минуту, а ЧДД на 4 дыхания). Поведение ребёнка обычное.

2. Белая гипертермия. Озноб, чувство холода. Бледность, мраморность кожи. Конечности холодные. Пульс слабый, тахикардия. Одышка. Нарушения поведения ребёнка: безучастность, вялость или двигательное и речевое возбуждение, возможны бред и судороги. Возможна смерть на фоне асфиксии.

Снижению подлежит температура выше 38,5оС; у детей с отягощённым анамнезом (судороги, патология ЦНС, порок сердца и т.п.) температура выше 38,0оС.

1. Вызвать врача через третьих лиц.

2. При красной гипертермии применить физические методы охлаждения:

— обтереть ребёнка губкой, смоченной прохладной водой или раствором уксуса

— приложить холод к голове, крупным сосудам (шея, паховые и подмышечные впадины), на область печени

— обернуть пелёнками, смоченными в воде температуры 12-14оС.

— растереть конечности спиртом, разведённым водой 1:1

— холод приложить только к голове

3. Обеспечить обильным тёплым питьём.

4. Приготовить лекарственные средства:

— парацетамол (панадол, калпол и т.п.) для энтерального введения

— 1% раствор димедрола (2% раствор супрастина)

— 2% раствор папаверина (2% раствор но-шпы)

5. Выполнить назначения врача.

6. Контролировать состояние ребёнка: температуру тела каждые 30-60 минут, а так же пульс, ЧДД и др.

Приступ бронхиальной астмы – патологическое состояние, характеризующееся остро возникающей дыхательной недостаточностью в результате бронхоспазма, отёка слизистой и обструкции бронхов мокротой.

Воздействие аллергенов: домашняя пыль, пыльца растений, шерсть животных, вирусы, микробы, лекарства, пищевые продукты и др.

Провоцирующие факторы: физические нагрузки, психические факторы, пассивное курение, переохлаждение, перегревание, и др.

Период предвестников. Беспокойство, плаксивость, нарушение сна. Першение в горле, сухой кашель, заложенность носа и чихание, зуд кожи и глаз. Период предвестников длится от нескольких минут до нескольких дней.

Приступный период. Вынужденное положение (ортопноэ): ребёнок опирается руками на колени или на стол, плечевой пояс максимально развёрнут и приподнят. Симптомы дыхательной недостаточности: бледность, периоральный и акроцианоз, экспираторная одышка с дистанционными хрипами, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура; межрёберные промежутки и подключичные ямки втягиваются при вдохе. Шейные вены набухшие. Крылья носа раздуваются при вдохе. Маленькие дети испуганы, мечутся в постели. При осмотре: грудная клетка вздута, бочкообразной формы. При аускультации лёгких жёсткое или ослабленное дыхание, множество сухих свистящих хрипов. В конце приступа обычно выделяется густая стекловидная мокрота. Ребёнок успокаивается и часто засыпает.

При тяжёлом течении частые длительные приступы могут привести к астматическому статусу, а затем к гипоксемической коме.

Гипертонический криз — это быстрый на протяжении нескольких часов (реже суток) дополнительный значительный подъем артериального давления.

Причины гипертонического криза :

— психоэмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации;

— отмена приема гипотензивных средств;

Симптомы гипертонического криза :

Сильная головная боль, головокружение, тошнота, рвота, не приносящая облегчения, «мушки» или пелена перед глазами, иногда колющие боли в области сердца, одышка, сердцебиение.

Внезапное и значительное повышение АД.

При 1-м типе гипертонического криза (адреналиновом) пациент возбужден, отмечается гиперемия лица, шеи. АД повышается быстро в течение нескольких часов, хорошо поддается снижению с помощью гипотензивных средств, 1 -й тип присущ лицам молодого и среднего возраста. При 2-м типе гипертонического криза (норадреналиновом) пациент заторможен, отмечается сонливость, кожные покровы бледные, пастозность лица. АД повышается медленнее, чем при 1 -м типе. — в течение суток и более. Снижению гипотензивными средствами поддается медленнее. Характерен для лиц пожилого возраста.

Доврачебная помощь :

Уложить пациента с высоко поднятым изголовьем, при рвоте повернуть голову набок.

Обеспечить доступ свежего воздуха.

Успокоить пациента, если он возбужден, дать успокаивающие средства: корвалол 25 — 35 капель или настойку валерианы 25 капель.

Измерить АД. подсчитать частоту пульса.

Применить горчичники на затылок и икроножные мышцы или использовать горячие ножные ванны. Поставить холодный компресс на лоб.

Дать одну таблетку коринфара (предварительно растолочь в порошок) или нифедипина, при тахикардии — анаприллина или атенолола.

Подготовить медикаменты. клофелин (ампулы, таблетки), фуросемид (лазикс) — ампулы, дибазол (ампулы), реланиум или феназепам (ампулы, таблетки), пентамин (ампулы), изотонический раствор хлорида натрия.

Независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе. Зависимое сестринское вмешательство при почечной колике – введение.

Какой способ введения лекарственных препаратов называется. Зависимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе – введение.

Глубина введения иглы при проведении подкожной инъекции. проблема пациента при гипертоническом кризе. +г сердечная недостаточность. #Зависимое сестринское вмешательство при гипертоническом.

К наружному способу относится введение лекарственных средств. Зависимое сестринское вмешательство при приступе печеночной колики – введение. Независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе.

Далее необходимо провести тщательный осмотр больного, при этом необходимо. сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;. и вливания, введение зонда для забора желудочного или дуоденального. Сестринский процесс при гипертоническом кризе · Сестринский процесс.

Введение преднизолона, адреналина в/в; проведение непрямого массажа сердца. Независимое сестринское вмешательство при ИБС, осложненным гипертоническим кризом измерение АД. При гипертоническом кризе больной нуждается в общем и. Зависимые сестринские вмешательства.

Существуют три системы помощи пациенту:

в ней нуждаются три типа пациентов :

Виды сестринских вмешательств:

Зависимые сестринские вмешательства – действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);

Сестринское вмешательство (краткосрочная цель)

  • Вызвать врача.
  • Уложить пациента с приподнятым головным концом, повернув голову набок.
  • Обеспечить психологический и физический покой.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания помещения.
  • Определить локализацию боли, тип, интенсивность, оценить восприятие боли самим пациентом.
  • По возможности до приезда (прихода) врача попытаться самостоятельно снизить повышенное артериальное давление: могут быть использованы препараты быстрого действия (таблетка под язык): нифедипин- 10 мг. или каптоприл (капотен)- 25 мг; — при загрудинных болях следует принять нитроглицерин под язык или нитроспрей.
  • Если отсутствуют вышеуказанные лекарственные средства, выяснить наличие и применить назначенные лечащим врачом лекарственные средства.
  • Поставить горчичники на область голеней на10 минут.
  • Положить холодный компресс на область лба.
  • Контролировать состояние пациента (сознание, кожные покровы, показатели пульса, АД) каждые 15 минут до нормализации АД.
  • Выполнение врачебных назначений.
  • Подготовить к дополнительным исследованиям согласно листу врачебных назначений.
  • Обучить пациента правилам измерения АД, подсчету пульса, ЧДД.
  • Обучить пациента правилам ведения ежедневного дневника по измерению АД.
  • Провести беседу о гипертонической болезни и о ее осложнениях.
  • По назначению врача обучить пациента правилам подготовки к исследованию, сдаче анализов.
  • Обучить пациента организации лечебного питания с ограничением жидкости и соли.
  • Провести беседу и дать рекомендации правильном приеме лекарственных средств, пользе физической активности.
  • Провести беседу и подобрать специальную литературу о вреде курения.
  • Психологическое воздействие для уменьшения вреда от курения (беседы с пациентом, в которых на конкретных примерах, подтвержденных статистическими данными, попытаться убедить пациента отказаться от курения или уменьшить количество выкуриваемых сигарет, использовать отвлекающие средства (конфеты, жевательная резинка и т.д.))
  • Дать рекомендации как бросить курить.
  • Провести беседу и дать рекомендации о психологических особенностях семейного периода;
  • Провести беседу и дать рекомендации как эффективно провести публичное выступление избегая волнений.
  • Предложить консультативную помощь у психолога.
  • Рекомендовать вечерние прогулки перед сном.
  • Рекомендовать музыкальную релаксацию.
  • Обучить пациента правилам наложения асептических повязок.
  • Рекомендовать пациенту посетить школу здоровья для пациентов «Артериальная гипертония »

Доврачебная неотложная помощь при гипертермии состоит в выполнении нескольких простых шагов.

  1. Следует переодеть больного в сухую удобную «дышащую» одежду и поместить в постель.
  2. Необходимо, чтобы человек с гипертермическим синдромом, пребывал в хорошо проветренном помещении с постоянным доступом свежего воздуха.
  3. Если человека одолевает озноб, необходимо укрыть его теплым шерстяным одеялом. В случае если он испытывает жар, будет достаточным одно тонкое одеяло.

Внимание! При гипертермическом синдроме нельзя старательно «кутать» больного и надевать много теплых вещей – такое действие только ухудшит его состояние и спровоцирует еще больший скачок температуры.

  1. Чтобы предотвратить обезвоживание организма, человеку необходимо выпить максимально возможное количество любой теплой жидкости.

Внимание! При подъеме температуры запрещено употреблять горячее питье.

  1. Нормализовать состояние поможет употребление жаропонижающих средств, имеющих в составе парацетамол в соответствующей возрастной дозировке.

Можно прибегнуть к помощи нестероидных противовоспалительных средств, например: ибупрофену. Разовая доврачебная неотложная помощь при гипертермии у взрослых может проходить с использованием ацетилсалициловой кислоты и ненаркотических анальгетиков. При возникновении болевых ощущений спастического характера, свойственных для «белой» лихорадки врачи рекомендуют прием сосудорасширяющих средств, например: папаверина.

  1. Также при гипертермическом синдроме доказали эффективность «физические» доврачебные мероприятия:
  • обтирание поверхностей тела влажной прохладной тканью, смоченной в растворе воды и столового уксуса;
  • непродолжительные оборачивания в мокрую ткань;
  • прохладные компрессы на лоб.

В большинстве случаях измерение температуры проводят в подмышечных впадинах, однако можно определять ее значение в ротовой полости, в прямой кишке больного. Нормальное значение температуры для человека колеблется в пределах 35,7– 37,2 градуса С. Цифры на термометре выше этих показателей указывают на стойкое и глубокое нарушение в процессе терморегуляции. Медикаментозная неотложная помощь при гипертермии оправдана при температуре тела выше 38ºС у детей, и 38,5ºС у взрослых.

Повышение температуры тела – серьезная причина для беспокойства, и важно уметь определять разновидность гипертермического синдрома. Правильно оказанная доврачебная неотложная помощь при гипертермии поможет значительно облегчить страдания и улучшить состояние больного.

Скорейшее выздоровление пациентов во многом зависит от медицинских работников, которые оказывают ему помощь. Медсестра – это сотрудник, который непосредственно вовлекается в сестринский процесс. Создание и реализация плана сестринского вмешательства являются его важными этапами. Что собой представляет планирование помощи, какие существуют виды, разберемся в статье.

В первую очередь следует знать, что сестринский процесс является системным подходом среднего медицинского персонала к предоставлению помощи, которая направлена на восстановление больного и зависит от возникших у него потребностей.

При реализации сестринского ухода медицинская сестра проводит комплекс действий для предупреждения, облегчения и устранения проблем, которые появляются у пациента.

В сестринский процесс включают следующие этапы:

  1. Обследование больного.
  2. Диагностика его состояния.
  3. Составление плана предоставления помощи.
  4. Непосредственная реализация намеченного плана сестринского вмешательства.
  5. Оценка своих действий, анализ их эффективности.

После обследования и постановки сестринского диагноза, медсестра переходит к планированию своей работы исходя из конкретных потребностей пациента.

Правильное составление плана вмешательств и его реализация – являются показателем профессионализма среднего медицинского персонала.

Планирование представляет собой процесс определения целей и объемов работы по уходу в конкретном случае. План сестринских вмешательств – это документ, составленный в письменной форме, в котором медсестра перечисляет свои действия касательно помощи пациенту, с указанием временных рамок. Оформленные записи относятся к юридическим документам, которые:

  • Помогают передавать информацию по процессу ухода за пациентом при пересменке дежурного медперсонала.
  • Обеспечивают универсальность медицинской и обслуживающей помощи.
  • Помогают подсчитать затраты на лекарства и предполагаемые процедуры.
  • Систематизируют действия медсестры.
  • Помогают оперативно проанализировать эффективность проведенных действий.

В ход определения целей вмешательства привлекается и сам больной, который помогает выделить проблемы (потребности). На каждую из них ставится цель, определяется время ее достижения и планируемые действия по уходу.

Например, одной из проблем при бронхите является затрудненное дыхание, целью в таком случае будет устранение кашля, а во временных рамках медсестра указывает, что через неделю предполагается облегчить кашель больному, а через 2 недели полное его устранение.

В графе планируемых действиях медсестра указывает, например, обучение проведению ингаляций, демонстрация дыхательных упражнений, проведения массажа для улучшения отхождения мокроты из бронхов и т. д.

Все цели, которые ставит медсестра, делятся на:

  1. Кратковременные, например, устранение лихорадки. Они являются скорее тактическими, выполняются, как правило, в течение непродолжительного времени (до 7 дней).
  2. Долгосрочные (связаны с реабилитацией) – достигаются после того, как больного выпишут из стационара.

Определяя приоритеты сестринского вмешательства, медсестра может использовать стандарты сестринской помощи по типичным проблемам пациентов, например, «Протокол ведения больных. Острый тонзиллит». В таких стандартах приведен список научно обоснованных мер по уходу за больным.

Медицинская сестра должна уметь применять такие стандарты для каждого случая индивидуально. То есть, можно вносить в план не все пункты из протокола или добавить такие, что не описаны в нем, при условии, что имеется логическое обоснование целесообразности его включения.

Планирование сестринского вмешательства предполагает самостоятельные суждения медицинского персонала и требует согласования с пациентом и его близкими.

После того как определены цели, медсестра обозначает в своем плане объемы необходимых действий.

Выделяют следующие виды сестринских вмешательств.

К ним относят целенаправленные действия медсестры, которые она выполняет строго по указанию лечащего врача и под его контролем. Это может быть:

  • Проведение инъекций, терапевтических процедур.
  • Контроль приема лекарств пациентом.
  • Закапывание носовых ходов, глаз.
  • Закладывание мази в ухо.
  • Забор биологических материалов (кровь, мокрота).
  • Взятие мазков из носа.
  • Измерение жизненной емкости легких.
  • Массаж грудной клетки.

При зависимом вмешательстве может присутствовать врач, но это не является обязательным условием выполнения мероприятий.

Средний медицинский персонал несет в полном объеме ответственность за проведенные действия, обязательно необходимо отчитываться за выполненные меры в определенно установленной форме.

Сегодня современные требования предполагают проверку медсестрой назначений врача из-за возможных ошибок. То есть, если назначена инъекция, нужно перепроверить, не превышена ли дозировка препарата, подходит ли лекарство возрасту, ведь в силу загруженности, утомления или других факторов врач может ошибиться. Такая перепроверка дополнительно защищает пациента от профессиональной неточности и снижает риск нанесения вреда.

Представляют собой действия среднего медперсонала, независимые от указаний врача, которые выполняются по личной инициативе, в меру компетенции. Это может быть:

  • Измерение давления.
  • Организация досуга.
  • Наблюдение за состоянием больного.
  • Беседы по профилактике заболевания и его осложнений.
  • Помощь в поведении при болезни.
  • Обучение самомассажу.
  • Процедуры, связанные с личной гигиеной.
  • Оказание доврачебной помощи.
  • Предоставление психологической поддержки.
  • Консультирование членов семьи по вопросам оздоровления, диеты, режима дня, разрешенных нагрузок.

Подразумевает действия с другими специалистами касательно ухода за больным. Медсестры берут участие в совместном консультировании (физиотерапевта, ЛФК) ассистируют врачу при операционном вмешательстве, на приеме амбулаторно и т. д.

Выбор вида вмешательств напрямую связан с потребностями конкретного пациента.

В зависимости от длительности ухода сестринская помощь делится на несколько видов:

  • Временную помощь оказывают, когда есть непродолжительная необходимость в уходе (например, после мелких операций).
  • Постоянную помощь предоставляют длительно, иногда и всю жизнь (к примеру, при потере конечности).
  • Реабилитирующую помощь оказывают, когда надо восстановить определенные функции организма (курс массажа, дыхательных упражнений).

В процессе сестринского вмешательства обычно применяются все его виды, так как восстановление и поддержка организма во время болезни организма требует комплексного подхода.

Выполняя действия по реализации плана ухода, медицинский персонал может вносить коррективы для оптимизации процесса предоставления помощи, улучшения его качества.

источник