Меню Рубрики

План сестринских вмешательств при ветряной оспе

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5280 | Нарушение авторских прав

источник

Эталоны ответов. 1. Нарушены потребности: есть, пить, выделять, поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: есть, пить, выделять, поддерживать нормальную температуру тела, быть здоровым, избегать опасности.

— риск возникновения ожогов, травм.

2. Приоритетная проблема – опасность травматизации.

Краткосрочная цель: пациент пропродемонстрирует знания о профилактике травматизации к концу недели.

Долгосрочная цель: Пациент и родственники продемонстрируют знания о заболевании и профилактике осложнений к моменту выписки.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. обеспечит соблюдение строгого постельного режима; 2. обеспечит соблюдение диеты;проведёт и обучит пациента правилам личной гигиены; 3. обеспечит пациента небьющейся посудой и другими предметами ухода; 4. обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты в течение 30 минут не реже 3 раз в день; 5. будет контролировать температуру принимаемой пищи и питья; 6. будет наблюдать за внешним видом и состоянием больного; 7. будет выполнять назначения врача. 1. Для улучшения состояния пациента. 2. Для улучшения состояния. 3. Для предупреждения возможного травматизма 4. Для обогащения воздуха кислородом. 5. Для обеспечения комфортного состояния. 6. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка: пациент продемонстрирует знания о профилактике возможной травматизации. Цель будет достигнута.

Активное посещение ребенка 5 лет, мальчик.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребенок капризничает, беспокоит кожный зуд. На коже лица, туловища отмечаются высыпания пятнисто-папуллезного характера, в центре — нежные пузырьки с прозрачным содержимым.

Со слов мамы болен третий день, была температура 37,8º С, ребенок стал раздражительным, нарушился сон, аппетит, на коже появились высыпания.

Объективно: температура 37,2º С. в сознании, но капризничает, беспокоит кожный зуд. На слизистой зева – везикулезные высыпания (напоминают «каплю росы») ЧДД 24 в минуту, пульс 108 в минуту.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Обучите маму правилам обработки элементов ветряной оспы.

1. Нарушены потребности: быть чистым, поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, есть, пить.

— риск инфицирования поврежденной кожи.

2. Приоритетная проблема – зуд кожных покровов.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение зуда через 3 дня. Долгосрочная цель: Кожный зуд исчезнет к моменту выздоровления.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. обеспечит соблюдение постельного режима; 1. Для улучшения состояния.
2. обеспечит соблюдение правил личной гигиены; 2. Для комфортного состояния.
3. обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания помещения и влажную уборку не реже 3 раз в день; 3. Для обогащения воздуха кислородом.
4. будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента; 4. Для профилактики возможных осложнений.
5. обучит маму правильной обработке ветряночных элементов; 5. Для улучшения состояния.
6. будет выполнять назначения врача; 6. Для лечения пациента.
7. обучит маму правилам проведения лечебной гигиенической ванны. 7. Для снятия кожного зуда.

Оценка: состояние пациента значительно улучшится, кожный зуд исчезнет. Цель будет достигнута.

Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз? пилороспазм?

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: настоящий вес ребенка 3200,0; ребенок беспокойный. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.

Из анамнеза: от первой беременности, роды I в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1-2 раза в день, затем участились и с 3-х недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Беседа с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.

Дата добавления: 2014-12-16 ; Просмотров: 5352 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Книга «Справочник медсестры» включает основную информацию по вопросам сестринского дела. Авторы рассказывают историю становления сестринского дела как науки, рассуждают о морально-этических качествах медицинской сестры, ее профессиональной ответственности, правах пациента с учетом современного подхода к сестринской деятельности (читатели смогут узнать, что такое сестринский процесс).

Отдельные разделы посвящены описанию, лечению, диагностике наиболее распространенных патологий и уходу за пациентом, помощи при неотложных состояниях. Кроме того, в книге приводятся описания основных медицинских манипуляций, выполняемых медсестрой.

Издание может быть использовано в качестве учебного пособия для средних медицинских учебных заведений и как руководство по уходу за больными в домашних условиях.

Ветряная оспа – острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусами семейства Herpes и характеризующееся образованием на коже пузырьковой сыпи.

Ветряная оспа – очень контагиозное заболевание. Дети до 3-х месяцев жизни болеют этим заболеванием редко в связи с трансплацентарно полученным от матери иммунитетом.

Инфекционное заболевание провоцируют вирусы семейства Herpes. Источник заражения – больной человек. Заражение происходит воздушно-капельным путем, возбудитель неустойчив в окружающей среде. Инкубационный период – 11–21 день.

Характерным проявлением ветряной оспы является сыпь. Заболевание начинается с появления высыпаний и ухудшения общего самочувствия. Повышается до фебрильного уровня температура тела, появляется головная боль, ухудшается аппетит. Сначала на коже образуются пятнисто-папулезные элементы, быстро превращающиеся в пузырьки с прозрачным, а затем мутным содержимым.

Через 1–2 дня пузырьки подсыхают с появлением бурых корочек. После отпадания корочек следов на коже не остается. Сыпь локализуется на лице, волосистой части головы, туловище, сопровождается зудом. Высыпания происходят отдельными эпизодами через 1–2 дня. Общая продолжительность высыпаний – 3–8 дней. После заболевания вырабатывается стойкий пожизненный иммунитет.

Энцефалит, менингит, присоединение бактериальной инфекции.

Учет эпидемиологических сведений (данные о контактах с больным человеком).

3. Обработка элементов сыпи этиловым спиртом или 1 %-ным раствором бриллиантового зеленого.

4. Медикаментозная терапия (по показаниям): дезинтоксикация, антивирусные, жаропонижающие, антигистаминные препараты, витаминотерапия.

Ранняя изоляция больного в индивидуальный бокс инфекционного отделения. Изоляция контактных детей, не болевших ветряной оспой, на срок с 11-го по 21-й день от начала контакта.

1. Лечение ветряной оспы в большинстве случаев проводится в амбулаторных условиях (за исключением тяжелых случаев).

2. Необходимо разъяснить родителям больного ребенка, что ему следует обеспечить хороший уход, покой (эмоциональный и физический), в период повышенной температуры тела рекомендуется постельный режим.

3. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться, необходима постоянная влажная уборка. Показана частая смена нательного и постельного белья.

4. Если имеется светобоязнь (боль в глазах от яркого света), комнату необходимо затемнить.

5. Пища должна быть калорийной, вкусной, разнообразной, теплой, жидкой или полужидкой консистенции. Кормят ребенка маленькими порциями, чаще, чем обычно, и только по желанию. В рацион больного обязательно включают овощи, фрукты и ягоды как продукты с повышенным содержанием витаминов. Рекомендуется обильное теплое питье: молоко, соки, морсы, отвары, минеральные воды, чай.

6. Необходимо тщательно следить за чистотой слизистых оболочек и кожных покровов, стричь ногти, регулярно мыть руки и наблюдать, чтобы ребенок не расчесывал элементы сыпи, не отдирал корочки.

7. Пузырьки и папулы надо регулярно смазывать 1 %-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором перманганата калия.

8. При лихорадке назначаются жаропонижающие средства.

источник

Основные клинические проявления ветряной оспы.

Продромальный период чаще всего отсутствует, иногда в течение 1-2 дней могут наблюдаться:

· субфебрильная температура, недомогание, вялость, беспокойство;

· редко понос, рвота (у детей младшего возраста).

· отмечаются повторные подъемы температуры до 37,5-38,5 0 С, что отражает динамику высыпаний (несколько волн с интервалом в 24-28 часов);

· одновременно на различных участках тела появляется ветряночная сыпь с характерным последовательным развитием своих элементов:макула – красное пятнышко размером от булавочной головки до чечевицы, затем папула (плотный узелок) и везикула – однокамерный пузырек, наполненный прозрачным содержимым, на 4-5 день пузырьки спадаются, покрываются корочкой. Основная локализация сыпи – волосистая часть головы, лицо, конечности, туловище. Высыпание происходит в несколько приемов на протяжении 3-5 дней, поэтому сыпь полиморфная, на одном участке кожи можно обнаружить: пятно, папулу, везикулу и корочки. Сыпь зудящая, оставляет ребенку беспокойство, особенно ночью, через 7-10 дней корочки отпадают, не оставляя рубцов (за исключением нагноившихся везикул, вследствие присоединения вторичной инфекции, когда происходит более глубокое поражение кожного покрова и после заживления пустул остаются рубчики);

· на слизистых оболочках зева, гортани, конъюнктивы глаз, половых органов также высыпают элементы ветряночной сыпи, которые быстро вскрываются, образуя язвочки и вызывая боль и дискомфорт при жевании и глотании.

Осложнения в основном, связаны с присоединением вторичной инфекции (пустулез, абсцессы, флегмоны).

Из других осложнений возможны: отиты, нефриты, пневмонии, энцефалиты.

У детей с иммунодефицитным состоянием могут развиваться тяжелые формы ветряной оспы – буллезная, геморрагическая и гангренозная. При этих формах заболевания выражены симптомы интоксикации и отмечаются характерные изменения на коже:

· при буллезной форме: образуются крупные вялые пузыри (буллы) с вяло заживающими язвами;

· при геморрагической форме: в пузырьках и на слизистых оболочках выявляются кровоизлияния, могут развиться носовые и кишечные кровотечения, гематурия;

· при гангренозной форме: везикулы быстро увеличиваются в размерах, заполняются кровянистым содержимым, позже образуются черные корки.

Нередко заболевание принимает генерализованное течение с поражением легких, миокарда, почек, кишечника и протекает тяжело, нередко заканчиваясь летально.

Ветряная оспа, присоединяясь к другим заболеваниям, может заметно отягощать их течение и в таких случаях, сама протекает более тяжело.

При инфицировании женщины в первые месяцы беременности допускается тератогенное действие ветряночного вируса на плод. Если женщина была инфицирована в первые месяцы беременности, возможно, развитие врожденной ветряной оспы. При заболевании беременной за несколько недель до родов первые клинические признаки у новорожденного могут появиться сразу после рождения. В этих случаях заболевание у них протекает в более легкой форме, так как у матери к этому времени уже успели выработаться специфические антитела, которые передались через плаценту плоду.

Прогноз при ветряной оспе, в основном, благоприятный.

Летальный исход возможен при тяжелых формах ветряной оспы (буллезной, геморрагической и гангренозной), а также при развитии генерализованной формы и тяжелых бактериальных осложнениях у новорожденных и детей раннего возраста с фоновыми и иммунодефицитными состояниями.

Составьте экспертную карту сестринского процесса

При ветряной оспе

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.
Планирование и мотивация сестринских вмешательств.
Профилактические мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение ветряной оспе.

2. Какими свойствами обладает возбудитель?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития ветряной оспы?

6. Каковы основные клинические проявления ветряной оспы?

7. Какие принципы лечения ветряной оспы?

8. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при ветряной оспе?

9. Какие осложнения могут развиться при ветряной оспе?

Септические осложнения: гнойный лимфаденит, отит, мастоидит, пневмония, гнойный плеврит, некротическая ангина (ранние осложнения, которые могут проявиться уже в первые дни болезни).

Аллергические осложнения: поражение почек, сердца, суставов (поздние осложнения, которые выявляются на 2-3 неделе заболевания).

Скарлатина является одним из самых коварных заболеваний, так как даже при легком течении болезни могут присоединяться осложнения со стороны сердца, почек, суставов, ЦНС и др.

Основные принципы лечения.

1. Госпитализация осуществляется по клинико-эпидемиологическим показаниям. Пациентов с легкой и среднетяжелой формой заболевания лечат в домашних условиях.

2. Постельный режим назначается на время острого периода.

3. Диета должна быть полноценной с достаточным количеством витаминов, механически и химически щадящая, особенно в первые дни болезни.

4. Этиотропная терапия проводится в течение 7 дней, препаратом выбора является пенициллин, из других антибиотиков назначают рулид, амоксилав, вепикомбин.

5. Гипосенсибилизирующая терапия: тавегил, супрастин и др.

7. Полоскание зева слабыми растворами антисептиков, настоями ромашки, эвкалипта, календулы и пр.

Профилактика скарлатины.

Средства специфической профилактики скарлатины отсутствуют, поэтому ведущими являются: закаливание, соблюдение санитарно-гигиенического режима в детских учреждениях, ранее выявление и изоляция больных ангиной, витаминизация пищи и пр.

Читайте также:  Ветряная оспа продукты

При скарлатине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.
Планирование и мотивация сестринских вмешательств.
Профилактические мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение скарлатине.

2. Какими свойствами обладает возбудитель скарлатины?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития скарлатины?

6. Каковы основные клинические проявления скарлатины?

7. Какие осложнения возможны при скарлатине?

8. Какие принципы лечения скарлатины?

9. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводят при скарлатине?

10. Каков прогноз заболевания?

1. Диарейный синдром связан с воздействием коклюшного токсина на моторику кишечника, недостаточностью ферментативных систем, чаще развивается у детей раннего возраста и проявляется поносом.

2. Нарушения со стороны нервной системы (энцефалопатия) развиваются при тяжелых формах коклюша с явлением апноэ, проявляются общим беспокойством, нарушением сна ночью, тремором конечностей, судорожным синдромом с кратковременной потерей сознания.

3. Сосудистые расстройства проявляются кровоизлияниями в кожу и слизистые, носовыми кровотечениями.

Прогноз коклюша в значительной степени зависит от возраста ребенка, тяжести течения и наличия осложнений. Для старших детей коклюш не очень опасен.

Прогноз остается серьезным у детей раннего возраста при присоединении осложнений (пневмонии, асфиксии, энцефалопатии).

Летальность среди детей до года достигает 0,1-0,9%.

Основные принципы лечения.

1. Госпитализации подлежат дети раннего возраста с тяжелой формой коклюша, с осложнениями или с сопутствующими заболеваниями.

2. Необходимо создать охранительный режим, максимально исключить все раздражители (психические, физические, болевые и пр.).

3. Основной задачей патогенетической терапии при тяжелых формах является борьба с гипоксией, проводится оксигенотерапия в кислородных палатках, при этом концентрация кислорода должна быть не выше 40%, при легких и среднетяжелых формах показана аэротерапия (длительное пребывание на свежем воздухе), при остановке дыхания – ИВЛ.

4. Для улучшения бронхиальной проходимости назначается эуфиллин внутрь или парентерально (особенно в случае появления признаков нарушения мозгового кровообращения, при обструктивном синдроме, отеке легких).

5. Для разжижения вязкой мокроты: мукалтин, мукопронт, раствор йодистого калия; противокашлевые препараты детям после 2-х лет – глауцина гидрохлорид, глаувент и др.

6. Ингаляции с раствором натрия гидрокарбоната, эуфиллина, новокаина, аскорбиновой кислоты.

7. Проведение постуральных дренажей, отсасывание слизи.

9. Седативные средства: седуксен, фенобарбитал (уменьшают частоту приступов).

11. Антибактериальная терапия: эритромицин, рулид, вильпрафен, суммамед (препятствуют колонизации коклюшных бактерий, но эффективность их ограничивается ранними сроками забоелвания, помимо этого они показаны при присоединении вторичной бактериальной инфекции) курс лечения – 8-10 дней.

12. Противококлюшный иммуноглобулин (детям до 2 лет).

Профилактические и противоэпидемические мероприятия при коклюше:

1. В условиях неполной и поздней диагностики больной изолируется на 30 дней от начала заболевания в домашних условиях, а при тяжелых формах и по эпидемическим показаниям проводится госпитализация.

2. На очаг накладывается карантин на 14 дней с момента разобщения с заболевшим, проводится выявление контактных, взятие их на учет и ежедневное наблюдение за ними (выявление кашляющих) с 2-х кратным бактериологическим обследованием, с интервалом – 7-17 дней (до получения 2-х отрицательных анализов).

3. Разобщению подлежат только дети 7-ми лет.

4. Проведение текущей дезинфекции во время карантина.

5. Специфическая профилактика: плановая активная иммунизация детей до года АКДС (ассоциированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной).

Вакцинация АКДС: с 3-х месяцев трехкратно с интервалом 30 дней.

I ревакцинация АКДС – через 1,5-2 года после вакцинации.

Прививки против коклюша детям старше 3-х лет не проводятся.

Детям до года, не привитым против коклюша, по показаниям вводится иммуноглобулин.

При коклюше

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей.
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса.
Планирование и мотивация сестринских вмешательств.
Профилактические мероприятия.
Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение коклюшу.

2. Какими свойствами обладает возбудитель коклюша?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития коклюша?

6. Каковы основные клинические проявления коклюша в катаральный период?

7. Каков основные клинические проявления коклюша в спазматический период?

8. Каковы особенности течения коклюша у детей до года?

9. Какие основные принципы лечения коклюша?

10. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при коклюше?

11. Какие осложнения могут развиться при коклюше?

Менингококковая инфекция

Менингококковая инфекция — острая инфекционная болезнь, вызываемая менингококком Neisseria meningitidis, с капельным (аэрозольным) механизмом передачи возбудителя; клинически характеризуется поражением слизистой оболочки носоглотки (назофарингит), генерализацией в форме специфической септицемии (менингококкемия) и воспалением мягких мозговых оболочек (менингит).

Этиология. Возбудитель болезни менингококк Вексельбаума — Neisseriameningitidis. Он представляет собой диплококк, неподвижный, жгутиков и капсул не имеет, спор не образует. Оптимум температуры для роста — 37°С. Аэроб и факультативный анаэроб. В реакции агглютинации различают серотипы А, В, С, дополнительно описаны другие серогруппы (X, Y, Z и др.). Помимо этого встречаются нетипируемые штаммы.

Эпидемиология. Менингококковая инфекция регистрируется во всех странах мира, во всех климатических зонах. Наиболее высокая заболеваемость — в странах Африки, особенно в Центральной и Западной (так называемый «менингитный пояс»). Предпосылками к заболеванию являются тесный постоянный контакт людей в замкнутых помещениях, высокая температура и влажность воздуха, повышенная концентрация углекислого газа и сероводорода. Все эти факторы являются обычными в экстремальных ситуациях. Психические и физические перегрузки, а также переохлаждение в свою очередь являются предрасполагающими моментами в возникновении болезни. Их

Симптомы и течение. Инкубационный период колеблется от 2 до 10 дней (чаще 4—6 дней). Согласно клинической классификации менингококковой инфекции В.И.Покровского, выделяют: локализованные формы (менингококконосительство и острый назофарингит); генерализованные формы (менингококкемия, менингит, менингоэнцефалит и смешанная); редкие формы (эндокардит, полиартрит, пневмония, иридоциклит).

Характеризуется умеренным повышением температуры тела (до38,5°С), которая держится 1—3 дня, слабо выраженными симптомами общей интоксикации (разбитость, головная боль, головокружение) и назофарингитом (заложенность носа, гиперемия, сухость, отечность стенки глотки с гиперплазией лимфоидных фолликулов). Менингит начинается, как правило, остро, с резкого озноба и повышения температуры тела до 38—40°С. Лишь у части больных (45%) за 1—5 дней появляются продромальные симптомы в виде назофарингита. Заболевание характеризуется выраженной общей слабостью, болями в глазных яблоках, особенно при движении, затем появляется головная боль в лобно-височных, реже — затылочных областях. Головная боль быстро нарастает, становится разлитой, мучительной, давящего или распирающего характера. Исчезает аппетит, возникает тошнота, не приносящая больному облегчения. Наблюдаются повышенная чувствительность (гиперестезия) ко всем видам внешних раздражителей (светобоязнь, гиперакузия), вялость, заторможенность, нарушения сна. При тяжелых формах характерны нарушения сознания (сомноленция, сопор, кома). Через 12—14 ч от начала болезни появляются объективные симптомы раздражения мозговых оболочек (ригидность мышц затылка, симптом Кернига, симптомы Брудзинского, Гийена). У большинства больных отмечаются снижение брюшных, периостальных и сухожильных рефлексов, а также их неравномерность (анизорефлексия). Поражения черепных нервов выявляются в первые дни болезни и отличаются обратимостью. Чаще всего поражаются лицевой нерв, а также глазодвигательные нервы (III, IV и VI пары), реже — подъязычный и тройничный нервы. В крови — высокий лейкоцитоз, нейтрофилез, сдвиг нейтрофилов влево, повышение СОЭ. Ликвор под повышенным давлением, мутный, выраженный нейтрофильныйцитоз, повышенное содержание белка.

Менингококковыйменингоэнцефалит характеризуется тяжелым течением, выраженными энцефалитическими проявлениями в сочетании с резким менингеальным и общеинтоксикационным синдромами. Общемозговая симптоматика нарастает быстро.

Осложнения. Наиболее грозными и часто встречающимися осложнениями у молодых людей являются острый отек и набухание головного мозга, инфекционно-токсический шок.

Лечение. Рано начатая и адекватная терапия позволяет спасти жизнь больного и определяет благоприятный социально-трудовой прогноз. В остром периоде болезни проводится комплексная терапия, включающая назначение этиотропных и патогенетических средств. В этиотропной терапии препаратом выбора является бензилпенициллин, который назначают из расчета 200 тыс. ЕД/кг массы тела больного в сутки. Препарат вводят с интервалом 4 ч внутримышечно (можно чередовать внутримышечное и внутривенное введение пенициллина). Обязательным условием применения бензилпенициллина в этих дозах является одновременное назначение средств, улучшающих его проникновение через гематоэнцефалический барьер.

Оптимальным является одновременное назначение кофеин бензоата натрия (в разовой дозе 4-5 мг/кг), лазикса (0,3-0,6 мг/кг) и изотонических растворов натрия хлорида или глюкозы (15—20 мл/кг). Эти препараты вводят внутривенно с интервалом 8 ч. Длительность терапии обычно 6—7 сут. Назначают внутривенное введение 500 мл изотонического раствора натрия хлорида (5% раствора глюкозы, раствора Рингера) с одновременным применением преднизолона в дозе 120 мг (внутривенно) и 5—10 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты. В случаях резкого падения артериального давления дополнительно внутривенно вводят 1 мл 1% раствора мезатона в 500 мл изотонического раствора натрия хлорида. Опыт работы показал нецелесообразность применения коллоидных растворов (гемодез, полиглюкин, реополиглюкин и др.) в связи с опасностью развития острой сердечной недостаточности и отека легких (особенно при введении больших количеств этих растворов — до 1 л и более). Для купирования преимущественно гипертонической дегидратации предпочтительным является применение изотонических кристаллоидных растворов. При этом скорость и длительность перфузии, общее количество введенной жидкости, глюкокортикоидов, прессорных аминов регулируются в зависимости от уровня артериального давления и диуреза. Необходима регулярная аускультация легких (опасность отека легких!). Обязательным в начальной фазе шока является введение внутривенно 10—20 тыс. ЕД гепарина для профилактики синдрома внутрисосудистого свертывания крови.

Второй важной особенностью терапии больных с тяжелыми формами болезни является обоснованное рациональное назначение этиотропных средств. В ряде случаев успешным может оказаться применение сорбционных методов детоксикации (гемо- и плазмосорбция). В периоде ранней реконвалесценции тотчас после отмены этиотропных средств назначаются: препараты, улучшающие микроциркуляцию в сосудах головного мозга (трентал или эмоксипин по 2 драже 3 раза в день или доксиум до 0,25 г 3 раза в день в течение 3 нед); препараты «ноотропного» действия, нормализующие процессы тканевого метаболизма головного мозга (пантогам по 1 таблетке 3 раза или пирацетам по 2 капсулы 3 раза или аминалон по 2 таблетки 3 раза в день в течение 6 нед); после завершения лечения препаратами, улучшающими микроциркуляцию, назначаются (с 4-й недели восстановительного лечения) средства адаптогенного действия: пантокрин по 30-40 капель 2 раза в день или левзея по 30-40 капель 2 раза в день или элеутерококк по 30-40 капель 2 раза в день в течение 3 нед. На протяжении всего периода восстановительного лечения больные получают поливитамины (ундевит, гексавит), кальция глицерофосфат по 0,5 г 2 раза в день и глютаминовую кислоту 1 г 2 раза в день. При затяжной санации ликвора (более 30 сут от начала лечения) назначают алоэ по 1 мл подкожно ежедневно в течение 10 дней или пирогенал внутримышечно через день (дозы необходимо подбирать индивидуально — начальная доза составляет 25-50 МПД, затем устанавливают дозу, вызывающую повышение температуры тела до 37,5-38,0°С, и повторяется ее введение до прекращения повышения температуры, после чего дозу постепенно повышают на 25-50 МПД; курс лечения состоит из 10 инъекций.

Прогноз. Число летальных исходов колеблется от 5—6 до 12-14% (с учетом летальных исходов у детей, а также в сельской местности и отдаленных районах).

Профилактика и мероприятия в очаге. Основными профилактическими мероприятиями являются раннее выявление и изоляция больных, санация выявленных менингококконосителей (бензилпенициллин по 300 тыс. ЕД внутримышечно через 4 ч в течение 6 дней или бициллин-5 1,5 млн ЕД внутримышечно однократно, или левомицетин по 0,5 мл 4 раза в день в течение 6 дней), пропаганда правил личной и общественной гигиены, закаливание, санитарно-просветительная работа.

Выберите один правильный ответ:

1.Возбудитель менингококковой инфекции является:

2.Источник менингококковой инфекции:

источник

Лекция № 14 « Сестринский уход при кори, краснухе, ветряной оспе, эпид. паротите»

Корь – это острое инфекционное заболевание, характеризующееся катаральным синдромом, поражением слизистых полости рта, симптомами интоксикации, наличием пятнисто – папулезной сыпи с переходом в пигментацию.

Возбудитель кори вирус Polinosa morbillarum из семейства парамиксовирусов – устойчив в окружающей среде, в капельках слюны погибают через 30 минут, при высыхании – мгновенно, хорошо переносит низкие температуры (при -70° сохраняется в течение 5 лет).

больной с последних дней инкубации, в течении всего катарального периода и периода высыпания. С 5-го дня появления сыпи больной не заразен.

воздушно- капельный ( вирус с потоком воздуха распространяется на значительные расстояния, проникает в соседние помещения через коридоры и лестничные клетки, по вентиляции на другие этажи здания).

Классификация: 1- типичная, 2) атипичная – митигированная.

Инкубационный период 9-17 дней.

Катаральный период (3-4 дня):

отмечается повышение температуры до 38-39, симптомы интоксикации, сухой кашель, насморк, гиперемия в зеве. Со 2-3 дня состояние ухудшается, появляется гиперемия конъюнктив, отек век, светобоязнь, склерит, на мягком нёбе – энантема в виде крупных красных пятен. На слизистой щек у нижних коренных зубов появляются пятна Бельского – Филатова – Коплика в виде мелких беловатых точек.

Период высыпания: начинается на 4-5 день болезни и продолжается 3-4 дня. Перед началом высыпания температура снижается, иногда до нормы, а затем снова повышается. В этом периоде симптомы интоксикации и катаральный синдром (насморк, кашель и т.д. ) максимально выражены. Больные вялые, адинамичные, отказываются от еды, может быть сильная головная боль, бред, судороги, рвота, подъем температуры до 40 °С. В Течение первых суток сыпь распространяется на лицо, шею, грудь и плечи. На 2-е сутки – сыпь полностью покрывает туловище, на 3-4 сутки руки и ноги. Сыпь пятнистая или пятнисто – папулезная, различных размеров, неправильной формы, склонная к слиянию, фон кожи не изменяется.

Период пигментации (7-14 дней):

пигментация начинается уже с 3- го дня периода высыпания и проходит поэтапно. Элементы сыпи приобретают коричневую или синюшную окраску.

— развивается у больных, получивших в инкубационном периоде иммуноглобулин. Инкубационный период удлиняется до 21 дня, симптоматика стертая. Катаральный период может отсутствовать, или сокращается до 1 дня, период высыпания так же укорачивается до 1 -2 дней. Сыпь мелкая, пятнистая, необильная, неяркая, этапность высыпания нарушается, пигментация бледная и кратковременная.

— пневмония, ларингит, ларинготрахеит, бронхит, бронхиолит, стоматит, энтерит, энцефалит, менингит, конъюнктивит, блефарит, кератит, отит, пиодермия, флегмона, цистит и пиелонефрит.

обычно на дому, госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами и осложнениями (ребенка помещают в отдельный бокс ).

Режим – постельный на период лихорадки и на 1- 2 дня нормальной температуры. Следить за гигиеной – регулярно умывать, промывать глаза, чаще поить и полоскать рот отварами трав. Конъюнктивы глаз обрабатывать 3-4 раза в день масляным раствором витамина А, губы смазывают кремом, маслом шиповника.

Диета — с учетом возраста ребенка, в острый период молочно – растительная, протертая пища. Рекомендуется чаще поить. После снижения интоксикации – мясные блюда в виде паровых котлет, запеканок.

Медикаментозная терапия – симптоматическая. Этиотропные препараты (виферон, реаферон и др.) при тяжёлом течении, антибиотики при бактериальных осложнениях.

Специфическая — проводиться – живой коревой вакциной с 12 мес., ревакцинация в 6 лет.

Неспецифическая – изоляция больного на 5 дней от начала высыпания. Дети, бывшие в контакте с больным корью, не привитые и не переболевшие корью наблюдаются 21 день. Не привитых или привитых однократно вакцинировать в течении 72 часов без ограничения по возрасту.

Детям, имеющим противопоказания к живой коревой вакцине и детям от 3 месяцев до 1 года – проводят пассивную иммунизация иммуноглобулином.

Читайте также:  Документ по профилактика ветряной оспы

Вирусное заболевание, протекающее в виде приобретенной и врожденной инфекции.

Приобретённая краснуха – острое инфекционное заболевание, характеризующееся мелкопятнистой сыпью, увеличением затылочных и заднешейных лимфоузлов, умеренной интоксикацией и незначительными катаральными явлениями.

Врожденная краснуха – хроническая инфекция с трансплацентарным путем передачи, приводящая к гибели плода, раннему выкидышу или тяжелым порокам развития.

Этиология — вирус краснухи относится к группе тогавирусов, нестоек в окружающей среде, хорошо переносит низкие температуры, при УФО гибнет сразу.

Источник инфекции – больной, дети с врожденной краснухой и вирусоносители.

— воздушно-капельный, контактно-бытовой, трансплацентарный.

1- «малый» краснушный синдром

2 – «большой» краснушный синдром

Инкубационный период : 11-21 день.

Продромальный период – непостоянный, от нескольких часов до 1-2 дней. У детей повышается температура до субфебрильных цифр, недомогание, утомляемость, головная боль, насморк, увеличиваются л/узлы затылочные и заднешейные.

Период высыпания – длится 2-3 дня. Сыпь появляется одновременно и в течение суток покрывает лицо, грудь, живот, спину, конечности. Локализуется преимущественно на разгибательных поверхностях рук, боковых поверхностях ног, на спине, пояснице, ягодицах – на неизменной коже. Сыпь мелкопятнистая с ровными очертаниями, довольно обильная, бледно-розовая, не сливается. Исчезает бесследно.

Характерно увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов .Л/узлы увеличены умерено и слегка болезные.

— «Малый» краснушный синдром (триада Грегга) включает глухоту, катаракту и пороки сердца.

— «Большой» краснушный синдром:

проявляется глубоким поражением головного мозга (анэнцефалия, микроцефалия, гидроцефалия), пороками развития сердца и сосудов, поражением глаз (глаукома, катаракта ), пороками развития скелета и черепа (незаращение твердого неба), пороками развития мочеполовых органов и пищеварительной системы, поражением органа слуха (глухота), гепатоспленомегалией и др.

— Постельный режим на острый период.

— Этиотропное – рекомбинантными интерферонами ( по показаниям).

специфическая – вакцинация в 12месяцев, ревакцинация в 6лет.

больные изолируется на 7 дней с момента появления сыпи. Дети, бывшие в контакте с больным, наблюдаются 21 день. Беременных из очага краснухи обследуют на наличие IgM , IgG к вирусу краснухи. В случае появления клинических признаков краснухи у беременной, ее предупреждают о наличии риска врожденной патологии плода, после лабораторного подтверждения диагноза решение о прерывании беременности женщина принимает сама.

Беременных вакцинировать нельзя. Беременность нежелательна в течении З-х месяцев после прививки от краснухи.

Это высоко контагиозное инфекционное заболевание, протекающее с характерной пузырьковой сыпью, умерено выраженной интоксикацией.

Заболевание широко распространено во всех странах. Восприимчивость от 6 месяцев до 10 лет – 100 %.

фильтрующийся вирус из семейства Herpesviridae подсемейства а, очень не стойкий в окружающей среде. Быстро гибнет от воздействия УФО лучей, под воздействием высоких температур (+50°). Хорошо переносит низкие температуры, замораживание, размораживание.

источник – больной ветряной оспой и опоясывающим лишаем т.к. эти два вируса очень близки по своим свойствам.

Пути передачи – воздушно -капельный, контактно-бытовой, редко, трансплацентарный. Заболеваемость повышается в зимний период.

Инкубационный период с 11 до 21 дня. Затем появляется сыпь на лице, волосистой части головы, туловище, иногда на слизистых щек, языка, нёба, конъюнктивах, половых органов. Высыпания сопровождаются нарушением самочувствия, головной болью, повышением температуры до 37,5-38,5 °. Чаще общее состояние не нарушено.

Ветряночная сыпь имеет вид мелких пятнисто – папулезных элементов, которые в 1 сутки превращаются в пузырьки с прозрачным содержимым диаметром 2-5 мм. Пузырьки однокамерные, подсыхают через 1-2 дня с образованием тонких буроватых корочек, которые держатся 4-7 дней. Корочки, отпадая, не оставляют следа. В некоторых случаях остаются единичные рубчики (визитная карточка ветряной оспы). Сыпь появляется не одновременно, а в течении 2-5 дней. Поэтому на одном больном можно увидеть папулы, пузырьки и корочки т.е. сыпь полиморфна. Сыпь может сопровождаться зудом. Пузырьки на слизистых быстро вскрываются, превращаются в эрозии, которые заживают через 3-5 дней.

1. Буллёзная — элементы сыпи сливаются в крупные пузыри, интоксикация резко выражена.

2. Геморрагическая — встречается у детей с геморрагическими диатезами и у детей, получающих гормоны и цитостатики. При этой форме происходит кровоизлияние в везикулы (пузырьки становятся красные) – это злокачественная форма. Общее состояние тяжелое, нередко летальный исход .

3. Рудиментарная – характеризуется появлением розеолёзных высыпаний, температура в норме, интоксикация отсутствует.

4. Пустулёзная – развивается при наслоении вторичной инфекции. При этом отмечается повторный подъем температуры, нарастание симптомов интоксикации, помутнение содержимого пузырьков, после отпадения корочек остаются рубчики.

При инфицировании в 1 – е 4 месяца беременности – у новорожденного может быть «синдром ветряной оспы» – внутриутробная дистрофия, недоразвитие конечностей, слепота, отставание в психомоторном развитии. При заболевании беременной за 5-6 дней до родов – клиника ветряной оспы у новорожденного проявляется сразу после рождения, но течение ее благоприятное т.к. ребенок уже получил от матери специфические антитела. При заболевании беременной непосредственно перед родами антитела у новорожденного отсутствуют, поэтому ветряная оспа клинически проявляется на 5-10 день жизни и протекает с поражением внутренних органов (легких, сердца, почек и т.д.).

чаще обусловлены присоединением вторичной инфекции (пневмония, энцефалит, ларингит, стрептодермия, абсцесс, флегмона, стоматит, сепсис и др. ).

— госпитализируют детей с тяжелыми формами и осложнениями

— обрабатывать элементы сыпи 1% р-ром бриллиантовой зелени или 5% р-ром перманганата калия – 2-3 раза в день

— этиотропная терапия: специфический варицелло – зостерный иммуноглобулин, ацикловир (зовиракс), препараты интерферона, изопринозин.

— гигиенические ванны с перманганатом калия в период выздоровления.

Уход – строжайшая гигиена, ежедневно менять постельное и нательное белье, не купать, обильное питье, полоскание рта после еды.

— специфической нет ( в основном календаре прививок).

— неспецифическая – изоляция больного до 5 дня с момента последнего высыпания ( 10 дней ).

— Наблюдение за контактными – 21 день ( осмотр кожи и термометрия ).

— в ДУ влажная уборка и проветривание помещения.

— Санпросвет работа с персоналом и родителями.

— С целью активной специфической профилактики используют живую варицелло – зостерную вакцину (варилрикс, окавакс ) детям из группы риска.

Пассивная специфическая профилактика (введение варицелло – зостерного иммуноглобулина) показана контактным детям из группы риска (с заболеваниями крови, с ИДС), а также контактным беременным.

это острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами интоксикации, поражением слюнных желез, ЦНС и вовлечением в процесс других органов и систем.

— возбудитель вирус из семейства парамиксовирусов, неустойчив во внешней среде, чувствителен к нагреванию, высушиванию, действию дезинфицирующих средств, УФО. Не чувствителен к химиопрепаратам, а/б, к действию низких температур, не летуч. Заражение происходит только в пределах комнаты.

— больной с конца инкубационного периода + 3-5 дней болезни. Выделение вируса прекращается после 9 дня болезни.

Путь передачи – воздушно-капельный.

1. Типичная форма (с поражением заушных слюнных желез):

— комбинированная ( например – паротит + панкреатит или паротит + орхит или паротит + серозный менингит).

2. Атипичные формы (без поражения заушных слюнных желез):

-изолированная ( например – орхит),

— комбинированная ( например – панкреатит + сублингвит или

Инкубационный период от 11 до 21 дня.

Типичная форма (изолированная) —паротит

начинается с повышения температуры, жалоб на боль при открывании рта, жевании, появляется – увеличение околоушной слюнной железы с одной стороны, а через 1 -2 дня с другой. Припухлость располагается сзади и спереди от ушной раковины так, что мочка уха находится в центре опухоли. Консистенция ее тестоватая, кожа над ней напряжена, цвет не изменен. При пальпации припухлость умеренно болезненная. Степень увеличения околоушных слюнных желез различная, от незаметной при осмотре, до значительной, меняющей конфигурацию лица. Увеличение слюнных желез в среднем держится 5-7 , максимум 10 дней.

Субмандибулит – поражение подчелюстных слюнных желёз – встречается в сочетании с паротитом, но может быть и изолированным. При субмандибулите припухлость в виде продолговатого образования определяется под нижней челюстью, тестоватая, умеренно болезненная.

Сублингвит — поражение подъязычной слюнной железы. Обычно сочетается с паротитом или субмандибулитом. Припухлость определяется в подбородочной области и под языком. Возможно развитие отёка глотки и гортани.

Панкреатит – поражение поджелудочной железы. Встречается у 1/2 больных, развивается одновременно с паротитом, крайне редко pancreas поражается изолированно. Клинически панкреатит проявляется схваткообразными болями в левом подреберья, нередко опоясывающего характера, повышением температуры , бывает тошнота, рвота, запоры или понос.

Поражение мужских половых желез (орхит, простатит):

Орхит – воспаление яичек, встречается чаще в более старшем возрасте- у подростков и мужчин. Развивается остро на 3-10 день, возможно через 2-5 недель, сочетается с паротитом или протекает автономно. Общее состояние больных резко ухудшается – температура повышается до 39-41°. Одновременно появляются боли в тестикулах, иррадиирущие в поясницу, промежность, усиливающиеся при вставании с постели. При осмотре – объем увеличен, кожа мошонки гиперемирована, отечная. Симптомы максимально выражены 3-5 дней, затем угасают.

У девочек в период полового созревания м.б.- оофорит (воспаление яичников).

Маститы паротитной этиологии встречаются у женщин и мужчин. Крайне редко поражается щитовидная железа – тириоидит, характеризуется болью в области шеи, повышением температуры, потливостью, экзофтальмом.

Серозный менингит может быть единственным проявлением паротитной инфекции.

После поражения мужских половых желез м.б. атрофия яичек, опухоли, хронический орхит, бесплодие, импотенция.

Причем бесплодие может развиться не только после орхита, но и после ЭП, протекающего без симптомов орхита.

Исходы оофоритов чаще благоприятные, но возможно бесплодие, ранняя менопауза, нарушение менструального цикла, ювенальные маточные кровотечения, карцинома яичника и атрофия.

После панкреатита – в ряде случаев возникает хронический панкреатит, . сахарный диабет, ожирение.

После поражения ЦНС длительно (от 3 месяцев до 2 лет) сохраняются повышенная утомляемость, головные боли, плаксивость, агрессивность, нарушение сна, снижение успеваемости. В ряде случаев развивается гипертензионный синдром, энурез. Редко эпилепсия, глухота, слепота.

— в домашних условиях показано лечение больных, только с изолированным поражением слюнных желез, протекающим в легкой или среднетяжелой форме.

. Остальные формы – госпитализировать (особенно мальчиков старше 12 лет).

-пища теплая, жидкая или полужидкая (исключить соки, сырые овощи, кислое — сокогонное, острое, жирное);

— местно ( на поражённую железу ) сухое тепло ;

— симптоматическое лечение (жаропонижающие, обезболивающие );

— в тяжелых и атипичных случаях- противовирусные препараты (изопринозин).

– специфическая – вакцинация в 12 месяцев, ревакцинация в 6 лет

— неспецифическая – изоляция больного на 9 дней, наблюдение за контактными 21 день.

источник

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обоснованием.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните матери, как и для чего проводится сбор мочи по Зимницкому.

4. Обучите мать подсчету выпитой и выделенной жидкости.

5. Продемонстрируйте манипуляцию «Сбор мочи у мальчиков грудного возраста».

Эталоны ответов

1. У ребенка нарушены потребности: выделять, поддерживать температуру тела,

— ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений.

Из данных проблем приоритетными являются — отеки и олигурия.

2. Краткосрочная цель: отеки уменьшатся, а количество мочеиспусканий увеличится через 2-3 дня.

Долгосрочная цель: отеки ликвидируются и не будут больше возникать в течение госпитализации.

План Мотивация
1. Медицинская сестра обеспечит соблюдение постельного режима. 1. С целью улучшения кровообращения почек.
2. Медицинская сестра обеспечит соблюдение бессолевой диеты с ограничением животного белка и жидкости. 2. С целью улучшения водно-солевого обмена.
3. Медицинская сестра будет вести «Листок диуреза». 3. Для учета выпитой и выделенной жидкости.
4. Медицинская сестра обеспечит согревание поясницы и нижних конечностей. 4. Для уменьшения болевого синдрома.
5. Медицинская сестра будет ежедневно пальпаторно определять отеки и оценивать состояние ребенка. 5. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи и возникновения осложнений.
6. Медицинская сестра будет ежедневно взвешивать ребенка. 6. С целью выявления скрытых отеков.
7. Медицинская сестра будет осуществлять своевременную смену нательного и постельного белья. 7. Для обеспечения комфортного состояния ребенка.
8. Медицинская сестра будет проветривать палату по 10-15 мин. каждые 3 часа. 8. Для улучшения аэрации.
9. Медицинская сестра будет выполнять назначения врача.

Оценка: отеки уменьшатся, мочеиспускание участится. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей сущность назначенного обследования.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери подсчету выпитой и выделенной жидкости. Осуществляет обучение в соответствии со стандартом манипуляции.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Медицинская сестра на патронаже у ребенка 5 лет больного корью. Ребенок болен 6-ой день, 2 день высыпания.

Предъявляет жалобы на повышение температуры тела до 37,8-38 о С.; гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, сухой кашель, насморк, высыпания по телу.

При осмотре: Т-37,8 о С, ЧСС-120 в мин., ЧДД — 28 в мин. На кожных покровах лица, верхней половине туловища пятнисто-папулезная сыпь, расположенная на негиперемированном фоне. Сыпь местами сливается. У ребенка гнойный конъюнктивит, светобоязнь, серозное отделяемое из носа. По внутренним органам без патологии. Физиологические отправления в норме.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обоснованием.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость изоляции ребенка.

4. Обучите мать правилам ухода за кожей и слизистыми.

5. Продемонстрируйте постановку прививки против кори.

Эталоны ответов

1. У ребенка нарушены потребности: быть чистым, поддерживать температуру тела, дышать, быть здоровым, играть, общаться.

— сухой кашель, серозное отделяемое из носа,

Из данных проблем приоритетными являются — светобоязнь, сухой кашель.

2. Краткосрочная цель: лихорадка и катаральные явления у ребенка уменьшатся через 2-3 дня.

Долгосрочная цель: катаральные явления и высыпания купируются через неделю.

План Мотивация
1. Медицинская сестра объяснит матери необходимость изоляции в отдельную комнату на 5-10 дней, объяснит матери необходимость проведения влажной уборки 2-3 раза в день, частое проветривание (свежий воздух), затемнение окон шторами. 1. Для предотвращения распространения инфекции по эпидемическим показаним. Для уменьшения светобоязни
2. Медицинская сестра обеспечит частое, обильное питье соков, морсов, компотов. Пища легкоусвояемая в полужидком теплом виде (каши, слизистые супы), овощное пюре. 2. С целью дезинтоксикации.
3. Медицинская сестра обучит мать ежедневному туалету кожи, слизистых (подмывание, обтирание, обработка слизистой рта,полоскание отваром трав, промывание глаз раствором фурациллина, чаем, отваром ромашки, закапывание капель по назначению врача), обучит мать туалету полости носа. Закапыванию капель в нос по назначению врача. 3. Для удовлетворения потребности быть чистым. Для уменьшения воспаления в носовой полости и свободного носового дыхания.
4. Медицинская сестра обеспечит прием отвара отхаркивающих трав (фиалки, мяты, чабреца, алтея) по назначению врача, постановку горчичников на грудную клетку, ножных горячих ванн. 4. Для смягчения, увлажнения кашля.
5. Медицинская сестра организует досуг ребенка (чтение книг, настольные игры). 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться
6. Медицинская сестра проведет беседу с матерью о профилактике осложнений. 6. Для предупреждения возникновения новых случаев заболевания
7. Медицинская сестра проведет срочный учет всех контактных (в квартире, в соседних квартирах) и наблюдение за очагом в течение 21 дня; иммунизацию не привитых и не болевших корью ЖКВ, а детям с медотводами и детям до года — введение противокоревого гамма-глобулина. 7. Для купирования распространения инфекции.
Читайте также:  Ветряная оспа в хирургическом стационаре

Оценка: катаральные явления купируются, сыпь исчезнет, ребенок будет безопасен через 9 дней. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость изоляции ребенка.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам ухода за кожей и слизистыми.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Вы — медицинская сестра поликлиники. Осуществляете патронаж к ребенку 10 лет, больному коревой краснухой, 2-й день заболевания.

При сборе данных выявлено: Т-37,2 о С. Состояние удовлетворительное. Беспокоят небольшой насморк, покашливание. На всем теле, больше на ягодицах, конечностях зудящая мелкопятнистая сыпь. Пальпируются увеличенные лимфоузлы до 1,0 см в диаметре, б/б, подвижны. Физиологические отправления в норме.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обоснованием.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость изоляции ребенка.

4. Обучите мать уходу за слизистыми

5. Продемонстрируйте закапывание капель в глаза.

Эталоны ответов

1. У ребенка нарушены потребности: быть чистым, поддерживать температуру тела, дышать, быть здоровым, учиться.

Из данных проблем приоритетной является — зуд.

2. Краткосрочная цель: зуд уменьшится в течение 1-2 суток.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 3 дня.

План Мотивация
1. Медицинская сестра назначит изоляцию ребенка в течение 5 дней. Подаст экстренное извещение в СЭС 1. Для предотвращения распространения инфекции по эпидемическим показаниям.
2. Медицинская сестра будет следить за проведением влажной уборки 2 раза в день, частым проветриванием. 2. Для предотвращения распространения инфекции по эпидемическим показаниям.
3. Медицинская сестра обеспечит полноценное питание, богатое витаминами. Теплое питье. Для повышения иммунитета. Для снятия покашливания.
4. Медицинская сестра будет следить, чтобы мать по назначению врача давала: -антигистаминные (димедрол, супрастин и др.); -капли в нос 4. Для уменьшения зуда, для снятия насморка.
5. Медицинская сестра выяснит, нет ли среди контактных беременных в I половине (консультация акушера-гинеколога). 5. Для предотвращения заболевания и развития у плода различных уродств.

Оценка: сыпь исчезнет через 2-3 дня, ребенок будет здоров через 5 дней. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость изоляции ребенка.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам ухода за слизистыми.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Ребенок 4-х лет, посещает детский сад. Заболел неделю назад, когда отмечалась температура до 37,5 о С, насморк, сухой кашель. Лечились самостоятельно, но улучшения не отмечалось. Кашель стал приступообразным, до рвоты, иногда во время приступа — недержание мочи.

Из анамнеза: карантина в д/саду нет. Ребенок привит по возрасту, но прививался АДС- анатоксином.

При осмотре: состояние ребенка удовлетворительное, активный, играет. Во время осмотра зева развился приступ кашля, серия кашлевых толчков, сопровождающихся глубокими свистящими вдохами. Лицо ребенка гиперемировано, с цианотичным оттенком, набухание шейных вен, язык высунут изо рта. Приступ закончился отхождением небольшого количества вязкой мокроты. Температура в норме. Кожа чистая. По органам и системам без патологии. Диагноз: коклюш, период спазматического кашля.

1. Удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обоснованием.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость создания спокойной обстановки в семье.

4. Обучите мать постановке горчичников.

5. Продемонстрируйте постановку горчичников.

Эталоны ответов

1. У ребенка нарушены потребности: дышать, выделять, играть, общаться.

— риск развития осложнений: бронхита, пневмонии, выпадения прямой кишки, грыжи, кровоизлияний в склеру, головной мозг.

Из данных проблем приоритетной является — приступообразный кашель.

2. Краткосрочная цель: кашель станет мягче, приступы короче и реже в течение недели.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров в течение 1 мес. без осложнений.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка на 30 дней. 1. Для предотвращения распространения инфекции
2. объяснит матери необходимость соблюдения охранительного режима (спокойная обстановка, отвлекать ребенка играми, чтением). 2. Для уменьшения провокации приступов.
3. Объяснит необходимость частого проветривания, сна на свежем воздухе, прогулок на свежем воздухе в отдалении от детей. 3. Для уменьшения гипоксии.
4. Обеспечит полноценное питание малыми порциями после приступа кашля. При рвоте – будет докармливать. 4. Для правильного развития ребенка.
5. Будет следить, чтобы мать по назначению врача давала: антибиотики, седативную терапию, отхаркивающие средства — травы и т.д. 5. Как противовоспалительное средство для уменьшения частоты приступов для смягчения кашля.
6. Обеспечит взятие мокроты на бак.исследование (методом «кашлевых пластинок» или мазок из носоглотки на возбудителя коклюша. 6. Для подтверждения диагноза и выделения возбудителя.
7. Обеспечит наложение карантина на контактных 14 дней. 7. Для предотвращения распространения заболевания.

Оценка: приступы кашля уменьшатся через неделю, ребенок будет здоров через 30 дней без осложнений. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость спокойной обстановки в семье.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам постановки горчичников.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Наташа Р., 6 лет, заболела остро, появился озноб, многократная рвота, температура повысилась до 39 о С. Был вызван участковый врач, который, осмотрев девочку, дал направление в стационар.

Жалобы при поступлении: боль в горле, головная боль, суставные и мышечные боли.

Объективно: общее состояние ближе к тяжелому. Правильного телосложения, удовлетворительного питания. На гиперемированном фоне кожных покровов обильная, мелкоточечная сыпь. Пульс 130 ударов в 1 мин., тоны сердца приглушены. Кончик языка сосочковый. Язык обложен густым белым налетом. В зеве яркая ограниченная гиперемия, рыхлые миндалины, гнойные налеты на них. Подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации.

Диагноз: скарлатина, тяжелое течение.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы пациента с их обоснованием.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость применения антибиотиков для лечения.

4. Обучите мать сбору мочи у девочек на общий анализ.

5. Продемонстрируйте взятие мазка из зева и носа на BL.

Эталоны ответов

1. У ребенка нарушены потребности: быть здоровым, поддерживать температуру тела, выделять, быть чистым, играть, общаться.

— суставные и мышечные боли,

— гнойный налет на миндалинах,

— риск развития миокардита, нефрита.

Из данных проблем приоритетной является — лихорадка, боли (в горле,

суставные, мышечные, головная).

2. Краткосрочная цель: лихорадка и боли уменьшатся в течение 2 дней, прекратится рвота.

Долгосрочная цель: ребенок будет здоров через 10 дней без осложнений.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Обеспечит изоляцию ребенка в отдельный бокс на 10 дней + 12 дней домашнего режима. Подаст экстренное извещение в СЭС. 1. Для предотвращения распространения заболевания (по эпидемическим показаниям).
2. Обеспечит постельный режим до исчезновения температуры, выраженных симптомов интоксикации.
3. Обеспечит полноценное витаминизированное питание в теплом, жидком, полужидком виде. 3. Для уменьшения болей при приеме пищи.
4. Обеспечит обильное питье (морс, соки) при отсутствии рвоты. 4. Для дезинтоксикации.
5. Обеспечит полоскание зева раствором антисептика, травами: фурациллин, ромашка, календула и др. 5. Для уменьшения болей в горле и снятия налетов.
6. Обеспечит смену нательного, постельного белья, обработку кожи. 6. Для удовлетворения потребности быть чистым.
7. Обеспечит влажную уборку в боксе с дез. средствами, проветривание, обработку посуды больного с использованием дез.средств, мытье игрушек. 7. Для предотвращения распространения заболевания.
8. Обеспечит капельное введение гемодеза, реополиглюкина, глюкозо-солевых растворов — парентерально по назначению врача. 8. Для дезинтоксикации.
9. Обеспечит дачу симптоматических средств: жаропонижающих, сердечных, витаминов. 9. Для снижения температуры, улучшения сократительной способности миокарда
10. Будет вести учет диуреза, подсчет пульса. ЧДД, сбор анализов мочи. 10. Для профилактики осложнений.
11. Выполнит назначения врача: введет антибиотики пенициллинового ряда, десенсибилизирующие. 11. Для действия на стрептококк, уничтожения возбудителя.

Оценка: симптомы интоксикации уменьшатся через 3-4 дня, через 10 дней ребенок будет выписан на домашний режим без осложнений. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость приема антибиотиков.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам сбора мочи у девочек на общий анализ.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Медицинская сестра на патронаже у ребенка, больного ветряной оспой. Настя А., 3-х лет, посещает д/сад “Огонек”. Жалуется на подъем температуры до 38 о С, сыпь. Заболела день назад, когда стала жаловаться на головную боль, отказалась от еды. Вечером появилась сыпь.

Объективно: состояние не тяжелое, температура 38,0 о С. На коже по всему телу отмечается полиморфная сыпь: папулы, везикулы. Сыпь также имеется на волосистой части головы, на слизистых полости рта и половых органах. Высыпания сопровождаются зудом. Со стороны внутренних органов без видимой патологии. Физиологические отправления в норме.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы ребенка.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните матери необходимость обработки кожи.

4. Обучите мать методике подмывания ребенка.

5. Продемонстрируйте подмывание ребенка.

Эталоны ответов

1. Нарушено удовлетворение потребностей: поддерживать температуру тела, есть, быть чистым, быть здоровым, играть,

— риск развития стоматита, “ветряночного крупа”, пиодермии.

Приоритетные проблемы: лихорадка, полиморфная сыпь.

2. Цель краткосрочная: температура нормализуется через 3 дня.

3. Цель долгосрочная: ребенок выздоровеет через 9 дней без осложнений.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Объяснит необходимость изоляции ребенка на 10 дней (до момента отпадения корочек) в отдельную комнату. 1. Для предотвращения распространения инфекции (по эпидемиологическим показаниям).
2. Подаст экстренное сообщение в СЭС.
3. Будет следить за проведением влажной уборки и проветриванием 2-3 раза в день.
4. Обеспечит обильное питье (морсы, соки, компоты). Пища должна быть полноценная, легкоусвояемая, исключить острое, соленое, кислое. .
5. Объяснит матери уход за кожей и слизистыми: обработка элементов сыпи 1-2% раствором, полоскание полости рта 2% содовым раствором, отваром трав (ромашки, шалфея и др.), подмывание слабым раствором , раствором трав (ромашки, шалфея) 4. Для уменьшения болей из-за высыпаний на слизистых
6. Будет следить, чтобы мать по назначению врача давала: а/гистаминные (димедрол, супрастин, тавегил и др.) жаропонижающие (парацетамол, анальгин) Для уменьшения зуда. Для снижения лихорадки.
7. Обеспечит наложение карантина на контактных на 21 день По эпидемическим показаниям

Оценка: ребенок будет здоров через 9 дней без осложнений. Цель будет достигнута.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость обработки кожи.

5. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам подмывания.

6. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Ребенок 4 лет, посещает детский сад. Заболел остро, придя из садика стал капризничать, жалуется на боль в области правого уха. На следующий день боль усилилась, появилась припухлость в области правой щеки.

Объективно: общее состояние ребенка удовлетворительное, температура — 38 о С, правильного телосложения, удовлетворительного питания, кожные покровы чистые, без сыпи. Отмечается асимметрия лица, припухлость в области правой щеки тестообразной консистенции, слегка болезненная при пальпации.

В зеве отмечается легкая гиперемия. Со стороны других органов и систем видимой патологии не выявлено. Диагноз — эпидемический паротит.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы ребенка.

2. Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните матери, что значит “изоляция ребенка” при инфекционном заболевании.

4. Обучите мать проведению термометрии.

5. Продемонстрируйте постановку согревающего компресса на ухо ребенку.

Эталоны ответов

1. Нарушено удовлетворение потребностей: поддерживать температуру тела, быть здоровым, быть чистым, играть, общаться.

— боль и припухлость в околоушной области справа,

— риск развития серозного менингита, панкреатита, гнойного паротита.

Приоритетная проблема: боль в околоушной области и лихорадка.

2. Цель краткосрочная: боль в области правой щеки и лихорадка уменьшатся через 2-3 дня.

Цель долгосрочная: ребенок будет здоров без осложнений через 9 дней.

План Мотивация
Медицинская сестра:
1. Объяснит необходимость изоляции больного в отдельную комнату на 9 дней. Подаст экстренное извещение в СЭС. 1. Для предотвращения распространения инфекции (по эпидемиологическим показаниям).
2. Будет следить за проведением влажной уборки 2-3 раза в день, частым проветриванием, мытьем игрушек содовым раствором ежедневно; выделением отдельной посуды ребенку. 2. Для предотвращения распространения инфекции (по эпидемиологическим показаниям).
3. Обеспечит обильное питье (морсы, соки, компоты). Пища принимается в жидком, полужидком виде. Исключит жирную пищу, мучные изделия (булки, макароны, белый хлеб). 3. С целью дезинтоксикации. — для уменьшения болей при жевании — для уменьшения нагрузки на поджелудочную железу.
4. Обучит мать методике постановки сухого тепла на область пораженной железы. 4. Для уменьшения болей, высыпания.
5. Объяснит матери необходимость обеспечения досуг а ребенку: игры, книги. 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться в связи с изоляцией.
6. Будет следить, чтобы мать выполняла назначения врача: симптоматические средства; жаропонижающие, обезболивающие: анальгин, парацетамол и т.д. 6. Для снятия лихорадки, уменьшения болей.
7. Проведет беседу с матерью о заболевании, профилактике осложнений. 7. Для удовлетворения потребности избегать опасности
8. Обеспечит наложение карантина на контактных на 21 день (строгое разобщение с 11 по 21 день), срочную иммунизацию не привитых и не болевших эпид. паротитом ЖПВ, а детям с мед. отводами и до1 года — введение иммуноглобулина. 8. Для предотвращения возникновения заболевания

Оценка: ребенок будет здоров без осложнений через 9 дней. Цель будет достигнута.

3. Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость изоляции ребенка.

4. Студент продемонстрирует правильно выбранную методику обучения матери правилам термометрии.

5. Студент продемонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом, принятым в данном учебном заведении.

Ребенок 5 лет отдыхал в лесу с родителями. Вокруг было много цветущих деревьев. Внезапно у ребенка появился кашель, чувство стеснения за грудиной, затруднен выдох. Температура нормальная, кожа бледная, выражен цианоз носогубного треугольника. Врачебный диагноз: приступ бронхиальной астмы.

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталоны ответов

1. Нарушены потребности: дышать, спать, отдыхать, играть, быть здоровым, общаться.

— неэффективное очищение дыхательных путей;

— беспокойство по поводу исхода заболевания;

— ухудшение состояния пациента, связанное с развитием осложнений

2. Приоритетная проблема пациента — неэффективное очищение дыхательных путей.

Краткосрочная цель: пациентка отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затрудненное дыхания к моменту выписки.

источник