Меню Рубрики

Сестринский процесс при ветряной оспе детей

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5184 | Нарушение авторских прав

источник

Лечение и профилактика ветряной оспы, ее эпидемиология. Механизм передачи инфекции. Оценка профессиональной деятельности медицинской сестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей и возможных осложнений при возникновении данной инфекции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

1.1 Общая характеристика ветряной оспы

1.2 Осложнения при возникновении ветряной оспы

1.3 Лечение и профилактика ветряной оспы

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕТРЯНОЙ ОСПЫ У ДЕТЕЙ

2.1 Роль медицинской сестры в предупреждении возникновения ветряной оспы

Актуальность определяется высоким уровнем заболеваемости, повсеместным распространением. Показатели заболеваемости ветряной оспой превышали показатели заболеваемости другими воздушно-капельными инфекциями (кроме гриппа и острых респираторных вирусных инфекций).

Результативность сестринского вмешательства складывается из целого ряда факторов: эффективности планирования рабочего времени и использования технологий сестринского ухода, взаимодействия в процессе ухода с пациентами и их родственниками, контроля динамики проблем пациента, обеспечения инфекционной безопасности, лекарственной терапии, сроков проведения обследований.

Цель исследования -оценить профессиональную деятельность медсестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей и возможных осложнений при возникновении данной инфекции.

Изучить материалы научной литературы,

Дать описание ветряной оспе и осложнение при этом заболевании,

Описать профессиональную деятельность медсестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей.

Объект курсовой работы: ветряная оспа.

Предмет курсовой работы:профессиональную деятельность медсестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей и возможных осложнений при возникновении данной инфекции.

Структура курсовой работы включает в себя введение,две главы, состоящие из 4 разделов , заключение, список литературы, состоящий из 12 научных изданий.

1.1 Общая характеристика ветряной оспы

Ветряная оспа — острая инфекционная болезнь, которая вызывается вирусом, передается воздушно-капельным путем, характеризуется умеренной интоксикацией, везикульозным сыпью на коже и слизистых оболочках с полиморфизмом элементов (пятна, папулы, везикулы, корочки) на определенном участке кожи.

Исторические данные ветряной оспы.

Впервые как самостоятельную, обособленную от натуральной оспы, эту болезнь описали в конце XVI в. итальянские врачи V. Vidius, G. Ingrassia. Срок Varicella внедрил Vogel в 1872 p. В 1911 p. Н. Aragao обнаружил элементарные тельца вируса в содержимом везикульозного сыпи. Вирус ветряной оспы впервые культивировал в культуре клеток в 1953 p. Т. Weller.

После установления идентичности вирусов ветряной оспы и опоясывающего герпеса возбудитель получил название вируса Varicella-Zoster (VZV), принадлежит к роду Varicella — virus, семьи Herpesviridae. Диаметр вириона 150-200 нм, он содержит ДНК. Хорошо культивируется в перевиваемых культурах клеток почек обезьян и человека, при этом поражаются ядра клеток с образованием эозинофильных внутриядерных включений (тельца Арагана). Возбудитель неустойчив относительно факторов внешней среды, быстро погибает на открытом воздухе, под действием дезинфицирующих растворов, УФО подобное[6].

Эпидемиология ветряной оспы.

Источником инфекции является больной человек, который становится заразным за сутки до возникновения сыпи и до 5-го дня от момента последних высыпаний.

Ветряной оспой могут заболеть также лица, которые были в контакте с больными опоясывающим герпесом.

Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный. С потоком воздуха вирус переносится на относительно большие расстояния (в соседние комнаты, квартиры, с одного этажа на другой). Вследствие малой устойчивости возбудителя распространение его через вещи и третьих лиц наблюдается очень редко. Доказана возможность передачи вируса от матери к плоду через плаценту. ветряная оспа медсестра

Восприимчивость к ветряной оспе очень высокая, индекс контагиозности составляет 70-85%. Более 90% заболевших составляют дети до 10 лет. Пик заболеваемости приходится на возрастную группу 5-9 лет, однако заболеть могут лица любого возраста, в том числе новорожденные, которые не получили трансплацентарно материнских антител. В последние годы увеличился удельный вес заболевших ветряной оспой среди взрослых.

Самая высокая заболеваемость наблюдается в холодное время года — с января по май. После перенесенной болезни остается стойкий пожизненный иммунитет; повторные заболевания наблюдаются редко. Однако вирус может длительно персистировать в иммунном организме. Под влиянием эндогенных и экзогенных факторов у взрослых происходит реактивация латентной инфекции — развивается клиника опоясывающего герпеса.

Входные ворота инфекции — слизистая оболочка верхних дыхательных путей, где происходит первичное размножение вируса. Лимфатическими путями он попадает в кровь, возникает виремия[4].

Инкубационный период длится 11-21, чаще 13-15 дней. Обычно болезнь начинается остро с повышения температуры тела до 37,5-38,5 ° и появления сыпи. Иногда наблюдаются продромальные симптомы — субфебрильная температура тела, недомогание. В 5-6% больных за сутки до типичных высыпаний появляется продромальный сыпь (реш), чаще скарлатиноподобная или эритематозная, реже кореподобная. Продромальный сыпь эфемерный, исчезает без следа в течение 1-2 дней. Чаще такой сыпь наблюдается при типичных высыпаниях.Витрянковая сыпь появляется в первый, иногда на второй день болезни одновременно с лихорадкой или на несколько часов позже.

Характерная особенность сыпи — быстрое развитие элементов. Сначала образуются небольшие красные пятна — папулы, которые в течение нескольких часов превращаются в прозрачные пузырьки (везикулы) размером 0,2-0,5 см в диаметре. Они округлой или овальной формы, расположены поверхностно, на неинфильтрований основе, окруженные венчиком гиперемии, стенка их напряжена. Пузырьки однокамерные, при проколе спадаются. Пупковидные вдавлением в центре не характерно.

Везикул уже в первые сутки мутнеют, они быстро тухнут, подсыхают и покрываются корочками. Первые элементы сыпи обычно обнаруживают на туловище, потом сыпь распространяется на лицо, волосистую часть головы и (минимально) на дистальные отделы конечностей. Единичные везикулы иногда оказываются на ладонях и подошвах. Сыпь может сопровождаться зудом.

Процесс высыпания происходит не одновременно, а толчкообразно и длится 3-4 дня. Поэтому на коже рядом с недавно сформированными папулами есть свежие прозрачные пузырьки и корочки. Это так называемый ложный полиморфизм, характерный для этой болезни. Россыпь хаотично расположенных друг к другу элементов различных размеров и стадий развития сравнивают с картой звездного неба, на которой чаще всего первые элементы остаются до конца и является «звездами» первой величины.

Каждое последующее высыпания сопровождается новым повышением температуры тела и ухудшением общего состояния. Нарушается сон, снижается аппетит, появляется раздражительность. Нередко одновременно появляются пузырьки на слизистой оболочке полости рта, конъюнктиве, реже — гортани и половых органов. Элементы сыпи на слизових.оболонках быстро с образованием поверхностных эрозий. При этом возможна умеренная болезненность. Эрозии заживают через 3-5 дней.

Температура тела нормализуется преимущественно на 3-5-й день болезни, при тяжелых формах лихорадка длится до 7-10 дней. На 1-3-й неделе корочки отшелушиваются с зудом, на их месте длительное время оказывается легкая пигментация и лишь в редких случаях — рубчики.

Картина крови практически не меняется. Иногда в разгаре болезни наблюдается лейкопения и относительный лимфоцитоз[10].

Различают типичную и атипичные формы болезни. Типовую форму по характеру течения подразделяют на:

Легкий(характеризуется субфебрильной температурой тела, необильное сыпью, отсутствием интоксикации).

Среднетяжелые(температура тела повышается до 39 ° С, интоксикация умеренная, сыпь обильный, в том числе на слизистых оболочках).

Тяжелые(температура тела повышается до 39,5-40 ° С, сыпь очень обильный, значительный по размеру, «застывший» на одной стадии развития, наблюдается нейротоксикоз).

К атипичным формам относятся:

Рудиментарная форма наблюдается преимущественно у детей, получивших в период инкубационного периода иммуноглобулин. Температура тела, как правило, нормальная, сыпь на коже в виде единичных розеол, папул с едва заметными пузырьками. Общее состояние больного не нарушается.

Геморрагическая форма развивается у истощенных, ослабленных детей, страдающих гемобластозы, геморрагический диатез, сепсис или длительное время получали гликокортикостероиды или цитостатики.

На 2-3-й день высыпаний содержимое пузырьков приобретает геморрагический характер. Появляются кровоизлияния в кожу и слизистые оболочки, кровотечения из носа, десен, кишок. Прогноз нередко неблагоприятный.

Буллезная форма характеризуется наличием в стадии высыпаний наряду с типичными везикулами больших (диаметром 1-2 см) вялых пузырьков с мутноватым содержимым. Наблюдается редко, преимущественно у детей до 2 лет. Некоторые из авторов считает ее за усложненную ветряной оспой результате присоединения буллезной стрептодермии.

Милиарная ветряная оспа отличается своеобразным сыпью в виде очень мелких плотных узелков, а в дальнейшем — пузырьков.

Очень редкая гангренозная форма развивается у истощенных, ослабленных лиц, при плохом уходе, что способствует присоединению вторичной инфекции. Характеризуется значительной воспалительной реакцией вокруг отдельных пузырьков, содержание которых становится геморрагическим. Образуются некротические струпья, при отторжении которых обнажаются глубокие язвы. Язвы увеличиваются, гангрена нередко поражает глубокие слои кожи до фасций и мышц. Течение болезни тяжелое, летальность высока.

Генерализованная, или висцеральная, форма встречается редко, наблюдается у новорожденных или детей старшего возраста, которые долго принимали гликокортикостероиды в связи с тяжелыми болезнями. Это самая тяжелая форма, которой присуще специфическое поражение внутренних органов. На секции обнаруживают множественные мелкие очаги некроза во всех внутренних органах, костном мозге.

Возрастные особенности ветряной оспы. У новорожденных и детей первого года жизни течение болезни имеет определенные особенности. С первых дней обнаруживают общеинфекционные симптомы — слабость, субфебрильная температура тела, анорексией, иногда рвота, частый стул, жидкий кал. Обильный сыпь, появляющаяся на 2-5-й день болезни, может приобретать геморрагический характер. Во время высыпаний температура тела высокая, значительный токсикоз, возможны судороги, потеря сознания. Часто наблюдается наслоение вторичной бактериальной инфекции и развитие гнойных очагов воспаления (пиодермия, флегмона, пневмония и другие).

В случае инфицирования женщины в первые месяцы беременности возможен тератогенное влияние вируса. Однако рождение детей с эмбрио-и фетопатиями, связанными с ветряной оспой, наблюдается очень редко. Если женщина заболевает в последние дни беременности, возможна врожденная ветряная оспа. К ней относятся все случаи болезни, возникшие у новорожденного в возрасте до 11 дней[5].

Инкубационный период при этом длится 6-16 дней, а тяжесть болезни определяется сроком инфицирования. При заболевании женщины непосредственно перед родами ветряная оспа у ребенка проявляется на 5-10-й день жизни, имеет тяжелое течение и часто приводит к гибели ребенка вследствие генерализации инфекции и поражения внутренних органов. Если женщина заболевает за 5-10 дней до родов, первые клинические признаки болезни у новорожденного появляются сразу после появления на свет. Течение ветряной оспы в этих случаях легче, поскольку у матери успевают выработаться специфические антитела, которые передаются плоду трансплацентарно.

Ветряная оспа в своем развитии проходит ряд периодов.

Инкубационный период при ветрянке в большинстве случаев продолжается 2—3 недели (максимальная инкубация — 23 дня, минимальная — 11 дней). В это время никаких видимых проявлений не наблюдается, температура нормальная, однако очень редко могут быть лихорадочные состояния.

Продромальный период. Первичные проявления при ветряной оспе обычно незначительные и непродолжительные, поэтому часто не замечаются родителями. Длительность и тяжесть таких симптомов могут сильно варьироваться. Обычно больного беспокоят повышение температуры тела до субфебрильных цифр (до 38 °С), общее недомогание, плохой сон, вялость, понос. Ребенок становится плаксивым, скучным, неохотно участвует в играх. В редких случаях продромальный период протекает с высокой температурой (до 40 °С), рвотой, сильной головной болью, судорогами и болями в конечностях. Не исключено отсутствие продромальных симптомов.

Период высыпания. В большинстве случаев заболевание начинается остро, с повышения температуры тела до 38— 38,5°С и появления характерной сыпи. Высыпания начинаются на лице и волосистой части головы, верхней половине туловища. Редко сыпь появляется на ладонях и подошвах, но вследствие толщины кожи здесь напоминает оспу. В первый день ветряночные элементы (пузырьки) отдельно разбросаны по телу в малом количестве. При ветряной оспе высыпание происходит толчкообразно, с интервалами в 1—2 дня. Поэтому на поверхности кожи и слизистых оболочках можно видеть элементы, находящиеся на разных этапах своего развития,— узелки, пузырьки, корочки. Это так называемый ложный полиморфизм сыпи, характерный для ветряной оспы. Высыпных толчков бывает около 3—4. Температура тела заболевшего ребенка постоянно изменяется, так как каждое новое высыпание сопровождается повышением температуры. Общая продолжительность этого периода колеблется от 2—3 до 7—8 дней[12].

1.2 Осложнения ветряной оспы

Ветряная оспа может оставить после себя следующие последствия:

боль в загрудинной области;

Осложнения могут наблюдаться в половой органах у девочек:

флегмона больших половых губ или промежности;

На начальном периоде болезни возможно возникновение неврологических осложнений.

поражению серого вещества спинного и головного мозга;

Наиболее часто можно встретить воспалительные процессы в оболочках головного мозга.

В первые дни развития ветряной оспы наблюдаются:

гемипарез (неполный паралич).

Не зависимо от тяжести заболевания, может развиваться ветряночный энцефалит.

После того, как температура обретет нормальные показатели, возможно появление общемозговых симптомов:

Наблюдаются мозжечковые нарушения:

расстройства двигательной координации (атаксия);

беспорядочное передвижение глазных яблок (нистагм);

тремор (дрожание конечностей);

снижение мышечного тонуса;

паралич зрительного и лицевого нерва;

воспаление спинного мозга;

расстройство эндокринной системы.

К редким осложнениям относится воспалительные процессы в органах дыхания.

Наиболее тяжелое осложнение — разнесение током крови инфекции по всем системам и органам.

Однако, вынуждены повторится: наиболее часто эти осложнения возникают достаточно быстро, и также быстро исчезают[1].

1.3 Лечение и профилактика ветряной оспы

Лечение проводится преимущественно в домашних условиях. Госпитализации подлежат только дети с осложненным течением болезни, а также больные, которых невозможно изолировать.

Основой лечения является правильная организация режима, направленного на предотвращение вторичной инфекции.

Симптоматическое лечение направлено прежде всего на уменьшение зуда, что достигается применением седативных средств. Чтобы ребенок не расчёсывал пораженные места, ей надевают полотняные перчатки, лонгеты, обрезают ногти. Ежедневная смена одежды, постельного белья, гигиенические ванны с антисептическими средствами (раствор калия перманганата), смазывание везикул 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 1-2% раствором калия перманганата уменьшают риск присоединения бактериальной инфекции. Если же она присоединяется, показано применение антибиотиков. Как показывают исследования, ацетилсалициловая кислота у больных ветряной оспой повышает риск возникновения токсической энцефалопатии с жировой дегенерацией внутренних органов (синдрома Рейе). Поэтому желательно использовать другие противовоспалительные средства и анальгетики (анальгин, амидопирин)[3].

Читайте также:  Ветряная оспа причины симптомы

Гликокортикостероиды противопоказаны. Лишь при развитии витрянкового энцефалита они являются одним из средств патогенетического лечения и назначаются по жизненным показаниям. Больным тяжелыми формами проводят дезинтоксикационное терапию, возможно назначение интерферона, донорского иммуноглобулина (0,2 мл / кг), особенно больным с сопутствующими гематологическими болезнями.

Профилактика ветряной оспы.

Больные ветряной оспой и опоясывающим герпесом подлежат изоляции до 5-го дня с момента последних высыпаний. После этого помещение проветривается, проводится влажная уборка без дезинфекции. Детей ясельного возраста (до трех лет), которые были в контакте с больными, изолируют с 11-го до 21-го дня от момента контакта.

Пассивная иммунизация показана детям, у которых заболевание вызывает большой риск, например с неопластическими болезнями, иммунодефицитом, гемобластозами, а также для тех, что получают иммунодепрессивное терапию.им нужно вводить 5-8-10 мл донорского иммуноглобулина, который проявляет защитное действие при введении не позднее чем через 72 ч после контакта с больным. Пассивную иммунизацию следует проводить ослабленным детям и младенцам, рожденным от женщин, которые болели ветряной оспой перед родами или вскоре после них.

Прогноз благоприятный. Заболевание, как правило, заканчивается полным выздоровлением. Летальный исход возможен исключительно редко — при злокачественных (генерализованная, геморрагическая, гангренозная) формах болезни и тяжелом витрянковому энцефалите. Риск осложненного течения ветряной оспы повышен у детей, получавших гликокортикостероиды и антиметаболиты[11].

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕТРЯНОЙ ОСПЫ У ДЕТЕЙ

2.1 Роль медицинской сестры в предупреждении возникновения ветряной оспы

Целью медсестры является не допустить заражения детей.

Ее вмешательство сводится к:

к контролю разобщения этого ребенка с другими детьми с 10-го дня контакта (инкубационный период при ветряной оспе от 11-ти до 21-го дня с момента контакта с больным);

ежедневному внимательному осмотру кожи ребенка матерью и (или) медсестрой[7].

Цель медсестры детского сада: не допустить, предупредить вспышку.

Действия медсестры во время карантинных мероприятий в течении двадцати одного дня с момента изоляции больного:

проводить ежедневный осмотр кожи детей, измерять t тела;

замечать изменения в поведении детей (вялость, плохой аппетит и т. д.)

не допускать детей в группу с малейшими признаками заболевания, особенно с сыпями;

воспитывать сознательное отношение родителей к здоровью своего ребенка и других детей.

Специфическая профилактика ветряной оспы не разработана[9].

1. Лечение ветряной оспы в большинстве случаев проводится в амбулаторных условиях (за исключением тяжелых случаев).

2. Необходимо разъяснить родителям больного ребенка, что ему следует обеспечить хороший уход, покой (эмоциональный и физический), в период повышенной температуры тела рекомендуется постельный режим.

3. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться, необходима постоянная влажная уборка. Показана частая смена нательного и постельного белья.

4. Если имеется светобоязнь (боль в глазах от яркого света), комнату необходимо затемнить.

5. Пища должна быть калорийной, вкусной, разнообразной, теплой, жидкой или полужидкой консистенции. Кормят ребенка маленькими порциями, чаще, чем обычно, и только по желанию. В рацион больного обязательно включают овощи, фрукты и ягоды как продукты с повышенным содержанием витаминов. Рекомендуется обильное теплое питье: молоко, соки, морсы, отвары, минеральные воды, чай.

6. Необходимо тщательно следить за чистотой слизистых оболочек и кожных покровов, стричь ногти, регулярно мыть руки и наблюдать, чтобы ребенок не расчесывал элементы сыпи, не отдирал корочки.

7. Пузырьки и папулы надо регулярно смазывать 1 %-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором перманганата калия.

8. При лихорадке назначаются жаропонижающие средства[2, 3].

Анализ изученной литературы свидетельствует, что ветряная оспа- это очень серьезное и грозное заболевание. Грозное потому, что передается воздушно-капельным путем. Помимо пути передачи, ветряная оспа является очень контагиозным заболеванием, восприимчивость к которому составляет почти 100%. А серьезное, так как влечет за собой очень много различных осложнений.

Ветряная оспа является одной из огромного ряда заболеваний, но она самая распространенная среди детей, поэтому особое внимание у детей необходимо уделять профилактике именно ветряной оспы, так как на фоне этого заболевания может развиться ряд других

Ветряная оспа серьезная проблема всех времен.

Ведущим путем передачи является воздушно-капельный, что свидетельствует о высокой восприимчивости..

Велика роль медицинской сестры в в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей.

Медицинская сестра должна принимать участие в организации ухода ив предупреждении возникновения ветряной оспы у детей

Проводить санпросвет работу среди населения.

Альбицкий В.Ю., Баранов А.А.. Часто болеющие дети.- М.:2013.

Баранов А. А., Балашов Д. Н., Горелов А. В. Предотвращение ветряной оспы средствами специфической профилактики.-Авиценум.:2014.

Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные проблемы педиатрии. — М.: 2013.

Доскин В.А., Косенкова Т.В. Поликлиническая педиатрия.- Москва.:2012.

Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И., «Педиатрия». Учебник, 8-е издание, дополненное.-Оникс.:2010.

Казанцев А.П., Матковский. В. С. Справочник по инфекционным болезням. — М.: 2014.

Перфильева Г.М.Сестринская помощь в педиатрии.-перевод с английского. Москва.:2011 г.

Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология.-ДИЛЯ.:2013.

Севастьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии.- ВУНМЦ Росздрава.: 2012.

Титова А.И. Ветряная оспа.-Медицина.:2012.

Цыркунов В.М. Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекционных болезней.-СПб.:2014.

Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб.:2015.

Возбудитель ветряной оспы. Размножение вируса и аллергический ответ организма. Лихорадка и другие неспецифические проявления инфекции. Методы специфической профилактики ветряной оспы. Живая аттенуированная вакцина. Региональные программы иммунизации.

презентация [2,6 M], добавлен 28.02.2014

Источник инфекции, механизм и пути передачи ветряной оспы. Репликация и накопление вируса с последующей вирусемией. Образование инфильтратов вокруг сосудов серого и белого вещества мозга. Классификация ветряной оспы. Тяжелые формы и осложнения болезни.

презентация [296,3 K], добавлен 18.03.2016

Ветряная оспа, ветрянка — острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадочным состоянием и папуловезикулезной сыпью. Таксономия вируса ветряной оспы. Резервуары инфекции, пути передачи. Роль вируса в городских экосистемах. Протекание болезни.

курсовая работа [210,4 K], добавлен 22.08.2011

Исследование истории заболевания, вариоляции и вакцинации. Характеристика этиологии, клинической картины и патогенеза, особенностей возбудителя оспы. Изучение осложнений после болезни, диагностики, профилактики и основных методов лечения ветряной оспы.

реферат [30,0 K], добавлен 17.10.2011

Основные проявления кори, краснухи, ветряной оспы и скарлатины. Источники инфекции и пути передачи краснухи. Возбудители скарлатины, инкубационный период. Эпидемический паротит (свинка), мутации вируса, передающегося половым путём. Профилактика болезней.

презентация [292,2 K], добавлен 22.06.2013

Возбудители ветряной оспы, краснухи, дизентерии, гриппа и полиомиелита у детей. Источники инфекции и возможности заражения. Периоды заболевания и их клиническая картина. Туберкулез и его предупреждение у детей. Хроническая туберкулезная интоксикация.

контрольная работа [68,7 K], добавлен 27.11.2009

Деятельность Нила Федоровича Филатова — одного из основоположников педиатрии. Определение самостоятельности заболевания ветряной оспы. Описание скарлатинозной краснухи и инфекционного мононуклеоза, ранних признаков кори и поражения сердца при скарлатине.

реферат [1,4 M], добавлен 05.04.2015

Структура и репликация вируса герпеса, поражение слизистых оболочек, нервной системы, внутренних органов. Генерализованная герпетическая инфекция. Этиология, патогенез, клиническая картина, симптомы и лечение ветряной оспы и инфекционного мононуклеоза.

презентация [6,9 M], добавлен 25.12.2016

Симптоматика, особенности клиники наиболее известных детских инфекционных болезней: скарлатины, кори, коклюша, ветряной оспы, краснухи и эпидемического паротита. Роль прививок в их профилактике. Острая респираторная вирусная и аденовирусная инфекции.

реферат [46,3 K], добавлен 10.12.2010

Гигиенические требования к трудовой деятельности детей. Воспитание правильной осанки. Предупреждение плоскостопия, профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома. Диагностика, симптоматика и методы лечения кори и ветряной оспы.

контрольная работа [24,4 K], добавлен 26.02.2010

источник

Эталоны ответов. 1. Нарушены потребности: есть, пить, выделять, поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, выделять, поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым, избегать опасности.

— риск возникновения ожогов, травм.

2. Приоритетная проблема – опасность травматизации.

Краткосрочная цель: пациент пропродемонстрирует знания о профилактике травматизации к концу недели.

Долгосрочная цель: Пациент и родственники продемонстрируют знания о заболевании и профилактике осложнений к моменту выписки.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. обеспечит соблюдение строгого постельного режима; 2. обеспечит соблюдение диеты;проведёт и обучит пациента правилам личной гигиены; 3. обеспечит пациента небьющейся посудой и другими предметами ухода; 4. обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут не реже 3 раз в день; 5. будет контролировать температуру принимаемой пищи и питья; 6. будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного; 7. будет выполнять назначения врача. 1. Для улучшения состояния пациента. 2. Для улучшения состояния. 3. Для предупреждения возможного травматизма 4. Для обогащения воздуха кислородом. 5. Для обеспечения комфортного состояния. 6. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка: пациент продемонстрирует знания о профилактике возможной травматизации. Цель будет достигнута.

Активное посещение ребенка 5 лет, мальчик.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребенок капризничает, беспокоит кожный зуд. На коже лица, туловища отмечаются высыпания пятнисто-папуллезного характера, в центре — нежные пузырьки с прозрачным содержимым.

Со слов мамы болен третий день, была температура 37,8º С, ребенок стал раздражительным, нарушился сон, аппетит, на коже появились высыпания.

Объективно: температура 37,2º С. в сознании, но капризничает, беспокоит кожный зуд. На слизистой зева – везикулезные высыпания (напоминают «каплю росы») ЧДД 24 в минуту, пульс 108 в минуту.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Обучите маму правилам обработки элементов ветряной оспы.

1. Нарушены потребности: быть чистым, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, есть, пить.

— риск инфицирования поврежденной кожи.

2. Приоритетная проблема – зуд кожных покровов.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда через 3 дня. Долгосрочная цель: Кожный зуд исчезнет к моменту выздоровления.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. обеспечит соблюдение постельного режима; 1. Для улучшения состояния.
2. обеспечит соблюдение правил личной гигиены; 2. Для комфортного состояния.
3. обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания помещения и влажную уборку не реже 3 раз в день; 3. Для обогащения воздуха кислородом.
4. будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента; 4. Для профилактики возможных осложнений.
5. обучит маму правильной обработке ветряночных элементов; 5. Для улучшения состояния.
6. будет выполнять назначения врача; 6. Для лечения пациента.
7. обучит маму правилам проведения лечебной гигиенической ванны. 7. Для снятия кожного зуда.

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, кожный зуд исчезнет. Цель будет достигнута.

Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз? пилороспазм?

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: настоящий вес ребенка 3200,0; ребенок беспокойный. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.

Из анамнеза: от первой беременности, роды I в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1-2 раза в день, затем участились и с 3-х недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Беседа с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 5297 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Основные клинические проявления ветряной оспы.

Продромальный период чаще всего отсутствует, иногда в течение 1-2 дней могут наблюдаться:

· субфебрильная температура, недомогание, вялость, беспокойство;

· редко понос, рвота (у детей младшего возраста).

· отмечаются повторные подъемы температуры до 37,5-38,5 0 С, что отражает динамику высыпаний (несколько волн с интервалом в 24-28 часов);

· одновременно на различных участках тела появляется ветряночная сыпь с характерным последовательным развитием своих элементов:макула – красное пятнышко размером от булавочной головки до чечевицы, затем папула (плотный узелок) и везикула – однокамерный пузырек, наполненный прозрачным содержимым, на 4-5 день пузырьки спадаются, покрываются корочкой. Основная локализация сыпи – волосистая часть головы, лицо, конечности, туловище. Высыпание происходит в несколько приемов на протяжении 3-5 дней, поэтому сыпь полиморфная, на одном участке кожи можно обнаружить: пятно, папулу, везикулу и корочки. Сыпь зудящая, оставляет ребенку беспокойство, особенно ночью, через 7-10 дней корочки отпадают, не оставляя рубцов (за исключением нагноившихся везикул, вследствие присоединения вторичной инфекции, когда происходит более глубокое поражение кожного покрова и после заживления пустул остаются рубчики);

· на слизистых оболочках зева, гортани, конъюнктивы глаз, половых органов также высыпают элементы ветряночной сыпи, которые быстро вскрываются, образуя язвочки и вызывая боль и дискомфорт при жевании и глотании.

Осложнения в основном, связаны с присоединением вторичной инфекции (пустулез, абсцессы, флегмоны).

Из других осложнений возможны: отиты, нефриты, пневмонии, энцефалиты.

У детей с иммунодефицитным состоянием могут развиваться тяжелые формы ветряной оспы – буллезная, геморрагическая и гангренозная. При этих формах заболевания выражены симптомы интоксикации и отмечаются характерные изменения на коже:

· при буллезной форме: образуются крупные вялые пузыри (буллы) с вяло заживающими язвами;

· при геморрагической форме: в пузырьках и на слизистых оболочках выявляются кровоизлияния, могут развиться носовые и кишечные кровотечения, гематурия;

· при гангренозной форме: везикулы быстро увеличиваются в размерах, заполняются кровянистым содержимым, позже образуются черные корки.

Нередко заболевание принимает генерализованное течение с поражением легких, миокарда, почек, кишечника и протекает тяжело, нередко заканчиваясь летально.

Ветряная оспа, присоединяясь к другим заболеваниям, может заметно отягощать их течение и в таких случаях, сама протекает более тяжело.

При инфицировании женщины в первые месяцы беременности допускается тератогенное действие ветряночного вируса на плод. Если женщина была инфицирована в первые месяцы беременности, возможно, развитие врожденной ветряной оспы. При заболевании беременной за несколько недель до родов первые клинические признаки у новорожденного могут появиться сразу после рождения. В этих случаях заболевание у них протекает в более легкой форме, так как у матери к этому времени уже успели выработаться специфические антитела, которые передались через плаценту плоду.

Прогноз при ветряной оспе, в основном, благоприятный.

Летальный исход возможен при тяжелых формах ветряной оспы (буллезной, геморрагической и гангренозной), а также при развитии генерализованной формы и тяжелых бактериальных осложнениях у новорожденных и детей раннего возраста с фоновыми и иммунодефицитными состояниями.

Составьте экспертную карту сестринского процесса

При ветряной оспе

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.
Планирование и мотивация сестринских вмешательств.
Профилактические мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение ветряной оспе.

2. Какими свойствами обладает возбудитель?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития ветряной оспы?

6. Каковы основные клинические проявления ветряной оспы?

7. Какие принципы лечения ветряной оспы?

8. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при ветряной оспе?

9. Какие осложнения могут развиться при ветряной оспе?

Септические осложнения: гнойный лимфаденит, отит, мастоидит, пневмония, гнойный плеврит, некротическая ангина (ранние осложнения, которые могут проявиться уже в первые дни болезни).

Аллергические осложнения: поражение почек, сердца, суставов (поздние осложнения, которые выявляются на 2-3 неделе заболевания).

Скарлатина является одним из самых коварных заболеваний, так как даже при легком течении болезни могут присоединяться осложнения со стороны сердца, почек, суставов, ЦНС и др.

Основные принципы лечения.

1. Госпитализация осуществляется по клинико-эпидемиологическим показаниям. Пациентов с легкой и среднетяжелой формой заболевания лечат в домашних условиях.

2. Постельный режим назначается на время острого периода.

3. Диета должна быть полноценной с достаточным количеством витаминов, механически и химически щадящая, особенно в первые дни болезни.

4. Этиотропная терапия проводится в течение 7 дней, препаратом выбора является пенициллин, из других антибиотиков назначают рулид, амоксилав, вепикомбин.

5. Гипосенсибилизирующая терапия: тавегил, супрастин и др.

7. Полоскание зева слабыми растворами антисептиков, настоями ромашки, эвкалипта, календулы и пр.

Профилактика скарлатины.

Средства специфической профилактики скарлатины отсутствуют, поэтому ведущими являются: закаливание, соблюдение санитарно-гигиенического режима в детских учреждениях, ранее выявление и изоляция больных ангиной, витаминизация пищи и пр.

При скарлатине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.
Планирование и мотивация сестринских вмешательств.
Профилактические мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия в очаге.
Читайте также:  Ветряная оспа у человека

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение скарлатине.

2. Какими свойствами обладает возбудитель скарлатины?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития скарлатины?

6. Каковы основные клинические проявления скарлатины?

7. Какие осложнения возможны при скарлатине?

8. Какие принципы лечения скарлатины?

9. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при скарлатине?

10. Каков прогноз заболевания?

1. Диарейный синдром связан с воздействием коклюшного токсина на моторику кишечника, недостаточностью ферментативных систем, чаще развивается у детей раннего возраста и проявляется поносом.

2. Нарушения со стороны нервной системы (энцефалопатия) развиваются при тяжелых формах коклюша с явлением апноэ, проявляются общим беспокойством, нарушением сна ночью, тремором конечностей, судорожным синдромом с кратковременной потерей сознания.

3. Сосудистые расстройства проявляются кровоизлияниями в кожу и слизистые, носовыми кровотечениями.

Прогноз коклюша в значительной степени зависит от возраста ребенка, тяжести течения и наличия осложнений. Для старших детей коклюш не очень опасен.

Прогноз остается серьезным у детей раннего возраста при присоединении осложнений (пневмонии, асфиксии, энцефалопатии).

Летальность среди детей до года достигает 0,1-0,9%.

Основные принципы лечения.

1. Госпитализации подлежат дети раннего возраста с тяжелой формой коклюша, с осложнениями или с сопутствующими заболеваниями.

2. Необходимо создать охранительный режим, максимально исключить все раздражители (психические, физические, болевые и пр.).

3. Основной задачей патогенетической терапии при тяжелых формах является борьба с гипоксией, проводится оксигенотерапия в кислородных палатках, при этом концентрация кислорода должна быть не выше 40%, при легких и среднетяжелых формах показана аэротерапия (длительное пребывание на свежем воздухе), при остановке дыхания – ИВЛ.

4. Для улучшения бронхиальной проходимости назначается эуфиллин внутрь или парентерально (особенно в случае появления признаков нарушения мозгового кровообращения, при обструктивном синдроме, отеке легких).

5. Для разжижения вязкой мокроты: мукалтин, мукопронт, раствор йодистого калия; противокашлевые препараты детям после 2-х лет – глауцина гидрохлорид, глаувент и др.

6. Ингаляции с раствором натрия гидрокарбоната, эуфиллина, новокаина, аскорбиновой кислоты.

7. Проведение постуральных дренажей, отсасывание слизи.

9. Седативные средства: седуксен, фенобарбитал (уменьшают частоту приступов).

11. Антибактериальная терапия: эритромицин, рулид, вильпрафен, суммамед (препятствуют колонизации коклюшных бактерий, но эффективность их ограничивается ранними сроками забоелвания, помимо этого они показаны при присоединении вторичной бактериальной инфекции) курс лечения – 8-10 дней.

12. Противококлюшный иммуноглобулин (детям до 2 лет).

Профилактические и противоэпидемические мероприятия при коклюше:

1. В условиях неполной и поздней диагностики больной изолируется на 30 дней от начала заболевания в домашних условиях, а при тяжелых формах и по эпидемическим показаниям проводится госпитализация.

2. На очаг накладывается карантин на 14 дней с момента разобщения с заболевшим, проводится выявление контактных, взятие их на учет и ежедневное наблюдение за ними (выявление кашляющих) с 2-х кратным бактериологическим обследованием, с интервалом – 7-17 дней (до получения 2-х отрицательных анализов).

3. Разобщению подлежат только дети 7-ми лет.

4. Проведение текущей дезинфекции во время карантина.

5. Специфическая профилактика: плановая активная иммунизация детей до года АКДС (ассоциированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной).

Вакцинация АКДС: с 3-х месяцев трехкратно с интервалом 30 дней.

I ревакцинация АКДС – через 1,5-2 года после вакцинации.

Прививки против коклюша детям старше 3-х лет не проводятся.

Детям до года, не привитым против коклюша, по показаниям вводится иммуноглобулин.

При коклюше

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.
Планирование и мотивация сестринских вмешательств.
Профилактические мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение коклюшу.

2. Какими свойствами обладает возбудитель коклюша?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития коклюша?

6. Каковы основные клинические проявления коклюша в катаральный период?

7. Каков основные клинические проявления коклюша в спазматический период?

8. Каковы особенности течения коклюша у детей до года?

9. Какие основные принципы лечения коклюша?

10. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при коклюше?

11. Какие осложнения могут развиться при коклюше?

Менингококковая инфекция

Менингококковая инфекция — острая инфекционная болезнь, вызываемая менингококком Neisseria meningitidis, с капельным (аэрозольным) механизмом передачи возбудителя; клинически характеризуется поражением слизистой оболочки носоглотки (назофарингит), генерализацией в форме специфической септицемии (менингококкемия) и воспалением мягких мозговых оболочек (менингит).

Этиология. Возбудитель болезни менингококк Вексельбаума — Neisseriameningitidis. Он представляет собой диплококк, неподвижный, жгутиков и капсул не имеет, спор не образует. Оптимум температуры для роста — 37°С. Аэроб и факультативный анаэроб. В реакции агглютинации различают серотипы А, В, С, дополнительно описаны другие серогруппы (X, Y, Z и др.). Помимо этого встречаются нетипируемые штаммы.

Эпидемиология. Менингококковая инфекция регистрируется во всех странах мира, во всех климатических зонах. Наиболее высокая заболеваемость — в странах Африки, особенно в Центральной и Западной (так называемый «менингитный пояс»). Предпосылками к заболеванию являются тесный постоянный контакт людей в замкнутых помещениях, высокая температура и влажность воздуха, повышенная концентрация углекислого газа и сероводорода. Все эти факторы являются обычными в экстремальных ситуациях. Психические и физические перегрузки, а также переохлаждение в свою очередь являются предрасполагающими моментами в возникновении болезни. Их

Симптомы и течение. Инкубационный период колеблется от 2 до 10 дней (чаще 4—6 дней). Согласно клинической классификации менингококковой инфекции В.И.Покровского, выделяют: локализованные формы (менингококконосительство и острый назофарингит); генерализованные формы (менингококкемия, менингит, менингоэнцефалит и смешанная); редкие формы (эндокардит, полиартрит, пневмония, иридоциклит).

Характеризуется умеренным повышением температуры тела (до38,5°С), которая держится 1—3 дня, слабо выраженными симптомами общей интоксикации (разбитость, головная боль, головокружение) и назофарингитом (заложенность носа, гиперемия, сухость, отечность стенки глотки с гиперплазией лимфоидных фолликулов). Менингит начинается, как правило, остро, с резкого озноба и повышения температуры тела до 38—40°С. Лишь у части больных (45%) за 1—5 дней появляются продромальные симптомы в виде назофарингита. Заболевание характеризуется выраженной общей слабостью, болями в глазных яблоках, особенно при движении, затем появляется головная боль в лобно-височных, реже — затылочных областях. Головная боль быстро нарастает, становится разлитой, мучительной, давящего или распирающего характера. Исчезает аппетит, возникает тошнота, не приносящая больному облегчения. Наблюдаются повышенная чувствительность (гиперестезия) ко всем видам внешних раздражителей (светобоязнь, гиперакузия), вялость, заторможенность, нарушения сна. При тяжелых формах характерны нарушения сознания (сомноленция, сопор, кома). Через 12—14 ч от начала болезни появляются объективные симптомы раздражения мозговых оболочек (ригидность мышц затылка, симптом Кернига, симптомы Брудзинского, Гийена). У большинства больных отмечаются снижение брюшных, периостальных и сухожильных рефлексов, а также их неравномерность (анизорефлексия). Поражения черепных нервов выявляются в первые дни болезни и отличаются обратимостью. Чаще всего поражаются лицевой нерв, а также глазодвигательные нервы (III, IV и VI пары), реже — подъязычный и тройничный нервы. В крови — высокий лейкоцитоз, нейтрофилез, сдвиг нейтрофилов влево, повышение СОЭ. Ликвор под повышенным давлением, мутный, выраженный нейтрофильныйцитоз, повышенное содержание белка.

Менингококковыйменингоэнцефалит характеризуется тяжелым течением, выраженными энцефалитическими проявлениями в сочетании с резким менингеальным и общеинтоксикационным синдромами. Общемозговая симптоматика нарастает быстро.

Осложнения. Наиболее грозными и часто встречающимися осложнениями у молодых людей являются острый отек и набухание головного мозга, инфекционно-токсический шок.

Лечение. Рано начатая и адекватная терапия позволяет спасти жизнь больного и определяет благоприятный социально-трудовой прогноз. В остром периоде болезни проводится комплексная терапия, включающая назначение этиотропных и патогенетических средств. В этиотропной терапии препаратом выбора является бензилпенициллин, который назначают из расчета 200 тыс. ЕД/кг массы тела больного в сутки. Препарат вводят с интервалом 4 ч внутримышечно (можно чередовать внутримышечное и внутривенное введение пенициллина). Обязательным условием применения бензилпенициллина в этих дозах является одновременное назначение средств, улучшающих его проникновение через гематоэнцефалический барьер.

Оптимальным является одновременное назначение кофеин бензоата натрия (в разовой дозе 4-5 мг/кг), лазикса (0,3-0,6 мг/кг) и изотонических растворов натрия хлорида или глюкозы (15—20 мл/кг). Эти препараты вводят внутривенно с интервалом 8 ч. Длительность терапии обычно 6—7 сут. Назначают внутривенное введение 500 мл изотонического раствора натрия хлорида (5% раствора глюкозы, раствора Рингера) с одновременным применением преднизолона в дозе 120 мг (внутривенно) и 5—10 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты. В случаях резкого падения артериального давления дополнительно внутривенно вводят 1 мл 1% раствора мезатона в 500 мл изотонического раствора натрия хлорида. Опыт работы показал нецелесообразность применения коллоидных растворов (гемодез, полиглюкин, реополиглюкин и др.) в связи с опасностью развития острой сердечной недостаточности и отека легких (особенно при введении больших количеств этих растворов — до 1 л и более). Для купирования преимущественно гипертонической дегидратации предпочтительным является применение изотонических кристаллоидных растворов. При этом скорость и длительность перфузии, общее количество введенной жидкости, глюкокортикоидов, прессорных аминов регулируются в зависимости от уровня артериального давления и диуреза. Необходима регулярная аускультация легких (опасность отека легких!). Обязательным в начальной фазе шока является введение внутривенно 10—20 тыс. ЕД гепарина для профилактики синдрома внутрисосудистого свертывания крови.

Второй важной особенностью терапии больных с тяжелыми формами болезни является обоснованное рациональное назначение этиотропных средств. В ряде случаев успешным может оказаться применение сорбционных методов детоксикации (гемо- и плазмосорбция). В периоде ранней реконвалесценции тотчас после отмены этиотропных средств назначаются: препараты, улучшающие микроциркуляцию в сосудах головного мозга (трентал или эмоксипин по 2 драже 3 раза в день или доксиум до 0,25 г 3 раза в день в течение 3 нед); препараты «ноотропного» действия, нормализующие процессы тканевого метаболизма головного мозга (пантогам по 1 таблетке 3 раза или пирацетам по 2 капсулы 3 раза или аминалон по 2 таблетки 3 раза в день в течение 6 нед); после завершения лечения препаратами, улучшающими микроциркуляцию, назначаются (с 4-й недели восстановительного лечения) средства адаптогенного действия: пантокрин по 30-40 капель 2 раза в день или левзея по 30-40 капель 2 раза в день или элеутерококк по 30-40 капель 2 раза в день в течение 3 нед. На протяжении всего периода восстановительного лечения больные получают поливитамины (ундевит, гексавит), кальция глицерофосфат по 0,5 г 2 раза в день и глютаминовую кислоту 1 г 2 раза в день. При затяжной санации ликвора (более 30 сут от начала лечения) назначают алоэ по 1 мл подкожно ежедневно в течение 10 дней или пирогенал внутримышечно через день (дозы необходимо подбирать индивидуально — начальная доза составляет 25-50 МПД, затем устанавливают дозу, вызывающую повышение температуры тела до 37,5-38,0°С, и повторяется ее введение до прекращения повышения температуры, после чего дозу постепенно повышают на 25-50 МПД; курс лечения состоит из 10 инъекций.

Прогноз. Число летальных исходов колеблется от 5—6 до 12-14% (с учетом летальных исходов у детей, а также в сельской местности и отдаленных районах).

Профилактика и мероприятия в очаге. Основными профилактическими мероприятиями являются раннее выявление и изоляция больных, санация выявленных менингококконосителей (бензилпенициллин по 300 тыс. ЕД внутримышечно через 4 ч в течение 6 дней или бициллин-5 1,5 млн ЕД внутримышечно однократно, или левомицетин по 0,5 мл 4 раза в день в течение 6 дней), пропаганда правил личной и общественной гигиены, закаливание, санитарно-просветительная работа.

Выберите один правильный ответ:

1.Возбудитель менингококковой инфекции является:

2.Источник менингококковой инфекции:

источник

Ветряная оспа или ветрянка у детей – это типичное вирусное заболевание, которое передается воздушно-капельным способом. Чаще всего заражение ветрянкой у детей происходит в грудничковом или дошкольном возрасте и переносится легче, чем у взрослых. Повторное инфицирование ветряной оспой возможно лишь при наличии ВИЧ и других иммунодефицитных патологиях.

Ветряная оспа у детей входит в число инфекционных заболеваний, отличается высокой заразностью. В народе болезнь еще известна под названием «ветрянка». Это заболевание может встречаться у ребенка любого возраста, но наибольшей восприимчивостью к ветрянке отличаются дети первых 4 лет жизни. Однако в первые 3 месяца после рождения дети защищены от ветряной оспы иммунитетом, какой они получают от матери. Маленькие дети переносят это заболевание легче, дети постарше — тяжелее. В редких случаях ветряной оспой болеют и взрослые.

В роли источника инфекции выступает больной до пятого дня со времени появления последних свежих высыпаний. Тот больной, у которого уже образуются и отпадают корочки, не является заразным. Заражение может произойти, когда здоровый человек находится на достаточно большом расстоянии от больного — в соседней комнате, в соседней квартире, — поскольку вирус распространяется с потоками воздуха. Заражения ветряной оспой через предметы ухода или через какие-либо вещи не бывает, т.к. вирус быстро погибает от действия факторов внешней среды. К ветряной оспе очень высокая восприимчивость. Сниженная восприимчивость отмечается у детей до года. Также реже болеют ветрянкой дети старше 10 лет и взрослые. После заболевания создается иммунитет — прочный и на всю жизнь. Для ветряной оспы характерна значительная заболеваемость, иногда даже возникают эпидемические вспышки — чаще всего такие вспышки имеют место в холодный период года (осенью, зимой, весной).

Причиной ветрянки у детей является заражение организма фильтрующимся вирусом (элементарные тельца Арагао). Этот вирус относится к группе вирусов герпеса. Для вируса характерны большая летучесть и неустойчивость перед факторами внешней среды. Способ передачи возбудителя — воздушно-капельный. Входные ворота инфекции — слизистая оболочка, выстилающая верхние дыхательные пути. Возбудитель болезни попадает на слизистую оболочку, здесь плодится, проникает через ее толщу в кровь, после чего с током крови разносится по всему организму. Оказываясь в разных органах и тканях, вирус как бы ищет наиболее подходящую для своей дальнейшей жизнедеятельности среду; такую среду он находит в коже, где и сосредоточивается. В разных местах кожи оттого возникают атологические очаги. При ветряной оспе могут поражаться и внутренние органы — легкие, селезенка, поджелудочная железа, печень, почки и пр.; однако случается это очень редко. Вероятность заболевания ветряной оспой выше у детей ослабленных и, не получивших прививку. Если ребенок плохо питается, если уход за ним недостаточно хорош, то сопротивляемость у него снижена. Вирус, попавший в организм такого ребенка, находит подходящие условия для своего развития и начинает усиленно размножаться.

Далее вы узнаете, как начинается ветряная оспа у детей, и с какой симптоматикой протекает заболевание.

Инкубационный период ветряной оспы у детей (период от момента заражения до появления первых симптомов) продолжается от 11 до 21 дня; в среднем — 14 дней. Могут иметь место слабо выраженные продромальные явления, или иначе — предвестники болезни. Это: некоторое ухудшение самочувствия в течение примерно суток, повышение температуры тела до 38 °С, появление продромальной сыпи, которая напоминает сыпь при скарлатине или кори и быстро исчезает.

Когда у детей при ветряной оспе появляется сыпь, и на каких участках тела? Характерная ветряночная сыпь, как правило, появляется одновременно с повышением температуры тела или вскоре после развития лихорадочной реакции. В некоторых случаях высыпания могут появляться и при нормальной температуре тела. Какого-то определенного порядка в появлении ветряночной сыпи нет. Элементы сыпи при ветрянке у детей появляются на волосистой части головы, на лице, на туловище, на руках и ногах.

Как видно на фото, при ветряной оспе у детей, если высыпания очень обильные, отдельные элементы сыпи могут быть обнаружены на ладонях и подошвах:

Вначале элементы сыпи имеют вид мелких пятен и узелков. По прохождении всего нескольких часов названные элементы превращаются в пузырьки, именуемые везикулами. Иные узелки, не успев превратиться в пузырьки, подсыхают. Пузырьки при ветрянке могут иметь разную величину — от 0,1 до 0,6 см; также вариабельна форма пузырьков: они бывают овальными, округлыми. Вокруг каждого пузырька есть узенький венчик покраснения кожи; стенки пузырьков блестящие, напряженные. Везикулы наполнены прозрачным содержимым; если стенку пузырька проколоть, содержимое полностью вытекает наружу.

Через сутки-двое после появления везикулы подсыхают, и на их месте образуются корочки бурого цвета; эти корочки отпадают через 7-12 дней. Обычно никаких рубцов на месте корочек не остается, однако в течение некоторого времени могут быть заметны белесоватые пятнышки.

Первые симптомы ветряной оспы у детей сопровождаются кожным зудом. Для заболевания характерно толчкообразное появление новых высыпаний; как правило, между толчками проходит 1-2 дня. Этим объясняется так называемая полиморфность сыпи — т.е. у больного даже на сравнительно небольшом участке кожи могут быть одновременно обнаружены и пятна, и узелки, и пузырьки, и корки. У некоторых детей симптомы ветрянки могут проявляться и на слизистых оболочках — в частности на слизистой оболочке ротовой полости, на слизистой, выстилающей носоглотку, гортань и т.д. Везикулы, образовавшиеся на слизистой оболочке, быстро вскрываются, и на их месте остаются эрозии, дно которых имеет желтоватый или серый цвет. Эрозии подживают спустя несколько суток.

Читайте также:  Жаропонижающее при ветряной оспе

Ещё один признак ветряной оспы у детей – повышение температуры тела до 38-40 °С. Обычно повышение температуры тела и появление высыпаний совпадают. Всякий раз, когда на теле больного появляются новые высыпания, возникает и лихорадочная реакция. Если посмотреть на температурную кривую больного ветряной оспой, то можно сказать, когда у него были толчки высыпаний, даже его не наблюдая. Общее состояние больного ухудшается каждый раз при подъеме температуры тела: страдают самочувствие, аппетит и сон, ребенок раздражительный, плаксивый, обнаруживает стремление полежать. Как количество элементов сыпи, так и тяжесть общих проявлений ветряной оспы у детей могут быть разными; у какого-то ребенка высыпания пузырьков можно назвать единичными, и ветрянка протекает легко, у других они обильны, и болезнь сопровождается тяжелой интоксикацией. Примерно на четвертые-пятые сутки развития ветряной оспы у детей симптомы начинают ослабевать: пузырьки подсыхают, температура тела нормализуется, и больной чувствует себя лучше. У иных
больных период высыпаний и лихорадки может продолжаться до 6-8 суток.

Здесь вы можете посмотреть фото симптомов ветряной оспы у детей в инкубационный период и в период развития болезни:

При ветряной оспе у детей осложнения можно наблюдать не часто. Если в болезненном процессе начинает принимать участие вторичная инфекция, могут возникать абсцессы, флегмона, рожистое воспаление; также могут возникнуть лимфадениты, отиты, стоматиты. Когда везикулы появляются на роговице, развивается кератит. В случаях появления пузырьков на слизистой оболочке гортани у больного появляются признаки ларингита. В очень редких случаях осложнениями после ветряной оспы у детей могут стать серозный менингит, энцефалит, нефрит, пневмония.

Выявив симптомы ветряной оспы у детей, к лечению стоит приступать только после осмотра врачом. Ребенок, заболевший ветрянкой, лечится дома. Не допускаются контакты с другими детьми. Специфического лечения ветряной оспы у детей не существует: та терапия, которую назначает доктор, направлена исключительно на предупреждение возможных осложнений. Важно следить за тем, чтобы ребенок не расчесывал зудящие места.

Чем лечить ветряную оспу у детей, чтобы облегчить состояние больного? Образующиеся папулки и везикулы нужно периодически обрабатывать спиртовым раствором (1%-ным) бриллиантового зеленого. Можно использовать для этой цели и раствор марганцовокислого калия (интенсивный). Если ребенка беспокоит сильный зуд, то зудящие места следует легонько протирать тампоном, смоченным слабым водным раствором уксуса (не эссенции!), затем — припудривать тальком.

При лечении ветрянки у детей в домашних условиях требуется изоляция заболевшего на дому. Время изоляции — до пятого дня от окончания высыпаний. Если какой-то ребенок был в контакте с больным малышом, то он в течение 21 дня не должен допускаться в детский коллектив.

Для профилактики ветряной оспы детям вводят внутримышечно γ-глобулин. Среди детей, которым был своевременно введен этот препарат, заболеваемость ветряной оспой значительно ниже, а если они все же заболевают ветрянкой, то болезнь протекает в более легкой форме.

Правила ухода за ребенком с ветряной оспой должны соблюдаться неукоснительно. Подробные рекомендации должен предоставить педиатр. В целом же сестринский уход при ветряной оспе у детей выглядит следующим образом:

  • необходимо организовать правильное (рациональное) питание для ребенка; пищевой рацион должен складываться из продуктов, которые обеспечивают физиологическую потребность организма в белках, жирах и углеводах; однако ребенку требуется повышенное количество витаминов (едва не вдвое) — особенно витаминов С и А; рекомендуется давать ребенку побольше овощей и фруктов; некоторые трудноусвояемые продукты должны быть из рациона исключены; режим питания дробный — это значит, что ребенок должен принимать пищу 5-6 раз в день;
  • при уходе за ребенком с ветрянкой нужно давать ему обильное, теплое питье, содержащее значительное количество витаминов, — фруктовые и овощные соки, компоты, морсы; также показаны щелочные минеральные воды. Это обусловлено тем, что токсины, отравляющие организм малыша, интенсивно выводятся с мочой. Также ускорит выздоровление чай из плодов шиповника коричного или из плодов смородины черной; в этих плодах содержится очень много аскорбиновой кислоты (витамина С), которая оказывает достаточно выраженное противовирусное и противовоспалительное действие;
  • следует обеспечить хорошее гигиеническое содержание заболевшего ребенка; нужно следить за чистотой как нательного, так и постельного белья; менять белье, которым пользуется ребенок, как можно чаще;
  • ногти у ребенка нужно коротко остричь, иначе он будет расчесывать зудящую кожу, и тогда в места расчесов может проникнуть вторичная инфекция, что грозит осложнениями болезни; в тех случаях, когда больной ребенок мал и не хочет потерпеть, стремится расчесывать кожу, ему на ручки рекомендуется надевать мягкие фланелевые рукавички; можно также бинтовать кисти рук; есть еще эффективный способ предотвратить расчесывание зудящей кожи — нужно ребенку на области локтевых суставов наложить небольшие шинки, вырезанные по форме руки из картона (ребенок не сможет сгибать руки, не сможет манипулировать ими достаточно ловко);
  • важно постоянно следить за тем, чтобы у ребенка были чистые руки; нужно мыть руки с использованием мыла несколько раз в день; можно иногда при мытье рук использовать и щеточку, щетинки которой удалят загрязнения из мельчайших трещинок кожи, из ногтевых лож, из-под ногтей (даже под коротко остриженными ногтями может скопиться грязь);
  • в течение дня несколько раз прополаскивать ребенку полость рта слабеньким раствором пищевой соды или поваренной соли (лучше — йодированной); также рекомендуется использовать для полосканий рта слабый водный раствор калия перманганата; делать полоскания 3-4 раза в день, обязательно после еды;
  • прикладывать к животу больному ребенку теплую грелку; делать так 2 раза в день; можно использовать обычную водяную грелку; не следует наполнять грелку теплой водой под завязку; грелка с водой должна быть «тощей» — тогда она будет хорошо облегать живот;
  • когда ребенок страдает от нестерпимого кожного зуда (все везикулы уже покрылись корочками, а новых толчков высыпаний больше нет), этот зуд можно снимать с помощью общих теплых гигиенических ванн; следует принимать ванну 1 раз в день — лучше в вечернее время перед самым сном; продолжительность ванны — до 10 мин.; в воде для ванн рекомендуется растворять небольшое количество пищевой соды;
  • бывает, что ребенок продолжает жаловаться на нестерпимый зуд и после общих ванн с добавлением пищевой соды; в этих случаях можно дополнительно ополаскивать зудящие места слабым теплым раствором пищевой соды; делать так несколько раз в течение дня; для приготовления раствора достаточной крепости необходимо 1 чайную ложку соды растворить в стакане теплой кипяченой воды; также можно время от времени делать смазывания зудящих мест раствором соды; процедура выполняется с помощью ватного или марлевого (стерильного) тампона;
  • после отпадения корочек нужно систематически смазывать кожу в тех местах, где были высыпания, прокипяченным теплым растительным маслом — оливковым, подсолнечным, рапсовым, кукурузным и пр.; витамин Е, который содержится в масле, оказывает на кожу известное лечебное воздействие, благоприятствует восстановительным процессам в коже; те белесоватые пятнышки, что остаются на коже после отпадения корочек, исчезают от действия масла быстрее.

В качестве дополнения к назначенному доктором лечению ветрянки добавляют народные средства, которые могут оказать высокое терапевтическое действие.

Ниже предложены лучшие народные рецепты от ветряной оспы, чаще всего используемые в домашних условиях.

  • Регулярно принимать смесь сока лимона с медом; приготовление средства: необходимо взять свежеотжатый лимонный сок и мед в одинаковых количествах и тщательно перемешать; малышу в возрасте от года до 5 лет принимать по 1 чайной ложке этой смеси 2-3 раза в день после еды; ребенку старше 5 лет рекомендуется принимать по 1 десертной ложке этого средства 3-4 раза в день после еды.
  • Практикуя народное лечение ветрянки у детей, можно давать больному горячий настой плодов малины обыкновенной; приготовление настоя: 1 столовую ложку сушеных, слегка размятых плодов высыпать в термос, предварительно ополоснутый горячей водой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать около часа, процедить через 1 слой марли, хорошо отжать оставшееся сырье; детям в возрасте от года до 5 лет принимать по полстакана настоя 2-3 раза в день после еды; более старшему ребенку рекомендуется пить по полному стакану средства 2-3 раза в день после еды.
  • Регулярно пить теплый настой травы петрушки огородной; приготовление настоя: нужно истолочь сушеное сырье до состояния порошка, 1 чайную ложку сырья залить стаканом крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде при комнатной температуре примерно 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли, отжать остаток сырья; малышу в возрасте от года до 5 лет принимать по четверти стакана средства 3-4 раза в день; ребенку старше 5 лет можно принимать по трети стакана настоя 3-4 раза в день; при наличии высыпаний на слизистой оболочке полости рта этим настоем можно полоскать ротовую полость — несколько раз в день; после каждого полоскания не есть и не пить около получаса.
  • При лечении ветряной оспы в домашних условиях можно принимать настой травы шалфея лекарственного; приготовление настоя: 1 чайную ложку сушеного, измельченного в порошок сырья нужно высыпать в прогретую керамическую или эмалированную посуду с крышкой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать в течение 45 мин. при комнатной температуре, процедить настой через мелкое ситечко или марлю, остаток сырья отжать; ребенку 3-5 лет пить по четверти стакана настоя 2-3 раза в день до еды; детям 6-10 лет принимать по трети стакана средства 2-3 раза в день до еды; ребенку старше 10 лет — по полстакана настоя 3 раза в день перед едой;

Вот ещё несколько рецептов, как лечить ветрянку у детей народными средствами, используя лекарственные растения.

  • Ребенку при высокой температуре тела и других проявлениях ветряной оспы рекомендуется принимать теплый отвар коры ивы белой (ветлы); приготовление отвара: 1 чайную ложку сушеной коры, измельченной в порошок, залить 300 мл воды и варить при слабом кипении и открытой крышке до тех пор, пока объем средства не уменьшится до 200 мл, быстро остудить, процедить через 1-2 слоя марли, отжать остаток сырья; пить ребенку старше 5 лет по трети стакана 3 раза в день; в этот отвар можно добавлять мед по вкусу; продолжительность курса лечения — 5-7 дней.
  • Если у ребенка имеет место сильно выраженная лихорадочная реакция, ему следует принимать теплый настой листьев лещины обыкновенной; приготовление настоя: необходимо хорошенько измельчить сушеные листья, 8-10 г сырья высыпать в термос, предварительно прогретый горячей водой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать в течение нескольких часов, процедить через 1-2 слоя марли, отжать оставшееся сырье, впитавшее воду; ребенку в возрасте 7-10 лет принимать этот настой по 1 столовой ложке 4-5 раз в день до еды; детям старше 10 лет можно пить по четверти стакана средства 3-4 раза в день до еды; продолжительность курса лечения — 6-7 дней.
  • Эффективное народное средство от ветрянки у детей – теплый отвар корней лопуха большого; приготовление отвара: 2 столовые ложки сушеных корней, измельченных в порошок, залить стаканом крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде при комнатной температуре в течение 2 ч., после этого 12-15 мин. варить средство на слабом огне, затем процедить, не остужая, через 1-2 слоя марли; ребенку старше 8 лет пить отвар горячим сразу по полному стакану; продолжительность курса лечения — до недели.
  • Принимать теплый настой листьев смородины черной; приготовление настоя: 2-3 столовые ложки сушеных, тщательно измельченных листьев залить 300-400 мл крутого кипятка и настаивать в инфундирке (специальный керамический сосуд для приготовления настоев) или в эмалированной кастрюльке с крышкой в течение нескольких часов, процедить через 1-2 слоя марли, оставшееся сырье отжать; ребенку до 12 лет пить по четверти стакана настоя 3-4 раза в день до еды; более старшим детям пить по полстакана средства 4-5 раз в день; продолжительность курса лечения — 5-6 дней.

Используя эти рецепты лечения ветрянки у детей в домашних условиях, можно добиться высокого терапевтического эффекта.

  • Принимать настой травы иван-чая узколистного; приготовление настоя: 2 столовые ложки сушеного, хорошо измельченного сырья залить стаканом крутого кипятка, накрыть крышкой, плотно укутать посуду полотенцем и настаивать в течение 2 ч., потом процедить через 1-2 слоя марли, хорошенько отжать набухшее сырье; детям до 10 лет настой назначают по 1 чайной или десертной ложке 3 раза в день до еды; дети в возрасте старше 10 лет принимают настой по 1 столовой ложке 3-4 раза в день перед едой; продолжительность курса лечения — до недели; ребенку, страдающему в период подсыхания корочек от сильного кожного зуда, особенно показано использование этого средства.
  • Принимать теплый настой, приготовленный на основе следующей смеси лекарственных растений: цветков календулы лекарственной — 1 часть, травы мелиссы лекарственной — 1 часть, цветков ромашки аптечной — 1 часть, травы базилика обыкновенного — 1 часть; приготовление настоя: 1 чайную ложку сушеной, тщательно измельченной смеси залить стаканом крутого кипятка и настаивать, плотно укутав посуду полотенцем, примерно 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли, отжать оставшееся сырье; детям в возрасте до 5 лет пить по четверти стакана этого средства 3 раза в день до еды; ребенку старше 5 лет можно пить по трети стакана настоя 3-4 раза в день перед едой.
  • В случае появления элементов сыпи на слизистой оболочке ротовой полости полоскать ребенку рот теплым настоем цветков ромашки аптечной; приготовление настоя: растолочь сушеные цветки в ступке до состояния порошка, 1 столовую ложку сырья залить стаканом крутого кипятка и настаивать, плотно накрыв крышкой, при комнатной температуре около 30 мин., процедить через 1 слой марли, оставшееся сырье отжать; можно добавить в настой пол чайной ложки пищевой соды; делать полоскания 5-6 раз в день, чередуя с использованием других средств.
  • Ребенку, страдающему от ветряночных высыпаний в полости рта, полоскать рот теплым настоем цветков календулы лекарственной (растение широко известно под названием «ноготки»); приготовление настоя: 1 столовую ложку сушеных, хорошо измельченных цветков залить стаканом крутого кипятка и настаивать в инфундирке (или в эмалированной посуде с крышкой) в течение примерно 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли, отжать оставшееся сырье; полоскать ребенку ротовую полость 5-6 раз в день после еды.

И ещё одна подборка рецептов, как лечить ветрянку у детей в домашних условиях при помощи народных средств.

  • Полоскать ребенку ротовую полость теплым отваром шелухи лука репчатого; приготовление отвара: нужно хорошо измельчить шелуху лука, 1 чайную ложку сырья залить стаканом воды и варить при слабом кипении несколько минут, после чего настаивать в закрытой посуде при комнатной температуре в течение нескольких часов, процедить через мелкое ситечко или 1 слой марли; полоскать горло несколько раз в день, чередуя с полосканиями другими средствами; продолжительность курса лечения — 5-6 дней.
  • Ребенку, страдающему от кожного зуда, рекомендуется ежедневно обмывать зудящие места теплым настоем веточек вереска обыкновенного; приготовление настоя: сушеные молодые веточки вместе с листьями по возможности тщательнее измельчить, 1 столовую ложку получившегося порошка высыпать в термос, предварительно прогретый горячей водой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать примерно час, затем быстро остудить, процедить через стерильную марлю, оставшееся сырье отжать; использовать это средство несколько раз в день; с настоем веточек вереска обыкновенного можно делать и примочки — в тот период болезни, когда корочки подсыхают, а новые высыпания уже не появляются.
  • Делать ребенку ингаляции с отваром молодых побегов и листьев малины обыкновенной; приготовление отвара: 2-3 столовые ложки сушеных побегов, порезанных ножом по возможности мельче, залить 300-400 мл воды и варить на слабом огне примерно 15 мин., затем еще настаивать средство при комнатной температуре в закрытой посуде не менее 45 мин., процедить через 1 слой марли; довести средство до кипения и вылить в кастрюлю достаточно большой емкости, обложить края кастрюли сухими марлевыми салфетками или полотенцем, наклониться над кастрюлей, накрыться одеялом или плотным покрывалом и вдыхать пар (вдыхать и выдыхать пар через рот); рекомендуется выполнять эту процедуру в течение 15 мин.; такие ингаляции нужно делать несколько раз в день; после каждой процедуры ребенку следует отдохнуть в постели в течение 30-40 мин.
  • Делать ингаляции с отваром почек сосны обыкновенной; приготовление отвара: 7-8 г сушеного, хорошо размятого пестиком в ступке сырья залить 300-400 мл кипятка и нагревать на кипящей водяной бане не менее 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли; такие ингаляции рекомендуется делать 2-3 раза в течение дня.

источник