Меню Рубрики

Мазок на дифтерию из зева и носа результаты

Диагностика дифтерии – непростая задача, так как заболевание часто проявляет себя по-разному. Мазок на дифтерию из зева и носа – бактериологический способ проверки, являющийся основным при лабораторном исследовании ЛОР-заболеваний. Такой анализ не дает возможность обнаружить палочку дифтерии из пораженного места, выявить ее свойство выделять экзотоксины во внешнюю среду.

Если имеется подозрение на дифтерию, то мазок всегда проводится из носа и зева. При этом не важно, в каком месте выявлено заражение. Это нужно, чтобы обнаружить комбинированные виды болезни. Для исследования бактерий производится забор пленки и слизи.

Внимание! Категорически запрещается проникновение крови в материал анализа. Кровь может изменить результаты исследования, она является бактерицидом.

Бактериологический способ – выделение исследуемой палочки посредством посева, взятого у больного материала на особые питательные среды. В лабораторных условиях проводится изучение патогенного микроба, и делается заключение. До забора мазка лечение антибиотиками не проводится.

Недостатком бактериологического анализа является его длительность проведения. Оно может достигать трех суток, а иногда больше. Для достижения высоких результатов, бактериологический материал нужно доставлять в лабораторию за короткое время.

Определение дифтерии осуществляется по целому набору симптомов.

Показаниями для мазка являются следующие симптомы:

  • резкое повышение температуры тела, которая может быть 38 градусов и более;
  • выраженные признаки тахикардии с приступами;
  • общая слабость, сильная боль в голове;
  • плотные лимфатические узлы возле очага поражения, их увеличение, болезненность лимфоузлов при пальпации.

Внимание! При нетоксической дифтерии температура тела приходит в норму, а пленка становится матово-белой. Если дифтерия имеет токсическую форму, то носогубный треугольник приобретает синюшный цвет, давление уменьшается, появляется лихорадка. Во время интоксикации организма могут появиться уплотнения и отек шеи, галлюцинации.

Дифтерия входит в перечень заболеваний, которые предупреждаются введением специальных вакцин детям.

Если дифтерия обнаружена поздно, то она может вызвать:

  • токсическое шоковое состояние;
  • почечную недостаточность;
  • признаки удушья;
  • миокардит – изменения сердца;
  • угнетение нервной системы.

Мазок на дифтерию из носа производится не только для выбора правильного лечения, но и для профилактики.

Это делается в следующих случаях:

  • при устройстве на работу в детский сад, школу, медицинское учреждение или на предприятие общественного питания;
  • перед учебным сезоном;
  • в период беременности, чтобы не допустить возникновения осложнений;
  • после общения с человеком, больным дифтерией.

Распространение дифтерии предотвращается путем принятия профилактических мер.

Чтобы исследование было достоверным, необходимо выполнение некоторых правил. Если учесть, что мазок делается в носовом проходе и полости рта, то перед процедурой забора материала запрещается:

  • за 2 дня до проведения мазка прием сосудосуживающих препаратов для носа;
  • использовать мази, в составе которых присутствуют антибактериальные вещества;
  • прием пищи;
  • чистка зубов перед исследованием.

При применении препаратов с содержанием антибиотиков для местного действия, за 2 дня до мазка их исключают. При пероральном приеме антибиотиков, их прием прекращают за 2 недели до исследования. Если условия не соблюдаются, результат исследования будет неточным, что скажется на результате лечения.

Пациент заблаговременно предупреждается о сдаче мазка. Перед процедурой нельзя принимать пищу. Если пациент принимал пищу, то необходимо тщательно прополоскать рот. Мазок забирается через 2 часа.

Для исследования с горла собираются частицы слизи. Мазок проводится только медицинским работником. При заборе материала запрещается касаться зубов, языка и слизи горла. На этих местах концентрируется ложная дифтерийная палочка, похожая на настоящую. Однако она не является возбудителем. Если во рту имеется налет, то мазок проводится по краю рта.

Порядок проведения мазка:

  • принять позицию сидя или лежа;
  • широко открыть рот, закрепить язык шпателем, чтобы не допустить возникновение рвотного рефлекса;
  • место взятия материала обработать спиртом;
  • взять стерильные тампоны, намотать на металлическую палочку;
  • поместить приготовленную палочку в 9-процентный физиологический раствор;
  • взять мазок из зева в том месте, где наибольшая вероятность скопления палочки Леффлера. При этом нельзя касаться полости рта.

После процедуры необходимо поместить палочку в стерильную стеклянную пробирку.

Внимание! Вместо марлевых тампонов, можно использовать ватные, а палочку для мазка можно использовать деревянную.

Порядок взятия мазка у пациента аналогичен тому, который действовал для зева. Перед началом процедуры нужно очистить проходы в носу ватными палочками. Их можно смочить водой. Вместо ватных палочек можно использовать марлевые жгуты.

Очистка проходов носа должна проводиться осторожно, не повреждая капиллярные сосуды. Выделения крови могут сделать результат исследования неточным. Тампон для носа необходим меньшего размера, по сравнению с зевом. Материал берется с поверхности проходов носа, а затем кладется в стерильную пробирку.

После проведения забора мазка, материал отправляется в лабораторные условия для посева микрофлоры. Исследуемые тампоны размещают в особую среду, которая повышает скорость роста. Весь процесс происходит в течение 2-х суток, пока рост колонии не прекращается.

Полученный материал лаборант изучает под микроскопом, предварительно разместив на специальном стекле. Далее используются специальные красители, для анализа состава клеток вещества.

Признаки палочки дифтерии сильно отличаются. Поэтому микроскопический анализ применяется в качестве предварительного, перед проведением посева. Микроскопия позволяет изучить, из чего состоит флора. Палочки дифтерии расположены в мазках по форме римской цифры «V». Окраска проводится разными методами: по Нейссеру, Граму. Но самой популярной стала окраска по Леффлеру.

Чтобы создать наилучшие условия размножения бактериологического материала, требуется подбор особой среды для их питания. Посев на дифтерию выполняется в условиях стерильного бокса на один из вариантов сред:

  • теллуритовый агар;
  • свернутую сыворотку Ру;
  • среда Клауберга;
  • теллуритовые дифсреды;
  • среда Костюковой.

Изъятый у пациента материал размещают в среде, после этого делают посев по поверхности. Чтобы правильно произвести посев, пользуются чашкой Петри. Инкубационный период проходит под строгим контролем температурного режима. Каждый день лаборант осуществляет контроль роста и вида растущих колоний бактерий. Чтобы выделить чистую культуру, колонии бактерий пересеивают на отдельные среды питания.

С помощью бактериального посева и вспомогательных диагностических исследований происходит подтверждение инфекционной болезни. Это позволяет вовремя назначить лечение, предупредить распространение опасной инфекции на окружающих людей.

В среде Костюковой палочки дифтерии растут в форме общего затемнения. В среде Клауберга рост бактерий проявляется черными полосками. Диагноз заболевания положительный, если при лабораторном анализе подтверждается токсигенность дифтерийной палочки. Если дифтерийная палочка нетоксигенная, то диагноз ставится по симптомам заболевания.

Важно знать! У здорового пациента палочка дифтерии отсутствует, и при исследовании не выявляется.

Исследование на дифтерию нередко дает неточные результаты.

Это объясняется несоблюдением правил исследования на бактерии:

  • прием сульфаниламидных лекарств, антибиотиков;
  • неправильно забран мазок на дифтерию из зева и носа;
  • взятый бактериологический материал не вовремя доставлен в лабораторные условия. После взятия пробы прошло больше двух часов, что способствовало размножению сапрофитной микрофлоры, и развитию аутолитических процессов. Это отрицательно влияет на палочку дифтерии.

Пробу на дифтерию проводят не только у людей с симптомами данной болезни. Исследование также делают людям, которые были в контакте с заболевшим пациентом. Это позволяет вовремя обнаружить опасную инфекцию. Анализ на бактерии дифтерии обязательно назначают людям, которые прошли назначенное лечение. Эффективность терапии медикаментами должна контролироваться врачом.

Чтобы правильно диагностировать дифтерию, проводится два вида исследования крови:

  • анализ на наличие антител;
  • общий анализ.

Иммунные комплексы, созданные иммунной системой человека, называют антителами. Они проявляют активность только против возбудителя, для борьбы с которым созданы. На другие бактерии антитела действовать не будут. Если анализ крови при дифтерии выявил наличие антител, количество которых со временем повышается, то высока вероятность заболевания дифтерией. Если их число снижается, значит пациент выздоравливает.

Существует несколько способов обнаружения антител в крови. Популярным методом стала реакция пассивной гемаглютинации. На поверхности эритроцитов помещается анатоксин. К эритроцитам добавляют пробу заболевшего пациента. Если антитела присутствуют, то они будут провоцировать склеивание эритроцитов. В противном случае такой реакции не будет.

Общий анализ крови при дифтерии не опровергает и не подтверждает заболевание. С помощью общего исследования крови выявляются воспалительные процессы. Это важно для назначения лечения и определения состояния больного.

О воспалительном процессе в организме свидетельствуют следующие факторы:

  1. Повышение количества лейкоцитов. Это клетки, действующие против инфекции. При попадании в организм чужеродных тел, количество лейкоцитов возрастает. После выздоровления их число приходит в норму.
  2. Увеличение скорости оседания эритроцитов. Она зависит от количества эритроцитов и наличия чужеродных веществ в крови. Во время воспаления в крови образуется много белков. Они склеивают эритроциты между собой, что вызывает увеличение СОЭ.

Анализ на дифтерию должен проводиться комплексно, с соблюдением всех условий и правил. Это позволит поставить своевременный правильный диагноз, и назначить эффективные препараты для лечения.

источник

Микробиологическое исследование, позволяющее выявить возбудителя дифтерии (C. diphtheriae) в исследуемом биоматериале.

Посев на бациллы Леффлера, посев на BL, посев на дифтерийную палочку.

Corynebacterium diphtheriae сulture, Diphtheria сulture.

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Как правильно подготовиться к исследованию?

  • За 3-4 часа до взятия мазков из ротоглотки (зева) не употреблять пищу, не пить, не чистить зубы, не полоскать рот/горло, не жевать жевательную резинку, не курить. За 3-4 часа до взятия мазков из носа не закапывать капли/спреи и не промывать нос. Взятие мазков оптимально выполнять утром, сразу после ночного сна.

Общая информация об исследовании

Corynebacterium diphtheriae (бациллы Леффлера) – это грамположительные бактерии рода Corynebacterium, являющиеся возбудителями дифтерии и способные к выработке дифтерийного токсина. Заболевание передается воздушно-капельным путем, источником инфекции являются больные люди или бактерионосители.

Инкубационный период составляет в среднем 2-5 дней. Происходит фибринозное воспаление слизистых оболочек ротоглотки и дыхательных путей с формированием псевдомембран и с симптомами общей интоксикации.

При токсической форме дифтерии также может поражаться сердце и нервная система. В некоторых случаях возможно бессимптомное носительство.

Диагноз «дифтерия» основывается на клинических данных, посев на дифтерию проводится для подтверждения.

Для чего используется исследование?

  • Для подтверждения диагноза «дифтерия».
  • Для дифференциальной диагностики заболеваний, протекающих со сходными симптомами, таких как ангины различного происхождения, паратонзиллярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, острый ларинготрахеит, эпиглоттит, бронхиальная астма.
  • Чтобы оценить эффективность проводимой антибактерильной терапии.

Когда назначается исследование?

  • При подозрении на дифтерию.
  • Когда известно, что пациент контактировал с больными дифтерией.
  • После проведения антибактериальной терапии – не менее чем через 2 недели после окончания курса антибиотиков.
  • В некоторых случаях перед госпитализацией в стационар (с профилактической целью).

Референсные значения: нет роста.

Выявление возбудителя дифтерии подтверждает диагноз «дифтерия» или, если симптомы заболевания отсутствуют, свидетельствует о бактерионосительстве. При отрицательном результате посева у больного с подозрением на дифтерию диагноз может быть подтвержден в том случае, когда у контактных лиц результат посева положительный, то есть выделяется возбудитель дифтерии.

Причины положительного результата

  • Дифтерия или бессимптомное носительство C. diphtheriae.

Причины отрицательного результата

  • Отсутствие дифтерии. Исключение составляют случаи, когда на момент исследования проводилось лечение антибиотиками.

Что может влиять на результат?

  • Предшествующая антибактериальная терапия.



Диагноз «дифтерия» основывается на клинической картине заболевания, поэтому лечение должно быть начато до получения лабораторного подтверждения заболевания. При положительном результате посева необходимо исследовать выделенный штамм С. diphtheriae на токсигенность.

Кто назначает исследование?

Инфекционист, терапевт, врач общей практики, педиатр, ЛОР.

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.
Читайте также:  Прививка столбняк дифтерия сколько раз делается

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9155 — | 7337 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Мазок из зева берут для проведения стандартного бактериологического исследования с целью изучения микробного состава и количественного соотношения микрофлоры носоглотки. Это метод лабораторной диагностики, позволяющий выявить возбудителей инфекционно-воспалительных заболеваний верхних отделов респираторного тракта. Для определения этиологии инфекции необходимо провести бактериологическое исследование отделяемого носа и зева на микрофлору.

Специалисты направляют больных с хроническим ринитом, тонзиллитом и фарингитом в микробиологическую лабораторию, где стерильным ватным тампоном отбирают биоматериал из носа и зева и проводят его исследование. По результатам анализа специалист определяет возбудителя патологии и его чувствительность к антибиотикам.

Причины и цели взятия мазка на микрофлору из зева и носа:

  • Диагностика ангины, вызванной бета-гемолитическим стрептококком и приводящей к развитию тяжелых осложнений — гломерулонефрита, ревматизма, миокардита.
  • Наличие в носоглотке золотистого стафилококка, провоцирующего образование фурункулов на коже.
  • Бактериологический посев клинического материала при воспалении носоглотки проводится с целью исключения дифтерийной инфекции.
  • Подозрение на менингококковую или коклюшную инфекцию, а также респираторные недуги.
  • Диагностика стенозирующего ларингита, мононуклеоза, абсцессов, расположенных рядом с миндалинами, включает однократное проведение анализа.
  • Лица, контактные с инфекционным больным, а также дети, поступающие в детский сад или школу, проходят профилактическое обследование с целью выявления бактерионосительства.
  • Полное обследование беременных женщин включает взятие мазка из зева на микрофлору.
  • Мазок из зева и носа на стафилококк с профилактической целью сдают все медицинские работники, воспитатели детских садов, повара и продавцы продуктовых магазинов.
  • Мазок из зева для определения клеточного состава отделяемого. Исследуемый материал наносят на специальное предметное стекло. Под микроскопом врач-лаборант подсчитывает количество эозинофилов и прочих клеток в поле зрения. Проводится исследование для определения аллергической природы заболевания.

В баклабораторию направляют больных для исследования материала из носоглотки с целью исключения или подтверждения конкретной инфекции. В направлении указывают микроорганизм, наличие которого необходимо подтвердить или опровергнуть.

На слизистой оболочке зева и носа обитает множество микроорганизмов, составляющих нормальную микрофлору носоглотки. Исследование отделяемого горла и носа показывает качественное и количественное соотношение микробов, обитающих в данном локусе.

Типы микроорганизмов, обитающих на слизистой носоглотки у здоровых людей:

  1. Бактероиды,
  2. Veillonella,
  3. Escherichia coli,
  4. Branhamella,
  5. Pseudomonas,
  6. Streptococcus matans,
  7. Neisseria meningitides,
  8. Klebsiella pneumonia,
  9. Эпидермальный стафилококк,
  10. Зеленящий стрептококк,
  11. Неболезнетворные нейссерии,
  12. Дифтероиды,
  13. Коринебактерии,
  14. Candida spp.,
  15. Haemophilis spp.,
  16. Actinomyces spp.

При патологии в мазке из зева и носа можно обнаружить такие микроорганизмы:

Подробнее о встречающемся в мазке стафилококке, его патогенности и стафилококковой инфекции рекомендуем почитать по ссылке.

Чтобы результаты анализа были максимально достоверными, необходимо правильно отобрать клинический материал. Для этого следует подготовиться.

За две недели до забора материала прекращают прием системных антибиотиков, а за 5-7 суток рекомендуют перестать использовать антибактериальные растворы, ополаскиватели, спреи и мази для местного применения. Сдавать анализ следует натощак. Перед этим запрещено чистить зубы, пить воду и жевать жвачку. В противном случае результат анализа может оказаться ложным.

Мазок из носа на эозинофилы сдают также натощак. Если человек поел, необходимо подождать как минимум два часа.

Чтобы правильно взять материал из зева, пациенты откидывают голову назад и широко раскрывают рот. Специально обученный персонал лаборатории шпателем прижимает язык и собирает отделяемое глотки специальным инструментом – стерильным ватным тампоном. Затем извлекает его из полости рта и опускает в пробирку. Пробирка содержит специальный раствор, которой предотвращает гибель микробов во время транспортировки материала. Пробирку необходимо доставить в лабораторию в течение двух часов с момента забора материала. Взятие мазка из горла – процедура безболезненная, но неприятная. Прикосновение ватного тампона к слизистой глотки может спровоцировать рвотные позывы.

Чтобы взять мазок из носа, необходимо усадить пациента напротив и слегка запрокинуть ему голову. Перед анализом необходимо очистить нос от имеющейся слизи. Кожу ноздрей обрабатывают 70% спиртом. Стерильный тампон вводят поочередно сначала в один, а затем в другой носовой ход, проворачивая инструмент и плотно прикасаясь к его стенкам. Тампон быстро опускают в пробирку и направляют материал на микроскопическое и микробиологическое исследование.

Исследуемый материал наносят на предметное стекло, фиксируют в пламени горелки, окрашивают по Граму и изучают под микроскопом с иммерсионным маслом. В мазке обнаруживают грамотрицательные или грамположительные палочки, кокки или коккобациллы, изучают их морфологические и тинкториальные свойства.

Микроскопические признаки бактерий — важный диагностический ориентир. Если в мазке находятся грамположительные кокки, расположенные скоплениями, напоминающими гроздья винограда, предполагают, что возбудителем патологии является стафилококк. Если кокки окрашены по Граму положительно и располагаются в мазке цепочками или парами, возможно это стрептококки; грамотрицательные кокки — нейсерии; грамотрицательные палочки с закругленными концами и светлой капсулой — клебсиеллы, мелкие грамотрицательные палочки — эшерихии, синегнойные палочки. Дальнейшее микробиологическое исследование продолжают с учетом микроскопических признаков.

Каждый микроорганизм растет на своей «родной» среде с учетом рН и влажности. Среды бывают дифференциально-диагностическими, селективными, универсальными. Их основное предназначение – обеспечение питания, дыхания, роста и размножения бактериальных клеток.

Посев исследуемого материала необходимо проводить в стерильном боксе или ламинарном шкафу. Медработник должен быть одет в стерильную одежду, перчатки, маску и бахилы. Это необходимо для соблюдения стерильности в рабочей зоне. В боксе следует работать молча, аккуратно, обеспечивая личную безопасность, поскольку любой биологический материал считается подозрительным и заведомо заразным.

Мазок из носоглотки засевают на питательные среды и инкубируют в термостате. Спустя несколько суток на средах вырастают колонии, имеющие различную форму, размер и цвет.

Существуют специальные питательные среды, которые являются селективными для конкретного микроорганизма.

  1. Основной средой для микробов зева и носа является кровяной агар. Это высокочувствительная среда, содержащая питательные вещества для сапрофитных и патогенных бактерий. Пневмококки и золотистый стафилококк продуцируют гемолизины и вызывают гемолиз эритроцитов. Гемолитическая активность микробов — основной фактор патогенности, которым обладает большинство болезнетворных бактерий. Характер роста, цвет и зона гемолиза отличаются у микробов разных родов и видов.
  2. Среда Сабуро или тиогликолевая среда являются универсальными и подходят для широкого круга микробов.
  3. Желточно-солевой агар — элективная среда для выращивания стафилококков.
  4. Агар с гретой кровью – шоколадный агар. Это неселективная, обогащенная питательная среда, применяемая для выращивания патогенных бактерий. На этой среде растут гонококки, гемофильная палочка и возбудители гнойных бактериальных менингитов.
  5. Среда Эндо – дифференциально-диагностическая среда для культивирования энтеробактерий.
  6. Энтерококкагар — питательная среда для выделения энтерококков.

Материал втирают тампоном в среду на небольшой площадке размером 2 кв. см., а затем с помощью бактериологической петли штрихами рассевают по всей поверхности чашки Петри. Посевы инкубируют в термостате при определенной температуре. На следующий день посевы просматривают, учитывают количество выросших колоний и описывают их характер. Пересевают отдельные колонии на селективные питательные среды для выделения и накопления чистой культуры. Микроскопическое изучение чистой культуры позволяет определить размер и форму бактерии, наличие капсулы, жгутиков, спор, отношение микроба к окрашиванию. Идентифицируют выделенные микроорганизмы до рода и вида, при необходимости проводят фаготипирование и серотипирование.

Результат исследования врачи-микробиологи выписывают на специальном бланке. Для расшифровки результата мазка из зева требуются значения показателей. Название микроорганизма состоит из двух латинских слов, обозначающих род и вид микроба. Рядом с названием указывают количество бактериальных клеток, выраженное в особых колониеобразующих единицах. После определения концентрации микроорганизма переходят к обозначению его патогенности – «флора условно-патогенная».

Читайте также:  Для эпидемиологии дифтерии в современных условиях характерно

У здоровых людей на слизистой оболочке носоглотки живут бактерии, выполняющие защитную функцию. Они не доставляют дискомфорта и не вызывают развития воспаления. Под воздействием неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов количество этих микроорганизмов резко увеличивается, что приводит к развитию патологии.

В норме содержание сапрофитных и условно-патогенных микробов в носоглотке не должно превышать 10 3 – 10 4 КОЕ/мл, а патогенные бактерии должны отсутствовать. Определить патогенность микроба и расшифровать анализ может только врач, обладающий специальными навыками и знаниями. Доктор определит целесообразность и необходимость назначения больному противовоспалительных и антибактериальных препаратов.

После выявления возбудителя патологии и его идентификации до рода и вида переходят к определению его чувствительности к фагам, антибиотикам и противомикробным препаратам. Лечить заболевание горла или носа необходимо тем антибиотиком, к которому выявленный микроб максимально чувствителен.

результатов исследования мазка из зева

Варианты результатов исследования мазка из зева:

  • Отрицательный результат посева на микрофлору – возбудители бактериальной или грибковой инфекции отсутствуют. В этом случае причиной патологии являются вирусы, а не бактерии или грибы.
  • Положительный результат посева на микрофлору – наблюдается рост патогенных или условно-патогенных бактерий, способных вызвать острый фарингит, дифтерию, коклюш и прочие бактериальные инфекции. При росте грибковой флоры развивается кандидоз полости рта, возбудителем которого являются биологические агенты 3 группы патогенности – дрожжеподобные грибы рода Candida.

Микробиологическое исследование отделяемого зева и носа на флору позволяет определяют вид микробов и их количественное соотношение. Все патогенные и условно-патогенные микроорганизмы подлежат полной идентификации. Результат лабораторной диагностики позволяет врачу правильно назначить лечение.

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8582 — | 7403 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте также:  Насморк после прививки от дифтерии

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Мазок из носа и зева на стафилококк (микрофлору) – это один из видов бактериологического исследования, целью которого является изучение микробной флоры носоглотки. Он позволяет не только выявить микроба, послужившего возбудителем заболевания ЛОР-органов, но и определить его чувствительность к антибиотикам.

Если у пациента на протяжении достаточно длительного времени сохраняются симптомы ринита, то можно предположить его аллергическую природу. Для подтверждения диагноза в данном случае выполняют взятие слизи из носа на эозинофилы.

Мазок из носа и зева на микрофлору назначается с целью выявления возбудителя тонзиллита (ангины), фарингита. Некоторые пациенты считают данные заболевания несерьезными и потому не требующими никаких лабораторных исследований. Однако следует знать, что нередко они вызываются бета-гемолитическим стрептококком группы А. Коварство этой бактерии состоит в том, что она не только вызывает инфекции, поражающее горло, но и может стать причиной развития у пациента таких тяжелых заболеваний как ревматизм и гломерулонефрит.

Мазок из носа и зева на стафилококки чаще всего назначается пациентам, страдающим фурункулезом. Дело в том, что очень часто возбудителем данного заболевания являются штаммы золотистого стафилококка. Они образуют колонии на слизистой оболочке ротоносовой полости, откуда и попадают на участки кожи, вызывая гнойно-воспалительное поражение волосяных фолликулов.

Мазок из зева и носа также выполняют и при подозрении на дифтерию. Помимо этого, показанием к его проведению является выявление носителей бациллы (палочки) Лефлера – возбудителя дифтерии. В этом случае в направлении в лабораторию указывается: «мазок на Bl».

Если у пациента на протяжении достаточно длительного времени сохраняются симптомы ринита, то можно предположить его аллергическую природу. Для подтверждения диагноза в данном случае выполняют взятие слизи из носа на эозинофилы. Правильно этот анализ называется риноцитограммой. Он строится на анализе цитологической картины, то есть наличия в исследуемом биологическом материале тех или иных клеток (эритроциты, нейтрофилы, макрофаги, эозинофилы, лимфоциты, микроорганизмы).

Мазок из носа и зева на микрофлору назначается с целью выявления возбудителя тонзиллита (ангины), фарингита.

При аллергическом характере ринита в риноцитограмме будет повышено число эозинофилов, а при бактериальном – нейтрофилов. С целью проведения дополнительной дифференциальной диагностики этих двух заболеваний врач может назначить пациенту и анализ крови на лейкоформулу, который показывает соотношение субпопуляций белых клеток крови между собой.

Подготовка к анализу достаточно проста:

  1. За 72 часа до взятия биологического материала необходимо прекратить применение спреев, назальных мазей и растворов для полоскания горла, содержащих в своем составе антибиотики или иные противомикробные средства. Это связано с тем, что препараты этих групп изменяют микробное соотношение, что может стать причиной неправильно поставленного диагноза и, соответственно, неверно подобранного лечения.
  2. Утром, в день сдачи анализа, не следует чистить зубы, пить и принимать пищу, так как это также может стать причиной изменения микробиологической и цитологической картины мазка.

Для взятия мазка из горла пациенту предлагают слегка запрокинуть голову назад и широко открыть рот. На язык надавливают шпателем и проводят по слизистой оболочке зева и миндалин стерильным ватным тампоном, намотанным на тонкую палочку. Процедура совершенно безболезненная, но неприятная, так как прикосновение тампона к задней стенке горла может спровоцировать достаточно сильные рвотные позывы.

При взятии мазка из носа сначала в одну, а затем в другую ноздрю вводят стерильный тампон и проводят им по стенкам носовой полости.

Процедура взятия мазка у детей точно такая же, как и у взрослых. При заборе материала у ребенка первых лет жизни необходим помощник, который будет фиксировать голову малыша в момент процедуры.

Мазок из носа и зева на стафилококки чаще всего назначается пациентам, страдающим фурункулезом.

Тампоны с кусочками слизи переносят в пробирку с питательной средой или стерильным физиологическим раствором, которые вместе с направлением доставляют в лабораторию.

Полученный материал может быть исследован разными способами.

Быстрые антигенные тесты. Позволяют выявить присутствие в слизи из носоглотки определенного типа бактерий. Чаще всего этот анализ используется для обнаружения бета-гемолитического стрептококка группы А. Быстрые антигенные тесты отличаются высокой чувствительностью и специфичностью. Их результат бывает готов в течение 10–40 минут.

Бактериологический посев. Слизь из носоглотки переносят на питательную среду, а затем пробирку помещают в термостат. В благоприятной среде бактерии начинают активно размножаться, приводя к образованию колоний. Этот метод лабораторной диагностики позволяет выявить возбудителя того или иного заболевания ЛОР-органов, а также определить его чувствительность к антибактериальным препаратам. Длительность бактериологического исследования составляет от 3 до 10 дней.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР). В ходе этого анализа устанавливают, какие именно микробы населяют полость носа и горла по их фрагментам ДНК, содержащимся в слизи. В зависимости от используемой методики длительность исследования составляет от нескольких часов до нескольких дней.

Расшифровка анализа мазка из зева и носа достаточно сложна. Для правильной оценки полученных результатов следует учитывать взаимосвязь между выявленными микроорганизмами и имеющейся патологией. Например, если пациент страдает рецидивирующим фурункулезом, то выявление в мазке золотистого стафилококка будет иметь диагностическую ценность. В то же время выявление у этого же пациента грибков рода кандида не является основанием для постановки диагноза микотического поражения и, соответственно, не требует лечения.

Мазок из зева и носа позволяет не только выявить микроба, послужившего возбудителем заболевания ЛОР-органов, но и определить его чувствительность к антибиотикам.

Даже у совершенно здорового человека в посеве слизи с носа и зева могут обнаруживаться разные микроорганизмы. Присутствие условно-патогенных микробов является вариантом нормы, если их количество незначительно, и они не вызывают заболеваний.

При микроскопии мазка из носа могут обнаруживаться и следующие типы клеток:

  • эозинофилы – в норме их не должно содержаться более 10% от общего числа лейкоцитов в мазке. Повышение этого показателя является лабораторным признаком аллергического ринита. В тоже время нормальное содержание эозинофилов не позволяет полностью исключить аллергическую природу ринита. Еще одной причиной повышенного содержания эозинофилов в мазке из носа может стать эозинофильный неаллергический ринит;
  • нейтрофилы – повышенное содержание в мазке нейтрофилов свидетельствует о том, что воспалительный процесс в полости вызван бактериями или вирусами и находится в острой стадии;
  • лимфоциты – повышенный уровень лимфоцитов в риноцитограмме чаще всего бывает обусловлен хроническим воспалением слизистой оболочки носовой полости;
  • эритроциты – в норме отсутствуют. Их появление в мазке связано с повышенной проницаемостью стенок кровеносных сосудов слизистой оболочки носа, что наблюдается при ринитах, вызванных вирусом гриппа или дифтерийной палочкой.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник