Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)
источник
Эта информация очень актуальна для тех родителей, чьи дети посещают муниципальные детские сады. В прошлом году из-за отказа от профилактических прививок от полиомиелита многие дети не ходили в садики в течение 60 дней. В этом году ситуация может повториться.
Однако, далеко не всем известно о существовании очень важного документа Роспотребнадзора, который был издан еще 2010 году. Этот документ не найти на сайте Роспотребнадзора. Он закрыт для общего пользования и видимо, рассчитан только для служебного применения, чтобы родители о нем ничего не знали. Иначе, как же заставлять их прививать своих детей против полиомиелита? Получить такой документ можно на сайте Консультант+ только на коммерческой основе.
Скорее всего, документ был издан по следам РЕШЕНИЯ Верховного суда, после которого Роспотребнадзор выпустил новые Санитарные правила (СП 3.1.2951-11 «ПРОФИЛАКТИКА ПОЛИОМИЕЛИТА») по профилактике ВАПП.
Выписка из Решения ВС по старым санправилам:
Пункт 4.4 СП 3.1.1.2343-08, не предусматривает отказ в приеме в лечебно-
профилактические и другие организации детей, не имеющих сведений об
иммунизации против полиомиелита, а требует необходимость их изолирования
от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60
дней…
Весь текст Решения на сайте privivkam.net
Как вы все помните, в новых санправилах во время вакцинации против полиомиелита вместо изоляции не привитых детей от привитых в садиках предусмотрели разобщение. НО суть от этого не меняется: это требование все так же НЕ предусматривает вывод не привитых детей из садика на 60 дней.
Документ, подтверждающий это, получен коммерческим способом с сайта Консультант+.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 декабря 2010 г. N 01/17427-0-27
ОБ ОТСТРАНЕНИИ НЕ ПРИВИТЫХ ДЕТЕЙ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКИХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступлением в Роспотребнадзор обращений родителей по вопросу правомерности отстранения от посещения детского учреждения не привитых детей в г. Москве разъясняет.
Санитарными правилами СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» предусмотрена изоляция не привитых детей от детей, привитых оральной полиомиелитной вакциной, на срок 60 дней с момента их иммунизации при поступлении в лечебно-профилактические и другие организации в связи с угрозой возникновения у них вакциноассоциированного полиомиелита (далее — ВАПП). При этом данный правовой документ не вводит запрет на посещение детского учреждения не привитым ребенком, учитывая право родителей на отказ от профилактических прививок, установленное федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Отказ от проведения профилактических прививок должен быть оформлен в письменном виде с подтверждением родителями факта информирования их о возможных неблагоприятных последствиях для здоровья ребенка при заболевании инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, в данном случае — ВАПП.
В соответствии со статьей 5 федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» не привитый ребенок может быть выведен из коллектива в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.
Письмом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 07.12.2009 N 17-15/1102 «О реализации СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» некорректно разъяснены положения указанного документа, в связи с чем руководители детских дошкольных учреждений отстраняют не привитых против полиомиелита детей от посещения детского учреждения, нарушая действующее законодательство.
В целях обеспечения выполнения требований федерального законодательства, прошу довести данную информацию до руководителей детских дошкольных учреждений г. Москвы. Заместитель руководителя И.В.БРАГИНА.
А в этой статье даны разъяснения для работников детских садов уже в 2013 году:
Издательство МЦФЭР: Ресурсы образования
журнал: Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ №6 (июнь) 2013
статья: Противоэпидемические и организационные мероприятия (в сокращении)
Особенности работы ДОУ в период карантина. Перечень инфекционных заболеваний, при выявлении которых в ДОУ объявляется карантин. Пошаговая инструкция по введению в ДОУ карантинного режима. Права и обязанности родителей детей карантинной группы
Автор: Журавлева О.С., эксперт
****
Родителей ребенка, бывшего в контакте с заболевшим, администрация ДОУ информирует о выявленном случае инфекционного заболевания и сроках карантина. Родителям можно предложить не водить ребенка в группу на период карантина (если ребенок часто болеет, нахождение дома в период карантина убережет его от заболевания).
В случае, если ребенок только собирался в детский сад и не был в контакте с детьми из карантинной группы, можно предложить его родителям посещать другую группу на время карантина, либо на этот период оставить ребенка дома.
Если ребенок не привит от инфекции, в связи с которой наложен карантин, руководитель детского сада вправе отказать в его приеме в учреждение в период карантина.
Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что родители детей до семи лет могут оформить больничный на время карантина в ДОУ (даже если ребенок не болеет, но был в контакте с заболевшим или является бактерионосителем).
***
В случае отказа родителей от вакцинации детей руководство ДОУ обязано объяснить возможность развития у непривитых детей вакциноассоциированного полиомиелита и предложить не посещать группу, где проведена вакцинация, в течение 60 дней, т.к. возможно возникновение признаков заболевания.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 14.12.2010 №01/17427-0-27 «Об отстранении непривитых детей от посещения детских дошкольных учреждений» администрация ДОУ не вправе запретить посещать детский сад непривитому от полиомиелита ребенку, но ответственность за возникновение признаков заболевания несут родители дошкольника.
Руководство детского сада может предложить посещать другое детское учреждение в данный период или отказаться от посещения. Но в случае если ребенка оставляют дома, больничный лист родителям выдан и оплачен не будет, т.к. отказ от прививки был добровольным.
источник
Первым отечественным учреждением, оказывающим помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято считать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г. в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководителем приюта становится основоположник отечественной ортопедии Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому им архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание новой клиники, соответствующей по тем временам мировым стандартам госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В советское время учреждение переименуют в Дом физически дефективных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановления трудоспособности дефективных детей и подростков, а впоследствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера. Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебному и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевидных ограничений трудоспособности этих лиц государство на протяжении десятилетий не считало нужным озаботиться организацией для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изменит эпидемия полиомиелита, поразившая мир в середине XX в.
К тому моменту во всех странах Европы и Северной Америки давно действовал закон о всеобуче. Школьники, перенёсшие полиомиелит, сохраняя прежние способности к обучению, зачастую оказывались физически неспособными посещать традиционно организованные учебные заведения. Цивилизованный мир столкнулся с необходимостью предложить этим детям и подросткам иные условия для получения образования. Так рождается модель школы для детей с последствиями полиомиелита.
По общему пути пошёл и СССР. В 1957 г. Министерство здравоохранения издаёт приказ о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Принятию оригинального решения, исходившего из недр Минздрава, а не Минпроса, вне всякого сомнения, способствовала атмосфера политической «оттепели». (Известно, что уникальный приказ появился благодаря более чем энергичным усилиям влиятельных родителей, чьи дети перенесли полиомиелит.) Решение было принято, бюджетное финансирование и помещения выделены, медицинские и педагогические штаты и ставки утверждены, первые школы в Москве и Ленинграде открыты. Но буквально в те же годы изобретена вакцина, предупреждающая полиомиелит, что приведёт к быстрому снижению заболеваемости. По официальным данным, начиная с 1959 г. полиомиелит на территории СССР удастся ликвидировать. Сложится необычная ситуация: специальные школы созданы, а учеников для них не находилось! Впрочем, существовала другая категория лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата — это те, кто перенёс детский церебральный паралич. При ДЦП двигательные нарушения нередко сопровождаются нарушением речи, задержкой психического развития, иногда умственной отсталостью. Убеждены, что пойти на немалые бюджетные расходы ради столь «малоперспективных» учеников государство ещё долго бы не согласилось. Однако в конкретном случае затраты уже были произведены, бюджет утверждён на годы вперёд, да и шла речь о трёх-четырёх школах. Необычные учебные заведения, чьё штатное расписание включало врачей-психоневрологов, ортопедов, педиатров, стоматологов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, а также средний медицинский персонал, инструкторов ЛФК и логопедов, сохранили, несколько изменив название.
Так в нашей стране появились специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Осенью 1961 г. Совет министров РСФСР примет отдельное постановление «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, перенёсших полиомиелит», весной 1963 г. Министерство просвещения РСФСР утвердит Положение о школе-интернате с особым режимом для детей, перенёсших полиомиелит. Типовое положение об этих учреждениях Министерство просвещения СССР утвердит 30 января 1978 г.
Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с последствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться права создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 учебном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удастся создать 11 специальных школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Недоуменные вопросы: «Как случилось, что на Украине вдруг обнаружилось более двух тысяч учащихся с нарушением опорнодвигательного аппарата?», «Если дети с подобными диагнозами проживали в республике и прежде, почему закон о всеобуче не распространялся на них?» — рождаются лишь в случае рассмотрения статистических данных в отрыве от социокультурного контекста. Завершая рассказ о специальных школах УССР, необходимо прокомментировать их кадровое обеспечение. По этому показателю Украина продолжала удерживать лидерство, если в республиках Закавказья и Средней Азии высшее дефектологическое образование имело не более 1—2% учителей, в Белорусской ССР —9%, в среднем по стране 11 — 13%, то в специальных школах Украины 20% педагогов обладали необходимой квалификацией.
Итак, на примере Белоруссии, Грузии, Украины и Туркмении мы убедились, что после XX съезда КПСС расширение сети специальных школ прослеживается по всей стране. Вместе с тем степень дифференциации систем специального образования, уровень и качество образования, предоставляемого учащимся с недостатками физического и умственного развития в союзных республиках СССР, оставались далеко не одинаковыми. В силу объективных и субъективных причин республиканские министерства просвещения решали задачу обеспечения права детей-инвалидов на школьное образование с разной степенью усердия. Повлиять на ситуацию могло исключительно высшее руководство государства. То, что это так, мы увидим, оценив результаты деятельности союзно-республиканского Министерства просвещения СССР, созданного в 1966 г. Упомянутое ведомство станет единым руководящим государственным органом, контролирующим исполнение правительственных решений в сфере образования. За 25 лет, отведённых ему историей страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделать для развития, укрепления и совершенствования отечественной системы специального образования немало.
Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 496 | Нарушение авторских прав
источник
Рекомендации, касающиеся специфики образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в коррекционном учреждении 6 вида содержатся в Письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»:1. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
2. Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 — 5 лет);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет);
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
3. На 1 ступени общего образования решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.
На 2 ступени общего образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.
На 3 ступени общего образования завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.
4. В 1 класс (группу) принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1 — 2 года.
5. Для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, открывается подготовительный класс.
6. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня — до 10 человек.
7. Трудовое обучение строится с учетом возможностей, интересов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки.
8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15 — 20 воспитанников с нарушениями речи.
Инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № 102-М доведена Инструкция по приему в школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей (приводится с извлечениями):
I. Приему в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей подлежат дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:
а) с церебральными параличами;
б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;
в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;
г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.
II. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако в отдельных случаях, как в подготовительный, так и в другие классы, допускается прием с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.
Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.
Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ.
III. Не подлежат приему в спецшколу-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:
а) дети, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального подхода;
б) страдающие частыми эпилептическими припадками;
в) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы;
г) дети, страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии.
IV. Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.
В соответствии с п. 16 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288:
В коррекционном учреждении 6 вида устанавливается предельная наполняемость классов, групп и групп продленного дня – 10 человек.
Базовые учебные планы для специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида утверждены Приказом Минообразования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п.
Федеральный компонент базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида предусматривает 10-летний срок обучения в основной школе, 12-летний срок обучения в средней школе.
В учреждениях функционирует подготовительный класс, основной целью которого является подготовка обучающихся к усвоению учебного материала начального общего образования, ликвидация пробелов предшествующего развития и дифференциальная диагностика.
Базисный учебный план включает следующие блоки: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка, школьный компонент.
Трудовая подготовка включает в себя трудовое обучение, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку.
Коррекционная подготовка предусматривает занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию психических процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп — 2 — 4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 — 30 мин., занятий по ЛФК до 45 мин.
Школьный компонент включает изучение истории родного края, национальный фольклор и народное творчество, основы законодательства (право).
Факультативные занятия проводятся с группами (не менее 6 обучающихся) обучающихся для большего развития наиболее способных, творчески одаренных обучающихся, а также для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе.
В учреждении может быть организовано надомное обучение детей с церебральным параличом. В подготовительном, I — IV классах отводится 8 часов, в V — VIII классах — 10 часов, IX — X классах — 11 часов, XI — XII классах — 12 часов на одного ученика в неделю.
В V — X классах трудовое обучение наряду с выполнением коррекционно — восстановительных задач осуществляет подготовку учащихся к овладению одной из доступных им профессий.
Для занятий по труду класс делится на 2 группы.
Рекомендации, касающиеся специфики образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в коррекционном учреждении 7 вида содержатся в Письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»:1. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
2. Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3 — 5 лет).
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).
3. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс — в порядке исключения).
Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс (группу) коррекционного учреждения.
Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 6-летнего возраста, принимаются в 1 класс (группу) коррекционного учреждения.
Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс (группу) коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года); с 6-летнего возраста — в подготовительный класс (нормативный срок освоения — 5 лет).
4. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня — до 12 человек.
5. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.
С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение одного года.
6. В целях коррекции отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более 3 воспитанников), коррекционные занятия.
7. Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2 — 4 человек).
8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15 — 20 воспитанников.
В соответствии с п. 16 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288:
В коррекционном учреждении устанавливается предельная наполняемость классов, групп и групп продленного дня – 12 человек.
Приказом Министерства Просвещения СССР от 3 июля 1981 г. № 103 утверждена Инструкция по приему в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (извлечения):
1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат дети 7 — 9 лет (старше — в порядке исключения), у которых имеются специфические нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.
2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в I — II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду указанных нарушений психического развития не подготовленные к усвоению школьной программы.
3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза (как правило, резидуального характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной системы, реже — при генетических пороках развития), при которой нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.
В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития:
а) задержка психического развития по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
б) задержка психического развития соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;
в) задержка психического развития психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.
Примечание. Дети, страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в пунктах 3 «а», «б», «в», направляются в специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в общеобразовательной массовой школе.
4. Противопоказанием к приему в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) олигофрения;
б) органическое слабоумие;
в) эпилептическое слабоумие;
г) шизофреническое слабоумие;
д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;
е) шизофрения без явления слабоумия;
ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;
з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные;
и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез;
к) различные нервно-психические расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и школьной неуспеваемостью;
л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, страдающие заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 «а» — «д», подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на лечение;
дети, страдающие заболеваниями и патологическими состояниями, названными в пункте 4 «е» — «к», подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям — по программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития только после санации указанных болезненных очагов.
5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.
Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе.
6. Школа представляет на комиссию документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.
источник
Одной из самых страшных болезней является полиомиелит. Лечение (специфическое) до сих пор не разработано, но адекватную профилактику в виде вакцинации можно получить в нашей клинике «САНМЕДЭКСПЕРТ».
Полиомиелит – опасное острое инфекционное заболевание, которое поражает серое вещество спинного мозга. Второе его название – детский спинномозговой паралич. Поражает эта болезнь в основном детей в возрасте от года до пяти лет, но в период с 1988 года заболеваемость снизилась более чем на 99%: с 350 000 до 37 случаев в 2016 году. Это произошло благодаря массовой вакцинации, которой подвергают в основном детей.
Существует два способа передачи инфекции:
- Через немытые руки, зараженные продукты питания, предметы общего пользования. Отмечается, что переносчиками зачастую выступают мухи.
- Воздушно-капельным путем от носителей и страдающих любыми формами заболевания.
Второй способ преобладает над первым. В этом случае вирус, попадая в организм, атакует лимфатические узлы глотки и там начинает размножаться. Врачи-педиатры отмечают, что это переломный этап в течении болезни.
Полиомиелит у детей (лечение только симптоматическое), в первую очередь опасен гибелью нервных клеток и мышц из-за паралича. В тяжелых случаях отмирает до 25% или даже 30% нейронов, а что касается мышц, то погибают в основном мышцы ног (в частности, дельтовидная), реже – туловища и дыхательные группы мышц. В последнем случае возникает остановка дыхания и смерть.
Летальный исход наступает и в тех случаях, когда инфекция добралась до продолговатого мозга, где располагаются важные центры жизнеобеспечения. Причиной гибели могут стать и осложнения болезни: сепсис, пневмония. В целом же смертность от полиомиелита составляет 10% от общего числа заразившихся, причем среди взрослых этот показатель выше, чем среди детей.
Опасность заболевания состоит еще и в долгой реабилитации двигательных функций. Она занимает около 1,5 лет, а в тяжелых случаях – десятилетия.
Симптомы в основном зависят от уровня иммунитета и количества попавшей инфекции. Если факторы для развития болезни благоприятные, то вирус попадает в кровоток и начинает разноситься по всему организму. Обычно он стремится к нервным клеткам, но может атаковать и легкие, бронхи, сердце или миндалины.
Инкубационный период болезни составляет около 14 дней, после чего развивается одна из пяти форм полиомиелита:
- Бессимптомная. Опасна тем, что никак себя не проявляет, но человек при этом является носителем и распространителем вируса. Обнаружить инфекцию при этом можно, только сдав кровь на анализ.
- Абортивная (висцеральная). Регистрируется чаще всего. Особых симптомов нет, но есть обычные признаки ОРЗ: пациент чувствует слабость, у него болит голова, иногда его рвет, болит живот, бывает бронхит. Длится обычно неделю, течение и прогноз благоприятные.
- Поражающая нервную систему. Исходы разные: как с параличом, так и без него. Симптомы сходны с серозным менингитом, чаще встречаются в детском возрасте.
- Непаралитическая. Симптомы похожи на висцеральную форму, но более яркие. Подозрение на полиомиелит возникает при появлении менингеальных признаков (ригидные затылочные мышцы, сильная головная боль). Параличей при этом нет, болезнь проходит через 14-28 дней.
- Паралитическая. Это самая опасная форма. Здесь уже симптомы поражения нервной системы: пациент бредит, у него болит голова, сознание нарушено, наблюдаются судороги (особенно сильные у малышей). Человек не может поменять положение тела в постели –больно, надавливание вдоль позвоночника тоже вызывает боль.
Если у вашего близкого появились такие симптомы, немедленно обращайтесь к врачу! Помощь оказать могут по адресу: Москва, ЦАО, м. Бауманская, Большой Демидовский пер., 17/1.
Насколько эффективна прививка?
Ответ: Применяют два типа прививок – инактивированная (вводится «убитый» вирус) и «живая» (вводится ослабленный вирус). При вакцинации второго типа стойкий иммунитет формируется у 95% привитых детей. Если пройти полный курс прививок (6 штук), то иммунитет формируется пожизненно.
Как, кроме вакцинации, можно защитить ребенка от полиомиелита?
Ответ: Никаких адекватных средств защиты, кроме вакцинации, пока не существует.
Есть ли у вакцины побочные эффекты?
Ответ: При инактивированной вакцине иногда повышается температура до 38,5° С, место инъекции немного отекает или краснее, ребенок становится возбудим или нервозен. При введении ослабленного вируса возможны несерьезные расстройства ЖКТ, небольшие аллергические реакции, тошнота, рвота однократно. Эти явления быстро проходят и не требуют обращения к врачу.
Можно ли давать оральную полиовакцину детям с ослабленным иммунитетом?
Ответ: Нет, таким детям прививка противопоказана. Нельзя также вводить ее детям с осложнением хронических заболеваний, при увеличенных лимфоузлах или аденоидах, при повышенной температуре.
источник
Эта информация очень актуальна для тех родителей, чьи дети посещают муниципальные детские сады. В прошлом году из-за отказа от профилактических прививок от полиомиелита многие дети не ходили в садики в течение 60 дней. В этом году ситуация может повториться.
Однако, далеко не всем известно о существовании очень важного документа Роспотребнадзора, который был издан еще 2010 году. Этот документ не найти на сайте Роспотребнадзора. Он закрыт для общего пользования и видимо, рассчитан только для служебного применения, чтобы родители о нем ничего не знали. Иначе, как же заставлять их прививать своих детей против полиомиелита? Получить такой документ можно на сайте Консультант+ только на коммерческой основе.
Скорее всего, документ был издан по следам РЕШЕНИЯ Верховного суда, после которого Роспотребнадзор выпустил новые Санитарные правила (СП 3.1.2951-11 «ПРОФИЛАКТИКА ПОЛИОМИЕЛИТА») по профилактике ВАПП.
Выписка из Решения ВС по старым санправилам:
Пункт 4.4 СП 3.1.1.2343-08, не предусматривает отказ в приеме в лечебно-
профилактические и другие организации детей, не имеющих сведений об
иммунизации против полиомиелита, а требует необходимость их изолирования
от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60
дней…
Весь текст Решения на сайте privivkam.net
Как вы все помните, в новых санправилах во время вакцинации против полиомиелита вместо изоляции не привитых детей от привитых в садиках предусмотрели разобщение. НО суть от этого не меняется: это требование все так же НЕ предусматривает вывод не привитых детей из садика на 60 дней.
Документ, подтверждающий это, получен коммерческим способом с сайта Консультант+.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 декабря 2010 г. N 01/17427-0-27
ОБ ОТСТРАНЕНИИ НЕ ПРИВИТЫХ ДЕТЕЙ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКИХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступлением в Роспотребнадзор обращений родителей по вопросу правомерности отстранения от посещения детского учреждения не привитых детей в г. Москве разъясняет.
Санитарными правилами СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» предусмотрена изоляция не привитых детей от детей, привитых оральной полиомиелитной вакциной, на срок 60 дней с момента их иммунизации при поступлении в лечебно-профилактические и другие организации в связи с угрозой возникновения у них вакциноассоциированного полиомиелита (далее — ВАПП). При этом данный правовой документ не вводит запрет на посещение детского учреждения не привитым ребенком, учитывая право родителей на отказ от профилактических прививок, установленное федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Отказ от проведения профилактических прививок должен быть оформлен в письменном виде с подтверждением родителями факта информирования их о возможных неблагоприятных последствиях для здоровья ребенка при заболевании инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, в данном случае — ВАПП.
В соответствии со статьей 5 федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» не привитый ребенок может быть выведен из коллектива в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.
Письмом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 07.12.2009 N 17-15/1102 «О реализации СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» некорректно разъяснены положения указанного документа, в связи с чем руководители детских дошкольных учреждений отстраняют не привитых против полиомиелита детей от посещения детского учреждения, нарушая действующее законодательство.
В целях обеспечения выполнения требований федерального законодательства, прошу довести данную информацию до руководителей детских дошкольных учреждений г. Москвы. Заместитель руководителя И.В.БРАГИНА.
А в этой статье даны разъяснения для работников детских садов уже в 2013 году:
Издательство МЦФЭР: Ресурсы образования
журнал: Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ №6 (июнь) 2013
статья: Противоэпидемические и организационные мероприятия (в сокращении)
Особенности работы ДОУ в период карантина. Перечень инфекционных заболеваний, при выявлении которых в ДОУ объявляется карантин. Пошаговая инструкция по введению в ДОУ карантинного режима. Права и обязанности родителей детей карантинной группы
Автор: Журавлева О.С., эксперт
****
Родителей ребенка, бывшего в контакте с заболевшим, администрация ДОУ информирует о выявленном случае инфекционного заболевания и сроках карантина. Родителям можно предложить не водить ребенка в группу на период карантина (если ребенок часто болеет, нахождение дома в период карантина убережет его от заболевания).
В случае, если ребенок только собирался в детский сад и не был в контакте с детьми из карантинной группы, можно предложить его родителям посещать другую группу на время карантина, либо на этот период оставить ребенка дома.
Если ребенок не привит от инфекции, в связи с которой наложен карантин, руководитель детского сада вправе отказать в его приеме в учреждение в период карантина.
Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что родители детей до семи лет могут оформить больничный на время карантина в ДОУ (даже если ребенок не болеет, но был в контакте с заболевшим или является бактерионосителем).
***
В случае отказа родителей от вакцинации детей руководство ДОУ обязано объяснить возможность развития у непривитых детей вакциноассоциированного полиомиелита и предложить не посещать группу, где проведена вакцинация, в течение 60 дней, т.к. возможно возникновение признаков заболевания.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 14.12.2010 №01/17427-0-27 «Об отстранении непривитых детей от посещения детских дошкольных учреждений» администрация ДОУ не вправе запретить посещать детский сад непривитому от полиомиелита ребенку, но ответственность за возникновение признаков заболевания несут родители дошкольника.
Руководство детского сада может предложить посещать другое детское учреждение в данный период или отказаться от посещения. Но в случае если ребенка оставляют дома, больничный лист родителям выдан и оплачен не будет, т.к. отказ от прививки был добровольным.
источник
Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. М.Н.Гончарова, А.В.Гринина, И.И.Мирзоева. Библиотека практического врача. Ленинград. Медицина. 1974 год.
Сикилинда Владимир Данилович — Профессор, Заведующий кафедрой травматологии, и ортопедии Ростовского государственного медицинского университета. Доктор медицинских наук, профессор. Член SICOT от России. Вице-президент Всероссийской Ассоциации травматологов- ортопедов. Травматолог-ортопед высшей категории. Председатель общества ортопедов-травматологов Ростовской области.
Шамик Виктор Борисович — Профессор, Доктор Медицинских наук, Профессор кафедры детской хирургии и ортопедии РостГМУ,Врач-детский хирург высшей квалификационной категории
Винников Сергей Владимирович- Детский травматолог-ортопед травматолого-ортопедического отделения для детей поликлиники МБУЗ «Городская больница №20» города Ростова-на-Дону
Редактор страницы: Семенистый Максим Николаевич
Последствия полиомиелита до 1960 г. являлись одной из главных причин детской инвалидности. Больные с последствиями полиомиелита составляли до 20% среди прочих ортопедических больных.
По данным Всемирной организации здравоохранения при ООН, до 1920 г. эпидемии полиомиелита возникали лишь в 12 странах. С 1921 по 1937 г. эпидемии распространились еще на 17 стран, а в последующие 16 лет, т. е. с 1938 по 1953 г. было зарегистрировано возникновение массовой заболеваемости полиомиелитом еще в 32 странах. Таким образом, с 1954 г. эпидемии полиомиелита наблюдаются уже в 61 стране мира и проблема полиомиелита становится международной (К. А. Винокуров, 1956).
В целом ряде государств эпидемии полиомиелита потребовали создания специальных восстановительных центров уже в начале XX в. (Швеция, 1911; Франция, 1919). В дальнейшем такие центры создавались во Франции, Дании, Чехословакии, Германии, Румынии, Бельгии, странах Южной Америки и др.
В настоящее время в нашей стране благодаря проведению поголовной иммунизации всего детского и подросткового населения живой ослабленной вакциной против полиомиелита успешно разрешена профилактика этого заболевания.
Однако имевшие место в течение ряда лет (1953—- 1960) эпидемические вспышки полиомиелита оставили после себя немалое количество больных с тяжелыми последствиями, приводящими к инвалидности.
Для больных, перенесших полиомиелит, была разработана система учреждений, предусматривающая длительное этапное лечение, начиная с острого периода и кончая периодом остаточных явлений. К таким учреждениям относятся: а) боксированные отделения соматических и инфекционных больниц неврологического профиля для госпитализации в первые 40—60 дней заболевания, оснащенные аппаратурой для искусственной вентиляции легких; б) санатории—местные и на курортах; в) специализированные ясли и сады для детей в восстановительном периоде полиомиелита; г) школы-интернаты; д) неврологические и ортопедические стационары; е) ортопедические кабинеты детских районных поликлиник. С целью координации работы и обмена опытом в соответствии с планом основных мероприятий по предупреждению и ликвидации полиомиелита в РСФСР было создано 9 межобластных центров по борьбе с полиомиелитом: а) Московский; б) Ленинградский; в) Саратовский; г) Свердловский; д) Горьковский; е) Ростовский; ж) Иркутский; з) Казанский; и) Новосибирский, между которыми распределены все области, края и АССР, входящие в состав РСФСР.
Центры по борьбе с полиомиелитом, располагая точными сведениями о состоянии заболеваемости полиомиелитом в прикрепленных областях, о количестве детей, переболевших полиомиелитом, о количестве детей с последствиями полиомиелита, нуждающихся в долечивании, как в восстановительном, так и в резидуальном периоде, разрабатывали планы работы центра в целом и отдельно по каждой области. Планы работы межобластных центров предусматривали проведение профилактических мероприятий, организацию лечения переболевших полиомиелитом, учет и диспансеризацию их, организацию протезно- ортопедического снабжения детей с последствиями полиомиелита, подготовку кадров врачей и средних медицинских работников (3. П. Лубегина, Е. Н. Спи- цина, 1962; М. Г. Григорьев, 1964; Л. С. Кутина, 1967).
Работу межобластных центров возглавил Комитет по борьбе с полиомиелитом при Министерстве здравоохранения РСФСР.
Учитывая возрастное распределение заболевших полиомиелитом детей (табл. 4), а также необходимость раннего и длительного этапного лечения больных полиомиелитом, Институтом им. Г. И. Турнера была разработана и осуществлена в Ленинграде система специализированной помощи детям, перенесшим полиомиелит.
ТАБЛИЦА 4 Заболеваемость полиомиелитом в РСФСР в 1953—1956 гг. (в %)
В дальнейшем аналогичная система была осуществлена и в других областях РСФСР.
Ведущими принципами восстановительного лечения детей, перенесших полиомиелит, явились этапность, преемственность и комплексность всех проводимых в указанных выше учреждениях мероприятий, использование диспансерного метода обслуживания больных (Л. Ф. Каримова, 1962).
В процессе лечения больных полиомиелитом важное значение имеет организация и строгое соблюдение определенного режима, так как правильное чередование нагрузки и отдыха создает наиболее благоприятные условия для восстановления пострадавшего нервно-мышечного аппарата. Специальный двигательный режим позволяет осуществлять устранение деформаций и контрактур путем укладок с грузами и вытяжением, применять шины, гипсовые кроватки, корсеты.
На всех этапах широко применяется медикаментозное лечение, направленное на улучшение обменных процессов в пораженных нервных клетках и мышцах и стимуляцию действия центральной нервной системы (прозерин, дибазол, галантамин, пирогенал, АТФ, комплекс витаминов, особенно В1 В6, B12 и др.).
Среди многообразных Лечебных факторов особое внимание уделяется лечебной физкультуре. Ее основой является индивидуальный план занятий с каждым ребенком, постоянная избирательная тренировка пострадавших мышц и выработка рациональных компенсаторных приспособлений при полном параличе мышц.
Большое применение у больных полиомиелитом находит физиотерапия, направленная на рассасывание воспалительного отека в спинном мозге, улучшение кровоснабжения и стимуляцию функции как центральных, так и периферических аппаратов (УВЧ-терапия, диатермия, гальванизация, озокерит, грязь, шерстяные укутывания и пр.).
В более позднем периоде полиомиелита лечение направлено на устранение контрактур, исправление деформаций, на стабилизацию пораженных конечностей с помощью ортопедической обуви, аппаратов или оперативных методов, постановку больного на ноги и обучение ходьбе.
Больные с резидуальными явлениями полиомиелита также пользуются всеми видами комплексного лечения, направленного на укрепление мышц, улучшение их трофики, на борьбу с имеющейся тенденцией к рецидиву контрактур и деформаций и на выработку рациональных компенсаций взамен утраченных функций парализованных мышц.
С целью выявления особенностей клиники последствий полиомиелита в плане трудовых возможностей больных, изучения процесса восстановления трудоспособности их, а также вопросов трудового устройства, А. В. Грининой проведен анализ 2000 историй болезни больных с последствиями полиомиелита, лечившихся в стационаре института с 1932 по 1961 г,
Рис. 1, Локализация поражений при полиомиелите. Параличи и парезы мышц.
Большое разнообразие поражений опорно-двигательного аппарата как по распространенности, так и по тяжести его имеет решающее значение в определении характера лечения и в решении вопроса о трудовых возможностях больных. На рис. 1 представлено распределение 2000 больных с последствиями полиомиелита по локализации поражения опорно-двигательного аппарата.
Как видно из рисунка, наиболее частым при полиомиелите является поражение мышц нижних конечностей, что обуславливает значительные затруднения при ходьбе и стоянии и препятствует освоению тех профессий, при которых требуется функция нижних конечностей. Изолированные параличи и парезы верхних конечностей встречаются сравнительно редко. Чаще они сопровождаются поражением нижних конечностей и туловища, что делает эту группу больных особенно тяжелой с точки зрения трудового устройства (20% обследованных). Изолированные поражения мышц туловища встречаются редко (0,7%).
Большинство авторов отмечают наличие контрактур и деформаций у значительного числа больных с последствиями полиомиелита, причинами образования которых являются нарушения мышечного равновесия, порочные положения, влияние нагрузки, компенсаторных приспособлений при ходьбе. Среди детей, лечившихся в стационаре института, количество больных со вторичными деформациями в разные годы колеблется от 80,0 до 93,5%.
На нижних конечностях наиболее часто отмечались деформации стоп (67,7%). В области коленного сустава чаще всего образуются сгибательные контрактуры, которые на нашем материале были отмечены в 39%. Они нередко сопровождаются развитием вальгусного отклонения голени и торсией ее кнаружи (у 20% больных). Рекурвация коленного сустава отмечена лишь в 3,6%. В тазобедренном суставе чаще всего наблюдались сгибательные контрактуры (27%). У 2,4% больных отмечены паралитические вывихи бедра. Обращает внимание значительное количество больных со сколиозами, составляющее 13%.
У больных с поражением верхних конечностей преобладали параличи и парезы дельтовидной мышцы. У 6,4% из них отмечены паралитические вывихи плеча. В 9% имелись сгибательные контрактуры локтевого сустава, нередко в сочетании с пронационным или супинационным положением предплечья.
Для больных с последствиями полиомиелита характерным является отставание в росте парализованных конечностей. Укорочение верхних конечностей наблюдалось нами в пределах от 2 до 7 см и, как правило, не вело к резкому снижению трудоспособности, тогда как разница в длине ног более 3—4 см значительно ухудшает статику и локомоции больного. При анализе причин укорочения ноги у больных полиомиелитом прямой зависимости степени отставания конечности в росте от глубины поражения установить не удалось (С. Д. Дзахов, 1971; В. Д. Дедова и Т. И. Черкасова, 1973). Укорочение свыше 10 см наблюдалось как при параличе всех мышц конечности, так и при парезе мышц бедра, голени, стопы.
Для последствий полиомиелита характерными являются и другие трофические нарушения. Они проявляются клинически в гипотрофии пораженной конечности, а также в трофических изменениях кожи (цианоз, понижение температуры). Степень гипотрофии парализованных конечностей и трофические изменения кожи, как правило, соответствуют тяжести параличей и парезов.
Изложенные клинические особенности резидуального полиомиелита являются ведущими факторами в решении вопросов трудоустройства больных, которое возможно при условии максимального восстановления трудоспособности; последнее может быть достигнуто путем лечения, протезно-ортопедического снабжения, общего и профессионального обучения, причем эти мероприятия должны быть строго согласованы между собой. Не должно быть разрыва между восстановительным лечением и трудовым устройством инвалидов, между медицинской и социальной реабилитацией.
Кроме указанных двух тысяч детей, нами были обследованы 440 бывших пациентов института в возрасте от 20 до 35 лет (рождения 1931 — 1945 гг.). 41,8% составляли мужчины, 58,2%—женщины. 54,4% обследованных являлись жителями Ленинграда, 19% —других городов и 26,6% проживали в сельской местности.
Нас интересовало, были ли использованы все медицинские и социальные возможности для борьбы с инвалидностью вследствие полиомиелита, какие трудности встречают больные в трудовой жизни, как организовано их профессиональное обучение, профориентация, профконсультация. Обследование показало, что успешное трудовое устройство больных с последствиями полиомиелита прежде всего зависит от своевременного и правильно организованного их лечения. Как удалось установить на основании анамнестических данных, около половины больных (48,8%) в восстановительном периоде полиомиелита (до поступления в институт) получали лишь амбулаторное лечение. Лишь 10,4% больных пользовались санаторным лечением. Анализ характера лечения больных в восстановительном периоде полиомиелита по годам поступления их в институт показал, что среди принятых в стационар в последние годы резко снизился процент нелечившихся и увеличилось число получавших длительное этапное лечение, что связано с улучшением организации помощи детям, перенесшим полиомиелит.
Из общего числа обследованных 14% больных (61 человек) лечились только консервативно, 86% (379 человек) получали консервативное и оперативное лечение.
Не давая подробного анализа всех оперативных вмешательств, применяемых при полиомиелите, мы лишь коротко остановимся на принятых в институте установках.
Как правило, для устранения контрактур и деформаций применяются этапные коррекции с последующей фиксацией конечности гипсовой повязкой. Если контрактура консервативным путем не устраняется, прибегаем к операции на мягких тканях — удлинению сухожилий, рассечению фасциальных элементов. После операции нередко требуются дополнительные коррекции, специальные укладки и функциональная терапия. Так, при исправлении одной из наиболее часто встречающихся контрактур — сгибательной контрактуры тазобедренного сустава — производится операция субспинальной миофасциотомии. Мышечная пластика в области тазобедренного сустава мало эффективна, применяется редко. От операции костного навеса по Кенигу при паралитическом вывихе также не удалось получить надежных результатов. Артродез же тазобедренного сустава нами не применяется, так как анкилозирование его при наличии тяжелых параличей делает положение больного крайне тяжелым. В настоящее время в институте ведутся поиски новых оперативных методов лечения паралитического вывиха бедра (М. В. Акатов, Л. Н. Казакова, 1962). Применяется варизирующая подвертельная остеотомия бедренной кости с аллопластикой лавсаном растянутой капсулы сустава.
Основным видом оперативной стабилизации коленного сустава является мышечная пластика. Показания к артродезированию коленного сустава у детей резко сужены.
При лечении деформаций стоп отдается предпочтение (при наличии разболтанности в мелких суставах стопы) артродезированию их. В ряде случаев целесообразно сочетание артродеза мелких суставов с мышечной пластикой.
Лечение паралитических сколиозов представляет одну из сложнейших проблем ортопедии. Консервативное лечение прогрессирующих паралитических сколиозов не дает положительных результатов. Остеопластическая фиксация позвоночника у таких больных не только предупреждает прогрессирование искривления, но и благоприятно сказывается на функции дыхания и трудоспособности.
Наиболее эффективными средствами восстановления функции парализованного плеча является артродез плечевого сустава, который создает предпосылки к улучшению функции мышц всей руки. В результате операции и последующего лечения происходит значительное повышение трудоспособности, вплоть до полного восстановления ее у больных с изолированным поражением мышц области плечевого сустава (И. И. Мирзоева, 1955).
Для увеличения функциональных возможностей кисти производится операция артродеза и мышечной пластики в области лучезапястного сустава.
Оценка ближайших результатов лечения больных с последствиями полиомиелита позволила установить, что у значительного большинства, даже при тяжелых поражениях, были достигнуты удовлетворительные результаты.
Так, у 423 (96,0%) больных были полностью устранены контрактуры и отмечено значительное улучшение функции парализованных конечностей. Из них 28 человек освободились от пользования костылями. У 4,0% не было достигнуто заметного улучшения, а также не удалось устранить деформации полностью. Сюда относятся главным образом больные со сколиозами, паралитическими вывихами бедра и др. Все 77 больных, самостоятельно не передвигавшиеся при поступлении в институт (так называемые «ползуны»), были поставлены на ноги и обучены самостоятельной ходьбе не только по комнате, но и по улице, а также по лестнице.
Следует отметить, что определенный процент больных нуждается в повторном лечении в ортопедических стационарах. Как показало изучение, причинами повторных поступлений являются: появление показаний к оперативному вмешательству, ранее отсутствующих, рецидивы деформаций и образование новых деформаций в связи с недостаточно систематическим диспансерным наблюдением за больными после выписки их из стационара. Из числа 440 обследованных больных лечилось повторно 138 человек (31,0%).
Восстановительное лечение больных с последствиями полиомиелита в стационаре Института им. Г. И. Турнера не ограничивается лишь чисто ортопедическими мероприятиями, но и включает в себя комплекс мероприятий учебно-воспитательного характера. Чем тяжелее физический недостаток и чем меньше возможности медицинской реабилитации, тем большее значение приобретают воспитание и образование.
Как показало обследование, уровень общего образования неодинаков у жителей городов и сельской местности (табл. 5). Среди больных с низким общеобразовательным уровнем отмечено значительное число неработающих,
ТАБЛИЦА 5 Уровень общего образования лиц с последствиями полиомиелита (в %)
а также занятых неквалифицированным трудом. Из этого следует, что общее образование и выбор профессии у этих больных имеют одинаково важное значение и должны идти параллельно.
Профессиональная ориентация больного с последствиями полиомиелита — процесс, требующий длительного наблюдения. Она должна являться частью его воспитания, начиная с момента поступления ребенка в специализированное учреждение. Для решения вопроса о будущей профессии больного необходимо участие не только врача, но и педагога, а также социолога.
Следует отметить, что профориентация и профконсультация больных с последствиями полиомиелита до последнего времени были организованы не достаточно удовлетворительно. Изучение этого вопроса
ТАБЛИЦА 6 Выбор профессии больными с последствиями полиомиелита
среди 440 больных с последствиями полиомиелита показало, что 78,2% из них выбрали свою профессию самостоятельно (табл. 6).
Значительная часть больных с последствиями полиомиелита (60,0%) выбирает свой трудовой путь и профессию обдуманно, с учетом призвания, способностей, физических возможностей. Это свидетельствует об уверенности в своих силах, целеустремленности этих больных, а также о больших возможностях, открывающихся перед нашей молодежью. Однако нередки случаи непродуманного выбора профессии, что, как правило, приводит к неправильному трудовому устройству, ухудшению состояния здоровья, тяжелой моральной травме.
Определение трудовых возможностей ребенка с последствиями полиомиелита должно проводиться возможно раньше и основываться не на субъективных впечатлениях и чувствах снисхождения, а на научных исследованиях и проверенных данных.
Наш опыт организации профориентации и проф- консультации учащихся Ленинградской городской и областной школ-интернатов для детей с последствиями полиомиелита показал, что окончившие эти школы, независимо от тяжести поражения, удовлетворительно трудоустроены в соответствии с проведенной ориентацией.
Профессиональное обучение больных с последствиями полиомиелита является одним из важных этапов в восстановлении их трудоспособности. Среди обследованных нами больных оно проходило следующим образом (табл. 7). Как видно из таблицы, подавляющее большинство обследованных больных получало профессиональную подготовку наравне со здоровыми (на производстве, в вузах, техникумах и т. п.), причем это относится не только к больным с легкими поражениями, но и к имеющим тяжелые распространенные параличи и парезы мышц ног и рук.
Возможность обучаться профессии в обычном учреждении мы рассматриваем как положительный фактор, ибо это позволяет инвалиду как можно раньше утвердиться в нормальной социальной среде.
Подтверждением эффективности всей работы по восстановлению трудоспособности больных с послед-
ТАБЛИЦА 7 Профессиональное обучение больных с последствиями полиомиелита
ствиями полиомиелита является правильное трудовое устройство их.
В. Н. Слинько (1963) отмечает, что инвалиды с остаточными явлениями полиомиелита, приступают к трудовой деятельности позже здоровых людей, объясняя это тем, что компенсация нарушенных функций, необходимых для включения в трудовую жизнь, у них развивается в основном в возрасте 25 лет. На нашем материале мы убедились в обратном, а именно: большинство обследованных (92%) приступили к работе или к обучению в высших и средних специальных учебных заведениях в возрасте до 20 лет.
Из 440 обследованных с последствиями полиомиелита 22 человека (5%) не работают. По данным В. И. Слинько (1963), только среди инвалидов III группы процент неработающих с последствиями полиомиелита равен 27,7. По Lesser и Darling (1953), процент трудоустроенных при полиомиелите колеблется от 71 до 82. Высокий процент трудоустроенных среди обследованных нами больных может быть объяснен тем, что они длительно находились в Детском ортопедическом институте им. Г, И. Турнера и специальной школе-интернате, где получили соответствующее лечение и воспитание. Именно правильное воспитание и обучение, как и полноценное лечение, сыграли роль в формировании их трудовой деятельности.
Большинство обследованных (91%) с работой справляются успешно и трудностей, связанных с заболеванием, не отмечают. Они имелись главным образом у тех больных, которые избрали профессию случайно, без учета своих физических возможностей.
Мы не ставили целью изучение вопросов экспертизы трудоспособности при полиомиелите, однако при обследовании больных мы столкнулись с фактами необоснованных отказов в установлении группы инвалидности при тяжелых поражениях, а также с определением разных групп инвалидности при одинаковом поражении. Об отсутствии четких критериев оценки тяжести последствий полиомиелита в связи с вопросами врачебно-трудовой экспертизы пишет и В. Н. Слинько, предложивший клинико-экспертную классификацию резидуального полиомиелита.
Изучение вопросов трудового устройства больных с последствиями полиомиелита показало, что основным и непременным условием правильного определения наиболее показанных профессий является строго индивидуальный подход к решению данного вопроса. Особенно это относится к больным с тяжелыми распространенными парезами мышц верхних и нижних конечностей. В этих случаях надо учитывать, что является ведущим в поражении опорно-двигательного аппарата, насколько сохранилась способность к самостоятельному передвижению, а также функция верхних конечностей.
источник
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
40