Меню Рубрики

Организация медицинской помощи больным с хроническими вирусными гепатитами

Приложение. Инструкция по оказанию специализированной медицинской помощи больным с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 3 февраля 2016 г. N 67

Инструкция
по оказанию специализированной медицинской помощи больным с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослым больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы.

1.2. Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие медицинскую помощь больным хроническими вирусными гепатитами, осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях (приказ Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2012 г. N 69н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»).

1.3. Медицинская помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии оказывается в следующих условиях:

— амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

— в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

— стационарно (при необходимости круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

2. Первичная специализированная медико-санитарная помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии

2.1. Первичная специализированная медико-санитарная помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии, в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара осуществляется врачом-инфекционистом.

Основными медицинскими организациями, оказывающими первичную специализированную медико-санитарную помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии, являются Консультативно-диагностический центр КДЦ ИКБ N 1 и медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь взрослому.

2.2. Врачи-инфекционисты медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь взрослому выполняют следующие функции:

2.2.1. устанавливают первичный диагноз хронического вирусного гепатита В и С, и/или циррозами печени вирусной этиологии и передают сведения в отдел регистрации и учета инфекционных болезней (ОРУИБ) Роспотребнадзора по г. Москве;

2.2.2. направляют больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии, на консультативный прием в Консультативно-диагностический центр ГБУЗ ИКБ N 1, при обострении и/или декомпенсации поражения печени и для решения вопроса специфического противовирусного лечения;

2.2.3. госпитализируют (при необходимости) больных с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии в ГБУЗ «ИКБ N 1 ДЗМ» или ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ;

2.2.4. осуществляют диспансерное наблюдение и лечение пациентов с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с рекомендациями врачей-специалистов КДЦ ИКБ N 1;

2.2.5. направляют в КДЦ ИКБ N 1 сведения для регистра больных хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии.

2.3. Специалисты КДЦ ИКБ N 1 осуществляют следующие функции:

2.3.1. Консультируют больных хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии, направленных медицинскими организациями подчинения ДЗМ или обратившихся самостоятельно;

2.3.2. Обеспечивают ведение регистра больных хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии в г. Москве;

2.3.3. Формулируют рекомендации по ведению больных по месту их постоянной/временной регистрации;

2.3.4. Назначают и проводят специфическое противовирусное лечение;

2.3.5. Госпитализируют (при необходимости) больных с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии в ГБУЗ «ИКБ N 1 ДЗМ» или ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ;

2.3.6. Решают вопросы целесообразности противовирусного лечения больных с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии у льготных категорий и осуществляют такое лечение.

3. Специализированная медицинская помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии

3.1. Специализированная медицинская помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии оказывается врачами-инфекционистами в стационарных условиях.

3.2. Показаниями для госпитализации являются:

— обострение хронического вирусного гепатита В и С;

— декомпенсация цирроза печени в исходе хронических вирусных гепатитов В и С;

— необходимость проведения дополнительных клинических, лабораторных и функциональных исследований и лечебных мероприятий, в том числе при невозможности их проведения в амбулаторных условиях;

— отсутствие эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях.

Основой медицинской организацией для оказания специализированной помощи является ГБУЗ «ИКБ N 1 ДЗМ», при необходимости больные могут быть госпитализированы в ГБУЗ ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ.

Госпитализация с целью проведения специфической противовирусной терапии больным с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии проводится исключительно в ГБУЗ «ИКБ N 1 ДЗМ».

3.3. Госпитализация больных хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии в вышеуказанных случаях может осуществляться по направлению врача-инфекциониста, врача-терапевта, врача общей практики (семейного врача), а также при самостоятельном обращении в медицинское учреждение с случаях наличия медицинских показаний.

Оказание медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии, имеющим сопутствующие заболевания других органов, требующие обследования и лечения, осуществляется специалистами соответствующего профиля с соблюдением установленных санитарно-противоэпидемических (профилактических) норм.

Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии осуществляется врачом-инфекционистом совместно с врачом-акушером-гинекологом.

В амбулаторных условиях наблюдаются женщины в период беременности с хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии вне обострения и декомпенсации.

По показаниям (повышение печеночных ферментов, декомпенсация цирроза) женщины в период беременности направляются на консультацию в КДЦ ИКБ N 1 и, при необходимости, госпитализируются в акушерское отделение ГБУЗ «ИКБ N 1 ДЗМ».

Родоразрешение беременных с хроническим вирусными гепатитами В и С, без признаков биохимической активности, может осуществляться в обсервационных отделениях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» с соблюдением установленных санитарно-противоэпидемических (профилактических) норм.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии, оказывается выездными бригадами скорой медицинской помощи.

Паллиативная помощь больным хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии осуществляется врачами по паллиативной медицинской помощи, во взаимодействии с врачами-инфекционистами и другими врачами-специалистами в соответствии с характером сопутствующей патологии и соблюдением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер.

Лица, находившиеся в контакте с больными хроническими вирусными гепатитами В и С и циррозами печени вирусной этиологии (контактные лица) по месту жительства, учебы, работы подлежат по эпидемическим показаниям амбулаторному медицинскому наблюдению, лабораторному обследованию у врача-инфекциониста.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

источник

Организация медицинской помощи и лекарственное обеспечение больных хроническим гепатитом С: современное решение актуальной проблемы

Ценностно-ориентированное здравоохранение (ЦОЗ) в настоящее время является новаторским направлением в медицинской индустрии, однако практические аспекты реализации данной стратегии в нашей стране до настоящего времени не формулировались. В статье рассматриваются принципы и задачи ЦОЗ, его роль и значение для результат-ориентированного здравоохранения. На примере реализуемой в Москве инновационной модели лекарственного обеспечения по механизму риск-шеринга (разделения рисков) продемонстрирована взаимосвязь финансовых стимулов и результатов лечения пациентов с хроническим гепатитом С.

Внаши дни разработка инновационных лекарственных препаратов в сочетании с появлением и внедрением новаторских медицинских технологий привели к закономерному изменению парадигмы оказания медицинской помощи. Если еще недавно решение насущных проблем здравоохранения заключалось непосредственно в изобретении/наличии самой новой медицинской технологии, то сегодня особое значение приобретает поиск наиболее ценных медицинских технологий, обладающих достаточной эффективностью при умеренной цене. Данный подход начал формироваться за рубежом в начале двухтысячных годов и получил название Value-Based Healthcare (ценностноориентированное здравоохранение [ЦОЗ]). Отличи тельной чертой ЦОЗ является фокус на оптимизации соотношения между затратами на лечение и его результатами [1,2]. Результат-ориентированное здравоохранение (РОЗ) предполагает количественную оценку клинических результатов (исходов) и параметров экономической и социальной выгоды. Сдерживание роста затрат является ключевой проблемой современных систем здравоохранения. Не вызывает сомнений, что единственным приемлемым способом, позволяющим это сделать без ущерба для качества, является оптимизация или повышение эффективности расходов на здравоохранение. Особый интерес вызывают изменения, произошедшие в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении больных с инфекцией, вызванной вирусом гепатита С (HCV).

HCV-инфекция широко распространена по всему миру: ежегодно вирусом инфицируются более 3 млн человек, а у 70-85% из них развивается хроническая HCV-инфекция. Доля инфицированных HCV на земном шаре по данным разных источников составляет от 2,5 до 3% населения (около 170-200 млн человек). В США насчитывается от 2 до 4 млн инфицированных, в Европе – 5-10 млн [3-5]. Хронический гепатит С (ХГС) является одной из глобальных проблем здравоохранения, так как он часто приводит к развитию цирроза и рака печени, смерти пациента, а также является ведущей причиной трансплантации печени в США, Европейском Союзе (ЕС) и России [6-11]. В 2015 г. заболеваемость ХГС в Москве превысила средний уровень по РФ более чем в 2 раза (78,9 на 100 тыс. населения). Хотя в 2016 году в Москве было отмечено снижение заболеваемости ХГС на 8,16% (до 70,74 на 100 тыс. населения), тем не менее, она по-прежнему значительно превышает среднероссийский показатель. ХГС является одной из основных причин смерти от инфекционных заболеваний. Так, в 2016 г. в Москве зарегистрирован 81 случай смерти от впервые выявленного ХГС. При этом наиболее высокая заболеваемость ХГС в нашей стране отмечается у лиц трудоспособного возраста, на которых приходится более 90% от всех случаев заболевания. Особенность российской популяции больных ХГС заключается в доминировании HCV 1-го генотипа (не менее 56% инфицированных), при этом 97-99% из них инфицированы HCV субгенотипа 1b [1215].

Социальная и экономическая значимость проблемы вирусных гепатитов в Российской Федерации определяется, прежде всего, высокой заболеваемостью хроническими формами: в 2015 г. по ориентировочным расчетам экспертов экономический ущерб для страны от впервые установленного ХГС составил 1 888 721,6 тыс. руб. Рейтинговый анализ величин экономического ущерба, нанесенного отдельными инфекционными болезнями в 2005-2015 гг., показал, что острый и хронический гепатит С остаются на прежних позициях [16].

ХГС поддается терапии. В РФ зарегистрированы достаточно разнообразные и эффективные противовирусные препараты для лечения ХГС, позволяющие добиться эрадикации HCV примерно в 90% случаев. Основной целью лечения является достижение устойчивого вирусологического ответа (УВО) (отсутствие HCV RNA в плазме крови через 12 и/или 24 недели после завершения терапии), который обеспечивает снижение смертности и улучшение качества жизни пациентов, позволяя избежать затрат на лечение осложнений и остановить глобальную эпидемию HCV-инфекции [17].

Однако важным обстоятельством, снижающим эффективность терапии HCV-инфекции в России, сегодня является несвоевременное использование имеющегося ресурса в виде трехкомпонентных интерферонсодержащих схем противовирусной терапии (ПВТ) у людей трудоспособного возраста с минимальным или умеренно выраженным фиброзом. Лечение HCV-инфекции на продвинутых стадиях фиброза печени и цирроза печени в исходе ХГС, в том числе осложненного развитием гепатоцеллюлярной карциномы, является весьма трудоемким и экономически затратным, так как требует междисциплинарного подхода, применения дорогостоящих лекарственных препаратов и/или хирургических вмешательств в рамках высокотехнологичной медицинской помощи (трансплантация печени и/или почки).

На фоне расцвета возможностей новых медицинских технологий в лечении HCV-ассоциированных заболеваний системы здравоохранения во всем мире сталкиваются с одной и той же проблемой – попытки стабильного обеспечения медицинской помощью популяционно значимого числа пациентов путем сдерживания затрат приводят к уменьшению охвата целевой популяции и непосредственно пропускной способности системы. Отсутствия доступа к ПВТ в необходимом объеме и недостаточно эффективное использование имеющегося ресурса (с точки зрения фармакоэкономики) представляет собой существенную нагрузку на бюджет. Решением этой проблемы может быть разумное использование потенциала ПВТ с целью достижения максимальной частоты УВО при максимальном охвате ПВТ инфицированных пациентов. Стратегия лекарственного обеспечения определяется системой здравоохранения каждого государства и отличается в разных странах. Общемировая тенденция в лечении больных ХГС за счет государственных средств состоит в прагматичном управлении как спектром противовирусных препаратов, возмещаемых государством, так и соотношением данных препаратов [18,19]. Большинство стран Европы имеют национальные программы по лечению ХГС. По данным Института информатизации здравоохранения (IMS Institute for Healthcare Informa tics), Испания, Италия, Германия и Франция являются лидерами в Европе по числу пациентов, получивших противовирусную терапию ХГС [20]. Вместе с этим в каждом государстве ЕС собственный государственный орган здравоохранения определяет политику в отношении выбора программ лекарственного обеспечения: частым вариантом возмещаемого лечения является соглашение о разделении рисков (СРР) (RSA, Risk sharing agreement) между плательщиком (государством) и производителем препаратов. Традиционно детали данных соглашений (в первую очередь финансовые) остаются известными лишь участвующим сторонам.

Читайте также:  Вирусный гепатит с тестостерон

Спецификой российской действительности является наличие двух направлений лекарственного обеспечения – “федерального” и “регионального”, в рамках которых производится организация медицинской помощи больным ХГС [21-27]. С недавнего времени лекарственная терапия у пациентов, инфицированных HCV, может проводиться за счет средств ОМС в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Специа лизированные клинико-статистические группы №21–25 для проведения лекарственной терапии ХГС) в соответствие с плановыми объемами Государ ствен ного задания в субъекте РФ согласно Методическим рекомендациям по способам оплаты специализированной медицинской помощи за счет средств ОМС (совместное письмо Минздрава России №11-8/10/2-8266 и Феде раль ного фонда обязательного медицинского страхования [ФОМС] №12578/26/и от 22.12.2016 с разъяснениями, данными в Инструкции по группировке случаев, в том числе правилам учета дополнительных классификационных критериев – письма ФОМС №12708/26-2/и от 27.12.2016 и №2715/26-2/и от 07.03.2017).

Столичная целевая региональная программа, направленная на повышение качества оказания медицинской помощи жителям города Москвы, страдающим ХГС, и снижение смертности от инфекционных заболеваний, стартовала с 2016 г. согласно распоряжению Прави тельства Москвы №723-РП от 15 декабря 2015 г. Данная программа разработана для лекарственного обеспечения граждан, страдающих ХГС и не имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социально-значимая категория пациентов – москвичи трудоспособного возраста), в рамках реализации Государственной программы “Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)” на 2012-2020 гг. Выше указанная программа предполагает реализацию национальной стратегии профилактики, диагностики и лечения вирусных гепатитов в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Global health sector strategy on viral hepatitis, 2016-2021). По данным Городского регистра больных с хроническим вирусным гепатитом В и С на базе Центра по лечению хронических вирусных гепатитов инфекционной клинической больницы №1 в 2016 г. в Москве противовирусную терапию за счет бюджетных средств получили 1953 пациента: 1525 были обеспечены противовирусным лечением за счет региональной программы, а 428 – за счет средств федерального бюджета. Количество пациентов, которым необходимо проведение противовирусной терапии HCV-инфекции, в Москве не является постоянным. Однако с учетом распространенности HCV-инфекции, численности населения Москвы в 2016 г. (12 301 126 чел.) и наличия показаний к противовирусной терапии фактически у всех пациентов с диагностированным ХГС, можно заключить, что оно составляет как минимум 8702 человека. Как указано выше, в РФ доминирует генотип 1b (56,4%), поэтому минимальное расчетное число пациентов с HCV 1b генотипа, имеющих показания к назначению противовирусной терапии, составляет 4908 человек.

Популяционно значимое число пациентов, нуждающихся в противовирусной терапии, и высокая стоимость противовирусных средств подтверждают своевременность переориентации традиционных систем здравоохранении на оценку и, соответственно, оплату обозначенных результатов лечения (исходов), важных для пациента и приемлемых для государства как плательщика [28-33]. Стратегия, направленная на улучшение здоровья нации, должна преследовать достижение лучших результатов (исходов) в каждом конкретном случае на фоне снижения расходов на душу населения [34]. В данном контексте ЦОЗ обосновывает выбор медицинской технологии с учетом частоты достижения определенного результата (исхода), а РОЗ позволяет сделать аргументированный выбор на популяционном уровне на основании затрат на достижение результата (исхода) на пациента и оценить влияние выбранной технологии на систему здравоохранения в целом. Однако внедрение концепции ЦОЗ в практику сталкивается с целым рядом сложностей, из которых самым большим препятствием является доступность данных об эффективности терапии (исходах) и затратах на нее. Именно эти данные являются ключевыми для лиц, принимающих решения, но их получение в необходимом объеме и качестве является достаточно проблематичным.

Таким образом, ключевыми компонентами ЦОЗ являются:

  • пациенто-ориентированность;
  • персонализированный учет исходов и финансовых затрат на лечение;
  • оплата за результат, а не за процесс.

Вариантом реализации данной модели с последующей возможностью широкомасштабного внедрения в практическое здравоохранение является концепция разделения рисков – инновационный подход к организации лекарственного обеспечения пациентов с различными заболеваниями. Анализ мирового опыта применения СРР позволил определить стороны, заинтересованные во внедрении схем, и их роли в процессе заключения соглашений. Так, производители видят в СРР способ расширения продаж дорогостоящих препаратов, а плательщики – экономию бюджетных средств [35]. Особое внимание стоит обратить на то, что среди многообразия вариантов СРР особо предпочтительными являются случаи лекарственного обеспечения на коротком временном отрезке с возможностью оценки “генерального” исхода (реконвалесценция). Данные примеры договоров являются популярными вариантами разделения рисков “Р4Р” – pay for performance (плата за действие) или pay for cure (плата за излечение) [36-41].

Организация медицинской помощи в городе Москве всегда находится на передовой и характеризуется целесообразным использованием актуальных подходов и медицинских технологий. Открытость и гибкость московской системы здравоохранения позволили в текущем году провести подготовительный этап реализации пилотного проекта инновационной модели лекарственного обеспечения больных c HCV 1b генотипа cимепревиром с применением инновационной модели лекарственного обеспечения в рамках СРР. Доста точ ная эффективность в сочетании с приемлемой стоимостью лечения – два очевидных факта, сделавшие трехкомпонентную интерферонсодержащую схему на основе симепревира наиболее распространенной в рамках СРР в мире [19]. На сайтах национальных органов здравоохранения ряда стран (США, Великобритания, Франция и Канада) можно найти некоторую информацию о данных соглашениях. Согласно заключению Национального института здоровья и клинического совершенствования Великобритании (NICE) по состоянию на январь 2015 г. возмещение расходов на противовирусную терапию симепревиром возможно в случае достижения пациентом клиренса HCV RNA в результате 12-недельного лечения. Французским национальным органом здравоохранения (HAS) в 2014 г. рекомендовано включить симепревир в список возмещаемых лекарственных препаратов. Канадская экспертная комиссия по лекарственным препаратам (CADTH) в июне 2014 г. рекомендовала включение симепревира в комбинации с пегилированным интерфероном-α (ПегИФН) и рибавирином для лечения ХГС, вызванного вирусом 1-го генотипа, у взрослых с компенсированным заболеванием печени при соблюдении ряда условий, причем стоимость противовирусной терапии тремя препаратами по мнению CADTH не должна превышать стоимость других существующих в указанное время противовирусных препаратов прямого действия.

Симепревир – ингибитор NS3/4A-протеазы HCV, который нековалентно и обратимо блокирует ключевой фермент репродукции HCV. Исследования показали, что in vitro и in vivo симепревир имеет выраженную противовирусную активность в отношении HCV 1, 2, 4, 5 и 6-го генотипов. В доклинических исследованиях in vitro и in vivo признаков генотоксичности, репродуктивной токсичности, эмбрио- и фетотоксичности симепревира и неблагоприятного влияния препарата на пре- и постнатальное развитие не выявлено [42,43]. У первичных пациентов с ХГС, вызванным вирусом 1 генотипа, частота УВО при лечении симепревиром в составе комбинированной ПВТ составила 80,4% (результаты исследований QUESTI + QUESTII). Принимая во внимание особенность российской популяции больных (доминирование HCV субгенотипа 1b), предполагается исключительно высокая эффективность симепревира в Российской Федерации (частота УВО более 90%). Результаты комбинированной ПВТ, включающей симепревир, в отличие от двухкомпонентной ПВТ, не зависят от пола, возраста, расы, индекса массы тела, исходной вирусной нагрузки, генотипа ИЛ-28В, стадии фиброза печени (в том числе у больных с компенсированным циррозом печени), субгенотипа HCV 1-го генотипа при отсутствии мутации Q80K. Следует отметить, что доминирование субгенотипа 1b в российской популяции больных, инфицированных HCV 1-го генотипа, делает проблему мутации Q80K незначимой [44].

Полученные в рандомизированных многоцентровых клинических исследованиях данные позволили сформулировать правила прекращения терапии симепревиром. Если уровень HCV RNA снижается менее 25 МЕ/мл через 4 недели (даже если при этом определяется HCV RNA) и не определяется через 12 недель, то частота достижения УВО является высокой. В то же время она крайне низкая, если HCV RNA продолжается определяться через 4 и 12 недель после начала лечения (≥25 МЕ/мл) [45,46]. Соответственно, в последнем случае трехкомпонентную ПВТ, включающую симепревир, следует прекратить. Правила досрочного прекращения ПВТ действуют менее чем у 5% больных и позволяют избежать нарастания резистентности к симепревиру и неэффективных затрат финансовых средств [47-49].

Пилотный проект по инновационной модели лекарственного обеспечения планируется реализовать в период 2017-2021 гг. Данный вариант лекарственного обеспечения не противоречит ФЗ-44 и ФЗ-223, а проведение закупки лекарственных препаратов происходит в стандартном порядке (электронный аукцион), определенном Законом №44-ФЗ, с применением типовых (стандартных) форм документации о закупке и контракта, обычно используемых заказчиком. Законода тельство позволяет реализовывать инновационные модели лекарственного обеспечения за счет средств ОМС. Оценка эффективности и результативности трехкомпонентной терапии с симепревиром будет производиться на основании частоты достижения быстрого и раннего вирусологического ответа. В случае их отсутствия неэффективно затраченный препарат будет компенсироваться производителем, что позволит без дополнительных затрат расширить охват терапией дополнительного числа пациентов.

Ожидается, что излечение популяционно значимого числа пациентов с HCV 1b генотипа с умеренно выраженным фиброзом печени (F0-3 по шкале METAVIR) приведет к значительному уменьшению масштаба проблемы HCV-инфекции в московском регионе и позволит достичь оптимального результата при снижении финансовой нагрузки на бюджет города Москвы.

Реализуемая программа оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с ХГС в Москве является свидетельством закономерного перехода от главенства процесса к РОЗ, так как оплата за лекарственный препарат в данном случае зависит от результата лечения. При этом внедрение СРР в рамках государственных программ позволяет обеспечить пациентам доступ к наиболее эффективным технологиям лечения. Концентрация на достижении улучшенных результатов, которые действительно важны как для пациентов, так и для государства, позволит повысить качество медицинской помощи, снизить вариабельность результатов лечения, улучшить доступ к медицинской помощи и в целом повысить эффективность затрат на здравоохранение.

источник

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

от 14 декабря 2015 года N 1076-о

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ОТ 18 ЛЕТ И СТАРШЕ, СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМИ ВИРУСНЫМИ ГЕПАТИТАМИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

1.1. Маршрутизацию пациентов от 18 лет и старше (далее — взрослых больных), страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в медицинские организации Приморского края (приложение 1).

1.2. Алгоритм взаимодействия между участниками системы оказания медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае (приложение 2).

1.3. Перечень и порядок оформления учетно-отчетной документации, заполняемой медицинскими организациями при оказании медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в условиях дневного стационара (приложение 3).

2. Руководителям медицинских организаций Приморского края:

2.1. Организовать направление взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в Приморский краевой центр вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» для решения вопроса о назначении специфической противовирусной терапии.

3. Главным врачам ГБУЗ «Краевая клиническая больница N 2» (Бениова), ГБУЗ «Краевая клиническая больница» (Лакомкина), КГБУЗ «Находкинская городская больница» (Понитаев), КГБУЗ «Уссурийская городская больница» (Скирута), КГБУЗ «Арсеньевская городская больница» (Аплюшкина), «Спасская городская больница» (Забудская), КГБУЗ «Владивостокская клиническая больница N 4» (Яровенко), КГБУЗ «Владивостокская поликлиника N 9» (Беньковская).

3.1. Организовать на базе дневных стационаров медицинских организаций в соответствии с номенклатурой коечного фонда по профилям медицинской помощи «терапия», «инфекционные болезни» лечение взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в соответствии с рекомендациями Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница».

3.2. Представлять ежеквартально в Приморский краевой центр вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ планы работ дневных стационаров (ДС) с указанием количества пациентов и планируемых схем противовирусной терапии (ПВТ) в соответствии с формой (приложение N 5).

3.3. Представлять ежеквартально в Приморский краевой центр вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ отчет о работе ДС ежеквартально (приложение 6).

4. Руководителю Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ (Симакова):

4.1. Обеспечить ведение Регистра взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае.

4.2. Осуществлять совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края планирование и экспертную оценку оказания медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами, в Приморском крае, в медицинских организациях Приморского края.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента здравоохранения Приморского края Т.Л. Курченко.

Читайте также:  Программа по лечению хронических вирусных гепатитов

Приложение 1. МАРШРУТИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ ОТ 18 ЛЕТ И СТАРШЕ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМИ ВИРУСНЫМИ ГЕПАТИТАМИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ, В МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Приложение 1
к приказу
Департамента
здравоохранения
Приморского края
от 14.12.2015 N 1076-о

Маршрутизация определяет участников системы оказания медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в том числе ко-инфицированных, а также беременных женщин и планирующих беременность с выявленными маркерами вирусных гепатитов, и устанавливает взаимодействие между ними.

Участниками системы оказания медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, являются:

1. Приморский краевой центр вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница».

2. Медицинские организации Приморского края.

Осуществляет прием взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в том числе ко-инфицированных, а также беременных женщин и планирующих беременность с выявленными маркерами вирусных гепатитов по направлению из медицинских организаций Приморского края в соответствии с формой (приложение 4) или главного специалиста по инфекционным болезням ДЗПК.

Осуществляет оказание специализированной медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в соответствии с заключениями врачей — специалистов Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени в соответствии с поручением Министра здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2012 N 68.

Осуществляет направление взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинские организации федерального уровня.

1. Осуществляют оказание консультативно-диагностической медицинской помощи взрослым больным, страдающим хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в том числе ко-инфицированных, а также беременных женщин и планирующих беременность с выявленными маркерами вирусных гепатитов.

2. Осуществляют направление на консультативный прием взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в Приморский краевой центр вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ.

3. Осуществляют лечение взрослых больных, страдающих хроническими вирусными гепатитами в Приморском крае, в условиях дневных стационаров в соответствии с заключениями врачей — специалистов Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ в соответствии с поручением Министра здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2012 N 68.

Приложение 2. АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ БОЛЬНЫМ, СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМИ ВИРУСНЫМИ ГЕПАТИТАМИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Приложение 2
к приказу
Департамента
здравоохранения
Приморского края
от 14.12.2015 N 1076-о

┌═══════════════════════════════════‰ экспертная оценка │Департамент │
│Медицинская организация: │ │ГБУЗ ККИБ: │

Направление на │- консультативный │
консультативный │прием; │
прием │- оказание │

│специализированной │
│медицинской помощи │
└═┬═════════════════…
│ Направление для
│ оказания ВМП

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ЗАПОЛНЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПАЦИЕНТАМ ОТ 18 ЛЕТ И СТАРШЕ, СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМИ ВИРУСНЫМИ ГЕПАТИТАМИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ, В УСЛОВИЯХ .

Приложение 3
к приказу
Департамента
здравоохранения
Приморского края
от 14.12.2015 N 1076-о

ПЕРЕЧЕНЬ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ЗАПОЛНЯЕМОЙ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПАЦИЕНТАМ ОТ 18 ЛЕТ И СТАРШЕ, СТРАДАЮЩИМ ХРОНИЧЕСКИМИ ВИРУСНЫМИ ГЕПАТИТАМИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ, В УСЛОВИЯХ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА

Госпитализация пациентов с хроническими вирусными гепатитами в дневные стационары медицинских организаций Приморского края, оказывающим медицинскую помощь по профилям «терапия», «инфекционные болезни», производится на основании заключения Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ.

Лечение в дневном стационаре осуществляется в соответствии с заключением Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ с поручением Министра здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2012 N 68.

На каждого больного дневного стационара ведется «Карта больного дневного стационара поликлиники (стационара на дому), стационара дневного пребывания в больнице» (далее — Карта) (В Карту вносятся: направление на госпитализацию из Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ (форма N 057/у-04, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России N 255 от 22.11.2004), копии паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, заключение врача-специалиста Приморского краевого центра вирусных гепатитов и патологии печени ГБУЗ ККИБ, информированное согласие пациента на предложенные виды медицинских вмешательств (приложение N 2 к приказу Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н).

Лечащий врач (врач-терапевт, врач-инфекционист) ежедневно осуществляет осмотр пациента с указанием времени осмотра в дневнике наблюдения. Результаты осмотров, данные лабораторных и, при необходимости, инструментальных обследований, отражающие состояние пациента, также оформляются в дневнике наблюдения.

Бланки результатов лабораторных и, при необходимости, инструментальных обследований вклеиваются в Карту в следующем порядке:

— результаты клинического анализа крови через 2, 4, 8, 12, 16, 20 и 24 недели противовирусной терапии;

— результаты биохимического анализа крови каждые 4 недели лечения (4, 8, 12, 16, 20, 24, 48);

— результаты количественной полимеразной цепной реакции через 4 недели ПВТ, а также через 12 и 48 недель лечения;

— результаты качественной полимеразной цепной реакции через 24 недели противовирусной терапии.

Этапный эпикриз, в котором описывается динамика состояния здоровья пациента, содержание, эффективность и безопасность противовирусной терапии оформляется ежемесячно.

По завершении курса противовирусной терапии осуществляется выписка из дневного стационара, оформляется выписной эпикриз, содержащий информацию о состоянии здоровья, эффективности и безопасности противовирусной терапии. При достижении вирусологического ответа на лечение, на следующий день после выписки пациент вновь госпитализируется в дневной стационар для продолжения противовирусной терапии.

к приказу
Департамента
здравоохранения
Приморского края
от 14.12.2015 N 1076-о

Министерство здравоохранения Медицинская документация

и социального развития Форма N 057/у-04 _______

____________________________ утверждена приказом

(наименование медицинского Минздравсоцразвития России

учреждения от 22.11.2004 N 255

(наименование медицинского учреждения

3. Фамилия, имя, отчество ________________________________________

4. Дата рождения _____________

5. Адрес постоянного места жительства ____________________________

6. Место работы, должность _______________________________________

8. Обоснование направления _______________________________________
__________________________________________________________________

Должность медицинского работника, направившего больного __________

Заведующий отделением ________________________

1. Направление на консультацию (госпитализацию) является единственным унифицированным документом, вводимым вместо произвольных форм существующих в краевых лечебных учреждениях.

2. Направления заполняются участковыми врачами-терапевтами (педиатрами), врачами-специалистами всех уровней в случае необходимости консультации или госпитализации пациента.

3. Направление выдается на руки пациенту для предъявления в ЛПУ.

4. Заполнение всех граф разборчивым почерком является обязательным для всех врачей.

5. В направлении указывается полное наименование лечебно-профилактического учреждения, направившее пациента.

6. Указывается наименование ЛПУ и адрес куда направляется больной. В случае, когда известен конкретный специалист, кабинет (отделение), вносятся эти данные.

7. В графе 3 указываются фамилия, имя, отчество пациента (полностью).

8. В графе 4 — дата рождения, а не число лет.

9. В графе 5 указывается домашний адрес пациента.

10. В графе 1 — серия, номер, дополнительно указывать дату выдачи страхового полиса; название страховой компании.

11. В графе 8 указывается цель направления на консультацию (госпитализацию). Цель предполагает уточнение диагноза, дообследование, лечение и другое. Следует подчеркнуть консультацию или госпитализацию, или то и другое вместе, а также подчеркнуть конкретную цель консультации (госпитализации).

К прочим целям могут быть отнесены следующие случаи:

— экспертный случай (госпитализация или консультация),

— медико-социальный уход и прочее (вписать).

12. В графе 8 также необходимо вписать данные инструментальных и лабораторных исследований.

13. В графе 7 необходимо указать основной и сопутствующий диагнозы. В случае их отсутствия указать предполагаемый диагноз (шифр по МКБ 10) или заменяющий его синдром.

14. Обязательно указать дату и год направления.

15. Фамилия лечащего врача, направляющего пациента на консультацию, пишется разборчиво и рядом ставится его подпись.

16. Направление заверяется подписью заведующей отделением, заместителем главного врача, главным врачом и печатью ЛПУ.

Приложение 5
к приказу
департамента
здравоохранения
Приморского края
от 14.12.2015 N 1076-о

Наименование медицинской организации: _______________________

Расчет объема дневного стационара на 2016 г.: _______________

источник

В статье рассматривается современная эпидемическая ситуация по хроническим гепатитам В (ХГВ) и С (ХГС) в Российской Федерации. Их широкая распространенность сопряжена с тяжелыми медико-социальными последствиями в виде прогнозируемого роста числа пациентов с циррозом печени и гепатоцеллюлярной карциномой. Обсуждаются финансово-экономические вопросы, связанные с организацией медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных ХГВ и ХГС: авторами проанализирована потребность в лекарственной терапии у этой категории пациентов, определены приоритетные целевые группы, а также источники финансирования лекарственной терапии.

Проблема хронических вирусных гепатитов, прежде всего гепатитов В (ГВ) и С (ГС), в настоящее время является чрезвычайно важной с точки зрения как медико-социальной значимости, так и организации медицинской помощи пациентам, особенно в части лекарственного обеспечения современными и высокоэффективными препаратами.

Хронические ГВ и ГС широко распространены, а их естественное течение приводит у значительной части пациентов к фатальным последствиям: развитию цирроза печени и гепатоцеллюлярной карциномы. Вот почему вопросы профилактики, организации медицинской помощи и медикаментозного лечения хронических ГВ и ГС в настоящее время – краеугольный камень систем здравоохранения многих стран мира.

С широким внедрением вакционопрофилактики против ГВ значительно снизилась заболеваемость острым гепатитом. Современные инструменты государственного статистического наблюдения (данные Росстата, сводные отчетные формы Минздрава России, Роспотребнадзора) свидетельствуют о положительной тенденции в снижении частоты регистрации острых форм ГВ. Так, по данным Росстата, заболеваемость острым ГВ в 2000 г. составляла 42,8 на 100 тыс. населения, в 2005 г. – 8,7, а в 2013 г. – уже 1,3 [1].

Внедрение мер профилактики, прежде всего в лечебных учреждениях (использование одноразовых инструментов, разумное ограничение показаний к переливанию крови и ее компонентов в части клинически оправданных случаев, использование аутокрови при плановых хирургических вмешательствах, скрининг пациентов при плановых госпитализациях на поверхностный антиген вируса ГВ и антитела к вирусу ГС), привело также и к снижению заболеваемости острым ГС. В 2000 г. этот показатель, согласно данным Росстата, составлял 21,8 на 100 тыс. населения, в 2005 г. – 4,5, а в 2013 г. – 1,3 [1]. Конечно, профилактические меры, принятые в лечебных учреждениях, явились важным компонентом общего профилактического направления, однако в передаче вирусов ГВ и ГС играют роль и другие факторы, например, внутривенное использование наркотических веществ. Данное обстоятельство подтверждается еще и тем, что частота выявления маркеров хронических ГВ и ГС в обозначенной популяции в несколько раз выше по сравнению с когортой населения, не использующей внутривенного введения наркотических средств [2, 3].

Однако в практическом здравоохранении Российской Федерации сегодня одной из главных остается проблема хронических вирусных гепатитов. Это связано с уже накопленной популяционной массой с кумулятивным нарастанием фатальных осложнений (ростом смертности, связанной с развивитием цирроза печени или гепатоцеллюлярной карциномы), сохранением потенциального источника инфицирования, значительными сложностями в организации медицинской помощи таким пациентам, особенно в организации медикаментозного лечения.

В настоящее время, согласно статистическим данными, число заболеваний циррозом печени увеличилось в 1, 5 раза по сравнению с 2010 г., а частота случаев диагностики гепатоцеллюлярной карциномы на фоне вирусных циррозов печени по сравнению с 2011 г. возросла на 23% [1]. Все это, безусловно, диктует необходимость весьма оперативной организации адекватной медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами, поскольку (и это очевидно) в ближайшее время число фатальных и достаточно дорогостоящих проявлений ГВ и ГС будет только нарастать.

И хотя на протяжении длительного периода данная проблема достаточно широко обсуждается (справедливости ради стоит заметить, что обсуждается она больше самими пациентами, практическими врачами и общественными организациями), значительного продвижения в ее решении нет. Об этом упрямо свидетельствуют данные статистики, которые отражают устойчивый рост смертности от цирроза печени и гепатоцеллюляроной карциономы даже при существующих дефектах кодирования причин смерти (как правило, часто не учитывается «причинный» фактор, вызвавший развитие цирроза или гепатоцеллюлярной карциномы – вирусный гепатит).

Вопросы оказания медицинской помощи пациентам с хроническими вирусными гепатитами могут быть разделены на организационные и финансовые, которые весьма тесно связаны друг с другом. Очевидно, что адекватная, отвечающая современным требованиям организация медицинской помощи пациентам влечет за собой выработку столь же адекватных управленческих решений в части финансирования их лекарственного обеспечения.

Сегодня нормативно-правовые основы организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с хроническими ГВ и ГС в Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015), Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2015 № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие здравоохранения”», Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Росс.

2. Кожевникова Г.М., Ющук Н.Д. Вирусные гепатиты у наркоманов. Лечащий врач 2009; 4: 24–28.

Читайте также:  Вирусный гепатит на латинском

3. Hellard M., Sacks-Davis R., Gold J. Hepatitis C Treatment for Intravenous Drug Users: A Review for Available Evidence. Clin. Infect. Dis. 2011; 49(4): 561–573.

4. Пименов Н.Н., Чуланов В.П. Гепатит C в России: эпидемиологическая характеристика и пути совершенствования диагностики и надзора. Эпидемиол. и инфекц. бол. 2012; 3: 4–10.

5. Чуланов В.П. Актуальные аспекты эпидемиологии и диагностики вирусных гепатитов В и С в Российской Федерации. Материалы Межведомственной научно-практической конференции «Инфекционные болезни – актуальные проблемы, методы борьбы, профилактики». 28–29 апреля 2015. М., 2015; 12–15.

7. Ежегодный отчет Референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами в Российской Федерации, 2015. http//: www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/epidemiological-surveillence/

8. Gower E., Estes C., Hindman S., Razavi-Shearer K., Razavi, H. Global epidemiology and genotype distribution of the hepatitis C virus. J. Hepatol. 2014; 14: 23–29.

9. Andreytseva O.I., Zhao A.V. Immune System and Liver Disease: Antiviral treatment of acute reccurent hepatitis C among the patients with liver transplantation. Conference materials. Moscow, 2009: 12–19.

10. Simmons B., Saleem J., Heath K., Cooke GS., Hill A. Long-Term Treatment Outcomes of Patients Infected With Hepatitis C Virus: A Systematic Review and Meta-analysis of the Survival Benefit of Achieving a Sustained Virological Response. Clin. Infect. Dis. 2015; 61(5): 730–740.

источник

Подготовила Хрунова Ирина Владимировна, адвокат Центрального филиала г. Казани Коллегии адвокатов Республики Татарстан, «Агора».

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон от 21 ноября 2011г. № 323-Ф3), пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях.

Диагностика и обследование

1) Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.958-00. «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами» (Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 февраля 2000г.):

  • Устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение расположения заболеваний вирусными гепатитами.
  • Устанавливают, что больные острой и впервые выявленной хронической формами вирусных гепатитов подлежат обязательной регистрации в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и, как правило, госпитализации в инфекционные стационары.
  • Устанавливают группы людей, подлежащие обязательному обследованию на HBsAg и АНТИ-ВГС в крови методом ИФА, а так же периоды обследования
  • Определяют, что выявление больных вирусными гепатитами осуществляют медицинские работники медучреждений здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности при амбулаторном приёме, посещении больного на дому, устройстве на работу и периодических медицинских осмотрах определённых групп населения, наблюдения за детьми в коллективах, при обследовании контактных в очагах инфекции, а так же при лабораторном обследовании лиц из групп высокого риска заражения вирусов гепатитов A, C, D, G (медицинские работники, пациенты отделений гемодиализа, доноры, персонал учреждений службы крови и др.)
  • Устанавливает правила обследования донора крови.
  • Закрепляет вирусные гепатиты как противопоказания к донорству крови и её компонентов.
  • Установление определённых тест-систем в практике здравоохранения, а так же запрет на применение любых других.
  • Закрепляет, что гепатиты В и С являются заболеваниями, представляющими опасность для окружающих и являются социально значимыми заболеваниями.

5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минюста РФ от 17 октября 2005г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключённым под стражу»

  • Закрепляет обязанность медицинских частей учреждений уголовно-исполнительной системы при первичном осмотре беременной произвести лабораторные исследования на носительство вируса гепатита В и С, а так же устанавливает сроки таких исследований. Также устанавливает необходимость проведения лабораторных исследований для выявления инфекций, передающимся половым путём, всем поступающим в учреждения.
  • Описывает лабораторную диагностику гепатита В.
  • Определяет группы людей с высоким риском заражения вирусом гепатита В, подлежащие обязательному обследованию.
  • Закрепляет медицинское обследование для граждан на гепатиты В и С.
  • Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией включены в перечень заболеваний, при котором лицо не может быть усыновителем или опекуном. В связи с этим проводится обязательное обследование на гепатиты для кандидатов в опекуны (усыновители).

1) Федеральный закон от 17 сентября 1998г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

  • Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В.
  • Определяет профилактические и противоэпидемические мероприятия при гепатите В.
    Медицинская помощь больным наркоманией с вирусными гепатитами.
  • На территории одной из инфекционных больниц необходимо создать соответствующее отделение для лечения больных наркоманией с ВИЧ-инфекцией и парентеральными гепатитами.
  • Закрепляется необходимость оказывать больным наркоманией с парентеральными вирусными гепатитами медицинскую помощь в инфекционных стационарах.
  • Закрепляется необходимость обеспечения консультациями инфекционистов больных наркоманией в порядке неотложной помощи по соматическим показаниям (острая хирургическая, терапевтическая и др. патология) в соответствующих профильных стационарах.
  • Закрепляются методические указания по лечению вирусных гепатитов у взрослых и детей, в том числе устанавливается, что все больные ГВ (или подозрение на ГВ) подлежат госпитализации и лечению в инфекционных стационарах.

2) Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами» ( Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 февраля 2000г.)

  • Устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение расположения заболеваний вирусными гепатитами.
  • Устанавливают основные требования к комплексу лечебно-профилактических мероприятий, для предупреждения возникновения и распространения заболевания гепатитом В.
  • Возлагает на центры СПИД осуществление функции – проведение профилактики, диагностики и лечения парентеральных вирусных гепатитов у больных ВИЧ-инфекцией.
  • Устанавливают стандарты оказания медицинской помощи при хронических вирусных гепатитах В и С, включая перечисление наименований медицинских услуг и перечень лекарственных препаратов.

6) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 октября 2013г. № 58 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3112-13 «Профилактика вирусного гепатита С»» (подписано, но не было официально опубликовано, а потому пока что не вступило в силу)

  • Устанавливает основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий по гепатиту С.

7) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2013г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи»

  • Установлено, что высокотехнологичная медицинская помощь в лечении некоторых видов гепатитов (сочетание аутоиммунного гепатита и вирусного гепатита В или С) оказывается за счёт средств обязательного медицинского страхования.

8) Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С – 2013г., направленные Министерством здравоохранения РФ в региональные учреждения здравоохранения.

  • Устанавливает стандарты оказания медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С, включая перечисление наименований медицинских услуг и перечень лекарственных препаратов.
    Однако настоящие рекомендации не являются нормативным актом и не могут быть обязательными для применения.

В России отсутствует так называемый профильный закон, который бы объединил и систематизировал всё имеющееся законодательство по вопросам обследования, лечения и профилактики гепатитов ( например, в отличии от заболевания Вич-инфекция, в отношении которого действует отдельный закон, который существенно облегчает вопрос его применения в практике).

Всё законодательство состоит из отдельных приказов, как правило, на уровне Министерства здравоохранения. При этом многие нормы дублируются в различных приказах. Так, например, перечень групп людей, которые подлежат обязательному обследованию на HBsAg и АНТИ-ВГС в крови, закреплён в нескольких приказах Министерства здравоохранения РФ. При этом надо отметить, что некоторые нормативные акты очень старые (например, приказ Министерства РФ № 290 «О медицинской помощи больным наркоманией с ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами» датирован октябрём 1998г.), тогда как ситуация с лечением, обследованием людей с вирусными гепатитами с того времени существенно изменилась.

Так же удивляет позиция Министерства здравоохранения РФ, которое в 2013г. разработало документ, полностью описывающий стандарты лечения гепатита С у взрослых, включая наименование препаратов, подлежащих применению в лечении, однако по непонятной причине не придало данному документу статус правового, и он был назван «Рекомендации по диагностике и лечению взрослых больных гепатитом С». Как известно, любые рекомендации носят всего лишь рекомендательный характер, и не являютя обязательными, что говорит о невозможности пациентов ссылаться на данный документ при требованиях предоставить медицинскую услугу.

Несмотря на то, что в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что «каждый имеет право на медицинскую помощь», действует ряд нормативных актов, которые регламентируют «Кто» и «Как» получает медицинскую помощь в России.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 2013г. № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ», иностранным гражданам оказывается бесплатно только медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациенту. Иностранным гражданам бесплато оказывается скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Любая другая медицинская помощь (в том числе и неотложная) оказывается иностранным гражданам на платной основе.

Гражданам РФ медицинская помощь оказывается бесплатно на основании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В данной программе прямо закреплено, что первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь (куда входит диагностика и лечение вирусных гепатитов) при заболеваниях, передаваемых половым путём, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретённого иммунодефицита, осуществляется за счёт средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ. Кроме того, законодательство не делает различий между взрослыми пациентами и пациентами – детьми.

В отличии от людей, живущих с ВИЧ, дискриминация которых прямо запрещена профильным законом, подобного чёткого запрета в отношении носителей вирусного гепатита, в законодательстве нет. Существует лишь общий запрет на дискриминацию по какому либо заболеванию, установленный Федеральным Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

При этом, последнее время различного рода ограничения прав больных инфекционными заболеваниями, в том числе и вирусными гепатитами, неуклонно растёт. Так, в частности, до 2012г. в законодательстве РФ была некоторая правовая неопределённость в отношении возможности опеки и попечительства лицами – носителями вирусных гепатитов. При этом суды, в случае обращения заявителя с обжалованием отказа в усыновлении, как правило, вставали на сторону пациента, при условии стойкой ремиссии болезни.

Так, суд в Петрозаводске в начале 2012г. удовлетворил заявление И.Ф. с диагнозом «гепатит С» и признал незаконным отказ органа опеки и попечительства в усыновлении ребёнка.

Сейчас же ситуация изменилась. Были внесены изменения в семейный кодекс РФ, которым фактически носителям вирусного гепатита был наложен запрет на опеку или усыновление. Так, согласно ст. 127 СК РФ и Постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2013г. № 117 в Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную или патронатную семью, были включены «Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией».

Поскольку на практике лица с гепатитами, даже при наличии пройденного лечения и стойкой ремиссии, стоят на диспансерном учёте пожизненно, можно говорить о пожизненном запрете на усыновление или опеку для носителей вирусных гепатитов. При такой формулировке в законе, в суд за защитой своих прав обращаться просто бессмысленно, так как такое обращение не будет основано на законе.

Ситуацию с обжалованием в судах также осложняет и следующий факт – отсутствие решений высших судебных органов ( Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ) по вопросам и судебным делам, связанных с нарушением прав и интересов людей – носителей вирусных гепатитов. Наличие подобных решений имело бы большую ценность в правоприменении.

Так, например, только одно лишь решение Конституционного суда по вопросу Вич-инфицированного жителя Украины по вопросу предоставления разрешения на временное проживание позволило разрешить свои проблемы сотням людей живущих с ВИЧ – негражданам РФ.

Перечень законов, постановлений, ведомственных приказов, методических документов, определяющих и регламентирующих вопросы выявления и лечения вирусных гепатитов

Федеральные законы Российской Федерации

Постановления Правительства Российской Федерации

Приказы и прочие документы Министерства здравоохранения РФ (СССР)

источник