Меню Рубрики

Гипертермический синдром у детей розовая лихорадка у детей

– нарушение терморегуляции со значительным повышением температуры тела и сопутствующей неадекватной реакцией со стороны внутренних органов, в частности сердечно-сосудистой и нервной системы. Проявляется гипертермией от 39,5 C° и выше, нарушениями гемодинамики, признаками отека мозга и острой полиорганной недостаточностью. Подтверждается клинически, а также по результатам термометрии и лабораторного исследования крови и мочи. Специфические методы диагностики отсутствуют. Лечение комплексное. Назначается антипиретическая, регидратационная терапия, лечение основного заболевания.

Повышенная температура тела фиксируется при помощи термометрии. Изменение температуры проводится в подмышечной впадине либо между пальцами рук или ног. Также обязательной является ректальная термометрия, поскольку в постановке диагноза гипертермического синдрома у детей большую роль играет градиент температуры. При данном состоянии разница между кожной и ректальной температурой всегда составляет больше 1 C°. Патогномоничным признаком гипертермического синдрома у детей является обязательное присоединение неврологической симптоматики, что нехарактерно для обычной лихорадки. Холодные кожные покровы при повышенной температуре тела также свидетельствуют в пользу гипертермического синдрома, подтверждая централизацию кровообращения, характерную для данного состояния.

При физикальном осмотре педиатр выявляет тахикардию, учащение дыхания, пониженное артериальное давление. В общем анализе крови – лейкоцитоз и увеличение СОЭ, диспротеинемия, ацидоз. В моче обнаруживается белок. Для диагностики основного заболевания, чаще инфекционной природы, проводится рентгенография грудной клетки , лабораторное определение конкретного возбудителя в крови и моче и другие специфические исследования в зависимости от основного диагноза.

Терапия проводится в стационарных условиях, при необходимости – в отделении интенсивной терапии. Необходима нормализация температуры тела и устранение сопутствующей симптоматики. Важно помнить, что температура должна снижаться постепенно во избежание чрезмерной нагрузки на сердечную мышцу. Если кожные покровы теплые, используются физические методы снижения температуры, например, обтирание прохладными полотенцами. В лечении гипертермического синдрома у детей используются антипиретики из группы нестероидных противовоспалительных препаратов, однако при гипертермическом синдроме у детей они могут оказаться недостаточно эффективными.

Нарушения циркуляции устраняются препаратами группы стероидов и аскорбиновой кислотой, которые в совокупности нормализуют проницаемость капилляров. Проводится регидратационная терапия: при отсутствии рвоты показано обильное питье, солевые растворы используются перорально, в остальных случаях производится внутривенное капельное введение солевых растворов. Периферические спазмолитики применяются с целью децентрализации кровообращения. Судороги купируются антиконвульсантами. Обязательно лечение основного заболевания, вызвавшего патологическое повышение температуры. Проводится противовирусная терапия и антибиотикотерапия.

При своевременно начатом лечении прогноз гипертермического синдрома у детей чаще благоприятный. В случае запоздалой диагностики и тяжелого течения заболевания возможны необратимые неврологические последствия. Так, любое последующее состояние с лихорадкой часто также может развиваться патологически. Повышается судорожная готовность мозга, возможно формирование очага эпилептической активности. Другими последствиями длительной гипертермии могут быть хроническая почечная недостаточность , миокардит , нарушения функции надпочечников и др.

Профилактика гипертермического синдрома у детей обеспечивается настороженностью врачей в отношении детей с высоким риском развития патологического повышения температуры (травмы и опухоли мозга в анамнезе, неврологические заболевания и др.). Своевременно начатое лечение вирусных и бактериальных инфекций также снижает частоту развития неадекватной гипертермии.

Гипертермия у детей — это быстрое повышение температуры тела малыша до опасного уровня. Такой граничной отметкой врачи считают температуру тела в 38.5°С.

При быстром повышении температуры тела у ребенка неизменно усиливается нагрузка на кровеносную систему. Частота дыхания и пульса увеличивается. Организм таким способом пытается сохранить нормальное снабжение тканей кислородом. Когда организм не справляется с этой задачей — развивается кислородное голодание (гипоксия). Одной из первых на гипоксию реагирует центральная нервная система — у детей появляются судороги.

ВОЗ дает рекомендации начинать жаропонижающее лечение при достижении температуры отметки в 39°С. Если же ребенок чувствует себя плохо, он мерзнет, у него отмечается боль в мышцах, самочувствие стремительно ухудшается — то применение жаропонижающей терапии следует начинать как можно раньше.

Наиболее опасна гипертермия для детей, которые входят в группы риска:

  • Дети до 3-х месяцев;
  • Дети, у которых бывали фебрильные судороги;
  • Дети, у которых обнаружены патологии ЦНС;
  • Дети, у которых обнаружены хронические болезни легких и сердца;
  • Дети, у которых обнаружены наследственные метаболические болезни.
  • При красной гипертермии — когда температура достигнет отметки в 37,8°С;
  • При белой гипертермии — когда температура достигнет отметки в 37,0°С.

У ребенка при внезапном повышении температуры тела наблюдаются симптомы вялость, озноб, одышка, он отказывается от еды, просит пить. Увеличивается потоотделение. Если своевременно не оказана помощь, то появляются двигательное и речевое возбуждение, галлюцинации, клоникотонические судороги. Ребенок теряет сознание, дыхание частое, поверхностное. В момент судорог может наступить асфиксия, ведущая к смертельному исходу. Часто у детей с гипертермическим синдромом наблюдаются симптомы нарушения кровообращения: падение артериального давления, тахикардия, спазм периферических сосудов и т. п.

Наиболее опасным вариантом гипертермии являются симптомы злокачественной гипертермии, которая может привести к летальному исходу. Злокачественная гипертермия встречается редко, но характеризуется симптомами быстрого повышениея температуры до 42 °С и выше, нарастающей тахикардией, нарушением ритма сердца, мышечной ригидностью, артериальной гипертензией, коагулопатией. Развивающаяся гипокальциемия с гиперкалиемией и гиперфосфатемией приводит к метаболическому ацидозу.

Для клинической оценки гипертермии необходимо учитывать не только величину температуры, но и продолжительность гипертермии, и эффективность антипиретической терапии. Неблагоприятным прогностическим симптомом является лихорадка выше 40 °С и злокачественная лихорадка. Длительная гипертермия — также прогностически неблагоприятный признак. Началом неотложной помощи у детей при гипертермическом синдроме являются симптомы: повышение температуры выше 38 °С, фебрильные судороги в анамнезе, гипоксическое поражение центральной нервной системы антенатального и перинатального происхождения, возраст до 3 месяцев жизни.

Гипертермия можно разделить на белую и красную. У детей наиболее часто встречается красная гипертермия . Данный вид относительно безопасен и имеет следующие симптомы:

  • Кожные покровы ребенка имеют красноватый оттенок;
  • При ощупывании кожа горячая, влажная;
  • Верхние и нижние конечности теплые;
  • Сердцебиение учащено;
  • Дыхание учащено.

Несмотря на такие настораживающие симптомы на поведении малыша это никак не отражается — он не плачет, не угнетен, не апатичен и может продолжать свои игры как и до возникновения вышеописанных симптомов несмотря на то, что температура приближается к фебрильным цифрам.

Другой, более опасный вид гипертермии — белая гипертермия . У детей белая гипертермия может проявляться следующими симптомами:

  • Поведение малыша апатично: он вялый, ему ничего не интересно.
  • Ребенок может жаловаться на то, что ему холодно;
  • Кожные покровы у ребенка бледные, «мраморного» оттенка;
  • Конечности на ощупь холодные;
  • Ногти и губы приобретают синюшный оттенок.

Если не начать немедленно оказывать ребенку неотложную помощь, то это чревато такими неприятными последствиями как бред, судороги и др.

Бледная гипертермия у детей встречается намного реже чем красная.

Причиной неуправляемого повышения температуры тела у ребенка — нейрогенной гипертермии — могут быть заболевания ЦНС, сопровождающиеся поражением нейронов гипоталамуса или нарушением кровоснабжения этого участка мозга.

Легкость возникновения гипертермии у детей объясняется несколькими причинами:

  • Относительно большим, чем у взрослых, уровнем теплопродукции на 1 кг массы тела, так как поверхность тела у детей больше объема тканей, обеспечивающих теплопродукцию;
  • большей зависимостью температуры тела от температуры окружающей среды;
  • неразвитостью потоотделения у недоношенных детей, что ограничивает потери тепла с испарением.

Неотложная помощь при красной гипертермии у детей заключается в выполнении следующих мер:

  • Снять с ребенка всю одежду и уложить его в постель;
  • Желательно чтобы в комнате, где находится ребенок, был свободный доступ свежего воздуха (при этом следует исключить появление сквозняков);
  • Обеспечить ребенку обильное питье;
  • Во время красной гипертермии у детей обычно полностью отсутствует аппетит — это может стать причиной еще одного беспокойства у родителей. Поэтому хотим дать совет родителям малыша — ни в коем случае не следует кормить ребенка насильно;
  • Можно использовать физические способы охлаждения тела малыша: обтирание влажной губкой (смачивают водой, температура которой не более 30°С) с периодичностью в полчаса, использовать холодную влажную повязку на лоб, накладывать лед на области, где крупные сосуды проходят максимально близко к поверхности (пах, подмышки). При критической температуре (выше 40°С) используют охлаждающие ванны: ванну наполняют водой, температура которой на один градус ниже настоящей температуры тела малыша и погружают ребенка в воду. После этого добавлением в ванну холодной воды медленно уменьшают температуру в ванной до 37°С. Данный способ очень эффективен, но его следует применять только при высокой температуре. Физические методы охлаждения следует использовать чрезвычайно осторожно — используя их можно больше навредить чем помочь ребенку.

Если же вышеперечисленные методы не дают никакого результата, то необходимо вызывать скорую помощь.

При белой гипертермии у детей не следует заниматься самолечением, а сразу же вызывать «скорую помощь». До приезда скорой можно предпринять такие действия:

  • Для снятия спазма периферических сосудов дать ребенку таблетку но-шпа;
  • Дать ребенку препарат для снижения температуры (нельзя использовать аспирин, аналгин. Можно использовать парацетамол, ибупрофен. Если у ребенка рвота — можно использовать ректальные жаропонижающие свечи).
  • Давать обильное горячее питье;
  • При белой гипертермии категорически запрещено использовать физические методы охлаждения, описанные выше.

При этом крайне желательно каждые полчаса измерять температуру тела ребенка. Если она снизилась до 37.5°С — все мероприятия по охлаждению можно прекратить — в подавляющем большинстве случаев дальше температура опускается до нормальной без вмешательства из вне. Но в любом случае: если у ребенка был случай белой гипертермии — обязательно покажите его врачу. После осмотра врач решит насколько это серьезно — был ли это единичный случай или гипертермия была симптомом серьезного заболевания.

  • 50%-ный раствор анальгина, 1 %-ный раствор димедрола, 2%-ный раствор папаверина 0,1 мл на год жизни;
  • 2,5%-ный раствор аминазина — 1 мл; 2,5%-ный раствор пипольфена (2%-ный раствор супрастина) — 1 мл;
  • 0,25%-ный раствор новокаина — 8 мл.

Расчет литической смеси проводится по аминазину:

  • Доза аминазина — 1-2-3 мг/кг массы в сутки, что соответствует 0,8-1,2 мл смеси на 1 кг массы тела.
  • Для снятия спазма периферических сосудов ввести 2,4%-ный раствор эуфиллина в дозе 0,1 мл на кг массы тела детям до года и 1 мл на год жизни старше 1 года;
  • Ввести 2%-ный раствор папаверина гидрохлорида внутривенно.

Температура у ребенка обычно снижается под действием таких препаратов как парацетамол и ибупрофен (в том числе, комбинированных с другими веществами) и в виде различных форм выпуска (сиропы, порошки, свечи, таблетки, капсулы и пр.), поэтому перед приемом любого препарата всегда необходимо тщательно изучить инструкцию к нему, чтобы учесть противопоказания и перепроверить возрастную дозировку.

Если у ребенка возникли фебрильные судороги, надо уложить его на спину таким образом, чтобы голова была повернута на бок, открыть окно, расстегнуть сдавливающую одежду, обезопасить ребенка от возможных травм во время судорожных движений, вызвать «Скорую помощь».

Расчет дозы производится следующим образом: парацетамол назначают внутрь в дозе 10-15 мг/кг на прием (в свечах — 15-20 мг/кг), ибупрофен — детям в возрасте с 1 года в дозе от 1 до 5 мг/кг. Если через 4 часа гипертермия сохраняется, можно повторно принять такую же дозу одного из этих препаратов.

Если температура у ребенка не превышает 38,5 гр, то снижать ее нет необходимости. Исключение составляет наличие судорожного синдрома в анамнезе или серьезного органического поражения ЦНС. Таким детям температуру начинают снижать, если она достигает 38 гр. А вот если у обычного ребенка температура приближается к 39-40 гр, то лихорадка становится опасной и может привести к нарушению основных функций детского организма, с ней надо бороться.

Гипертермия может быть красной и белой. Меры помощи в обоих случаях несколько отличаются.

Все тело больного горячее на ощупь, кожа розовая, ребенок «пышет жаром».

  • Рекомендуется обильное питье. Оно должно быть прохладным. Это могут быть соки, морсы, отвар шиповника, минеральная вода, остуженный чай с лимоном и т.д. Особенно хорошим жаропонижающим действием обладают морсы из клюквы и брусники.
  • Ребенка не надо укрывать одеялом, наоборот нужно его полностью раздеть. Часть жара таким образом уйдет с поверхности тела путем физической теплоотдачи и испарения.
  • Процесс теплоотдачи и испарения можно усилить, протирая кожу ребенка водкой, разведенным на половину спиртом или столовым уксусом (разведенным водой).
  • Используйте физические методы охлаждения. На лоб ребенка можно положить салфетку, смоченную холодной водой и почаще менять ее. Для этого можно использовать и пузырь со льдом, обернутый в полотенце. В области прохождения крупных магистральных сосудов тоже рекомендуется прикладывать бутылки с холодной водой или пакеты со льдом. Это область шеи и паха. Физическое охлаждение эффективно снижает температуру.
  • Если температура тела приближается к 39 гр, то дайте разовую дозу жаропонижающего препарата на основе парацетамола в возрастной дозировке.
  • Если гипертермия очень высокая и ваши меры неэффективны, то вызывайте бригаду «скорой помощи». Ребенку сделают литическую смесь, в состав которой входит жаропонижающий и антигистаминный препарат.

При белой гипертермии кожа бледная, ручки, ножки, лоб холодные на ощупь вследствие спазма сосудов.

  • Рекомендуется обильное питье. Но оно должно быть теплым! Теплый чай, отвар шиповника, травяные настои.
  • Тело ребенка надо растирать, массировать до появления красноты. Согревать периферию: ручки, ножки. Надеть носки, варежки, укрыть ребенка.
  • Можно использовать классические жаропонижающие народные методы лечения. Это малина и липовый увет. Настой заваривают из расчета чайная ложка на стакан кипятка и поят теплым чаем ребенка.
  • При неэффективности ваших мер вызывайте «скорую помощь». В состав литической смеси при белой гипертермии входят не только жаропонижающий и антигистаминный препарат, но и обязательно спазмолитик (но-шпа, папаверин), который раскрывает сосуды периферии, устраняя их спазм.

Гипертермия — состояние, при котором система терморегуляции в организме ребенка работает неправильно, либо при воздействии различных внешних и внутренних факторов перестает функционировать должным образом. Многие родители сталкиваются с тем, что у ребенка по непонятным причинам внезапно поднимается температура тела. В этом случае очень важно как можно скорее выявить причину и обратиться за помощью к врачу, так как такое состояние может в короткие сроки прогрессировать и даже вызывать опасные для организма осложнения. Важно понять, как провести оказание помощи ребенку при гипертермии.

Для начало следует отметить, что такое поражение следует рассматривать лишь в том случае, когда температура поднялась за отметку в 38,5 градусов Цельсия. При этом подниматься температура должна очень быстро. Такие стремительные изменения провоцируют усиление нагрузки на кровеносную систему, что значительно повышает пульс и дыхание. Такая реакция организма считается защитной и естественной, именно с ее помощью можно восстановить процесс снабжение тканей организма кислородом.

Длительная гипертермия у ребенка может привести к тому, что организм со временем не сможет нормально справляться с поражением, что приведет к активному развитию гипоксии (по другому — кислородное голодание). Центральная нервная система самая первая дает реакцию на недостаточное количество кислорода в организме человека. Такое состояние описывается судорогами и общим чувством недомогания у ребенка. Проводить лечение гипертермии у ребенка важно очень аккуратно и правильно. В некоторых случаях лучше всего дать организму ребенка время, чтобы тот смог самостоятельно справиться с высокой температурой тела.

Читайте также:  Препарат первого выбора для лечения лихорадки у беременных

Важно помнить, что повышение температуры тела при таком заболевании — это защитная реакция организма на распространение по нему инфекционного процесса. Она первая сообщает о том, что в организме присутствуют какие-то нарушения и проблемы. К основным причинам появления гипертермии в детском возрасте можно отнести:

  • аллергическую реакцию, которая может возникнуть по причине недавно проведенной прививки;
  • острые кишечные и респираторные инфицирования;
  • заболевания нервной системы;
  • воспаления, возникающие при воздействии различных факторов извне.

Гипертермия может возникнуть также под воздействием внешних факторов. Чаще всего такой процесс отмечается у недавно родившихся детей, терморегуляция которых еще не до конца сформировалась, а иммунная защита продолжает оставаться слабой. Если ребенка держать в душной комнате, укутанным в одежду, то его организм может спровоцировать значительное повышение температуры тела.

Также высокая температура тела может появиться в результате ингаляционной анестезии, которую принято называть злокачественной. Встречается такая форма поражения редко (шанс его появления 1 к 15000), также ее относят к заболеванию генетического характера.

Важно помнить, что гипертермия у ребенка злокачественного типа может быть очень опасной и ставить под угрозу жизнь малыша. Лечение в этом случае должно начаться своевременно и лишь под наблюдением профессионального врача.

На бытовом уровне гипертермия классифицируется на белую и красную. Два этих вида отличаются друг от друга симптомами, которые они вызывают. Следует рассмотреть каждый вид более подробно.

Такая разновидность заболевания считается наиболее опасной. Но встречается она у детей довольно редко. При белой гипертермии у детей возникают следующие характерные симптомы:

  • меняется само поведение ребенка, он становится более капризным, меняется его настроение, его трудно чем-либо заинтересовать;
  • может появиться озноб в конечностях;
  • многие врачи отмечают похолодание ручек и ножек ребенка;
  • губы и ногти ребенка изменяются до синего оттенка;
  • кожа изменяет свой цвет до бледного, который больше походит на мраморный.

При гипертермии белого типа важно как можно скорее оказать первую помощь малышу. Если не сделать этого своевременно, то могут возникнуть различные осложнения, включая судороги и бред.

Такое состояние встречается у детей в разы чаще. Красная гипертермия считается безопасным заболеванием, она провоцирует появление у ребенка следующей симптоматики:

  • цвет кожи ребенка изменяется до красноватого;
  • в отличие от белой гипертермии руки и ноги у ребенка продолжают оставаться нормальной температуры, не холодеют;
  • кожные покровы ребенка горячие и даже немного влажные при прикасании;
  • дыхание и биение сердца у ребенка ускоряются.

При красной гипертермии само поведение малыша почти ничем не отличается от нормального. Он может вести себя активно, радоваться, веселиться. Но температура при этом будет только возрастать.

Помощь при гипертермии у детей будет напрямую зависеть от вида заболевания. При красной гипертермии важно провести следующие мероприятия:

  • Раздеть ребенка и положить его в кровать.
  • Открыть окно в комнате, где находится малыш, чтобы наполнить ее свежим воздухом. Но при этом важно не допускать появления сквозняка.
  • У ребенка может частично либо полностью отсутствовать аппетит. В этом случае родители не должны насильно кормить. При таком состоянии важнее всего обеспечить ребенку питье большого количества воды.
  • При таком состоянии родителям разрешено применять физические способы охлаждения, к самым распространенным относят обтирание. При температуре тела выше отметки 40 градусов следует применять охлаждающие ванны.

Многие лечащие специалисты советуют сбивать температуру тела ребенка в том случае, если она достигла отметки 39 градусов. Но в том случае, если ребенок почувствует себя плохо либо у него возникнут судороги, то жаропонижающие средства следует давать при меньшем значении. Если же высокий показатель температуры тела продолжает сохраняться даже после всех предпринятых мер, то важно сразу же вызвать скорую помощь.

Важно помнить, что физические способы сбивания высокой температуры при гипертермии у ребенка следует применять очень осторожно. Таким методом можно больше навредить ребенку, чем помочь. Если применять охлаждающие ванны и обтирать тело ребенка неправильно, то можно спровоцировать множество осложнений.

Если у ребенка была выявлена белая гипертермия, то для начала важно как можно скорее вызвать скорую помощь. До приезда скорой важно оказать неотложную помощь при гипертермии у детей:

  • Для начала важно обеспечить сосудам эффективную работу. Для этого на ребенка следует надеть махровые носки, дать подогретой воды, сосудорасширяющее средство и хорошо укутать.
  • Дать жаропонижающее средства на основе ибупрофена либо парацетамола.
  • Специалисты строго запрещают применять любые физические методы сбивания температуры тела, так как при такой форме гипертермии они очень опасны.

Для снижения температуры тела запрещено принимать взрослые лекарственные средства, к примеру, «Аспирин» либо «Анальгин». В некоторых случаях белая гипертермия у ребенка переходит до красной формы. В этом случае важно в обязательном порядке обратиться за помощью к врачу, который проведет диагностические мероприятия и назначит оптимальные методы лечения. В любом случае сходить на прием к врачу следует, даже если показатель температуры упал.

Существуют определенные дети, которые в особой степени подвержены к повышению температуры тела. Для них она в особенности опасна. К таким группам следует относить:

  • новорожденных детей младше возраста 3 месяцев;
  • дети с заболеваниями центральной нервной системы;
  • дети, у которых были диагностированы фебриальные судороги;
  • дети с заболеваниями легких и сердца хронической формы;
  • если у малыша были диагностированы генетические заболевания, связанные с метаболическим процессом.

Если ребенок входит в группу риска, то при наличии красной гипертермии использовать жаропонижающие средства следует уже при температуре 37,8 градусов, при белой же уже при температуре 37 градусов. Если ребенку меньше 12 месяцев, то вызывать врача над дом важно в обязательном порядке.

Чтобы выявить причину появления заболевания, важно обратиться на прием к врачу. Вызвать врача важно при следующих состояниях:

  • судороги;
  • обезвоживание организма;
  • сильный понос, рвота, тошнота;
  • сильные высыпания на кожных покровах и слизистых, кровоизлияния;
  • изменение сознания;
  • возраст ребенка меньше 12 месяцев;
  • длительное сохранение температуры на высоких отметках.

После осмотра специалист выявит разновидность лихорадки, назначит эффективное лечение, либо посоветует пройти комплексное исследование и консультацию у врачей более узкого профиля.

При гипертермии у ребенка важно проветрить комнату, дать малышу много воды. Снизить температуру тела можно физическими либо медикаментозными методами.

Охлаждение физическими методами:

  • раскрыть ребенка, снять лишнюю одежду, подгузник;
  • направить на малыша поток холодного воздуха от вентилятора;
  • обтереть кожу ребенка 40-процентным спиртом до легкого покраснения;
  • укутать ребенка после обтирания запрещено;
  • положить компресс холода на большие артериальные стволы (на шею, в пах, подмышки);
  • обернуть малыша пленкой на полчаса.

Помощь неотложная при гипертермии у детей лекарственными препаратами:

  • «Парацетамол» — детей младше возраста 12 месяцев;
  • «Ибупрофен» для детей возраста старше 12 месяцев;
  • «Нимесулид» — помогает для любого возраста;
  • «Аспирин» — детям старше 14 лет;
  • «Анальгин» — детям старше 14 лет, можно один раз ввести ребенку раннего возраста при высокой температуре, которую невозможно сбить с помощью других лекарственных средств;
  • при белой лихорадке больному выписывают лекарственные средства, которые обеспечивают нормальную микроциркуляцию — «Трентал», «Эуфиллин» и «Компламин».

Профилактика гипертермии включает в себя комплекс мероприятий, которые помогают предупредить развитие заболеваний, приводящих к лихорадке. К основным мерам профилактики относят следующие:

  • улучшение иммунной защиты (закаливание ребенка, регулярная гимнастика, занятие спортом);
  • правильно составленный рацион питания;
  • следование основным правилам гигиены;
  • профилактика заболеваний инфекционного характера, а также расстройств кишечника;
  • отказ от посещения мест скопления большого количества людей в момент развития эпидемии.

Повышение температуры тела – одно из самых распространенных проявлений различных заболеваний у детей. Многие родители относятся спокойно к гипертермии у детей, некоторые начинают паниковать, на самом же деле нужно знать основные причины возникновения гипертермии, когда она бывает опасной, как с ней бороться и нужно ли это делать.

Физиологическая гипертермия у детей

Ребенок рождается с несовершенной системой терморегуляции, ее становление проходит в течение первых трех месяцев жизни. Поэтому, с рождения до трех месяцев температура тела ребенка значительно зависит от температуры окружающей среды, то есть, гипертермия может появиться при перегреве ребенка или при высокой температуре воздуха в помещении. Следовательно, обнаружив высокую температуру у ребенка этого возраста, в первую очередь нужно исключить фактор его перегрева. Если подозрение на таковой имеется, то в первую очередь нужно снять лишнюю одежду с ребенка, дать ему попить кипяченой воды, и через некоторое время снова измерять температуру тела. Чаще всего она оказывается нормальной или близкой к норме. Если же температура тела не снизилась, то нужно рассматривать другие причины ее возникновения.

Причины возникновения гипертермии у детей

Повышение температуры у детей может быть вызвано патологией центральной нервной системы, например, опухолью, но это встречается достаточно редко. В этом случае попытки нормализовать температуру тела оказываются безуспешными. Такую гипертермию называют злокачественной, ребенка нужно как можно быстрее обследовать у невропатолога.

Наиболее часто повышение температуры вызывают различные инфекционные заболевания, особенно распространены острые вирусные инфекции.

Механизм развития гипертермии прост: вирусы, попадая на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вследствие чего запускается механизм образования антител, выработка которых происходит лучше при температуре 37,5 – 38 градусов Цельсия.

С другой стороны, микробы, реплицируясь на слизистой верхних дыхательных путей, выделяют токсины, которые, попадая в кровь, запускают сложные механизмы защиты, сопровождающиеся гипертермией различной степени выраженности.

На бытовом уровне гипертермии делятся на красные и белые.

Красная гипертермия – состояние, при котором нет нарушения кровообращения, сосуды расширены и происходит повышенная теплоотдача, которая является естественным способом охлаждения организма, что является профилактикой различных грозных осложнений, вызываемых перегревом жизненно важных органов. Ребенку жарко, кожа красная или розовая, происходит обильное потоотделение.

Белая гипертермия – очень опасное состояние, при котором наблюдается, так называемая, централизация кровообращения, при которой периферические сосуды спазмированы и теплоотдачи практически нет – это может привести к быстрому развитию различных опасных для жизни осложнений, таких как судороги, отек головного мозга, отек легких и некоторые другие. Ребенку холодно, он испуган, кожа бледная, с синюшным оттенком, потоотделения нет. Поэтому, при белой гипертермии медицинская помощь должна быть оказана как можно быстрее.

Оказание помощи при гипертермии

Если у ребенка гипертермия красного типа, и нет склонности к судорогам, то температуру до 38,5 градусов повышать не нужно. Ребенку необходимо создать оптимальную температуру в комнате – около 20 градусов, следить за тем, чтобы одежда была сухой и вовремя ее менять при намокании потом. Очень важно давать ребенку достаточное количество кипяченой теплой воды – возрастную норму с учетом потерь жидкости с потом.

Если гипертермия развивается по белому типу, то в первую очередь нужно обеспечить нормальную работу сосудов. Чтобы их расширить, нужно надеть на ребенка теплые носки и варежки, укрыть одеялом, дать теплой воды и дать сосудорасширяющее средство – но-шпу в возрастной дозировке. Если через 15 минут эффекта нет, нужно вызвать скорую помощь. Если гипертермия из белой перешла в красную – наблюдать.

  1. Если гипертермия возникла у ребенка до года – вызов врача обязателен при любом типе гипертермии!
  2. Для снижения температуры использовать только детские средства, соответствующие возрасту. Аспирин, анальгин, амидопирин использовать категорически запрещается!

источник

Лихорадка («розовая» гипертермия) — это биологическая защитная реак­ция с регулируемым повышением температуры на уровне «установочной» точки.

Гипертермический синдром («бледная, белая» гипертермия) — это повышение температуры тела выше 39°С, приводящее к резко­му изменению гомеостаза и снижению приспособи­тельных реакций организма.

При лихорадке экзогенные пирогенны стимулируют в гипоталамическом центре терморегуляции продукцию простогландина Е2. Последний изменяет «установочную точку терморегулятора» на более высокие цифры, путем одновременного увеличения теплопродукции и теплоотдачи.

При гипертермическом синдроме резко усиливается теплопродукция, теплоотдача же снижена. В отличие от лихорадки, биологическая целесообразность у гипертермического синдрома отсутствует.

Наиболее частыми причинами лихорадки являются острые вирусные и бактериальные инфекции.

Наиболее частыми причинами гипертермии являются:

1. Инфекционно-токсические состояния.

2. Тяжелые метаболические расстройства.

4. Неврогенные расстройства.

5. Эндокринные расстройства.

6. Посттрансфузионные состояния.

Лихорадка характеризуется яркой гиперемией кожи, горячими на ощупь конечностями, адекват­ными температурной реакции тахикардией и часто­той дыхания. Ее отличает хорошая реакция на при­менение жаропонижающих препаратов. Состояние ребенка обычно не страдает.

Гипертермия проявляется бледностью и «мраморностью» кожи, положительным симптомом «белого пятна», снижением кожной температуры конечностей на 5-10 0 С, неадекватным температурной реак­ции учащением пульса и дыхания. Характерно по­ражение центральной нервной системы, проявля­ющееся возбуждением или вялостью, бредом, гал­люцинациями, судорогами. Эффект от жаропони­жающих средств при гипертермии не­достаточен. Состояние ребенка тяжелое.

Наиболее серьезными в отношении прогноза ги­пертермии являются такие показатели, как ранний возраст ребенка, отягощенный преморбидный фон, высокие абсолютные ве­личины температуры (40-41°С), продолжитель­ность непрерывной гипертермии (6 часов и более), отсутствие эффекта от проводимой терапии.

Начинать симптоматическую терапию у здоровых детей необходимо при температуре 39°С и выше. У детей с отягощенным анамнезом лечение начинают при более низких цифрах температуры (38,0°С):

1. Возраст до 3 лет и судороги в анамнезе.

2. Заболевания сердца и легких.

3. Почечные и метаболические нарушения.

4. Водно-электролитные нарушения.

5. Острые неврологические заболевания.

Во избежание негативных сосудистых и невроло­гических реакций важно добиться постепенного сни­жения температуры тела (не более 1 градуса в 1 час).

Неотложная терапия:

I. При лихорадке.

1. Раскрыть ребенка, устранить все препятствия для эффективной теплоотдачи.

2. Назначить обильное питье (на 0,5-1 л больше воз­растной нормы жидкости в сутки).

3. Использовать физические методы охлаждения:

— лед на область крупных сосудов или голову с зазором 1 см;

— обтирание тела губкой, смоченной прохладной (20°С) водой с уксусом (1 ст. л. уксуса на 1 л воды) или 40% раствором спирта;

— клизмы с кипяченой водой 20°С;

4. Назначить внутрь парацетамол (панадол, калпол, эффералган упса и др.) в разовой дозе 10 мг/кг детям до 1-го года и 15 мг/кг детям бо­лее старшего возраста. Через 4-6 часов, при отсутствии положительного эффекта, возможно повторное использование препарата.

5. При невозможности приема внутрь (тошнота, рвота) парацетамол назначают в свечах (эффералган) в дозе 15-20 мг/кг. Эффект развивается медленнее, чем при приеме внутрь!

Читайте также:  Можно употреблять алкоголь после мышиной лихорадки

6. Аспирин (аспирин упса) 10 мг/кг внутрь может быть использован только у детей старшего возраста — на фоне применения обво­лакивающих средств. Его необходимо обильно запивать водой.

II. При гипертермическом синдроме:

1. Согреть ребенка (грелки к рукам и ногам).

2. Дать внутрь обильное горячее питье.

3. Ввести литическую смесь в/в струйно или в/м: 50% раствор анальгина 0,1 мл/год жизни + тавегил 0,1 мл/год жизни. Литическую смесь можно повторить через 2 часа.

4. Ввести в/в струйно или в/м один или два сосудорасширяющих препарата:

— 2% раствор папаверина 0,1 мл/год жизни;

— 1% раствор никотиновой кислоты 0,1-0,15 мл/год жизни;

— нитроглицерин под язык до 1 года —1/4 табл., от 1 года до 3 лет — 1/3 табл., старше 3-х лет — 1/2-1 табл.

5. При отсутствии эффекта ввести в/в струйно медленно 0,25% раствор дроперидола в дозе 0,1 -0,15 мл/кг или 2,5% раствор аминазина в дозе 0,1 мл/ год жизни.

6. Необходимо проведение инфузионной терапии в зависимости от причины, обусловившей развитие гипертермического синдрома.

7. Проведение терапии основного завоевания.

СУДОРОЖНЫЙ СИНДРОМ

Судорожный синдром — это внезапный приступ клонических, тонических или клонико-тонических непроизвольных кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Различа­ют общие (генерализованные) и частичные (парци­альные) судороги. У детей чаще бывают генерали­зованные тонико-клонические судороги, которые начинаются с тонической фазы.

Судороги у детей возникают при гипертермии, инфекционных заболеваниях (токсикозы, нейроинфекции), при нарушениях обмена веществ (амино­кислотного, углеводного, липидного, минерально­го), при объемных процессах в головном мозге, при травмах головного мозга, краниостенозе, эпилеп­сии, тяжелой острой гипоксии.

Клинический симптомокомплекс судорожного синдрома у ребенка характеризуется внезапным началом, появлением двигательного возбуждения, блуждающего взгляда, запрокидывания головы, сги­банием верхних конечностей в лучезапястных и лок­тевых суставах, выпрямлением нижних конечнос­тей, смыканием челюстей. Регистрируются остановка дыхания, замедление пульса, нарастающий ци­аноз. Затем отмечаются глубокий вдох и подерги­вание мимической мускулатуры, мышц конечнос­тей и остальных групп мышц. Дыхание становится шумным, храпящим. Цианоз сменяется выражен­ной бледностью кожных покровов. Прогностически важен характер выхода из припадка. Неблагопри­ятными являются утрата сознания и появление па­раличей и парезов.

Если приступы судорог повторяются один за дру­гим, а в промежутке между ними не восстанавлива­ется сознание, то такое состояние принято считать судорожным статусом. Неблагоприятным призна­ком является также нарастание тонического компо­нента судорог с разгибательной установкой конеч­ностей и головы — децеребрационный тип. Это опас­но из-за возможности остановки дыхания или раз­вития отека мозга.

Дифференциальный диагноз представлен в таб­лице 5.

Неотложная терапия:

1. Уложить ребенка на столе на спину, подложить валик под шею, повернуть голову на бок, выдви­нуть нижнюю челюсть, ввести в рот роторасши­ритель, зафиксировать язык.

2. Провести ревизию верхних дыхательных путей.

3. Назначить оксигенотерапию через носовые кате­теры.

4. Ввести 0,5% раствор седуксена (реланиума) в дозе 0,1 мл/кг массы (0,3-0,5 мг/кг) в/в в 5-10 мл 0,9% раствора хлорида натрия.

5. Назначить 25% раствор магния сульфата в дозе 0,2 мл/кг, но не более 5 мл, в/м или в/в в 5-10 мл 5% раствора глюкозы или 0,9% раствора хлорида натрия.

6. При повторном приступе судорог ввести 20% ра­створ оксибутирата натрия в дозе 0,25-0,4 мл/кг массы в/м или в/в в 10-20 мл 5% раствора глюкозы или 0,9% раствора хлорида натрия; или 0,25% раствор дроперидола в дозе 0,3 мг/кг массы. При отсутствии эффекта от введенного противосудорожного средства в течение 25 минут вво­дят последующий противосудорожный препарат. При более раннем его введении возможны кумуляция и угнетение дыхания.

7. При остановке дыхания назначить ИВ Л.

Одновременно устраняют причину, вызвавшую появление судорог.

источник

Лихорадка — защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящей к повышению температуры тела, стимулирующей естественную реактивность организма.

В зависимости от степени повышения температуры тела у ребенка выделяют: субфебрильную температуру — 37,2 — 38,0°С; фебрильную — 38,1 — 39,0°С; гипертермическую — 39,1°С и выше.

Наиболее частыми причинами лихорадки у детей являются:

1. Инфекционно-токсические состояния.

2. Тяжелые метаболические расстройства.

5. Посттрансфузионные состояния.

6. Применение миорелаксантов у предрасположенных детей.

7. Эндокринные расстройства.

Гипертермический синдромследует считать патологическим вариантом лихорадки, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

В процессе диагностики у ребенка с лихорадкой практически важно различить «красную» и «белую» гипертермию, а также выяснить ее причину.

У детей чаще приходится встречаться с более благоприятной прогностически «красной» гипертермией(теплопродукция соответствует теплоотдаче): кожные покровы умеренно гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые; учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37°С одышка становится больше на 4 дыхания в 1 мин, а тахикардия — на 20 ударов в 1 мин); поведение ребенка обычное, несмотря на повышение температуры до фебрильных и гипертермических цифр.

Для «белой» гипертермиихарактерны следующие признаки: кожа бледная, «мраморная», с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, положительным симптомом «белого пятна»; конечности холодные; чрезмерная тахикардия, одышка; нарушения поведения ребенка — безучастность, вялость, возможны возбуждение, бред и судороги. Эффект от жаропонижающих средств при «белой» гипертермии недостаточен.

При повышении температуры тела у больного ребенка необходимо решить вопрос: надо ли снижать температуру? В соответствии с рекомендациями ВОЗ, жаропонижающую терапию исходно здоровым детям следует проводить при температуре тела выше 38,5°С. Однако если у ребенка на фоне лихорадки, независимо от степени выраженности гипертермии, отмечается ухудшение состояния, озноб, миалгии, нарушения самочувствия, бледность кожных покровов и другие проявления токсикоза, антипиретическая терапия должна быть назначена незамедлительно. Дети из «группы риска по развитию осложнений на фоне лихорадки» требуют назначения жаропонижающих лекарственных средств при «красной» лихорадке при наличии температуры выше 38° С, а при «белой» — даже при субфебрильной температуре.

В группу риска по развитию осложнений при лихорадочных реакциях включаются дети:

первых трех месяцев жизни;

с фебрильными судорогами в анамнезе;

с хроническими заболеваниями сердца и легких;

с наследственными метаболическими заболеваниями.

Все мероприятия по неотложной терапии лихорадки следует начинать со следующих мероприятий: больного укладывают в постель для снижения теплопродукции; снимают лишнюю одежду; дают обильное питье (при «белой» лихорадке питье должно быть теплым, ребёнку согревают руки и ноги).

1. Ребенка раскрыть, максимально обнажить; обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков.

2. Назначить обильное питье (на 0,5-1 л больше возрастной нормы жидкости в сутки).

3. Использовать физические методы охлаждения:

прохладная мокрая повязка на лоб;

холод (лед) на область крупных сосудов;

можно усилить теплоотдачу водочно — уксусными обтираниями: водку (40%), 9% столовый уксус и воду смешивают в равных объемах (1:1:1). Обтирают влажным тампоном, дают ребенку обсохнуть; повторяют 2-3 раза.

4. Назначить внутрь (или ректально):

— парацетамол (ацетаминофен, фервекс, панадол, калпол, тайлинол, эффералган упса и др.) в разовой дозе 10-15 мг/кг внутрь или в свечах ректально 15-20 мг/кг или

— ибупрофен в разовой дозе 5-10 мг/кг (для детей старше 1 года).

Жаропонижающий эффект наступает через 30 минут, длительность действия — до 4-х часов. При использовании парацетамола в свечах разовая доза его увеличивается на 20-30% . Введение повторной дозы препарата рекомендуется после того, как температура тела ребенка вновь подходит к тому уровню, при котором показано назначение жаропонижающих средств. Суточная доза парацетамола в среднем составляет 20-30 мг/кг.

Применение ацетилсалициловой кислоты (аспирина) и метамизола (анальгина) в педиатрической практике должно быть ограничено. Ацетилсалициловая кислота может вызвать развитие синдрома Рея, летальность при котором превышает 50%, метамизол — анафилактический шок и агранулоцитоз со смертельным исходом. Протоколом № 2 от 25.03.1999 г. заседания Президиума Фармакологического государственного комитета РФ внесено дополнение в инструкцию по применению ацетилсалициловой кислоты в раздел противопоказания — острые вирусные инфекции у детей до 15 лет. Протокол № 12 от 26.10.2000 г. заседания Президиума Фармакологического государственного комитета РФ: постановили производить отпуск лекарственных препаратов, содержащих метамизол, детям до 18 лет только по рецептам; рекомендовать прием препаратов, содержащих метамизол, не более 3 дней.

5. Если в течение 30 — 45 мин. температура тела не снижается, ввести антипиретическую смесь внутримышечно:

— 50% раствор анальгина детям до года — в дозе 0,01 мл/кг, старше 1 года — 0,1 мл/год жизни;

— 2,5% раствор пипольфена (дипразина) детям до года — в дозе 0,01 мл/кг, старше 1 года — 0,1-0,15 мл/год жизни. Допустима комбинация лекарственных средств в одном шприце.

6. При отсутствии эффекта через 30-60 мин можно повторить введение антипиретической смеси в сочетании со спазмолитиками – 2 % раствором папаверина в дозе 0,1 мл/год жизни или но-шпы.

1.Противопоказаны физические методы охлаждения.

2.Одновременно с жаропонижающими средствами (см. выше) дать сосудорасширяющие препараты внутрь или внутримышечно:

— папаверин или но-шпа в дозе 1 мг/кг внутрь;

— 2% раствор папаверина детям до 1 года — 0,1-0,2 мл, старше 1 года — 0,1-0,2 мл/год жизни или раствор но-шпы в дозе 0,1 мл/год жизни, или 1% раствор дибазола в дозе 0,1 мл/год жизни;

3.Нейроплегические средства: в/м или в/в аминазин 2,5 % раствор – 0,1 мл/кг, дроперидол 0,25 % — 0,1-0,2 мл/кг (0,05-0,25 мг/кг) в/м. Для более выраженного эффекта — в составе литической смеси: пипольфен 2 % — 1 мл + аминазин 2,5 % — 1 мл + папаверин 2 % — 1мл + новокаин 0,25 % — 7 мл. Вводить в/м из расчета 0,1 — 0,15 мл на 1 кг массы — разовая доза. Эти препараты следует вводить с особой осторожность при признаках угнетения сознания, дыхания и сердечной деятельности.

4. В неотложной терапии этого состояния, возможно применять препараты, разрывающие “порочный круг” на уровне ганглиев — ганглиоблокаторы. С этой целью используются в/м или в/в:

— пентамин 5 % — 0,04 — 0,08 мл/кг — до 1 года; 0,02 — 0,04 мл/кг — от 1 до 3-х лет; 0,01 — 0,02 мл/кг — с 5 — 7 лет.

— бензогексоний 2,5 % — в тех же дозах, что и пентамин.

При гипертермическом синдроме температура тела контролируется каждые 30 — 60 мин. После понижения температуры тела до 37,5° С лечебные гипотермические мероприятия прекращаются, так как в дальнейшем она может понижаться без дополнительных вмешательств.

Дети с гипертермическим синдромом, а также с некупирующейся «белой» лихорадкой после оказания неотложной помощи должны быть госпитализированы. Выбор отделения стационара и этиотропной терапии определяется характером и тяжестью основного патологического процесса, вызвавшего лихорадку.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Диагностический поиск причины лихорадки является наиболее значимым в работе педиатра, он требует профессионального мастерства и индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Гипертермия может быть проявлением многих заболеваний и патологических состояний – от нарушения терморегуляции в результате инфекционных, соматических, гематологических заболеваний до психических и вегетативных расстройств. В большинстве случаев педиатр самостоятельно должен разобраться в причине лихорадки и поставить правильный диагноз. В этих случаях врачу помогают знания механизмов нарушения терморегуляции при гипертермии, основных вариантов течения лихорадки, клинической симптоматики заболеваний, манифестирующих с повышения температуры и протекающих на ее фоне.

Известно, что в процессе эволюции выработалась и генетически закрепилась типовая терморегуляторная защитно–приспособительная реакция в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей. Эта реакция проявляется перестройкой температурного гомеостаза, направленной на повышение температуры тела для повышения естественной реактивности организма. Повышение температуры тела в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей (пирогенов) принято обозначать лихорадкой.
Усиление естественной реактивности организма, наблюдаемое при лихорадке, включает повышение активности фагоцитоза, увеличение синтеза интерферона, ускорение трансформации лимфоцитов, стимуляцию антителогенеза, ингибирование вирусов и бактерий.
Лихорадка принципиально отличается от нормальной реакции на чрезмерную выработку или потерю тепла организмом. Это связано с тем, что при повышении температуры тела (мышечная работа, перегревание и др.) сохраняется установка центра терморегуляции на нормализацию температуры. В то время как при лихорадке терморегуляция целенаправленно «перестраивает» процессы теплопродукции и теплоотдачи на изменение температурного гомеостаза в сторону повышения температуры тела. Механизм развития лихорадки представлен на рисунке 1.
На основании имеющихся в настоящий момент данных неправильно говорить, что имеет место синтез одного вещества, вызывающего лихорадку, правильнее предполагать наличие каскада иммуноопосредованных реакций, в результате которых образуются субстанции, стимулирующие гипоталамус. Активированные макрофаги секретируют более 100 биологически активных веществ, среди которых основным медиатором лихорадки является провоспалительный цитокин – интерлейкин–1 [1]. Проникая через гематоэнцефалический барьер в условиях нарушенного иммунного гомеостаза, интерлейкин–1 воздействует на рецепторы центра терморегуляции, что в итоге приводит к перестройке терморегуляции и развитию лихорадки [1–3].
Поскольку лихорадка является неспецифической защитно–приспособительной реакцией организма, то причины, ее вызывающие, могут быть весьма разнообразными. Выделяют инфекционную и неинфекционную лихорадку. Любые инфекции, а также вакцины могут быть причиной лихорадки за счет поступления либо образования в организме пирогенов.
Экзогенными пирогенами являются: эндотоксин грамотрицательных бактерий, эндотоксины дифтерийной палочки и стрептококков, белковые вещества дизентерийной и паратифозной палочек. В то же время вирусы, риккетсии, спирохеты не обладают собственными эндотоксинами, а вызывают лихорадку, стимулируя синтез эндогенных пирогенов клетками самого макроорганизма.
Лихорадка неинфекционной природы с этиологических позиций более многообразна и может быть обусловлена одним из следующих причинных факторов:
• иммунный (диффузные болезни соединительной ткани, васкулиты, аллергические болезни);
• центральный (повреждение различных отделов ЦНС – кровоизлияние, опухоль, травма, отек мозга, дефекты развития);
• психогенный (функциональные нарушения высшей нервной деятельности (невроз, психические расстройства, эмоциональное напряжение));
• рефлекторный (болевой синдром при мочекаменной, желчнокаменной болезни, раздражении брюшины и др.);
• эндокринный (гипертиреоз, феохромоцитома);
• резорбционный (ушиб, сдавление, разрез, ожог, некроз, асептическое воспаление, гемолиз способствуют образованию эндогенных пирогенов белковой природы – нуклеиновых кислот);
• медикаментозный (энтеральное или парентеральное введение ксантиновых препаратов, гиперосмолярных растворов, антибиотиков, дифенина, сульфаниламидов);
• наследственный (семейная средиземноморская лихорадка – периодическая болезнь);
• лимфопролиферативный процесс (лимфогранулематоз, неходжкинские лимфомы);
• гранулематозное заболевание (саркоидоз и др.);
• метаболические заболевания (гиперлипидемия I типа, болезнь Фабри и др.).
Каждый из указанных причинных факторов лихорадки, несмотря на общие механизмы нарушения терморегуляции, имеет специфические особенности патогенеза и клинической картины [4]. Температурная реакция неинфекционного происхождения связана с центральным и периферическим действием эндогенных пирогенов, гормонов и медиаторов, при этом основным звеном патогенеза лихорадки является снижение теплоотдачи без усиления теплопродукции.
Лихорадку принято оценивать по степени повышения температуры тела, длительности лихорадочного периода и характеру температурной кривой.
В зависимости от степени повышения температуры лихорадка может быть: субфебрильная (37,20°–38,00°С); низкая фебрильная (38,10°–39,00°С); высокая фебрильная (39,10°–40,10°С); чрезмерная (гипертермическая) – свыше 41,10°С.
В зависимости от продолжительности лихорадочного периода выделяют лихорадку эфемерную (от нескольких часов до 1–3 дней); острую (до 15 дней); подострую (до 45 дней); хроническую (более 45 дней).
Следует отметить, что в настоящее время в практической работе классические температурные кривые, позволяющие выявить характер лихорадки (постоянная, послабляющая, перемежающаяся, истощающая, неправильная), приходится видеть редко из–за широкого применения антибактериальных и жаропонижающих препаратов в дебюте заболевания.
Особое внимание следует обращать на клинические эквиваленты соответствия/несоответствия процессов теплоотдачи и теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей и фоновых состояний лихорадка, даже при одинаковом уровне гипертермии, у детей может протекать по–разному.
Выделяют «розовый» и «бледный» варианты лихорадки. Если при повышении температуры тела теплоотдача соответствует теплопродукции, то это свидетельствует об адекватном течении лихорадки. Клинически это проявляется «розовой» лихорадкой. При этом наблюдается нормальное поведение и удовлетворительное самочувствие ребенка, кожные покровы розовые или умеренно гиперемированные, влажные и теплые на ощупь. Это прогностически благоприятный вариант лихорадки. Отсутствие потливости у ребенка с лихорадкой и розовыми кожными покровами должно насторожить в плане подозрения на выраженное обезвоживание (рвота, диарея, тахипноэ).
При «бледном» варианте теплоотдача не соответствует теплопродукции из–за существенного нарушения периферического кровообращения. При этом клинически отмечаются нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, бледность, мраморность, сухость кожных покровов, акроцианоз, холодные стопы и ладони, тахикардия. Эти клинические проявления свидетельствуют о прогностически неблагоприятном течении лихорадки.
Одним из клинических вариантов неблагоприятного течения лихорадки является гипертермический синдром. Это патологический вариант лихорадки, при котором отмечается неадекватная перестройка терморегуляции с резким увеличением теплопродукции и резким снижением теплоотдачи. Клинически – это быстрое повышение температуры тела, нарушение микроциркуляции, метаболические расстройства и прогрессивно нарастающая дисфункция жизненно важных органов и систем, а также отсутствие эффекта от жаропонижающих препаратов. Следует помнить, что в основе выделения гипертермического синдрома в отдельный вариант температурной реакции лежит не степень повышения температуры тела до конкретных цифр, а тяжесть состояния, что в конечном итоге и определяет прогноз заболевания.
У детей раннего возраста развитие гипертермического синдрома в подавляющем большинстве случаев обусловлено инфекционным воспалением с развитием токсикоза [5,6]. Гипертермический синдром и «бледная» лихорадка в отличие от «благоприятной», «розовой» являются прямым указанием на необходимость оказания комплексной неотложной помощи.
Таким образом, при одинаковом уровне гипертермии могут наблюдаться различные варианты течения лихорадки, развитие которых находится в прямой зависимости от индивидуальных, возрастных, преморбидных особенностей и сопутствующих заболеваний ребенка.
Лихорадка может явиться причиной развития тяжелых патологических состояний. Возможные осложнения при лихорадочных состояниях приведены в таблице 1.
Известно, что повышение температуры тела – неспецифический симптом, возникающий при многочисленных заболеваниях и патологических состояниях.
При проведении дифференциальной диагностики следует обращать внимание на клиническую картину лихорадки, что позволит сузить круг возможных причин повышения температуры. Это касается наличия озноба, потливости, интоксикационного синдрома, лимфаденопатии. Так, озноб и выраженная потливость характерны в первую очередь для бактериальной инфекции, но могут наблюдаться и при лимфопролиферативном процессе (лимфогранулематозе). Интоксикация при инфекционной патологии выражается резкой слабостью, отсутствием или значительным снижением аппетита, тошнотой, рвотой, сухостью слизистых, олигурией. Лихорадка вирусной природы нередко сопровождается лимфаденопатией, при этом лимфатические узлы мягкие, ограничены от окружающих тканей, симметричны, слегка болезненны.
Важными элементами дифференциальной диагностики являются:
• патогномоничные клинические симптомы и симптомокомплексы, позволяющие диагностировать заболевание;
• результаты параклинических исследований.
К обязательным методам первичного обследования больного с лихорадкой относят: термометрию в 3–5 точках (в подмышечных, паховых областях, в прямой кишке); биохимический анализ крови (СРБ, фибриноген, белковые фракции, холестерин, активность печеночных ферментов и др.); общий анализ мочи. Дополнительные исследования у ребенка с лихорадкой проводятся в зависимости от жалоб и выявленных в процессе динамического наблюдения симптомов.
Клиническая картина заболевания в сочетании с указанными лабораторными показателями позволяет дифференцировать «воспалительную» и «невоспалительную» лихорадку. К признакам «воспалительной» лихорадки относятся:
• связь дебюта заболевания с инфекцией (катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, наличие симптомов инфекционного заболевания, отягощенный эпиданамнез);
• воспалительные изменения со стороны крови (лейкоцитоз, ускорение СОЭ, повышение уровня фибриногена, С–реактивного белка, диспротеинемия);
• наличие симптомов интоксикации;
• нарушение самочувствия;
• тахикардия и тахипноэ;
• купирование лихорадки при применении жаропонижающих средств;
• положительный эффект при назначении антибактериальных средств.
Лихорадка при иммунопатологических процессах упорная и имеет ряд особенностей, наиболее выраженных при аллергосептическом варианте ювенильного ревматоидного артрита:
• по характеру – интермиттирующая, по степени выраженности – фебрильная с одним–двумя суточными пиками;
• повышение температуры сопровождается кожными высыпаниями;
• появление лихорадки наблюдается задолго до развития суставного синдрома, лимфоаденопатии и других проявлений заболевания;
• при назначении антибактериальной терапии лихорадка не снижается;
• жаропонижающие средства дают слабый и кратковременный эффект;
• назначение глюкокортикостероидных препаратов приводит к нормализации температуры в течение 24–36 ч;
• в клиническом анализе крови: лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, ускорение СОЭ до 40–60 мм/ч; СРБ – резко увеличен.
Для «невоспалительной» температурной реакции характерны: хорошая переносимость лихорадки; наличие связи с психоэмоциональными влияниями; отсутствие озноба, возможно чувство жара; нормализация температуры ночью; отсутствие адекватного учащения пульса при повышении температуры; спонтанное снижение температуры; отсутствие эффекта от жаропонижающих препаратов; выявление асимметрии при температурном картировании (измерение температуры в 5 точках).
Вегетативные нарушения, сопровождающиеся повышением температуры, наиболее часто встречаются у детей дошкольного и школьного возраста, особенно в пубертатный период. Отмечено, что периоды повышения температуры имеют сезонный характер (чаще – осень, зима) и могут сохраняться в течение нескольких недель.
Следует подчеркнуть, что лихорадка расценивается как следствие нейровегетативной дизрегуляции только в том случае, когда ребенок обследован и исключены другие возможные причины гипертермии [8]. При этом проводится комплексное лечение вегетативной дистонии, а жаропонижающие лекарственные средства не назначаются.
При лихорадке, обусловленной эндокринной патологией, сопровождающейся повышенным образованием гормонов (тироксина, катехоламинов), лекарственной аллергией, также не требуется применения антипиретиков. Температура при этом обычно нормализуется на фоне лечения основного заболевания либо при отмене аллергизирующего препарата.
Лихорадка у новорожденных и детей первых 3 мес. требует пристального медицинского наблюдения. Так, если лихорадка возникает у новорожденного ребенка в течение первой недели жизни, необходимо исключить возможность обезвоживания в результате чрезмерной потери массы тела, что чаще встречается у детей, родившихся с крупной массой. В этих случаях показано проведение регидратации. У новорожденных и детей первых месяцев жизни возможно повышение температуры в связи с перегреванием и чрезмерным возбуждением. Подобные ситуации чаще возникают у недоношенных и детей, родившихся с признаками морфофункциональной незрелости. При этом воздушная ванна способствует быстрой нормализации температуры тела. При сохраняющейся лихорадке у детей до 3 мес. жизни показана госпитализация для исключения патологии и возможности развития осложнений лихорадочного состояния.
Дифференциальная диагностика лихорадки приводит, как правило, к выяснению ее причины и установлению диагноза. В отдельных случаях причина лихорадки остается неясной, и тогда гипертермия интерпретируется как лихорадка неясного генеза (ЛНГ). О ЛНГ говорят при продолжительности лихорадки более 2–3 нед., повышении температуры выше 38,00°–38,30°С и если диагноз не установлен в течение недели интенсивного обследования [1,7,9]. Однако даже в случае неясной лихорадки в последующем диагностируются не необычные патологические процессы, а хорошо известные врачам заболевания, протекающие нетипично и проявляющиеся в дебюте преимущественно лихорадочным синдромом [18]. По литературным данным, в 90% случаев причинами ЛНГ являются серьезные инфекции, диффузные болезни соединительной ткани, онкологические заболевания [7].
При выяснении причины ЛНГ педиатру следует:
1. Исключить наличие и обострение очагов хронической инфекции в носоглотке (синуситы, тонзиллит, аденоидит).
2. Уточнить данные туберкулезного анамнеза, ибо следует помнить, что одной из наиболее частых причин ЛНГ является туберкулез. Длительное течение лихорадки может указывать на появление внелегочных очагов заболевания. При этом наиболее частой внелегочной локализацией инфекции являются почки и костная ткань.
3. Необходимо помнить о возможности развития эндокардита у детей с врожденными пороками сердца.
4. Следует исключить дебют одного из вариантов системных васкулитов (болезнь Кавасаки, узелковый полиартериит), т.к. последние составляют около 10% всех случаев ЛНГ [7].
5. Важно знать, что лихорадка может быть одним из проявлений аллергической реакции на различные лекарственные препараты, в т.ч. и антибактериальные.
6. Среди злокачественных новообразований лимфомы наиболее часто сопровождаются лихорадкой.
Наряду с клиническими и традиционными параклиническими данными требуются дополнительные исследования для выявления возможной причины ЛНГ.
В таблице 2 представлены информативные методы исследования, которые в совокупности с клинической симптоматикой позволят врачу грамотно и целенаправленно провести диагностический поиск и выявить причину лихорадки, ранее расцененной как ЛНГ. При составлении таблицы использованы многолетние клинические наблюдения и опыт сотрудников кафедры педиатрии РМАПО, литературные данные, а также Номенклатура работ и услуг в здравоохранении РФ [1,7,9,10].
В педиатрической практике повышение температуры – одна из основных причин бесконтрольного применения различных лекарственных средств [4,11]. При этом нередко назначаются медикаменты, в том числе и жаропонижающие, без веских на то оснований. Очевидно, что при лихорадке целесообразно строго придерживаться определенного алгоритма действий.
Прежде всего, необходимо определить, нуждается ли ребенок с лихорадкой в оказании неотложной помощи, выяснить, является ли для данного ребенка лихорадка фактором риска развития серьезных осложнений. В группу риска по развитию осложнений при лихорадке входят дети:
• до 2 мес. при температуре выше 38°С;
• до 2 лет при температуре выше 39°С;
• в любом возрасте при температуре выше 40°С;
• с фебрильными судорогами в анамнезе;
• с заболеваниями ЦНС;
• с хронической патологией органов кровообращения;
• с обструктивным синдромом;
• с наследственными метаболическими заболеваниями.
В зависимости от анализа клинико–анамнестических данных в каждом конкретном случае выбирается индивидуальная стратегия наблюдения и рациональная тактика терапевтических действий. Алгоритмы лечебных мероприятий в зависимости от наличия преморбидного фона и степени выраженности гипертермии приведены на рисунках 2 и 3.
Известно, что если у ребенка с неотягощенным преморбидным фоном температурная реакция имеет благоприятный характер («розовая» лихорадка), не превышает 39оС и не оказывает отрицательного влияния на состояние ребенка, то от назначения жаропонижающих средств следует воздержаться. В этих случаях показано обильное питье, могут быть использованы физические методы охлаждения.
В ситуациях, когда клинические и анамнестические данные свидетельствуют о необходимости проведения жаропонижающей терапии (дети из группы риска, «бледная» лихорадка, гипертермический синдром), следует руководствоваться официальными рекомендациями ВОЗ, Федеральным руководством, рекомендациями Союза педиатров России по стратегии применения антипиретиков у детей [7,12,13]. Среди всех жаропонижающих лекарственных средств только парацетамол и ибупрофен рекомендованы для использования в педиатрической практике, поскольку полностью отвечают критериям высокой терапевтической эффективности и безопасности.
Согласно рекомендациям ВОЗ, ацетилсалициловая кислота не должна использоваться как анальгетик–антипиретик у детей в возрасте до 12 лет из–за опасности серьезного осложнения – развития синдрома Рея [13,16–18]. Применение метамизола как жаропонижающего и обезболивающего средства допустимо лишь при индивидуальной непереносимости препаратов выбора (парацетамола, ибупрофена) и необходимости парентерального применения антипиретика.
Механизм действия ибупрофена и парацетамола изучен и широко освещен в литературе [4,14,15]. В основе жаропонижающего эффекта препаратов лежит угнетение синтеза простагландинов за счет снижения активности циклооксигеназы (ЦОГ). Известно, что ЦОГ, ее изоферменты принимают непосредственное участие в синтезе простагландинов. Блокируя активность ЦОГ, уменьшая синтез провоспалительных простагландинов, лекарственные препараты оказывают антипиретическое, аналгезирующее и противовоспалительное действие.
Ибупрофен обладает двойным антипиретическим эффектом – центральным и периферическим. Центральное действие заключается в блокировании ЦОГ в ЦНС и, соответственно, угнетении центров боли и терморегуляции. Механизм периферического жаропонижающего действия ибупрофена обусловлен ингибицией образования простагландинов в различных тканях, что приводит к уменьшению фагоцитарной продукции цитокинов, в том числе и эндогенного пирогена – ИЛ–1, и к снижению активности воспаления с нормализацией температуры тела.
Жаропонижающий и обезболивающий эффекты парацетамола связаны с ингибированием активности ЦОГ в ЦНС без влияния на фермент, локализующийся в других тканях. Этим объясняется слабое противовоспалительное действие препарата. В то же время отсутствие блокирующего влияния на ЦОГ и синтез простагландинов в тканях обусловливает отсутствие отрицательного влияния препарата на слизистые желудочно–кишечного тракта и водно–солевой обмен [19].
При проведении жаропонижающей терапии парацетамол и ибупрофен могут применяться в виде монотерапии с 3–х мес. жизни, а их комбинация – с 3 лет. Исследования показали, что эффективность ибупрофена и парацетамола при совместном применении выше, чем каждого из них в отдельности, т.е. препараты в комбинации взаимоусиливают свое действие. Потенцирующий эффект препаратов был подтвержден в клинических исследованиях. Отмечено, что снижение температуры на фоне комбинированного применения парацетамола и ибупрофена достигается при меньших дозах, чем от этих препаратов, примененных по отдельности [19–22].
Противопоказаниями к назначению парацетамола являются заболевания печени, почек и органов кроветворения, а также дефицит фермента глюкозо–6–фосфат–дегидрогеназы, противопоказания к назначению ибупрофена – эрозивно–язвенные поражения ЖКТ в период обострения и патология зрительного нерва.
Следует отметить, что одновременное назначение 2–х жаропонижающих средств значительно снижает комплаентность пациентов и их родителей к лечению. Нередко бывает затруднительной и точность дозирования рекомендуемых препаратов. Более того, возможность нерациональных комбинаций увеличивает риск побочных реакций. В этом отношении фиксированная комбинация антипиретиков предпочтительнее.
Единственной фиксированной низкодозовой комбинацией двух жаропонижающих средств, зарегистрированной в России для применения в педиатрической практике, является лекарственный препарат Ибуклин. В состав Ибуклина входят ибупрофен и парацетамол. Препарат имеет существенные преимущества по сравнению с каждой из его составляющих, ибо в указанной комбинации сочетаются безопасность с быстрым началом действия препарата и длительностью жаропонижающего эффекта [19].
Диспергидрированная таблетка детской лекарственной формы (Ибуклин Юниор) содержит 125 мг парацетамола и 100 мг ибупрофена. Таблетка растворяется в 5 мл воды для получения суспензии с помощью прилагающейся ложечки. Разовая доза – 1 таблетка. Суточная доза зависит от возраста и веса ребенка:
• 3–6 лет (15–20 кг) – 3 таблетки в сут.;
• 6–12 лет (20–40 кг) – 5–6 таблеток в сут. с интервалом 4 ч;
• дети старше 12 лет – 1 «взрослая» таблетка 3 раза в сут. Следует помнить, что в качестве жаропонижающего средства Ибуклин не следует принимать пациентам любого возраста более 3 дней.
Следует помнить, что возможные причины лихорадки чрезвычайно многообразны, поэтому только тщательный сбор анамнеза, анализ клинических данных в сочетании с углубленным целенаправленным обследованием позволят лечащему врачу выявить конкретную причину лихорадки, диагностировать заболевание и назначить соответствующую терапию.

Читайте также:  Как лечить лихорадку на губах у детей

источник