Меню Рубрики

Госпрограмма по вирусному гепатиту в

В апреле 2016 г. на Ассамблее ВОЗ было принято решение о глобальной ликвидации вирусных гепатитов, как проблемы общественного здравоохранения к 2030 г. Необходимость программы определяется значимостью для человечества этих инфекций, а также разработкой современных вакцинных и лечебных препаратов, которые могут защитить и вылечить больных вирусными гепатитами. Кроме того, накоплены знания по использованию новых, современных методов эпидемиологического анализа, позволяющих реально оценить бремя вирусных гепатитов и уровень необходимых затрат для реализации разработанных в программе задач. Принципиально новые подходы по воздействию на все три звена эпидемического процесса вирусных гепатитов (источник инфекции, пути передачи возбудителя и восприимчивый организм) позволяют ожидать достижения поставленной цели. ВОЗ и Европейское бюро ВОЗ разработали «Глобальную стратегию сектора здравоохранения по вирусному гепатиту 2016-2021 гг. на пути к ликвидации вирусного гепатита», в которой определены: основные положения стратегии; перспективное видение, цель, целевые показатели и руководящие принципы; стратегические направления и первоочередные действия.

Учитывая, что Российская Федерация подписала резолюцию Ассамблеи ВОЗ «О ликвидации вирусных гепатитов», мы обязаны разработать соответствующую программу для нашей страны.

В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 г. поставлены задачи, в аспекте которых может быть рассмотрена и проблема борьбы с вирусными гепатитами. Прежде всего, задачу по контролю и искоренению вирусных гепатитов необходимо рассматривать как амбициозную, которая может и должна быть решена российским здравоохранением.

В послании уделено значительное внимание демографическим проблемам России и увеличению продолжительности жизни граждан. Как известно, вирусные гепатиты являются существенным бременем для экономики России, поражая в основном трудоспособное население (Н.Ющук с соавт., 2012, 2013, Н.Якушечкина с соавт. 2013, И.Никитин с соавт., 2015 и др.) Доля смертей от вирусных гепатитов в трудоспособном возрасте составляет почти 70%. Причём, смертность от этой патологии с 2012 по 2016 г. возросла среди всего населения на 40%, а среди трудоспособного – на 60%. Вирусные гепатиты приводят также к увеличению летальных исходов от цирроза, рака печени и ряда других заболеваний. По подсчётам ВОЗ число смертей, ассоциированных с гепатитами, сопоставимо с уровнем смертей от ВИЧ. Исходя из этого расчёта, в РФ вирусные гепатиты ежегодно являются причиной гибели не менее 20 тыс. человек, жизни которых можно было бы сохранить.

В Послании В.В.Путина сказано: «К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет. Это в том числе такие страны, как Япония, Франция, Германия. При этом опережающими темпами должна расти продолжительность именно здоровой, активной, полноценной жизни, когда человека не ограничивают, не сковывают болезни». Борьба с вирусными гепатитами может внести существенный вклад в достижение поставленной цели.

Проблема вирусных гепатитов является многофакторной, и для её решения необходимы усилия медицинской науки, здравоохранения и всего общес тва. Несомненно, обязательна интеграция борьбы с вирусными гепатитами в борьбу с ВИЧ-инфекцией, наркоманией, развитие отечественной фармацевтической и иммунобиологической промышленности. Учитывая, что вирусы гепатитов В, С и D являются агентами, вызывающими рак печени, борьба с ними должна быть интегрирована в будущую «специальную общенациональную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями», предложенную Президентом нашей страны.

В связи с этим, весьма актуальным является предложение по разработке Стратегии по контролю и искоренению вирусных гепатитов в Российской Федерации до 2030 г. , основанной на рекомендациях ВОЗ (Глобальная стратегия здравоохранения по вирусным гепатитам 2016-2021 гг.). В данном проекте обобщён многолетний опыт работы лаборатории вирусных гепатитов НИИ вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова, научно-исследовательского центра Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России, кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии МГМСУ им. А.И.Евдокимова и Высшей школы организации и управления здравоохранением. В разработке проекта программы принимают участие доктора медицинских наук, профессора Е.Малинникова, К.Кюрегян, О.Знойко, Е.Климова и др.

Для разработки стратегии на первом этапе обязательно требуется объективная оценка распространённости этой патологии в популяции среди различных возрастных групп населения, для того чтобы в последующем определить специфические меры по профилактике и лечению гепатитов среди этих групп. Для этого необходимо проведение эпидемиологического исследования (выявление маркёров гепатитов В, D, С, А и Е) на территории как минимум трёх субъектов РФ. Для исследований предлагаются республики Татарстан, Саха (Якутия) и Калининградская область.

Значение вирусных гепатитов и ситуация в РФ

Значимость всех форм вирусных гепатитов (гепатит А, В, С, D и Е) для страны очевидна. Сохраняются относительно высокие показатели заболеваемости вирусными гепатитами, особенно хроническими гепатитами С и В. При этом каждый из вышеперечисленных гепатитов имеет свои особенности: по распространению (по регионам, возрастным группам и группам риска); тяжести течения (включая такую форму гепатита, как «фульминантный» или «молниеносный», который в большинстве случаев заканчивается смертью пациента); исходам (развитие хронического гепатита, цирроза печени, первичного рака печени); поражению разных возрастных групп; экономическим потерям.

Сегодня произошло изменение эпидемиологии вирусных гепатитов, которое определяется как динамикой эпидемического процесса, так и проводимыми мероприятиями по их профилактике.

Гепатит А (ГА): Интенсивность циркуляции вируса гепатита А (ВГА) среди населения РФ уменьшилась, что привело: к увеличению числа людей без наличия антител к ВГА и, как следствие, повышению риска возникновения вспышек этой инфекции (в 2017 г. зарегистрированы вспышки в Европе и США); к смещению заболеваемости на старшие возрастные группы и, как следствие, увеличению числа среднетяжёлых и тяжёлых форм заболевания. Многолетние циклы заболеваемости ГА в различных регионах РФ переходят в стадию подъёма заболеваемости, отражением чего служит рост заболеваемости в 2017 г. по сравнению с 2016-м более чем в 1,5 раза. Незначительное количество лиц, ежегодно вакцинированных в России, не может обеспечить контроль за ГА.

Гепатит В (ГВ): Прежде всего, благодаря реализации программы «Здоровье» по вакцинопрофилактике ГВ, показатели заболеваемости острым ГВ снизились до самых низких показателей за всю историю регистрации (заболеваемость ОГВ в 2017 г. – 0,87 на 100 тыс.). Реализация универсальной стратегии (вакцинация новорождённых, групп риска и значительного количества населения) обеспечивает успех в этом направлении. Однако, необходимо отметить усиление антивакцинального лобби, выступающего против иммунизации, особенно новорождённых детей.

Центральной проблемой ГВ остаётся высокий уровень хронического ГВ (ХГВ) (количество вновь зарегистрированных случаев больных ХГВ в 2017 г. – 14 073, что составило 9,61 на 100 тыс.) Считают, что на территории РФ проживает более 3 млн больных ХГВ. Причём, эти пациенты являются резервом развития цирроза печени и первичного рака, обеспечивая высокий уровень летальности, связанной с ВГВ.

Исследования, проведённые в Европейских странах и США, продемонстрировали, что бремя, которое несёт здравоохранение мира от ГВ, значительно выше, чем считали ранее. Практически нет учёта скрытых форм ГВ и случаев реактивации ГВ.

Гепатит С (ГС): Сегодня ГС занимает центральное место в программах по ликвидации вирусных гепатитов. Это определяется важностью проблемы и появлением высокоэффективных методов лечения.

Так же, как и при ОГВ, ОГС находится на самом низком уровне заболеваемости с начала официальной регистрации (2017 г. — 1,22 на 100 тыс.). Несмотря на отсутствие вакцины против ГС, снижение заболеваемости произошло за счёт массового поражения групп риска (принимающих наркотические препараты, гомосексуалистов и др.) и уменьшения количества лиц, вновь вовлекаемых в группы повышенного риска инфицирования ВГС. Хорошо известно, что после случаев ОГС, который чаще всего проходит бессимптомно, формируется хронический гепатит (60-70%). Показатель ХГС в 2017 г. составил — 34,68 (50 777 заболевших). Суммарно количество больных ХГС, проживающих в РФ, — от 1,5 до 2,5 млн человек. Так же как при ХГВ, больные ХГС служат резервуаром для последующего развития цирроза и первичного рака печени, ассоциированного с ВГС.

Гепатит D (ГD): На территории РФ существуют регионы, гиперэндемичные по ГD (Якутия, Тыва). Гепатит D обычно протекает значительно тяжелей, чем другие вирусные гепатиты. Более частое и быстрое, по сравнению с ГВ и ГС, развитие цирроза печени и первичного рака определяет важность этого гепатита для гиперэндемичных регионов. Особенность проблемы усугубляется и отсутствием эффективных методов терапии. Однако, необходимость репликации ВГВ для существования D-инфекции определяет вак-цинопрофилактику против ГВ как основной инструмент профилактики ГD.

Гепатит Е (ГЕ): Официальная регистрация заболеваемости ГЕ была начата в РФ лишь в 2013 г. На протяжении прошедших лет она имеет низкие показатели. Так, в 2017 г. она составила всего 0,11 на 100 тыс. человек (158 заболевших). В то же время в этом году в таких странах, как Великобритания и Германия, число заболевших, по данным литературы, достигает в каждой из них около 50 тыс. человек. Высокий уровень анти-тед к ВГЕ здорового населения РФ (1,5-5%), а также частое обнаружение вируса ГЕ среди поросят (патогенного вируса и для человека) свидетельствует о скрытой интенсивной циркуляции ВГЕ в РФ. Вероятней всего диагностика этой инфекции недостаточно внедрена в практику отечественного здравоохранения.

Таким образом, вирусные гепатиты остаются важной проблемой отечественного здравоохранения, что определяет необходимость разработки Российской программы по контролю и ликвидации вирусных гепатитов в развитие решений, принятых ВОЗ.

Основные принципы формирования российской программы по контролю и искоренению вирусных гепатитов

• Программа направлена на борьбу со всем спектром вирусных гепатитов (А, В, С, D и Е)
• За основу взята программа, рекомендованная Европейским бюро ВОЗ — «Глобальная стратегия сектора здравоохранения по вирусному гепатиту 2016-2021 гг. на пути к ликвидации вирусного гепатита»
• Программа основана на: новых знаниях об этиологии, патогенезе, клинике, лабораторной диагностике, методах профилактике и лечении вирусных гепатитов
• Программа учитывает современные особенности эпидемического процесса вирусных гепатитов в РФ и региональных особенностей. Учёт определяется:
> анализом показателей заболеваемости вирусными гепатитами;
> данными популяционно-го исследования населения конкретного региона, наличие серологических маркёров инфицирования вирусами гепатитов (определение антител и антигенов, а также вирусных РНК и ДНК);
> характеристикой популяций вируса (генотиповой и субтиповой анализ, а также определением мутантных форм вирусов гепатитов) циркулирующих на данной территории;
• создании современной системы лабораторной диагностики вирусных гепатитов, включающей систему внешнего контроля качества проводимых исследований и систему оптимизации проводимых исследований
• усовершенствовании системы и качества вакцино-профилактики гепатита А и В. Проведение вакцинного аудита
• интеграция работ по вирусным гепатитам в другие программы (программа борьбы с ВИЧ-инфекцией, программа по борьбе с наркоманией др.)
• создании информационного поля по борьбе с вирусными гепатитами.

Реализация программы

На этапе создания данной программы планируется проведение работ в трёх регионах РФ, различающихся по уровню распространения вирусных гепатитов: республиках Татарстан, Саха (Якутия) и Калининградская область.
Наличие фактических данных и их обобщение позволит разработать программу, учитывающую особенности современного периода эпидемического процесса.

Стратегическое направление № 1

Получение информации для целенаправленных действий
> Учитывая, что показатели регистрируемой заболеваемости не полностью отражают нагрузку вирусов гепатита А, В, С, D и Е на популяцию, планируется проведение серологического исследования образцов сывороток крови условно «здорового» населения (всех возрастных групп) каждого отдельного региона. Предварительно будет сделан математический расчёт величины необходимой выборки для получения объективной информации. Будет проведено тестирование серологических маркёров инфицирования населения (определение антител и антигенов, а также вирусных РНК и ДНК). Это позволит установить: уровень распространения вирусов гепатита, особенности возрастного, полового и группового их распространения; установить циркуляцию «скрытого» гепатита В; уровень иммунологической прослойки населения, что особенно важно для реализации программы по вакцинопрофилактики гепатита А и В. Кроме того, будет решён принципиально важный вопрос по определению количества лиц, которым показано лечение хронического гепатита С. До недавнего времени основным скрининговым маркёром для выявления ВГС-инфекции использовали анти-ВГС. В то же время, значительная доля лиц (до 40-45%), имеющих анти-ВГС, не имеют текущей инфекции ВГС и не нуждаются в противовирусной терапии. Определение генотипической и субтиповой принадлежности вирусов гепатитов является важным показателем для выбора наиболее оптимальной схемы лечения.

Таким образом полученная информация позволит оценить ситуацию непосредственно на сегодняшний день.

> Анализ заболеваемости вирусными гепатитами на основе данных официальной регистрации. Будет проведён многолетний анализ заболеваемости, что позволит оценить тенденции и динамику эпидемического процесса вирусных гепатитов на конкретных территориях. Для проведения анализа заболеваемости планируется использовать новые методы сбора эпидемиологических данных, применяемых для оценки распространения ВИЧ/СПИД по программе ЮНЭЙДС (пакет программ Spectrum). Обновлённые методы получения и интерпретации данных, на которых оценочная статистика позволит иметь более точные сведения об уровне и особенностях распространения вирусных гепатитов на конкретных территориях.

>Анализ факторов, влияющих на заболеваемость и смертность от вирусных гепатитов на конкретных территориях. Будет проведён анализ различных факторов: географических и сезонных; демографических; образа жизни населения (распространённость алкоголизма, наркомании, инфекций, передающихся половым путём); экономической ситуации в регионе.

>Анализ состояния и деятельности инфекционной службы. Планируется оценить: структуры службы; обеспеченность врачами-инфекционистами; подготовки кадров (места в ординатуре, участие в системе непрерывного медицинского специального образования); численности и динамики коечного фонда; применяемых технологий лечения вирусных гепатитов; действующей в регионе законодательной базы.

Читайте также:  Вирусный гепатит hbsag норма

Полученные данные и мониторинг работы службы и отчётных материалов позволят оценить и рекомендовать мероприятия, направленные на усовершенствование работы инфекционной службы.

>Анализ состояния и деятельности лабораторной службы. Будет проведена оценка: структуры службы; обеспеченности оборудованием; результатов участия в специальном разделе — «Вирусные гепатиты» Федеральной программы внешнего контроля качества лабораторных исследований.

На основе полученных результатов будут даны рекомендации по: улучшению качества проведения лабораторных исследований по вирусным гепатитам, оптимальному и необходимому перечню определения маркёров вирусных гепатитов и оптимизации системы обеспечения лабораторных исследований в рамках обеспечения программы.

> Анализ вакцинопрофилактики вирусных гепатитов. Для оценки эффективности проведения вакцнопрофилактики гепатитов В и А будет проведён так называемый вакцинный ау-дит, на основе рекомендаций ВОЗ и данных медицинских служб мира (например, Великобритании).

Проведённый анализ позволит улучшить вакцинацию против вирусных гепатитов В и А. Оценка вакцинопрофилактики, проводимая в регионе, позволит предложить оптимальную стратегию необходимую для реализации программы.

Таким образом, реализация данного стратегического направления позволит получить объективную информацию по вирусным гепатитам, их лечению и профилактике.

Стратегическое направление № 2

Создание информационного поля для понимания важности проблемы вирусных гепатитов среди представителей государственных структур, медицинских работников и населения.

> Разработка информационных материалов (на основе полученных данных) для представителей государственных структур в целях проведения информационно-разъяснительной работы.

> Разработка плана мероприятий для повышения знаний о вирусных гепатитах среди медицинских сотрудников различного профиля. Включение тематических циклов по вирусным гепатитам в программы беспрерывного медицинского образования.

> Проведение семинаров и совещаний при осуществлении программы «По контролю и искоренению вирусных гепатитов на территории Российской Федерации», с акцентом на регион, где проводится работа.

> Разработка плана мероприятий для населения по информационно-разъяснительной работе, направленной на создание общественного мнения о необходимости и реальности проведения работы по контролю и дальнейшей ликвидации вирусных гепатитов. Эта работа должна включать в себя: выступления специалистов на радио и по телевидению; создание информационного портала в интернете для региона, где проводится реализация программы; публикация в местной прессе статей с информацией о вирусных гепатитах, современных методах их лечения и профилактики.

Таким образом, реализация данного стратегического направления позволит создать информационное поле понимания проблемы вирусных гепатитов и необходимость проведения работ по программе.

Стратегическое направление № 3

Создание «дорожной карты» (плана мероприятий) с выделением узловых блоков наиболее важных для осуществления программы по контролю и ликвидации вирусных гепатитов.

В качестве основных блоков программы могут быть следующие направления:

> Осуществление программы вакцинопрофилактики против гепатита В в рамках национального календаря профилактических прививок. Расширение контингента лиц, вакцинированных против гепатита В, входящих в группы повышенного риска инфицирования (проведение «подчищающей» вакцинации). Особое внимание следует обратить на детей, родившихся от матерей носителей ВГВ, с возможным использованием новых вакцин с повышенной иммуногенностью.

> Проведение работы по возможному включению вакцины против гепатита А в региональный календарь прививок. Разработать стратегию вакцинопрофилактики гепатита А для региона с выделением групп населения, требующих первоочередную вакцинацию против гепатита А.

> Повышение безопасности крови. Анализ возможных случаев заражения вирусами гепатитов при переливании крови. Проведение контроля качества определения маркёров инфицирования вирусами гепатита В и С (НвsAg, анти-ВГС, РНК-ВГС и ДНК-ВГВ). Создание системы эпиднадзора, гемобдительно-сти и мониторинга заболеваемости, распространённости этих гепатитов среди доноров, а также снижение риска заражения гепатитом в результате переливания крови.

>Усиление мер профилактики вирусных гепатитов в медицинских учреждениях. Анализ случаев заражения вирусными гепатитами в медицинских учреждениях. Составление плана и рекомендаций по улучшению обеспеченности медицинских учреждений одноразовым инструментарием, в том числе одноразовыми шприцами. Анализ обеспечения медицинских учреждений современными дезинфектантами и эффективности их использования.

> Внедрение в систему аттестации мигрантов на наличие ВГС и ВГВ как важного элемента профилактики заноса и распространения вирусных гепатитов на территории РФ.

> Улучшение работы по созданию или ведению регистра больных хроническими вирусными гепатитами.

> Разработка плана мероприятий по внедрению препаратов прямого действия (безинтерфероновой терапии) при лечении хронического гепатита С. Взятие на учёт и оказание медицинской помощи пациентам с ХГС, которые используют дженерики противовирусных препаратов.

При этом будет предложена схема оптимизации лабораторных исследований для скрининга населения по выявлению больных ХГС; лабораторного и клинического наблюдения за эффективностью применяемой терапии.
Перечисленный список узловых блоков, наиболее важных для осуществления программы по контролю и искоренению вирусных гепатитов, не является окончательным. В процессе решения стратегического направления № 3 будут выявлены дополнительные направления работ важных для конкретного региона.

Стратегическое направление № 4

Предоставление медицинской помощи с соблюдением принципа справедливости (охват групп населения, нуждающихся в услугах).

> Определение групп населения и районов, которые в первую очередь нуждаются в первоочередной помощи в профилактике и лечении вирусных гепатитов.

> Оценка работы существующих структур для профилактики (прививочные кабинеты) и лечения (государственные и частные лечебно-профилактические учреждения, работающие в регионе). Предложения по созданию новых структур.

> Рекомендация по созданию (выбору существующего) координационного центра по реализации программы.

> Оценка и рекомендации по предоставлению медицинской помощи больным вирусными гепатитами в местах лишения свободы.

Стратегическое направление 5

Определение источников финансирования для реализации программы:

> Определение необходимого объёма финансирования для создания и реализации программы.

После разработки программы, она будет оформлена в виде проекта «Стратегия по контролю и ликвидации вирусных гепатитов, как проблемы общественного здравоохранения в Российской Федерации» и представлена министру здравоохранения РФ и руководителю Роспотребнадзора для обращения в правительство с целью принятия государственной программы и регламентирующих документов.

Заключение. Целью публикации проекта программы, представленной в «Медицинской газете», является:

• привлечение внимания медицинской общественности к проблемам вирусных гепатитов

• представление плана возможных действий для разработки эффективной программы по контролю и искоренению вирусных гепатитов в Российской Федерации

• приглашение широкого круга медицинской общественности и читателей газеты к обсуждению данной проблемы.
Таким образом, только объединив свои усилия в разработке научно-обоснованной программы, мы сможем добиться необходимых результатов по контролю и искоренению вирусных гепатитов в Российской Федерации.

Михаил МИХАЙЛОВ,
руководитель лаборатории вирусных гепатитов Института вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова, руководитель научно-исследовательского центра Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России, член-корреспондент РАН.
Николай ЮЩУК,
президент, заведующий кафедрой
инфекционных болезней и
эпидемиологии Московского
государственного медико-
стоматологического университета
им. А.И.Евдокимова,
академик РАН,
профессор.

источник

ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 октября 2012 года N 493

О ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 — 2018 ГОДЫ»

постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 281 с 01.01.2014>

1. Утвердить ведомственную целевую программу «Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014 — 2018 годы» (далее — Программа) (прилагается).

2. Министерству финансов Сахалинской области и министерству экономического развития Сахалинской области при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год включать Программу в реестр ведомственных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости».

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Сахалинской области С.Г. Шередекин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 16 октября 2012 г. N 493

Ведомственная целевая программа «Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014 — 2018 годы» (далее — Программа)

Наименование главного распорядителя средств областного бюджета Сахалинской области — исполнителя Программы

Министерство здравоохранения Сахалинской области

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 N 280

Цели:
— стабилизация новых случаев заражения парентеральными вирусными гепатитами;

— увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных с вирусными гепатитами;

— предупреждение инвалидизации пациентов с тяжелыми формами хронических вирусных гепатитов.
Задачи:
— создание реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении;

— обеспечение диагностических мероприятий для отбора на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии согласно медицинским стандартам;

— обеспечение пациентов с вирусными гепатитами лекарственными препаратами согласно медицинским стандартам;

— информирование населения о мерах профилактики вирусных гепатитов и пропаганде здорового образа жизни

1. Мероприятия по созданию реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении.
2. Мероприятия по обеспечению отбора пациентов на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии в соответствии со стандартом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.11.2004 N 260 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С».
3. Мероприятия по лекарственному обеспечению больных хроническими вирусными гепатитами согласно медицинским стандартам.
4. Просветительские мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и информированию населения о мерах профилактики парентеральных вирусных гепатитов

Целевые индикаторы и показатели

— количество пациентов, получающих лечение вирусного гепатита С, — 100% от плана;

— количество пациентов, получающих лечение вирусного гепатита В, — 100% от плана

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования программы — 236 404,7 тыс. рублей, в том числе:
на 2014 год — 24 619,6 тыс. рублей;

на 2015 год — 34 540,8 тыс. рублей;

на 2016 год — 46 351,3 тыс. рублей.
на 2017 год — 59 043,2 тыс. рублей.
на 2018 год — 71 849,8 тыс. рублей.
Источник финансирования — областной бюджет

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит:
— стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по парентеральным вирусным гепатитам;

— обеспечить исполнение стандарта медицинской помощи больным вирусными гепатитами;

— увеличить количество лиц, получающих лечение за счет областного бюджета.
Экономическая эффективность заключается:
— в сохранении трудового потенциала Сахалинской области;

— в оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение хронических вирусных гепатитов В и С

В Российской Федерации действует федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2012 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 N 280 (в ред. от 18.02.2008 N 95, от 02.06.2008 N 423, от 09.04.2009 N 319, от 06.04.2011 N 254, от 28.12.2011 N 1167), направленная в том числе и на стабилизацию новых случаев заражения парентеральными вирусными гепатитами в Российской Федерации.

В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по парентеральным вирусным гепатитам, которая сложилась на протяжении ряда лет как по России и Дальневосточном регионе в целом, так и среди населения Сахалинской области, с целью предупреждения и борьбы с этими социально значимыми заболеваниями, сдерживания темпов заражения парентеральными вирусными гепатитами в Сахалинской области возникает необходимость разработки ведомственной целевой программы «Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014 — 2018 годы».

Эпидемиологическая обстановка по вирусным гепатитам В и С в регионе остается напряженной. Благодаря проведению иммунизации населения против вирусного гепатита В уровень заболеваемости острым гепатитом В за последние 5 лет снизился с 8,6 в 2005 году до 2,0 на 100 тысяч населения в 2011 году. Вместе с тем число вновь выявленных больных острым гепатитом С увеличивается, уровень заболеваемости острым гепатитом С по итогам 2011 года составил 4,2 на 100 тысяч населения, что выше показателя заболеваемости 2010 года на 44,0%. Кроме того, ежегодно отмечается рост уровня заболеваемости хроническими формами вирусных гепатитов B и C (185,6 на 100 тыс. населения в 2011 году против 132,3 на 100 тыс. населения в 2010 году).

Сформированный за десятилетие уровень инфицированности населения вирусами гепатитов В и С представляет реальную угрозу здоровью населения области. В связи с высокой стоимостью противовирусного лечения 90% нуждающихся в нем пациентов проходят только клинико-лабораторное наблюдение. Частая хронизация процесса, развитие цирроза и рака печени наносит большой экономический ущерб, превращая проблему борьбы с этими инфекциями в приоритетную.

В последние годы также отмечается рост количества носителей гепатитов, большую часть которых составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет. Вирусоносительство, как показывает практика, часто приводит к развитию хронических форм заболевания вирусным гепатитом и при отсутствии адекватного противовирусного лечения к инвалидности и смерти.

Причиной ухудшения эпидемиологической обстановки по вирусным гепатитам в Сахалинской области является интенсивный рост употребления внутривенных наркотиков среди молодежи, включая подростков. Высока роль полового пути передачи инфекций, так как употребление ряда распространенных в молодежной среде наркотиков стимулирует половую активность и снимает морально-этические ограничения.

Уязвимой группой для заражения вирусами гепатитов В и С являются и медицинские работники, высокий риск инфицирования которых связан с исполнением своих профессиональных обязанностей.

Существующая тенденция распространения хронических гепатитов В и С, особенно среди лиц молодого и трудоспособного возраста, трудность проведения противовирусной терапии позволяют прогнозировать дальнейший рост смертности населения в трудоспособном возрасте от этого заболевания. Заболеваемость вирусными гепатитами, трансформировавшаяся из преимущественно медицинской проблемы в социальную, требует программного подхода к её решению.

Актуальность проблемы вирусных гепатитов в прежние годы уже нашла отражение в приоритетном национальном проекте в сфере здравоохранения. У части больных, нуждающихся в лечении, появилась возможность лечения высокоэффективными и дорогостоящими противовирусными препаратами, в практику стали внедряться методы молекулярной диагностики вирусных гепатитов. Однако высокая стоимость диагностических наборов и лекарственных препаратов практически исключает возможность проведения адекватной терапии нуждающимся больным за счёт имеющихся бюджетных средств. Такая ситуация вряд ли позволит в ближайшее время ожидать стабилизации уровней заболеваемости вирусными гепатитами и будет способствовать увеличению числа хронических форм вирусного гепатита.

Читайте также:  Вирусные гепатиты на латинском

В связи со сложностью диагностики и лечения хронических вирусных гепатитов, в сочетании с ростом заболеваемости вирусными гепатитами в целом, возникает необходимость создания гепатологического центра на базе ГБУЗ «Сахалинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом» для оказания диагностической и консультативной медицинской помощи больным, проживающим в регионе.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», требует совершенствования система учета и мониторинга всех ЛПУ по эффективности клинико-лабораторного наблюдения различных форм хронических вирусных гепатитов, а также планирования углубленного обследования и отбора больных на назначения своевременного, адекватного лечения. Решению этой задачи мешает проблема доступности современных методов диагностики вирусных гепатитов в муниципальных учреждениях здравоохранения. Для лабораторной диагностики хронических гепатитов методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), специалисты лечебно-профилактических учреждений из районов области направляют материал для исследования в городе Южно-Сахалинск (ГБУЗ «Сахалинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом») как для первичной диагностики, так и для повторного обследования больного при необходимости коррекции лечения.

Модернизация здравоохранения, появление новых современных методов диагностики и лечения заболеваний вирусными гепатитами, их осложнений требует соответствующего уровня подготовки медицинских специалистов. Необходимо широкое внедрение в практику молекулярных методов диагностики, современных лекарственных средств, совершенствование профилактики вирусных гепатитов, дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи.

Наряду с оптимизацией расходов на оказание медицинской помощи реализация программных мероприятий должна способствовать сокращению прямых и косвенных потерь общества, связанных с вирусными гепатитами и их осложнениями.

Для решения поставленных задач организация оказания своевременной медицинской помощи данной категории больных, мониторинг заболеваемости и смертности, диспансеризация обширных контингентов больных с вирусными гепатитами, полноценная профилактическая работа и своевременное адекватное лечение должны рассматриваться как мероприятия государственного масштаба, решение которых возможно только при поддержке Правительства Сахалинской области.

Целями реализации Программы являются:

— стабилизация новых случаев заражения парентеральными вирусными гепатитами;

— увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных с вирусными гепатитами;

— предупреждение инвалидизации пациентов с тяжелыми формами хронических вирусных гепатитов.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

— создание реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении;

— обеспечение отбора пациентов на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии согласно медицинским стандартам;

— обеспечение пациентов с вирусными гепатитами противовирусными лекарственными препаратами согласно медицинским стандартам;

— проведение просветительских мероприятий среди населения по пропаганде здорового образа жизни и профилактике парентеральных вирусных гепатитов.

Сроки реализации Программы с 2014 по 2018 годы.

Раздел 3. Система программных мероприятий.

Система программных мероприятий (приложение N 1 к Программе) определяется основной целью и задачами Программы. В соответствии с ними мероприятия, предусмотренные Программой, распределяются по следующим основным направлениям:

1. Мероприятия по созданию реестра пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в лечении.

По данному разделу предусматривается формирование информационной базы больных хроническими вирусными гепатитами B и C и создание реестра пациентов из города Южно-Сахалинска и муниципальных образований Сахалинской области. Планируется ежемесячное обновление реестра и выделение пациентов, нуждающихся в лечении, обследованных по месту жительства, согласно медицинским стандартам и формирование приверженности лечению силами специалистов, оказывающих помощь данной категории пациентов с использованием современных технологий Интернет.

2. Мероприятия по обеспечению отбора пациентов на лечение и мониторинга эффективности противовирусной терапии в соответствии со стандартами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.11.2004 N 260 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С».

По данному разделу предусматривается приобретение диагностических наборов в клинико-диагностическую лабораторию ГБУЗ «Сахалинский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом» для окончательного лабораторного подтверждения диагноза, что позволит принимать ответственное решение о диагнозе хронический вирусный гепатит. Кроме того, на основании клинико-лабораторных данных проводится отбор больных на лечение и оценка его эффективности.

3. Мероприятия по лекарственному обеспечению больных хроническими вирусными гепатитами согласно медицинским стандартам.

По данному разделу предусматривается приобретение лекарственных препаратов для пациентов с парентеральными вирусными гепатитами, нуждающихся в проведении противовирусной терапии и имеющих приверженность лечению. В перспективе к 2018 году количество остро нуждающихся в специфической противовирусной терапии за счет областного бюджета возрастет до 70 человек. Прием противовирусных препаратов для пациентов с вирусными гепатитами позволит сохранить качество жизни пациентов на достаточном уровне, снизить показатели выхода на инвалидность и ранней смерти пациентов, а также снизит резервуар инфекции в области.

4. Просветительские мероприятия по информированию населения о мерах профилактики вирусных гепатитов и пропаганде здорового образа жизни.

По данному разделу планируется выделение средств на разработку и издание информационно-образовательных материалов по мерам профилактики хронических вирусных гепатитов.

Общий объём финансирования Программы 236 404,7 тыс. рублей, в том числе:

— на 2014 год — 24 619,6 тыс. рублей;

— на 2015 год — 34 540,8 тыс. рублей;

— на 2016 год — 46 351,3 тыс. рублей.

— на 2017 год — 59 043,2 тыс. рублей.

— на 2018 год — 71 849,8 тыс. рублей.

Объём финансирования мероприятий, осуществляемых за счёт средств бюджета Сахалинской области, ежегодно уточняется в соответствии с законом о бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год. Предусматривается ежегодное увеличение средств на предполагаемый индекс-дефлятор.

Разработчиком Программы является министерство здравоохранения Сахалинской области.

Реализация Программы осуществляется путем организации и проведения конкурсов либо внеконкурсными способами проведения закупок (у единственного поставщика посредством запроса котировок) по размещению заказа на поставку лекарственных средств, диагностических тест-систем, информационно-образовательных материалов согласно Программе в целях заключения государственных контрактов с победителями (поставщиками).

Реализация Программы предусматривает целевое использование денежных средств в соответствии с поставленными задачами, а также определенными мероприятиями.

Контроль за реализацией Программы в установленном порядке осуществляется министерством здравоохранения Сахалинской области, которое ежегодно направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Правительство Сахалинской области.

Досрочное прекращение реализации Программы возможно в случае наличия фактов нецелевого использования средств областного бюджета при реализации Программы, неисполнения расходов по Программе или их исполнения не в полном объеме.

Инициаторами прекращения реализации Программы могут выступать министерство здравоохранения Сахалинской области, министерство экономического развития Сахалинской области, министерство финансов Сахалинской области. Инициатор направляет соответствующее предложение в министерство экономического развития Сахалинской области (в случае, если министерство экономического развития Сахалинской области не является инициатором прекращения реализации Программы) с обоснованием необходимости ее прекращения.

Раздел 6. Оценка результативности реализации Программы, ее социально-экономической и бюджетной эффективности, а также социальных, экономических и экологических последствий от реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы определяется степенью достижения целей и решения задач Программы в зависимости от конечных результатов.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать дальнейшей реализации государственной политики по борьбе с заболеваниями социального характера, послужит основой для создания более эффективной и доступной системы оказания помощи больным с парентеральными вирусными гепатитами с возможностью углубленного диагностического исследования и своевременного качественного лечения.

Реализация Программы позволит:

— стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по парентеральным вирусным гепатитам;

— увеличить количество лиц, получающих лечение за счет областного бюджета, до 320 человек к 2018 году.

Для оценки эффективности мероприятий Программы предлагается использовать следующие целевые индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Программы:

— количество пациентов, получающих лечение вирусного гепатита С, — 100% от плана;

— количество пациентов, получающих лечение вирусного гепатита В, — 100% от плана;

Таблица индикаторов результативности целевой подпрограммы ведомства и их количественных значений с делением по годам представлена в приложении N 2 к Программе.

Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении N 3 к Программе.

Социально-экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь, что приведет к повышению эффективности оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами, а также формированию здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности за состояние собственного здоровья.

Экономическая эффективность заключается:

— в сохранении трудового потенциала Сахалинской области;

— оптимизации расходов на профилактику, диагностику и лечение хронических вирусных гепатитов.

Мониторинг хода реализации Программы осуществляется в соответствии с разделом 3 Положения о ведомственных целевых программах органов исполнительной власти Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 N 476.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к ведомственной целевой программе «Вирусные гепатиты
в Сахалинской области на 2014-2018 годы»,
утвержденной постановлением Правительства
Сахалинской области
от 16 октября 2012 г. N 493

ведомственной целевой программы «Вирусные гепатиты в Сахалинской области на 2014-2018 годы» тыс. руб.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий, по годам

источник

Межрегиональная общественная организация
содействия пациентам с вирусными гепатитами

Горячая линия для онкобольных

Горячая линия правовой помощи

Горячая линия Росздравнадзора

Получить бесплатное лечение в России сложно, но можно. Единой федеральной программы нет. Действуют региональные. Условия предоставления лечения и список применяемых препаратов различается, но общие моменты есть. Здесь приведен приблизительный алгоритм.

Никто не гарантирует, что вы немедленно получите бесплатную безинтерфероновую терапию гепатита, но если ничего не делать — шансов вообще ноль.

Ситуация с лечением гепатитов постепенно меняется. Все больше регионов выделяют деньги на закупку безинтерфероновых схем. Но если вы не будете наблюдаться в региональном гепатологическом центре, врачи просто не будут знать, что вам нужна терапия. Поэтому нужно потратить время и совершить три простых шага.

Для этого нужно попасть на прием врача-инфекциониста в своей поликлинике, пройти обследование и получить первичный диагноз. В некоторых поликлиниках инфекциониста нет, тогда направление нужно просить сразу у участкового терапевта. В роли гепатологических центров часто выступают Центры СПИДа и Районные инфекционные больницы.

Направление должно выдаваться в письменной форме на специальном бланке. В случае отказа можно запросить это направление письменным заявлением на имя главного врача поликлиники.

С направлением, полученным на первом шаге и результатами первичного обследования обращаетесь в гепатологический центр. При необходимости, вам назначат дополнительные исслеования, включающие биохимию крови, эластографию печени и пр.

К сожалению, далеко не все анализы покрываются программой госгарантий и за некоторые придется заплатить. В каждом регионе свой список анализов, которые входят в программу Обязательного медицинского страхования — поэтому сразу уточните у врача, за что придется заплатить, какие анализы в принципе можно не делать или подойдут, сделанные ранее.

По результатам обследования врачебная комиссия примет решение назначить вам терапию или отложить. К сожалению, даже в самых благополучных регионах лечением обеспечиваются как правило пациенты с продвинутым фиброзом (F3/F4) и высокой вирусной активностью (повышенные печеночные показатели). При отсутствии дополнительных показаний (коинфекции, инвалидности и пр.), пациентов с F0/F2 обычно просят подождать, благо в большинстве случаев развитие фиброза происходит достаточно медленно.

Но ситуация постепенно меняется. И если вам отказали в немедленном лечении, важно делать третий шаг.

Информация о всех пациентах заносится в специальный регистр, который используется для планирования закупок лекарств. Если вы не будете регулярно приходить к врачу, он просто не будет знать, что вам еще нужно лечение и на вас тоже нужно заказывать препараты.

Как и с анализами, набор препаратов, применяемых для лечения гепатита в каждом регионе свой.

Базово, везде можно рассчитывать на стандартную 48 недельную терапию интерфероном и рибавирином. Но в некоторых регионах применяют и трехкомпонентную терапию с добавлением к интерферону и рибавирину препарата прямого противовирусного действия, а также безинтерфероновую терапию. При этом государственные закупки препаратов прямого противовирусного действия увеличиваются и будут расти дальше. Все больше регионов выделяет средства на программы лечения гепатитов. Шанс получить бесплатную терапию гепатита есть. Возможно, не сразу, но в ближайшее время.

Важно регулярно приходить на прием в региональный гепатологический центр.

источник

«Ласковый убийца» – красивое название, данное специалистами тяжелому заболеванию печени – гепатиту С. Опасность этой патологии кроется в том, что длительное время она способна протекать практически бессимптомно. Поэтому часто постановка диагноза происходит уже на стадии возникновения осложнений.

Вопрос получения лечения гепатита С за счет бюджетных средств является актуальным для многих больных. Препараты для борьбы с этим вирусным заболеванием имеют очень высокую стоимость. Поэтому оплатить свое лечение может далеко не каждый.

Уровень заболеваемости гепатитом С в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире. На сегодняшний момент количество заболевших составляет не менее 5 миллионов человек. Это число ежегодно увеличивается. Это связано с распространением парентеральных наркотиков, а также неразборчивостью молодых людей в выборе партнеров. Поэтому сегодня каждому необходимо знать, что инфицирование вирусом – это не приговор, и бесплатно исцелиться от гепатита С возможно, хотя для этого потребуется приложить немалые усилия.

Читайте также:  Вирусный гепатит с спектр

Гражданам России, инфицированным вирусом гепатита С гарантируется оказание медицинской помощи за счет государственных средств. Это регламентируется следующими законодательными документами:

  • Конституцией Российской Федерации, статьей 41. В ней говорится о том, что каждый гражданин может обследоваться и лечиться на средства, выделенные для этого из государственного бюджета.
  • Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. В нем говорится об установлении прав пациента на проведение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий полностью за счет бюджетных средств.
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. № 689н. Он возлагает на СПИД-центры задачи по осуществлению профилактических, диагностических и лечебных мероприятий у больных гепатитом С в сочетании с ВИЧ.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 685н от 7.11.2012 г. «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хроническом вирусном гепатите С».

Данный приказ регламентирует стандарты оказания медицинской помощи, перечисляет необходимые диагностические мероприятия при лечении больных с этим заболеванием. Дополнительно в нем приводиться перечень положенных больному бесплатных медикаментов.

  • Рекомендациями Министерства здравоохранения по диагностике и лечению взрослых, больных гепатитом, изданными в 2013 г., которые были доведены до региональных органов здравоохранения. Согласно им, установлен объем оказания медицинской помощи при гепатите С. Данные рекомендации не являются обязательными, поэтому часто не соблюдаются.
  • К сожалению, на данный момент в нашей стране отсутствует единый нормативный документ, который мог бы систематизировать все имеющиеся законы по вопросам осуществления профилактических, диагностических и лечебных мероприятий у больных с этим вирусным заболеванием. Поэтому в некоторых регионах России получить бесплатное лечение гепатита С очень сложно.

    Существует несколько путей, благодаря которым инфицированный может получить возможность лечиться бесплатно. Рассмотрим основные программы, которые могут помочь получить лекарство, а также препараты, предлагаемые в их рамках.

    В некоторых регионах России с 2006 г. действует национальный проект «Здоровье», согласно которому, граждане, инфицированные HCV, могут получить медицинскую и социальную помощь бесплатно. Поучаствовать в нем могут не все, кто в ней нуждается.

    • Возраст больного от 18 до 65 лет.
    • ДНК и РНК HCV определяется в сыворотке крови.
    • Дополнительное наличие у больного ВИЧ (не обязательное, но приоритетное условие).
    • Фиброзные изменения печени по шкале Метавир по данным биопсии от F2 и выше. Давность биопсии не должна превышать 1 год до начала лечения.
    • Отсутствие абсолютных противопоказаний для осуществления противовирусной терапии.
    • В анамнезе претендента должны отсутствовать тяжелые депрессивные состояния и попытки суицида.
    • Кандидатам с сопутствующей гипертонией или сахарным диабетом необходимо получить консультацию офтальмолога.

    Также препараты можно получить:

    • на средства, ежегодно выделяемые из бюджетов разных уровней специально для предоставления медицинской помощи инфицированным вирусом гепатита С;
    • если больной соответствует определенным требованиям, он может принять участие в клинических испытаниях инновационных медикаментов против HCV, которые организуются и проводятся фармакологическими компаниями;
    • в некоторых случаях затраты на покупку противовирусных препаратов может покрыть полис добровольного медицинского страхования;
    • по решению местных властей.

    От того, какая программа помощи была выбрана, будет зависеть и то, какими препаратами будет проводиться терапия. Рассмотрим лекарства, которые больной может сегодня получить в России, их плюсы и минусы (Табл. 1).

    Таблица 1 – Препараты, используемые при лечении гепатита С

    Препараты Плюсы Минусы
    Стандартная схема: Интерферон короткого действия + Пегилированный интерферон + Рибавирин
    • данная схема доступна в рамках государственной программы;
    • ll и lll генотипы вируса поддаются лечению в 80 % случаев.
    • беременность является абсолютным противопоказанием;
    • большое количество побочных действий
    Софосбувир и Даклатасвир
    • эффективны в 98 % случаев;
    • лечению поддаются все генотипы вируса гепатита С;
    • побочные эффекты практически отсутствуют;
    • курс лечения составляет 12 недель.
    • лечение этими препаратами нельзя получить бесплатно;
    • высокая стоимость;
    • Даклатасвир еще находится на стадии клинических испытаний.
    Ледипасвир
    • в сочетании с Софосбувиром и Рибавирином дает 100 % гарантию излечения;
    • эффективен против всех генотипов вируса;
    • серьезные побочные эффекты отсутствуют.
    • препарат находится на стадии клинических испытаний;
    • высокая цена.

    Приблизительный алгоритм действий инфицированного HCV по получению бесплатного лечения состоит из нескольких пунктов:

    Необходимо получить направление в региональный центр гепатологии. Обычно оно выдается врачом-инфекционистом после того, как будет завершена диагностика и выставлен первичный диагноз. Если в поликлинике по месту жительства инфекционист отсутствует, справка может быть выдана участковым терапевтом.

    Направление должно быть выдано на специальном бланке в письменном виде. Если решить вопрос о его получении с врачом не удается, можно затребовать направление, написав письменное заявление на имя главного врача поликлиники.

    Посещение центра гепатологии. Обычно они создаются на базе центров по борьбе со СПИДом или районных инфекционных больниц.

    Как правило, там назначаются дополнительные исследования, часть из которых, возможно, придется оплатить самостоятельно. Исходя из полученных результатов, решается вопрос о возможности включения больного в государственную программу по бесплатному лечению вирусного гепатита С.

  • В случае отказа больному нужно продолжать регулярно посещать врача. Возможно, шанс попасть в программу еще представится.
  • Несмотря на то, что в некоторых случаях больным гепатитом С добиться бесплатного лечения сложно, все же программа имеет свои плюсы:

    • для большинства пациентов – это единственный путь к излечению, так как мало кто может позволить себе покупать дорогостоящие препараты самостоятельно;
    • благодаря ей, в 2016 году официальный уровень заболеваемости гепатитом С стал снижаться.

    К сожалению, проблемных моментов гораздо больше:

    • недостаточное финансирование. На данный момент бесплатное лечение получает лишь 30% инфицированных;
    • не признана эпидемия гепатита С. Это происходит из-за отсутствия официальной статистики по уровню заболеваемости. Масса больных или вообще ни разу не обращались за помощью или лечатся в частных клиниках за свой счет. Из-за этого не происходит разработки единого нормативного акта о возможности бесплатной диагностики, лечения и реабилитации у больных вирусным гепатитом С;
    • распределение лекарств происходит неравномерно. Вероятность быть включенным в государственную программу у жителей отдаленных регионов значительно ниже, чем у проживающих в центральных;
    • часто для того чтобы добиться включения в государственную программу требуется много времени и затрат физических и моральных сил и поэтому человек иногда просто не успевает получить помощь до начала развития необратимых процессов в печени;
    • перечень препаратов, доступных для лечения гепатита С за счет государства, не включает в себя средств, рекомендованных для борьбы с вирусом в странах ЕС и США. Причина состоит в том, что они не зарегистрированы в нашей стране;
    • закупки лекарственных средств не централизованы;
    • не проводиться работа с фармакологическими компаниями по снижению цен на их продукцию.

    Шанс излечиться от гепатита С бесплатно невелик. Но попробовать воспользоваться им нужно обязательно.

    Средства, сэкономленные на покупке дорогостоящих препаратов, с лихвой окупят все усилия, которые больному придется приложить, чтобы добиться своего права на исцеление за счет государственных средств.

    С каждым годом государственное финансирование постепенно увеличивается, а отечественные фармакологические компании разрабатывают противовирусные препараты, стоимость которых существенно ниже зарубежных. Значит, есть надежда, что в ближайшем будущем избавление от гепатита С станет доступнее.

    источник

    Бесплатное лечение гепатита С возможно по государственным программам поддержки людей, страдающих этим тяжелым недугом. Вопрос бесплатного лечения гепатита С волнует очень многих больных. Это связано с тем, что диагностика и терапия гепатита, особенно качественная, сегодня стоят очень дорого. Цена вопроса — от 1 до 30 тысяч долларов за курс, в зависимости от выбранных медикаментов. Понятно, что вылечить гепатит, если нет денег, самостоятельно практически невозможно.

    Как лечить гепатит С при поддержке государства? Именно из-за дороговизны лечения гепатита С сегодня в РФ разработана государственная программа, которая дает возможность некоторым категориям граждан, больным гепатитом С, получать лечение бесплатно.

    Вопрос о категориях на сегодняшний день очень болезненный. Чаще всего в бесплатные программы попадают наркоманы, алкоголики и другие представители маргинального меньшинства.

    А вот ребенку, зараженному гепатитом С в поликлинике, попасть в бесплатную программу по лечению гепатита очень сложно, но можно, особенно, если родители будут настойчивы.

    Есть свои тонкости получения бесплатного лечения от гепатита С в России. Бесплатные государственные программы и бесплатное лечение от гепатита С в России существует, но единой федеральной программы и общей законодательной базы нет. Есть различные региональные госпрограммы, в которые при большом желании и приложенных усилиях возможно попасть.

    Сейчас все больше регионов стараются найти и выделить деньги на так называемую безинтерфероновую терапию больных гепатитом С. Чтобы ей воспользоваться, больному надо добиться направления в региональный гепатологический центр. Сделать это будет непросто. Сначала надо попасть на прием к врачу-инфекционисту в своей поликлинике. Если такого врача нет (что вполне реально), необходимо следующее:

    • попасть на прием к врачу-терапевту;
    • сдать анализы;
    • подтвердить первичный диагноз;
    • получить направление.

    Вариант отказа вполне возможен. В данном случае отчаиваться не стоит. Необходимо написать заявление на имя главного врача поликлиники и попросить выдать необходимое направление на официальном бланке и за подписью главного врача. Написать его лучше всего в двух экземплярах и с просьбой поставить штамп входящего письма. Если секретарь откажется это делать, то можно отправить заказное письмо. На письменный запрос ответ должен прийти в 10-дневный срок.

    Помните, что в роли гепатологических центров могут выступать районные инфекционные больницы или Центры лечения СПИДа.

    Далее в региональном центре необходимо пройти более серьезное и более глубокое обследование. Это необходимо для того, чтобы попасть в госпрограмму. В центре могут попросить сдать такие анализы, как биохимия крови, эластография печени. Некоторые анализы будут бесплатными (так как включены в полис ОМС), за некоторые придется заплатить. Список всех анализов, и платных, и бесплатных, лучше всего уточнить заранее.

    Обычно на бесплатное лечение претендуют пациенты, у которых диагностированы следующие заболевания и патологии:

    • продвинутый фиброз (F3/F4);
    • высокая вирусная активность (повышенные печеночные показатели).

    У пациентов должны отсутствовать противопоказания к противовирусному лечению:

    • беременность;
    • кормлению грудью;
    • психические расстройства;
    • для больных диабетом или гипертонией проводятся дополнительные исследования у врачей.

    Пациентов же с F0/F2 просят встать в очередь и подождать какое-то время. Они могут рассчитывать на помощь только в том случае, если развитие фиброза будет проходить быстрыми темпами.

    Ситуация с бесплатным лечением гепатита С в России постепенно меняется в лучшую сторону. И сейчас не нужно ждать ухудшения здоровья для того, чтобы попасть в государственную программу. На господдержку можно рассчитывать, если осуществить еще один шаг — необходимо постоянно наблюдаться у врача.

    Дело в том, что в каждом регионе существует своя база больных гепатитом С. На их лечение больницам выделяют определенные средства, которые чаще всего идут на закупку лекарств. Если регулярно приходить на прием к врачу и подтверждать диагноз, то появляется реальная возможность получать бесплатные лекарства по государственной программе поддержки больных гепатитом С.

    Этот вопрос волнует очень многих больных гепатитом. На сегодняшний день можно рассчитывать на 48 недель интерфероновой терапии и рибавирин. В некоторых регионах выдают препараты прямого противовирусного действия и могут даже назначить безинтерфероновую терапию (но это в очень редких случаях). Так что на вопрос о том, как лечат гепатит по госпрограмме, однозначного ответа нет.

    В 2017-2018 годах было выделено больше средств именно на препараты прямого противовирусного действия. Так что шанс получить хорошее лечение по бесплатной программе увеличивается. Государство в настоящее время делает все возможное и для того, чтобы обеспечить больных более щадящей безинтерфероновой терапией бесплатно. В Москве, например, количество больных, получающих безинтерфероновую терапию, увеличилось в несколько раз.

    Какие конкретно программы существуют в России? На сегодняшний момент самой серьезной программой можно считать приоритетный национальный проект «Здоровье». Эта бесплатная программа охватывает 30 субъектов Федерации. Где можно узнать об этой программе подробнее? На сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации или на сайтах местных управлений по вопросам здравоохранения. Чтобы попасть в программу, важно знать несколько моментов, а именно:

    1. Попасть в нее могут не все, только лица в возрасте от 18 до 65 лет.
    2. Приоритет на сегодняшний день отдается ВИЧ-инфицированным.

    Некоторые больные гепатитом С стараются самостоятельно обеспечить себе качественное лечение, покупая дорогие сертифицированные и проверенные препараты. Помните, что и в данном случае возможна частичная компенсация затрат через налоговый вычет. Это дает возможность вернуть 13% потраченных на лечение денежных средств. Здесь главное — предоставить всю необходимую информацию в налоговую инспекцию в полном объеме и в срок.

    Существует и другой способ, подходящий, скорее, малоимущим: написать заявление на государственную помощь в виде единоразовой выплаты. Такое право определяется законом №178 от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи». Заявление надо подавать в Департамент социальной защиты населения, а выплаты, если они будут назначены, получать раз в полгода. Обычно поддержка составляет 20–30 тысяч рублей.

    источник