Меню Рубрики

Техника забора анализа на дифтерию

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Показания. Бактериологическому исследованию подлежат: 1) с диагностической целью больные с подозрением на дифтерию ежедневно в течение 3-х дней с момента обращения; больные с налетом на миндалинах, дужках, язычке, с подозрением на паратонзиллит, паратонзилярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, стенозирующий ларинготрахеит – однократно; 2) по эпидемическим показаниям все контактные – однократно; 3) с профилактической целью вновь поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением центральной нервной системы, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, психоневрологические санатории – однократно. Исследование направлено на выделение возбудителя и идентификацию его патогенных признаков, включая токсигеннность.

Аппаратура, инструментарий, медикаменты:

· исследуемый материал (слизь и пленки с миндалин, ротоглотки, носа, глаза, уха, раны, кожи, влагалища, пупочной ранки);

· стерильные ватные сухие тампоны или стерильные тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина в физиологическом растворе с рН 7,6;

· среды обогащения, питательные среды;

· стерильные шпатели, проволочки, деревянные палочки, пробирки, предметные стекла;

· биксы, теплая грелка или сумка-«термос».

Техника выполнения

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны, а при транспортировке в жаркое время – тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина на физиологическом растворе. Материал с миндалин и носа берут отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 ч после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов.

При наличии налетов материал берут с границы пораженной и здоровой ткани, слегка нажимая на них тампоном. Исследуют пленки с миндалин, гортани и других участков. При редких локализациях дифтерии – поражениях глаза, уха, раны и т.д. – берут материал из мест поражения, а также из зева и носа.

После забора материала на посев его необходимо немедленно доставить в лабораторию. Эффективность бактериологического метода зависит от длительности периода между забором материала и посевом. Положительные результаты высоки при посеве у постели больного и маловероятны при посеве через 2-3 ч после забора материала.

Собранный из мест поражения материал засевают на элективные среды (Леффлера, Клауберга) и помещают в термостат при 37 о С. Предварительный ответ об обнаружении бактерий, подозрительных на дифтерию, выдают через 24-48 ч, а окончательный – через 48 ч (культура токсигенная) или через 72 ч (культура нетоксигенная). Токсигенность коринебактерий дифтерии определяют на плотных питательных средах методом преципитации в геле по Оухтерлони.

Для предварительной ориентации можно проводить микроскопию мазков с целью получения немедленного ответа. Для приготовления мазка-отпечатка необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Ватный тампон, укрепленный на деревянной палочке или металлической проволочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в носовой ход (или со слизистой небных миндалин), делают несколько вращательных движений. После этого тампон помещают на предметное стекло и производят отпечатки. В мазках при микроскопии обнаруживают попарно под углом друг к другу расположенные палочки-возбу­дители заболевания.

Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2866 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

Читайте также:  Специфическая терапия при дифтерии

источник

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

источник

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для раннего выявления дифтерии требуется проведение бактериологического обследования в течение первых 12 часов следующим категориям пациентов: больным с налетами на миндалинах, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, стенозирующим ларингитом, пленчатым налетом на слизистой носа, глаз, ушей, половых органов, раневой и ожоговой поверхностях, воспалительными изменениями в ротоглотке с отеком шейной клетчатки.

Мазок из ротоглотки берут утром до приема пищи, до чистки зубов и полоскания антисептиком или не ранее 2 часов после этих процедур.

Материал для исследования у пациентов с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?» берут из ротоглотки и носа, в остальных случаях достаточно мазка из ротоглотки. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне).

В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения (половых органов, кожи, глаз).

Бактериологическое обследование больных следует проводить до начала этиотропной терапии.

МАТЕРИАЛЬНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильные пробирки (1–3 шт.) с ватными тампонами (в биксе, крафтпакетах, однократного использования в упаковке); шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

3.5. При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампоном и промаркировать.

3.6. Установить пробирки в штатив.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Нос» и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

3.10. Слегка прижать крыло носа и сделать несколько вращательных движений тампоном, стараясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

3.11. Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, и вернуть его в пробирку, не касаясь ее краев.

3.12. Предложить ребенку широко открыть рот. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Ротоглотка». Шпателем прижать язык и по шпателю ввести тампон в ротоглотку. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

3.13. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки.

3.14. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

3.15. Для взятия материала от пациента с дифтерией гортани взять пробирку с маркировкой «Гортань». Вынимая тампон, осторожно согнуть его о край пробирки под углом 135°.

3.16. Прижать язык шпателем. По шпателю ввести тампон в глотку.

3.17. Повернуть загнутый конец вниз и взять материал веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой задней стенки глотки.

3.18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в пробирку.

3.19. Пробирки с исследуемым материалом поместить в контейнер для доставки материала в лабораторию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.20. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.21. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.22. Транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.23. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Примечание 1: доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 2 часов после взятия материала. При использовании пробирок с транспортными средами материал можно хранить в течение 24 часов при комнатной температуре в защищенном от света месте

ИНСТРУКЦИЯ № 29

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОКЛЮШ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) бактерионосители после их санации.

Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2–3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения. Результат посева получают через 72 ч.

Бактериологическое обследование больных коклюшем проводится в отделении инфекционного стационара. Обследование детей, контактировавших с пациентом, заболевшим коклюшем, осуществляется в территориальных бактериологических лабораториях.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильная пробирка с транспортной средой с глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне) однократного использования в упаковке; чашка Петри с питательной средой; шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; грелка с теплой водой; термометр для воды; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

3.5. Установить пробирку в штатив.

3.6. Заполнить грелку теплой водой (температура воды 40°), обернуть пеленкой, уложить ее на дно контейнера для транспортировки пробирок.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Взятие материала с помощью глоточного тампона (1-ый метод):

3.9.1. предложить ребенку широко открыть рот;

3.9.2. извлечь из пробирки с транспортной средой тампон, осторожно согнув его о край пробирки под углом 135°;

3.9.3. прижать язык шпателем и по шпателю ввести тампон в глотку, повернуть загнутый конец вниз и веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

3.9.4. Не касаясь краев пробирки, вернуть тампон в пробирку с транспортной средой.

3.10. Взятие материала с помощью метода «кашлевых пластинок» (2-ой метод):

3.10.1. Взять чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10–12 см от рта пациента, улавливая 8–9 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

3.10.2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в контейнер. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.11. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.12. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.13. Срочно транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.14. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Читайте также:  Мазок на дифтерию из зева и носа результаты

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

Не брать кал с явными примесями крови /бактерицидное действие крови может повлиять на достоверность анализа/.

ü отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления сразу или допускается хранение в холодильнике при температуре +3 +4 0 в течение 8 – 12 часов.

Взятие мазков на коклюшную палочку (Борде-Жангу)

(метод ватного тампона)

Цель: собрать материал для бактериологического исследования

Оснащение: — стерильная пробирка с ватным влажным или сухим тампоном

изогнутым под углом 110-120°- штатив для пробирок- стерильный шпатель в лотке

— бланк-направление в лабораторию, стеклограф — маска, перчатки.

Обязательное условие: взятие мазков проводить натощак или через 2-3 часа после еды.

Объяснить ребенку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
Подготовить оснащение. Выписать направление в баклабораторию. Поставить стеклографом номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении. Обеспечение четкости проведения процедуры
Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности
Усадить ребенка к источнику света, при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: А) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногамиБ) руки и туловище фиксирует одной рукой В) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку Необходимое условие для проведения процедуры
Шпателем, находящимся в правой руке, зафиксировать корень языка, одновременно ватный тампон левой рукой по шпателю завести за корень языка, повернуть концом вниз и сделать два штриха по задней стенке глотки. Тампон извлечь из полости рта, не касаясь слизистой языка, щек, миндалин. Возбудитель находится в носоглоточной слизи
Материал, забранный сухим ватным тампоном, нужно засеять на 2 чашки Петри со спец. питательной средой, сначала по периферии чашки, затем в центре. (Сухой тампон в лабораторию не доставляется). Материал, забранный увлаженным тампоном, поместить в пробирку с транспортной средой. Чашки Петри или пробирку с материалом поставить в термостат с t° 36-37°С Возбудитель неустойчив во внешней среде
Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности
Записать результат. Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности
Немедленно отправить материал в баклабораторию при Т 37-38°С в сопровождении направления. Увлажненный тампон доставляется не позднее 3-4-х часов с момента взятия материала. Обеспечение достоверности исследования

Примечание: У детей первого года жизни всегда следует пользоваться методом ватного тампона.

Мазок из носа и зева на коринебактерию дифтерии

Цель: собрать материал для бактериологического исследования

— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.)

-бланк-направление в лабораторию

Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак или через 2-3 часа после еды, до орошения или полоскания горла. До начала лечения антибиотиками.

Последовательность действий:

1.Объяснить маме или ребенку цель и ход проведения процедуры

2.Выписать направление в лабораторию

3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки

4.Поставить на столик по правую руку необходимое оснащение

5.Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «З» ( нос, зев)

6.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:

-ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами

-руки и туловище фиксирует одной рукой

-голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку

7.Излечь ватный тампон из пробирки , маркированный знаком «Н», взяв его правой рукой

8.Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка

9.Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам

10.Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев

11.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка( ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя , взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя , поместить на корень языка и резко нажать на него)

12.Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой

13.Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта

14.Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка- миндалина- язычок-дужка- миндалина

примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию- материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани

15.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев

16.Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках

19.Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) .

Указать время забора мазков!

Если нет возможности отправить мазки за 3 часа- переложить тампоны в пробирки с консервантом (или сразу взять в них). Отправить в течение 24 часов

ОРАЛЬНОЙ РЕГИДРАТАЦИИ при ЭКСИКОЗЕ

ЦЕЛЬ: Восстановление водно-электролитного баланса.

Оральная регидратация – проводится только при эксикозе I степени

(потеря массы до 5%) или II степени (потеря массы 5-9%).

Для её проведения используются глюкозо-солевые растворы (глюкосолан, цитроглюкосолан, регидрон и др.).для выпаивания через рот.

Растворы детям дают чайными ложками в промежутках между кормлениями каждые 5- 10 минут в течение 4-6 часов.

При возникновении рвоты после 10-минутной паузы продолжают поить ребенка.

Оральная регидратация проводиться в два этапа:

I этап –первичная регидратация – направлена на восстановление водно-солевого дефицита, имеющего к началу лечения.

При Iстепени эксикоза раствор вводится в количестве 50 мл/кг массы тела

за 4 часа, при II степени – 90 мл/кг массы за 6 часов;

II этап – поддерживающая регидратация – предупреждает повторное развитие эксикоза (направлена на восполнение продолжающихся потерь жидкости).

На протяжении всего периода проведения оральной регидрации медсестра обязана контролировать количество введенной и выделенной жидкости.

Оральная регидратация проводится до прекращения диареи и рвоты.

ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ИНСУЛИНА

ЦЕЛЬ: Максимальная компенсация обмена веществ.

Вымыть руки теплой водой с мылом.

1. Доза инсулина подбирается врачом для каждого больного индивидуально.

2. Виды инсулина по длительности гипогликемического эффекта:

ü короткий (эффект наступает через 15-30 минут и длится 6-8 ч.)

ü средней продолжительности (длится 12-22 часа)

ü пролонгированного действия (длится 20-24часа)

Инсулин короткий всегда прозрачный при визуальном осмотре,пролонгированный – мутный.

Используют в лечении сочетание инсулинов короткого и продлённого действия.

3. Вводится инсулин с помощью шприц — ручки или одноразовыми шприцами по 100 или реже 40 ед. в 1 мл.

4. Инсулин вводится подкожно в жировую ткань под углом 45 градусов,

в более удобные и безопасные для частых уколов участки тела: короткий в живот, пролонгированный в переднюю поверхность бедра

5. Необходимо чередовать места инъекций для профилактики развития липодистрофий.

6. Инсулин вводится до еды за 30 минут

7. Протирать кожу спиртом перед уколом необязательно (если ежедневно принимать душ.) В случае обработки кожи спиртом подождать пока спирт не испарится или осушить сухим тампоном.

8. Шприц -ручки с пролонгированным инсулином перед инъекцией несколько раз перевернуть, чтобы инсулин равномерно перемешался. Нельзя сильно встряхивать ручку!

9. Заправленную картриджем с инсулином шприц –ручку рекомендуется хранить при комнатной температуре не более 4 недель.

10. Запас инсулина нужно хранить в холодильнике

при температуре +2 — +8 (на дверце или в ящике для овощей).

ПРИКОРМ и ПРАВИЛА ЕГО ВВЕДЕНИЯ

Прикорм– это продукты питания назначаемые ребенку при любомвиде вскармливания для обогащения рациона по мере роста ребенка. Вводится с 5-6 месяцев жизни ребенка. Два основных вида : первый – овощной, второй – злаковый, интервал между ними не менее 1 мес.

Правила введения прикормов:

1. начинать введение любого нового продукта можно только тогда, когда ребенок здоров;

2. не начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок;

3. каждый вид прикорма надо вводить постепенно, начиная с небольшого количества (кашу, пюре с ½ чайной ложки), внимательно наблюдая за его переносимостью и увеличивая до нужного объема в течение 7-10 дней, полностью замещая одно грудное кормление;

4. вводить следующий прикорм можно только тогда, когда ребенок привык к предыдущему;

5. прикорм следует давать до кормления грудью, с ложечки, а не через соску;

6. блюда прикорма по консистенции должны быть гомогенными;

7. число кормлений с введением прикормов сокращается до 5;

8. температура блюда должна равняться температуре получаемого материнского молока: 37 0

9. введение любого вида пищи надо начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы;

10. можно использовать в качестве прикорма блюдапромышленного производства.

11. до введения прикорма- с 3 – 4 мес. или позже — в рацион вводят фруктовые соки с капель, затем соки с мякотью и фруктовые пюре.

ДОКОРМ И ПРАВИЛА ЕГО ВВЕДЕНИЯ.

Докорм– молочное питание, назначаемое ребенку при недостатке грудного молока для восполнения объема питания. Вид вскармливания становится смешанным. Правила введения докорма:

1. в качестве докорма могут использоваться только максимально адаптированные к грудному молоку молочные смеси;

2. неадаптированные молочные продукты: коровье, козье молоко, кефир и др. не следует применять детям первого года жизни и детям раннего возраста 1- 3-х лет.

3. для определения объема молочной смеси надо провести контрольное кормление, определить количество высасываемого молока из груди матери, сравнить с нормой.

4. докорм следует давать после кормления грудью;

5. если объем докорма невелик, то его лучше давать с ложечки.

6. при большом объеме докорма можно пользоваться бутылкой с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями.

Разведение и расчет дозы антибиотиков

Читайте также:  Как для человека опасна дифтерия

1. Приготовить флакон с антибиотиком, растворитель, спирт.

2. Проверить целостность упаковки и срок годности антибиотика.

3. Уточнить дозу антибиотика в упаковке.

4. Рассчитать необходимое количество растворителя (0,25% раствор новокаина,0,9% раствор хлористого натрия, дистиллированная вода).

т.е. получается, что в 1мл раствора содержится 100.000 Ед (100мг) лекарственного вещества ,0,1мл раствора содержит 10.000Ед(10мг)

Исключение: гентамицин разводится из расчета 10мг-1мл(разводить после консультации с врачом)

7.Приготовить стерильный лоток,шприц,2иглы,ватные тампоны,пинцет.

8.Развести антибиотик во флаконе рассчитанным количеством растворителя.

9.Рассчитать количество раствора антибиотика, назначенного на 1 инъекцию.

Пример: ребенку назначено 170.000 Ед пенициллина

10.Набрать в шприц необходимое количество антибиотика ,сменить иглу.

11.Выполнить внутримышечную инъекцию.

Детям раннего возраста разводить антибиотики растворителем в соотношении 1:1, т.е. на каждые 100 000 ед антибиотика берется 1 мл растворителя ( при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 100 000 ед антибиотика)

Детям старшего возраста антибиотики разводить в соотношении 2:1, т.е. на каждые 100 000 ед антибиотика берется 0,5 мл растворителя ( при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200 000 ед антибиотика)

Уход за ребёнком при опрелостях.

ЦЕЛЬ : Не допустить ухудшения состояния кожи.

1. Соблюдать правила личной гигиены при уходе за ребёнком

– мыть руки, стричь ногти, менять одежду.

2. Гигиенический уход за кожей

– ежедневная ванна, подмывание после акта дефекации и мочеиспускания.

3. Воздушные ванны при смене белья.

5. Не использовать подкладную клеёнку, памперсы.

6. Регулярно менять пелёнки, стирать, проглаживать с 2 сторон.

7. Проветривать комнату, поддерживать оптимальную температуру воздуха

8. Соблюдать гипоаллергенную диету ребёнку и кормящей матери и гипоаллергенный

быт — при упорных опрелостях.

9. Контроль за выполнениями назначений врача

– детский крем, крем «Деситин», «Бепантен» и другое.

ПАТРОНАЖ – посещение пациента по инициативе медицинского работника.

Участковая педиатрическая медицинская сестра проводит

2 дородовых патронажа к беременной женщине.

1.ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ:

Сроки – после получения сообщения в ДП о постановке беременной на учёт в женской консультации

ЦЕЛЬ: Обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода

1. Выявить неблагоприятные факторы для плода.

2. Составить план мероприятий по охране плода.

3. Выявить беременных группы риска.

Сроки 30-32 недели беременности выход женщины в декретный отпуск.

ЦЕЛЬ: Подготовка беременной и её семьи к появлению новорожденного.

1. Дать информацию семье по вопросам подготовки комнаты для новорожденного, приданого, предметов ухода, аптечки.

2. Подготовить беременную женщину к вскармливанию грудью будущего ребенка.

3. Пригласить на занятия в «Школу молодых матерей» в детскую поликлинику.

Дата выполнения __________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество беременной _________________________

Профессия ____________________место работы ______________

Профессиональная вредность _______________________________

Сведения об отце _________________________________________

Бытовые условия и гигиена жилища _________________________

Материальная обеспеченность ______________________________

Здоровье родителей и членов семьи, а/туберкулез ______________

б/вен заболевания ________________в/нервно-психические _______

Вредные привычки: ________________________________________

беременность по счету _____________________________________

закончились родами ________________________________________

предполагаемый срок настоящей беременности ________________

течение беременности ______________________________________

Перенесенные острые заболевания в период беременности _______

__________________________________________/какие, когда, дата/

выдерживается ли режим отдыха, прогулки: да, нет /подчеркнуть/

правильно ли питается беременная с учётом рекомендаций

антенатальная профилактика рахита: УФО____________________

антенатальная профилактика анемии__________________________

Выводы м/с по данному обследованию__________________________

Советы беременной _________________________________________

Вызов в «Школу матери» на __________________________________

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА И ПИТАНИЯ ДЕТЯМ

С ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИЕЙ.

ЦЕЛЬ: Не допустить прогрессирования заболевания.

1. Режим детей должен быть активным с достаточным пребыванием

Дата добавления: 2017-01-28 ; просмотров: 290 | Нарушение авторских прав

источник

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2002 N 8 (ред. от 11.11.2002) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. СП 3.1.2.1108-02» (вместе с «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 3.1.2.1108-02»)
Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2002 N 8 (ред. от 11.11.2002) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. СП 3.1.2.1108-02» (вместе с «ПРОФИЛАКТИКА ДИФТЕРИИ. САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА. СП 3.1.2.1108-02»)
Вид документа постановление, правила, требования
Принявший орган главный государственный санитарный врач рф, минздрав рф
Номер документа 8
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 11.11.2002
Номер регистрации в Минюсте 3439
Дата регистрации в Минюсте 16.05.2002
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 06.03.2002 — «Российская газета», N 93, 28.05.2002)
Навигатор Примечания

ТРЕБОВАНИЯ К ВЗЯТИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ МАТЕРИАЛА ДЛЯ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИФТЕРИИ

Взятие мазков из зева и носа для бактериологического исследования на дифтерию должны осуществлять медицинские работники (врач, фельдшер, медицинская сестра, лаборант) после соответствующего инструктажа.

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны.

Материал с миндалин и из носа забирают отдельными тампонами натощак или не менее чем через 2 часа после еды, а также до применения полоскания или других видов лечения.

При дифтерии редких локализаций (глаз, уха, кожи, раны и др.) помимо материала из пораженных участков необходимо взять также мазки из зева и носа.

Мазок из зева следует брать при хорошей освещенности под контролем глаза, с использованием шпателя. Вращательными движениями тампона необходимо захватить слизь с пораженных миндалин на границе воспалительного очага с налетами и здоровых тканей. При отсутствии наложений (налета) слизь забирают с поверхности миндалин, небных дужек, язычка, при этом нельзя касаться слизистой языка и щек.

При взятии слизи из носа следует предварительно очистить носовые проходы или протереть слизистые сухим ватным фитилем и убрать корки. После этого надо снять секрет, вводя тампон глубоко в каждую ноздрю и плотно прикасаясь всеми его сторонами к стенкам и перегородке носа.

При прямой ларингоскопии материал (слизь, пленка) собирают непосредственно из гортани. В случаях оперативного вмешательства для бактериологического исследования слизь следует брать из интубационной трахеотомической трубки, а также пленки, измельченные при операции.

При исследовании на дифтерию пораженных участков кожи их необходимо протереть промокательными движениями стерильной марлевой салфеткой или тампоном, смоченными стерильным физиологическим раствором, осторожно приподнять или отодвинуть струпы и корочки и после этого взять тампонами секрет с пораженного участка.

Тампоны должны быть доставлены в лабораторию не позднее 3 часов после взятия материала. При проведении обследования в отдаленных районах материал засевается в пробирки с транспортной средой или на чашки с селективной питательной средой и в течение суток доставляется в лабораторию.

В стационаре при наличии термостата забор материала следует проводить круглосуточно, используя чашки с селективной питательной средой. Засеянные чашки от больных, поступивших в вечернее и ночное время, передаются утром в бактериологическую лабораторию.

Для постмортального исследования на коринобактерии дифтерии материал следует брать с миндалин, гортани и полости носа (слизь, пленки).

Пробирки от одного лица должны быть скреплены вместе. На каждой пробирке должен быть четко написан порядковый номер анализа в соответствии с прилагаемым списком.

В сопроводительном документе на все анализы должны быть фамилия, адрес, название учреждения, направляющего материал, происхождение материала (нос, зев), цель обследования (диагноз, по эпидпоказаниям).

Приложение N 2
к СП 3.1.2.1108-02

источник

Взятие материала проводится до начала антибактериальной терапии или не ранее, чем через 2 недели после ее окончания.

  • Ротоглотка. Взятие материала проводят до еды, питья и чистки зубов.
  • Мокрота. Перед сбором мокроты почистить зубы и прополоскать рот и горло водой Сбор материала производить после глубокого откашливания сначала в стерильный контейнер с крышкой. Далее, необходимо, пропитать содержимым зонд-тампон в течение 5 секунд, стараясь захватить плотные комочки, и погрузить зонд-тампон в пробирку, обломить по метке и плотно закрыть крышкой
  • Пазухи носа, Бронхоальвеолярный лаваж, трахеобронхиальные смывы: Взятие биоматериала производит врач!

В лабораторию необходимо доставить пробирку с крышкой фиолетового цвета, с жидкой средой AMIES, с зонд-тампоном, пропитанным биоматериалом (пробирку можно получить в регистратуре CMD). Доставка в лабораторию в день взятия биоматериала.

Метод исследования: Микробиологический

Corynebacterium diphtheriae (палочки Леффлера) – возбудители дифтерии, характеризующейся фибринозным воспалением в месте входных ворот инфекции и токсическим поражением преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем. Наиболее частая форма – дифтерия ротоглотки (дифтерийная ангина), а при локализации воспаления на гортани или трахее может развиться дифтерийный круп. Основной путь передачи воздушно-капельный. Заражение происходит от больных или бактерионосителей.

Идентификация микроорганизма производится на высокоточном масс-спектрометре Microflex (Bruker).

  • Обследование лиц с подозрением на дифтерию;
  • Обследование контактных лиц;
  • Оценка эффективности антибактериальной терапии.

Результат бактериологического исследования , в случае обнаружения возбудителя дифтерии (Corynebacterium diphtheriae) предоставляется в качественном формате.

Референсные значения (вариант нормы): не обнаружено.

Интерпретация проводится врачом с учетом клинических проявлений.

Обращаем Ваше внимание на то, что интерпретация результатов исследований, установление диагноза, а также назначение лечения, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, должны производиться врачом соответствующей специализации.

» [«serv_cost»]=> string(3) «820» [«cito_price»]=> NULL [«parent»]=> string(3) «542» [10]=> string(1) «1» [«limit»]=> NULL [«bmats»]=> array(8) array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(14) «Мокрота» > [1]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(47) «Бронхоальвеолярный лаваж» > [2]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(12) «Другой» > [3]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(52) «Мазок/отделяемое ротоглотки» > [4]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(52) «Мазок/отделяемое носоглотки» > [5]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(57) «Мазок/отделяемое носовых ходов» > [6]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(34) «Пунктат пазух носа» > [7]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(47) «Трахеобронхиальные смывы» > > >

Биоматериал и доступные способы взятия:
Тип В офисе
Мокрота
Бронхоальвеолярный лаваж
Другой
Мазок/отделяемое ротоглотки
Мазок/отделяемое носоглотки
Мазок/отделяемое носовых ходов
Пунктат пазух носа
Трахеобронхиальные смывы
Подготовка к исследованию:

Взятие материала проводится до начала антибактериальной терапии или не ранее, чем через 2 недели после ее окончания.

  • Ротоглотка. Взятие материала проводят до еды, питья и чистки зубов.
  • Мокрота. Перед сбором мокроты почистить зубы и прополоскать рот и горло водой Сбор материала производить после глубокого откашливания сначала в стерильный контейнер с крышкой. Далее, необходимо, пропитать содержимым зонд-тампон в течение 5 секунд, стараясь захватить плотные комочки, и погрузить зонд-тампон в пробирку, обломить по метке и плотно закрыть крышкой
  • Пазухи носа, Бронхоальвеолярный лаваж, трахеобронхиальные смывы: Взятие биоматериала производит врач!

В лабораторию необходимо доставить пробирку с крышкой фиолетового цвета, с жидкой средой AMIES, с зонд-тампоном, пропитанным биоматериалом (пробирку можно получить в регистратуре CMD). Доставка в лабораторию в день взятия биоматериала.

Метод исследования: Микробиологический

Corynebacterium diphtheriae (палочки Леффлера) – возбудители дифтерии, характеризующейся фибринозным воспалением в месте входных ворот инфекции и токсическим поражением преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем. Наиболее частая форма – дифтерия ротоглотки (дифтерийная ангина), а при локализации воспаления на гортани или трахее может развиться дифтерийный круп. Основной путь передачи воздушно-капельный. Заражение происходит от больных или бактерионосителей.

Идентификация микроорганизма производится на высокоточном масс-спектрометре Microflex (Bruker).

  • Обследование лиц с подозрением на дифтерию;
  • Обследование контактных лиц;
  • Оценка эффективности антибактериальной терапии.

Результат бактериологического исследования , в случае обнаружения возбудителя дифтерии (Corynebacterium diphtheriae) предоставляется в качественном формате.

Референсные значения (вариант нормы): не обнаружено.

Интерпретация проводится врачом с учетом клинических проявлений.

Обращаем Ваше внимание на то, что интерпретация результатов исследований, установление диагноза, а также назначение лечения, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, должны производиться врачом соответствующей специализации.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Copyright ФБУН Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, 1998 — 2019

Центральный офис: 111123, Россия, Москва, ул. Новогиреевская, д.3а, метро «Шоссе Энтузиастов», «Перово»
+7 (495) 788-000-1, info@cmd-online.ru

! Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

источник