Меню Рубрики

Гипертермический синдром осложняет какой период лихорадки

Лихорадка («розовая» гипертермия) — это биологическая защитная реак­ция с регулируемым повышением температуры на уровне «установочной» точки.

Гипертермический синдром («бледная, белая» гипертермия) — это повышение температуры тела выше 39°С, приводящее к резко­му изменению гомеостаза и снижению приспособи­тельных реакций организма.

При лихорадке экзогенные пирогенны стимулируют в гипоталамическом центре терморегуляции продукцию простогландина Е2. Последний изменяет «установочную точку терморегулятора» на более высокие цифры, путем одновременного увеличения теплопродукции и теплоотдачи.

При гипертермическом синдроме резко усиливается теплопродукция, теплоотдача же снижена. В отличие от лихорадки, биологическая целесообразность у гипертермического синдрома отсутствует.

Наиболее частыми причинами лихорадки являются острые вирусные и бактериальные инфекции.

Наиболее частыми причинами гипертермии являются:

1. Инфекционно-токсические состояния.

2. Тяжелые метаболические расстройства.

4. Неврогенные расстройства.

5. Эндокринные расстройства.

6. Посттрансфузионные состояния.

Лихорадка характеризуется яркой гиперемией кожи, горячими на ощупь конечностями, адекват­ными температурной реакции тахикардией и часто­той дыхания. Ее отличает хорошая реакция на при­менение жаропонижающих препаратов. Состояние ребенка обычно не страдает.

Гипертермия проявляется бледностью и «мраморностью» кожи, положительным симптомом «белого пятна», снижением кожной температуры конечностей на 5-10 0 С, неадекватным температурной реак­ции учащением пульса и дыхания. Характерно по­ражение центральной нервной системы, проявля­ющееся возбуждением или вялостью, бредом, гал­люцинациями, судорогами. Эффект от жаропони­жающих средств при гипертермии не­достаточен. Состояние ребенка тяжелое.

Наиболее серьезными в отношении прогноза ги­пертермии являются такие показатели, как ранний возраст ребенка, отягощенный преморбидный фон, высокие абсолютные ве­личины температуры (40-41°С), продолжитель­ность непрерывной гипертермии (6 часов и более), отсутствие эффекта от проводимой терапии.

Начинать симптоматическую терапию у здоровых детей необходимо при температуре 39°С и выше. У детей с отягощенным анамнезом лечение начинают при более низких цифрах температуры (38,0°С):

1. Возраст до 3 лет и судороги в анамнезе.

2. Заболевания сердца и легких.

3. Почечные и метаболические нарушения.

4. Водно-электролитные нарушения.

5. Острые неврологические заболевания.

Во избежание негативных сосудистых и невроло­гических реакций важно добиться постепенного сни­жения температуры тела (не более 1 градуса в 1 час).

Неотложная терапия:

I. При лихорадке.

1. Раскрыть ребенка, устранить все препятствия для эффективной теплоотдачи.

2. Назначить обильное питье (на 0,5-1 л больше воз­растной нормы жидкости в сутки).

3. Использовать физические методы охлаждения:

— лед на область крупных сосудов или голову с зазором 1 см;

— обтирание тела губкой, смоченной прохладной (20°С) водой с уксусом (1 ст. л. уксуса на 1 л воды) или 40% раствором спирта;

— клизмы с кипяченой водой 20°С;

4. Назначить внутрь парацетамол (панадол, калпол, эффералган упса и др.) в разовой дозе 10 мг/кг детям до 1-го года и 15 мг/кг детям бо­лее старшего возраста. Через 4-6 часов, при отсутствии положительного эффекта, возможно повторное использование препарата.

5. При невозможности приема внутрь (тошнота, рвота) парацетамол назначают в свечах (эффералган) в дозе 15-20 мг/кг. Эффект развивается медленнее, чем при приеме внутрь!

6. Аспирин (аспирин упса) 10 мг/кг внутрь может быть использован только у детей старшего возраста — на фоне применения обво­лакивающих средств. Его необходимо обильно запивать водой.

II. При гипертермическом синдроме:

1. Согреть ребенка (грелки к рукам и ногам).

2. Дать внутрь обильное горячее питье.

3. Ввести литическую смесь в/в струйно или в/м: 50% раствор анальгина 0,1 мл/год жизни + тавегил 0,1 мл/год жизни. Литическую смесь можно повторить через 2 часа.

4. Ввести в/в струйно или в/м один или два сосудорасширяющих препарата:

— 2% раствор папаверина 0,1 мл/год жизни;

— 1% раствор никотиновой кислоты 0,1-0,15 мл/год жизни;

— нитроглицерин под язык до 1 года —1/4 табл., от 1 года до 3 лет — 1/3 табл., старше 3-х лет — 1/2-1 табл.

5. При отсутствии эффекта ввести в/в струйно медленно 0,25% раствор дроперидола в дозе 0,1 -0,15 мл/кг или 2,5% раствор аминазина в дозе 0,1 мл/ год жизни.

6. Необходимо проведение инфузионной терапии в зависимости от причины, обусловившей развитие гипертермического синдрома.

7. Проведение терапии основного завоевания.

СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ

Судорожный синдром — это внезапный приступ клонических, тонических или клонико-тонических непроизвольных кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Различа­ют общие (генерализованные) и частичные (парци­альные) судороги. У детей чаще бывают генерали­зованные тонико-клонические судороги, которые начинаются с тонической фазы.

Судороги у детей возникают при гипертермии, инфекционных заболеваниях (токсикозы, нейроинфекции), при нарушениях обмена веществ (амино­кислотного, углеводного, липидного, минерально­го), при объемных процессах в головном мозге, при травмах головного мозга, краниостенозе, эпилеп­сии, тяжелой острой гипоксии.

Клинический симптомокомплекс судорожного синдрома у ребенка характеризуется внезапным началом, появлением двигательного возбуждения, блуждающего взгляда, запрокидывания головы, сги­банием верхних конечностей в лучезапястных и лок­тевых суставах, выпрямлением нижних конечнос­тей, смыканием челюстей. Регистрируются остановка дыхания, замедление пульса, нарастающий ци­аноз. Затем отмечаются глубокий вдох и подерги­вание мимической мускулатуры, мышц конечнос­тей и остальных групп мышц. Дыхание становится шумным, храпящим. Цианоз сменяется выражен­ной бледностью кожных покровов. Прогностически важен характер выхода из припадка. Неблагопри­ятными являются утрата сознания и появление па­раличей и парезов.

Если приступы судорог повторяются один за дру­гим, а в промежутке между ними не восстанавлива­ется сознание, то такое состояние принято считать судорожным статусом. Неблагоприятным призна­ком является также нарастание тонического компо­нента судорог с разгибательной установкой конеч­ностей и головы — децеребрационный тип. Это опас­но из-за возможности остановки дыхания или раз­вития отека мозга.

Дифференциальный диагноз представлен в таб­лице 5.

Неотложная терапия:

1. Уложить ребенка на столе на спину, подложить валик под шею, повернуть голову на бок, выдви­нуть нижнюю челюсть, ввести в рот роторасши­ритель, зафиксировать язык.

2. Провести ревизию верхних дыхательных путей.

3. Назначить оксигенотерапию через носовые кате­теры.

4. Ввести 0,5% раствор седуксена (реланиума) в дозе 0,1 мл/кг массы (0,3-0,5 мг/кг) в/в в 5-10 мл 0,9% раствора хлорида натрия.

5. Назначить 25% раствор магния сульфата в дозе 0,2 мл/кг, но не более 5 мл, в/м или в/в в 5-10 мл 5% раствора глюкозы или 0,9% раствора хлорида натрия.

6. При повторном приступе судорог ввести 20% ра­створ оксибутирата натрия в дозе 0,25-0,4 мл/кг массы в/м или в/в в 10-20 мл 5% раствора глюкозы или 0,9% раствора хлорида натрия; или 0,25% раствор дроперидола в дозе 0,3 мг/кг массы. При отсутствии эффекта от введенного противосудорожного средства в течение 25 минут вво­дят последующий противосудорожный препарат. При более раннем его введении возможны кумуляция и угнетение дыхания.

7. При остановке дыхания назначить ИВ Л.

Одновременно устраняют причину, вызвавшую появление судорог.

источник

Многие родители сталкивались с ситуацией, когда у ребенка неожиданно поднимается температура, он бледнеет и иногда даже теряет сознание. Такое состояние проявляется и у взрослых, сопровождая травмы или инфекционные заражения. Патологические изменения, вызванные сильным повышением температуры, называют гипертермическим синдромом. Без своевременной помощи это состояние опасно и может привести к серьезным последствиям или смерти.

Гипертермический синдром – это патологический результат сильного повышения температуры тела. Достигать она может показателей в 40 градусов и более, вплоть до 42. Дети часто страдают гипертермией из-за того, что их организм еще не полностью сформирован, и регуляция всех его функций еще не совершенна. Также к такому состоянию приводят инфекции, например, грипп или заражение крови, аллергические реакции и превышение нормы употребления витамина D. Слишком рьяное лечение также может причинить ребенку вред.

Гипертермический синдром – это патологический результат сильного повышения температуры тела

У взрослых система терморегуляции уже полностью сформирована, поэтому патологические состояния всегда связаны с влиянием внутренних или внешних воздействий.

Гипертермический синдром включен в список МКБ-10 и обозначен кодом R50, включая в себя лихорадку неясного происхождения, за исключением вызванной родами или проявляющейся у младенцев.

У детей выделяют несколько основных причин возникновения гипертермического синдрома: проблемы с эндокринной системой, слишком высокая активность ребенка, чрезмерное укутывание или влияние близко расположенного обогревателя. У взрослых вызвать патологию могут такие обстоятельства:

  • высокая температура и влажность окружающей среды, при которой человек подвергается физическим нагрузкам. Также это может быть слишком теплая одежда или долгое пребывание в бане;
  • прием лекарственных препаратов, например, Эфедрин, Амитриптилин, Имизин и прочих. Эти таблетки нарушают работу гормональной системы, из-за чего теплоотдача тела понижается;
  • проявляется во время лихорадки при инфекциях. Организм реагирует на антиген и поднимает температуру тела для борьбы с вирусами;
  • травмы головного мозга, особенно если повреждена подбугорная область. Также проявляется в постреанимационный период в состоянии сильного ослабления функций организма.

Таблетки Эфедрин могут вызвать данный недуг

Наряду с жаром проявляются и иные признаки синдрома:

  • вялая и заторможенная реакция;
  • бледность кожных покровов и ощущение холода;
  • дыхание слабое и прерывистое;
  • артериальное давление падает, а пульс наоборот – учащается;
  • организм теряет влагу, проявляются симптомы обезвоживания;
  • начинаются судороги;
  • человек может потерять сознание, страдать галлюцинациями.

Терапию нужно начинать как можно раньше, пока ситуация не стала слишком опасной. Температуру при этом измеряют не менее одного раза каждые полчаса. При гипертермическом синдроме у детей начинают с того, что снимают с ребенка лишнюю одежду, убирают одеяла, заворачивают во влажную простыню. Обязательно вызовите скорую помощь, а до ее приезда окажите пострадавшему необходимую поддержку, сочетая медикаменты и методы физического охлаждения.

Обязательно нужно обильное питье

Детям давайте лекарства в виде инъекций или питья, взрослым можно дать и таблетки.

Применяются такие способы борьбы с синдромом:

  • дайте пациенту жаропонижающее в дозировке в зависимости от веса. Это может быть Парацетамол или его заменители, но использовать их можно не чаще, чем раз в 4 часа;
  • охлаждайте тело человека – приложите компрессы к местам магистральных сосудов – подмышкам, паховой области, животу. Также влажной тканью накройте лоб, но не подвергайте пострадавшего воздействию сквозняка;
  • разотрите кожу человека слабым уксусным или спиртовым раствором, или простой мокрой тканью. Учтите, алкоголь проникает сквозь кожу, так что к детям это не применимо;
  • давайте человеку много питья умеренной температуры – оно должно быть не слишком горячим или холодным;
  • больному можно сделать клизму с едва теплой водой. Этот способ подходит для маленьких детей. Также допустимы и жаропонижающие свечи;
  • если проявляются сопутствующие признаки, то примените симптоматическое лечение для их устранения;
  • если вы проходили специальное обучение и умеете делать уколы, введите больному литическую смесь из жаропонижающих средств.

Для успешности лечения ни в коем случае не применяйте препараты и методы, прямо или косвенно повышающие температуру – никакого горячего питья, компрессов, горчичников. Не обязательно снижать ее до полной нормы, особенно у детей. Достаточно снять всего один-полтора градуса. Снижать температуру слишком быстро так же плохо, как не делать этого вовсе. Больного лучше госпитализировать как можно быстрее.

У взрослых гипертермический синдром, в отличие от детей, практически не происходит по причине простого перегрева. Он может быть симптомом многих опасных отклонений, указанных среди причин симптомов. Будьте осторожными с препаратами от давления, лекарствами от сосудистых спазмов или сердечными таблетками, чтобы не навредить сильнее, чем помочь. Детям их давать не стоит вовсе без прямого указания врача.

Гипертермический синдром имеет реальную опасность для жизни человека. Особенно такое патологическое состояние вредит людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как оно дает огромную нагрузку на данную систему организма.

В тяжелой форме гипертермия приводит к тяжелым последствиям, включая летальный исход. Лучше избегайте перегрева, соблюдая несложные правила:

  • Одевайтесь по погоде, не перегружайте организм в жару.
  • При любой погоде пейте больше воды или другой жидкости.
  • Не укутывайте излишне ребенка, особенно если он уже болеет, и температура и так поднялась.
  • Не медлите с обращением к врачу при травмах головы, инфекционных или гормональных заболеваниях. В такой ситуации гипертермия может наступить в любой момент.
  • Если температура повышается быстро или достигает опасных показателей, срочно вызывайте скорую помощь.

У детей и пожилых людей организм имеет меньше сил для борьбы с синдромом, так что к врачу обращаться лучше на регулярной основе.

При высокой температуре обязательно нужно вызвать скорую помощь

Многие люди задаются вопросом: «Гипертермический синдром – что это?». Но редко кто знает, насколько это состояние опасно. Родители, кутающие детей и не понимающие, почему ребенок выглядит на прогулке неважно. Взрослые, предпочитающие перенести болезнь на ногах и потом просто сваливающиеся от усиления симптомов. Не вредите своему организму, и он отблагодарит вас хорошим самочувствием, настроением и работоспособностью.

источник

Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящей к повышению температуры тела, стимулирующей естественную реактивность организма.

Читайте также:  Лихорадка у больного с диареей

В зависимости от степени повышения температуры тела у ребенка выделяют: субфебрильную температуру — 37,2 — 38,0°С; фебрильную — 38,1 — 39,0°С; гипертермическую — 39,1°С и выше.

Наиболее частыми причинами лихорадки у детей являются:

1. Инфекционно-токсические состояния.

2. Тяжелые метаболические расстройства.

5. Посттрансфузионные состояния.

6. Применение миорелаксантов у предрасположенных детей.

7. Эндокринные расстройства.

Гипертермический синдромследует считать патологическим вариантом лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

В процессе диагностики у ребенка с лихорадкой практически важно различить «красную» и «белую» гипертермию, а также выяснить ее причину.

У детей чаще приходится встречаться с более благоприятной прогностически «красной» гипертермией(теплопродукция соответствует теплоотдаче): кожные покровы умеренно гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые; учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37°С одышка становится больше на 4 дыхания в 1 мин, а тахикардия — на 20 ударов в 1 мин); поведение ребенка обычное, несмотря на повышение температуры до фебрильных и гипертермических цифр.

Для «белой» гипертермиихарактерны следующие признаки: кожа бледная, «мраморная», с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, положительным симптомом «белого пятна»; конечности холодные; чрезмерная тахикардия, одышка; нарушения поведения ребенка — безучастность, вялость, возможны возбуждение, бред и судороги. Эффект от жаропонижающих средств при «белой» гипертермии недостаточен.

При повышении температуры тела у больного ребенка необходимо решить вопрос: надо ли снижать температуру? В соответствии с рекомендациями ВОЗ, жаропонижающую терапию исходно здоровым детям следует проводить при температуре тела выше 38,5°С. Однако если у ребенка на фоне лихорадки, независимо от степени выраженности гипертермии, отмечается ухудшение состояния, озноб, миалгии, нарушения самочувствия, бледность кожных покровов и другие проявления токсикоза, антипиретическая терапия должна быть назначена незамедлительно. Дети из «группы риска по развитию осложнений на фоне лихорадки» требуют назначения жаропонижающих лекарственных средств при «красной» лихорадке при наличии температуры выше 38° С, а при «белой» — даже при субфебрильной температуре.

В группу риска по развитию осложнений при лихорадочных реакциях включаются дети:

первых трех месяцев жизни;

с фебрильными судорогами в анамнезе;

с хроническими заболеваниями сердца и легких;

с наследственными метаболическими заболеваниями.

Все мероприятия по неотложной терапии лихорадки следует начинать со следующих мероприятий: больного укладывают в постель для снижения теплопродукции; снимают лишнюю одежду; дают обильное питье (при «белой» лихорадке питье должно быть теплым, ребёнку согревают руки и ноги).

1. Ребенка раскрыть, максимально обнажить; обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков.

2. Назначить обильное питье (на 0,5-1 л больше возрастной нормы жидкости в сутки).

3. Использовать физические методы охлаждения:

прохладная мокрая повязка на лоб;

холод (лед) на область крупных сосудов;

можно усилить теплоотдачу водочно — уксусными обтираниями: водку (40%), 9% столовый уксус и воду смешивают в равных объемах (1:1:1). Обтирают влажным тампоном, дают ребенку обсохнуть; повторяют 2-3 раза.

4. Назначить внутрь (или ректально):

— парацетамол (ацетаминофен, фервекс, панадол, калпол, тайлинол, эффералган упса и др.) в разовой дозе 10-15 мг/кг внутрь или в свечах ректально 15-20 мг/кг или

— ибупрофен в разовой дозе 5-10 мг/кг (для детей старше 1 года).

Жаропонижающий эффект наступает через 30 минут, длительность действия — до 4-х часов. При использовании парацетамола в свечах разовая доза его увеличивается на 20-30% . Введение повторной дозы препарата рекомендуется после того, как температура тела ребенка вновь подходит к тому уровню, при котором показано назначение жаропонижающих средств. Суточная доза парацетамола в среднем составляет 20-30 мг/кг.

Применение ацетилсалициловой кислоты (аспирина) и метамизола (анальгина) в педиатрической практике должно быть ограничено. Ацетилсалициловая кислота может вызвать развитие синдрома Рея, летальность при котором превышает 50%, метамизол — анафилактический шок и агранулоцитоз со смертельным исходом. Протоколом № 2 от 25.03.1999 г. заседания Президиума Фармакологического государственного комитета РФ внесено дополнение в инструкцию по применению ацетилсалициловой кислоты в раздел противопоказания — острые вирусные инфекции у детей до 15 лет. Протокол № 12 от 26.10.2000 г. заседания Президиума Фармакологического государственного комитета РФ: постановили производить отпуск лекарственных препаратов, содержащих метамизол, детям до 18 лет только по рецептам; рекомендовать прием препаратов, содержащих метамизол, не более 3 дней.

5. Если в течение 30 — 45 мин. температура тела не снижается, ввести антипиретическую смесь внутримышечно:

— 50% раствор анальгина детям до года — в дозе 0,01 мл/кг, старше 1 года — 0,1 мл/год жизни;

— 2,5% раствор пипольфена (дипразина) детям до года — в дозе 0,01 мл/кг, старше 1 года — 0,1-0,15 мл/год жизни. Допустима комбинация лекарственных средств в одном шприце.

6. При отсутствии эффекта через 30-60 мин можно повторить введение антипиретической смеси в сочетании со спазмолитиками – 2 % раствором папаверина в дозе 0,1 мл/год жизни или но-шпы.

1.Противопоказаны физические методы охлаждения.

2.Одновременно с жаропонижающими средствами (см. выше) дать сосудорасширяющие препараты внутрь или внутримышечно:

— папаверин или но-шпа в дозе 1 мг/кг внутрь;

— 2% раствор папаверина детям до 1 года — 0,1-0,2 мл, старше 1 года — 0,1-0,2 мл/год жизни или раствор но-шпы в дозе 0,1 мл/год жизни, или 1% раствор дибазола в дозе 0,1 мл/год жизни;

3.Нейроплегические средства: в/м или в/в аминазин 2,5 % раствор – 0,1 мл/кг, дроперидол 0,25 % — 0,1-0,2 мл/кг (0,05-0,25 мг/кг) в/м. Для более выраженного эффекта — в составе литической смеси: пипольфен 2 % — 1 мл + аминазин 2,5 % — 1 мл + папаверин 2 % — 1мл + новокаин 0,25 % — 7 мл. Вводить в/м из расчета 0,1 — 0,15 мл на 1 кг массы — разовая доза. Эти препараты следует вводить с особой осторожность при признаках угнетения сознания, дыхания и сердечной деятельности.

4. В неотложной терапии этого состояния, возможно применять препараты, разрывающие “порочный круг” на уровне ганглиев — ганглиоблокаторы. С этой целью используются в/м или в/в:

— пентамин 5 % — 0,04 — 0,08 мл/кг — до 1 года; 0,02 — 0,04 мл/кг — от 1 до 3-х лет; 0,01 — 0,02 мл/кг — с 5 — 7 лет.

— бензогексоний 2,5 % — в тех же дозах, что и пентамин.

При гипертермическом синдроме температура тела контролируется каждые 30 — 60 мин. После понижения температуры тела до 37,5° С лечебные гипотермические мероприятия прекращаются, так как в дальнейшем она может понижаться без дополнительных вмешательств.

Дети с гипертермическим синдромом, а также с некупирующейся «белой» лихорадкой после оказания неотложной помощи должны быть госпитализированы. Выбор отделения стационара и этиотропной терапии определяется характером и тяжестью основного патологического процесса, вызвавшего лихорадку.

источник

— сведения о заболевании гриппом

— температура 39,5 °С, чувство жара

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

— обеспечить доступ свежего воздуха (расстегнуть стесняющую одежду, открыть форточку);

— придать удобное положение пациенту;

— обеспечить контроль за соблюдением постельного режима;

— применить физические методы охлаждения (полуспиртовые обтирания, холодный компресс на лоб, прохладное витаминизированное питьё в объёме до 3-х л/сут. – соки, морсы, тёплый чай с лимоном, чёрной смородиной, настоем шиповника);

— производить орошение слизистой полости рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20 % раствором буры в глицерине;

— постоянный контроль состояния (пульс, АД, ЧДД, температура тела), регистрация данных в листе наблюдения;

— обеспечить смену постельного и нательного белья, туалет кожи;

в) по приходе врача взаимодействовать с ним, выполняя его указания.

III период лихорадки, падение АД (коллапс) на фоне критического снижения температуры

— сведения о введении жаропонижающих препаратов 20 минут назад

— данные объективного осмотра (нитевидный пульс, АД=80/40 мм.рт.ст., холодные конечности, холодный липкий пот)

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

— приподнять ножной конец кровати, убрать подушку;

— обложить пациента тёплыми грелками, укрыть, дать тёплый чай;

— приготовить необходимые лекарственные препараты: 10 % раствор сульфокамфокаина или 10 % раствор кофеин-бензоата натрия; шприцы, спирт, стерильные шарики;

— обеспечить динамический контроль состояния (пульс, АД, ЧДД);

— при улучшении состояния провести влажное обтирание пациента, сменить нательное и постельное бельё;

в) по прибытии врача взаимодействовать с ним, выполняя его указания.

Гипертермия, I период лихорадки

— резкая слабость, недомогание

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

— уложить пациента в кровать;

— тепло укрыть, положить к ногам тёплые грелки;

— обеспечить динамический контроль состояния (пульс, АД, ЧДД);

в) по прибытии врача взаимодействовать с ним, выполняя его указания.

1. Постинъекционное осложнение – абсцесс.

2.Сообщить врачу. Лечение хирургическое.

3. Меры профилактики:использовать иглы соответствующей длины, менять места инъекций, соблюдать правила асептики.

1. Осложнение:гематома.

2. Причина осложнения:возникает при неправильной венепункции, игла проколола обе стенки вены, и кровь проникла в ткани.

3. Сестринские вмешательства:в этом случае пункцию данной вены следует прекратить и прижать место венепункции на несколько минут спиртовым шариком. Забор крови произвести из другой вены.

Вечером на область гематомы следует положить полуспиртовый согревающий компресс.

Желудочное кровотечение.

— сведения о заболевании язвенной болезнью желудка

-данные объективного осмотра (бледность и влажность кожи, болезненность в эпигастрии, гипотония, рвота «кофейной гущей»)

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

— придать больному «стабильное боковое положение» (предупреждение возможной аспирации);

— обеспечить доступ свежего воздуха (расстегнуть стесняющую одежду, открыть форточку);

— подложить ко рту лоток или салфетку;

— положить пузырь со льдом на эпигастральную область;

— постоянно контролировать состояние пациента (пульс, АД, ЧДД, температура тела, цвет кожных покровов), отмечать в листе наблюдения, контролировать кровопотерю;

— подготовить шприцы, жгут, салфетки, спирт, а также в ампулах 1 % раствор викасола, 10 % раствор хлорида или глюконата кальция, дицинон, аминокапроновую кислоту;

— подготовить всё необходимое для определения группы крови;

в) по приходе врача взаимодействовать с ним, выполняя его указания.

Рвота центрального генеза, связанная с нарушением мозгового кровообращения

— сведения о наличии заболевания

— рвота, не приносящая облегчения

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

— уложить пациента на бок, если невозможно изменить положение;

— повернуть голову набок во избежание аспирации (попадания) рвотных масс в дыхательные пути;

— удалить зубные протезы (если они есть);

— накрыть клеёнкой или полотенцем шею и грудь пациента;

— подставить ко рту почкообразный лоток;

— отсосать электроотсосом или грушевидным баллончиком из полости рта, носа рвотные массы (при необходимости);

— осуществить уход за полостью рта и носа после каждого акта рвоты;

— оставить рвотные массы до прихода врача.

Рвота, связанная с основным заболеванием и нарушением рекомендуемой диеты

— сведения о наличии заболевания

— сведения о приёме жирной, жареной пищи

— тошнота, слюнотечение, рвота

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

— усадить пациента, надеть на него клеёнчатый фартук или прикрыть грудь клеёнкой;

— дать полотенце, поставить к ногам таз;

— придерживать голову пациента во время акта рвоты, положив на его лоб свою ладонь;

— обеспечить полоскание полости рта водой после каждого акта рвоты;

— вытереть лицо пациента салфеткой;

— оставить рвотные массы до прихода врача;

— обеспечить динамический контроль состояния (пульс, АД, ЧДД);

в) по прибытии врача взаимодействовать с ним, выполняя его указания.

1. Проблема: запор из-за ограниченной подвижности.

2. Независимые сестринские вмешательства:

а) дать рекомендации пациенту и родственникам по диетическому питанию (введение в рацион продуктов, ускоряющих опорожнение кишечника: фруктовые и овощные соки, чернослив, свежий кефир, мед);

б) следить за регулярностью и характером стула;

в) обучить пациента самомассажу живота и ЛФК.

3. Зависимые сестринские вмешательства:

а) по назначению врача применить слабительные средства;

б) поставить пациенту очистительную клизму.

1. Проблемы:вздутие живота (метеоризм), боль в животе.

2. Независимые сестринские вмешательства:

а) пригласить для консультации врача;

б) рекомендовать пациенту диету с ограничением продуктов, вызывающих газообразование (молоко, картофель, яблоки, капусту, чёрный хлеб и др.).

Зависимые сестринские вмешательства:

а) по назначению врача поставить газоотводную трубку;

б) давать активированный уголь, настой ромашки или семян укропа для уменьшения газообразования.

1. Причина данного осложнения:зонд введен не в глотку и пищевод, а в гортань или трахею.

2. Тактика медицинской сестры:

а) немедленно извлечь зонд;

б) успокоить пациента и убедить в необходимости промывания желудка;

в) приступить к процедуре промывания желудка повторно.

1. Проблемы пациента:

Существующие:боль в эпигастральной области, диспепсические расстройства (изжога, тошнота, рвота), дефицит знаний о язвенной болезни и влиянии вредных факторов на его здоровье, беспокойство, связанное с отсутствием на работе и денежными затруднениями.

Читайте также:  В развитии лихорадки выделяют следующие стадии

Потенциальные:возникновение осложнений язвенной болезни желудка, дефицит знаний об осложнениях язвенной болезни желудка и их предупреждению.

2. Приоритетные проблемы:боль в эпигастральной области, диспепсические расстройства.

3. Цель:улучшить состояние пациента, уменьшить болевые ощущения.

Независимые сестринские вмешательства:

а) рассказать пациенту о важности соблюдения схемы лекарственной терапии, сроках приёма препаратов. Например, антациды следует принимать через 1-3 часа после еды;

б) контролировать соблюдение пациентом принципов рационального питания и назначенной лечащим врачом диеты;

в) обучить пациента приёмам релаксации, что способствует отдыху и ускоряет лечение;

г) помочь пациенту нормализовать режим дня и отдыха;

д) обсудить с пациентом пути избавления от вредных привычек;

е) оказать психологическую поддержку;

ж) при необходимости предоставить информацию о диагностических исследованиях и правилах подготовки к ним;

з) устранить дефицит знаний о язвенной болезни и её осложнениях.

Зависимые:выполнение врачебных назначений (применение обезболивающих и спазмолитических средств, проведение противоязвенного лечения).

1. Существующие проблемы: боли в области правого подреберья, тошнота, ощущение горечи во рту, избыток массы тела.

Потенциальные проблемы:ожирение вследствие нерационального питания и малоподвижного образа жизни, печёночная колика, желчнокаменная болезнь, характерные нарушения деятельности кишечника, понижение половой активности, атеросклероз, гипертоническая болезнь.

2. Рекомендации по рациональному питанию и физическим нагрузкам:

а) ограничение поваренной соли до 5-7 г/сут, умеренное употребление жидкости до 1 – 1,2 литра и кондитерских изделий, исключение пряностей, копчёностей, солений (возбуждают аппетит), исключение газированных и алкогольных напитков, режим 5-6 разового питания;

б) назначается индивидуальная диета и 1-2 раза в неделю разгрузочные дни;

в) рекомендуются плавание, гребля, коньки, прогулки, водные процедуры, массаж;

1. Рекомендации родственникам: в первые сутки после операции – голод. На 2-3 сутки – лёгкие мясные бульоны с сухарями из белого хлеба, рисовый отвар, жидкие протёртые каши, кисели, вода без газов. Начиная с четвёртых суток, супы с протёртыми овощами, паровые котлеты из тощего мяса и рыбы, каши жидкие, протёртые, молочные, яйца всмятку, некрепкий чай. Исключить: растительную клетчатку, грибы, пряности, закуски, кофе, газированные напитки.

2. План сестринских вмешательств:

а) провести первичную оценку реакций пациента при кормлении;

б) оказать психологическую поддержку пациенту методом убеждения в приёме пище, исключения продуктов для предупреждения осложнений;

в) организовать кормление, подготовить всё необходимое и организовать помощь при кормлении;

г) установить наблюдение за пациентом после кормления.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

источник

Исполнитель:слушатель цикла

« Охрана здоровья сельского населения»

(наименование цикла повышения квалификации)

__Ягодкина С.А. _______________________

(Ф.И.О., место работы, должность)

Руководитель:Шелеменцева О.О.

ГЛАВА 1. Гипертермический синдром. 5

1.1. Общая характеристика . 5

1.2.Осложнения гипертермии. 11

1.3. Измерение температуры тела, алгоритм выполнения………………………11

ГЛАВА 2. Лечение гипертермического синдрома. 15

2.1. Нелекарственные методы снижения температуры. 15

2.2. Медикаментозные средства …………………………………………………19

Каждый врач в своей практике встречался с гипертермическим синдромом, когда у ребенка повышенная температура до 40С, кожа бледная, «мраморная», конечности холодные, озноб, чрезмерная тахикардия, одышка, вялость или возбуждение.

Эффект от жаропонижающих средств недостаточный. Это настоящий гипертермический синдром, где нужно принимать срочные меры.

Гипертермический синдром — состояние глубокого нарушения терморегуляции у детей с повышением температуры тела до 39 °С и более за счет избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи.

Гипертермией называется патологический процесс, при котором уровень повышения зависит от определенных условий окружающей среды. Гипертермия – это опасное состояние, так как при нем, в отличие от лихорадки, наблюдается сбой в функционировании механизмов терморегуляции.

Повышение температуры тела — симптом, выступающий наиболее частой причиной обращения родителей с детьми к врачу (в том числе вызова скорой медицинской помощи). Причины подъёма температуры тела у детей, степень, характер температурной кривой и механизмы развития её чрезвычайно разнообразны.

Целью данной работы будет определение понятия гипертермического синдрома и способов его лечения.

Для достижения поставленной цели нужно будет решить несколько задач:

— изучить особенности гипертермического синдрома, виды, осложения, основные отличительные особенности и различия от лихорадки;

— ознакомиться со всеми возможными способами измерения температуры тела;

— изучить различные способы снижения температуры.

Для полного раскрытия темы были привлечены разнообразные источники информации, большую часть которых составили книги по медицине, различные сборники и пр.

Глава 1. Гипертермический синдром

Общая характеристика

Температура тела относится к числу физиологических констант организма. На рисунке 1 представлены значения нормального диапазона температуры взрослого человека.

Рисунок 1. Нормальный диапазон температуры взрослого.

Важными составляющими медицинской практики является семиотика и этимология. Часто при описании состояний с повышением температуры тела термины, обозначающие разные патологические процессы, используются как синонимы. Отмечается путаница при использовании терминов лихорадка, гипертермия, гипертермический синдром, нет критериев для разграничения понятий «бледная» и «розовая» лихорадка . Вместе с тем медицинская энциклопедическая литература и работы по фундаментальным медицинским направлениям, международная классификация болезней Х-го пересмотра не допускают такого вольного использования терминологии. Общепринятой классификации состояний с повышением температуры тела (СПТТ) не существует, но принципиальные отличия в их патогенезе позволяют выделить как минимум три основных группы: гипертермии, лихорадки и «гипертермических» реакций. Гипертермия (ГТ) (от греч. hyper – над, сверх + thermē – тепло) – по сути своей является травмой, возникающей под действием физического (теплового) фактора внешней среды. Данный термин часто ошибочно используется для обозначения любого повышения температуры тела. Лихорадка − выработанная в процессе эволюции у высших теплокровных животных и человека, стадийная типовая терморегуляторная защитно-приспособительная реакция организма на действие пирогенного (повреждающего) фактора, характеризующаяся динамической перестройкой системы терморегуляции, проявляющаяся временным повышением температуры тела независимо от температуры внешней среды. Лихорадка характеризуется не только повышением температуры, но и изменениями во всех органах и системах. Больных беспокоят головная боль, разбитость, чувство жара, сухость во рту. При лихорадке усиливается обмен веществ, учащаются пульс и дыхание. При резком повышении температуры тела больные ощущают озноб, чувство холода, дрожь. При высокой температуре тела кожа становится красной, теплой на ощупь. Быстрое снижение температуры сопровождается обильным потом.

Гипертермия – самый частый симптом заболевания у детей. В настоящее время известно, что гипертермия – защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как : возрастает бактерицидность крови, повышается активность лейкоцитов, повышается выработка эндогенного интерферона, усиливается активность метаболизма.

Решающую роль в патогенезе гипертермического синдрома играет раздражение гипоталамической области как центра терморегуляции организма.
При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение, что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличение количество кислорода уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги.

Наиболее часто пусковым звеном в развитии гипертермии являются экзогенные пирогены (бактерии, вирусы, токсины), которые при попадании в организм стимулируют выделение из мононуклеарных макрофагов эндогенных пирогенов.

В настоящее время известно более 30 цитокинов, обладающих пирогенной активностью, из которых наиболее важными явля-ются интерлейкины: ИЛ–1 и ИЛ–6, а также ФНО–α(фактор нек-роза опухоли α).Эндогенные пирогены продуцируются стимули-рованными моноцитами и макрофагами. Свойствами пирогенов обладают также α–, β– и γ– интерфероны. ИЛ–1 и ФНО–αтранс-портируются с током крови к клеткам–мишеням, несущим специ-фические рецепторы к этим цитокинам, и воздействуют на тер-мочувствительные нейроны гипоталамуса через усиление синте-за простагландина Е2 и F2α из арахидоновой кислоты.

Не исключается непосредственное влияние цитокинов на нервную ткань. Повышение температуры тела активирует обменные процессы, функции нервной, эндокринной, иммунной системы (увеличение выработки антител, интерферона, повышение хемотаксиса, фагоцитарной и бактерицидной активности нейтрофи-лов), повышается антитоксическая функция печени, увеличивается почечный кровоток. ИЛ–1 и ФНО–α способны усиливать иммунный ответ за счёт активации Т–клеток и стимуляции выработки ИЛ–2. Под действием ИЛ–1 усиливается пролиферация (от лат. proles — потомство и fero — несу — образования клеток путём их размножения делением) В–клеток, что сопровождается увеличе-нием антителообразования. Наиболее интенсивно эти процессы протекают при температуре 39°С. Под действием эндогенных пирогенов стимулируется синтез печенью белков «острой фазы» (фибриноген, С–реактивный белок, фракции комплемента, альфа–гликопротеин, сывороточный амилоид А, ингибиторы протеи-наз), играющих важную роль в специфической и неспецифической защите. Гипертермия сопровождается снижением в сыворотке крови уровня железа, цинка и меди, что тормозит рост и размножение микроорганизмов.

Стадии гипертермии . Гипертермия, как правило, процесс стадийный. При действии гипертерми­ческого фактора в организме включается триада экстренных адаптивных реакций:

1) поведенческая («уход» от действия теплового фактора);

2) интенсификация процессов теплоотдачи и снижение активности теп­лопродукции;

В ходе развития гипертермии условно выделяют две основные стадии:

компенсации (адаптации); декомпенсации (деадаптации) механизмов терморегуляции организма. Иногда выделяют финальную стадию гипертермии — гипертермическую кому.

Механизм развития гипертермии включает комплекс адаптивных и патоген­ных реакций организма. На начальной стадии доминируют первые, на пос­ледующих (если компенсаторные и защитные реакции оказались недоста­точными) — преобладают процессы повреждения. На каждой из стадий гипертермии в организме развиваются характерные метаболические, фи­зико-химические, структурные и функциональные изменения.

Стадия компенсации характеризуется активацией экстренных механизмов адаптации организма к перегреванию. Эти механизмы направлены на уве­личение теплоотдачи и снижение теплопродукции. В результате темпера­тура тела хотя и повышается, но остаётся в пределах верхней границы нор­мального диапазона. Проявления гипертермии в значительной мере опре­деляются температурой окружающей среды.

Стадия декомпенсации характеризуется срывом и неэффективностью как центральных, так и местных механизмов терморегуляции, что и приводит к нарушению температурного гомеостаза организма.

Основные различия между лихорадкой и гипертермией приведены в таблице 1.

Таблица 1. Различительные признаки лихорадки и гипертермии

Механизм гипертермии представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Механизм гипертермии.

В зависимости от степени повышения температуры различают субфебрильную (37–38 °C), фебрильную (38–39 °C), высокую (39–41 °C) и сверхвысокую (гипертермическую — выше 41 °C). Гипертермическое состояние само может привести к смертельному исходу. В зависимости от суточных колебаний температуры различают шесть основных типов лихорадки (рис.3).

Рис. 3. Типы лихорадки: 1 — постоянная; 2 — послабляющая; 3 — перемежающаяся; 4 — возвратная; 5 — волнообразная; 6 — истощающая.

Истощающая (гектическая) лихорадка характеризуется резким повышением температуры тела (на 2–4 °C) и падением ее до нормы и ниже. Наблюдается при сепсисе, туберкулезе. Обратный тип лихорадки (извращенная) отличается более высокой утренней температурой по сравнению с вечерней. Встречается при туберкулезе, сепсисе. Неправильная лихорадкасопровождается разнообразными и неправильными суточными колебаниями. Наблюдается при эндокардите, ревматизме, туберкулезе. На основании лихорадочной реакции и симптомов интоксикации можно судить о начале заболевания. Так, при остром начале температура повышается в течение 1–3 дней и сопровождается ознобом и явлениями интоксикации. При постепенном начале температура тела повышается медленно, в течение 4–7 дней, симптомы интоксикации выражены умеренно.

В зависимости от особенностей организма малыша и течения заболевания может быть два клинических варианта повышения температуры тела:

1. «Красная» гипертермия. Основные симптомы – это ярко розовая кожа, румянец на щеках, все тело равномерно горячее и сухое, общее возбуждение, частые пульс и дыхание. Малыш охотно пьет, ему жарко. После приема жаропонижающего лекарства быстро появляется обильная испарина и уменьшается температура.

2. «Белая» гипертермия. Основные симптомы: бледная кожа, часто с сероватым оттенком в области носогубного треугольника, тело горячее, но кисти и стопы холодные. Ребенок вялый, капризный, отказывается от питья, может быть озноб. Эффект от жаропонижающего препарата очень медленный и слабый, испарина обычно не появляется. Такой вариант течения гипертермии свидетельствует о тяжелом состоянии больного. Температура внутренних органов при ней может достигать критических пределов, когда начинают денатурироваться белки в погибающих клетках всего организма.

Осложнения гипертермии

1. Приступ судорог вследствие отека головного мозга. Уровень температуры, при которой он возникает, зависит от особенностей состояния здоровья ребенка. Это может быть 37,5 градусов, а может и 41. На фоне тонических судорог возможна остановка дыхания и сердечной деятельности.

2. Обезвоживание и связанные с ним нарушение деятельности кишечника и почек, сгущение крови с повышением риска внутрисосудистого тромбообразования.

3. Различной степени нарушение сознания вплоть до комы из-за повреждения клеток головного мозга.

Медикаментозные средства

В качестве медикаментозных средств применяют анальгин, ацетилсалициловую кислоту, бруфен. Наиболее эффективно использовать препарат внутримышечно. Так, применяют 50%-ный раствор анальгина, 2,0 мл (детям — в дозе 0,1 мл на год жизни) в сочетании с антигистаминными препаратами: 1%-ный раствор димедрола, 2,5%-ный раствор пипольфена или 2%-ный раствор супрастина. При более тяжелом состоянии для уменьшения возбудимости центральной нервной системы используют реланиум. Разовая доза смеси для детей составляет 0,1–0,15 мл/кг массы тела внутримышечно. Для поддержания функции надпочечников и при снижении артериального давления применяют кортикостероиды — гидрокортизон (детям по 3–5 мг на 1 кг массы тела) или преднизолон (1–2 мг на 1 кг массы). При наличии дыхательных нарушений и сердечной недостаточности терапия должна быть направлена на ликвидацию этих синдромов. При повышении температуры тела до высоких цифр у детей может развиться судорожный синдром, для купирования которого используют реланиум (детям до 1 года в дозе 0,05–0,1 мл; 1–5 лет — 0,15–0,5 мл 0,5%-ного раствора, внутримышечно).

Читайте также:  Как сбивать жар при лихорадке

Таким образом, ГИПЕРТЕРМИЯ – это типовая форма расстройства теплового обмена, возникающая в результате действия высокой температуры окружающей среды и/или нарушения процессов теплоотдачи организма; характеризуется нарушением (срывом) механизмов теплорегуляции, проявляется повышением температуры тела выше нормы.

Причинами гипертермии являются:

• высокая температура окружающей среды;

• агенты, препятствующие реализации механизмов теплоотдачи организма;

• разобщители процессов окисления и фосфорилирования в митохондриях.

Неотложные мероприятия у младенцев и детей отличаются от неотложных мероприятий у взрослых. Конечно, существует множество сходных моментов в методологии используемых реанимационных протоколов у детей и взрослых, однако педиатрическая поддержка жизни начинается с другой отправной точки. У взрослых последовательность действий основана на симптомах, большинство из которых имеют кардиальную природу. Эти симптомы характеризуются моментальным возникновением без (или с минимальными) настораживающих знаков, обычно требуют для достижения эффекта проведения быстрой дефибрилляции.

У детей первичная причина обычно респираторного характера, которая, если не распознается, быстро приводит к фатальной сердечной остановке.

Наиболее типичными ошибками при оказании помощи детям с неотложным состоянием, являются неправильное дозирование медикаментов, применение нерациональных их комбинаций, неоправданно частое применение аналептических препаратов (кордиамин, кофеин, аналептическая смесь и т. п.), а также медикаментозных смесей, маскирующих признаки основного заболевания, что затрудняет его диагностику при поступлении ребенка в стационар.

Возраст ребенка является явным важным фактором для определения конкретного практического реанимационного протокола. Возраст определяет тонкие детали процедур, необходимых для проведения основных мероприятий по поддержанию жизни.

Вот почему понимание природы и сущности данного синдрома, возможных осложнений, правильное определение вида гипертермии и грамотное лечение очень важны в работе доктора. Ведь от этого зависит жизнь больного человека, будь то ребенка, или взрослого.

Представленная работа дала краткий обзор по теме «Гипертермический синдром». Все поставленные во введении задачи решены, цель выполнена.

Список литературы:

1. Шайтор В.М., Мельникова И.Ю. Неотложная педиатрия: краткое руководство — Феникс; 2007

2. Парийская Т.В., Педиатрия. Неотложные состояния у детей- АСТ , 2007

3. Молочный В.П. Педиатрия: неотложные состояния у детей — Феникс; 2007.

4. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцева Н.М. Сестринское дело в педиатрии — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

5. Шабалов Н.П. Детские болезни: Учебник. — СПб.; 1999 .

6. Вяткина П. Полный медицинский справочник диагностики — М.: Эксмо, 2013.

7. С.Ф. Багненко, А.П. Вёрткина, А.Г. Мирошниченко, М.Ш. Хубутия. Руководство по скорой медицинской помощи- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007 г.

8. С.А. Сумин. Неотложные состояния- М., МИА, 2004.

Исполнитель:слушатель цикла

« Охрана здоровья сельского населения»

(наименование цикла повышения квалификации)

__Ягодкина С.А. _______________________

(Ф.И.О., место работы, должность)

Руководитель:Шелеменцева О.О.

ГЛАВА 1. Гипертермический синдром. 5

1.1. Общая характеристика . 5

1.2.Осложнения гипертермии. 11

1.3. Измерение температуры тела, алгоритм выполнения………………………11

ГЛАВА 2. Лечение гипертермического синдрома. 15

2.1. Нелекарственные методы снижения температуры. 15

2.2. Медикаментозные средства …………………………………………………19

Каждый врач в своей практике встречался с гипертермическим синдромом, когда у ребенка повышенная температура до 40С, кожа бледная, «мраморная», конечности холодные, озноб, чрезмерная тахикардия, одышка, вялость или возбуждение.

Эффект от жаропонижающих средств недостаточный. Это настоящий гипертермический синдром, где нужно принимать срочные меры.

Гипертермический синдром — состояние глубокого нарушения терморегуляции у детей с повышением температуры тела до 39 °С и более за счет избыточной теплопродукции и ограничения теплоотдачи.

Гипертермией называется патологический процесс, при котором уровень повышения зависит от определенных условий окружающей среды. Гипертермия – это опасное состояние, так как при нем, в отличие от лихорадки, наблюдается сбой в функционировании механизмов терморегуляции.

Повышение температуры тела — симптом, выступающий наиболее частой причиной обращения родителей с детьми к врачу (в том числе вызова скорой медицинской помощи). Причины подъёма температуры тела у детей, степень, характер температурной кривой и механизмы развития её чрезвычайно разнообразны.

Целью данной работы будет определение понятия гипертермического синдрома и способов его лечения.

Для достижения поставленной цели нужно будет решить несколько задач:

— изучить особенности гипертермического синдрома, виды, осложения, основные отличительные особенности и различия от лихорадки;

— ознакомиться со всеми возможными способами измерения температуры тела;

— изучить различные способы снижения температуры.

Для полного раскрытия темы были привлечены разнообразные источники информации, большую часть которых составили книги по медицине, различные сборники и пр.

Глава 1. Гипертермический синдром

Общая характеристика

Температура тела относится к числу физиологических констант организма. На рисунке 1 представлены значения нормального диапазона температуры взрослого человека.

Рисунок 1. Нормальный диапазон температуры взрослого.

Важными составляющими медицинской практики является семиотика и этимология. Часто при описании состояний с повышением температуры тела термины, обозначающие разные патологические процессы, используются как синонимы. Отмечается путаница при использовании терминов лихорадка, гипертермия, гипертермический синдром, нет критериев для разграничения понятий «бледная» и «розовая» лихорадка . Вместе с тем медицинская энциклопедическая литература и работы по фундаментальным медицинским направлениям, международная классификация болезней Х-го пересмотра не допускают такого вольного использования терминологии. Общепринятой классификации состояний с повышением температуры тела (СПТТ) не существует, но принципиальные отличия в их патогенезе позволяют выделить как минимум три основных группы: гипертермии, лихорадки и «гипертермических» реакций. Гипертермия (ГТ) (от греч. hyper – над, сверх + thermē – тепло) – по сути своей является травмой, возникающей под действием физического (теплового) фактора внешней среды. Данный термин часто ошибочно используется для обозначения любого повышения температуры тела. Лихорадка − выработанная в процессе эволюции у высших теплокровных животных и человека, стадийная типовая терморегуляторная защитно-приспособительная реакция организма на действие пирогенного (повреждающего) фактора, характеризующаяся динамической перестройкой системы терморегуляции, проявляющаяся временным повышением температуры тела независимо от температуры внешней среды. Лихорадка характеризуется не только повышением температуры, но и изменениями во всех органах и системах. Больных беспокоят головная боль, разбитость, чувство жара, сухость во рту. При лихорадке усиливается обмен веществ, учащаются пульс и дыхание. При резком повышении температуры тела больные ощущают озноб, чувство холода, дрожь. При высокой температуре тела кожа становится красной, теплой на ощупь. Быстрое снижение температуры сопровождается обильным потом.

Гипертермия – самый частый симптом заболевания у детей. В настоящее время известно, что гипертермия – защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как : возрастает бактерицидность крови, повышается активность лейкоцитов, повышается выработка эндогенного интерферона, усиливается активность метаболизма.

Решающую роль в патогенезе гипертермического синдрома играет раздражение гипоталамической области как центра терморегуляции организма.
При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение, что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличение количество кислорода уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нем – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС и нередко развиваются фебрильные судороги.

Наиболее часто пусковым звеном в развитии гипертермии являются экзогенные пирогены (бактерии, вирусы, токсины), которые при попадании в организм стимулируют выделение из мононуклеарных макрофагов эндогенных пирогенов.

В настоящее время известно более 30 цитокинов, обладающих пирогенной активностью, из которых наиболее важными явля-ются интерлейкины: ИЛ–1 и ИЛ–6, а также ФНО–α(фактор нек-роза опухоли α).Эндогенные пирогены продуцируются стимули-рованными моноцитами и макрофагами. Свойствами пирогенов обладают также α–, β– и γ– интерфероны. ИЛ–1 и ФНО–αтранс-портируются с током крови к клеткам–мишеням, несущим специ-фические рецепторы к этим цитокинам, и воздействуют на тер-мочувствительные нейроны гипоталамуса через усиление синте-за простагландина Е2 и F2α из арахидоновой кислоты.

Не исключается непосредственное влияние цитокинов на нервную ткань. Повышение температуры тела активирует обменные процессы, функции нервной, эндокринной, иммунной системы (увеличение выработки антител, интерферона, повышение хемотаксиса, фагоцитарной и бактерицидной активности нейтрофи-лов), повышается антитоксическая функция печени, увеличивается почечный кровоток. ИЛ–1 и ФНО–α способны усиливать иммунный ответ за счёт активации Т–клеток и стимуляции выработки ИЛ–2. Под действием ИЛ–1 усиливается пролиферация (от лат. proles — потомство и fero — несу — образования клеток путём их размножения делением) В–клеток, что сопровождается увеличе-нием антителообразования. Наиболее интенсивно эти процессы протекают при температуре 39°С. Под действием эндогенных пирогенов стимулируется синтез печенью белков «острой фазы» (фибриноген, С–реактивный белок, фракции комплемента, альфа–гликопротеин, сывороточный амилоид А, ингибиторы протеи-наз), играющих важную роль в специфической и неспецифической защите. Гипертермия сопровождается снижением в сыворотке крови уровня железа, цинка и меди, что тормозит рост и размножение микроорганизмов.

Стадии гипертермии . Гипертермия, как правило, процесс стадийный. При действии гипертерми­ческого фактора в организме включается триада экстренных адаптивных реакций:

1) поведенческая («уход» от действия теплового фактора);

2) интенсификация процессов теплоотдачи и снижение активности теп­лопродукции;

В ходе развития гипертермии условно выделяют две основные стадии:

компенсации (адаптации); декомпенсации (деадаптации) механизмов терморегуляции организма. Иногда выделяют финальную стадию гипертермии — гипертермическую кому.

Механизм развития гипертермии включает комплекс адаптивных и патоген­ных реакций организма. На начальной стадии доминируют первые, на пос­ледующих (если компенсаторные и защитные реакции оказались недоста­точными) — преобладают процессы повреждения. На каждой из стадий гипертермии в организме развиваются характерные метаболические, фи­зико-химические, структурные и функциональные изменения.

Стадия компенсации характеризуется активацией экстренных механизмов адаптации организма к перегреванию. Эти механизмы направлены на уве­личение теплоотдачи и снижение теплопродукции. В результате темпера­тура тела хотя и повышается, но остаётся в пределах верхней границы нор­мального диапазона. Проявления гипертермии в значительной мере опре­деляются температурой окружающей среды.

Стадия декомпенсации характеризуется срывом и неэффективностью как центральных, так и местных механизмов терморегуляции, что и приводит к нарушению температурного гомеостаза организма.

Основные различия между лихорадкой и гипертермией приведены в таблице 1.

Таблица 1. Различительные признаки лихорадки и гипертермии

Механизм гипертермии представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Механизм гипертермии.

В зависимости от степени повышения температуры различают субфебрильную (37–38 °C), фебрильную (38–39 °C), высокую (39–41 °C) и сверхвысокую (гипертермическую — выше 41 °C). Гипертермическое состояние само может привести к смертельному исходу. В зависимости от суточных колебаний температуры различают шесть основных типов лихорадки (рис.3).

Рис. 3. Типы лихорадки: 1 — постоянная; 2 — послабляющая; 3 — перемежающаяся; 4 — возвратная; 5 — волнообразная; 6 — истощающая.

Истощающая (гектическая) лихорадка характеризуется резким повышением температуры тела (на 2–4 °C) и падением ее до нормы и ниже. Наблюдается при сепсисе, туберкулезе. Обратный тип лихорадки (извращенная) отличается более высокой утренней температурой по сравнению с вечерней. Встречается при туберкулезе, сепсисе. Неправильная лихорадкасопровождается разнообразными и неправильными суточными колебаниями. Наблюдается при эндокардите, ревматизме, туберкулезе. На основании лихорадочной реакции и симптомов интоксикации можно судить о начале заболевания. Так, при остром начале температура повышается в течение 1–3 дней и сопровождается ознобом и явлениями интоксикации. При постепенном начале температура тела повышается медленно, в течение 4–7 дней, симптомы интоксикации выражены умеренно.

В зависимости от особенностей организма малыша и течения заболевания может быть два клинических варианта повышения температуры тела:

1. «Красная» гипертермия. Основные симптомы – это ярко розовая кожа, румянец на щеках, все тело равномерно горячее и сухое, общее возбуждение, частые пульс и дыхание. Малыш охотно пьет, ему жарко. После приема жаропонижающего лекарства быстро появляется обильная испарина и уменьшается температура.

2. «Белая» гипертермия. Основные симптомы: бледная кожа, часто с сероватым оттенком в области носогубного треугольника, тело горячее, но кисти и стопы холодные. Ребенок вялый, капризный, отказывается от питья, может быть озноб. Эффект от жаропонижающего препарата очень медленный и слабый, испарина обычно не появляется. Такой вариант течения гипертермии свидетельствует о тяжелом состоянии больного. Температура внутренних органов при ней может достигать критических пределов, когда начинают денатурироваться белки в погибающих клетках всего организма.

Осложнения гипертермии

1. Приступ судорог вследствие отека головного мозга. Уровень температуры, при которой он возникает, зависит от особенностей состояния здоровья ребенка. Это может быть 37,5 градусов, а может и 41. На фоне тонических судорог возможна остановка дыхания и сердечной деятельности.

2. Обезвоживание и связанные с ним нарушение деятельности кишечника и почек, сгущение крови с повышением риска внутрисосудистого тромбообразования.

3. Различной степени нарушение сознания вплоть до комы из-за повреждения клеток головного мозга.

источник