Меню Рубрики

В селе не переводилось лихорадка

Упражнение 269 (повторительное). Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

I. 1. Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли (П.). 2. Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими листами (П.). 3. Все ее гнали и никто не замечал (Я.). 4. Еще одна минута объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.). 5. Плохо ли вам было у Плюшкина или просто по своей охоте гуляете по лесам да дерете прохожих? (Г.). 6. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.). 7. У судьи губы находились под самым носом и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (Г.). 8. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр (Г.). 9. Во сне ль все это снится мне или гляжу я в самом деле на что при этой же луне с тобой живые мы глядели? (Тютч.). 10. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.). 11. Вдали поле с рожью точно горит огнем да речка блестит и сверкает на солнце (Гонч.). 12. Но вот опять хлынули играющие лучи и весело и величаво поднимается могучее светило (Л.). 13. Берег обрывом спускался морю почти у самых стен лачужки и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны (Л). 14. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметай вял и близок стал его конец(Л.). 15. В такие дни жар бывает иногда весьма силен иногда даже парит по скатам полей но ветер разгоняет раздвигает накопившийся зной и вихри-круговороты несомненный признак постоянной погоды высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню (Т.). 16. Лишь изредка в близкой роще с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной (Т.). 17. Бесчисленные золотые звезды казалось тихо текли все наперерыв мерцая по направлению Млечного Пути и право глядя на них вы как будто смутно чувствовали сами стремительный безостановочный бег земли (Т.). 18. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском (Т.). 19. Ты всегда был строг ко мне и ты был справедлив (Т.). 20. Выспится Саша поднимется рано черные косы завяжет у стана и убежит и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей (Я.).
II. 1. Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума а именно для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.-Щ.). 2. Я ему верю да суд-то ему на слово не верит (Дост.). 3. Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.). 4. И действительно как бы в подтверждение их ожидания в середине их разговора влево от дороги послышался бодрящий красивый звук винтовочного выстрела и пулька весело посвистывая пролетела где-то в туманном воздухе и щелкнулась в дерево (Л. Т.). 5. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Т.). 6. Все лица нахмурились и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова (Л. Т.). 7. С утра был туман но к завтраку погода разгулялась и солнце блестело и на только что распустившейся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневшейся налево от пороги (Л. Т.). 8. Прощание с приятелями растрогало Оленина и ему стала вспоминаться вся последняя зима проведенная в Москве и образы этого прошедшего перебиваемые неясными мыслями и упреками стали непрошено возникать в его воображении (Л. Т.). 9. Ученье и обед делали дни очень интересными вечера же проходили скучновато (Ч.). 10. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук (Ч.). 11. Она мне нравилась все больше и больше я тоже по-видимому был симпатичен ей (У.). 12. Вавила бросил что-то в костер притоптал и тотчас же стало очень темно (Ч.). 13. Слышался ли в открытые окна трезвон городских и монастырских колоколов кричал ли во дворе павлин или кашлял кто-нибудь в передней всем невольно приходило на ум, что Михаил Ильич серьезно болен (Ч.). 14. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.). 15. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.). 16. Я видел только верхушку лозняка да извилистый край противоположного берега (У.). 17. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Кор.). 18. Мгновение и все опять тонуло во мраке (Кор.). 19. На равнинах перерезанных кое-где оврагами лежали утопая в садах села и кое-где по горизонту давно запаханные и охваченные желтыми нивами рисовались высокие могилы (Кор.). 20. Треск разрываемой рубахи — и Гаврила лежал на песке безумно вытаращив глаза (М. Г.).

III. 1. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль (М. Г.). 2. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью (М. Г.). 3. В давно забытые времена быть может так же на кургане чернела конная фигура и носился орлиный клекот и рыскал степной зверь и смутно волновался седой ковыль и вольно над степным простором неслись победные гортанные крики (Сераф.). 4. Последние тени сливались да мгла синела да за курганом тускнело мертвое зарево (Сераф.). 5. Как будто кто-то задумчиво без слов пел и не было слышно голоса и только представлялась потонувшая в ночной синеве река и костер и смутный обрыв и в темной глубине чуть зыблемые звезды (Сераф.). 6. Сквозь грохот слышался иногда дикий вскрик да вместе с комьями рванувшейся земли взлетало тележное колесо и дымящаяся солдатская шинель (А. Н. Т.). 7. Решение Лих сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил, точно от ниспосланного мира (Фед.). 8. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали около недопитых стаканов, неподвижно лежащие длиннопалые руки (Фед.). 9. По крыше выложили жесть и дом готов и крыша есть (Маяк.). 10. В два пальца по-боцмански ветер свистит и тучи сколочены плотно. И ерзает руль и обшивка трещит и забраны в рифы полотна (Багр.). 11. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям стояли у окна странные и золотые (Фад.). 12. Иногда после слабенького отрывистого выстрела [в тире] слышался звон разбитой бутылки или начинал шуметь механизм движущейся мишени (Кат.). 13. Мы спустились с горы и въехали в село (Фурм.). 14. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую рискуя в любой канаве свернуть голову (Н. О.). 15. Бело вспыхнула молния и ворон уронив горловой баритонистый клекот вдруг стремительно ринулся вниз (Шол.). 16. Конь глухо звякая подковами по устилавшим дно колышкам на ходу потянулся было пить но всадник заторопил его и конь екая селезенкой выскочил на пологий берег (Шол.). 17. То ли шелест колоса трепет ветерка то ли гладит волосы теплая рука (Сурк.). 18. Короткая команда пущенные на полный ход моторы стремительно с ближней дистанции торпедный залп и с одним немецким транспортом а через пятнадцать секунд со вторым было покончено (Сим.). 19. Ржавеют в арсеналах пушки зато сияют кивера (Сим.). 20. То тут то там легонько шелестел ручеек и вздыхал оседая оттаявший за день крупитчатый снег

I. Запятая ставится между частями сложного предложения, связанными союзами с о е д и н и

т е л ь н ы м и (и, да в значении «и»), п р о

т и в и н и т е л ь н ы м и (однако, же, зато, а то, а не то), р а з д е л и т е л ь н ы м и (или, либо, то. то, не то. не то), п р и с о е д и н и т е л ь н ы м и (да, да и, причем, притом), п о я с н и т е л ь н ы м и (то есть, а именно).

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами и, да в значении «и» лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой), например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уж был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента (Г.); Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживая по этой своей квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

II. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире, например: Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.); Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.).

III. Запятая перед союзами и, да (в значении), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:

а) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член,например: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги;

б) если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение, например: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой;

в) между двумя назывными предложениями, например: Прогулка в лесу и катанье на лодках;

г) между двумя вопросительными предложениями, например: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

д)Запятая не ставится также между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых, например: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение, если эти части соединены повторяющимся союзом, например: По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Упражнение 360. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.6. Волчиха осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Горького. 8. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 9. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 10, Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9174 — | 7341 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

а) ни.ни (1), да и (7), тоже (8), и (12);

б) либо. либо (5), или (9), то.то (13);

в) а (2), но (3), зато (4), а то (6), же (10), однако (11). I.

Еще несколько слов, несколько ласк от матери, и крепкий сон овладел мною. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно

173 вял, и близок стал его конец. Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей. За громадной тучей дыма не было видно пламени, но дым прямо летел по ветру на усадьбу, и чувствовался в комнатах горький запах его. Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда, но оставаться с ним в одном доме я не могу. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. Нас зовут, и мы идем ужинать. На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение, а артисты без церемонии начали высовываться из кулис. Со второй спички сера не сорвалась, но огонек бессилен был объять скрученное коричневатое тело спички.

Вой волка восходил вверх печальными полутонами и задерживался долго на высокой напряженной пронзительной ноте. Еще одна минута объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть. Колесо чугунное вертится, и гудит, и ветром обдает. Он знак подаст, и все хлопочут. Мать слушала его слабый, вздрагивающий и ломкий голос. Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Чеченцы отъехали назад, и стрельба прекратилась. В мыслях о судьбе и творчестве безвременно погибшего поэта сливались скорбь и восторг, гнев и гордость истинною непререкаемою славой русского народного гения. Все наши чувства и мысли, образы, страдания, радости и заблужденья следуют за нами! Он улыбался ласково, печально и гладил ее по затылку. Он замечал ее издали, и сразу холодело в груди.

Сложносочиненные предложения выделены курсивом; остальные предложения — простые с однородными членами.

Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли. Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. В большое старое окно виден сад, дальше кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода, и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть ее. На равнинах, перерезанных кое-где оврагами, лежали, утопая в садах, 174 села, и кое-где по горизонту, давно запаханные и охваченные желтыми нивами, рисовались высокие могилы. Треск разрываемой рубахи, и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза. Как будто кто-то задумчиво без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялась потонувшая в ночной синеве река, и костер, и смутный обрыв, и в темной глубине чуть зыблемые звезды. Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил точно от ниспосланного мира. В два пальца, по-боцмански, ветер свистит, и тучи сколочены плотно. И ерзает руль, и обшивка трещит, и забраны в рифы полотна. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве, и яблони, отсвеченные по краям, стояли у окна, странные и золотые. Некоторые стекла были разбиты, а торчавшие уголки соединены паутиной. Этот запах, смешанный со свежестью осеннего парка, Ганин теперь старался уловить опять, но, как известно, память воскрешает все, кроме запахов.

Лиза с трудом, задыхаясь и раскачиваясь, продвигалась вперед, це_пён.ея .от ледяно_й_ .воды и не_ .спуская. глаз. с . двхх. сосенок_на_ ост.-.

Но не грязь, не холод, не дышащая под ногами почва были ей страшны. Страшным было одиночество, мертвая тишина, нависшая над болотом. Лиза ощущала почти животный ужас, и ужас этот не только не пропадал, а с каждым шагом скапливался в ней, и она дрожала, беспомощно и жалко, боясь оглянуться, сделать лишнее движение.

Идти труднее стало: топь до колен добралась, но теперь приближался берег, и Лиза уже отчетливо видела пень, с которого старшина в болото сиганул.

Огромный-бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выбраться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холоднуш_жидкуш грязь. 2.

Неоднородные определения подчеркнуты. 3.

Хру ст-нуть — 2 слога. х — [х] — согл., тв., гл.

175 р — [р] — согл., тв., зв. у — [у] — гласн., удар. с — [с] — согл., тв., гл. т — звук выпадает. н — [н] — согл., тв., зв. у — [у] — гласн., безудар. т — [т’] — согл., мягк., гл. ь — звука не обозначает. 9 букв, 7 звуков, 2 слога.

источник

Перепишите предложения, ставя, где нужно, знаки препинания. После каждого предложения в скобках выпишите общий второстепенный член сложносочиненного

предложения или общую придаточную часть.

Читайте также:  Длительная лихорадка неясного генеза код мкб

1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (П.)
2. Губы Кати не улыбались и темные глаза выражали недоумение. (Т.)
3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. (Л Т.)
4. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Г.)
5. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки. (Фед.)
6. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.)
7. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.).
8. Зловещий блеск и пестрота дерев. (Тютч.)
9. Это кто такие и что им надобно? (П.)
10. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. (Ч.)
11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной. (Т.)
12. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском (Т.).
13. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую рискуя в любой канаве свернуть голову. (Н.О.)

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (П.)
2. Губы Кати не улыбались, и темные глаза выражали недоумение. (Т.)
3. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. (Л Т.)
4. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу, и видны были стволы мачт. (М. Г.)
5. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими, и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки. (Фед.)
6. Уже совсем рассвело, и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.)
7. Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.).
8. Зловещий блеск и пестрота дерев. (Тютч.)
9. Это кто такие и что им надобно? (П.)
10. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. (Ч.)
11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной. (Т.)
12. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском (Т.).
13. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую рискуя в любой канаве свернуть голову. (Н.О.)

грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.

шагах от нас росли тростники,вдали,над их верхушками,виднелся берег. б) Правильный путь такой: усвой то,что сделали твои предшественники,и иди дальше. в)Шаги на той стороне реки стихли,но,когда мы пошли к броду,на тёмной реке послышалось шлёпанье,и появились какие-то силуэты. Выпишите два оставшихся предложения с неправильно расставленными знаками препинания,устранив пунктуационные ошибки

Оттого что облака почти касались верхушек берез на земле было тихо и тепло.

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные. В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

нужно, знаки препинания.
1. Суровый взгляд отца её поразил и беспокойство овладело ею.
2. Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье.
3. Дышать стало гораздо легче и голоса под липами теперь звучали мягче по-вечернему.
4. Действительно в наших краях знают толк в пении и село Георгиевское славится по всей России.
5. Время ли стёрло следы событий или их вовсе тут не было?
6. Душно стало в сакле и я вышел на воздух освежиться.
7. Мне кажется климат уже переменился и цвет моря стал другим.
8. Открыли дверь и в кухню паром вкатился воздух со двора.
9. Как всё спокойно и как всё открыто!
10. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью.
11. На дворе всходило солнце и громко пели птицы.
12. Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
13. Перед бурей чайки низко летали над морем и на берегу тревожно шумели деревья.
14. Цветы полевые завяли и жёлтые листья устлали подножье столетних берёз.
15. Тихо плескалась струйка воды и где-то вскрикивала ночная птица.
. Укажите номера предложений, в состав которых входят простые односоставные предложения
с главным сказуемым.
III Виды придаточных предложений.
В указанных предложениях выделите грамматические основы; укажите главное и придаточное
предложения, назовите вид придаточного, расставьте знаки.
1. Сегодня я чувствую себя так как будто гора свалилась с моих плеч.
2. Жить стоит только так чтобы предъявлять безмерные требования к жизни.
3. Не забывай поле которое первым накормило тебя.
4. Лётчик рассказал как полярники исследовали местность с самолёта.
5. Я не верю что писатель может равнодушно относиться к своим героям.
6. Никогда не забывай что театр живёт идеями драматурга.
7. Пока вы молоды сильны и бодры не уставайте делать добро.
8. Теперь когда старуха Изергиль кончила свою красивую сказку в степи стало страшно тихо.
9. Если человек сам стал хуже то ему всё хуже кажется.
10. Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
11. Я жить хочу чтобы мыслить и страдать.
12. Всякое дело надо любить чтобы его хорошо делать.

Потоптались и решили перед тем как зайдет солнце опять собраться. 4. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались пухлыми. 5. Помогите мне подобно тому как вы ему помогли. 6. Подлужный продолжал смотреть вниз несмотря на то что он был полностью изобличен. 7. Вы обещали в случае если у вас будет повесть не забыть нас. 8. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё. 9. Трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась всходить луна. 10. Но вероятно в мире уже что-то происходило потому что хотя стояло все то же горячее приморское лето дача уже не показалась мне римской виллой. 11. Теперь он решил для себя что для того чтобы чувствовать себя вполне правым он теперь будет больше работать. 12. Они спросили откуда я. 13. Они разбрелись кто куда. 14. Есть вершины которые сколько (н. ) отходи от них никогда не теряются из виду.Задание 11. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.1. Только у…кая саженей в трист… полоса плодородной земли составляет владение казаков. 2. (В)дали высилось (темно)красное цвета сырого мяса здание фабрики. 3. Вошла молодая лет семнадцати девушка. 4. Высокий на мачте фонарь помог Глебу разглядеть его серое (не)бритое со впадинами на щеках лицо. 5. Красный точно окровавле…ый мох покрывал болото. 6. Серафим выставил прямые точно палка руки. 7. Потом (как)будто небо начало падать на землю самолеты …бросили сотни огне…ых шаров. 8. Вы замечали наверно идешь по лесу снег. 9. Посредине песок будто кипел на жарком огне бил (из)под земли родник. 10. Лес словно вздохнет тихий ветерок пролетит над вершинами и каждому дереву что(то) шепнет. 11. А (на)утро глянешь с вершины дух захватывает до чего чистая и неохватная взором весна стоит в горах. 12. Но это мертвый лес каменный. 13. Запрокинешь голову вершина солнце подпирает. 14. (Не)вольно спрашиваешь себя не под этим ли дубом осторожно крался последний из племени ятвягов. 15. Недаром в этом городе им поставили общий памятник на постаменте они стоят рядом. 16. Вероятно излишним будет вопрос о чьей свободе здесь настойчиво говорится. 17. Может возникнуть вопрос не пе…имистические ли это стихи.Задание 12.А. Определите, какое предложение: простое осложненное (1) или бессоюзное сложное (2). Расставьте знаки препинания.1. С четырех сторон двора теснились окна. Вечером они светились бывало разным светом оранжевым белым зеленым. 2. Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не окликнет. 3. Все точно только вверх ногами в речной воде отражено лужок со свежими стогами дома церквушка и гумно. 4. И вдруг в затихшем саду новые звуки треснула ветка хвороста шуршат кусты. 5. Стволы берез уже белели во мраке приближался скудный и холодный рассвет. 6. Солнце светит одинаково всем и человеку и зверю и дереву. 7. Как отчий дом как старый горец горы люблю я землю тень ее лесов и моря рокоты и звезд узоры и странные строенья облаков. 8. Океан как будто лелеет эти островки он играет с берегами то ревет сердится то ласково обнимает любимцев со всех сторон. 9. Подходим ближе стая морских птиц колыхается на волнах. 10. Людям хотелось бы все сохранить и розы и снег.Б. Укажите, где поставлено тире: 1) между подлежащим и сказуемым, 2) в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения, 3) перед обобщающим словом или в бессоюзном сложном предложении.1. Солнце вешнее, нивы здешние ― все тебе отдать бы рад. 2. Над Россиею ― небо синее. 3. Сухая, крепкая осень ― самое лучшее поэтическое время в году. 4. Светло не от утра ― светло от луны. 5. Воистину, сладчайшая обуза ― домой арбуз торжественно нести. 6. На дворе в морозном пару краснело солнце ― в доме было тепло. 7. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав ― все это было поразительно ново и восхитительно. 8. Морозный воздух чист ― гляди насквозь. 9. Самое свежее, чистое, нужное время для работы ― это утро! 10. Морозы ― декабрю, метели ― февралю, капели первые ― задумчивому марту. Тесты

источник

Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие спрашивали, какое это село, то им говорили:

— Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел.

Как-то на поминках у фабриканта Костюкова старик-дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре. И прошло уж много времени с тех пор, дьячок давно умер, а про икру всё помнили. Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали.

В нем не переводилась лихорадка и была топкая грязь даже летом, особенно под заборами, над которыми сгибались старые вербы, дававшие широкую тень. Здесь всегда пахло фабричными отбросами и уксусной кислотой, которую употребляли при выделке ситцев. Фабрики — три ситцевых и одна кожевенная — находились не в самом селе, а на краю и поодаль. Это были небольшие фабрики, и на всех их было занято около четырехсот рабочих, не больше. От кожевенной фабрики вода в речке часто становилась вонючей; отбросы заражали луг, крестьянский скот страдал от сибирской язвы, и фабрику приказано было закрыть. Она считалась закрытой, но работала тайно с ведома станового пристава и уездного врача, которым владелец платил по десяти рублей в месяц. Во всем селе было только два порядочных дома, каменных, крытых железом; в одном помещалось волостное правление, в другом, двухэтажном, как раз против церкви, жил Цыбукин, Григорий Петров, епифанский мещанин.

Григорий держал бакалейную лавочку, но это только для вида, на самом же деле торговал водкой, скотом, кожами, хлебом в зерне, свиньями, торговал чем придется, и когда, например, за границу требовались для дамских шляп сороки, то он наживал на каждой паре по тридцати копеек; он скупал лес на сруб, давал деньги в рост, вообще был старик оборотливый.

У него было два сына. Старшин, Анисим, служил в полиции, в сыскном отделении, и редко бывал дома. Младший, Степан, пошел по торговой части и помогал отцу, но настоящей помощи от него не ждали, так как он был слаб здоровьем и глух; его жена Аксинья, красивая, стройная женщина, ходившая в праздники в шляпке и с зонтиком, рано вставала, поздно ложилась и весь день бегала, подобрав свои юбки и гремя ключами, то в амбар, то в погреб, то в лавку, и старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслил в женской красоте.

У старика всегда была склонность к семейной жизни, и он любил свое семейство больше всего на свете, особенно старшего сына-сыщика и невестку. Аксинья, едва вышла за глухого, как обнаружила необыкновенную деловитость и уже знала, кому можно отпустить в долг, кому нельзя, держала при себе ключи, не доверяя их даже мужу, щелкала на счетах, заглядывала лошадям в зубы, как мужик, и всё смеялась или покрикивала; и, что бы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал:

— Ай да невестушка! Ай да красавица, матушка…

Он был вдов, но через год после свадьбы сына не выдержал и сам женился. Ему нашли за тридцать верст от Уклеева девушку Варвару Николаевну из хорошего семейства, уже пожилую, но красивую, видную. Едва она поселилась в комнатке в верхнем

источник

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Обведите номера сложносочинённых предложений. Составьте схему одного предложения с общим второстепенным членом. 1. В передней (не)слышно было ни гол..сов ни шагов и весь дом казался спящ..м. 2. В бездо(н,нн)ом небе то п..рили ласточ..ки то прорезали воздух стрижи. 3. Он испыт..вал не радость не счастье а только чу..ство состр..дания. 4. Под обл..ками зал..вая воздух серебря(н,нн)ыми звуками дрожали жаворонки а над зеленеющ..ми пашнями носились грачи. 5. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. 6. Луна ст..яла высоко над садом а ниже её куда(то) на восток неслись прозрач..ные тума(н,нн)ые пятна. 7. На душе его было и весело и тепло и грус..но. 8. Лунный августовский вечер казался д..корацией а не природой. 9. На г..ризонте м..лькнули журавли и ветер донёс их жалобный крик. 10. То ли отв..рилась стекля(н,нн)я дверь в сад то ли разбили на кухне чашку. Схема: ___________________________________________Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Обведите номера сложносочинённых предложений. Составьте схему одного предложения с общим второстепенным членом.

1. В передней (не)слышно было ни гол..сов ни шагов и весь дом казался спящ..м. 2. В бездо(н,нн)ом небе то п..рили ласточ..ки то прорезали воздух стрижи. 3. Он испыт..вал не радость не счастье а только чу..ство состр..дания. 4. Под обл..ками зал..вая воздух серебря(н,нн)ыми звуками дрожали жаворонки а над зеленеющ..ми пашнями носились грачи. 5. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. 6. Луна ст..яла высоко над садом а ниже её куда(то) на восток неслись прозрач..ные тума(н,нн)ые пятна. 7. На душе его было и весело и тепло и грус..но. 8. Лунный августовский вечер казался д..корацией а не природой. 9. На г..ризонте м..лькнули журавли и ветер донёс их жалобный крик. 10. То ли отв..рилась стекля(н,нн)я дверь в сад то ли разбили на кухне чашку.

Читайте также:  Увеличение числа эритроцитов при лихорадке

1. В передней неслышно было ни голосов, ни шагов, и весь дом казался спящим.2. В бездонном небе то парили ласточки, то прорезали воздух стрижи. 3. Он испытывал не радость, не счастье, а только чувство сострадания.4. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зеленеющими пашнями носились грачи.5. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. 6. Луна стояла высоко над садом, а ниже её кудато на восток неслись прозрачные туманные пятна. 7. На душе его было и весело, и тепло, и грустно. 8. Лунный августовский вечер казался декорацией, а не природой. 9. На горизонте мелькнули журавли, и ветер донёс их жалобный крик. 10. То ли отворилась стеклянная дверь в сад, то ли разбили на кухне чашку.Схема: [ -.-. = — и = — ]. Это предложение под №5.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.

источник

Письменный разбор

[1) Вдали по- прежнему машет крыльями мельница], и [2) все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками]. (А.П. Чехов) – повеств., невослк., сложное, сложносоч. с соед. союзом; 1-я часть – двусост., распр., полное, неосложн.; 2-я часть – двусост., распр., полное, осложнено обособл. опр., выр. прич. об.; [ ], и [ ].

Задание 27.Произведите синтаксический разбор предложений.

1) Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался о том его спрашивать. (А.С. Пушкин) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) То она к нему приезжает, то он просит билет на «Дикарку». (Б.К. Зайцев) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Шумело море и днем, но когда его не было так хорошо слышно. (К.Г. Паустовский) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Укажите неверное утверждение.

а) Сложносочиненные предложения – это предложения, части которых равноправны и соединены сочинительными союзами.

б) В ССП с разделительными союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют друг за другом.

в) Запятая не ставится в ССП перед союзами и, да(=и), или, либопри наличии общего для частей компонента.

г) Средствами связи частей в ССП могут служить разные языковые элементы:

— общий компонент (второстепенные члены, вводные слова, модальные частицы);

— местоимения во второй части, заменяющее существительное, прилагательное или числительное из первой части.

2. Назовите союзы, которые не могут связывать части сложносочиненных предложений.

3. Отметьте, какими союзами соединяются части сложносочиненных предложений, в которых указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких.

б) или (иль), либо, то…то, не то… не то

в) а, но, да (=но), однако, зато, же

г) или, не только…но и, как…так и

4. Найдите предложение, которое не является сложносочиненным.

а) Один старичок пел- хрипел, а другие ему подыгрывали. (И.С. Шмелев)

б) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А.И. Куприн)

в) Я ушел домой и лег спать, но спать мне не хотелось. (К.Д. Бальмонт)

г) Казалось, он о чем- то спрашивал не то у инструмента, не то у собственного настроения. (В.Г. Короленко)

5. Укажите предложение, структура которого не соответствует схеме.

а) Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма. (В.Г. Короленко)

б) Мал золотник, да дорог. (Пословица)

в) Лучше было мне бросить коня у опушки и скрыться пешком, да жаль было с ним расстаться. (М.Ю. Лермонтов)

г) Хороша каша, да мала чаша. (Пословица)

6. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

а) Я бы в лес за шоссе пришла, да как мне отлучиться из дому, (И.А. Бунин)

б) В то время – как и до сих пор – он был комендантом большой, но почти упраздненной крепости. (А.И. Куприн)

в) В Энске давно уже было лето, а он все еще «зимовал». (В.П. Катаев)

г) Слышится только трепыханье да нежное- нежное журчанье, как в ручейке. (И.С. Шмелев)

7. Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

а) Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. (А.П. Чехов)

б) Стоял говор, и звук ножниц, и шелест бумаги, и звук перьев. (А.С. Серафимович)

в) Луга за Волгой окрасились в бурый цвет, в городе тоже все краски поблекли. (М.Горький)

г) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. (А.П. Чехов)

8. Отметьте сложное предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

а) Всюду в балках бежала вода __ и желтые цветы мать-и-мачехи уже раскрылись на солнцепеке. (К.Г.Паустовский)

б) Где- то любовно ворковали голуби __ и задорно чирикали воробьи. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

в) День разгорелся __ и на знойно сверкавшую воду больно было смотреть. (А.С. Серафимович)

г) Окна открыты __ и на свет свечи залетают серые бабочки. (К.Г. Паустовский)

9. Укажите предложение, в котором пропущена запятая.

а) В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. (А.П. Чехов)

б) Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна. (А.П. Чехов)

в) Небо над Москвой как бы выцвело и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая. (М.А. Булгаков)

г) Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко- красные окна деревенской церкви и, притоптывая валенками, балагурит с дворней. (А.П. Чехов)

10. Определите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка.

а) После обеда затянулось небо, и был дождь. (М.М. Пришвин)

б) Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы- реки. (М.А. Булгаков)

в) Направо сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали. (А.П. Чехов)

г) И я там был, и мед я пил. (А.С. Пушкин)

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 887 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Структура сложносочиненных предложений

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

Связь по способу сочинения придает частям сложносочиненного предложения известную синтаксическую самостоятельность, однако эта самостоятельность имеет относительный характер. Ср.: 1) Голубые глаза девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза (Кор.):, 2) Но один из кочегаров засел в котельной, и до сих пор его не удается выкурить оттуда (Н. Остр.); 3) В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.); 4) Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском (Т.); 5) Старшего мальчика звали Петя, а младшего — Павлик (Кат.); 6) Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке (Т.).

В первом предложении взаимосвязь частей сложносочиненного предложения подчеркивается употреблением во второй части местоимения них . Во втором предложении такую же роль играет местоименное наречие оттуда . В третьем предложении части сложного целого объединены общим второстепенным членом в селе . В четвертом предложении обе части объединены общей придаточной. В пятом предложении во второй части опущено сказуемое, общее для обеих частей, что придает второй части характер неполного предложения. В шестом предложении взаимообусловленность составляющих его частей выражается при помощи слов еще — но уже.

Части предложения, входящие в состав сложносочиненного, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть сложного предложения — двусоставное предложение, другая — односоставное). Например: Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху (М. Г.); Лучше было мне бросить коня у опушки и скрыться пешком, да жаль было с ним расстаться (Л.); Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет (Т.).

Сложносочиненные предложения могут быть многочленными, т.е. состоять из нескольких частей, например: Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (Кор.).

Синтаксические отношения между частями сложносочиненных предложений

В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.

В сложносочиненных предложениях, выражающих соединительные отношения, средством связи частей единого целого служат союзы и, да, ни (повторяющийся), также, тоже (последние два с присоединительным оттенком значения).

Сложносочиненные предложения с союзом и чаще всего выражают временн ы е отношения. Для выражения этих отношений служат глагольные формы (временные и видовые), порядок частей в составе сложного, интонация, союз, добавочные лексические средства.

В одних случаях выражается одновременность двух или нескольких действий, явлений, событий. Значение одновременности обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (Л.); Стадо еще не прогоняли , и народ еще не возвращался с работы (Л. Т.); Намедни ночью бессонница моя меня томила , и в голову пришли мне две-три мысли (П.).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении — последовательность действий или состояний, выражаемая порядком частей и видо-временными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (Арс.); По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость (Шол.).

К значению временн о й последовательности может присоединяться оттенок значения следствия , например: . На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Л. Т.).

Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение). Например: Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.); Мгновение — и все опять тонуло во мраке (Кор.).

Сложносочиненные предложения с союзом и могут выражать причинно-следственные отношения, которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (У.).

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным , например: Все ее знали, и никто не замечал (П.).

Соединительный союз да употребляется в сложносочиненных предложениях, выражающих временн ы е отношения. При этом создается оттенок присоединительной связи, а со стороны стилистической — оттенок разговорной речи. Например: Звонко кукушка вдали куковала, да как безумная галка кричала (Н.).

Повторяющийся союз ни. ни придает сложносочиненному предложению значение отрицательного перечисления и взаимоисключения , например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (С.-Щ.).

Союзы также и тоже придают второй части сложносочиненного предложения присоединительный оттенок значения, например: Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.); Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе (Арс.).

Сложносочиненные предложения с противительными союзами ( а, но, да, однако, зато, же и др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления , иногда с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки и др.). Это значение данного типа сложных предложений влияет на их построение: порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой части.

Широко используется в сложных предложениях с указанными значениями союз а , например: Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.); Ученье — свет, а неученье — тьма (посл.).

Значение противопоставления, ограничения, несоответствия выражается при помощи союза но , например: Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты (П.); Солнце село, но в лесу еще светло (Т.).

Близок по своему значению к союзу но союз однако (однако ж) , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (С.-Ц.).

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях, например: Я проснулся, да лень одолела (Т.); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный оттенок возмещения, например: Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса (Н.).

Союзы а то, не то, а не то , характерные для разговорной речи, употребляются при противопоставлении в сложносочиненных предложениях, в которых вторая часть указывает на возможные последствия невыполнения того, о чем говорится в первой части. Например: . Будет вам по калачу, да смотрите ж, не болтайте, а не то поколочу (П.); Замолчи, а то я подстрелю тебя. как куропатку (Ч.).

Союз же , выражая противопоставление в сложном предложении, имеет добавочное значение усилительной частицы и выделяет в смысловом отношении первое слово во второй части, после которого он обычно ставится. Например: Березы распустились, дубы же стояли обнаженными (Ч.).

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами ( или, либо, ли. ли, то. то и др.) указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость и т.п.

Союз или (иль) , выражающий отношения взаимоисключения, может быть одиночным или повторяющимся, например: Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит (Л.); Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (Ч.).

Такие же разделительные отношения выражаются при помощи союза либо , например: Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

Двойные союзы ли. ли, ли. или придают высказыванию оттенок перечисления, например: Плохо ли вам было у Плюшкина, или , просто, по своей охоте гуляете по лесам да дерете проезжих? (Т.).

Повторяющийся союз то. то указывает на чередование действий или явлений, на последовательную их смену, например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Т.).

Союзы то ли. то ли, не то. не то вносят в высказывание оттенок предположительности, например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер (Фад.).

Сложносочиненные предложения, выражающие присоединительные отношения

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений, при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения с определительным оттенком выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения, например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Т.).

Присоединительно-соединительное значение, как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

Присоединительно-противительное значение может быть выражено при помощи союза а , например: Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны (Ч.).

Союз да и выражает присоединительные отношения с оттенком добавления, например: Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила (Л.).

источник

Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные (и, да («и»), ни..ни): Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка (М.Г.); Получив известие о болезни Наташи, графиня, ещё не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и всё семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом (Л.Т.); Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного — сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.);

Примечание. Запятая ставится перед союзом и также в тех случаях, когда он присоединяет предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части или повторяющим его: Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Ч.); Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив (Т.).

Но: Автор прочитал корректуру и сам внёс нужные исправления — предложение простое, сам не является подлежащим.

2) противительные (а, но, да («но»), однако, же, зато, а то, не то, а не то): Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство (Ч.); У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело, но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно (А.Т.); Надо бы, наконец, возбудить дело о разводе, да другие дела мешают взяться (Фед.); Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (Ч.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Брак не в его принципах, зато чувство равенства будет в нём польщено (Т.); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет бес покоиться о твоём отъезде (Пис.);Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.);

Читайте также:  Мадагаскар любовная лихорадка о чем

3) разделительные (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то): Только иногда, вглядываясь пристально в неё, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнётся (Гонч.); Уймись, или худо будет (П.); Он должен уехать, или я погибла! (Т.); Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Л.); То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука (Сурк.); …В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях, — нахлебался воды (А.Т.);

1. В сложносочиненном предложении ли…или рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли…или не образуют повтеряющегося союза, вследствие чего запятая передили в последнем случае не ставится; см. § 13, п. 12): Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели; (Тютч.); Серьёзно ли в ней гнездилось это намерение, или она только шутки шутила (С.-Щ.); Жалобный ли тон Авдотьи подействовал на Буянова, или сведения о количестве поросят произвели на него впечатление, но через минуту он дал свет (Ник.).

2. Запятая ставится перед союзом или в названиях литературных произведений, состоящих из двух наименований (второе название тоже пишется с прописной буквы): «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» (Шекспир); «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (Н.В. Гоголь); «Воевода, или Сон на Волге» (А. Н. Островский); «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстой).

4) присоединительные (да, да и, и притом, тоже, также): Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил (Фед.); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (Гарш.); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.); Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.);

5) пояснительные (а именно, то есть): Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно… для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.-Щ.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Акс.).

Запятая перед союзами и, да («и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом.

1) Общим может быть второстепенный член предложения: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (П.); У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.);Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.); У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.); Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Т.); В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л.Т.); Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем (Ч.); В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.); Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.);У Гаврилы смешно надулись щёки, оттопырилисъ губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М.Г.); У него осунулось лицо и отяжелели веки (М.Г.); В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт (М.Г.); От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца.. освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки (Фед.); В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.); В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Ш.).

Правило действует и в тех случаях, когда общим является обособленный второстепенный член предложения, сравнительный оборот и т. д.: Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами (газ.); Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

1. При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом и ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.

2) Общей может быть придаточная часть сложноподчиненного предложения: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.); Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.);Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (Ч.); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой… (Перв.); Пока я умывался, печь была затоплена и на сковородке кипело масло.

Но: Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём (Ч.) — придаточное предложение относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает различный вид глаголов-сказуемых этих предложений (ср.: Когда Каштанка проснулась… с улицы доносился шум… — Когда Каштанка проснулась… с улицы донёсся шум — во втором случае придаточную часть следовало бы отнести и ко второй части сложносочиненного предложения); Как только сапёры перетащили машину на другую сторону и поставили на шоссе, Зубенко дал газ, и грузовик преспокойно поехал дальше (Медв.) — последнее предложение указывает на общее следствие.

3) Общим может быть поясняемое двумя частями сложносочиненного предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью: Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива (М.Г.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Одно было ясно: ссора оказалась окончательной и назад он не вернётся; Это похоже на то, что мы наблюдаем в кожных покровах: при каждом нашем движении одежда стирает мёртвые клетки поверхностного слоя и их заменяют нижележащие клетки.

Но: Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (П.) — последняя часть не входит в разъяснение.

4) Общим может быть вводное слово, словосочетание или предложение: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла — источник сообщения один и тот же для всего высказывания; Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее; Короче говоря, экзамены кончились и начались каникулы; К счастью, пожар был замечен вовремя и налицо оказались нужные средства для его тушения — отсутствие запятой показывает, что отношение говорящего к высказыванию, выражаемое посредством вводного слова, распространяется на обе его части.

Но: Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское… славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом (Т.) — вводное слово отнесено только к первому предложению; …Вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! (Ч.) — каждая часть сложносочиненного предложения имеет свое вводное слово.

Примечание. В некоторых случаях общим элементом может быть частица (ограничительная, усилительная, выделительная): В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка (Ч.).

Запятая перед соединительными и разделительными союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав входят:

1) вопросительные предложения: Это кто такие и что им надобно? (П.) — объединяет вопросительная интонация; Который теперь нас и сколько времени оста лось до отхода поезда?; Когда состоится конференция и какова повестка дня?; Вы придёте ко мне или мне прийти к вам?;

2) побудительные предложения: Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурм.) — объединяет побудительная интонация; Пусть кончится холод и наступит тепло! — объединяет побудительная частица; Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках! — объединяет побудительная частица;

3) восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки! — объединяет восклицательная интонация; Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!; Сколько скрытого смысла в этих словах и какой отклик вызывают они у слушателей!;

4) неопределенно-личные предложения (если мыслится один и тот же производитель действия): Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли (Л.); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л.Т.); Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать до вечера (М.Г.);

5) безличные предложения, имеющие синонимичные слова: Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения.

Но при отсутствии синонимичных слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего (М.); Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Кат.);

6) номинативные (назывные) предложения: Мороз и солнце… (П.); Хриплый стон и скрежет ярый (П.); Смрад и копоть (Н.); Хохот и шум (Пом.); Зловещий блеск и пестрота дерев… (Тютч.); Ночь, лес и снег (Бл.).

Но (при повторении союза): Деревья, и солнце, и тени, и мёртвый, могильный покой (Н.); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля (Сурк.).

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже — перед союзом а. Перед союзами и, да («и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.

Например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Г.); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости было почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине (Г.); …Я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям… находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол; а если вы не знаете, что у вас делается, то мы спросим у других (Г.); Учился он порядочно, хотя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.); Вот вы сказали, что своих лошадей не держите; однако ж, если вы женитесь, неужто ж и супругу на извозчиках ездить заставите? (С.-Щ.); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (С.-Щ.); Всё это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слёзы полились уже от другой причины (Л.Т.); Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Дост.); Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.); Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна. Ср.: …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать — не от него же самого (Т.). — Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Дост.) — во втором случае сближаются два неопределенно-личных предложения.

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа (П.); Тут раздался лёгкий свист — и Дубровский умолк (П.); Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.); Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Л.); Но вот опять хлынули играющие лучи — и весело и величаво поднимается могучее светило (Т.); Вавила бросил что-то в костёр, притоптал — и тотчас же стало очень темно (Ч.).

Часто ставится тире, если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются номинативными (назывными) предложениями: Ещё напор — и враг бежит (П.); Ещё одна минута объяснения — и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.); Вот крик — и снова всё вокруг затихло (Л.); Ещё несколько слов, несколько ласк от матери — и крепкий сон овладел мною (Акс.); Ещё единый миг — и я паду к её ногам (А.К.Т.); Пятнадцать лет такой работы — и машина человеческого организма вся разбита (Г.-М.); Мгновение — и всё опять тонуло во мраке (Кор.); …Неверное движение руки — и машина дробит вам кости (М.Г.); Треск разрываемой рубахии Гаврила лежал на песке (М.Г.); Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.); Ещё год, два — и старость… (Эр.); Один шаг, один весёлый шаг — и открывается вольная жизнь, прозрачная, как воздух, бесконечность! (Фед.); Улыбка маленькой дочки, солнечные блики на морозных окнах, удачно подрумяненные хлебы — и вот она уже светится, поёт своим тоненьким трепещущим голоском, замешивая пойло коровам (Ник.); Сухой треск ракетницы — и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня (Перв.); Полчаса на отдых — и опять за работу!; Ещё дня два-три — и все разъедутся по своим домам.

Иногда предложение распадается на две части, между которыми ставится тире: В горах, если столкнуть с высоты камень, он сорвёт в своём полёте другой, третий, они повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, — и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением, и гул раскатывается по горам, и пыль, как дым, застилает склоны, и перекатами бродит по ущельям грозное эхо (Фед.); Потом стакан остудят, отшлифуют, на цвет, на звон проверят — и тогда вы зачерпнёте воду ключевую, и будет он прозрачен, как вода (Щип.).

Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Сфотографировать — и в газету; Стоит только протянуть руку — и дело в шляпе; Хотите свежих овощей — пожалуйста; хотите фруктов — и здесь отказа не будет.

1. Если по условиям контекста в конце первой части сложносочиненного предложения нужна запятая, то она сохраняется и перед тире: Гаврик мог бы сказать торговке, что у них с дедушкой совершенно нет денег, что надо обязательно купить хлеба и мяса для наживки, что требуется всего-навсего копеек пятнадцать — двадцать, — но стоило ли унижаться? (Кат.)

2. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться в сложносочиненном предложении после сочинительного союза: Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но — боюсь (М.Г.).

источник