Меню Рубрики

Школы для детей с последствиями полиомиелита

Первым отечественным учреждением, оказывающим помощ детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято счи тать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководите лем приюта становится основоположник отечественной ортопеди Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому hi архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание ново клиники, соответствующей по тем временам мировым стандарта! госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В сове! ское время учреждение переименуют в Дом физически дефектиЕ ных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановлени трудоспособности дефективных детей и подростков, а впосле^ ствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнерг Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательнс го аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебнс му и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевиднь ограничений трудоспособности этих лиц государство на npoTj жении десятилетий не считало нужным озаботиться организаи> ей для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изме нит эпидемия полиомиелита 141 , поразившая мир в середине XX i

141 Полиомиелит — детский спинномозговой napa.; m ‘i, острое инфе] ционное заболевание, обусловленное поражением серого нещества спш ного мозга. Первый всплеск эпидемии полиомиелита в Европе США пришёлся на начало XX в. Полиомиелит в возрасте 39 лет (192:

тами. Безусловно, специалисты и прежде осознавали неодно­родность состава воспитанников школ-интернатов для слепых детей, но только в 1956—1958 гг. стало возможным провести направленное обследование и официально выявить немалое число учащихся с остаточным зрением. Уместно вспомнить ра­боту российских «глазных отрядов» и публикации А. И. Скре-бицкого, заставившие соотечественников в конце XIX в. про­явить интерес к судьбам слепых детей 140 . Тогда офтальмоло­гическое обследование инвалидов войны стало первым шагом на пути к организации в России школ для слепых, теперь офтальмологическое обследование учащихся школ для слепых привело к созданию специального учебного заведения нового типа — школы для слабовидящих. Украинские организаторы образования и прежде были осведомлены об успехах раздель­ного обучения глухих и слабослышащих, слепых и слабовидя­щих, достигаемых в условиях педагогического эксперимента, теперь же они получают возможность внедрить эксперимен­тальные разработки в широкую практику. К 1959/60 учебному году в УССР наряду со школами для глухих действует 6 школ для слабослышащих, а в дополнение к 8 школам для слепых открываются 6 школ для слабовидящих. В 1968 г. число школ для слабослышащих и для слабовидящих с 6 вырастет до 14, количество обучающихся в них утроится.

Особенно ощутима динамика развития сети учебных заве­дений для детей с тяжёлым нарушением речи. Напомним, на базе Экспериментального дефектологического института (ЭДИ) обучение детей-алаликов осуществлялось с начала 1930-х гг. Никто не скрывал достижений руководимого Р. Е. Левиной экспериментального отделения ЭДИ, известного как Клиника речи. Однако внедрение экспериментальной модели в практи­ку не могло осуществиться без прямого указания заказчика системы специального образования — государства. После упо­мянутого постановления Совмина УССР (1950) в Киеве на­конец становится возможным организовать учебное заведение, потребность в котором дефектологам давно была очевидна. После XX съезда специалистам становится легче убеждать чи­новников в необходимости расширять логопедическую помощь детскому населению, открывать новые школы для детей с тя­жёлым нарушением речи, благодаря чему к осени 1968 г. на Украине наряду со столичной школой действует 5 новых школ. Повторим ещё раз, о существовании детей-логопатов специалисты заговорили в XIX в., в СССР с начала 1930-х гг. успешно велась опытно-экспериментальная работа с детьми с тяжёлым нарушением речи. Не сомневаемся, что многие ро-

140 См.: Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. — М., 2009. — Ч. 1. — Разд. 3.5. — С. 206.

ГОСУДАРСТВО ГЛРЛНШГУ! ! NI’AIU

Так в нашей стране появились специальные школы-интерна!и д детей с последствиями полиомиелита и церебральными паралич ми. Осенью 1961 г. Совет министров РСФСР примет отдельной и становление «О сроке обучения в общеобразовательных школах д детей, перенёсших полиомиелит», весной 1963 г. Министерши просвещения РСФСР утвердит Положение о школе-интернате с ос бым режимом для детей, перенёсших полиомиелит. Типовое пол жение об этих учреждениях Министерство просвещения СССР \ вердит 30 января 1978 г.

Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с и следствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться при создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 уче ном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удасп создать 11 специальных школ-интернатов для детей с после ствиями полиомиелита и церебральными параличами. Нед уменные вопросы: «Как случилось, что на Украине вдруг о наружилось более двух тысяч учащихся с нарушением опори двигательного аппарата?», «Если дети с подобными диапюзаг* проживали в республике и прежде, почему закон о всеобу не распространялся на них?» — рождаются лид1ь в случае ра смотрения статистических данных в отрыве от социокультурп го контекста. Завершая рассказ о специальных школах УСС необходимо прокомментировать их кадровое обеспечение. I этому показателю Украина продолжала удерживать лидерсп если в республиках Закавказья и Средней Азии высшее л фектологическое образование имело не более 1—2% учителе в Белорусской ССР —9%, в среднем по стране 11—13%, в специальных школах Украины 20% педагогов обладали и обходимой квалификацией.

Итак, на примере Белоруссии, Грузии, Украины и Туркм нии мы убедились, что после XX съезда КПСС расширен сети специальных школ прослеживается по всей стране. Вмее с тем степень дифференциации систем специального обрапог ния, уровень и качество образования, предоставляемого ум щимся с недостатками физического и умственного разшгп в союзных республиках СССР, оставались далеко не од.инак выми. В силу объективных и субъективных причин рппубл канские министерства просвещения решали задачу оое 142 . При ДЦП двигательные нарушения нередко сопровождаются нарушением речи, задержкой психического разви­тия, иногда умственной отсталостью. Убеждены, что пойти на не­малые бюджетные расходы ради столь «малоперспективных» учени­ков государство ещё долго бы не согласилось. Однако в конкрет­ном случае затраты уже были произведены, бюджет утверждён на годы вперёд, да и шла речь о трёх-четырёх школах. Необычные учебные заведения, чьё штатное расписание включало врачей-пси­хоневрологов, ортопедов, педиатров, стоматологов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, а также средний медицинский персонал, инструк­торов ЛФК и логопедов, сохранили, несколько изменив название.

перенёс будущий президент США Франклин Рузвельт. Встать с ин­валидного кресла ему не удалось до конца жизни. Вторая волна забо­леваемости полиомиелитом, датируемая 1950 г., во многих странах Европы и Северной Америки придала недугу характер национально­го бедствия.

142 Детский церебральный паралич (ДЦП) — собирательное поня­тие, означающее непрогрессирующие последствия повреждения мозга, возникшие в дородовом периоде, во время родов или в раннем пост-натальном периоде, обусловившие нарушения развития или повреж­дение структур мозга, проявляющиеся в клинике главным образом расстройством движений.

НЧл’ДАРСТВО ГАРАНГИРУЕТПРАВО

Мощным импульсом к ощутимым переменам в интересу­ющей нас сфере оказывается решение XXIV съезда КПСС (1971) о переходе к новому этапу всеобщего обучения. Во ис­полнение этого решения ЦК КПСС и Совмин СССР прини­мают постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии об­щеобразовательной школы» (1972). Следует упомянуть, что годом раньше Президиум Верховного Совета СССР одобрил примерное положение «Права и обязанности городского, рай­онного, сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся в области народного образования». Летом 1973 г. Верховный Совет СССР утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, фиксирующие главные принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования СССР, из которых особый для нас интерес представляют следующие:

•» равенство всех народов СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социаль­ного положения;

• обязательность образования для всех детей и подростков;

* сотрудничество школы, семьи и общественности в воспи­
тании детей и молодёжи; связь обучения и воспитания
подрастающего поколения с жизнью.

Заказчик в государственном документе определил и струк­туру системы народного образования СССР: дошкольное вос­питание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специаль­ное образование, высшее образование.

События, последовавшие за принятием партийно-прави­тельственных решений, явили собой очередное доказательство зависимости между расширением права граждан на образова­ние и развитием практики специального образования. История специальной школы хранит немало подобных прецедентов, на­помним один из них. Вводя во второй половине XIX в. обя­зательное принудительное всеобщее начальное обучение и все­общую воинскую повинность, правительство имперской Гер­мании вслед за этим шагом достаточно быстро окажется вынужденным создать сеть вспомогательных школ и служб по их комплектованию. Точно так же введение в СССР все­общего обязательного семилетнего образования (1949) заста­вит ряд союзных республик, несмотря на действие постанов­ления «О педологических извращениях в системе наркомпро-сов», пойти по пути расширения сети вспомогательных школ.

Последовавшее в 1958 г. введение всеобщего обязательного восьмилетнего образования, как мы знаем, обернётся вспле­ском открытия вспомогательных школ, приведёт к созданию

рией страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделан, для развития, укрепления и совершенствования отечествен iioii системы специального образования немало.

.»ш* пенсия система специального оора.иша-ння соответствовала требованиям государ­ства

Осознав необходимость дать начальное школьное образова­ние детям с недостатками физического и умственного разви­тия, каждая из европейских стран решала, казалось бы, еди­ную задачу по-своему. Выбор пути определялся заказчиком специальной школы, а им в XX в. могли выступать государ­ство, политические партии, религиозные и общественные объ­единения, в отдельных случаях даже родители. Благополучие или неблагополучие специальной школы и как социального института, и как конкретного учреждения преимущественно зависело от официальной идеологии, состояния экономики страны, уровня гражданских свобод, качества жизни населения в целом, влияния церкви на общественную жизнь. Перечисляя силы, оказавшие решающее воздействие на практику специ­ального обучения, мы сознательно не упомянули роль науки. Подлинные учёные опережают время, смысл их работы состо­ит в том, чтобы доказать возможностьпреобразования дом и нирующей практики, но не от исследователей зависит, будет ли востребована практикой созданная ими теория. Цели сне циального обучения, руководствуясь собственными установка­ми, намечает заказчик, он же определяет условия и формы организации, исходя из имеющихся экономических возможно стей. Уникальность этапа дифференциации системы специа/п. ного образования в нашей стране заключалась в том, что го сударство взяло на себя роль её единоличного заказчика, ис­ключив другие движущиеся силы.

Анализируя четвёртый период эволюции отношения госу­дарства и общества к инвалидам — период, в рамках которою право на образование обретает большинство детей с недостат ками физического и умственного развития, — и соответстну ющий этому периоду этап дифференциации системы спец и ального образования в Европе, мы всякий раз рассматривали состояние этой системы в социокультурном контексте жизни страны. Мы также фиксировали, насколько в тот или и noii исторический отрезок времени действующая система соответ­ствует устремлениям её заказчиков. Поступим так же и те­перь. Это означает, что потребуется оценить динамику строи тельства отечественной системы специального образования
1 | 2 | 3 | 4 |

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)

источник

Эта информация очень актуальна для тех родителей, чьи дети посещают муниципальные детские сады. В прошлом году из-за отказа от профилактических прививок от полиомиелита многие дети не ходили в садики в течение 60 дней. В этом году ситуация может повториться.

Однако, далеко не всем известно о существовании очень важного документа Роспотребнадзора, который был издан еще 2010 году. Этот документ не найти на сайте Роспотребнадзора. Он закрыт для общего пользования и видимо, рассчитан только для служебного применения, чтобы родители о нем ничего не знали. Иначе, как же заставлять их прививать своих детей против полиомиелита? Получить такой документ можно на сайте Консультант+ только на коммерческой основе.

Скорее всего, документ был издан по следам РЕШЕНИЯ Верховного суда, после которого Роспотребнадзор выпустил новые Санитарные правила (СП 3.1.2951-11 «ПРОФИЛАКТИКА ПОЛИОМИЕЛИТА») по профилактике ВАПП.

Выписка из Решения ВС по старым санправилам:

Пункт 4.4 СП 3.1.1.2343-08, не предусматривает отказ в приеме в лечебно-
профилактические и другие организации детей, не имеющих сведений об
иммунизации против полиомиелита, а требует необходимость их изолирования
от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60
дней…

Весь текст Решения на сайте privivkam.net

Как вы все помните, в новых санправилах во время вакцинации против полиомиелита вместо изоляции не привитых детей от привитых в садиках предусмотрели разобщение. НО суть от этого не меняется: это требование все так же НЕ предусматривает вывод не привитых детей из садика на 60 дней.

Документ, подтверждающий это, получен коммерческим способом с сайта Консультант+.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 декабря 2010 г. N 01/17427-0-27
ОБ ОТСТРАНЕНИИ НЕ ПРИВИТЫХ ДЕТЕЙ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКИХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступлением в Роспотребнадзор обращений родителей по вопросу правомерности отстранения от посещения детского учреждения не привитых детей в г. Москве разъясняет.

Санитарными правилами СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» предусмотрена изоляция не привитых детей от детей, привитых оральной полиомиелитной вакциной, на срок 60 дней с момента их иммунизации при поступлении в лечебно-профилактические и другие организации в связи с угрозой возникновения у них вакциноассоциированного полиомиелита (далее — ВАПП). При этом данный правовой документ не вводит запрет на посещение детского учреждения не привитым ребенком, учитывая право родителей на отказ от профилактических прививок, установленное федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отказ от проведения профилактических прививок должен быть оформлен в письменном виде с подтверждением родителями факта информирования их о возможных неблагоприятных последствиях для здоровья ребенка при заболевании инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, в данном случае — ВАПП.

В соответствии со статьей 5 федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» не привитый ребенок может быть выведен из коллектива в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Письмом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 07.12.2009 N 17-15/1102 «О реализации СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» некорректно разъяснены положения указанного документа, в связи с чем руководители детских дошкольных учреждений отстраняют не привитых против полиомиелита детей от посещения детского учреждения, нарушая действующее законодательство.
В целях обеспечения выполнения требований федерального законодательства, прошу довести данную информацию до руководителей детских дошкольных учреждений г. Москвы. Заместитель руководителя И.В.БРАГИНА.

А в этой статье даны разъяснения для работников детских садов уже в 2013 году:

Издательство МЦФЭР: Ресурсы образования
журнал: Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ №6 (июнь) 2013
статья: Противоэпидемические и организационные мероприятия (в сокращении)
Особенности работы ДОУ в период карантина. Перечень инфекционных заболеваний, при выявлении которых в ДОУ объявляется карантин. Пошаговая инструкция по введению в ДОУ карантинного режима. Права и обязанности родителей детей карантинной группы
Автор: Журавлева О.С., эксперт
****

Родителей ребенка, бывшего в контакте с заболевшим, администрация ДОУ информирует о выявленном случае инфекционного заболевания и сроках карантина. Родителям можно предложить не водить ребенка в группу на период карантина (если ребенок часто болеет, нахождение дома в период карантина убережет его от заболевания).

В случае, если ребенок только собирался в детский сад и не был в контакте с детьми из карантинной группы, можно предложить его родителям посещать другую группу на время карантина, либо на этот период оставить ребенка дома.
Если ребенок не привит от инфекции, в связи с которой наложен карантин, руководитель детского сада вправе отказать в его приеме в учреждение в период карантина.

Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что родители детей до семи лет могут оформить больничный на время карантина в ДОУ (даже если ребенок не болеет, но был в контакте с заболевшим или является бактерионосителем).
***

В случае отказа родителей от вакцинации детей руководство ДОУ обязано объяснить возможность развития у непривитых детей вакциноассоциированного полиомиелита и предложить не посещать группу, где проведена вакцинация, в течение 60 дней, т.к. возможно возникновение признаков заболевания.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 14.12.2010 №01/17427-0-27 «Об отстранении непривитых детей от посещения детских дошкольных учреждений» администрация ДОУ не вправе запретить посещать детский сад непривитому от полиомиелита ребенку, но ответственность за возникновение признаков заболевания несут родители дошкольника.

Руководство детского сада может предложить посещать другое детское учреждение в данный период или отказаться от посещения. Но в случае если ребенка оставляют дома, больничный лист родителям выдан и оплачен не будет, т.к. отказ от прививки был добровольным.

источник

Первым отечественным учреждением, оказывающим помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, принято счи­тать Приют для детей-калек и паралитиков, основанный в 1890 г. в Санкт-Петербурге. С 1904 г. консультантом, а вскоре руководите­лем приюта становится основоположник отечественной ортопедии Г. И. Турнер. Стараниями Генриха Ивановича по утверждённому им архитектурному чертежу в 1914 г. будет построено здание новой клиники, соответствующей по тем временам мировым стандартам госпитальных заведений и уровню ортопедической науки. В совет­ское время учреждение переименуют в Дом физически дефектив­ных детей. В 1931 г. оно получит статус Института восстановления трудоспособности дефективных детей и подростков, а впослед­ствии — Ленинградского НИИ детской ортопедии им. Г. И. Турнера. Долгое время забота о детях с нарушением опорно-двигательно­го аппарата будет развиваться по двум направлениям — лечебно­му и санаторно-оздоровительному. Вероятно, в силу очевидных ограничений трудоспособности этих лиц государство на протя­жении десятилетий не считало нужным озаботиться организаци­ей для них специальных учебных заведений. Ситуацию резко изменит эпидемия полиомиелита, поразившая мир в середине XX в.

К тому моменту во всех странах Европы и Северной Америки давно действовал закон о всеобуче. Школьники, перенёсшие полиомие­лит, сохраняя прежние способности к обучению, зачастую оказыва­лись физически неспособными посещать традиционно организован­ные учебные заведения. Цивилизованный мир столкнулся с необхо­димостью предложить этим детям и подросткам иные условия для получения образования. Так рождается модель школы для детей с последствиями полиомиелита.

По общему пути пошёл и СССР. В 1957 г. Министерство здраво­охранения издаёт приказ о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Принятию оригинального решения, исходившего из недр Минздрава, а не Минпроса, вне всякого со­мнения, способствовала атмосфера политической «оттепели». (Известно, что уникальный приказ появился благодаря более чем энер­гичным усилиям влиятельных родителей, чьи дети перенесли по­лиомиелит.) Решение было принято, бюджетное финансирование и помещения выделены, медицинские и педагогические штаты и став­ки утверждены, первые школы в Москве и Ленинграде открыты. Но буквально в те же годы изобретена вакцина, предупреждающая по­лиомиелит, что приведёт к быстрому снижению заболеваемости. По официальным данным, начиная с 1959 г. полиомиелит на террито­рии СССР удастся ликвидировать. Сложится необычная ситуация: специальные школы созданы, а учеников для них не находилось! Впрочем, существовала другая категория лиц с нарушением опор­но-двигательного аппарата — это те, кто перенёс детский цере­бральный паралич. При ДЦП двигательные нарушения нередко сопровождаются нарушением речи, задержкой психического разви­тия, иногда умственной отсталостью. Убеждены, что пойти на немалые бюджетные расходы ради столь «малоперспективных» учени­ков государство ещё долго бы не согласилось. Однако в конкрет­ном случае затраты уже были произведены, бюджет утверждён на годы вперёд, да и шла речь о трёх-четырёх школах. Необычные учебные заведения, чьё штатное расписание включало врачей-психоневрологов, ортопедов, педиатров, стоматологов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, а также средний медицинский персонал, инструк­торов ЛФК и логопедов, сохранили, несколько изменив название.

Так в нашей стране появились специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральными паралича­ми. Осенью 1961 г. Совет министров РСФСР примет отдельное по­становление «О сроке обучения в общеобразовательных школах для детей, перенёсших полиомиелит», весной 1963 г. Министерство просвещения РСФСР утвердит Положение о школе-интернате с осо­бым режимом для детей, перенёсших полиомиелит. Типовое поло­жение об этих учреждениях Министерство просвещения СССР ут­вердит 30 января 1978 г.

Открытие в Москве и Ленинграде школ для детей с по­следствиями полиомиелита позволит Киеву добиваться права создать подобные учреждения и на Украине. В 1959/60 учебном году их ещё нет, однако за последующие 8 лет удастся создать 11 специальных школ-интернатов для детей с послед­ствиями полиомиелита и церебральными параличами. Недоуменные вопросы: «Как случилось, что на Украине вдруг об­наружилось более двух тысяч учащихся с нарушением опорно­двигательного аппарата?», «Если дети с подобными диагнозами проживали в республике и прежде, почему закон о всеобуче не распространялся на них?» — рождаются лишь в случае рас­смотрения статистических данных в отрыве от социокультурно­го контекста. Завершая рассказ о специальных школах УССР, необходимо прокомментировать их кадровое обеспечение. По этому показателю Украина продолжала удерживать лидерство, если в республиках Закавказья и Средней Азии высшее де­фектологическое образование имело не более 1—2% учителей, в Белорусской ССР —9%, в среднем по стране 11 — 13%, то в специальных школах Украины 20% педагогов обладали необходимой квалификацией.

Итак, на примере Белоруссии, Грузии, Украины и Туркме­нии мы убедились, что после XX съезда КПСС расширение сети специальных школ прослеживается по всей стране. Вместе с тем степень дифференциации систем специального образова­ния, уровень и качество образования, предоставляемого уча­щимся с недостатками физического и умственного развития в союзных республиках СССР, оставались далеко не одинако­выми. В силу объективных и субъективных причин республи­канские министерства просвещения решали задачу обеспечения права детей-инвалидов на школьное образование с разной сте­пенью усердия. Повлиять на ситуацию могло исключительно высшее руководство государства. То, что это так, мы увидим, оценив результаты деятельности союзно-республиканского Ми­нистерства просвещения СССР, созданного в 1966 г. Упомяну­тое ведомство станет единым руководящим государственным органом, контролирующим исполнение правительственных ре­шений в сфере образования. За 25 лет, отведённых ему исто­рией страны, Министерство просвещения СССР сумеет сделать для развития, укрепления и совершенствования отечественной системы специального образования немало.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 496 | Нарушение авторских прав

источник

Рекомендации, касающиеся специфики образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в коррекционном учреждении 6 вида содержатся в Письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»:1. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
2. Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 — 5 лет);
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет);
3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
3. На 1 ступени общего образования решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.
На 2 ступени общего образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.
На 3 ступени общего образования завершается обучение воспитанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.
4. В 1 класс (группу) принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1 — 2 года.
5. Для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, открывается подготовительный класс.
6. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня — до 10 человек.
7. Трудовое обучение строится с учетом возможностей, интересов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки.
8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15 — 20 воспитанников с нарушениями речи.

Инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № 102-М доведена Инструкция по приему в школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей (приводится с извлечениями):

I. Приему в специальные школы-интернаты для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей подлежат дети школьного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода, со следующими заболеваниями:
а) с церебральными параличами;
б) с последствиями полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;
в) с различными врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата;
г) с артрогриппозом, хондродистрофией, миопатией.
II. Приему в подготовительный класс подлежат дети 7-летнего возраста. Однако в отдельных случаях, как в подготовительный, так и в другие классы, допускается прием с превышением возрастных норм, установленных для общеобразовательных школ, на два года.
Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.
Дети, у которых органическое поражение мозга, помимо двигательных расстройств, выражается в явлениях олигофрении в степени дебильности, выделяются в специальные вспомогательные классы, организуемые при наличии контингента в составе данных школ.
III. Не подлежат приему в спецшколу-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата:
а) дети, не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального подхода;
б) страдающие частыми эпилептическими припадками;
в) страдающие недержанием мочи и кала вследствие органического поражения центральной нервной системы;
г) дети, страдающие олигофренией в степени имбецильности и идиотии.
IV. Директор школы несет личную ответственность за прием в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.

В соответствии с п. 16 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288:
В коррекционном учреждении 6 вида устанавливается предельная наполняемость классов, групп и групп продленного дня – 10 человек.

Базовые учебные планы для специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида утверждены Приказом Минообразования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п.

Федеральный компонент базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VI вида предусматривает 10-летний срок обучения в основной школе, 12-летний срок обучения в средней школе.
В учреждениях функционирует подготовительный класс, основной целью которого является подготовка обучающихся к усвоению учебного материала начального общего образования, ликвидация пробелов предшествующего развития и дифференциальная диагностика.
Базисный учебный план включает следующие блоки: общеобразовательные курсы, трудовая подготовка, коррекционная подготовка, школьный компонент.
Трудовая подготовка включает в себя трудовое обучение, профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку.
Коррекционная подготовка предусматривает занятия ЛФК, логопедические занятия и индивидуальные и групповые занятия по формированию и развитию психических процессов. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Наполняемость групп — 2 — 4 обучающихся. Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25 — 30 мин., занятий по ЛФК до 45 мин.
Школьный компонент включает изучение истории родного края, национальный фольклор и народное творчество, основы законодательства (право).
Факультативные занятия проводятся с группами (не менее 6 обучающихся) обучающихся для большего развития наиболее способных, творчески одаренных обучающихся, а также для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе.
В учреждении может быть организовано надомное обучение детей с церебральным параличом. В подготовительном, I — IV классах отводится 8 часов, в V — VIII классах — 10 часов, IX — X классах — 11 часов, XI — XII классах — 12 часов на одного ученика в неделю.
В V — X классах трудовое обучение наряду с выполнением коррекционно — восстановительных задач осуществляет подготовку учащихся к овладению одной из доступных им профессий.
Для занятий по труду класс делится на 2 группы.

Рекомендации, касающиеся специфики образовательного процесса, направления деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ в коррекционном учреждении 7 вида содержатся в Письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»:1. Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
2. Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3 — 5 лет).
2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).
3. Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс — в порядке исключения).
Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс (группу) коррекционного учреждения.
Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 6-летнего возраста, принимаются в 1 класс (группу) коррекционного учреждения.
Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1 класс (группу) коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года); с 6-летнего возраста — в подготовительный класс (нормативный срок освоения — 5 лет).
4. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня — до 12 человек.
5. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.
С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение одного года.
6. В целях коррекции отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуальные и групповые занятия (не более 3 воспитанников), коррекционные занятия.
7. Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях (индивидуально или в группе из 2 — 4 человек).
8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 15 — 20 воспитанников.

В соответствии с п. 16 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288:
В коррекционном учреждении устанавливается предельная наполняемость классов, групп и групп продленного дня – 12 человек.

Приказом Министерства Просвещения СССР от 3 июля 1981 г. № 103 утверждена Инструкция по приему в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития (извлечения):

1. Приему в специальные школы-интернаты, школы с продленным днем для детей с задержкой психического развития подлежат дети 7 — 9 лет (старше — в порядке исключения), у которых имеются специфические нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Отклонения в познавательной сфере проявляются в несформированности умственной деятельности, ограниченности запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, в низкой интеллектуальной активности.
Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.
2. В специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития принимаются дети, как обучавшиеся в I — II классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в школу, но ввиду указанных нарушений психического развития не подготовленные к усвоению школьной программы.
3. Основным медицинским показанием к приему в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза (как правило, резидуального характера в виде остаточных явлений инфекций, травм и интоксикаций нервной системы, реже — при генетических пороках развития), при которой нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.
В порядке исключения в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития направляются дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития:
а) задержка психического развития по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
б) задержка психического развития соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;
в) задержка психического развития психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, психогенной инфантилизацией.
Примечание. Дети, страдающие задержкой психического развития, варианты которой перечислены в пунктах 3 «а», «б», «в», направляются в специальную школу для детей с задержкой психического развития лишь в случае выраженного отставания в умственном развитии, чаще всего связанного с неблагоприятными условиями воспитания и препятствующего обучению в общеобразовательной массовой школе.
4. Противопоказанием к приему в специальные школы-интернаты (школы) для детей с задержкой психического развития является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) олигофрения;
б) органическое слабоумие;
в) эпилептическое слабоумие;
г) шизофреническое слабоумие;
д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;
е) шизофрения без явления слабоумия;
ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;
з) судорожные пароксизмы как дневные, так и ночные;
и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез;
к) различные нервно-психические расстройства, не сопровождающиеся нарушениями познавательной деятельности и школьной неуспеваемостью;
л) хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, страдающие заболеваниями и расстройствами, названными в пункте 4 «а» — «д», подлежат обучению в соответствующем типе специальных школ для детей с дефектами физического или умственного развития либо направлению на лечение;
дети, страдающие заболеваниями и патологическими состояниями, названными в пункте 4 «е» — «к», подлежат обучению в общеобразовательной школе (по указаниям — по программе общеобразовательной школы на дому) либо направлению в учреждения системы здравоохранения. Дети с задержкой психического развития, имеющие очаги хронической инфекции типа хронических тонзиллитов, гайморитов, аденоидов, кариеса зубов, принимаются в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития только после санации указанных болезненных очагов.
5. Не подлежат направлению в специальные школы-интернаты для детей с задержкой психического развития дети с явлениями педагогической запущенности, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.
Примечание. Эти дети подлежат обучению в массовой школе.
6. Школа представляет на комиссию документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.

источник

Одной из самых страшных болезней является полиомиелит. Лечение (специфическое) до сих пор не разработано, но адекватную профилактику в виде вакцинации можно получить в нашей клинике «САНМЕДЭКСПЕРТ».

Полиомиелит – опасное острое инфекционное заболевание, которое поражает серое вещество спинного мозга. Второе его название – детский спинномозговой паралич. Поражает эта болезнь в основном детей в возрасте от года до пяти лет, но в период с 1988 года заболеваемость снизилась более чем на 99%: с 350 000 до 37 случаев в 2016 году. Это произошло благодаря массовой вакцинации, которой подвергают в основном детей.

Существует два способа передачи инфекции:

  1. Через немытые руки, зараженные продукты питания, предметы общего пользования. Отмечается, что переносчиками зачастую выступают мухи.
  2. Воздушно-капельным путем от носителей и страдающих любыми формами заболевания.

Второй способ преобладает над первым. В этом случае вирус, попадая в организм, атакует лимфатические узлы глотки и там начинает размножаться. Врачи-педиатры отмечают, что это переломный этап в течении болезни.

Полиомиелит у детей (лечение только симптоматическое), в первую очередь опасен гибелью нервных клеток и мышц из-за паралича. В тяжелых случаях отмирает до 25% или даже 30% нейронов, а что касается мышц, то погибают в основном мышцы ног (в частности, дельтовидная), реже – туловища и дыхательные группы мышц. В последнем случае возникает остановка дыхания и смерть.

Летальный исход наступает и в тех случаях, когда инфекция добралась до продолговатого мозга, где располагаются важные центры жизнеобеспечения. Причиной гибели могут стать и осложнения болезни: сепсис, пневмония. В целом же смертность от полиомиелита составляет 10% от общего числа заразившихся, причем среди взрослых этот показатель выше, чем среди детей.

Опасность заболевания состоит еще и в долгой реабилитации двигательных функций. Она занимает около 1,5 лет, а в тяжелых случаях – десятилетия.

Симптомы в основном зависят от уровня иммунитета и количества попавшей инфекции. Если факторы для развития болезни благоприятные, то вирус попадает в кровоток и начинает разноситься по всему организму. Обычно он стремится к нервным клеткам, но может атаковать и легкие, бронхи, сердце или миндалины.

Инкубационный период болезни составляет около 14 дней, после чего развивается одна из пяти форм полиомиелита:

  • Бессимптомная. Опасна тем, что никак себя не проявляет, но человек при этом является носителем и распространителем вируса. Обнаружить инфекцию при этом можно, только сдав кровь на анализ.
  • Абортивная (висцеральная). Регистрируется чаще всего. Особых симптомов нет, но есть обычные признаки ОРЗ: пациент чувствует слабость, у него болит голова, иногда его рвет, болит живот, бывает бронхит. Длится обычно неделю, течение и прогноз благоприятные.
  • Поражающая нервную систему. Исходы разные: как с параличом, так и без него. Симптомы сходны с серозным менингитом, чаще встречаются в детском возрасте.
  • Непаралитическая. Симптомы похожи на висцеральную форму, но более яркие. Подозрение на полиомиелит возникает при появлении менингеальных признаков (ригидные затылочные мышцы, сильная головная боль). Параличей при этом нет, болезнь проходит через 14-28 дней.
  • Паралитическая. Это самая опасная форма. Здесь уже симптомы поражения нервной системы: пациент бредит, у него болит голова, сознание нарушено, наблюдаются судороги (особенно сильные у малышей). Человек не может поменять положение тела в постели –больно, надавливание вдоль позвоночника тоже вызывает боль.

Если у вашего близкого появились такие симптомы, немедленно обращайтесь к врачу! Помощь оказать могут по адресу: Москва, ЦАО, м. Бауманская, Большой Демидовский пер., 17/1.

Насколько эффективна прививка?

Ответ: Применяют два типа прививок – инактивированная (вводится «убитый» вирус) и «живая» (вводится ослабленный вирус). При вакцинации второго типа стойкий иммунитет формируется у 95% привитых детей. Если пройти полный курс прививок (6 штук), то иммунитет формируется пожизненно.

Как, кроме вакцинации, можно защитить ребенка от полиомиелита?

Ответ: Никаких адекватных средств защиты, кроме вакцинации, пока не существует.

Есть ли у вакцины побочные эффекты?

Ответ: При инактивированной вакцине иногда повышается температура до 38,5° С, место инъекции немного отекает или краснее, ребенок становится возбудим или нервозен. При введении ослабленного вируса возможны несерьезные расстройства ЖКТ, небольшие аллергические реакции, тошнота, рвота однократно. Эти явления быстро проходят и не требуют обращения к врачу.

Можно ли давать оральную полиовакцину детям с ослабленным иммунитетом?

Ответ: Нет, таким детям прививка противопоказана. Нельзя также вводить ее детям с осложнением хронических заболеваний, при увеличенных лимфоузлах или аденоидах, при повышенной температуре.

источник

Эта информация очень актуальна для тех родителей, чьи дети посещают муниципальные детские сады. В прошлом году из-за отказа от профилактических прививок от полиомиелита многие дети не ходили в садики в течение 60 дней. В этом году ситуация может повториться.

Однако, далеко не всем известно о существовании очень важного документа Роспотребнадзора, который был издан еще 2010 году. Этот документ не найти на сайте Роспотребнадзора. Он закрыт для общего пользования и видимо, рассчитан только для служебного применения, чтобы родители о нем ничего не знали. Иначе, как же заставлять их прививать своих детей против полиомиелита? Получить такой документ можно на сайте Консультант+ только на коммерческой основе.

Скорее всего, документ был издан по следам РЕШЕНИЯ Верховного суда, после которого Роспотребнадзор выпустил новые Санитарные правила (СП 3.1.2951-11 «ПРОФИЛАКТИКА ПОЛИОМИЕЛИТА») по профилактике ВАПП.

Выписка из Решения ВС по старым санправилам:

Пункт 4.4 СП 3.1.1.2343-08, не предусматривает отказ в приеме в лечебно-
профилактические и другие организации детей, не имеющих сведений об
иммунизации против полиомиелита, а требует необходимость их изолирования
от детей, привитых оральной полиовакциной (ОПВ) в течение последних 60
дней…

Весь текст Решения на сайте privivkam.net

Как вы все помните, в новых санправилах во время вакцинации против полиомиелита вместо изоляции не привитых детей от привитых в садиках предусмотрели разобщение. НО суть от этого не меняется: это требование все так же НЕ предусматривает вывод не привитых детей из садика на 60 дней.

Документ, подтверждающий это, получен коммерческим способом с сайта Консультант+.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 14 декабря 2010 г. N 01/17427-0-27
ОБ ОТСТРАНЕНИИ НЕ ПРИВИТЫХ ДЕТЕЙ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКИХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступлением в Роспотребнадзор обращений родителей по вопросу правомерности отстранения от посещения детского учреждения не привитых детей в г. Москве разъясняет.

Санитарными правилами СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» предусмотрена изоляция не привитых детей от детей, привитых оральной полиомиелитной вакциной, на срок 60 дней с момента их иммунизации при поступлении в лечебно-профилактические и другие организации в связи с угрозой возникновения у них вакциноассоциированного полиомиелита (далее — ВАПП). При этом данный правовой документ не вводит запрет на посещение детского учреждения не привитым ребенком, учитывая право родителей на отказ от профилактических прививок, установленное федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Отказ от проведения профилактических прививок должен быть оформлен в письменном виде с подтверждением родителями факта информирования их о возможных неблагоприятных последствиях для здоровья ребенка при заболевании инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, в данном случае — ВАПП.

В соответствии со статьей 5 федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» не привитый ребенок может быть выведен из коллектива в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Письмом Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 07.12.2009 N 17-15/1102 «О реализации СП 3.1.1.2343-08 «Профилактика полиомиелита в постсертификационный период» некорректно разъяснены положения указанного документа, в связи с чем руководители детских дошкольных учреждений отстраняют не привитых против полиомиелита детей от посещения детского учреждения, нарушая действующее законодательство.
В целях обеспечения выполнения требований федерального законодательства, прошу довести данную информацию до руководителей детских дошкольных учреждений г. Москвы. Заместитель руководителя И.В.БРАГИНА.

А в этой статье даны разъяснения для работников детских садов уже в 2013 году:

Издательство МЦФЭР: Ресурсы образования
журнал: Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ №6 (июнь) 2013
статья: Противоэпидемические и организационные мероприятия (в сокращении)
Особенности работы ДОУ в период карантина. Перечень инфекционных заболеваний, при выявлении которых в ДОУ объявляется карантин. Пошаговая инструкция по введению в ДОУ карантинного режима. Права и обязанности родителей детей карантинной группы
Автор: Журавлева О.С., эксперт
****

Родителей ребенка, бывшего в контакте с заболевшим, администрация ДОУ информирует о выявленном случае инфекционного заболевания и сроках карантина. Родителям можно предложить не водить ребенка в группу на период карантина (если ребенок часто болеет, нахождение дома в период карантина убережет его от заболевания).

В случае, если ребенок только собирался в детский сад и не был в контакте с детьми из карантинной группы, можно предложить его родителям посещать другую группу на время карантина, либо на этот период оставить ребенка дома.
Если ребенок не привит от инфекции, в связи с которой наложен карантин, руководитель детского сада вправе отказать в его приеме в учреждение в период карантина.

Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что родители детей до семи лет могут оформить больничный на время карантина в ДОУ (даже если ребенок не болеет, но был в контакте с заболевшим или является бактерионосителем).
***

В случае отказа родителей от вакцинации детей руководство ДОУ обязано объяснить возможность развития у непривитых детей вакциноассоциированного полиомиелита и предложить не посещать группу, где проведена вакцинация, в течение 60 дней, т.к. возможно возникновение признаков заболевания.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 14.12.2010 №01/17427-0-27 «Об отстранении непривитых детей от посещения детских дошкольных учреждений» администрация ДОУ не вправе запретить посещать детский сад непривитому от полиомиелита ребенку, но ответственность за возникновение признаков заболевания несут родители дошкольника.

Руководство детского сада может предложить посещать другое детское учреждение в данный период или отказаться от посещения. Но в случае если ребенка оставляют дома, больничный лист родителям выдан и оплачен не будет, т.к. отказ от прививки был добровольным.

источник

Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. М.Н.Гончарова, А.В.Гринина, И.И.Мирзоева. Библиотека практического врача. Ленинград. Медицина. 1974 год.

Сикилинда Владимир Данилович — Профессор, Заведующий кафедрой травматологии, и ортопедии Ростовского государственного медицинского университета. Доктор медицинских наук, профессор. Член SICOT от России. Вице-президент Всероссийской Ассоциации травматологов- ортопедов. Травматолог-ортопед высшей категории. Председатель общества ортопедов-травматологов Ростовской области.

Шамик Виктор Борисович — Профессор, Доктор Медицинских наук, Профессор кафедры детской хирургии и ортопедии РостГМУ,Врач-детский хирург высшей квалификационной категории

Винников Сергей Владимирович- Детский травматолог-ортопед травматолого-ортопедического отделения для детей поликлиники МБУЗ «Городская больница №20» города Ростова-на-Дону

Редактор страницы: Семенистый Максим Николаевич

Последствия полиомиелита до 1960 г. являлись од­ной из главных причин детской инвалидности. Боль­ные с последствиями полиомиелита составляли до 20% среди прочих ортопедических больных.

По данным Всемирной организации здравоохра­нения при ООН, до 1920 г. эпидемии полиомиелита возникали лишь в 12 странах. С 1921 по 1937 г. эпи­демии распространились еще на 17 стран, а в после­дующие 16 лет, т. е. с 1938 по 1953 г. было зареги­стрировано возникновение массовой заболеваемости полиомиелитом еще в 32 странах. Таким образом, с 1954 г. эпидемии полиомиелита наблюдаются уже в 61 стране мира и проблема полиомиелита становится международной (К. А. Винокуров, 1956).

В целом ряде государств эпидемии полиомиелита потребовали создания специальных восстановитель­ных центров уже в начале XX в. (Швеция, 1911; Франция, 1919). В дальнейшем такие центры созда­вались во Франции, Дании, Чехословакии, Германии, Румынии, Бельгии, странах Южной Америки и др.

В настоящее время в нашей стране благодаря проведению поголовной иммунизации всего детского и подросткового населения живой ослабленной вакциной против полиомиелита успешно разрешена про­филактика этого заболевания.

Однако имевшие место в течение ряда лет (1953—- 1960) эпидемические вспышки полиомиелита остави­ли после себя немалое количество больных с тяже­лыми последствиями, приводящими к инвалидности.

Для больных, перенесших полиомиелит, была раз­работана система учреждений, предусматривающая длительное этапное лечение, начиная с острого пе­риода и кончая периодом остаточных явлений. К та­ким учреждениям относятся: а) боксированные отде­ления соматических и инфекционных больниц невро­логического профиля для госпитализации в первые 40—60 дней заболевания, оснащенные аппаратурой для искусственной вентиляции легких; б) санато­рии—местные и на курортах; в) специализирован­ные ясли и сады для детей в восстановительном пе­риоде полиомиелита; г) школы-интернаты; д) невро­логические и ортопедические стационары; е) ортопе­дические кабинеты детских районных поликлиник. С целью координации работы и обмена опытом в соответствии с планом основных мероприятий по пре­дупреждению и ликвидации полиомиелита в РСФСР было создано 9 межобластных центров по борьбе с полиомиелитом: а) Московский; б) Ленинградский; в) Саратовский; г) Свердловский; д) Горьковский; е) Ростовский; ж) Иркутский; з) Казанский; и) Ново­сибирский, между которыми распределены все обла­сти, края и АССР, входящие в состав РСФСР.

Центры по борьбе с полиомиелитом, располагая точными сведениями о состоянии заболеваемости по­лиомиелитом в прикрепленных областях, о количе­стве детей, переболевших полиомиелитом, о количе­стве детей с последствиями полиомиелита, нуждаю­щихся в долечивании, как в восстановительном, так и в резидуальном периоде, разрабатывали планы ра­боты центра в целом и отдельно по каждой области. Планы работы межобластных центров предусматри­вали проведение профилактических мероприятий, ор­ганизацию лечения переболевших полиомиелитом, учет и диспансеризацию их, организацию протезно- ортопедического снабжения детей с последствиями полиомиелита, подготовку кадров врачей и средних медицинских работников (3. П. Лубегина, Е. Н. Спи- цина, 1962; М. Г. Григорьев, 1964; Л. С. Кутина, 1967).

Работу межобластных центров возглавил Комитет по борьбе с полиомиелитом при Министерстве здра­воохранения РСФСР.

Учитывая возрастное распределение заболевших полиомиелитом детей (табл. 4), а также необходи­мость раннего и длительного этапного лечения боль­ных полиомиелитом, Институтом им. Г. И. Турнера была разработана и осуществлена в Ленинграде си­стема специализированной помощи детям, перенес­шим полиомиелит.

ТАБЛИЦА 4 Заболеваемость полиомиелитом в РСФСР в 1953—1956 гг. (в %)

В дальнейшем аналогичная система была осуще­ствлена и в других областях РСФСР.

Ведущими принципами восстановительного лече­ния детей, перенесших полиомиелит, явились этапность, преемственность и комплексность всех прово­димых в указанных выше учреждениях мероприятий, использование диспансерного метода обслуживания больных (Л. Ф. Каримова, 1962).

В процессе лечения больных полиомиелитом важ­ное значение имеет организация и строгое соблюде­ние определенного режима, так как правильное чере­дование нагрузки и отдыха создает наиболее благо­приятные условия для восстановления пострадавшего нервно-мышечного аппарата. Специальный двига­тельный режим позволяет осуществлять устранение деформаций и контрактур путем укладок с грузами и вытяжением, применять шины, гипсовые кроватки, корсеты.

На всех этапах широко применяется медикамен­тозное лечение, направленное на улучшение обмен­ных процессов в пораженных нервных клетках и мышцах и стимуляцию действия центральной нервной системы (прозерин, дибазол, галантамин, пирогенал, АТФ, комплекс витаминов, особенно В1 В6, B12 и др.).

Среди многообразных Лечебных факторов особое внимание уделяется лечебной физкультуре. Ее осно­вой является индивидуальный план занятий с каж­дым ребенком, постоянная избирательная тренировка пострадавших мышц и выработка рациональных ком­пенсаторных приспособлений при полном параличе мышц.

Большое применение у больных полиомиелитом находит физиотерапия, направленная на рассасыва­ние воспалительного отека в спинном мозге, улучше­ние кровоснабжения и стимуляцию функции как цен­тральных, так и периферических аппаратов (УВЧ-те­рапия, диатермия, гальванизация, озокерит, грязь, шерстяные укутывания и пр.).

В более позднем периоде полиомиелита лечение направлено на устранение контрактур, исправление деформаций, на стабилизацию пораженных конечно­стей с помощью ортопедической обуви, аппаратов или оперативных методов, постановку больного на ноги и обучение ходьбе.

Больные с резидуальными явлениями полиомиели­та также пользуются всеми видами комплексного ле­чения, направленного на укрепление мышц, улучше­ние их трофики, на борьбу с имеющейся тенденцией к рецидиву контрактур и деформаций и на выработ­ку рациональных компенсаций взамен утраченных функций парализованных мышц.

С целью выявления особенностей клиники послед­ствий полиомиелита в плане трудовых возможностей больных, изучения процесса восстановления трудоспо­собности их, а также вопросов трудового устройства, А. В. Грининой проведен анализ 2000 историй болез­ни больных с последствиями полиомиелита, лечив­шихся в стационаре института с 1932 по 1961 г,

Рис. 1, Локализация поражений при полиомиелите. Параличи и парезы мышц.

Большое разнообразие поражений опорно-двига­тельного аппарата как по распространенности, так и по тяжести его имеет решающее значение в опреде­лении характера лечения и в решении вопроса о тру­довых возможностях больных. На рис. 1 представлено распределение 2000 больных с последствиями полио­миелита по локализации поражения опорно-двига­тельного аппарата.

Как видно из рисунка, наиболее частым при по­лиомиелите является поражение мышц нижних конеч­ностей, что обуславливает значительные затруднения при ходьбе и стоянии и препятствует освоению тех профессий, при которых требуется функция нижних конечностей. Изолированные параличи и парезы верх­них конечностей встречаются сравнительно редко. Чаще они сопровождаются поражением нижних ко­нечностей и туловища, что делает эту группу боль­ных особенно тяжелой с точки зрения трудового уст­ройства (20% обследованных). Изолированные пора­жения мышц туловища встречаются редко (0,7%).

Большинство авторов отмечают наличие контрак­тур и деформаций у значительного числа больных с последствиями полиомиелита, причинами образования которых являются нарушения мышечного равновесия, порочные положения, влияние нагрузки, компенсатор­ных приспособлений при ходьбе. Среди детей, лечив­шихся в стационаре института, количество больных со вторичными деформациями в разные годы колеб­лется от 80,0 до 93,5%.

На нижних конечностях наиболее часто отмеча­лись деформации стоп (67,7%). В области коленного сустава чаще всего образуются сгибательные конт­рактуры, которые на нашем материале были отмече­ны в 39%. Они нередко сопровождаются развитием вальгусного отклонения голени и торсией ее кнаружи (у 20% больных). Рекурвация коленного сустава отмечена лишь в 3,6%. В тазобедренном суставе чаще всего наблюдались сгибательные контрактуры (27%). У 2,4% больных отмечены паралитические вывихи бедра. Обращает внимание значительное количество больных со сколиозами, составляющее 13%.

У больных с поражением верхних конечностей преобладали параличи и парезы дельтовидной мыш­цы. У 6,4% из них отмечены паралитические вывихи плеча. В 9% имелись сгибательные контрактуры лок­тевого сустава, нередко в сочетании с пронационным или супинационным положением предплечья.

Для больных с последствиями полиомиелита ха­рактерным является отставание в росте парализован­ных конечностей. Укорочение верхних конечностей наблюдалось нами в пределах от 2 до 7 см и, как правило, не вело к резкому снижению трудоспособ­ности, тогда как разница в длине ног более 3—4 см значительно ухудшает статику и локомоции больного. При анализе причин укорочения ноги у больных по­лиомиелитом прямой зависимости степени отставания конечности в росте от глубины поражения установить не удалось (С. Д. Дзахов, 1971; В. Д. Дедова и Т. И. Черкасова, 1973). Укорочение свыше 10 см на­блюдалось как при параличе всех мышц конечности, так и при парезе мышц бедра, голени, стопы.

Для последствий полиомиелита характерными яв­ляются и другие трофические нарушения. Они прояв­ляются клинически в гипотрофии пораженной конеч­ности, а также в трофических изменениях кожи (циа­ноз, понижение температуры). Степень гипотрофии парализованных конечностей и трофические измене­ния кожи, как правило, соответствуют тяжести пара­личей и парезов.

Изложенные клинические особенности резидуаль­ного полиомиелита являются ведущими факторами в решении вопросов трудоустройства больных, которое возможно при условии максимального восстановления трудоспособности; последнее может быть достигнуто путем лечения, протезно-ортопедического снабжения, общего и профессионального обучения, причем эти мероприятия должны быть строго согласованы меж­ду собой. Не должно быть разрыва между восстано­вительным лечением и трудовым устройством инвали­дов, между медицинской и социальной реабилита­цией.

Кроме указанных двух тысяч детей, нами были обследованы 440 бывших пациентов института в воз­расте от 20 до 35 лет (рождения 1931 — 1945 гг.). 41,8% составляли мужчины, 58,2%—женщины. 54,4% обследованных являлись жителями Ленинграда, 19% —других городов и 26,6% проживали в сельской местности.

Нас интересовало, были ли использованы все ме­дицинские и социальные возможности для борьбы с инвалидностью вследствие полиомиелита, какие труд­ности встречают больные в трудовой жизни, как ор­ганизовано их профессиональное обучение, профори­ентация, профконсультация. Обследование показало, что успешное трудовое устройство больных с послед­ствиями полиомиелита прежде всего зависит от свое­временного и правильно организованного их лечения. Как удалось установить на основании анамнестиче­ских данных, около половины больных (48,8%) в вос­становительном периоде полиомиелита (до поступле­ния в институт) получали лишь амбулаторное лечение. Лишь 10,4% больных пользовались санаторным лечением. Анализ характера лечения больных в вос­становительном периоде полиомиелита по годам по­ступления их в институт показал, что среди принятых в стационар в последние годы резко снизился про­цент нелечившихся и увеличилось число получавших длительное этапное лечение, что связано с улучше­нием организации помощи детям, перенесшим полио­миелит.

Из общего числа обследованных 14% больных (61 человек) лечились только консервативно, 86% (379 человек) получали консервативное и оператив­ное лечение.

Не давая подробного анализа всех оперативных вмешательств, применяемых при полиомиелите, мы лишь коротко остановимся на принятых в институте установках.

Как правило, для устранения контрактур и дефор­маций применяются этапные коррекции с последую­щей фиксацией конечности гипсовой повязкой. Если контрактура консервативным путем не устраняется, прибегаем к операции на мягких тканях — удлинению сухожилий, рассечению фасциальных элементов. После операции нередко требуются дополнительные коррекции, специальные укладки и функциональная терапия. Так, при исправлении одной из наиболее часто встречающихся контрактур — сгибательной кон­трактуры тазобедренного сустава — производится операция субспинальной миофасциотомии. Мышечная пластика в области тазобедренного сустава мало эф­фективна, применяется редко. От операции костного навеса по Кенигу при паралитическом вывихе также не удалось получить надежных результатов. Артро­дез же тазобедренного сустава нами не применяется, так как анкилозирование его при наличии тяжелых параличей делает положение больного крайне тяже­лым. В настоящее время в институте ведутся поиски новых оперативных методов лечения паралитического вывиха бедра (М. В. Акатов, Л. Н. Казакова, 1962). Применяется варизирующая подвертельная остеото­мия бедренной кости с аллопластикой лавсаном рас­тянутой капсулы сустава.

Основным видом оперативной стабилизации ко­ленного сустава является мышечная пластика. Пока­зания к артродезированию коленного сустава у детей резко сужены.

При лечении деформаций стоп отдается предпо­чтение (при наличии разболтанности в мелких суста­вах стопы) артродезированию их. В ряде случаев це­лесообразно сочетание артродеза мелких суставов с мышечной пластикой.

Лечение паралитических сколиозов представляет одну из сложнейших проблем ортопедии. Консерва­тивное лечение прогрессирующих паралитических ско­лиозов не дает положительных результатов. Остеопластическая фиксация позвоночника у таких боль­ных не только предупреждает прогрессирование искривления, но и благоприятно сказывается на функ­ции дыхания и трудоспособности.

Наиболее эффективными средствами восстановле­ния функции парализованного плеча является артро­дез плечевого сустава, который создает предпосылки к улучшению функции мышц всей руки. В результате операции и последующего лечения происходит значи­тельное повышение трудоспособности, вплоть до полного восстановления ее у больных с изолирован­ным поражением мышц области плечевого сустава (И. И. Мирзоева, 1955).

Для увеличения функциональных возможностей кисти производится операция артродеза и мышечной пластики в области лучезапястного сустава.

Оценка ближайших результатов лечения больных с последствиями полиомиелита позволила установить, что у значительного большинства, даже при тяжелых поражениях, были достигнуты удовлетворительные результаты.

Так, у 423 (96,0%) больных были полностью устра­нены контрактуры и отмечено значительное улучше­ние функции парализованных конечностей. Из них 28 человек освободились от пользования костылями. У 4,0% не было достигнуто заметного улучшения, а также не удалось устранить деформации полностью. Сюда относятся главным образом больные со сколио­зами, паралитическими вывихами бедра и др. Все 77 больных, самостоятельно не передвигавшиеся при по­ступлении в институт (так называемые «ползуны»), были поставлены на ноги и обучены самостоятель­ной ходьбе не только по комнате, но и по улице, а также по лестнице.

Следует отметить, что определенный процент боль­ных нуждается в повторном лечении в ортопедиче­ских стационарах. Как показало изучение, причинами повторных поступлений являются: появление показа­ний к оперативному вмешательству, ранее отсут­ствующих, рецидивы деформаций и образование но­вых деформаций в связи с недостаточно системати­ческим диспансерным наблюдением за больными после выписки их из стационара. Из числа 440 обсле­дованных больных лечилось повторно 138 человек (31,0%).

Восстановительное лечение больных с послед­ствиями полиомиелита в стационаре Института им. Г. И. Турнера не ограничивается лишь чисто ортопе­дическими мероприятиями, но и включает в себя комплекс мероприятий учебно-воспитательного харак­тера. Чем тяжелее физический недостаток и чем меньше возможности медицинской реабилитации, тем большее значение приобретают воспитание и образо­вание.

Как показало обследование, уровень общего обра­зования неодинаков у жителей городов и сельской местности (табл. 5). Среди больных с низким общеобразовательным уровнем отмечено значительное число неработающих,

ТАБЛИЦА 5 Уровень общего образования лиц с последствиями полиомиелита (в %)

а также занятых неквалифицированным трудом. Из этого следует, что общее образование и выбор про­фессии у этих больных имеют одинаково важное зна­чение и должны идти параллельно.

Профессиональная ориентация больного с послед­ствиями полиомиелита — процесс, требующий дли­тельного наблюдения. Она должна являться частью его воспитания, начиная с момента поступления ре­бенка в специализированное учреждение. Для реше­ния вопроса о будущей профессии больного необхо­димо участие не только врача, но и педагога, а также социолога.

Следует отметить, что профориентация и профконсультация больных с последствиями полиомиели­та до последнего времени были организованы не до­статочно удовлетворительно. Изучение этого вопроса

ТАБЛИЦА 6 Выбор профессии больными с последствиями полиомиелита

среди 440 больных с последствиями полиомиелита показало, что 78,2% из них выбрали свою профессию самостоятельно (табл. 6).

Значительная часть больных с последствиями по­лиомиелита (60,0%) выбирает свой трудовой путь и профессию обдуманно, с учетом призвания, способно­стей, физических возможностей. Это свидетельствует об уверенности в своих силах, целеустремленности этих больных, а также о больших возможностях, от­крывающихся перед нашей молодежью. Однако не­редки случаи непродуманного выбора профессии, что, как правило, приводит к неправильному трудовому устройству, ухудшению состояния здоровья, тяжелой моральной травме.

Определение трудовых возможностей ребенка с по­следствиями полиомиелита должно проводиться воз­можно раньше и основываться не на субъективных впечатлениях и чувствах снисхождения, а на науч­ных исследованиях и проверенных данных.

Наш опыт организации профориентации и проф- консультации учащихся Ленинградской городской и областной школ-интернатов для детей с последствия­ми полиомиелита показал, что окончившие эти школы, независимо от тяжести поражения, удовлетворитель­но трудоустроены в соответствии с проведенной ори­ентацией.

Профессиональное обучение больных с послед­ствиями полиомиелита является одним из важных этапов в восстановлении их трудоспособности. Среди обследованных нами больных оно проходило следую­щим образом (табл. 7). Как видно из таблицы, подав­ляющее большинство обследованных больных полу­чало профессиональную подготовку наравне со здо­ровыми (на производстве, в вузах, техникумах и т. п.), причем это относится не только к больным с легкими поражениями, но и к имеющим тяжелые распростра­ненные параличи и парезы мышц ног и рук.

Возможность обучаться профессии в обычном уч­реждении мы рассматриваем как положительный фак­тор, ибо это позволяет инвалиду как можно раньше утвердиться в нормальной социальной среде.

Подтверждением эффективности всей работы по восстановлению трудоспособности больных с послед-

ТАБЛИЦА 7 Профессиональное обучение больных с последствиями полиомиелита

ствиями полиомиелита является правильное трудовое устройство их.

В. Н. Слинько (1963) отмечает, что инвалиды с остаточными явлениями полиомиелита, приступают к трудовой деятельности позже здоровых людей, объ­ясняя это тем, что компенсация нарушенных функций, необходимых для включения в трудовую жизнь, у них развивается в основном в возрасте 25 лет. На нашем материале мы убедились в обратном, а именно: боль­шинство обследованных (92%) приступили к работе или к обучению в высших и средних специальных учебных заведениях в возрасте до 20 лет.

Из 440 обследованных с последствиями полиомие­лита 22 человека (5%) не работают. По данным В. И. Слинько (1963), только среди инвалидов III группы процент неработающих с последствиями полиомиелита равен 27,7. По Lesser и Darling (1953), процент трудоустроенных при полиомиелите колеблет­ся от 71 до 82. Высокий процент трудоустроенных среди обследованных нами больных может быть объ­яснен тем, что они длительно находились в Детском ортопедическом институте им. Г, И. Турнера и специ­альной школе-интернате, где получили соответствую­щее лечение и воспитание. Именно правильное воспи­тание и обучение, как и полноценное лечение, сыграли роль в формировании их трудовой деятельности.

Большинство обследованных (91%) с работой справляются успешно и трудностей, связанных с забо­леванием, не отмечают. Они имелись главным образом у тех больных, которые избрали профессию случайно, без учета своих физических возможностей.

Мы не ставили целью изучение вопросов экспер­тизы трудоспособности при полиомиелите, однако при обследовании больных мы столкнулись с фактами не­обоснованных отказов в установлении группы инва­лидности при тяжелых поражениях, а также с опреде­лением разных групп инвалидности при одинаковом поражении. Об отсутствии четких критериев оценки тяжести последствий полиомиелита в связи с вопро­сами врачебно-трудовой экспертизы пишет и В. Н. Слинько, предложивший клинико-экспертную классификацию резидуального полиомиелита.

Изучение вопросов трудового устройства больных с последствиями полиомиелита показало, что основ­ным и непременным условием правильного определе­ния наиболее показанных профессий является строго индивидуальный подход к решению данного вопроса. Особенно это относится к больным с тяжелыми рас­пространенными парезами мышц верхних и нижних конечностей. В этих случаях надо учитывать, что яв­ляется ведущим в поражении опорно-двигательного аппарата, насколько сохранилась способность к само­стоятельному передвижению, а также функция верх­них конечностей.

источник

Читайте также:  Когда капают капли от полиомиелита