Меню Рубрики

Отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки

Не имеют клеточного строения
А) бактерии
Б) вирусы
В) грибы
Г) растения

Капсид это оболочка
А) холерного вибриона
Б) стрептококка
В) мукора
Г) бактериофага

Бактериофаги это
А) прокариоты
Б) вирусы
В) эукариоты
Г) простейшие

Вирусы отличаются от растений, животных, грибов или бактерий тем, что они
А) не имеют собственного обмена веществ
Б) имеют небольшие размеры рибосом
В) содержат нуклеиновые кислоты Г) не размножаются

Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса
А) белков
Б) ДНК
В) генов
Г) рибосом

Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются
А) вирофаги
Б) бактериофаги
В) Т-киллеры
Г) В-клетки

Размеры большинства вирусов
А) около одного миллиметра или чуть меньше
Б) около одной сотой миллиметра или чуть меньше
В) намного меньше одной тысячной миллиметра
Г) не превосходят размеры атомов и молекул

НЕ является стадией ЛИТИЧЕСКОГО пути размножения вируса
А) образование провируса
Б) самосборка вирусных частиц
В) лизис клетки и выход вирионов
Г) репликация вирусного генома

Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
А) антигены
Б) антибиотики
В) вакцины
Г) интерфероны

Некоторые инфекционные заболевания растений вызываются небольшими молекулами РНК, не имеющими ни белковой оболочки, ни структурных генов. Такие инфекционные агенты называются
А) фаги
Б) прионы
В) вироиды
Г) вирионы

Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы
А) являются одними из главных патогенов человека
Б) играют важную роль как редуценты
В) переносят гены одних биологических видов к другим
Г) размножаются внутри клеток хозяина

Что из перечисленного изображено на рисунке?

А) клетка кишечной палочки
Б) клетка дрожжей
В) холерный вибрион
Г) вирус гриппа

Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы,
А) вступают в симбиоз с растениями
Б) дышат кислородом воздуха
В) вызывают инфекционные заболевания
Г) образуют органические вещества из неорганических

Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает
А) вирус
Б) плесневый гриб
В) бактерия-паразит
Г) бактерия-сапротроф

Выберете вирусное заболевание

А) Лепра
Б) Чума
В) Полиомиелит
Г) Дизентерия

При лечении какого заболевания антибиотики не будут эффективны?

А) Пневмония
Б) Гепатит С
В) Гонорея
Г) Брюшной тиф

Против какого заболевания вакцинация неэффективна?

А) Грипп
Б) Дифтерия
В) Коклюш
Г) Оспа

Выберете ДНК-содержащий вирус

А) Вирус полиомиелита
Б) ВИЧ
В) Вирус кори
Г) Вирус оспы

Вирусы, по строению и поведению напоминающие бактерии

А) Вирусы Коксаки
Б) Арбовирусы
В) Мимивирусы
Г) Аденовирусы

Вирусы, которые превышают размеры некоторых бактерий

А) Мамавирусы
Б) Герпевирусы
В) Онкогенные вирусы
Г) Парамиксовирусы

Выберите несколько правильных ответов или найдите соответствие
Вирусы – единственные организмы, не обладающие полным набором свойств, отличающих живые организмы от неживых. Выберите из списка этих свойств те, которые у вирусов все-таки ЕСТЬ.
А) сложность строения, начиная с молекулярного уровня (построены из нерегулярных биополимеров)
Б) обмен веществ
В) самовоспроизведение (размножение)
Г) рост и развитие
Д) раздражимость и саморегуляция (изменение состояния внутренней среды в ответ на стимулы внешней)
Е) наследственность
Ж) изменчивость
З) способность к эволюции

Сравните вирусы и бактерии. Для каждого утверждения решите, верно оно для вирусов, бактерий или тех и других. Верным считайте утверждение, если хотя бы какие-то представители группы (а не обязательно вся группа целиком) этим свойством обладают.

А) вызывают болезни у растений и животных
Б) имеют клеточную стенку из муреина и других пептидогликанов
В) имеют липидную мембрану
Г) хранят генетическую информацию в РНК
1) Вирусы 2) Бактерии 3) И те и другие
Д) хранят генетическую информацию в ДНК
Е) некоторые являются автотрофами
Ж) передвигаются с помощью жгутиков

Установите последовательность жизненного цикла бктериофага.
А) Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина
Б) Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага
В) прикрепление бактериофага к оболочке бактерии
Г) проникновение бактериофага в клетку бактерии
Д) выход бактериофага из клетки, заражение других

Соотнесите цифру на рисунке и тип вируса (первой укажите цифру на рисунке, вторым — номер ответа).

А) простой вирус животных
Б) сложный вирус животных
В) вирус растения
Г) бактериофаг

Выберете верные для вирусов характеристики
А) Имеют клеточную стенку
Б) Внутриклеточные паразиты
В) Носителем наследственной информации может быть как ДНК, так и РНК
Г) Встраивают свой геном в геном клетки хозяина
Д) Получают энергию за счёт процесса брожения
Е) Имеют в составе клетки все органоиды, свойственные эукариотам

Соотнесите вирусы с их материалом наследственной информации
А) Вирус оспы 1) ДНК 2) РНК
Б) Аденовирусы
В) Вирус бешенства
Г) ВИЧ
Д) Вирус табачной мозаики
Е) Вирус герпеса

Выберете значение вирусов в природе
А) Вызывают инфекционные заболевания
Б) Минерализация органических веществ
В) Фотосинтез
Г) Встраивание своей нуклеиновой кислоты в клетку хозяина, чем провоцируется образование мутаций
Д) Контролируют численность бактерий
Е) Энергию получают с помощью процесса брожения

Дайте развёрнутый ответ
Найдите ошибки в тексте, исправьте ошибки, запишите номера без ошибок.
А) К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы.
Б) В клетках прокариот отсутствуют клеточные органоиды.
В) Все прокариоты получают энергию в результате процесса брожения.
Г) Клетки прокариот отделены от внешней среды мембраной.
Д) Прокариоты не способны к фагоцитозу.

Назовите виды иммунитета. Охарактеризуйте иммунную реакцию, которая возникает в организме человека при попадании в него вируса гриппа.
Напишите последовательность процессов при самосборке вируса.
Установите заболевание по его описанию: «Передаётся человеку при укусе от заражённого животного, вызывает тяжёлые повреждения головного мозга, до 1993 года вакцину от этого заболевания приходилось вводить с помощью 20-30 уколов под кожу». Кто является возбудителем данного заболевания? Какова его профилактика?

источник

Наличие клеточной стенки характерно для клеток
1 растений и животных 2 всех эукариот
3 бактерий и животных 4 бактерий, растений и грибов +

Клеточной стенки нет у клеток
1 хламидомонады и хлореллы 2 инфузории-туфельки и амебы +
3 дрожжей и пеницилла 4 сосны и человека

На рисунке изображен
1 мукор
2 стрептококк
3 бактериофаг +
4 спора мха

Неклеточное строение имеют
1 дрожжи 2 пеницилл 3 вирус оспы + 4 холерный вибрион

Вирусы — это
1 мелкие бактерии 2 кольцевые молекулы ДНК
3 паразитические прокариоты 4 неклеточные формы жизни +

Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса
1 белков 2 ДНК 3 генов 4 рибосом +

Вирусы могут размножаться
1 делением 2 только внутри клеток +
3 в воде загрязненных водоемов 4 с помощью митоза

Вирусы, в отличие от бактерий НЕ
1 содержат белков 2 имеют ДНК
3 могут сохраняться во внешней среде в покоящемся состоянии
4 содержат рибосом и не могут самостоятельно синтезировать белки +

Вирусы вызывают у человека
1 холеру и чуму 2 дизентерию и скарлатину
3 СПИД и клещевой энцефалит + 4 малярию и сонную болезнь

Вирусы могут паразитировать
1 в клетках человека, но не животных
2 в клетках человека и животных, но не растений
3 в клетках человека, животных и растений, но не бактерий
4 в клетках человека, животных, растений и бактерий +

Выберите возможные пути заражения вирусом ВИЧ
1 при половых контактах + 4 при чихании и кашле
2 при рукопожатии 5 через нестерильные шприцы +
3 при укусах клещей 6 от матери к плоду +
Установите соответствие между названием организма и его признаками.

Признаки организма Название организма
А) содержит рибосомы 1) вирус гриппа
Б) может расти на искусственной питательной среде 2) холерный вибрион
В) имеет клеточную стенку
Г) клетки по форме напоминают «запятую»
Д) размножается только внутри живых клеток
Е) передается воздушно-капельным путем

Бактерии
Какой цифрой на рисунке обозначены кокки?
1 1 2 2
3 3 + 4 4

C некоторыми растениями грибы сближает
1 размножение спорами + 2 автотрофный способ питания
3 наличие тканей 4 хитин в клеточной стенке

В хлебопечении человек использует способность дрожжей превращать
1 сахар в спирт и углекислый газ + 2 сахар в крахмал
3 углекислый газ и воду в сахар 4 спирт в уксусную кислоту и углекислый газ

Пенициллин – это
1 плесневый гриб 2 лекарство, получаемое из плесени +
3 антибиотик, получаемый из бактерий
4 антибиотик, который можно получить только путем искусственного синтеза

К грибам-паразитам относятся
1 трутовики и головня + 2 мукор и пеницилл
3 мухомор и бледная поганка 4 все дрожжи

Общим свойством всех клеток бактерий, растений, грибов и животных является способность к
1 обмену веществ + 2 мейозу 3 движению 4 сократимости

В клетке дрожжевого гриба в отличие от клетки холерного вибриона есть
1 хлоропласты 2 ядро + 3 цитоплазма 4 рибосомы

Если на хлебе выросла плесень, это означает, что
1 в тесто попали клетки плесени
2 на хлеб из воздуха попали споры грибов +
3 на хлеб из воздуха попали споры бактерий
4 в хлебе из органических веществ возникли клетки плесени

На рис. изображены два представителя царства грибов:
1 на левом рисунке – мукор, а на правом – пеницилл +
2 на левом рисунке пеницилл, а на правом – мукор
3 на левом рисунке – головня, а па правом – дрожжи
4 на левом рисунке – дрожжи, а на правом — головня

Клетки корня березы отличаются от клеток подберезовика наличием
1 хлоропластов и отсутствием клеточной стенки
2 пластид и химическим составом клеточной стенки +
3 митохондрий и клеточной стенки
4 ядра c ядрышком

Установите соответствие между названием организма и его признаками.

Признаки организма Название организма
А) содержит хлорофилл 1) бурая водоросль ламинария
Б) относится к сапрофитам 2) гриб рядовка зеленая (зеленушка)
В) имеет клеточные стенки из хитина
Г) тело состоит из нитей — гифов
Д) образует микоризу
Е) может выделять кислород

источник

К неклеточным формам жизни относятся:

Какой организм относится к внеклеточным формам жизни?

Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии
у вируса:

Что из перечисленного изображено на рисунке?

Энергию окисления неорганических соединений используют для своей жизнедеятельности

Вирусы могут размножаться только в других организмах

Всегда являются паразитами

Питаются органическими остатками растений и животных

Вирусы, в отличие от растений и животных, относят к неклеточным формам

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой
из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Выберите правильные ответы. Вирусы:

Являются внутриклеточными паразитами

Не содержат нуклеиновых кислот

Не способны к самостоятельному синтезу белка

Способны размножаться только внутри животных клеток

Могут быть уничтожены применением антибиотиков

Не обладают собственным обменом веществ

Из нуклеиновой кислоты, окружённой белковой капсулой, состоит:

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

  • АЛГЕБРА
  • АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
  • АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
  • БИОЛОГИЯ
  • ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
  • ГЕОГРАФИЯ
  • ГЕОМЕТРИЯ
  • ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 1
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 2
  • ИНФОРМАТИКА
  • ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ РОССИИ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
  • МАТЕМАТИКА
  • МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
  • МУЗЫКА
  • НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
  • ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
  • ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
  • ПРАВО
  • РОССИЯ В МИРЕ
  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД
  • ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНОЛОГИЯ (ДЕВОЧКИ)
  • ТЕХНОЛОГИЯ (МАЛЬЧИКИ)
  • ФИЗИКА
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК
  • ХИМИЯ
  • ЭКОЛОГИЯ
  • ЭКОНОМИКА

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

Читайте также:  Калия йодид для птиц при оспе

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

— законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

— соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

— соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

— достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

— легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

— непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

— стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

— заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

— предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

— хранение результатов обучения;

— исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

— Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

— Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

— Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

— Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

источник

Тест по теме «Вирусы»
(профиль 10 класс)Выберите один правильный ответ
1. Вирусы открыл:
а) Виноградский; б) Павлов; в) Ивановский; г) Вернадский.
2. Клеточного строения не имеют:
а) сине-зеленые водоросли (цианеи)
б) бактерии
в) дрожжи
г) вирионы
3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:
а) нуклеиновая кислота проникает в клетку хозяина;
б) клетка теряет способность к репродукции;
в) разрушает митохондрии в клетке хозяина;
г) ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.
4. Вирусы размножаются:
а) только в клетке хозяина; б) самостоятельно; в) варианты а и б; г) не способны к размножению.
5. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а) полиомиелита; б) оспы; в) гриппа; г) ВИЧ.
6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?а) вирусы; б) бактерии; в) лишайники; г) грибы.
7. Вирусные частицы называются: а) вибрионы; б) вирионы; в) эмбрионы; г) гаметы.
8. Капсид – это: – это:
а) цитоплазма вируса; б) ДНК вируса; в) оболочка вируса; г) ферменты вируса.
9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы:
а) в природе являются продуцентами;
б) не имеют собственного метаболизма;
в) являются одними из важных патогенов человека и животных;
г) в природе играют роль консументов.
10. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому, что они:
а) не содержат ядра; б) не способны к самостоятельному обмену веществ; в) являются паразитами; г) не имеют органоидов.
11. Вирусы были открыты в: а) 1828 году; б) 1865 году; в) 1892 году; г) 1900 году
12. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?а) оспа; б) туберкулез; в) дизентерия; г) холера.
13. Вирусы, проникая в клетку хозяина:
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.
14. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а) антигены; б) антибиотики; в) вакцины; г) интерфероны.
15. Ретровирусы – это: а) бактериофаги; б) ДНК-содержащие вирусы; в) РНК – содержащие вирусы; г) ДНК- и РНК-содержащие вирусы.
Найдите соответствие
16. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИА) наличие рибосомБ) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)В) не имеют собственного обмена веществГ) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)Д) размножение только в клетках хозяинаЕ) размножение делением клетки
А Б В Г Д Е
17. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.
А. Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина.
Б. Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага.
В. Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии.
Г. Проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии.
Д. Выход бактериофага из клетки, заражение других.
Е. Самосборка вирусов.

1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы — это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

  • 9 file virusy
    Размер файла: 38 kB Загрузок: 178

источник

Вирусы [от лат. virus, яд] — наименьшие по размерам агенты, имеющие геном, окружённый белковой оболочкой. Вирусы не воспроизводятся самостоятельно, они — облигатные внутриклеточные паразиты, репродуцирующиеся только в живых клетках. Все вирусы существуют в двух формах. В настоящее время известны вирусы бактерий (бактериофаги), грибов, растений и животных.

Внеклеточная форма — вирион — включает в себя все составные элементы (капсид, нуклеиновую кислоту, структурные белки, ферменты и др.). Внутриклеточная форма — вирус — может быть представлена лишь одной молекулой нуклеиновой кислоты, так как, попадая в клетку, вирион распадается на составные элементы.

Несмотря на внутриклеточный паразитизм, среди вирусов имеются крупные виды, соизмеримые по размерам с микоплазмами и хламидиями. Например, вирус натуральной оспы достигает 400 нм и вполне сравним с риккетсиями (300-500 нм) и хламидиями (300-400 нм). По морфологии выделяют вирусы палочковидные (например, возбудитель лихорадки Эбола), пуле-видные (вирус бешенства), сферические (герпесвирусы), овальные (вирус оспы), а также бактериофаги, имеющие сложную форму (рис. 2-1). При всём разнообразии конфигураций, размеров и функциональных характеристик вирусам присущи некоторые общие признаки. В общем виде зрелая вирусная частица (вирион) состоит из нуклеиновой кислоты, белков и липидов, либо в его состав входят только нуклеиновые кислоты и белки.

Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты, ДИК или РНК, но не оба типа одновременно. Например, вирусы оспы, простого герпеса, Эпстайна-Барр — ДНК-содержащие, а тогавирусы, пикорнавирусы — РНК-содержащие. Геном вирусной частицы гаплоидный. Наиболее простой вирусный геном кодирует 3-4 белка, наиболее сложный — более 50 полипептидов. Нуклеиновые кислоты представлены однонитевыми молекулами РНК (исключая реовиру-сы, у которых геном образован двумя нитями РНК) или двухнитевыми молекулами ДНК (исключая парвовирусы, у которых геном образован одной нитью ДНК). У вируса гепатита В нити двухнитевой молекулы ДНК неодинаковы по длине.

Вирусные ДНК образуют циркулярные, ковалентно-сцёпленные суперспирализованные (например, у паповавирусов) или линейные двухнитевые структуры (например, у герпес- и аденовирусов). Их молекулярная масса в 10-100 раз меньше массы бактериальных ДНК. Транскрипция вирусной ДНК (синтез мРНК) осуществляется в ядре заражённой вирусом клетки. В вирусной ДНК на концах молекулы имеются прямые или инвертированные (развёрнутые на 180″) повторяющиеся нуклеотидные последовательности. Их наличие обеспечивает способность молекулы ДНК замыкаться в кольцо. Эти последовательности, присутствующие в одно- и двух-нитевых молекулах ДНК, — своеобразные маркёры вирусной ДНК.

Читайте также:  Оспа у маленьких детей

Рис. 2-1. Размеры и морфология основных возбудителей вирусных инфекций человека.

Вирусные РНК представлены одно- или двухнитевыми молекулами. Однонитевые молекулы могут быть сегментированными — от 2 сегментов у ареновирусов до 11 — у ротавирусов. Наличие сегментов ведёт к увеличению кодирующей ёмкости генома. Вирусные РНК подразделяют на следующие группы: плюс-нити РНК (+РНК), минус-нити РНК (-РНК). У различных вирусов геном могут образовывать нити +РНК либо -РНК, а также двойные нити, одна из которых -РНК, другая (комплементарная ей) — +РНК.

Плюс-нити РНК представлены одиночными цепочками, имеющими характерные окончания («шапочки») для распознавания рибосом. К этой группе относят РНК, способные непосредственно транслировать генетическую информацию на рибосомах заражённой вирусом клетки, то есть выполнять функции мРНК. Плюс-нити выполняют следующие функции: служат мРНК для синтеза структурных белков, матрицей для репликации РНК, упаковываются в капсид с образованием дочерней популяции. Минус-нити РНК не способны транслировать генетическую информацию непосредственно на рибосомах, то есть они не могут функционировать как мРНК. Однако такие РНК служат матрицей для синтеза мРНК.

Многие вирусные нуклеиновые кислоты инфекционны сами по себе, так как содержат всю генетическую информацию, необходимую для синтеза новых вирусных частиц. Эта информация реализуется после проникновения вириона в чувствительную клетку. Инфекционные свойства проявляют нуклеиновые кислоты большинства +РНК- и ДНК-содержащих вирусов. Двухнитевые РНК и большинство -РНК не проявляют инфекционных свойств.

источник

В зависимости от строения и биологических свойств микробы разделяются на бактерии, вирусы, риккетсии и грибки

Бактерии — микроорганизмы растительного происхождения, преимущественно одноклеточные, видимые только с помощью микроскопа. При благоприятных условиях они размножаются очень быстро простым делением через каждые 20-30 мин. При действии солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и кипячения бактерии быстро погибают, но некоторые из них (сибирской язвы, столбняка, ботулизма), превращаясь в споры, обладают высокой устойчивостью к указанным факторам. Попадая в благоприятные для развития условия, споры прорастают и превращаются в вегетативную (деятельную) форму бактерий. К низким температурам бактерии мало чувствительны и легко переносят замораживание.

Бактерии вызывают заболевания чумой, холерой, сапом, сибирской язвой и др.

Вирусы — мельчайшие организмы, в тысячи раз меньше бактерий. Обнаружить их можно только с помощью ультрамикроскопа. В отличие от бактерий вирусы размножаются только в живых тканях. Многие из них выдерживают высушивание и температуру выше 100*С. Вирусы могут вызвать такие заболевания, как натуральная оспа, грипп, пситтакоз, американский лошадиный энцефаломиелит и др.

Риккетсиипо размерам и формам приближаются к некоторым бактериям, но развиваются и живут они только в тканях пораженных ими органов. Они вызывают заболевания сыпным тифом, ку-лихорадкой, пятнистой лихорадкой Скалистых гор, лихорадкой цуцугамуши и др.

Грибки, как и бактерии, имеют растительное происхождение, но более совершенны по строению. Устойчивость грибков к воздействию физико-химических факторов значительно выше, чем бактерий; они хорошо переносят воздействие солнечных лучей и высушивание. Грибки вызывают такие заболевания, как кокцидиоидомикоз, криптококкоз и др.

Некоторые микробы, например микробы ботулизма, столбняка, дифтерии, вырабатывают сильно действующие яды — токсины, которые вызывают тяжелые отравления. В высушенном виде токсины сохраняют токсичность (ядовитость) в течение многих недель.

Существуют микробы, которые могут вызвать заболевания животных. К числу таких опасных инфекционных заболеваний относятся ящур, чума крупного рогатого скота, чума свиней, оспа овец, сап, сибирская язва и др.

Опасными являются также возбудители некоторых заболеваний растений, например, возбудители стеблевой ржавчины злаковых культур, фитофторозы картофеля, пирикуляриоз риса и др.

Надо помнить, что возбудители инфекционных заболеваний, проникая в организм, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины), которые разрушают ткани, что приводит к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. Болезнь возникает, как правило, через несколько часов или дней с момента заражения. В этот период, называемый инкубационным, идет размножение микробов и накопление токсических веществ без видимых признаков заболевания.

Носитель их заражает окружающих или обсеменяет возбудителями различные объекты внешней среды.

Различают несколько путей распространения:

· контактный, когда происходит прямое соприкосновение больного со здоровым человеком;

· контактно-бытовой — передача инфекции через предметы домашнего обихода (белье, полотенце, посуда, игрушки), загрязненные выделениями больного;

· воздушно-капельный — при разговоре, чихании;

Многие возбудители сохраняют жизнеспособность в воде, по крайней мере, несколько дней. В связи с этим передача острой дизентерии, холеры, брюшного тифа может происходить через нее весьма широко. Если не принимать необходимых санитарных мер, водные эпидемии могут привести к печальным последствиям.

Многие инфекционные заболевания передаются с пищевыми продуктами.

Наиболее часто встречающиеся инфекции, пути их распространения и способы предупреждения:

Инфекции дыхательных путей — многочисленные и самые распространенные заболевания. Ежегодно ими перебаливает до 15-20% всего населения, а в период эпидемических вспышек гриппа — до 40%. Возбудители локализуются в верхних дыхательных путях и распространяются воздушно-капельным способом.

При стихийном бедствии и крупных катастрофах обычно происходит скапливание людей, нарушаются нормы и правила общежития, что обуславливает массовость заболевания гриппом, дифтерией, ангиной, менингитом.

Грипп. Его вирус в течение короткого времени может поразить значительное количество людей. Он устойчив к замораживанию, но быстро погибает при нагревании, высушивании, под действием дезинфицирующих средств, при ультрафиолетовом облучении. Инкубационный период продолжается от 12 ч. до 7 суток. При тяжелом течении возможны осложнения — пневмония, воспаление головного мозга и его оболочек.

Дифтерия характеризуется воспалительным процессом в глотке и токсическим поражением сердечно-сосудистой и нервной систем. Возбудитель болезни — дифтерийная палочка. Передается воздушно-капельным путем. Инкубационный период от 5 до 10 дней. Опасность для жизни представляет токсическое поражение ядами дифтерийных палочек организма больного.

Холера, дизентерия, брюшной тиф, сальмонеллез, инфекционный гепатит — все эти острые кишечные инфекции занимают второе место после воздушно-капельных. При этой группе заболеваний болезнетворные микроорганизмы проникают внутрь с проглатываемой пищей или водой.

Разрушение водопроводных и канализационных сетей, низкая санитарная культура, беспечность и неосмотрительность в использовании открытых водоемов приводят к возникновению этих эпидемий.

Острая бактериальная дизентерия. Возбудители — дизентерийные бактерии, которые выделяются с испражнениями больного. Во внешней среде они сохраняются 30-45 дней. Инкубационный период — до 7 дней (чаще 2-3 дня).

Брюшной тиф. Источник инфекции — больные или бактерионосители. Палочка брюшного тифа и паратифов выделяется с испражнениями и мочой. В почве и воде они могут сохраняться до четырех месяцев, в испражнениях до 25 дней, на влажном белье — до двух недель. Инкубационный период продолжается от одной до трех недель. Заболевание длится 2-3 недели и может осложниться кишечным кровотечением или прободением кишечника на месте одной из многочисленных образовавшихся при этом язв.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Мы просвятим вас с новой изучаемой темой Мно­го­об­ра­зие организмов (Часть 2) с порядковым номером 5149, которая поможет при выполнении домашних заданий по предмету Биология. Если после изучения данного материала у вас появились вопросы, то вы можете задать их в форме ниже, другие единомышленники, возможно, помогут вам.

4. За­да­ние 9 Для жи­вот­ных, в от­ли­чие от рас­те­ний, ха­рак­тер­но

3) бес­по­лое и по­ло­вое раз­мно­же­ние

4) ды­ха­ние кис­ло­ро­дом воз­ду­ха

5. За­да­ние 9 Боль­шин­ство бак­те­рий от­но­сит­ся к груп­пе ор­га­низ­мов

1) про­из­во­ди­те­лей ор­га­ни­че­ских ве­ществ

4) раз­ру­ши­те­лей ор­га­ни­че­ских ве­ществ

6. За­да­ние 9 К эу­ка­ри­о­там от­но­сит­ся

7. За­да­ние 9 Обмен ве­ществ от­сут­ству­ет у

8. За­да­ние 9 К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

9. За­да­ние 9 Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых имеют хло­ро­пла­сты, от­но­сят к цар­ству

10. За­да­ние 9 К ор­га­низ­мам-сим­бион­там от­но­сят

11. За­да­ние 9 Эу­ка­ри­о­ты с ав­то­троф­ным спо­со­бом пи­та­ния от­но­сят­ся к цар­ству

12. За­да­ние 9 Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых не имеют оформ­лен­но­го ядра, ми­то­хон­дрий, ап­па­ра­та Голь­д­жи, от­но­сят к груп­пе

13. За­да­ние 9 Какой ор­га­низм от­но­сят к цар­ству бак­те­рий

14. За­да­ние 9 Какая груп­па бак­те­рий живет в со­дру­же­стве с дру­ги­ми ор­га­низ­ма­ми

15. За­да­ние 9 За­бо­ле­ва­ние ту­бер­ку­ле­зом лег­ких у че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет

16. За­да­ние 9 Клет­ки жи­вот­ных от­но­сят к груп­пе эу­ка­ри­от­ных, так как они имеют

2) плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну

4) ядро, от­де­лен­ное от ци­то­плаз­мы обо­лоч­кой

17. За­да­ние 9 Сход­ство стро­е­ния кле­ток ав­то­троф­ных и ге­те­ро­троф­ных ор­га­низ­мов за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии

2) плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны

4) ва­ку­о­лей с кле­точ­ным соком

18. За­да­ние 9 Рас­те­ния, грибы, жи­вот­ные – это эу­ка­ри­о­ты, так как их клет­ки

1) не имеют оформ­лен­но­го ядра

3) имеют ядер­ную ДНК, за­мкну­тую в коль­цо

19. За­да­ние 9 Грибы, клет­ки ко­то­рых имеют обо­лоч­ку, ядро, ци­то­плаз­му с ор­га­но­и­да­ми, от­но­сят к груп­пе ор­га­низ­мов

20. За­да­ние 9 Ор­га­низ­мы, ко­то­рым для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти не­об­хо­ди­мо на­ли­чие кис­ло­ро­да в среде оби­та­ния, на­зы­ва­ют

21. За­да­ние 9 Ви­ру­сы от­ли­ча­ют­ся от рас­те­ний, жи­вот­ных, гри­бов или бак­те­рий тем, что они

1) не имеют соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ

2) имеют не­боль­шие раз­ме­ры ри­бо­сом

3) со­дер­жат нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты

22. За­да­ние 9 . К не­кле­точ­ным фор­мам жизни от­но­сят­ся

23. За­да­ние 9 .

24. За­да­ние 9 . Не­кле­точ­ное стро­е­ние имеют

25. За­да­ние 9 . Ос­нов­ное от­ли­чие в стро­е­нии ви­ру­са оспы от диф­те­рий­ной па­лоч­ки за­клю­ча­ет­ся в от­сут­ствии у ви­ру­са

26. За­да­ние 9 . Самые ма­лень­кие раз­ме­ры имеют

27. За­да­ние 9 . Не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния

28. За­да­ние 9 . Ви­ру­сы могут раз­мно­жать­ся толь­ко в

29. За­да­ние 9 . Кап­сид — это обо­лоч­ка

30. За­да­ние 9 . Из белка и нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты со­сто­ят

31. За­да­ние 9 . Энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти

32. За­да­ние 9 . Все­гда яв­ля­ют­ся па­ра­зи­та­ми

33. За­да­ние 9 . Какая груп­па ор­га­низ­мов спо­соб­на к фо­то­син­те­зу?

34. За­да­ние 9 . Бак­те­рии си­бир­ской язвы могут дли­тель­ное время на­хо­дить­ся в ско­то­мо­гиль­ни­ках в виде

35. За­да­ние 9 . Бак­те­рио­фа­ги — это

36. За­да­ние 9 . К са­про­тро­фам от­но­сят

37. За­да­ние 9 . Грибы, ко­то­рые пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми остат­ка­ми рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к груп­пе

38. За­да­ние 9 . В клет­ках боль­шин­ства ав­то­троф­ных ор­га­низ­мов, в от­ли­чие от кле­ток ге­те­ро­тро­фов, про­ис­хо­дит

39. За­да­ние 9 . Ви­ру­сы, в от­ли­чие от рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к

40. За­да­ние 9 . Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты, окружённой бел­ко­вой кап­су­лой, со­сто­ит

3) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

41. За­да­ние 9 . К эу­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

42. За­да­ние 9 . Какие ор­га­низ­мы пре­об­ра­зу­ют энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ в мак­ро­эр­ги­че­ские связи АТФ?

43. За­да­ние 9 . Плес­не­вые грибы по спо­со­бу пи­та­ния от­но­сят к

44. За­да­ние 9 . Ви­ру­сы, как и не­ко­то­рые бак­те­рии и низ­шие грибы,

1) всту­па­ют в сим­би­оз с рас­те­ни­я­ми

2) дышат кис­ло­ро­дом воз­ду­ха

3) вы­зы­ва­ют ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния

4) об­ра­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

45. За­да­ние 9 . Хе­мот­роф­ное пи­та­ние ха­рак­тер­но для

46. За­да­ние 9 . Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и бел­ко­вой кап­су­лы со­сто­ит

4) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

47. За­да­ние 9 . Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

1) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

48. За­да­ние 9 . Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов от­но­сит­ся к чле­ни­сто­но­гим?

49. За­да­ние 9 . Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

2) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

3) бак­те­рио­фаг источник

24. За­да­ние 9 № 11556. Не­кле­точ­ное стро­е­ние имеют

25. За­да­ние 9 № 11606. Ос­нов­ное от­ли­чие в стро­е­нии ви­ру­са оспы от диф­те­рий­ной па­лоч­ки за­клю­ча­ет­ся в от­сут­ствии у ви­ру­са

26. За­да­ние 9 № 11656. Самые ма­лень­кие раз­ме­ры имеют

27. За­да­ние 9 № 11706. Не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния

28. За­да­ние 9 № 12131. Ви­ру­сы могут раз­мно­жать­ся толь­ко в

29. За­да­ние 9 № 12235. Кап­сид — это обо­лоч­ка

30. За­да­ние 9 № 12285. Из белка и нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты со­сто­ят

31. За­да­ние 9 № 12350. Энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти

32. За­да­ние 9 № 12400. Все­гда яв­ля­ют­ся па­ра­зи­та­ми

33. За­да­ние 9 № 12450. Какая груп­па ор­га­низ­мов спо­соб­на к фо­то­син­те­зу?

Читайте также:  Ветряная оспа купаться можно

34. За­да­ние 9 № 12500. Бак­те­рии си­бир­ской язвы могут дли­тель­ное время на­хо­дить­ся в ско­то­мо­гиль­ни­ках в виде

35. За­да­ние 9 № 12550. Бак­те­рио­фа­ги — это

36. За­да­ние 9 № 12600. К са­про­тро­фам от­но­сят

37. За­да­ние 9 № 12650. Грибы, ко­то­рые пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми остат­ка­ми рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к груп­пе

38. За­да­ние 9 № 13700. В клет­ках боль­шин­ства ав­то­троф­ных ор­га­низ­мов, в от­ли­чие от кле­ток ге­те­ро­тро­фов, про­ис­хо­дит

39. За­да­ние 9 № 13750. Ви­ру­сы, в от­ли­чие от рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к

40. За­да­ние 9 № 13800. Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты, окружённой бел­ко­вой кап­су­лой, со­сто­ит

3) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

41. За­да­ние 9 № 13850. К эу­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

42. За­да­ние 9 № 13900. Какие ор­га­низ­мы пре­об­ра­зу­ют энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ в мак­ро­эр­ги­че­ские связи АТФ?

43. За­да­ние 9 № 14050. Плес­не­вые грибы по спо­со­бу пи­та­ния от­но­сят к

44. За­да­ние 9 № 14100. Ви­ру­сы, как и не­ко­то­рые бак­те­рии и низ­шие грибы,

1) всту­па­ют в сим­би­оз с рас­те­ни­я­ми

2) дышат кис­ло­ро­дом воз­ду­ха

3) вы­зы­ва­ют ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния

4) об­ра­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

45. За­да­ние 9 № 14150. Хе­мот­роф­ное пи­та­ние ха­рак­тер­но для

46. За­да­ние 9 № 15889. Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и бел­ко­вой кап­су­лы со­сто­ит

4) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

47. За­да­ние 9 № 15939. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

1) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

48. За­да­ние 9 № 15940. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов от­но­сит­ся к чле­ни­сто­но­гим?

49. За­да­ние 9 № 15989. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

2) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

3) бак­те­рио­фаг

50. За­да­ние 9 № 15990. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов от­но­сит­ся к иг­ло­ко­жим?

51. За­да­ние 9 № 16104. Ука­жи­те при­мер ге­те­ро­троф­но­го ор­га­низ­ма.

52. За­да­ние 9 № 16154. Ука­жи­те при­мер ав­то­троф­но­го ор­га­низ­ма.

53. За­да­ние 9 № 16232. Жи­вот­ные пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми, по спо­со­бу пи­та­ния они

54. За­да­ние 9 № 16288. Что яв­ля­ет­ся ин­фек­ци­он­ным на­ча­лом ви­ру­са?

55. За­да­ние 9 № 16338. Какая из пе­ре­чис­лен­ных бо­лез­ней вы­зы­ва­ет­ся ви­ру­сом?

56. За­да­ние 9 № 16388. Бак­те­рии си­бир­ской язвы могут на­хо­дить­ся дли­тель­ное время в ско­то­мо­гиль­ни­ках в виде

57. За­да­ние 9 № 16438. Какая груп­па ор­га­низ­мов спо­соб­на к фо­то­син­те­зу?

58. За­да­ние 9 № 16639. К эу­ка­ри­о­там от­но­сят

59. За­да­ние 9 № 16689. Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых имеют обособ­лен­ное ядро, — это

60. За­да­ние 9 № 16739. Вирус им­му­но­де­фи­ци­та по­ра­жа­ет в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка

61. За­да­ние 9 № 16789. Ви­рус­ная ДНК может встра­и­вать­ся в геном клет­ки-хо­зя­и­на и функ­ци­о­ни­ро­вать как со­став­ная часть

62. За­да­ние 9 № 16839. Толь­ко в дру­гих ор­га­низ­мах раз­мно­жа­ют­ся

63. За­да­ние 9 № 16891. К про­ка­ри­о­ти­че­ским ор­га­низ­мам от­но­сят

64. За­да­ние 9 № 17826. Функ­ци­о­ни­ру­ют толь­ко в клет­ке дру­го­го ор­га­низ­ма, ис­поль­зу­ют его ами­но­кис­ло­ты, фер­мен­ты и энер­гию для син­те­за нук­ле­и­но­вых кис­лот и бел­ков

65. За­да­ние 9 № 18194. Формы жизни, ко­то­рые могут функ­ци­о­ни­ро­вать толь­ко внут­ри кле­ток эу­ка­ри­от, — это

66. За­да­ние 9 № 18402. На ри­сун­ке по­ка­за­на мо­дель

2) од­но­кле­точ­но­го жи­вот­но­го

3) ви­ру­са им­му­но­де­фи­ци­та че­ло­ве­ка

4) од­но­кле­точ­ной во­до­рос­ли

67. За­да­ние 9 № 18453. Из пе­ре­чис­лен­ных ниже ор­га­низ­мов самые ма­лень­кие раз­ме­ры имеют

4) од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли

Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 167 | Нарушение авторских прав

источник

Вирусы открыты Д.И.Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики).

Вирусы – это внутриклеточные паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы паразитируют на клетках организмов всех царств живой природы. Вирусы бактерий называются бактериофаги.

Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами.

Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки:

  • вирусы гораздо меньше клеток;
  • вирусы гораздо проще клеток по строению – состоят только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, состоящей из множества одинаковых молекул белка.
  • вирусы содержат либо ДНК, либо РНК.

Синтез компонентов вируса:

  • В нуклеиновой кислоте вируса содержится информация о вирусных белках. Клетка делает эти белки сама, на своих рибосомах.
  • Нуклеиновую кислоту вируса клетка размножает сама, с помощью своих ферментов.
  • Затем происходит самосборка вирусных частиц.

  • вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.)
  • некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.

Синдром приобретенного иммунного дефицита вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на белых клетках крови (лейкоцитах лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.

Вирус СПИДа очень нестоек, на воздухе легко разрушается. Заразиться им можно только при половых контактах без презерватива и при переливании зараженной крови.

Установите соответствие между особенностями организмов и представителями: 1) Вирус иммунодефицита, 2) Кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Нет клеточной стенки
Б) Наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
В) Наследственный материал заключён в РНК
Г) Может иметь жгутик
Д) Внутриклеточный паразит
Е) Симбионт человека

Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
Б) клеточная стенка из муреина
В) вне организма находится в виде кристаллов
Г) может находиться в симбиозе с человеком
Д) имеет рибосомы
Е) имеет хвостовой канал

Выберите один, наиболее правильный вариант. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус СПИДа поражает в крови человека
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) лимфоциты
4) кровяные пластинки

Выберите три варианта. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют клеточную стенку
2) адаптируются к среде
3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка
4) размножаются вегетативно
5) не имеют собственного обмена веществ
6) ведут только паразитический образ жизни

Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом?
1) лишайников
2) грибов
3) прокариот
4) простейших

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) фагоциты
4) лимфоциты

Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает
1) в лимфе
2) в грудном молоке
3) в слюне
4) на воздухе

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность

Выберите один, наиболее правильный вариант. Знания о вирусах не согласуются с положениями клеточной теории, так как они
1) внутриклеточные паразиты
2) не имеют оформленного ядра
3) размножаются только в клетках других организмов
4) не имеют клеточного строения

1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход вируса в окружающую среду
2) синтез белка вируса в клетке
3) внедрение ДНК в клетку
4) синтез ДНК вируса в клетке
5) прикрепление вируса к клетке

2. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой
2) разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток
3) проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии
4) прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки
5) сборка новых бактериофагов

3. Установите последовательность этапов проникновения и паразитирования в клетке вирусных частиц. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
2) проникновение ДНК вируса в клетку
3) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
4) синтез вирусной ДНК и белков
5) выход вирусных частиц из клетки-хозяина
6) формирование новых вирионов

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют неоформленное ядро
2) размножаются только в других клетках
3) не имеют мембранных органоидов
4) осуществляют хемосинтез
5) способны кристаллизоваться
6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы:
1) не обладают собственным обменом веществ
2) являются внутриклеточными паразитами
3) способны размножаться только внутри животных клеток
4) не содержат нуклеиновых кислот
5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
6) не способны к самостоятельному синтезу белка

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют клеточное строение
2) имеют неоформленное ядро
3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
4) относятся к свободноживущим формам
5) размножаются только в других клетках
6) являются неклеточной формой жизни

1. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции

2. Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: 1) вирусы, 2) бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) только паразитический образ жизни
Б) способность к синтезу белковых молекул
В) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
Г) отсутствие собственного обмена веществ
Д) наличие клеточной стенки
Е) деление клетки надвое


Установите соответствие между функциями и организмами, для которых они характерны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеет оболочку из муреина
Б) является облигатным клеточным паразитом
В) способен к спорообразованию
Г) размножается бинарным делением
Д) состоит из ДНК или РНК и капсида
Е) способен кристаллизоваться


Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) при неблагоприятном воздействии образует споры
Б) является облигатным внутриклеточным паразитом
В) имеет нуклеоид
Г) цитоплазматическая мембрана образует мезосомы
Д) генетический аппарат представлен молекулами ДНК или РНК
Е) имеет белково-липидную мембрану и капсид


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного природного объекта?
1) характерен хемотрофный тип питания
2) образован нуклеиновой кислотой и белками
3) ведет паразитический образ жизни
4) образует споры при неблагоприятных условиях среды
5) отсутствует собственный обмен веществ
6) образует симбиоз с бактериальной клеткой

Известно, что вирусы мельче бактерий, относятся к неклеточной форме жизни и являются облигатными паразитами клеток живых организмов. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вирусы проходят через бактериальные фильтры и различимы только в электронный микроскоп. (2) Вирусы состоят только из молекулы ДНК или РНК, окруженной белковым или белково-липидным капсидом. (3) Форма вирусов разнообразна: округлая, палочковидная, нитевидная или в виде многогранника. (4) Большинство вирусов имеют симметричную структуру. (5) Вирусы размножаются внутри клетки другого организма, а вне её они инертны. (6) Вирусы способны переносить генетическую информацию между клетками внутри организма и между различными организмами.

источник