Меню Рубрики

Школа интернат для детей с дцп и полиомиелитом

Специальная школа-интернат №15 для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами г. Киева

(044) 450-92-55, 450-92-53, 450-92-59

Торба Леонид Сергеевич
(директор)

В специальной школе-интернате № 15 учатся дети с такими заболеваниями:

  1. Органическое поражение центральной нервной системы (детский церебральный паралич, последствия черепно-мозговых травм, последствия нейроинфекций);
  2. Заболевания периферической нервной системы (повреждения плечевого сплетения);
  3. Наследственные нервно-мышечные заболевания (прогрессирующая мышечная дистрофия, аневральная амиотрофия Шарко-Мари);
  4. Заболевания опорно-двигательного аппарата (артрогриппоз, остеохондродистрофия, врожденные вывихи тазобедренных суставов).

Подавляющее большинство детей, которые воспитываются в учреждении (74%), имеют диагноз «детский церебральный паралич».

Медицинское обслуживание и реабилитацию проводят 3 врача, 8 медицинских сестер, 12 массажистов и инструкторы лечебной физкультуры.

В школе оборудованы 5 залов лечебной физкультуры, 2 тренажерных зала, 9 медицинских кабинетов (гидротерапии, фитотерапии, оксигенотерапии, парафинотерапии, электролечения и т.п.).

В терапии больных ДЦП и другими заболеваниями центральной и периферической нервной системы соединены медикаментозное лечение с физиотерапией. Применяются:

  • электростимуляция ослабленных мышц конечностей, спины, брюшных мышц (импульсные токи по методике Семеновой К.А., электростимулирование мышц аппаратом «Миоритм»);
  • электрофорезы с сернокислой магнезией, эуфилином, бромом на воротниковую зону по Щербаку;
  • электросон – в лечении учеников с церебрастеническими проявлениями и неврозоподобными состояниями;
  • тепловые процедуры – парафиновая аппликация;
  • водолечение – лечебные ванны (хвойные, солевые), гидромассаж – положительно влияет на состояние центральной нервной системы, улучшают кровообращение, обмен веществ и двигательные функции;
  • информационно-волновая терапия – в лечении спастических, гиперкинетических форм ДЦП, неврозоподобных состояний, эмоционально-волевой недостаточности, недостатков речи.

Физиотерапевтические кабинеты электролечения и электросна оснащены необходимой аппаратурой для лечения учеников.

Медицинское обслуживание и целостная школьная коррекционно-восстановительная работа направлены на преодоление или уменьшение проявлений всех форм болезней органического поражения головного мозга.

Медицинская реабилитация учеников включает в себя проведение регулярных курсов восстановительной терапии, лечебную физкультуру, соблюдение ортопедического режима, логопедические занятия.

источник


Потиевская специальная общеобразовательная школа-интернат обеспечивает условия для восстановления здоровья, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возрастом от 6 лет. Обучение бесплатное и проводится по двум программам: общеобразовательной и вспомогательной.

За счет государства дети обеспечены одеждой, обувью, 4-разовым питанием и учебными материалами. К услугам ученикам три зала лечебной физкультуры, укомплектованные современными тренажерами, зал физиотерапии, кабинет парафинотерапии.

Учителя школы-интерната все усилия направляют на формирование у детей умения ориентироваться в социуме, применять знания на практике.

Учитывая особенности воспитанников, их психофизическое состояние, воспитатели пытаются выработать у детей необходимые навыки, которые пригодятся в самостоятельной жизни. С первый дней пребывания в интернате детей приучают к самообслуживанию. Это, в первую очередь, уход за собой, уборка своего рабочего места, постели, поддержание чистоты и порядка в школе и на ее территории. Воспитатели приучают детей к опрятности, воспитывают культуру питания, учат пользоваться столовыми приборами, следить за одеждой и обувью, вежливо вести себя с окружающими, знакомят с правилами общения.

Воспитательная работа организовывается таким образом, чтобы каждый ученик мог найти для себя интересное и посильное дело, которое будет способствовать полному удовлетворению его нужд, развитию его способностей.

Для этого в школе есть различные кружки и клубы: «Украинская вышивка», кружок компьютерной грамотности, театр-студия «Солнечные зайчики», спортивные секции и много других. Внеклассовая работа является одним из самых важных факторов дальнейшей социализации, наши воспитанники постоянно принимают участие в областных и всеукраинских творческих конкурсах, соревнованиях по инваспорту. Так, увлеченные театральным искусством, дети-инвалиды научились не замечать своих недостатков, не комплексовать, выходя на сцену вместе со здоровыми детьми.

Одной из важных форм социализации учеников также является школьный парламент. Именно здесь ученики имеют возможность высказать свое мнение и быть услышанными, принимать участие в формировании и принятии решений, касающихся их жизни. Самоуправление воспитывает в учениках инициативность, активность, самостоятельность, самокритичность, ответственность, навыки организаторской работы, развивает организаторские способности.

Большое значение для социальной адаптации детей, больных детским церебральным параличом, имеет производственно-трудовая подготовка. Она осуществляется по следующим направлениям:

  • слесарное дело;
  • швейное дело;
  • деревообработка;
  • вышивка;
  • пчеловодство.

Школа имеет три корпуса: учебный, спальный и мастерские. Для обучения и всестороннего развития учеников оборудовано 16 учебных и 8 спальных комнат, компьютерный класс, спортивный зал, игровую комнату, залы лечебной физкультуры, кабинет социально-бытовой ориентации, спортивные площадки, библиотеку. Кабинеты начальных классов оборудованы ортопедической мебелью.

коврик со следами — для развития координации движений, укрепления мышц рук, ног, профилактики плоскостопия, стимулирует формирование правильной осанки;

беговая дорожка — для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, разработки мышц ног, укрепления суставов, профилактики и лечения плоскостопия;

степпер — для увеличения тонуса мышц нижних конечностей, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ДЦП, спастическая диплегия, косолапость, плоско-вальгусные стопы);

сухой бассейн — шарики действуют как общий массаж, влияют на расслабление гипертонуса мышц, содействуют увеличению подвижности хребта и суставов, верхних и нижних конечностей;

сенсорные мячи — для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для зрительной и тактильной стимуляции;

батут — для координации движений, увеличения тонуса всех мышц при гипотонических формах, укреплениях голеностопного сустава;

велотренажеры — содействуют улучшению подвижности суставов, координации движений, увеличению силы в ослабленных, гипертрофированных мышцах, формированию походки;

массажный коврик Гофр — развивает координацию движений, массажирует стопы, содействует укреплению голеностопного сустава;

мягкий модуль «Кит» — для коррекции хребта, координации движений при сколиозах, сколиотических осанках, ДЦП, контрактурах суставов;

модуль «Космонавт» — для нормализации функции мышечного тонуса, тренировки лабиринтных рефлексов;

массажные ролики;

тренажерный комплекс для разработки мышц и суставов рук и ног;

машина для игр младших детей, которые начинают подготовительные занятия в зале ЛФК.

источник

Первым отечественным учреждением, оказывающим помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято счи­тать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г. в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководите­лем приюта становится основоположник отечественной ортопедии Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому им архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание новой клиники, соответствующей по тем временам мировым стандартам госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В совет­ское время учреждение переименуют в Дом физически дефектив­ных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановления трудоспособности дефективных детей и подростков, а впослед­ствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера. Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательно­го аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебно­му и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевидных ограничений трудоспособности этих лиц государство на протя­жении десятилетий не считало нужным озаботиться организаци­ей для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изменит эпидемия полиомиелита, поразившая мир в середине XX в.

К тому моменту во всех странах Европы и Северной Америки давно действовал закон о всеобуче. Школьники, перенёсшие полиомие­лит, сохраняя прежние способности к обучению, зачастую оказыва­лись физически неспособными посещать традиционно организован­ные учебные заведения. Цивилизованный мир столкнулся с необхо­димостью предложить этим детям и подросткам иные условия для получения образования. Так рождается модель школы для детей с последствиями полиомиелита.

По общему пути пошёл и СССР. В 1957 г. Министерство здраво­охранения издаёт приказ о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Принятию оригинального решения, исходившего из недр Минздрава, а не Минпроса, вне всякого со­мнения, способствовала атмосфера политической «оттепели». (Известно, что уникальный приказ появился благодаря более чем энер­гичным усилиям влиятельных родителей, чьи дети перенесли по­лиомиелит.) Решение было принято, бюджетное финансирование и помещения выделены, медицинские и педагогические штаты и став­ки утверждены, первые школы в Москве и Ленинграде открыты. Но буквально в те же годы изобретена вакцина, предупреждающая по­лиомиелит, что приведёт к быстрому снижению заболеваемости. По официальным данным, начиная с 1959 г. полиомиелит на террито­рии СССР удастся ликвидировать. Сложится необычная ситуация: специальные школы созданы, а учеников для них не находилось! Впрочем, существовала другая категория лиц с нарушением опор­но-двигательного аппарата — это те, кто перенёс детский цере­бральный паралич. При ДЦП двигательные нарушения нередко сопровождаются нарушением речи, задержкой психического разви­тия, иногда умственной отсталостью. Убеждены, что пойти на немалые бюджетные расходы ради столь «малоперспективных» учени­ков государство ещё долго бы не согласилось. Однако в конкрет­ном случае затраты уже были произведены, бюджет утверждён на годы вперёд, да и шла речь о трёх-четырёх школах. Необычные учебные заведения, чьё штатное расписание включало врачей-психоневрологов, ортопедов, педиатров, стоматологов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, а также средний медицинский персонал, инструк­торов ЛФК и логопедов, сохранили, несколько изменив название.

Так в нашей стране появились специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными паралича­ми. Осенью 1961 г. Совет министров РСФСР примет отдельное по­становление «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, перенёсших полиомиелит», весной 1963 г. Министерство просвещения РСФСР утвердит Положение о школе-интернате с осо­бым режимом для детей, перенёсших полиомиелит. Типовое поло­жение об этих учреждениях Министерство просвещения СССР ут­вердит 30 января 1978 г.

Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с по­следствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться права создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 учебном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удастся создать 11 специальных школ-интернатов для детей с послед­ствиями полиомиелита и церебральными параличами. Недоуменные вопросы: «Как случилось, что на Украине вдруг об­наружилось более двух тысяч учащихся с нарушением опорно­двигательного аппарата?», «Если дети с подобными диагнозами проживали в республике и прежде, почему закон о всеобуче не распространялся на них?» — рождаются лишь в случае рас­смотрения статистических данных в отрыве от социокультурно­го контекста. Завершая рассказ о специальных школах УССР, необходимо прокомментировать их кадровое обеспечение. По этому показателю Украина продолжала удерживать лидерство, если в республиках Закавказья и Средней Азии высшее де­фектологическое образование имело не более 1—2% учителей, в Белорусской ССР —9%, в среднем по стране 11 — 13%, то в специальных школах Украины 20% педагогов обладали необходимой квалификацией.

Итак, на примере Белоруссии, Грузии, Украины и Туркме­нии мы убедились, что после XX съезда КПСС расширение сети специальных школ прослеживается по всей стране. Вместе с тем степень дифференциации систем специального образова­ния, уровень и качество образования, предоставляемого уча­щимся с недостатками физического и умственного развития в союзных республиках СССР, оставались далеко не одинако­выми. В силу объективных и субъективных причин республи­канские министерства просвещения решали задачу обеспечения права детей-инвалидов на школьное образование с разной сте­пенью усердия. Повлиять на ситуацию могло исключительно высшее руководство государства. То, что это так, мы увидим, оценив результаты деятельности союзно-республиканского Ми­нистерства просвещения СССР, созданного в 1966 г. Упомяну­тое ведомство станет единым руководящим государственным органом, контролирующим исполнение правительственных ре­шений в сфере образования. За 25 лет, отведённых ему исто­рией страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделать для развития, укрепления и совершенствования отечественной системы специального образования немало.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав

источник

В 2014 году в Законе « Об образовании в РФ» появилось понятие « инклюзия». Это форма обучения, при которой дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают обычные общеобразовательные школы совместно со здоровыми (специалисты говорят, « нейротипичными») сверстниками.

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

Красногвардейская специальная (коррекционная) школа-интернат № 25

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

Красногвардейская специальная (коррекционная) школа-интернат № 25

Красногвардейская специальная (коррекционная) школа-интернат № 25

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 25 в селе Красногвардейском

Права такого ждали многие семьи, и ребенок-инвалид в классе общеобразовательного учреждения теперь не редкость.

Тем не менее заболевание заболеванию рознь, и нередко ребенок с ОВЗ должен на протяжении долгих лет проходить соответствующее лечение. В стране в последние годы открываются реабилитационные центры для таких ребятишек. Но получать там медицинскую помощь, проходить реабилитацию они могут лишь дважды в год, срок путевки – 21 день. Во многих случаях этого недостаточно. Да и не везде пока такие центры существуют.

Поэтому у семьи есть еще один вариант, также предусмотренный в российском законе об образовании: учить ребенка в специальной (коррекционной) школе, где наряду с обучением он регулярно получает необходимое лечение. Как правило, это школы-интернаты. Кроме каникул и выходных, дети там живут постоянно. Все услуги – образовательные, медицинские, питание, проживание – бесплатные.

Одно из таких образовательных учреждений находится на Ставрополье в селе Красногвардейском. Это специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 25 IV вида. Кодировка (IV вид) означает, что интернат предназначен для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, среди которых сколиозы разной степени, ДЦП, последствия полиомиелита и другие поражения двигательных функций. В интернате ребятам дают образование и стараются помочь встать на ноги. Многим – в прямом смысле этого слова.

У школы давняя, еще советских времен, история. Когда-то она принимала ребятишек со всего Союза. В 1990-е чудом уцелела. (А многие такие же закрылись, в Волгограде, например.)

Но возрождаться по-настоящему она начала в десятые годы уже XXI века. Здесь совпало два фактора. Наступило время, когда судьбой людей (в частности детей) с инвалидностью стали по-настоящему интересоваться власти – и федеральные, и региональные. Появились государственные программы поддержки разного уровня, пошло финансирование, возникли благотворительные фонды.

А во-вторых, шесть лет назад в школу был назначен новый директор Андрей Жваков.

На мой вопрос, чем ему пришлось заниматься в первую очередь – ремонтом здания, набором детей, переобучением персонала или обновлением оборудования, – он ответил, что всем сразу.

Помещения требовали капитального ремонта. Бассейн и актовый зал вообще были заколочены. Детей в школе было мало, современного медицинского оборудования тоже.

Сейчас в это трудно поверить. Двухэтажное здание школы-интерната снаружи и внутри выглядит ухоженным и комфортным. В бассейне прозрачной голубизной светится вода, плещутся ребятишки. Детей-колясочников в лечебные кабинеты второго этажа доставляет новенький пассажирско-грузовой лифт, пущенный в декабре прошлого года. В учебных классах компьютеры и интерактивные доски. Везде пандусы, во дворе недавно полученный, тоже с пандусом, микроавтобус.

Особая гордость школы – медицинский блок. Здесь два кабинета физиолечения с ультразвуковой, магнитолазерной и прочей мудреной аппаратурой. Два массажных кабинета, залы для лечебной физкультуры с так называемыми вертикализаторами и тренажерами для ходьбы. Кабинет гидротерапии, кабинет парафинолечения, сенсорная комната и т. д. Работают педиатр, невролог, ортопед, психотерапевт, стоматолог, целый штат медицинских сестер – всего медиков 23. На все направления медицинской деятельности получены лицензии в краевом минздраве.

Разумеется, все это оснащение, аппаратура, лифт и микроавтобус, пандусы, пластиковые окна, новая мебель, современное оборудование учебных кабинетов не появились в школе сами по себе.

Финансирование шло через краевые программы, утвержденные правительством Ставрополья, как то: « Реабилитация инвалидов в СК», « Право ребенка на семью», « Право быть равным», а также из федерального центра (программы модернизации систем общего образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в коррекционных учреждениях, программа « Доступная среда»).

Дело, однако, и в том, что, как охарактеризовали А. Жвакова в министерстве образования и молодежной политике края, он – успешный менеджер. Выделенные средства расходует эффективно, в срок, знает, что нужно для школы и детей.

При школе-интернате работает реабилитационный центр « Благо» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не являющихся учениками школы. Это современное реабилитационное учреждение, куда родители с детьми приезжают на три недели. Дети проходят лечение и реабилитацию, живут все в социальной гостинице при интернате. Очередь расписана уже до конца года.

Но первоначальная задумка создать центр реабилитации на базе школы возникла еще и потому, что в то время она стояла полупустая, ее нужно было наполнить детьми. Идею Андрею Юрьевичу подсказали (и помогли реализовать) в министерстве образования СК: пролечив детей и увидев возможности коррекционной школы-интерната, многие родители, скорее всего, решатся определить в нее детей. Так и произошло.

Но вообще-то, вопрос этот непростой. В Красногвардейской школе есть и приходящие ребятишки. Они либо здесь родились, либо их семьи специально переехали в село из другого места, чтобы ребенок все же постоянно жил дома, а не в интернате. Не все, однако, могут сменить с этой целью место жительства.

Между тем лечение и реабилитацию нужно начинать как можно раньше. В школе вспоминают случай, когда родители привезли четырнадцатилетнюю девочку в инвалидной коляске. Поставить на ноги ее уже было нельзя, время упущено, хотя врачи уверены: начнись лечение лет в шесть-семь, прогноз был бы благоприятным.

Как у десятилетней Вики, которую мы застали на занятии в зале ЛФК. Когда она поступила в школу, то передвигалась с помощью ходунков (последствия ДЦП). Потом встала на костыли. А теперь отбросила всякие подпорки.

– Кросс бегать она, наверное, не сможет, – говорит Андрей Юрьевич, – но ходить будет самостоятельно.

В зале лечебной физкультуры, кроме Вики, в тот момент занималась еще и шестилетняя Настя, которую отец привез из Пятигорска в вышеупомянутый реабилитационный центр « Благо». У девочки серьезные проблемы, на сегодняшний день ей нужно прежде всего научиться самостоятельно стоять. Для выработки навыков « удержания позы» применяются так называемые вертикализаторы – аппаратура современная и дорогая. Вика и Настя как раз занимались на этих тренажерах. Один из них – тренажер Гросса – школа заказывала в Москве, привез и установил его сам автор аппарата, результаты использования обнадеживающие. Тем же целям восстановления или компенсации нарушенных двигательных функций, их закрепления служит реабилитационный комбинезон, в просторечии именуемый « костюмом космонавта». Тренажер на самом деле имеет отношение к космическим разработкам.

Красногвардейская специальная (коррекционная) школа-интернат № 25 принимает детей с 6 лет. Они могут получить здесь основное и полное среднее образование. (В случае нарушений интеллектуального развития – специальное коррекционное.)

Учебное расписание выстраивается вокруг графика медицинских процедур. До десяти утра дети проходят лечение, затем начинаются уроки. Если ребенку нужен перерыв в учебе и отдых, он может это сделать.

Рядом постоянно младшие воспитатели, которые помогут дойти до кабинетов медблока, после лечения – в классы; колясочников сопроводят в лифт и обратно.

Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата это жизненно важно. Отсутствие такой помощи тормозит для них инклюзию. Рядом с ребенком с ДЦП в обычной школе часто вынуждена сидеть мама, у которой ни на что другое уже не остается времени.

А так они дети как дети: дружат, веселятся на интернатских праздниках, мечтают о будущем.

В Красногвардейской школе гордятся выпускниками, которые получают высшее образование в Санкт-Петербурге, Волгограде, учатся в колледжах Ставрополя, Ессентуков.

Каждый год педагоги вместе с учащимися выпускных классов и их родителями обсуждают, куда ребята смогут поступить после школы. К счастью, отделений, принимающих детей-инвалидов, в учебных заведениях профобразования становится больше.

Весной в школе проводится день открытых дверей. Педагогический коллектив, родители, представители органов образования говорят о дне сегодняшнем и планах на будущее. Оно у коррекционного образования в нашем крае есть.

источник

Визитная карточка

КГОБУ «Коррекционная школа-интернат VI вида»

Историческая справка

Год создания образовательного учреждения — 15 сентября 1965 г.

«Краевая школа-интернат для детей, имеющих остаточные явления полиомиелита и церебрального паралича» с контингентом учащихся 80 человек на ст. Санаторная.

В 1983 г. открытие нового здания школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и ДЦП на ст. Сад-город.

2. Этапы реорганизации, реформирования образовательного учреждения.

2.1 1993 г.- МОУ «Специальная школа-интернат для детей с последствиями полиомиелита и ДЦП»

2.2 1998 г. – Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

2.3 2002 г. – ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида».

2.4 2007 г. – Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида».

2.5 с 31 декабря 2010 г. по 26 декабря 2014 г. – краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида».

2.6. с 26 декабря 2014 г. по настоящее время – краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

В настоящее время в 15 классах и дошкольной группе школы-интерната обучаются 125 детей (дошкольников 15 человек, 110 учащихся). По лицензии наполняемость учреждения составляет 150 учащихся и воспитанников. В школе постоянно проживают и находятся на полном государственном обеспечении 25 детей в возрасте от 5 до 18 лет (группа детей детского дома). Всего в школе-интернате работают 96 сотрудников. Учебно-воспитательный процесс осуществляют 47 учителя и воспитателя.

Главной целью деятельности учреждения является обучение и воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Для достижения указанных целей школа-интернат осуществляет следующие виды деятельности:

  • образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования, начального общего, основного общего образования, адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью. ФГОС для детей с ОВЗ (Варианты 6.2, 6.3, 6.4.)
  • медицинскую помощь по охране здоровья воспитанников и укрепления их психофизического состояния, проведение реабилитационного лечения нарушения опорно-двигательного аппарата с использованием специального оборудования, проведение профилактических мероприятий, осуществление медицинского контроля за соблюдением санитарно-гигиенического режима, пропаганду санитарно-просветительских знаний.

Организация образовательного процесса:

Школа-интернат осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

  • I ступень – начальное общее образование (нормативный срок усвоения – 5 лет),
  • II ступень – основное общее образование (нормативный срок усвоения – 6 лет);

Программой дошкольного образования (2 года);

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (нормативный срок усвоения – 10 лет).

Выпускники школы владеют хорошими базовыми знаниями за курс основной школы, многие из них продолжают успешно обучаться в учреждениях среднего профессионального образования.

В здании общей площадью 7.141 кв.м. выделены блоки: медицинский, спальный, дошкольных групп (2) и учебных кабинетов.

Дошкольная подготовка осуществляется в дошкольной группе. Главной целью воспитательного и образовательного процесса является максимальное развитие ребенка в соответствии с его возможностями, подготовка к школьному обучению.

Для проведения лечебно-восстановительной работы, охраны и укрепления здоровья воспитанников в штатном расписании предусмотрены специалисты: невролог, стоматолог, врач-педиатр, инструктор ЛФК. В комплексное восстановительное лечение включаются такие процедуры как парафинолечение, физиопроцедуры, занятия лечебной физкультурой, медикаментозное лечение, протезно-ортопедическая помощь.

Для проведения культурного досуга и нравственного развития воспитанников, используется библиотека с читальным залом, игровая комната, актовый и дискотечный залы, тренажёрный зал.

В рамках дополнительного образования в школе уже 30 лет существует школьный фольклорный ансамбль «Россиянка», в котором дети учатся играть на русских народных инструментах, выступают на всех общешкольных мероприятиях, а также участвуют в региональных, краевых и даже международных фестивалях и конкурсах.

В школе работают кружки «Сделай сам», «Фантазия», «Бисероплетение» и др. всего 16 кружков.

Спортивно-оздоровительные мероприятия организуются в 2-х спортивном залах, в кабинете лечебной физкультуры, в спортивно-коррекционном зале дошкольных групп.

Воспитанники школы-интерната принимают активное участие в спортивных мероприятиях краевого и городского уровня по настольному теннису, дартсу, боча, легкой атлетике и волейболу среди людей с ограниченными возможностями здоровья.

источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы реабилитационная школа-интернат № 32 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы объявляет набор учащихся в 1–11-е классы на 2016/2017 учебный год.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы реабилитационная школа-интернат № 32 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в комплексной медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации и адаптации и имеющих трудности в освоении образовательных программ в связи с заболеванием или (и) его последствиями объявляет набор учащихся в 1–11-е классы на 2016/2017 учебный год.

В реабилитационную школу-интернат принимаются: дети с заболеваниями крови (острым лимфобластным лейкозом, гемофилией, тяжелыми формами анемий, в том числе железодефицитной анемией), тромбоцитопенической пурпурой, первичными иммунодефицитам и другими заболеваниями крови); заболеваниями органов дыхания (бронхиальной астмой; рецидивирующим обструктивным бронхитом); заболеваниями опорно-двигательного аппарата (дисплазии соединительной ткани, врожденными вывихами тазобедренных суставов, врожденными аномалиями развития костной системы, ювенильным ревматоидным артритом, остеохондропатией); заболеваниями нервной системы (ДЦП со способностью к самообслуживанию и передвижению 1–2 степени; синдромом вегетативной дистонии с синкопальными состояниями, церебро-астеническим синдромом; последствиями поражения периферической нервной системы (невропатией).

Обучение в школе-интернате осуществляется: по общеобразовательным и адаптированным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в условиях, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

В реабилитационной школе-интернате предоставляется широкий спектр услуг, обеспечивающих комплексную (медицинскую, психолого-педагогическую и социальную) реабилитацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с использованием современных реабилитационных технологий.

Все обучающиеся реабилитационной школы-интерната обеспечиваются бесплатным шестиразовым сбалансированным питанием.

Режимы пребывания в реабилитационной школе-интернате: дневной (8.00–17.00), круглосуточный (понедельник – пятница).

Зачисление ребенка в реабилитационную школу-интернат осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) в соответствии с медицинскими рекомендациями, рекомендациями (заключением) комиссии по комплектованию реабилитационно-образовательных учреждений Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, направлением (путевкой) Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

При поступлении ребенка в реабилитационную школу-интернат родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

заявление родителей (законных представителей);

направление (путевку) Департамента социальной защиты населения города Москвы;

заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы;

копии документов, удостоверяющих личность ребенка (свидетельство о рождении, паспорт);

копии документов родителей ребенка (законных представителей или лиц, их заменяющих) – паспорт;

медицинскую документацию (медицинское заключение врачебной комиссии (приложение № 3 к приказу ДЗМ № 297 от 01.04.2013 г.), медицинскую карту, прививочную карту, соответствующие анализы, справку об отсутствии контактов с инфекционными заболеваниями по месту жительства и месту предыдущей учебы);

полис обязательного медицинского страхования;

СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета);

ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);

справку об инвалидности (в случае наличия);

индивидуальную программу реабилитации;

ведомость текущей успеваемости, заверенную печатью учреждения, в котором обучался ребенок;

аттестат о среднем общем образовании (для выпускников 9-х классов)

справку с места жительства.

Телефоны для справок: 8-499-793-27-45, 8-499-793-27-18.

Адрес реабилитационной школы-интерната № 32: г. Москва, улица Адмирала Лазарева, дом 53 (м. Бунинская аллея).

источник

По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода.

В медицинской литературе первые упоминания о ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлияние при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича.

Однако, приоритет в открытии данной патологии, безусловно, принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. В 1839 году он описал нескольких детей с последствиями родовых травм, а в 1862 году Литтль представил подробное классическое описание болезни в монографии «Спастичный ребенок». Этот ребенок имел «неправильную походку, слюнотечение, трудности в речи и слабоумие». Литтль представил свой взгляд на этиологию ДЦП, а именно, он придавал решающее значение родовым травмам и кровоизлияниям в мозг при рождении. На основании наблюдений он писал, что такие дети в дальнейшем либо «перерастают» свои трудности, либо они безнадежны и должны находиться в специальных учреждениях. В 60-х годах XIX века Литтль не мог найти ключ к разгадке патогенетических механизмов данной патологии. В конце монографий он предположил, что двери к дальнейшему изучению церебрального паралича останутся закрытыми на протяжении многих лет.

Однако практически в то же время появляется фундаментальная работа И. А. Сеченова «Рефлексы головного мозга», позволившая в дальнейшем открыть те двери, о которых писал Вильям Литтль. Теперь науке известно, что ДЦП, собственно, и является сложной патологией рефлекторной сферы.

Признательные последователи Литтля назвали описанное им заболевание именем этого ученого — «болезнь Литтля». В дальнейшем это название постепенно вышло из употребления в связи с тем, что Литтль описал только одну, правда наиболее распространенную, форму ДЦП — спастическую диплегию.

В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием — ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин.

Несмотря на пессимистичное пророчество Литтля о том, что ДЦП еще долго останется «белым пятном», в XX веке эта патология неожиданно попадает в разряд актуальных проблем медицины, а затем и специальной педагогики. Еще в начале XX века несчастные родители детей с ДЦП получали отказ в ответ на свои просьбы и обращения в разные учреждения по поводу лечения и воспитания ребенка. Родителей убеждали в бесполезности каких-либо лечебных мероприятий, а формальным поводом для отказа было то, что специальных учреждений для лечения таких пациентов не существовало. Ситуацию изменила прошедшая в первой половине XX века пандемия полиомиелита. В большинстве стран заболевание приобрело такие масштабы, что потребовалась организация специальных лечебных и образовательных учреждений для таких детей.

И вот в эти учреждения для детей, больных полиомиелитом или перенесших полиомиелит, стали обращаться родители детей с ДЦП. Конечно, ДЦП и полиомиелит имеют лишь отдаленное сходство в симптоматике и патогенетических механизмах. Однако врачи уже не могли отказывать в лечении больных ДЦП, тем более, что всплеск заболевания полиомиелитом проходил, клиники пустели и оказывались на грани закрытия, если бы не дети с ДЦП. (В середине XX века американцы изобрели вакцину против полиомиелита, и с тех пор это заболевание стало достаточно редким следствием халатности или предрассудков родителей, игнорирующих прививки).

В России организация помощи детям с ДЦП берет свое начало с 1890 года, когда группа «Синий крест» основала в Санкт-Петербурге «Приют для детей-калек и паралитиков» на 20 мест. В этот приют в 1904 году был приглашен в качестве консультанта основоположник отечественной ортопедии, заведующий кафедрой Военно-медицинской академии Генрих Иванович

Турнер. В 1931 году в том же здании был открыт Ленинградский научно-исследовательский институт детской ортопедии им. Г. И.Турнера, сотрудники которого явились в нашей стране первопроходцами в области изучения ДЦП.

После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. В 30-х годах начинает развиваться и санаторно-курортное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Но так же, как и за рубежом, решающую роль в организации помощи детям с ДЦП сыграла эпидемия полиомиелита, которая в нашей стране прошла в 40—50-х годах. В связи с эпидемией был усилен интерес к лечению детей с патологией опорно-двигательного аппарата, а в 1957 году вышел приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Это название сохранялось за школами еще в 80-х годах, когда детей с последствиями полиомиелита уже не было, а школы были заполнены и переполнены детьми с ДЦП.

В 1955 г. Джонас Солк объявил о создании первой в мире вакцины против полиомиелита — инактивированной полиовакцины (ИПВ, «вакцина Солка»), в которой вирус был инактивирован формалином.

В 1956 г. Элберт Сэйбин объявил о создании живой полиомиелитной пероральной вакцины (ОПВ), приготовленной на основе ослабленных вирусов полиомиелита 3 типов.

В 1977 г. было объявлено о создании Джонасом Солком в содружестве с Голландским Королевским Институтом вакцин и Институтом Мерье (Франция) новой усиленной ИПВ (уИПВ).

Дети с ДЦП стали основным контингентом школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика показала, что, хотя 78,5% детей с ДЦП — инвалиды, при наличии лечения и специального обучения 70,0% из них могут быть приобщены к труду. В связи с признанием социальной значимости данной проблемы необходимо было решать вопросы организации и повышения эффективности обучения таких детей. Эту работу возглавила московская лаборатория НИИ Дефектологии под руководством М. В. Ипполитовой.

По мере психолого-педагогического изучения школьников с ДЦП становилось очевидно, что необходимо начинать специальное образование этих детей как можно раньше. И в 1970—72 годах выходят приказы Министерства здравоохранения и Министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений. Однако, развертывание сети специальных дошкольных учреждений для таких детей проходило крайне медленно в связи с неопределенностью в вопросах материального оснащения, недостаточным методическим обеспечением педагогического

процесса, отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и сложностью комплектования учреждений. Дело в том, что специальное дошкольное образование детей с выраженными формами заболевания требовало и требует больших материальных затрат, а в те годы экономические соображения превалировали над гуманистическими. В связи с этим учреждения создавались только для детей с легкими отклонениями в физическом развитии, и проблема оказания помощи большинству дошкольников с ДЦП при таком подходе не решалась.

Какой же выход предлагало советское государство для детей с выраженными формами ДЦП? Пожизненное пребывание в психоневрологических домах-интернатах системы социального обеспечения. Неудивительно, что многие родители просто оставляли ребенка дома и пытались помочь ему своими силами. О том, через какие испытания проходит семья ребенка с ДЦП, хорошо написано в книге Мари Киллилц «История о том, как родительская любовь смогла победить тяжелую болезнь». Однако далеко не у всех детей с ДЦП в мире и в нашей стране жизнь сложилась так, как у маленькой американской девочки — дочери автора этой книги.

В эпоху перестройки демократические тенденции в развитии общества привели к организации новых учреждений для детей с ДЦП. Это, в основном, различные центры, имеющие более широкие возможности в организации материальной базы, штатного расписания, форм работы с детьми и комплектования. Однако, проблема научно-методического обеспечения педагогического процесса в этих учреждениях обозначена еще ярче в связи с тем, что большинство энтузиастов, работающих в таких центрах, имеют малый опыт и знания в области специальной педагогики.

Предмет, объект, цель и задачи исследований в области образования дошкольников с ДЦП

Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области абилитации детей с ДЦП, но и опыт, накопленный человечеством в области дошкольного воспитания разных категорий детей.

К сожалению, научных исследований в области специального образования дошкольников с ДЦП еще очень мало. В методической и практической деятельности специалистам приходится больше опираться на данные общей и специальной педагогики, а также рекомендации врачей и психологов.

Для любой области научного знания важно, прежде всего, определить категориальный аппарат исследований.

По мнению Н. Н. Малофеева, дети, наиболее нуждавшиеся в специальной педагогической помощи, были вытеснены из пространства «дефектологического квадрата» в связи с диктатом образовательного ценза

Специальное образование детей с церебральным параличом не имеет в нашей стране краткого названия, подобно сурдопедагогике или тифлопедагогике. Попытки перенести венгерское название «кондуктивная педагогика» пока не увенчались успехом. Возможно, это отражает современную тенденцию личностной ориентации наук о человеке (медицины, психологии, педагогики) и связанного с ней перехода от классификационного анализа к квалификационному. Эта тенденция существенным образом затрагивает не только терминологию, но и профессиональный язык в целом. В связи с этим прежний способ образования названий областей специальной педагогики, отражающий прежде всего дефект, неприемлем, а новые названия не вписываются в старую систему.

Объектом изучения в данной области науки является процесс образования, включающий социальную абилитацию дошкольников с церебральным параличом. Такая абилитация должна проводиться комплексно усилиями медиков, психологов, педагогов и родителей. При этом важно определить как местоо каждого участника процесса, так и систему взаимодействия этих лиц.

Предметом изучения должны быть закономерности появления у ребенка ожидаемых качеств при создании определенных условий, использовании заданных методик и т. п. в специальном образовательном процессе.

Цель изучения — повышение эффективности абилитационного процесса. Оценивать же эффективность мы можем только тогда, когда четко определяем ожидаемый результат абилитационного процесса. По сути, здесь необходимо знать, какую личность мы хотим воспитать, т. е. каков социальный запрос. В специальной педагогике этот вопрос решается в соответствии с общепедагогическими концепциями.

1.Обобщение и анализ мирового опыта в области педагогической абилитации дошкольников с ДЦП.

2.Психолого-педагогическое исследование контингента дошкольников с ДЦП.

3.Определение ожидаемого результата педагогической работы в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и общества.

4.Определение путей достижения ожидаемого результата работы.

5.Определение содержания педагогической работы.

6.Разработка, апробация и оценка эффективности методик, используемых в абилитационном процессе.

7.Научно обоснованная организация специальной педагогической помощи дошкольникам с ДЦП.

Решение этих задач возможно только с, привлечением знаний из разных наук. Это, прежде всего, медицинские, физиологические, психологические и педагогические знания о развитии ребенка в дошкольном возрасте, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, в развитии любого ребенка всегда больше общего, чем особенного и специфического.

Изучение особенностей образования дошкольников с ДЦП относится к области специальной педагогики и психологии, поэтому закономерности, выявленные в этой сфере, проявляются и в работе с детьми с ДЦП.

Специфические компоненты педагогической работы с детьми с ДЦП могут быть определены только с учетом знаний о патологии ДЦП, которая исследуется, прежде всего, в детской невропатологии и ортопедии.

Разработка категориального аппарата исследований и интерпретация полученных данных зависят от философских концепций, лежащих в их основе.

Таким образом, для проведения эффективных научных исследований в области образования дошкольников с ДЦП специалист должен иметь достаточный запас знаний, позволяющих интегрировать данные из возрастной физиологии, психологии и педагогики, невропатологии и ортопедии, специальной психологии и педагогики на качественной философской основе.

Распространенность ДЦП.

Актуальность развития системы специального образования дошкольников с ДЦП определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы. Какова распространенность ДЦП?

По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников.

На конференции Американской Академии по изучению церебрального паралича в 1978 году отмечалось, что среди 1000 семилетних детей 5 страдают ДЦП. На 10 000 родов приходилось 32 мальчика и 22 девочки с ДЦП.

По данным М.Борковской, в Польше в 1989 году на 1000 детей было 2—3 ребенка с ДЦП.

По данным ЛНИИДОИ им. Г. И.Турнера, в Ленинграде в 1974 году было зарегистрировано 2,5 случая ДЦП на 1000 детей, а в 1988 году — 2,5—3 случая на 1000. В то же время, в 80-х годах говорилось о том, что заболеваемость ДЦП резко увеличивается.

В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году — 1,72 на 1000, в 1982-89 годах — 5,6-8,9 на 1000.

Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают следующие:

1.Улучшение диагностики и учета детей с ДЦП. Действительно, трудно сказать, сколько детей с ДЦП было в то время, когда

эту патологию вообще не распознавали. Кроме того, сама организация специализированной медицинской помощи во второй

половине XX века в нашей стране претерпевала значительные

изменения, и это позволило более точно диагностировать и учитывать патологию ДЦП, особенно среди сельского населения.

2.Успехи медицины в области акушерства. В XX веке

значительно снизилась смертность новорожденных, но возросло

количество детей с врожденной патологией центральной нервной

3.Общий рост патологии детства. Человечество расплачивается с природой за увеличение продолжительности жизни, комфорт и попытки игнорировать свою биологическую сущность.

Однако женские особи оказываются более стойкими, и ДЦП в

1,3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Подведем итоги.

1.Патология ДЦП была выделена учеными в середине XIX века, но наибольшую актуальность эта проблема приобрела в XX веке.

2.На протяжении XX века в России, так же как в других развитых странах, оформлялась система оказания медицинской, педагогической, социальной, психологической помощи детям с ДЦП.

3.Образование дошкольников с ДЦП является частью системы общего образования, оно самым непосредственным образом зависит от социальной политики государства. В то же время, как и любая сфера деятельности, образование может быть эффективным только тогда, когда оно осуществляется на научной основе.

4.На протяжении XX века наблюдался существенный рост статистических данных о распространенности ДЦП. Это свидетельствует не только о росте заболеваемости ДЦП, но и о том, что была организована система диагностики и учета лиц с этой патологией.

Влияние патологии ДЦП

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Если у ребенка ДЦП, то родители должны понимать все проблемы и особенности его состояния. Да, это больные дети. Чаще всего у них существенные затруднения с самыми обычными движениями. Кроме того, вместе с физическими нарушениями могут присутствовать умственная неполноценность, снижение интеллекта. Однако все это не повод забросить ребенка и не заниматься его развитием.

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми. Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическая и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Диагноз «детский церебральный паралич» совсем не означает, что малыш будет прикован к инвалидному креслу и не сможет сам даже умываться и чистить зубы. Все зависит от того, как с ним занимались. У многих детей наблюдается прогресс, но не сразу, а в результате труда их родителей. Возможность учиться и развиваться они получили не так давно – это стоит учитывать. Сегодня качественная терапия и занятия с правильными педагогами дают очень хорошие результаты.

источник

Читайте также:  Полиомиелит посещение сада после прививки