Меню Рубрики

Задачи по полиомиелиту у детей

Задача 2. В Индию прибыла группа врачей по линии ВОЗ для выявления больных полиомиелитом и оказании помощи в проведении поголовной вакцинации против полиомиелита

В Индию прибыла группа врачей по линии ВОЗ для выявления больных полиомиелитом и оказании помощи в проведении поголовной вакцинации против полиомиелита. В одной из обследованных деревень к врачам принесли из многодетной семьи мальчика, 6 лет, который заболел 5 дней назад. Внезапно повысилась температура, сильно заболела голова, была повторная рвота, боль в руках и ногах. В последующие дни состояние ребёнка ухудшилось. При обследовании у ребёнка высокая температура, резкая слабость, менингеальные симптомы, на правой ноге снижен мышечный тонус, резко ослаблены сухожильные рефлексы, стопа свисает. При пункции спинномозгового канала ЦСЖ вытекает под повышенным давлением, увеличено количество лимфоцитов, бактерии не обнаружены. Ребёнку поставлен предварительный диагноз «Паралитическая форма полиомиелита».

1. Полиовирусы – представители сем. Picornaviridae, рода Enterovirus. Возбудители полиомиелита – полиовирусы 1 (85%), 2 и 3 серотипа.

Вирион всех энтеровирусов имеет форму многогранника с d=22-30 нм. Это простой вирус. Капсид икосаэдрического типа состоит из 60 капсомеров, сгруппированных по 12 пентамеров. Каждый капсомер образован пептидами VP1, VP2, VP3, VP4 (контактирует с РНК). Геном представлен линейной, несегментированной, однонитевой +РНК. На 5’-конце – белок VP4, на 3’-конце – полиА. Изолированная РНК инфекционна.

1) Адсорбция с помощью прикрепительных VP1 и VP4

2) Проникновение путем рецепторного эндоцитоза

3) Выход из эндосомы – разрушение капсида

4) В цитоплазме: +РНК на полисомах транслирует гигантский полипептид, который затем вирусными протеазами разделяется на зрелые структурные и неструктурные белки. На +РНК с помощью РНК-зависимой-РНК-полимеразы синтезируется –РНК, на которой образуется копия +РНК.

5) Самосборка. В клетке подавляется синтез собственных РНК и белков. Выявляются кристаллические образования – скопления плотно уложенных вирионов.

6) Выход сопровождается лизисом

3. Имеется три АГ типа полиовируса. Растворимый комплементсвязывающий АГ дает перекрестные реакции и связывает комплемент в присутствии гетерологичных АТ к полиовирусу другого типа. Два типоспецифических АГ – АГ N (цельная вирусная частица с РНК) и АГ H («пустая» частица).

4. Источник – человек, больной полиомиелитом и вирусоноситель с бессимптомной формой инфекции. Механизм передачи – фекально-оральный, воздушно-капельный имеет небольшое значение Мальчик мог заразиться обоими способами при контакте с бессимптомным вирусоносителем.

5. Входные ворота – слизистые носоглотки, верхних дыхательных путей и ЖКТ. Первичная репродукция – в области входных ворот и подлежащих лимфоидных элементах. Это происходит в ИП (3-35 дней), вирусы выделяются со слизью и с фекалиями. Далее вирусы проникают в региональные лимфоузлы, где продолжают размножаться. Накопившиеся вирусы проникают в кровь – вирусемия и клинические симптомы. Полиовирусы обладают тропизмом к клеткам ЦНС, а также лимфатической системе, селезёнке, костному мозгу, скелетным мышцам и миокарду. В ЦНС проникают редко, преодолевая ГЭБ через эпителий мелких сосудов. Другой путь – вдоль аксонов и нервных волокон или периневральным пространствам. Наиболее часто поражают двигательные нейроны передних рогов, а также – ядра продолговатого мозга, моста, мозжечка, клетки подкорки и мозговых оболочек.

Развитие заболевания может быть приостановлено на 1 или 2 этапе при достаточной сопротивляемости организма и в присутствии специфических АТ, имевшихся ранее. Наличие sIgA во входных воротах может привести к бессимптомному течению.

— абортивная («малая болезнь», 5%) – т-ра, симптомы ОРВИ и ГЭ, может перейти в более тяжёлую форму

— менингеальная (непаралитический полиомиелит) – синдром серозного менингита (регидность затылочных мышц, боли в спине, симптом Курнига), интоксикация, высокая т-ра, тошнота, рвота.

— паралитическая форма (большая болезнь) – спинальный, бульбарный, потинный варианты, высокая летальность.

7. Иммунитет стойкий, пожизненный, типоспецифический гуморального характера (вируснейтрализующие АТ и sIgA)

8. Активная профилактика полиомиелита проводится путем плановой вакцинации детей, начиная с 3 месяцев и далее. Основной препарат – живая полиомиелитная вакцина, содержащая аттенуированные штаммы Сэбина полиовирусов 1, 2 и 3 типов. Её достоинства:

— индуцирует образование sIgA

— усиливает коллективный иммунитет

— удобна, вводится через рот

Также используются инактивированные вакцины: «Имовакс Полио», «Тетра кок».

9. Здоровье остальных детей в семье под угрозой, потому что когда в семье диагностируют первый случай полиомиелита, все остальные члены очень инфецированы, так как вирус диссеминирует очень быстро. Для предупреждения детям с повышенной т-рой должен быть назначен постельный режим. Противопоказаны тяжёлые физические цпражнения, отолорингологические операции или экстракции зубов. Следует избегать перевозок детей. Необходимо предупреждать контакты мух с пищевыми продуктами и фекалиями. Если определён тип полиовируса, нужно всех восприимчивых людей иммунизировать типоспецифической моновалентной пероральной вакциной против полиомиелита.

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 4 ; Нарушение авторских прав

источник

По окончании изучения данной темы студент должен УМЕТЬ:

1. Представить внеаудиторную самостоятельную работу:

C результаты выполнения практических заданий;

§ «Питание при ОКИ у детей» (по материалам национальной программы оптимизации вскармливания детей в РФ)

§ Бактериофаги и их применение при лечении кишечных инфекций (по данным Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

2. Владеть медицинской документацией.

3. Организовать карантинные мероприятия при ОКИ/ полиомиелите с учетом конкретных данных.

4. Оценить информацию о состоянии здоровья детей, исходя из конкретных ситуаций.

5. Составить план обоснованного ухода при ОКИ/ полиомиелите и осуществить его реализацию.

6. Обосновать фармакотерапию ОКИ/ полиомиелита, организовав работу с фармакологическими справочниками.

7. Проводить беседы с пациентом о применении медикаментозных средств, в соответствии с правилами их использования.

8. Выполнить новую обязательную манипуляцию:

ü Проведение оральной регидратации.

Последовательность подготовки к занятию:

I. Поработать с учебником «СУ при детских заболеваниях»:

F изучение материала главы «Инфекционные болезни» с.284-291, 299-305 (кишечные инфекции, полиомиелит). При изучении материала обратите внимание на вопросы:

C Типичные клинические признаки ОКИ/ полиомиелита.

C Характерные клинические симптомы дизентерии, сальмонеллеза, коли-инфекции.

C Организация СП по проведению карантинных мероприятий при ОКИ/ полиомиелите.

C Обоснование организации мероприятий БУ при данных инфекциях.

C Сроки V и R против полиомиелита, названия вакцин.

F выполнение контрольных заданий с. 305-308.

II. Поработать с лекционным материалом по теме занятия. Выучить глоссарий по теме занятия.

III. Ответить на вопросы тестовых заданий темы «ОКИ, полиомиелит» на электронном носителе.

— Ответы сверить с эталонами, осмысливая правильный ответ.

IV. Составить алгоритм действий моделирования ситуаций по организации карантинных мероприятий с учетом конкретных данных:

Вы работаете м/с детского сада. 16 ноября выявлен случай ОКИ. Ваши действия.

Вы участковая м/с. 2 февраля выявлен случай полиомиелита. Ребенок госпитализирован. Ваши действия.

V. Выполнить практические задания:

1. Составить планы лечения ОКИ/ полиомиелита, заполнив в дневнике таблицу по образцу(при затруднении расшифровки данных букв, использовать «Алгоритм составления схемы лечения заболеваний» в главе «Памятки» учебника «СУ при детских заболеваниях»)

Виды лечения ОКИ Полиомиелит
С
Э
П
Д
С
М

2. Составить в дневнике схемы проведения оральной регидратации:

№1. У ребенка эксикоз II степени. Масса – 14 кг.

Составить схему проведения оральной регидратации.

Что необходимо включить в набор предметов для её проведения?

№2. У ребенка эксикоз I степени. Масса – 8 кг.

Составить схему проведения оральной регидратации.

VI. Решить ситуационные задачи.

Вы работаете палатной медсестрой детского инфекционного отделения, куда поступил ребенок 2 лет с диагнозом «Дизентерия». У мальчика отмечается частый жидкий стул со слизью и кровью в виде «ректального плевка», тенезмы.

1. Составьте план ухода и определите пути его реализации. Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.

2. Что означает понятие «Тенезмы»?

У мальчика 6 лет, находящегося на стационарном отмечается мышечная боль, гипотония мышц нижних конечностей. Больной не может ходить, в связи с чем, он капризен, агрессивен.

1. О каком заболевании можно думать в данном случае?

2. Какие вопросы необходимо задать матери при сборе анамнеза для подтверждения предполагаемого диагноза?

3. Составьте план ухода и определите пути его реализации. Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.

К вам обратилась мать ребенка 7 месяцев с жалобами на повышение температуры до 40º С, появление частого жидкого стула. При осмотре стул темно-зеленого цвета, зловонный, пенящийся.

1. О каком заболевании можно думать в данном случае?

2. Какие вопросы необходимо задать матери при сборе анамнеза для подтверждения предполагаемого диагноза?

3. Составьте план ухода и определите пути его реализации. Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.

У ребенка, находящегося на стационарном лечении в детском инфекционном отделении, отмечается частый жидкий стул со слизью и кровью в виде «ректального плевка», ложные позывы на стул

1. О каком заболевании можно думать в данном случае?

2. Укажите характеристику стула при коли-инфекции, дизентерии, сальмонеллезе.

3. Составьте план ухода и определите пути его реализации. Объясните необходимость выполнения каждого пункта намеченного плана.

VII. Смоделировать ситуации организации карантинных мероприятий:

Случай ОКИ/ полиомиелита в детском саду. Вы медицинская сестра в детском саду.

1. Сформулируйте цель проведения карантинных мероприятий.

2. Составьте план по решению поставленной цели и определите пути его реализации.

Случай ОКИ/ полиомиелита дома. Вы участковая медсестра.

1. Сформулируйте цель проведения карантинных мероприятий.

2. Составьте план по решению поставленной цели и определите пути его реализации.

VIII. Подготовить презентации:

Питание при ОКИ (по материалам национальной программы вскармливания детей в РФ);

Бактериофаги и их применение при лечении ОКИ (по материалам Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).

Слагаемые оценки на занятии

Рез-ты СР Карантинные мероприятия Решение ВЗ Решение СЗ Тест глоссарий Справочник Видаль Навык ü

Приложение №1

Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 244 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

В клинику поступил мальчик 8 лет с диагнозом: полиомиелит. У больных полиомиелитом преимущественно поражаются мотонейроны передних рогов серого вещества спинного мозга. Исследования, которые были проведены на 2 и 5-е сутки после поступления мальчика в клинику, показали следующее:

Показатель 2-й день 5-й день
Частота дыхания (мин -1 )
Частота сердечных сокращений (ЧСС, мин -1 )
Дыхательный объем (мл)
Анатомическое мертвое пространство (мл)
Напряжение кислорода в артериальной крови (мм рт.ст.)
Напряжение углекислого газа в артериальной крови (мм рт.ст.)

Д1) Рассчитайте минутный объем дыхания на 2 и 5-е сутки и минутную альвеолярную вентиляцию. Сделайте заключение о состоянии внешнего дыхания на 2 и 5-е сутки.

К 2) Как влияет увеличение PСО2 крови на диссоциацию оксигемоглобина?

Д3) Каковы физиологические механизмы изменения частоты и глубины дыхания при изменении PО2 и PСО2 в крови?

Д 4) Изложите современное представление о дыхательном центре.

ЦНС5) Изменится ли деятельность ЦНС у данного больного?

СС 6) Каковы механизмы увеличения ЧСС?

МОД(2е сутки)=250*20=5000 мл/м=5 л/мин

МОД(5е сутки)=125*40=5000 мл/м=5 л/мин

Минутная Альвеолярная Вентиляция = (ДО- Ан.мертв.пр-во)*ЧД

МАВ(2е сутки)=(250-60)*20=3800 мл/м=3,8 л/мин

МАВ(5е сутки)=(125-60)*40=2,6 л/мин

ВЫВОД: На 5е сутки степень обновления альвеолярного воздуха значительно снизилась.

2. Увеличение PCO2 резко увеличивает распад оксигмоглобина

3. На изменение состава и парциального давления газов в крови реагируют хеморецепторы сосудистого русла. На сигнал от хеморецепторов реагирует дызательные центр,который в свою очередь регулирует глубину и частоту дыхания

4. Дыхательный центр — совокупность нескольких групп нервных клеток (нейронов), расположенных в разных отделах центральной нервной системы, преимущественно в ретикулярной формации мозга. Постоянная координированная ритмическая активность этих нейронов обеспечивает возникновение дыхательных движений и их регуляцию в соответствии с возникающими в организме изменениями. Импульсы от Д. ц. поступают в двигательные нейроны передних рогов шейного и грудного отделов спинного мозга, от которых возбуждение передаётся к дыхательной мускулатуре. Активность Д. ц. регулируется гуморально, т. е. составом омывающей его крови и тканевой жидкости, и рефлекторно, в ответ на импульсы, поступающие от рецепторов в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной и др. системах, а также от высших отделов центральной нервной системы. При прекращении поступления нервных импульсов Д. ц. сохраняет активность (так называемый Автоматизм Д. ц.), способную обеспечить дыхательные движения

5. Деятельность ЦНС изменится из-за гипоксии и гиперкапнии в организме

6. ЧСС повышается рефлекторно в ответ на гипоксию и гиперкапнию.(хеморецепторы)

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

источник

ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ

Задача по педиатрии

Девочке 4,5 месяцев с неотягощенным анамнезом сделана вторая профилактическая прививка вакциной АКДС + полиомиелит. Предыду­щую прививку АКДС + полиомиелит (в 3 месяца) перенесла хорошо. На 2-й день после прививки мать обратилась в поликлинику с жало­бами на повышение температуры тела до 38°С, беспокойство, появление гиперемии и уплотнение в месте введения вакцины. Расценивая указан­ные симптомы, как осложнение после прививки, она обвинила врача и медсестру в «непрофессионализме».

Читайте также:  Полиомиелит прививка график прививок ипв

При осмотре: температура тела 37,8°С. По органам и системам пато­логии не выявлено. Стул кашицеобразный. В месте введения вакцины — ин­фильтрат диаметром 1 см, гиперемия и отек мягких тканей диаметром 3 см.

Задание к задаче по педиатрии

2. Какие лечебные мероприятия следует провести?

3. Нуждается ли ребенок в осмотре врачами-специалистами?

4. Как объяснить матери данную ситуацию?

5. В чем заключается разница между нормальной поствакцинальной реакцией и поствакцинальным осложнением?

6. Перечислите возможные осложнения после иммунизации вакциной АКДС.

7. Каковы показания к снятию вакцины из употребления?

8. Выдержаны ли сроки введения вакцины АКДС и полиомиелита?

9. Следует ли в данном случае подать экстренное извещение в СЭС?

10. Можно ли считать курс вакцинации данного ребенка против дифте­рии и столбняка законченным?

11. Подлежит ли ребенок медицинскому отводу от дальнейших прививок?

12. Какова разница патогенеза между инфекционным и поствакциналь­ным процессом?

13. Существует ли экстренная иммунизация против коклюша?

Ответ к задаче по педиатрии

1.Дз:обычн.поствакц.р-ция на вакцину АКДС

2.Леч.мер-я:анальг+супраст.Холодн.примочку на место введ.

3,9,11.Нужен ли осмотр спец-тами,экстр.извещ.в СЭС,медотвод:нет.

5.Отлич.Nр-ции и поства.осл-й:поствакц-однотипна для кажд.вида, более или мен.хар-на,примен.жив.вакц-специфична.Протек.кр/вр, циклично,не выз.расстр-в ж/д.Осл-я=все патол.явл-я,возник. После вакц-ции,не свойств.обычн.поствакц.проц,применительно к данн. типу имм-ции.М.б.истинные(вызв.вакциной),присоед.интеркур.инф, обостр.хр.и первичн.латентн.заб.

6.Осл-я при АКДС:сильн.общ.р-ции(t40),местн.р-ции(резк.гиперем. с отеком мягк.тк.в месте введ,захват.всю ягод,м.бедро и поясн,чаще- на повторн.введ).Редко-отек Квинке,анафил.шок,1год-коллапс,ЦНС- пронзит.крик4-5час.после привив(пов.ВЧД),афибрильн.судор.с пот. созн(кивки,клевки,абсанс),ОЧ.редко-энцефалит(счит,что кокл.комп).

7.Пок-я к снятию вакц.с употребл:не соблюд.холодов.цепи,не соблюд.сроков хранен. Не ввод.АКДС, а ввод.АДС при осл-ях.

8,10.Сроки введ.АКДС+ОПВ+надо ли еще:N. (3я-в 6мес,далее-в 1,5г,в 2г-ОПВ,в 6л-АДС,ОПВ,11л-АД,16л-АДС-М).До вакц-гипоалл. диета,не ввод.новую пищу,2-3д до и 5-10после-антигист.преп.

12.Разница ПЗа инфекц.и поствакц.процесса:нет внедр.м/о,нет возд-я токсинов,менее длит.имм-т. Вакц-ция-искусств.воспроизв.имм.отв. путем введ-я ослабл.возб-ля,его фрагмента или продукта (анатокс) с целью создания невосприимч.к естеств.инфекциям.

13.Есть ли экстр.иммуниз.против коклюша? нет ни активн,ни пассив!

Девочка 6 лет росла и развивалась соответственно возрасту. Из пере­несенных заболеваний: ветряная оспа, ОРВИ — 3-4 раза в год.

8 дней назад в детском саду ей была сделана ревакцинация против кори. Вечером того же дня родители с ребенком посетили цирк. На сле­дующий день — температура до 37,5°С, появился кашель и заложенность носа. Участковый педиатр диагностировал ОРВИ и назначил симптома­тическую терапию. На 4-й день девочка выписана в детский сад.

На 12-й день после прививки вновь повысилась температура до 38,5°С, появились заложенность носа, покашливание, боли в горле и зу­дящая сыпь.

При осмотре на дому: умеренно выраженные симптомы интоксика­ции, легкая гиперемия конъюнктивы. На неизменном фоне кожи лица, ту­ловища и конечностей — несливающаяся пятнисто-папулезная сыпь. На месте введения вакцины уплотнение до 1 см в диаметре. Зев гиперемирован. Миндалины рыхлые, отечные с наложениями желтого цвета. Увеличе­ние шейных и подчелюстных лимфоузлов. Физикально со стороны легких и сердца без патологии. Живот мягкий, безболезненный. Печень +1 см.

Задание к задаче по педиатрии

2. Оцените течение поствакцинального периода.

3. Следует ли подать экстренное извещение в СЭС?

4. Нуждается ли ребенок в дополнительном обследовании?

6. Тактика ведения ребенка на дому.

7. Какие лечебно-оздоровительные мероприятия следует провести дан­ному ребенку после его выписки?

8. Дайте клиническое описание коревой сыпи.

9. Перечислите возможные осложнения, возникающие после введения коревой вакцины.

10. Через какой срок после проведения вакцинации против кори можно вводить другие вакцины?

11. Какие другие виды вакцин можно вводить ребенку одновременно с коревой?

12. Показана ли данному ребенку госпитализация?

13. Наиболее вероятный возбудитель заболевания, его основные харак­теристики?

Ответ к задаче по педиатрии

1.Дз:необычная р-ция на привив.против кори.Аллерг.сыпь,лакун.анг.

3.экстр.извещ.в СЭС:НУЖНО в ГИСК им.Тарасевича

4.Доп.обслед:ан.кр,мазок из зева(дифт,присоед.2рич.инф)

5,6,12.Леч-е,тактика вед-я на дому,госп-ция(НЕ НУЖНА):пост.реж. 5-7д.Мех.щадящ.пища,полоскан.ромашка,эвкалипт,шалф,зверобой,

фуроцилл.Пеницилл-30-50мг/кг на 2р.5дн.Неперенос-СА+Антигист

7.Леч-оздор.мер-я после выпис:ан.кр+мочи,осмотр.ЛОР,стомат 2рвг

8.Коревая сыпь:м.б.энант.Сыпь пятн-папул снач-за уш,на перенос.1е сут= лицо,шея,в.часть груди,плеч.2е сут-тулов,3е-кон-ти.Пигм-этапная,со 2-3дня(диапедез эр-тов+цветен)

9.Осл-я корев.вакц: сильн.общ.р-ции(t40,однокр.судор.),редко-отек Квинке,геморр.васкул,крапивн.Специф.р-ции(t,катар,необильн.сыпь)

10.Срок введ.др.вакц после корев:сразу-см.п.11,ч/з6м-ОПВ,АКДС(18м)

11.Др.виды вак,одновр.с коревой:паротитная,краснушная(жив.ослаб)

13.Возб-ль заб-я,его основн.х-ки:β-гемолит.Strept-G+,шаровид, цепочки(содерж.стрептолизины S,O;гиалуронид,стрептокин.АиВ,)

Задача по педиатрии

Вызов к мальчику 2 лет с жалобами на повышение температуры до 37,3°С и припухлость около левого уха. Ребенку 9 дней назад сделана прививка против паротита, за месяц до нее переболел ОРВИ.

Из анамнеза известно, что на первом году жизни у ребенка отмеча­лись симптомы атопического дерматита. Прививался по индивидуально­му календарю. Прививки АКДС, против полиомиелита и кори перенес нормально. При осмотре: состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Зев уме­ренно гиперемирован. Лимфоузлы не увеличены. Припухлость околоуш­ной железы слева с утолщением кожной складки над ней. По внутренним органам без патологии. Менингеальные знаки не выявляются.

Задание к задаче по педиатрии

2. Следует ли подать экстренное извещение в СЭС?

3. Необходим ли осмотр оториноларинголога, его цель?

4. С какими заболеваниями следует дифференцировать выявленные из­менения у ребенка?

6. Какова возможная причина выявленных изменений у ребенка?

7. Показания к экстренной иммунизации против паротита.

8. Подлежит ли ребенок медицинскому отводу от других прививок?

9. Перечислите возможные осложнения на прививку против эпидеми­ческого паротита.

10. Показана ли госпитализация данного ребенка?

11. Может ли данный ребенок явиться источником заболевания эпиде­мическим паротитом?

12. С какими другими вакцинами совместима прививка против эпиде­мического паротита?

Ответ к задаче по педиатрии

1.Дз-N р-ция на привив.пр/в эпид.паротита.Ув.околоуш.жел.слева

2,8,10.Нужно ли экстр.изв.в СЭС,госпитализ,медотвод:нет!

3.Необход.ли осмотр.ЛОР,его цель:оценка сост-я носоглотки

5.Леч-е:сухое тепло на обл.увел.железы,антигист.преп.

6.Прич.выявл.изм-й: адекв.имм.отв.на введ.иммунизир.аг-ов.

7.Пок-я к экстр.имм-ции:ее нет.

9.Возм.осл-я:N=tр-ция,катар.явл-я со стор.носогл,Осл-я:выс.t,б.в жив,рв,фибр.судор,алл.сыпи,доброкач.серозн.менингит.

11.М.ли быть ист-ком:не может,вирусы ослабл.

12.Др.вакц.вместе с этой:коревая,краснушная(жив)-в 12-15мес,6л).

Врачу передан первичный патронаж к новорожденному ребенку. Доро­довый патронаж не проводился, так как мать проживала по другому адресу.

Мальчику 8 дней. Родился от молодых родителей, страдающих мио­пией. Беременность I, протекала с токсикозом в 1-й и 2-й половине (рво­та, нефропатия). Из обменной карты №113 известно, что ребенок от сроч­ных самопроизвольных родов, наблюдалось тугое обвитие пуповиной во­круг шеи. Закричал после санации верхних дыхательных путей и желуд­ка. Оценка по шкале Апгар — 5/8 баллов. Масса тела 3690 г, длина — 52 см. Желтушное прокрашивание кожи появилось в начале вторых суток.

Группа крови матери и ребенка O(I), Rh+, концентрация билирубина в сыворотке крови на 2-й день жизни: непрямой — 280 мкмоль/л, прямой -3,4 мкмоль/л. Проба Кумбса — отрицательная.

Лечение: р-р магнезии в/м, фенобарбитал, бифидумбактерин, но-шпа, оксигенотерапия. К груди приложен на 2-е сутки, сосал неактивно, обильно срыгивал. Докорм Энфамилом. Выписан из роддома на 7-е сутки с потерей массы 350 г.

При осмотре: мать жалуется на недостаток молока. Докармливает Энфамилом. Ребенок беспокоен, при крике часто вздрагивает, тремор подбородка. Физиологические рефлексы живые, повышен тонус разгиба­телей, мышечная дистония. Кожа и склеры субиктеричные. Слизистые оболочки чистые. Пупочная ранка под геморрагической корочкой, сухая, чистая. Большой родничок 3,5×3,5 см, не выбухает. Малый родничок 1×1 см. В легких пуэрильное дыхание, хрипов нет. Перкуторно — звук легоч­ный. Тоны сердца громкие, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень +1,5 см, селезенка — у края реберной дуги. Стул разжиженный, 3 раза в сутки с небольшой примесью слизи. Наружные половые органы сформированы правильно, яички в мошонке.

Задание к задаче по педиатрии

2. Определите группу здоровья.

3. Как протекает период адаптации?

4. Укажите факторы и группы риска, их направленность.

5. Какие причины приводят к нарушению метаболизма билирубина в период новорожденности?

6. Каково происхождение желтухи в данном случае, механизмы ее раз­вития?

7. Какую патологию позволяют исключить прямая и непрямая пробы Кумбса?

8. Имело ли смысл проводить фототерапию данному ребенку в роддоме?

9. Причины определения уровня билирубина в сыворотке крови в роддоме?

10. Составьте план дифференцированного наблюдения за ребенком на участке.

11. Какие советы Вы должны дать матери ребенка?

12. Обоснуйте календарь проведения профилактических прививок дан­ному ребенку.

Ответ к задаче по педиатрии

1.Дз:перинат.постгипок.энцефалопатия.Легк.форма.О.п-д.Синдр.пов. нервно-рефл.гипервозб-ти,мыш.дистонии.Физиол.желтуха н/р

2.Гр.здор.2б(есть ф-ры риска+морфо-функц.отклон)

3.Теч-е.адаптац:на фоне энц-патии.По орг-физиол.катар киш+желт.

4.Ф-ры,группа риска,их напр-ть:1гр-н.с риском разв-я патол.ЦНС. К таким относятся:мать старше 30л,вредн.прив,экстраген.патол.матери (СД, ГБ, ВПС),патол.бер.и родов-перенош,угроза прерыв,тяж.токсик. 2ой пол.бер-ти,многовод,пр/вр.излит.околопл.вод,род.травма,tox-оз.

Угрожаемы по:возн-ю тяж.метаб.нар-й,фебр.судорог,наруш-ю п-да адапт,тяж.теч-ю и летальн.исходу vir-bact инф,синдр.внезапн.смерти, внут/утр инф.

5,6.Прич.нар-я мет-ма б/р+мех-м желтухи:пов.образ-е б/р,т.к.ум.t жизни эр(т. к. HbF),выраж.неэфф-вн.эритропоэз,ув.образ-е б/р из неэритроцитарн. ист-ков(цитохром,миоглобин),сниж.f-ная спос-ть печ(захват непрям,низк.акт-ть глюк-трансферазы,спос-ть к экскрец. из гепатоцита), повыш.поступ.неп.б/р из киш.в кр(выс.акт-ть β-глюкуронидазы в стен.киш,стерил.киш-ка и слаб.редукция желч.пиг)

7.Какую патол.позвол.искл-ть пр+непр.проба Кумбса-пр.-аутоимм. ГА,непр-опр-е совмес-ти кр(ГБН по люб.ф-рам).Сыв-ка Кумбса= кроличий противочелов.IgG.При прям-добавл.к отмыт.эр.больного, если есть аггл-эр.больного сенсебилиз.ат-ми in vivo,непр-инкубир. сыв-ки больн.с эр.известн.типа и добавл-е сыв-ки Кумбса.Если есть сенсебилиз(=агглютин),значит есть ат к известн.гр.кр.

8.Надо ли фототер.в р/д:да,т.к.нач.с 205мкмоль/л донош,н/нош-с 171.

9.Почему определяли б/р:была асфикс.ср.тяж(ув.риск б/р энц-пат).

10.План дифферен.набл-я за реб.на уч-ке:сбор и анализ генеал,акуш-гинек,соц.анамн,данных выписки из р/д+оцен.перинат.ф-ров риска, выявл.особ-тей теч-я ранн. н/нат.п-да+иссл-е невролог.статуса н/р, мыш.тонуса для выявл.нар-й, измер. окружн.головы, размеров швов+ родн.Набл-е за этими пок-лями в динам, опр-е гр.здор.на п-д н/р-сти

+консульт.невропатол.по пок-ям, беседа с родителями о необход-ти своевр.и адекв.леч-я патологии+составл.индивид.плана ведения н/р на месяц (с определением количества м/с-ких патронажей).

12.Обосн.календ.проф.прив:осмотр невропат.п/д привив.Индив. график в п-д исчезн.неврол.симпт.Часто на фоне седат,пр/суд.тер.

Задача по педиатрии

Новорожденная девочка поступила под наблюдение участкового пе­диатра в возрасте 7 дней.

Ребенок от II беременности (первая закончилась выкидышем). Мария 22 года, студентка, страдает бронхиальной астмой. Во время беремен­ности постоянно пользовалась тайледом, вентолином. 2 раза переболел ОРВИ. Во время настоящей беременности в квартире был ремонт, 6eременная находилась дома. У родственников по линии отца и матери личные атопические заболевания. Роды срочные, путем кесарева сечем оценка по шкале Апгар — 6/8 баллов. Закричала не сразу. Масса тела 21 г, длина — 50 см. К груди приложена на 2-е сутки, сосала вяло по 3( минут, срыгивала.

При осмотре: ребенок на естественном вскармливании. Сосет вяло, с Перерывами, необильные срыгивания. Интервалы между кормлениями выдерживает. Девочка достаточно активна, физиологические рефлексы живые, мышечный гипертонус. Кожа и слизистые оболочки чистые. Пу­почная ранка чистая, сухая. Большой родничок 3×3 см, не выбухает. Ды­хание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. Живот мягкий, безболезненный. Печень +1 см, селезенка не пальпи­руется. Стул 5 раз в день, желтый, кашицеобразный.

Задание к задаче по педиатрии

2. По какой группе здоровья будет наблюдаться ребенок?

3. Оцените имеющиеся факторы риска и их направленность.

4. Какое влияние на плод оказывает вентолин?

5. Составьте план диспансерного наблюдения на педиатрическом участке.

6. Какое воздействие на новорожденного оказывают анестезия и аналгезия при родоразрешении путем кесарева сечения?

7. Какие физиологические параметры оцениваются у новорожденного по шкале Апгар и что в сумме они позволяют определить?

8. Оцените массово-ростовой коэффициент при рождении у данного ребенка.

9. Какие критерии используются для диагностики пренатального рас­стройства питания у доношенных новорожденных?

10. Какие советы по питанию необходимо дать матери ребенка?

11. Были ли противопоказания для вакцинации БЦЖ в роддоме?

12. Календарь профилактических прививок у данного ребенка.

Ответ к задаче по педиатрии

1,2.Дз+гр.здор:п-д н/р-ти.В/у гипотрофIст.Гипокс.плода Iст.Ранний восстанов.п-д.Гр.здор-IIб(т.к.отяг.анамн=ф-ры риска+вял.сос,срыг).

3.Ф-ры риска:2степ=“риска”:2гр-н/р с риском в/утр.инфецир=хрон.

генит+экстраген.патол.мат(п/нефр,бронхит,хц,колит),перенесш.ОРВ и бактер.заб-я в конце бер,+красн,tox,ЦМВ на протяж.всей берем.+ пат.роды!! 5 группа — н.из гр.соц.риска,угрож.по ранн.разв-ю рахита, анемии,гипотрофии,судор.синдрома,гнойно-септ.инфекции,синдр. внезапн.смерти,ранн.искусст.вскарм.6 гр-риск развития аллерг.заб-й

4.Вл-е вентолина на плод:угнет.род.деят-ти(токолитик).Вообще а/м-тахикар,гипогликем.На животн-дисморфия лица,пах.гр,косолап.

5.План дисп.набл.на уч-ке:выявл-е особ-тей теч-я ранн.н/нат п-да, наличия гнойничк.эл-тов на коже,отделяем.из пуп.ранки,оцен.повед. ребенка(беспок,отказ от еды,жидк.стул,срыгив,пов.t), позднее отпад. остатка пупов.(после 6д), поздн.эпителиз.пуп.ранки(после 14д),длит. не отпад.геморр. корочка в центре пупка+оценка сост, назнач.оптим. режима, беседа с родителями о возм-ти возникн-я сепсиса, пневмон. и необход-ти выполн.врач.рекоменд;при пок-ях – госпит-ция+обязат. консульт.зав.отд+ежедн.патрон.м/с+осмотр реб.врачом-пед5р за 1й мес.+учащ.посещ.вр.и м/с+разъяс.правильн-ти ест.вскар-т.к.студ.

6.Дей-е анест,аналгез.при родах:асфикс.при рожд,депресс.н/р,ацидоз

7.Физиол.парам.шк.Апгар:ЧСС(abs, 100),дых(abs,брадипноэ, нерегул;N-ное,громк.крик),тонус(кон-ти свис,некот.сгиб.кон,акт. движ),рефлексы(носов.катет-не реаг,гримаса,кашель+чих+крик), кожа(генерализ.блед/циан,розов.тело+акроциан,роз.все тело).Кажд. пок-ль оцен.до2б.на 1 и 5мин.жизни8-10б-N.0-3б на1’ или если на 1й и 5й ЗВУР по гипотроф.типу(несоотв.mт гест.возр-его оцен.по шк.Боллард=кожа,лануго,складки стопы,гр.железы,ухо, генит,поза…)Если и рост,и m ниже 10%-гипопласт.вар-т.Аном+ пороки-диспласт.вар-т ЗВУР.

10.Совет по пит:7рвд ч/з 3ч.C 10дня-Vсут=1/5m.До 30мин.на кормл.

Расчет до 14д на фактич.массу,с 14 при Nприбав-на долженствующ.

11,12.Ппок БЦЖ в р/д:тут НЕТ!Ппок=н/нош,генер.БЦЖ- инфекц.у др.детей в семье,гипот.II-III,сепс,пор-е ЦНС,ГБН,геморр.синдр. календ.привив-(с 3м 3хкрат.ч/з 45д-ОПВ, АКДС-следить за реакц! Вместе с 2й,3й-геп.В, 12-15м-корь,крас,парот+геп.В,18м-ОПВ, АКДС,24м-ОПВ.При реакц.на прив-проведение на фоне десенс.тер)

Мать с девочкой 3-х месяцев пришла на профилактический прием к участковому педиатру. Жалоб нет.

Ребенок от III беременности, протекавшей с анемией, гестозом I по­ловины, ОРВИ в III триместре. Предыдущие беременности закончились рождением здоровых детей (мальчик 1,5 года и девочка 4 года). Девочка родилась в срок, с массой тела 3050 г, длиной — 52 см. Период новорожденности без особенностей. На естественном вскармливании до 1 месяца, далее смесь «Агу». Прибавка в массе тела за 3 месяца — 2100 г. В возрасте 2,5 месяцев перенесла ОРВИ. Лечилась симптоматически, на дому.

Читайте также:  Срок годности вакцины против полиомиелита

При осмотре: ребенок удовлетворительного питания. Состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, бледные, сухие. Слизи­стые оболочки бледные, чистые. Лимфоузлы во всех группах в пределах возрастной нормы. В легких дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны серд­ца ясные, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2 см из под края реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Стул 2 раза в день, кашицеобразный, светло-коричневого цвета. Диурез нормальный.

Дополнительные данные исследования к задаче по педиатрии

Общий анализ мочи: рН — слабо кислая; белок — 0,033%о; лейкоци­ты -1-3 в п/з.

В анализе периферической крови: НЬ — 95 г/л, Эр — 3,7х10 12 /л, Ц.п. — 0,85; Л — 8,5х10 9 /л; п/я — 2%, с/я — 32%, б — 1%, э — 3%, л — 58%, м — 4%, СОЭ — 6 мм/час, гипохромия ++, анизоцитоз +, пойкилоцитоз +.

Содержание гемоглобина в эритроцитах — 22 пг (норма 24-33 пг).

Задание к задаче по педиатрии

2. Какие факторы риска способствовали развитию данного состояния?

3. Что такое цветовой показатель? Вычислите его и оцените.

4. Какие исследования необходимо провести педиатру для уточнения

5. Нуждается ли ребенок в лечении?

6. Какие препараты следует выбрать? Их побочные действия.

7. Как контролировать эффективность лечения?

8. Нуждается ли ребенок в коррекции питания?

9. Составьте план диспансерного наблюдения на 1-ом году жизни.

10. Когда следует проводить вакцинацию? Есть ли противопоказания?

11. Какое влияние окажет данное состояние на заболеваемость ребенка?

12. Биологическое значение гемоглобина в организме, его свойства.

Ответ к задаче по педиатрии

2.Ф-ры риска,способств:бер-ть с анем,гестозом,ОРВИ в 3м триместр. Иск.вскармл.с 1мес.

4.Доп.иссл:морфол.эр-ц(анизо-,пойкило-,микроцитоз),десфераловый тест(после введ.десферала 10мг/кг-у детей с ЖДА с мочой за сут. выдел недост.кровоснабж. Несбаланс. пит-е.Наруш-е абсорбц.в следств.диареи,длит.терапия фенобарб, дифенином (ускор.метаб-м активн.форм вит.Д),заб-я печ. и почек, пигментация кожи(сниж.образ-е холекальциферола),экология

4.Гиперплазия остеоидн.тк-утолщ.эпифизов в точках роста трубч.костей за счет гиперплазии.Ведущ.в клин.при подостр.рахите

Несмотря на наруш-е минерализ,продукц. Коллагена продолж.в том же темпе=>накопл.некальцифицир.остеоид

5.Дополн.иссл-я:ОАМ,ОАК,б/х кр(Ca,фосф,щел.фосф),мочи(Са, фосф,аминоацидур,титруем.кисл-ть),Rg трубч.костей.

7.Фосф-Са обмен в N и при данн.заб: в кр-сниж.неорганич.фосфатов, общего и иониз.Са,гиперфосф-ур,пов.клир.фосфатов мочи.Са:фосф= 3:1,N-2:1(N Ca-2,5-2,87 ммоль/л,иониз.Са-1,25-1,37ммоль/л,фосфора-1,12-1,62ммоль/л)

8.Возр.сроки клин.манифест.почечн.тубул.ацидоза: на 1г.ж.-полиур, полидипс,сниж.апп,отст.в разв.На 2г.ж.-рахитопод. изм-я. При 1вич. проксим.поч.ацидозе-наруш-рсабс.бикарб.с мочой (пов. экскрец.с мочой),а при дистальн-наруш.спос-ть почек устанавл. адекв.градиент Н+ м.кровью и тубул.ж-тью=>накопл.Н+ в кр.,метаб. ацидоз,расстр-во Са-евого обмена,гиперСаурия,сниж.поч. экскрец. титруем.кислот и аммиака=>нефрокальциноз.На экскрет. урограмме почти у 50%-множеств.конкременты в собир.сист.паренх. почек.Б/х кр-сниж.Са, фосф,Н+,Nа,оч.низк.рН.Моча-низк.величина экскрец. титруем.к-т и аммиака,щелочн.или нейтральн.р-ция мочи.

9.Дефекты ведения ребенка:ест.вск.до 2мес,потом-только Агу, нерегул.профил.рахита,неявка на прием ко вр.

10.М.ли провод.вакцинац:да.По стих.процесса.

11.Р-ция Сулковича:кач.р-ция на гиперСа-урию.Исп-ся для Дзтики гипервит.Д(в крестах). 1р.в 2нед.

12.Назнач.леч-е,рецепт:витД2-2-4тыс.МЕ/сут,30-45дн.Далее-переход на профил.дозу- 500МЕ-ежедн.в теч.2х лет+в зимн.время на 3м г.ж. Гр.риска=>противорец.леч.в той же дозе 3-4нед.в кажд.сезоне, кроме лета.Вспом.терапия:цитратн.смесь или сок лимона,грейпфрута-улучш.усвоен.солей фосф,Са в киш.Панангин,аспаркам,N-зация f-ции паращит.желез,сниж.вегетат.наруш-й,Оротат калия-стимул. метабол. проц.Карнитин-улучш.массо-рост.пок,сниж.мыш.гипотон, N-зац.ОВ.ЛФК,массаж,бальнеолеч-е-хвойн,солев.ванны, отвары трав

Rp:Sol.Ergocalciferoli oleosae 0,5%-10,0 D.t.d.N10 in flac. S.по 1кап. в день в теч.3мес. с целью леч-я рахита(1кап-5000МЕ).Профил-0,0625%-1,0.С целью профилакт(1кап=625МЕ)

Участковый педиатр пришел на I патронаж к новорожденной девоч­ке 8 дней. Ребенок от II беременности, протекавшей на фоне ОРВИ в I триместре, гестоза во II половине (рвота, анорексия, повышение артери­ального давления до 140/90 мм рт.ст.), по поводу чего беременная госпи­тализировалась. Предыдущая беременность закончилась выкидышем. Ро­ды в срок, масса тела 3200 г, длина — 50 см. Закричала сразу, оценка по шкале Апгар — 7/8 баллов. К груди приложена на следующие сутки, cocaла активно. Выписана из роддома на 6-е сутки в удовлетворительном со­стоянии.

Отец страдает мочекаменной болезнью, у сестры матери — пиело­нефрит, нефроптоз, у бабушки по отцовской линии — подагра. Индекс отягощенности генеалогического анамнеза- 1,0.

При осмотре: ребенок удовлетворительного питания. Обращают внимание стигмы дизэмбриогенеза: птоз век, гипертелоризм, деформация ушных раковин, неполная синдактилия II и III пальцев стоп, пупочная грыжа. Кожа и слизистые оболочки чистые. Пупочная ранка чистая, эпи-телизируется. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, рит­мичные, шумов нет. ЧСС — 120 ударов в мин. Живот мягкий, безболез­ненный. Печень +2 см, селезенка не пальпируется. Стул 3 раза в день, ка­шицеобразный.

Задание к задаче по педиатрии

1. Оцените состояние ребенка на момент патронажа.

2. По какой группе здоровья будет наблюдаться данный ребенок? По развитию какой патологии он угрожаем?

3. Перечислите факторы риска.

4. Как определяется индекс отягощенности генеалогического анамне­за? Каким он должен быть в норме?

5. О чем свидетельствуют стигмы дизэмбриогенеза?

6. Каков «порог» стигматизации новорожденных?

7. Какие формы синдактилии Вы знаете?

8. Какие мероприятия следует проводить при расширении пупочного кольца?

9. Как часто следует осматривать ребенка? В консультациях каких спе­циалистов он нуждается?

10. Необходимы ли дополнительные обследования и в какие сроки?

11. План профилактических мероприятий. Ваши рекомендации матери

12. Что такое вторичная профилактика, и нужна ли она в данном случае?

Ответ к задаче по педиатрии

1,2.Сост.на мом.осм+риск:Пд н/р-ти.IIб гр.здор.Риск по возн-ю заб. ЦНС,почек,обменным нар-ям.

3.Ф-ры риска:1гр-н.с риском разв-я патол.ЦНС.Ф-ры:мать старше 30л,вредн.прив,экстраген.патол.матери (СД, ГБ, ВПС),патол.бер.и родов-перенош,угроза прерыв,тяж.токсик. 2ой пол.бер-ти,многовод, пр/вр.излит.околоп.вод,род.травма,tox-оз.Угрожаемы по:возн-ю тяж. метаб.нар-й,фебр.суд,наруш-ю п-да адап,тяж.теч-ю и летальн. исходу vir-bact инф,синдр.внез.смерти+обменн+заб-я поч.в семье.2 степ.рис.

4.Индекс отягащ.генеал.анамн: соотнош.кол-ва лиц с отклон.в сост. здор.к общ.числу лиц, у кот.собрли анамн.k=0,7 и > =>отяг.анамнез , даже если все отклон.не повтор. Ребенок с k=0,7 и > не м.б.1гр.здор.

5,6.Стигмы дисэмбриог,порог стигматиз(5-7 и >стигм):показ.наруш. эмбр-генеза,при превыш.порога-ув.вер-ть пороков разв+синдр.патол.

7.Синдактилия:базальн=кожн+тотальн.Простая=анат.стр-е фаланги в N,все f,кроме развед,не страд+сложн-соед.пальцев+патол.сост-я (афалангия,контрактура сгиб,клин-,брахидактил).М.б.перепончатая.

8.Мер-я при расшир.пуп.кольца:выклад.на жив,массаж,ЛФК с 1мес. Если до 3л не закр-в 5л-кисет(опер.по Лекснеру)

9,10.Как часто осматр,спец-ты:5р.на 1мес,далее-1р в м.В 1м.хирург, ортопед,невропатол,ан.мочи+б/х,кр.Далее-нефролог.

11.Профил.мер-я:сбор и анализ генеал,акуш-гинек,соц.анамн,данных выписки из р/д+оцен.перинат.ф-ров риска, выяв.особ-тей теч-я ранн. н/нат.п-да+иссл-е невролог.статуса н/р, мыш.тонуса для выявл.нар-й, измер. окружн.головы, r швов+ родн.Набл-е за этими пок-лями в динам,опр-е гр.здор.на п-д н/р-сти,беседа с родителями о необход-ти своевр.и адекв.леч-я патол+польза ест.вскармл.Составл.индивид. плана ведения н/р на месяц (с опред-ем кол-ва м/с-ких патронажей).

12.2рич.профил=профил-ка осл-й и рецидивов о.заб-й.Тут не нужна

источник

Ситуационные задачи для врачей-эпидемиологов, невропатологов, педиатров, инфекционистов по общим вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики полиомиелита

Главным врачам областных лечебно-профилактических учреждений, ЦРБ,
начальнику управления здравоохранения администрации г. Рязани Л.А.Саксу.
Направляю Вам для использования в работе ситуационные задачи
для врачей-эпидемиологов, невропатологов, педиатров,
инфекционистов по общим вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и
профилактики полиомиелита и ответы к ним.
Начальник управления С.А.Исаков

1. Что означает глобальная ликвидация полиомиелита?

2. Какие существуют противопоказания?

3. Кто обязан немедленно сообщать о случаях полиомиелита, ОВП?

4. В какие сроки может возникнуть острый полиомиелит у контактного с привитым живой полиомиелитной вакциной?

5. В какие сроки может возникнуть острый полиомиелит у реципиента (привитого живой полиомиелитной вакциной)?

6. На какой день осуществляется поствакцинальный патронаж за привитым живой полиомиелитной вакциной?

7. Каков механизм передачи полиовируса?

8. Каковы причины развития полиомиелита, вызванного полиовирусом вакцинного происхождения, у привитого и контактного?

9. На приеме у педиатра ребенок 4 мес., у которого на 15 день после первой прививки АКДС с ОПВ (АКДС введена в правое бедро) отмечаются снижение сухожильных рефлексов и снижение мышечного тонуса в правой ноге. Ваши действия?

10. На приеме у педиатра ребенок с детским церебральным параличом. Ваша тактика в отношении иммунизации?

11. Педиатра вызвали на прием к ребенку 4 лет с жалобами на повышенную температуру тела, в ходе осмотра выясняется, что ребенок прибыл 1 месяц назад из Чеченской Республики. Ваши действия?

12. На приеме у педиатра ребенок в возрасте 7 лет, прибывший 2 недели назад из Афганистана. Ваши действия?

13. На приеме у педиатра ребенок в возрасте 2 лет, прибывший 3 недели назад из Пакистана. Ваши действия?

14. В ЛПУ в холодильной камере на дверце хранится полиовакцина, допускается ли это?

15. В ЛПУ в морозильной камере хранится полиовакцина, допускается ли это?

16. На приеме у педиатра ребенок, которому подошел срок вакцинации БЦЖ и полиомиелита. Ваши назначения?

17. Ребенку 10 мес. выставлен диагноз вакциноассоциированный паралитический полиомиелит, какие противоэпидемические мероприятия в очаге Вы назначите?

18. На приеме у педиатра ребенок, которому выставлен диагноз: полирадикулоней-паропатия, острый вялый парез, выяснено, что парез возник 20 дней назад, какие противоэпидемические мероприятия в очаге Вы назначите?

19. На приеме у педиатра ребенок, которому выставлен диагноз: инфекционный миелит, острый вялый парез, в окружении больного есть родственники цыгане. Какие противоэпидемические мероприятия в очаге Вы назначите?

20. На приеме у педиатра ребенок 5 мес. с ОВП, который имеет 2 прививки против полиомиелита, где будет осуществляться вирусологическое исследование проб стула от такого больного?

21. В детскую больницу поступил ребенок с ОВП, в какие сроки Вы назначите забор вирусологического материала на полиовирусы, сколько проб, с каким интервалом они будут отобраны и каков объем материала?

22. В каких условиях доставляется вирусологический материал на полиовирусы?

23. На прием к педиатру пришли родители с ребенком 3 лет, который имеет законченную вакцинацию против полиомиелита и 2 ревакцинации, что подтверждено документально, однако семья имеет статус беженцев и прибыла из Грузии 1 месяц назад, какие профилактические мероприятия Вы назначите этому ребенку?

24. На приеме у педиатра ребенок, рожденный от ВИЧ-инфицированной матери, какую вакцину против полиомиелита Вы порекомендуете?

25. В доме ребенка осуществлялось вирусологическое обследование здоровых детей с целью изучения циркуляции полио/энтеровирусов, у непривитых против полиомиелита детей были выделены полиовирусы в различных соотношениях, о чем это свидетельствует и какие меры Вы должны предпринять?

26. В детскую больницу по скорой помощи госпитализирован ребенок 5 мес. без сведений о прививках, Ваша тактика в отношении размещения данного ребенка.

27. В детский дом оформляется ребенок в возрасте 5 лет без сведений о прививках, какую схему иммунизации против полиомиелита Вы ему предложите?

28. На приеме у педиатра ребенок 18 мес., который подлежит первой ревакцинации против полиомиелита, кроме того, у ребенка нет прививок против кори, краснухи, эпидемического паротита, можно ли сделать все эти 4 прививки в один день?

29. На приеме у педиатра ребенок в возрасте 5 мес., родители которого отказываются от проведения прививок. Ваши действия?

30. В чем преимущества и недостатки оральной полиомиелитной вакцины?

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ДЛЯ ВРАЧЕЙ-ЭПИДЕМИОЛОГОВ, НЕВРОПАТОЛОГОВ, ПЕДИАТРОВ, ИНФЕКЦИОНИСТОВ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ ЭПИДЕМИОЛОГИИ, КЛИНИКИ, ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПОЛИОМИЕЛИТА

1. Полная ликвидация полиомиелита во всем мире: отсутствие циркуляции полиовирусов во внешней среде и отсутствие заболевших.

2. Противопоказаниями к введению живой полиовакцины являются иммунодефицитные состояния, злокачественные заболевания крови и новообразования, неврологические расстройства на предшествующую вакцинацию, таким детям показана инактивированная полиовакцина.

3. Медицинский работник, первым обнаруживший заболевание.

4. В период от 6 до 60 дней после контакта с привитым живой полиомиелитной вакциной.

5. В период от 4 до 30 дней после приема живой полиомиелитной вакцины.

6. Начиная с 4 дня после иммунизации.

7. Преимущественно фекально-оральный, возможна передача вируса воздушно-капельным путем.

8. Иммунодефицитное состояние ребенка, реверсия (восстановление) патогенных свойств вакцинного штамма.

9. У ребенка признаки острого вялого паралича, ребенок имеет всего 1 прививку против полиомиелита, поэтому случай ОВП расценивается как «горячий случай», ребенок подлежит госпитализации в детское или инфекционное отделение, на ребенка направляется экстренное извещение. Ребенок подлежит 2-кратному вирусологическому обследованию в Национальном центре по лабораторной диагностике полиомиелита (ИПиВЭ им. М.П.Чумакова РАМН), в направлении на лабораторное исследование перед эпидномером указывается «горячий случай». Проводится эпидемиологическое расследование. В очаге осуществляются противоэпидемические мероприятия: иммунизация детей до 5 лет, вирусологическое обследование контактных детей и взрослых. Заполняется 1 часть карты эпидрасследования случая ПОЛИО/ОВП, перед эпидномером указывается «горячий случай». Указанный случай включается в оперативный ежемесячный отчет. После окончательной формулировки диагноза и после согласования с областным (республиканским, автономного округа) ЦГСЭН включается в отчет по Форме N 2. Через 60 дней заполняется 2 часть карты эпидрасследования.

10. Детский церебральный паралич не является противопоказанием к иммунизации оральной полиомиелитной вакциной, такой ребенок подлежит иммунизации в первую очередь, так как по своему заболеванию он может часто находиться на стационарном лечении и для него существует угроза заражения вакциноассоциированным полиомиелитом по контакту с недавно привитым.

Читайте также:  Намочили прививку акдс и полиомиелит

11. С целью предотвращения завоза диких полиовирусов из эндемичных по полиомиелиту территорий данному ребенку помимо лечения основного заболевания необходимо назначить вирусологическое обследование на полиовирусы (однократно).

12. Ребенок не подлежит вирусологическому обследованию на полиовирусы, так как возраст прибывших из эндемичных стран, подлежащих обследованию, до 5 лет (4 г. 11 мес. 29 дн.).

13. Ребенок подлежит вирусологическому обследованию на полиовирусы как прибывший из эндемичной страны.

14. Полиовакцина в ЛПУ должна храниться в общей камере холодильника, запрещено хранение бактерийных препаратов на дверце холодильника.

15. Полиовакцина в ЛПУ должна храниться в общей камере холодильника, в морозильной камере хранение живых вакцин запрещено. Многократное замораживание и размораживание снижает активность препарата.

16. Прививки против туберкулеза не сочетаются с другими вакцинными препаратами.

17. В очагах полиомиелита проводятся однократное вирусологическое обследование всех контактных детей и взрослых, осмотр контактных детей до 5 лет и медицинское наблюдение за ними в течение 20 дней с 2-кратной регистрацией результатов наблюдения в медицинской документации. А также дополнительная иммунизация против полиомиелита детей до 5 лет, независимо от ранее сделанных прививок, но не ранее 1,5 мес. от последней прививки.

18. В очагах ОВП осуществляются осмотр контактных детей до 5 лет и медицинское наблюдение за ними в течение 20 дней с 2-кратной регистрацией результатов наблюдения в медицинской документации и дополнительная иммунизация против полиомиелита детей до 5 лет, независимо от ранее сделанных прививок, но не ранее 1,5 мес. от последней прививки против полиомиелита. Кроме того, в данном случае больной с ОВП был обследован позже 14 дня с момента появления паралича, поэтому проводится однократное вирусологическое обследование всех контактных детей и взрослых в окружении больного.

19. В очагах ОВП осуществляются осмотр контактных детей до 5 лет и медицинское наблюдение за ними в течение 20 дней с 2-кратной регистрацией результатов наблюдения в медицинской документации и дополнительная иммунизация против полиомиелита детей до 5 лет, независимо от ранее сделанных прививок, но не ранее 1,5 мес. от последней прививки против полиомиелита. Кроме того, в окружении больного имеются лица, относящиеся к кочующим группам (цыгане), поэтому проводится однократное вирусологическое обследование контактных детей и взрослых.

20. Данный ребенок не полностью привит против полиомиелита (имеет менее 3 прививок), поэтому расценивается как «горячий случай», пробы стула от такого больного должны исследоваться в Национальном центре по лабораторной диагностике полиомиелита (ИПиВЭ им. М.П.Чумакова РАМН).

21. Забор вирусологического материала от больного ОВП осуществляется в максимально ранние сроки — в день госпитализации или на следующий день (допускается до 7 дня от начала заболевания, но не позднее 14), берутся 2 пробы фекалий, интервал между пробами составляет 24 — 48 часов, оптимальный размер фекальной пробы — 8 — 10 граммов, что соответствует ногтю большого пальца взрослого человека.

22. Доставка проб в вирусологическую лабораторию Московского регионального центра осуществляется в условиях холодовой цепи в термоконтейнере или бытовом термосе со льдом.

23. Дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, кочующих групп населения до 5 лет подлежат иммунизации против полиомиелита, независимо от наличия медицинской документации. Данному ребенку необходимо назначить 1 дозу ОПВ. Также ребенка необходимо вирусологически обследовать на полиовирусы. Маме ребенка будет выдан стерильный флакон для самостоятельного отбора фекалий, разъяснена методика отбора материала. Отобранный материал вместе с направлением на лабораторное исследование на группу полио- и других энтеровирусов сотрудники поликлиники должны доставить в центр Госсанэпиднадзора.

24. Дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных родителей, относятся к группе повышенного риска ввиду возможного иммунодефицитного состояния, поэтому этим детям предпочтительно прививаться инактивированной (убитой) полиовакциной.

25. Выделение полиовирусов у непривитых свидетельствует о нарушении санэпидрежима в учреждении, несоблюдении изоляции непривитых от недавно получивших профилактические прививки, в результате чего произошло инфицирование непривитых. В случае наличия иммунодефицитных детей — для них реальный риск развития вакциноассоциированного паралитического полиомиелита по контакту. Если в доме ребенка имеется достаточное количество непривитых, то существует угроза появления вакцинородственных полиовирусов, способных вызывать вспышки полиомиелита.

26. Дети до выяснения сведений о прививках размещаются в отдельную палату или в палату с детьми с известным прививочным анамнезом, у которых прошло более 1,5 мес. от последней прививки.

27. Дети без сведений о прививках должны получить полный вакцинальный комплекс с последующей ревакцинацией в соответствии с возрастом. Данному ребенку необходимо назначить 3 прививки против полиомиелита с интервалом в 1,5 мес., последующая ревакцинация ему будет проведена в 14 лет.

28. Прививки против полиомиелита можно сочетать со всеми вакцинными препаратами, кроме БЦЖ, прививки вводятся в разные участки тела разными шприцами. Данному ребенку можно сделать 4 прививки одновременно.

29. Рассказать родителям о той угрозе, которой они подвергают своего ребенка, направить для беседы к заведующей поликлиникой и на консультацию в центр по специфической иммунопрофилактике. Если убеждения не помогли, то оформить отказ, где родители укажут о предупреждении о последствиях отказа, с подписью родителей, участкового педиатра и руководителя лечебного учреждения. При последующих встречах с родителями убеждать в необходимости профилактических прививок. Отказы переоформлять не реже 1 раза в год.

30. Живая оральная полиомиелитная вакцина Сэбина (ОПВ) формирует сывороточный иммунитет ко всем трем типам полиовируса, в результате развивается защита от вируса полиомиелита. Кроме того, ОПВ индуцирует секреторный иммунитет в кишечнике — одном из основных мест, где размножается вирус, таким образом создается эффективный барьер на пути проникновения и дальнейшего размножения полиовируса. Однако в исключительных случаях (1 случай на 2,5 млн. доз ОПВ) может развиться паразитический полиомиелит, ассоциированный с вакциной у реципиента.

источник

Смысловой модуль3

Тема: 9 Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний у детей.

Ситуационные задачи

Текст задания:
У ребёнка 1,5 лет, после проведенной АКДС — вакцинации, к концу первых суток повысилась температура тела до 40,0°С. Ребёнок стал вялым, капризным. В месте введения вакцины — гиперемия и инфильтрат до 5 см в диаметре. Вопросы: 1. Ваш диагноз? 2. Основные лечебные мероприятия.
Ребенок родился от 1-й срочной беременности, протекавшей с токсикозом I и II половины, с оценкой по шкале Апгар 9 баллов, от НВs Ag + позитивной матери. Вопросы: 1.Когда следует начинать иммунопрофилактику ребенка и против какого заболевания? 2. Назовите вакцинальный препарат. 3. По какой схеме следует вакцинировать ребенка?
Ребенок 6 месяцев, неделю назад переболел ОРВИ. После проведения профилактической прививки АКДС – вакциной стал резко беспокойным, появились одышка, резкая бледность лица и синюшность конечностей, отмечалась двукратная рвота. Через 3 минуты после манипуляции потерял сознание, АД — 50/20 мм рт.ст. Вопросы: 1.Какое неотложное состояние развилось у больного? 2.Определите врачебную тактику и окажите неотложную медицинскую помощь на догоспитальном этапе.
Ребенок в возрасте 1 месяц, в роддоме не прививался против туберкулеза в связи с наличием временных медицинских противопоказаний. В настоящее время здоров. Вопросы: 1.Какова тактика участкового педиатра в отношении вакцинации ребенка в условиях поликлиники? 2.Необходимо ли провести реакцию Манту? 3.Укажите вакцину, ее дозу, путь введения.
Родители 2-х месячного ребенка, узнав о вспышке полиомиелита в Таджикистане в 2010 году, обратились к участковому педиатру с просьбой объяснить план вакцинаций для профилактики полиомиелита. Вопросы: 1.Какие виды вакцин применяются для профилактики полиомиелита? 2.Какие правила необходимо соблюдать после вакцинации ОПВ?
6. У ребенка 3-х лет в момент введения АКДС-вакцины появилось удушье, выраженный акроцианоз, холодный липкий пот, тошнота, головокружение. Пульс нитевидный, АД — 60/30 мм рт.ст. Вопросы: 1. Ваш диагноз? 2. Алгоритм оказания неотложной помощи.
7. Даша М., 5 лет; на протяжении 2 лет страдает бронхиальной астмой с частотой приступов кашля и свистящего дыхания более 2 в неделю, но не ежедневно. Вопросы: 1. Назначьте вакцинацию этому ребёнку по состоянию здоровья, учитывая, что до этого такой вакцинопрофилактики не проводилось.
8. Данил В., 3 мес. Не привит. В родильном доме не был вакцинирован БЦЖ так как не было в наличии вакцины. От вакцинации против гепатита В — отказ. В данный момент вакцину БЦЖ получили в поликлиннике по месту жительства ребёнка. Вопросы: 1.Тактика поведения участкового педиатра в отношении данного ребёнка. 2.Следует начать вакцинацию против туберкулёза или коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, HIB, гепатита В? 3.Можно ли одномоментно привить БЦЖ и АКДС? 4.Какую вакцину следует применять у детей, не вакцинированных в род. доме из за наличия на тот момент медицинских противопоказаний?
9. Марина Г., новорождённая. Масса тела 3450г., длина тела 42см. Мать новорождённой HBsAg «+». Вопросы: 1.Тактика в отношении данного ребёнка. 2.Будет ли отличаться тактика в отношении ребёнка, если у матери с HBsAg не установлен HBsAg статус.
10. Миша Д., 6 лет, 4 месяца. Вакцинирован против: туберкулёза в род. доме, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гепатита В, Hib в 3,4,5 и 18 мес. Корь, краснуха, паротит — не вакцинирован. Вопросы: 1.Нуждается ли данный ребёнок в вакцинации против кори, краснухи, паротита? Если да, то сколько доз и с каким минимальным интервалом? 2.Если бы в анамнезе у данного ребёнка была бы перенесенная корь или краснуха или паротит, то было бы это противопоказанием для вакцинации тривакциной? А если два заболевания были бы перенесенными в анамнезе, то как стоило поступить?
11. Диме М., посещающему детский сад, планировалась вакцинация против кори, краснухи и паротита, которую педиатр решила отменить. В группе Димы карантин по ветряной оспе. 6 месяцев назад мальчик получил переливание в/в иммуноглобулина по поводу тромбоцитопенической пурпуры. Вопросы: 1.Почему была отменена плановая вакцинация в данном случае? 2. Через какой период можно будет вакцинировать мальчика против кори, краснухи и паротита?
12. У мальчика Вани О. 1 год 2 мес., через 15 минут после введения вакцины против кори, краснухи, паротита отмечается затруднение речи, выраженный отёк языка, осиплость голоса и лающий кашель. Артериальное давление в норме. Вопросы: 1.Какое патологическое состояние развилось у ребёнка? 2.Это состояние относится к поствакцинальным реакциям или осложнениям? 3.Назначьте лечение.
13. Ребёнок Настя Л. 1 год 1 мес. 4 месяца назад, во время лечения острой кишечной инфекции в стационаре, после введения амикацина отмечалась аллергическая реакция в виде сыпи как «после ожога крапивой». Часть элементов достигала гигантских размеров, сливалась, сопровождалась сильным зудом. После проведенного лечения состояние ребёнка улучшилось и он был выписан под наблюдение семейного врача. Вопросы: 1.Какое патологическое состояние развилось у ребёнка после введения амикацина? 2.Должен ли это учитывать врач при вакцинации ребёнка?
14. Через 4 минуты после введения противостолбнячной сыворотки у Маши С. Появилась слабость, чувство сдавления в груди, ощущение нехватки воздуха, мучительный кашель, чувство страха. Затем появилась резкая бледность с цианозом, затруднённое дыхание. Вопросы: 1.Какое состояние развилось у ребёнка? 2.Перечислите мероприятия для оказания неотложной помощи. 3.Перечислите основные меры для профилактики развития такого состояния.
15. Саша Б., 2 месяца, рождённый от ВИЧ-инфицированной матери с массой тела 3150 г. ВИЧ-статус мальчика не определён. Вопросы: 1.Какие вакцины можно вводить этому ребёнку по календарю? 2.Какими вакцинами нельзя прививать до уточнения статуса? 3. Какие прививки показаны этому ребёнку по состоянию здоровья, если он окажется ВИЧ-позитивным?
16. У ребёнка 3 мес. после вакцинации АКДС в месте введения вакцины отёк мягких тканей 6 см. в диаметре, гипертермия до 40 градусов Цельсия. Вопросы: 1.Какое состояние развилось у ребёнка и есть ли связь с введением вакцины? 2.Перечислите признаки сильных местных послевакцинальных реакций.
Данил М. по поводу лечения дифтерии получал противодифтерийную сыворотку. Состояние мальчика быстро улучшилось. Однако, на 8-й день от начала лечения у мальчика появилась пятнисто-папулёзная сыпь на коже туловища и конечностей, артралгии, лимфоаденопатия, поднялась температура до 39 градусов. Вопросы: 1.Какое патологическое состояние развилось у ребёнка? 2. Назначьте лечение.
18. У ребёнка 6-ти месяцев, получившего 2 нед. назад вакцинацию против полиомиелита, после незначительных катаральных явлений, отмечается слабость и нарушение движений правой нижней конечности. Вопросы: 1.Какие основные признаки вакциноассоциированного полиомиелита Вы знаете? 2.Каковы должны быть действия врача для подтверждения вакциноассоциированного полиомиелита?
19. Мама ребёнка, часто и длительно болеющего острыми респираторными заболеваниями, сомневается в необходимости вакцинации (согласно календарю). Ребёнок обследован у иммунолога — исключён иммунодефицит, хронической патологии дыхательной системы не выявлено. Вопросы: 1.Как такому ребёнку провести вакцинацию? 2.Являются ли частые острые респираторные заболевания противопоказанием к проведению вакцинации?

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 5984 . Нарушение авторских прав

источник