Меню Рубрики

Мазок из зева и носа на дифтерию у детей

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10072 — | 7743 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

Читайте также:  Температура при прививке дифтерия столбняк коклюш полиомиелит

источник

Диагностика дифтерии – непростая задача, так как заболевание часто проявляет себя по-разному. Мазок на дифтерию из зева и носа – бактериологический способ проверки, являющийся основным при лабораторном исследовании ЛОР-заболеваний. Такой анализ не дает возможность обнаружить палочку дифтерии из пораженного места, выявить ее свойство выделять экзотоксины во внешнюю среду.

Если имеется подозрение на дифтерию, то мазок всегда проводится из носа и зева. При этом не важно, в каком месте выявлено заражение. Это нужно, чтобы обнаружить комбинированные виды болезни. Для исследования бактерий производится забор пленки и слизи.

Внимание! Категорически запрещается проникновение крови в материал анализа. Кровь может изменить результаты исследования, она является бактерицидом.

Бактериологический способ – выделение исследуемой палочки посредством посева, взятого у больного материала на особые питательные среды. В лабораторных условиях проводится изучение патогенного микроба, и делается заключение. До забора мазка лечение антибиотиками не проводится.

Недостатком бактериологического анализа является его длительность проведения. Оно может достигать трех суток, а иногда больше. Для достижения высоких результатов, бактериологический материал нужно доставлять в лабораторию за короткое время.

Определение дифтерии осуществляется по целому набору симптомов.

Показаниями для мазка являются следующие симптомы:

  • резкое повышение температуры тела, которая может быть 38 градусов и более;
  • выраженные признаки тахикардии с приступами;
  • общая слабость, сильная боль в голове;
  • плотные лимфатические узлы возле очага поражения, их увеличение, болезненность лимфоузлов при пальпации.

Внимание! При нетоксической дифтерии температура тела приходит в норму, а пленка становится матово-белой. Если дифтерия имеет токсическую форму, то носогубный треугольник приобретает синюшный цвет, давление уменьшается, появляется лихорадка. Во время интоксикации организма могут появиться уплотнения и отек шеи, галлюцинации.

Дифтерия входит в перечень заболеваний, которые предупреждаются введением специальных вакцин детям.

Если дифтерия обнаружена поздно, то она может вызвать:

  • токсическое шоковое состояние;
  • почечную недостаточность;
  • признаки удушья;
  • миокардит – изменения сердца;
  • угнетение нервной системы.

Мазок на дифтерию из носа производится не только для выбора правильного лечения, но и для профилактики.

Это делается в следующих случаях:

  • при устройстве на работу в детский сад, школу, медицинское учреждение или на предприятие общественного питания;
  • перед учебным сезоном;
  • в период беременности, чтобы не допустить возникновения осложнений;
  • после общения с человеком, больным дифтерией.

Распространение дифтерии предотвращается путем принятия профилактических мер.

Чтобы исследование было достоверным, необходимо выполнение некоторых правил. Если учесть, что мазок делается в носовом проходе и полости рта, то перед процедурой забора материала запрещается:

  • за 2 дня до проведения мазка прием сосудосуживающих препаратов для носа;
  • использовать мази, в составе которых присутствуют антибактериальные вещества;
  • прием пищи;
  • чистка зубов перед исследованием.

При применении препаратов с содержанием антибиотиков для местного действия, за 2 дня до мазка их исключают. При пероральном приеме антибиотиков, их прием прекращают за 2 недели до исследования. Если условия не соблюдаются, результат исследования будет неточным, что скажется на результате лечения.

Пациент заблаговременно предупреждается о сдаче мазка. Перед процедурой нельзя принимать пищу. Если пациент принимал пищу, то необходимо тщательно прополоскать рот. Мазок забирается через 2 часа.

Для исследования с горла собираются частицы слизи. Мазок проводится только медицинским работником. При заборе материала запрещается касаться зубов, языка и слизи горла. На этих местах концентрируется ложная дифтерийная палочка, похожая на настоящую. Однако она не является возбудителем. Если во рту имеется налет, то мазок проводится по краю рта.

Порядок проведения мазка:

  • принять позицию сидя или лежа;
  • широко открыть рот, закрепить язык шпателем, чтобы не допустить возникновение рвотного рефлекса;
  • место взятия материала обработать спиртом;
  • взять стерильные тампоны, намотать на металлическую палочку;
  • поместить приготовленную палочку в 9-процентный физиологический раствор;
  • взять мазок из зева в том месте, где наибольшая вероятность скопления палочки Леффлера. При этом нельзя касаться полости рта.

После процедуры необходимо поместить палочку в стерильную стеклянную пробирку.

Внимание! Вместо марлевых тампонов, можно использовать ватные, а палочку для мазка можно использовать деревянную.

Порядок взятия мазка у пациента аналогичен тому, который действовал для зева. Перед началом процедуры нужно очистить проходы в носу ватными палочками. Их можно смочить водой. Вместо ватных палочек можно использовать марлевые жгуты.

Очистка проходов носа должна проводиться осторожно, не повреждая капиллярные сосуды. Выделения крови могут сделать результат исследования неточным. Тампон для носа необходим меньшего размера, по сравнению с зевом. Материал берется с поверхности проходов носа, а затем кладется в стерильную пробирку.

После проведения забора мазка, материал отправляется в лабораторные условия для посева микрофлоры. Исследуемые тампоны размещают в особую среду, которая повышает скорость роста. Весь процесс происходит в течение 2-х суток, пока рост колонии не прекращается.

Полученный материал лаборант изучает под микроскопом, предварительно разместив на специальном стекле. Далее используются специальные красители, для анализа состава клеток вещества.

Признаки палочки дифтерии сильно отличаются. Поэтому микроскопический анализ применяется в качестве предварительного, перед проведением посева. Микроскопия позволяет изучить, из чего состоит флора. Палочки дифтерии расположены в мазках по форме римской цифры «V». Окраска проводится разными методами: по Нейссеру, Граму. Но самой популярной стала окраска по Леффлеру.

Чтобы создать наилучшие условия размножения бактериологического материала, требуется подбор особой среды для их питания. Посев на дифтерию выполняется в условиях стерильного бокса на один из вариантов сред:

  • теллуритовый агар;
  • свернутую сыворотку Ру;
  • среда Клауберга;
  • теллуритовые дифсреды;
  • среда Костюковой.

Изъятый у пациента материал размещают в среде, после этого делают посев по поверхности. Чтобы правильно произвести посев, пользуются чашкой Петри. Инкубационный период проходит под строгим контролем температурного режима. Каждый день лаборант осуществляет контроль роста и вида растущих колоний бактерий. Чтобы выделить чистую культуру, колонии бактерий пересеивают на отдельные среды питания.

С помощью бактериального посева и вспомогательных диагностических исследований происходит подтверждение инфекционной болезни. Это позволяет вовремя назначить лечение, предупредить распространение опасной инфекции на окружающих людей.

В среде Костюковой палочки дифтерии растут в форме общего затемнения. В среде Клауберга рост бактерий проявляется черными полосками. Диагноз заболевания положительный, если при лабораторном анализе подтверждается токсигенность дифтерийной палочки. Если дифтерийная палочка нетоксигенная, то диагноз ставится по симптомам заболевания.

Важно знать! У здорового пациента палочка дифтерии отсутствует, и при исследовании не выявляется.

Исследование на дифтерию нередко дает неточные результаты.

Это объясняется несоблюдением правил исследования на бактерии:

  • прием сульфаниламидных лекарств, антибиотиков;
  • неправильно забран мазок на дифтерию из зева и носа;
  • взятый бактериологический материал не вовремя доставлен в лабораторные условия. После взятия пробы прошло больше двух часов, что способствовало размножению сапрофитной микрофлоры, и развитию аутолитических процессов. Это отрицательно влияет на палочку дифтерии.

Пробу на дифтерию проводят не только у людей с симптомами данной болезни. Исследование также делают людям, которые были в контакте с заболевшим пациентом. Это позволяет вовремя обнаружить опасную инфекцию. Анализ на бактерии дифтерии обязательно назначают людям, которые прошли назначенное лечение. Эффективность терапии медикаментами должна контролироваться врачом.

Чтобы правильно диагностировать дифтерию, проводится два вида исследования крови:

  • анализ на наличие антител;
  • общий анализ.

Иммунные комплексы, созданные иммунной системой человека, называют антителами. Они проявляют активность только против возбудителя, для борьбы с которым созданы. На другие бактерии антитела действовать не будут. Если анализ крови при дифтерии выявил наличие антител, количество которых со временем повышается, то высока вероятность заболевания дифтерией. Если их число снижается, значит пациент выздоравливает.

Существует несколько способов обнаружения антител в крови. Популярным методом стала реакция пассивной гемаглютинации. На поверхности эритроцитов помещается анатоксин. К эритроцитам добавляют пробу заболевшего пациента. Если антитела присутствуют, то они будут провоцировать склеивание эритроцитов. В противном случае такой реакции не будет.

Общий анализ крови при дифтерии не опровергает и не подтверждает заболевание. С помощью общего исследования крови выявляются воспалительные процессы. Это важно для назначения лечения и определения состояния больного.

О воспалительном процессе в организме свидетельствуют следующие факторы:

  1. Повышение количества лейкоцитов. Это клетки, действующие против инфекции. При попадании в организм чужеродных тел, количество лейкоцитов возрастает. После выздоровления их число приходит в норму.
  2. Увеличение скорости оседания эритроцитов. Она зависит от количества эритроцитов и наличия чужеродных веществ в крови. Во время воспаления в крови образуется много белков. Они склеивают эритроциты между собой, что вызывает увеличение СОЭ.

Анализ на дифтерию должен проводиться комплексно, с соблюдением всех условий и правил. Это позволит поставить своевременный правильный диагноз, и назначить эффективные препараты для лечения.

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

Самым простым способом установления возбудителя заболевания является мазок из зева и носа. Специальным стерильным ватным тампоном с поверхности миндалин, небных дужек и слизистой оболочки носовых пазух забирается секрет, помещается в асептическую тару и отправляется в лабораторию. Там различными методами исследуют забранный материал, выделяя патогенного возбудителя, затем, при необходимости, подбирают антибиотик для лечения.

Анализ мазок у детей используется для дифференциальной диагностики заболеваний. Отправить на исследование врач может при подозрении:

Материал из зева и носового хода исследуют для подтверждения аллергической природы какого-либо заболевания. Также в лабораторию могут направить анализ для подтверждения или опровержения носительства определенного микроорганизма.

Для того, чтобы анализ оказался достоверным, нужно правильно к нему подготовиться. Если нужна какая-либо специфическая подготовка, доктор обязательно про нее расскажет. В противном случае, нужно придерживаться общих рекомендаций.

Несоблюдение перечисленных пунктов может дать ложноположительный или ложноотрицательный результаты:

  • За 6-14 суток до сдачи анализа прекращается прием антибиотиков;
  • За 5-7 суток прекращается использование местных лекарственных средств (антисептиков, жидкостей для ополаскивания, мазей, гелей);
  • Непосредственно в день сдачи анализа нельзя чистить зубы, употреблять пищу;
  • Рекомендуется воздержаться от использования жевательных резинок и освежителей для полости рта.

Если все правила соблюдены, то остальное зависит только от правильности алгоритма забора мазка.

Процесс забора мазка из зева полностью безболезненный, но раздражение структур глотки может вызвать неприятный рвотный рефлекс у ребенка. Пациент усаживается на кушетку, запрокидывает голову назад открывает рот. Медицинская сестра шпателем фиксирует язык, стерильным ватным тампоном на длинной палочке забирает секрет и эпителий с миндалин. Далее тампон помещается в пробирку со специальной жидкостью. Она нужна для предотвращения преждевременной гибели бактерий. В течении двух часов забранный материал отправляется в лабораторию.

Читайте также:  Причина отказа от прививки дифтерии

Перед процедурой забора мазка из носа при необходимости удаляется скопившаяся слизь. Пациента усаживают, запрокидывают голову, чтобы улучшить обзор носового хода. Кожа носа обрабатывается антисептиком. Поочередно в каждую ноздрю вводится тампон и прокручивается, для лучшего контакта со слизистой. Далее все происходит так же, как и при заборе мазка из ротоглотки.

Забранный материал наносится на предметное стеклышко, окрашивается специальным красителем и фиксируется. Наиболее популярна в лабораториях окраска по Граму. Она помогает выявить на этапе микроскопирования особенности строения клеточной стенки бактерий. Дифференцируют так называемые грамположительные и грамотрицательные микроорганизмы.

Для лучшего обзора на стекло наносится капля иммерсионного масла. Далее врач-лаборант с помощью микроскопа изучает мазок. Любое дальнейшее исследование материала проводится на основе полученных при микроскопировании данных. Изучают размер, цвет, расположение бактерий в мазке, способность к передвижению.

Суть посева заключается в том, что выделенные микроорганизмы помещаются на питательную среду. В зависимости от ожидаемых результатов, используют красный кровяной агар, среду Сабуро, среду Эндо, шоколадный агар и другие.

  1. Чашки Петри с субстратом до засева флоры должны быть полностью стерильны.
  2. Засеянный агар помещается в термостат на несколько дней. В термостате круглосуточно поддерживается температура, близкая к температуре тела человека.
  3. После прорастания на питательном материале колоний бактерий, они снова забираются на микроскопическое исследование.
  4. Медработником описывается интенсивность и характер роста колонии бактерий, а также высеянные микроорганизмы.
  5. Все данные записываются в бланк для лечащего врача.
  6. При необходимости, проводят анализ на антибиотикорезистентность.

Помимо роста на стерильной среде, бактерии помещают на среду с различными классами антибиотиков. При отсутствии роста на таком материале, бактерия считается чувствительной к терапии данным классом лекарственных препаратов. При незначительном росте, считают частично резистентной. При активном прорастании колоний – абсолютно резистентной. Лечение такими препаратами не приведут к выздоровлению, а только усугубят течение заболевания.

Если патологические микроорганизмы не выявлены, то результат анализа является отрицательным. При таком раскладе терапевту следует искать причину заболевания среди вирусов. Или же это может быть проявлением аллергической реакции организма на чужеродные антигены.

Положительный результат подразумевает наличие в мазке патогенной микрофлоры. Согласно виду обнаруженной бактерии устанавливается окончательный диагноз и подбирается оптимальное лечение.

При проявлении первых симптомов заболевания у ребенка, важно вовремя обратиться к своему лечащему врачу. Самолечение может привести к усугублению течения болезни, а время, так важное для быстрейшего выздоровления без последствий, уже будет потеряно.

источник

Мазок из носа и зева на стафилококк (микрофлору) – это один из видов бактериологического исследования, целью которого является изучение микробной флоры носоглотки. Он позволяет не только выявить микроба, послужившего возбудителем заболевания ЛОР-органов, но и определить его чувствительность к антибиотикам.

Если у пациента на протяжении достаточно длительного времени сохраняются симптомы ринита, то можно предположить его аллергическую природу. Для подтверждения диагноза в данном случае выполняют взятие слизи из носа на эозинофилы.

Мазок из носа и зева на микрофлору назначается с целью выявления возбудителя тонзиллита (ангины), фарингита. Некоторые пациенты считают данные заболевания несерьезными и потому не требующими никаких лабораторных исследований. Однако следует знать, что нередко они вызываются бета-гемолитическим стрептококком группы А. Коварство этой бактерии состоит в том, что она не только вызывает инфекции, поражающее горло, но и может стать причиной развития у пациента таких тяжелых заболеваний как ревматизм и гломерулонефрит.

Мазок из носа и зева на стафилококки чаще всего назначается пациентам, страдающим фурункулезом. Дело в том, что очень часто возбудителем данного заболевания являются штаммы золотистого стафилококка. Они образуют колонии на слизистой оболочке ротоносовой полости, откуда и попадают на участки кожи, вызывая гнойно-воспалительное поражение волосяных фолликулов.

Мазок из зева и носа также выполняют и при подозрении на дифтерию. Помимо этого, показанием к его проведению является выявление носителей бациллы (палочки) Лефлера – возбудителя дифтерии. В этом случае в направлении в лабораторию указывается: «мазок на Bl».

Если у пациента на протяжении достаточно длительного времени сохраняются симптомы ринита, то можно предположить его аллергическую природу. Для подтверждения диагноза в данном случае выполняют взятие слизи из носа на эозинофилы. Правильно этот анализ называется риноцитограммой. Он строится на анализе цитологической картины, то есть наличия в исследуемом биологическом материале тех или иных клеток (эритроциты, нейтрофилы, макрофаги, эозинофилы, лимфоциты, микроорганизмы).

Мазок из носа и зева на микрофлору назначается с целью выявления возбудителя тонзиллита (ангины), фарингита.

При аллергическом характере ринита в риноцитограмме будет повышено число эозинофилов, а при бактериальном – нейтрофилов. С целью проведения дополнительной дифференциальной диагностики этих двух заболеваний врач может назначить пациенту и анализ крови на лейкоформулу, который показывает соотношение субпопуляций белых клеток крови между собой.

Подготовка к анализу достаточно проста:

  1. За 72 часа до взятия биологического материала необходимо прекратить применение спреев, назальных мазей и растворов для полоскания горла, содержащих в своем составе антибиотики или иные противомикробные средства. Это связано с тем, что препараты этих групп изменяют микробное соотношение, что может стать причиной неправильно поставленного диагноза и, соответственно, неверно подобранного лечения.
  2. Утром, в день сдачи анализа, не следует чистить зубы, пить и принимать пищу, так как это также может стать причиной изменения микробиологической и цитологической картины мазка.

Для взятия мазка из горла пациенту предлагают слегка запрокинуть голову назад и широко открыть рот. На язык надавливают шпателем и проводят по слизистой оболочке зева и миндалин стерильным ватным тампоном, намотанным на тонкую палочку. Процедура совершенно безболезненная, но неприятная, так как прикосновение тампона к задней стенке горла может спровоцировать достаточно сильные рвотные позывы.

При взятии мазка из носа сначала в одну, а затем в другую ноздрю вводят стерильный тампон и проводят им по стенкам носовой полости.

Процедура взятия мазка у детей точно такая же, как и у взрослых. При заборе материала у ребенка первых лет жизни необходим помощник, который будет фиксировать голову малыша в момент процедуры.

Мазок из носа и зева на стафилококки чаще всего назначается пациентам, страдающим фурункулезом.

Тампоны с кусочками слизи переносят в пробирку с питательной средой или стерильным физиологическим раствором, которые вместе с направлением доставляют в лабораторию.

Полученный материал может быть исследован разными способами.

Быстрые антигенные тесты. Позволяют выявить присутствие в слизи из носоглотки определенного типа бактерий. Чаще всего этот анализ используется для обнаружения бета-гемолитического стрептококка группы А. Быстрые антигенные тесты отличаются высокой чувствительностью и специфичностью. Их результат бывает готов в течение 10–40 минут.

Бактериологический посев. Слизь из носоглотки переносят на питательную среду, а затем пробирку помещают в термостат. В благоприятной среде бактерии начинают активно размножаться, приводя к образованию колоний. Этот метод лабораторной диагностики позволяет выявить возбудителя того или иного заболевания ЛОР-органов, а также определить его чувствительность к антибактериальным препаратам. Длительность бактериологического исследования составляет от 3 до 10 дней.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР). В ходе этого анализа устанавливают, какие именно микробы населяют полость носа и горла по их фрагментам ДНК, содержащимся в слизи. В зависимости от используемой методики длительность исследования составляет от нескольких часов до нескольких дней.

Расшифровка анализа мазка из зева и носа достаточно сложна. Для правильной оценки полученных результатов следует учитывать взаимосвязь между выявленными микроорганизмами и имеющейся патологией. Например, если пациент страдает рецидивирующим фурункулезом, то выявление в мазке золотистого стафилококка будет иметь диагностическую ценность. В то же время выявление у этого же пациента грибков рода кандида не является основанием для постановки диагноза микотического поражения и, соответственно, не требует лечения.

Мазок из зева и носа позволяет не только выявить микроба, послужившего возбудителем заболевания ЛОР-органов, но и определить его чувствительность к антибиотикам.

Даже у совершенно здорового человека в посеве слизи с носа и зева могут обнаруживаться разные микроорганизмы. Присутствие условно-патогенных микробов является вариантом нормы, если их количество незначительно, и они не вызывают заболеваний.

При микроскопии мазка из носа могут обнаруживаться и следующие типы клеток:

  • эозинофилы – в норме их не должно содержаться более 10% от общего числа лейкоцитов в мазке. Повышение этого показателя является лабораторным признаком аллергического ринита. В тоже время нормальное содержание эозинофилов не позволяет полностью исключить аллергическую природу ринита. Еще одной причиной повышенного содержания эозинофилов в мазке из носа может стать эозинофильный неаллергический ринит;
  • нейтрофилы – повышенное содержание в мазке нейтрофилов свидетельствует о том, что воспалительный процесс в полости вызван бактериями или вирусами и находится в острой стадии;
  • лимфоциты – повышенный уровень лимфоцитов в риноцитограмме чаще всего бывает обусловлен хроническим воспалением слизистой оболочки носовой полости;
  • эритроциты – в норме отсутствуют. Их появление в мазке связано с повышенной проницаемостью стенок кровеносных сосудов слизистой оболочки носа, что наблюдается при ринитах, вызванных вирусом гриппа или дифтерийной палочкой.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Что показывает мазок (посев) из зева и носа на микрофлору и чувствительность к антибиотикам, расшифровка

Мазок из зева — лабораторный анализ, в ходе которого исследуется состояние микрофлоры ротовой полости и носа. Исследование способствует выявлению инфекционной и вирусной патогенной микрофлоры, возбудителей различных заболеваний носоглотки. Результаты анализа помогают поставить точный диагноз, назначить эффективное лечение.

Бакпосев из носоглотки проводится в следующих случаях:

  • ангина, вызванная стрептококком, с высокими рисками осложнений;
  • подозрение на золотистый стафилококк;
  • воспалительные процессы в носоглотке;
  • коклюш;
  • менингит;
  • ларингит, абсцессы;
  • мононуклеоз;
  • заболевания респираторного характера;
  • туберкулез;
  • заболевания центральной нервной системы.

Обязательно мазок на микрофлору берется у детей в рамках подготовительной диагностической программы при поступлении в детский сад, школу. Исследование показано беременным женщинам, в особенности анализ на микоплазму, которая при беременности может стремительно развиваться и спровоцировать ряд осложнений.

Бакпосев из носоглотки регулярно проводится лицам, постоянно контактирующим с большим количеством посторонних людей, гипотетически являющимися носителями патогенной микрофлоры. Это касается воспитателей в детских садах, учителей, медицинских работников, поваров и других сотрудников общепита.

Бактериологический посев из зева может определить чувствительность к антибиотикам патогенной микрофлоры. Данные анализа нужны для назначения эффективного лечения. Бакпосев из носоглотки берется при развитии у человека частых насморков.

Исследование микроорганизмов носоглотки покажет достоверный результат только при правильной сдаче биологического материала и подготовке пациента к забору биологического материала:

  1. За 1 неделю до того, как сдавать бактериологический посев, отменяется использование растворов антибактериального действия, которые уничтожат патогенную микрофлору и окажут негативное воздействие на полезные микроорганизмы.
  2. Запрещается применять какие-либо растворы для полоскания ротовой полости, назальные спреи, препараты местного спектра действия.
  3. Берут мазок для проведения анализа строго на пустой желудок. Чтобы анализ показал достоверный результат, утром категорически запрещено что-либо употреблять в пищу и пить, исключается чистка зубов, запрещается жевать жвачку. Исключается и употребление простой воды.
  4. Если в носу есть слизь, перед взятием образца биологического материала ее нужно убрать. Корочки на слизистой носа убираются путем их размягчения специальным раствором. Наличие слизи может негативно сказаться на правдивости и информативности проводимого анализа.

Взятие мазка для проведения бактериологического анализа проводится в условиях лаборатории:

  1. Пациент садится на кушетку или стул.
  2. Для непосредственного забора мазка из ротовой полости пациент широко открывает рот.
  3. Медицинский работник с помощью специального шпателя прижимает к нижней челюсти язык. Берет образец микрофлоры ватным тампоном.
  4. Тампон сразу же помещается в стерильную пробирку, которая плотно закрывается крышкой.

Процедура взятия мазка из горла не вызывает болезненных ощущений, но может спровоцировать рвотный рефлекс. Чтобы минимизировать процесс обратной перистальтики, человеку нужно правильно подготовиться к процедуре — ничего не есть и не пить.

Из носа проба биологического материала берется следующим образом: пациент садится на кушетку, запрокидывает голову назад. Кожный покров ноздрей перед процедурой дезинфицируется медицинским спиртом. Сначала лаборант вводит ватный тампон в одну ноздрю, прокручивает его по поверхности слизистых оболочек. Затем процедура повторяется другим стерильным ватным тампоном со следующей ноздрей.

У ребенка процедура взятия биологического материала проводится по тому же алгоритму, что и у взрослого пациента.

Время, необходимое для анализа биологического материала, занимает от 5 до 10 минут. Бактериологический посев микрофлоры из носоглотки проводится с помощью антигенного теста, обладающего высокой чувствительностью. Каждый тест отвечает за выявление одного из видов болезнетворной микрофлоры.

Бактериологический анализ на флору у здорового человека покажет наличие полезных микроорганизмов, выполняющих защитные функции, препятствующих проникновению на слизистые оболочки носоглотки болезнетворных организмов.

При правильно проведенном анализе в зеве у здорового человека определяется незначительная концентрация условно-патогенной микрофлоры. Ее показатели не должны превышать результат от 103 до 104 КОЕ/мл.

Если анализ показывает превышение допустимого количества условно-патогенных микроорганизмов, это говорит о наличии у человека в носоглотке микрофлоры, являющейся причиной развития заболеваний ЛОР-органов.

Стафилококк ауреус, норма которого не должна превышать показатель в 104 КОЕ/мл, представляет собой условно-патогенный микроорганизм. Это означает, что он содержится в минимальном количестве на слизистой носоглотки и не провоцирует развития каких-либо заболеваний ЛОР-системы.

Превышение показателей нормы говорит о заражении стафилококком, который является причиной развития следующих заболеваний:

  • ангина и фарингит;
  • стоматит, тонзиллит;
  • синусит;
  • гингивит.

Активный рост стафилококка связан со снижением защитных функций иммунитета. В группе риска находятся дети, люди пожилого возраста. Лечение проводится препаратами антибактериального спектра действия.

Стрептококк — условно-патогенный микроорганизм. В минимальном количестве находится на слизистых оболочках носоглотки. Является провокатором ангины и скарлатины. Наличие повышенной концентрации патогенной микрофлоры в носу может стать причиной развития синусита бактериального типа.

На развитие инфекционного процесса в носоглотке указывает показатель стрептококка в 105 КОЕ/мл. Диагноз ставится по наличию у человека специфической симптоматической картины.

Определение в зеве концентрации грибка Кандида в 105 КОЕ/мл и более указывает на заражение пациента кандидозом. Заболевание развивается быстро, имеет выраженную и интенсивную симптоматическую картину, может спровоцировать развитие осложнений в органах дыхания. Нормой является полное отсутствие грибка в мазке из зева или максимально допустимое количество не выше 104 КОЕ/мл.

Нейссерия, или кишечная палочка, как и пневмококк, в незначительном количестве содержится в мазке из слизистой носоглотки.

Пневмококк является причиной развития следующих заболеваний:

  • пневмония;
  • бронхит;
  • сепсис органов дыхательной системы;
  • ларингит, фарингит, трахеит;
  • отит среднего уха;
  • остеомиелит.

Вызывает превышенная концентрация нейссерии и пневмококка ряд различных инфекционных и воспалительных заболеваний органов дыхательной системы.

В зависимости от количества патогенной микрофлоры в мазке из носоглотки назначается соответствующее лечение либо профилактические мероприятия, направленные на снижение концентрации патогена и уменьшение рисков развития заболеваний. Терапия заключается в применении препаратов антибактериального спектра действия.

Расшифровка результатов бактериологического посева указывает точное количество патогенной микрофлоры на слизистой оболочке носоглотки. Наличие патогенного микроорганизма может находиться в пределах нормы (от 101 до 104 КОЕ/мл).

Настораживают и являются признаком развития инфекционных и воспалительных заболеваний носоглотки следующие показатели:

  1. 103-104 — концентрация патогенных возбудителей находится в пределах нормы, вероятность развития заболеваний при отсутствии провоцирующих факторов минимальная.
  2. 105-107 — содержание болезнетворных микроорганизмов высокое. Вероятность развития заболеваний максимальная. Требуется незамедлительное проведение профилактических мероприятий по предупреждению развития воспалений носоглотки.
  3. Сливной результат — данным показателем называют крайне высокое содержание патогенных микроорганизмов, количество которых не удается посчитать.
Читайте также:  Что такое лабораторное исследование на дифтерию

При получении сливного результата назначается срочная антибактериальная терапия, направленная на уничтожение болезнетворной микрофлоры. При наличии у человека специфических признаков, указывающих на воспалительные процессы, протекающие в носоглотке, проводится одновременно с антибактериальным лечением симптоматическая терапия.

Бактерия Бордетелла пертуссис, вызывающая коклюш, в мазке из носоглотки у здорового человека должна отсутствовать. Расшифровка анализа на бакпосев флоры из зева имеет 2 интерпретации результата:

  • положительный — бактерия присутствует;
  • отрицательный — патоген не выявлен.

Если результат положительный, определяется количество патогенного организма. По концентрации бактерии делается заключение о стадии развития заболевания.

При нормальном состоянии здоровья патоген, вызывающий дифтерию, Corynebacterium diphtheriae, должен отсутствовать. При несоблюдении пациентом правил подготовки к взятию биологического материала может быть получен ложноположительный результат. Если анализ показал наличие болезнетворной бактерии, но соответствующая симптоматическая картина отсутствует, анализ бакпосева из зева проводится повторно.

Наличие высокого содержания гемолитического стрептококка всегда указывает на высокие риски развития ангины с осложнением — фарингита. Антибактериальная терапия для уменьшения численности гемолитического стрептококка не проводится, так как с патогеном можно уменьшить концентрацию полезной защитной микрофлоры, что приведет к ослаблению местного иммунитета. Антибиотики применяются только при развитии фарингита.

Особенность гемолитического стрептококка в том, что данный вид патогенной микрофлоры провоцирует развитие ангины, которая практически всегда без своевременного лечения дает осложнение на сердечную мышцу. Если у человека внезапно заболело горло и появились другие признаки фарингита, бактериологический посев на определение вида болезнетворной микрофлоры необходимо сдавать незамедлительно.

Грибки Кандида в минимальном количестве, не превышающем показатель в 104 КОЕ/мл, всегда присутствуют на слизистой носоглотки человека и не являются патологией. Превышение показателей нормы, даже при отсутствии характерной соответствующей симптоматики — это повод для скорейшего проведения антибактериальной терапии.

источник

Не брать кал с явными примесями крови /бактерицидное действие крови может повлиять на достоверность анализа/.

ü отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления сразу или допускается хранение в холодильнике при температуре +3 +4 0 в течение 8 – 12 часов.

Взятие мазков на коклюшную палочку (Борде-Жангу)

(метод ватного тампона)

Цель: собрать материал для бактериологического исследования

Оснащение: — стерильная пробирка с ватным влажным или сухим тампоном

изогнутым под углом 110-120°- штатив для пробирок- стерильный шпатель в лотке

— бланк-направление в лабораторию, стеклограф — маска, перчатки.

Обязательное условие: взятие мазков проводить натощак или через 2-3 часа после еды.

Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
Подготовить оснащение. Выписать направление в баклабораторию. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении. Обеспечение четкости проведения процедуры
Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности
Усадить ребенка к источнику света, при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: А) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногамиБ) руки и туловище фиксирует одной рукой В) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку Необходимое условие для проведения процедуры
Шпателем, находящимся в правой руке, зафиксировать корень языка, одновременно ватный тампон левой рукой по шпателю завести за корень языка, повернуть концом вниз и сделать два штриха по задней стенке глотки. Тампон извлечь из полости рта, не касаясь слизистой языка, щек, миндалин. Возбудитель находится в носоглоточной слизи
Материал, забранный сухим ватным тампоном, нужно засеять на 2 чашки Петри со спец. питательной средой, сначала по периферии чашки, затем в центре. (Сухой тампон в лабораторию не доставляется). Материал, забранный увлаженным тампоном, поместить в пробирку с транспортной средой. Чашки Петри или пробирку с материалом поставить в термостат с t° 36-37°С Возбудитель неустойчив во внешней среде
Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности
Записать результат. Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности
Немедленно отправить материал в баклабораторию при Т 37-38°С в сопровождении направления. Увлажненный тампон доставляется не позднее 3-4-х часов с момента взятия материала. Обеспечение достоверности исследования

Примечание: У детей первого года жизни всегда следует пользоваться методом ватного тампона.

Мазок из носа и зева на коринебактерию дифтерии

Цель: собрать материал для бактериологического исследования

— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.)

-бланк-направление в лабораторию

Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак или через 2-3 часа после еды, до орошения или полоскания горла. До начала лечения антибиотиками.

Последовательность действий:

1.Объяснить маме или ребенку цель и ход проведения процедуры

2.Выписать направление в лабораторию

3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки

4.Поставить на столик по правую руку необходимое оснащение

5.Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «З» ( нос, зев)

6.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

-ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами

-руки и туловище фиксирует одной рукой

-голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку

7.Излечь ватный тампон из пробирки , маркированный знаком «Н», взяв его правой рукой

8.Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка

9.Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам

10.Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев

11.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка( ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя , взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя , поместить на корень языка и резко нажать на него)

12.Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой

13.Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта

14.Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка- миндалина- язычок-дужка- миндалина

примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию- материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани

15.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев

16.Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках

19.Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) .

Указать время забора мазков!

Если нет возможности отправить мазки за 3 часа- переложить тампоны в пробирки с консервантом (или сразу взять в них). Отправить в течение 24 часов

ОРАЛЬНОЙ РЕГИДРАТАЦИИ при ЭКСИКОЗЕ

ЦЕЛЬ: Восстановление водно-электролитного баланса.

Оральная регидратация – проводится только при эксикозе I степени

(потеря массы до 5%) или II степени (потеря массы 5-9%).

Для её проведения используются глюкозо-солевые растворы (глюкосолан, цитроглюкосолан, регидрон и др.).для выпаивания через рот.

Растворы детям дают чайными ложками в промежутках между кормлениями каждые 5- 10 минут в течение 4-6 часов.

При возникновении рвоты после 10-минутной паузы продолжают поить ребенка.

Оральная регидратация проводиться в два этапа:

I этап –первичная регидратация – направлена на восстановление водно-солевого дефицита, имеющего к началу лечения.

При Iстепени эксикоза раствор вводится в количестве 50 мл/кг массы тела

за 4 часа, при II степени – 90 мл/кг массы за 6 часов;

II этап – поддерживающая регидратация – предупреждает повторное развитие эксикоза (направлена на восполнение продолжающихся потерь жидкости).

На протяжении всего периода проведения оральной регидрации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости.

Оральная регидратация проводится до прекращения диареи и рвоты.

ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ИНСУЛИНА

ЦЕЛЬ: Максимальная компенсация обмена веществ.

Вымыть руки теплой водой с мылом.

1. Доза инсулина подбирается врачом для каждого больного индивидуально.

2. Виды инсулина по длительности гипогликемического эффекта:

ü короткий (эффект наступает через 15-30 минут и длится 6-8 ч.)

ü средней продолжительности (длится 12-22 часа)

ü пролонгированного действия (длится 20-24часа)

Инсулин короткий всегда прозрачный при визуальном осмотре,пролонгированный – мутный.

Используют в лечении сочетание инсулинов короткого и продлённого действия.

3. Вводится инсулин с помощью шприц — ручки или одноразовыми шприцами по 100 или реже 40 ед. в 1 мл.

4. Инсулин вводится подкожно в жировую ткань под углом 45 градусов,

в более удобные и безопасные для частых уколов участки тела: короткий в живот, пролонгированный в переднюю поверхность бедра

5. Необходимо чередовать места инъекций для профилактики развития липодистрофий.

6. Инсулин вводится до еды за 30 минут

7. Протирать кожу спиртом перед уколом необязательно (если ежедневно принимать душ.) В случае обработки кожи спиртом подождать пока спирт не испарится или осушить сухим тампоном.

8. Шприц -ручки с пролонгированным инсулином перед инъекцией несколько раз перевернуть, чтобы инсулин равномерно перемешался. Нельзя сильно встряхивать ручку!

9. Заправленную картриджем с инсулином шприц –ручку рекомендуется хранить при комнатной температуре не более 4 недель.

10. Запас инсулина нужно хранить в холодильнике

при температуре +2 — +8 (на дверце или в ящике для овощей).

ПРИКОРМ и ПРАВИЛА ЕГО ВВЕДЕНИЯ

Прикорм– это продукты питания назначаемые ребенку при любомвиде вскармливания для обогащения рациона по мере роста ребенка. Вводится с 5-6 месяцев жизни ребенка. Два основных вида : первый – овощной, второй – злаковый, интервал между ними не менее 1 мес.

Правила введения прикормов:

1. начинать введение любого нового продукта можно только тогда, когда ребенок здоров;

2. не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок;

3. каждый вид прикорма надо вводить постепенно, начиная с небольшого количества (кашу, пюре с ½ чайной ложки), внимательно наблюдая за его переносимостью и увеличивая до нужного объема в течение 7-10 дней, полностью замещая одно грудное кормление;

4. вводить следующий прикорм можно только тогда, когда ребенок привык к предыдущему;

5. прикорм следует давать до кормления грудью, с ложечки, а не через соску;

6. блюда прикорма по консистенции должны быть гомогенными;

7. число кормлений с введением прикормов сокращается до 5;

8. температура блюда должна равняться температуре получаемого материнского молока: 37 0

9. введение любого вида пищи надо начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы;

10. можно использовать в качестве прикорма блюдапромышленного производства.

11. до введения прикорма- с 3 – 4 мес. или позже — в рацион вводят фруктовые соки с капель, затем соки с мякотью и фруктовые пюре.

ДОКОРМ И ПРАВИЛА ЕГО ВВЕДЕНИЯ.

Докорм– молочное питание, назначаемое ребенку при недостатке грудного молока для восполнения объема питания. Вид вскармливания становится смешанным. Правила введения докорма:

1. в качестве докорма могут использоваться только максимально адаптированные к грудному молоку молочные смеси;

2. неадаптированные молочные продукты: коровье, козье молоко, кефир и др. не следует применять детям первого года жизни и детям раннего возраста 1- 3-х лет.

3. для определения объема молочной смеси надо провести контрольное кормление, определить количество высасываемого молока из груди матери, сравнить с нормой.

4. докорм следует давать после кормления грудью;

5. если объем докорма невелик, то его лучше давать с ложечки.

6. при большом объеме докорма можно пользоваться бутылкой с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями.

Разведение и расчет дозы антибиотиков

1. Приготовить флакон с антибиотиком, растворитель, спирт.

2. Проверить целостность упаковки и срок годности антибиотика.

3. Уточнить дозу антибиотика в упаковке.

4. Рассчитать необходимое количество растворителя (0,25% раствор новокаина,0,9% раствор хлористого натрия, дистиллированная вода).

т.е. получается, что в 1мл раствора содержится 100.000 Ед (100мг) лекарственного вещества ,0,1мл раствора содержит 10.000Ед(10мг)

Исключение: гентамицин разводится из расчета 10мг-1мл(разводить после консультации с врачом)

7.Приготовить стерильный лоток,шприц,2иглы,ватные тампоны,пинцет.

8.Развести антибиотик во флаконе рассчитанным количеством растворителя.

9.Рассчитать количество раствора антибиотика, назначенного на 1 инъекцию.

Пример: ребенку назначено 170.000 Ед пенициллина

10.Набрать в шприц необходимое количество антибиотика ,сменить иглу.

11.Выполнить внутримышечную инъекцию.

Детям раннего возраста разводить антибиотики растворителем в соотношении 1:1, т.е. на каждые 100 000 ед антибиотика берется 1 мл растворителя ( при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 100 000 ед антибиотика)

Детям старшего возраста антибиотики разводить в соотношении 2:1, т.е. на каждые 100 000 ед антибиотика берется 0,5 мл растворителя ( при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200 000 ед антибиотика)

Уход за ребёнком при опрелостях.

ЦЕЛЬ : Не допустить ухудшения состояния кожи.

1. Соблюдать правила личной гигиены при уходе за ребёнком

– мыть руки, стричь ногти, менять одежду.

2. Гигиенический уход за кожей

– ежедневная ванна, подмывание после акта дефекации и мочеиспускания.

3. Воздушные ванны при смене белья.

5. Не использовать подкладную клеёнку, памперсы.

6. Регулярно менять пелёнки, стирать, проглаживать с 2 сторон.

7. Проветривать комнату, поддерживать оптимальную температуру воздуха

8. Соблюдать гипоаллергенную диету ребёнку и кормящей матери и гипоаллергенный

быт — при упорных опрелостях.

9. Контроль за выполнениями назначений врача

– детский крем, крем «Деситин», «Бепантен» и другое.

ПАТРОНАЖ – посещение пациента по инициативе медицинского работника.

Участковая педиатрическая медицинская сестра проводит

2 дородовых патронажа к беременной женщине.

1.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ:

Сроки – после получения сообщения в ДП о постановке беременной на учёт в женской консультации

ЦЕЛЬ: Обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода

1. Выявить неблагоприятные факторы для плода.

2. Составить план мероприятий по охране плода.

3. Выявить беременных группы риска.

Сроки 30-32 недели беременности выход женщины в декретный отпуск.

ЦЕЛЬ: Подготовка беременной и её семьи к появлению новорожденного.

1. Дать информацию семье по вопросам подготовки комнаты для новорожденного, приданого, предметов ухода, аптечки.

2. Подготовить беременную женщину к вскармливанию грудью будущего ребенка.

3. Пригласить на занятия в «Школу молодых матерей» в детскую поликлинику.

Дата выполнения __________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество беременной _________________________

Профессия ____________________место работы ______________

Профессиональная вредность _______________________________

Сведения об отце _________________________________________

Бытовые условия и гигиена жилища _________________________

Материальная обеспеченность ______________________________

Здоровье родителей и членов семьи, а/туберкулез ______________

б/вен заболевания ________________в/нервно-психические _______

Вредные привычки: ________________________________________

беременность по счету _____________________________________

закончились родами ________________________________________

предполагаемый срок настоящей беременности ________________

течение беременности ______________________________________

Перенесенные острые заболевания в период беременности _______

__________________________________________/какие, когда, дата/

выдерживается ли режим отдыха, прогулки: да, нет /подчеркнуть/

правильно ли питается беременная с учётом рекомендаций

антенатальная профилактика рахита: УФО____________________

антенатальная профилактика анемии__________________________

Выводы м/с по данному обследованию__________________________

Советы беременной _________________________________________

Вызов в «Школу матери» на __________________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА И ПИТАНИЯ ДЕТЯМ

С ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ.

ЦЕЛЬ: Не допустить прогрессирования заболевания.

1. Режим детей должен быть активным с достаточным пребыванием

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 294 | Нарушение авторских прав

источник