Меню Рубрики

Взятие биоматериала на дифтерию производится из

Показания. Бактериологическому исследованию подлежат: 1) с диагностической целью больные с подозрением на дифтерию ежедневно в течение 3-х дней с момента обращения; больные с налетом на миндалинах, дужках, язычке, с подозрением на паратонзиллит, паратонзилярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, стенозирующий ларинготрахеит – однократно; 2) по эпидемическим показаниям все контактные – однократно; 3) с профилактической целью вновь поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением центральной нервной системы, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, психоневрологические санатории – однократно. Исследование направлено на выделение возбудителя и идентификацию его патогенных признаков, включая токсигеннность.

Аппаратура, инструментарий, медикаменты:

· исследуемый материал (слизь и пленки с миндалин, ротоглотки, носа, глаза, уха, раны, кожи, влагалища, пупочной ранки);

· стерильные ватные сухие тампоны или стерильные тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина в физиологическом растворе с рН 7,6;

· среды обогащения, питательные среды;

· стерильные шпатели, проволочки, деревянные палочки, пробирки, предметные стекла;

· биксы, теплая грелка или сумка-«термос».

Техника выполнения

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны, а при транспортировке в жаркое время – тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина на физиологическом растворе. Материал с миндалин и носа берут отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 ч после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов.

При наличии налетов материал берут с границы пораженной и здоровой ткани, слегка нажимая на них тампоном. Исследуют пленки с миндалин, гортани и других участков. При редких локализациях дифтерии – поражениях глаза, уха, раны и т.д. – берут материал из мест поражения, а также из зева и носа.

После забора материала на посев его необходимо немедленно доставить в лабораторию. Эффективность бактериологического метода зависит от длительности периода между забором материала и посевом. Положительные результаты высоки при посеве у постели больного и маловероятны при посеве через 2-3 ч после забора материала.

Собранный из мест поражения материал засевают на элективные среды (Леффлера, Клауберга) и помещают в термостат при 37 о С. Предварительный ответ об обнаружении бактерий, подозрительных на дифтерию, выдают через 24-48 ч, а окончательный – через 48 ч (культура токсигенная) или через 72 ч (культура нетоксигенная). Токсигенность коринебактерий дифтерии определяют на плотных питательных средах методом преципитации в геле по Оухтерлони.

Для предварительной ориентации можно проводить микроскопию мазков с целью получения немедленного ответа. Для приготовления мазка-отпечатка необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Ватный тампон, укрепленный на деревянной палочке или металлической проволочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в носовой ход (или со слизистой небных миндалин), делают несколько вращательных движений. После этого тампон помещают на предметное стекло и производят отпечатки. В мазках при микроскопии обнаруживают попарно под углом друг к другу расположенные палочки-возбу­дители заболевания.

Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2883 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10072 — | 7743 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

Читайте также:  Анализ посев из зева и носа на дифтерию

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

источник

Взятие материала проводится до начала антибактериальной терапии или не ранее, чем через 2 недели после ее окончания.

  • Ротоглотка. Взятие материала проводят до еды, питья и чистки зубов.
  • Мокрота. Перед сбором мокроты почистить зубы и прополоскать рот и горло водой Сбор материала производить после глубокого откашливания сначала в стерильный контейнер с крышкой. Далее, необходимо, пропитать содержимым зонд-тампон в течение 5 секунд, стараясь захватить плотные комочки, и погрузить зонд-тампон в пробирку, обломить по метке и плотно закрыть крышкой
  • Пазухи носа, Бронхоальвеолярный лаваж, трахеобронхиальные смывы: Взятие биоматериала производит врач!

В лабораторию необходимо доставить пробирку с крышкой фиолетового цвета, с жидкой средой AMIES, с зонд-тампоном, пропитанным биоматериалом (пробирку можно получить в регистратуре CMD). Доставка в лабораторию в день взятия биоматериала.

Метод исследования: Микробиологический

Corynebacterium diphtheriae (палочки Леффлера) – возбудители дифтерии, характеризующейся фибринозным воспалением в месте входных ворот инфекции и токсическим поражением преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем. Наиболее частая форма – дифтерия ротоглотки (дифтерийная ангина), а при локализации воспаления на гортани или трахее может развиться дифтерийный круп. Основной путь передачи воздушно-капельный. Заражение происходит от больных или бактерионосителей.

Идентификация микроорганизма производится на высокоточном масс-спектрометре Microflex (Bruker).

  • Обследование лиц с подозрением на дифтерию;
  • Обследование контактных лиц;
  • Оценка эффективности антибактериальной терапии.

Результат бактериологического исследования , в случае обнаружения возбудителя дифтерии (Corynebacterium diphtheriae) предоставляется в качественном формате.

Референсные значения (вариант нормы): не обнаружено.

Интерпретация проводится врачом с учетом клинических проявлений.

Обращаем Ваше внимание на то, что интерпретация результатов исследований, установление диагноза, а также назначение лечения, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, должны производиться врачом соответствующей специализации.

» [«serv_cost»]=> string(3) «820» [«cito_price»]=> NULL [«parent»]=> string(3) «542» [10]=> string(1) «1» [«limit»]=> NULL [«bmats»]=> array(8) array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(14) «Мокрота» > [1]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(47) «Бронхоальвеолярный лаваж» > [2]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(12) «Другой» > [3]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(52) «Мазок/отделяемое ротоглотки» > [4]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(52) «Мазок/отделяемое носоглотки» > [5]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(57) «Мазок/отделяемое носовых ходов» > [6]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(34) «Пунктат пазух носа» > [7]=> array(3) string(1) «N» [«own_bmat»]=> string(2) «12» [«name»]=> string(47) «Трахеобронхиальные смывы» > > >

Биоматериал и доступные способы взятия:
Тип В офисе
Мокрота
Бронхоальвеолярный лаваж
Другой
Мазок/отделяемое ротоглотки
Мазок/отделяемое носоглотки
Мазок/отделяемое носовых ходов
Пунктат пазух носа
Трахеобронхиальные смывы
Подготовка к исследованию:

Взятие материала проводится до начала антибактериальной терапии или не ранее, чем через 2 недели после ее окончания.

  • Ротоглотка. Взятие материала проводят до еды, питья и чистки зубов.
  • Мокрота. Перед сбором мокроты почистить зубы и прополоскать рот и горло водой Сбор материала производить после глубокого откашливания сначала в стерильный контейнер с крышкой. Далее, необходимо, пропитать содержимым зонд-тампон в течение 5 секунд, стараясь захватить плотные комочки, и погрузить зонд-тампон в пробирку, обломить по метке и плотно закрыть крышкой
  • Пазухи носа, Бронхоальвеолярный лаваж, трахеобронхиальные смывы: Взятие биоматериала производит врач!

В лабораторию необходимо доставить пробирку с крышкой фиолетового цвета, с жидкой средой AMIES, с зонд-тампоном, пропитанным биоматериалом (пробирку можно получить в регистратуре CMD). Доставка в лабораторию в день взятия биоматериала.

Метод исследования: Микробиологический

Corynebacterium diphtheriae (палочки Леффлера) – возбудители дифтерии, характеризующейся фибринозным воспалением в месте входных ворот инфекции и токсическим поражением преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем. Наиболее частая форма – дифтерия ротоглотки (дифтерийная ангина), а при локализации воспаления на гортани или трахее может развиться дифтерийный круп. Основной путь передачи воздушно-капельный. Заражение происходит от больных или бактерионосителей.

Идентификация микроорганизма производится на высокоточном масс-спектрометре Microflex (Bruker).

  • Обследование лиц с подозрением на дифтерию;
  • Обследование контактных лиц;
  • Оценка эффективности антибактериальной терапии.

Результат бактериологического исследования , в случае обнаружения возбудителя дифтерии (Corynebacterium diphtheriae) предоставляется в качественном формате.

Референсные значения (вариант нормы): не обнаружено.

Интерпретация проводится врачом с учетом клинических проявлений.

Обращаем Ваше внимание на то, что интерпретация результатов исследований, установление диагноза, а также назначение лечения, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, должны производиться врачом соответствующей специализации.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Copyright ФБУН Центральный НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, 1998 — 2019

Центральный офис: 111123, Россия, Москва, ул. Новогиреевская, д.3а, метро «Шоссе Энтузиастов», «Перово»
+7 (495) 788-000-1, info@cmd-online.ru

! Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

источник

71-00-404. Посев материала верхних дыхательных путей на Corynebacterium diphtheriae (дифтерию) – 2 локализации (зев + нос)

Биоматериал: Мазок из зева и носа

Срок выполнения (в лаборатории): 4 р.д. *

Метод диагностики дифтерии, заключающийся в посеве исследуемого материала на питательные среды с последующим выделением возбудителя инфекции. Для обследования берется материал (мазок) из двух локусов (зев+нос). Выявление возбудителя в исследуемом материале позволяет поставить точный диагноз и назначить адекватную терапию.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, протекающее в виде острого воспаления верхних дыхательных путей, преимущественно глотки (около 90 % случаев), а также носа, кожи, глаз и половых органов. Возбудителем болезни является бактерия Corynebacterium diphteriae, которая выделяет в процессе жизнедеятельности опасный для человека дифтерийный токсин.

Механизм передачи — воздушно-капельный от уже заболевших людей или от здоровых носителей инфекции; значительно реже она передается контактно-бытовым путем, например, через предметы обихода. Наиболее восприимчивы к заражению дифтерийной палочкой дети в возрасте 3–7 лет, но в последние годы увеличилась заболеваемость подростков и взрослых.

На данное исследование скидки не предоставляются (см. Положение о скидках)

  • посев на BL, бактериологическое исследование верхних дыхательных путей (зев)на выявление Corynebacterium diphtheriae без определения чувствительности к антибактериальным препапратам
  • Исследования рекомендуется проводить до начала курса антибактериальной терапии.
  • Зев. Процедуру взятия биоматериала проводит медперсонал. Взятие проводится натощак или через 2-3 часа после еды с использованием шпателя, не касаясь губ, щек, языка, зубов. За 2-3 часа до исследования не употреблять чай, кофе, воду, сок и не орошать зев лекарственными средствами. При наличии налетов взятие производится с границы здоровой и пораженной ткани, с легким нажатием на тампон.
  • Нос. За 2 часа до взятия мазка не использовать назальные спреи и капли. Перед взятием биоматериала из носа необходимо очистить ходы от слизи и гноя.

Предшествующий прием антибактериальных препаратов может привести к ложноотрицательному результату.

Интерпретация результатов:

Повышение референсных значений:
Наличие Corynebacterium diphtheriae свидетельствует об этиологическом факторе выделенного возбудителя в клинической картине.Определение чувствительности к антибактериальным препаратам в данном исследовании не проводится.

Понижение референсных значений:
Отсутствие Corynebacterium diphtheriae – норма .

Взятие биоматериала проводится специалистом в условиях процедурного кабинета.

Адреса медицинских центров, в которых можно заказать исследование, уточняйте по телефону 8-800-100-363-0
Все медицинские центры СИТИЛАБ в г. Севастополь >>

Код Наименование Цена Заказ
11-14-003 СОЭ (по Вестергрен) — капиллярная кровь от 1 р.д. 130.00 р.
22-20-100 С-реактивный белок (высокочувствительный) от 1 р.д. 280.00 р.
22-20-101 Антистрептолизин О (АСЛ-О) от 1 р.д. 290.00 р.
62-81-700 ДНК комплекса микобактерий туберкулеза (M. tuberculosis — M. bovis complex), мокрота от 1 р.д. 570.00 р.
71-84-302 Посев кала на сальмонеллы, шигеллы с определением чувствительности к антибиотикам от 4 р.д. 760.00 р.

* На сайте указан максимально возможный срок выполнения исследования. Он отражает время выполнения исследования в лаборатории и не включает время на доставку биоматериала до лаборатории.
Приведенная информация носит справочный характер и не является публичной офертой. Для получения актуальной информации обратитесь в медицинский центр Исполнителя или call-центр.

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

Показания.Обследованию с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL подлежат: 1) пациенты с диагно­зом «дифтерия» или «дифтерия?»; 2) реконвалесценты дифтерии; 3) бактерионосители токсигенного штамма после их санации; 4) больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов, стенотическим ларинготрахеитом, мононуклеозом, паратонзиллярным абсцессом; 5) дети и взрослые, общавшиеся с источником инфек­ции; 6) дети, вновь поступающие в детские дома, шко­лы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением ЦНС, туберкулезом; 7) дети, подле­жащие оперативному вмешательству по поводу лор-па­тологии.

Общие сведения.Материал для исследования у всех пациентов берут из ротоглотки и носа стериль­ными тампонами на деревянных палочках. В случае вы­явления дифтерии других локализаций делается допол­нительный посев с соответствующих очагов поражения (гортани, половых органов, кожи, глаз). При подозре­нии на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5—2 см от нижнего конца под углом 135°).

Бактериологическое обследование больных жела­тельно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пора­женного участка и видимо здоровой ткани, частично проникая под налет, что увеличивает вероятность вы­деления возбудителя.

Мазок из ротоглотки (гортаноглотки, гортани) бе­рут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисепти­ческими растворами или не ранее 2 ч после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна произ­водиться не позднее 3 ч после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применя­ют среды обогащения или тампоны, смоченные в растворе глицерина 5% с раствором на­трия хлорида 0,9%. Предварительный результат бактерио­логического исследования получают на 2-е сутки, окон­чательный — на 4-е.

Читайте также:  Противопоказания при вакцинации против дифтерии

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки (2 шт.) с ватными тампонами на деревянном стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) шпатель в упа­ковке; 3) бикс для транспортировки пробирок, штатив, пеленка, термометр; 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские, маска; 6) инструментальный столик; 7) бланк-направления; 8) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть маску, пер­чатки.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение.

6. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, со­ответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампо­ном и промаркировать.

7. Установить пробирки в штатив.

8. Усадить ребенка к источнику света и предложить широко открыть рот. Детей младшего возраста фикси­рует помощник.

Основной этап выполнения манипуляции.9. Из­влечь тампон из пробирки с маркировкой. Шпателем прижать язык и по нему ввести тампон в ротоглотку.

10. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

11. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее на­ружной стенки.

12. Извлечь другой тампон из пробирки и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

13. Сделать не­сколько вращатель­ных движений, стара­ясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

14. Осторожно из­влечь тампон, не каса­ясь кожи носа. Аналогично выполнить взятие материала из другого носового хода. Поместить тампон во вторую пробирку.

15. Для взятия мате­риала от больного диф­терией гортани взять пробирку с маркиров­кой

16. Прижать язык шпателем и по нему ввести там­пон в глотку.

17. Повернуть загнутый конец вниз и взять матери­ал веерообразным движением, коснувшись 2—3 раза слизистой глотки.

18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не ка­саясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в соот­ветствующую пробирку.

Заключительный этап выполнения манипуляции.19. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просу­шить руки, обработать кремом при необходимости.

20. Пробирки с исследуемым материалом поместить в бикс, на дне которого находится пеленка, смоченная дезинфицирующим раствором.

21. Направление поместить в полиэтиленовый (кле­енчатый) пакет.

22. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ

(на сестринском посту в инфекционном стационаре)

Показания.Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) выявленные бактерионосители после их са­нации.

Общие сведения.Наиболее часто возбудитель вы­севается в первые 2 недели заболевания. Взятие мате­риала производят натощак или через 2—3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими раствора­ми. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому чашки Петри и пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой тем­пературы 37 — 38 °С. Результат посева получают через 72ч.

Бактериологическое обследование больных коклю­шем проводится в отделении инфекционного стациона­ра. Обследование детей, контактировавших с больным коклюшем, осуществляется в территориальных бакте­риологических лабораториях.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки с глоточными тампонами (ватные тампоны на ме­таллическом стержне, изогнутые на расстоянии 1,5 — 2 см от нижнего конца под углом 135°) в биксе или крафт-пакетах; 2) две чашки Петри с питательной сре­дой; 3) шпатель в упаковке; 4) бикс для транспортиров­ки пробирок, пеленка, грелка, термометр; 5) маркер по стеклу; 6) перчатки медицинские, маска; 7) инструмен­тальный столик; 8) лоток; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки, маску.

5. Обработать инструментальный столик дезинфи­цирующим раствором и поставить на него необходимое оснащение. Выложить на обеззараженный лоток (в бикс) грелку в пеленке, две чашки Петри, пробирку с глоточным тампоном, шпатель в упаковке.

6. Отметить маркером по стеклу номер на чашках Петри, пробирке, соответствующий номеру в направлении и журнале. В предбокснике надеть второй медицинский халат.

7. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фик­сирует помощник.

Основной этап выпол­нения манипуляции. Взя­тие материала с помо­щью глоточного тампо­на (1-й метод). 8. Пред­ложить ребенку широко открыть рот. Прижать язык шпателем и по нему ввести тампон в глотку, повернуть загнутый ко­нец вниз и веерообраз­ным движением, коснув­шись 2—3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой обо­лочки рта и зубов.

9. Произвести посев материала на чашку Петри с подогретой питательной средой.

Метод «кашлевых пластинок» (2-й метод). 8. Взять вторую чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10—12 см от рта больного, улавливая 8—9 кашлевых толчков. При отсутствии ка­шля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

9. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в бикс (лоток) на грелку. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. В предбокснике обработать дезинфицирующим раствором лоток (бикс), снять второй халат, вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчат­ках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Срочно транспортировать взятый материал в биксе (лотке) на грелке в бактериологическую лабора­торию.

КАЛА НА ПАТОГЕННУЮ КИШЕЧНУЮ ФЛОРУ (ПКФ)

Показания.Обследованию подлежат: 1) больные острой кишечной инфекцией (ОКИ) или с подозрени­ем на нее; 2) реконвалесценты ОКИ; 3) бактерионоси­тели после санации; 4) дети, бывшие в контакте с ис­точником ОКИ; 5) госпитализируемые дети до 2 лет; 6) дети, поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с пора­жением ЦНС, туберкулезом и другие учреждения за­крытого типа.

Общие сведения.Существует два основных метода взятия материала на ПКФ: с помощью ректального тампона и нативного материала.|Кал для бактериологи­ческого исследования собирают из обеззараженного и тщательно отмытого от дезинфектанта горшка, у детей младшего возраста — с пеленки. Для повышения высеваемости возбудителей кишечных инфекций кал на по­сев рекомендуется брать до начала этиотропной тера­пии, лучше в первые часы заболевания. Взятие матери­ала производят из свежевыделенных испражнений, вы­бирая слизь, фибринные пленки, гнойные комочки, прожилки крови, содержащие наибольшее количество возбудителя, но без сгустков крови, так как кровь бак­терицидна и задерживает рост микробов.

Забор кала производят в стерильные флаконы (про­бирки) с консервантом (раствор глицерина 30% в растворе натрия хлорида 0,9%) и до отправки в лабораторию хранят в холодильнике.

Срок доставки материала в лабораторию — не позд­нее 2 ч после забора. При невозможности своевремен­ной доставки он помещается в холодильник при темпе­ратуре +4 °С и направляется на исследование не позд­нее 12 ч после забора. Окончательный результат посе­ва получают на 4—5-е сутки.

Оснащение рабочего места:1) стерильные пробир­ки с ватными тампонами на деревянном (металличес­ком) стержне в биксе или крафт-пакетах; 2) флакон или пробирка со стерильным консервантом (раствор хлорида натрия 0,9% или раствор глицерина 30% в растворе хлорида натрия 0,9%); 3) стериль­ный флакон с крышкой; 4) стерильные стержни (шпа­тели, колпачки от игл, деревянные или стеклянные палочки) в крафт-пакете; 5) бикс для транспортировки, штатив, пеленка; 6) маркер по стеклу; 7) перчатки медицин­ские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направле­ние; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Написать маркером по стеклу номер на пробирке (фла­коне), соответствующий номеру в направлении и жур­нале.

Основной этап выполнения манипуляции. Взятие материала методом ректального тампона (1-й ме­тод). 7. Извлечь из пробирки стерильный тампон. Соблюдая условия стерильности, ввести тампон в пробирку (флакон) с консервантом и смочить его.

8. Уложить ребенка раннего возраста на спину, старшего — на левый бок. Пальцами левой руки раз­двинуть ягодицы, правой рукой осторожно, без наси­лия, вращательно-поступательными движениями ввес­ти тампон в прямую кишку, детям раннего возраста на глубину 3—4 см, старшим детям на глубину 6—8 см.

9. Извлечь тампон и вернуть в стерильную пробир­ку, не касаясь ее краев. Пробирку поставить в штатив для исследуемого материала.

Взятие нативного материала (2-й метод). 7. От­крыть стерильный флакон, оставив резиновую (пласт­массовую) пробку внутри колпачка из крафт-бумаги.

8. Взять кал стерильным стержнем (шпателем, кол­пачком от игл, деревянной или стеклянной палочкой). Поместить их в стерильный флакон.

9. Залить кал во флаконе консервантом в объеме, в 2 — 3 раза превышающем объем кала. Закрыть флакон стерильной пробкой и колпачком.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять перчатки. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Поставить в бикс на пеленку, смоченную дезин­фицирующим раствором, штатив с пробирками и фла­коны с исследуемым материалом. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Временно, до отправки в лабораторию, помес­тить бикс в холодильник.

13. Транспортировать взятый материал в биксе в бактериологическую лабораторию.

ВЗЯТИЕ КАЛА НА ЯЙЦА ГЕЛЬМИНТОВ

Показания.Обследование детей при госпитализа­ции, поступлении в детское дошкольное учреждение, посещении плавательного бассейна, подозрении на гельминтозы, контрольном обследовании после дегель­минтизации, массовом обследовании детей дошколь­ных учреждений и первых 4 классов школ.

Общие сведения.При обследовании на аскаридоз, трихоцефалез ребенка высаживают на горшок или бе­рут кал с пеленки. Горшок должен быть чистый, пред­варительно обработанный кипятком. Кал берут из раз­ных мест чистой палочкой, колпачком от использован­ных игл, шпателем и помещают в баночку с широким горлом. В лабораторию материал доставляют в тече­ние 30 мин с момента взятия анализа. При обследова­нии на энтеробиоз материал берут липкой лентой с пе-рианальных складок (метод отпечатка). Обследование проводят рано утром, желательно сразу после сна. Ре­бенка не подмывают, чтобы не удалить с поверхности кожи яйца гельминтов.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА ЭНТЕРОБИОЗ

Оснащение рабочего места:1) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка); 3) предмет­ные стекла; 4) маркер по стеклу; 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный сто­лик; 9) бланк-направление; 10) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на предметном стекле, аналогичный номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляция.7. Отре­зать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.

8. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполня­ется матерью или другим лицом).

9. К перианальной области приложить отрезок лен­ты, плотно прижать его шпателем (деревянной палоч­кой) и несколько раз провести по ленте.

10. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.

Заключительный этап выполнения манипуляции.11. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

12. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

13. Транспортировать предметные стекла на лотке (в биксе) в лабораторию.

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА АСКАРИДОЗ И ТРИХОЦЕФАЛЕЗ

Оснащение рабочего места:1) чистый горшок или пеленка; 2) стеклянная баночка с широким горлом; 3) чистый шпатель (деревянные палочки, колпачки от использованных игл); 4) маркер по стеклу; 5) перчатки меди­цинские; 6) бланк-направление; 7) емкость-дозатор с антисептическим средством для обработки рук.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.1.Информировать больного (близких родственников) о необходимости выполнения и сущности процедуры.

2. Получить согласие больного (близких родственников) на выполнение процедуры.

3. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

4. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

5. Поставить на предварительно обеззараженный инструментальный столик необходимое оснащение.

6. Поставить маркером по стеклу номер на стеклянной баночке, соответствующий номеру в направлении и журнале.

Основной этап выполнения манипуляции.7. Произ­вести общий осмотр кала.

8. Взять деревянной палочкой (колпачком от ис­пользованных игл, шпателем) кал из трех разных мест, в том числе из последней, более жидкой, порции кала.

9. Поместить в стеклянную баночку (флакон с ши­роким горлом), закрыть ее пробкой.

Заключительный этап выполнения манипуляции.10. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и просушить руки, обработать кремом при необходимости.

11. Бланк-направление положить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет.

12. Транспортировать взятый материал в лаборато­рию.

Инструкция по технике выполнения лечебных и диагностических процедур и манипуляций по дисциплинам «Сестринское дело в педиатрии», «Педиатрия» по специальностям 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело» разработана преподавателями педиатрии Минского государственного медицинского колледжа Н.В. Ежовой, С.Н. Ровиной.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

источник

Лечение простуды и гриппа

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Читайте также:  При дифтерии симптомы и лечение

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

© 2017 pulmono.ru · Копирование материалов разрешено только при указании источника в виде активной индексируемой ссылки.
Вся информация на сайте pulmono.ru предназначена только для ознакомления и не является инструкцией к действию.
Для получения медицинской помощи настоятельно рекомендуем обратиться к врачу.

Простудные заболевания часто сопровождаются покраснением горла, отеком, болью и пр. симптомами, характерными для инфекционных заболеваний, поэтому врач может назначить мазок на дифтерию – специальный анализ, который позволит обнаружить наличие опасных бацилл Леффлера.

Эти бактерии передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем и являются возбудителями опасного инфекционного заболевания, дифтерии, которое без должного лечения может привести к серьезным отклонениям в работе различных органов и даже летальному исходу.

Мазок на дифтерию – самый быстрый и безопасный способ диагностировать заболевание и начать правильную антибактериальную терапию.

Биоматериал для проведения лабораторных исследований берет врач, хотя процедура забора мазка достаточно проста и безболезненна.

Мазок берут из зева и носа. Для обеих процедур используются специальные петли из проволоки, обмотанные стерильной ватой, или тонкие деревянные палочки со стерильной ватой на конце.

Для забора мазка из носа врач вводит палочку или петлю на 1-2 см в каждую ноздрю поочередно и аккуратно проводит ватой по слизистой.

Для забора мазка из зева врач сначала фиксирует язык пациента одноразовым шпателем, а затем аккуратно проводит палочкой по небным дужкам, гортани, миндалинам.

Наиболее достоверные результаты дает мазок, взятый ближе к воспаленным тканям, рядом с пленками или в области наибольшей гиперемии. Важно, чтобы в процессе забора материала вата не касалась слизистой ротовой полости, языка или неба.

Палочку с биоматериалом помещают в сухую стерильную пробирку, маркируют фамилией и именем пациента, областью, из которой был взят мазок (нос или ротоглотка).

Сохраненный таким образом материал должен быть доставлен в лабораторию в течение трех часов, а затем храниться в холодильнике.

Если врач считает, что в ближайшие часы не сможет доставить материалы в лабораторию, то мазок помещают в специальный консервант, раствор глицерина. Результаты лабораторных исследований в последнем случае придется ждать немного дольше (3-4 дня).

Чтобы мазок из зева на дифтерию показал максимально точные и достоверные результаты, к процедуре необходимо подготовиться.

Мазок из носовой области берут после того, как пациент прочистит пазухи (высморкается), и особых требований к соблюдению режима перед анализом нет.

Хотя врачи рекомендуют избегать применения капель и спреев против насморка в течение 2-3 часов перед процедурой.

Для получения достоверных результатов анализа мазка из зева важно, чтобы пациент не находился на антибактериальном лечении, не принимал антибиотики. За 2-3 часа до проведения процедуры рекомендуется воздержаться от еды и питья, не принимать антибактериальных пастилок, спреев и других медикаментов, не полоскать горло.

Наиболее достоверными считаются мазки, взятые у пациента натощак. Если по каким-либо причинам пациент не соблюдал перечисленных рекомендаций, то важно сообщить об этом врачу, чтобы в лаборатории мазок исследовали с учетом возможных искажений.

Мазок на дифтерию исследует наличие бацилл Леффлера на слизистой пациента, поэтому результаты анализа достаточно очевидны: бактерии либо обнаружены, либо нет.

Если у пациента диагностируют дифтерию, то его необходимо срочно изолировать, а всех членов семьи, имевших контакт с больным, осмотреть на наличие признаков заболевания.

Если дифтерию обнаруживают у ребенка, посещавшего детский сад или школу, то рекомендуется сообщить об этом в учреждение, чтобы родители других детей могли проявить бдительность к состоянию здоровья своих малышей.

Анализ на дифтерию может дать положительный результат и у внешне здоровых людей. В таком случае решение о проведении дальнейших исследований или назначении терапии принимает врач.

Положительный результат на дифтерийную палочку без других симптомов может свидетельствовать о том, что заболевание протекает скрыто, или о том, что человек является носителем бактерий, но сам не подвержен заболеванию.

Такой результат нередко бывает у взрослых, ухаживающих за больными дифтерией: бактерии присутствуют, но иммунная система предотвращает развитие болезни.

Отрицательный результат анализа («нет роста») в большинстве случаев означает, что пациент дифтерией не болеет, а воспаление в горле вызвано другими микроорганизмами.

Исключение составляют отрицательные результаты мазка на дифтерию, взятые у человека, находящегося на или недавно завершившего бактериальную терапию. В таком случае мазок придется дать повторно через 1 – 3 недели.

Если у пациента присутствуют все признаки развития заболевания, но мазок дает отрицательный результат, то диагноз «дифтерия» все равно считается подтвержденным, поскольку вывод о наличии заболевания врач выносит в первую очередь по внешним признакам.

В таких случаях может быть назначена повторная сдача анализа с соблюдением всех правил подготовки к мазку либо сразу назначено соответствующее лечение.

Дифтерия – это острое инфекционное заболевание. Несмотря на то, что заболевание провоцируют особого рода бактерии, основные негативные последствия вызывают не сами микроорганизмы, а токсичные продукты их жизнедеятельности.

Дифтерия передается от человека к человеку воздушно-капельным путем, т. е. при разговоре, чихании, поцелуе и пр.

В некоторых случаях заболевание может передаваться через третьих лиц, посуду, предметы обихода.

Поэтому при вспышке заболевания в детских учреждениях могут объявить дифтерийный карантин, чтобы продезинфицировать помещение и игрушки.

Чаще всего дифтерия проявляется схожими с ангиной симптомами: болью в горле, покраснением, отеком, появлением белых или зеленоватых гнойных пятен или пленок, повышением температуры.

Но существуют и скрытые формы заболевания, когда заподозрить заболевание по внешним признакам сможет только врач.

Вопреки распространенному мнению дифтерия поражает не только ротоглотку и носовую полость: заболеванию подвержены кожные покровы, глаза, уши, половые органы.

Дифтерия – инфекционное заболевание, возбудителем которого стали бактерии, локализующиеся на ротоглотке, носовых проходах. Реже болезнь поражает глаза и ушную раковину. Внешним признаком патологии, является налет в виде пленки на очаге поражения. Для определения клинической картины необходим мазок на дифтерию.

Определить наличие палочки Леффлера, которая является возбудителем дифтерии, можно по симптомокомплексу. Такие проявления станут побудительной причиной для сдачи мазка на дифтерию:

  • резкий скачок температуры, гипертермия достигает отметки 38 градусов и выше;
  • сильные головные боли, общее недомогание;
  • при дифтерии сильные приступы тахикардии;
  • увеличение и уплотнение лимфатических узлов, расположенных около очага поражения, при пальпации они болезненные.

Резкий скачок температуры признак сдачи мазка на дифтерию

Если дифтерия не токсической формы, через три дня нормализуется температура, пленка приобретает мутно-белый цвет. При токсической форме дифтерии к симптомам прибавляется лихорадка, синюшный цвет носогубного треугольника, снижение артериального давления. При интоксикации появляются галлюцинации, отек и уплотнение в области шеи.

Патология входит в список заболеваний, против которых проводится вакцинация в детском возрасте. При несвоевременном обнаружении и лечении дифтерия способна вызвать:

  • асфиксию (удушье);
  • токсический шок;
  • почечную недостаточность;
  • поражение нервной системы;
  • аномалии сердечной мышцы (миокардит).

При несвоевременном лечении дифтерия способна вызвать токсический шок

В частых случаях мазок на флору и наличие палочки Леффлера, проводится не только для постановки диагноза и подбора терапии, но и для профилактики:

  • при трудоустройстве в детское заведение, сферу питания, медицинское учреждение, берется мазок на дифтерию;
  • перед началом учебного года;
  • во время беременности, чтобы исключить риск осложнений;
  • после контакта с инфицированным дифтерией.

С помощью профилактических мероприятий удается предотвратить распространение эпидемии, связанной с бактериальным возбудителем.

Для достоверности анализа на дифтерийную палочку, необходимо соблюдать ряд рекомендаций. С учетом того, что мазок берется с ротовой полости и носовых проходов перед забором необходимо отказаться:

Отказ за несколько дней до сдачи мазка сосудосуживающих назальных препаратов

  • от сосудосуживающих назальных препаратов за два дня до процедуры;
  • от применения мазей на основе антибиотиков;
  • в день сдачи мазка из носоглотки от приема пищи;
  • непосредственно перед анализом от чистки зубов.

Если применяются препараты местного действия, в составе которых антибиотики, то их исключают из терапии за 2 дня до сдачи мазка на дифтерию. Прием перорально антибиотиков прекращается за две недели до анализа. При нарушении рекомендаций результат бактериологического исследования может быть неточным, что повлияет на дальнейшее лечение дифтерии.

Процедура проведения мазка на флору несложная, здесь нет необходимости в оборудовании, основное требование – стерильность инструментов.

Как правильно взять мазок из зева

Для исследования на предмет дифтерии собирается слизь или фрагменты пленки со стенок горла. Предварительно пациент предупреждается о нежелательности приема пищи перед процедурой. Если он поел, тщательно полощется ротовая полость, забор анализа на дифтерию проводится по истечении 2 часов.

Мазок из зева делается специалистом, условия для забора – нельзя касаться слизистой горла или языка, избегать контакта с зубами. На данных участках локализуются ложнодифтерийные палочки, по своему строению они схожи с оригиналом, но возбудителем заболевания не являются. Если в полости есть очаги пленочного налета, мазок берется по краю.

Последовательность процедуры:

  • пациентом принимается позиция, лежа или сидя;
  • максимально широко открывается рот, при помощи шпателя фиксируется язык, для предотвращения рвотного и глотательного рефлексов;
    спиртом обрабатывается зона забора;
  • для процедуры берутся стерильные ватные или марлевые тампоны;
  • их наматывают на деревянную или металлическую палочку;
  • помещается конструкция в 9% физиологический раствор;
  • осторожно, не касаясь стенок ротовой полости, берут мазок из зева с места наибольшей концентрации палочки Леффлера, по краю пленочного налета.

Палочка с биологическим материалом помещается в стерильную пробирку для дальнейшего микроскопического исследования.

Алгоритм проведения процедуры мазка из носа не отличается от анализа из зева

После получения мазка из носоглотки и носовых проходов, материал поступает в лабораторию для высевания флоры. Тампоны со слизью помещают в специальную среду, стимулирующую их рост. Лаборант отмечает, какие из них являются доминантами. Процесс роста бактерий занимает 48 часов. Меняя состав питательной среды до тех пор, пока колония перестает расти. Затем приступают к анализу колониеобразующей микрофлоры.

Исследованием результата мазка из носа и зева занимаются врачи-микробиологи, занося результаты в специальный бланк. Нормальное содержание сапрофитов и условных патогенов: или колониеобразующих микроорганизмов на 1 миллиметр. Болезнетворные бактерии должны отсутствовать полностью.

Исследованием результата мазка из носа и зева

После определения рода и вида, тестируют чувствительность к антибиотикам, противомикробным и антибактериальным препаратам. Лечение дифтерии назначается с учетом медикаментозного препарата, к которому менее устойчив патогенный микроорганизм.

Синдром тонзиллита – распространенное явление при заболеваниях инфекционной природы. Небные миндалины поражаются и при такой грозной патологии, как дифтерия. И хотя она возникает преимущественно в детском возрасте, но болеют и взрослые. Поэтому для подтверждения диагноза крайне необходимо провести лабораторное исследование слизи из носоглотки. Анализ на дифтерию часто назначают ЛОР-врачи и инфекционисты.

Трудно найти человека, который бы не слышал о дифтерии. Это инфекционное заболевание, характеризующееся фибринозным воспалением слизистой оболочки носоглотки. Возбудителем является микроб под названием Corynebacterium diphtheriae (бацилла Леффлера). Это небольшие грамположительные палочки, которые имеют утолщения на концах и в мазке располагаются под углом друг к другу. Они вырабатывают очень сильный токсин и ферменты, разрушающие клетки (нейраминидаза, гиалуронидаза, цистиназа).

Дифтерия передается воздушно-капельным путем. Болезнь начинается остро, спустя 3–5 суток после контакта с инфицированным человеком. Повышается температура тела, возникают явления интоксикации: слабость, вялость, бледность кожи. Боль в горле умеренная. При осмотре обращает на себя внимание наиболее специфический признак дифтерии – фибринозные пленки. Они имеют такие характеристики:

  • Цвет серовато-белый, с перламутровым оттенком.
  • Возвышаются над окружающей поверхностью (эффект плюс-ткань).
  • Прочно прикреплены к подлежащим тканям (трудно снимаются).
  • Обнажают кровоточащую поверхность.
  • Консистенция плотная.
  • Не растираются на предметных стеклах.
  • Тонут в воде.

Вокруг пленок выявляется неяркая гиперемия застойного типа. Токсические формы дифтерии сопровождаются выраженным отеком мягких тканей, который распространяется на шею. Пленки могут стать механическим препятствием для прохождения воздуха по верхним отделам респираторного тракта (истинный круп). А токсины оказывают повреждающее действие на нервную систему, сердце, почки.

Мазок из зева и носа на бациллу Леффлера проводится пациентам, у которых есть подозрение на дифтерию. То есть врач при осмотре мог увидеть специфические признаки болезни или человек, как стало известно из анамнеза, контактировал с источником инфекции. Анализ необходимо делать еще и в динамике, для оценки эффективности специфической терапии. Но наряду с этим, показаниями для выполнения мазков могут служить другие заболевания, протекающие с синдромом тонзиллита:

  • Банальные ангины (фолликулярная, лакунарная).
  • Инфекционный мононуклеоз.
  • Ангина Симановского-Венсана.
  • Паратонзиллярный абсцесс.

С дифтерией гортани приходится дифференцировать ларинготрахеит, ложный круп, эпиглоттит. Эти заболевания также могут быть причиной для проведения исследования на коринебактерии. Поэтому спектр показаний для мазков из носа и зева очень широкий.

Анализ выполняется в тех случаях, когда необходимо подтвердить диагноз дифтерии или исключить его.

Чтобы результат анализа оказался достоверным, необходимо качественно подготовиться к взятию носоглоточной слизи. Поэтому перед тем, как сдавать анализ, необходимо учесть следующие моменты:

  1. Не принимать антибиотики (на протяжении 10 суток).
  2. Не использовать антисептики в любом виде – полоскания, орошения, аппликации (в течение 5 дней).
  3. Не чистить зубы (в день исследования).
  4. Прийти натощак (8–10 часов голодания).
  5. Высморкаться (непосредственно перед анализом).

Пациент приходит в лабораторию или кабинет инфекционных заболеваний с направлением лечащего врача. Все остальное выполнит медицинский работник.

Мазок из зева на дифтерию берется стерильным тупфером – палочкой с ватным тампоном на конце. Сначала пациента просят широко открыть рот и немного запрокинуть голову назад. Берут материал из мест с наибольшими воспалительными изменениями: около пленок или в участке гиперемии. Затем вторым тупфером проводят по слизистой оболочке носа, заводя его в каждую ноздрю на 2 см и проворачивая там. Каждую палочку опускают в отдельную пробирку, закрывают ее и маркируют: пишут фамилию пациента и место взятия (зев или нос). В лабораторию необходимо доставить биоматериал на протяжении двух часов. Хранится он в холодильнике.

Слизь из носоглотки можно исследовать несколькими путями. Сначала анализируют цитологический состав биоматериала, а затем засевают его на питательные среды. И каждая процедура имеет свои особенности.

Полученный мазок из носа и зева исследуют под микроскопом. Для этого слизь наносят на предметное стекло, фиксируют в пламени горелки и окрашивают по Грамму. После этого рассматривают, какие клетки присутствуют в материале и идентифицируют возбудителя. Обнаружив палочки, схожие по строению с дифтерийными, переходят ко второму этапу исследования.

Более трудоемким и длительным считается посев на дифтерию. Но он крайне важен в плане определения токсигенности и других биохимических свойств выявленных штаммов. Сначала слизь из носоглотки наносят на теллуритовый агар. При выявлении роста колонии отсевают на другие питательные среды (жидкие или твердые). Особенно важно выявить у чистой культуры признаки токсического действия и цистиназную активность, что позволит дифференцировать палочки Леффлера от непатогенных коринебактерий.

Посев слизи из зева и носа на дифтерию – процесс не такой быстрый, как хотелось бы. Но он позволяет точно идентифицировать возбудителя по его культуральным свойствам.

источник