Меню Рубрики

Вирусные гепатиты циклы усовершенствования

2. Проникновение в клетку с помощью механизма рецепторопосредованного эндоцитоза (окаймлен­ная ямка —> окаймленный пузырек —> лизосома —> выход нуклеокапсида и проникновение вирусного генома в ядро гепатоцита).

3. Внутриклеточное размножение.

В составе вируса гепатита В нет онкогена, однако установлено, что, внедряясь в клеточную хромосому (в разные ее участки), вирусная ДНК может индуцировать в них различные генетические перестройки — делеции, транслокации, амплификации, которые и могут стать причиной развития рака печени — одного из самых тяжких последствий вирусного гепатита В.

Резистентность.Вирус гепатита В обладает высокой устойчивостью. При комнатной температуре сохраняет жизнеспособность в течение 3 мес, в замороженном состоянии — несколько лет. Вирус полностью инактивируется при автоклавировании (120 °С), при кипячении в течение 30 мин, сухим жаром при 180 °С в течение 60 мин, при 60 °С — в течение 10 час. Устойчив в кислой среде, но разрушается в щелочной. Вирус погибает при обработке Н2О2, хлорамином, формалином, фенолом и при УФ-облучении.

Эпидемиология. Источником заражения вирусом гепатита В является только человек. Вопреки прошлым представлениям о том, что заражение вирусом гепатита В происходит исключительно паренте­ральным путем, теперь доказано, что он обнаруживается в различных секретах и экскретах: в слюне, носоглоточных выделениях, испражнениях, слезной жидкости, в сперме, менструальной крови и прочих. Таким образом, заражение происходит не только парентеральным путем, но и половым и вертикальным (от матери плоду), т. е. практически заражение вирусом гепатита В возможно разными способами.

Распространению HBV способствует большое число вирусоносителей, которые, по данным ВОЗ, составляют от 0,1 до 20% населения страны или региона.

Патогенез и клиника.Вирус гематогенным путем заносится непосредственно в печень. В пато­генезе гепатита важную роль играют аутоиммунные гуморальные и клеточные реакции. Предполагается, что поражение гепатоцитов связано не столько с непосредственным действием самого вируса, сколько с иммунологическими реакциями хозяина, возникающими в связи с модификацией клеточной мембраны вирусными белками, которые индуцируют появление аутоантител к клеткам печени. Поэто­му развивающийся хронический гепатит и цирроз печени можно рассматривать как аутоиммунное заболевание.

Клеточные аутоиммунные реакции к вирусным белкам, содержащимся в мембране гепатоцитов, опос­редуются Т-цитотоксическими лимфоцитами и другими киллерными клетками печени. Поэтому острую трофию печени можно рассматривать как реакцию отторжения своеобразного гетеротрансплантата.

Инкубационный период длится от 45 до 180 дней, в среднем составляет 60-90 дней. Клиническое течение гепатита В характеризуется большим разнообразием; болезнь может протекать: в латентной форме, выявляемой лишь лабораторными методами, в типичной желтушной форме и в злокачествен­ной форме, заканчивающейся летально. Продолжительность преджелтушной стадии составляет от >го дня до нескольких недель. Желтушный период, как правило, длительный и характеризуется хорошо выраженными симптомами (желтуха, гипербилирубинемия, потемнение мочи, желтушность склер). Затяжная форма наблюдается у 15-20% больных, а у 90% из них развивается хронический гепатит В. У больных с затяжной формой нередко наблюдаются аутоиммунные процессы, сопровожда­ющиеся повышенным содержанием противопеченочных антител, которые выявляются с помощью иммуносорбентного анализа (ИФМ). У детей гепатит В протекает в более легкой форме и часто без развития желтухи, у детей младшего возраста — преимущественно бессимптомно.

Постинфекционный иммунитет длительный, пожизненный, обусловлен вируснейтрализующими антителами (анти-HBsAg) при отсутствии в крови поверхностного антигена. Нередко наблюдается скрытая иммунизация вследствие повторного контакта с HBV, которая является причиной широкого распространения иммунитета к вирусу среди населения. Обычно больные с острой формой гепатита В выздоравливают полностью по мере накопления антител к нему. Однако в некоторых случаях, несмотря на высокий уровень вирусного антигена в крови (обстоятельство, объясняющее, почему парентеральное заражение происходит наиболее часто), антитела к нему не вырабатываются. Вирус сохраняется в печени, и человек на долгое время, иногда пожизненно, становится хроническим носителем. Это обстоятельство связано, очевидно, со слабым иммунным ответом. Одним из наиболее частых исходов хронического гепатита В является цирроз печени и рак печени, который развивается по истечении латентного периода продолжительностью до 30-50 лет.

Методы диагностики гепатита В. В настоящее время основным методом диагностики гепатита В является использование реакции обратной пассивной гемагглютинации (РОПГА) для обнаружения вируса или его поверхностного антигена. Как уже отмечалось, в крови поверхностного антигена содержится во много раз больше, чем самого вируса (в 100—1000 раз). Для реакции РОПГА используют сенсибилизированные антителами против вируса гепатита В эритроциты. При наличии антигена в крови происходит реакция гемагглютинации. Реакция проста и удобна и обладает высокой специфичностью. Кроме того, разработан метод зонда — ДНК-ДНК-гибридизации.

Для обнаружения в сыворотке больного антител к вирусному антигену (HBsAg) могут быть исполь­зованы различные иммунологические методы (РСК, РПГА, реакция преципитации, ИФМ, РИМ и др.).

Специфическая профилактика. Принимая во внимание, что последствия перенесенного гепати­та В могут быть очень тяжелыми, а также то обстоятельство, что в мире очень много носителей HBV, по рекомендации ВОЗ прививки против гепатита В являются обязательными и должны проводиться на первом году жизни. Для вакцинации предложено два типа вакцин. Для приготовления одной из них в качестве сырья используют плазму вирусоносителей, поскольку в ней вирусный антиген содержится в количествах, достаточных для приготовления вакцины. Главное условие для приготовле­ния этого типа вакцин — их полная безопасность, т. е. полная инактивация вируса, что и предусмат­ривается технологией приготовления вакцины. Для изготовления вакцины другого типа применяют методы генной инженерии, в частности, для получения антигенного материала используют рекомбинантный клон дрожжей, вырабатывающих поверхностный антиген вируса гепатита В.

Обе вакцины обладают высокой эффективностью (защищают 95% привитых). Продолжительность поствакцинального иммунитета не менее 5-6 лет. К настоящему времени в мире привито несколько десятков миллионов детей.

Массовая иммунизация новорожденных и детей раннего возраста — наиболее важный компонент борьбы с гепатитом В в глобальном плане. Полный курс прививки состоит из 3 инъекций:

I доза — сразу после рождения; II доза — через 1-2 мес; III доза — до конца 1-го года жизни.

Эти прививки включены в расширенную программу иммунизации ВОЗ и совмещаются с календа­рем ее проведения (по рекомендации ВОЗ на 1-м году жизни проводят прививки против туберкулеза, полиомиелита, гепатита В, кори, столбняка, дифтерии, коклюша).

Гамма-глобулин, содержащий антитела против HBV, применяют для экстренной пассивной имму­нопрофилактики лицам, имевшим контакт с больным гепатитом В.

Лечениегепатита В проводится так же, как и гепатита А, с учетом формы и тяжести заболевания.

Вирусный гепатит С

Гепатит С — инфекционное заболевание человека с парентеральным механизмом заражения, характе­ризующееся преимущественным поражением печени. Возбудитель — вирус гепатита С (HCV) — еще не выделен в чистом виде, но на основании изучения ряда его свойств отнесен к семейству Flaviviridae. Вирион имеет суперкапсид (чувствителен к хлороформу). Геном вируса гепатита С изучен с помощью сложных генно-инженерных исследований. Изучение геномной организации нескольких штаммов HCV показало, что геном вируса гепатита С не является близко родственным ни одному из известных РНК-содержащих вирусов, однако его ближайшими родственниками являются флавивирусы. Изучение свойств HCV затрудняется тем, что его пока не удается выращивать в культурах клеток. Экспериментальное заражение воспроизводят на шимпанзе.

Эпидемиология и клиника.Источником инфекции является только человек. Распространение вируса происходит трансфузионно при переливании крови и ее препаратов или инструментальным путем в результате занесения зараженной вирусом крови в организм здоровых людей, а также вертикально — от матери плоду. Восприимчивость населения к HCV очень высокая. По данным ВОЗ (1987 г.), на долю гепатита С в Африке приходится до 25% всех случаев вирусного гепатита, в ряде стран Америки — до 35%. В США около 90% посттрансфузионного вирусного гепатита вызывается вирусом гепатита С. Поддержанию эпидемического процесса способствует склонность гепатита С к хроническому течению. Вирус выделяется от больных в течение одной или нескольких недель до появления признаков болезни и до 10 нед после начала болезни. Инкубационный период по сравне­нию с гепатитом В короче примерно на один месяц и составляет в среднем 6-8 нед. Клиническая картина сходна с таковой при гепатите В, однако заболевание протекает легче и характеризуется относительно быстрым выздоровлением, нередко оно протекает без желтухи; последняя наблюдается примерно у 25% больных. Несмотря на относительно благоприятное течение, около 50% всех форм инфекции приводят к формированию хронического гепатита, а около 20% хронических поражений печени заканчивается циррозом и раком. Наряду с вирусом гепатита В, вирус гепатита С является одной из главных причин рака печени.

Диагностика.В крови HCV циркулирует в очень малых концентрациях, в связи с чем обнару­жить его с помощью обычных скрининговых методов удается с большим трудом. Поэтому для диагностики вирусного гепатита С разработаны различные тест-системы, позволяющие определять антитела к специфическим вирусным белкам с помощью иммуноферментного метода.

Тестовые задания:

1.Вирусы полиомиелита относят к семейству:

2.Вирусы полиомиелита – это:

источник

4.2.9. Учебный план цикла тематического усовершенствования по теме «Вирусные гепатиты»

Специальность 040106 «инфекционные болезни»

Срок обучения: 72 часа: 2 недели

Этиология и эпидемиология вирусных гепатитов

Основы патогенеза вирусных гепатитов

Профилактика вирусных гепатитов

Правовые и этические вопросы оказания медицинской помощи больным вирусными гепатитами

4.2.10. Учебно-тематический план цикла тематического усовершенствования по теме «Вирусные гепатиты»

Специальность 040106 «инфекционные болезни»

Срок обучения: 72 часа: 2 недели

Этиология и эпидемиология вирусных гепатитов

Этиологическая структура вирусных гепатитов. Место вирусных гепатитов в структуре хронических заболеваний печени.

Эпидемиология вирусных гепатитов:

Эпидемиология вирусных гепатитов с парентеральным механизмом передачи;

Эпидемиология вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи.

Основы патогенеза вирусных гепатитов

Основы патогенеза острых вирусных гепатитов

Основы патогенеза хронических вирусных гепатитов и цирроза печени

Клиническая классификация острых вирусных гепатитов:

Критерии тяжести острых вирусных гепатитов

Вирусные гепатиты А и Е: особенности клинической картины, диагностика, лечение, исходы, диспансеризация

Острый гепатит В без дельта-агента и с дельта-агентом. Особенности клинической картины, фульминантная форма. Диагностика. Принципы лечения. Исходы. Диспансеризация.

Острая дельта(супер)-инфекция вирусоносителя гепатита В:

Особенности патогенеза, клиника, лечение, исходы, диспансеризация.

Острый гепатит С: особенности патогенеза, клиника, лечение, исходы, диспансеризация

Особенности течения вирусных гепатитов у пациентов, употребляющих психоактивные и стимулирующие вещества

Желтухи у беременных. Особенности акушерской и терапевтической тактики при вирусных гепатитах у беременных.

Хронические вирусные гепатиты:

Диагностика (лабораторная, морфологическая, инструментальная)

Особенности лечения хронических вирусных гепатитов с аутоиммунными нарушениями

Циррозы печени вирусной этиологии:

Оценка степени тяжести по шкале Чайльда-Пью

Дифференциальная диагностика желтух.

Дифференциальная диагностика острых и хронических вирусных гепатитов с заболеваниями печени другой этиологии.

Профилактика вирусных гепатитов. Календарь прививок.

Правовые и этические вопросы оказания медицинской помощи больным вирусными гепатитами.

5. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО УНИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ИНФЕКЦИОНИСТОВ.

5.1. Послевузовское профессиональное образование врачей-инфекционистов должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование по инфекционным болезням.

5.1.1. Преподаватель инфекционных болезней должен иметь теоретические знания, умения и практические навыки по своей специальности и основам дидактики последипломного обучения врачей, достаточные для самостоятельной профессиональной деятельности.

5.1.2. Преподаватель должен иметь опыт работы врачом-инфекционистом и научно-педагогической деятельности.

5.2. Профессиональные требования к преподавателю инфекционных болезней.

Профессиональные требования к преподавателю инфекционных болезней включают требования к его профессиональной подготовке по специальности “инфекционные болезни” и основам преподавания учебной дисциплины “инфекционные болезни” в медицинских вузах и в системе послевузовского профессионального образования врачей.

5.2.1. Общие требования к знаниям и умениям преподавателя инфекционных болезней.

Преподаватель инфекционных болезней должен иметь достаточную научную компетенцию и практический опыт как по основному предмету преподавания, так и в области педагогики.

Преподаватель должен з н а т ь:

свой предмет, владеть умениями и практическими навыками, определяющими его высокую квалификацию как врача-инфекциониста;

основные теоретические разделы педагогики о закономерностях воспитания, образования и обучения, методологию преподавания, психологию обучения и взаимоотношений учащихся в коллективе.

Преподаватель должен у м е т ь:

определить учебные цели для конкретной группы обучающихся и критерии профессиональной подготовки специалиста;

выбрать материалы, наиболее соответствующие целям обучения и обеспечивающие приобретение учащимися необходимых знаний, умений и практических навыков;

планировать учебный процесс по учебной программе послевузовского профессионального образования врачей инфекционистов с учетом ее связей со смежными специальностями;

дифференцированно подходить к методам и средствам обучения, использовать традиционные и новые формы и методы обучения в зависимости от учебных целей;

при групповой форме учебного процесса учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащегося.

5.2.2. Требования к специальным знаниям и умениям преподавателя по методике преподавания инфекционных болезней.

Преподаватель инфекционных болезней д о л ж е н з н а т ь:

законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие подготовку и организацию работы врача-инфекциониста;

модель врача-инфекциониста в системе здравоохранения Российской Федерации;

квалификационную характеристику врача-инфекциониста;

цель обучения, соответствующую модели врача-инфекциониста;

проблемно-целевой принцип построения учебной программы послевузовского обучения врачей инфекционистов;

методику проблемно-целевого обучения слушателей на циклах специализации и тематического усовершенствования врачей инфекционистов;

методику разработки учебных и тематических планов и составления расписания занятий циклов специализации и тематического усовершенствования врачей инфекционистов по учебной программе;

методику разработок лекций, семинаров и практических занятий на циклах специализации и тематического усовершенствования врачей инфекционистов по учебной программе;

методику составления рекомендаций слушателю для самостоятельной отработки темы на рабочем месте при обучении на очно-заочном цикле;

организацию работы куратора цикла послевузовского обучения врачей инфекционистов;

преимущества и недостатки тестового контроля знаний, умений и практических навыков как одной из важнейших форм учебных занятий;

положение о квалификационном экзамене (проверочном испытании) на получение сертификата специалиста врача-инфекциониста.

Преподаватель инфекционных болезней должен у м е т ь:

разработать учебный и тематический планы циклов специализации и тематического усовершенствования врачей инфекционистов по учебной программе с учетом региональных особенностей их практической деятельности;

составить расписание занятий на цикле по тематическому плану;

составить методическую разработку лекции по учебной программе для слушателей циклов специализации и тематического усовершенствования;

составить методическую разработку семинара по учебной программе для слушателей циклов специализации и тематического усовершенствования;

составить методическую разработку практического занятия по учебной программе со слушателями циклов специализации и тематического усовершенствования;

организовать и провести практические занятия по учебной программе подготовки врачей инфекционистов с клиническим разбором тематических больных;

организовать и провести практические занятия по отработке практических навыков общения и управления с использованием проблемно-целевого обучения, малых учебных групп, ситуационного анализа, ролевых игр, видеозаписи;

составить методические рекомендации слушателю для самостоятельной отработки темы на клинической базе и организовать его обучение на рабочем месте с привлечением к учебному процессу врачей инфекционистов;

Читайте также:  Кровь на маркеры вирусных гепатитов в и с саратов

составить методические рекомендации врачу-инфекционисту – руководителю учебно-производственной практики клинических ординаторов и слушателей циклов специализации и тематического усовершенствования по инфекционным болезням по технологии отработки ими практических навыков, предусмотренных программой обучения;

организовать и провести базисный, рубежный и итоговый контроль знаний, умений и практических навыков слушателей при обучении на циклах специализации и тематического усовершенствования по учебной программе;

выполнять обязанности куратора цикла специализации и тематического усовершенствования врачей инфекционистов по учебной программе.

источник

ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

Время работы:
пн-чт с 9:00 до 17:45
пт с 9:00 до 16:30

Доктор медицинских наук, профессор

Белобородов Владимир Борисович

Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук, доцент

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
БЕЛЯЕВА Наталия Михайловна доктор медицинских наук профессор
Заслуженный врач РФ
профессор
Почетный заведующий кафедрой.
Заслуженный врач РФ, заведует кафедрой с 2004 года по настоящее время. Область научных исследований включает: вирусные респираторные инфекции, брюшной тиф, дизентерию, иерсиниозы, холеру, вирусные гепатиты, менингококковую инфекцию. Автор более 350 работ, трех монографий: «Дифтерия», «Грипп», «ВИЧ-инфекция и оппортунистические инфекции». Под ее руководством защищены десять кандидатских диссертации. Созданы новые циклы усовершенствования: «Инфекции у беременных», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Неинвазивные методы диагностики заболеваний печени». Поддерживается и сохраняется традиция проведения сертификационных циклов, циклов для преподавателей ВУЗов и выездных циклов в регионах РФ.
Последние годы область научных интересов сосредоточена на проблемах патогенеза вирусных гепатитов, эффективных методов лечения, активному внедрению альтернативных неинвазивных методов диагностики заболевай печени в оценке фиброза печени на фоне противовирусной терапии.

Кафедра проводит курсы общего усовершенствования по инфекционным болезням, тематические циклы по актуальным проблемам инфекционной патологии: неотложные состояния в клинике инфекционных болезней, неинвазивные методы диагностики заболеваний печени, инфекция ВИЧ и туберкулез, инфекции у беременных.

Кафедра организует выездные циклы общего и тематического усовершенствования, в том числе с другими кафедрами Академии.

Кафедра проводит подготовку клинических интернов, ординаторов и аспирантов по специальности «инфекционные болезни».

На кафедре осуществляется профессиональная переподготовка врачей различных специальностей по специальности «инфекционные болезни».

Сотрудники кафедры являются авторами «Унифицированной программы по инфекционным болезням»; Программ интернатуры, ординатуры и аспирантуры по инфекционным болезням; аттестационных и квалификационных тестов; учебных модулей для дистанционного обучения инфекционистов.

Сотрудниками кафедры подготовлены и опубликованы следующие методические пособия по актуальным проблемам инфекционной патологии: «Грипп», «Токсоплазмоз», «Инфекция, вызванная вирусом Эпштейн-Барра», «Дифтерия», «Рожа», «Дисбактериоз», «Полиомиелит», «Вирусный гепатит С», «Энтеровирусная инфекция», «Лимфаденопатии», «Цитомегаловирусная инфекция», «Сепсис», «Бактериальные менингиты», «Септический шок», «Микоплазменная инфекция», «Экзантемы», «Токсические гепатиты», «Брюшной тиф», «Шигеллезы», «Полиомиелит», «Корь», «Листериоз», «Вирусные гепатиты», «Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом лимфаденопатии»

Сотрудники кафедры являются авторами монографий посвященных актуальным проблемам инфекционной патологии: «Пневмонии», «Дифтерия» (2012), «Сепсис: классификация клинико-диагностическая концепция, лечение» (2010, 2013), «Инфекции в онкологии» (2009), «Интенсивная терапия. Национальное руководство» (2009), «Клиническая онкогематология» (2007), «Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии» (2007), Рациональная антимикробная фармакотерапия (2015).

источник

«2 ОГЛАВЛЕНИЕ рабочей программы по специальности 040106 «Инфекционные болезни» тематического усовершенствования . »

рабочей программы по специальности

040106 «Инфекционные болезни»

«Актуальные вопросы инфекционных болезней

(ВИЧ – инфекция, вирусные гепатиты)»

Цель изучения дисциплины 1.2. 5 Задачи изучения дисциплины 1.3. 5 Положение о враче-специалисте-инфекционисте 2. 6 Квалификационная характеристика врача-инфекциониста 3. 7

Содержание цикла обучения:

4. 9 Обучение на цикле по разделам (модулям) 4.1. 10 Учебный и учебно-тематический планы 4.2. 19 4.2.1. Учебный план 19 4.2.2. Учебно-тематический план 19 Учебно-исследовательская работа курсантов, рекомендуемая 4.3.

тематика курсовых проектов (работ) 23 Результаты изучения материала программы 5. 25 Практические навыки и умения 5.1. 25 Методы оценки знаний курсантов 6. 28 Тесты для контроля исходного уровня знаний 6.1. 28 Тесты для контроля текущего уровня знаний 6.2. 30 Итоговый контроль знаний (сертификационный экзамен) 6.3. 38 Устный экзамен (12 билетов) 6.4. 39 Учебно-методическое обеспечение по дисциплине 7. 40 План ежедневной работы с курсантами 7.1. 40 Используемые технические средства 7.2.

ВИЧ-инфекция/СПИД является одной из важнейших медицинских, социальных и экономических проблем в России, где она в последние годы приобрела эпидемический характер.

Острые и хронические вирусные гепатиты в структуре инфекционной патологии уступают лишь гриппу и другим острым респираторным вирусным заболеваниям. Широкая распространенность, большие экономические затраты, возможность тяжелого течения с угрозой летального исхода, нередкая хронизация процесса, неблагоприятные отдаленные исходы определяют большую актуальность вирусных гепатитов в практическом здравоохранении.

В рамках приоритетного национального проекта государством были выделены значительные средства на организацию лечения всех нуждающихся ВИЧ — инфицированных, реализацию профилактических программ, направленных на предупреждение распространения ВИЧинфекции и вирусных гепатитов В и С в Российской Федерации.

Обучение на цикле «Актуальные вопросы инфекционных болезней (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты)» организовано согласно образовательному стандарту послевузовской профессиональной подготовки специалистов по инфекционным болезням от 2.11.2001 г. в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста и по заявке Минздрава Республики Башкортостан.

На данном цикле обучения предусматривается совершенствование теоретических знаний и практических навыков врачей (врачей-интернов, терапевтов, педиатров, врачей скорой помощи), повышение их профессионального уровня на основании изучения современных данных по этиологии, патогенезу, диагностике, лечению и профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В С и Д.

Ежедневно занятия с курсантами включают 2-4 часа лекций и 2-4 часа семинарских и практических занятий с разбором больных, архивных историй болезни с анализом вопросов диагностики, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики.

Обучающимся предлагается перечень литературы по всем разделам для самостоятельной работы. В процессе проведения занятий предполагается проведение этапного тестирования, решение ситуационных задач.

В конце цикла предусматривается экзамен с использованием Унифицированных квалификационных тестов по специальности «Инфекционные болезни», тематических тестов по ВИЧ-инфекции, вирусным гепатитам с оценкой освоения практических навыков и проведением собеседования.

По итогам экзамена выдается свидетельство об окончании цикла усовершенствования и желающим сертификат специалиста.

1.2. Цель обучения на цикле

Инфекционные болезни – обширная группа заболеваний человека, вызываемых патогенными вирусами, бактериями (в том числе риккетсиями, хламидиями) и простейшими. Сущность инфекционных болезней состоит в том, что они развиваются вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем – макроорганизма и микроорганизма, каждый из которых обладает собственной биологической активностью.

Борьба с инфекционными болезнями требует хорошей подготовки и дальнейшего повышения квалификации врачей-инфекционистов, терапевтов, педиатров, хирургов, акушер-гинекологов и врачей других специальностей в области клиники, ранней диагностики и лечения таких наиболее актуальных инфекций, как ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты.

Конечной целью обучения врачей на данном цикле является усовершенствование и приобретение новых профессиональных знаний, умений, навыков по вирусным гепатитам и ВИЧ-инфекции и оппортунистическим заболеваниям, неспецифической профилактике заражения ВИЧ – инфекцией и по вакцинации против вирусного гепатита В.

1.3. Задачи изучения дисциплины

1. Формирование устойчивых навыков диагностики ВИЧ-инфекции, оппортунистических инфекций, определение стадии заболевания, степени тяжести состояния, рационального выбора методов и средств терапии ВИЧ-инфекции, также ВИЧ – ассоциированных и СПИД – индикаторных заболеваний.

2. Освоение методов экстренной помощи при развитии неотложных состояний.

3. Освоение вопросов организации профилактической и противоэпидемической работы в очаге ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов. Глобальная стратегия борьбы с ВИЧинфекцией. Юридические и медико-деонтологические проблемы СПИДа.

4. Формирование клинического мышления для ориентации во всех проявлениях ВИЧинфекции, вирусных гепатитов и их дифференциальной диагностике.

5. Знать этиологическую структуру вирусных гепатитов, эпидемиологические аспекты и закономерности патогенеза различных вариантов течения ВГ.

6. Знать клинические проявления заболевания, маркеры ВГ, исходы ВГ, особенности течения ВГ у беременных, принципы терапии острого периода, реабилитации реконвалесцентов, также основные компоненты терапии пациентов ХВГ, в первую очередь, подходы к противовирусной терапии ХВГ, также клинику различных стадий и терапию циррозов печени.

Специалист инфекционист – врач с высшим медицинским образованием, имеет юридическое право оказывать специализированную помощь инфекционным больным.

Квалификационные требования, предъявляемые к врачу-специалисту — инфекционисту:

1. Овладеть необходимым уровнем знаний по инфекционным болезням, избранным вопросам смежных дисциплин, общей патологии и фармакотерапии.

2. Приобрести достаточный объем практических навыков и умений. Овладеть лечебнодиагностическими процессами для оказания профессиональной медицинской помощи в полном объеме.

3. Уметь оказать помощь при экстренных ситуациях в клинике инфекционных болезней.

4. Освоить вопросы организации оказания медицинской помощи инфекционным больным в стране, принципы взаимодействия различных структур, оказывающих помощь пациентам с инфекционной патологией во все возрастные периоды жизни.

5. Научиться самостоятельно, принимать решения в сложных вопросах профессиональной деятельности.

6. Выработать в себе умение работать в коллективе.

3. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЧА-ИНФЕКЦИОНИСТА

В соответствии с требованиями специальности врач-инфекционист должен владеть общими и специальными знаниями и умениями.

Общие знания Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы.

Организация работы инфекционного стационара, отделения, кабинета инфекционных заболеваний поликлиники.

Основные вопросы патологической анатомии и патологической физиологии.

Основы медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии, паразитологии.

Основы клинической биохимии.

Основы клинической фармакологии.

Сущность инфекционного процесса.

Принципы и методы диагностики инфекционных болезней.

Принципы и методы терапии инфекционных болезней: специфическая, этиотропная, патогенетическая; фитотерапия.

Принципы диетотерапии при инфекционных заболеваниях.

Врачебно-трудовая экспертиза при инфекционных заболеваниях.

Принципы профилактики инфекционных болезней.

Основные дифференциально-диагностические критерии при «пограничных»

состояниях (хирургия, гинекология, туберкулез, нервные болезни, дерматовенерология, педиатрия).

Диспансеризация инфекционных больных.

Формы и методы санитарно-просветительной работы.

Общие умения Провести анализ данных, полученных при сборе эпидемиологического анамнеза, клинического обследования, с учетом результатов бактериологических, серологических, биохимических, иммунологических и инструментальных исследований.

Оценить тяжесть состояния больного.

Определить клинические и эпидемиологические показания к ведению и лечению инфекционных больных на дому.

Осуществить диагностику и лечение больных в амбулаторных условиях.

Определить показания к назначению этиотропной, специфической и патогенетической терапии инфекционным больным.

Осуществить неотложные диагностические и терапевтические мероприятия на догоспитальном этапе.

Осуществить регистрацию случая инфекционного заболевания в эпидбюро;

организовывать и осуществить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционного заболевания.

Определить показания к госпитализации инфекционных больных.

Провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз.

Специальные знания и умения

1. Врач-инфекционист должен своевременно установить нозологический диагноз и оказать помощь в полном объеме, организовать противоэпидемические мероприятия при:

ВИЧ-ассоциированных и СПИД-индикаторных заболеваниях;

Хронических вирусных гепатитах;

2. Врач-инфекционист должен своевременно установить диагноз и уметь оказать экстренную помощь на догоспитальном этапе и в условиях стационара при следующих неотложных состояниях:

острой недостаточности кровообращения;

острой дыхательной недостаточности;

острой печеночной недостаточности;

острой почечной недостаточности;

острой недостаточности надпочечников;

отеке — набухании головного мозга;

коме (гипогликемической, мозговой, уремической, анемической, диабетической);

3. Врач-инфекционист должен уметь оценить:

морфологические и биохимические показатели крови, мочи, ликвора, плевральной и асцитической жидкости; копрограмму;

данные бактериологического, вирусологического, серологического, иммунологического и паразитологического исследования;

данные рентгенологических методов исследования;

данные ультразвуковых методов исследования;

данные эндоскопических методов исследования;

данные цитологических и гистологических методов исследования.

4. Врач-инфекционист должен владеть следующими манипуляциями:

остановкой наружного и внутреннего кровотечения;

катетеризацией мочевого пузыря;

определением группы и видовой принадлежности крови;

внутривенным переливанием крови;

постановкой кожных аллергических проб;

подкожными, внутримышечными и внутривенными инъекциями;

пальцевым исследованием прямой кишки;

снятием и расшифровкой электрокардиограммы;

наложением повязки на рану.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040106 «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ»

Преподавание на данном цикле проводится в виде лекций, семинарских и практических занятий.

Тематический план лекций включает вопросы общей инфектологии, нозологические формы инфекционных болезней (с учетом особенностей краевой патологии и сложившейся эпидемиологической ситуации), вопросы дифференциальной диагностики по синдромальному признаку и неотложные состояния.

На семинарах проводится разбор отдельных инфекционных болезней, с контролем исходного и окончательного уровня знаний в виде собеседования, решения ситуационных задач и тестовых заданий.

Практические занятия включают курацию больных, клинические разборы и освоение практических навыков. Часть времени уделяется формированию навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей инфекционной патологии.

Контроль знаний курсантов осуществляется в ходе практических занятий во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и тестовых контрольных заданий.

При разборе на лекциях и семинарских занятиях отдельных инфекционных заболеваний рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

• актуальность изучаемой нозологической формы и история изучаемого вопроса;

• этиология (изучение тех свойств возбудителя, которые детерминируют течение эпидемического процесса, развитие патофизиологических и патоморфологических изменений, клинические проявления, а также определяют способы диагностики данной нозологии);

патогенез (изучение с учетом особенностей возбудителя, состояния макроорганизма, генетической предрасположенности, патофизиологических процессов, органных и системных нарушений, патоморфологии);

• клиническая картина, с выделением ведущих симптомов и синдромов, с акцентом на ранние проявления болезни;

• критерии оценки степени тяжести течения болезни в разные периоды;

• возможные исходы, критерии выздоровления, развития хронического течения, причины летальных исходов;

• лабораторная и инструментальная диагностика;

• критерии постановки диагноза в разные периоды заболевания;

4.2. Обучение на цикле тематического усовершенствования «Актуальные вопросы инфекционных болезней (ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты)» проводится по разделам:

2. ВИЧ-инфекция Острые вирусные гепатиты 3.

Хронические вирусные гепатиты 4.

1. Общая часть включает в себя следующее:

Понятие об инфекционном процессе. Организация инфекционной службы и основные направления борьбы с инфекционными болезнями.

Определение и суть понятий: инфекционный процесс, инфекционная болезнь; экзогенная и эндогенная инфекция; ко-инфекция, микст-инфекция, суперинфекция, реинфекция, нозокоминальная инфекция. Экология и инфекционная заболеваемость.

Роль микроорганизмов и макроорганизмов в развитии инфекционного процесса:

основные закономерности взаимодействия макроорганизмов и различных инфекционных агентов (бактерий, вирусов, простейших и т.д.);

Возможные варианты иммунного ответа и развитие различных патофизиологических эффектов (ДВС – синдром, ацидоз, гипоксия, электролитные нарушения и т.д.) под влиянием инфекционных агентов.

Формы инфекционного процесса: острая, хроническая; манифестная, инаппарантная, стертая, фульминантная, персистенция, латенция, медленная инфекция Состояние инфекционной заболеваемости в РФ, РБ и г. Уфе.

Организация стационарной помощи инфекционным больным. Показания и организация госпитализации инфекционных больных. Устройство и режим инфекционной больницы.

Сроки изоляции инфекционных больных. Условия выписки из стационара. Диспансеризация.

Важнейшие санитарно-гигиенические требования к устройству инфекционных больниц и отделений.

Основные методы лабораторной диагностики инфекционных болезней. Принципы диагностики и лечения инфекционных больных. Реабилитация и диспансеризация в КИЗе.

Принципы рациональной этиотропной терапии. Методы выбора адекватных препаратов и доз.

2. ВИЧ-инфекция. Приоритетные направления Национального проекта по профилактике и лечению ВИЧ – инфекции.

2.1. Определение. Возбудитель, его основные свойства. Генетическая и антигенная изменчивость. Особенности биологического действия. Устойчивость во внешней среде.

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в республике и РФ. Источник инфекции.

Механизм, пути передачи. Группы риска. Возможность инфицирования в медицинских учреждениях. Трансплацентарная передача инфекции. Иммунитет. Прогнозирование развития эпидемического процесса.

Особенности патогенеза ВИЧ-инфекции. Внедрение вируса. Этапы взаимодействия с иммуноцитами. Механизмы формирования иммунологических нарушений. Активация возбудителей оппортунистических инфекций и инвазии. Механизмы развития вторичных инфекционных процессов (протозойные инфекции, микозы, вирусные и бактериальные инфекции). Возникновение опухолей. Патоморфология.

Читайте также:  Вирусные гепатиты в детстве

Динамика количества СD4-лимфоцитов и вирусной нагрузки в разные стадии заболевания.

Отечественная классификация ВИЧ-инфекции (2001 г.).

Клиника. Стадии течения ВИЧ-инфекции. Инкубационный период. Первичное инфицирование. Синдром генерализованной лимфаденопатии. Клинические проявления стадии вторичных заболеваний. Основные оппортунистические инфекции и заболевания.

СПИД-индикаторные болезни. Особенности клинического течения ВИЧ-инфекции у детей.

Значение комплекса эпидемиологических, клинических и лабораторных данных для ранней диагностики ВИЧ-инфекции.

Лабораторные методы диагностики: серологические (ИФА, иммунный блотинг), вирусологические (выделение вируса) и генно-молекулярные (ПЦР), исследование состояния клеточного иммунитета. Оценка результатов лабораторных исследований.

Основные принципы лечения заболевания. Показания и противопоказания к ВААРТ.

Приверженность к лечению ВААРТ. Оценка эффективности и безопасности ПРВТ при ВИЧинфекции. Иммуномодулирующая и иммунозаместительная терапия. Лечение оппортунистических инфекций, включая туберкулез, инвазии и онкопатологии.

Симптоматическая терапия. Терапия неотложных состояний.

Профилактика. Меры личной профилактики. Общественная профилактика. Юридические и медико-деонтологические проблемы СПИД. Нормативные документы при ВИЧ-инфекции.

Права и обязанности ВИЧ-инфицированных.

2.2.ВИЧ — ассоциированные и СПИД — индикаторные заболевания.

2.2.1 Герпесвирусная инфекция Общая характеристика герпесвирусов. Патогенез. Латенция, персистенция, реактивация герпесвирусов. Классификация герпесвирусных инфекций. Клинические проявления (простой и генитальный герпес). Герпетические поражения слизистой оболочки глаз.

Поражения нервной системы. Рецидивы герпетической инфекции. Лабораторная диагностика герпесвирусных инфекций (ИФА, ПЦР). Принципы специфической терапии.

Выбор препарата. Вакцинопрофилактика и иммунопрофилактика рецидивов герпетической инфекции.

2.2.3 Эпштейна-Барр-вирусная инфекция Особенности Эпштейна-Барр – вируса. Современные представления об этиологии заболевания. Источники инфекции, механизмы заражения. Возрастная восприимчивость.

Патогенез, патологическая анатомия заболевания.

Клиника. Классификация клинических форм болезни. Характерный симптомокомплекс заболевания. Дифференциальная диагностика инфекционного мононуклеоза (ИМ).

Лабораторная диагностика ИМ (общий анализ крови с лейкоформулой, ИФА). Принципы терапии. Показания к госпитализации. Показания к антибактериальной и глюкокортикоидной терапии. Правила диспансеризации реконвалесцентов.

2.2.4 Ветряная оспа, опоясывающий лишай. Этиология. Вертикальный путь передачи.

Патогенез. Роль иммунодефицита в клинических проявлениях и осложнениях опоясывающего лишая. Клиника ветряной оспы, опоясывающего лишая, особенности сыпи.

Неврологические проявления при опоясывающем лишае. Принципы лечения ветряной оспы и опоясывающего лишая.

2.2.5 Цитомегаловирусная инфекция.

Определение. Возбудитель, его основные свойства. Эпидемиология. Источник инфекции.

Механизм передачи, вертикальная передача инфекции.

Патогенез. Приобретенная (первичная, вторичная) и врожденная инфекция. Входные ворота инфекции. Размножение вируса в лейкоцитах и фагоцитах. Вирусемия. Латенция вируса в лимфоидных органах. Тропизм вируса к эпителию слюнных желез и почек. Роль иммуносупрессии в патогенезе заболевания.

Клиника. Высокая частота латентных форм. Сиалоаденит. Мононуклеозоподобный синдром.

Способность к волнообразному течению. Возникновение пневмонии, поражения печени и желудочно-кишечного тракта. Ретинит. Частое вовлечение в патологический процесс ЦНС (энцефалопатия, энцефалиты со слабоумием). Врожденная цитомегаловирусная инфекция.

Уродства и гибель плода на ранних сроках беременности. Особенности течения цитомегалии на поздних сроках беременности.

Диагностика. Цитологическое исследование различных биосубстратов (осадка мочи, слюны, мокроты, ликвора). Вирусологический метод. Обнаружение в крови специфических антител.

Подходы к терапии цитомегаловирусной инфекции.

Этиология. Возбудитель, его жизненный цикл, устойчивость во внешней среде.

Эпидемиология. Резервуары инвазии. Роль кошек в распространении токсоплазмоза.

Инвазированность людей. Пути передачи инвазии (алиментарный, контактный).

Внутриутробное заражение. Иммунитет.

Патогенез. Внедрение возбудителя. Его размножение и распространение в организме.

Образование псевдоцист и истинных цист.

Этиология. Эпидемиология. Основные стадии паразитирования возбудителя в организме человека. Источники и факторы передачи инфекции. Клиника. Диагностика.

Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактика.

3. Острые вирусные гепатиты. Приоритетные направления Национального проекта по профилактике и лечению вирусных гепатитов.

3.1. Вирусный гепатит А Этиология. Эпидемиология. Характеристика возбудителя, антигенная структура. Источник инфекции, механизм, пути и факторы передачи. Основные звенья патогенеза ВГА. Основные патоморфологические синдромы. Варианты клинического течения. Цикличность заболевания. Клинико-биохимическая характеристика преджелтушного, желтушного периодов болезни. Клинические критерии тяжести. Маркеры и их динамика. Исходы.

Характеристика HBV. Антигенная структура. Заболеваемость в различных возрастных группах. Источники инфекции, механизм и пути передачи. Передача инфекции от матери ребенку. Иммунологические звенья патогенеза. Основные патоморфологические синдромы.

Клиническая классификация ВГ В: клинические варианты течения, критерии тяжести.

Осложнения. Острая печеночная энцефалопатия. Печеночная кома. Клинико-биохимическая характеристика преджелтушного, желтушного периодов заболевания. Исходы и последствия.

Лабораторная диагностика ВГ (специфические и функциональные методы исследования).

Маркеры гепатита В в различные периоды болезни. Дифференциальная диагностика желтух (надпеченочных, печеночных и подпеченочных).

Основные компоненты терапии ВГ, лечение острой печеночной энцефалопатии (ОПЭ). ВГ.

Специфическая профилактика ВГВ. Желтухи у беременных, их дифференциальная диагностика. Диспансеризация реконвалесцентов ВГВ.

Этиология, эпидемиологические аспекты ВГС. Свойства вируса гепатита С.

Изменчивость. Генотипы. Источник инфекции, механизм, пути и факторы передачи.

Патогенез и патоморфология. Иммунологические аспекты патогенеза. Варианты и особенности клинического течения. Внепеченочные проявления ВГС. Маркеры вируса гепатита С. Исходы. Особенности течения вирусных гепатитов у пациентов, употребляющих психоактивные и стимулирующие вещества

3.4. Острый вирусный гепатит D.

Этиология, эпидемиология. Характеристика возбудителя. Свойства вируса D. Источники инфекции, механизм, пути, факторы передачи. Патоморфология D-инфекции. Клиника ВГ D.

Варианты клинического течения (коинфекция, суперинфекция). Клиника фульминантных форм болезни. Маркеры D-вирусной инфекции. Исходы.

Особенности акушерской и терапевтической тактики при вирусных гепатитах у беременных.

Дифференциальная диагностика желтух у беременных. Возможности дифференциальной диагностики желтух.

4. Хронические вирусные гепатиты.

4.1. Хронический вирусный гепатит В.

Факторы, способствующие хронизации ВГВ. Классификация ХВГ В. Клинические проявления ХВГ в зависимости от степени активности воспалительного процесса в печени.

Внепеченочные проявления при ХВГВ. Дифференциальная диагностика. Лабораторная диагностика ХВГВ: клинико-биохимические показатели, маркеры репликативной и интегративной фазы болезни. Основные компоненты лечения: базисная и патогенетическая терапия ХВГВ. Показания и противопоказания к противовирусной терапии ХВГ.

Противовирусные препараты, схемы их применения при ХВГВ. Стандарты оценки безопасности и эффективности противовирусной терапии при ХВГВ. Правовые и этические вопросы оказания медицинской помощи больным вирусными гепатитами

4.2. Хронический вирусный гепатит С.

Факторы, определяющие высокий риск хронизации при ВГС. Патогенез, патоморфология.

Иммунологические аспекты патогенеза ХВГ С. Основные клинические синдромы. Клиникобиохимическая характеристика ХВГС. Определение активности воспалительного процесса и степени фиброза в печени. Внепеченочные проявления, их структура и частота. Особенности течения и исходы заболевания. Серологические и генно-молекулярные маркеры ХВГ С.

Показания и противопоказания к противовирусной терапии ХВГ С. Противовирусные препараты и схемы ПВТ при ХВГ С. Стандарты оценки безопасности и эффективности проводимой противовирусной терапии. Подходы к патогенетической терапии (базис-терапия

– режим, диета), дезинтоксикационная терапия, гепатопротекторы, метаболические средства, санация хронических очагов инфекции). Диспансеризация, оценка степени нарушения трудоспособности при ХВГ С.

5. Циррозы печени вирусной этиологии.

Этиология циррозов печени. Классификация циррозов печени. Оценка степени тяжести цирроза печени по Чайльда-Пью. Клинические проявления по стадиям болезни. Осложнения циррозов печени. Лабораторные и инструментальные методы диагностики заболевания.

Базисная, патогенетическая и противовирусная терапия. Показания и противопоказания для противовирусной терапии. Показания и подходы к оперативному лечению циррозов печени, в том числе трансплантация печени. Диспансерное наблюдение за больными циррозами печени, критерии установления инвалидности 3, 2 и 1 групп. Показания для стационарного лечения.

4.2. УЧЕБНЫЙ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЫ

Целью обучения врачей на данном цикле является усовершенствование и приобретение новых профессиональных знаний, умений, навыков по вирусным гепатитам и ВИЧ-инфекции и оппортунистическим заболеваниям, неспецифической профилактике заражения ВИЧ – инфекцией и по вакцинации против вирусного гепатита В.

4.2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН тематического усовершенствования врачей на цикле «Актуальные вопросы инфекционных болезней (ВИЧ – инфекция, вирусные гепатиты)»

Продолжительность обучения: 4 недели (144 часа) – 4 з.е.

Рекомендуемые темы курсовых работ, докладов и рефератов:

Дифференциальная диагностика синдрома лихорадки в клинике инфекционных 1.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом диареи в 2.

клинике инфекционных болезней.

Сепсис. Этиология, патогенез, основные клинические синдромы. Диагностика, 3.

дифференциальная диагностика, рациональная антибиотикотерапия, иммунотерапия.

Дифференциальная диагностика синдрома менингита в клинике инфекционных 4.

Инфекционно-токсический шок (патогенез, диагностика, интенсивная терапия).

ДВС-синдром в клинике инфекционных болезней, профилактика, диагностика и 6.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с лимфаденопатией.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с синдромом острого 8.

воспаления слизистых оболочек дыхательных путей. Острая дыхательная недостаточность.

Дифференциальная диагностика заболеваний, протекающих с экзантемами в клинике 9.

Этиология и патогенез ВИЧ-инфекции.

Клиника ВИЧ-инфекции по стадиям болезни.

Эпидемиология ВИЧ-инфекции. Профилактика вертикальной передачи ВИЧинфекции.

ВИЧ-ассоциированные и СПИД-индикаторные заболевания.

Классификация герпесвирусов. Цитомегаловирусная инфекция.

Токсоплазмоз, врожденный токсоплазмоз.

Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции. Показания для обследования на ВИЧинфекцию. До — и послетестовое консультирование.

Терапия ВИЧ-инфекции. Характеристика ВААРТ. Схемы лечения. Приверженность к 17.

Лечение и профилактика ВИЧ-ассоциированных заболеваний. Профилактика 18.

Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика 19.

хронического вирусного гепатита В.

Этиология, эпидемиология, патогенез, клиника, лабораторная диагностика 20.

хронического вирусного гепатита С.

Классификация хронических вирусных гепатитов. Степени активности. Особенности 21.

течения, исходы хронических вирусных гепатитов.

Дифференциальная диагностика хронических вирусных гепатитов (аутоиммунный 22.

гепатит, алкогольный и неалькогольный стеатогепатит).

Подходы к этиотропной терапии хронических вирусных гепатитов. Противовирусная 23.

терапия. Показания и противопоказания к противовирусной терапии. Схемы противовирусной терапии. Стандарты обследования и контроля эффективности противовирусной терапии.

Патогенетическая терапия хронических вирусных гепатитов.

Классификация, клиника, диагностика циррозов печени.

Подходы к терапии (этиотропной, патогенетической) циррозов печени.

Осложнения циррозов печени (портальная гипертензия, печеночно-клеточная 27.

недостаточность, асептический перитонит, тромбозы ветвей воротной вены, геморрагический синдром). Терапия осложнений циррозов печени. Показания для хирургической терапии.

Дифференциальная диагностика циррозов печени (первичный билиарный цирроз 28.

печени, алкогольный цирроз печени, метаболические заболевания печени) Острая печеночная энцефалопатия, патогенез, клиника, терапия.

Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Национальный календарь 31.

5.2. Для формирования умений врачу необходимо знать:

этиологию, эпидемиологию, патогенез, особенности клинического течения, методы лабораторной, инструментальной диагностики, дифференциальной диагностики с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, лечение с учетом форм и фазы болезни, правила выписки из стационара, диспансеризацию и профилактику инфекционных болезней.

5.3. В результате изучения дисциплины курсант (врач) должен уметь:

анализировать данные анамнеза болезни и эпиданамнеза болезни, провести клинический осмотр больного;

на основе анамнестических данных, результатов клинического и лабораторного обследования сформулировать и обосновать диагноз инфекционного заболевания;

наметить и обосновать план лабораторного и инструментального обследования больного для подтверждения диагноза инфекционного заболевания;

провести дифференциальную диагностику предполагаемого инфекционного заболевания с другими инфекционными и неинфекционными заболеваниями, имеющими сходную клиническую картину;

определить особенности течения данного инфекционного заболевания у конкретного больного;

наметить и обосновать план лечения конкретного больного инфекционным заболеванием с учетом его течения и сопутствующих болезней;

диагностировать неотложные состояния при инфекционных заболеваниях и проводить соответствующую терапию;

диагностировать особо опасные (карантинные) инфекционные болезни и проводить при них необходимые первичные и противоэпидемические мероприятия.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ВРАЧЕЙ

6.1. Тестирование исходного уровня знаний

6.2. Зачеты по разделам специальности (тестирование текущего уровня знаний) и смежным дисциплинам

6.3. Оценка итогового уровня знаний (10 вариантов федеральных тестов и клинические задачи)

6.4. Устный экзамен (12 билетов) После окончания цикла общего усовершенствования проводится экзамен. При успешной сдаче экзамена врачи получают свидетельство о повышении квалификации.

2. Отличительный признак генерализованной лимфоаденопатии при ВИЧ – инфекции?

1. Увеличение лимфоузлов двух и более групп, исключая паховые

2. Лимфоузлы безболезненные, не спаянные с окружающей клетчаткой

3. В случае аварийной ситуации для медработников при работе с ВИЧ – инфицированными (порезы, уколы и другие) необходимо сообщить в:

1. Центр госсанэпиднадзора закрепленной территории

2. Центр профилактики СПИД и инфекционных заболеваний

3. Центр медицинской профилактики

4. ВИЧ инактивируется при нагревании до 560 С в течение:

5. ВИЧ погибает при кипячении в течение:

6. ВИЧ в жидкой среде при температуре 23 – 270 С сохраняет активность в течение:

7. Опасная концентрация ВИЧ содержится в:

2. Крови, семенной жидкости, грудном молоке

8. Минимальное количество крови, необходимое для заражения ВИЧ – инфекцией?

9. При парентеральном пути передачи ВИЧ – инфекции заражение возможно при переливании:

1. Цельной крови, эритроцитарной массы

2. Тромбоцитов, свежей и замороженной плазмы

3. При переливании всех вышеперечисленных компонентов

10. Какова вероятность передачи ВИЧ от матери к ребенку?

11. Эпидемиологически значимыми при ВИЧ – инфекции являются следующие биологические жидкости организма:

12. В каком периоде заболевания ВИЧ – инфекцией человек становится ее источником?

1. Периоде первичных проявлений

3. Периоде вторичных проявлений

13. Наиболее опасным для заражения ВИЧ являются:

14. Патогенез ВИЧ – инфекции на всех ее стадиях, особенно на терминальной, определяется:

1. Прогрессивным уменьшением, а затем возрастанием количества Т-лимфоцитов в геометрической прогрессии

2. Прогрессивным увеличением количества Т-лимфоцитов

3. Прогрессивным уменьшением, а затем полной элиминацией Т-лимфоцитов

15. Основной функцией Т-системы иммунитета является:

1. Формирование повышенной чувствительности немедленного типа

3. Формирование клеточного иммунитета

16. К центральным органам иммунной системы следует отнести:

17. К периферическим органам иммунной системы относятся:

1. Скопления лимфоидной ткани

3. Скопление лимфоидной ткани, селезенка

18. Инкубационный период при ВИЧ – инфекции составляет:

3. От 3 – 6 недель до 3 – 6 месяцев

19. Кровь ВИЧ – инфицированного после прогревания при температуре 560 С в водяной бане попала на руки, может ли произойти заражение?

3. Возможно, если имеется повреждение кожи

20. Какие меры необходимо принять при повреждении кожных покровов во время операции, проведении инъекции?

1. Вымыть руки с мылом и обработать 3% раствором хлорамина

2. Обработать ранку 5% раствором йода

3. Выдавить крови из ранки, снять и обработать перчатки, вымыть руки с мылом, обработать их 700 раствором спирта, смазать ранку 5% раствором йода

21. Максимальные сроки хранения сывороток крови при температуре +4 — +80 до направления в лабораторию диагностики СПИДа:

2. До 1 месяца 3. 3 – 4 месяца

22. Диспансерное наблюдение за ВИЧ – инфицированными осуществляется в:

2. Территориальных центрах госсанэпиднадзора

3. Территориальных центрах по профилактики СПИДа

23. Картина крови при ВИЧ – инфекции (СПИДе) характеризуется:

1. Снижением, а затем увеличением Т-лимфоцитов

2. Увеличением Т-лимфоцитов

3. Снижением, а затем полным исчезновением Т-лимфоцитов

24. К ранним признакам ВИЧ – инфекции относится:

1. Головные боли, головокружение, тахикардия

2. Лихорадка, диарея более 1 месяца, лимфоаденопатия

3. Пневмония, острый ларинготрахеит

25. Продолжительность латентного периода при ВИЧ – инфекции (вирусоносительства) составляет:

3. От 1 года до 8 лет 26. «Серологическая» инкубация при ВИЧ – инфекции это:

1. Период от заражения до определения в крови инфицированного человека вируса или его антигена

2. Период от заражения до сероконверсии

3. Период от заражения до диагноза манифестного СПИДа

27. Какие инфекционные заболевания сходны с первичными проявлениями ВИЧ – инфекции?

1. Менингококковая инфекция

3. Инфекционный мононуклеоз

28. Стадия острой ВИЧ – инфекции характеризуется:

1. Гриппоподобным синдромом, гастроэнтеритом

Читайте также:  Характерный клинический признак хронического вирусного гепатита д

2. Полиаденопатией, мононуклеозоподобным синдромом

3. Всеми вышеперечисленными синдромами

29. Возбудителями вирусных СПИД – индикаторных заболеваний могут быть:

30. При каком абсолютном количестве лимфоцитов развиваются СПИД – индикаторные заболевания?

31. В каком случае человек считается ВИЧ – инфицированным?

1. При однократном положительном результате в ИФА

2. При трехкратном положительном результате в ИФА

3. При положительном результате иммунологического блотинга

32. Диагноз ВИЧ – инфекции ставится на основании:

1. Эпидемиологических, клинических и лабораторных данных

2. Эпидемиологических данных

33. Больные ВИЧ – инфекцией имеют право на получение медицинской помощи:

1. Только в территориальном центре СПИДа

2. В кожновенерологическом диспансере и инфекционном стационаре

34. Каким образом проводится захоронение умерших от ВИЧ – инфекции (СПИДа)?

1. Труп в гробу засыпается сухой хлорной известью слоем 10 см

3. Труп подвергается обязательному кремированию

35. Какая ответственность предусмотрена в случае умышленного заражения ВИЧ – инфекцией другого лица?

1. Штраф в размере 100 минимальных зарплат

Дифференциальный диагноз ВИЧ-инфекции в стадии II В проводят 2.

Д) с инфекционным мононуклеозом Больной 37 лет, заболел постепенно, стал испытывать слабость, обнаружил 3.

увеличение шейных, подмышечных лимфоузлов, почувствовал кожный зуд. При осмотре: гепато-лиенальный синдром, температура 36,6°С, в легких на фоне жесткого дыхания рассеянные сухие хрипы и единичные влажные мелкопузырьчатые хрипы в задне-нижних отделах. Больной приехал из Заира 1,5 месяца тому назад, в детстве болел малярией.

О каком заболевании может идти речь? Наиболее вероятно?

Б) инфекционный мононуклеоз

Д) малярия Больной 29 лет приехал из Нигерии год тому назад. Стал испытывать слабость, 4.

недомогание, повышение температуры до 37,5°С. периодически отмечает появление сыпи на теле, ежедневно жидкий стул до 2-3 раз в сутки. Потеря веса свыше 10 кг.

Увеличены шейные и подмышечные узлы.

Ваш предположительный диагноз

Д) лимфогранулематоз Укажите неправильное утверждение. Для лечения больных СПИДом 5.

А) противовирусные препараты

Б) антибактериальные препараты

В) противогрибковые препараты

Г) иммуностимулирующие препараты

Д) комбинированная терапия Наиболее широко применяемым препаратом для лечения больных ВИЧинфекцией является

Д) винкристин Укажите правильное утверждение При обнаружении ВИЧ-инфекции у беременной следует 7.

Б) назначить иммуностимуляторы

В) рекомендовать грудное вскармливание новорожденного

Г) рекомендовать смешанное вскармливание

Д) родоразрешить кесаревым сечением Укажите неправильное утверждение Обязательному лабораторному обследованию для выявления ВИЧ-инфекции 8.

Б) все медицинские работники

Г) постоянные реципиенты крови

Д) доноры органов и биологических субстратов Укажите правильное утверждение Для скриннингового обследования групп риска с целью первичного выявления 9.

Д) РАЛ Укажите правильное утверждение

10. Для скриннингового обследования групп риска с целью первичного выявления ВИЧ-инфицированных используют

11. Для контроля эффективности проводимой антиретровирусной терапии наиболее эффективными являются

А) подсчет количества СД 4 лимфоцитов

Б) ПЦР для определения величины вирусной нагрузки

Г) ПЦР для определения величины вирусной нагрузки и подсчет количества СД 4 лимфоцитов в динамике

Д) определение количества циркулирующих иммунных комплексов Для лечения ВИЧ-инфекции применяют 12.

Д) азафен При обнаружении ВИЧ-инфекции у беременной женщины следует 13.

А) обязательно прервать беременность

Б) произвести родоразрешение естественным путем

В) назначить противоретровирусные средства

Г) рекомендовать грудное вскармливание новорожденного

Д) рекомендовать смешанное вскармливание новорожденного

14. Для специфического лечения больных ВИЧ-инфекцией следует назначать препараты

А) ингибиторы обратной транскриптазы ВИЧ

Б) ингибиторы протеазы ВИЧ

В) сочетание ингибиторов обратной транскриптазы ВИЧ с цитостатиками

Г) сочетание ингибиторов протеазы с ингибиторами обратной транскриптазы ВИЧ

Д) сочетание ингибиторов протеазы ВИЧ с иммуностимуляторами

15. Для обработки рук медицинского персонала, загрязненных кровью больного ВИЧ-инфекцией, используют этиловый спирт концентрацией А) 40% Б) 60% В) 70% Г) 80% Д) 96% Ответы: 1. Д., 2. В., 3. Г., 4. В., 5. Г., 6. Г., 7. Д., 8. Б., 9. Б., 10. Г., 11. Б., 12. В., 13. Г., 15. В.

Б) больной человек и вирусоноситель

В) больной человек и больное животное

А) ВГД имеет преимущественно фекально-оральный механизм передачи

Б) ВГС по механизму передачи близок к ВГБ

В) наибольшую эпидемиологическую опасность представляют хронические носители вируса гепатита Е

Г) при гепатите Е основной путь передачи – парентеральный

Д) вирусные гепатиты С и Е являются наиболее распространенными видами гепатитов

А) в некоторых случаях при ВГ источником инфекции могут быть животные

Б) при ВГ единственным источником инфекции является человек

В) естественным путем передачи гепатитов А, Е является половой

Г) источником гепатита А являются больные острой формой болезни и хронические вирусоносители

Д) лица, переболевшие гепатитами В и С, сохраняют заразительность не более 1 года

А) гепатитом А часто болеют дети до года

Б) механизм повреждения гепатоцитов при гепатите В сходен с таковым при гепатите А

В) генетический фактор не имеет существенного значения для течения и исхода ВГС

Г) наиболее легкие формы ВГБ наблюдаются у лиц с повышенной активностью иммунной системой

Д) повреждение гепатоцитов при гепатите Б обусловлено аутоиммунными процессами

А) инфицирование возбудителем ВГА чаще приводит к развитию клинически выраженных форм болезни

Б) возбудитель ВГС обладает цитолитическим действием на гепатоциты

В) вирус ВГБ способен к длительному персистированию в организме

Г) возбудитель ВГА относится к гепаднавирусам

Д) дельта-вирус способен репродуцироваться только в присутствии вируса гепатита С

А) вирус гепатита А обладает цитопатическим действием

Б) механизм повреждения гепатоцитов при гепатите С сходен с таковым при гепатите А

В) генетический фактор не имеет существенного значения для течения и исхода ВГБ

Г) наиболее тяжелые формы ВГБ наблюдаются у лиц с ослабленной иммунной системой

Д) повреждение гепатоцитов при гепатите Д обусловлено аутоиммунными механизмами

А) инфицирование возбудителями ВГБ чаще всего приводит к развитию клинически выраженных форм болезни

Б) возбудитель ВГС быстро выводится из организма

В) вирус ВГБ не способен к длительному персистированию в организме человека

Г) возбудитель ВГД часто обнаруживается в воде, в пищевых продуктах, на различных предметах

Д) возбудители ВГЕ чаще вызывают бессимптомную хроническую инфекцию

А) в результате поражения гепатоцитов снижается активность ряда цитоплазматических ферментов в сыворотке крови

Б) в результате внутрипеченочного холестаза повышается уровень уробилина в моче

В) характерно резкое повышение активности щелочной фосфатазы

Г) ведущую роль в патогенезе и клинике играет внутриклеточный холестаз

Д) снижение сулемового титра обусловлено диспротеинемией

А) при ВГБ преджелтушный период длится до 3 суток

« ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ В РОССИЙСКИХ СМИ МСФО, ФСАД 1/2010 25 августа 2010 года (обзор подготовлен пресс-службой компании «РУФАУДИТ») Одновременно действует три комплекта аудиторских стандартов! 23 августа на сайте Минфина опубликован перечень действующих аудиторских федеральных стандартов. В перечне приведены оставшиеся 32 стандарта из комплекта стандартов, утвержденных постановлением Правительства №696. Но ведь кроме них еще действуют некоторые старые стандарты (одобренные комиссией по. »

«Предисловие Будем хранить и помнить В реке памяти и времени воспоминания Ольги Владимировны Ольденборгер — лишь малая капелька, но капелька яркая и необычная. Любой человек, прожив долгую жизнь, любит делиться своими воспоминаниями и часто рассказывает много интересного о своей жизни детям и внукам, родным и близким, друзьям и просто знакомым. Но не все решаются записать свои рассказы. Ольга Владимировна оставила после себя удивительные по искренности воспоминания. Ее «Странички прошлого». »

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (Торгоев И.А., Алешин Ю.Г.) Источник: Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызстана 2001 г. http://www.grida.no/enrin/htmls/kyrghiz/soe2001/doklad20.DOC Из всех известных направлений промышленного производства наиболее существенное и неблагоприятное влияние на окружающую среду оказывает горнодобывающая промышленность. В результате всех видов деятельности, связанных с разработкой полезных. »

«БЮЛЛЕТЕНЬ ООН, ВЫПУСК 3 ИЮНЬ, 2010 Казахстан отметил Всемирный день беженца 20 июня 2010 г. все страны мира отметили десятый Всемирный день беженца. В этом году Всемирный день беженца совпал с 60-летием Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и был посвящен теме: «Меня лишили дома, но не будущего». На конец 2009 года в мире насчитывалось около 43 миллионов вынужденно перемещенных лиц, среди которых около 15 миллионов составляли беженцы. Это значит, что огромное. »

«Максим Анатольевич Шахов Красная кнопка Серия «Команда», книга 6 Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2932695 Красная кнопка: Эксмо; М.; 2012 ISBN 978-5-699-53747-1 Аннотация Несколько лет назад на Северном флоте проводился секретный эксперимент: с помощью новейшего пси-оружия был закодирован экипаж одной из подводных лодок. И вот спустя десять лет «экспериментаторы» собрали на борту подлодки «Борей» весь зомбированный экипаж, который, не отдавая отчета. »

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №124 г. СОЧИ. УТРЕННИК Составили: Гвашева Л.Н. Казлаускайте Г.В. Тлиф Д.Р., Чепенко М.В. Гавриленко А.М. 2013г. Приветственное слово для всех гостей и участников праздника. Песня «Осень» ст.группа. Вед. Среди кленов и осин Сундучок стоит один: Разукрашен листьями И рябины кистями, Не велик он и не мал. Кто же нам его прислал? 2-й вед. (ребенок) Отгадать вас просим Кто же это? Дети. Осень! Ребенок. Желтые, багряные листья. »

«Hromzenko_g.qxd 13.08.2008 14:59 Page 135 // 135 // Светлана Хромченко Пространство и время на бумажном листе В 2004 г. издательство «Фортуна ЭЛ» в серии «Книж ная коллекция» выпустило сборник японских ска зок «Журавлиные перья», подчеркнув тем самым уникальность и художественный уровень этого издания, названного лучшей книгой 2004 г. А в 2005 г. здесь же выпущен сборник «Веер молодости». Иллюстрировал сборники Май Петрович Митурич, один из крупнейших современных художников детской книги. Май. »

«7 класс Домашнее задание (1 занятие) Осенний семестр ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ Мы ответственны за тех, кого приручили. А. Сент-Экзюпери Мир сотворен, но еще недосоздан, Задан маршрут: через тернии к звездам. Зло и добро в роковом поединке Переплелись. Человек – посрединке. Т. Жирмунская Кусака Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От теплых изб её отгоняли дворовые собаки, когда она. »

«С 1884 год а компа ни я B ulgar i яв л яетс я ол ицет воре нием бл ис т ате л ьного и т а л ьянского с т и л я. О тд ающ ие д а нь у в а же ни я 270 0 -лет не й ис тории Рима сов реме нные юве л ирные у кра шения компании B ulgar i отл ичаютс я ориг и на л ьны м и моме н т а л ьно у з на в ае мы м д из а й ном. Х а ра к те рные элеме н т ы ее стил я – ч у вс т ве нна я игра объ емов, чис т ые л инии, отголоски античного иск усс т в а и а рх и те к т у ры – прис у щ и ка ж дому т воре нию B. »

«32Беркут. Орел-беркут Aquila chrysaetus L. Falco chrysaetus. Linnaeus. Syst. Nat. ed. X, 1758, стр. 88, Швеция. Русское название. Слово орел старинное русское, сходное с названием этой птицы у других славянских народов и возможно близкое к древне-германскому Ааг, Ага (скандинавское Огп, шотландское Erne). Названия у русских писателей XVIII века, в частности у В. Левшина, «каменный» и «золотой» орел вероятно, переводе немецкого (Steinadler, Goldadler). Имя «камский орел», по замечанию того же. »

«INTERNATIONAL CONFERENCE ON EURASIAN ECONOMIES INTERNATIONAL CONFERENCE ON EURASIAN ECONOMIES Editors: Selahattin Sar Alp H. Gencer lyas Szen Copyright © 2014 Beykent University ALL RIGHTS RESERVED. This book contains material protected under International and Federal Copyright Laws and Treaties. Any unauthorized reprint or use of this material is prohibited. No part of this book may be reproduced or transmitted in any form or by any means, electronic or mechanical, including photocopying. »

«public ation of the commit tee for the future 1/2014 c row dsou rc e d of f-roa d t r a f f ic l aw e x pe r i m e n t i n f i n l a n d Repor t about ide a c r owd sou r c i ng a nd ev a lu at ion c row dsou rc e d of f-roa d t r a f f ic l aw e x pe r i m e n t i n finl and Repor t about ide a c r owd sou r c i ng a nd ev a lu at ion Tanja Aitamurto Hlne Landemore David Lee Ashish Goel publication of the committee for the future 1/2014 Cover: Kirmo Kivel Back cover: artwork Tulevaisuus, Vin. »

«Численное решение уравнения Шредингера с полиномиальными потенциалами УДК 519.6+539.194 Г. В. Квитко, Э. Л. Кузин, Д. В. Шоть ЧИСЛЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ ШРЁДИНГЕРА С ПОЛИНОМИАЛЬНЫМИ ПОТЕНЦИАЛАМИ (Часть I) В части I статьи численно реализовано фундаментальное решение задачи Коши; решена спектральная задача для одномерного уравнения Шрёдингера с потенциалом в виде полинома Pm (x) (m 6). Расчеты применены для модельных адиабатических потенциалов с двумя минимумами, характерных для протона в. »

«Издаётся с 1995 года И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. А. С. Пушкин Литературно-художественный журнал 1(48) Самара, 2010 Содержание 75 ЛЕТ САМАРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Владимир Артяков. Приветственное слово Губернский праздник Литературы 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.П. ЧЕХОВА Антон Чехов. Архиерей. Рассказ Сергей Ишков. Между Петром и Павлом. Опыт прочтения рассказа А.П. Чехова «Архиерей» ПРОЗА Иван Никульшин. Пустырь. Повесть Николай Богомолов. Гостиница. »

«АуКЦион № 17 (61) 19 июня 2013 СТАринные и редКие Книги, КАрТы, грАВюры Старинные и редкие книги, карты, гравюры Аукцион № 17 (61) 19 июня 2013 года в 18.00 Аукцион состоится по адресу: Центральный дом художника (ЦДХ) Москва, ул. Крымский Вал, д. 10 Предаукционная выставка С 11 июня по 18 июня в офисе аукционного дома «Кабинетъ» в Центральном доме художника (ЦДХ) по адресу: Москва, ул. Крымский Вал, д. 10, зал №1 Ежедневно с 11.00 до 19.00 Заявки на участие в аукционе, телефонные и заочные. »

2016 www.os.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

источник