Меню Рубрики

Утешение при лихорадках мхитара гераци

В Армении, во времена принятия христианства фанатиками новой веры, уничтожались языческие храмы, которые являлись хранилищем уникальных знаний, накопленного многими веками большого опыта научной мысли. В храмах хранилась очень ценная информация, которая охватывала все области человеческой жизни, как: астрономия; математика; медицина; металлургия; архитектура; военное дело; виноделие; земледелие и т.д..

Был потерян очень большой слой информации, также многих открытий и исследований. Ктоме указанного, многие знания были перенесены в соседние страны, таким образом спасавшимися от погромов жрецами, в том числе по и медицине.

Медицина в Армении сущeствoвaлa с дрeвних врeмён. До наших дней дошли многочисленные свидетельства, например, металлические и каменные изображения матери с грудным ребенком на руках, которое является символом плодородия и материнства в природе, касающиеся эпохе урартиицев медицинские инструменты бронзового века. Древние армяне собрали огромное количество теоретических и практических знаний в области врачевания [2, 3].

В армянской народной медицине, сохранились медицинские знания (от древних времён) эмпирического характера, описание молитв, заклинаний, заговоров, которые использовались для лечебных целей. В религиозных отображениях языческого времени у древних армян присутствовал культ божеств, которые имели взаимосвязь к здоровью людей.

Армения была известна растениями, которые применялись в качестве лекарств и вывозились в другие страны. В I веке до н. э. в Армении находился сад, с целью культирования растений, особенно лекарственных. Из армянской медицины проникли: нашатырь, армянская глина.

К V веку н. э. армяне имели собственную медицинскую терминологию. Открытие армянской письменности (в конце IV века), соответствовали со временем оформления феодальных отношений. Медицинские творения армянских исследователей имеют след религиозной идеологии. В Армении медицина включала вековой характер, медицина в Армении казалось наиболее понятной и близкой для народа [7].

В III веке были открыты первые лечебные организации, например, в 260-270 гг. в Aрбeнут был открыт карантинное помещение на 35 прокаженных. В IV веке начали открываться приюты для беспомощных, больничные организации, которые находились в ведении духовенства.

В 365 гoду было зафиксировано, пo рeшeнию церковного собора: «Для определения и ограничения размножения заразных заболеваний надо построить: для слепых и хромых — это приюты, для прокаженных — лепрозории, для больных — больницы. Для поддержания этих организаций необходимо определить на города обязанности, установить смотрителей. В каждом месте необходимо открыть больницы». Обширной знаменитостью обладали учреждения и больницы в Западной Армении, например, в городах Кесарии и Севастии. Кесарийские больницы содержали приюты, госпитальные корпуса, изоляторы [8].

В V вeкe в Армении мeдицинa стoялa нa высoкoм уровне, господствовали врачи, умеющие считать пульс, oщупывaть пeчeнь, пoслушaть сeрдцe. Армянские исследователи и врачи были хорошо информированны с трудами самых лучших представителей греческой медицины.

С V века в медицину в сочетании с армянскими терминами в огромном количестве вошли греческие термины и слова, которые до X—XI веков применялись с армянскими терминами и словами. Воздействие греческой медицины не прекращялись, до VIII века и ослабело в IX-X веках.

В раннем средневековье производились операции кастрации с религиозными целями и у людей, которые совершали правонарушения против государственной морали. До нас дошли такие медицинские инструменты как: бритвы, пинцеты, эпиляторы, кюретки. В V веке, армянскими хирургами в качестве болеутоляющих, особенно во время операций, использовались наркотические средства, например: индийскaя кoнoпля, белладонна, лактуарий, мандрагора.

В XII—XIV веках медицина в Армении достигла обширной высоты: например, были переведены с греческого и арабского языков на армянский язык многие труды знаменитых врачей, например, Ибн-Сины. На развитие медицины в Армении огромное воздействие оказали Aмирдoвлaт Aмaсиaци, Мхитaр Гeрaци и Григoр Мaгистр. Учредитель научной медицины и самым выдающимся лицом врaчeбнoгo искусствa срeднeвeкoвoй Aрмeнии являлся aрмянский врaч XII векa Мхитaр Гeрaци. Мхитaр Гeрaци был первых, кто установил некоторые идеи, которые ранее не известные в медицине. Он выступил вопреки образца при намерении кровопусканий и делал особое внимание на потребность рассматривать силы и состояние больного [1].

Мхитар Гераци (арм. Մխիթար Հերացի) — армянский врачеватель XII века, является автором знаменитой трактовки « Утешение при лихорадках», тех энциклопедических трудов, в которых он затрагивал психотерапию и диету, хирургию. Родился в городе Гер (ныне — Иран). Мхитар Гераци хорошо знал византийскую медицину, греко-римскую и медицину народов средневекового Востока, античную, средневековую философию, естественные науки. Он написал несколько крупных трудов, в которых описал многосторонний эксперимент своей врачебной практики. Его система лечения заключается в индивидуальном подходе к больным, в водолечении, психотерапии, массажа, диетотерапии и применении лекарственных средств. Он был на стороне профилактической медицины [7].

Он учился в Киликийской Армении, там получил звание бжшкапет. Мхитар Гераци изучал и обобщил врачебной практики прошлых веков в сфере народной медицины, и в итоге создал работы, которые на сегоднящний день не утратили свои ценности.

В 1184 г. Мхитар Гераци написал известный трактат «Утешение при лихорадках» — хорошо развитый труд своей жизни, материалы для которой собирал, исследуя труды античных и арабских врачей. Мхитар Гераци был исследователем и экспериментатором. Также написал работы «О строении и сотворении глаза», «О пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек», «О драгоценных камнях и их лечебных свойствах» [6].

Мхитар Гераци утверждал учения о сплоченности организма, определил огромное влияние внешней среды на возникновение заболеваний, включая лихорадку, oднoврeмeннo рaссмaтривaя личности в связи с природой. Он выдвигал предложение плесневения гуморов при инфeкциoнных зaбoлeвaниях. Анализировал болезнь диалектически, различая в ней четыре стадии:

Мхитар Гераци рекомендовал врачам лечить противоположное противоположным. В основе физических способов его лечения первое место захватывали водные процедуры, например, обливания, ванны, холодные обтирания, купание, массаж, физические упражнения, ингаляции эфирными маслами. Мхитар Гераци советовал изменить тактику лечения в зависимости от стадии заболевания.

Мхитар Гераци также, как и другие врачи древности и средневековой медицины огромное внимание уделял диететике [4, 5]. В диетических регламентах Мхитара Гераци при лихорадочных болезнях огромную роль играли зелень, фрукты, ягоды, соки, сиропы, варенья. В зависимости от стадии заболевания он советовал легко усваиваемую, но калорийную пищу — свежую рыбу, яичный желток, цыплят, молоко. Он также много внимания посвятил психотерапевтическим способам лечения, используя в этих целях музыку.

Кожные поры Мхитар Гераци рассмвтривал как дыхательные и не рекомендовал помазывание кожи разнообразными маслами. Для того, чтобы лечить туберкулез, он советовал удвоенное питание. Он обратил внимание на особую группу болезней, которые считаются профессиональными, так например, лихорадку у стекловаров. Он теоретически подтвердил идею о том, что очень высокая температура есть результат внутренних преобразований в человеческом организме.

В настоящее время, в городе Ереване установлен бронзовый бюст Мхитару Гераци, учреждена Медаль за огромный вклад в развитии здравоохранения Республики Армения, 1996г. Ереванский государственный медицинский университет назвали именем Мхитара Гераци. Медаль Мхитара Гераци присуждён за огромный вклад в развитии здравоохранения Армении, за существенные заслуги в благотворительной деятельности. Медалью Мхитара Гераци награждаются младший и средний медперсонал, гражданские и военные врачи, фармацевты, благотворители и иные лица. Закон «О медали Мхитара Гераци» действует с 26 июля 1993 года [7].

Рис. 2. Медаль Мхитара Гераци

Таким образом, медицинская наука в Республике Армения своими корнями уходит вглубь веков и является интегральной частью древней культуры, которая поглощает в себя лечебный стаж огромных поколений врачевателей, а опорой ее считается народная медицина. После формирования письменности появились работы по медицине. С развитием медицинской литературы устные обычии народной медицины стали опорой письменной медицины. Большой интерес производит деятельность Мхитара Гераци, являющийся учредителем армянской классической медицины. Очень многие ученные считают, что Мхитар Гераци исполнил для медицины, особенно армянской, то же самое, что и Гиппократ для греческой, Гален для римской, Ибн Сина для арабской. Деятельность Мхитара Гераци была хорошо изучена не только армянскими, но и европейскими учеными, одним из которых является Эрнст Зайдель, который в 1907 г. отлично перевел на немецкий язык книгу «Утешение при лихорадках» и за этот труд был удостоен Пушмановской премии. Немецкий исследователь Эрнст Зайдель пишет: «Мы должны решительно предоставить пальму первенства армянскому мастеру за основательное знание природы, последовательное самостоятельное мышление и полную свободу от схоластической кабалы».

источник

Платье с диагональным вырезом. Схема моделирования платья с рукавом .

Блузка с коротким рукавом.Схемы. Блузка с коротким рукавом. Драпированная на декольте.

Очищаем сосуды от холестерина в домашних условиях. 1. Стебли сельдерея нарежь.

Торт «МИКАДО» (армянский рецепт) Торт «МИКАДО» (армянский рецепт) Н.

Flared юбка с анатомическим клапаном.Схемы. Схемы моделирования расклешенной юбки &nb.

  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
  • Музыкальный плеер
  • АРМЕНИЯ(про Армению и армян, кулинария, рукоделие (45)
  • АФОРИЗМЫ, ФРАЗЫ, ЦИТАТЫ (29)
  • БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (28)
  • БУКЕТЫ ИЗ КОНФЕТ (21)
  • ВИДЕО, ФИЛЬМ (34)
  • ГАДАНИЕ (18)
  • ДЕКУПАЖ, ФОТОРАМКИ и т.д. (14)
  • ДЕСЕРТ (97)
  • Варенье, джем, повидло (12)
  • Десерт, конфеты, желе (84)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (27)
  • ДЛЯ МЫЛОВАРОВ! (13)
  • ДЛЯ УЮТА ДОМА (185)
  • Идеи для уюта в доме (88)
  • Коврики, пледы, подушки (42)
  • Прихватки (9)
  • Салфетки (31)
  • Шторы. Покрывало. (16)
  • ДНЕВНИК- (79)
  • ДОМ, ИНТЕРЬЕР, РЕМОНТ (81)
  • ЖУРНАЛЫ и КНИГИ (34)
  • ЗДОРОВЬЕ (146)
  • ИНТЕРЕСНО (80)
  • КУКЛЫ. ИГРУШКИ (29)
  • КУЛИНАРИЯ (508)
  • Заготовки на зиму, консервы (29)
  • Готовим в СВЧ (4)
  • Грибы (3)
  • Для детей (5)
  • Закуски. Запеканки. Вторые блюда (257)
  • Из лаваша (12)
  • Колбаса, ветчина и т. д. (45)
  • Котлета (21)
  • Напитки (31)
  • Пицца (6)
  • Рыба, морепродукти (23)
  • Салат (53)
  • Соусы (14)
  • Супы (11)
  • Сыр (18)
  • Украшения блюд, выпечки. (37)
  • Фуршет (4)
  • МОИ работы (6)
  • МУЗЫКА (183)
  • НОВЫЙ ГОД — своими руками (4)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (32)
  • РУКОДЕЛИЕ (595)
  • Вязание для детей (112)
  • Вязание для женщин (231)
  • Вязание для мужчин (12)
  • Вязанные головные уборы и шарфы (70)
  • Вязанные мелочи (30)
  • Носки, гольфы, тапочки, пинетки (47)
  • Узоры и мотивы крючком, уроки (88)
  • Узоры спицами, уроки (54)
  • СВОИМИ РУКАМИ, МК, ПОДЕЛКИ (107)
  • СМЕШНО (13)
  • СТИХИ (19)
  • СУМКИ (26)
  • ТЕСТО (250)
  • Без выпечки. (11)
  • Блины, оладьи (18)
  • Кексы. Печенье. Пирожное (61)
  • Пироги, пирожки (87)
  • Торты (72)
  • Хлеб (5)
  • УКРАШЕНИЯ (14)
  • ЦВЕТЫ-вязанные, из капрона и т. д. (8)
  • ШИТЬЕ, МОДА (187)

Медицинская наука Армении своими корнями уходит вглубь веков, являясь неотъемлемой частью древней культуры. Эта наука вбирает в себя лечебный опыт многих поколений врачевателей, а фундаментом ее является народная медицина.После создания армянской письменности появились труды по медицине. С появлением медицинской литературы устные традиции народной медицины стали основой письменной медицины.Труды классиков естествознания, медицины и античной философии, переведенные в V-VII вв. на древнеармянский язык (грабар), сыграли большую роль в формировании мировоззрения армянских врачей.

Большой интерес вызывает деятельность Мхитара Гераци — основоположника армянской классической медицины. Считают, что Мхитара Гераци сделал для армянской медицины то же, что и Гиппократ для греческой, Гален — для римской, Ибн Сина — для арабской. 1996г. Ереванский государственный медицинский университет назван именем Мхитара Гераци.

Родился в городе Гер (ныне — Хой, Иран).

Учебно-педагогическую медицинскую деятельность проходил в Киликийской Армении, там и получал почетное звание бжшкапета (магистр медицины). Он собрал, обобщил, исследовал врачебный опыт прошлых веков в области классической и народной медицины, создав труды, которые и поныне не утратили своей ценности.

В 1184 г. написал знаменитый трактат «Утешение при лихорадках» — главный труд своей жизни, материалы для которой терпеливо собирал, изучая труды античных и арабских врачей, скитаясь по Киликийской Армении. Обладая кипучей энергией, он не довольствовался спокойной жизнью. По натуре он был исследователем и экспериментатором. Работа у постели больного и в кабинете ученого обобщалaсь в его трудах. Были написаны работы «О строении и сотворении глаза», «О пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек», «О драгоценных камнях и их лечебных свойствах», «Точный, безошибочный и верный показатель громов и землетрясений». По написанному можно судить о широте научных интересов Мхитара Гераци, врача и исследователя. Анализ основной его книги, «Утешение при лихорадке», показывает высокий уровень армянской медицины при Мхитаре Гераци.

Поддерживал прогрессивное учение о единстве организма. Рассматривал человека в тесной связи с природой, подчеркивал огромное влияние внешней среды на возникновение болезней, в частности лихорадки. Выдвинул теорию плесневения гуморов при инфекционных заболеваниях. При назначении венозного кровопускания предлагал строго со­образовываться с силами больного.

Мхитар Гераци рассматривал болезнь диалектически, выделяя в ней 4 стадии: начальная, стадии нарастания, спада и завершения. Он советовал врачам менять тактику лечения в зависимости от стадии заболевания. Он также разработал комплексную систему этиопатогенетического и симптоматического лечения, основанную на применении лекарственной терапии, диетотерапии и физических методов.

Бжшкапет рекомендовал лечить противоположное противоположным. В системе физических методов лечения Мхитара Гераци большое место занимали водные процедуры (холодные обтирания, обливания, купание, ванны), массаж, ингаляции эфирными маслами, физические упражнения.

Большое внимание он уделял психотерапевтическим методам, используя в этих целях музыку. Так, при однодневном недомогании, возникшем «от забот и горестей», он рекомендовал: «Развлеки больного играми и шутками и доставь ему радость. Пусть больше слушает гусанов, звуки струн и приятные мелодии».

В диетических предписаниях Мхитара Гераци при лихорадочных болезнях большую роль играли зелень, фрукты и ягоды — как в свежем, так и в сушеном виде, а также соки, сиропы, варенья. В зависимости от формы и стадии заболевания бжшкапет рекомендовал легко усваиваемую, но калорийную пищу — свежую рыбу, цыплят, яичный желток, молоко.

Кожные поры рассматривал как дыхательные и не рекомендовал смазывание кожи разными маслами, широко практикуемыми в ту эпоху. При лечении ту­беркулеза большое значение придавал усиленному питанию. Мхитар Гераци на пять веков раньше Бериардино Рамаццини обратил внимание на особую категорию болезней, которые яв­ляются профессиональными заболеваниями — лихорадку у стек­ловаров и других рабочих, труд которых связан с огнем.

Он теоретически обосновал, что высокая температура является результатом внутренних изменений в организме, что являлось революционной идеей для средневековой медицины. Его работы включали психотерапию, хирургию, диетологию и фитотерапию.

Медаль Мхитара Гераци — государственная награда Республики Армении.

Медаль Мхитара Гераци присуждается за заслуги в деле развития здравоохранения Республики Армения, высокий уровень выполнения работы, а также за значимые заслуги в благотворительной деятельности. Медалью Мхитара Гераци награждаются гражданские и военные врачи, младший и средний медперсонал, фармацевты, а также благотворители и другие лица. Закон «О медали Мхитара Гераци» действует с 26 июля 1993 года.

Читайте также:  Когда была последняя вспышка лихорадки эбола

источник

В Армении на 300 лет раньше, чем в Европе, открылись частные лепрозории и государственные лечебницы — бжшканоцы. В них царствовали армянские магистры медицины — бжшкапеты, — и в средневековой Армении уже складывались врачебные династии. Бжшкапеты прекрасно разбирались в причинах недомоганий и методах лечения. Знали, как дозировать целебные травы, если надо получить яд, и как — если противоядие. За свои услуги они не требовали платы от неимущих, и даже лейб-медики царских дворов не отказывали им в помощи: отвернувшийся от больного не имел права именоваться врачом. Была в нашей стране и своя клятва Гиппократа — моральный кодекс армянского врача составил Амирдовлат Амасиаци.

Перелистывая страницы старинной рукописи, в которой приводились симптомы болезней, распространенных в средневековой Армении, я, как и герой Джерома К. Джерома, никак не могла избавиться от ощущения, что страдаю всеми этими заболеваниями. Внимательно прислушавшись в тишине читального зала к своему организму, не обнаружила только. импотенции. Хотя, как выяснилось, армянские средневековые врачи с успехом справлялись и с мужским бессилием — прекрасным афродизиаком тогда считалась, к примеру, кровь нильского крокодила. Кстати, практиковавший в Киликийской Армении врач-сириец Ишох считал «чрезмерную холодность мужчины» одной из причин женского бесплодия. В своей «Книге о природе» Ишох приводит и этапы развития эмбриона, который «оформляется и получает свойственный человеку облик» за три месяца. Вначале у «гладкого зародыша» появляется голова и «вырастают» ноги, затем руки и только на 50-й день возникают глаза, внутренности и прочие органы. Как «формируется ребенок в утробе матери», рассказывается и в «Лечебнике Гагика» (XI в.), авторство которого приписывается видному представителю анийской медицинской школы Григору Магистросу. Кстати, в его «бжшкаране» (так назывались сочинения армянских врачей) приведены бесценные отрывки из несохранившегося сочинения древнеримского целителя Демократеса.

***
Средневековые армянские врачи разбирались во многих недугах. Они немало знали о строении глаза, о пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек, о лечебных свойствах драгоценных камней и о том, как облегчить страдания онкобольного и аллергика. Кровотечение, например, останавливали, прикладывая к ране «пчелиное мумие», как тогда называли прополис. Больного артритом укладывали в выкопанную с его рост яму с раскаленным песком, обкладывали целебной травой шандрой и накрывали одеялами, чтобы воспаленные суставы успокоились и вновь обрели подвижность. Снадобьем под названием «Армянский буш», которое готовили из сока рогатого мака, лечили подагру, соком ширакского панандуса — проказу, желчью евфратской рыбы-звездочета — катаракту. Им было известно, что мелкие корни сыти благотворно влияют на рост волос, а белая нефть из страны персов избавляет от тугоухости и зубной боли.

При чахотке бжшкапеты советовали пить разведенную в вине глину, причем Ибн Сина, он же Авиценна, высоко ценил лечебные свойства глины, которую добывали в столице Багратидов Ани. «Многие уцелели [во время] великого мора, так как соблюдали [правило] пить [глину] в слабом вине», — писал в XI веке великий целитель, отмечая, что помогает анийская глина и при моровых лихорадках.

***
А вот, согласно Мхитару Гераци, для избавления от лихорадки пациента достаточно. утешить. «Развлеки больного играми и шутками, доставь ему радость — пусть больше слушает гусанов, звуки струн и приятные мелодии», — сказано у Великого Мхитара, как именовали современники основоположника армянской средневековой медицины, автора «Утешения при лихорадках» (1184). Но рецепт этот действовал только при «лихорадке однодневной», возникающей от печали и забот, бессонницы и переутомления, недоедания или переедания. Современным врачам клиническая картина, описанная Гераци, напоминает аллергическую реакцию: те же краснота и отек кожи, жар и учащение пульса. Одного утешения, водных процедур, массажа да легкой пищи уже было недостаточно при «лихорадке изнурительной», куда Гераци включил различные формы туберкулеза. Здесь уже требовались травяные настои, отвары, пилюли, порошки, мази, припарки, пластыри и молоко «белой и свободной от всякого рода болезней» ослицы.

Дело обстояло хуже, если бжшкапет ставил диагноз «лихорадка плесневая», когда «плесень» проникала в «кардинальные влаги тела — кровь, слизь, черную и желтую желчь». «Плесневыми» считались малярия, сыпной и брюшной тифы, оспа, флегмона и рожа. Малярия в те годы свирепствовала в заболоченных районах равнинной Киликии. Болотная лихорадка унесла немало жизней. Кстати, ее жертвой стал друг и покровитель Мхитара Гераци католикос Нерсес IV Шнорали, резиденция которого находилась в Ромкле. Исследования Мхитара заинтересовали преемника Шнорали Григора IV, которому бжшкапет посвятил свой трактат «о трех видах лихорадок, с прогнозом и лечением». Названа рукопись «Утешение при лихорадках», ибо «утешает она врача увеличением познаний, а больного — излечением». Написан лечебник не на грабаре, как было принято тогда в армянском научном мире, а на среднеармянском — разговорном языке Киликийской Армении. Другими словами, лечебник был доступен не только узкому кругу специалистов — окружение больного должно было быть проинформировано о возможности заражения. Мхитар предостерегал от соприкосновения с больными «плесневой лихорадкой». «Недуг этот поражает тех, кто приближается к больному, особенно если время летнее и помещение тесное», — разовьет мысль Гераци в XIII веке киликийский врач Григорис. Как и современная, средневековая медицина была бессильна в запущенных случаях. «Если больной очень страдает от жара, беспокоится, ворочается с боку на бок, а живот его вздуется, и когда постучишь по нему, он издаст барабанный звук, определенно знай, что он умрет, в особенности если на теле появятся черные пятна величиной с сумах», — писал Гераци, умудренный богатым опытом клиницист. Сравнивая работы Гераци с мистическими трудами его современницы, немецкой монахини, аббатисы и писательницы Хильдегарды Бингенской, немецкий исследователь Эрнст Зайдель вынес вердикт: «Мы должны решительно предоставить пальму первенства армянскому мастеру за основательное знание природы, последовательное самостоятельное мышление и полную свободу от схоластической кабалы».

***
Пока в Европе боролись с болезнями, подвешивая страдальцев за ноги и ожидая, что яд выйдет из ушей, носа, рта и глаз, бжшкапеты проводили тончайшие офтальмологические операции. К хирургическому вмешательству они прибегали в крайнем случае, только если не помогали лекарства. Например, при трахоме — воспалительном заболевании глаз, ведущем к слепоте, — Гераци рекомендовал «смело проколоть конъюнктиву и позаботиться о жидкости, которая именуется воспалительной материей, и глаз открывается по воле Бога». А вот как описал операцию по удалению зрелой катаракты Амирдовлат Амасиаци (XV в.): «Следует проколоть ткани глаза, ввести спицу и спустить [уплотнившуюся] катаракту, и тогда глаз просветлеет и очистится. И когда ты будешь уверен, что весь затек вышел, то уложи усыпленного больного на спину, приложи к глазам пластырь из розового масла и яичного желтка, подложи под голову подушку и наложи повязку».

В средневековой Армении анестезию делали, используя настойку мандрагоры, белладонны или опия. Тогда как в Европе применяли метод «общего обезболивания» — наносили тяжелым предметом удар по голове. Обезболивающий эффект при этом был настолько ничтожным, что установить причину смерти пациента — болевой шок или некомпетентность хирурга, — было сложно.

Вплоть до XVI века в Европе были запрещены и вскрытия. В отличие от Армении, где анатомию человека изучали не только на трупах, «расчленяя сущее на то, из чего оно образовано», но и проводили вивисекцию. Вот как в XIII веке описывает эксперименты на живом организме Ованес Ерзнкаци: «Опытный и мудрый врач, получив в свое распоряжение преступника, приговоренного к смерти, убивает его злой смертью, пока не изучит состояния органов, нервов и [кровеносных] сосудов. Ценою страданий, причиненных одному человеку, он приносит пользу многим».

Известно, что в средневековой Европе прокаженного уже при первых признаках болезни обвешивали трещотками и отпевали в церкви. А в Армении католикосы призывали открывать лепрозории. Еще в 365 году на Аштишатском церковном соборе постановили «для пресечения заразных заболеваний соорудить для прокаженных лепрозории, для хромых и слепых — приюты, для прочих больных — лечебницы». Частные же больницы появились в Армении в 260-м — супруга нахарара Сурена Салахуни, княгиня Агвида открыла первый лепрозорий. Аналогичное заведение в Европе появится только 300 лет спустя — до тех пор «нечистых» просто изгоняли из города.

***
В христианской культуре бытовало представление, что болезнями Бог карает грешника или посылает испытания праведникам. Но «есть болезни, которые происходят не от грехов, а от невесомых смешений, ибо тело человека есть смешение четырех элементов», — сказано у Езника Кохбаци (V в.). Отрицает автор «Опровержения ересей» и «священный» характер эпилепсии: «Нет дьяволов, входящих в тело человека», а есть болезнь — «истощение мозга, при которой человек теряет сознание, разговаривает со стенами и борется с ветром». Подобное состояние наблюдается также, если больного пытались отравить. Армянские бжшкапеты прекрасно разбирались в ядах и противоядиях — териаках, что весьма ценилось при выборе придворного лекаря.

В 1453 году Константинополем овладел османский султан Мухаммед II. Его детство и юность прошли в Амасии — родном городе армянского врача Амирдовлата, покорившего столицу империи своим искусством. Султан сделал Амирдовлата Амасиаци своим главным хирургом и окулистом: эту должность он совмещал со званием главного садовника. Позже в своем трактате «Ненужное для неучей» Амасиаци перечислил 1000 видов целебных трав, 250 животных препаратов и 150 минералов. Он привел их названия на нескольких языках, расписал, при каких недугах, в какой дозе надо употреблять лекарства.

Козни завистников вынудили целителя покинуть столицу. Более десяти лет странствовал Амасиаци по странам Балканского полуострова, пока бежавший из охваченного чумой Константинополя султан не решил вернуть опального врача ко двору. Он вернулся на родину после смерти Мухаммеда II — султан умер от подагры, не помогла даже знаменитая глина с острова Лемнос, за которой Амасиаци дважды снаряжал экспедицию. Сам престарелый бжшкапет скончался в родной Амасии «в четверг 8 декабря 1496 года». Он оставил свой завет всем избравшим стезю врача: быть разумными и исполненными чувства долга, терпеливыми и готовыми подать совет, милосердными, верными, нравственно чистыми и богобоязненными. «Если врач не постигнет сути болезни, не следует ему использовать лекарства, чтобы не запятнать имени своего, — учил бжшкапет. — А если он не сведущ, то лучше не призывать его к больному и вообще не почитать за врача». Средневековые армянские врачи свято придерживались главной заповеди — не навреди!

источник

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

В истории армянской медицины её подъёмом считается период Анийского царства. Наследницей этого богатого опыта потом стала киликийская Армения, где медицина пережила настоящий расцвет. Авторы проекта «Это Армения» Оганнес Акопян и Карен Балаян рассказывают о жизни выдающегося армянского врачевателя Мхитара Гераци.

Фамилия основателя средневековой армянской медицины происходит от названия города в Персии — Гера, откуда он родом. Юношество Мхитара прошло на малой родине. Там он изучал естественные науки, труды античных и средневековых ученых. Обладая неисчерпаемой энергией, он не мог жить спокойной жизнью. Мхитар был экспериментатором, исследователем, часто путешествующим далеко на Восток и на Запад, где собирал неизвестные травы. Набираясь опыта, он вел типичную для врачей того времени странствующую жизнь.

В то время в киликийской Армении кипела научная жизнь. Здесь были созданы все благоприятные для этого условия. Выдающиеся ученые, в том числе и из Великой Армении, получали образование именно в Киликии. Это было обусловлено, в первую очередь, поддержкой церкви. Мхитар Гераци пользовался благосклонностью католикосов Нерсеса Шнорали и сменившего его Григора IV.

Мхитар поселился в городе Ромкла, где располагалась резиденция католикоса. Так закончилась его жизнь странника и пришло время применить накопленный опыт.

Врачи, прибывшие из Ани, добавили накопленный ими опыт к местным достижениям. В Ромкле Мхитар осваивает опыт лучших врачей и уже широко применяет свои знания. Он удостаивается звания «Магистр медицины».

Он оказался очень серьезным и требовательным ученым. В своем труде «Утешение при лихорадках» в 1184 году, он первым пришел к идее животного происхождения возбудителя лихорадки и назвал его плесенью. Это, по тем временам, было новым словом в медицине. Гераци стал основоположником средневековой армянской медицины, играя ту же роль, которую сыграли в свое время Гиппократ в Греции, Галианос в Риме и Авиценна у арабов. То, что Гераци назвал плесенью, через века учёными было открыто с помощью микроскопа.

Говоря о лихорадке, Мхитар Гераци выражал мнение, что она обусловлена тяжелыми душевными переживаниями, переутомлением. Он уделял серьезное внимание психотерапии, настрою, используя для этих целей также и музыку. Фактически то, о чем спустя века заговорят отцы психологии, Гераци говорил еще в средневековье. Душевное состояние человека напрямую связано с его физическим здоровьем. Но и все эти достижения не удовлетворили требовательного врача. Гераци поднял армянскую медицину на международный уровень. Он писал, что врач не просто профессия, а призвание, которого надо быть достойным.

В сети активно обсуждают видео про маленькую девочку, которая безоговорочно и нежно любит своих домашних питомцев. Она активно лечит кота и собаку.

В сети активно распространяется видео о черно-белом коте, который вытворяет акробатические кувырки в отчаянной попытке поймать свой хвост.

Главы Ирана и Сингапура приедут в Ереван 1 октября, чтобы поучаствовать в работе высшего Совета ЕАЭС. Об этом премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал на очередном заседании Евразийского межправительственного совета.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал видео о том, как обедает вместе с коллегами в Кыргызстане. На видео запечатлено, как рядом с армянским премьером сидит его киргизский коллега Мухамметкалый Абулгазиев, а рядом с ним — глава правительства России Дмитрий Медведев.

Ужасные дороги мешают развитию туризма в Лори. Жители региона воодушевлены визитом президента Армена Саркисяна и планируют начать собственный бизнес, если вопрос инфраструктур решится.

Экономист по образованию, Погос Акопов в Дипломатической академии МИД СССР оказался случайно: его просто вызвали в ЦК и тоном, не терпящим возражений, велели становиться дипломатом. А через четыре десятилетия он, почетный работник МИД России, помогал Армении и Грузии устанавливать дипотношения с арабскими странами.

Воинственную позицию Тегерана можно объяснить лишь одним обстоятельством: к коалиции, которую формируют США, хочет подключиться Израиль. Изначально было понятно, что Иран не потерпит присутствия своего ярого геополитического и идеологического оппонента в водах, которые считает своими.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Читайте также:  Лихорадка при брюшном и сыпном тифе

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

источник

После гибели Анийского царства Багратидов центр развития армянской медицины переместился в Киликию, которая стала одним из очагов развития естествознания. В Киликийском армянском государстве были созданы все условия для нового расцвета армянской культуры и науки. Здесь был сконцентрирован цвет армянской культуры — поэты, художники, музыканты, философы, врачи.

АРМЯНСКИЕ ЦАРИ ИЗ ДИНАСТИИ РУБЕНИДОВ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛИ развитию практической медицины и естественных наук. В XII-XIII вв. они основали больницы, приюты и щедро поддерживали их. На базе этих больниц были созданы медицинские школы — бжшканоцы, во главе которых стояли опытные врачи. Кроме того, в киликийских академиях преподавались естественные науки и анатомия. Развитию анатомии и физиологии способствовало отсутствие в отношении вскрытия трупов государственно-церковных ограничений, которые препятствовали развитию этих наук в странах ислама и средневековой Европе.

Именно с киликийской школой связана творческая деятельность классика армянской средневековой медицины Мхитара Гераци, или Великого Мхитара, в XII в. Получив образование в одной из киликийских медицинских школ Армении, Гераци наряду с практической деятельностью много внимания уделял научным исследованиям. Он был удостоен ученой степени «бжшкапета» — магистра медицины. Гераци завоевал широкое признание как опытный врач, естествоиспытатель и философ. Считается, что в развитии армянской медицины он сыграл такую же роль, как и Гиппократ для греческой, Гален — для римской, Ибн Сина — для арабской.

О великом ученом мы попросили рассказать основателя и научного руководителя Центра традиционной и альтернативной медицины Мкртича АВАКЯНА.

— ГЕРАЦИ РАССМАТРИВАЛ ЧЕЛОВЕКА В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С ПРИРОДОЙ, подчеркивая в то же время значение влияния окружающей среды на возникновение болезни, в частности — лихорадки. В своих медицинских воззрениях Гераци был близок Гиппократу, стоял на позициях необходимости всестороннего обследования больного, рассматривал болезнь как явление, в основе которого лежит материальное начало. В то же время в понимании сущности патологического процесса он придерживался галеновских представлений. Однако Гераци несколько отходил от общепринятых взглядов галенистов: душа в его понимании имела материальную основу.

Мхитар Гераци внес большой вклад в развитие медико-биологической терминологии. Им были созданы такие замечательные труды, как «Патология» и «Ахрабадин», посвященные вопросам анатомии, физиологии, патологии, клинической медицины и лекарствоведения. Даже по названиям некоторых глав его трудов — «О строении и сотворении глаз», «О пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек», «О драгоценных камнях и их лечебных свойствах», «Точный и безошибочный показатель громов и землетрясений» — можно судить о широте научных интересов Мхитара Гераци. Большую научную ценность представляет собой глава, посвященная офтальмологии, а именно анатомии глаза и таким патологическим процессам, как трахома, кератит, глаукома, косоглазие. Гераци рекомендовал раннее применение лекарственного лечения при кератите с целью предотвращения распространения язвенного процесса, ведущего к слепоте. Он также одним из первых описал трахому и в качестве лечения предложил метод экспрессии фолликулов.

В 80-х годах XII в. Мхитар Гераци приступил к созданию главного труда своей жизни — книги «Утешение при лихорадках». Она состоит из 46 глав, в которых приводятся причины, сущность и терапия всех известных в то время острых заразных заболеваний, сопровождающихся лихорадками. Последние главы посвящены прогнозам течения болезней и симптомам, предвещающим выздоровление или смертельный исход. Ни один из врачей добактериологической эры, кроме Гераци, не употреблял для обозначения инфекционного процесса термин «плесневый», столь близко стоящий к истине. Этот труд Мхитар Гераци написал на разговорном армянском языке. У армянских врачей стало традицией написание медицинских книг на разговорном языке, что было явлением чрезвычайно прогрессивным, так как в Западной Европе до XVIII века написание медицинских трудов на национальном языке было непринято.

«Если болезнь возникла от волнений, то услади и успокой больного, если от горестей — развесели и обрадуй, если от забот — устрани заботы, чтобы он стал беспечен, если от страха или боязни — сделай его суровым и безбоязненным, и причину каждой болезни устраняй ее противоположным действием, как это сказал великий ученый Гиппократ: лечи болезнь противоположным воздействием на нее, а здоровье восстанавливай подобным воздействием». «Необходимо врачу при обслуживании больного руководствоваться десятью обстоятельствами: первое, чтобы он выяснил причину боли или болезни; второе — явления, которые сопровождают болезнь; третье — смещение тела; четвертое — состояние тела; пятое — возраст больного; шестое — особенности климата и страны; седьмое — время из четырех сезонов года; восьмое — местность, откуда происходит больной; девятое — привычки больного; десятое — крепость и сила больного», — писал ученый.

В ВОПРОСЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПЛЕСНЕВЫХ ЛИХОРАДОК ГЕРАЦИ ОТОШЕЛ от традиционных воззрений средневековой науки. Он первым из врачей добактериологической эпохи столь близко подошел к раскрытию истинных причин лихорадок. Эти взгляды в дальнейшем были развиты в трудах других средневековых армянских врачей и естествоиспытателей. Достойно внимания и другое важное обстоятельство, а именно то, что Гераци придавал значение «плесневому» фактору также в этиологии злокачественных опухолей. Ученому был известен также контагиозный характер плесневых лихорадок, и он предостерегал окружающих от соприкосновения с больными плесневой лихорадкой. «Недуг этот поражает тех, кто приближается к больному, особенно если время летнее и помещение тесное», — разовьет мысль Гераци в XIII веке киликийский врач Григорис. Заражение, по его мнению, могло передаваться и через больных животных.

Согласно Мхитару Гераци, для избавления от лихорадки пациента достаточно… утешить. «Развлеки больного играми и шутками, доставь ему радость — пусть больше слушает гусанов, звуки струн и приятные мелодии», — сказано у Великого Мхитара. Но рецепт этот действовал только при «лихорадке однодневной», возникающей от печали и забот, бессонницы и переутомления, недоедания или переедания. Современным врачам клиническая картина, описанная Гераци, напоминает аллергическую реакцию: те же краснота и отек кожи, жар и учащение пульса. Одного утешения, водных процедур, массажа да легкой пищи уже было недостаточно при «лихорадке изнурительной», куда Гераци включил различные формы туберкулеза. Здесь уже требовались травяные настои, отвары, пилюли, порошки, мази, припарки, пластыри и молоко «белой и свободной от всякого рода болезней» ослицы. Дело обстояло хуже, если бжшкапет ставил диагноз «лихорадка плесневая», когда «плесень» проникала в «кардинальную влагу тела, — кровь, слизь, черную и желтую желчь». «Плесневыми» считались малярия, сыпной и брюшной тиф, оспа, флегмона и рожа. Малярия в те годы свирепствовала в заболоченных районах равнинной Киликии. Болотная лихорадка унесла немало жизней. Кстати, ее жертвой стал друг и покровитель Мхитара Гераци Католикос Нерсес IV Шнорали.

Мхитар Гераци знал и о тимпаническом звуке при перкуссии живота; о перкуссии встречаются упоминания еще в книгах, приписанных Гиппократу, но в средние века этот метод был почти забыт. Гераци выступал против шаблонных подходов при назначении кровопусканий и подчеркивал необходимость учитывать состояние больного. Мхитар Гераци на пять веков раньше итальянского ученого Бериардино Рамаццини рассматривал вопросы профессиональных заболеваний, особенно при работе у огня, выделял лихорадку у стекловаров, кузнецов и других рабочих.

В СИСТЕМЕ ЛЕЧЕНИЯ, РАЗРАБОТАННОЙ АРМЯНСКИМ БЖШКАПЕТОМ, основное место принадлежало фитотерапии. Среди рекомендованных Мхитаром Гераци лекарственных растений первостепенная роль отводится растениям с противоаллергическими, противовоспалительными и антибактериальными свойствами — кувшинке, фиалке, ирису, коровяку, солодке, безвременнику, каперцам, мяте, чабрецу, якорцу и другим целебным растениям. Для внутреннего использования они назначались в виде отваров, настоев, пилюль, порошков, таблеток, кашек, сиропов, а наружно — в виде мазей припарок и пластырей. Масла фиалки, розы, кувшинки, лилии и ромашки использовались для растираний, настои их рекомендовались для ингаляций, а также для умываний и ванн.

Мхитар Гераци уделял большое внимание лечебному питанию. Например, больным «однодневной лихорадкой» он советовал легкую и умеренную пищу, больным чахоткой — пить козье и овечье молоко, употреблять тыкву, фасоль на миндальном масле, яблочный, айвовый и гранатовый соки, а ослабленным больным — усиленное питание, особым образом приготовленный мясной сок, цыплят, свежую форель и т.д.

Большое значение Гераци придавал и психотерапевтическим методам лечения, особенно в отношении «однодневных лихорадок», которые, как он считал, возникают от забот и горестей. В армянской народной медицине музыка использовалась с древних времен. Армяне применяли в народной медицине лечение определенных болезней игрой на музыкальном инструменте у постели больного. Гераци назначал песни гусанов в качестве лечебного средства при лихорадочных заболеваниях на почве различных душевных переживаний с явлениями угнетения психики.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МХИТАРА ГЕРАЦИ БЫЛА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО ИЗУЧЕНА не только армянскими, но и европейскими учеными, одним из которых является Эрнст Зайдель, который в 1907 г. блестяще перевел на немецкий язык книгу «Утешение при лихорадках» и был удостоен за этот труд Пушмановской премии. Сравнивая работы Гераци с мистическими трудами его современницы, немецкой монахини, аббатисы и писательницы Хильдегарды Бингенской, немецкий исследователь Эрнст Зайдель пишет: «Мы должны решительно предоставить пальму первенства армянскому мастеру за основательное знание природы, последовательное самостоятельное мышление и полную свободу от схоластической кабалы».

Самый древний экземпляр книги на армянском языке, датируемый 1279 г., в настоящее время находится в хранилище армянских рукописей Матенадаране в Ереване, а экземпляр более позднего периода (XVII в.) — в Парижской национальной библиотеке. Критически рассматривая практику предшественников, избегая абстрактных суждений, не подкрепленных фактами, Гераци показал себя ученым с рациональными взглядами и широкими возможностями. Все это позволяет причислить армянского бжшкапета Мхитара Гераци к числу наиболее выдающихся врачей всех времен и народов, опыт и знания которого не потеряли актуальности и сегодня.

источник

Периодическая болезнь — один из самых странных и труднодиагностируемых недугов. Обычно больной успевает пройти безрезультатное лечение у врачей чуть ли не всех специализаций, пока, наконец, узнает о диагнозе, доставляющем невыносимые страдания.

Приступ начинается внезапно и так же внезапно исчезает. Иногда болезнь уходит на длительное время, а порой и навсегда. Но чаще, без серьезного лечения периодическая болезнь может иметь необратимые последствия. В связи с разнообразными клиническими проявлениями недуг получил несколько названий: ереванская болезнь, еврейская болезнь, семейная средиземноморская лихорадка, эпанолепсия и т.д. Долгое время считалось, что эта болезнь носит исключительно генетический характер. Наиболее часто она диагностировалась у армян, евреев, арабов, греков, что дало болезни еще одно полуофициальное название – «болезнь старой крови», причиной заболевания большинство специалистов считают особую генетическую мутацию, возникающую у старых наций.

Все эти сложные объяснения в какой-то степени были удобны, поскольку позволяли медицине найти достойное оправдание своему бессилию. Боль, которую не снимают самые сильные препараты, угнетенное состояние, онемение мышц — увы, генетика. Сделать ничего нельзя. Наконец, изобрели колхицин, чудесный препарат, который приносит сильное облегчение во время лихорадки. Однако оказалось, что препарат бессилен перед одним из страшнейших последствий болезни – амилоидозом, необратимым изменением тканей, чаще всего в почках. Но с недавних пор у больных появилась серьезная надежда на значительное облегчение, а у многих и на полное исцеление.

Большой резонанс в научном мире вызвала кандидатская диссертация психотерапевта Армена Нерсисяна «Психосоматические расстройства при периодической болезни». Нерсисян представил результаты исследований психогенных, стрессовых факторов и личностных особенностей больного. По мнению врача, именно они имеют важнейшее значение при возникновении и течении болезни. Им впервые были изучены факторы ранее предполагаемого генетического происхождения средиземноморской лихорадки. Их доктор Нерсисян условно разделяет на три группы. К первой относятся предрасполагающие факторы: генетические, личностные и социокультурные, фактор развития и познания окружающего мира. Вторая группа включает условия, ускоряющие начало болезни. Это жизненные события или ситуации, которые являются стрессогенными для личности, вследствие субъективного значения потери и угрозы. И, наконец, факторы, закрепляющие постоянство течения болезни.

Многолетние наблюдения психотерапевта Армена Нерсисяна за больными вывели этот страшный недуг из темного, запутанного лабиринта неизлечимых заболеваний. Впрочем, не все так просто. Волшебной пилюли, снимающей все боли, нет, и в случае с этой болезнью тоже. Залог успешного лечения в первую очередь — труд самого больного. А медицинская специализация доктора Нерсисяна — психотерапия.

Сам Нерсисян не считает себя новатором. Связь течения болезни с психическими расстройствами рассматривалась корифеями медицины и до него. Так, в одной из монографий выдающегося терапевта, профессора Левона Оганесяна «О взаимоотношениях между психической и соматической сферами в клинике внутренних болезней», опубликованной еще в середине 60-х годов ХХ века, описаны периодическая болезнь и ее лечение психотерапией. Существовали и другие исследования. Например, основоположник армянской школы периодической болезни профессор А. А. Айвазян считал, что причину и лечение этой болезни нужно искать в нервно-психической системе больного, он же категорически отвергал существующий терапевтический нигилизм относительно неизлечимости этой болезни.

Читайте также:  Педиатрия острая ревматическая лихорадка клинические рекомендации

В ранние годы практики Армен Нерсисян опирался на опыт врачей средневековья, в частности использовал работу средневекового армянского врача Мхитара Гераци «Утешение при лихорадках». Изучая рукописи, он выяснил, что это заболевание было известно и в те далекие времена, но оно не относилось к категории неизлечимых. Армен Нерсисян соединил методы академической науки и традиционной медицины

Причиной болезни часто является психологическая травма. В большинстве случаев болезнь обостряется, когда человек попадает в такую жизненную ситуацию, в которой длительное время чувствует себя угнетенным, подавленным, незащищенным. Большое значение для развития болезни имеют пережитые страхи. Приступы в раннем возрасте могут быть спровоцированы нарушением связи ребенка с матерью. Не случайно у подавляющего большинства больных присутствуют все признаки депрессии, в частности маскированных депрессий, когда они проявляются не в психических признаках, а в болях в разных частях тела: голове, суставах, брюшной полости, мышцах.

В ХХ веке у армянского народа было великое множество факторов, способствующих распространению болезни, увеличению числа заболевших. Геноцид, переселение, разрушение старых устоев при СССР, а затем разрушение самого СССР, землетрясение, митинги, резня в Сумгаите, Баку, война и блокада. Сегодня во всем мире психиатрия рассматривает психосоматические расстройства «техногенного характера» — возникающие у людей, переживших различного рода катастрофы. Описание этих факторов — суть корни возникновения периодической болезни. То есть, говоря о роли наследственности в развитии этого страшного недуга, необходимо помнить, что это болезнь глубинного генетического страха.

В 2006 году на конференции в Стамбуле (Турция) доктор Нерсисян выступил с докладом «Посттравматические стрессовые расстройства. Геноцид армян 90 лет спустя». В этом труде показано, что остаточные явления проявляются в ночных кошмарах, у детей и взрослых, больных периодической болезнью. Становится очевидным, почему периодической болезнью большей частью болеют потомки армян, переживших ужасы Геноцида. Также в этом выступлении была высказана другая очень важная мысль: посттравматическим стрессовым расстройством страдают не только жертвы, но и исполнители погромов и резни. Жертва и палач болеют одинаково.

Многим пациентам Нерсисяна, в том числе и самым юным, снятся кошмары со сценами масштабных избиений, так напоминающих Геноцид. В тестовых рисунках одна общая тема — страх, в самых разных образах и проявлениях. Страх передается из поколения в поколение через стереотип поведения. Особенно актуально это у народов, много лет находящихся в эмиграции — у армян, евреев и греков. Ведь в их семьях учат главному, что позволяет выжить в условиях переселения — осторожности. Но очень часто она сопряжена с тревогой об утрате жизненных ресурсов. Именно потому, как и при любом расстройстве, связанном с изменением личности, успех лечения при периодической болезни во многом зависит от пациента.

Что лечит периодическую болезнь

Результаты исследований Армена Нерсисяна по нарекотерапии уже вызвали интерес у специалистов, они представлены в России, странах Европы. Лучшей профилактикой от периодической болезни Нерсисян считает осознание пациентом своего прошлого, только отпустив которое можно отказаться от давления своих переживаний и страхов, осознавая, что у каждого из нас небывалый неиспользованный потенциал, благодаря которому человек может жить в реальности и радоваться жизни. Метод Нерсисяна не стал аналогом колхицина, но болезнь он, на самом деле, останавливает навсегда. В средневековье, когда болезнь эта именовалась лихорадкой, ее лечили несколькими доверительными беседами, так и не позволив развиться до чудовищных болевых атак. Кажется, у нас появился шанс вернуться к хорошо забытому старому методу.

Любой врач подтвердит, что у того пациента, который борется за свою жизнь, верит в успех лечения и, самое главное, верит в Бога, в себя и в свои силы, шансов неизменно больше. А доктор Нерсисян уверен, что нет неизлечимых болезней, а есть неизлечимые больные. При этом он, назначая лекарства, неизменно повторяет «Бог в помощь» – как это делали до него традиционные армянские врачи, дававшие исцеление тем, от кого отворачивается современная медицина.

источник

В Армении на 300 лет раньше, чем в Европе, открылись частные лепрозории и государственные лечебницы — бжшканоцы. В них царствовали армянские магистры медицины — бжшкапеты, — и в средневековой Армении уже складывались врачебные династии. Бжшкапеты прекрасно разбирались в причинах недомоганий и методах лечения. Знали, как дозировать целебные травы, если надо получить яд, и как — если противоядие. За свои услуги они не требовали платы от неимущих, и даже лейб-медики царских дворов не отказывали им в помощи: отвернувшийся от больного не имел права именоваться врачом. Была в нашей стране и своя клятва Гиппократа — моральный кодекс армянского врача составил Амирдовлат Амасиаци.

Перелистывая страницы старинной рукописи, в которой приводились симптомы болезней, распространенных в средневековой Армении, я, как и герой Джерома К. Джерома, никак не могла избавиться от ощущения, что страдаю всеми этими заболеваниями. Внимательно прислушавшись в тишине читального зала к своему организму, не обнаружила только. импотенции. Хотя, как выяснилось, армянские средневековые врачи с успехом справлялись и с мужским бессилием — прекрасным афродизиаком тогда считалась, к примеру, кровь нильского крокодила. Кстати, практиковавший в Киликийской Армении врач-сириец Ишох считал «чрезмерную холодность мужчины» одной из причин женского бесплодия. В своей «Книге о природе» Ишох приводит и этапы развития эмбриона, который «оформляется и получает свойственный человеку облик» за три месяца. Вначале у «гладкого зародыша» появляется голова и «вырастают» ноги, затем руки и только на 50-й день возникают глаза, внутренности и прочие органы. Как «формируется ребенок в утробе матери», рассказывается и в «Лечебнике Гагика» (XI в.), авторство которого приписывается видному представителю анийской медицинской школы Григору Магистросу. Кстати, в его «бжшкаране» (так назывались сочинения армянских врачей) приведены бесценные отрывки из несохранившегося сочинения древнеримского целителя Демократеса.

***
Средневековые армянские врачи разбирались во многих недугах. Они немало знали о строении глаза, о пахово-мошоночных грыжах и болезнях яичек, о лечебных свойствах драгоценных камней и о том, как облегчить страдания онкобольного и аллергика. Кровотечение, например, останавливали, прикладывая к ране «пчелиное мумие», как тогда называли прополис. Больного артритом укладывали в выкопанную с его рост яму с раскаленным песком, обкладывали целебной травой шандрой и накрывали одеялами, чтобы воспаленные суставы успокоились и вновь обрели подвижность. Снадобьем под названием «Армянский буш», которое готовили из сока рогатого мака, лечили подагру, соком ширакского панандуса — проказу, желчью евфратской рыбы-звездочета — катаракту. Им было известно, что мелкие корни сыти благотворно влияют на рост волос, а белая нефть из страны персов избавляет от тугоухости и зубной боли.

При чахотке бжшкапеты советовали пить разведенную в вине глину, причем Ибн Сина, он же Авиценна, высоко ценил лечебные свойства глины, которую добывали в столице Багратидов Ани. «Многие уцелели [во время] великого мора, так как соблюдали [правило] пить [глину] в слабом вине», — писал в XI веке великий целитель, отмечая, что помогает анийская глина и при моровых лихорадках.

***
А вот, согласно Мхитару Гераци, для избавления от лихорадки пациента достаточно. утешить. «Развлеки больного играми и шутками, доставь ему радость — пусть больше слушает гусанов, звуки струн и приятные мелодии», — сказано у Великого Мхитара, как именовали современники основоположника армянской средневековой медицины, автора «Утешения при лихорадках» (1184). Но рецепт этот действовал только при «лихорадке однодневной», возникающей от печали и забот, бессонницы и переутомления, недоедания или переедания. Современным врачам клиническая картина, описанная Гераци, напоминает аллергическую реакцию: те же краснота и отек кожи, жар и учащение пульса. Одного утешения, водных процедур, массажа да легкой пищи уже было недостаточно при «лихорадке изнурительной», куда Гераци включил различные формы туберкулеза. Здесь уже требовались травяные настои, отвары, пилюли, порошки, мази, припарки, пластыри и молоко «белой и свободной от всякого рода болезней» ослицы.

Дело обстояло хуже, если бжшкапет ставил диагноз «лихорадка плесневая», когда «плесень» проникала в «кардинальные влаги тела — кровь, слизь, черную и желтую желчь». «Плесневыми» считались малярия, сыпной и брюшной тифы, оспа, флегмона и рожа. Малярия в те годы свирепствовала в заболоченных районах равнинной Киликии. Болотная лихорадка унесла немало жизней. Кстати, ее жертвой стал друг и покровитель Мхитара Гераци католикос Нерсес IV Шнорали, резиденция которого находилась в Ромкле. Исследования Мхитара заинтересовали преемника Шнорали Григора IV, которому бжшкапет посвятил свой трактат «о трех видах лихорадок, с прогнозом и лечением». Названа рукопись «Утешение при лихорадках», ибо «утешает она врача увеличением познаний, а больного — излечением». Написан лечебник не на грабаре, как было принято тогда в армянском научном мире, а на среднеармянском — разговорном языке Киликийской Армении. Другими словами, лечебник был доступен не только узкому кругу специалистов — окружение больного должно было быть проинформировано о возможности заражения. Мхитар предостерегал от соприкосновения с больными «плесневой лихорадкой». «Недуг этот поражает тех, кто приближается к больному, особенно если время летнее и помещение тесное», — разовьет мысль Гераци в XIII веке киликийский врач Григорис. Как и современная, средневековая медицина была бессильна в запущенных случаях. «Если больной очень страдает от жара, беспокоится, ворочается с боку на бок, а живот его вздуется, и когда постучишь по нему, он издаст барабанный звук, определенно знай, что он умрет, в особенности если на теле появятся черные пятна величиной с сумах», — писал Гераци, умудренный богатым опытом клиницист. Сравнивая работы Гераци с мистическими трудами его современницы, немецкой монахини, аббатисы и писательницы Хильдегарды Бингенской, немецкий исследователь Эрнст Зайдель вынес вердикт: «Мы должны решительно предоставить пальму первенства армянскому мастеру за основательное знание природы, последовательное самостоятельное мышление и полную свободу от схоластической кабалы».

***
Пока в Европе боролись с болезнями, подвешивая страдальцев за ноги и ожидая, что яд выйдет из ушей, носа, рта и глаз, бжшкапеты проводили тончайшие офтальмологические операции. К хирургическому вмешательству они прибегали в крайнем случае, только если не помогали лекарства. Например, при трахоме — воспалительном заболевании глаз, ведущем к слепоте, — Гераци рекомендовал «смело проколоть конъюнктиву и позаботиться о жидкости, которая именуется воспалительной материей, и глаз открывается по воле Бога». А вот как описал операцию по удалению зрелой катаракты Амирдовлат Амасиаци (XV в.): «Следует проколоть ткани глаза, ввести спицу и спустить [уплотнившуюся] катаракту, и тогда глаз просветлеет и очистится. И когда ты будешь уверен, что весь затек вышел, то уложи усыпленного больного на спину, приложи к глазам пластырь из розового масла и яичного желтка, подложи под голову подушку и наложи повязку».

В средневековой Армении анестезию делали, используя настойку мандрагоры, белладонны или опия. Тогда как в Европе применяли метод «общего обезболивания» — наносили тяжелым предметом удар по голове. Обезболивающий эффект при этом был настолько ничтожным, что установить причину смерти пациента — болевой шок или некомпетентность хирурга, — было сложно.

Вплоть до XVI века в Европе были запрещены и вскрытия. В отличие от Армении, где анатомию человека изучали не только на трупах, «расчленяя сущее на то, из чего оно образовано», но и проводили вивисекцию. Вот как в XIII веке описывает эксперименты на живом организме Ованес Ерзнкаци: «Опытный и мудрый врач, получив в свое распоряжение преступника, приговоренного к смерти, убивает его злой смертью, пока не изучит состояния органов, нервов и [кровеносных] сосудов. Ценою страданий, причиненных одному человеку, он приносит пользу многим».

Известно, что в средневековой Европе прокаженного уже при первых признаках болезни обвешивали трещотками и отпевали в церкви. А в Армении католикосы призывали открывать лепрозории. Еще в 365 году на Аштишатском церковном соборе постановили «для пресечения заразных заболеваний соорудить для прокаженных лепрозории, для хромых и слепых — приюты, для прочих больных — лечебницы». Частные же больницы появились в Армении в 260-м — супруга нахарара Сурена Салахуни, княгиня Агвида открыла первый лепрозорий. Аналогичное заведение в Европе появится только 300 лет спустя — до тех пор «нечистых» просто изгоняли из города.

***
В христианской культуре бытовало представление, что болезнями Бог карает грешника или посылает испытания праведникам. Но «есть болезни, которые происходят не от грехов, а от невесомых смешений, ибо тело человека есть смешение четырех элементов», — сказано у Езника Кохбаци (V в.). Отрицает автор «Опровержения ересей» и «священный» характер эпилепсии: «Нет дьяволов, входящих в тело человека», а есть болезнь — «истощение мозга, при которой человек теряет сознание, разговаривает со стенами и борется с ветром». Подобное состояние наблюдается также, если больного пытались отравить. Армянские бжшкапеты прекрасно разбирались в ядах и противоядиях — териаках, что весьма ценилось при выборе придворного лекаря.

В 1453 году Константинополем овладел османский султан Мухаммед II. Его детство и юность прошли в Амасии — родном городе армянского врача Амирдовлата, покорившего столицу империи своим искусством. Султан сделал Амирдовлата Амасиаци своим главным хирургом и окулистом: эту должность он совмещал со званием главного садовника. Позже в своем трактате «Ненужное для неучей» Амасиаци перечислил 1000 видов целебных трав, 250 животных препаратов и 150 минералов. Он привел их названия на нескольких языках, расписал, при каких недугах, в какой дозе надо употреблять лекарства.

Козни завистников вынудили целителя покинуть столицу. Более десяти лет странствовал Амасиаци по странам Балканского полуострова, пока бежавший из охваченного чумой Константинополя султан не решил вернуть опального врача ко двору. Он вернулся на родину после смерти Мухаммеда II — султан умер от подагры, не помогла даже знаменитая глина с острова Лемнос, за которой Амасиаци дважды снаряжал экспедицию. Сам престарелый бжшкапет скончался в родной Амасии «в четверг 8 декабря 1496 года». Он оставил свой завет всем избравшим стезю врача: быть разумными и исполненными чувства долга, терпеливыми и готовыми подать совет, милосердными, верными, нравственно чистыми и богобоязненными. «Если врач не постигнет сути болезни, не следует ему использовать лекарства, чтобы не запятнать имени своего, — учил бжшкапет. — А если он не сведущ, то лучше не призывать его к больному и вообще не почитать за врача». Средневековые армянские врачи свято придерживались главной заповеди — не навреди!

Эрна Ревазова
Фото: Матенадаран

источник