Меню Рубрики

К одноклеточным организмам относятся бактерия вирус оспы вольвокс гидра

Школа__________________

Класс____________________

Фамилия ________________

Имя_____________________

А1. В систематике животных классы объединяют в

А2.К одноклеточным организмам относится:

А3. Сократимостью и возбудимостью обладает ткань:

А4. У кого из многоклеточных организмов появилась кишеч­ная полость?

4) у моллюсков

А5.Организм, изображенный на рисунке, относятся к типу:

А6. Наиболее сложно организованными простейшими являются:

А7. К типу кишечнополостных относится:

А8. Регенерация у гидры осуществляется за счет следующих клеток эктодермы:

А9. Медузоидное поколение преобладает в цикле развития:

1) морских гидроидных полипов

А10. Цикл, развития какого организма показан на рисунке?

А11. Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные?

1) обитает в пресных водоемах

2) по способу питания — гетеротрофный организм

3) реагирует на изменения в окружающей среде

4) содержит два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

А12 Животное у которого клетка выполняет функции организма, это –

1) пресноводный полип гидра

А13.Раковина в теле моллюска играет роль

1) поглощения атмосферного кислорода

2) специального органа чувств

А14 Кровеносная система замкнутого типа впервые появилась:

1) двустворчатый моллюск беззубка

3) пресноводный полип гидра

А15Примером биотических взаимоотношений по типу «паразит-хозяин» могут служить связи, возникающие между:

2. раком-отшельником и актинией

3. человеческой аскаридой и человеком

А16Примером действия, какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

В1. Для кишечнополостных характерно наличие

2) диффузной нервной системы

5) вегетативное размножение

В2. Выберите признаки, говорящие о паразитическом образе жизни червей:

1) отсутствие кровеносной системы

4) развитие с промежуточным хозяином

5) способность к бескислородному дыханию

В3. Установите соответствие между функцией клеток гидры и их типом.

Функции клеток А) поражение жертвы Б) защита организма от врагов В) ответ организма на раздражение Г) образование покрова Д) передвижение Тип клеток 1) кожно-мускульные 2) нервные 3) стрекательные

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В4. Установите соответствие между характеристикой среды и её факторами.

Характеристика Факторы среды
А) Постоянство газового состава атмосферы. 1) биотические
Б) Изменение толщины озонового экрана. 2) абиотические
В) Изменение влажности воздуха.
Г) Изменение численности консументов.
Д) увеличение численности паразитов

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

С1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

1. Тело бычьего цепня состоит из головки, члеников и хвоста. 2. На головке расположены усики и глазки. 3. Снаружи тело покрыто слоем хитина. 4. Живут в кишечнике организма-хозяина, где много питательных веществ. 5. Пищеварительная система отсутствует, питание происходит путем всасывания веществ всей поверхностью тела.

Прочитай текст и выполни задание С2

Класс сосальщики насчитывает около 4 000 видов, паразитирующих во внутренних органах человека и различных животных.

Представителем класса является печеночный сосальщик, живущий в печени рогатого скота. Он имеет ротовую и брюшную присоски. С их помощью червь удерживается внутри печени хозяина. Питается сосальщик кровью, засасывая ее через ротовую присоску. Проживание его в печени приводит к разрушению стенок желчных протоков, иногда паразиты закупоривают их. Кроме того, вредное воздействие на организм хозяина, в котором проживает сосальщик, оказывают продукты обмена веществ паразита. Жизненный цикл паразита очень сложный. Оплодотворенные яйца выводятся через кишечник хозяина наружу.

Попадая в воду, из яиц развиваются микроскопические личинки, снабженные ресничками. Они внедряются в тело моллюска малого прудовика, в котором растут, размножаются, появляются хвостовые личинки. Эти личинки покидают моллюска, активно плавают в воде, затем прикрепляются к растениям, отбрасывают хвост, покрываются толстой оболочкой — образуется циста. С травой или водой циста попадает в кишечник коровы, где из нее развивается взрослый червь. Человек может заразиться печеночным сосальщиком, если выпьет воду из грязного водоема.

С2. Используя содержание текста «Класс сосальщики» ответь на воросы:

1. Какое вредное воздействие на организм человека оказывает печеночный сосальщик?

2.Как может заразится печеночным сосальщиком человек?

источник

В мире существует так много замечательных микроскопических организмов. Если бы кому-нибудь пришло в голову составить перечень семи чудес микромира, то водоросли вольвокс непременно бы вошли в этот список.

Вольвокс – это зеленые водоросли. Они существуют в виде колонии. Почему вольвокс относят к одноклеточным организмам? Ответ напрашивается довольно простой: каждая отдельная маленькая водоросль и является клеткой, у которой есть два жгутика и волоски.

Одиночные клетки соединены друг с другом тонкими нитями цитоплазмы, которые позволяют всей колонии плавать согласованно. Отдельные представители кроме волосков и жгутиков также имеют небольшое красное пятнышко, так называемый глазок.

Дифференциация клеток придает уникальности представителям водорослей. Каждая колония имеет начало и конец, иначе говоря, Северный и Южный полюса. В первом регионе наблюдается более выраженное скопление развитых глазков. Это помогает водорослям плыть в сторону света. Таким образом, колония одноклеточных организмов внешне вполне может сойти за многоклеточный организм.

При ответе на вопрос, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам, стоит упомянуть, что единичная клетка может достигать 2 миллиметров в диаметре (в более крупных колониях – до 2 см), поэтому их легко можно увидеть невооруженным глазом. Отдельные водоросли соединены тонкими нитями цитоплазмы.

У водоросли вольвокс строение достаточно простое. Центральная полость заполнена слизью. Все клетки имеют по два жгутика, которые прикрепляются у переднего конца. Каждая ячейка в клетке выполняет свою функцию питания, дыхания и экскреции. Форма может быть сферической, эллиптической или овальной. Наружный слой также покрыт слизью. Каждая ячейка имеет один глаз в виде пятна на переднем конце.

Способы размножения у водорослей вольвокс довольно интересные и даже захватывающие. Они могут размножаться как бесполым, так и половым путем. При внимательном рассмотрении можно увидеть, что большинство колоний имеет внутри специфические сферы, которые называются гонадами.

Это является признаком бесполого размножения. Гонады выращиваются из клеток вокруг экватора колонии. Эти клетки увеличиваются и проходят ряд делений, пока не образуют маленькие сферы. При этом жгутики оказываются внутри новой окружности. Чтобы их извлечь, клетка должна вывернуть себя наизнанку.

Вольвокс могут воспроизводить себе подобных также половым путем. Подобно бесполому размножению специальные клетки скапливаются вокруг экватора. Самец и самка создают колонии различных зародышевых клеток.

Сперматозоиды образуются путем деления. Женские половые клетки не делятся, а просто увеличиваются в размере. Большинство видов имеет как мужские, так и женские колонии. А некоторые представляют собой гермафродитов.

Наблюдение за группами колоний под световым микроскопом является поистине захватывающим зрелищем. Если оставить достаточно места под крышкой для скольжения, маленькие зеленые сферы начнут медленно плыть в сторону подсветки.

Отыскать вольвокс очень легко. Все, что им нужно – это довольно чистая и теплая вода, богатая питательными веществами. Подходящее время для наблюдения – лето. Зачерпнув немного зеленых образцов, можно увидеть, как в банке с водой из «цветущего пруда» водоросли будут тянуться к свету.

Почему вольвокс относят к одноклеточным организмам? Давайте разберемся. Вольвокс имеет одноклеточное строение, он не может существовать в одиночестве, поэтому часто образует шарообразные колонии вместимостью до 50 000 особей. Это не просто клетка, это целый микроскопический организм. В нем происходят свои жизненно важные процессы. Вот почему вольвокс относят к одноклеточным организмам.

Благоприятной средой обитания для таких водорослей являются пресные водоемы. Эти микроорганизмы встречается в прудах, канавах и даже в неглубоких лужах. Водоросли вольвокс являются одними из самых древних на планете. По предположениям ученых, такой колониальный образ жизни они вели еще 200 миллионов лет тому назад.

Вольвокс – наиболее развитый организм в своем роде. Он образует шаровидные, эллипсоидальные или яйцевидные колонии. В клетках водорослей содержится хлорофилл, поэтому они сами себе добывают пропитание путем фотосинтеза. Каждая индивидуальная клетка работает на благо своей колонии, а вместе они действуют как один организм.

источник

На выполнение диагностической работы по биологии даётся 2 часа(120мин). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 23 задания

Часть 1 содержит 16 заданий (А1-А16). К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.

Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (В1-В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1-СЗ.)Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. В систематике животных классы объединяют в

Типы Роды Семейства Отряды

А2. К одноклеточным организмам относится:

бактерии вирус оспы вольвокс гидра

А3. Сократимостью и возбудимостью обладает ткань:

нервная покровная соединительная мышечная

А4. У кого из многоклеточных организмов появилась кишеч­ная полость?

у гидр и медуз кольчатых червей инфузории – туфельки

А5.Организм, изображенный на рисунке, относятся к типу:

простейшие круглые черви кишечнополостные моллюски

А6. Наиболее сложно организованными простейшими являются:

инфузории споровики саркодовые жгутиковые

А7. К типу кишечнополостных относится:

аурелия актиния обелия все перечисленные

А8. Регенерация у гидры осуществляется за счет следующих клеток эктодермы:

кожно-мускульных стрекательных промежуточных чувствительных

А9. Медузоидное поколение преобладает в цикле развития:

морских гидроидных полипов коралловых полипов сцифоидных медуз всех перечисленных

А10. Цикл, развития какого организма показан на рисунке?

бычий цепень аскарида печеночный сосальщик острица

А11. Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные?

обитает в пресных водоемах по способу питания — гетеротрофный организм реагирует на изменения в окружающей среде содержит два слоя клеток: эктодерму и энтодерму

А12 Животное у которого клетка выполняет функции организма, это –

пресноводный полип гидра инфузория туфелька медуза аурелия белая планария

А13.Раковина в теле моллюска играет роль

поглощения атмосферного кислорода специального органа чувств наружного скелета фильтрация воды

А14 Кровеносная система замкнутого типа впервые появилась:

двустворчатый моллюск беззубка человеческая аскарида пресноводный полип гидра дождевой червь

А15Примером биотических взаимоотношений по типу «паразит-хозяин» могут служить связи, возникающие между:

щукой и окунем раком-отшельником и актинией человеческой аскаридой и человеком елями и березами

А16Примером действия, какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?

биотического антропогенного абиотического сезонного

В2. Выберите признаки, говорящие о паразитическом образе жизни червей:

отсутствие кровеносной системы раздельнополость высокая плодовитость развитие с промежуточным хозяином способность к бескислородному дыханию членистость тела

Для ответов на задания (С1-С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания(С1и т. д.), а затем ответ к нему.

С1. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Тело бычьего цепня состоит из головки, члеников и хвоста. 2. На головке расположены усики и глазки. 3. Снаружи тело покрыто слоем хитина. 4. Живут в кишечнике организма-хозяина, где много питательных веществ. 5. Пищеварительная система отсутствует, питание происходит путем всасывания веществ всей поверхностью тела.

Прочитай текст и выполни задание С2

Класс сосальщики насчитывает около 4 000 видов, паразитирующих во внутренних органах человека и различных животных.

Представителем класса является печеночный сосальщик, живущий в печени рогатого скота. Он имеет ротовую и брюшную присоски. С их помощью червь удерживается внутри печени хозяина. Питается сосальщик кровью, засасывая ее через ротовую присоску. Проживание его в печени приводит к разрушению стенок желчных протоков, иногда паразиты закупоривают их. Кроме того, вредное воздействие на организм хозяина, в котором проживает сосальщик, оказывают продукты обмена веществ паразита. Жизненный цикл паразита очень сложный. Оплодотворенные яйца выводятся через кишечник хозяина наружу.

Попадая в воду, из яиц развиваются микроскопические личинки, снабженные ресничками. Они внедряются в тело моллюска малого прудовика, в котором растут, размножаются, появляются хвостовые личинки. Эти личинки покидают моллюска, активно плавают в воде, затем прикрепляются к растениям, отбрасывают хвост, покрываются толстой оболочкой — образуется циста. С травой или водой циста попадает в кишечник коровы, где из нее развивается взрослый червь. Человек может заразиться печеночным сосальщиком, если выпьет воду из грязного водоема.

С2. Используя содержание текста «Класс сосальщики» ответь на воросы:

Какое вредное воздействие на организм человека оказывает печеночный сосальщик? Как может заразится печеночным сосальщиком человек?

С3. . На поверхности почвы иногда можно увидеь большое количество дождевых червей. Объясните при каких метерологических условиях это происходит и почему. Дайте развернутый ответ.

источник

Вопрос 1. В какой из указанных областей биологии микроскопический метод является основным?1.1.-1
Биохимия
Цитология
Селекция животных
Физиология человека

Вопрос 2. Предположение о том, что на свету растения образуют органические вещества из неорганических – это:1.1.- 4
Научный факт
Гипотеза
Эксперимент
Теория

Вопрос 3. На каком уровне организации жизни совершается круговорот веществ в природе?1.1-10
На организменном
На клеточном
На популяционно-видовом
На биосферном

Вопрос 4. Способность организмов передавать наследственную информацию объясняется таким их свойством, как:2.1 -7
Изменчивость
Самовоспроизведение
Рост
Развитие

Вопрос 5. Обмен веществ отсутствует у:2.1. -5
Клеток листа березы
Инфузории туфельки
Вируса ветряной оспы
Бактерии кишечной палочки

Вопрос 6. Большинство живых клеток эукариотических организмов отличаются друг от друга: 2.1.-18
Строением митохондрий
Наличием ядра
Наличием аппарата Гольджи
Числом хромосом

Читайте также:  Об оспе и кори ар рази

Вопрос 7. К одноклеточным организмам относятся:2.2-1
Бактерия
Вирус оспы
Вольвокс
Гидра

Вопрос 8. Наследственная информация вируса заключена в:2.2-23
Хромосомах
Кольцевой хромосоме
Молекулах белка
Молекулах ДНК и РНК

Вопрос 9. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к: 3.1-12
Расцвету жизни
Ухудшению здоровья населения
Угнетению и исчезновению жизни
Исчезновению органических веществ

Вопрос 10. По характеру питания грибы относятся: 3.1. -18
Гетеротрофам
Автотрофам
Автотрофам и гетеротрофам
Паразитическим гетеротрофам

Вопрос 11. Наиболее крупной систематической категорией ученые считают: 3.1.-30
Империю
Царство
Класс
Отдел

Вопрос 12. Органический мир был разделен на растительный и животный благодаря появлению разных: 3.2. -1
Способов питания
Условий существования
Способов размножения
Способов деления клетки

Вопрос 13. Первыми семенными растениями на Земле были: 3.2. -6
Голосеменные хвойные растения
Семенные папоротники
Покрытосеменные
Псилофиты

Вопрос 14. Общим признаком клеток всех существующих организмов на Земле является:3.2-13
Наличие хлоропластов
Одинаковое количество хромосом
Обмен веществ
Одинаковое строение

Вопрос 15. Первыми трехслойными животными были:3.3- 7
Кольчатые черви
Круглые черви
Плоские черви
Кишечнополостные

Вопрос 16. Первыми эволюционистами считают: 3.4-1
Ж.Б. Ламарка
К. Линнея
Ч. Дарвина
А. Уоллеса

Вопрос 17. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и четвертым понятиями. Укажите правильный ответ: 3.4. -6
Расхождение в признаках у особей: дивергенция=случайное возникновение признака:__________________________
Модификация
Мутация
Отбор
Изоляция

Вопрос 18. Примером мимикрии является чередование полос на теле: 3.4.-18
Некоторых мух
Зебр
Жирафов
Енотов

Вопрос 19. Человек отличается от человекообразных приматов: 4.1. -2
Способностью к обучению
Наличием второй сигнальной системы
Заботой о потомстве
Отсутствием безусловных рефлексов

Вопрос 20. В социальной эволюции человека наиважнейшую роль сыграло: 4.1. -4
Строение гортани
Редукция волосяного покрова
Письменность
Общение жестами
Вопрос 21. Наиболее правильно с позиции дарвинизма следующее из утверждений:6.1-8
Вид — это категория, не существующая в природе, но принятая учеными для выявления различий между организмами
Вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе
Вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов
Вид – это совокупность особей, возникших в результате акта творения Богом

Вопрос 22. Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:6.2-3
Наследственная изменчивость и естественный отбор
Борьба за существование
Способность к неограниченному росту
Единовременный акт творения

Вопрос 23. Примером ароморфоза можно считать: 6.4-3
Перья у птиц
Красивый хвост у павлина
Крепкий клюв у дятла
Длинные ноги у цапли

Вопрос 24. Победителями внутривидовой конкуренции в конечном итоге оказываются: 6.4. -13
Определенные генотипы и фенотипы
Отдельные особи
виды
биогеоценозы

Вопрос 25. Ближайший родственник человека из перечисленных: 6.5.-9
Зеленая мартышка
Павиан гамадрил
Южноамериканская обезьяна ревун
Горилла

Вопрос 1. Какой уровень организации жизни являлся предметом изучения Ч. Дарвина: 1.1.-11
Клеточный
Популяционно-видовой
Биосферный
Молекулярный

Вопрос 2. Методом наблюдения можно установить:1.1.- 3
Скорость фотосинтеза у растений
Зависимость активности фермента от температуры
Сроки созревания пшеницы в пределах Амурской области
Силу вакцины против инфекционного заболевания

Вопрос 3. Элементарной живой системой ученые считают: 1.1-12
Атом углерода
Молекулу АТФ
Клетку листа березы
Многоклеточный организм

Вопрос 4. Живые системы отличаются от неживых тем, что:2.1 -1
Тратят энергию и пополняют ее
Постепенно разрушаются под влиянием внешней среды
Их строение может изменяться
Х форма может изменяться

Вопрос 5. Исключите лишнее понятие:2.1. -24
ДНК
РНК
Белок
Аминокислота

Вопрос 6. Понятие «ядро» и «наследственность» связаны определенным смыслом. Таким же образом связаны понятия «хлоропласт» и одно из ниже приведенных понятий. Найдите его: 2.1.-25
Синтез белка
Фотосинтез
Транспорт веществ
Гетеротрофное питание

Вопрос 7. У кого из многоклеточных впервые появилась кишечная полость у:2.2-9
Гидр и медуз
Червей
Насекомых
Моллюсков

Вопрос 8. Все эукариотические организмы способны к :2.2-14
Обмену веществ
Активному передвижению
Автотрофному питанию
Гетеротрофному питанию

Вопрос 9. Бактерии полезные для человека — это: 3.1-9
Стрептококки
Туберкулезные палочки
Пневмококки
Молочнокислые бактерии

Вопрос 10. Общий признак, на основании которого бактерии относятся к прокариотам — это: 3.1. -31
Наличие клеточной стенки
Отсутствие оформленного ядра
Наличие жгутиков
Наличие одной молекулы ДНК

Вопрос 11. Грибы размножаются: 3.1.-33
Семенами
Спорами
Почками
Простым делением

Вопрос 12. Какой из процессов в жизни растения обеспечивает появление новых признаков у потомства: 3.2. -2
Половое размножение
Бесполое размножение
Размножение спорами
Вегетативное размножение

Вопрос 13. Среди перечисленных ниже систематических групп растений эволюционно более поздними были: 3.2. -5
Мохообразные
Голосеменные
Многоклеточные водоросли
Покрытосеменные
Вопрос 14. С появление растений на Земле атмосфера обогатилась:3.2-3
Азотом и углекислым газом
Азотом
Углекислым газом
Кислородом

Вопрос 15. Смешанный тип питания у:3.3- 4
Эвглены зеленой
Инфузории туфельки
Амебы обыкновенной
Аскариды человеческой

Вопрос 16. Основной движущей силой эволюции является: 3.4-2
Изоляция
Мутации
Естественный отбор
Приспособленность

Вопрос 17. Чем можно объяснить тот факт, что, сколько бы ни травили домашних тараканов ядами, они все равно выживают в жилищах? 3.4. -7
В домах для них достаточно пищи
Яды недостаточно сильны
У части тараканов есть мутации, позволяющие им выжить
Естественный отбор не действует на популяцию тараканов

Вопрос 18. Ряд, отражающий эволюцию лошади называется: 3.4.-12
Ископаемым
Эволюционным
Филогенетическим
Палеонтологическим

Вопрос 19. Биологическая эволюция человека происходила путем: 4.1. -3
Искусственного отбора
Распространения полезного опыта
Обмена знаковой информацией
Естественного отбора

Вопрос 20. Видовым признаком человека является: 4.1. -5
Набор его условных рефлексов
Число хромосом в его соматических клетках
Строение молекулы ДНК
Наличие коры головного мозга

Вопрос 21. Креационизм – это представление о возникновении разнообразия живой природы в результате:6.1-9
Постепенного развития под влиянием естественных сил
Постепенного развития под влиянием сверхъестественных сил
Постепенного развития под влиянием как естественных причин, так и сверхъестественных причин
Сотворения мира Высшим разумом

Вопрос 22. Основы современной систематики заложил:6.1-11
К Линней
Ж.Б. Ламарк
Ж. Кювье
Э. Жоффруа Сент Илер

Вопрос 23. Межвидовая конкуренция может привести к: 6.2-17
Изменению видового состава биогеоценоза
Вымиранию вида
Изменению генофонда конкурирующих видов
Всем причинам и последствиям

Вопрос 24. Примером дегенерации может служить отсутствие: 6.4. -6
Конечностей у змей
Зубов у птиц
Хвоста у взрослых лягушек
Пищеварительной системы у цепня

Вопрос 25. Человек отличается от всех других животных тем, что: 6.5.-7
Передвигается на двух задних конечностях
Наличием первой сигнальной системы
Наличием второй сигнальной системы
Отсутствием хвоста

Разделы предмета «Биология», которые проверялись итоговой аттестацией за I полугодии в 9 классе 2012 года.

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Биология как наука

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организма

Одноклеточные и многоклеточные организмы

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

источник

Формально вольвокс действительно напоминает многоклеточный организм, т.к. состоит из множества клеток. Но к многоклеточным его отнести нельзя!

Главное отличие вольвокса от многоклеточных — клетки вольвокса не дифференцированы по функциям (т.е. все клетки колонии выполняют одинаковые функции). У многоклеточных животных разные типы клеток отвечают за выполнение разных функций: например, одни обеспечивают питание организма, а другие — его передвижение.

В этом главное отличие колониальных одноклеточных от многоклеточных

сна от фазы медленного сна?

А)В фазе быстрого сна человек начинает храпеть.

Б)Для этой фазы характерно уменьшение температуры тела и замедление сердечного ритма.

В)Для быстрой фазы сна характерны быстрые движения глаз.

Г)Фазы быстрого и медленного сна невозможно отличить простому наблюдателю.

желтым цветом — органы нервной системы
зелёным- органы пищеварительной системы
голубым — жаберные отверстия
коричневым- органы внутреннего скелета и подпишите их)
пожалуйста помогите))))

Составьте пять цепей питания. Все они должны начаться с растений (их частей) или мертвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном в первом случае должен быть дождевой червь, во втором – личинка комара в пресном водоеме, в третьем – комнатная муха, в четвертом – личинка майского жука, в пятом- инфузория-туфелька. Все цепи питания должны заканчиваться человеком. Почему количество звеньев не превышает 6-7?
Океан – обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему б в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения: принимаете вы это предложение или отвергаете его?
В каждой наземной экосистеме обязательно образуется детрит – запас мертвых органических веществ. Назовите организмы, которые питаются детритом. Какова роль этих организмов в экосистеме?
Оказывается, что в прудах — охладителях при тепловых электростанциях, экономически выгодно содержать растительноядных рыб. Объясните почему.
В некоторых хозяйствах в одних и тех же прудах разводят и карпов, и уток. При этом рыбная продукция не снижается, а повышается. Предложите объяснение.

2. Анатомы выделяют три вида соединений костей. Назовите тип соединения, к которому относят соединение тел большинства позвонков шейного отдела друг с другом.
3. Назовите причины утомления мышц.
4. Назовите мышцы которые осуществляют глубокий вдох.
5. Объясните, почему кость, находящуюся определенное время в концентрированной соляной кислоте, можно завязать узлом.

2) Какие признаки указывают на то, что моховидные растения древнее папоротниковидных?
3) Какова роль моховидных растений в природе?
4) Каковы признаки различия между плаунами и хвощами?
5) Чем семя отличается от споры?
6) Почему растениям дают латинское название?
7)Почему ель и сосну относят к хвойным растениям?
8) по каким причинам покрытосеменные растения в процессе эволюции сформировали большое разнообразие форм цветка?
9) Почему один и тот же отдел называют двумя разными названиями: Покрытосеменные и Цветковые?
10) Какие признаки являются основой деления растений отдела Покрытосеменные на классы Однодольные и Двудольные?
12) В каких условиях у живых организмов возник автотрофный способ питания?
13) Почему появление хлорофилла в клетках организмов считается важным этапом эволюции живого мира?
14) Почему в эволюции живого мира так высока роль полового размножения?
15) Что обеспечило возможность появления жизни на суше?
16) Какие организмы считаются родоначальниками наземных растения?
17) Какова роль человека в эволюции растительного мира?

источник

Указанные ценобиальные формы вольвоксо-вых встречаются довольно часто, обычно в небольших стоячих водоемах, где летом нередко вызывают зеленое «цветение» воды. Размножаются они в основном бесполым способом, путем образования в каждой клетке молодых ценобиев. Во всех случаях образовавшаяся зигота переходит в состояние покоя.[ . ]

Последнее семейство — собственно вольвоксо-вые (Volvocaceae)—представлено ценобиальными и колониальными формами. У первого из них клетки ценобия расположены в один слой, пакетиком, окруженным общей слизистой обверткой.[ . ]

Наиболее широко распространенными являются два вида этого рода — вольвокс шаровидный (Volvox globator) с однодомными колониями и вольвокс золотистый (Volvox aureus), колонии которого двудомны. В центральных районах европейской части СССР оба эти вида часто встречаются в старицах рек и прудах, нередко вызывая даже «цветение» воды (рис. 209).[ . ]

Примером многоклеточных зеленых водорослей является обитатель прудов вольвокс (Volvox). Формируя колонию, этот организм состоит из 500-60 ООО клеток, каждая из которых снабжена двумя жгутиками, а также содержит глазок, дифференцированное ядро и хлоропласт. Толстая студенистая оболочка окружает каждую клетку и отделяет ее от соседних клеток. Если в колонии одна клетка погибает, остальные продолжают жить. Расположение клеток в колонии обеспечивает движение этого организма.[ . ]

Начала тканеобразования в эволюционном плане уже прослеживаются у самых простых организмов. Например, у вольвокса отмечается формирование колоний, состоящих иногда более чем из 50 ООО клеток, причем часть клеток уже специализирована. В частности, клетки, располагающиеся по краям колониальной формы, ответственны за образование новых колоний. У цианобактерий при нерасхождении разделившихся клеток образуются клеточные нити, в которых часть клеток специализирована на фиксации азота, чем обеспечиваются потребности в азоте и других клеток.[ . ]

По строению протопласта вегетативных клеток вакуольные очень близки к представителям семейства хламидомонадовых класса вольвоксо-вых.[ . ]

У большинства колониальных форм монадного строения клетки внутри колоний не обнаруживают различий, только у немногих из них наблюдается разделение на вегетативные, отличающиеся меньшими размерами, и на более крупные, служащие для размножения (например, у вольвокса и плевдо-ршш из отдела зеленых водорослей).[ . ]

Пресноводный фитопланктон отличается от типично морского огромным разнообразием зеленых и сине-зеленых водорослей.[ . ]

Вольвоксовые зеленые водоросли широко распространены в мелких стоячих водоемах, некоторые,виды хорошо развиваются в сильно загрязненных местах, например на полях фильтрации, полях орошения, биофильтрах. Растут вольвоксовые и в почве, и в проточных водоемах. К одноклеточным вольвоксовым водорослям относится Clarnidomonas. Колонии вольвоксовых образуются из множества отдельных клеток. Например, колония Volvox aureus имеет вид шара, образованного из 200—300 клеток, каждая из которых имеет два жгутика. Благодаря им шар вольвокса быстро движется в воде.[ . ]

В июне численность фитопланктона формировали почти с равной долей участия диатомовые и синезеленые. Основную массу зоопланктона слагали ветвистоусые рачки Daphnia cucullata G. Sars, Bosmina longirostris (Müll.), Leptodora sp. и личинки веслоногих рачков.[ . ]

Зеленые водоросли широко распространены в поверхностных водоемах. Среди них встречаются одно-, многоклеточные и колониальные формы. Пигменты у них сосредоточены в особых образованиях — хроматофорах. Размножаются они делением цитоплазмы с образованием дочерних клеток или половым путем. Некоторые виды размножаются путем образования подвижных спор. Колонии образуются в результате бесполого деления, при котором дочерние клетки остаются связанными друг с другом. Клетки зеленых водорослей имеют разнообразную форму (шаровидную, овальную и др.) и содержат органоиды, характерные для клеток высших растений. Ядро у них дифференцировано и отделено от цитоплазмы мембраной. Оболочка клеток состоит из целлюлозы. В цитоплазме могут содержаться зерна крахмала, который является продуктом фотосинтеза. Наиболее часто в пресных водоемах встречаются из одноклеточных форм хлорелла (Chlorella vulgaris), хламидомонады (Chlamidomonas), из колониальных — вольвокс (Volvox aureus), гониум (Gonium pectorale), из многоклеточных — улотриксовые.[ . ]

Читайте также:  Болеют ли кошки ветряной оспой

источник

Древнейшие на Земле организмы не имеют клеточного ядра и называются прокариотами, т.е. доядерными. Они объединяются в отдельное царство — Дробянки, к которому относятся бактерии и сине-зелёные водоросли. Из представленных организмов к прокариотическому организму относится бацилла, т.к. у многоклеточного организма гидры клетки тела содержат ядро. И у одноклеточной амёбы тоже имеется ядро.

В том месте, где пищевая частица прикасается к наружной мембране клетки, образуется впячивание, и частица попадает внутрь клетки, окружённая мембраной. Этот процесс называется фагоцитозом. Внутрь образовавшегося пузырька проникают пищеварительные ферменты, и возникает пищеварительная вакуоль. Пиноцитоз отличается от фагоцитоза лишь тем, что в этом случае впячивание наружной мембраны захватывает не твёрдые вещества, а капельки жидкости с растворёнными в ней веществами.

Клеточная мембрана (плазмолемма)окружает протопласт, отделяя его от клеточной стенки. Клеточная мембрана — тончайшая белково-липидная плёнка толщиной не более 10 нм. Она обладает уникальной способностью — полупроницаемостью. Клеточные мембраны служат своеобразным барьером. Они регулируют в клетках концентрацию солей, сахаров, аминокислот и других продуктов обмена веществ. Пищевые частицы не могут пройти через мембрану. Они проникают в клетку путём фагоцитоза или пиноцитоза. Это один из основных механизмов проникновения веществ в клетку.

В живом организме происходят процессы газообмена углекислого газа между клетками тканей и плазмой крови. Углекислый газ поступает путем диффузии в плазму крови из тканей внутрь эритроцитов. Гемоглобин эритроцитов играет основную роль в транспорте кислорода от легких к тканям, и углекислого газа в обратном направлении, поскольку способен связываться с 02 и Н + .

Органоиды клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и запасающие для клетки энергию в виде АТФ (т.е. в такой форме, в которой энергия доступна для использования во всех процессах, клетки, требующих затрат энергии), имеют название «митохондрии». Количество митохондрий в клетке варьирует от единиц до тысяч. Без кислорода жизнь для большинства организмов невозможна. Дело в том, что с его помощью в клетке происходит многоступенчатое окисление поступивших с пищей органических веществ, что освобождает энергию для жизнедеятельности. Биологическое окисление органических молекул называется энергетическим обменом. В рамках этого процесса важную роль играет клеточное дыхание, идущее в митохондриях и ведущее к зарядке биохимических аккумуляторов АТФ. Полный результат энергетического обмена при разложении углеводов выражается суммарным уравнением: углевод + кислород — вода + углекислый газ + энергия.

Лямблия — возбудитель заболевания, относящийся к подцарству простейших и классу жгутиковых паразитов. Инфузория — представляет собой одноклеточное животное, относящееся к типу простейших.

Хламидомонада – род одноклеточных растений из отдела зеленые водоросли.

Рибосома — небольшой шарообразный органоид клетки необходимая для синтеза белка. Митохондрия — органоид клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и запасающие энергию для клетки в виде АТФ. Клубень картофеля практически полностью состоит из тонкостенных крупных клеток, наполненных овальными крахмальными зёрнами с концентрической слоистостью. У риса и пшеницы крахмальные зёрна иной формы и в несколько раз меньше, чем у картофеля. Таким образом, рибосома и митохондрии — это органоиды клетки, крахмальные зёрна — запасающая ткань.

Наследственный материал находится в ядре каждой клетки, в хромосомах. Каждая хромосома содержит гигантскую нитевидную молекулу ядерной ДНК. Эта нить в хромосоме много раз сложена, намотана на гранулы и компактно уложена с помощью белков-гистонов. Последовательность нуклеотидов в ДНК (зашифрованная запись состава белков в клетке), её наследственная информация. В хромосомах ядра записаны все белки, способные воспроизводиться в клетке. Другими словами: хромосомы клетки отвечают за хранение и распределение генетической информации.

Фотосинтез зелёных растений проходит в два этапа. Первый объединяет реакции, идущие только на свету. В неё энергия солнечного света превращается в энергию химических связей молекул-переносчиков (АТФ). С помощью молекул-переносчиков (НАДФ) накапливается водород, выделяющийся при разложении молекул воды, а в качестве побочного продукта реакции выделяется кислород. Во время темновой фазы, углекислый газ соединяется с водородом и с помощью энергии, полученной в световой фазе превращается в глюкозу6Н12О6).

источник

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 8 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Чем вирусы отличаются от всех остальных живых существ?

Почему существование вирусов не противоречит основным положениям клеточной теории?

Какие вы знаете вирусные заболевания?

В 1892 г. русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь растений табака, обнаружил, что при пропускании сока, выделенного из больного растения, через фильтры, задерживающие бактерий, жидкость сохраняла способность вызывать заболевания у здоровых растений. Возбудитель болезни был столь мал, что его и подобные ему структуры, получившие в дальнейшем название вирусы (от лат. virus – яд), стало возможно изучать только после изобретения электронного микроскопа.

Вирусы – это неклеточная форма жизни. Считая признаком живого наличие клеточного строения, большинство учёных тем не менее относят вирусы к живым организмам, потому что их существование неразрывно связано с клеткой. Являясь внутриклеточными паразитами, вне клетки вирусы не способны к самовоспроизведению и осуществлению процессов обмена веществ.

Строение вирусов. Вирусы имеют очень простое строение (рис. 46). Каждый вирус состоит из нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК) и белка. Нуклеиновая кислота является генетическим материалом вируса. Она окружена защитной белковой оболочкой – капсидом. Внутри капсида могут также находиться собственные вирусные ферменты. Некоторые вирусы, например вирус гриппа и ВИЧ, имеют дополнительную оболочку, которая образуется из клеточной мембраны клетки-хозяина. Капсид вируса, состоящий из многих белковых молекул, обладает высокой степенью симметрии, имея, как правило, спиральную или многогранную форму. Эта особенность строения позволяет отдельным белкам вируса объединяться в полную вирусную частицу путём самосборки.

Рис. 46. Вирусы: строение и разнообразие

Рис. 47. Жизненный цикл вирусов (А) и электронная фотография бактериофага (Б)

Размножение вирусов. Ни один из известных на сегодняшний день вирусов не способен к самостоятельному существованию. Обычно вирус сначала связывается с поверхностью клетки-хозяина, а затем или проникает внутрь целиком (путём эндоцитоза), или с помощью специальных приспособлений вводит в клетку свою нуклеиновую кислоту (рис. 47, 48). Попав в клетку, генетический материал вируса взаимодействует с ДНК хозяина таким образом, что клетка сама начинает синтезировать необходимые вирусу белки. Одновременно происходит копирование наследственного материала паразита, и в цитоплазме заражённой клетки начинается самосборка новых вирусных частиц. Готовые вирусные частицы покидают клетку или постепенно, не вызывая её гибели, но изменяя работоспособность, или одновременно в большом количестве, что приводит к разрушению клетки.

Рис. 48. Бактериофаги на поверхности клетки-хозяина (электронная фотография)

Вирусы как возбудители болезней. Вирусы способны поражать и эукариотические, и прокариотические клетки. Вирусы, инфицирующие бактерий, называют бактериофагами. Вирусы вызывают множество различных заболеваний у животных, растений и грибов, причём каждый из них имеет своего собственного специфического хозяина. Вирус табачной мозаики, например, поражает растения табака, вызывая образование на листьях характерных пятен – это места отмирания тканей. Вирус оспы поражает только эпителиальные клетки, а вирус полиомиелита – клетки нервной ткани. Вирусными заболеваниями человека являются также грипп, корь, краснуха, гепатит, ветряная оспа, бешенство, герпес, СПИД и многие другие.

СПИД. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД), впервые был выделен в США в 1981 г. К 2000 г. число инфицированных этим вирусом уже превысило 30 млн человек. В настоящее время болезнь очень быстро распространяется в Азии, Африке, а также в Центральной и Восточной Европе.

ВИЧ относят к группе ретровирусов, генетическим материалом которых является РНК (рис. 49). Обычно перенос генетической информации в клетке идёт в направлении от ДНК к РНК (транскрипция). У ретровирусов при попадании в клетку-хозяина происходит противоположный процесс, так называемая обратная транскрипция, при которой на основе вирусной РНК синтезируется ДНК, которая затем встраивается в ДНК хозяина.

Рис. 49. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ): А – модель вируса; Б – схема строения; В – электронная фотография

Рис. 50. Жизненный цикл вируса иммунодефицита человека (ВИЧ)

Рассмотрим жизненный цикл вируса иммунодефицита (рис. 50). ВИЧ инфицирует и уничтожает лейкоциты, в том числе так называемые лимфоциты-хелперы (от англ. help – помощь), которые обеспечивают формирование иммунитета человека. После проникновения ВИЧ в клетку путём эндоцитоза (рис. 50, 1–3) вирусная РНК выходит в цитоплазму (рис. 50, 4), где на её основе с помощью специального фермента синтезируется вирусная ДНК (рис. 50, 5). Последняя проникает через поры в клеточное ядро и встраивается в ДНК хозяина (рис. 50, 6). В дальнейшем при делении клетки одновременно с копированием клеточной ДНК происходит и копирование встроенной вирусной ДНК, в результате чего количество заражённых лимфоцитов быстро растёт. Этот процесс может продолжаться в течение многих лет. По истечении некоторого времени вирус вновь активизируется (рис. 50, 7) и «заставляет» клетку работать на себя, синтезируя вирусные РНК и белки (рис. 50, 8), из которых собираются новые вирусные частицы, покидающие клетку-хозяина (рис. 50, 9). Причины, по которым вирус спустя 5–6 лет скрытого существования переходит в активную форму, неизвестны. Новые вирусные частицы заражают ещё здоровые лимфоциты. В результате иммунная система разрушается, лимфоциты перестают узнавать чужеродные белки и болезнетворные бактерии, попадающие в организм, и человек становится уязвимым для любых инфекционных заболеваний. Ежегодно у 1–2 % ВИЧ-инфицированных развивается СПИД. Больные СПИДом подвержены различным бактериальным, вирусным и грибковым инфекциям, которые и становятся причиной их смерти. Более 60 % заболевших СПИДом погибают от пневмонии, с которой обычно успешно справляется иммунная система здорового человека. У многих носителей ВИЧ развиваются злокачественные опухоли, а при заражении токсоплазмозом[2] 2
Токсоплазмоз – паразитарное заболевание человека и животных, вызываемое простейшим – токсоплазмой, принадлежащим к типу Апикомплекса (бывш. Споровики).

[Закрыть] поражаются большие полушария головного мозга, что в дальнейшем может привести к параличу[3] 3
Паралич (от греч. paralysis – развязывать, расслаблять) – расстройство двигательной функции в виде полного отсутствия движений в мышце или группе мышц. [Закрыть] и коме[4] 4
Кома (от греч. koma – глубокий сон) – состояние глубокого угнетения функций центральной нервной системы, характеризуется полной потерей сознания, утратой реакции на внешние раздражители и расстройством регуляции жизненно важных функций.

Обычно ВИЧ передаётся вместе с кровью или спермой. В 90 % случаев заражение происходит при половом контакте, при этом риск заражения увеличивается пропорционально увеличению числа половых партнёров. Многократное использование одного и того же шприца приводит к быстрому распространению вируса среди наркоманов. ВИЧ может попасть в организм человека при контакте с кровью больного, например при обработке ран. Существует вероятность заражения при переливании крови, не прошедшей тестирование на присутствие ВИЧ. От ВИЧ-инфицированной матери вирус может через плаценту попасть в кровь плода или передаться новорождённому при кормлении грудным молоком. Но воздушно-капельным путём и при рукопожатии этот вирус не распространяется.

ВИЧ – это вирус, поэтому антибиотики, которые используют при лечении бактериальных инфекций, в данном случае бессильны. Современная медицина разрабатывает лекарственные средства, которые подавляют репликацию ВИЧ, но их использование имеет много побочных эффектов и перспективы их применения пока неясны. Разработка вакцины против ВИЧ тоже имеет определённые сложности; это связано с особенностями строения данного вируса и тяжестью заболевания, которое он вызывает. На сегодняшний день важным направлением в лечении СПИДа является восстановление иммунной системы инфицированных.

Пока не существует эффективных способов лечения этого заболевания, лучшим способом защиты от СПИДа является соблюдение мер предосторожности:

– следует избегать случайных половых связей, а при половых контактах изолировать себя от спермы и крови партнёра при помощи презерватива;

– в больницах, стоматологических клиниках, поликлиниках и косметических салонах необходимо использовать одноразовые шприцы, а инструменты многоразового применения тщательно стерилизовать, соблюдая все необходимые условия;

– донорскую кровь следует проверять на наличие антител к ВИЧ.

Вирусы как переносчики генетической информации. Существует гипотеза, что вирусы – это генетический материал, некогда покинувший клетку, но сохранивший способность к самовоспроизведению при возвращении в неё. Следовательно, в процессе эволюции вирусы возникли позже появления клеточной формы, а любое вирусное заражение надо рассматривать как получение клеткой некой чужеродной генетической информации.

Многие вирусы способны не только привносить в организм хозяина свою наследственную информацию, но и, встраиваясь в ДНК хозяина, изменять работу клеточных генов. В процессе копирования вирусной ДНК иногда происходит частичное копирование и генетического материала хозяина. В этом случае новые собранные вирусные частицы, покидающие клетку, будут уносить с собой копию некой наследственной информации хозяина. Таким образом вирусы могут переносить гены между организмами разных видов, отрядов и даже классов, скрещивание которых в принципе невозможно. В настоящее время вирусы рассматривают не только как возбудителей инфекционных болезней, но и как переносчиков генов между организмами.

Вопросы для повторения и задания

2. Каков принцип взаимодействия вируса и клетки?

3. Опишите процесс проникновения вируса в клетку.

4. В чём проявляется действие вирусов на клетку?

5. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний.

6. Предложите несколько разных классификаций вирусов. Какие критерии вы положили в основу этих классификаций? Сравните свои классификации и классификации, которые создали ваши одноклассники.

1. Объясните, почему вирус может проявить свойства живого организма, только внедрившись в живую клетку.

2. Почему вирусные заболевания имеют характер эпидемий? Охарактеризуйте меры борьбы с вирусными инфекциями.

3. Выскажите своё мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом прошлом, учитывая, что вирусы могут размножаться только в живых клетках.

Читайте также:  Ветряная оспа поражение внутренних органов

4. Объясните, почему в середине XX в. вирусы стали одним из главных объектов экспериментальных генетических исследований.

5. Какие сложности возникают при попытках создать вакцину против ВИЧ-инфекции?

6. Объясните, почему перенос вирусами генетического материала от одного организма к другому называют горизонтальным переносом. Как тогда, по вашему мнению, называют передачу генов от родителей детям?

7. В разные годы как минимум семь Нобелевских премий по физиологии и медицине и три Нобелевских премии по химии были вручены за исследования, непосредственно связанные с изучением вирусов. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях в области исследования вирусов.

8. Создайте портфолио[5] 5
В портфолио могут входить тексты из справочников, словарей, научно-популярной литературы, загадки, пословицы, схемы, микрофотографии, статьи журналов и газет, рисунки, список терминов и их объяснения, материалы сайтов Интернета.

[Закрыть] по теме «Роль вирусов в жизни организмов и эволюции органического мира на Земле».

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Вироиды. В природе обнаружены инфекционные агенты гораздо меньше вирусов – вироиды. Они состоят только из молекулы кольцевой РНК и лишены каких-либо оболочек. Самые малые вироиды имеют длину всего 220 нуклеотидов. Вироиды обнаружены в клетках многих растений. Считается, что они представляют собой вырезанные участки иРНК, которые приобрели способность к репликации. При этом они не работают, как иРНК, и не кодируют белки.

Попадая в клетки растений, вироиды вмешиваются в работу генома клетки-хозяина и вызывают серьёзные заболевания растений. Так погибли миллионы кокосовых пальм на Филиппинах во второй половине XX в. Периодически от вироидов серьёзно страдают посадки картофеля, цитрусовых, огурцов, декоративных цветов и других диких и сельскохозяйственных растений. В животных клетках и у человека вироиды пока не обнаружены.

Вирусы и рак. Многие вирусы способны, проникая в клетки организма, встраивать свой геном в геном клетки, вызывая тем самым серьёзные нарушения в работе генетического аппарата нормальных клеток. В результате может произойти превращение нормальной клетки в раковую.

У многих животных (рыб, амфибий, птиц, млекопитающих) обнаружены десятки вирусов, вызывающих раковые заболевания. У человека обнаружены целые группы онковирусов. Полагают, что около 15 % опухолей человека провоцируются вирусной инфекцией.

Иммунитет. Белки или полисахариды вирусов, попадающих в организм, являются антигенами. Антигены – это любые чужеродные вещества, которые при проникновении в организм воспринимаются как генетически чужеродные и вызывают иммунную реакцию. Иммунитетом называют способность организмов защищаться от болезнетворных микроорганизмов, вирусов и иных чужеродных тел и веществ, сохраняя тем самым постоянство своего состава и свойств.

Существует несколько видов иммунитета. Если иммунитет существует или возникает у человека без каких-либо специальных воздействий, его называют естественным. Иммунитет, полученный путём использования медицинских средств, носит название искусственного.

Естественный врождённый иммунитет одинаков у всех особей вида и передаётся по наследству, т. е. генетически закреплён. Так, человек не болеет многими болезнями, которые встречаются у животных. Например, человек никогда не заболеет собачьей чумкой, так же как собака не заболеет гриппом.

Естественный приобретённый иммунитет отличается у разных людей и не передаётся по наследству, поэтому его ещё называют индивидуальным иммунитетом. Пассивный естественный иммунитет обеспечивают антитела, полученные ребёнком от матери вместе с грудным молоком. Активный естественный иммунитет формируется после перенесённого заболевания. Такой иммунитет также называют постинфекционным. Он сохраняется в организме в течение длительного времени. После некоторых заболеваний иммунитет сохраняется пожизненно, например после кори, краснухи, скарлатины и других «детских болезней».

Искусственный иммунитет может быть только приобретённым. Искусственный активный иммунитет формируется в ответ на введение в организм вакцины. Вакцина – это препарат из ослабленных или убитых возбудителей заболевания, их фрагментов или токсинов. При введении вакцины (прививке) в организме в слабой форме развивается иммунный ответ, в результате которого в крови образуются специальные клетки, способные синтезировать антитела к данному возбудителю. Антитела – это сложные белки (иммуноглобулины). Они способны связываться с антигенами и обезвреживать их. При связывании антигена образуется неактивный комплекс «антиген – антитело», который может быть уничтожен лейкоцитами.

Искусственный активный иммунитет стойкий, сохраняется годами. Впервые систематические прививки против оспы стали использовать с начала XIX в. после работ английского врача Эдварда Дженнера (1749–1823). Его дело продолжил французский микробиолог Луи Пастер (1822–1895). Он ввёл термин «вакцина» и применял вакцинацию в медицинской практике.

Искусственный пассивный иммунитет возникает при введении человеку лечебной сыворотки, которая уже содержит готовые антитела против возбудителя. Это особенно важно в том случае, если заражение уже произошло. Пассивный иммунитет нестойкий, сохраняется в течение 4–6 недель, на протяжении которых антитела постепенно разрушаются.

1. Докажите, что базовые знания о процессах, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях организации живого, необходимы не только биологам, но и специалистам в других областях естественных наук.

2. Какие профессии в современном обществе требуют знания строения и особенностей жизнедеятельности прокариотических организмов? Подготовьте небольшое (не более 7–10 предложений) сообщение о той профессии, которая вас наиболее впечатлила. Объясните свой выбор.

3. «Эти специалисты нужны в ветеринарных и медицинских научных институтах, академических институтах, на предприятиях, связанных с биотехнологиями. Они не останутся без работы в лабораториях поликлиник и больниц, на агрономических селекционных станциях, в ветеринарных лабораториях и больницах. Порой именно они могут поставить наиболее достоверный и точный диагноз. Их исследования незаменимы для ранней диагностики онкологических заболеваний». Предположите, о людях какой специальности идёт речь в этих предложениях. Докажите свою точку зрения.

Организм – единое целое. Многообразие организмов

Обмен веществ и превращение энергии

Индивидуальное развитие (онтогенез)

Наследственность и изменчивость

Основы селекции. Биотехнология

Мысленно поднимаясь по лестнице уровней организации живой материи, мы приступаем к изучению нового, более высокого уровня – организменного. Организм (от лат. organisme – устраиваю, придаю стройный вид) – это биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое. Трактуя это определение в широком смысле, организмом можно считать не только отдельного индивидуума, но и семью, популяцию, экосистему. Мир живых существ – это мир биологических систем разного уровня сложности. Но нас с вами на данном этапе интересует более узкое определение этого понятия – организм как отдельная особь.

В чём сходство и принципиальное отличие между одноклеточными и многоклеточными организмами?

Какие одноклеточные организмы вам известны?

Особь, или индивидуум (от лат. individuum – неделимое), – это неделимая единица жизни. Самый главный признак любого живого организма – строгая взаимозависимость отдельных его частей. Разделение особи на части приведёт к потере её целостной уникальной индивидуальности. Человек, птица, дерево – это особи, но печень, мозг, крыло, клюв, лист или ветка не обладают признаками целого организма. Организм – это не простая сумма клеток, тканей и органов. Лишь строгое соподчинение и взаимодействие формируют новое единство и придают особи черты и свойства, отсутствующие у отдельных её компонентов.

Любой живой организм имеет клеточное строение. Исключение, как нам уже известно, составляют вирусы, но и они не способны существовать вне клеток (§ 14). Учёные до сих пор спорят, относить ли вирусы к живым существам. С одной стороны, они обладают свойствами живой материи – наследственностью и изменчивостью, но в то же время не способны к самостоятельному существованию и размножению, проявляя эти свойства только внутри про– или эукариотических клеток.

Многообразие живых существ нашей планеты, образующих единую биосферу, огромно и с трудом поддаётся описанию и подсчёту. По самым приблизительным оценкам, сейчас на Земле обитает несколько миллионов видов живых организмов. Только беспозвоночных насчитывают более 1,5 млн видов, при этом каждый год описывают сотни новых видов, и учёные считают, что большинство беспозвоночных животных, в основном пауков, насекомых и круглых червей, до сих пор неизвестны науке. Более 350 тыс. видов растений, около 100 тыс. видов грибов, огромное число видов бактерий и синезелёных водорослей населяют нашу планету, создавая то неповторимое единство, частью которого являемся и мы с вами.

Для любого организма характерны все признаки живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость. Эти свойства мы рассмотрим с вами в последующих параграфах этой главы.

Все организмы разделяют на одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные организмы. К этой группе относят организмы, тело которых состоит из одной клетки, т. е. для них клеточный и организменный уровни едины. Одноклеточные прокариоты – это бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии). Одноклеточные эукариоты встречаются во всех трёх царствах эукариот. У грибов – это одноклеточные дрожжи, в царстве растений – одноклеточные зелёные водоросли (например, хламидомонада и хлорелла), среди животных – более 40 тыс. видов простейших, например амёбы и инфузории, споровики и фораминиферы (рис. 51). Клетки одноклеточных обладают всеми признаками самостоятельных организмов и способны осуществлять все функции, необходимые для жизнедеятельности. В отличие от клеток многоклеточных организмов, у одноклеточных существуют органоиды специального назначения, помогающие им выполнять все необходимые функции. Способность к движению и захвату пищи обеспечивают ложноножки, жгутики и реснички. Для реализации выделительной функции существуют сократительные вакуоли. Свойство живых организмов – раздражимость обеспечивают специализированные внутриклеточные структуры, например светочувствительный глазок у эвглены зелёной позволяет ей определять направление движения к источнику света. Клетки одноклеточных устроены гораздо более сложно, нежели клетки, входящие в состав многоклеточного организма.

Рис. 51. Многообразие одноклеточных организмов: А – амёба; Б – зелёные водоросли; В – радиолярия; Г – солнечник

Многоклеточные организмы. В многоклеточном организме клетки специализированы, т. е. они способны выполнять только какую-то определённую функцию и не могут самостоятельно существовать вне целого организма. У представителя кишечнополостных – гидры – организм состоит из семи типов клеток, а организм человека образован клетками более ста типов. Совокупность клеток различных типов и межклеточного вещества, связанных выполнением ряда одинаковых функций, называют тканью. Ткани и органы характерны не для всех многоклеточных организмов. Так, у кишечнополостных и губок, у водорослей разные типы клеток не объединены в ткани, не образуют органы и системы органов. У высших растений и у большинства животных усложняется внутреннее строение и появляются специализированные системы органов, выполняющие отдельные функции. Специализация клеток у многоклеточных организмов повышает эффективность работы всего организма в целом, обеспечивает более сложные формы поведения и увеличивает продолжительность жизни.

Колонии одноклеточных организмов. Среди живых организмов существует группа, занимающая промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными организмами. Колониальные организмы – это совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Типичным представителем таких организмов является вольвокс – заполненный слизью шар, поверхность которого образована тысячами клеток (рис. 52). Двухжгутиковые клетки колонии связаны друг с другом цитоплазматическими мостиками, что позволяет вольвоксу согласованно работать жгутиками и плыть в направлении источника света. Отдельные клетки вольвокса уходят внутрь шара, образуя там «дочерние» молодые колонии. Новые колонии растут, порой образуя внутри себя уже «внучатые» колонии. Спустя некоторое время материнская колония лопается и погибает, а «дочерние» и «внучатые» колонии выходят наружу.

Вопрос происхождения многоклеточных организмов представляет большой интерес, так как является основой для понимания эволюции живой природы. В настоящее время наиболее серьёзно аргументированы колониальные гипотезы происхождения многоклеточности. Согласно этим гипотезам, многоклеточные организмы в процессе эволюции возникли в результате усложнения организации некоторых колоний простейших.

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия.

2. Что такое одноклеточный организм? Приведите примеры.

3. Какие особенности строения клетки могут обеспечить выполнение функций, свойственных целостному организму?

4. Объясните, какое значение для эволюции жизни на Земле имело появление многоклеточности.

5. Представьте, что перед вами – человек, незнакомый с биологией. Объясните ему преимущество многоклеточности.

1. Как вы считаете, почему до сих пор науке неизвестно точное число видов организмов, живущих на нашей планете?

2. В клетках каких организмов существуют органоиды специального назначения? Какие функции они выполняют?

3. Могут ли у многоклеточных организмов отсутствовать ткани и органы?

4. Объясните, почему появление многоклеточности привело в дальнейшем к образованию тканей и органов.

5. Сравните колонии одноклеточных организмов и колонии многоклеточных животных, например морских котиков. В чём их принципиальное отличие? Есть ли у них черты сходства? Рассмотрите вместо котиков колонию кишечнополостных – коралловых полипов.

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Происхождение многоклеточности. Первую колониальную гипотезу происхождения многоклеточных предложил в 1874 г. зоолог-эволюционист Эрнст Генрих Геккель. Его гипотеза получила название «гипотеза гастреи». Учёный считал, что предком многоклеточных была шаровидная колония жгутиковых. В ходе эволюции из этой колонии путём впячивания могли возникнуть первые двуслойные многоклеточные с кишечной полостью. Этого гипотетического предка Геккель назвал гастреей. Наружный слой жгутиковых клеток выполнял в первую очередь двигательную функцию, а внутренний слой – пищеварительную.

В 1888 г. русский биолог Илья Ильич Мечников опубликовал другую колониальную гипотезу – «гипотезу фагоцителлы». По мнению учёного, предок многоклеточных (фагоцителла) мог возникнуть из шаровидных колоний жгутиконосцев путём перемещения части клеток внутрь колонии. При этом наружные жгутиковые клетки продолжали выполнять двигательную функцию, а внутренние утрачивали жгутики, становились похожими на амёб и выполняли функцию фагоцитоза (отсюда и возникло название предковой формы).

Гипотеза фагоцителлы И. И. Мечникова завоевала широкое признание и нашла дальнейшее развитие в трудах многих современных учёных.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

источник