Меню Рубрики

Чарльз спенсер чаплин золотая лихорадка

Англо-американский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер, композитор.

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла с неудавшейся карьерой. Личные и житейские неурядицы актёрского быта не обошли эту семью. Чарли и его сводный брат Сидней росли с матерью.
Чаплин-старший жил в бедности и не мог помогать им. Чтобы свести концы с концами, мать нанималась сиделкой, обшивала членов церковной общины.
Нищета подрвала здоровье матери. Её положили в клинику для душевнобольных, затем поместили в работный дом. Сидней и Чарли бродяжничали. Спустя несколько месяцев их отправили в Хэнуэллский приют для беспризорных детей.
12 ноября 1898 года мать выпустили из больницы и вместе с сыновьями она поселилась на Метли-стрит.

В девять лет Чарли оказался в детском ансамбле кокданса «Восемь ланкаширских парней». Два года он разъезжал с ансамблем по английской провинции.
После того как Чаплин покинул ансамбль, выступления с песенками, танцами, пародиями чередовались с прозаическими занятиями продавца газет, рассыльного, слуги в частном доме, печатника в типографии, подмастерья, даже учителя танцев, пильщика дров и стеклодува.

Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Ф. Карно. Во время американских гастролей труппы в конце 1912 года молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннетт, предложил контракт с кинокомпанией «Кистоун» и пригласил сниматься. Через год, обговорив все условия, Чаплин подписал с «Кистоуном» контракт и переехал в Лос-Анджелес.

Первым фильмом Чаплина стала комическая лента «Зарабатывая на жизнь» (1914), а в фильме «Детские автогонки в Венеции» (1914) он впервые появился в своём вскоре ставшем для него традиционном облике.
Свой тринадцатый фильм «Попавший под дождь» (1914) Чаплин уже снимал сам. Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.

В 1915 году он выпустил двенадцать фильмов для чикагской фирмы «Эссеней».
Самыми лучшими актерскими и режиссёрскими работами этого периода считаются картины «Бродяга», «Пилигрим», «Малыш», «Золотая лихорадка». Более глубокая трактовка образа Чарли создана актёром и режиссёром в лирических трагикомедиях «Цирк» и «Огни города».

В начале 1916 года Чаплин перешёл в фирму «Мьючуэл» с контрактом на 670 тысяч долларов в год.

23 сентября 1918 года Чарли вступил в брак с пятнадцатилетней актрисой Милдред Харрис. Женился он скоропалительно, так как его его юная подруга утверждала, что ждет ребёнка. Потом выяснилось, что тревога была ложной.
Неудачный брак вызвал у Чаплина творческий кризис. В 1919 году он снял всего две ленты.
Стремясь к независимости, Чаплин вместе с Дэвидом Гриффитом, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом организовал кинокомпанию «Юнайтед Артистс». А в 1922 году режиссёр создал свою компанию «Чарлз Чаплин филм корпорейшн».

7 июля 1919 года Милдред родила сына нормана, но прожил он всего три дня.
Чаплин погрузился в работу. Уже через десять дней после трагедии он делал пробы для нового фильма «Малыш» (1920). На этот фильм Чарли потратил более года, вложив 300 тысяч долларов.
Чаплин и милдред Харрис расстались без взаимных упрёков. однако журналисты раздули громкий скандал, и Милдред обвинила мужа в жестокости. Во время бракоразводного процесса адвокаты пригрозили конфисковать фильм «Малыш». Чаплин бежал в Солт-Лейк-сити, прихватив с собой негатив картины.

В 1925 году Чарли Чаплин снял один из лучших фильмов всех времён и народов — «Золотую лихорадку» (1925).
Во время съёмок этого фильма Чаплин был вынужден жениться на 15-тилетней Лите Грей, которая ждала от него ребёнка, в противном случае ему угрожала тюрьма. С Литой он прожил два года, у них родились сыновья Сидней и Чарли. Но создать настоящую семью так и не удалось.

15 января 1926 года Чаплин приступил к съёмкам «Цирка» и работал над фильмом до конца года. Но его накрыл новый скандал: в начале декабря Лита Грей вместе с сыновьями переехала к матери. 10 января 1927 года её адвокаты подали иск о разводе. Чарли скрывался у своего адвоката. Общество было взбудоражено слухами о безумии и даже самоубийстве Чаплина.
Лита обвиняла мужа в жестокости и аморальности. Её заявление в суд состояло из 42 страниц. В итоге она получила миллион долларов отступных и солидную пожизненную ренту, а Чаплин попал в клинику для нервнобольных.
Из клиники он вышел совершенно седым. Задуманный как весёлая комедия «Цирк» приобрёл мрачные интонации.

Чарлз так и не стал американским гражданином, что злило многих американских консерваторов.
В июле 1932 года он познакомился с актрисой Полетт Годар. Они совершали дальние автомобильные прогулки, ходили на яхте на Каталину.

Во время второй мировой войны Чаплин стал считаться левым, поскольку выпустил фильм «Великий диктатор», в котором звучал страстный призыв открыть в Европе второй фронт, чтобы помочь Советскому Союзу в его войне против гитлеровской Германии.

Как и прежде, много душевных сил отнимали у него запутанные личные дела. В 1942 году Полетт Годар развелась с ним в Мексике, указав причиной несовместимость характеров, а также факт длительного раздельного проживания.
В это время Чаплин искал актрису на главную роль в фильме «Призрак и действительность». Ему предложили попробовать 17-летнюю Уну О’Нил, дочь известного драматурга. Она была не только красива, но и умна.
И вдруг разразился новый скандал. Молодая актриса Джоан Барри обратилась в суд, требуя признать Чаплина отцом её ребёнка. Сравнительный анализ крови опроверг её слова, однако суд обязал Чаплина выплачивать Джоан Барри пособие!

Голливуд никогда не любил гениального кинематографиста. Всё чаще раздавались голоса за депортацию Чаплина из-за его левой ориентации и увлечения нимфетками.
В самый разгар скандала, 15 июня 1943 года, 54-летний Чаплин и юная Уна О’Нил сочетались браком. Ни солидный возраст жениха, ни его маленький рост не смущали Уну. Брак с этой удивительной женщиной даровал Чарлзу стойкость перед бурями и кризисами 1940-х годов. Их семья быстро росла. Первой появилась на свет Джеральдина (1944), за ней — Майкл (1946), Джозефина Ханна (1949), Виктория (1951).

В мае 1947 года журналисты вновь начали приставать к Чаплину с вопросом, почему он не желает принять американское гражданство. Эн-Би-Си организовала подслушивание его телефонных разговоров.
После выхода на экраны фильма «Месье Верду» в 1947 году Чаплин подвергся нападкам со стороны консервативной части общества и цензуры, поскольку его взгляды на современное общество показались им чересчур мрачными. Сеансы этого фильма пикетировались, в некоторых городах его демонстрация вообще была запрещена. В конце концов этот фильм был вообще снят с проката.

17 сентября 1952 года Чаплин отплыл с семьёй в Англию, объявив, что уезжает «в длительный отпуск», но, видимо, понимая, что назад он может уже не вернуться. После нескольких месяцев путешествия он выбрал для постоянного проживания Мануар-де Бан («Поместье изгнанника») в Швейцарии, в городе Корсье-сюр-Веве — трёхэтажную виллу с 37 акрами земли.
В семье родилось ещё четверо детей: Юджин (1953), Джейн (1957), Аннет (1959) и Кристофер (1961).

В Швейцарии у Чаплина и его жены было много друзей. Среди них была королева Испании, кинозвёзды и писатели. Весной к ним всегда приезжали гости из разных стран.
Уна была для Чаплина не только женой. матерью его детей, другом в несчастье — она была его божеством. Старость великого актёра и режиссёра прошла с этой хрупкой, скромной и милой женщиной в удивительной гармонии.

Сохранение финансовой свободы позволило Чарлзу Чаплину в начале 1956 года вновь создать собственную фирму, которая получила название «Аттика-филм компани».

Оксфордский университет присудил Чаплину почётную степень доктора литературы.
За выдающиеся заслуги в мировом кинематографе ему был вручён орден Почётного легиона. На международном кинофестивале в Венеции Чарлз был удостоен «Золотого льва» (1972).
Отметила Чаплина и американская киноакадемия, присудив ему премию «Оскар» (1972) за выдающийся вклад в киноискусство. Великий Чалин готовился к нападкам, но его появление на церемонии вызвало бурные овации. Поражённый таким приемом, он с трудом подбирал слова и продемонстрировал свой знаменитый трюк с котелком.
В марте 1975 года королева Англии возвела его в рыцарское звание. Церемония вылилась в безсусловный триумф Чаплина.

Его не стало 25 декабря 1977 года в ночь на Рождество. Он умер в Корсье-сюр-Веве (Швейцария), в окружении близких, и ему шёл 89-й год. Вся его жизнь была полна необыкновенных историй, слухов и сплетен, и даже смерть не положила им конец. Через три месяца после похорон гроб с телом Чаплина был похищен из могилы. Похитители требовали от семьи актёра выкуп в 600 тысяч франков. Когда семья ответила отказом, за дело всерьёз взялась полиция. Через полгода преступники были пойманы, а гроб с останками возвращён на место. Даже уйдя из жизни, Чарли продолжал дарить кино сюжеты для фильмов.

источник


IMDb Top 250 #138

Жанр: Комедия
Продолжит.: 72 мин.
Производство: США
Режиссер: Charles Chaplin
Продюсер: Charles Chaplin
Сценарий: Charles Chaplin
Оператор: Roland Totheroh
Композитор: Charles Chaplin (1942), Carli Elinor, William P. Perry (1970)
Студия: Charles Chaplin Productions

ПРИМЕЧАНИЯ версия 1942 года. дополнительно на диске бонусы с рус. субтитрами: оригинальная версия фильма (1925) [95 мин; *mkv; 720×576; 1560 МБ] + Чаплин сегодня — «Золотая лихорадка»; Предисловие Дэвида Робинсона; Трейлер (1925); Трейлер (1942); Запись нового саундтрека [44 мин; *mkv; 722 МБ].

Charles Chaplin . The Lone Prospector
Mack Swain . Big Jim McKay
Tom Murray . Black Larsen
Henry Bergman . Hank Curtis
Malcolm Waite . Jack Cameron
Georgia Hale . Georgia
Heinie Conklin . Prospector
Al Ernest Garcia . Prospector
John Rand . Prospector
Betty Morrissey . Georgia’s Friend
Lita Grey . Extra in Chilkoot Pass Climb
Sid Grauman . Extra in Chilkoot Pass Climb
Tiny Sandford . Barman
Margaret Martin . Squaw
Kay Deslys . Georgia’s Friend
Inez Gomez . Woman in Dance Hall
Bess Wade . Woman in Dance Hall
George Holt . Man in Dance Hall
Harry Jones . Man in Dance Hall
Sam Allen . Man in Dance Hall
William Hackett . Man in Dance Hall
Armand Triller . Man in Dance Hall
James Dime . Man in Dance Hall
J.C. Fowler . Man in Dance Hall
Chris-Pin Martin . Man in Dance Hall
Clyde McAtee . Man in Dance Hall
Frank Rice . Man in Dance Hall

ПАРАМЕТРЫ частей: 1 размер: 2060 mb
носитель: HDD3
видео: 950×720 AVC (MKV) 3499 kbps 23.976 fps
аудио: AC3 256 kbps
язык: Ru, En
субтитры: Ru, En

Одинокий бродяга мечтает покорить сердце красивой танцовщицы и отправляется на золотые прииски на Аляску, в Клондайк, чтобы разбогатеть.

Маленький бродяжка в декорациях золотоносной Аляски, места, где каждый может изменить свою судьбу. На удивление серьезная энциклопедия человеческих чувств.

История о злоключениях извечного любимца публики, маленького бродяги, который на этот раз отправляется на золотые прииски Аляски. Идет 1898 год, старатель-одиночка бредет по заснеженным горам и долинам. Начинается буря, и бродяге нужно где-то укрыться. На счастье, он встречает на пути хижину, в которой уже располагается разыскиваемый полицией Черный Ларсен (Том Мюррей).

Бродяга (Чарльз Чаплин) решает испытать судьбу, отправившись одиноким старателем на Клондайк — в самый разгар «золотой лихорадки». Он объединяет силы со здоровяком Большим Джимом МакКэйем (Мак Суэйн), терпит много бед и лишений, но в итоге ему удается не только разбогатеть, но и покорить сердце любимой девушки по имени Джорджия (Джорджия Хейл).

Главный герой этой веселой и одновременно грустный истории — маленький бродяга — не столько даже золотоискатель, сколько влюбленный, не столько даже и влюбленный, сколько милый человек, заброшенный судьбой в гиблое место, не столько даже милый человек, сколько художник. Быть может, именно в этом фильме Чаплин сыграл самое большое количество ролей одновременно, быть может, именно здесь он сумел предельно отстранить друг от друга себя-автора, себя-мыслителя, себя-художника, себя-актера и себя-персонажа.

ОСКАР, 1943
Номинации: Лучший саундтрек для драматических / комедийных картин (Макс Терр), Лучший звук (Джеймс Л. Филдс).
КИНЕМА ДЗЮНПО, 1927
Победитель: Лучший фильм на иностранном языке (Чарльз Чаплин).
ПРЕМИЯ «СПУТНИК», 2004
Номинация: Лучшее издание классики на DVD («The Charlie Chaplin Collection», Warner).

В условном сюжете (повесть о удачном золотоискателе) Чаплин воплотил некоторые автобиографические мотивы и продемонстрировал свое мастерство актера и клоуна, обеспечившее картине триумфальный успех. Сам автор говорил, что художественное вдохновение родилось у него вследствие реальных драматических событий.
В 1846 году группа иммигрантов (29 мужчин, 18 женщин и 43 детей) отправилась в Калифорнию мыть золото. Экспедиция с самого начала не задалась. А окончилась тем, что в горах Сьерра-Невада огромные снежные заносы отрезали незадачливых золотоискателей от остального мира. 15 добровольцев отправились через горы за помощью. В пути восьмеро погибли, а остальные, чтобы выжить, вынуждены были есть тела своих менее удачливых товарищей. Когда все же спасатели добрались до лагеря, большинство не состоявшихся золотоискателей умерли, те же, что выжили, ели собак, воловьи шкуры, мокасины.
По поводу этой печальной истории Чарли Чаплин заметил: «Как ни парадоксально, но трагедия пробуждает смех… Я думаю, что смех — проявление духа противоречия; нам остается смеяться над нашей беспомощностью перед лицом природных стихий или сходить с ума». «Золотая лихорадка» утвердила веру Чаплина в то, что трагедия и комедия — части одного целого. Этот фильм был самым продуманным в его карьере.
Единственная немая комедия Чаплина, снятая по заранее готовому сценарию.
Две недели съемочная группа снимала натуру в Сьерра-Неваде, воссоздавая картину перехода золотоискателями горного перевала, в фильме были задействованы более 600 статистов, многие из которых были бродягами. Затем съемки продолжились в Голливуде, где были построены модели гор. В фильме же практически невозможно заметить перехода от макетов к реальности.
Несмотря на суровую погоду, Чаплин требовал идеального исполнения всех сцен, иногда количество дублей доходило до 25-ти.
Были испробованы несколько способов имитации снега, в том числе съемки на настоящем снегу. Почти весь материал был два и более раз переснят «с разным снегом».
На один съемочный день специально были наняты 2500 бродяг, которые сыграли золотоискателей.
Чаплин 27 раз перемонтировал картину, прежде чем пришел к окончательной версии.
Бюджет: $923 000
Премьера: 26 июня 1925 (Лос-Анджелес), 4 апреля 1977 (СССР).
«Премьера чаплинской картины — событие выдающееся», — писала «Лос-Анджелес ивнинг гералд» на следующий день.
Альберт Эйнштейн любил фильмы Чарли Чаплина и однажды написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком». Чаплин не растерялся, ответив на это: «Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы все-таки стали великим человеком».
Фильм стал шедевром эксцентрической комедии. Картина изобилует смешными сценами, которые прочно вошли в анналы киноискусства, как то: танец булочек, приготовление и поедание своего ботинка, превращение Чаплина в большого цыпленка в глазах обезумевшего Большого Джима. В берлинском «Капиоле» знаменитый «Танец булочек» привел зрителей в такой восторг, что фрагмент тут же был прокручен еще раз.
Однажды Чаплин признался, что желал бы остаться в памяти зрителя героем его «Золотой лихорадки».
С приходом звукового кино, в 1942 году Чаплин сделал новую версию фильма, в которую включил собственную музыку и авторский текст, который читал сам. В 1956 году картина была еще раз им отредактирована: Чаплин внес небольшие изменения в читаемый им текст от автора. Даже те, кто не знает английский язык, получат удовольствие услышать голос и интонацию Чаплина.
Спустя 30 с лишним лет после его создания (в 1958 году) в результате опроса ведущих кинокритиков мира на Брюссельской выставке «Золотая лихорадка» вошла в число 12-ти лучших фильмов всех времен и народов.
В 1992 году внесен в Национальный реестр фильмов США.
Картина входит во многие престижные списки: «The 1001 Movies You Must See Before You Die»; «500 лучших фильмов» по версии журнала Empire; «100 лучших фильмов 20-го века» по мнению кинокритика Леонарда Малтина; «100 лучших фильмов» по версии журнала Cahiers du cinema; «100 лучших американских фильмов» по версии AFI; «100 лучших американских комедий» по версии AFI; «They Shoot Pictures, Don’t They?»; «Лучшие фильмы всех времен» по версии издания Sight & Sound; «Лучшие фильмы эпохи немого кино» по версии авторов тематического сайта SilentEra.com; «100 лучших фильмов» по версии издания Entertainment Weekly; «Лучшие фильмы по версии главных режиссеров современности» (Sight & Sound, 2012); «Рекомендации ВГИКа» и другие.
Стр. фильма на сайте Rotten Tomatoes (англ.) — http://rottentomatoes.com/m/the-gold-rush/.
Рецензия в New York Times (англ.) — http://movies.nytimes.com/movie/review?res=9C03E7D61531EE3ABC4F52DFBE66838E639EDE.
Рецензия в San Francisco Chronicle (англ.) — http://sfgate.com/movies/article/DVD-review-The-Gold-Rush-3703391.php.
Рецензия в New Yorker (англ.) — http://newyorker.com/arts/reviews/film/the_gold_rush_chaplin.
Рецензия в Variety (англ.) — http://variety.com/1925/film/reviews/the-gold-rush-1200409632/.
Рецензии в Slant Magazine (англ.) — http://slantmagazine.com/film/review/the-gold-rush/5979; http://slantmagazine.com/dvd/review/the-gold-rush/2341.
Рецензия на сайте Examiner.com (англ.) — http://examiner.com/review/the-gold-rush-review-a-wonderful-and-charming-classic.
Сэр Чарльз Спенсер Чаплин / Charles Spencer Chaplin (16 апреля 1889, Лондон – 25 декабря 1977, Веве, Швейцария) – американский и английский киноактер, сценарист, композитор и режиссер, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино – образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы на киностудии Кистоуна. Чаплин активно использовал приемы пантомимы и буффонады, хотя начиная с 1920-х годов в его творчестве стали проходить значительно более серьезные социальные темы, чем это было в раннем периоде короткометражного кино. Начиная с апреля 1914 года Чаплин стал выступать в качестве режиссера и автора сценария большинства фильмов с собственным участием, с 1916 года он также продюсировал фильмы, а с 1918 – писал музыку. Подробнее в Википедии — http://ru.wikipedia.org/wiki/Чаплин,_Чарльз.
Джорджия Хейл / Georgia Hale (24 июня 1905, Сант-Джозеф – 7 июня 1985, Лос-Анджелес) – американская актриса немого кино. В 1922 году Джорджия Хейл победила в конкурсе «Мисс Чикаго» и отправилась в Нью-Йорк, чтобы стать театральной актрисой. Но там ее постигла неудача и она переехала в Голливуд, где в 1925 году снялась в своем первом фильме «Охотники за спасением» (реж. Йозеф фон Штернберг). В кино наиболее известной стала ее роль в фильме Чарли Чаплина «Золотая лихорадка» (1925). Этот фильм сделал Джорджию Хейл на время звездой, но после появления звукового кино ее карьера резко угасла. Немой фильм «Последний момент», вышедший на экраны в 1928 году, завершил актерскую карьеру Хейл, став последним фильмом с ее участием. Несмотря на это Чаплин пригласил актрису на эпизодическую роль в фильм «Огни большого города» (1931), где она в одном из эпизодов заменила Вирджинию Черрилл, которая набралась смелости и перед съемками финальной сцены уехала в парикмахерскую. В конце 1920-х годов она занялась инвестициями недвижимости в Южной Калифорнии, скопив себе большое состояние, и некоторое время ее компаньоном был Чарли Чаплин. В 1983 году в документальном фильме «Неизвестный Чаплин» Джорджия Хейл тепло отзывалась о времени, когда она работала с ним вместе. Она также написала книгу об этом, которая была издана лишь в 1995 году, спустя 10 лет после ее смерти. Стр. на сайте IMDb — http://imdb.com/name/nm0354913/. Дж. Хейл на сайте Find a Grave — http://findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=gr&GR >

Читайте также:  При каких заболеваниях наступает гектическая лихорадка

Говорят, что идея фильма посетила светлую голову Чарльза Чаплина в «Пикфэре» — доме Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Среди прочих снимков с долины реки Клондайк, притока Юкона, супруги, а кроме того, давние друзья и деловые партнеры показали ему выразительную фотографию, запечатлевшую одного из золотодобытчиков, которая и послужила отправной точкой для замысла. К слову сказать, художественный и коммерческий триумф третьей полнометражной чаплинской постановки таинственным образом предвосхитил очередную, также третью по счету1 волну «лихорадки», вспыхнувшую спустя семь лет в результате открытия на Аляске нескольких новых золотоносных жил. Это придает произведению, давно и справедливо отнесенному к бесспорной классике, периодически упоминаемому в числе наивысших достижений кинематографа, еще и черты сбывшегося пророчества! Хотя истинная заслуга выдающегося художника, разумеется, в другом. «Золотая лихорадка» остается, пожалуй, самым светлым и жизнерадостным творением Чаплина, проникнутым оптимистичной и даже чуть наивной верой в человека. Сравнение, допустим, с настоящей трагедией советского режиссера Льва Кулешова «По закону» /1926/, также решенной на американском материале, может лишь подчеркнуть правильность подобного вывода. Процесс одичания людей оказывается на поверку не столь страшен, как бездумное, механическое насаждение принципов цивилизации, все-таки не применимых в ситуации полной изоляции от социальной среды. И изматывающая борьба с природной стихией, и неизбежное озверение Большого Джима, закономерно завершающееся помрачением рассудка с уморительной попыткой сварить обед из Бродяги, представляющегося гигантским цыпленком, в конечном итоге способствуют закалке духа и характера. Настолько, что и встреча с медведем покажется радостным событием, лишний раз свидетельствуя в пользу того довода, что именно человек является хозяином природы. Бродяге удается не просто уцелеть, но, главное, остаться приверженцем гуманистических идеалов, сохранившим в неприкосновенности душу неистребимого романтика и независимого художника. Сцена воображаемого «танца с булочками», устраиваемого им в ожидании встречи с Джорджией, не случайно приобрела как бы самостоятельное существование и, кстати, может по праву считаться примером проявления тотального, абсолютного кинематографа, не нуждающегося в словах. И вместе с тем, при всем своем жизнеутверждающем пафосе, «Золотая лихорадка» напрямую связана с последующими, более острыми и печальными фильмами мастера, изобличающими социально-политическое зло. Выйдя победителем в противоборстве с внешними обстоятельствами, человек потерпел поражение от себе подобных и… самого себя. 1 — После калифорнийской, 1849-го года, и собственно клондайкской, длившейся с 1898-го по 1910-й. (Евгений Нефедов)

Этому фильму, только подумайте, в этом году исполняется 80 (!) лет. А его по-прежнему смотрят, любят и помнят. Не это ли слава? После почти 30 лет после смерти великого маэстро комедии мы все еще смотрим его фильмы, и, что самое главное, мы ими восхищаемся! Актеры во всем мире считают его своим учителем, но никто из них не сумел и не сумеет добиться и половины той славы, что покрывает имя Чаплина. Этот фильм – картинка из детства. Меня с ним познакомили мои родители, я смеялся над злоключениями бродяжки Чарли, я восхищался героями Чаплина и его актерским мастерством. Затем я еще много раз имел возможность по телевизору увидеть «Золотую лихорадку», всякий раз стараясь ее не пропустить. И вот теперь мне посчастливилось приобрести видео. Не описать словами все чувства, обуревавшие меня, когда в моих руках оказался один из гениальнейших шедевров кино всех времен и народов. Для меня Чаплин начался именно с этого фильма. Для меня это самый лучший фильм великого немого комика. Я никогда не перестану смотреть его великие творения, потому-что от искусства невозможно отказаться! (Боб)

Когда в кинотеатрах гремят очередные комикс-экранизации очередных брутальных героев, когда на улицах города вовсю резвится монстр под названием Мировой Финансовый Кризис, когда из каждой щели ближайшего теле и радиоприемника льется политическая грязь, когда наступает отвратительная мартовская погода с полурастаявшим снегом и прошлогодней дрянью пробивающейся сквозь него, когда дороги в очередной раз сходят вместе со снегом, когда отвратительное настроение и мучает жуткая бессонница только Маленький Бродяга может вырвать из этого порочного круга и на час с небольшим подарить настоящий экстракт из положительных чувств. Подумать только: 1925 год! Именно в этом году был снят этот фильм. В 1925 году еще не была основана премия Оскар, не были рождены многие знаковые личности мирового кинематографа, не был изобретен звук в кино, даже толком не оформлены рамки такого жанра как комедия. В августе 2008 года журнал Empire включил эту картину в список 30 лучших фильмов эпохи немого кино. Не знаю мотивации выборщиков, но именно эта картина Чарли Чаплина (список составлялся по принципу «один режиссер — одна работа») оказалась достойной побывать в компании фильмов таких зубров как Эйзенштейн, Довженко и Бунюэль. Но дело даже не в том, сколько фильму лет и какие позиции в топах он занимает (а занимает высокие и не в одном таком), а в том, насколько он, снятый в начале ХХ столетия человеком, рожденным в XIX, легко смотрится и в высокотехнологичном XXI. В таких случаях принято давать краткий вердикт — классика. Простой сюжет закидывает героя Чаплина в суровые условия Аляски, где в самом разгаре эпоха золотой лихорадки, так красочно в свое время описанная современником режиссера, писателем Джеком Лондоном. Скажите, ну кто в свое время не восхищался суровыми, с налетом романтики рассказами американца. Как туда забрел наш Бродяга, почему оказался в снежной пустыне — не говорится. И это не так и важно, главное, что он там просто есть, а значит, наверняка вскоре ввязнет в веселую переделку не без романтической составляющей, конечно. Наверное, только отъявленный циник не будет смеяться (хохотать, ржать, заливаться, гоготать, покатываться, реготать — нужное подчеркнуть) во время просмотра. Причем неважно, какое у тебя настроение до просмотра, кто рядом с тобой, какое время показывают часы, спят ли все домашние чутким сном или нет. Этот фильм почти принудительно будет продлевать вашу жизнь, невзирая на все условности. И смотря потом взглядом бездушного циника на этот фильм, понимаешь, что как бы ничего там сверхъестественного нет — и уже знакомый (но разве хоть кому-то он приелся?) образ Маленького Бродяги, и сценарий простоват, и значительная доля наивности и условности в нем присутствует, и остальные актеры пусть и весьма неплохи, но образцами для учебников по лицедейскому мастерству не являются, да и визуальный ряд (особенно для избалованного современного зрителя) очень неприхотлив… и еще много мелких гадостей с позиции современного блокбастерно-комиксового зрителя можно наговорить в адрес этого маленького доброго фильма, но почему же тогда во время просмотра и всех последующих пересмотров это циник внутри нас неизменно умирает? Магия кино, не иначе. Этот фильм опосля даже не хочется оценивать по привычным для всех параметрам. Его просто любишь, причем с первого просмотра. А любовь вещь, как известно, иррациональная и малообъяснимая. «Золотая лихорадка» несмотря на свое немного негативно окрашенное название, заряжает еще и морем позитива и надежды. То есть, Великий Комик Чарли Чаплин не ставит цели только посмешить своего зрителя, но и говорит нам в очередной раз и с присущей только ему легкостью прописные истины о чистой любви, крепкой мужской дружбе, необходимости стоять за свои принципы, неважности постановки богатства во главу угла, веры во все доброе в людях и учит своего зрителя (в хорошем смысле этого слова) жизненной практичности и изворотливости. И вот когда экран накроет неизбежный как смерть и налоги финальный титр, ошеломленному зрителю с блаженной улыбкой на лице еще долгое время не захочется мысленно прощаться с ролью попутчика Маленького Бродяги в суровых условиях Аляски, где можно съесть самый вкусный в мире ботинок, закусив шнурками-спагетти, покидать воссозданный в лучших традициях вестернов салун, в котором можно наблюдать, возможно, самый веселый в мировом кинематографе танец с эффектной и доброй красоткой Джорджией, и даже совсем не прочь скрасить одиночество в новогоднюю ночь маленькому, несчастному, так и не дождавшемуся своих гостей человечку, засыпающему при догорающих свечах за бедно накрытым столом. И так же само рука каждого неизменно дернется к кошельку в попытке оплатить проезд безбилетному пассажиру. Но не переживайте, всего лишь нажав кнопку «повтор» или отмотав пленку назад и так же легко прошедши по отвесной скале, как это делает единственный человек в мире, повторно погрузитесь в светлый мир Чаплиновского кино. В мир, из которого, порой не хочется возвращаться… (orange3005)

Не знаю почему, но в последнее время меня тянет пересматривать старые и немые комедии великого комика Чарльза Спенсера Чаплина, чьи фильмы можно пересматривать безграничное количество раз и каждый раз смеяться, что бывает крайне и крайне редко, но в случае с Чаплином, можно считать неким исключением, так как передать происходящее на экране без помощи диалогов и цветового изображения уже само по себе сложно, а уж насмешить и тому сложнее. Смотрел я «Золотую Лихорадку» с закадровым текстом, автором которого стал сам Чарльз, который после выхода новых технологий решил обновить свою ленту, попутно став автором закадрового текста, который по ходу дела и сам прочитал, но обо всем по порядку. Сюжет фильма рассказывает про любимого всеми персонажа, а именно про Бродягу, который на этот раз ищет удачу в заснеженных долинах, где многие люди нашли золото, да к тому же многие он из-за своей неопытности заблудился и зашел в дом, где скрывается от полиции и федеральных властей преступник Блэк Ларсен, которому гость совершенно не нужен, да еще к тому же через некоторое время в дом к парочке приходит золотоискатель по имени Большой Джим, который также ищет убежище из-за того, что его палатку унесло из-за снежной бури и теперь троица сидит в маленькой избушке, где они страдают от холода и мучаются от голода, и от полного отчаяния собираются тянуть жребий кому же предстоит идти через бурю за подмогой и в итоге это предстоит сделать самому Ларсену, который вместо того чтобы действительно пойти за подмогой, нашел золото и начал искать пути домой, даже не задумываясь о том, что случится с Джимом и с обаятельным Бродягой, который в отчаянии начал варить собственные ботинки, а потом и вовсе стал мерещиться Большому Джиму как огромная курица, но в итоге все заканчивается благополучно и герои спасаются. Бродяжка же в свою очередь едет в близлежащий город, где знакомится с очаровательной Джорджией, но вот неожиданность: Большой Джим плохо помнит где находится то место, где он оставил свое золото, помнит только то, что это место было рядом с той лачужкой, где он чуть было не умер от голода, так что теперь Джим должен отыскать Бродягу и вместе с ним отыскать несметные богатства, которые сделают их обоих миллионерами. Сценарий конечно великолепный, а для 1925 он просто изумительный и в кое то мере даже фантастический, но без хороших актеров изумительный сценарий практически ничто, а с актерским составом в «Золотой Лихорадке» проблем не было: «Ты чувствуешь? Дом качается!» «Да нет, это все от похмелья!» Игру Чарли Чаплина оценивать просто глупо, ведь в каждом своем фильме он выкладывался по полной и пытался не только понравится зрителю, но и рассмешить его, а рассмешить людей в то время было довольно таки сложно, но Чарли делал это настолько здорово, что просто удивляешься, как он все это делал. В этой ленте Чаплин сыграл как всегда блистательно, да у него вообще плохих ролей не было, а его выходки по ходу картины настолько шикарны, что впору просто аплодировать стоя, чего только стоит момент с варкой собственных ботинок и обгладывание, причем очень тщательное, гвоздей или же знаменитый «танец булочек», над которым я очень сильно смеялся, да что там говорить, как только вспоминаю этот момент на моем лице медленно появляется широкая улыбка, которая не сползает в течении пары минут, в общем Чаплин великолепен как всегда и это не обсуждается. Отлично выглядели и остальные актеры, а именно Макк Суэйн и Джорджия Хейл, которая своим обаянием просто притягивала меня к себе, а это я считаю и есть некая магия кино. Нужно конечно же отметить прекрасные для тех лет декорации, да и виды гор и снег, выглядели достаточно натурально, что для тех годов выглядело наверняка сногсшибательно, да и сейчас все это смотрится здорово, что уж там говорить, эта картина уже стала классикой и как признали не только критики, но и зрители, «Золотая Лихорадка» лучшая немая комедия всех времен. Итог: блистательная лента, которая к моему огромному удивлению отсутствует в рейтинге топ-250 Кинопоиска, но на качество фильма это конечно же не влияет, так как эта картина одна из лучших работ Чарли Чаплина со времен «Малыша» 1921-ого года. Великолепно, шикарно и в общем браво! (Gulid 13)

источник

Актер, режиссер и писатель Чарли Чаплин был одним из самых оригинальных и талантливых людей в истории кино. Его знаменитый образ «Бродяги» – комический персонаж в мешковатой одежде, котелке и с щегольскими усами – получил признание и восхищение зрителей по всему миру. Но как и у многих великих людей, его путь к славе был тернист и очень труден.

Чарльз Спенсер Чаплин родился в бедном районе Лондона 16 апреля 1889 года. Его мать, Ханна Хилл Чаплин, талантливая певица, актриса и пианистка, провела большую часть своей жизни в различных психиатрических больницах. Его отец, Чарльз Спенсер Чаплин-старший, был довольно успешным певцом и в середине 1880-х годов счистался весьма популярным артистом в лондонских мюзик-холлах до тех пор, пока не начал пить. После того как родители развелись, Чарли и его сводный брат Сидней провели большую часть своего детства в детских домах, где часто голодали и подвергались жестоким избиениям за малейшее непослушание.

С трудом научившись читать и писать, Чаплин бросил школу, чтобы гастролировать с группой комических артистов. Он не упускал ни единого шанса сыграть на сцене. Когда ему исполнилось 14, он получил постоянную работу в театре и роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». Молодой Чаплин играл в варьете, регулярно посещал уроки игры на скрипке, брал уроки у театрального дирижёра или его знакомых – у него не было никаких сомнений, с какой профессией будет связана его судьба.

В 1908 году Чарли предложили стать актером пантомимы, и уже в возрасте девятнадцати лет он становится одним из самых популярных актеров среди всех артистов мюзик-холлов в Англии. Следующей важной вехой в его жизни становится 1923 год, когда Чаплин, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбэнкс и Дэвид У. Гриффит основали студию «United Artists», в которой планировали создавать полнометражные высококачественные фильмы.

Читайте также:  Лихорадка 5 лихорадка теней прикосновение теней

«Парижанка» (1923) – первая драма, снятая по сценарию Чаплина – заставила мир увидеть автора другими глазами. Картину с восторгом приняли как критики, так и кинематографисты. Далее последовали два забавных комедийных фильма – «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928). Но многие критики считают, что лучшая картина Чаплина – «Огни большого города» (1931). Это красивая сказка о дружбе Бродяги с пьяным миллионером и слепой цветочницей. Не менее знаковыми кинокартинами стали «Новые времена» (1936) – фарс, посвященный жестокости и алчности современной промышленности, – и «Великий диктатор» (1940), где образ Чаплина становится мощной сатирой на Гитлера. Кстати, этот фильм стал последней работой Чаплина, где он использовал образ Бродяги.

Именно в это время, в 1930-х и 1940-х годах, Чаплин достиг истинного величия как режиссер, и его талант и острый ум не остались незамечеными ни зрителями, ни представителями власти…

В начале 1950-х годов американская общественность была возмущена откровенной подачей политических взглядов и личных предпочтений, выраженных в работах Чаплина. Социализм, атеизм, ненависть к диктатуре – эти идеи не нашли отклика в сердцах американцев. Ситуация накалилась, когда он занялся фильмом «Месье Верду», где показывались массовые убийства и жестокое обращение с работниками фабрики в попытке увеличить прибыль бизнеса. Критики высоко оценили фильм, тогда как в США «Месье Верду» был подвергнут цензуре, а демонстрация фильма сопровождалась протестами. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности вызвала актера на допрос, но он объявил, что заявится на слушание в образе Бродяги, и вызов отменили.

В прессе началась откровенная травля: обвинения в принадлежности к коммунистам, моральной распущенности, отсутствии гражданства США, политической измене. Актеру был объявлен бойкот, а заголовки газет пестрили фразами «Чаплин – попутчик красных!» или «Выслать Чаплина в Россию!». В гнобежке принял участие даже будущий президент США Ричард Никсон.

Дальше маразм достиг апогея. На Чаплина подала в суд Джоан Берри, которая сказала, что он является отцом ее ребенка, и хотя анализы крови показали обратное, суд длился два года, прежде чем присяжные оправдали актера. Тем не менее, его «Месье Верду» был номинирован на получение премии Оскар в категории «Лучший сценарий».

В течение следующих пяти лет Чаплин посвятил себя работе над фильмом «Огни рампы». В это время политические гонения достигли своего апогея, и Чаплин продал все свои американские владения и поселился в Женеве со своей четвертой женой, Уной О’Нил, дочерью американского драматурга Юджина О’Нила, и детьми. В 1957 году Чаплин побывал в Англии на премьере фильма «Король в Нью-Йорке», который никогда не был показан в США.

В 1970-х многое изменилось, и Чаплин был вновь признан за его ценный вклад в кино. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1972 году, где был удостоен специальной награды Американской киноакадемии. В 1975 году он стал сэром Чарльзом Чаплином – Елизавета II посвятила его в рыцари. Два года спустя, 25 декабря 1977 года, Чаплин умер во сне в Швейцарии, в окружении жены и семерых детей (всего у актера было 12 детей). Но даже после смерти Чарли не ушел на покой. Тело Чаплина было похищено вскоре после похорон, и преступники требовали $400 000 для возвращения трупа. К счастью, они были арестованы, и тело актера опять предали земле, перезахоронив его в Корсье-Сюр-Веве на кладбище Меруз под двухметровым слоем бетона.

источник

Сэр Чарльз Спенсер Чаплин

Я склоняю голову перед художником, который умеет превращать скорбь в смех и вызывать сострадание и нежность.

Время безжалостно. Оно безжалостно для людей и для природы.

Осенью листья покрываются желтизной, старость их не щадит. Они увядают, не прожив и года. Умирая, они безмолвно, никого не задевая, падают на землю.

Каждая весна приносит новое цветение и новые листья, неутомимым шорохом они продолжают жизнь, которая без остановок мчится вперед.

Больно, когда Земля забирает под вечный покров художников, чьи имена мы знаем с детства, с которыми сроднились, которые оставили на Планете неизгладимый след…

Ночью 24 декабря 1977 года смерть унесла от нас Чарли Чаплина — актера, режиссера, сценариста, композитора, драматурга. Во многих странах его именем названы приюты для сирот, школы, улицы. Его изображение из глины, дерева, сахара, мыла, шоколада, картона, резины, пластмассы можно увидеть на рынках и ярмарках, в витринах модных европейских магазинов, его знакомая всем фигурка вышивается на платках, его бюсты и статуи из мрамора, фарфора, бронзы украшают музеи мира, его портреты висят в галереях среди портретов знаменитых современников. Созданный им образ неудачника люди знают с детства, еще до того, как они становятся кинозрителями. Фигурка Чаплина в виде детской игрушки входит в дома, как нечто неотъемлемое.

Французский режиссер, критик и теоретик киноискусства Луи Деллюк полушутя-полусерьезно писал о нем в 1919 году:

«Вплоть до наших дней нет в истории фигуры, равной ему по славе, — он затмевает славу Жанны д’Арк, Людовика XIV и Клемансо. Я не вижу, кто еще мог бы соперничать с ним в известности, кроме Христа и Наполеона».

Чаплин начал работать, когда киноискусство еще только складывалось и формировалось. Он угадал великую обаятельную силу нового искусства и уже в первых своих опытах, в маленьких комических картинах, сразу же покорил зрителей. Популярность Чаплина росла с каждым годом. Ему подражали тысячи комиков, в театре, в цирке, на эстраде. Образ маленького человека, борющегося с превратностями жизни, всюду вызывал симпатии. Котелок, нескладная визитка, башмаки носками врозь, квадратные усики, грустный вопрошающий взгляд, робкая походка, отчаянная смелость и виртуозность трюков создавали неповторимое соединение смешного и трогательного, нелепого и мудрого, сделали образ и имя Чарли Чаплина близким и необходимым.

Главная его черта — стремление к счастью, а счастье для Чарли связано только с добром. Не задумываясь, отдает он единственную черную корку хлеба еще более слабому, чем он сам. Ему обязательно нужно полюбить кого-то простой и нелепой любовью, строить чье-то счастье и в этом устроенном счастье получить свое крохотное палубное место. Его счастье — трогательное и в то же время застенчивое внимание к нищему подкидышу; вернуть на скудные средства слепой девушке, продавщице цветов — зрение и снова уйти в земной мир кому-то помогать…

И вот за этим счастьем пятьдесят два экранных года, поднимая пыль нелепыми башмаками, прошагал по дорогам жизни неунывающий Чарли.

Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне на Кеннингтон-Роуд, Парнелл Террас № 3. Родители его — английские подданные. Дед полуфранцуз-полуирландец. Фамилия Чаплин французская. У бабки в жилах текла цыганская кровь — не то французских цыган, не то испанских, — унаследованная ею от матери. Чаплин безмерно гордился примесью этой крови.

Отец его был превосходным комиком, мать Ханна Чаплин (по сцене Лили Герли) пела в оперетте.

Детские годы будущий артист провел в Лондоне, в Ист-Энде, квартале бедняков. Часто у них нечего было есть. Брату Чаплина — Сиднею — не раз приходилось бегать в благотворительные заведения за бесплатным супом. Чарли не мог сопровождать его, так как у мальчика была только одна пара обуви.

Чарли Чаплин (старший) умер от беспробудного пьянства, оставив семью в крайней нужде. Мать не могла найти работу и вскоре тяжело заболела.

Чарли шести лет начал выступать на пригородных эстрадах. Некоторое время был кучером, жил на улице, ночевал в подворотнях и в страшнейших приютах, так верно описанных Диккенсом.

К 1898 г. относится кратковременное увлечение Чаплина цирком.

«Впервые, — вспоминает он, — я побывал в цирке, когда мне было восемь лет. Это было в Миддльсборо. В то время я не находил ничего более прекрасного, чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне желание быть похожим на него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со щеткой и с кастрюлей, отряхивающего с себя какую-то воображаемую пыль. Он вызывал такие взрывы хохота у публики, что весь город стремился посмотреть на него. Его популярность производила на меня огромное впечатление… В те времена клоунские антрэ были построены на экспромтах. Выходя на сцену, он никогда не знал, что будет делать, но импровизировал с захватывающей силой. Вся программа держалась на нем одном. Он в равной мере был прекрасным жонглером, наездником, акробатом, мимом. Бывало, он вскакивал на лошадь и в течение нескольких кругов по арене показывал зрителям целую драму: он любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму. Я находил это великолепным, и у меня не было другого желания, как подражать ему…»

Девятилетний Чаплин решил идти в цирк учиться акробатическому искусству.

«Я стал учеником акробата, — вспоминал он впоследствии. — Вы знаете, что такое жизнь ребенка-акробата? Каждый день его жизни представляет собой ужасную драму. Сколько упражнений должен он проделать, сколько раз повторить и сколько раз рискует он переломать кости, пока достигнет совершенства…

Одно из упражнений мне не удалось. Я должен был проделать следующий номер: я становился на пальцы ног акробата, и он подбрасывал меня в воздух. Я же должен был выполнить опасное двойное сальто в воздухе и, разумеется, стать на ноги. Но акробат бросил меня слишком высоко, я не выполнил прыжка как следует, упал, мячиком прокатился по опилкам и сломал себе большой палец. Если бы мне удалось это опасное двойное сальто, вероятно, я остался бы до конца моих дней в цирке… Один опасный прыжок отвратил меня от «мира опилок».

После долгих мытарств Чарли удалось поступить в театральную труппу. Шел скетч «Почтовая контора». Все свое уменье вложил молодой артист в эту роль. Он знал, что если не произведет должного впечатления на директора, его с матерью снова ожидает голодное существование.

Чаплин уже раньше выступал в танцевальной группе «Восемь ланкаширских парней». Но теперь ему предстояло сыграть первую настоящую большую роль. Вот он заговорил, публика слушала, и Чарли Чаплин получил долгожданное приглашение на профессиональную сцену.

Когда Ч.Ч. исполнилось девятнадцать лет, его пригласил в свою труппу известный театральный антрепренер Фред Карно. Артист блестяще сыграл пьяного в скетче «Ночь в английском клубе». Пьеса нравилась, и труппа играла ее много сотен раз. Объехав с ней всю Европу, Ф. Карно решил предпринять турне по Америке.

Однажды Чаплина увидел Мак Сеннет, впоследствии видный кинодеятель. Чаплин начал сниматься — сначала в короткометражных комедиях, позднее в Нью-Йорке он начал сам ставить собственные короткометражные фильмы, одновременно выступая в трех лицах — актера, сценариста, режиссера.

В Голливуде он построил Студию и начал работать на свой страх и риск. Через год совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и режиссером Дэйвидом Уорком Гриффитом он основал «Юнайтед Артист Корпорейшн».

В 1920 году Чаплин впервые выпустил полнометражный фильм «Малыш» с участием открытого им Джекки Кутана. За этой лентой последовали «Пилигрим», «Парижанка», «Золотая лихорадка», «Цирк», «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор», «Мсье Верду», «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке», «Графиня из Гонконга».

Каждый его фильм в среднем смотрели 300 миллионов человек; На разных языках люди ласково называли его Чарли, Шарле, Карлино, Карлитос. Религиозные мексиканские индейцы причислили Чаплина к своим святым.

Журналисты допытывались у Ч.Ч., в чем, по его мнению, кроется «секрет» необыкновенного успеха его комедий. Он обычно отвечал: «Я изучал и изучаю человека, без этого я ничего не мог бы достигнуть».

Приведу одно из высказываний Чаплина, относящееся к 1928 году:

«Я не рассматриваю персонаж, который играю на экране, как характер. Для меня он больше — символ. Мне он всегда кажется больше от Шекспира, чем от Диккенса. Он воплощает собой образ вечно побитого человека.

Персонажи Шекспира не столько персонажи, сколько символы, проходящие сквозь гамму эмоций. Они обертоны. Возьмите Гамлета — чувствительный и обостренно эмоциональный молодой студент. Лир — просто престарелый Гамлет. Фальстаф — ожирелый Гамлет в веселом настроении.

Образ, который я играю, изменился. Он стал более трагичным и печальным — немного более организованным. Он утратил буффонность, он стал несколько рациональнее. Кто-то однажды сказал: он стал менее маской и больше живым существом».

Можно плакать над горем, понятным каждому человеку, но можно и шутить над бедой. Это могут быть разные шутки: злые — растравляющие обиду, грустные — усиливающие безнадежность, веселые — старающиеся придать бодрость, вселить надежду в то, что человек еще жив. Если он еще может шутить — значит он может победить беду. Значит, он еще силен, каким бы он слабым ни казался.

Маленький Чаплин всегда сильнее большой свалившейся на него беды.

Сильнее потому, что он над ней смеется. И смеясь вместе с ним, зрители делаются сильнее.

Чаплин знает и страшные, злые шутки, и веселые детские небылицы, и грустные, потому что иногда шутить трудно.

Злые шутки Чаплина — это эксцентризм, ставший философией. Это жестокая сатира. Это юмор могильщиков Шекспира, страницы Свифта, памфлеты Гейне.

Над планетой сгущались черные тучи. Маньяк-ефрейтор задумал мир прижать к земле, — поставить человечество на колени.

У художника Чаплина учащенно забилось сердце.

Гитлер запретил демонстрацию чаплинских фильмов в Германии по той причине, что Ч.Ч. удивительно похож на него. Сходство оказалось поразительным! Оба родились в один год и в один месяц, с разницей в четыре дня, оба сильно бедствовали в детстве, но судьбы их противоположны: один принес миллионам людей горе, другой — веселый, полный оптимизма смех.

— Он безумец, — говорил Чаплин, — а я комик.

В декабре 1938 года он перевернул последнюю страницу сценария «Великий диктатор». Поскольку фильм был задуман, как звуковой (первый звуковой фильм Ч.Ч.), режиссер привлек на помощь писателей, своих друзей.

Работая над сценарием, Ч.Ч. изучал своего героя. Он раздобыл все хроникальные фильмы о Гитлере и смотрел их часами — дома или в студии. Среди них попадались такие кадры, в которых, например, Гитлер беседует с детьми, ласкает малышей, посещает больных в лечебных учреждениях, присутствует на стадионах, смотрит премьеры театральных постановок, демонстрирует при каждом удобном случае свой ораторский талант.

Чаплин заучивал все позы диктатора, копировал его повадки и быт.

— Этот тип — первоклассный актер, — говорил он восхищенно. — Где уж нам до него!

Вся эта подготовка пошла на пользу. Артист сыграл Гитлера с таким поразительным сходством, что немцы, смотревшие фильм, напрягали, по их словам, все внимание и лишь под конец догадывались, что это не гитлеровская речь на их родном языке, а лишенный смысла набор звуков.

Подошло время наметить остальной актерский состав. Ч.Ч. был особенно озабочен выбором актера, который сыграл бы Наполони, то есть Бенито Муссолини, в точном соответствии с замыслом. Вначале он думал назвать этот персонаж Бензино-Газолини, но, когда фильм готовился, тучи войны не на шутку сгустились. Муссолини продолжал сохранять нейтралитет, и Ч.Ч, решил соблюсти осторожность, не задирать «газонасыщенного» дуче. Но поиздеваться над ним он хотел и для этой цели задумал пригласить Джека Оуки. Когда Оуки явился для переговоров и узнал, что требуется Чаплину, он снова нахлобучил шляпу и поднялся со стула.

— Слушайте, — сказал он, — да ведь я полуирландец, полушотландец. А вам нужен итальянец!

— В чем же тогда будет заключаться комизм, если роль Муссолини поручить итальянцу? — возразил ему Ч.Ч.

Умный актер Оуки понял его мысль. Он опять снял шляпу и присел. Роль осталась за ним.

Герой этого блестящего памфлета — маленький парикмахер-еврей — случайно попадает к лесу микрофонов, из-за сходства его принимают за диктатора Аденоида Хинкеля. Он говорит о диктаторах все, что о них думает, он обращается к разуму и сердцу людей, призывая их защищать самое ценное, что есть у человека — свободу. Постепенно неуверенность и страх оставляют парикмахера. Происходит нарастание, Чаплин постепенно выходит из образа. Он обращается не к той невидимой толпе, что шумит за кадром, а к нам, зрителям, своим современникам…

Голос Чарли (по радио). На земле сидит Ханна. Она напряженно слушает.

— Где бы ты ни была, посмотри в небо! Посмотри, Ханна! Тучи рассеиваются! Сквозь них прорывается солнце! Мы выходим из мрака на свет! Мы выходим в новый мир, и он добрее, — в мир, где люди преодолевают свою алчность, свою ненависть и свою жестокость. Посмотри вверх, Ханна! Душе человека даны крылья, и он наконец взлетает в небо! Он летит навстречу радуге — свету надежды! Выше голову, Ханна! Выше!

Финал: лицо Ханны залито слезами, но в глазах появляется свет. С надеждой она улыбается, повернув голову в сторону взошедшего солнца…

Художник впервые обратился к жанру сатирического кинопамфлета.

Люди всегда представляли себе диктаторов практичными. Чаплин показал, что они к тому же смешны. Диктаторы знают цену этому удару. Они могут примириться с тем, что их показывают кровавыми, жестокими, бесчеловечными. Порой им это даже нравится. Но смешными! — Это для них убийственно. Человечество накапливает опыт не так-то быстро. Декоративные красоты диктатуры, ее демагогия, временные, но эффектные успехи, умение играть на слабости человеческой натуры и по сей день еще не утратили своей силы. Но люди уже кое-чему научились. Способных распознать повадки различных диктаторов становится все больше и больше.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка эбола у детей

Премьера «Великого диктатора» в Нью-Йорке явилась выдающимся событием, как и все премьеры чаплинских фильмов.

— Я снялся в сотне картин, если не больше, — сказал журналистам Джек Оуки, — но люди запомнили меня только по одной — по «Великому диктатору», и я счастлив, что снялся в этом фильме…

Письма на имя Чаплина ежедневно приходили со всех концов света. В Лондоне он обычно останавливался в отеле «Риц». Поступающие письма вскрывались и разбирались целым отрядом секретарей-машинисток во главе с Карлом Робинзоном. Только за одну неделю поступало 73 тысячи писем, из них 28 тысяч — просьбы о ссуде и о конкретной денежной помощи. Просимые суммы колебались от 20 шиллингов до 100 тысяч фунтов стерлингов. Более трех тысяч корреспондетов заявляли о своем родстве с Чаплиным. Тысячи женщин всех возрастов объяснялись ему в любви, прилагая к письмам свои фотографии в самых фривольных позах. Никому неведомые изобретатели, кладоискатели, коммерсанты, разорившиеся промышленники, графоманы требовали, чтобы он принял их в компаньоны. Чаплину предлагали приобрести имения, замки, острова, антикварные вещи, картины крупных мастеров, стада быков, многоэтажные дома, девочек-близнецов, умеющих играть в комедиях, вундеркиндов, уродов с двумя головами, автомобили, живых крокодилов, сиамских котов, уникальных тараканов, дрессированных блох, слонов-исполинов, предлагали устроить любовные свидания. Однажды ему прислали квитанцию из ломбарда, прося выкупить… заложенную бабушкину искусственную челюсть… Какой-то незнакомец, уверенный в своем праве, требовал от него уплаты 7 шиллингов и 6 пенсов — стоимость шляпы, потерянной в драке за розу, брошенную Чаплиным с балкона отеля «Риц». На многих конвертах красовалась одна лишь надпись: «Королю Чарли» и, представьте, письма своего адресата.

Близко знавшие Чаплина восторгались его пантомимическими способностями и его удивительным умением «разговаривать» на любом языке, не произнося при этом ни одного иностранного слова, причем у слушателей создавалась полная иллюзия того, что Чаплин говорил то по-французски, то по-немецки, то по-испански. Не менее виртуозно он изъяснялся на «никаком» языке, произнося при этом некие членораздельные, но непонятные слова. Эта абракадабра преподносилась весьма темпераментно в сопровождении сильной жестикуляции, в результате чего неожиданно становилась содержательной и понятной.

Искусству разговаривать и петь на «никаком» языке Ч.Ч. научился у мастеров английской эстрады. Английский мюзик-холл научил Чаплина виртуозно обращаться с любой вещью, воображаемой или реальной.

Чаплин не признавал монтажеров. Он делал всю основную работу сам, а монтажеру платил, вероятно, за то, что тот большую часть времени наблюдал, как работает «бывший главный». Намотав на шею гирлянду пленки, он вытягивал ее постепенно и рассматривал на свет. Если что-нибудь ему не нравилось, он вырывал эти куски руками, предоставляя монтажеру подравнивать концы и склеивать.

Музыка для Чаплина — один из главных компонентов в его кинематографической работе. Иногда он дирижировал оркестрами.

Ч.Ч. не получил музыкального образования, но унаследовал музыкальность от отца, певшего свои баллады, обладавшего тонким слухом и великолепным чувством ритма, имевшего прекрасный вкус, опыт эстрадных выступлений и безграничную преданность искусству.

Когда 20 февраля 1916 года Чаплин выступил на своем бенефисе в Нью-Йорке, он дирижировал симфоническим оркестром, исполнявшим увертюру к «Поэту и крестьянину» и свое собственное сочинение «Дозор». В том же году Чаплин опубликовал две песни «О, эта виолончель!» и «Когда есть кто-нибудь, кого вы можете забыть», В 20-е годы он написал: «Пой, песня» и «С вами, дорогая, в Бомбее» — мелодии, которые позже были использованы в звуковом варианте «Золотой лихорадки». В последующие годы вышли из печати песня «Падающая звезда», мелодия из фильма «Великий диктатор» и три номера из «Мсье Верду»: «Парижский бульвар», «Горечь танго», «Румба». Не так уж скуден музыкальный портфель артиста. Чаплин страстно мечтал написать оперу. На протяжении многих лет он вынашивал замысел, собирая материал для либретто.

Ч.Ч. страстный поклонник балета. Его любимые балерины — Анна Павлова, Алисия Маркова, Александра Данилова. Из солистов — Федор Ленский, Игорь Юшкевич, Фредерик Франклин. Он встречался с Вацлавом Нижинским и, спустя много лет, вспоминал его постановку «Призрак розы». Он пересказывал близким сюжет «Призрака» и, дойдя до того места, где Нижинский прыгает из окна с розой в зубах, в подражание ему, прыгал с чего-то, делая вид, что держит во рту цветок.

— А потом он за кулисами кашлял кровью, — с горечью говорил артист.

Ч.Ч. знал на память музыку всех балетов, все либретто и отдельные партии. Обычно после спектакля он шел за кулисы и радушно приглашал актеров к себе домой. Такие встречи проходили очень весело. Мастер кино не учился балету, но балеринам подражал бесподобно. Чаплин любил Стравинского, дружил с ним, часто бывал в его обществе. Он высоко ценил пианистическое мастерство Сергея Рахманинова и его композиторское искусство.

В феврале 1953 года «Огни рампы» были выпущены в прокат и, в общем удостоились похвальных рецензий. В своей статье в «Сэтердей ревью» Артур Найт признал Ч.Ч, одним из трех неоспоримых гениев кино (по его мнению два других были Д. Гриффит и Сергей Эйзенштейн), а его последний фильм — вершиной его творчества.

«Этот фильм, — писал Найт, — итоговый во всех смыслах. Он отображает, как в капле воды, мироощущение комика, его отношение к жизни, к любви, к зрителям, к комедии. По своему замыслу «Огни рампы» вовсе не комедия, это прощальная исповедь, облеченная в чарующе поэтичную форму и пронизанная тонким юмором».

Другой рецензент — Эл Хайн — тоже напечатал восторженную статью в «Холидей» и закончил ее следующим многозкачительным абзацем:

«Чаплин — гений и, безусловно, гордый и нелегкий человек. Но всем нам, американцам, необходимо понять, что как бы мы ни оскорбляли наших гениев, то зло, которое мы в итоге причиняем самим себе, гораздо больше, чем то неприятное чувство, которое испытывают они по нашей вине».

В Голландии Чаплина спросили: «Кем бы вы хотели быть, если бы не были Чарли Чаплиным?» Артист не задумываясь ответил: «Чарли Чаплиным». Там он получил премию имени Эразма Роттердамского.

— Я клоун, — сказал он, — а не политический деятель! Фильмы я делаю потому, что мне доставляет удовольствие их делать.

— А фильм «Великий диктатор»? Его вы тоже делали для собственного удовольствия?

— В Америке вокруг себя я видел страшную апатию в то время, как нацизм наводнял мир. Это меня очень беспокоило. Я был охвачен ужасом. Нужно было что-то делать. Спасение мое только в работе.

Находясь в Англии, Ч.Ч. подружился с принцем Уэльским (герцог Виндзорский). Они часто виделись. Однажды Чаплин получил от него приглашение на великосветский обед.

— Приколите, пожалуйста, все ваши ордена и медали, — сказал ему вскользь герцог. — Все, у кого они имеются, будут при наградах.

У Ч.Ч. было несколько объемистых орденов, в том числе французский орден Почетного легиона и пять громадных медалей. Он нацепил все это «хозяйство» и отправился на бал, звеня своим богатством, словно средневековый рыцарь латами. Ордена и медали дребезжали, подпрыгивая у него на груди. Он взглянул вокруг и с ужасом убедился, что у всех остальных гостей только планки. Стараясь, чтобы его не заметили, он улизнул оттуда и сменил все имеющиеся награды на планки. Ценой конфуза Чаплин понял, что имеют в виду короли, когда говорят: «Приколите ваши медали».

Показывая своим детям орден, Ч.Ч. не забывал подчеркнуть, что он удостоился их, хотя не получил школьного образования и никто никогда не оказывал ему ни малейшей помощи.

Ч.Ч. часто посещали Лион Фейхтвангер, Герберт Уэллс, Эптон Синклер, Игорь Стравинский, Владимир Горовиц с супругой Вандой (дочь Тосканини), Леопольд Стоковский, Жан Кокто, Жан Ренуар…

20 июля 1954 г. Ч.Ч. принимал в своем доме Председателя Государственного Совета Чжоу Энь-лая, который проникся, к нему огромным уважением.

Ч.Ч. был избран почетным членом Норвежской театральной ассоциации; а затем получил премию четырнадцать тысяч долларов от Всемирного Совета Мира. Для того, чтобы подчеркнуть свою независимость, часть премии он передал католическому священнику аббату Пьеру, занимающемуся благотворительной деятельностью. В 1962 году ему была присуждена докторская степень Оксфордского университета.

Ч.Ч. блестяще знал Библию, «Жизнеописания» Плутарха, «Анатомию меланхолии» Бартона, «Жизнь Сэмюэля Босуэлла». Из писателей он больше всего любил Диккенса и Мопассана, пожалуй, за особое сплетение комического и трагического в их произведениях. Любил он также Эдгара По, О. Уайльда, М. Твена. Из философов читал Ницше, Эмерсона, Ингерсола, Шопенгауэра и Шпенглера. Он высоко ценил Олдоса Хаксли и Уилла Дьюранта, которые также бывали у него в доме.

Как-то Чаплин был огорчен, когда его старший сын принес плохую отметку по математике, он пообещал пригласить на помощь профессора Эйнштейна.

— Он один из очень немногих людей на свете, понимающих теорию относительности, — сказал Ч.Ч., сам не очень-то способный к математике. — Я с Альбертом знаком. Он приезжает играть со мной скрипичный дуэт.

Уна О’Нил! Это имя напоминает весенний ветерок — оно такое же воздушное, как она сама. Уна — дочь знаменитого драматурга Юджина О’Нила. Она держала экзамены в колледж, но решила туда не идти, так как ее привлекла профессия киноактрисы. Вместо колледжа она попала в Голливуд, где жили ее мать и отчим, и там в ноябре 1942 года познакомилась с Чаплиным.

Зимой и весной Уна с матерью часто бывали в гостеприимном доме Ч. Ч. Желая помочь девушке осуществить ее мечту стать актрисой, Чаплин давал ей уроки драматического искусства.

Отношения Уны с Ч.Ч. выходили за рамки отношений ученицы и учителя. Они стали открыто появляться на светских приемах, в театрах, в ресторанах. На страницах газет и журналов, посвященных светским сплетням, уже начали гадать, не окончится ли это четвертым браком знаменитого актера…

Выйдя замуж за Чаплина 16 июня 1943 года, Уна отказалась от артистической карьеры, вполне довольствуясь своей новой ролью…

В 1983 году английское телевидение показало фильм, смонтированный Кевином Браунлоу и Дэвидом Гиллом из дублей, срезок и прочего «корзинного материала», обнаруженного в архиве Чаплина.

Создатели этой ленты ведут на британском телевидении передачу «Голливуд», включая в нее и малоизвестные фильмы, снятые в Америке еще в эпоху немого кино. В ходе подготовки они обратились к вдове Чаплина — Уне Чаплин — с просьбой предоставить в их распоряжение что-либо из архива режиссера, который сохранился, несмотря на то, что Ч.Ч., покидая США, дал распоряжение его уничтожить.

Уна Чаплин показала английским кинематографистам архив, хранящийся в подвале ее дома. Режиссеры выбрали наугад несколько коробок с пленкой, в которых оказались совершенно неизвестные до сего времени материалы: кадры, не вошедшие в фильмы Чаплина.

Идея создания документального фильма о выдающемся Мастере возникла в самом начале восьмидесятых годов, как рассказ о роли Чаплина в истории развития немого кино. Большую помощь режиссерам оказала многолетняя помощница великого комика, мисс Речел Форд, в архиве которой хранится все, что было им создано. Здесь они обнаружили коробку с незнакомым названием — «Профессор». Оказалось, что картина была полностью готова, но не понравилась Чаплину, и не вышла на экраны.

Корреспондент парижского еженедельника «Экспресс» писал после просмотра трехчасового фильма, сделанного Браунлоу и Гиллом: «Впечатление такое, будто обнаружены руки Венеры Милосской»…

Среди найденных срезок — прекрасно сохранившаяся сцена из «Огней большого города», материал для «Золотой лихорадки», снятый Чаплиным на Аляске и показавшийся ему неудачным (как известно, режиссер передумал и снял весь фильм в декорациях). Найден интересный фрагмент из «Иммигранта», кинопробы «Гэги». «Мы были в шоковом состоянии, когда все это увидели», — рассказал на пресс-конференции Браунлоу.

Просмотр ста тысяч метров пленки занял два месяца, еще год ушел на монтаж фильма, в первую часть включен материал, относящийся к 1916–1927 годам. В картине имеются кадры, запечатлевшие Чаплина, покатывающегося от смеха во время съемки, а потом с нежностью целующего руку Эдне Первиэнс. Во второй части, относящейся к 1917–1931 годам появляется знаменитый Джекки Кутан, исполняющий чечетку; сюда же вошел материал натурных съемок на Аляске. В третьей части можно увидеть Чаплина в гостях у Дугласа Фэрбэнкса и эпизод «светской хроники», датированный 1926 годом, Ч.Ч, демонстрирует «Танец булочек» из «Золотой лихорадки»…

Чарли Чаплин не любил писать письма, он ограничивался телеграммами. 5 августа 1958 года его старший сын Чарльз Чаплин-младший женился на актрисе Сьюзен Мэгнес. Узнав, что они не прожив вместе года, собираются разойтись, он послал сыну письмо и приложил чек на тысячу долларов. В письме говорилось:

Сожалею, что до сих пор не собрался написать тебе, но ты, очевидно слышал, что я пишу мемуары, на завершение которых потребуется еще не меньше года, а пока я только и знаю, что зачеркиваю да переписываю.

Я получил милое письмо от твоей жены, позволившее создать о ней приятное впечатление. Жаль, что вы не смогли ужиться. Ведь у вас есть все основания — в том числе прелестная дочурка, которая должна вас крепко связывать.

С годами ты поймешь, Чарли, как важно иметь тихую пристань, под этим я подразумеваю союз с человеком, которого знаешь много лет и который близок тебе духовно. У тебя такой прелестный ребенок, и ты обязан приложить все усилия, чтобы сделать его счастливым. В юности ничто не дает такого счастья и ощущения надежности, как присутствие отца и матери.

Мне уже семьдесят лет, и я очень много думаю о своих детях, в том числе и о тебе, о том, как ты строишь свою жизнь. Не растрачивай ее попусту! У тебя есть талант, характер и умение нравиться, я видел тебя на сцене и знаю твои разносторонние способности, — только отнесись к ним серьезно.

Не хочу, чтобы это письмо носило характер поучений, но меня ужасно огорчил твой развод…

Уна просит передать тебе привет, дети тоже. Они часто вспоминают тебя и безмерно гордятся своей прелестной маленькой племянницей. Их интересуют твои дела и удивляет, почему ты не приезжаешь. Растет молодежь: Джеральдине уже пятнадцать лет, Майклу скоро будет четырнадцать, Джози почти одиннадцать. Вики восемь. Юджину шесть, Джейн два годика, а бэби — три дня от роду.

Говоря так взволнованно о необходимости иметь тихую пристань, Чарли Чаплин имел в виду Уну, которая явилась к нему в самые мрачные годы его жизни и доказала свою преданность и любовь.

На вилле Чаплина, в небольшом швейцарском городке Веве, большой сад, много цветов, особенно роз и гортензий, за которыми он сам любил ухаживать. Часто можно увидеть его розовое лицо и белый шелк волос.

Чаплин счастливый человек, потому что он достиг совершенного семейного равновесия.

«В наше время, — говорил художник, — очень много говорят о любви, но настоящее чувство пропало. Я не знаю, хорошо это или нет. Но я романтик и романтиком останусь до последнего вздоха. Сила моих фильмов — в их мягкости и человечности. Мне выпало на долю быть любимцем всего мира, меня и любили и ненавидели. Какими бы ни были превратности моей судьбы, я верю, что счастье и несчастье приносит случайный ветер, как облака в небе. И, зная это, я не отчаиваюсь, когда приходит беда, но зато радуюсь счастью, как приятной неожиданности. У меня нет определенного плана жизни, нет и своей философии, всем нам — мудрецам и дуракам — приходится бороться с жизнью… Даже возраст меня мой удовлетворяет, хотя бы потому, что теперь множество вещей потеряло для меня свое значение, множество страхов исчезло. Пропала охота бесцельно шататься по улицам, подпирать стенку и убивать время на разговоры с незнакомыми людьми. В моем возрасте уже начинаешь терять и друзей. Некоторые отправились в мир иной, другие просто ушли из моей жизни, и, страшно сказать, я не чувствую этой утраты. Проблема друзей никогда для меня не существовала. Прежде всего потому, что я по природе своей робок. Обычно люди думают, что я грустен… Это не так. Если бы не моя нынешняя семья и не последние чудесные три десятка лет, я мог бы сказать, что всю жизнь был один…»

Сэр Чарльз Спенсер Чаплин!

Вы при жизни воздвигли себе Памятник. Вы равноправно и твердо становитесь в один ряд величайших Мастеров вековой борьбы Сатиры с Мраком. Ваши бессмертные ленты переживут века!

источник