Меню Рубрики

Чем отличается вирус вызывающий ветрянку от бактерии вызывающей холеру

Вирус ветрянки от бактерии вызывающей холеру отличается тем, что у бактерий есть оболочка, а у вирусов нет ( у вирусов белок). Это самое простое объяснение без подробностей.

Почему бактерии нельзя отнести эукариотам?
Запишите, пожалуйста, в развернутом ответе! Заранее спасибо.

Выберите один ответ: a. митохондрии и пластиды b. плазматическую мембрану c. ядерное вещество без оболочки d. множество крупных лизосом В поступлении и передвижении веществ в клетке участвуют Выберите один или несколько ответов: a. эндоплазматическая сеть b. рибосомы c. жидкая часть цитоплазмы d. плазматическая мембрана e. центриоли клеточного центра Рибосомы представляют собой Выберите один ответ: a. два мембранных цилиндра b. округлые мембранные тельца c. комплекс микротрубочек d. две немембранные субъединицы Растительная клетка в отличии от животной имеет Выберите один ответ: a. митохондрии b. пластиды c. плазматическую мембрану d. аппарат Гольджи Крупные молекулы биополимеров поступают в клетку через мембрану Выберите один ответ: a. путем пиноцитоза b. за счет осмоса c. путем фагоцитоза d. путем диффузии При нарушении третичной и четвертичной структуры молекул белка в клетке перестают функционировать Выберите один ответ: a. ферменты b. углеводы c. АТФ d. липиды Текст вопроса

В чем проявляется взаимосвязь пластического и энергетического обмена

Выберите один ответ: a. энергетический обмен поставляет кислород для пластического b. пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического c. пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического d. пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза?

Выберите один ответ: a. 38 b. 36 c. 4 d. 2

В реакциях темновой фазы фотосинтеза участвуют

Выберите один ответ: a. молекулярный кислород, хлорофилл и ДНК b. углекислый газ, АТФ и НАДФН2 c. вода, водород и тРНК d. оксид углерода, атомарный кислород и НАДФ+

Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

Выберите один ответ: a. на образование органических веществ используется солнечная энергия b. на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ c. органические вещества образуются из неорганических d. образуются одни и те же продукты обмена

Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

Выберите один ответ: a. рРНК b. иРНК c. АТФ d. тРНК Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации Выберите один ответ: a. признак —> белок —> иРНК —> ген —> ДНК b. ген —> ДНК —> признак —> белок c. ген —> иРНК —> белок —> признак d. иРНК —> ген —> белок —> признак

Всю совокупность химических реакций в клетке называют

Выберите один ответ: a. брожением b. метаболизмом c. хемосинтезом d. фотосинтезом

Биологический смысл гетеротрофного питания заключается в

Выберите один ответ: a. потреблении неорганических соединений b. синтезе АДФ и АТФ c. получении строительных материалов и энергии для клеток d. синтезе органических соединений из неорганических

Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических

Выберите один ответ: a. растениями b. животными c. грибами d. вирусами

В процессе пластического обмена

Выберите один ответ: a. более сложные углеводы синтезируются из менее сложных b. жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты c. белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ d. происходит освобождение энергии и синтез АТФ

Принцип комплементарности лежит в основе взаимодействия

Выберите один ответ: a. нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК b. аминокислот и образования первичной структуры белка c. глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки d. глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

Выберите один ответ: a. нуклеиновыми кислотами b. витаминами c. ферментами d. молекулами АТФ

Ферментативное расщепление глюкозы без участия кислорода — это

Выберите один ответ: a. пластический обмен b. гликолиз c. подготовительный этап обмена d. биологическое окисление

Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в

Выберите один ответ: a. кислородную стадию энергетического обмена b. процессе гликолиза c. ходе пластического обмена d. подготовительную стадию энергетического обмена

а) неклеточные формы жизни
в) выживают при доступе воздуха
с) являются сапрофитами
д) участвуют в росте
е) клеточные формы жизни

1. Вирусы и фаги отличаются от других живых организмов тем, что их клетки значительно более мелкие. 2. Все вирусы содержат только одну молекулу нуклеиновой кислоты. 3. Все вирусы растений содержат только РНК. 4. Фаги могут поражать клетки бактерий, растений и животных. 5. Вирусы могут вызывать гибель клеток путем подавления синтеза биополимеров, нужных для функционирования клетки. 6. Вирусы способны к ограниченному размножению во внеклеточной среде. 7. Ретровирусы могут играть определенную роль в эволюции живых организмов, перенося генетическую информацию между отдаленными видами. 8. Инфекционным началом вируса является его капсидный белок. 9. В состав некоторых вирусов входит несколько молекул нуклеиновой кислоты. 10. Бактериофаги полезные вирусы, а вирусы животных и растений — вредные.

источник

Данная тестовая работа составлена позволяет провести итоговый контроль за куос биологии 10 класса

Итоговый тест по биологии за курс 10 класса

На предложенные вопросы дайте один правильный ответ

А1. Общая биология изучает:

  1. строение и функции организма животных и растений
  2. взаимосвязи живой и неживой природы
  3. закономерности развития и функционирования живых систем
  4. проблемы исторического развития жизни на Земле

А2 Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ -это

  1. биосферный
  2. популяционно-видовой
  3. организменный
  4. клеточный

А3 Открытость живых систем связана с

  1. их строением и функциями
  2. обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой
  3. процессами исторического развития
  4. их способностью к самовоспроизведению

А4 Первым надорганизменным уровнем жизни считается:

  1. биосферный
  2. биогеоценотический
  3. популяционно-видовой
  4. организменный

А5 Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

  1. вода и минеральные соли
  2. жиры и углеводы
  3. соединения серы, фосфора
  4. нуклеиновые кислоты и белки

А6 Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

  1. клетки всех организмов выполняют одинаковые функции
  2. клетки всех организмов одинаковы по своему строению
  3. все организмы состоят из клеток
  4. клетки в организме возникают из неклеточного вещества

А7 Клетка листа бегонии от клеток печени человека отличается:

  1. присутствием пластид и клеточной стенки
  2. присутствием запасных углеводов
  3. другим генетическим кодом
  4. отсутствием настоящего ядра

А8 Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

  1. единстве живой и неживой природы
  2. единстве химического состава клеток
  3. единстве происхождения живых систем
  4. сложности строения живых систем

А9 У собаки и мухомора сходны:

  1. типы питания
  2. размножение спорами
  3. строение клеточной стенки
  4. наличие пластид в клетках

А10 В клетке возбудителя чумы нет:

А11 Барьерную функцию в клеточной мембране выполняют:

  1. билипидный слой
  2. пронизывающие белки
  3. углеводы
  4. минеральные соли

А12 Транспорт веществ через мембрану против градиента концентрации называется:

  1. активный ионный транспорт
  2. облегченная диффузия
  3. пиноцитоз
  4. фагоцитоз

А13 Лизосомы образуются в:

  1. ядре
  2. на рибосомах
  3. на внутренней стороне клеточной мембраны
  4. в комплексе Гольджи

А14 Функция шероховатой (гранулярной) ЭПС клетки:

  1. транспорт веществ и синтез белков
  2. переваривание органических веществ
  3. участие в межклеточных контактах
  4. образование рибосом

А15 Не мембранным компонентом клетки является:

А16 Выберите организм, клетки которого содержат целлюлозу

А17 Основными биогенными элементами считаются:

  1. калий, сера, фосфор, хлор
  2. углерод, азот, водород, кислород
  3. кальций, магний, железо, сера
  4. цинк, серебро, натрий, медь

А18 Из перечисленных элементов в состав молекулы хлорофилла входит:

А19 Полярностью воды обусловлена ее:

  1. теплопроводность
  2. электропроводность
  3. способность растворять неполярные соединения
  4. способность растворять полярные соединения

А20 При восхождении в горы для быстрого поддержания сил целесообразно съесть:

А21 Во всех аминокислотах, входящих в состав белков, содержится:

  1. аминогруппа и карбоксильная группа
  2. только радикал
  3. только карбоксильная группа
  4. радикал и карбоксильная группа

А22 Из аминокислот не построена молекула:

А23 Укажите состав одного из нуклеотидов ДНК:

  1. рибоза, остаток фосфорной кислоты, Тимин
  2. фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза
  3. остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин
  4. остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

А24 Исключите лишнее понятие

  1. радикал
  2. аминогруппа
  3. карбоксильная группа
  4. аминокислота

А25 Информационная РНК выполняет следующие функции

  1. перенос аминокислот на рибосомы
  2. снятие и перенос информации с ДНК
  3. формирование рибосом
  4. синтез второй цепи ДНК

А26 Мономерами ДНК и РНК являются:

  1. азотистые основания
  2. дезоксирибоза или рибоза
  3. аминокислоты
  4. нуклеотиды

А27 Если молекула ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?

А28 Какой из фактов в большей степени подтверждает, что ДНК является генетическим материалом клетки?

  1. ДНК состоит из четырех видов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию
  2. В соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах
  3. У каждой особи ДНК индивидуально по своей нуклеотидной последовательности
  4. Азотистых оснований Т примерно столько же, сколько оснований А.

А29 К месту трансляции аминокислоты доставляются:

А30 Синтез белка не п роисходит

  1. в матриксе митохондрий
  2. в цитоплазме
  3. на рибосомах
  4. в пузырьке аппарата Гольджи

А31 Между первым и вторым понятием существует определенная связь. аналогичная связь существует между третьим и одним из приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

А32Из двух субъединиц состоит

  1. рибосома
  2. лизосома
  3. митохондрии
  4. аппарат Гольджи

А33 Больше всего митохондрий содержится в клетках:

  1. мозга человека
  2. коры дуба
  3. шерсти млекопитающих
  4. кожицы листа

А34 Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерий, вызывающей холеру:

  1. наличием клеточного ядра
  2. большим количеством лизосом
  3. отсутствием клеточной оболочки
  4. наличием митохондрий

А35 К размножению способны:

  1. лизосомы
  2. аппарат Гольджи
  3. рибосомы
  4. хлоропласты

А36 Из названных пар организмов к фотосинтезу способны:

  1. подберезовик и лисичка
  2. липа и ряска
  3. аскарида и цепень
  4. амеба и инфузория

А37 Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для синтеза:

А38 В темновой фазе фотосинтеза происходит:

  1. синтез АТФ
  2. синтез углеводов
  3. образование углекислого газа
  4. фотолиз воды

А39 Смысл анаэробного гликолиза заключается в:

  1. образование молочной кислоты, АТФ, воды и переносчиков водорода
  2. образование глюкозы, АДФ, воды
  3. образование 36 молекул АТФ, глюкозы, воды
  4. бескислородном распаде белков на аминокислоты

А40 В гене закодирована информация о:

  1. строении белков, жиров, углеводов
  2. первичной структуре белка
  3. последовательности нуклеотидов в ДНК
  4. последовательности аминокислот в двух и более молекулах белков

А41 В состав ДНК не входит азотистое основание:

  1. Тимин 4) цитозин
  2. урацил 5) аденин
  3. гуанин

А42 К репликации способна:

А43 Транскрипция – это процесс

  1. репликации ДНК
  2. синтеза и-РНК
  3. синтез белка
  4. присоединения т-РНК к аминокислоте
  1. синтез полипептидной цепи на рибосомах
  2. репликация ДНК
  3. синтез и-РНК по матрице ДНК
  4. синтез р-РНК в рибосомах
  1. деление ядра
  2. удвоение хромосом
  3. цитокинез
  4. гаметогенез

А46 Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:

А47 В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся ядрах:

  1. удваивается
  2. остается прежним
  3. уменьшается вдвое
  4. утраивается

А48 Смысл коньюгации и кроссинговера в мейозе заключается в:

  1. узнавании гомологичными хромосомами друг друга
  2. обмене гомологичными участками хромосом
  3. независимом расхождении хромосом
  4. сближении хромосом для совместного попадания в гамету

А49 У цветкового растения триплоидный набор хромосом содержится в:

  1. генеративной клетке
  2. эндосперме
  3. вегетативной клетке
  4. зиготе
  1. клетки кожи человека
  2. яйцеклетки папоротника
  3. споры гриба
  4. дрожжевые клетки

В1Выберите только 3 признака молекулы ДНК

  1. состоит из одной цепи
  2. состоит из двух цепей
  3. мономерами являются аминокислоты
  4. молекула не способна к репликации
  5. мономерами являются нуклеотиды
  6. молекула способна к репликации

В2Выберите три углевода, которые не входят в состав растений

В3 У прокариотических клеток есть (3 ответа):

  1. нуклеоид с ДНК
  2. настоящее ядро
  3. аппарат Гольджи
  4. гомологичные хромосомы
  5. рибосомы
  6. клеточная мембрана

В4 Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена

а) начинается с расщепления глюкозы 1) бескислородный

б)образуется 2 молекулы ПВК 2) кислородный

в) происходит в мембранах крист

г) синтезируется 36 молекул АТФ

д) одним из результатов является спиртовое брожение

1. органоид, состоящий из большой и малой частиц

2. две центриоли, расположенные рядом с ядром

3. группу капель и зерен различной величины

4. основную структуру ядра

А16. Формирование рибосом из р РНК и белков в клетках эукариот происходит в

1. аппарате Гольджи 2. митохондриях

А17. Часть живой клетки без плазматической мембраны и ядра называется

1. цитоплазматическим матриксом 2. цитоплазмой

3. клеточным соком 4. протопластом

А18. В клетках бактерий имеются

1. ядро, рибосомы, ЭПС, митохондрии

2. кольцевидная молекула ДНК, ЭПС, митохондрии, рибосомы

3. кольцевидная молекула ДНК, цитоплазма, рибосомы

4. кольцевидная молекула ДНК, митохондрии, рибосомы

А19. Клубеньковые бактерии снабжают растения

1. соединениями азота 2. атмосферным азотом

3. углекислым газом 4. кислородом

А20. Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерии, вызывающей холеру

1. наличием ядерного ядра 2. большим количеством лизосом

3. отсутствием клеточной оболочки 4. наличием митохондрий

А21. Бактериофаг поражает клетки

А22. Какие органоиды отсутствуют в клетках высших растений?

2. лейкопласты и хромопласты

4. центриоли клеточного центра

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 134 . Нарушение авторских прав

Существует несколько инфекций, которые вызывают у человека развитие ветряной оспы III типа. Попадая в организм, они провоцируют развитие двух заболеваний: Varicella Zoster и опоясывающего (герпетического) лишая. По сведениям организации здравоохранения РФ, типом первого вида инфицировано 90% населения. У 70% первичное поражение выявляется в раннем возрасте, от 3 до 6 лет, в виде герпетического лишая.

У вируса ветряной оспы есть несколько названий. В медицинской литературе используется латинское обозначение Varicella Zoster и аббревиатуры ВВЗ, ВЗВ, ГВЧ-III. Инфекция относится к семейству клеточных паразитов, у нее есть собственный ДНК. В качестве генома выступает двухцепочная ЛНК, находящаяся внутри нуклеокапсида. Его покрывает наружный слой кожно-мускульного мешка, который надежно скрывает липидная оболочка, сформированная из жироподобных веществ. Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерии, провоцирующей холеру, большими размерами. Его легко можно разглядеть при помощи обычного светового микроскопа.

Наличие твердого капсида и липидной оболочки позволяет вирусу годами жить в организме носителя инфекции. Для него характерно быстрое распространение после первичного заражения. Он поражает клетки эпидермиса, проникает в ткани нервной системы и пожизненно сохраняется в корешках спинальных ганглиев, троичном и лицевом нерве.

Если вирус Зостер Варицелла попадает в человеческий организм в первый раз, он вызывает ветряную оспу. Чаще всего ею болеют дети от 3 до 6 лет. Кто не успевает переболеть ветрянкой в раннем возрасте, может заразиться в течение жизни. Взрослые переносят инфекцию тяжелее и с осложнениями, которые могут спровоцировать ухудшение здоровья или привести к смерти.

Передается варицелла воздушно-капельным путем. Источник инфекции – больной человек. Он становится заразным для окружающих за два дня до окончания инкубационного периода до появления первых симптомов.

Читайте также:  Вирус герпеса похожий на ветрянку

Вирус во внешнюю среду попадает вместе со слюной при разговоре, чихании и кашле. Остается жизнеспособным до тех пор, пока капельки слюны не высохнут. Однако под действием ультрафиолета и перепада температур быстро погибает в течение пятнадцати минут. Но благодаря наличию высокой летучести за короткое время клеточный паразит разлетается на большие расстояния.

Если человек со слабым иммунитетом окажется в поле распространения жизнеспособного вируса, он обязательно заразится. Контагиозность в закрытых помещениях составляет 100%. Поэтому чаще всего ветрянкой болеют дети, посещающие детские сады и школы.

Клеточный паразит попадает в организм донора через носоглотку и внедряется в слизистую дыхательных путей, где проходит период адаптации и начинает активно размножаться. Когда количество вируса значительно увеличивается в размерах, Varicella Zoster начинает мигрировать по всему организму. В качестве транспортного депо выступает лимфатический ток. На его пути встречается лишь одна преграда – лимфатические узлы, выполняющие роль биологических фильтров.

Они на первоначальном этапе сдерживают распространение вируса, но через 2-3 дня перестают справляться со своей функцией. В итоге клеточный паразит переходит в кровяное русло и разносится по всему организму. Как только он попадает в кровь, заканчивается инкубационный период и начинается продромальный этап развития инфекции.

У больного появляются первые симптомы:

  • головная боль;
  • тошнота;
  • головокружение;
  • повышенная температура тела (у детей до 38 градусов, у взрослых до 39-40 градусов).

Длится продромальный период один-два дня. В процессе реакции организма на попадание в кровь токсинов у больного может наблюдаться лихорадка. При обильном высыпании подобное недомогание держится девять дней. Отравление токсинами центральной нервной системы проявляет себя в виде сильной слабости, ломоты в теле, боли в пояснице. У больного пропадает аппетит, а дети вообще могут отказаться от еды.

Когда кровоток доставляет клеточного паразита к клеткам эпидермиса, появляются первые элементы сыпи. При типичном течении болезни это происходит на вторые сутки после повышения температуры тела. В своем развитии она проходит несколько этапов:

  1. На коже появляется красное пятно овальной или круглой формы диаметров до 10 мм.
  2. Спустя несколько часов прямо в центре формируется небольшой прыщик. Постепенно его внутренняя полость заполняется жидкостью. Она раздувает папулу только в верхнюю сторону. На ее месте образуется везикула округлой формы. Когда она увеличивается до размера в 1 см, верхняя тонкая поверхность лопается, содержимое выливается наружу. В нем содержится большая концентрация вируса. Поэтому если к коже в этот момент прикоснется здоровый человек, не болевший раньше ветрянкой, он заразится в 100% случаях.
  3. На месте опавших везикул быстро образуются корочки.

Появление сыпи происходит волнообразно: одни элементы подсыхают, другие формируются. На пике волны усиливаются симптомы лихорадки. У детей обычно при развитии инфекции наблюдается одна волна высыпаний, у взрослых – две-три. Сыпь покрывает все туловище, включая волосистую часть головы. И также она может появиться на слизистой ротовой полости, глаз, половых органов. Интенсивность развития поражения кожи зависит от формы болезни.

При легком течении болезни на теле появляются единичные элементы на шее или вокруг рта. Инфекция может пройти без сыпи на теле. Эта скрытая форма считается атипичной. Она опасна тем, что человек не знает о заболевании, продолжает вести привычный образ жизни и становится распространителем болезни. Другая крайность – поражение всего кожного покрова, кроме ладоней и стоп, которое сопровождается сильным зудом.

Обратите внимание! Волнообразное появление сыпи и наличие симптомов интоксикации позволяют врачам ставить правильный диагноз без проведения лабораторных анализов. Вирусологический и серологический методы используется в случае выявления атипичных форм ветряной оспы для исключения течения других инфекций, схожих по симптоматике.

Лечение ветряной оспы носит симптоматический характер. Оно осуществляется в двух направлениях:

  • больному назначаются препараты, помогающие снижать температуру тела и купировать зуд. При течении среднетяжелой ветрянки обязательно подключаются противовирусные средства;
  • делается местная терапия. Инфицированному рекомендуется ежедневно обрабатывать высыпания зеленкой. При выраженном зуде могут быть прописаны кремы, мази и таблетки, помогающие снижать его интенсивность.

На протяжении всего периода болезни больной считается заразным. Все это время он должен быть изолирован от окружающих, включая членов семьи. Входить в его комнату и общаться с ним можно только в марлевой повязке. Карантин снимается только тогда, когда на теле покрывается корочкой последний элемент волдыря и на коже не образуются новые высыпания.

У детей и взрослых ветрянка протекает по-разному. В детском возрасте она переносится легче, потому что все этапы развития инфекции имеют короткую длительность. У подростков ветрянка протекает в основном среднетяжелой формы и имеет ярко выраженные проявления. А у людей старше пятидесяти лет ветряная оспа протекает с осложнениями.

Помимо того, что ее течение сопряжено интенсивным проявлением симптомов, в дополнение всегда развиваются острые заболевания. Некоторые из них, такие как ветряночная пневмония, энцефалит, миокардит, нефрит, способны вызвать изменения, не совместимые с жизнью.

При ослабленном иммунитете клеточный паразит находится в латентной форме, может активироваться и спровоцировать развитие острой инфекции. В этом случае возбудитель ветряной оспы вызывает герпетический лишай. У обоих заболеваний одинаковая этиология и патогенез.

По статистике, герпетический лишай появляется у каждого четвертого человека, переболевшего ветрянкой. Чаще всего болезнь диагностируется у взрослых людей старше 50 лет. С характерными жалобами к медикам обращается 5% пенсионеров. После пятидесяти происходит естественное снижение защитных сил организма из-за ухудшения усвоения полезных микроэлементов и витаминов и падения уровня эндорфинов. Пожилой возраст – главный провокатор болезни. Полового различия нет: и мужчины, и женщины страдают одинаково.

В последнее время медики отмечают появление случаев, при которых недуг появляется у молодых и зрелых людей. Объясняется это влиянием плохой экологии, стимулирующей снижение иммунитета. Часто герпетический лишай возникает у онкологических больных, проходящих лучевую терапию и химиотерапию.

После выздоровления вирус зостер не создает проблем организму до тех пор, пока иммунитет справляется с задачей и подавляет быстрое размножение клеточного паразита. При определенных обстоятельствах эта функция дает сбой. Спровоцировать появление симптомов герпетического лишая у лиц моложе 50 лет могут:

  • заболевание крови и вовлечение в патологический процесс органов, участвующих в кроветворении;
  • иммунодефицит;
  • развитие онкологических опухолей;
  • сахарный диабет;
  • ВИЧ;
  • длительное течение системных заболеваний – туберкулез, цирроз, сердечная и почечная недостаточность;
  • прием иммуносупрессивных средств;
  • течение тяжелых неврологических патологий;
  • переохлаждение;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии;
  • умственное и физическое переутомление.

Очень редко, но бывают случаи, когда у одного больного параллельно развивается и ветряная оспа, и герпетический лишай. У таких больных диагностируется тяжелая форма инфекции. Лечится она только в условиях медицинского стационара.

Человек, страдающий от герпетического лишая, заразен так же, как тот, кто переносит ветряную оспу. Вирус передается воздушно-капельным путем. Опасным считается прямой контакт с участками пораженной сыпью кожи. Контагиозность описываемого заболевания составляет 100%.

Не заметить клинические проявления герпетического лишая невозможно. Он всегда начинается с появления сыпи, вызывающей сильный болевой синдром. Она поражает только одну сторону, располагается по ходу межреберных нервов, троичного нерва. Также может появляться на верхних и нижних конечностях, ягодицах, нижней челюсти, лбе и на шее. Это объясняется тем, что скопление вируса чаще всего происходит там, где он переживает латентную форму.

Развивается инфекция в три этапа:

  • начальный период – сопровождается появлением симптомов интоксикации. Человек испытывает чувство слабости, головные боли, температура тела редко поднимается выше 37 градусов. Бывают случаи, когда возникает сильная лихорадка. Больной может жаловаться на озноб, выраженное покалывание тела перед высыпанием. Могут появиться невралгические боли различной интенсивности, сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Продромальный период длится от двух до четырех суток. После его завершения температура тела падает, и интенсивность проявлений интоксикации тоже снижается;
  • прогрессивная фаза – период высыпаний начинается сразу же после завершения продромального этапа. Объем поражения зависит от тяжести течения болезни. Очаги могут иметь небольшие размеры. На них сначала появляются небольшие пятна розового цвета диаметром в 0,5 мм. Между пятнами обязательно есть участки здоровых кожных покровов. В классическом течении болезни на месте пятна через сутки появится пузырек, заполненный бесцветной жидкостью. Через сутки содержимое везикулы станет мутным. При тяжелом течении болезни содержимое везикулы может быть черного цвета, с примесями крови. Появление высыпаний имеет волнообразный характер, как при ветряной оспе;
  • завершающий этап – недели через полторы после появления первого элемента сыпи везикулы начнут лопаться, и на их месте появятся корочки. По мере высыхания они начнут отваливаться. На коже останется лишь малозаметный след бледной пигментации.

Так как вирус поражает клетки нервов, для течения болезни характерно появление сильных болей. Они возникают при прикосновении к участкам пораженной кожи. Описывая ее характеристику, больные часто говорят о том, что ощущения похожи на те, которые возникают при ожогах или ударе электрического тока. Синдром усиливается, если на кожу попадает горячая вода или инфицированный участок подвергся механическому воздействию. У 15% больных подобные ощущения остаются даже после того, как высыпания полностью исчезают. Объясняется это тем, что жизнедеятельность вируса разрушает ткани нервов, на восстановление которых необходимо длительное время.

А1. Какой буквой обозначены спириллы?

А2. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием:

1) клеточной оболочки;
2) цитоплазмы;
3) ядра;
4) рибосом.

А3. Температурный диапазон жизни бактерий примерно равен:

1) –10. +10 °C;
2) –50. +30 °C;
3) –80. +80 °C;
4) –5. +5 °C.

А4. Бактерии, живущие на Земле, питаются:

1) только готовыми органическими веществами;
2) только созданными ими органическими веществами;
3) как готовыми, так и созданными ими органическими веществами;
4) минеральными веществами.

А5. Чтобы вырастить культуру бактерий сенной палочки, настой сначала кипятят в течение 20–30 мин.
Это делают для того, чтобы:

1) бактерии активнее размножались;
2) убить всех бактерий кроме сенной палочки;
3) сенная палочка образовала споры;
4) повысить жизнеспособность сенной палочки.

А6. Сходство процессов жизнедеятельности у некоторых бактерий и цветковых растений проявляется в способности к:

1) гетеротрофному питанию;
2) автотрофному питанию;
3) спорообразованию;
4) двойному оплодотворению.

А7. Труднее всего жить бактериям в условиях:

1) почвы;
2) водоема;
3) высокогорья;
4) организма животных.

А8. Труднее всего бактериям разлагать остатки животных в:

1) водоемах Африки;
2) песках Каракумов;
3) почвах Европы;
4) джунглях Бразилии.

А9. Бактерии, наиболее полезные для человека:

1) стрептококки;
2) туберкулезные палочки;
3) молочнокислые;
4) пневмококки.

А10. Антибиотики не действуют на:

1) вирус гриппа;
2) чумную бациллу;
3) стрептококк;
4) холерный вибрион.

А11. Некоторые бактерии выживают при –150 °C в виде:

1) группы делящихся клеток;
2) спор (цист);
3) отдельных клеток;
4) множественных колоний.

А12. Уничтожение всех бактерий на Земле приведет к:

1) расцвету жизни;
2) улучшению здоровья населения;
3) угнетению и исчезновению жизни;
4) к исчезновению органических веществ.

А13. Бактерии гниения длительное время не будут развиваться в:

1) сгущенном молоке;
2) открытых консервах;
3) мясе в холодильнике;
4) овощах на рынке.

А14. Спора отличается от свободной бактерии тем, что:

1) у споры более плотная оболочка;
2) в споре несколько бактериальных клеток;
3) спора менее долговечна, чем свободная бактерия;
4) пора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

А15. Возбудители дифтерии являются:

1) сапрофитами;
2) паразитами;
3) симбионтами;
4) автотрофами.

А16. Какой из приемов стерилизации операционных наиболее эффективно действует на бактерии:

1) мытье полов;
2) проветривание;
3) облучение ультрафиолетовыми лучами;
4) нагрев воздуха до температуры +30 °C.

А17. В каком случае указан симбиоз бактерий с другим организмом:

1) возбудитель холеры и человека;
2) сальмонелла и курица;
3) возбудитель сибирской язвы и овца;
4) клубеньковые бактерии и бобовые растения.

А18. В каком случае правильно показано место бактерий в пищевой цепи:

1) трава – мышь – сова – почвенные бактерии;
2) мышь – трава – почвенные бактерии – сова;
3) почвенные бактерии – сова – мышь – трава;
4) мышь – почвенные бактерии – сова – трава.

А19. Исключите лишнее понятие:

1) чума;
2) холера;
3) грипп;
4) брюшной тиф.

А20. Заболевание, вызывающее паралич у человека, – это:

1) корь;
2) ветрянка;
3) столбняк;
4) скарлатина.

В1. Выберите условия, обеспечивающие бактериям процветание в природе:

А) сложность внутреннего строения;
Б) способность к фотосинтезу;
В) сложность обмена веществ;
Г) простота внутреннего строения;
Д) способность к быстрому размножению;
Е) питание органическими остатками.

В2. Выберите правильные утверждения:

А) клубеньковые бактерии обогащают почву азотом;
Б) бактерии затрудняют усвоение растениями минеральных веществ;
В) сапрофитные бактерии паразитируют в организме животных;
Г) бактерии гниения питаются остатками растений и животных. Они своеобразные санитары планеты;
Д) квашение капусты и силосование кормов вызывается молочнокислыми бактериями;
Е) чтобы продукты не портились, им необходим доступ воздуха.

С1. Каким образом можно обезвредить бактерии холеры?
____________________________________________________________________________ .

С2. В чем заключаются основные отличия бактерий от вирусов?
____________________________________________________________________________ .

1. Подавляющее большинство бактерий – фотосинтезирующие организмы. 2. Они широко распространены в природе и разлагают органические вещества – останки и продукты жизнедеятельности других организмов. 3. При делении бактерий их ядро и цитоплазма делятся пополам. 4. Две новые клетки содержат по 4 хромосомы, так же как и материнская клетка. 5. Бактерии используются в пищевой, текс-тильной, медицинской промышленности.

Не забывайте о том, что прежде чем начинать работу с тетрадью, необходимо поработать с учебником и дополнительной литературой!

Грибы – отдельное царство организмов. От бактерий, растений и животных их отличает ряд важнейших признаков: клеточная стенка грибов построена из хитина, а не из целлюлозы, как у растений. Грибы питаются готовыми органическими веществами, размножаются как спорами, так и половым путем, не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Заполните пропуски в тексте, и вы получите рассказ об основных признаках грибов.

Для выполнения этой работы можно использовать учебник.

1. Грибы раньше относили к ____________________ за их некоторое сходство. Как и растения, грибы не могут _______________________, они размножаются с помощью _________________. Однако грибы отличаются от растений. В их клетках нет ______________________, и поэтому грибы не способны к ____________________. Они питаются _____________________ органическими веществами. Среди грибов встречаются как многоклеточные, так и __________________ формы. Размножаются грибы как спорами, так и участками __________________________. Наука о грибах называется _____________________________.

Читайте также:  Прививка от ветрянки виды вакцин

2. Дайте определения следующим понятиям:

Вспомните, что дать определение – значит отметить самые существенные признаки определяемого понятия.

Паразитизм – существование одного организма за счет использования питательных веществ другого организма.

Симбиоз _____________________________
Микориза ____________________________
Сапрофиты __________________________

Сравните в таблице разные классы грибов и найдите общие признаки.

Итоговый тест по биологии за курс 10 класса

На предложенные вопросы дайте один правильный ответ

А1. Общая биология изучает:

строение и функции организма животных и растений взаимосвязи живой и неживой природы закономерности развития и функционирования живых систем проблемы исторического развития жизни на Земле

А2 Уровень, на котором начинает проявляться способность живых систем к обмену веществ — это

биосферный популяционно-видовой организменный клеточный

А3 Открытость живых систем связана с

их строением и функциями обменом веществами, энергией и информацией, с внешней средой процессами исторического развития их способностью к самовоспроизведению

А4 Первым надорганизменным уровнем жизни считается:

биосферный биогеоценотический популяционно-видовой организменный

А5 Основными химическими соединениями, определяющими биологические характеристики жизни, считаются:

вода и минеральные соли жиры и углеводы соединения серы, фосфора нуклеиновые кислоты и белки

А6 Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

клетки всех организмов выполняют одинаковые функции клетки всех организмов одинаковы по своему строению все организмы состоят из клеток клетки в организме возникают из неклеточного вещества

А7 Клетка листа бегонии от клеток печени человека отличается:

присутствием пластид и клеточной стенки присутствием запасных углеводов другим генетическим кодом отсутствием настоящего ядра

А8 Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

единстве живой и неживой природы единстве химического состава клеток единстве происхождения живых систем сложности строения живых систем

А9 У собаки и мухомора сходны:

типы питания размножение спорами строение клеточной стенки наличие пластид в клетках

А10 В клетке возбудителя чумы нет:

рибосом цитоплазмы мембраны ядра

А11 Барьерную функцию в клеточной мембране выполняют:

билипидный слой пронизывающие белки углеводы минеральные соли

А12 Транспорт веществ через мембрану против градиента концентрации называется:

активный ионный транспорт облегченная диффузия пиноцитоз фагоцитоз

А13 Лизосомы образуются в:

ядре на рибосомах на внутренней стороне клеточной мембраны в комплексе Гольджи

А14 Функция шероховатой (гранулярной) ЭПС клетки:

транспорт веществ и синтез белков переваривание органических веществ участие в межклеточных контактах образование рибосом

А15 Не мембранным компонентом клетки является:

ядро рибосома митохондрия ЭПС

А16 Выберите организм, клетки которого содержат целлюлозу

мухомор пчела сосна подберезовик

А17 Основными биогенными элементами считаются:

калий, сера, фосфор, хлор углерод, азот, водород, кислород кальций, магний, железо, сера цинк, серебро, натрий, медь

А18 Из перечисленных элементов в состав молекулы хлорофилла входит:

натрий фосфор калий магний

А19 Полярностью воды обусловлена ее:

теплопроводность электропроводность способность растворять неполярные соединения способность растворять полярные соединения

А20 При восхождении в горы для быстрого поддержания сил целесообразно съесть:

кусочек сахара немного сала шашлык сыр

А21 Во всех аминокислотах, входящих в состав белков, содержится:

аминогруппа и карбоксильная группа только радикал только карбоксильная группа радикал и карбоксильная группа

А22 Из аминокислот не построена молекула:

гемоглобина инсулина гликогена альбумина

А23 Укажите состав одного из нуклеотидов ДНК:

рибоза, остаток фосфорной кислоты, Тимин фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин

А24 Исключите лишнее понятие

радикал аминогруппа карбоксильная группа аминокислота

А25 Информационная РНК выполняет следующие функции

перенос аминокислот на рибосомы снятие и перенос информации с ДНК формирование рибосом синтез второй цепи ДНК

А26 Мономерами ДНК и РНК являются:

азотистые основания дезоксирибоза или рибоза аминокислоты нуклеотиды

А27 Если молекула ДНК содержит 28% нуклеотида А, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида Г?

А28 Какой из фактов в большей степени подтверждает, что ДНК является генетическим материалом клетки?

ДНК состоит из четырех видов нуклеотидов, поэтому способна хранить информацию В соматических клетках количество ДНК вдвое больше, чем в гаметах У каждой особи ДНК индивидуально по своей нуклеотидной последовательности Азотистых оснований Т примерно столько же, сколько оснований А.

А29 К месту трансляции аминокислоты доставляются:

А30 Синтез белка не происходит

в матриксе митохондрий в цитоплазме на рибосомах в пузырьке аппарата Гольджи

А31 Между первым и вторым понятием существует определенная связь. аналогичная связь существует между третьим и одним из приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

нуклеотид глицерин аминокислота липид

А32Из двух субъединиц состоит

рибосома лизосома митохондрии аппарат Гольджи

А33 Больше всего митохондрий содержится в клетках:

мозга человека коры дуба шерсти млекопитающих кожицы листа

А34 Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерий, вызывающей холеру:

наличием клеточного ядра большим количеством лизосом отсутствием клеточной оболочки наличием митохондрий

А35 К размножению способны:

лизосомы аппарат Гольджи рибосомы хлоропласты

А36 Из названных пар организмов к фотосинтезу способны:

подберезовик и лисичка липа и ряска аскарида и цепень амеба и инфузория

А37 Энергия возбужденных электронов в световой стадии используется для синтеза:

АТФ глюкозы белков углеводов

А38 В темновой фазе фотосинтеза происходит:

синтез АТФ синтез углеводов образование углекислого газа фотолиз воды

А39 Смысл анаэробного гликолиза заключается в:

образование молочной кислоты, АТФ, воды и переносчиков водорода образование глюкозы, АДФ, воды образование 36 молекул АТФ, глюкозы, воды бескислородном распаде белков на аминокислоты

А40 В гене закодирована информация о:

строении белков, жиров, углеводов первичной структуре белка последовательности нуклеотидов в ДНК последовательности аминокислот в двух и более молекулах белков

А41 В состав ДНК не входит азотистое основание:

Тимин 4) цитозин урацил 5) аденин гуанин

А42 К репликации способна:

А43 Транскрипция – это процесс

репликации ДНК синтеза и-РНК синтез белка присоединения т-РНК к аминокислоте

синтез полипептидной цепи на рибосомах репликация ДНК синтез и-РНК по матрице ДНК синтез р-РНК в рибосомах

деление ядра удвоение хромосом цитокинез гаметогенез

А46 Количество хромосом в соматических клетках человека после митоза равно:

А47 В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся ядрах:

удваивается остается прежним уменьшается вдвое утраивается

А48 Смысл коньюгации и кроссинговера в мейозе заключается в:

узнавании гомологичными хромосомами друг друга обмене гомологичными участками хромосом независимом расхождении хромосом сближении хромосом для совместного попадания в гамету

А49 У цветкового растения триплоидный набор хромосом содержится в:

генеративной клетке эндосперме вегетативной клетке зиготе

клетки кожи человека яйцеклетки папоротника споры гриба дрожжевые клетки

В1Выберите только 3 признака молекулы ДНК

состоит из одной цепи состоит из двух цепей мономерами являются аминокислоты молекула не способна к репликации мономерами являются нуклеотиды молекула способна к репликации

В2Выберите три углевода, которые не входят в состав растений

муреин хитин гликоген целлюлоза крахмал амилаза

В3 У прокариотических клеток есть (3 ответа):

нуклеоид с ДНК настоящее ядро аппарат Гольджи гомологичные хромосомы рибосомы клеточная мембрана

В4 Соотнесите процессы, происходящие в клетке, с этапами энергетического обмена

а) начинается с расщепления глюкозы 1) бескислородный

б)образуется 2 молекулы ПВК 2) кислородный

в) происходит в мембранах крист

г) синтезируется 36 молекул АТФ

д) одним из результатов является спиртовое брожение

Anitaolecsandr27 / 11 авг. 2013 г., 20:56:58

2. Потребителем углекислого газа в биосфере является:

2) орел 4) почвенная бактерия

3. В каком случае правильно написана формула глюкозы:

4. Источником энергии для синтеза АТФ в хлоропластах является:

1) углекислый газ и вода 3) НАДФ • Н2

5. В процессе фотосинтеза у растений углекислый газ восстанавливается до:

6. Органические вещества из неорганических могут создавать:

1) кишечная палочка 3) бледная поганка

7. В световой стадии фотосинтеза квантами света возбуждаются молекулы:

8. К автотрофам не относятся:

3)шампиньон и бледная поганка 4)синезеленые водоросли

9.. Основным поставщиком кислорода в атмосферу Земли являются:

10. Способностью к фотосинтезу обладают:

11. К хемосинтетикам относятся:

1)железобактерии 2)вирусы гриппа и кори

3)холерные вибрионы 4)бурые водоросли

12. Растение при дыхании поглощает:

1)углекислый газ и выделяет кислород

2)кислород и выделяет углекислый газ

3)энергию света и выделяет углекислый газ

4)энергию света и выделяет кислород

13. Фотолиз воды происходит при фотосинтезе:

1)в течение всего процесса фотосинтеза

4)при этом не происходит синтез углеводов

14. Световая фаза фотосинтеза происходит:

1)на внутренней мембране хлоропластов

2)на внешней мембране хлоропластов

15. В темновую фазу фотосинтеза происходит:

3)синтез углеводов из углекислого газа и воды

4)возбуждение хлорофилла фотоном света

16. По типу питания большинство растений относится к:

17. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит

1)обмен веществ 2)аэробное дыхание

3)синтез глюкозы 4)синтез белков

18. Источником водорода для восстановления углекислого газа в процессе фотосинтеза служит

3)крахмал 4)минеральные соли

19. В хлоропластах происходит:

1)транскрипция иРНК 2)образование рибосом

3)образование лизосом 4)фотосинтез

20. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

3)клеточного дыхания; 4)всех перечисленны

Вирусы (лат. virus – яд) – это неклеточная форма жизни представляющая собой автономные генетические структуры, способные размножаться в чувствительных по отношению к ним клеткам бактерий растений и животных.
Вирус представляет собой молекулу нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) окруженной специальной оболочкой. В состав некоторых вирусов также входят ферменты участвующие в регуляции жизненного цикла вируса. Проникая в клетки другого организма, вирус высвобождает свой генетический материал, который, используя ресурсы зараженной клетки, начинает образовывать новые вирусные частицы.

Бактерии — это одноклеточные или колониальные орагнизмы, характеризующиеся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра. Вместе с тем генетический материал бактерии (дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК) занимает в клетке вполне определенное место – зону, называемую нуклеоидом. Организмы с таким строением клеток называются прокариотами («доядерными») в отличие от всех остальных – эукариот («истинно ядерных»), ДНК которых находится в окруженном оболочкой ядре.
Бактерии, ранее считавшиеся микроскопическими растениями, сейчас выделены в самостоятельное царство Monera – одно из пяти в нынешней системе классификации наряду с растениями, животными, грибами и протистами.
Если основываться на Ваших перечислениях, ядра, лизосом и митохондрий нет ни у тех, ни у других. У бактерий есть оболочка, стсоящая из муреина. У вирусов — капсид, в основе которого находится белок

источник

Ветряную оспу называют весьма заразной и распространенной детской инфекцией. Чтобы понимать, как передается такая болезнь и чем она отличается от других вирусных заболеваний, каждой маме стоит узнать больше о возбудителе ветрянки. Что это за вирус, какая его устойчивость ко внешней среде и имеет ли он отношение к вирусам герпеса?

Причиной ветряной оспы и у деток, и у взрослых является вирус, называемый Varicella Zoster. Из-за того, что во взрослом возрасте такой вирус вызывает болезнь, которая носит название «опоясывающий герпес», возникает некоторая путаница. На самом деле возникновение герпеса на губах или половых органах провоцируется совсем другим вирусом. Его называют Herpes simplex или вирус простого герпеса, который бывает двух типов — 1 и 2. В то же время вирус Varicella Zoster представляет собой герпес-вирус типа 3.

Впрочем, все эти вирусы можно назвать «родственниками», поскольку и вирус простого герпеса, и вирус Varicella Zoster – это представители большого семейства герпес-вирусов.

Получается, что герпес на губах или на половых органах вызывает вирус, похожий на ветрянку своим строением, однако это совсем другой возбудитель.

У вирусов простого герпеса и возбудителя ветряной оспы есть немало общего:

  • Они являются ДНК-содержащими вирусами, в строении которых выделяют сердцевину и капсид (оболочку, состоящую из капсомер).
  • Вирус Herpes simplex проникает в организм человека теми же путями, что и возбудитель ветрянки – преимущественно воздушно-капельным и контактным.
  • Попадая в организм уязвимого человека все вирусы герпеса атакуют слизистые оболочки и кожу, а затем проникают в нервную ткань, оставаясь в теле на долгие годы.
  • Противовирусные препараты, эффективные против Herpes simplex, угнетают и вирус Varicella Zoster, поэтому применяются при тяжелом течении ветрянки.
  • Оба типа вирусов способны повлиять на формирование плода, вызывая серьезные патологии и невынашивание.

Что касается отличительных особенностей возбудителя ветрянки, то, несмотря на одно семейство, вирус ветряной оспы и опоясывающего герпеса провоцирует острую инфекцию, оставляя после себя стойкий иммунитет. В то же время вызванная Herpes simplex инфекция является хронической, и иммунитет к такому вирусу не формируется.

Проникнув в тело ребенка однажды, возбудитель ветрянки остается в организме человека на всю жизнь. Он пребывает в нервной ткани в неактивном состоянии и у 10-20% взрослых старше 45 лет провоцирует появление опоясывающего лишая.

При этом стойкость вируса Varicella Zoster вне человеческого организма очень невысокая. Его уничтожению в воздухе и в помещении способствуют лучи солнца, перепады температур, дезинфицирующие растворы. Из-за этого на открытом воздухе возбудитель ветрянки может пребывать лишь до 10-15 минут. Именно потому случаи передачи такой инфекции через третьих лиц и предметы практически не встречаются.

В то же время вирус ветряной оспы отличается довольно высокой летучестью — от заболевшего человека с частичками слизи он может перелетать на десятки метров. По этой причине ветрянкой могут заразиться жители одного многоквартирного дома или дети в одном детском саду даже из разных групп.

Если же больной ребенок находится в одном помещении со здоровыми, достаточно всего 5-10 минут для передачи вируса восприимчивым к нему детям, особенно с ослабленным иммунитетом.

Большинство вирусных инфекций начинается одинаково с повышения температуры тела и других симптомов недомогания. Поэтому отличить их между собой сначала довольно трудно.

К тому же, у энтеровирусной инфекции есть такие сходства с ветрянкой:

  • Наиболее часто болеют дети 3-10 лет.
  • Груднички в первые 6 месяцев защищены мамиными антителами.
  • Возбудитель попадает через рот и верхние дыхательные пути.
  • Температура тела заболевшего ребенка повышается.
  • У детей возникает слабость, головные боли, сонливость, рвота.
  • Возможно поражение слизистой глаз.
  • Встречаются врожденные формы, если мама заразилась во время беременности.
  • Лечат такие инфекции преимущественно дома, а госпитализируют при осложнениях.
  • Детей на время болезни изолируют.

Основные отличия возбудителей этих инфекций и протекания болезней представлены в таблице:

Ветряная оспа

Вызывается ДНК-содержащим вирусом группы герпес-вирусов.

Вызывается РНК-содержащими вирусами – полиовирусами, вирусами Коксаки и вирусами ЕСНО.

Вирус быстро погибает при дезинфекции и находится вне человеческого организма всего 10-15 минут.

Вирусы стойко выдерживают обычные дезинфицирующие средства и могут пребывать вне организма человека длительное время.

Болезнь передается в основном воздушно-капельным путем.

Помимо воздушно-капельного пути передачи, также есть кишечно-оральный путь и передача через воду.

Источником болезни является только болеющий ветрянкой ребенок.

Возбудители могут передаваться и от здоровых людей (вирусоносителей).

Читайте также:  Ветрянка опоясывающий лишай симптомы и лечение у взрослых

Инкубационный период в среднем составляет 14 дней (может длиться от 7 до 21 дня).

Средняя длительность инкубационного периода составляет 2-5 дней (может длиться от 1 до 10 дней).

Наиболее характерными клиническими проявлениями являются пузырьковая сыпь и высокая температура тела.

Клиника такой инфекции зачастую неспецифична и представлена лихорадкой, а также воспалением верхних дыхательных путей. У некоторых детей возможно появление розовой пятнисто-папулезной сыпи, которая держится несколько дней и исчезает без следа.

У большинства детей инфекция протекает легко.

Отмечают большое число стертых форм.

Перенесенная инфекция формирует стойкий иммунитет (повторно болеют очень редко).

Иммунитет после заболевания — сероспецифичный (лишь к тому типу вируса, который вызвал инфекцию).

Существует вакцина, которую широко используют для защиты от ветрянки во всем мире.

Вакцины не существует, поскольку возбудители представлены множеством серотипов.

Подробнее о ветрянке и герпесе смотрите в передаче доктора Комаровского.


О различиях между ветрянкой и герпесом Зостером, который выражается в виде высыпаний по ходу межреберных нервов, смотрите в передаче «Жить здорово».

источник

Существует несколько инфекций, которые вызывают у человека развитие ветряной оспы III типа. Попадая в организм, они провоцируют развитие двух заболеваний: Varicella Zoster и опоясывающего (герпетического) лишая. По сведениям организации здравоохранения РФ, типом первого вида инфицировано 90% населения. У 70% первичное поражение выявляется в раннем возрасте, от 3 до 6 лет, в виде герпетического лишая.

У вируса ветряной оспы есть несколько названий. В медицинской литературе используется латинское обозначение Varicella Zoster и аббревиатуры ВВЗ, ВЗВ, ГВЧ-III. Инфекция относится к семейству клеточных паразитов, у нее есть собственный ДНК. В качестве генома выступает двухцепочная ЛНК, находящаяся внутри нуклеокапсида. Его покрывает наружный слой кожно-мускульного мешка, который надежно скрывает липидная оболочка, сформированная из жироподобных веществ. Вирус, вызывающий ветрянку, отличается от бактерии, провоцирующей холеру, большими размерами. Его легко можно разглядеть при помощи обычного светового микроскопа.

Наличие твердого капсида и липидной оболочки позволяет вирусу годами жить в организме носителя инфекции. Для него характерно быстрое распространение после первичного заражения. Он поражает клетки эпидермиса, проникает в ткани нервной системы и пожизненно сохраняется в корешках спинальных ганглиев, троичном и лицевом нерве.

Если вирус Зостер Варицелла попадает в человеческий организм в первый раз, он вызывает ветряную оспу. Чаще всего ею болеют дети от 3 до 6 лет. Кто не успевает переболеть ветрянкой в раннем возрасте, может заразиться в течение жизни. Взрослые переносят инфекцию тяжелее и с осложнениями, которые могут спровоцировать ухудшение здоровья или привести к смерти.

Передается варицелла воздушно-капельным путем. Источник инфекции – больной человек. Он становится заразным для окружающих за два дня до окончания инкубационного периода до появления первых симптомов.

Вирус во внешнюю среду попадает вместе со слюной при разговоре, чихании и кашле. Остается жизнеспособным до тех пор, пока капельки слюны не высохнут. Однако под действием ультрафиолета и перепада температур быстро погибает в течение пятнадцати минут. Но благодаря наличию высокой летучести за короткое время клеточный паразит разлетается на большие расстояния.

Если человек со слабым иммунитетом окажется в поле распространения жизнеспособного вируса, он обязательно заразится. Контагиозность в закрытых помещениях составляет 100%. Поэтому чаще всего ветрянкой болеют дети, посещающие детские сады и школы.

Клеточный паразит попадает в организм донора через носоглотку и внедряется в слизистую дыхательных путей, где проходит период адаптации и начинает активно размножаться. Когда количество вируса значительно увеличивается в размерах, Varicella Zoster начинает мигрировать по всему организму. В качестве транспортного депо выступает лимфатический ток. На его пути встречается лишь одна преграда – лимфатические узлы, выполняющие роль биологических фильтров.

Они на первоначальном этапе сдерживают распространение вируса, но через 2-3 дня перестают справляться со своей функцией. В итоге клеточный паразит переходит в кровяное русло и разносится по всему организму. Как только он попадает в кровь, заканчивается инкубационный период и начинается продромальный этап развития инфекции.

У больного появляются первые симптомы:

  • головная боль;
  • тошнота;
  • головокружение;
  • повышенная температура тела (у детей до 38 градусов, у взрослых до 39-40 градусов).

Длится продромальный период один-два дня. В процессе реакции организма на попадание в кровь токсинов у больного может наблюдаться лихорадка. При обильном высыпании подобное недомогание держится девять дней. Отравление токсинами центральной нервной системы проявляет себя в виде сильной слабости, ломоты в теле, боли в пояснице. У больного пропадает аппетит, а дети вообще могут отказаться от еды.

Когда кровоток доставляет клеточного паразита к клеткам эпидермиса, появляются первые элементы сыпи. При типичном течении болезни это происходит на вторые сутки после повышения температуры тела. В своем развитии она проходит несколько этапов:

  1. На коже появляется красное пятно овальной или круглой формы диаметров до 10 мм.
  2. Спустя несколько часов прямо в центре формируется небольшой прыщик. Постепенно его внутренняя полость заполняется жидкостью. Она раздувает папулу только в верхнюю сторону. На ее месте образуется везикула округлой формы. Когда она увеличивается до размера в 1 см, верхняя тонкая поверхность лопается, содержимое выливается наружу. В нем содержится большая концентрация вируса. Поэтому если к коже в этот момент прикоснется здоровый человек, не болевший раньше ветрянкой, он заразится в 100% случаях.
  3. На месте опавших везикул быстро образуются корочки.

Появление сыпи происходит волнообразно: одни элементы подсыхают, другие формируются. На пике волны усиливаются симптомы лихорадки. У детей обычно при развитии инфекции наблюдается одна волна высыпаний, у взрослых – две-три. Сыпь покрывает все туловище, включая волосистую часть головы. И также она может появиться на слизистой ротовой полости, глаз, половых органов. Интенсивность развития поражения кожи зависит от формы болезни.

При легком течении болезни на теле появляются единичные элементы на шее или вокруг рта. Инфекция может пройти без сыпи на теле. Эта скрытая форма считается атипичной. Она опасна тем, что человек не знает о заболевании, продолжает вести привычный образ жизни и становится распространителем болезни. Другая крайность – поражение всего кожного покрова, кроме ладоней и стоп, которое сопровождается сильным зудом.

Обратите внимание! Волнообразное появление сыпи и наличие симптомов интоксикации позволяют врачам ставить правильный диагноз без проведения лабораторных анализов. Вирусологический и серологический методы используется в случае выявления атипичных форм ветряной оспы для исключения течения других инфекций, схожих по симптоматике.

Лечение ветряной оспы носит симптоматический характер. Оно осуществляется в двух направлениях:

  • больному назначаются препараты, помогающие снижать температуру тела и купировать зуд. При течении среднетяжелой ветрянки обязательно подключаются противовирусные средства;
  • делается местная терапия. Инфицированному рекомендуется ежедневно обрабатывать высыпания зеленкой. При выраженном зуде могут быть прописаны кремы, мази и таблетки, помогающие снижать его интенсивность.

На протяжении всего периода болезни больной считается заразным. Все это время он должен быть изолирован от окружающих, включая членов семьи. Входить в его комнату и общаться с ним можно только в марлевой повязке. Карантин снимается только тогда, когда на теле покрывается корочкой последний элемент волдыря и на коже не образуются новые высыпания.

У детей и взрослых ветрянка протекает по-разному. В детском возрасте она переносится легче, потому что все этапы развития инфекции имеют короткую длительность. У подростков ветрянка протекает в основном среднетяжелой формы и имеет ярко выраженные проявления. А у людей старше пятидесяти лет ветряная оспа протекает с осложнениями.

Помимо того, что ее течение сопряжено интенсивным проявлением симптомов, в дополнение всегда развиваются острые заболевания. Некоторые из них, такие как ветряночная пневмония, энцефалит, миокардит, нефрит, способны вызвать изменения, не совместимые с жизнью.

При ослабленном иммунитете клеточный паразит находится в латентной форме, может активироваться и спровоцировать развитие острой инфекции. В этом случае возбудитель ветряной оспы вызывает герпетический лишай. У обоих заболеваний одинаковая этиология и патогенез.

По статистике, герпетический лишай появляется у каждого четвертого человека, переболевшего ветрянкой. Чаще всего болезнь диагностируется у взрослых людей старше 50 лет. С характерными жалобами к медикам обращается 5% пенсионеров. После пятидесяти происходит естественное снижение защитных сил организма из-за ухудшения усвоения полезных микроэлементов и витаминов и падения уровня эндорфинов. Пожилой возраст – главный провокатор болезни. Полового различия нет: и мужчины, и женщины страдают одинаково.

В последнее время медики отмечают появление случаев, при которых недуг появляется у молодых и зрелых людей. Объясняется это влиянием плохой экологии, стимулирующей снижение иммунитета. Часто герпетический лишай возникает у онкологических больных, проходящих лучевую терапию и химиотерапию.

После выздоровления вирус зостер не создает проблем организму до тех пор, пока иммунитет справляется с задачей и подавляет быстрое размножение клеточного паразита. При определенных обстоятельствах эта функция дает сбой. Спровоцировать появление симптомов герпетического лишая у лиц моложе 50 лет могут:

  • заболевание крови и вовлечение в патологический процесс органов, участвующих в кроветворении;
  • иммунодефицит;
  • развитие онкологических опухолей;
  • сахарный диабет;
  • ВИЧ;
  • длительное течение системных заболеваний – туберкулез, цирроз, сердечная и почечная недостаточность;
  • прием иммуносупрессивных средств;
  • течение тяжелых неврологических патологий;
  • переохлаждение;
  • длительное пребывание в стрессовом состоянии;
  • умственное и физическое переутомление.

Очень редко, но бывают случаи, когда у одного больного параллельно развивается и ветряная оспа, и герпетический лишай. У таких больных диагностируется тяжелая форма инфекции. Лечится она только в условиях медицинского стационара.

Человек, страдающий от герпетического лишая, заразен так же, как тот, кто переносит ветряную оспу. Вирус передается воздушно-капельным путем. Опасным считается прямой контакт с участками пораженной сыпью кожи. Контагиозность описываемого заболевания составляет 100%.

Не заметить клинические проявления герпетического лишая невозможно. Он всегда начинается с появления сыпи, вызывающей сильный болевой синдром. Она поражает только одну сторону, располагается по ходу межреберных нервов, троичного нерва. Также может появляться на верхних и нижних конечностях, ягодицах, нижней челюсти, лбе и на шее. Это объясняется тем, что скопление вируса чаще всего происходит там, где он переживает латентную форму.

Развивается инфекция в три этапа:

  • начальный период – сопровождается появлением симптомов интоксикации. Человек испытывает чувство слабости, головные боли, температура тела редко поднимается выше 37 градусов. Бывают случаи, когда возникает сильная лихорадка. Больной может жаловаться на озноб, выраженное покалывание тела перед высыпанием. Могут появиться невралгические боли различной интенсивности, сбои в работе желудочно-кишечного тракта. Продромальный период длится от двух до четырех суток. После его завершения температура тела падает, и интенсивность проявлений интоксикации тоже снижается;
  • прогрессивная фаза – период высыпаний начинается сразу же после завершения продромального этапа. Объем поражения зависит от тяжести течения болезни. Очаги могут иметь небольшие размеры. На них сначала появляются небольшие пятна розового цвета диаметром в 0,5 мм. Между пятнами обязательно есть участки здоровых кожных покровов. В классическом течении болезни на месте пятна через сутки появится пузырек, заполненный бесцветной жидкостью. Через сутки содержимое везикулы станет мутным. При тяжелом течении болезни содержимое везикулы может быть черного цвета, с примесями крови. Появление высыпаний имеет волнообразный характер, как при ветряной оспе;
  • завершающий этап – недели через полторы после появления первого элемента сыпи везикулы начнут лопаться, и на их месте появятся корочки. По мере высыхания они начнут отваливаться. На коже останется лишь малозаметный след бледной пигментации.

Так как вирус поражает клетки нервов, для течения болезни характерно появление сильных болей. Они возникают при прикосновении к участкам пораженной кожи. Описывая ее характеристику, больные часто говорят о том, что ощущения похожи на те, которые возникают при ожогах или ударе электрического тока. Синдром усиливается, если на кожу попадает горячая вода или инфицированный участок подвергся механическому воздействию. У 15% больных подобные ощущения остаются даже после того, как высыпания полностью исчезают. Объясняется это тем, что жизнедеятельность вируса разрушает ткани нервов, на восстановление которых необходимо длительное время.

Как правило, врачу для постановки диагноза достаточно провести осмотр больного. В том случае, если клиническая картина смазана, назначается проведение лабораторных анализов крови на антитела, серологических исследований сыворотки крови, ПЦР-диагностика. Если в крови больного выявляется наличие антител igg, это доказывает факт присутствия в организме возбудителя ветряной оспы и развитие реинфекции.

Если инфекция развивается в легкой форме, то заболевание проходит самостоятельно в течение двух недель. Тяжелые формы лечатся противовирусными препаратами. Больным назначается прием «Ацикловира» или «Фамцикловира». Для лучшего эффекта назначают инъекции. Продолжительность курса приема устанавливает лечащий врач.

Лицам моложе 50 лет назначаются иммунодепрессанты. Для снятия болевого синдрома используются анальгетики. Участки поражения кожи обрабатываются зеленкой. Для предотвращения присоединения бактериального компонента используются антибиотики местного назначения.

Обратите внимание! Если после герпетического лишая больного мучают остаточные боли, для их устранения необходимо обратиться к невропатологу.

Люди, болеющие герпетическим лишаем до 50 лет, редко встречаются с осложнениями. Однако если болезнь развивается на фоне иммунного дефицита, риск появления нежелательных последствий возрастает.

Если вирус перейдет на мозговые ткани и они разрушатся, это может спровоцировать развитие паралича нижних и верхних конечностей, лицевого нерва. Также существует угроза развития паралича дыхательной системы. Это практически всегда приводит к гибели больного.

Есть вероятность развития менингоэнцефалита, нарушения работы двенадцатиперстной кишки и системы мочеиспускания. Если к течению герпетического лишая присоединился бактериальный компонент, состояние больного заметно ухудшится и патологический процесс затянется.

Заболеть герпетическим лишаем могут и те люди, которые уже переболели ветрянкой. Заражение может возникнуть в любом возрасте. Чем старше человек, тем тяжелее он переносит проявления клинической картины. Герпетический лишай может развиться повторно, и симптомы острой инфекции будут появляться каждый раз, как будет снижаться иммунитет ниже критического уровня. Поэтому для предотвращения реинфекции необходимо постоянно укреплять иммунитет: правильно питаться, вести активный образ жизни, закаляться, вовремя лечить болезни и стараться избегать появления хронических недугов. Реализовать все это на практике трудно, но нужно.

Пенсионерам, достигшим 60 лет, доступна прививка «Zostavax». Единичная доза помогает минимизировать риски развития реинфекции в течение 6 лет. Вакцину нельзя использовать в профилактических целях людям моложе 50 лет, потому что безопасность ее применения была протестирована только на обозначенной возрастной категории. Использование вакцины позволило снизить риски заболевания на 51%, и на 67% снизить вероятность развития герпетической невралгии. Дальнейшие исследования прививки еще только проходят, и, возможно, скоро лица моложе 60 лет получат ту же возможность получать инъекцию против герпетического лишая.

источник