Меню Рубрики

Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом

Первым отечественным учреждением, оказывающим помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято счи­тать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г. в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководите­лем приюта становится основоположник отечественной ортопедии Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому им архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание новой клиники, соответствующей по тем временам мировым стандартам госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В совет­ское время учреждение переименуют в Дом физически дефектив­ных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановления трудоспособности дефективных детей и подростков, а впослед­ствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера. Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательно­го аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебно­му и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевидных ограничений трудоспособности этих лиц государство на протя­жении десятилетий не считало нужным озаботиться организаци­ей для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изменит эпидемия полиомиелита, поразившая мир в середине XX в.

К тому моменту во всех странах Европы и Северной Америки давно действовал закон о всеобуче. Школьники, перенёсшие полиомие­лит, сохраняя прежние способности к обучению, зачастую оказыва­лись физически неспособными посещать традиционно организован­ные учебные заведения. Цивилизованный мир столкнулся с необхо­димостью предложить этим детям и подросткам иные условия для получения образования. Так рождается модель школы для детей с последствиями полиомиелита.

По общему пути пошёл и СССР. В 1957 г. Министерство здраво­охранения издаёт приказ о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Принятию оригинального решения, исходившего из недр Минздрава, а не Минпроса, вне всякого со­мнения, способствовала атмосфера политической «оттепели». (Известно, что уникальный приказ появился благодаря более чем энер­гичным усилиям влиятельных родителей, чьи дети перенесли по­лиомиелит.) Решение было принято, бюджетное финансирование и помещения выделены, медицинские и педагогические штаты и став­ки утверждены, первые школы в Москве и Ленинграде открыты. Но буквально в те же годы изобретена вакцина, предупреждающая по­лиомиелит, что приведёт к быстрому снижению заболеваемости. По официальным данным, начиная с 1959 г. полиомиелит на террито­рии СССР удастся ликвидировать. Сложится необычная ситуация: специальные школы созданы, а учеников для них не находилось! Впрочем, существовала другая категория лиц с нарушением опор­но-двигательного аппарата — это те, кто перенёс детский цере­бральный паралич. При ДЦП двигательные нарушения нередко сопровождаются нарушением речи, задержкой психического разви­тия, иногда умственной отсталостью. Убеждены, что пойти на немалые бюджетные расходы ради столь «малоперспективных» учени­ков государство ещё долго бы не согласилось. Однако в конкрет­ном случае затраты уже были произведены, бюджет утверждён на годы вперёд, да и шла речь о трёх-четырёх школах. Необычные учебные заведения, чьё штатное расписание включало врачей-психоневрологов, ортопедов, педиатров, стоматологов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, а также средний медицинский персонал, инструк­торов ЛФК и логопедов, сохранили, несколько изменив название.

Так в нашей стране появились специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными паралича­ми. Осенью 1961 г. Совет министров РСФСР примет отдельное по­становление «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, перенёсших полиомиелит», весной 1963 г. Министерство просвещения РСФСР утвердит Положение о школе-интернате с осо­бым режимом для детей, перенёсших полиомиелит. Типовое поло­жение об этих учреждениях Министерство просвещения СССР ут­вердит 30 января 1978 г.

Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с по­следствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться права создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 учебном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удастся создать 11 специальных школ-интернатов для детей с послед­ствиями полиомиелита и церебральными параличами. Недоуменные вопросы: «Как случилось, что на Украине вдруг об­наружилось более двух тысяч учащихся с нарушением опорно­двигательного аппарата?», «Если дети с подобными диагнозами проживали в республике и прежде, почему закон о всеобуче не распространялся на них?» — рождаются лишь в случае рас­смотрения статистических данных в отрыве от социокультурно­го контекста. Завершая рассказ о специальных школах УССР, необходимо прокомментировать их кадровое обеспечение. По этому показателю Украина продолжала удерживать лидерство, если в республиках Закавказья и Средней Азии высшее де­фектологическое образование имело не более 1—2% учителей, в Белорусской ССР —9%, в среднем по стране 11 — 13%, то в специальных школах Украины 20% педагогов обладали необходимой квалификацией.

Итак, на примере Белоруссии, Грузии, Украины и Туркме­нии мы убедились, что после XX съезда КПСС расширение сети специальных школ прослеживается по всей стране. Вместе с тем степень дифференциации систем специального образова­ния, уровень и качество образования, предоставляемого уча­щимся с недостатками физического и умственного развития в союзных республиках СССР, оставались далеко не одинако­выми. В силу объективных и субъективных причин республи­канские министерства просвещения решали задачу обеспечения права детей-инвалидов на школьное образование с разной сте­пенью усердия. Повлиять на ситуацию могло исключительно высшее руководство государства. То, что это так, мы увидим, оценив результаты деятельности союзно-республиканского Ми­нистерства просвещения СССР, созданного в 1966 г. Упомяну­тое ведомство станет единым руководящим государственным органом, контролирующим исполнение правительственных ре­шений в сфере образования. За 25 лет, отведённых ему исто­рией страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделать для развития, укрепления и совершенствования отечественной системы специального образования немало.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав

источник

Если у ребенка ДЦП, то родители должны понимать все проблемы и особенности его состояния. Да, это больные дети. Чаще всего у них существенные затруднения с самыми обычными движениями. Кроме того, вместе с физическими нарушениями могут присутствовать умственная неполноценность, снижение интеллекта. Однако все это не повод забросить ребенка и не заниматься его развитием.

Сегодня существует множество вариантов для обучения детей с разными формами ДЦП. Первый из них — самая обычная школа. Если его состояние позволяет, а школа готова помочь ему, то это вполне возможно. Другой вариант — надомное обучение. Тут основная нагрузка ложится на родителей. Третий вариант – школы-интернаты, которые предлагают круглосуточный уход за ребенком. Там он может проводить 5-6 дней в неделю или даже все 7, если необходимо. Это не только обучение, но и медицинская помощь, массажи. В любом случае нужно учитывать возможности и потребности самого ребенка. Так его жизнь будет полноценной настолько, насколько это возможно.

Диагноз ДЦП чаще всего могут поставить еще во время беременности. Различается несколько форм ДЦП по тяжести заболевания. В любом случае это больной ребенок, который ограничен физически и часто имеет умственные отклонения, ведь детский церебральный паралич поражает лобные доли мозга. Часто причиной становится неправильный образ жизни матери в период беременности, но это не единственная причина. ДЦП также может быть следствием тяжелых родовых травм или болезней, которые малыш перенес до первого года жизни. К ним относится, например, полиомиелит.

Поражены зоны мозга, которые отвечают за движение, его активность. У таких детей наблюдаются серьезные нарушения:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • интеллектуальные;
  • проблемы речи;
  • другие проблемы, связанные с высшей нервной деятельностью.

ДЦП у детей может быть последствием полиомиелита, хондродистрофии (заболевание, при котором рост конечностей затруднен), миопатии (неправильно развиваются мышцы). Все это ведет к необратимым изменениям функций конечностей, внутренних органов и нервной проводимости, иногда сопровождается регулярными болями.

Их очень много, и тут все зависит от тяжести заболевания у детей и возможностей лечения. Часто с помощью массажа и терапии удается исправить некоторые проблемы. Самые частые ограничения физической активности:

  • ограничения произвольных движений;
  • проблемы с мышечным тонусом;
  • нарушения координации движений, равновесия;
  • отсутствие ощущения конечности, части тела.

Каждое из физических ограничений может быть выражено в большей или меньшей степени. Такие особенности ребенка не всегда позволяют ему учиться в школе и даже выходить на прогулку без помощи трости или кресла-каталки. В особо тяжелых случаях это лежачие пациенты, которым нужен круглосуточный уход. Здесь уже речь идет не про обучение, а про обеспечение приемлемого уровня жизни и обезболивание.

Нарушение умственной деятельности встречается очень часто у детей, страдающих ДЦП. В большинстве случаев оно минимально, но бывают тяжелые нарушения. Особенно это характерно для детей, которые пережили родовую травму. У них умственная деятельность может быть сведена к минимуму. Для них, конечно, нет возможностей обучения, в лучшем случае за несколько лет удается привить элементарные бытовые навыки.

Чаще всего нарушения характеризуются быстрой утомляемостью и нарушением концентрации. Целенаправленная деятельность может быстро начать раздражать ребенка. В этом случае необходим индивидуальный подход к обучению, который учитывает эти индивидуальные особенности. В результате такого беспокойства дети начинают много двигаться, совершать непроизвольные судорожные движения. Это очень мешает им и может доставлять дискомфорт.

Очень тяжело организовать произвольную деятельность такого ученика. Дети с диагнозом ДЦП часто бывают ранимые, и замечания, даже вежливые, могут надолго их обидеть, приведут к слезам и отказу от деятельности. Еще отмечаются серьезные адаптационные проблемы. Ребенка тяжело оторвать от матери даже на короткое время вроде 2-3 часов.

Еще 20 лет назад таких детей не всегда соглашались обучать, для них было очень мало интернатов. Проблема данного заболевания и адаптации детей в обществе полностью ложилась на родителей, которые часто не обладали специальными знаниями, не понимали до конца суть диагноза. Из-за этого жизнь ребенка была плачевной. Нет возможности учиться, общаться, развиваться – это только усугубляло состояние. Отношение общества к проблеме было негативным: малышей жалели, пока они маленькие, но подростков и взрослых с ДЦП просто не принимали в учебные заведения, на работу. Они оставались невостребованными.

В последнее время к проблеме социальной адаптации детей с инвалидностью относятся иначе. Конечно, в любое время, оставленный без любых возможностей к развитию, такой малыш резко деградирует. Даже если у него сохранена интеллектуальная функция, он теряет многие возможности, теряет свою личность. Детям обязательно нужно давать возможности для обучения, общения, игр, нормальных детских занятий. Конечно, настолько, насколько это возможно.

К сожалению, среди причин детской инвалидности церебральный паралич занимает одну из лидирующих позиций. С рождения дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре, заботе. Многие из них с трудом могут войти в общество, начать общаться даже на простейшем уровне. Часто тому причиной особая форма поведения таких детей: они раздражительны, плаксивы, бывают агрессивны.

Некоторые школы принимают детей с подобными проблемами. Но нужно учесть много «но», прежде чем малыш сядет за парту вместе со всеми. Здесь все зависит от нескольких факторов:

  • физическая и интеллектуальная способность к обучению;
  • разрешение врача на посещение учебного заведения;
  • минимальная агрессивность ученика;
  • способность школы принять ребенка-инвалида;
  • наличие квалифицированных педагогов в области дефектологии.

К сожалению, нечасто бывает так, что все эти факторы соблюдаются и ученик с ДЦП может посещать обычную школу. Чаще всего его направляют на надомное обучение, экстернат. Тут еще очень важно подобрать особую программу и подход к малышу. Обычная ситуация: класс 20-30 человек, один педагог – уделить внимание всем невозможно. А малышу с таким заболеванием нужно постоянное участие и помощь учителя.

Кроме того, он не всегда может сам передвигаться, подниматься по лестницам, ходить в туалет. С ним должна быть мама или медсестра. Это тоже сильно усложняет посещение обычной школы. Здесь непринятие коллективом выходит на второй план, но оно не менее важно. Вашему малышу, как и любому другому, хочется иметь друзей, нормальные отношения. Из-за проблем и физических проявлений болезни он может быть объектом насмешек и даже травли. Это стоит учитывать родителям, даже если есть возможность обучения в школе и нормальный уровень интеллекта.

Этот вид обучения более предпочтителен. Тут привычная атмосфера, есть возможности для отдыха, перерывов на сон и еду. Такого школа точно предложить не сможет. С другой стороны, должен быть кто-то, кто постоянно находится с ребенком, контролирует занятия. К школьнику будут приходить учителя. Тут он лишен функции общения с другими детьми, что не очень хорошо: у него не будет полноценного социального опыта, как у других детей. У таких малышей хуже развивается речь, а поведение становится еще более нестабильным. Родители и учителя делают ему поблажки, часто потакают желаниям – это негативно сказывается на личностном развитии.

Обучение – это еще не все, что нужно детям с ДЦП. Вам будет необходим контроль врача, иногда – присутствие медицинской сестры. Массажи и бассейн очень хорошо помогают снять стрессы, боли от мышечного напряжения. Их тоже придется посещать регулярно. А еще это возможность развивать своего малыша по индивидуальной программе.

Конечно, дома малыш или подросток чувствуют себя уютно, они окружены заботой родителей. Если правильно проводить воспитание, то дети могут быть довольно мягкими, понимающими. Чем лучше сохранен интеллект, тем проще воспитать нормальные моральные качества. Главное, взрослым нужно помнить: их ребенок не всегда останется маленьким. Нужно подготовить его к взрослой жизни, насколько это возможно.

Если вы решились на домашнее обучение, то стоит учитывать все особенности данной ситуации. Есть два коротких, но простых правила, которые помогут родителям. Да, обучение дома малыша с ДЦП — это всегда тяжелый труд, постоянное внимание к нему. Но это ваше дитя и ваш выбор.

  1. У каждого свой круг возможностей. Не стоит перегружать детей, желая им добра. От повышенной нагрузки такой малыш только пострадает, а не станет сильнее, умнее, быстрее. Но и давать меньше тоже не стоит. Он может учиться, и скоро вы поймете его минимум и максимум возможностей. Оставайтесь в этом диапазоне.
  2. Терпение, хороший план занятий и вера в успех — вот то, что может сильно помочь. Никто не говорил, что это легко и просто, но забудьте о неудачах и двигайтесь вперед. Некоторым вещам дети учатся годами, хоть это что-то очень простое. Детишки с ДЦП стараются, но у каждого их них есть четкие границы возможностей.
Читайте также:  Нужна ли вторая ревакцинация полиомиелита

Эти два правила подходят не только для обучения, но и могут стать концепцией любых занятий для малышей с ДЦП, будь то чтение, спорт, личная гигиена. Ругать их за то, чего они просто не могут, глупо со стороны родителей или учителей.

Действительно хороший выход для детей и их родителей в случае с ДЦП — школа-интернат. Часто в таком интернате дети проводят 5-6 дней в неделю, их забирают домой на выходные и каникулы. Если у родителей нет такой возможности, ученик может провести часть и этого времени в интернате. Конечно, звучит это все довольно жестоко: больных детей приходится отрывать от дома, отдавать в интернат… Однако не у всех родителей есть возможность и силы заниматься развитием и оказывать уход таким малышам, не все готовы принять их особенности. В этом смысле интернат — хороший выход. Главный его плюс — дети не изолированы от общества.

Здесь есть условия для получения образования, работают педагоги-дефектологи, нянечки и медицинский персонал. Они разделяют детей на группы по возможностям для более эффективного обучения. Занятия проходят в рамках обычной школьной программы. После окончания обучения ребенок получает аттестат, как и обычные дети.

Еще в интернате обязательно есть возможности для лечения и регулярной терапии. Если нужно обезболивающее, его будут предоставлять. Здесь же делают лечебный массаж, занимаются специальной физкультурой. Занятия подбираются индивидуально для всех детей.

Конечно, чаще всего в интернат попадают дети с тяжелой формой заболевания. Многим из них нельзя давать школьные знания, а необходим лишь правильный уход и терапия. Это спорный вопрос, где лучше: в интернате или дома. Каждая ситуация должна рассматриваться отдельно. С одной стороны, это общение в кругу детей с общим недугом, тут не будет злых насмешек и обид. С другой — малыш оторван от дома, а ведь никакие нянечки не смогут дать столько любви, сколько дает семья.

Главная задача всех учебных заведений, работающих с больными детьми, состоит в том, чтобы привить им самостоятельность. Одного обучения школьным дисциплинам мало – нужно показать деткам, как они могут быть полезны для общества, что могут делать для себя. Многие из них страдают легкой формой ДЦП. Это позволяет им вполне нормально работать, обеспечивать себя и вести нормальную жизнь.

Для некоторых детей есть возможность продолжить обучение – опять же все зависит от физических возможностей и состояния. Некоторые решают посещать профильные училища для получения профессии, а кто-то даже идет в ВУЗы. Если сохранен интеллект, то такие профессии, как программист, экономист, медицинский работник (медсестра, медбрат), педагог, вполне доступны для них. Есть масса возможностей для работы. Сейчас работа на компьютере становится самой популярной, а ведь ее можно выполнять даже из дома.

Диагноз «детский церебральный паралич» совсем не означает, что малыш будет прикован к инвалидному креслу и не сможет сам даже умываться и чистить зубы. Все зависит от того, как с ним занимались. У многих детей наблюдается прогресс, но не сразу, а в результате труда их родителей. Возможность учиться и развиваться они получили не так давно – это стоит учитывать. Сегодня качественная терапия и занятия с правильными педагогами дают очень хорошие результаты.

источник

3.5.Пакет специальных образовательных условий обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общего образования (стр. 9 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

· восполнение пробелов предшествующего развития,

· подготовка и усвоение последующего материала.

При проведении занятий необходимо использовать иначе, чем на уроке, формы и виды работ, особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности детей. В начальных классах рекомендуется проводить часть занятий в игровой форме. Продолжительность пребывания учащихся в той или иной группе определяется степенью коррекции специфического затруднения и готовностью выполнять задания вместе с классом. Поэтому состав групп подвижен: одни дети выводятся из группы и начинают работать с классом, другие включаются в состав группы для коррекции нарушений. Таким образом, один и тот же ученик в течение года может входить в состав различных групп.

1. Методические рекомендации по проведению индивидуальных коррекционных занятий с детьми с НОДА

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться индивидуально.

При организации и проведении индивидуальных коррекционных занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, необходимо применение адекватных возможностям детей и их потребностям методов, приемов, форм воспитания и обучения.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы: Программы специальных (коррекционных) учреждений V, VI, VII, VIII вида; Программы логопедических занятий и уроков физкультуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. – М., 1979;Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд). – М., 1981; Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. — М., 1986; Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколы VIII вида 1-4 классы. ; Программы специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5-9классы, под ред. .

Индивидуальные занятия с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводят учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор-ЛФК и другие участники образовательного процесса в зависимости от структуры нарушения не менее 2-х часов в неделю.

Важным компонентом при организации и проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является создание условий для адаптации детей с двигательной патологией в группе сверстников, раскрытие творческого потенциала каждого учащегося, реализацию его потребности и самовыражения.

Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося. В соответствие рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс-запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений.

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 мин находиться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально приобретаются наиболее адекватные позы. Эти позы меняются по мере развития двигательных возможностей ребенка. Если ребенку с церебральным параличом не удается вытянуть вперед руки или схватить предмет, находясь в положении на спине или на животе, можно добиться желаемых движений, поместив малыша животом на колени взрослого и слегка раскачивая его. В результате ребенок лучше расслабляется, легче вытягивает руки вперед и захватывает игрушки. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не сидел в течение длительного времени с опущенной вниз головой, согнутыми спиной и ногами. Это приводит к стойкой патологической позе, способствует развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы его ноги были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. В течение дня полезно несколько раз выкладывать ребенка на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Чтобы облегчить принятие этой позы, ребенку под грудь подкладывают небольшой валик.

Соблюдение ортопедического режима позволяет устранить негативные моменты, способствующие прогрессированию двигательных нарушений, тем самым оказывая положительное влияние на стабилизацию двигательного статуса ребенка.

Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Комплекс восстановительного лечения представляется ортопедоневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-бальнео-климатотерапией, протезно-ортопедической помощью. Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, должны осуществлять врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды, а также младший медицинский персонал. Осуществление этих мероприятий в образовательных организациях невозможно, из-за отсутствия медицинской лицензии и штата специалистов. Для этого необходимо получение образовательной организацией медицинской лицензии или составление договора с медицинскими учреждениями.

Если обучающийся с неврологическим профилем посещает образовательную организацию, не имеющее медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Параллельно с обучением в школе ребенок с двигательной патологиейдолжен получать необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе районной поликлиники, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах.

Педагоги и администрация школы должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима(организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности, проведения физкультурных пауз и т. д.), учитывающие возрастные изменения.

Важным условием также является организация работы по формированию навыков самообслуживания, гигиены, социально-бытовой ориентации у детей с двигательными нарушениями. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Все бытовые умения и навыки необходимо отрабатывать в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей).

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

При этом важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме, он должен всегда видеть результат своей деятельности.

Обязательным условием в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного-аппарата является организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств. Логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые расстройства, позволяет в той или иной мере корригировать, а иногда и нормализовать речевые возможности детей. В течение всего периода обучения в школе за речевым развитием ребенка должен наблюдать логопед, поддерживающий тесный рабочий контакт с учителями, воспитателями и родителями учеников. В ходе коррекционной логопедической работы логопед должен решить следующие задачи:

– провести первичное обследование каждого ребенка по специальной единой схеме с записью в речевой карте;

– выработать логопедический режим для детей, имеющих те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы);

– проводить логопедические занятия по коррекции речевых нарушений (индивидуально, с группой учащихся);

– оказывать консультативную и методическую помощь учителям, воспитателям, родителям;

– проводить динамические обследования и обсуждения речевого развития детей с родителями и педагогами.

Индивидуальные и групповые занятия следует проводить в специально оборудованном логопедическом кабинете.

Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений (особенно произносительной стороны речи).

Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения. Особенностью этой работы при ДЦП является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата. При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией следует решать следующие задачи:

– нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

– развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;

источник

ИВАНОВА И.И. e — mail : k 3481@ list . ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Тамбова

Директор школы МАОУ СОШ №1

_______________ И.П. Казначеева

Программа психолого-педагогического сопровождения

Актуальность данной работы заключается в том, что настоящая программа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/29 Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др.)67-6 от 14.07.2003г. «О психолого-медико-педагогической комиссии».

Для детей с церебральным параличем характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами .

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличем, показал, что психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения младшего школьника с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики. В частности психологическое обследование направлено на изучение личности ребенка, определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и анализа мотивационно-потребностной сферы.

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используем комплекс психологических методик, предложенный Мамайчук И.И.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления.

Результаты изучения психических функций Иванова Иванна9 лет.

Эмоционально –волевая сфера дружелюбна, легко вступает в контакт. Эмоциональная реакция на ситуацию дагностики проявляется в виде интереса. Поощрение вызывает окрашенную положительными эмоциями реакцию. После замечания старается исправить ошибку уточняет правильность действий.

Читайте также:  Прививка от полиомиелита в год температура

Зрительное восприятие развито недостаточно: различает цвета (выбор по названию): желтый, синий, зеленый, черный, белый, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; частично соотносит предметы по форме (круг, квадрат). Мелкие детали не различает (особенности зрения)

Временные представления сформированы, пространственные представления сформированы: дифференцирует правую и левую стороны, верх/низ, знает времена года, отличает последовательность времени суток. Понимание вчера, сегодня, завтра есть.

Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная индивидуальная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

Память . Процесс запоминания замедленен, требует многократного повторения. Преобладает непроизвольное, образная, тактильная и эмоциональная память. Объем слуховой и зрительной памяти сильно снижен.

Мышление наглядно-действенное. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого.

Мелкая моторика . Не развита. Сильная спастика рук делает движения ограниченным и сложным, угловатыми., Возможности разгибания рук от локтя отсутствует. С трудом поворачивает ладонь в верх. Карандаш удерживает с трудом. Штриховка возможна при помощи линейки.

Уровень усвоения учебного материала : с интересом воспринимает новую информацию, с подсказками, «якорями» воспроизводит новую информацию, при многократном повторении способна провести решение типовой задачи без подсказки взрослого. Решение не типовой задачи с применением функции анализа затруднительно.

Данная индивидуальная программа разработана в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, задержкой психического развития у ребенка с ДЦП.

— создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

— коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов.

сопровождение развития ребенка;

сопровождение процесса его обучения и воспитания;

коррекция имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития)

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. направлен на развитие зрительно-моторного координации на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения

Занятия проводятся 1 раз в две недели, продолжительность 45 минут, общее количество занятий – 18 (Приложение 1)

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Моя ладошка» и т.д.), развивают координацию движений пальцев рук ребенка, уменьшают спастику рук. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются пальчиковые краски, цветной песок.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение (Приложение 2).

В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.

Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.

Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.

Титова М. Как сбросить усталость. // Школьный психолог №22 ноябрь, 2008.

Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.

Индивидуальный план работы

ФИО ребенка : Ивановой Иванны Ивановны

Дата рождения: 22. 02. 2006 г.

Заключение ПМПк : уровень речевого развития не соответствует нормативно-возрастным показателям

Заключение: F 83, F70? ЧАЗН. Нарушение письма и чтения обусловленное несформированностью основных средств языка. Дизартрия(м.п.)

Сроки реализации: 9 месяцев

Ответственный педагог — психолог: Кубасова Юлия Владимировна

2. Тематический план занятий.

Содержание коррекционно-развивающей работы

источник


Потиевская специальная общеобразовательная школа-интернат обеспечивает условия для восстановления здоровья, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возрастом от 6 лет. Обучение бесплатное и проводится по двум программам: общеобразовательной и вспомогательной.

За счет государства дети обеспечены одеждой, обувью, 4-разовым питанием и учебными материалами. К услугам ученикам три зала лечебной физкультуры, укомплектованные современными тренажерами, зал физиотерапии, кабинет парафинотерапии.

Учителя школы-интерната все усилия направляют на формирование у детей умения ориентироваться в социуме, применять знания на практике.

Учитывая особенности воспитанников, их психофизическое состояние, воспитатели пытаются выработать у детей необходимые навыки, которые пригодятся в самостоятельной жизни. С первый дней пребывания в интернате детей приучают к самообслуживанию. Это, в первую очередь, уход за собой, уборка своего рабочего места, постели, поддержание чистоты и порядка в школе и на ее территории. Воспитатели приучают детей к опрятности, воспитывают культуру питания, учат пользоваться столовыми приборами, следить за одеждой и обувью, вежливо вести себя с окружающими, знакомят с правилами общения.

Воспитательная работа организовывается таким образом, чтобы каждый ученик мог найти для себя интересное и посильное дело, которое будет способствовать полному удовлетворению его нужд, развитию его способностей.

Для этого в школе есть различные кружки и клубы: «Украинская вышивка», кружок компьютерной грамотности, театр-студия «Солнечные зайчики», спортивные секции и много других. Внеклассовая работа является одним из самых важных факторов дальнейшей социализации, наши воспитанники постоянно принимают участие в областных и всеукраинских творческих конкурсах, соревнованиях по инваспорту. Так, увлеченные театральным искусством, дети-инвалиды научились не замечать своих недостатков, не комплексовать, выходя на сцену вместе со здоровыми детьми.

Одной из важных форм социализации учеников также является школьный парламент. Именно здесь ученики имеют возможность высказать свое мнение и быть услышанными, принимать участие в формировании и принятии решений, касающихся их жизни. Самоуправление воспитывает в учениках инициативность, активность, самостоятельность, самокритичность, ответственность, навыки организаторской работы, развивает организаторские способности.

Большое значение для социальной адаптации детей, больных детским церебральным параличом, имеет производственно-трудовая подготовка. Она осуществляется по следующим направлениям:

  • слесарное дело;
  • швейное дело;
  • деревообработка;
  • вышивка;
  • пчеловодство.

Школа имеет три корпуса: учебный, спальный и мастерские. Для обучения и всестороннего развития учеников оборудовано 16 учебных и 8 спальных комнат, компьютерный класс, спортивный зал, игровую комнату, залы лечебной физкультуры, кабинет социально-бытовой ориентации, спортивные площадки, библиотеку. Кабинеты начальных классов оборудованы ортопедической мебелью.

коврик со следами — для развития координации движений, укрепления мышц рук, ног, профилактики плоскостопия, стимулирует формирование правильной осанки;

беговая дорожка — для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, разработки мышц ног, укрепления суставов, профилактики и лечения плоскостопия;

степпер — для увеличения тонуса мышц нижних конечностей, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем (ДЦП, спастическая диплегия, косолапость, плоско-вальгусные стопы);

сухой бассейн — шарики действуют как общий массаж, влияют на расслабление гипертонуса мышц, содействуют увеличению подвижности хребта и суставов, верхних и нижних конечностей;

сенсорные мячи — для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также для зрительной и тактильной стимуляции;

батут — для координации движений, увеличения тонуса всех мышц при гипотонических формах, укреплениях голеностопного сустава;

велотренажеры — содействуют улучшению подвижности суставов, координации движений, увеличению силы в ослабленных, гипертрофированных мышцах, формированию походки;

массажный коврик Гофр — развивает координацию движений, массажирует стопы, содействует укреплению голеностопного сустава;

мягкий модуль «Кит» — для коррекции хребта, координации движений при сколиозах, сколиотических осанках, ДЦП, контрактурах суставов;

модуль «Космонавт» — для нормализации функции мышечного тонуса, тренировки лабиринтных рефлексов;

массажные ролики;

тренажерный комплекс для разработки мышц и суставов рук и ног;

машина для игр младших детей, которые начинают подготовительные занятия в зале ЛФК.

источник

Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида.

Цель коррекционного воспитания и обучения –всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

В специализированных школах‑интернатах обучаются 60–70 % детей с церебральным параличом.

Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4–5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек.

В первый класс принимаются, как правило, дети 7‑летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта, уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей, подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно‑восстановительными мероприятиями, трудовая подготовка, профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно‑развивающей работы предполагает:

• последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;

• целенаправленное формирование высших психических функций;

• воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально‑бытовой адаптации.

Одна из форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно‑двигательного аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой – имеет ряд недостатков:сокращенная общеобразовательная программа, нерегулярность домашних уроков, изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации.

В школах‑интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально‑технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно‑трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте клинические формы ДЦП.

2. Раскройте характер двигательных расстройств при ДЦП.

3. Каковы психологические особенности детей с ДЦП?

4. Каковы организация и содержание коррекционно‑педагогической работы с детьми с ДЦП в специальных детских садах?

5. Раскройте особенности педагогического процесса в специальных школах для детей с ДЦП.

Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи

Клинико‑психолого‑педагогическая характеристика детей с нарушениями речи

Категория детей с нарушениями речи полиморфна по своему составу и весьма многочисленна. Нарушения речи имеют различную этиологию и патогенез, в структуре дефекта могут выступать как первичные и как вторичные нарушения.

К категории детей с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Г.В. Чиркина рассматривает речевые нарушения у детей и подростков в различных аспектах:

в аспекте локализациипоражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов;

в аспекте этиопатогенезавыделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений.

В настоящее время такой подход отражен в клинико‑педагогической классификации.

Нарушения устной речи

Расстройства фонационного оформления речи:

афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса,

брадилалия – патологически замедленный темп речи,

тахилалия – патологически убыстренный темп речи,

заикание – нарушение темпо‑ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,

дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата,

ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо‑физиологическими дефектами речевого аппарата,

дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно‑семантического оформления высказывания:

алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,

афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

источник

По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода.

В медицинской литературе первые упоминания о ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлияние при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича.

Однако, приоритет в открытии данной патологии, безусловно, принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. В 1839 году он описал нескольких детей с последствиями родовых травм, а в 1862 году Литтль представил подробное классическое описание болезни в монографии «Спастичный ребенок». Этот ребенок имел «неправильную походку, слюнотечение, трудности в речи и слабоумие». Литтль представил свой взгляд на этиологию ДЦП, а именно, он придавал решающее значение родовым травмам и кровоизлияниям в мозг при рождении. На основании наблюдений он писал, что такие дети в дальнейшем либо «перерастают» свои трудности, либо они безнадежны и должны находиться в специальных учреждениях. В 60-х годах XIX века Литтль не мог найти ключ к разгадке патогенетических механизмов данной патологии. В конце монографий он предположил, что двери к дальнейшему изучению церебрального паралича останутся закрытыми на протяжении многих лет.

Читайте также:  Новорожденный прививка от полиомиелита реакция

Однако практически в то же время появляется фундаментальная работа И. А. Сеченова «Рефлексы головного мозга», позволившая в дальнейшем открыть те двери, о которых писал Вильям Литтль. Теперь науке известно, что ДЦП, собственно, и является сложной патологией рефлекторной сферы.

Признательные последователи Литтля назвали описанное им заболевание именем этого ученого — «болезнь Литтля». В дальнейшем это название постепенно вышло из употребления в связи с тем, что Литтль описал только одну, правда наиболее распространенную, форму ДЦП — спастическую диплегию.

В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием — ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин.

Несмотря на пессимистичное пророчество Литтля о том, что ДЦП еще долго останется «белым пятном», в XX веке эта патология неожиданно попадает в разряд актуальных проблем медицины, а затем и специальной педагогики. Еще в начале XX века несчастные родители детей с ДЦП получали отказ в ответ на свои просьбы и обращения в разные учреждения по поводу лечения и воспитания ребенка. Родителей убеждали в бесполезности каких-либо лечебных мероприятий, а формальным поводом для отказа было то, что специальных учреждений для лечения таких пациентов не существовало. Ситуацию изменила прошедшая в первой половине XX века пандемия полиомиелита. В большинстве стран заболевание приобрело такие масштабы, что потребовалась организация специальных лечебных и образовательных учреждений для таких детей.

И вот в эти учреждения для детей, больных полиомиелитом или перенесших полиомиелит, стали обращаться родители детей с ДЦП. Конечно, ДЦП и полиомиелит имеют лишь отдаленное сходство в симптоматике и патогенетических механизмах. Однако врачи уже не могли отказывать в лечении больных ДЦП, тем более, что всплеск заболевания полиомиелитом проходил, клиники пустели и оказывались на грани закрытия, если бы не дети с ДЦП. (В середине XX века американцы изобрели вакцину против полиомиелита, и с тех пор это заболевание стало достаточно редким следствием халатности или предрассудков родителей, игнорирующих прививки).

В России организация помощи детям с ДЦП берет свое начало с 1890 года, когда группа «Синий крест» основала в Санкт-Петербурге «Приют для детей-калек и паралитиков» на 20 мест. В этот приют в 1904 году был приглашен в качестве консультанта основоположник отечественной ортопедии, заведующий кафедрой Военно-медицинской академии Генрих Иванович

Турнер. В 1931 году в том же здании был открыт Ленинградский научно-исследовательский институт детской ортопедии им. Г. И.Турнера, сотрудники которого явились в нашей стране первопроходцами в области изучения ДЦП.

После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. В 30-х годах начинает развиваться и санаторно-курортное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Но так же, как и за рубежом, решающую роль в организации помощи детям с ДЦП сыграла эпидемия полиомиелита, которая в нашей стране прошла в 40—50-х годах. В связи с эпидемией был усилен интерес к лечению детей с патологией опорно-двигательного аппарата, а в 1957 году вышел приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Это название сохранялось за школами еще в 80-х годах, когда детей с последствиями полиомиелита уже не было, а школы были заполнены и переполнены детьми с ДЦП.

В 1955 г. Джонас Солк объявил о создании первой в мире вакцины против полиомиелита — инактивированной полиовакцины (ИПВ, «вакцина Солка»), в которой вирус был инактивирован формалином.

В 1956 г. Элберт Сэйбин объявил о создании живой полиомиелитной пероральной вакцины (ОПВ), приготовленной на основе ослабленных вирусов полиомиелита 3 типов.

В 1977 г. было объявлено о создании Джонасом Солком в содружестве с Голландским Королевским Институтом вакцин и Институтом Мерье (Франция) новой усиленной ИПВ (уИПВ).

Дети с ДЦП стали основным контингентом школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика показала, что, хотя 78,5% детей с ДЦП — инвалиды, при наличии лечения и специального обучения 70,0% из них могут быть приобщены к труду. В связи с признанием социальной значимости данной проблемы необходимо было решать вопросы организации и повышения эффективности обучения таких детей. Эту работу возглавила московская лаборатория НИИ Дефектологии под руководством М. В. Ипполитовой.

По мере психолого-педагогического изучения школьников с ДЦП становилось очевидно, что необходимо начинать специальное образование этих детей как можно раньше. И в 1970—72 годах выходят приказы Министерства здравоохранения и Министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений. Однако, развертывание сети специальных дошкольных учреждений для таких детей проходило крайне медленно в связи с неопределенностью в вопросах материального оснащения, недостаточным методическим обеспечением педагогического

процесса, отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и сложностью комплектования учреждений. Дело в том, что специальное дошкольное образование детей с выраженными формами заболевания требовало и требует больших материальных затрат, а в те годы экономические соображения превалировали над гуманистическими. В связи с этим учреждения создавались только для детей с легкими отклонениями в физическом развитии, и проблема оказания помощи большинству дошкольников с ДЦП при таком подходе не решалась.

Какой же выход предлагало советское государство для детей с выраженными формами ДЦП? Пожизненное пребывание в психоневрологических домах-интернатах системы социального обеспечения. Неудивительно, что многие родители просто оставляли ребенка дома и пытались помочь ему своими силами. О том, через какие испытания проходит семья ребенка с ДЦП, хорошо написано в книге Мари Киллилц «История о том, как родительская любовь смогла победить тяжелую болезнь». Однако далеко не у всех детей с ДЦП в мире и в нашей стране жизнь сложилась так, как у маленькой американской девочки — дочери автора этой книги.

В эпоху перестройки демократические тенденции в развитии общества привели к организации новых учреждений для детей с ДЦП. Это, в основном, различные центры, имеющие более широкие возможности в организации материальной базы, штатного расписания, форм работы с детьми и комплектования. Однако, проблема научно-методического обеспечения педагогического процесса в этих учреждениях обозначена еще ярче в связи с тем, что большинство энтузиастов, работающих в таких центрах, имеют малый опыт и знания в области специальной педагогики.

Предмет, объект, цель и задачи исследований в области образования дошкольников с ДЦП

Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области абилитации детей с ДЦП, но и опыт, накопленный человечеством в области дошкольного воспитания разных категорий детей.

К сожалению, научных исследований в области специального образования дошкольников с ДЦП еще очень мало. В методической и практической деятельности специалистам приходится больше опираться на данные общей и специальной педагогики, а также рекомендации врачей и психологов.

Для любой области научного знания важно, прежде всего, определить категориальный аппарат исследований.

По мнению Н. Н. Малофеева, дети, наиболее нуждавшиеся в специальной педагогической помощи, были вытеснены из пространства «дефектологического квадрата» в связи с диктатом образовательного ценза

Специальное образование детей с церебральным параличом не имеет в нашей стране краткого названия, подобно сурдопедагогике или тифлопедагогике. Попытки перенести венгерское название «кондуктивная педагогика» пока не увенчались успехом. Возможно, это отражает современную тенденцию личностной ориентации наук о человеке (медицины, психологии, педагогики) и связанного с ней перехода от классификационного анализа к квалификационному. Эта тенденция существенным образом затрагивает не только терминологию, но и профессиональный язык в целом. В связи с этим прежний способ образования названий областей специальной педагогики, отражающий прежде всего дефект, неприемлем, а новые названия не вписываются в старую систему.

Объектом изучения в данной области науки является процесс образования, включающий социальную абилитацию дошкольников с церебральным параличом. Такая абилитация должна проводиться комплексно усилиями медиков, психологов, педагогов и родителей. При этом важно определить как местоо каждого участника процесса, так и систему взаимодействия этих лиц.

Предметом изучения должны быть закономерности появления у ребенка ожидаемых качеств при создании определенных условий, использовании заданных методик и т. п. в специальном образовательном процессе.

Цель изучения — повышение эффективности абилитационного процесса. Оценивать же эффективность мы можем только тогда, когда четко определяем ожидаемый результат абилитационного процесса. По сути, здесь необходимо знать, какую личность мы хотим воспитать, т. е. каков социальный запрос. В специальной педагогике этот вопрос решается в соответствии с общепедагогическими концепциями.

1.Обобщение и анализ мирового опыта в области педагогической абилитации дошкольников с ДЦП.

2.Психолого-педагогическое исследование контингента дошкольников с ДЦП.

3.Определение ожидаемого результата педагогической работы в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и общества.

4.Определение путей достижения ожидаемого результата работы.

5.Определение содержания педагогической работы.

6.Разработка, апробация и оценка эффективности методик, используемых в абилитационном процессе.

7.Научно обоснованная организация специальной педагогической помощи дошкольникам с ДЦП.

Решение этих задач возможно только с, привлечением знаний из разных наук. Это, прежде всего, медицинские, физиологические, психологические и педагогические знания о развитии ребенка в дошкольном возрасте, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, в развитии любого ребенка всегда больше общего, чем особенного и специфического.

Изучение особенностей образования дошкольников с ДЦП относится к области специальной педагогики и психологии, поэтому закономерности, выявленные в этой сфере, проявляются и в работе с детьми с ДЦП.

Специфические компоненты педагогической работы с детьми с ДЦП могут быть определены только с учетом знаний о патологии ДЦП, которая исследуется, прежде всего, в детской невропатологии и ортопедии.

Разработка категориального аппарата исследований и интерпретация полученных данных зависят от философских концепций, лежащих в их основе.

Таким образом, для проведения эффективных научных исследований в области образования дошкольников с ДЦП специалист должен иметь достаточный запас знаний, позволяющих интегрировать данные из возрастной физиологии, психологии и педагогики, невропатологии и ортопедии, специальной психологии и педагогики на качественной философской основе.

Распространенность ДЦП.

Актуальность развития системы специального образования дошкольников с ДЦП определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы. Какова распространенность ДЦП?

По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников.

На конференции Американской Академии по изучению церебрального паралича в 1978 году отмечалось, что среди 1000 семилетних детей 5 страдают ДЦП. На 10 000 родов приходилось 32 мальчика и 22 девочки с ДЦП.

По данным М.Борковской, в Польше в 1989 году на 1000 детей было 2—3 ребенка с ДЦП.

По данным ЛНИИДОИ им. Г. И.Турнера, в Ленинграде в 1974 году было зарегистрировано 2,5 случая ДЦП на 1000 детей, а в 1988 году — 2,5—3 случая на 1000. В то же время, в 80-х годах говорилось о том, что заболеваемость ДЦП резко увеличивается.

В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году — 1,72 на 1000, в 1982-89 годах — 5,6-8,9 на 1000.

Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают следующие:

1.Улучшение диагностики и учета детей с ДЦП. Действительно, трудно сказать, сколько детей с ДЦП было в то время, когда

эту патологию вообще не распознавали. Кроме того, сама организация специализированной медицинской помощи во второй

половине XX века в нашей стране претерпевала значительные

изменения, и это позволило более точно диагностировать и учитывать патологию ДЦП, особенно среди сельского населения.

2.Успехи медицины в области акушерства. В XX веке

значительно снизилась смертность новорожденных, но возросло

количество детей с врожденной патологией центральной нервной

3.Общий рост патологии детства. Человечество расплачивается с природой за увеличение продолжительности жизни, комфорт и попытки игнорировать свою биологическую сущность.

Однако женские особи оказываются более стойкими, и ДЦП в

1,3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Подведем итоги.

1.Патология ДЦП была выделена учеными в середине XIX века, но наибольшую актуальность эта проблема приобрела в XX веке.

2.На протяжении XX века в России, так же как в других развитых странах, оформлялась система оказания медицинской, педагогической, социальной, психологической помощи детям с ДЦП.

3.Образование дошкольников с ДЦП является частью системы общего образования, оно самым непосредственным образом зависит от социальной политики государства. В то же время, как и любая сфера деятельности, образование может быть эффективным только тогда, когда оно осуществляется на научной основе.

4.На протяжении XX века наблюдался существенный рост статистических данных о распространенности ДЦП. Это свидетельствует не только о росте заболеваемости ДЦП, но и о том, что была организована система диагностики и учета лиц с этой патологией.

Влияние патологии ДЦП

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник