Меню Рубрики

Чарли чаплин золотая лихорадка ботинок

В кино, как и в жизни, на фоне признаний в любви, выяснений отношений, разговоров о жизни и смерти, пустой болтовни, большого горя и маленького счастья люди готовят и едят. Встречи в кафе, семейные ужины, званые обеды, пикники на природе — типичные гастрономические эпизоды. Но порой сцены с едой становятся настоящей классикой мирового кинематографа. Эти кадры интересны и понятны, даже если вы не смотрели самого фильма; они любимы и восхищают, даже если вы видите их в десятый раз. Итак, кулинарные киношедевры Чарли Чаплина.

Танец булочек (фильм «Золотая лихорадка», режиссер Ч. Чаплин, 1925 год)

Отрывок длится всего одну минуту, но этого времени Чарли Чаплину достаточно для того, чтобы создать шедевр: две булочки с воткнутыми в них вилками изображают ноги танцора, а глаза, губы и брови самого актера придают танцу необычайную выразительность. На премьере фильма в берлинском кинотеатре «Капитоль» знаменитый танец булочек привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще раз. Справедливости ради надо заметить, что впервые насаженные на вилки булочки, имитирующие пару ботинок, появились еще в 1918 году в фильме Роско Арбакля «Повар». Вполне возможно, что сам Арбакль заимствовал этот номер у Чаплина, с которым они вместе работали на продюсера Мака Сеннета. Но именно в чаплинском исполнении «Танец булочек» получил всемирную известность.

В фильме «Бенни и Джун» (режиссер Джеримайя С. Чечик, 1993 год) герой Джонни Деппа пытается повторить этот танец, но вместо булочек у него на вилках хот-доги. Джонни Депп признавался: «Когда видишь этот танец, кажется, что это очень просто. Но это сложно. Очень сложно. Координация движений. А для Чаплина это было легко. Он придумал это и сделал. Лично я пытался научиться этому недели три, если не месяц. Дело не только в руках. Дело в нем самом, в его движениях».

Ботинок на обед (фильм «Золотая лихорадка», режиссер Ч. Чаплин, 1925 год)

Русский солдат сварил кашу из топора, а Маленький Бродяга, герой Чарли Чаплина, приготовил на обед ботинок. О рождении замысла великий комик рассказал в книге «Моя автобиография»: «Как ни парадоксально, но в процессе создания комедии смешное рождается из трагического; вероятно, потому что смех — это вызов судьбе: мы смеемся, сознавая свою беспомощность перед силами природы. смеемся, чтобы не сойти с ума. Я прочел книгу об отряде Доннера, который по пути в Калифорнию сбился с дороги и был застигнут бураном в горах Сьерры-Невады. Из ста шестидесяти человек остались в живых только восемнадцать — почти все погибли от голода и холода. Некоторые не остановились перед людоедством, поедая мертвецов, другие варили мокасины, чтобы как-нибудь обмануть голод. И вот эта жуткая трагедия подсказала мне один из самых смешных эпизодов фильма. Изнемогая от голода, я варю свой башмак и съедаю его, обсасывая гвозди, словно косточки нежного каплуна, а шнурки уписываю, как итальянские спагетти».

Конечно, ботинки на съемках были не настоящие, а бутафорские, сделанные из лакрицы. Но сколько их было съедено, сказать сложно: эпизод снимался три дня и потребовал шестьдесят три дубля.

Невероятно длинные спагетти (фильм «Огни большого города», режиссер Ч. Чаплин, 1931 год)

Только наивный, чуть подвыпивший герой Чарли Чаплина может принять за спагетти серпантин и есть его в надежде, что он когда-нибудь все-таки закончится. Как известно, звуковое кино Чаплин принял не сразу: даже «Огни большого города» фильм немой (хотя и снят после окончания эпохи немого кино), но уже сопровождается звуковыми эффектами и музыкой. В сцене со спагетти именно благодаря звучанию обыгрывается одно из правил спагетти: «Втягивая концы спагетти в рот, старайтесь не издавать громких звуков».

Кормящая машина (фильм «Новые времена», режиссер Ч. Чаплин, 1936 год)

Оказывается, техника может понадобиться не только для приготовления пищи, но и для самого процесса ее употребления. Например, чтобы рабочим не отвлекаться на обеденный перерыв и продолжать работать даже во время него, Чарли Чаплин изобрел для них «Кормящую машину». Не в реальности, конечно, а на экране. «Кормящая машина» — это одновременно и сатира на технический прогресс, и символ новых времен бездушного капиталистического производства. В своей автобиографии Чаплин вспоминает, что «кормящую машину», этот «агрегат для экономии времени» он придумал после беседы с репортером, который рассказал ему о конвейерной системе, доводящей здоровых молодых людей до нервного расстройства.

«Новые времена» — последний фильм, в котором Чаплин предстает в образе Маленького Бродяги. Здесь он становится одним из миллионов рабочих, и, конечно, именно на нем испытывают «Кормящую машину». Героя привязывают к аппарату, и механические «руки» начинают кормить его супом, мясом, вареной кукурузой, как вдруг сложный механизм разлаживается…

источник

26 июня 2015 года исполняется ровно 90 лет со дня знаменитой премьеры одного из самых лучших кинофильмов, созданного Чарльзом Чаплином . Именно в этот день в 1925 году на больших экранах Лос-Анжелиса появилась «Золотая лихорадка». Картина, которая вот уже почти сто лет входит в сотню самых лучших и самых смешных фильмов в мире — по версии AFI. Картина, которая больше полувека считается национальным достоянием в США.

В основе фильма лежит история о двух друзьях золотоискателях — маленьком бродяжке и большом Джиме. Они оба попадают в ловушку золотой лихорадки. Жажда денег и славы толкают их на риск, в объятья невероятных приключений, которые им подготовила эта загадочная и непредсказуемая Аляска.

Отважность, мужество, выдержка и конечно же любовь — вот основные составляющие фильма.

1) На кинофестивале в Бельгии 1925 года этот фильм занял второе место в номинации «Лучший фильм всех времен и народов», уступив первенство советскому фильму Сергея Ейзенштейна — «Броненосец «Потемкин»;

2) Звание «Самая величественная комедия» фильм разделил с «Генералом» Бастера Китона;

3) «Золотая лихорадка» единственный фильм Чаплина, который он снимал по заранее подготовленному сценарию;

4) Изначально роль Джорджии досталась Лите Грей. Однако, когда большая часть фильма была уже отснята, обнаружилось, что Лита беременна. Как оказалось, отцом ребенка был Чарльз Чаплин. Актерам пришлось поженится, а Литу заменила Джорджия Хейл;

5) Две недели фильм снимался в горах Сьерра-Невады, не смотря на сложные погодные условия, Чаплин заставлял актеров вылаживатся на все 100 процентов. Часто на одну сцену затрачивалось до 25 дублей;

6) Дабы достичь реалистичности, в фильме были использованы все существующие на то время способы имитации снега. В итоге, большая часть отснятого материала была несколько раз переснята на фоне разного снегового покрытия;

7) Во время съемки сцены в горах, в фильм были привлечены 2500 бродяг, которые играли золотоискателей;

8) Прежде, чем выпустить фильм в мир, Чаплин отмонтировал его 27 раз. Однако, это не стало пределом, в дальнейшем с приходом звука в кино «Золотая лихорадка» подверглась еще целому ряду изменений;

9) В 1942 году оригинал фильма был потерян. Дело в том, что когда Чаплин создал звуковую версию фильма, он не позаботился о сохранности исходника 1925 года. Позднее, фильм удалось частично восстановить используя исходный материал из различных источников;

10) В фильме использовалось множество видео эффектов, которые считались очень сложными и трудновыполнимыми в то время;

11) В фильме «Золотая лихорадка» Чаплин исполняет знаменитый «танец булочек». Танец произвел настоящий фурор среди зрителей, несмотря на то, что впервые на экране этот фильм появился задолго до этого. В 1917 году в фильме «Дом грубых манер» Роско Арбакл впервые исполнил этот танец, только танцевал он ногами, а не вилками как Чаплин.
Впоследствии танец приобрел легендарную популярность;

12) Идея фильма зародилась у Чаплина в 1896 году во время просмотров фотографий на которых была изображена группа золотоискателей поднимающихся в гору. Его воображение поразили истории о Клондайке во время «золотой лихарадки» и история об отряде Доннера, который во время похода в горы Сьерра-Невады бил застигнут бурей. Из-за холода и голода большая часть группы погибла. Из 160 человек выжить осталось всего паре десятков, многим из которых пришлось есть своих умерших товарищей;

13) Сцена поедания ботинка появилась именно из этой истории. Оказывается, многие из тех кто ходил в поход с Доннером варили собственные мокасины, чтобы обмануть чувство голода;

14) Рабочее название фильма «Lucky Strike»;

15) Искусственную снежную гору воспроизвели из четверти миллионов футов древесины, проволочной сетки, мешковины, гипса соли и муки;

16) В 1942 году, во время монтирования фильма Чаплин обрезал финальную сцену в которой маленький бродяга целуется с Джорджией. Дело в том, что на момент съемки между Чаплином и Джорджией возникли романтические отношения, которые были запечатлены в фильме, однако после их расставания Чарльз решил заменить поцелуй на скромную прогулку рука в руке;

Альберту Эйнштейну, очень понравился фильм «Золотая лихорадка». Он решил написать Чарльзу письмо:

«Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн».

На что Чарли Чаплин ответил Эйнштейну:

«Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».

— 1925 — самая первая версия фильма. Оригинал (без звука);
— 1942 — авторская версия Чаплина. Некоторые сцены били сокращены, наложен звук и текст, читаемый самим Чаплином;
— 1956 — авторская версия Чаплина. Был изменен текст читаемый от автора, звуковое оформление осталось тем же;

— Наложение фона (сцена путешествия маленького бродяги в горах);
— Наложение нескольких предварительно снятых сцен (сцена превращения Чаплина в курицу);
— Миниатюра (дом золотоискателя из далека);

— 1917 — фильм «Дом грубых манер» с Роско Арбакл;
— 1935 — комедийное шоу «Три балбеса» с Джером Лестер Хорвиц;
— 1992 — фильм «Чаплин» с Робертом Даони-младшим;
— 1993 — фильм «Бенни и Джун» с Джони Депп;
— 1994 — мультфильм «Симпсоны» в серии «Любовник леди Бувье» с Абрахам Симпсоном;

источник

Один из самых известных фильмов Чарли Чаплина, который называют одной из двух величайших немых комедий в истории, наряду с «Генералом» Бастера Китона

Жанр: драма, комедия, приключения, семейный

Страна: США

Режиссер: Чарльз Чаплин

Сценарий: Чарльз Чаплин

Оператор: Роланд Тотеро

Кто снимался в фильме «Золотая лихорадка»: Чарльз Чаплин, Мак Суэйн, Том Мюррэй, Генри Бергман, Малкольм Вейт, Джорджия Хейл, Джек Адамс, Фрэнк Адериас, Леона Адериас, Лиллиэн Адриан

1898 год. Уже знакомый зрителю Маленький Бродяга отправляется на золотые прииски Аляски. Там он знакомится с золотоискателями Большим Джимом, не так давно напавшим на жилу, и Черным Ларсеном. На некоторое время их пути расходятся, чтобы затем воссоединиться снова, правда, уже без Чёрного Ларсена, который погибает в лавине.

Разбогатевшие и ставшие знаменитыми, Маленький Бродяга и Большой Джим покидают Аляску на корабле. На этом же корабле Бродяга встречает девушку Джорджию, в которую влюбился за время, проведенное в маленьком городке на Аляске. Но судьба дает им обоим второй шанс.

  1. Доходы фильма превзошли потраченные на его создание 923 тыс. долларов без малого в шесть раз.
  2. Перфекционист Чаплин перемонтировал фильм 27 раз. Стоит ли говорить, что этот процесс он никому не доверил и занимался монтажом сам. Во время съемок он истязал коллег-актеров, делая по 25 дублей одной сцены, невзирая на погодные условия и прочие сложности.
  3. На главную женскую роль была утверждена Лита Грей. Но из-за беременности актрису пришлось заменить на Джорджию Хейл.
  4. Известно, что фильм «Золотая лихорадка» очень любил Альберт Эйнштейн. Однажды он написал актеру письмо. «Ваш фильм „Золотая лихорадка“ понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн», — говорилось в послании. Ответ Чаплина не заставил себя ждать. «Я Вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы всё-таки стали великим человеком. Чаплин», — написал он.

Сетевое издание TELEPROGRAMMA зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-66912 от 22 августа 2016 года.
Учредитель и редакция АО «Издательский дом «Комсомольская правда» .
Генеральный директор: Сунгоркин Владимир Николаевич.
Издатель: Гемст Владислав Александрович
Главный редактор Садков Павел Петрович

tele@kp.ru
телефон редакции: +7 (495) ‎777-02-82
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1

Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение прав: ‎(495) 970-19-51 (kp@kp.ru)

Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Возрастная категория 16+

источник

лирико-приключенческая комедия
Продолжительность: 72
США 1925
Режиссер: Чарлз Спенсер Чаплин
Продюсер: Чарлз Спенсер Чаплин
Сценарий: Чарлз Спенсер Чаплин
В ролях: Чарли Чаплин, Мак Суэйн, Том Мюррей, Джорджия Хейл, Малкольм Уайт, Бктти Морриси, Генри Бергман, Стенли Сенфорд и др.
Музыка: Чарлз Спенсер Чаплин
Оператор: Роланд Тотеро, Джек Уилсон

Золотискатели! Север, Джек Лондон, любовь и страсти, счастливый финал.

«Последней сказкой Чаплина» называли этот фильм кинокритики. А сам автор говорил, что художественное вдохновение родилось у него вследствие действительного события: «золотоискатели в Аляске, у которых иссякли продукты, дошли до того, что стали есть кожу башмаков» (здесь и далее цит. по: А. Кукаркин. Чарли Чаплин. М.: Искусство, 1960. С. 129).

Действительно, «Золотая лихорадка» — чадо и Джека Лондона, и Брета Гарта, и Кервуда, но прежде всего это дитя Чаплина. Маленький бродяга ищет, конечно, золото, но как бы и нехотя. Он участвует во всех безумных происшествиях сюжета, но как бы и со стороны. Он не столько даже золотоискатель, сколько влюбленный, не столько даже и влюбленный, сколько милый человек, заброшенный судьбой в гиблое место, не столько даже милый человек, сколько художник. Быть может, именно в этом фильме Чаплин сыграл самое большое количество ролей одновременно, быть может, именно здесь он сумел предельно отстранить друг от друга себя-автора, себя-мыслителя, себя-художника, себя-актера и себя-персонажа.

Читайте также:  Золотая лихорадка хофманы против паркера кто победил

При этом картина получилась очень теплая, романтическая, традицонная для Чаплина, отвечающая надеждам зрителей, пришедших в зал и посмеяться, и побояться, и всплакнуть, и порадоваться хорошему концу.

Итак, Аляска, конец XIX века, золотая лихорадка. Горный перевал, по которому в шаге от обрыва, насвистывая и поигрывая неизменной тросточкой, идет маленький оборванец в потертом пиджачке и поношенных штанах, но в котелке. Перед ним протащилась тут же колонна изможденных старателей. За ним шествует по своим делам упитанный медведь. Едва преодолен перевал, как разыгрывается пурга. Чарли кое-как добирается до одинокого домишки, где его встречают с ружьем в руках. В самом деле, зачем хозяину постоялец, коли самому есть нечего!

Вслед за Чарли в хибару вваливается еще один старатель, большой Джимми. Подравшись, золотоискатели успокаиваются, но есть по-прежнему хочется. Бросают жребий, кому идти на поиски припасов. Выпадает хозяину, и пока он борется с бурей, голодные гости закусывают старым чарлиным башмаком.

Это хрестоматийная сцена, ее, конечно, всякий видел, но не всякий видел, наверное, чем эта сцена кончается. Наесться башмаком невозможно, сколько ни обсасывай гвозди, как рыбьи косточки, более того, от подобной еды мутит в животе и в голове, и большой гость-старатель впадает в некий транс, а в трансе том видит, что его маленький сотрапезник оборачивается вдруг ба-альшим петухом. Вновь беготня и погоня, видение то исчезает, то возвращается.

Знаменитый в прошлом отечественный кинорежиссер Сергей Юткевич говорил об этом хрестоматийном эпизоде в 1935 году: «Я был поражен. сценой голода. На фоне деревянных стен стояли стол и два стула, причем они нахально, по-театральному были обращены в сторону зрителя. Вся сцена построена на исключительно обнаженной гротескной игре двух актеров в течение целой части. Когда Чарли в глазах противника превращается в курицу, то он, даже не наплывом, оказывается облаченным в грубо бутафорское чучело курицы, убегающей чаплиновской походкой. И это так смешно, что этому веришь, несмотря на чучело, вопринимаешь как сильно действующую кинематографическую условность» (С. 132).

К счастью для Чарли, в хижину забредает медведь, которого маленький бродяга и убивает метким выстрелом, решая таким образом проблему голода.

Наевшись и дождавшись прекращения бурана, Чарли и его спутник расходятся в разные стороны.

Чарли приходит в городишко, чьей единственной достопримечательностью является, вероятно, салун. Там «он застывает на месте, оказавшись снова среди людей, увидев все блага «цивилизованной» жизни. И в глазах его застыло выражение глубокой грусти: здесь веселятся, играет музыка, звенит золото, рекой льются напитки. А он, вечный неудачник, возвратился из своих страшных скитаний еще более оборванным и нищим, чем был раньше» (С. 133).

Грусть эта, однако, не мешает, герою отыскать глазами самую красивую девушку в салуне, естественно, отбивающуюся от грубых приставаний нахального кавалера. Дав ему пощечину, девушка пускается в очередной танец с первым подвернувшимся под руку. Подвертывается, понятное дело, Чарли, уже влюбившийся по уши. Во время танца лопается веревка, которой у него, вместо ремня, подвязаны штаны, и надо видеть титанические усилия оборванца, благодаря которым ему удается не опозориться.

Далее Чарли вновь встряпывается в мордобой, вновь выходит сухим из воды и направляется в горы.

На сей раз он, далеко не углубившись, хитростью заставляет принять себя и накормить некоего старателя, чье жилище выглядит гораздо более обеспеченным, нежели то, в которое Чарли забрел в бурю.

В этот-то домик спустя какое-то время заглядывает группа девушек, среди которых — она, великая любовь нашего героя. О, какие чудеса пластики, какие ужимки и прыжки выполняет артист, чтобы завоевать ее сердце! Но и неизменно попадает впросак: «Когда Чарли думает, что совершает какой-либо необыкновенный поступок, он оказывается на деле в смешном положении. Когда же он действительно отважен и благороден, то даже не замечает этого, расценивает свое поведение как вполне естественное» (С. 134).

Это, разумеется, осознанный прием, главный, вероятно, в творчестве Чаплина. Смысл его в том, что человек всегда и смешон, и велик, в том, что от великого до смешного, действительно, один шаг, в том, что человеческая жизнь не есть лишь комедия, или трагедия, а явление полижанровое. Как и замечательное ее зеркало — кинематограф Чарлза Чаплина.

Чарли приглашает девушку отпраздновать Новый год в его жилище, получает согласие, устраивает в приливе чувств сумасшедшую клоунаду, бросается на заработки в городишко — и, прилизавшись, ждет, ждет, ждет ее, невозможную красавицу, сервировав стол похлеще, чем в роскошном ресторане.

Меж тем Новый год отмечают и в салуне, где нахальный кавалер вновь пристает к легкомысленной героине. Чарли в ожидании свидания засыпает и видит изумительный сон, в котором демонстрирует подруге столь же знаменитый, как и эпизод с поеданием башмака, «танец булочек». Наколов на вилки по кусочку хлеба, он с мастерством подлинного кукольника демонстрирует канкан марионетки: «Вилки с булочками кажутся стройными ножками танцовщицы, которые выписывают разнообразные плавные и темпераментные па: на лице же Чарли последовательно отражается сложная гамма мимики «танцовщицы»: здесь и кокетство, и притворная скромность, и меланхолическая грусть.

Танец булочек, ставший классическим образцом искусства в немом кино, представляет собой поистине ни с чем не сравнимое зрелище. По совершенству техники движений и мимической игры — выразительных, как живое слово, и впечатляющих, как музыка, — он превосходит пантомимический рассказ Чаплина о Давиде и Голиафе из «Пилигрима»» (С. 135).

Чарли просыпается, видит оплывающие свечи, слышит праздничную музыку, раздающуюся в салуне, и спешит туда. В это же время из салуна выходит компания девушек и, разминувшись с маленьким бродягой, направляется в сторону его дома. Увидев приготовления влюбленного героя к встрече и не застав его самого, девушка, кажется, обнаруживает в себе теплые чувства к Чарли.

Меж тем он появляется в салуне, где ищет подругу, а находит. большого Джимми, стискивающего в объятиях малыша и умоляющего его помочь отыскать ту хижину в горах, поскольку где-то рядом должна быть золотоносная жила, — это Джимми знает точно. И тогда — богатство пополам!

Не надо мне никакого богатства! — кричат глаза, руки, ноги — все существо бедного влюбленного. Но большой Джимми взваливает Чарли на плечо и выносит из бара.

Вновь старая хижина, обитатели разводят огонь, выплескивая в печку спирт из джиммовой фляжки. Чарли озабочен, Чарли заинтересован, Чарли вдрызг напивается, не переставая танцевать. В общем, «а поутру они проснулись», не ведая о том, что разыгравшаяся буря утащила их хибару, как домик Элли из «Волшебника страны Оз», на край пропасти. И теперь хибара трещит и раскачивается над самой пропастью, реагируя на каждое движение обитателей.

Здесь следует эпизод, достойный лучших картин Китона. Когда герои наконец выбираются на твердую землю, их дом обрушивается, а Джимми находит под ногами искомую жилу. И маленький обрванец в одночасье делается миллионером. Сбылась американская мечта: разодетые в пух и прах толстосумы шествуют к атлантическому лайнеру, дабы прокатиться по Европам, их окружают вездесущие папарацци. Чарли соглашается позировать им в старых лохмотьях, дабы еще и еще раз прославить американский образ жизни. Переодевшись и выйдя на палубу, он неожиданно обнаруживает ту, которую любил. И она даже собирается заплатить за билет для оборванца — так поразила ее скромная и сумасшедшая любовь этого человечка.

Хэппи энд? Конечно, но хочется сказать по-русски: открытый и светлый финал, от которого почему-то чуть-чуть щемит сердце.

Знаете, почему? Потому что у маленького человека не может, не должно быть большого счастья. Потому что ведь Чарли — герой не голливудский, а скорее гоголевский. Но именно герой. Потому в хэппи энд не верится, но его хочется.

На этом парадоксе строится все искусство Чаплина, оттого оно так лирично и бесконечно, оттого оно и не стареет, а феноменальный успех «Золотой лихорадки» продолжается. Последнее означает: ставши классикой, картина за 80 лет ничуть не состарилась. Включите магнитофон, запустите кассету — и вы сами во всем убедитесь.

источник

Каждая страна имеет свои национальные бренды качества. Так, швейцарские часы принято считать лучшими в мире, банки — самыми надежными, а шоколад — непревзойденным по вкусу. Кроме этого, швейцарский шоколад оказался удачным материалом для хранения памяти о гениальном актере и режиссере немого кино.

Чарльз Спенсер Чаплин (16.04. 1889 — 25.12. 1977) создал полюбившийся всему миру социальный портрет «маленького человека», популярныйобраз неунывающего лузера, который не смотря ни на что, сохраняет внутреннее благородство, обаяние и незаурядную смекалку. Атрибутами для этого образа Чаплин удачно выбрал мешковатые брюки, кургузый пиджачок, котелок, тросточку и растоптанные ботинки на пару размеров больше. Именно в таком виде ему был поставлен трогательный памятник в городке Веве, расположенного около Женевского озера, на швейцарской Ривьере, где легендарный актер прожил около четверти века.

Местные кондитеры уверяют, что Ривьера — родина швейцарского шоколада. И хотя шоколадные конфеты и плитки делают в Швейцарии во многих кондитерских, но именно тут находится единственная в мире, в которой «тачают» из шоколада знаменитые ботинки Чарли Чаплина.

Весь процесс приготовления шоколадных сувениров производится hand-made. Слой за слоем, кондитер тщательно наносит кисточкой на миниатюрную пресс-форму разогретый шоколад, карамель и снова шоколад . Процесс весьма кропотливый и за день получается сделать не более пяти пар крошечных ботинок.

Упаковка для такого эксклюзивного шоколада тоже соответствующая — металлический мини-box, копирующий жестяную ретро-коробку из-под кинопленки или миниатюрная коробочка под каждую пару «обуви».

Вкус этого шоколада схож с характером самого Чаплина. «Такой же взрывной и непредсказуемый» — утверждает швейцарский шоколатье. Он долго подбирал требуемые ингредиенты и теперь уверен: какао придает легкую горечь, карамель — сладость, а неповторимое разнообразие привносят экстракт ели, кедровые орешки и кайенский перец.

Кроме этих сувениров для туристов, эксцентричный «шоколадный кутюрье» создает эксклюзивные рецепты конфет, приуроченные к праздникам и юбилеям. Например, созданием конфет «Кундун» он отметил посещение Лозанны самим далай-ламой. В их рецепте использовались ингредиенты традиционного тибетского супа «цампа»: ячменную муку, чай, масло из молока яка с боливийскими какао-бобами…

«Как-то, более месяца я трудился над созданием рецепта для ювелирного дома «Графф Даймондс» и не мог добится желаемого «алмазного» вкуса. Я говорил с поставщиками редчайших сортов какао-бобов, изучал старинные рецепты пралине, вникал в историю алмазного промысла, ездил по региону в поисках новых ингредиентов — и все в режиме полного цейтнота, потому что заказчику это нужно было еще вчера. И что вы думаете! В результате они выбрали примитивнейший рецепт, который я отбросил еще на первом этапе!»

Сейчас Блез Пуайе раздумывает над созданием шоколадного пралине, который символизировал бы Россию. Ведь в последнее время в его кондитерском бутике изрядно увеличилось количество русских туристов.

Выявляется что у шоколатье и режиссера оказались схожими концепции творчества. Ведь и Чаплин неизменно добавлял в свои кино-рецепты самоиронию. Например, он шутливо обыгрывал эти, так прославившиеся впоследствии, ботинки. Для усиления комичного эффекта, он даже одевал их, меняя правый с левым. А в своей эксцентричной комедии «Золотая лихорадка» (1925), спасаясь от голода в заснеженных горах, он забавно изображает поедание собственного ботинка. На свой лад здесь он интерпретирует байку о солдатской каше из топора.

Талантливая актерская игра , забавные ужимки, мимика и навыки пантомимы, приобретенные Чаплиным в молодости за годы скитаний в театральной трупе Фреда Карно, создают полную иронии иллюзию обеда: гвозди превращаются в косточки, шнурки — в спагетти…

Не лишним будет упомянуть, что внешняя легкость исполнения ролей скрывала самоотверженный труд Чаплина. Его педантизм в отработке ролей зачастую граничил с фанатизмом. На эпизод с поеданием башмака было затрачено три съёмочных дня и отснято шестьдесят три дубля! А саму картину Чаплин перемонтировал 27 раз, прежде чем принял окончательную версию.

источник

  • Жанры : Комедии
  • Год создания : 1925
  • Режиссёр : Чарли Чаплин
  • Мировая премьера : 26 июня 1925
  • Страна : США
  • Студия : Charles Chaplin Productions
  • Продолжительность : 81 мин.

Приключенческая комедия Чарли Чаплина (Charlie Chaplin), один из шедевров немого кино.

Маленький Бродяга (Чарли Чаплин), как и многие другие американцы во времена Золотой лихорадки, отправился на Аляску в надежде разбогатеть.

Сильный ураган принес его и другого золотоискателя, Большого Джима (Мак Суэйн) в хижину беглого преступника Черного Ларсена (Том Мюррей). Буря не прекращалась много дней, и у трех бедолаг, отрезанных непогодой от внешнего мира, закончилась еда. Отправившийся на поиски съестного Черный Ларсен набрел на участок Большого Джима, где тот начал разрабатывать золотоносную жилу.

Когда буря закончилась, Бродяжка и Большой Джим выбрались из хижины и пошли каждый своим путем. Бродяжка вскоре добрался до городка старателей, где его подобрал и оставил у себя горный инженер Хэнк Кертис (Генри Бергман). Там же, в городке, он познакомился с танцовщицей местного салуна Джорджией (Джорджия Хейл), в которую влюбился с первого взгляда.

А Большой Джим вернулся на свой прииск и обнаружил, что Черный Ларсен решил ограбить его и забрать себе все его золото. Завязалась драка, и Джим, получив удар лопатой по голове, упал как подкошенный. Черный Ларсен, подумав, что убил своего соперника, забрал золото и поспешил скрыться с места преступления, но вскоре погиб, свалившись в пропасть.

Читайте также:  Острое инфекционное заболевание сопровождающееся приступами лихорадки болотная лихорадка

Джим вскоре пришел в себя, но от удара потерял память. Долгое время он бродил по снежной пустыне, а затем понял, что ему надо найти Бродяжку, чтобы с его помощью найти свою золотую жилу.

Премьера картины «Золотая лихорадка» состоялась 26 июня 1925 года в Лос-Анджелесе.

«Золотая лихорадка» стала первой и единственной немой комедией Чаплина, которая была поставлена по заранее придуманному сюжету.

В своей автобиографии Чаплин рассказывал, что замысел ленты появился у него во время визита к Мэри Пикфорд (Mary Pickford) и Дугласу Фэрбенксу (Douglas Fairbanks). Кто-то из гостей рассказал о золотодобытчиках Клондайка и Аляски и показал несколько фотографий из этих мест. Особенно Чаплину запомнился один из снимков, на котором была изображена длинная очередь старателей, направлявшихся на прииски.

Большая часть фильма была снята в студийных павильонах, так как организовать натурные съемки в зимних условиях оказалось проблематично. На студии были возведены сложные декорации, а для имитации снега были испробованы разные варианты, в том числе и с использованием настоящего снега. Почти все сцены снимались несколько раз – с разным «снежным покрытием». Для съемок вступительной сцены, которые проходили в горах Сьерра-Невады, на один день было нанято 2500 настоящих бродяг, изображавших в кадре золотоискателей. Для достижения желаемого результата Чаплин, даже несмотря на непогоду во время съемок натуры, мог многократно переснимать сцену, иногда доводя число дублей до 25.

Прежде чем картина вышла на экран, Чаплин 27 раз перемонтировал ее.

О том, как появилась идея эпизода с поеданием ботинка (для съемок на кондитерской фабрике, выпускающей лакричные конфеты, было изготовлено несколько пар съедобной обуви), Чаплин писал:

В 1942 году, уже в эпоху звукового кинематографа, Чаплин озвучил «Золотую лихорадку», записав к ней музыку собственного сочинения и фрагменты произведений Римского-Корсакова, Чайковского, Брамса, а также прочитанный им самим авторский текст. Кроме того, некоторые эпизоды картины были сокращены, в том числе финал. Посчитав этот вариант окончательным, Чаплин не побеспокоился о том, чтобы сохранить оригинал. Позже версия 1925 года была восстановлена из разных уцелевших копий. В 1956 году Чаплин вновь внес изменения в фильм, отредактировав текст от автора.

Известно, что Альберт Эйнштейн, бывший большим поклонником комедий Чаплина, одно из писем к нему закончил фразой: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком. Эйнштейн». Чаплин ответил ученому: «Я Вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком. Чаплин».

— Когда съемки шли полным ходом, Мак Суэйн решил оставить проект, жалуясь на то, что ему было физически тяжело сниматься в тяжелой зимней шубе. Чаплин позволил ему уйти, но затем уговорил вернуться. За время отсутствия на съемочной площадке Суэйн успел сбрить бороду, и Чаплин сделал перерыв в съемках, пока у Суэйна на лице не появилась растительность нужной длины.
— Роль возлюбленной Маленького Бродяжки должна была исполнить Лита Грей (Lita Grey), но из-за беременности она не смогла сниматься, и ее заменили Джорджией Хейл (Georgia Hale).
— «Танец булочек» пользовался у первых зрителей фильма огромной популярностью. Часто случалось, как например, на берлинской премьере «Золотой лихорадки», что по требованию зрительного зала механики демонстрировали этот фрагмент по нескольку раз. Этот номер, ставший самым известным эпизодом фильма, не был придуман Чаплином. Впервые на экране подобный «танец» исполнил в 1917 году Роско Арбакл (Roscoe Arbuckle) в короткометражке «Дом грубых манер» (The Rough House).
— В роли цыпленка из галлюцинаций Большого Джима сначала планировали снимать дублера Чаплина, но после того, как он не смог повторить походку Маленького Бродяжки и его манеру двигаться, Чаплину пришлось самому облачиться в костюм пернатого.
— В сцене, где Бродяжка встречает медведя, снимали настоящего американского черного медведя. Для того времени использование на съемках такого животного было редкостью — как правило, медведей играли переодетые актеры.
— Рабочие названия картины — «Lucky Strike» и «The Northern Story».
Съемочная группа фильма Золотая лихорадка / The Gold Rush
Режиссер: Чарльз Чаплин
Автор сценария: Чарльз Чаплин
Продюсер: Чарльз Чаплин
В ролях: Чарльз Чаплин, Мак Суэйн, Том Мюррэй, Генри Бергман, Малкольм Вейт, Джорджия Хейл, Джек Адамс, Фрэнк Адериас, Леона Адериас, Лиллиэн Адриан и другие
Оператор: Роланд Тотеро
Композиторы: Чарльз Чаплин, Уильям П. Перри, Карли Элинор

источник

В кино, как и в жизни, на фоне признаний в любви, выяснений отношений, разговоров о жизни и смерти, пустой болтовни, большого горя и маленького счастья люди готовят и едят. Встречи в кафе, семейные ужины, званые обеды, пикники на природе — типичные гастрономические эпизоды. Но порой сцены с едой становятся настоящей классикой мирового кинематографа. Эти кадры интересны и понятны, даже если вы не смотрели самого фильма; они любимы и восхищают, даже если вы видите их в десятый раз. Итак, кулинарные киношедевры Чарли Чаплина.

Статуэтка первого Оскара, полученного непревзойденным комиком и режиссером немого кино Чарли Чаплиным, была похищена неизвестными в Париже. По оценкам экспертов, стоимость статуэтки составляет около миллиона евро. Кинонаграда хранилась в парижском офисе Ассоциации Чаплина (Chaplin Association).

Чарли Чаплин — имя Великого актера всех времен и народов, покорившего своим потрясающим талантом сердца миллионов людей. Гениальный актер, блестящий режиссер, сценарист и продюсер, замечательный композитор — таковы грани уникального таланта этого Великого человека. И сегодня фильмы с его участием вызывают огромный интерес и имеют потрясающий успех.

Published on Sep 24, 2015 Фильм «Золотая лихорадка» (англ. The Gold Rush) — приключенческая кинокомедия режиссёра Чарльза Чаплина, вышедшая на экраны в 1925 году, один из его самых известных фильмов.ComedyЧарли Чаплин Золотая лихорадка The Gold Rush The Gold Rush (Award-Winning Work) 1925 Comments • 7sarvinoz n Month ago .

Вряд ли сегодня у кого-то из известных артистов есть та слава, которая была у Чарли Чаплина. На пике популярности его маленький Бродяга был самым узнаваемым образом в мире. В начале имя Чаплина было синонимом развлечений, но со временем его работы были названы особой формой искусства, культурной позицией, которую так никому и не удалось повторить. Благодаря таким фильмам, как «Золотая лихорадка», «Огни большого города» и «Великий диктатор» Чарли Чаплин стал человеком, которому удалось точно уловить дух времени.

Мое самое яркое воспоминание из детства о Чарли Чаплине — это то, как он бесподобно съедал свой башмак и как, просто феерично, исполнил танец булочек!! В том возрасте меня не интересовали особо сюжет и мораль фильма, а вот некоторые эпизоды, проникли в душу тогда и остались в ней навсегда. Как оказалось, и башмак, и танец — фрагменты легендарной комедии всех времен и народов «Золотой лихорадки» Чарли Спенсера Чаплина.

золотая лихорадкачарли чаплин0Пожаловаться—>ОтветитьХороший вопрос? Ставь лайк! 0Больше лайков — больше ответов! Поделись вопросом с друзьями: ЗнайчикЗа каждый ответ — большое спасибо, +1 к рейтнгу и +100500 в карму! =)Ответов на вопрос: 0+10 к Вашей популярности за ответАудитория сайта ежеминутно задает вопросы. А знаете ли Вы ответы на них?

Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха. »— Сабж

Чаплин каноничный и эталонный
Чарльз Спенсер Чаплин (евр. рас. ?’. ?’. ) — эпическая личность, доставляющий по сей день английский комик, режиссёр, сценарист и великий тролль.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Комментарий: Херцог пообещал, что съест свой ботинок, если Моррису удастся снять упомянутый фильм. И сдержал обещание. В фильме Чарли Чаплина «Золотая лихорадка» есть знаменитая сцена, в которой персонаж ест свой ботинок. Турнир начался с вопроса о банановой кожуре и закончился вопросом о Чарли Чаплине.

ТОП-10 пародий и киноотсылок в мультфильмах СССР… собрал в одном посте отечественные анимационные отсылки к известным фильмам: «Мы с Шерлоком Холмсом» (1985 год) . «Пес в… незавидная судьба львов-артистов…

небольшой рассказ о трёх кошачьих, убитых во время съёмок: «Полосатый рейс». Роль Марианны стала единственной главной ролью в кино…

источник

ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА («Золотая лихорадка»)

…Дух нашего века, его стремительность, смешение всех племен и классов в погоне за деньгами, яростную и по-своему романтическую борьбу за существование…

Полупровал «Парижанки» в Америке заставил все же Чаплина надолго отказаться от постановки драм. Вслед за ней он выпускает лирическую, беспредельно изящную и художественно завершенную комедию «Золотая лихорадка» (1925) и очень смешную, но не очень веселую комедию «Цирк» (1928).

Как указывал сам Чаплин, отправным моментом для «Золотой лихорадки» послужило действительное событие: золотоискатели в Аляске, у которых иссякли продукты, дошли до того, что стали есть кожу башмаков. У Чаплина— свое видение мира; трафаретный для американской литературы и кино драматический сюжет из «славного прошлого» он превратил в лирико-комический роман.

О герое «Золотой лихорадки» никак нельзя сказать, что он сошел со страниц Джека Лондона, Брета Гарта или Джеймса Кервуда. В еще меньшей степени он напоминает персонажей бесчисленных голливудских боевиков о золотоискателях. Для них всех деньги— «сказочный клад, священный Грааль, голубой цветок желаний» (Бела Балаш). Чаплиновская картина абсолютно свободна от какого бы то ни было прославления погони за деньгами, от откровенного или скрытого сочувствия людям, зараженным «золотой лихорадкой». Более того, она остроумно и тонко срывает покровы с романтики хищнического золотоискательства, вызывает ироническое отношение к нему. Тем самым картина содержит в себе элементы пародийности.

Это не означает, конечно, что чаплиновский фильм сам лишен романтических черт. Замечательный русский писатель-романтик Александр Грин писал о себе, что он «всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек». Чаплина тоже в известном смысле можно назвать романтиком. Если и прежде, заставляя людей видеть за лохмотьями Чарли возвышенную человеческую душу, художник будоражил их сердца призывом к совершенствованию, то в «Золотой лихорадке» он явно поставил это своей непосредственной целью. И хотя действие в фильме перенесено с окраин современного капиталистического города на заснеженные просторы Аляски XIX века, именно традиционная чаплиновская тема — тема маленького человека — неожиданно получила здесь особенно волнующее развитие. При этом художник остался верен себе и в характере ее раскрытия. Испытания, которым подвергается Чарли, — голод, холод, всевозможные лишения — отступают на задний план перед столкновением героя с неизменными законами, устоями общества. Именно они превращают многих его собратьев в преступников, в фанатиков и жертв золотого тельца.

Воспевая красоту души простого человека, художник достиг здесь подлинного пафоса. Маленький Чарли выходит победителем из столкновений с окружающей жестокой средой; испытания выявляют скрытую силу его духа, незаметное мужество, неистребимую любовь к жизни. Он выходит победителем не потому, что благодаря случайности обретает богатство, — вся сюжетная линия, связанная с золотоискательством, как раз больше всего пародийна и даже гротескна. Его победа рассматривалась Чаплином прежде всего в моральном плане, она в каждой сцене, в каждом эпизоде, где гуманность торжествует над звериными законами буржуазного общества. Его победа находит свое выражение также в завоевании им любимой девушки, сердце которой сначала было отдано самоуверенному красавцу золотоискателю Джеку Камерону. Не случайно в финальных кадрах Чарли, ставший миллионером, облекается в старые, жалкие лохмотья и, уже в прежнем своем облике, находит счастье. Лирический мотив заглушает все другие и в немалой степени способствует созданию поэтического, несмотря на внешнюю комичность, образа героя фильма.

В комедии «Золотая лихорадка» Чаплин продолжил начатую в драме «Парижанка» углубленную разработку характеров. В интервью, опубликованном в «Моушн пикчер мэгэзин» вскоре после выпуска фильма на экран, он заявил, что в кино наметился теперь поворот к повествовательному жанру, к изучению характеров. Именно этот поворот, по его словам, придает особое значение «Золотой лихорадке», которая по содержанию представляет собой «всего-навсего простую историю о бедном маленьком «человечке», попавшем в Аляску и пытающемся в абсолютном одиночестве делать все, что в его силах».

«Золотую лихорадку», как и «Парижанку», отличают органическая целостность, чеканная форма, подлинно ювелирная отделка, предельно точный, лаконичный и выразительный кинематографический язык. Одна скупая деталь, один маленький штрих — и перед зрителями целое событие, яркая черта психологического портрета. Общий поток движения, все без исключения комедийные трюки подчинены основной задаче раскрытия характеров, и в первую очередь — характера главного героя. Об этом свидетельствуют сюжетные коллизии фильма.

…Суровые, бескрайние пространства Аляски. К перевалу в горах идет большая группа золотоискателей. Стороной плетется Чарли. У него нет ни теплой одежды, ни оружия, лишь за плечами висит какой-то тюк. На нем неизменный котелок, куцый пиджачок, большие башмаки. Безрассудный человечек! Его явная неприспособленность к жестоким условиям и предстоящей борьбе воспринимается как комедийное преувеличение, но одновременно со смехом рождает также сочувствие. На каждом шагу его подстерегают опасности— бездонные пропасти, дикие звери. В снежный буран Чарли спасается в одинокой хижине, хозяин которой, золотоискатель Блэк Ларсен (артист Том Мюррей), встречает его весьма неприветливо. Когда же в хижине появляется еще один золотоискатель, Большой Джимми (Мак Суэйн), Блэк Ларсен пытается выставить непрошеных гостей за дверь. Чарли с трепетом следит за его дракой с Большим Джимми. Тот оказывается сильнее и заставляет Блэка примириться с присутствием нежданных пришельцев.

Читайте также:  Лихорадка эбола ситуация в африке

Голод вынуждает случайных сожителей искать выхода из положения. Бросают жребий, кому идти на поиски припасов. В путь отправляется Блэк Ларсен. Вскоре муки голода, которые терзают оставшихся, становятся нестерпимыми. Чарли варит в кастрюльке на железной печке один из своих башмаков. Большой Джимми забирает себе кожаный верх, а Чарли достается жесткая подошва, утыканная гвоздями. Он стоически примиряется со своей худшей долей и с бесподобной естественностью обсасывает гвозди, будто это куриные косточки.

Муки голода еще более усиливаются, и у Большого Джимми начинаются галлюцинации: Чарли представляется ему большим, жирным цыпленком. В минуты просветления он просит у Чарли прощения за то, что чуть было не убил его. Однако галлюцинации возвращаются вновь, и он с ружьем гоняется за несчастным Чарли, мечущимся от страха.

Сергей Юткевич говорил об этой знаменитой сцене в своем выступлении на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии в 1935 году: «Я был поражен в «Золотой лихорадке». Чаплина сценой голода. На фоне деревянных стен стояли стол и два стула, причем они нахально, по-театральному были обращены в сторону зрителя. Вся сцена построена на исключительно обнаженной гротескной игре двух актеров в течение целой части. Когда Чарли в глазах противника превращается в курицу, то он, даже не наплывом, оказывается облаченным в грубо бутафорское чучело курицы, убегающей чаплиновской походкой. И это так смешно, что этому веришь, несмотря на чучело, воспринимаешь как сильно действующую кинематографическую условность». Подобные условности встречаются в чаплиновских фильмах чуть ли не в каждом эпизоде; они сродни жанру эксцентрической комедии и ни в малой степени не разрушают ее реалистической основы.

Появление вблизи хижины медведя и удачная охота спасают Чарли от ужасной смерти, а Большого Джимми— от преступления и умопомешательства. Они вдоволь запасаются мясом и после прекращения бури покидают хижину, разойдясь в разные стороны.

Большой Джимми, открывший самую богатую в Аляске золотоносную жилу, отправляется на свой участок. Там он находит Блэка Ларсена, который до того убил и ограбил двух стражей закона, а теперь намеревается присвоить собственность Джимми. Блэк наносит Джимми лопатой сильный удар по голове и, думая, что убил его, спешит скрыться. По дороге бандит погибает, свалившись в пропасть. Большой Джимми, полузанесенный снегом, приходит в сознание, но не узнает места, где находится. Потеряв от удара память, он бродит по безлюдной пустыне в тщетных поисках своего золота.

Между тем Чарли добирается до небольшого городка. Его робкая фигурка появляется в дверях просторного деревянного бара. В руках у Чарли тросточка, но на правой ноге вместо съеденного башмака накручено какое-то тряпье. Он застывает на месте, оказавшись снова среди людей, увидев все блага «цивилизованной» жизни. В глазах его застыло выражение глубокой грусти: здесь веселятся, играет музыка, звенит золото, рекой льются напитки. А он, вечный неудачник, возвратился из своих страшных скитаний еще более оборванным и нищим, чем был раньше.

Невзрачный, убого обставленный бар скоро начинает казаться Чарли не только олицетворением желанной обетованной земли, но чуть ли не лучшим, райским уголком на свете: его пленяет несравненная красота местной «звезды» (артистка Джорджия Хейл). Прекрасная девушка влюблена во всеобщего кумира, красавца золотоискателя Джека Камерона (Малколм Уайт) и, судя по всему, немало страдает от его ветрености. Чтобы проучить своего непостоянного возлюбленного, она отказывает ему в очередном танце и приглашает первого попавшегося под руку. Этим счастливцем оказывается Чарли.

Он обвивает рукой талию своей мечты и танцует с ней, тщательно и смешно выписывая па, несмотря на несносные штаны, которые все время сваливаются. Танец оканчивается неожиданно: чья-то большая собака, погнавшаяся за кошкой, валит Чарли с ног, и тот, выпустив партнершу, с позором грохается на пол.

Джек Камерон не может простить, что Джорджия предпочла ему какого-то жалкого и смешного бродягу. Он преследует ее, но маленький Чарли мужественно встает на защиту своей дамы. Издеваясь над маленьким рыцарем, силач Джек нахлобучивает ему на глаза котелок. Несчастный пережил слишком много унижений, чтобы стерпеть еще и это. Он сослепу бьет изо всей силы, — как он рассчитывает, по негодяю Джеку, но на самом деле попадает в столб. Джек делает шаг назад, и тут сама судьба мстит за оскорбленного Чарли: со стены срываются часы прямо на голову обидчику, и тот теряет сознание. Чарли стягивает с глаз котелок и видит лежащего на полу Джека. Естественно, он уверен, что это его кулак сокрушил такого здоровенного молодца. Чарли расправляет плечи, принимает гордую осанку и с победоносным видом окидывает взором окружающих.

В этой сцене Чаплин-актер искусно продолжил начатую еще в прежних фильмах игру на психологических контрастах. Когда Чарли думает, что совершает какой-либо необыкновенный поступок, он оказывается на деле в смешном положении. Когда же он действительно отважен и благороден, то даже не замечает этого, расценивает свое поведение как вполне естественное.

Чарли находит временный приют в домике одного местного жителя. Однажды Джорджия, играя с подругами в снежки, оказывается около нового жилья Чарли. Привлеченный шумом и смехом, он открывает дверь и получает прямо в глаз снежок, который предназначался Джорджии. Девушка просит у него прощения, но маленький человек и слышать ничего не хочет: он счастлив, что снежок попал в него, а не в его любимую. Чарли приглашает подруг зайти в комнату погреться. Джорджия случайно обнаруживает у него свою фотографию, спрятанную под подушкой. Неожиданная находка заставляет ее задуматься. Перед уходом девушек Чарли приглашает всех к себе в гости на новогодний ужин. Те, посмеиваясь, принимают приглашение, но, уйдя, тут же забывают о нем.

Оставшись один, Чарли от радости танцует, кувыркается, подбрасывает вверх подушки. В комнате воцаряется невообразимый хаос, в воздухе летают пух и перья, а сам Чарли сидит на полу, обсыпанный ими с ног до головы. В это мгновение в дверях появляется Джорджия — она возвратилась за забытыми перчатками. Представившееся зрелище озадачивает девушку, у Чарли же радость сменяется отчаянием: меньше всего он хотел уронить себя в глазах любимой.

В одной из своих статей Чаплин, говоря о специфике кинематографа и многообразии его выразительных возможностей, привел в качестве примера как раз этот эпизод: «В фильме «Золотая лихорадка» есть сцена, где я разрываю на клочки подушку и где белые перья танцуют на фоне темного экрана. Впечатление такого порядка не могло быть достигнуто в театре. И, кроме того, как могли бы слова усилить печаль этой сцены? Я нахожусь в отчаянии и пытаюсь при помощи неожиданного ускорения темпа фильма достигнуть интенсивного, яркого, образного воздействия на зрителей. Эти танцующие клочья являются ритмическим выражением отчаяния, чем-то вроде зрительной музыки». В этих словах Чаплина вновь подчеркивается основная задача, которую он ставил перед собой в «Золотой лихорадке»: поднять комедию по психологической глубине портретов до уровня драмы.

Чарли — оптимист по натуре, и он не отказывается от надежды добиться взаимности у красавицы Джорджии. Заработав немного денег расчисткой снега, он в новогоднюю ночь как можно наряднее украшает стол, готовит для приглашенных девушек подарки. Но часы идут, а никто не является. Усталый Чарли засыпает, сидя за столом около зажженных свечей. Во сне он видит всех своих гостей в сборе, мило веселящихся и тронутых заботливостью хозяина. Чарли занимает всех шутками и исполняет восхитительный танец булочек: насадив на две вилки по маленькому хлебцу, он виртуозно имитирует с их помощью эстрадный танец. Вилки с булочками кажутся стройными ножками танцовщицы, которые выписывают разнообразные плавные и темпераментные па; на лице же Чарли последовательно отражается сложная гамма мимики «танцовщицы»: здесь и кокетство, и притворная скромность, и меланхолическая грусть.

Танец булочек, ставший классическим образцом искусства пантомимы в немом кино, представляет собой поистине ни с чем не сравнимое зрелище. По совершенству техники движений и мимической игры — выразительных, как живое слово, и впечатляющих, как музыка, — он превосходит пантомимический рассказ Чаплина о Давиде и Голиафе из «Пилигрима».

Проснувшись и возвратившись от прекрасных сновидений к действительности, огорченный и обескураженный Чарли уходит в ночную мглу. Из бара несутся звуки музыки, песни, смех. Между тем Джорджия вспоминает о приглашении Чарли и отправляется к нему вместе с подругами и Джеком Камероном. В домике никого нет, но приготовления Чарли красноречиво говорят сами за себя. Джорджия тронута; грубые шутки и приставания Джека кажутся ей несносными, за назойливость он получает пощечину.

Вся компания идет обратно в бар. Вскоре там появляется и печальный Чарли. Джорджия посылает Джеку записку с просьбой простить ее и признается в любви к нему, но тот в отместку за пощечину насмехается над девушкой и отсылает записку вошедшему Чарли. Получив ее и простодушно приняв все на свой счет, возрожденный к жизни Чарли ищет Джорджию. В этот момент в бар входит Большой Джимми. При виде Чарли он проявляет бурную радость: ведь маленький человечек сможет провести его к хижине бандита Блэка Ларсена, а там уж ему будет легко найти потерянную золотоносную жилу. За помощь он обещает сделать Чарли миллионером. Но тот весь во власти своей любви, и ему не нужно никакого золота. Однако Большой Джимми силой уводит его с собой. Чарли успевает крикнуть ничего не понимающей Джорджии, что он любит ее, что он вернется к ней, когда разбогатеет.

И вот Чарли становится миллионером. Вместе с шикарно разодетым Джимми он отправляется на пароходе в большой мир, — видимо, по возвращении он уже не застал Джорджии в городке. История Чарли заинтересовывает вездесущих газетчиков, они просят его сфотографироваться, но не в новом костюме, а в старых лохмотьях.

Чарли переодевается, позирует перед фотоаппаратом, неожиданно оступается и скатывается по лестнице на нижнюю палубу — для пассажиров третьего класса. Здесь на своих вещах сидит грустная Джорджия, успевшая окончательно разочароваться в красавчике Джеке. Девушка удивлена и обрадована внезапным появлением Чарли, преданную любовь, скромность, внимательность, почтительную и восторженную нежность которого она смогла оценить. Пароходные служащие принимают появившегося столь внезапно маленького бродягу в отрепьях за безбилетного пассажира. Девушка думает о нем то же самое и поспешно достает из сумочки деньги, чтобы заплатить за его проезд. Глаза Чарли светятся счастьем. Подоспевшие корреспонденты объясняют служащим недоразумение. Джорджия растеряна и смущена, тем более что Чарли представляет ее всем как свою невесту.

Счастливый конец фильма вполне может быть расценен как пародия. Но если «Золотая лихорадка» и была создана с пародийным намерением, то воспринимается она в целом иначе — просто как восхитительная лирическая комедия. Пародийное начало далеко не всегда (особенно по истечении некоторого времени) доходит до зрителя; оно остается тогда только в своей скрытой функции «первого толчка» для художника, непосредственной причиной, которая побудила его создать данное произведение.

Концовка фильма никак не может быть приравнена к стандартному happy end — обычному счастливому финалу голливудской продукции. Тот обязательно несет в себе обман, идеализацию действительности. «Золотая лихорадка» совершенно недвусмысленно полемизирует с этой лживой традицией. Не деньги — они обретены случайно — приносят счастье герою, а вместе с ним любовь девушки. Она завоевана его высокими душевными качествами.

Можно возразить, что американское кино знало множество случаев, когда happy end обусловливался необыкновенными достоинствами героя (фильмы с Дугласом Фэрбенксом, Уильямом Хартом и т. д.). Но эти достоинства всегда и непременно бывали связаны с идеалистическим культом «сильной личности», воспеванием неправдоподобного и романтизированного образа «стопроцентного американца». «Золотая лихорадка» абсолютно свободна от этого. Чарли завоевывает свое счастье не благодаря необычайным подвигам, феноменальной силе, ловкости или храбрости. Наоборот, как комический персонаж он даже принижен в этом отношении. Он выходит победителем исключительно в силу своих человеческих качеств. Несмотря на условность, карикатурность, чаплиновский герой в то же время удивительно человечен.

В проявлении своих чувств Чаплин оставался сдержанным и ни разу не позволил себе быть сентиментальным. Драматические и лирические сцены в «Золотой лихорадке» равномерно чередуются и переплетаются с комическими, с мягким и остроумным юмором. Художник блестяще использовал здесь поистине неисчерпаемые возможности комедийного жанра, доказал, что комедия в не меньшей степени, чем «серьезные» жанры, способна пробуждать благородные чувства, воспитывать и возвышать зрителей. Поэтическая сказка, рассказанная Чаплином, заставляла звучать лучшие струны человеческой души. И в этом ее прелесть. «Золотая лихорадка» имела колоссальный успех на всех экранах мира, на сей раз и в Америке. Она была единственной картиной Чаплина, занявшей первое место в списке десяти лучших американских фильмов года, который публикуется в газете «Филм дейли» как результат опроса кинокритиков США, — остальные его фильмы не «удостаивались» подобной официальной чести [Интересны результаты опроса, проведенного уже в 1958 г. Бельгийской синематекой в связи с Всемирной выставкой в Брюсселе среди 117 виднейших историков кино и киноведов 26 стран о двенадцати лучших фильмах, которые были выпущены за все время существования кино во всех странах мира. Подавляющее большинство голосов получил «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна; непосредственно за ним следовала «Золотая лихорадка» Чаплина.].

источник