Меню Рубрики

Профилактика дифтерии в школе

Это острая инфекция, характеризующаяся высокой температурой тела, воспалением и появлением в месте внедрения возбудителя толстого налета светло-серого цвета с четкими границами, плотно спаянного со слизистой оболочкой или поверхностью раны (дифтерийная пленка), тяжелым поражением сердца, сосудов и нервной системы.Возбудителем заболевания является дифтерийная палочка из семейства коринебактерий.

  • 1.Интоксикация:
    • — высокая температура тела от 38° С до 40° С;
    • — сильная слабость;
    • — сонливость;
    • — общее недомогание;
    • — головная боль;
    • — бледная кожа.
  • 2.Воспаление слизистых оболочек зева и гортани:
    • — покраснение (гиперемия) зева и миндалин;
    • — боль в горле, трудность при глотании;
    • — першение;
    • — покашливание;
    • — осиплость голоса.
  • 3. На второй день на слизистых появляются дифтерийные пленки светло-серого цвета с четкими краями, гладкие, блестящие, их трудно снять, на месте удаления пленки остается кровоточащая ранка, на поверхности которой образуется новая пленка.
  • 4. Увеличение лимфоузлов в области шеи и грудной клетки.
  • 5. При тяжелом течении развивается отек тканей шеи, который может достигать уровня ниже ключиц.
  • 6. При поражении гортани возникает дифтерийный круп — это отек гортани, который приводит к затрудненному дыханию вплоть до его остановки (асфиксия).

Источник инфекции — больные дифтерией люди и здоровые “ носители” (бактерионосители) коринебактерий.

  • — изоляция больного человека.
  • — устанавливается карантин на 7 дней: осмотр зева, измерение температуры тела, исследование мазков из зева и носа.
  • — непривитым детям, контактировавшим с больным дифтерией, вводят дифтерийный анатоксин.
  • — влажная уборка с дезинфицирующими средствами, обработка всех игрушек.

Эпидемиологические мероприятия в ДОУ. Роль воспитателя в предупреждении и распространении воздушно — капельных инфекций

Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже — передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.).

Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni — сорок дней) — система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.

Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей. Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.

Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания.

Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите — 21 день, при менингококковой инфекции — 10 дней, а при вирусном менингите — 20 дней.

Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего детским садом.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных — по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

источник

Сегодня такое заболевание как дифтерия стало встречаться все чаще и чаще. Это связано с тем, что иммунизация населения находится на низком уровне из-за частого отказа родителей от ее проведения. В ряде территорий продолжается регистрация случаев заболеваний, даже с летальным исходом взрослых и детей, которые должны иметь надежный иммунитет. Дифтерия имеет повсеместное распространение.

По данным ВОЗ, на территориях, охваченных последней эпидемией отмечались общие закономерности:

— преобладание взрослых среди заболевших (72%)

— у непривитых детей дифтерия характеризовалась более тяжелым течением и высокой смертностью.

Дифтерия- это остро протекающее инфекционное заболевание, вызванное коринебактериями дифтерии, преимущественно поражающее детей и характеризующееся воспалительным процессом, чаще всего рото/носоглотки, явлениями общей интоксикации, а также поражением выделительной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Инкубационный период составляет от нескольких часов до 7-10 дней, чаще 2-5 дней.

Заражение дифтерией может произойти от больного дифтерией и от здорового носителя бактерий. Дифтерией болеют только люди, от домашних, диких животных или птиц заразиться невозможно.

  • Воздушно-капельный (при чихании, кашле)
  • Контактно-бытовой (через предметы общего пользования с которыми соприкасался больной)
  • Пищевой (через зараженные продукты (сыр, молоко и пр.)

Проявления дифтерии очень разнообразны и зависят от локализации процесса.

Заболевание сопровождается следующими симптомами:

  • Повышение температуры
  • Бледность кожных покровов
  • Слабость
  • Отек мягких тканей шеи
  • Легкая боль в горле, затруднение глотания
  • Увеличение небных миндалин
  • Покраснение слизистой глотки
  • Грязно-белые пленки на мягком небе
  • Увеличение шейных лимфоузлов
  • Ротоглотки (у 90% заболевших). Она бывает трех видов в зависимости от степени распространенности процесса: локализованная, распространенная и токсическая. Локализованная дифтерия ротоглотки сопровождается подъемом температуры до 38-39 о С, головной болью, недомоганием, незначительными болями при глотании. Пленки покрывают миндалину. При попытке ее снятия – поверхность миндалины кровоточит. При распространенной форме дифтерии налеты распространяются за пределы миндалин. При токсической форме дифтерии отмечается резкое повышение температуры до 40 о С, вялость, головная боль, сонливость наиболее выражены. Ко 2-3 дню налеты становятся более толстыми, грязно-серого цвета. Токсическая форма очень опасна.
  • Гортани (она занимает 2 место по распространенности и является частой причиной смерти от удушья). В основном от дифтерического крупа гибнут дети. Начинается он с громкого резкого кашля, который быстро переходит в грубый, лающий, затем теряя звучность, становится осиплым. Голос ребенка становится хриплым, а затем вовсе беззвучным. Если не оказывать должной помощи это все переходит в удушье.
  • Трахеи – нисходящий круп.
  • Бронхов
  • Глаз – воспаление конъюнктивы с необильными выделениями.
  • Носа. Характерна незначительная интоксикация, затруднение носового дыхания, серозно-гнойные или сукровичные выделения. На коже около носа появляется раздражение, корочки.
  • И т.д.

Одним из характерных признаков дифтерического отека является приторно-сладкий запах изо рта ребенка.

Дифтерия имеет ряд серьезных осложнений. Они возможны при любой локализации процесса. К осложнениям дифтерии относятся:

Основным методом защиты от дифтерии является специфическая профилактика. В соответствии с национальным календарем профилактических прививок иммунизация проводится в следующие сроки:

  • 3 месяца – первая вакцинация АКДС внутримышечно
  • 4.5 месяца – 2-я вакцинация АКДС
  • 6 месяцев – 3-я вакцинация АКДС
  • 18 месяцев – 1-я ревакцинация АКДС
  • 7 лет – 2-я ревакцинация АДС-М внутримышечно
  • 14 лет — 3-я ревакцинация АДС-М

Взрослые — ревакцинация против дифтерии, столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации АДС-М.

В современной эпидемиологической ситуации особую значимость имеет вакцинопрофилактика взрослых. Среди взрослых в первую очередь прививают лиц из групп повышенного риска:

  • Лиц, проживающих в общежитии
  • Работников сферы обслуживания
  • Медицинских работников
  • Студентов
  • Преподавателей
  • Персонал школ, средних и высших учебных заведений
  • Работников детских дошкольных учреждений и др.

Лица, переболевшие дифтерией, также подлежат прививкам.

При выявлении случая заболевания дифтерией больного обязательно госпитализируют в инфекционную больницу. Госпитализация обязательна для всех больных, а также для больных с подозрением на дифтерию и бактерионосителей. Производится дезинфекция в помещении где находился больной. Лица, общавшиеся с источником, подлежат медицинскому наблюдению в течение 7 дней, осмотре ЛОР-врачом. За переболевшим дифтерией ведется диспансерное наблюдение в течение 3 месяцев, т.к. он является бактериовыделителем.

Основным методом лечения является введение антитоксической противодифтерийной сыворотки. При дифтерии гортани необходимо теплое питье, паровые ингаляции с ромашкой, содой, эвкалиптом. Необходимы частые проветривания.

источник

Как и скарлатина, дифтерия не является исключительно детской болезнью. Дифтерия — острое инфекционное заболевание, сопровождающееся воспалением миндалин с образованием налётов на слизистых оболочках по преимуществу верхних дыхательных путей (носа, гортани, трахеи). Дифтерия — болезнь, оставляющая иногда у переболевшего ею тяжёлые следы в организме на всю жизнь.

Возбудителем дифтерии является бактерия палочковидной формы. Продуктом жизнедеятельности дифтерийной палочки является сильный яд, действие которого распространяется на весь организм.

Дифтерийные палочки очень стойки и хорошо сохраняются вне человеческого тела, особенно в тёмных помещениях. Они находятся в слизи и в плёнках на стенках носа и горла. Они попадают оттуда при кашле, чихании и разговоре в воздух и на окружающие предметы и легко могут быть восприняты другими людьми вместе с пылью или через посредство пищи и немытых пальцев. Видную роль в распространении инфекции дифтерии играют носовые платки, полотенца, нательное и постельное бельё, постельные принадлежности, одеяла, посуда, игрушки, книги, предметы, которыми пользовались больные или бациллоносители. В распространении дифтерии большое значение имеет бациллоносительство.

Инкубационный период большею частью очень короткий. Через 2-7 дней и более после заражения вместе с повышением температуры, иногда совсем незначительным, появляются ощущение разбитости, потеря аппетита, головная боль и изредка рвота. Боль в горле присоединяется позже. При заболевании дифтерией осмотр горла обнаруживает небольшую красноту, припухлость и налёт на миндалинах, очень часто — запах изо рта. Далеко не во всех случаях, когда налицо имеется налёт в горле, дело идёт о дифтерии; гораздо чаще это будет простая ангина, но отличить дифтерию от ангины только по виду не всегда возможно и для опытного врача. Поэтому учителя к каждому случаю налётов в горле должны относиться крайне серьёзно, тем более, что и простая ангина является заразительной. В таком случае обязательно срочно показать ребёнка врачу. В связи с поражением горла увеличиваются и делаются болезненными подчелюстные железы. У детей, преимущественно в раннем возрасте, нередко наблюдается своеобразное дифтерийное заболевание слизистой оболочки носа, поражающее обыкновенно одну ноздрю, причём вся болезнь может выразиться в упорном, иногда хронически затяжном насморке, сопровождающемся слизисто-гнойными выделениями из носа, иногда с примесью сукровицы и покраснением кожи верхней губы. Такие больные, оставаясь незамеченными, не попадают в категорию заразных, остаются на свободе и широко рассеивают заразу в окружающей среде.

Поэтому в школьной практике, при существовании в данной местности эпидемии дифтерии, к случаям упорного насморка, особенно в одной ноздре, следует относиться очень внимательно и подвергать таких детей врачебному осмотру, а ещё лучше, где возможно, бактериологическому исследованию.

При выздоровлении процесс в горле перестаёт распространяться, и налёт отделяется плёнками, которые и выхаркиваются наружу. Болезнь оставляет после себя долгий упадок сил в организме и явления упорного малокровия. Переболевший дифтерией нуждается в продолжительном отдыхе. Выздоравливающий после дифтерии нуждается во врачебном наблюдении и постельном режиме, ввиду возможности возникновения осложнений (поражение мышцы сердца). Иногда возможна даже неожиданная смерть вследствие паралича сердца.

Кроме того, следует указать на некоторые болезненные последствия дифтерии, которые имеют прямое отношение к школьным занятиям. У выздоровевших от дифтерии детей может наступить временный паралич нёбной занавески, совершенно изменяющий нормальный голос и делающий его гнусавым; при глотании жидкости часть её изливается обратно через нос. В других случаях ребёнка, болевшего дифтерией, поражает также временный паралич глазных мышц (двоение в глазах), отчего ребёнок не может правильно читать, писать. Например, при письме от неправильной работы глазных мышц ребёнок ставит буквы не в строчку, а выше или ниже её и пр. Наконец, изредка могут возникать даже временные параличи мышц ног и туловища; в последнем случае ребёнок не может прямо держаться. Все эти последствия дифтерии должны быть хорошо известны учителям. Дети, имеющие такие осложнения после перенесённой дифтерии, требуют обязательного срочного лечения.

Дифтерия раньше давала большие цифры смертности, но с открытием могучего специфического средства для лечения болезни — противодифтерийной сыворотки — смертность значительно упала. Но лечебная сыворотка оказывает своё лечебное действие только при условии введения её в первые дни заболевания, поэтому постановка раннего диагноза этой болезни и своевременное введение лечебной сыворотки имеет особо важное значение.

Лечебная противодифтерийная сыворотка получается из крови предварительно искусственно иммунизированных лошадей. Противодифтерийная сыворотка обладает очень большим лечебным действием. Однако, создавая в организме так называемый пассивный иммунитет, эта сыворотка не предохраняет от повторного заболевания дифтерией.

Больные дифтерией должны быть госпитализированы в обязательном порядке.

Прививки. В настоящее время в целях профилактики дифтерии, кроме изоляции больных и бациллоносителей и дезинфекции, применяется и метод активной иммунизации. Перед активной иммунизацией применяется реакция Шика, пробная кожная реакция, с целью выявления детей, восприимчивых к дифтерии, и только по отношению к этим последним применяется активная иммунизация. Прививки против дифтерии, по постановлению правительства, являются обязательными.

Известно, что наиболее поражаемой дифтерией группой является возраст от 2 до 5 лет. С каждым годом число заболеваний уменьшается и становится совсем незначительным после 15-летнего возраста, хотя и среди взрослых и пожилых людей встречаются случаи заболевания дифтерией, тем более что после перенесения дифтерии с помощью противодифтерийной сыворотки не получается полного иммунитета и дифтерия даёт повторные заболевания. Это уменьшение числа заболеваний с возрастом объясняется естественной иммунизацией малыми дозами дифтерийных палочек. Поэтому число восприимчивых к дифтерии, согласно показаний реакции Шика, также с каждым годом жизни всё уменьшается.

Сроки карантина. Выздоровевший больной допускается в коллектив после двукратного отрицательного исследования отделяемого зева и носа на дифтерийную палочку.

Для детей, а также и взрослых, обслуживающих детские учреждения, бывших в соприкосновении с больным, разобщение прекращается после изоляции больного и производства дезинфекции, при отсутствии у них в зеве и в носу острых воспалительных явлений и после однократного отрицательного бактериологического исследования отделяемого слизистой оболочки зева и носа. При невозможности произвести бактериологическое исследование разобщение прекращается через 7 дней после изоляции больного и дезинфекции квартиры (при отсутствии острых воспалительных явлений со стороны зева и носа).

При появлении заболеваний среди школьников школа обычно не закрывается. Школа закрывается в обязательном порядке лишь тогда, когда есть заболевание дифтерией в семье живущего при детском учреждении персонала, если квартира служащего не изолирована от других помещений. Детское учреждение в этом случае прекращает свою работу до изоляции больного и производства дезинфекции в семье больного и в помещениях детей, а также проверки всех детей и персонала на бациллоносительство.

источник

Профилактика дифтерии в детских садах и школах. Загрузка списка альбомов. Симптомы и признаки дифтерии

Дифтерия – тяжелая болезнь, которая имеет инфекционную природу. Вызывается патология бактерией, которая вырабатывает токсины и поражает гортань и другие внутренние органы.

Дифтерия у детей возникает чаще, при этом ребенок не готов к встрече с бактерией, что может стать причиной осложнений.

Инкубационный период при дифтерии – время между заражением и появлением первых признаков болезни.

При появлении ярких симптомов врачам нелегко поставить такой диагноз, как дифтерия, — инкубационный период, к сожалению, не сопровождается клинической картиной.

Что происходит в это время:

  1. На слизистую дыхательных путей попадает микроб воздушно-капельным и реже контактным путем.
  2. Бактерия вырабатывает крайне опасный и ядовитый токсин. В небольших количествах токсин не вызывает симптомы болезни.
  3. Если иммунитет ребенка снижен, размножению микроба ничто не мешает, количество патогена постепенно увеличивается.
  4. Когда бактерия размножается до клинически значимого количества, токсин вырабатывается в большом количестве, а иммунитет начинает активную реакцию, возникают первые симптомы.
  5. В этот момент инкубационная фаза сменяется на продромальный период.

Любые симптомы болезни, даже неспецифические проявления (например, температура или головная боль), означают окончание инкубации дифтерии.

Врачами определены примерные сроки инкубационного периода при этом заболевании:

  • Минимальный срок – 2 суток.
  • Максимальное значение – 10 дней.
  • В среднем инкубация продолжается около недели после контакта с бактерией.
Читайте также:  Как отличить мононуклеоз от дифтерии

Сроки могут изменяться в редких случаях. Минимальный срок наблюдается у лиц со сниженным иммунитетом и у детей. Долго организм сопротивляется росту возбудителя при сильной неспецифической защите и антибиотикотерапии по поводу другой болезни.

Зачем врачам и пациентам следует знать, какое время занимает инкубация микроба в организме? Эта информация имеет довольно большое клиническое значение:

  1. При сомнениях в диагностике заболевания врач всегда уточняет эпидемический анамнез. Если с момента контакта с больным человеком до появления первых симптомов прошел срок инкубации дифтерии, велика вероятность именно этого диагноза.
  2. Если контакт с больным подтвержден, то в момент инкубационного периода можно проводить специфическое лечение контактных лиц. Для этого используют антибиотики из группы тетрациклинов (у детей от 10 лет) или эритромицин и цефалоспорины, если ребенок маленький. Лечение противодифтерийной сывороткой показано только при появлении симптомов.
  3. Если в детском коллективе возникает вспышка дифтерии, объявляется карантин на срок до двух максимальных инкубационных периодов. Так предотвращается возможность заражения детей, которые еще не проконтактировали с возбудителем.

Даже такие сведения об инфекции, как срок инкубационного периода, имеют большую роль для профилактики и лечения болезни.

Качественное лечение дифтерии входит в круг важнейших задач нашей клиники, ведь это опасное заболевание, которое грозит осложнениями.

Дифтерия — инфекционная болезнь, которую вызывает бацилла Лёффлера или дифтерийная палочка. Это антропоноз, то есть носителем бактерии может быть только человек. Передается заболевание преимущественно воздушно-капельным путем, через предметы или зараженную пищу. Заражение может произойти как от больного, так и от здорового носителя, который недавно переболел.

Для всех форм заболевания характерны следующие симптомы:

  • , лихорадка и озноб,
  • Бледная кожа,
  • Сильная слабость,
  • Отек мягких тканей шеи (бычья шея),
  • Боль в горле при глотании, затрудненное глотание,
  • Хриплый голос,
  • Увеличенные небные миндалины,
  • Покраснение и отек слизистой глотки,
  • Серо-белый налет в виде пленок, который покрывает миндалины и иногда переходит на мягкое небо, боковые поверхности глотки, гортань,
  • на шее,
  • Затрудненное или частое дыхание,

У возбудителя дифтерии крайне вредный токсин, который при несвоевременном или неправильном лечении способен нанести большой вред организму. Именно поэтому, если обнаружена дифтерия, симптомы и лечение определять и назначать должен только хороший врач-инфекционист.

Осложнения чаще всего связаны с повреждением нервных и других клеток. К ним относятся:

  • , миокарда,
  • Инфекционно-токсический шок,
  • Нарушенная свертываемость крови,
  • Полиорганная недостаточность,
  • Дыхательная недостаточность,
  • Воспалительные ,
  • Токсическое ,
  • Сердечно-сосудистая недостаточность,
  • Острые или воспалительные ,
  • Паралич дыхательных путей, мягкого неба, голосовых связок, мышц шеи, дыхательных путей и конечностей.

Срок, в течение которого развиваются эти осложнения, зависит от вида заболевания и тяжести его течения.

Следует отметить, что диагностика дифтерии «на глаз» затруднена, так как ее клиническая картина очень похожа на . Различие в том, что при ангине пленки на миндалинах легко соскабливаются, тогда как при дифтерии на поверхности миндалины при попытке снять пленку появляются кровоточащие ранки.

Помимо этого, используются следующие виды диагностики:

Лечение дифтерии у детей должно осуществляться только стационарно (в больнице). Госпитализируются в обязательном порядке не только больные с установленным диагнозом, но и пациенты с подозрением на дифтерию и бактерионосители.

Первое, с чего начинается лечение — это введение антитоксической противодифтерийной сыворотки (ПДС), которая устраняет действие дифтерийного токсина. Антибиотики для этой цели не используются, так как тут они бессильны.Доза ПДС определяется в зависимости от того, насколько тяжело протекает болезнь. Если дифференциальный диагноз затруднен, то ее введение можно отсрочить до окончательной диагностики, а при токсической форме ПДС вводят незамедлительно. Есть два способа введения ПДС — внутримышечно и при тяжелых формах внутривенно.

При инфицировании ротоглотки назначают полоскание дезинфицирующими растворами, а чтобы подавить сопутствующую инфекцию, назначают антибиотики курсом в 5-7 дней. Для устранения интоксикации назначают внутривенные капельницы: плазма, альбумин, глюкозо-калиевая смесь, полиионные растворы, аскорбиновая кислота. В тяжелых случаях показан плазмоферез.

Существует противодифтерийная вакцина, которую вводят в возрасте 3, 4.5 и 6 месяцев, 1.5 года, 6-7 и 14 лет. После этого вакцинация необходима каждые 10-11 лет. Если вас мучает дифтерия, профилактика и лечение в полном объеме оказываются на базе нашей клиники. Мы ждем вас по адресу: г. Москва, ЦАО, м. Бауманская, Большой Демидовский пер., 17/1.

1. Иммунитет к дифтерии пожизненный?

Ответ: К сожалению, нет. Он временный и длится 10-11 лет. Если человек уже переболел, он может заразиться вновь, но повторное заболевание переносится и протекает легче. Именно поэтому необходима повторная в течение всей жизни.

2. Как долго нужно соблюдать карантин при дифтерии?

Ответ: Карантин накладывается до тех пор, пока результаты мазка не будут отрицательными, причем для людей с подтвержденной дифтерией это должны быть результаты двух исследований. Таким образом, длительность карантина всегда индивидуальна и зависит от тяжести заболевания.

3. В каком возрасте дифтерия наиболее опасна?

Ответ: Наиболее подвержены этому заболеванию дети в возрасте до 7 лет. У них она проходит очень тяжело и грозит осложнениями.

4. Почему дети более восприимчивы к дифтерии, чем взрослые?

Ответ: Младенцы имеют пассивный иммунитет от матери, поэтому они мало восприимчивы к дифтерии. После 7 лет благодаря вакцинации вырабатывается активный иммунитет, поэтому восприимчивость также снижена. В возрасте от 1 года до 7 лет иммунная система формируется, поэтому и восприимчивость выше в этот период.

Соимость лечения дифтерии

Прием врача-педиатра первичный

Прием врача-педиатра повторный

Контингенты: контактные в очагах дифтерии, ранее не привитые. Срок вакцинации – с 3-х месяцев.

ОТВЕТЬТЕ НА ТЕСТ – КОНТРОЛЬ, ПРОВЕРЯЯ СВОИ ЗНАНИЯ ПО МЕРОПРИЯТИЯМ В ОЧАГАХ ДЕТСКИХ ВОЗДУШНО – КАПЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ. СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ЭТАЛОНОМ.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ «МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГАХ»

1. Изоляция больного при ветряной оспе:

а) на 5 дней с момента появления сыпи

б) на 9 дней с начала заболевания

в) весь период высыпания +5 дней с последнего дня высыпания

2. Изоляция больного при скарлатине:

3. Изоляция больного при коклюше:

а) 14 дней с начала заболевания

б) 9 дней с начала заболевания

в) до полного клинического выздоровления

4. Изоляция больного при кори:

а) с начала заболевания +4 дня с первого дня высыпания

б) на 5 дней с начала заболевания

в) с начала высыпания +5 дней с последнего дня высыпания

5. При эпид. паротите карантин на контактных накладывается:

6. Карантин при скарлатине при разобщении детей:

7. При кори карантин на контактных накладывается:

8. При краснухе карантин на контактных:

9. При дифтерии карантин на контактных накладывается:

10.Мероприятия в очаге ветряной оспы:

а) проветривание, влажная уборка

б) влажная уборка с дез. средствами

в) заключительная дезинфекция

11.Мероприятия в очаге коклюша:

а) термометрия, выявление кашляющих контактных

б) термометрия, осмотр слизистой полости рта у контактных

в) термометрия, осмотр зева и кожи

12.Мероприятия в очаге краснухи:

а) влажная уборка, проветривание

13. Мероприятия в очаге эпид. паротита:

а) заключительная дезинфекция

в) влажная уборка, проветривание

14.У контактных по ветряной оспе осматривают:

б) кожу и волосистую часть головы

15.Непривитых и не болевших контактных при кори:

16.В очаге дифтерии у контактных бак. посев на BL берётся:

а) только в случае необходимости

17.При паротите прививаются:

б) непривитые дети до 3-х лет, контактирующие с больным

в) контактные непривитые дети с 1 года

18.Мероприятия в очаге скарлатины:

а) влажная уборка с дез. средствами

б) заключительная дезинфекция

в) осмотр области околоушных желёз

19.При кори иммуноглобулин вводят

а) детям до 3-х лет, не подлежащим вакцинации

б) только ослабленным детям

Наши дети иногда болеют, особенно, начиная посещать детские дошкольные учреждения. В школе дети болеют несколько реже, но в период эпидемии может заболевать достаточно большое количество детей.

Конечно, этому немало содействуют и сами родители, водящие в садик или школу детей не долеченных или откровенно сопливых и больных. Так как оставить ребенка не с кем, а на работе никто не любит больничные. При заболеваемости достаточно большого количества детей или возникновении в группе или классе определенных, достаточно опасных и заразных болезней, медицинскими работниками данных заведений или поликлиник накладывается карантин.

Что такое карантин?
Карантином называют систему специальных мероприятий, которые проводятся в очаге инфекции с целью предупреждения его дальнейшего распространения. В более глобальном плане карантин – это система мер временного ограничения или изоляции людей, потенциально опасных в плане заражения и разноса определенных инфекций. При помощи карантинных мер возможно ограничение и остановка распространения опасных инфекций. Карантинные меры вводят как в рамках одной группы садика или класса школы, так и на глобальном уровне – государственном, закрывая границы для выезда и въезда, вывоза или ввоза определенных продуктов или жидкостей.

Для родителей обычно более интересны карантинные меры, вводимые непосредственно в учреждении, которое посещает их ребенок. И если для детей школьников или дошкольников карантин – это лишний повод посидеть дома и ничего не делать, то для родителей – это головная боль – что делать с чадом. Которое болтается без дела. Чаще всего карантин накладывается при возникновении таких инфекций, которые передаются:
— воздушно-капельным путем (при разговоре, кашле, чихании),
— пищевым и водным путем (кишечные инфекции и некоторые другие),
— контактным путем (педикулез, чесотка, некоторые заразные болезни кожи).
Словом, пути инфекции такие, что массово могут пострадать одновременно несколько детей и взрослых.
Обычно такие инфекции возникают в определенный сезон:
– простудные или респираторные в осенне-зимний и ранней весной,
— кишечные – летом и в начале осени,
— а некоторые инфекции особой сезонности не имеют.

Как устанавливают сроки?
Процесс развития и распространения болезни имеет свои закономерности, поэтому карантинные сроки разрабатывают для каждой болезни в отдельности исходя из знаний о ее инкубационном периоде и времени заразности. Карантин в целом по городу или району объявляют при превышении порога заболеваемости – в частности по гриппу и орви это 20% детей и более. При развитии определенных инфекций, например, в садике или школе, карантин накладывается на отдельную группу (класс), то есть на контактных лиц, не имеющих иммунитета к данной болезни.

Сроки карантина.
Давайте поговорим о сроках изоляции для основных детских инфекций. Они рассчитываются из максимально возможного периода заразности и инкубационного периода для каждой отдельной болезни. Так, при:
— гриппе сроки карантина составляют 3 суток, далее если ребенок не заболел, значит он не получил вируса от контактных.
— при коклюше срок карантина составляет две недели 914 суток),
— при коре максимальный срок изоляции составляет 17 суток,
— при свинке (паротит), ветрянке или краснухе эти сроки составляют три недели (21 сутки),
— для скарлатины или дифтерии срок карантина составляет неделю (7 суток),
— для менингококка сроки карантина составляют 10 суток,
— для дизентерии и других кишечных инфекций (в том числе по сальмонеллезу) — неделю (7 суток),
— самый длительный срок карантина будет в группе с подозрением на гепатит а (болезнь боткина, желтуха) – накладывается карантин на 35 суток.

Карантинное положение.
Чаще, конечно, на карантин закрывают детские сады, так как именно малыши болеют опасными карантинными инфекциями более всех. В школах обычно объявляет карантин районная СЭС в связи с эпидемиями гриппа, по остальным заболеваниям обычно особый режим накладывают только на класс и не так часто. А вот садики при гриппе могут работать в особом режиме усиленной безопасности – детей с даже легкими признаками простуды не принимают, а остальных детей регулярно осматривают и измеряют температуру, персонал носит ватно-марлевые повязки (ну или должен, конечно, носить).

А вот в случае заболевания ребенком в одной из групп сада другими инфекциями (грипп именно в группе, ветрянка, корь или краснуха), группа может быть закрыта на карантин по сроку, который мы выше написали. Врач учреждения вместе с специалистами из отдела СЭС проводят комплекс мероприятий по дезинфекции, наблюдению за детьми и взрослыми, в каждой ситуации эти меры свои и мы о них будем говорить.

Дети (и взрослые, кстати, тоже), которые находились в контакте с заболевшим, теперь называются контактными, и подлежат теперь всем карантинным мерам – изоляции от других и т.д. Это необходимо на тот случай, если малыш находится в стадии инкубации, то есть он тоже болен, но пока проявлений нет, а значит он может также быть потенциальным источником распространения инфекции, если его не изолировать. На время карантина дети, бывшие в контакте с больным, проходят ежедневные осмотры на предмет начала болезни – им измеряют температуру, осматривают кожу и рот с носом, оценивают общее состояние и самочувствие. Если проявляются первые признаки болезни, отправляют на больничный. Если признаков нет, после истечения срока карантина малыши живут как обычно – они уже не заболеют.

На время карантина не только изолируют одних детей (контактных) от других, но и проводят ряд особых мер – отменяются все профилактические прививки, запрещено делать реакцию Манту, детей в эту группу не принимают ни после болезни, кто уже выздоровел, ни новеньких, кто только должен прийти. Кроме того, при карантине необходимо отменять все развлекательные мероприятия. Поездки, походы и т.д., спортивные соревнования и утренники. Такие дети гуляют только в пределах своей площадки и только строго в определенное время, отделенное от всех других групп. В группе проводятся регулярные влажные уборки с применением всего арсенала разрешенных в детских учреждениях средств дезинфекции, особенное внимание уделяется местам общего пользования, раковинам. Посуде и т.д. При отсутствии детей в группе поводится кварцевание помещений.

Нужно ли водить?
Вопрос о том, водить ребенка в сад, если в группе наложен карантин или оставить его дома – сложный и спорный, на него нет однозначного и единственно правильного ответа. Заболеет ли ребенок, бывший с больным в контакте или нет – это зависит от многих внешних и внутренних условий:
— болел ли ребенок этой инфекцией ранее,
— был ли он привит от этой инфекции,
— насколько тесно они общались,
— насколько близко сидели, как сильно на него чихали и т.д.
— насколько контагиозен (степень заразности) вирус или микроб,
— насколько силен иммунитет (часто ли болеет ребенок в принципе),
— насколько у вас есть возможность не водить малыша в садик и побыть с ним,
— и многие другие.
Так, вирусы ветрянки в плане заразности очень вероятны, заболевает до 96% контактных детей, и ваш крошка, скорее всего войдет, в эту группу детей. При этом даже крепкий иммунитет ребенка от ветрянки почти не спасает. Менее заразен, но тем не менее опаснее стрептококк, который является возбудителем скарлатины – заболевают тоже достаточно большое количество детей. Корь, краснуха, коклюш и паротит тоже опасны, но у большинства детей есть прививки к этим болезням, поэтому риск заразиться ими ниже, особенно если ваш ребенок привит по всем правилам и полностью всем курсом. Не всегда прививка может защитить от заболевания, особенно если вакцинация неполная или была давно, но тогда болезнь если и возникнет, обычно протекает легче.

Если вы приняли решение водить малыша в группу во время карантина, необходимо ежедневно утром и вечером измерять температуру и осматривать ребенка. При заболеваниях с кожными высыпаниями нужен детальный осмотр кожи, при респираторных инфекциях – нужно заглядывать в горло. Если же это карантин по кишечной инфекции – ежедневно следите за стулом ребенка, спрашивайте о самочувствии и наличии болей в животе. Если появляются какие-либо тревожные симптомы – необходимо вызывать врача.

Читайте также:  Прививки от дифтерии и столбняка одновременно с прививкой от гриппа

Некоторые острые вопросы родителей.
Часто встречается вопрос – сегодня многие отказываются от прививок детям, законно ли при карантине по какой-либо инфекции не принимать таких непривитых детей в группу садика? Да, это вполне законный отказ и он прописан в федеральном законе об иммунопрофилактике. Если вы не привиты от коклюша, а в саду карантин по коклюшу, вам откажут в приеме вашего ребенка в группу, НО, только на период карантина – отказать вам в приеме вообще – незаконно.

Если родители не хотят рисковать здоровьем ребенка и на время карантина хотят сидеть с ним дома – можно ли брать больничный, он будет оплачен? Да, в трудовом кодексе прописано право родителей брать больничный лист с ребенком до семи лет и посещающим садик, если в саду был объявлен карантин. Оформляется больничный лист и оплачивается он как обычно – взять его могут и мама, и папа, выдает этот лист участковый врач.

Об отдельных карантинных мерах по каждой из инфекций, встречающихся чаще всего – поговорим в следующий раз.

Карантин при отдельных инфекциях.

Это острая инфекция, характеризующаяся высокой температурой тела, воспалением и появлением в месте внедрения возбудителя толстого налета светло-серого цвета с четкими границами, плотно спаянного со слизистой оболочкой или поверхностью раны (дифтерийная пленка), тяжелым поражением сердца, сосудов и нервной системы.Возбудителем заболевания является дифтерийная палочка из семейства коринебактерий.

  • 1.Интоксикация:
    • — высокая температура тела от 38° С до 40° С;
    • — сильная слабость;
    • — сонливость;
    • — общее недомогание;
    • — головная боль;
    • — бледная кожа.
  • 2.Воспаление слизистых оболочек зева и гортани :
    • — покраснение (гиперемия) зева и миндалин;
    • — боль в горле, трудность при глотании;
    • — першение;
    • — покашливание;
    • — осиплость голоса.
  • 3. На второй день на слизистых появляются дифтерийные пленки светло-серого цвета с четкими краями, гладкие, блестящие, их трудно снять, на месте удаления пленки остается кровоточащая ранка, на поверхности которой образуется новая пленка.
  • 4. Увеличение лимфоузлов в области шеи и грудной клетки.
  • 5. При тяжелом течении развивается отек тканей шеи, который может достигать уровня ниже ключиц.
  • 6. При поражении гортани возникает дифтерийный круп — это отек гортани, который приводит к затрудненному дыханию вплоть до его остановки (асфиксия).

Источник инфекции — больные дифтерией люди и здоровые “ носители” (бактерионосители) коринебактерий.

  • — изоляция больного человека.
  • — устанавливается карантин на 7 дней: осмотр зева, измерение температуры тела, исследование мазков из зева и носа.
  • — непривитым детям, контактировавшим с больным дифтерией, вводят дифтерийный анатоксин.
  • — влажная уборка с дезинфицирующими средствами, обработка всех игрушек.

Эпидемиологические мероприятия в ДОУ. Роль воспитателя в предупреждении и распространении воздушно — капельных инфекций

Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже — передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.).

Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni — сорок дней) — система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.

Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей. Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.

Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания.

Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите — 21 день, при менингококковой инфекции — 10 дней, а при вирусном менингите — 20 дней.

Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего детским садом.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных — по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

источник

Контингенты: контактные в очагах дифтерии, ранее не привитые. Срок вакцинации – с 3-х месяцев.

ОТВЕТЬТЕ НА ТЕСТ – КОНТРОЛЬ, ПРОВЕРЯЯ СВОИ ЗНАНИЯ ПО МЕРОПРИЯТИЯМ В ОЧАГАХ ДЕТСКИХ ВОЗДУШНО – КАПЕЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ. СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ЭТАЛОНОМ.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ «МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГАХ»

1. Изоляция больного при ветряной оспе:

а) на 5 дней с момента появления сыпи

б) на 9 дней с начала заболевания

в) весь период высыпания +5 дней с последнего дня высыпания

2. Изоляция больного при скарлатине:

3. Изоляция больного при коклюше:

а) 14 дней с начала заболевания

б) 9 дней с начала заболевания

в) до полного клинического выздоровления

4. Изоляция больного при кори:

а) с начала заболевания +4 дня с первого дня высыпания

б) на 5 дней с начала заболевания

в) с начала высыпания +5 дней с последнего дня высыпания

5. При эпид. паротите карантин на контактных накладывается:

6. Карантин при скарлатине при разобщении детей:

7. При кори карантин на контактных накладывается:

8. При краснухе карантин на контактных:

9. При дифтерии карантин на контактных накладывается:

10.Мероприятия в очаге ветряной оспы:

а) проветривание, влажная уборка

б) влажная уборка с дез. средствами

в) заключительная дезинфекция

11.Мероприятия в очаге коклюша:

а) термометрия, выявление кашляющих контактных

б) термометрия, осмотр слизистой полости рта у контактных

в) термометрия, осмотр зева и кожи

12.Мероприятия в очаге краснухи:

а) влажная уборка, проветривание

13. Мероприятия в очаге эпид. паротита:

а) заключительная дезинфекция

в) влажная уборка, проветривание

14.У контактных по ветряной оспе осматривают:

б) кожу и волосистую часть головы

15.Непривитых и не болевших контактных при кори:

16.В очаге дифтерии у контактных бак. посев на BL берётся:

а) только в случае необходимости

17.При паротите прививаются:

б) непривитые дети до 3-х лет, контактирующие с больным

в) контактные непривитые дети с 1 года

18.Мероприятия в очаге скарлатины:

а) влажная уборка с дез. средствами

б) заключительная дезинфекция

в) осмотр области околоушных желёз

19.При кори иммуноглобулин вводят

а) детям до 3-х лет, не подлежащим вакцинации

б) только ослабленным детям

Это острая инфекция, характеризующаяся высокой температурой тела, воспалением и появлением в месте внедрения возбудителя толстого налета светло-серого цвета с четкими границами, плотно спаянного со слизистой оболочкой или поверхностью раны (дифтерийная пленка), тяжелым поражением сердца, сосудов и нервной системы.Возбудителем заболевания является дифтерийная палочка из семейства коринебактерий.

  • 1.Интоксикация:
    • — высокая температура тела от 38° С до 40° С;
    • — сильная слабость;
    • — сонливость;
    • — общее недомогание;
    • — головная боль;
    • — бледная кожа.
  • 2.Воспаление слизистых оболочек зева и гортани :
    • — покраснение (гиперемия) зева и миндалин;
    • — боль в горле, трудность при глотании;
    • — першение;
    • — покашливание;
    • — осиплость голоса.
  • 3. На второй день на слизистых появляются дифтерийные пленки светло-серого цвета с четкими краями, гладкие, блестящие, их трудно снять, на месте удаления пленки остается кровоточащая ранка, на поверхности которой образуется новая пленка.
  • 4. Увеличение лимфоузлов в области шеи и грудной клетки.
  • 5. При тяжелом течении развивается отек тканей шеи, который может достигать уровня ниже ключиц.
  • 6. При поражении гортани возникает дифтерийный круп — это отек гортани, который приводит к затрудненному дыханию вплоть до его остановки (асфиксия).

Источник инфекции — больные дифтерией люди и здоровые “ носители” (бактерионосители) коринебактерий.

  • — изоляция больного человека.
  • — устанавливается карантин на 7 дней: осмотр зева, измерение температуры тела, исследование мазков из зева и носа.
  • — непривитым детям, контактировавшим с больным дифтерией, вводят дифтерийный анатоксин.
  • — влажная уборка с дезинфицирующими средствами, обработка всех игрушек.

Эпидемиологические мероприятия в ДОУ. Роль воспитателя в предупреждении и распространении воздушно — капельных инфекций

Чаще всего дошкольники заражаются болезнями, передающимися воздушно-капельным путем (при кашле, чихании), и реже — передающимися при непосредственном контакте (через общие игрушки, носовые платки, столовые принадлежности и др.).

Карантин (итал. quarantena, от quaranta giorni — сорок дней) — система мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний из эпидемического очага и ликвидации самого очага.

Эпидемический процесс данных заболеваний характеризуется сезонными изменениями, вспышками и возникающими эпидемиями различной интенсивности, которые поражают около 20% детей. Если в детском саду возникает инфекционное заболевание (грипп), то на группу, которую посещал заболевший ребенок, накладывается карантин.

Сегодня сроки карантина устанавливаются на основании данных о наибольшей продолжительности инкубационного периода заболевания.

Так, при гриппе и скарлатине карантин длится 7 дней, при ветряной оспе, краснухе и паротите — 21 день, при менингококковой инфекции — 10 дней, а при вирусном менингите — 20 дней.

Ответственность за соблюдение карантина в детском саду возлагается на заведующего детским садом.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных — по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

Наши дети иногда болеют, особенно, начиная посещать детские дошкольные учреждения. В школе дети болеют несколько реже, но в период эпидемии может заболевать достаточно большое количество детей.

Конечно, этому немало содействуют и сами родители, водящие в садик или школу детей не долеченных или откровенно сопливых и больных. Так как оставить ребенка не с кем, а на работе никто не любит больничные. При заболеваемости достаточно большого количества детей или возникновении в группе или классе определенных, достаточно опасных и заразных болезней, медицинскими работниками данных заведений или поликлиник накладывается карантин.

Что такое карантин?
Карантином называют систему специальных мероприятий, которые проводятся в очаге инфекции с целью предупреждения его дальнейшего распространения. В более глобальном плане карантин – это система мер временного ограничения или изоляции людей, потенциально опасных в плане заражения и разноса определенных инфекций. При помощи карантинных мер возможно ограничение и остановка распространения опасных инфекций. Карантинные меры вводят как в рамках одной группы садика или класса школы, так и на глобальном уровне – государственном, закрывая границы для выезда и въезда, вывоза или ввоза определенных продуктов или жидкостей.

Для родителей обычно более интересны карантинные меры, вводимые непосредственно в учреждении, которое посещает их ребенок. И если для детей школьников или дошкольников карантин – это лишний повод посидеть дома и ничего не делать, то для родителей – это головная боль – что делать с чадом. Которое болтается без дела. Чаще всего карантин накладывается при возникновении таких инфекций, которые передаются:
— воздушно-капельным путем (при разговоре, кашле, чихании),
— пищевым и водным путем (кишечные инфекции и некоторые другие),
— контактным путем (педикулез, чесотка, некоторые заразные болезни кожи).
Словом, пути инфекции такие, что массово могут пострадать одновременно несколько детей и взрослых.
Обычно такие инфекции возникают в определенный сезон:
– простудные или респираторные в осенне-зимний и ранней весной,
— кишечные – летом и в начале осени,
— а некоторые инфекции особой сезонности не имеют.

Как устанавливают сроки?
Процесс развития и распространения болезни имеет свои закономерности, поэтому карантинные сроки разрабатывают для каждой болезни в отдельности исходя из знаний о ее инкубационном периоде и времени заразности. Карантин в целом по городу или району объявляют при превышении порога заболеваемости – в частности по гриппу и орви это 20% детей и более. При развитии определенных инфекций, например, в садике или школе, карантин накладывается на отдельную группу (класс), то есть на контактных лиц, не имеющих иммунитета к данной болезни.

Сроки карантина.
Давайте поговорим о сроках изоляции для основных детских инфекций. Они рассчитываются из максимально возможного периода заразности и инкубационного периода для каждой отдельной болезни. Так, при:
— гриппе сроки карантина составляют 3 суток, далее если ребенок не заболел, значит он не получил вируса от контактных.
— при коклюше срок карантина составляет две недели 914 суток),
— при коре максимальный срок изоляции составляет 17 суток,
— при свинке (паротит), ветрянке или краснухе эти сроки составляют три недели (21 сутки),
— для скарлатины или дифтерии срок карантина составляет неделю (7 суток),
— для менингококка сроки карантина составляют 10 суток,
— для дизентерии и других кишечных инфекций (в том числе по сальмонеллезу) — неделю (7 суток),
— самый длительный срок карантина будет в группе с подозрением на гепатит а (болезнь боткина, желтуха) – накладывается карантин на 35 суток.

Карантинное положение.
Чаще, конечно, на карантин закрывают детские сады, так как именно малыши болеют опасными карантинными инфекциями более всех. В школах обычно объявляет карантин районная СЭС в связи с эпидемиями гриппа, по остальным заболеваниям обычно особый режим накладывают только на класс и не так часто. А вот садики при гриппе могут работать в особом режиме усиленной безопасности – детей с даже легкими признаками простуды не принимают, а остальных детей регулярно осматривают и измеряют температуру, персонал носит ватно-марлевые повязки (ну или должен, конечно, носить).

А вот в случае заболевания ребенком в одной из групп сада другими инфекциями (грипп именно в группе, ветрянка, корь или краснуха), группа может быть закрыта на карантин по сроку, который мы выше написали. Врач учреждения вместе с специалистами из отдела СЭС проводят комплекс мероприятий по дезинфекции, наблюдению за детьми и взрослыми, в каждой ситуации эти меры свои и мы о них будем говорить.

Читайте также:  Признаки дифтерии у детей фото

Дети (и взрослые, кстати, тоже), которые находились в контакте с заболевшим, теперь называются контактными, и подлежат теперь всем карантинным мерам – изоляции от других и т.д. Это необходимо на тот случай, если малыш находится в стадии инкубации, то есть он тоже болен, но пока проявлений нет, а значит он может также быть потенциальным источником распространения инфекции, если его не изолировать. На время карантина дети, бывшие в контакте с больным, проходят ежедневные осмотры на предмет начала болезни – им измеряют температуру, осматривают кожу и рот с носом, оценивают общее состояние и самочувствие. Если проявляются первые признаки болезни, отправляют на больничный. Если признаков нет, после истечения срока карантина малыши живут как обычно – они уже не заболеют.

На время карантина не только изолируют одних детей (контактных) от других, но и проводят ряд особых мер – отменяются все профилактические прививки, запрещено делать реакцию Манту, детей в эту группу не принимают ни после болезни, кто уже выздоровел, ни новеньких, кто только должен прийти. Кроме того, при карантине необходимо отменять все развлекательные мероприятия. Поездки, походы и т.д., спортивные соревнования и утренники. Такие дети гуляют только в пределах своей площадки и только строго в определенное время, отделенное от всех других групп. В группе проводятся регулярные влажные уборки с применением всего арсенала разрешенных в детских учреждениях средств дезинфекции, особенное внимание уделяется местам общего пользования, раковинам. Посуде и т.д. При отсутствии детей в группе поводится кварцевание помещений.

Нужно ли водить?
Вопрос о том, водить ребенка в сад, если в группе наложен карантин или оставить его дома – сложный и спорный, на него нет однозначного и единственно правильного ответа. Заболеет ли ребенок, бывший с больным в контакте или нет – это зависит от многих внешних и внутренних условий:
— болел ли ребенок этой инфекцией ранее,
— был ли он привит от этой инфекции,
— насколько тесно они общались,
— насколько близко сидели, как сильно на него чихали и т.д.
— насколько контагиозен (степень заразности) вирус или микроб,
— насколько силен иммунитет (часто ли болеет ребенок в принципе),
— насколько у вас есть возможность не водить малыша в садик и побыть с ним,
— и многие другие.
Так, вирусы ветрянки в плане заразности очень вероятны, заболевает до 96% контактных детей, и ваш крошка, скорее всего войдет, в эту группу детей. При этом даже крепкий иммунитет ребенка от ветрянки почти не спасает. Менее заразен, но тем не менее опаснее стрептококк, который является возбудителем скарлатины – заболевают тоже достаточно большое количество детей. Корь, краснуха, коклюш и паротит тоже опасны, но у большинства детей есть прививки к этим болезням, поэтому риск заразиться ими ниже, особенно если ваш ребенок привит по всем правилам и полностью всем курсом. Не всегда прививка может защитить от заболевания, особенно если вакцинация неполная или была давно, но тогда болезнь если и возникнет, обычно протекает легче.

Если вы приняли решение водить малыша в группу во время карантина, необходимо ежедневно утром и вечером измерять температуру и осматривать ребенка. При заболеваниях с кожными высыпаниями нужен детальный осмотр кожи, при респираторных инфекциях – нужно заглядывать в горло. Если же это карантин по кишечной инфекции – ежедневно следите за стулом ребенка, спрашивайте о самочувствии и наличии болей в животе. Если появляются какие-либо тревожные симптомы – необходимо вызывать врача.

Некоторые острые вопросы родителей.
Часто встречается вопрос – сегодня многие отказываются от прививок детям, законно ли при карантине по какой-либо инфекции не принимать таких непривитых детей в группу садика? Да, это вполне законный отказ и он прописан в федеральном законе об иммунопрофилактике. Если вы не привиты от коклюша, а в саду карантин по коклюшу, вам откажут в приеме вашего ребенка в группу, НО, только на период карантина – отказать вам в приеме вообще – незаконно.

Если родители не хотят рисковать здоровьем ребенка и на время карантина хотят сидеть с ним дома – можно ли брать больничный, он будет оплачен? Да, в трудовом кодексе прописано право родителей брать больничный лист с ребенком до семи лет и посещающим садик, если в саду был объявлен карантин. Оформляется больничный лист и оплачивается он как обычно – взять его могут и мама, и папа, выдает этот лист участковый врач.

Об отдельных карантинных мерах по каждой из инфекций, встречающихся чаще всего – поговорим в следующий раз.

Карантин при отдельных инфекциях.

Качественное лечение дифтерии входит в круг важнейших задач нашей клиники, ведь это опасное заболевание, которое грозит осложнениями.

Дифтерия — инфекционная болезнь, которую вызывает бацилла Лёффлера или дифтерийная палочка. Это антропоноз, то есть носителем бактерии может быть только человек. Передается заболевание преимущественно воздушно-капельным путем, через предметы или зараженную пищу. Заражение может произойти как от больного, так и от здорового носителя, который недавно переболел.

Для всех форм заболевания характерны следующие симптомы:

  • , лихорадка и озноб,
  • Бледная кожа,
  • Сильная слабость,
  • Отек мягких тканей шеи (бычья шея),
  • Боль в горле при глотании, затрудненное глотание,
  • Хриплый голос,
  • Увеличенные небные миндалины,
  • Покраснение и отек слизистой глотки,
  • Серо-белый налет в виде пленок, который покрывает миндалины и иногда переходит на мягкое небо, боковые поверхности глотки, гортань,
  • на шее,
  • Затрудненное или частое дыхание,

У возбудителя дифтерии крайне вредный токсин, который при несвоевременном или неправильном лечении способен нанести большой вред организму. Именно поэтому, если обнаружена дифтерия, симптомы и лечение определять и назначать должен только хороший врач-инфекционист.

Осложнения чаще всего связаны с повреждением нервных и других клеток. К ним относятся:

  • , миокарда,
  • Инфекционно-токсический шок,
  • Нарушенная свертываемость крови,
  • Полиорганная недостаточность,
  • Дыхательная недостаточность,
  • Воспалительные ,
  • Токсическое ,
  • Сердечно-сосудистая недостаточность,
  • Острые или воспалительные ,
  • Паралич дыхательных путей, мягкого неба, голосовых связок, мышц шеи, дыхательных путей и конечностей.

Срок, в течение которого развиваются эти осложнения, зависит от вида заболевания и тяжести его течения.

Следует отметить, что диагностика дифтерии «на глаз» затруднена, так как ее клиническая картина очень похожа на . Различие в том, что при ангине пленки на миндалинах легко соскабливаются, тогда как при дифтерии на поверхности миндалины при попытке снять пленку появляются кровоточащие ранки.

Помимо этого, используются следующие виды диагностики:

Лечение дифтерии у детей должно осуществляться только стационарно (в больнице). Госпитализируются в обязательном порядке не только больные с установленным диагнозом, но и пациенты с подозрением на дифтерию и бактерионосители.

Первое, с чего начинается лечение — это введение антитоксической противодифтерийной сыворотки (ПДС), которая устраняет действие дифтерийного токсина. Антибиотики для этой цели не используются, так как тут они бессильны.Доза ПДС определяется в зависимости от того, насколько тяжело протекает болезнь. Если дифференциальный диагноз затруднен, то ее введение можно отсрочить до окончательной диагностики, а при токсической форме ПДС вводят незамедлительно. Есть два способа введения ПДС — внутримышечно и при тяжелых формах внутривенно.

При инфицировании ротоглотки назначают полоскание дезинфицирующими растворами, а чтобы подавить сопутствующую инфекцию, назначают антибиотики курсом в 5-7 дней. Для устранения интоксикации назначают внутривенные капельницы: плазма, альбумин, глюкозо-калиевая смесь, полиионные растворы, аскорбиновая кислота. В тяжелых случаях показан плазмоферез.

Существует противодифтерийная вакцина, которую вводят в возрасте 3, 4.5 и 6 месяцев, 1.5 года, 6-7 и 14 лет. После этого вакцинация необходима каждые 10-11 лет. Если вас мучает дифтерия, профилактика и лечение в полном объеме оказываются на базе нашей клиники. Мы ждем вас по адресу: г. Москва, ЦАО, м. Бауманская, Большой Демидовский пер., 17/1.

1. Иммунитет к дифтерии пожизненный?

Ответ: К сожалению, нет. Он временный и длится 10-11 лет. Если человек уже переболел, он может заразиться вновь, но повторное заболевание переносится и протекает легче. Именно поэтому необходима повторная в течение всей жизни.

2. Как долго нужно соблюдать карантин при дифтерии?

Ответ: Карантин накладывается до тех пор, пока результаты мазка не будут отрицательными, причем для людей с подтвержденной дифтерией это должны быть результаты двух исследований. Таким образом, длительность карантина всегда индивидуальна и зависит от тяжести заболевания.

3. В каком возрасте дифтерия наиболее опасна?

Ответ: Наиболее подвержены этому заболеванию дети в возрасте до 7 лет. У них она проходит очень тяжело и грозит осложнениями.

4. Почему дети более восприимчивы к дифтерии, чем взрослые?

Ответ: Младенцы имеют пассивный иммунитет от матери, поэтому они мало восприимчивы к дифтерии. После 7 лет благодаря вакцинации вырабатывается активный иммунитет, поэтому восприимчивость также снижена. В возрасте от 1 года до 7 лет иммунная система формируется, поэтому и восприимчивость выше в этот период.

Соимость лечения дифтерии

Прием врача-педиатра первичный

Прием врача-педиатра повторный

Дифтерия не является исключительно детской болезнью. Дифтерия — острое инфекционное заболевание, сопровождающееся воспалением миндалин с образованием налётов на слизистых оболочках по преимуществу верхних дыхательных путей (носа, гортани, трахеи). Дифтерия — болезнь, оставляющая иногда у переболевшего ею тяжёлые следы в организме на всю жизнь.

Возбудителем дифтерии является бактерия палочковидной формы. Продуктом жизнедеятельности дифтерийной палочки является сильный яд, действие которого распространяется на весь организм.

Дифтерийные палочки очень стойки и хорошо сохраняются вне человеческого тела, особенно в тёмных помещениях. Они находятся в слизи и в плёнках на стенках носа и горла. Они попадают оттуда при кашле, чихании и разговоре в воздух и на окружающие предметы и легко могут быть восприняты другими людьми вместе с пылью или через посредство пищи и немытых пальцев. Видную роль в распространении инфекции дифтерии играют носовые платки, полотенца, нательное и постельное бельё, постельные принадлежности, одеяла, посуда, игрушки, книги, предметы, которыми пользовались больные или бациллоносители. В распространении дифтерии большое значение имеет бациллоносительство.

Инкубационный период большею частью очень короткий. Через 2-7 дней и более после заражения вместе с повышением температуры, иногда совсем незначительным, появляются ощущение разбитости, потеря аппетита, головная боль и изредка рвота . Боль в горле присоединяется позже. При заболевании дифтерией осмотр горла обнаруживает небольшую красноту, припухлость и налёт на миндалинах, очень часто — запах изо рта. Далеко не во всех случаях, когда налицо имеется налёт в горле, дело идёт о дифтерии; гораздо чаще это будет простая ангина, но отличить дифтерию от ангины только по виду не всегда возможно и для опытного врача. Поэтому учителя к каждому случаю налётов в горле должны относиться крайне серьёзно, тем более, что и простая ангина является заразительной. В таком случае обязательно срочно показать ребёнка врачу. В связи с поражением горла увеличиваются и делаются болезненными подчелюстные железы. У детей, преимущественно в раннем возрасте, нередко наблюдается своеобразное дифтерийное заболевание слизистой оболочки носа, поражающее обыкновенно одну ноздрю, причём вся болезнь может выразиться в упорном, иногда хронически затяжном насморке, сопровождающемся слизисто-гнойными выделениями из носа, иногда с примесью сукровицы и покраснением кожи верхней губы. Такие больные, оставаясь незамеченными, не попадают в категорию заразных, остаются на свободе и широко рассеивают заразу в окружающей среде.

Поэтому в школьной практике, при существовании в данной местности эпидемии дифтерии, к случаям упорного насморка, особенно в одной ноздре, следует относиться очень внимательно и подвергать таких детей врачебному осмотру, а ещё лучше, где возможно, бактериологическому исследованию.

При выздоровлении процесс в горле перестаёт распространяться, и налёт отделяется плёнками, которые и выхаркиваются наружу. Болезнь оставляет после себя долгий упадок сил в организме и явления упорного малокровия. Переболевший дифтерией нуждается в продолжительном отдыхе. Выздоравливающий после дифтерии нуждается во врачебном наблюдении и постельном режиме, ввиду возможности возникновения осложнений (поражение мышцы сердца). Иногда возможна даже неожиданная смерть вследствие паралича сердца.

Кроме того, следует указать на некоторые болезненные последствия дифтерии, которые имеют прямое отношение к школьным занятиям. У выздоровевших от дифтерии детей может наступить временный паралич нёбной занавески, совершенно изменяющий нормальный голос и делающий его гнусавым; при глотании жидкости часть её изливается обратно через нос. В других случаях ребёнка, болевшего дифтерией, поражает также временный паралич глазных мышц (двоение в глазах), отчего ребёнок не может правильно читать, писать. Например, при письме от неправильной работы глазных мышц ребёнок ставит буквы не в строчку, а выше или ниже её и пр. Наконец, изредка могут возникать даже временные параличи мышц ног и туловища; в последнем случае ребёнок не может прямо держаться. Все эти последствия дифтерии должны быть хорошо известны учителям. Дети, имеющие такие осложнения после перенесённой дифтерии, требуют обязательного срочного лечения.

Дифтерия раньше давала большие цифры смертности, но с открытием могучего специфического средства для лечения болезни — противодифтерийной сыворотки — смертность значительно упала. Но лечебная сыворотка оказывает своё лечебное действие только при условии введения её в первые дни заболевания, поэтому постановка раннего диагноза этой болезни и своевременное введение лечебной сыворотки имеет особо важное значение.

Лечебная противодифтерийная сыворотка получается из крови предварительно искусственно иммунизированных лошадей. Противодифтерийная сыворотка обладает очень большим лечебным действием. Однако, создавая в организме так называемый пассивный иммунитет, эта сыворотка не предохраняет от повторного заболевания дифтерией.

Больные дифтерией должны быть госпитализированы в обязательном порядке.

Прививки . В настоящее время в целях профилактики дифтерии, кроме изоляции больных и бациллоносителей и дезинфекции, применяется и метод активной иммунизации. Перед активной иммунизацией применяется реакция Шика, пробная кожная реакция, с целью выявления детей, восприимчивых к дифтерии, и только по отношению к этим последним применяется активная иммунизация. Прививки против дифтерии, по постановлению правительства, являются обязательными.

Известно, что наиболее поражаемой дифтерией группой является возраст от 2 до 5 лет. С каждым годом число заболеваний уменьшается и становится совсем незначительным после 15-летнего возраста, хотя и среди взрослых и пожилых людей встречаются случаи заболевания дифтерией, тем более что после перенесения дифтерии с помощью противодифтерийной сыворотки не получается полного иммунитета и дифтерия даёт повторные заболевания. Это уменьшение числа заболеваний с возрастом объясняется естественной иммунизацией малыми дозами дифтерийных палочек. Поэтому число восприимчивых к дифтерии, согласно показаний реакции Шика, также с каждым годом жизни всё уменьшается.

Сроки карантина . Выздоровевший больной допускается в коллектив после двукратного отрицательного исследования отделяемого зева и носа на дифтерийную палочку.

Для детей, а также и взрослых, обслуживающих детские учреждения, бывших в соприкосновении с больным, разобщение прекращается после изоляции больного и производства дезинфекции, при отсутствии у них в зеве и в носу острых воспалительных явлений и после однократного отрицательного бактериологического исследования отделяемого слизистой оболочки зева и носа. При невозможности произвести бактериологическое исследование разобщение прекращается через 7 дней после изоляции больного и дезинфекции квартиры (при отсутствии острых воспалительных явлений со стороны зева и носа).

При появлении заболеваний среди школьников школа обычно не закрывается. Школа закрывается в обязательном порядке лишь тогда, когда есть заболевание дифтерией в семье живущего при детском учреждении персонала, если квартира служащего не изолирована от других помещений. Детское учреждение в этом случае прекращает свою работу до изоляции больного и производства дезинфекции в семье больного и в помещениях детей, а также проверки всех детей и персонала на бациллоносительство.

источник