Меню Рубрики

Актриса которая умерла от бруцеллеза

Актриса Екатерина Савинова, всеми любимая Фрося Бурлакова. Она покончила с собой – бросилась под поезд. Об этом можно узнать из официальной биографии актрисы. Но мало кто знает, что причина этой трагедии – парное молоко. Екатерина Савинова родилась в семье Ельцовка на Алтае. Даже став известной актрисой, она сохранила деревенские привычки. Где бы ни проходили съемки, Екатерина Савинова всегда отправлялась по утрам на местный рынок – купить парное молоко. Так было и в Одессе, на съемках легендарного фильма «Приходите завтра».

Екатерине неожиданно стало плохо прямо на площадке. Поднялась температура, закружилась голова, подскочило давление. Режиссер Евгений Ташков, муж Екатерины Савиновой остановил съемки и вызвал врача.

Евгений Ташков, муж Екатерина Савиновой

Несколько месяцев Савиновой не могли поставить диагноз. Когда врачи определили, чем болеет актриса, было уже поздно.

Ирина Вабаева, врач-микробиолог

Причина страшной болезни актрисы – инфекция, бруцеллез.

Бруцеллез. Источник инфекции – парное молоко. Если вовремя не начать лечение, болезнь дает тяжелые осложнения. Бруцеллез может разрушить сердце, печень, селезенку или нервную систему.

Екатерина Савинова боролась с болезнью пять лет. Все это время она продолжала работать. Актриса снялась в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар», «Зигзаг удачи» и «Жажда над ручьем». Она даже получила звание народной артистки СССР. Но приступы болезни случались все чаще. Савинова сбегала из дома, не узнавала близких, все время плакала и кого-то звала.

В тот день своей Савинова проснулась рано утром, убралась в квартире, зашла к подруге. Потом ее видели в церкви – оттуда актриса отправилась на вокзал. Она медленно шла по платформе, вдоль железнодорожных путей. Послышался гудок приближающего поезда. Екатерина оглянулась назад, замерла. Когда состав на полном ходу мчался мимо нее, актриса неожиданно бросилась в пролет между вагонами.

В медицинской справке о причине смерти написано как-то нелепо – «Отделение головы колесами поезда». Никто не вспомнил о том роковом стакане молока, который актриса выпила за несколько лет до гибели. Савинову отпевали и похоронили на кладбище, как христианку. Церковь не считает это самоубийством, ведь, под колеса поезда ее толкнула болезнь.

Парное молоко полезнее магазинного – с этим никто не спорит. Но покупать его с рук опасно. Натуральное деревенское молоко с ароматом сена может быть заражено бруцеллезом, кишечной палочкой. На глазок эти инфекции не определишь.

источник

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Екатерина Савинова, в основном, запомнилась зрителям по одной единственной роли – Фроси Бурлаковой из комедии Евгения Ташкова «Приходите завтра». Это была её главная роль в кино и жизни, которая, к счастью, сумела отразить многие грани удивительного таланта этой актрисы. Так сложилась судьба, что Савинова, снявшись в более чем двадцати фильмах, больше нигде не смогла реализовать свои возможности. Причиной смерти Екатерины Савиновой названо самоубийство.

Она родилась в 1926 году, на Алтае, в сибирской семье переселенцев из Пензенской губернии. Екатерина была талантливой девочкой, обладавшей абсолютным музыкальным слухом и сильным звучным голосом. Она мечтала стать актрисой и, после окончания школы, отправилась в Москву, поступать во ВГИК. Она опоздала к вступительным экзаменам, как её героиня – Фрося и поступила в землеустроительный институт. Позже она попала в зимний набор на курсы ВГИКА но, спустя время, была отчислена по той причине, что её стезя – театральная сцена, а не кино.

Савинова с завидным упорством добивалась поставленной цели и снова стала студенткой выбранного вуза. Она выдержала большой конкурс, окончила обучение в 1950 году и с отличием защитила диплом – это был спектакль «Там, где не было затемнения». Во время основной учёбы Екатерина занималась вокалом в Гнесинском институте: голос будущей актрисы от природы отличался великолепным богатством оттенков и широким звуковысотным диапазоном. Этот уникальный голос в три с половиной октавы был объектом особого внимания педагогов: Савинову приглашали в Большой театр, на эстраду: она же оставалась верной своей мечте о кино. Даже единственное для всего курса приглашение в МХАТ она отвергла и поступила в Театр-студию киноактёра при «Мосфильме».

Первая же роль Екатерины в кино чуть не стала последней. Приглашённая сыграть Любочку в знаменитом пырьевском фильме «Кубанские казаки», молодая актриса негативно отнеслась к привычке маститого режиссёра не пропускать ни одной юбки и поплатилась за свою независимость. Ей больше не предлагали интересных ролей в кино, только эпизодические, а если приглашали на пробы – спустя время, отказывали в них. Савинова снялась в нескольких фильмах и играла в Театре-студии, но и там её участие в спектаклях сводилось к эпизодам. В 1951 году она вышла замуж за молодого режиссёра Евгения Ташкова, с которым была давно знакома – ещё со времён учёбы во ВГИКе. Только через 6 лет, в 1957 году у них родился сын Андрей, тоже, впоследствии, ставший замечательным актёром.

Роль Фроси Бурлаковой досталась актрисе в фильме мужа, который специально отправился на Одесскую киностудию, чтобы снять киноленту вдали от влияния Пырьева. Сценарий они с Екатериной писали вместе, используя многие биографические детали её судьбы. Вышедший на экраны в 1962 году фильм очаровал зрителей и Савинова была объявлена лучшей актрисой года по результатам зрительского голосования. Ещё одной заметной ролью актрисы была роль служанки в киноленте «Женитьба Бальзаминова» в 1964 году. «Чёрный список Мосфильма» продолжал портить актрисе творческую карьеру.

Во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Савиновой начались проблемы со здоровьем, настолько серьёзные, что даже пришлось на год приостановить производственный процесс. Причины заболевания не нашли, а это был бруцеллез, которым актриса заразилась, выпив парного молока, которое очень любила. Она продолжала изредка сниматься и играть в театре, но периодически болела и ей не становилось лучше. Когда точный диагноз был установлен, оказалось, что несвоевременное лечение болезни уже не остановит её опасного воздействия на головной мозг. У Екатерины Фёдоровны начались тяжёлые приступы недуга, похожего на шизофрению. Она по 2-4 месяца ежегодно проводила в больнице, но её душевное расстройство прогрессировало.

В 1970 году Савинова бросилась под поезд, будучи у сестры в Новосибирске. Ей было всего 44 года. В 2006 году прах актрисы был перезахоронен в освящённую часть Клещихинского городского кладбища: определяя, почему умерла Екатерина Савинова, её родные пришли к выводу, что самоубийство при таком диагнозе не могло быть полностью осознанным.

источник

Содержание (быстрый переход)

Талантливая актриса так и не смогла полностью реализовать свой талант, но, несмотря на отсутствие больших ролей, Екатерина Савинова приобрела популярность и любовь миллионов зрителей. Ее самой большой ролью стала роль Фроси из музыкальной картины «Приходите завтра», которую специально для нее снял ее муж Евгений Ташков. К сожалению, жизнь великолепной актрисы оборвалась рано, а причина смерти Екатерины Савиновой, самоубийство, было вызвано неизлечимой болезнью.

С Евгением Катя познакомилась во время учебы во ВГИКе, а их однокашники, глядя на трогательные отношения влюбленной парочки, даже не сомневались в том, что они объединят свои судьбы.

Екатерина была одной из самых талантливых на курсе, обладала неповторимым по глубине и красоте звучания голосом, и все прочили ей большое будущее в кино. Однако ее дебютная роль в комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки» обернулась для начинающей актрисы самым печальным образом, оказавшись роковой в ее творческой биографии.

На фото: Екатерина Савинова

Дело в том, что Пырьев, слывший большим любителем приударить за молоденькими актрисами, обладал жестоким мстительным характером, и не смог простить Савиновой отказа. Он сделал все, чтобы испортить карьеру начинающей актрисы.

Савинова в фильме «Кубанские казаки»

Пырьев обладал огромным влиянием в «киношной» среде и запретил снимать Екатерину Федоровну в главных ролях, а перечить ему боялись даже именитые режиссеры.

С тех пор актриса, обладавшая ярким незаурядным талантом, была вынуждена довольствоваться маленькими эпизодическими ролями,

в которые вкладывала всю душу, благодаря чему и обрела огромную популярность и полюбилась зрителям.

И тогда муж Екатерины Савиновой решил специально для нее снять фильм, главная роль в котором будет принадлежать только ей.

Ташкову пришлось преодолеть немало препон в реализации своего плана, но он сделал все, чтобы картина вышла на экраны.

Савинова в роли Фроси Бурлаковой в фильме «Приходите завтра»

Между тем съемки Екатерине Федоровне давались нелегко – на протяжении трех месяцев, пока шла работа над фильмом, у актрисы держалась высокая температура, но она даже вида никому не показывала, и ни один член съемочной бригады, включая ее мужа, не подозревали о болезни исполнительницы главной роли.

Когда Евгений Иванович узнал о болезни супруги, он приостановил съемки и определил Екатерину Федоровну в больницу, из которой она вышла уже спустя три дня – врачи отказывались лечить актрису, не находя причин заболевания.

Тем временем болезнь прогрессировала, и это сказывалось на поведении Екатерины Савиновой. Она начала разговаривать сама с собой, ей слышались какие-то голоса. И тогда Ташков обратился к одному одесскому специалисту, который определил, чем болела актриса, предположив, что в организме Савиновой развивается некая инфекция, скорее всего, бруцеллез.

Трагедия заключалась в том, что было упущено драгоценное время, и болезнь Екатерины Федоровны Савиновой на этой стадии уже была неизлечима. К тому же в то время медицина была почти бессильна перед этим заболеванием, что самым трагичным образом сказалось на судьбе талантливой актрисы.

Бруцеллезом она, скорее всего, заболела, выпив молока от больной коровы, и со временем инфекция начала разрушать ее мозг и центральную нервную систему. Екатерина Федоровна страдала невыносимо – провалы в сознании становились все чаще, а просветления между ними все реже.

По нескольку месяцев она проводила в больнице, работать при таком распорядке жизни было невозможно, страдала и личная жизнь – в моменты, когда ее сознание становилось ясным, она переживала за своих близких.

Екатерина Федоровна все чаще утверждала, что слышит голоса и очень переживала, что все окружающие принимают ее за сумасшедшую. Вместе с тем болезнь прогрессировала — Савинова могла, ничего не помня, уйти из дома, раздавала вещи незнакомым людям.

На фото: Екатерина Савинова в фильме «Женитьбв Бальзаминова»

В апреле 1970 года Екатерина Федоровна, не сообщив никому, собрала вещи и уехала в Новосибирск, где жила ее родная сестра.

Видимо, для себя она уже все решила – в последний день своей жизни Екатерина Федоровна убралась в квартире, вымыла полы, а потом пошла на железнодорожную станцию и бросилась под поезд.

Новость о гибели жены стала для Евгения Ивановича настоящим шоком, а она в своем прощальном письме написала ему, что сделала это для того, чтобы не становиться для него с сыном обузой, потому что предвидела, что ждет ее в будущем.

Тогда ходило немало слухов о том, почему умерла Екатерина Савинова, и с чем связана ее гибель, но знали об этом только ее самые близкие люди. Несмотря на то что она была известной личностью, популярной актрисой, могила Екатерины Савиновой долгое время была забыта почти всеми.

Актрису похоронили на Клещихинском кладбище в Кировском районе Новосибирска. Смотритель кладбища говорит, что за могилкой кто-то всегда ухаживал и даже поменяли старый памятник на новый.

Почти тридцать пять лет могилу актрисы не навещал ни муж Евгений Иванович, ни сын Андрей, и только в 2006 году они приехали в Новосибирск.

Евгений Иванович очень переживал из-за того, что его жену не отпели в церкви, ведь причина смерти Екатерины Савиновой не позволяла этого делать – к самоубийцам церковь относится особо и после смерти их не отпевают.

На фото: Савинова в фильме «Косолапый друг»

Однако Ташков уговорил священника сделать это, объяснив, что его умершая жена, когда бросилась под поезд была тяжело больна и не полностью давала отчет своим поступкам.

Подав прошение в епархию, он добился того, чтобы Екатерину Федоровну отпели. Мало того, они с сыном решили сделать перезахоронение Екатерины Савиновой и перенести ее прах в более престижное место кладбища.

На новом месте захоронения поставили достойный монумент, к которому теперь приходят посетители кладбища – поклонники великой актрисы.

На церемонию перезахоронения кроме Евгения Ивановича и Андрея пришли родственники сестры актрисы, к которой она в те далекие годы приехала из Москвы. Когда могилу Екатерины Савиновой раскопали, все присутствующие были поражены увиденным – тело актрисы, пролежавшее в земле более трех десятков лет, почти не изменилось.

Объяснение тому, что нетленное тело Екатерины Савиновой почти не изменилось, давали многие – от служителей церкви до экстрасенсов. Священник сказал, что так решил Господь, экстрасенсы – что чудо произошло благодаря тому, что актрисе каким-то образом удалось себя забальзамировать, кто-то утверждал, что нетленное тело – результат огромной любви близких людей, сопровождающей актрису в другой жизни.

Однако криминалисты дали всему свое объяснение – по их мнению, чуда в том, что тело Екатерины Федоровны хорошо сохранилось, нет, а произошло так из-за того, что погибнув, она потеряла много крови, к тому же, актриса была захоронена на большой глубине, и поэтому ее тело не испортилось.

На фото: Памятник на новой могиле актрисы

После того как Евгений Иванович Ташков перезахоронил прах жены и добился того, что с нее сняли обвинение в самоубийстве, он выполнил свой долг перед Екатериной Федоровной. Вместе с сыном Андреем он, пока сам тяжело не заболел, он каждый год приезжал на могилу Савиновой.

источник

Как погибла актриса, сыгравшая Фросю Бурлакову? Интересные факты из биографии и личной жизни актрисы Екатерины Савиновой повлиявшие на её карьеру

Настоящий талант — это не только слава и успех, это ещё и мучительная неуверенность, страсть, порой доводящая до исступления, и оголённые нервы, которые порой не выдерживают. Люди, одержимые своим делом, часто добиваются в нём успеха, потому что только так можно создать что-то настоящее и действительно ценное, но за такую жертву приходится платить.

И чем больше успех, тем выше цена. Кто-то платит здоровьем, кто-то семьёй и временем, а кто-то и целой жизнью. Знаменитая, советская актриса Екатерина Савинова заплатила сполна за успех народной героини Фроси Бурлаковой. Какова же была цена её успеха? Попробуем разобраться.

Читайте также:  Патоморфологические изменения при бруцеллезе

Уроженка Алтайского края с детства воспитывалась в жёстких условиях. Семья была чрезвычайно бедной, и считала каждую копейку. Молодая Катя мечтала вырваться из деревни и стать актрисой, и в скором времени, она сделала решительный шаг на пути к успеху. Её буквально с руками взяли во ВГИК , где на поступлении она читала отрывок из Анны Карениной. Приёмная комиссия была в шоке. Деревенская, неопытная простушка на их глазах превратилась в измученную жену и мать на грани катастрофы. Возможно этот образ совсем неслучаен в судьбе актрисы, и к нему она ещё вернётся, но к сожалению в реальной жизни.

А пока юная и полная надежд Катя поступила одной из первых, и прошла конкурс из 3 тыс. человек. Именно там, в студенческие годы она и познакомилась со своим будущем мужем — Евгением Ташковым и через восемь месяцев после выпуска, сыграли свадьбу. В институте все восторгались невероятному умению перевоплощаться в совершенно разных и не похожих героинь. Она одинаково успешно могла сыграть наивную деревенскую девочку, и пожилую, беззубую старуху.

Карьера в кино началась для неё более чем успешно. Иван Пырьев пригласил Екатерину, ещё будучи студенткой, в свой фильм «Кубанские казаки» , где она исполнила роль подруги главной героини. Обворожительную, обаятельную и открытую девушку невозможно было не заметить, тем более что фильм оказался чрезвычайно успешным. К актрисе пришёл первый успех, и её даже стали узнавать на улице. Савинова было удивлена такому вниманию, и будучи от природы скромной, смущалась и краснела.

Но мир кино очень жесток и строптив. В то время режиссёр Иван Пырьев был первым человеком в советском кино, и его слово значило очень многое. Он мог дать дорогу любому актёру, но мог и закапать, если захочется. Такая красотка как Савинова ни могла не приглянуться режиссёру, и он договорился с ней о встрече, где недвусмысленно намекнул что от неё требуется, для дальнейшей карьеры. Катя была в шоке. Она никак не могла предположить что такое вообще бывает. От негодования и хамства, она дала пощёчину режиссёру и в страхе убежала. К сожалению этот момент навсегда изменил судьбу актрисы. Пырьев ей такой выходки не спустил и лишил её работы в кино на целых 13 лет .

После окончания ВГИКа в 1950 г . её единственную с курса позвали в МХТ . Но, к удивлению многих актриса отказалась от такого предложения, сказав что её мечта — это кино .

К сожалению новых, больших ролей ей в кино не давали. Она постоянно ходила на пробы, и чаще всего режиссёрам нравилась актриса, но через некоторое время ей перезванивали с отказом. Оказалось что тот самый Иван Пырьев, используя связи, запретил снимать актрису в серьёзных ролях. По слухам, на киностудии есть так называемый «чёрный список» , куда занесены актёр и актрисы с которыми работать строго запрещено, вовсе не по творческим причинам.

В 1957г. Савинова родила сына – Андрея , и на время её мысли были заняты ребёнком. Но в скором времени Катя затосковала по работе, и снова рвалась на площадку. Бралась за любые эпизодические роли, работал на износ и старалась в каждом кадре сыграть ярко и интересно.

Пытаясь найти применение своему таланту, Савинова в 1959 г . поступает на вечернее отделение Института имени Гнесиных . Оказалось что актриса обладает уникальным, редким оперным голосом и имеет диапазон в три с половиной октавы. Она вновь покорила всех, и посыпались предложения из оперных театров. Даже звали на гастроли с личным оркестром. Тут, возможно, Екатерина сделала ещё одну роковую ошибку, отказавшись от всех предложений, сказав что её единственная любовь — кино.

Савина в роли Фроси из к/ф “Приходите завтра”

Муж актрисы — Евгений, будучи режиссёром, решил взять карьеру жены в свои руки. Он написал сценарий фильма, который прославит Савинову на всю страну. Процесс съёмок картины «Приходите, завтра…» оказался очень сложным и полным препятствий. Измученная без сцены Катя, с невероятным желанием и вдохновением взялась за роль Фроси Бурлаковой , чья биография была практически списана с актрисы. Но связи того самого Пырьева не позволили бы снимать фильм, и муж перенёс съёмки на Одесскую киностудию.

В середине съёмок, картину пытались закрыть, сказав что актриса бездарна, а фильм вообще никуда не годиться. Но Евгений отбил право на продолжение съёмок, и казалось главные беды миновали. К сожалению, они только начались.

Проблемы со здоровьем у Савиновой начались именно там. Больше месяца она скрывала и от мужа и от съёмочной группы своё недомогание, и высокую температуру. Врачи никакой проблемы не нашли, но состояние не улучшалось. Лишь спустя время открылась ужасная правда, но изменить что-либо было уже не возможно.

Актриса подхватила серьёзную инфекцию — бруцеллёз . Оказалось что, много раньше, в Крыму на съёмках, она выпила парного молока с рынка от заражённой коровы. Такая инфекция имеет очень коварное свойство скрываться в организме человека на долгое время, а затем наносить тяжёлый удар. Запущенность инфекции, постоянная работа на износ и стресс, дали осложнение на головной мозг и центральную нервную систему.

Съёмки были отложены на год. Было упущено драгоценное время, и теперь болезнь только прогрессировала. Фильм всё же удалось доснять и выпустить (несмотря на все попытки оставить его пылиться в архиве). Грандиозный успех картины не мог предсказать никто. Вся страна влюбилась в лучезарную, добрую, чистую, настоящую Фросю Бурлакову . Мало кто знал саму актрису, но Фросю знали и полюбили практически все.

Но состояние, на тот момент, главной звезды Советского Союза, только ухудшалось. Теперь она проводила около 4 месяцев в год , в больнице. В краткие периоды ремиссии, она была всё той же Катей, но в остальное время с ней происходили странные и порой жуткие вещи. Постепенно развивалась шизофрения, она могла выйти на улицу и разговаривать с незнакомыми людьми, раздавать свою одежду и даже призналась что слышит голоса и одержима «бесами».

После знаменитого «Приходите, завтра…» Савинова сыграла лишь одну роль, в фильме «Женитьба Бальзаминова» . Спустя 9 лет борьбы с болезнью, актриса приняла последнее, роковое решение. В апреле 1970 г. Савинова села в поезд до Новосибирска, где жила её сестра. Перед этим она убралась дома, и написала небольшую записку. В ней она просила прощения прежде всего у сына (Андрея) и просила её понять. Она понимала что, стала обузой и не захотела жить мучая и себя и близких.

25 апреля 1970 г. на узловой станции Новосибирска, Екатерина Савинова, как героиня романа Толстого, бросилась под поезд.

По словам мужа, он легко отпустил жену в столь сложную и далёкую поездку, потому как ей становилось лучше и она прекрасно себя чувствовала. Видимо актриса приняла такое решение в здравом смысле. Её похоронили на Клещихенском кладбище в Новосибирске . Но на этом история ещё не заканчивается.

В 2006 г. когда было принято решение о перезахоронении тела усопшей в более престижное место кладбище, открылась неожиданная подробность. Спустя более 30 лет после гибели , внешний вид тела почти не изменился, следов разложения почти не было заметно. Кто-то это начал списывать на мистику, божественное озарение. Но есть причины, хоть и весьма прозаичные, которые это всё объясняют.

На протяжении всей болезни Савинова принимало сильнодействующие антибиотики, также она потеряла много крови в момент гибели, что способствовало бальзамированию. Тело бы зарыто в очень холодном месте и на большой глубине. Кроме того, хорошо сохранилась и одежда и обувь.

Евгений Ташков , спустя много лет всё-таки смог добиться, чтобы его жену отпели. Убедив епархию, что её самоубийство было вызвано болезнью, церковь разрешила похоронить усопшую по всем законом православной церкви.

Муж Евгений и сын Андрей, постоянно навещают могилу великолепной актрисы, верной жены, любящей матери и невероятно искреннего, открытого и солнечного человека.

источник

Героиня знаменитого фильма «Приходите завтра» добилась того, чего хотела, – в отличие от любимицы миллионов актрисы Екатерины Савиновой, исполнившей главную роль в картине.

48 лет назад, 25 апреля 1970 года, погибла актриса Екатерина Савинова, обожаемая Фрося Бурлакова, с уникальным голосом, пробирающим до мурашек. Что сломало жизнь талантливой артистки, снявшейся в единственной главной роли у своего мужа, режиссера Евгения Ташкова, и довело женщину до преждевременной смерти, — об этом в материале Teleprogramma.pro.

Дежурная на железнодорожном вокзале города Новосибирска сразу же обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину. Незнакомка ходила по перрону вперед-назад, и было видно, что она волнуется.

Когда объявили, что на вокзал прибывает пассажирский поезд, женщина рванула через пути. Стоявшая возле железнодорожного полотна стрелочница начала кричать ей вслед, чтобы та остановилась, но красавица не обращала на предупреждения внимания… Незнакомкой оказалась всеми любимая актриса Екатерина Савинова.

Лишь 36 лет спустя, в 2006-м, 80-летний супруг артистки Евгений Ташков сумел добиться разрешения, чтобы Екатерину Федоровну отпели по православному обряду. Он собрал документы, доказывающие, что актриса была тяжело больна и не отдавала отчета в своих действиях.

После случившейся трагедии режиссера обвиняли в том, что он не уберег Савинову, разрешил ей одной отправиться в далекий Новосибирск. Но как рассказывала вторая супруга Ташкова Татьяна Александровна, Савинова хитростью ушла из дома. Она болела девять долгих лет, с каждым годом ее состояние ухудшалось.

Приступы безумия длились дольше и случались чаще. В последние годы жизни за актрисой постоянно присматривала сиделка. Но Екатерина Федоровна смогла отвлечь ее внимание и вышла из дома. Артистку искали несколько дней, и, только когда из Новосибирска позвонила сестра Савиновой и сообщила, что та приехала к ней в гости, все немного успокоились.

Летом 61-го на Одесской киностудии началась работа над картиной «Приходите завтра», сценарий к которой написали супруги Ташков и Савинова. Режиссер заметил, что Екатерина Федоровна постоянно плохо себя чувствует и как-то странно себя ведет. Оказалось, что на протяжении полугода у Савиновой держалась температура 37,4.

Обратились к врачам, но те диагноз поставить не сумели. А тем временем артистка начала периодически неадекватно себя вести: разговаривала сама с собой в пустой комнате, говорила, что слышит голоса. А тут еще на съемочную площадку приехало московское начальство. Савинову назвали бездарностью, картину требовали закрыть.

Работа остановилась. Ташков по полдня бегал с женой по докторам, остальные полдня — по кабинетам руководства или писал им письма. Вынужденная пауза продлилась почти год. Работать над картиной, к счастью, разрешили. Все-таки деньги уже были потрачены, а бюджет выделен, и его нужно было осваивать. А вот с болезнью справиться не удалось. Старенький профессор-одессит посоветовал супругам искать инфекцию, которая спряталась в организме больной и паразитирует на здоровых органах.

Начали сдавать кучу анализов. Выяснили, что у Савиновой бруцеллез, — инфекция, передающаяся от животного к человеку. Врачи предположили, что Екатерина Федоровна могла ею заразиться, попив сырого молока, купленного на рынке. Поскольку актриса долгое время не знала, что заражена, а потом не обращала внимания на симптомы, то болезнь дала осложнения, истощила нервную систему. У артистки начала развиваться шизофрения.

По воспоминаниям Ташкова, они были беспомощны перед этой бедой, обращались к разным специалистам, которые разводили руками и говорили, что это не их профиль. И только в больнице им. Кащенко (сейчас – им. Алексеева) актрисе становилось немного легче, там проходили ее приступы безумия. Каждый год она проводила в больнице по несколько месяцев. А в периоды просветления с ужасом осознавала, что становится инвалидом, обузой мужу и сыну.

Знаменитая артистка и педагог ВГИКа Ольга Пыжова, как-то призналась, что в своей жизни ей довелось встретить только двух великих актеров – это Константин Станиславский, с которым она играла на одной сцене, и Екатерина Савинова, ее студентка. 18-летняя Катя в 1944-м приехала из далекого сибирского села Ельцовка поступать во ВГИК, но опоздала с подачей документов. А чтобы не возвращаться домой, пошла учиться в институт по землеустройству, где ей предоставили общежитие и стипендию. Зимой, на первом курсе, Савинова узнала, что Василий Ванин («Ленин в октябре», «Валерий Чкалов») набирает актерские курсы. Но девушка у знаменитого актера долго не проучилась. Ванин отчислил ее, сказав, что она больше театральная, а не киноактриса.

Такой жесткий вердикт не повлиял на желание Кати сниматься в кино, и она вновь попытала свое счастье во ВГИКе. Говорят, что Савинова всех поразила, прочитав монолог Анны Карениной перед гибелью. Кто бы мог подумать, что через 25 лет Екатерина Федоровна повторит судьбу толстовской героини.

Наверное, учебу в институте можно назвать самым счастливым временем для актрисы. Именно там она встретила свою любовь – Евгения Ташкова. Уже на втором курсе молодые люди начали встречаться. По воспоминаниям режиссера, они получали стипендию «старыми деньгами» 220 рублей, а хлеб на рынке – 140. Они постоянно хотели есть, старались друг друга чем-нибудь угостить. Даже простой чай считался для них роскошью.

В отличие от своих сокурсников, им помощи ждать было неоткуда. Отец Екатерины умер еще до ее отъезда в Москву, а вскоре не стало и матери. У Ташкова отец был «врагом народа», сидел в тюрьме, а мать жила впроголодь. Евгений Иванович запомнил на всю жизнь, как они с Екатериной, получив первую получку в Театре киноактера, в труппу которого попали по окончании ВГИКа, купили себе по нескольку порций мороженого и устроили настоящий пир. Казалось в будущем их ждет только хорошее…

Еще учась во ВГИКе, Савинова попала на съемочную площадку к самому Ивану Пырьеву. Девушке досталась роль Любочки в «Кубанских казаках». Она отправилась в экспедицию на Кубань, жила в одном номере с Кларой Лучко. Девушки подружились. По воспоминаниям Лучко, Савинова впервые на съемках увидела и попробовала арбуз. И рассказывала, что, только приехав в Москву, она узнала что такое ванная, душ, телефон.

Читайте также:  Серологический анализ на бруцеллез

Всесильный режиссер, большой ценитель женской красоты, сразу же обратил внимание на красавицу сибирячку. Правда, его ухаживания закончились тем, что он получил пощечину. Такого унижения он простить не мог. И Савинова попала в негласный черный список «Мосфильма».

В результате она снималась только в эпизодах, так как режиссеры боялись приглашать ее на главные роли. Актриса очень страдала от этого. И, наверное, не раз пожалела о том, что не пошла после окончания ВГИКа во МХАТ, куда ее приглашали. И что отказалась работать в Большом театре, где ее ждали по окончании Гнесинки, куда она поступила, получив диплом актрисы.

Ее талант был настолько огромен, что ей, никому не известной актрисе и, тем более, певице, предлагали собственный оркестр и гастроли по всей стране. Но Савинова мечтала только о кино, которое жестоко сломало не только ее карьеру, но и жизнь.

источник

Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края в крестьянской семье.

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой). Окончила Институт им.Гнесиных (вокальное отделение, класс А.Д.Кильчевской)

С 1950 года была актрисой Театра-студии киноактёра.

Обладала великолепным, уникальным голосом (три октавы). По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте ее приглашали и в Большой театр, и на эстраду — на оба приглашения актриса ответила отказом.

Была женой актера и режиссера Евгения Ташкова (1926-2012).
Их сын, Андрей Ташков (1957 г.р.) — актер театра и кино.

Трагически ушла из жизни 25 апреля 1970 года в Новосибирске.

Похоронена на Клещихинском кладбище в Новосибирске (в 2006 году состоялось перезахоронение на более престижный участок).

К 85-летию со дня рождения, в 2011 году, был открыт дом-музей актрисы в селе Ельцовка, где она жила с рождения и до отъезда в Москву в 1944 году. Музей создан в доме, где жила подруга детства актрисы, Евдокия Бурлакова, фамилия которой перешла к героине фильма «Приходите завтра».
В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)».

последнее обновление информации: 10.01.17

По окончании школы Екатерина Савинова приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во ВГИК полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, но не для кино.

Впоследствии Савинова, преодолев конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. Среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова. Но в кинематограф в конце сороковых попасть было очень сложно — снималось всего лишь восемь картин в год. Екатерину Савинову приглашали на пробы, но никогда не утверждали.

Институт она окончила в 1950 году; дипломный спектакль — «Там, где не было затемнения» — Савинова защитила с отличием. У Савиновой был хороший голос. По окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, режиссёра Евгения Ташкова, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду; на оба приглашения актриса ответила отказом.

С будущим мужем, Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе, — Евгений был её однокурсником. Поженились они спустя восемь месяцев после окончания института. В 1957 году у них родился сын Андрей (ныне актёр Андрей Ташков).

В кино с 1949 года (первая роль — Любочка в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки»). В это время Савинова ещё училась во ВГИКе. Ей было 23 года. Жизнерадостная, улыбчивая, с пухленькими как у хомячка щечками с ямочками. Тогда ей, наверное, казалось, что все большие роли впереди, жизнь только начиналась.

Кинематограф был её единственной мечтой. Савинова – очень цельный человек. Обладая многогранным редким талантом, удивительным голосом в три с половиной октавы, она всё-таки ждала ролей в кино и не променяла мечту о киноискусстве на карьеру оперной или эстрадной певицы.

После участия в этом фильме все двери в кино перед Екатериной были закрыты волей всемогущего главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила. После окочания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения. Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в «черном списке» Мосфильма.

С 1952 года играла в Театре-студии киноактёра. При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А.Д. Дикого; Екатерина должна была быть задействована на одной из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. По воспоминаниям современников, картина снималась в обход запретов Пырьева (для этого съёмочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию). Сьемки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности) и Евгению Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии. После участия в фильме «Приходите завтра» Екатерина больше не получала крупных ролей.
Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль Матрёны в картине «Женитьба Бальзаминова».

Ещё во время съёмок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего съёмки были прерваны на год. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила бруцеллёз — инфекцию, которая «выбирает» самые уязвимые места и может поразить любой орган. У Екатерины это стала центральная нервная система. Инфекцию же актриса подхватила в Крыму, когда снималась в фильме «Сельский врач» у Герасимова. Она постоянно покупала на рынке парное молоко, которое очень любила. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Период созревания бруцеллёза – восемь месяцев. В это время актриса работала на пределе нервного истощения. Когда всё же медики приступили к лечению Екатерины, упустили из виду сопутствующее заболевание – шизофрению. В общей сложности Екатерина Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено. В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране; снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Болезнь не оставляла ее ни на минуту. Она даже жаловалась, что тело охвачено огненными кольцами. Сохраняя ясный ум, актриса чаще спрашивала: «Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь, играть?» Постепенно актриса стала осознавать, что то к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой.

В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск. Зная о неизлечимости своей болезни, 25 апреля 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Похоронили актрису на Клещихинском кладбище в Новосибирске. Многие годы её более чем скромная могила находилась почти в полном забвении. 5 ноября 2006 года могилу перенесли на более престижный участок Клещихинского кладбища.

Бывшая киноактриса, а ныне инокиня Свято-Введенского женского монастыря Ольга Гобзева сказала о ней: «Актрис такого уровня, как Катя, у нас просто нет. И не будет долгое время, если только Сибирь не родит какую-нибудь девчушку, которая отважится схватить чемоданчик и побежать неведомо куда. Я вспоминаю наши встречи с Екатериной. Она была очень открытым человеком.»

Педагог Савиновой профессор ВГИКа Борис Бибиков (сыгравший роль профессора в фильме «Приходите завтра») как-то сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству — Станиславский и Савинова.

В 2006 году издательство «Азбука» выпустило книгу «Свет погасшей звезды: Екатерина Савинова. (Рукописи, воспоминания, фильмография)» тиражом всего 210 экземпляров. В этой книге впервые в России опубликованы литературные опыты знаменитой актрисы, которые многие годы лежали в фондах ГМИЛИКА.

На телевидении о жизни и творчестве актрисы вышло несколько передач – «Трагедия Фроси Бурлаковой» на ОРТ, глава 9 цикла «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «Как уходили кумиры» на ДТВ.

источник

КАК ПОГИБЛА ФРОСЯ БУРЛАКОВА

Екатерина Савинова родилась 26 декабря 1926 года в алтайском селе Ельцовка. В 1945 году она отправилась покорять Москву, чтобы поступить учиться на землемера. На станцию она ехала на телеге, запряженной двумя лошадьми. А когда увидела поезд — впервые в жизни! — от страха чуть не закричала — таким страшным он ей показался. Но потом, заставив себя пересилить страх, она села в этот поезд и приехала на нем в Москву. Там с первой же попытки поступила в Землеустроительный институт, что на улице Казакова (рядом с Курским вокзалом). Однако землемером Савинова так и не стала. Проучившись в институте всего полгода, она вдруг поняла, что это не ее профессия, и бросила учебу. А летом 46-го поступила во ВГИК на курс, которым руководили Борис Бибиков и Ольга Пыжова. По словам К. Лучко: «Катя потрясла всю приемную комиссию, когда читала стихи, басни, отрывки из прозы, танцевала и пела. Голос у нее был замечательный. Он был необычайно широкого диапазона: от сопрано до контральто. Конечно, ее приняли. Она получила стипендию, жила в общежитии, ходила в одном и том же стареньком черном платье и несуразном пальто…»

Савинова окончила ВГИК в 1950 году. Для кино это было сложное время, так называемое малокартинье, когда в год на всех киностудиях страны снималось не больше… десяти картин. Но Савиновой повезло. В год окончания института она получила приглашение от мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева. Он предложил ей роль казачки Любочки в комедии «Кубанские казаки». Знай Савинова, чем обернется для нее это приглашение, наверняка бы сто раз подумала наперед, прежде чем соглашаться.

Вспоминает К. Лучко (в том же фильме она играла Дашу Шелест): «В экспедиции на Кубани мы с Катей жили в одной гостинице, в одном номере. Номер был очень маленький и походил на купе поезда. Катя меня все время поражала. Она никогда не видела арбузов, никогда их не ела и попробовала только на съемке. Когда мы ели арбузы, она выгрызала корку до самого основания, а когда увидела, что на моем куске остается немного мякоти, вдруг заплакала: «Ну как ты можешь?! Ведь есть люди, которые никогда не видели и никогда не ели это чудо!» Потом она призналась мне, что никогда не видела ванны, не видела гибкого душа, не видела телефона. Живя в Москве, набирала номер 100 и узнавала время: своих часов у нее не было. Как только раздавался гудок, она говорила: «Скажите, пожалуйста, который час?» — и, услышав ответ, вежливо благодарила. Была страшно удивлена, узнав, что отвечает автоматическая запись, а не живой человек. Она много молилась, ей очень хотелось, чтобы о ней сделали фильм, где она в черном платье, в мальчишеских ботинках на босу ногу, с фибровым чемоданом, перевязанным веревкой, приезжает в Москву поступать в консерваторию и учится жить в большом городе…».

Во время съемок в «Кубанских казаках» у Савиновой случился инцидент с Пырьевым. В киношной среде тот слыл большим любителем слабого пола и никогда не упускал возможности приударить за молоденькими актрисами. Большинство из них боялись его как огня и, опасаясь монаршего гнева, никогда не придавали огласке эти приставания. Савинова оказалась совсем другим человеком. Чистая и наивная сибирячка, она и мысли не могла допустить, чтобы кто-то из мужчин мог покуситься на ее честь, не будучи ее возлюбленным. Даже если таким покусителем был сам мэтр Пырьев. Как гласит легенда, когда режиссер, оставшись с молоденькой актрисой наедине, попытался добиться благосклонности, та влепила ему пощечину. Будь Пырьев настоящим мужчиной, то поступил бы соответственно: проглотил бы обиду и навсегда забыл бы дорогу к сердцу Савиновой. Но он был другим человеком: злопамятным и мстительным. В итоге, используя свое высокое служебное положение, он перекрыл молодой актрисе кислород — запретил снимать ее в главных ролях. И с тех пор Савинова если и снималась, то в ролях второго плана либо в малюсеньких эпизодах. В 1955 году произошел и вовсе вопиющий случай. Георгий Чухрай собрался было снимать Савинову в главной роли в фильме «Сорок первый», но едва об этом узнал Пырьев, как своим волевым решением запретил это делать. В итоге за целое десятилетие такая незаурядная актриса, какой была Савинова, снялась всего в девяти фильмах, да и то в эпизодах (и это при том, что с 1953 года период малокартинья в СССР закончился). Полный список фильмов с ее участием выглядит следующим образом: «Сельский врач» (1951), «Таинственная находка», «Дети партизана», «Большая семья» (все — 1954), «В один прекрасный день», «Тень у пирса» (1955), «Медовый месяц» (1956), «Человек с планеты Земля» (1958), «Косолапый друг» (1959), «Колыбельная» (1960). Стоит отметить, что Пырьев сломал карьеру не только Савиновой. Такая же участь постигла его жену Марину Ладынину (они развелись в середине 50-х, и Пырьев запретил ее снимать) и Людмилу Марченко (эта молодая актриса на свою беду стала любовницей Пырьева, но потом нашла смелость прогнать его, за что он ей немедленно отплатил — закрыл дорогу к большим ролям). Но вернемся к Савиновой.

Читайте также:  Бруцеллез боли в ногах

Понимая, что ей абсолютно ничего не светит в профессии, пока Пырьев занимает высокое положение в киношной иерархии (он был председателем Союза кинематографистов СССР и директором «Мосфильма»), Савинова решает попытать счастья на другом поприще — певческом. Благо голос у нее был, что называется, от Бога — его диапазон равнялся трем с половиной октавам. И она поступает в Гнесинский институт.

Что касается личной жизни Савиновой, то еще во время учебы во ВГИКе она вышла замуж за своего однокурсника Евгения Ташкова (впоследствии он станет режиссером и снимет для телевидения такие блокбастеры, как «Майор Вихрь» и «Адъютант его превосходительства»). 30 июля 1957 года у молодых случилось пополнение семейства — родился сын Андрей (впоследствии тоже ставший актером). Жила молодая семья в одной из комнат 3-комнатной квартиры, которую им предоставил Театр-студия киноактера (в другой комнате жили Клара Лучко и ее супруг Сергей Лукьянов, в третьей еще одна актерская семья).

Именно своему мужу Савинова обязана самой значительной ролью в своей нелегкой кинематографической карьере — алтайской девушки Фроси Бурлаковой, которая приехала в Москву и с первого захода поступила в консерваторию на класс вокала. В первоначальном варианте фильм назывался «Не от мира сего», потом его переименовали во «Фросю», а в прокат он уже вышел под другим названием — «Приходите завтра».

Между тем попадание Савиновой в картину собственного мужа тоже было нелегким. Несмотря на то что картина снималась на Одесской киностудии, худсовет, зная о нелюбви Пырьева к этой актрисе, запретил ее снимать. И назначил на роль другую исполнительницу, недавно сыгравшую главную роль в фильме про любовь. Стараниями мужа-оператора эта актриса смотрелась на крупных планах свежее и ярче, чем Савинова (той к тому моменту уже было 35 лет, а играть она должна была недавнюю выпускницу школы). Однако Ташков отказался работать с другой актрисой и после нескольких месяцев упорной борьбы сумел отстоять свое мнение. Главным аргументом в его устах было то, что роль писалась «на Савинову и только на нее». И многие биографические моменты судьбы Фроси Бурлаковой списаны именно с Савиновой (алтайское происхождение, уникальный голос и т. д.). В итоге с прежним оператором Ташков расстался, взяв вместо него другого — Радомира Василевского, дебютировавшего в кино прекрасной лентой «Весна на Заречной улице» (1956).

Кое-что Ташков привнес в картину и из своего личного опыта. По его словам: «В моей школе был учитель физкультуры — совсем молодой человек, на войне получил ранение. И он написал рекомендательное письмо в Москву своей тетке, чтобы она меня приютила, когда я приехал в Москву поступать во ВГИК. Причем эта тетка видела его только один раз, когда крестила. У нее были две дочки, которые уже учились в институте. Они меня спрашивают: «Ну, куда ж ты хочешь поступать?» — «На актера!» И они стали иронизировать, расспрашивали, знаю ли я, кто такие Станиславский и Немирович-Данченко.

Однажды, когда я уже жил в комнате в коммуналке, часов в 6 утра слышу — кто-то стучит в дверь со страшной силой. Открываю дверь, а на пороге с баулами стоит двоюродная сестра из Волгограда: «Ну, к вам не достучишься!» — «Так звонок же есть!» — «А я не знала, не видала!» Этот эпизод тоже вошел в картину.

В Киеве поехали в мастерскую к скульптору. Там я увидел неоконченную скульптуру льва. «Что это такое?» — «Это мысли художника». Эту реплику я тоже внес в сценарий…»

Фильм начали снимать летом 1961 года. Снимали понемногу, но потом, что называется, «раскочегарились» — в одном сентябре у группы была 31 съемочная смена. Савинова снималась с огромным желанием, с воодушевлением. Причем никто, даже муж, не догадывался, что она снималась, будучи больной — у нее каждый день была температура 37,4. И так было на протяжении трех месяцев! Когда Ташков случайно об этом узнал, ему чуть самому плохо не стало. И он принял волевое решение — законсервировал картину. Савинову положили в больницу, однако пробыла она там недолго — каких-то три дня. Врачи отказались ее лечить, мотивируя это тем, что она не их пациентка. Тогда за лечение актрисы взялся один психиатр, который объявил, что все психические заболевания Савиновой происходят от попадания в организм какой-то инфекции. «Скорее всего это бруцеллез!» — заявил врач. Потом выяснилось, что Савинова могла подхватить эту болезнь во время съемок в Крыму, когда купила на рынке молочные продукты и от них подхватила эту страшную болезнь. В результате у нее произошло поражение центральной нервной системы (судя по всему, это случилось в сентябре 61-го, когда нагрузка на съемках стала особенно большой). Врач прописал актрисе психотропные препараты, которые Савинова глотала десятками.

В 1962 году, когда Савиновой стало чуть лучше, съемки фильма были продолжены. И вновь, как и год назад, работа велась весьма активно. Как вспоминает Юрий Горобец (он играл роль жениха Фроси): «Иногда работать приходилось по 24 часа. Техники, артисты могли меняться, а режиссер этого себе позволить не мог. Когда Ташков смертельно уставал, то заходил в комнату, там стелил себе и отключался. А через 20 минут вставал как огурец и работал дальше. Все остальные так не могли и поэтому падали с ног. Но ощущение оптимизма, которое царило на съемочной площадке, думаю, в картине чувствуется и сейчас…»

Озвучание фильма проходило на Одесской киностудии. Два актера туда приехать не смогли из-за занятости — Анатолий Папанов и Юрий Горобец, поэтому их роли озвучили другие люди: за Папанова говорит Евгений Ташков, за второго — Юрий Саранцев. А вот Савинова озвучила две роли: Фросю Бурлакову и домработницу.

Вспоминает Е. Ташков: «Фильм едва не попал на полку благодаря стараниям секретаря ЦК КПСС по идеологии Ильичева. Он обвинил картину в том, что она выступает против соцреализма — из-за того, что скульптор разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой и маска Карла Маркса. На самом деле это Герцен. Но кому какая была разница? Наконец мне «пришили», что я выступил против считавшегося тогда «официальным» скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, — Николай Васильевич. В общем, картину положили на полку. А когда все-таки выпустили, было уже лето — пляжный сезон. Она прошла в прокате тихо, незаметно…»

Роль Фроси Бурлаковой так и осталась единственной главной ролью Савиновой в кино. После нее она снялась еще в нескольких фильмах, и везде это были роли второго плана или эпизоды. Речь идет о фильмах: «Женитьба Бальзаминова», «Ко мне, Мухтар!», «Дорога к морю» (все — 1965), «Зигзаг удачи» (1968), «Жажда над ручьем» (1969), «Расплата» (1971). А потом… Савинова покончила с собой. Но прежде из жизни ушел ее давний недоброжелатель — Иван Пырьев. Он умер в начале февраля 1968 года. Как гласит легенда, незадолго до смерти он стал обзванивать многих своих коллег из кинематографического мира, которых когда-то обидел, и просил у них прощения. Позвонил ли он Савиновой, не известно.

Савинова погибла весной 1970 года. Судя по тому, как она себя вела накануне смерти, все было продумано ею заранее. Вот как вспоминает об этом К. Лучко:

«Как-то Катя позвонила мне и сказала: «Внутренний голос мне говорит, чтобы я попросила у тебя прощения, если я что-нибудь плохое тебе сделала». Я засмеялась: «Катя, ну что ты мне можешь сделать плохое?! Ведь ты даже мухи не обидишь». Она действительно помогала всем, чем могла. Вообще ей было не знакомо чувство зависти, суетности. Она жила в своем, придуманном ею мире. Через некоторое время она снова позвонила мне и сказала, что едет в Сибирь к своей сестре. Катя там давно не была и очень соскучилась. И что внутренний голос ей сказал, чтобы она попрощалась со мной и чтобы я простила ее. Голос у нее был какой-то хриплый и тревожный. Это был последний наш разговор…»

Савинова уехала в Новосибирск, где жила ее сестра Маша, в конце апреля. Никто не заподозрил ничего дурного в ее отъезде, а она между тем еще в Москве решила добровольно уйти из жизни. Уложила в чемодан красивое платье, новые туфли. Простилась с мужем и сыном Андрюшей.

По словам Маши, она давно не видела Катю такой радостной и счастливой, как в тот приезд. Катя прожила у нее в доме несколько дней. А 25 апреля, накануне светлого праздника Пасхи, она накрасила яйца, напекла куличей, затем принялась за уборку в квартире. Она вымыла дочиста полы, перевернула стулья ножками вверх и поставила их на стол. Потом надела старенькую шубку, туфли и сказала родным, что идет на вокзал встречать подружку из Москвы. Однако она соврала — никакая подруга к ней не приезжала.

Приехав на вокзал, Савинова долго ходила по перрону, ожидая прибытия поезда. Кому-то это показалось подозрительным, и ее спросили: «Что вы здесь делаете?» — «Жду поезда», — спокойно ответила Савинова. Больше ее никто не трогал. А едва вдали показался поезд, она спустилась на рельсы и легла на них, причем так, чтобы не изуродовать лицо. Видимо, она все продумала заранее и прекрасно отдавала себе отчет в том, что делала.

Сыну Савиновой Андрею на тот момент было 13 лет. О смерти матери он узнал от отца. По его словам: «Мы отдыхали во Фрунзенском, и однажды отец мне говорит: «Я хочу тебе сказать…» Я напрягся: ну, думаю, опять что-то сделал не так. А отец говорит: «Мамы больше нет». Естественно, я поначалу не понял. Но он объяснил, что ее уже нет на этом свете, что она умерла. Первое, что подумал: «Слава богу, не ко мне претензии высказывает». Потом мы ехали на катере вдоль берега, и он все ждал моей реакции, чтобы начать меня успокаивать. Реакция произошла позже. Спустя полгода меня стало трясти в конвульсиях. Я спрашиваю: «Папа, что это со мной? Так бывает?» — «Да, бывает», — сказал отец. И я успокоился. Может быть, сработала какая-то защита в организме…».

источник

Популярность и забвение, гармония и неустроенность личной жизни, cтрашные болезни и мировая известность. Что довелось пережить звездным красавицам на своем веку, разбирался Joinfo.ua.

Обаятельная, простая девушка из народа – так Екатерина Савина заявила о себе в мире кинематографа. Еще во время учебы она стала сниматься в кино, потом была сделавшая ее знаменитой картина «Кубанские казаки». Однако именно этот фильм на 13 лет перечеркнул карьеру актрисы.

Из-за домогательств режиссера, а в дальнейшем основателя и первого председателя Союза кинематографистов СССР, Екатерину Савинову перестали снимать в кино. Только через долгие годы она получила главную роль Фроси Бурлаковой и огромный успех благодаря фильму «Приходите завтра».

Но такой значимый фильм опять обернулся трагедией. На съемках актриса заболела бруцеллезом с осложнениями в виде шизофрении, из-за чего вынуждена была в дальнейшем по несколько месяцев в году проводить в больничных условиях. В 43 года Екатерина Савинова покончила с собой, бросившись под поезд.

Знаменитая на весь мир актриса, лауреат Каннского кинофестиваля и признанная красавица прошла непростой путь к славе. В послевоенные годы Татьяна перенесла корь, дифтерию и тиф, но осталась жива.

За время учебы в Щукинском училище и институте театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС) девушку приглашают сниматься с прославленными мэтрами кинематографа. Даже заболевание туберкулезом во время работы над картиной «Летят журавли» не остановило актрису.

Но головокружительная карьера не спасла Самойлову от психологических проблем. Сильно подкосил актрису сделанный аборт, а через некоторое время ножевое ранение брата. Татьяна Самойлова стала замыкаться в себе и переставала реагировать на происходящее. В течение дальнейшей жизни некогда популярная актриса часто оказывалась в больнице совершенно одинокой и покинутой. Мало кто мог узнать в ней любимицу миллионов. Именно в больнице Татьяна Самойлова скончалась в забытии.

Бесстрашная укротительница прожила насыщенную событиями жизнь. Побывала на принудительных работах в Германии в качестве прислуги, танцевала в кабаре до окончания войны, работала в цирке с животными (лошадьми, собаками, кошками), выполняла номера на гоночном мотоцикле. И наконец, стала первой в стране женщиной-укротительницей тигров!

Печально закончилась красивая сказка талантливой и смелой актрисы и дрессировщицы. После нечаянно нанесенных когтями тигров травм головы и смерти любимого мужа Маргарита Назарова бросила Москву и 20 лет провела одна взаперти своей квартиры в Нижнем Новгороде. Так она и умерла в нищете и полном одиночестве, не допуская к себе абсолютно никого.

Яркая блондинка сумела покорить не только кинематограф, а и сердца таких выдающихся мужчин как летчик-герой Анатолий Серов, поэт и прозаик Константин Симонов. Но, несмотря на популярность в кино, несчастья сопровождали Валентину Серову в обычной жизни.

Через год после свадьбы погиб первый муж. Актриса остается одна с ребенком и начинает от горя выпивать. После второго замужества из-за несложившихся между сыном и мужем отношений Валентина Серова отправляет мальчика в интернат. Даже рождение общего ребенка никак не помогло склеить напряженные отношения в семье. Это подорвало итак хлипкое душевное равновесие, и актриса все больше стала прикладываться к бутылке.

После ухода мужа Валентина Серова впала в серьезную депрессию и стала алкоголичкой. Так и закончилась жизнь красавицы – ее обнаружили в полностью разграбленной квартире только через несколько дней после смерти.

Иногда за популярностью и славой скрываются ужасные трагедии и непростая судьба. Только сила духа и поддержка близких помогают преодолеть жизненные невзгоды.

источник