Меню Рубрики

Методы диагностики в древнем китае борьба с оспой

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: период становления (XVIII-III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и период империи Хань (III в. до и. э. — III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют функции сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Представление о здоровье – здоровье это есть состояние равновесия инь и ян в организме а болезнь это нарушение этого соотношения.

Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль и т д) и другими естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного:

— осмотре кожи, глаз, слизистых и языка;

— определении общего состояния и настроения больного;

— выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов;

— подробном опросе больного;

— давлении на активные точки.

Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь-Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови и пульсе. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса, со временем метод исследования пульса превратился в стройное учение о пульсе, которое явилось вершиной диагностики в древнем Китае.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь — иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Так, на основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае -его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра (рис. 36), золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл я их деление на виды. В трактате «Нэйцзин» описано девять разновидностей игл.

Богатое разнообразие игл говорит о широте метода иглоукалывания в древности: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т. е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений.

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами.

Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа-То. (141-208), который прославился как искусный диагности знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Для обезболивания во время операций Хуа То применял метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэйцзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика, основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул.

В истории древнего Рима выделяются три основные этапа:

1) царский период (VIII-VI вв. до н. э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим;

2) период республики (510-31 гг. до н. э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;

3) период империи (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.) — время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII—VI вв. до н. э.)

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н. э.) врачевателей-профессионалов в г. Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, часто в сочетании с магическими заговорами.в течение столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.— 31 г. до н. э.)

В области медицины этот период знаменуют: развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического направления в медицине.

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан города Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таблиц», они явились характерным образцом свода законов раннеклассового общества.таблица VIII гласит: Если человек причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

Согласно «Законам XII таблиц», «младенец (отличавшийся) исключительным уродством», должен быть лишен жизни. Ряд параграфов «Законов XII таблиц» непосредственно касается охраны санитарного состояния города (Рима):

В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акведуков. Первый акведук в столице республики г. Риме. Он доставлял в г. Рим питьевую воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио.

Акведуки древнего Рима охранялись законом. За умышленную порчу налагали крупный штраф. В частные дома вода не подавалась (набирали с фонтанов). Римляне пользовались общественными туалетами, а мусор выносили на улицу.

Первые термы (греч. thermae — горячие бани, от thermos — теплый) г. Рима были построены в III в. до н. э. В г. Риме были не только частные термы (плата, в которых была ничтожной), но и общественные, которые принадлежали городу. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сотням тысяч людей мыться одновременно.

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу действенных врачебных средств и при лечении некоторых болезней без нее не обходились. Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они явились прекрасным даром, который императоры сделали римскому населению.

Начала организации медицинского дела

Первыми врачами там были рабы из числа военнопленных. Высокий культурный и профессиональный уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки.

Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего- бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов. В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается пелопоннесец Архагат (греч.Archagathos). Указ Юлия в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачамтак и местным жителям, обучавшимся медицине

Философские основы медицины древнего Рима

Говоря о «гибельно смешанном воздухе», который при вдыхании: несет в организм человека семена «болезни и смерти», Лукреций (представитель римского эпикуреизма) дал представление о миазматической концепции возникновения болезней. В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на видного греческого врача в Риме. Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат stagnatio (застоя твердых частиц в порах и каналах тела), а во-вторых — как расстройства движения соков и пневмы. Согласно этим воззрениям, Аоклепиад придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов.

Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Парализованных он советовал носить на коврах ираскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующее развитие медицины в период империи и естественно-научного направления в медицине в целом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э. — 476 г. н. э.)

Становление военной медицины

Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83-78 гг. до н. э.), власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы потребовали большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях и во всех родах войск. Каждая когорта имела, четырех врачей-хирургов; во флоте на каждом «военном корабле, было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где стали устраивать военные учреждения для раненых и больных. Обслуживавший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, которые обслуживались рабами-медиками.

Развитие медицинского дела

Развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров, которые объединялись в коллегии. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофонт (I в. н. э.) — личный врач императора Клавдия. Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства.

Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда — на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного.

Закон строго определял права и обязанности учащихсяНаряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей.

Сo временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности.

Развитие медицинских знаний

Цельс составил свое «практическое руководство, занимаясь лечением больных в своем ва-летудинарии (для рабов)». Он подробно, изложил достижения римской медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии и особенно хирургии.

Плиний Старший. Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII-XXVIII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII-XXXII. В книге VII собраны сведения об аномалиях человеческой природы (парадоксография): о рождении двойняшек и тройняшек, о младенцах-уродах и даже о передаче признаков по наследству в «четвертом колене». Современником Плиния был выдающийся римский военный врач Диоскорид. Его сочинение «О врачебной материи», т. е. о лекарственных растениях содержит систематическое описание 600 лекарственных растений.

О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты.

Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса, греческий врач, практиковавший в Риме в начале II в. В процессе, родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных методов, описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследования. Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.)О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 – началу 13 в. до н.э.

Во главе государства, представлявшего интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх – Ван. Угнетённые классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н. э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времён достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность – прообраз современного иероглифического китайского письма.

Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

Войны между государствами закончились победой царства Цинь и созданием первой в Китае централизованной империи Цинь (221 — 207 до н.э.). Её основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена.

Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. – 1 веку н.э.

Феодальный Китай (с первых веков н. э. до 40-х г.г. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях.

Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай. Период до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4 – 6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

Читайте также:  Следы оспы на лице сталина

Итак, в Ки­тае ра­бо­вла­дель­че­ский строй ук­ре­пил­ся в кон­це 3 — го и на­ча­ле 2 — го ты­ся­че­ле­тия до нашей эры. В этот пе­ри­од ра­бо­вла­де­ния в Ки­тае воз­ник­ла ие­рог­ли­фи­че­ская пись­мен­ность, удер­жав­шая­ся в те­че­ние ты­ся­че­ле­тий.

Слож­ность этой пись­мен­но­сти де­ла­ла гра­мот­ность и об­ра­зо­ва­ние труд­но­дос­туп­ны­ми и пре­вра­ти­ла их в мо­но­по­лию не­боль­шой груп­пы жре­цов и ари­сто­кра­тов.

Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае была начата выработка бумаги, а овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

Основными ис­точ­ник­ами све­де­ний о ме­ди­ци­не (фар­ма­ции) Древ­не­го Ки­тая являются:

Ø Памятники медицинской письменности:

Ø Данных археологии, этнографии;

Ø Памятники материальной культуры.

Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).

В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 – растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:

· Неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой.

· Тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил.

· Токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

Первым многотомным источником истории Древнего Китая был «Ши цзи» — исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145-86 г.г. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики.

Древнейшим из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа – Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых – «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих де вяти томах – «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне при­во­дят­ся на­зва­ния (око­ло 900) и си­но­ни­мы рас­те­ний, бо­та­ни­че­ские опи­са­ния, вре­мя сбо­ра, гео­гра­фи­че­ское рас­про­стра­не­ние, мик­ро­ско­пи­че­ское опи­са­ние сы­рья, фар­ма­ко­ло­ги­че­ское дей­ст­вие и при­ме­не­ние.

Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни.

Изучение действия растительного сырья позволило обогатить имеющие травники, и в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений.

Справочник «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун Цзин (452-536 г.г.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов.

Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные.

Сунь сы Мяо (581-673 г.г.) занимает видное место в истории лекарствоведения Китая. Его исследования были посвящены фармакологии. Его основным трудом был «Цзян цзинь фан» (тысяча золотых рецептов), который внес ценный вклад в лекарствоведение Китая. Данные сочинения включали 30 томов. С первого по четвертый тома были посвящены женским болезням и назывались «Женские болезни и их лечение». Пятый том был посвящен детским болезням и их лечению. С 6 по 21 том назывались «Частная патология и терапия», 22-24 тома – «Отравления и противоядия», 25 том – «Неотложная помощь», 26 и 27 том – «Диетотерапия», 28 том – «Учение о пульсе» и последние 29 и 30 том – «Иглоукалывание и прижигание».

Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.

Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей:

· Болезни зубов и полости рта;

Специальностей у врачевателей было меньше:

· Болезни зубов и полости рта;

Китайские врачи в 9 – 8 вв. до н.э. считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» — тем­но­го, жен­ско­го, инерт­но­го и «янь» — свет­ло­го, муж­ско­го, ак­тив­но­го.

Все про­цес­сы в ор­га­низ­ме сво­ди­лись к взаи­мо­дей­ст­вию этих 2-х жиз­нен­ных на­чал и уча­стию 5 пер­во­эле­мен­тов (кос­ми­че­ских эле­мен­тов) ме­талл, во­да, огонь, де­ре­во, зем­ля.

Пред­став­ле­ние о жизненных началах при­ве­ло к трем но­вым те­ра­пев­ти­че­ским прие­мам, при­дав­шим ки­тай­ской ме­ди­ци­не осо­бый ко­ло­рит.

Это мок­са, мас­саж, аку­пунк­ту­ра. Итак, пра­виль­ное со­от­но­ше­ние этих на­чал обу­слав­ли­ва­ет здо­ро­вье, не­пра­виль­ное — ве­дет к за­бо­ле­ва­ни­ям. Для вос­ста­нов­ле­ния на­ру­шен­но­го со­от­но­ше­ния ки­тай­цы при­ду­ма­ли три на­зван­ных прие­ма.

Мок­са — со­сто­ит в при­жи­га­нии боль­но­го мес­та или от­да­лен­ной от это­го мес­та точ­ки пуч­ка­ми го­ря­щей тра­вы. Цель это­го ме­ро­прия­тия — уси­лить дви­же­ние на­ча­ла «инь». К это­му прие­му ки­тай­цы при­шли, ис­хо­дя из фан­та­сти­че­ско­го пред­став­ле­ния, но ока­зы­ва­ет­ся в нем име­ет­ся и прак­ти­че­ский смысл; прие­мы ме­ст­но­го воз­дей­ст­вия на боль­ной ор­га­низм не толь­ко в зо­нах по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­сти, но и от­да­лен­ных от этих зон точ­ках в са­мых раз­но­об­раз­ных фор­мах при­ме­ня­ют­ся и те­перь (диа­тер­мия, элек­три­че­ская ис­кра), хо­тя на дру­гих тео­ре­ти­че­ских ос­но­вах.

Вто­рой при­ем — мас­саж. Вра­чи Древ­не­го Ки­тая так­же при­ме­ня­ли его с це­лью уси­лить дви­же­ние на­ча­ла «инь». Со вре­ме­нем тот фан­та­сти­че­ский смысл, ко­то­рый ки­тай­цы при­да­ва­ли мас­са­жу, был за­быт, и ос­та­лось толь­ко то, что на­зы­ва­ет­ся ра­цио­наль­ным в этом те­ра­пев­ти­че­ском прие­ме.

Тре­тий при­ем — аку­пунк­ту­ра — со­сто­ял во вве­де­нии иг­лы в ор­ган, счи­тав­ший­ся боль­ным, или в ка­кую-ни­будь от­да­лен­ную от не­го точ­ку те­ла. Иг­лу обыч­но тут же вы­ни­ма­ли из те­ла, но ино­гда ос­тав­ля­ли ее на су­тки и бо­лее, т.к. сущ­но­стью за­бо­ле­ва­ния счи­та­лось на­ру­ше­ние про­пор­ции ме­ж­ду на­ча­ла­ми «янь» и «инь», то иг­лы де­ла­лись по­лы­ми внут­ри на тот слу­чай, что ка­кое-ни­будь из этих на­чал ока­жет­ся в из­быт­ке и то­гда, этот из­бы­ток смо­жет вый­ти на­ру­жу че­рез ка­нал иг­лы. На­обо­рот, ес­ли пред­по­ла­га­ет­ся не­дос­та­ток на­ча­ла «янь», его мож­но бы­ло в ви­де по­дог­ре­то­го воз­ду­ха вве­сти в ор­га­низм че­рез тот же ка­нал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо бы­ло хо­ро­шо знать точ­ки, в ко­то­рые над­ле­жа­ло де­лать уко­лы в ка­ж­дом от­дель­ном слу­чае. Для до­пус­ка к аку­пунк­ту­ре уст­раи­вал­ся эк­за­мен: ма­не­кен, с про­де­лан­ны­ми в нем от­вер­стия­ми, об­клеи­вал­ся бу­ма­гой, а внутрь его на­ли­ва­лась крас­ка. Сдаю­щий эк­за­мен сквозь бу­ма­гу дол­жен был вве­сти иг­лу в на­зна­чен­ную точ­ку; до­ка­за­тель­ст­вом уда­чи бы­ло ис­те­че­ние крас­ки из ка­на­ла иг­лы.

На ос­но­ве тех же пред­став­ле­ний о на­ча­лах «инь» и «янь» ки­тай­ские вра­чи вне­сли в ме­ди­ци­ну еще один важ­ней­ший мо­мент: они на­ча­ли ис­сле­до­вать пульс сво­их боль­ных и соз­да­ли уче­ние о пуль­се, хо­тя в дру­гих стра­нах в то вре­мя оно рас­про­стра­не­ния не по­лу­чи­ло.

Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменением в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи диагностировали болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков.

Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью.

При исследовании женщин между врачом и пациенткой ставилась ширма.

Рука больного должна покоиться на подушке, а врач кладет пальцы на пульсирующий сосуд с правой или с левой стороны кисти, производя при этом пальцами усиливаемое надавливание.

Китайские врачи говорили о существовании 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средний пульс у взрослого человека считался 80 ударов в минуту, у стариков – 76, у детей – 96.

На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.

Болезни, происходившие от холода – лечились теплом, а от перегревания – холодом. Кровопускание использовалось редко, чаще применялись пиявки. Особое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике.

Ки­тай был но­си­те­лем вы­со­кой са­ни­тар­ной куль­ту­ры, ост­рей­шую про­бле­му со­став­ля­ло пи­та­ние: «Лю­ди, хо­тя и едят, но сы­тых я ви­жу так ред­ко и ма­ло».

В Ки­тае за 1000 лет до н.э. при­ме­ня­ли пре­ду­пре­ди­тель­ные ме­ры про­тив ос­пы, для этого в ноз­д­ри вкла­ды­ва­ли ва­ту, про­пи­тан­ную со­дер­жи­мым че­ло­ве­че­ско­го ос­пен­но­го стру­па.

Как ме­ра пре­ду­пре­ж­де­ния чу­мо­по­доб­ных бо­лез­ней при­ме­ня­лась са­мо­изо­ля­ция, по­ки­да­ние че­ло­ве­ком на­си­жен­ных мест при эпи­зо­отии гры­зу­нов (крыс и мы­шей).

Пить ви­но не воз­бра­ня­лось, но ре­ко­мен­до­ва­лось со­блю­дать ме­ру: «Ес­ли с трех ча­рок ты па­мять су­мел по­те­рять, сме­ешь ли ты на­пи­вать­ся опять и опять?».

Однако, ре­ли­гия вну­ша­ла мас­сам, что бес­цель­ны со­ору­же­ния, ре­гу­ли­рую­щие во­ду, борь­ба с са­ран­чой, эпи­де­мия­ми, бо­лез­ня­ми, что вы­лав­ли­вать кло­пов, вшей, блох – пус­тая тра­та вре­ме­ни, «чем боль­ше мы их ло­вим, тем боль­ше они пло­дят­ся».

Лекарствоведение Древнего Китая было самым обширнейшим в мире. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношение цвета, вкуса препаратов к пяти элементам и к органам.

Зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерево» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие лекарства соответствуют элементу «земля» и действуют на желудок, белые и острые лекарства соответствуют элементу «металл» и действуют легкие, а черные и соленые лекарства соответствуют элементу «вода» и действуют на почки.

Рас­ти­тель­ные сред­ст­ва, применялись со­об­раз­но с де­ле­ни­ем те­ла на 3 поя­са: го­лов­ки и верх­ние час­ти рас­те­ний упот­реб­ля­ют­ся при бо­лез­нях верх­не­го поя­са, стеб­ли рас­те­ний — при бо­лез­нях сред­не­го, а кор­ни — при бо­лез­нях нижнего пояса. Серд­це­ви­на использовалась при бо­лез­нях внут­рен­но­стей, ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, а кора – при заболеваниях кожи.

Лекарственные средства животного происхождения включали в себя коконы шелкопряда, сушеные пауки, панцирь черепахи, а также зубы, ногти, уши, языки, сердце, печень, костный мозг большинства животных.

Китайцы считали, что кровь и кости льва придают мужество, слоновая кость в виде порошка использовалась при проблемах мочеиспускания, верблюжье мясо использовали для укрепления нервной системы, верблюжье молоко для лечения геморроя, свежая печень рыб применялась при куриной слепоте, вытяжки из пантов молодого оленя применялись как стимулирующее средство.

Как лекарственные сред­ст­ва минерального происхождения использовали железо, свинец, мышьяк, олово, медь, золото, серебро и их соединения – сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди, а также буру, квасцы, морскую соль, едкий натр, нашатырь (впервые обнаружен в Египте), соединения серы – противочесоточное средство и соединения ртути – для лечения сифилиса..

Все лекарственные средства делились на:

К тоническим средствам относилось: женьшень, чай, табак, мясо из различных животных и др.

Осо­бой из­вест­но­стью поль­зу­ет­ся ко­рень женьше­ня, который появился V – IV вв. до н.э. На вкус он горь­ко — кис­лый, его вы­ва­ри­ва­ли до кон­си­стен­ции ка­ши­цы, про­зрач­ной на вид, со слег­ка крас­но­ва­тым и жел­то­ва­тым от­тен­ком. Упот­реб­ля­ет­ся он ут­ром и ве­че­ром вме­сте с ча­ем и су­пом. Женьшень входил в состав многих лекарственных препаратов. Китайцы на­зы­ва­ют его «да­ром бес­смер­тия» и «чу­дом ми­ра». Он вос­ста­нав­ли­ва­ет си­лы, ста­рым воз­вра­ща­ет юность, воз­ве­ден в ранг па­на­цеи. Те­перь его нау­чи­лись куль­ти­ви­ро­вать.

Чай, как целебное растение, упоминается еще в старинной энциклопедии Бань Цяо. Чай излечивает все недуги, прогоняет сонливость и т.д.

К вяжущим средствам относилось: чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех, опий, семена фиников, айва, кислая слива, железные опилки, листовое золото.

К разрешающим средствам относилось: кассия, мимоза, мускус, имбирь, камфара, белая чемерица, семена и корень репы, сандаловое дерево, семена горчицы, гвоздика.

Мус­кус — про­дукт вы­де­ле­ния мус­кус­но­го, же­ле­зи­сто­го меш­ка, на­хо­дя­ще­го­ся у сам­ца ка­бар­ги пе­ред по­ло­вы­ми ор­га­на­ми. При­ме­ня­ли в ви­де мус­кус­ной на­стой­ки по не­сколь­ко ка­пель как воз­бу­ж­даю­щее и уси­ли­ваю­щее сред­ст­во.

К слабительным средствам относилось: семена подорожника, шалфей, красные бобы, ревень, сернокислый натр, снежная вода

Китайская медицина продолжительное время развивалась изолировано. В Европу сведения о ней проникли только в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет большую роль. Изучение ее наследий имеет важное значение для развития научной медицины.

Дата добавления: 2014-12-17 ; Просмотров: 1150 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Древнейшее в истории Китая государство Шан сформировалось в середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ (Желтая река). К этому времени относится и создание китайской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу (I в. до н.э.) и тушь для письма, компас и порох. В течение тысячелетий Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера.

О возникновении врачевания Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии — современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения.

Периодизация истории и врачевания

Источниками по истории и врачеванию древнего Китая являются памятники медицинской письменности (с III в. до н.э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

В истории древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан (Инь) (XVIII-XII вв. до н.э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.), когда на территории Китая существовало множество государств; период империи Цинь (III в. до н.э.), когда страна была объединена в единую империю (по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246-210 гг. до н.э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н.э. — 221 г. н.э.) — время наивысшего расцвета древнего Китая. В III-IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в. «Исторические записки» (I в. до н.э.) — первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи». Она была составлена выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145-86 гг. до н.э.). В ней сообщается об успешном применении метода чжэнь — цзю и пульсовой диагностики.

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII-III вв. до н.э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э. — III в. н.э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Древнейший медицинский текстов древнего Китая — трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка»). Составлен он в III в. до н.э. в русле традиции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа — Хуанди, которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю.

Философские основы китайской медицины

Китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н.э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н.э.

Учение древних китайских философов о материальном мире изложено в натурфилософском трактате IV-III вв. до н.э., «Си цы чжуань»: единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у шин): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Читайте также:  Прививка от оспы и шрам от нее

Ван Чун (философ и врач) был представителем стихийного материализма в древнем Китае, автором полемического трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против даосских идей бессмертия. Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.

Стихийно — материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.

Традиционная китайская медицина

Основные теоретические положения древней китайской медицины в основных чертах сохранились в течение трёх тысячелетий.

Знания о строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н.э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии.

Представления о болезнях и их лечении в древнем Китае имели натурфилософскую основу. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь — как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.

Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства, Бянь Чюе и его ученики исцеляли больных.

Представление о круговом движении крови, изложенное в «Нэй цзин», является одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца… Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно… а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам… Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы». «Пульс — это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа…»

Врачеватели древнего Китая пришли к этим выводам эмпирическим путем. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса; из них основными считались десять: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный. Учение о пульсе явилось вершиной диагностики в древнем Китае. Наиболее полно оно изложено в труде известного китайского врача III в. н.э. Ван Шухэ — «Мо цзин» («Трактат о пульсе», 280 г.). За пределами древнего Китая учение о пульсе распространилось относительно поздно.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. zhen — иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. jiu — прижигание, лат. cauterisayio). На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о том, что существуют так называемые «жизненные точки», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь — ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Исторические хроники династии Хань сообщают об отдельных случаях успешного применения иглотерапии врачами Бянь Чюе (XI в. до н.э.), Фу Вэн (I-II вв. до н.э.), Хуа То (II в. н.э.) и другими.

Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части, где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, коллатерали каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания.

В III в. н.э. врач Хуанфу Ми (215-282) систематически обобщил достижения в области чжэнь-цзю за предшествующие 4 — 5 столетий и составил обширный компилятивный труд «Чжэнь цзю цзя и цзин» («Классический канон по иглотерапии и прижиганию», 265 г.), который оставался главным источником знаний в этой области вплоть до XI столетия и был известен за пределами Китая, начиная с V в.

Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл и их деление на виды.

В трактате «Нэй цзин» описано девять разновидностей игл. В древности метод иглоукалывания использовался очень широко: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений. Наиболее часто в этих целях пользовалось растение мокса (русск. — полынь обыкновенная). Считалось, что эффективность моксы возрастает с годами хранения.

Существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения).

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений — женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения — панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т.д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у чин ши или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия. Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам — в левую).

Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в. В современном мире она играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

Великие врачи Древнего Китая

Бянь Цяо. Имя этого великого врача вошло в поговорку. Когда в Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

Бянь Цяо называют иногда «китайским Гиппократом» (великий греческий врач был его младшим современником). Имя Бянь Цяо пользуется уважением и поклонением не только в Китае, но и в других странах Востока, оно упоминается в легендах и памятниках классической поэзии. Вот один из прекрасных образцов средневековой поэзии Кореи:

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То (II-III вв. н.э.).

Хуа То. Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы — иглоукалывание и прижигание, так и новые — кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных — вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Вот примеры названия упражнений в стиле «Парящий журавль»: «Поднимание крыльев и касание воды», «Разворачивание крыльев и касание воды». Подражая движениям медведя, человек залезал на дерево и повисал на ветке; подобно сове, он поворачивал голову и оглядывался назад в то время, как все тело оставалось неподвижным.

Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

Различные виды лечебной и профилактической китайской гимнастики и сейчас широко применяются, часто в сочетании с массажем, который производится не только кистями и пальцами рук, но и локтями, и даже ногами. Традиция китайского массажа насчитывает более двух тысяч лет, уже в глубокой древности он применялся для лечения болезней, связанных с нарушением движения и чувствительности. «Если нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, — говорится в «Каноне о внутреннем», — и тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

И все таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства — сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. «Хуа То сначала давал больному зелье, настоенное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувствительность, — сообщает трактат III в., — После этого ему разрезали живот… После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

Сун Сымяо. Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот — позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд. Вот одна из них.

Когда заболела жена императора, Сун Сымяо вызвали в столицу и проводили на женскую половину дворца. Услышав о предстоящем визите прославленного врача, императрица решила подшутить над ним и испытать его искусство. Согласно этикету того времени, врач не мог видеть её и даже разговаривать с ней: она была отделена от него плотными ширмами. Для того, чтобы исследовать пульс больной, врач попросил обвязать её запястье тонкой нитью и протянуть ему через ширму конец этой нити. Однако императрица обманула Суна: ему вручили нить, конец которой был привязан к ножке стула, на котором она сидела. Сун взял нить, потянул и сказал: «Меня вводят в заблуждение; нить привязана не к живому существу, а к дереву». Тогда нить привязали к лапке собачки. Сун снова потянул нить, внимательно понаблюдал за толчками, которые она передавала, и удрученно сказал: «Вы снова испытываете меня. Ощущаемый мною пульс не может принадлежать человеку. Это пульс животного». Пораженная мудростью ученого, императрица, наконец, привязала нить к своему запястью. «Вот теперь я чувствую пульс женщины, — сказал врач, — я определил вашу болезнь и пришлю вам лекарство».

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента — селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

Китайская алхимия, в отличие от западной, — прежде всего наука о способах достижения бессмертия. Весьма важно понимать при этом, что сама идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные существа — «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом — высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV-III вв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате II в.: «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров — «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье». Ярко и образно это передано в стихотворении «Бессмертие» — одном из шедевров классической китайской поэзии. Автором его был выдающийся поэт Цао Чжи (192-232 гг.)

Читайте также:  Вакцина оспа овец инструкция по применению

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

С эликсиром бессмертия связано представление о «лунном зайце». Легенда повествует, что когда Будда страдал от голода, заяц бросился в огонь, чтобы накормить его. В награду Будда отправил его на Луну. Там в волшебной ступке из агата толчет он снадобья, которые входят в состав эликсира бессмертия. «Лунного зайца» называют иногда «доктором», «чудесным зайцем» или «агатовым зайцем». Ступками из агата, которые пришли в европейскую алхимию из стран Древнего Востока, до сих пор пользуются химики всего мира.

источник

Создание святилищ.

Изгоняли болезнь: изгоняли “дух болезни” с помощью полого рога буйвола, кормили горькой пищей, “противной злым духам”.

Скифы при зубной боли удаляли расшатыванием и вытягиванием или ударяли кулаком в челюсть. Индейцы накладывали на раны гигантских муравьев..

Эти общество называют синполитейные общества – в наше время на стадии первобытной медицины. У них лекарство – большинство растений. Кровотечении останавливается при помощи паутины или жира различных животных, зола. При змеиных укусах – прижигание ран, высасывание крови. Заболевания кожи – промывания мочей, прикладывание глины, использование «физиотерапии» — природные источники(гейзеры и тп.). Промывание кишечника, массаж, компрессы, паровая баня. Есть основания говорить о хирургиикаменного века. Накладывали шины при переломах, делали кровопускания. Для этого применяли либо чешую рыб, колючки, кости животного.

Распространяется трепанация черепа. В 2х вариантах – для изгнания злых духов и для рационального лечения патологии. В 70% случаях происходило излечение. Делали для убирания воспаления при травме мозга, из-за недостатка гигиены – удаление селитера(червей в мозге мумий). С 10го тысячелетия до н.э. начинается зарождение частной собственности и классов – распад первобытного общества, появление отдельных племен, у которых были свои профессиональные служители культа. Их деятель включала – сохранение и передача положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание. Последнее часто было основным занятием. Народные врачеватели – знахари – ведуны(у славян) знали флору и фауну своей местности, являлись тонкими психологами и их подготовка велась индивидуально – с детства. Знания сохранялись в секрете и передавались по наследству. В этот период уже расширяется круг лекарственных средств и начинают применяться примитивные инструменты из метала – медь, бронза, железо. Применялись для ампутации конечности, кесаревы сечения.

Медицина и фармация древнего востока

В 4 тысячелетии до н.э. на территории Древнего Востока появились первые города-государства на территории Сирии и Китая.

Месопотамия– междуречье – между Тигром и Ефратом. Современная территории Сирии и Ирака. Там была распространена система письма.(клинопись – глиняные таблички с нацарапанным текстом, которые обжигали). Источники: археологические раскопки, истории Греции(Геродот), глиняные таблички, инструменты и печать врача.

Все процессы, происходящие в человеческом организме сравнивали с природными явлениями.

Важное значение имела астрология.

Древнейший, из дошедших до нас текстов медицинского содержания – глиняная табличка г. Ниппур (3000 до.н.э). На этой табличке 15 прописей различных лекарств. Текст предельно лаконичен и рационален. Рекомендуются лекарственные средства растительного происхождения, а также продукты животного мира(горчица, пихта, сосна, темьян, груши, ива, минералы – нефть, смола, соль и животного происхождения молоко, панцирь черепахи, внутренние органы водяных змей). Первый врач – Лулу.

Есть параграфы, касающиеся правовых действий врача, в случае успешного врачевания, получали большую награду. В случае неудачи – отрезали руку. За лечение свободных людей – высокое вознаграждение, раба – маленькое вознаграждение и отсутствие наказания. Уже на востоке формируется представление о причинах болезней. Представление о причинах болезней

1. Связанные, с нарушением в обществе правовых, моральных и иных предписаний.

2. Связанные с явлением природы и нарушением образа жизни.

3. Связанные с религиозными верованиями.

Старуха Ламашту(которая насылала порчу, болезни и тп). С рациональным пониманием прирост релизгиозных верований.

На древнем востоке формируется 2 вида врачевания –

  1. Асу – придерживались рациональных приемов – асуту(искусство врачевателей)
  2. Ашику – система врачевания – Ашикуту. Которые применяли различные ритуальные и религиозные воздействия.(искусство заклинателей)

Описано около 50 видов трав, семян, овощей, которые применялись для лечения.

Все лекарственные средства сложного происхождения. Придавалось большое значение воде и маслу. Врач в Месопотамии – «знающий воду/масло». Постепенно врачевание Ашикуту – становится основным.

Постепенно врачевание начинает сопровождаться магическими приемами. Очерчивание магических кругов, различные заклинания, рассечение жертвенных животных. Нет упоминания о хирургических вмешательствах. Лечением занимались жрецы. К ним предъявлялись особо жесткие правила – тщательно выбриты, вымыты, не простирать к богам немытые руки. Существовали специальные санитарные законы, об изоляции и удаление из городов больных заразными болезнями. Лечение было доступно лишь состоятельным людям. В середине 1ого тысячелетия до нашей эры государство Вавилонии и Ассирии были завоеваны персами и перестали существовать. К этому времени медицина этого региона уступала Египетской.

Описали многие заболевания, потом дифференцировали по частям тела. Узнавали о телосложении посредством жертвоприношения животных. Акушерством занимались женщины. Большое внимание к гигиене.

Появились первые в мире законы – законы царя Хамураппи, там был параграф о деятельности врача(вознаграждение за хорошую работу и смерть или калечение за плохую).

В 5 веке территории Месопотамии была захвачена персами.

ДревнийЕгипет – одна из древнейших цивилизаций. Само название Египет – «черная земля». Во времена античности – самый высокий уровень развития естествознания.

10 медицинских папирусов, надписи на саркофагах и стенах. Все это позволяет судить о медицине Египта.

Папирусы, которые до нас дошли, рассказывают о характерной особенности врачевания, с практикой бальзамирования(которая способствовала развитию знаний о строении человека) Были известны – мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, которые не подвергались специальному изучению. Египтяне первыми описали, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние и паралич различных частей тела. Болезнь определяли по пульсации сосудов, идущих от сердца. Именно здесь впервые начал практиковаться подсчет пульса. Причины болезни, связывали как с естественными явлениями, так и сверхъестественными, такие как злые духи. Была распространена практика очищения желудка и кишечника. Клизма – изобретение Египтян.

Папирус Эберса – о терапевтическом врачевании – 20,% м в длину – 108 листов. Полное название – книга приготовления лекарств для всех частей тела – 900 прописей лекарств. Ожоги, пищеварение, кровотечение, глазные болезни, паразитарные заболевания. Преобладают растения – лук,чеснок, мак, базилик, шалфей, мята, минеральные вещества, сера, железо, алебастр, жир льва, кровь ящерицы, летучие мыши и др. До 37 компонентов. Употребление лука, чеснока, как тест на беременность. Многие рецепты, посвящены косметике. Для удаления родинок, лекарство от морщин, для укрепления волос, для кожи. Аромотерапия – тоже впервые зарождается в Египте.

Египет-родина косметики! Краска для волос, глаз, средство от облысения.

Распространены: опухоли, чума, оспа, зубная боль, болезнь щитовидной железы.

Причины болезней: неблагоприятная погода, плохая пища; в тело вселялись духи.

Разделение медицинских профессий: окулист, стоматолог. Гинекология АзКахуна

Хирургический папирус – папирус Смита(16 век до н.э) Описаны 48 случаев травм черепа, шеи.

Этика — 1) Эта болезнь, которую я могу вылечить, эта 2) болезнь, которую я может быть смогу вылечить и 3)Болезнь, которую я не смогу вылечить

Оперативные вмешательства крайне ограничены. Есть сведенья о ритуальном обрезании и о кастрации Евнухов.

Большое внимание гигиене – опрятность в быту, при приготовлении пищи. Врачеванием занимались жрецы.

Врачевание в Древней Индии

Описывались проказа, чахотка.

1. Ведийский период Медицинские знания переплетаются с религиозными. Болезнь связывали со вселением злых духов, расценивали, как наказание богов. Излечение объясняли действием молитв. В памятниках письменности – более 650 растений – Чарака Самхита (описал холеру, оспу, чуму, лечил психич. Болезни, предложил более 600 лекарств) и Сушрута Самхита(хирург, описал более 300 операций, 120 хирургич инструментов, более 600 лекарств

Познания индусов, о строении тела человека, были самыми полными в древнем мире. Развивалась анатомия, хирургия.Несмотря на религиознее запреты вскрывать человеческое тело, они изучали человека. Различали 500 мускулов, 300 костей, 107 суставов. Некоторые зоны считают особыми – ладонь, подошвы, паховые зоны. Что касается лекарственных растений – Гималаи, там уникальные растения. Алоэ, мускус, сандал. В древней индии хирургия была развита лучше всего – ампутация конечностей, камнесечение, пластич операции, восстан уши, нос, губы. Удаление катаракты. Описали беременность, кесарево сечение. Офтальмология, акуушерство Еще не было понятия асептика – антисептика, но индийские врачи в опрятности содержали свои инструменты. Индийская хирургия опережала Европейскую вплоть до 18 века. Ринопластика – индийский метод. В древней индии оперировали катаракту. Описаны 76 глазных болезней и способы их лечения. Очень важным считали профилактику. Именно в индии – в первые открывались богадельни при храмах, где лечили больных. Врачевание тесно связано с философией, которая созвучна древнекитайской – человек в гармонии с природой.

Врачебная этика требовала, чтобы врач был здоров, опрятен, скромен, с коротко отстриженными ногтями, в чистой одежде.

Метод мацерации трупа в проточной воде

Врачевание в Древнем Китае.

Первые медицинские тексты – 1е тыс. до н.э. Самая увязанная с философией медицина – это Китай. Основные положения увязаны с философией, согласно которой в природе существует великая триада – небо, человек, земля, это результат равновесия – Ян- небо, инь – земля. В древнем Китае большого искусства достигла диагностика, которая основывалась на четырех методах – 1ый – осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного. 2ое – прослушивание звуков, возникающих в теле и его запахов. 3-е – подробно опросе и 4е- ощупывание, включающие определение пульса(Баньцдао).

Иглоукалывание – Фу Си. 26 жизненных точек, воздействие на которые дает результат – излечение от болезни. 9 видов игл.

Профилактика болезней основанная на движении.

Дыхательная гимнастика – правильное дыхание способствует долголетию. Массаж, гимнастика, игра пяти зверей.

В 902 году – первая фарм академия

Общие черты:

Создание первых мед. Текстов, два направления – рациональное и демоническое, спец подготовка врачей, развитие гигиены

Медицина и фармация античного средиземноморья.

Греция и Рим

Древня Греция. 3 тыс до н.э.

Развитие происходило под влиянием востока. Врачи из Египта оказали очень большое влияние.

Основателем медицины древней Греции был бог Асклепий(Эскулап). Это реально существующий человек, прекрасно владел врачебным искусством. Положил символ медицины во многих странах. Его дети, тоже были врачевателями(Дочери – Гигиея-богиня здоровья и Панакия-богиня лекарствен. врачевания, Сыновья – Махаон-военный хирург, Подамирий-леч внутр болезней). Считали, что Гиппократ тоже был из этого рода. На территории др.Греции сооружали святилища — асклепелёны, где целенаправленно занимались врачеванием(это санатории). Были вознаграждения. Найдено около 300 асклепелёнов.

О.Кос – там жил Гиппократ. Клятва Гиппократа – названа в честь него, написана не им.

Принципы Гиппократа(2 век до нашей эры)

  1. Внимательное обследование больного. У каждого организма свои особенности. Лечить не болезнь, а больного
  2. Здоровье зависит от гармоничного сочетания в человеке 4х жидкостей – крови, слизи, желчи и черной желчи и пневмы – это теплота, которая циркулирует в сосудах
  3. Обязательно профилактикаболезни

Собрание медицинских текстов – Гиппократов сборник. В последствии все медицинские тексты хранились в Александрийском хранилище рукописей(72 работы медицинского содержания. Наиболее значительные работы – афоризмы, диагностика, эпидимеии, о переломах принадлежали Гиппократу)

Скамья Гиппократа – для вправления вывихов. Хирургическая повязка – шапка гиппократа

Натур философия – Демикрит.

-учение об атомах (Демокрит)

-гуморальная теория (гармония сочетания 4 жидкостей: кровт, слизь, черная и желтая желчь.

-учения Платона – объективный идеализм, ввел понятия дух, душа, пневма

-учения аристотеля – познание мира через органы чувств

Афоризмы – сборник диетических и врачебных представлений. Диагностика –сочинения по древнегреческой терапии. Наблюдение, осмотр, опрос больного. В работе эпидемии описывает поучительные истории болезни и их лечение. Сложились 4 типа темперамента. Каждый человек в зависимости от конституции подвержен определенным заболеваниям.

Здесь перечислены более 250 лекарственных средств. Сборники, посвященные поведению врача – этика и правила врачебного быта. Это такие работы, как клятва, закон, о враче, наставление и тд. Врач должен воспитывать в себе совесть, скромность, презрение к деньгам, опрятность, знание всего, что враждебно жизни, отрицание суеверного страха перед богами, отрицание пороков. Держать в памяти лекарства и способы их приготовления, часто посещать и наблюдать больного.

Первейшая заповедь врача – не навреди. Беспокоясь о здоровье больного, не следует начинать с заботы о вознаграждении.

Строгие поведенчиские и внешние требования – чистота, опрятность, умение разговаривать, трезвость.

С 4го века – эллинистический период. До 1го века нашей эры.

Начинается с эпохи Александра Македонского, заканчивается образованием Римской империи.

Медицина Эллинизма вобрала черты медицины др.Греции и вобрала медицину востока. Медиц развив в Александрии. Храм науки и культуры – музейон.

Бурное развитие Анатомии и хирургии, развитие учения о 4х жидкостях. Анаксогор, алкмеон. Наиболее выдающиеся врачи – Эрозистрат(жил в Александрии. Был придворным врачом. Описал мозговые оболочки, исследовал строение сердца и его клапанов,разделил нервы на двигательные и чувствительные) и Герофил(первым стал вскрывать трупы и их изучать. Описал печень, 12-перстную кишку, изложил анатомию сосудовИменно с его именем связывают начало анатомии. Этому способствовало принцип бальзамирования.) Отдавали преступников для вивисекции – опыты на живых(кто приговорен к смерти). Введение перевязки сосудов. Изобретение катетеров, произведение ампутации конечности и ляпоратомию.

Открыты врачебные школы: кротонская, книтская, сицилийская, косская.

Древний Рим

Рим город, римская республика, римская империя. Этруски – проживали. У них была письменность, у них был счет — римские цифры, одеяния – тоги и религиозные верования.

У этрусков было очень хорошо развито искусство зубопротезирования. Они изготавливали зубные протезы из металла, зубы животных. Лечили различными травами. Очень популярна была капуста. Медицина начинается с 510 года. Она характеризуется развитием санитарного законодательствами строительства санитарных сооружений. Содержание городов в чистоте. Здесь же появляются врачи-профессионалы. Здесь происходит становление медицинского дела и его регламентация, которая нашла отражение в законах 12 таблиц.

Классическим является Римское право.

Акведуки – водопроводы-появляются в Риме. Вода в Тигре была очень грязная. Создается специальная сеть каналов, в которую вода поступает из горных рек. Первый акведук более 16 км.

Термы – средство где можно возвратить здоровье – римская баня. Термы в Риме – это дворцы. Не было разделение по полу.

Первые профессиональные врачи из военнопленных греков и египтян, лишь во 2м веке – профессионалы врачи – при цезаре.

Тит Кар- философ, продолж учение об атомах=> Аскленнад лечил с помощью движения, чтобы атомы двиг.

Медицина периода империи(31 год до н.э — 476г. Н.э.)

Здесь начинает развиваться завоевательная военная медицина. Валетудинарии – специальные лечебные учреждения, которые сопровождали армию. Они оказывали экстренную медицинскую помощь. Снабжение армии было очень четким. Гражданских больниц в Риме не было. Врачи посещали больных на дому или больные приходили к ним. Начинают появляться оплачиваемые должности врачей. Врач утвержденный государством. Врачи-архиатры могли заниматься частной практикой, но работали на государство. Закон определял права и обязанности учащихся учеников Римских врачебных школ. Они не могли участвовать в зрелищах, пиршествах, не могли заводить знакомства. Это была элитарная публика, чтобы всецело заниматься врачебной практикой. Школ врачебных было немного, они содержались на государственные средства. Попасть в такую школу стремились. Положение врача в Риме было очень высоким. Они имели большие права и льготы, они освобождались от повинностей и налогов. К концу 2го века врачей стало так много, что наметилась их специализация.

В Риме существует специализация – отдельные врачи по отдельному заболеванию. Изобретены аппараты, для удаления камней.

Наиболее выдающиеся врачи – Карнелий Цельс – выдающийся врач Рима, который прославился многим. Диоскорид Педант, Гален из Пергама(он очень серьезно изучал анатомию. Фармацевт, хирург, 100 трудов по медицине. Обладал естественно-научным мышлением). Подробно описал кости, мышцы, связки, все отделы головного и спинного мозга. Описал нервы, анатомическое строение сердца и он был врачом, который лечил. Широко использовал лекарственные средства. Галеновы препараты – тот способ физико-химической обработки препаратов. Католическая церковь канонизировала его учения, используя его как непогрешимые. Впервые Галеном были введены в практику вина, уксусы, сиропы, экстракты, имел свою аптеку и сам готовил лекарства. Это были сложные лекарства, которые включали до 60 составляющих. Пилюли, мази, пластыри, горчичники, отвары, примочки.

Дата добавления: 2016-10-30 ; просмотров: 1048 | Нарушение авторских прав

источник