Меню Рубрики

Первичный осмотр больного на педикулез проводится при его поступлении

В зависимости от вида вшей различают головной, платяной и лобковый педикулез. Как и все болезни заболевание нуждается в лечении. Ведь паразиты доставляют сильный дискомфорт, появление зуда, который провоцирует расчесывание пораженных мест, что в свою очередь приводит к занесению инфекций в ранки. Преимущественно курс процедур выполняют в амбулаторных, то есть домашних условиях. Однако нередко случаются ситуации, когда вши обнаруживаются на первичном осмотре при госпитализации человека в больницу. Как проводят осмотр на педикулез пациентов в стационаре, кто занимается лечением, расскажет эта статья.

При поступлении на лечение в стационаре проводится предварительное обследование на предмет обнаружения вшей. Происходит это на санпропускнике в клинике. Осмотр на педикулез в отделении проводится медицинскими сотрудниками. Медсестра должна с помощью лупы, специального гребня осмотреть затылочную, височную часть головы. В том случае, когда взрослые вши и гниды были обнаружены, осмотру подвергаются одежда пациента. С особенной тщательностью проверяются вещи, если на теле были выявлены укусы платяных вшей.

Каждый зафиксированный случай заносится в журнал, на карточке пациента делается соответствующая отметка. В зависимости от состояния больного разрабатывается план лечебных мероприятий и оказывается первая помощь.

Лечение педикулеза в стационаре детей, возраст которых не достиг 5 лет, беременных женщин обсуждается непосредственно с лечащим врачом.

При обнаружении головных вшей у пациента медицинский работник оповещает родственников больного, а также уведомляет дошкольное, либо учебное заведение, если педикулез был выявлен у ребенка. В таком случае в классах, группах проводят внеплановый осмотр, который должен организовать медицинский персонал данного учреждения.

Пациент подписывает документ, в котором он дает свое согласие на проведение обработки в стационарном отделении. В зависимости от финансового состояния клиники, наличия или отсутствия страхового сертификата у пациента препараты от вшей берутся либо в фонде заведения, либо приобретаются самостоятельно.

Процедура выполняется в хорошо проветриваемом изолированном помещении. Медсестра объясняет пациенту все нюансы предстоящего мероприятия и подготавливает необходимый инвентарь:

  • ножницы;
  • емкость для обеззараживания волос;
  • резиновые перчатки;
  • клеенчатая пелерина;
  • полиэтиленовая шапочка;
  • гребень с мелким шагом;
  • педикулицидное средство;
  • пакеты;
  • ватные тампоны;
  • уксус 9%;
  • спирт.

Противопедикулезная обработка

Алгоритм обработки следующий:

  1. Пациент усаживают на кушетку. Вокруг волосяной части головы повязывают трикотажный жгут. На плечи надевают клеенчатую пелерину.
  2. Человек, проводящий обработку, надевает дополнительный халат, косынку, резиновые перчатки.
  3. Равномерно наносят антипаразитарный раствор на пряди, избегая попадания средства на лицо, слизистые. Легкими массажными движениями втирают средство в кожу головы.
  4. Надевают пациенту шапочку или косынку.
  5. Выдерживают экспозицию от 20 до 40 минут, в зависимости от используемого средства и рекомендаций, указанных в инструкции.
  6. Промыть волосы теплой водой.
  7. Ополоснуть уксусным раствором.
  8. Подстелить светлую бумагу и вычесать мертвых насекомых и гнид.
  9. Выполнить проверку на предмет оставшихся вшей.

По завершении процедуры белье, одежда пациента упаковываются в мешок. Во второй пакет складывают халат, косынку. Упакованные вещи отправляются в дезинфицирующую камеру. Бумагу, над которой проводилось вычесывание вшей, сжигают. В помещении осуществляют дезинфицирующие работы. Если позволяет состояние больного, его подвергают гигиеническим процедурам.

Повторный осмотр на педикулез проводится по истечении 7 дней. В случае необходимости процедуру следует повторить. Если же пациента выписывают раньше указанного срока, дальнейшие осмотры проводятся в поликлинике. Предварительно больному дают рекомендации по профилактике педикулеза, которые помогут предотвратить появление вшей в дальнейшем.

Частота осмотра пациента предопределяется видом педикулеза и степенью зараженности, но не реже одного раза в десять дней.

При обнаружении платяных вшей, личинок, яиц проводится комплекс мероприятий, направленных на уничтожение насекомых как на теле человека, так и на его вещах:

  • больного подвергают гигиенической процедуре с использованием моющего средства и мочалки;
  • постельные принадлежности, одежду кипятят в растворе кальцинированной соды или обрабатывают дезинфицирующими растворами карбофоса, дустом неопина, особенное внимание уделяется складкам, швам, карманам, где любят обитать паразиты;
  • обработанные вещи проглаживаются с двух сторон горячей подошвой утюга.

Профилактика в инфекционном стационаре сводится к своевременному выявлению вшей у поступающих больных. Зараженного пациента определяют в изолированную палату, в которой он находится, пока не будет осуществлено лечение педикулеза. В случаях возникновения массовых очагов заражения вводят карантинный режим.

источник

Цель:профилактика в стационаре.

Показания:поступление пациента в стационар.

Противопоказания для проведения дезинсекции:ал­лергия на овоцидные средства, заболевания кожи, дети до 5 лет.

Оснащение:противопедикулезный набор: овоцидные пре­параты: 0,15%-ный раствор Карбофоса или 0,25%-ный раствор Дикрезила или мыльно-керосиновая эмульсия (450 мл жидкого мыла на 350 мл Керосина и 200 мл дистиллированной воды), лосьоны «Ниттифор», «Лонцид», средство «Медифокс»; рас­творы уксусной кислоты 6%, 15%; простыня; косынки (проре­зиненная и из х/б ткани 2-3 шт.); клеенчатая пелерина, клеен­чатый и х/б мешок для личных вещей пациента: с двумя карма­нами — для головного убора и обуви; ватные тампоны, частый гребень (металлический). Корнцанг, клеенка, кувшин с водой температурой 37-38°С, оцинкованное ведро, таз, лоток; спецо­дежда медицинской сестры: халат, косынка, маска, резиновые перчатки, клеенчатый фартук; экстренное извещение.

Последовательность действий

1. Осмотреть волосистые части тела пациента:

для выявления головного педикулеза — височную и затылочную области, брови, ресницы;

для выявления лобкового педикулеза — область лобка, подмышечные впадины;

для выявления платяного педикулеза — внутренние швы и складки белья.

2. При выявлении головного педикулеза изолировать па­циента в санпропускник.

3. Надеть медицинской сестре спецодежду.

4. Отлить в лоток приготовленное овоцидное средство.

5. Постелить на кушетку клеенку, обработать ее одним из овоцидных средств, усадить на нее пациента.

6. Обработать салфеткой, смоченной овоцидным средс­твом, внутреннюю поверхность клеенчатого мешка.

7. Раздеть пациента, поместить одежду пациента в мешок из х/б ткани, а затем в клеенчатый, прикрыть обнаженное тело простыней, накрыть клеенчатой пелериной плечи.

8. Поставить таз перед пациентом.

9. Наложить жгут из х/б ткани (косынки) на лоб пациента.

10. С помощью корнцанга взять ватный тампон, смочить в лотке с овоцидным средством, слегка отжать.

11. Обработать смоченным тампоном последовательно всю поверхность головы у корней волос, распределяя воло­сы гребешком на пряди.

12. Положить гребешок и ватные тампоны в лоток для от­работанного материала.

13. Покрыть волосы клеенчатой косынкой, затем косынкой из х/б ткани, герметично завязать, оставить на 20 мин.

14. Снять косынки, поместить их в прорезиненный мешок.

15. Промыть волосы, поливая теплой водой из кувшина над тазом.

16. Ополоснуть волосы 6%-ным раствором столового уксу­са, экспозиция 30 секунд.

17. Высушить волосы полотенцем и прочесать частым греб­нем до полного вычесывания вшей и гнид.

I8. Отправить пациента на общую санитарно-гигиеничес­кую обработку.

19. Погрузить предметы ухода, используемые при обработ­ке, в овоцидное средство на 30 мин.

20. Обработать помещение тем же раствором, используя распылитель.

21. Снять спецодежду медицинской сестры и поместить во второй прорезиненный мешок.

22. Обработать горловины мешков тампоном с овоцидным средством и отправить в дезкамеру.

23. Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирую­щим раствором, вымыть руки.

24. Сделать отметку о выявлении педикулеза и проведении дезинсекции на титульном листе истории болезни боль­ного: поставить дату проведения обработки и подпись медицинской сестры.

25. Заполнить экстренное извещение и в течение 2-х часов отправить в центр санитарно-эпидемиологического надзора (ЦСЭН) по месту выявления педикулеза.

26. Внести сведения о выявлении педикулеза в «журнал уче­та инфекционных заболеваний».

1) при обильной завшивленности рекомендуется волосы пациенту остричь и сжечь их в оцинкованном ведре;

2) детей до 5 лет обра­батывают инсектицидными препаратами, не имеющи­ми противопоказаний;

3) пациент, санированный в приемном отделении по педи­кулезу, при поступлении в лечебное отделение осматри­вается повторно;

4) все пациенты, находящиеся на лечении, осматриваются на педикулез каждые 7 дней, при необходимости обра­ботку педикулеза повторяют.

Стационар больницы состоит из лечебных отделений.

Лечеб­ные отделения могут быть:

· терапевтические (пациенты с патологией сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и т.д.);

· хирургические (травмы конечностей, операции на органах брюшной полости, сотрясение головного мозга).

Такое разделение чаще всего имеет место в районных, участко­вых больницах.

б) специализированные — отделения, предназначенные для ле­чения пациентов с патологией одной системы (кардиологическое, пульмонологическое, травматологическое, нейрохирургическое и т.д.).

Функции лечебного отделения

1. Оказание экстренной медицинской помощи.

2. Диагностика заболевания.

3. Проведение лечения, которое невозможно в домашних или амбулаторных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8602 — | 7408 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Название Правила санитарной обработки при выявлении у пациента педикулеза
Анкор СОП по педикулезу
Дата 08.08.2019
Размер 30.76 Kb.
Формат файла
Имя файла СОП по педикулезу.docx
Тип Документы
#84907

Правила санитарной обработки при выявлении у пациента педикулеза

  1. Цель: Своевременное выявление и проведение санитарной обработки пациента с педикулезом. Обработка волосистой части головы, дезинфекция верхней одежды, носильных вещей для уничтожения вшей и гнид.
  2. Область применения: Приемное отделение.
  3. Ответственность: Средний медицинский персонал Приемного отделения.
  4. Определение:

Педикулёз (pediculosis, вшивость) (от лат. pediculus, «вошь») — паразитарное заболевание кожи и её деривата — волос. Педикулез — специфическое паразитирование на человеке вшей, питающихся его кровью.

Инфестация(от лат. infestare — нападать) — заражение организма человека или животного паразитами (насекомыми, клещами и другими членистоногими).

На человеке могут паразитировать головная вошь (Pediculus Humanus Capitis), платяная вошь (Pediculus Humanus Corporis) и лобковая вошь (Phtyrus Pubis). Соответственно этому различают педикулёз головной, платяной и лобковый. Может также возникать смешанный педикулёз, когда присутствует инфестация смешанного типа (напр., одновременная инфестация головной и платяной вши). Вши питаются кровью хозяина, а яйца (гниды) приклеивают к волосам (платяная вошь откладывает яйца в складках одежды, реже приклеивает к волосам на теле человека).

Противопедикулезные мероприятия — включают комплекс мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в организациях, коллективах и специфические меры по санации людей, у которых обнаружен педикулез.

  1. Ресурсы/оснащение:
  1. для медсестры: халат, нестерильные перчатки, колпак, одноразовый фартук;
  2. для пациента: пелерина, 2 шт. хлопчатобумажная косынка (одноразовая шапочка);
  3. для обработки: гидрохлоротиазид (Анти-Бит, Педилин или др. педикулоцидное средство – инсектицид);
  4. мыло туалетное или шампунь;
  5. одноразовая пеленка;
  6. антисептическое мыло и кожный антисептик для обработки рук
  7. частый гребень (одноразового применения);
  8. ножницы;
  9. лупа;
  10. нитки;
  11. коробок спичек;
  12. станок для бритья;
  13. уксус столовый 10%; уксусная кислота 5% для ополаскивания волос;
  14. клеенчатый или хлопчатобумажный мешок для сбора вещей пациента;
  15. металлический лоток для сжигания волос;
  16. поролоновая губка 5см на 5 см (одноразовая);
  17. уборочный инвентарь;
  18. пакет желтого цвета для отходов класса «Б».
  1. Документирование:
  1. запись в медицинской карте стационарного больного о выявленном педикулезе и проведенной санитарной обработке;
  2. экстренное извещение № 058/у;
  3. Журнал учета инфекционных заболеваний № 060/у.
  1. Основная часть процедуры:
  1. Представить себя пациенту, подготовить его к процедуре санитарной обработки при выявлении у пациента педикулеза. Информировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения;
  2. Устно произвести идентификацию пациента согласно правилам Больницы;
  3. Проверить наличие противопедикулезной укладки;
  4. Убрать все посторонние, отвлекающие предметы;
  5. Перед проведением процедуры санитарной обработки пациента, необходимо провести обработку рук согласно Методическим рекомендациям по обработке рук сотрудников медицинских организаций РК;
  6. Надеть нестерильные перчатки;
  7. Осмотреть волосистые части тела пациента;
  8. Надеть одноразовый халат, колпак при выявлении педикулеза у пациента;
  9. Усадить пациента на стул в ванной комнате (специальном помещении для санитарной обработки в Приемном отделении);
  10. Надеть пелерину на пациента;
  11. Обработать волосы пациента одним из дезинсектантов;
  12. Покрыть волосы пациента одноразовой пеленкой на 30 минут;
  13. Промыть волосы пациента теплой водой. Ополоснуть волосы пациента 10% раствором уксуса;
  14. Вычесать волосы пациента частым гребнем над одноразовой пеленкой;
  15. Промыть волосы теплой водой и вытереть их;
  16. Осмотреть волосы на наличие личинок педикулеза (если обнаружены единичные, то удалить их механически, если их много, то обработать волосы 10% раствором уксуса и покрыть волосы косынкой на 30 минут), затем повторить все действия, начиная с пункта 13;
  17. Собрать белье пациента в одноразовый мешок и отправить в дезинсекционную камеру для обработки;
  18. Снять халат, колпак и перчатки, утилизировать их в желтый пакет для отходов класса «Б»;
  19. Провести обработку рук согласно правилам Больницы;
  20. Сделать отметку в медицинской карте стационарного больного
    о выявленном педикулезе и проведении санитарной обработки.
Подборка по базе: 62 Правила гигиены рук.doc, Санитарно-эпидемиологические правила в ресторанах и кафе.docx, ОБЩИЕ ПРАВИЛА.doc, Англ. яз. Презентация. Правила хранения и побочное действие лек., Голуб Ален И. — Веревка достаточной длины, чтобы. выстрелить с, 34. Проведение первичной хирургической обработки раны.doc, 34. Проведение первичной хирургической обработки раны.doc, Волейбол. История возникновения и правила игры.docx, ПБ 03-273-99 ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ СВАРЩИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СВАРОЧН, Реф Правила делового общения по телефону.docx.
КГП «Многопрофильный центр «Матери и Ребенка города Темиртау»
Наименование структурного подразделения:
Название документа: Правила санитарной обработки при выявлении у пациента педикулеза
Утвержден:
Разработчик: Должность ФИО подпись
Ответственный за исполнение:
Этапы
Осмотр пациентов на педикулез проводится в приемном отделении при поступлении на госпитализацию в плановом или экстренном порядке
  • Сообщить пациенту или лицу по уходу о цели осмотра на педикулез, о необходимости обработки в случае выявления, стрижке волос при необходимости
  • Помыть руки с мылом и водой без применения антисептика
  • Надеть индивидуальные средства защиты (клеенчатый фартук, медицинские перчатки, маску)
  • Усадить пациента на кушетку, покрытую одноразовой простыней
  • Провести осмотр волосистой части головы, обращая внимание на височно-затылочные области.
  • Осмотреть голову захватывая волосы по всей длине небольшими пучками, приподнимая их у корня. При необходимости использовать лупу
При обнаружении вшей или гнид провести противопедикулезные мероприятия:
  • Укрыть плечи одноразовой пелериной
  • Способ применения и дозы:
  • Волосы головы и корни волос обильно увлажнить поролоновой губкой, используя педикулоцидное средство
  • педикулоцидное средство нанести из расчета 25-50 мл на одного пациента в зависимости от густоты и длины волос
  • Надеть на обработанные волосы одноразовую шапочку и поверх завязать хлопчатобумажной косынкой
  • Выдержать экспозицию 40 минут согласно инструкции
  • Вымыть пациенту голову теплой водой с мылом или шампунем
  • Прополоскать волосы теплым раствором 5% уксуса
  • Хорошо смочить раствором уксуса нитку и пропустить сквозь зубцы частого гребня
  • Тщательно расчесать волосы, наклонив голову над белой салфеткой, разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь
  • Сжечь салфетку вместе с насекомыми в металлическом лотке
  • Промыть волосы теплой проточной водой, высушить полотенцем
  • Верхнюю одежду, носильные вещи, головные уборы сложить в х/бумажный обработанный инсектицидом мешок, затем положить в клеенчатый обработанный мешок
  • Клеенчатый мешок транспортировать в камерное отделение
  • Данные о сдаче вещей на камерную обработку зарегистрировать в специальном журнале
  • Использованный гребень сбросить в КБСУ для медицинских отходов класса «Б»
  • Провести уборку помещения с применением средства для дезинсекции в соответствии с инструкцией по применению
  • Снять защитную одежду и поместить в КБСУ для медицинских отходов класса «Б»
  • Вещи пациента сдать в камерное отделение для обработки
  • Помыть руки с мылом и водой без применения антисептика
  • Сделать запись о проведенной обработке в истории болезни
  • Зарегистрировать случай в журнале форма 060/у
  • Заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» форма № 058/у
  • Отправить его в течение 12 часов в санитарно-эпидемиологическую службу
  • Передать о выявлении случая педикулеза по телефонам, по месту проживания пациента или лица по уходу.
  • После обработки пациента из приемного отделения госпитализировать в соответствующее отделение
  • Медицинская сестра приемного отделения лично передает пациента постовой медицинской сестре отделения
  • Информация по педикулезу доводится до сведения заведующего отделением и старшей медицинской сестры
  • В отделении случай о выявлении педикулеза постовая медсестра регистрирует в «Журнал осмотра пациентов на педикулез и кожно-заразные заболевания»
  • Осмотр пациента или лица по уходу в отделении проводить до выписки ежедневно с отметкой в журнале регистрации первые 3 дня на 5-й и 7-й день и перед выпиской
  1. Примечания:
  1. Осмотр на педикулез необходимо проводить в хорошо освещенном помещении, при необходимости использовать лупу.
  2. При осмотре головы особое внимание необходимо обращать на височно-затылочные области, при осмотре одежды и белья – на швы, складки, воротники, пояса.
  3. При необходимости повторную обработку проводить в отделении.
  4. Вещи и хлопчатобумажный мешок подвергнуть камерной дезинфекции.

источник

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» (1 КУРС)

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Каковы основные задачи студента при изучении общего ухода за больным?

А. Освоение техники операций.

Б. Освоение методики обследования больного.

В. Оказание первой врачебной помощи.

Г. Практическое овладение навыками ухода за больными.

Что изучает медицинская деонтология?

А. Взаимоотношения больных между собой.

Б. Взаимоотношения между врачом и больным.

В. Вопросы долга, морали и профессиональной этики.

Д. Взаимоотношения между медперсоналом и родственниками больного.

Что такое ятрогенное заболевание?

А. Заболевание, развившееся в результате неосторожного высказывания медработника о больном или его болезни либо в результате неправильного лечения.

Б. Заболевание, развившееся в результате неправильного лечения.

В. Осложнение основного заболевания.

Г. Заболевание, передающееся от больного к больному.

Д. Наследственное заболевание.

Какие лечебно-профилактические учреждения оказывают амбулаторную помощь?

Б. Поликлиники, амбулатории, здравпункты.

Какие лечебные учреждения оказывают стационарную помощь?

Г. Больницы, госпитали, клиники.

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

6. К учреждениям амбулаторного типа относятся:

7. К учреждениям стационарного типа относятся:

8. Сестра приемного отделения обязана:

А. зарегистрировать поступающего больного

Б. оформить температурный лист

В. оформить положенную документацию

Д. осмотреть кожные покровы, волосистую часть головы

Е. при необходимости оказать доврачебную медицинскую помощь

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

9. В обязанности младшей медсестры приёмного отделения входит:

А. наблюдение за санитарным режимом;

Б. сопровождение больного к врачу в кабинет и проведение санобработки больного;

В. транспортировка и сопровождение больного в профильное отделение;

10. Температура воды для гигиенической ванны должна быть:

В. приближаться к температуре тела (34-36 °С) или быть выше (37-39 «С);

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

11. Санитарная обработка пациента включает:

А. гигиеническую ванну, душ, обтирание

Б. стрижку волос и ногтей пациента

В. камерную дезинфекцию одежды

Г. переодевание пациента в чистое белье

12. Задачами приёмного отделения явля­ются

А. приём и регистрация больного

Б. консультативный амбулаторный приём боль­ных

В. направление больных в лечебные отделе­ния больницы;

Г. санитарная обработка больных

Д. наблюдение за больными, выписан­ными из больницы

Е. предупреждение заноса инфекционных забо­леваний

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Санитарная обработка тяжелобольного человека в приёмном покое

14. Вид транспортировки больного выби­рает

А. младшая медицинская сестра

15. Дети в удовлетворительном состоянии тран­спортируются в лечебное отделе­ние

В. идут самостоятельно в сопровождении ме­дицинского работника

Тяжелобольных детей транспортируют

Детей раннего возраста транспортируют

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

18. Сотрудник справочной (информацион­ной) службы при приёмном покое может сооб­щить родителям по телефону

А. тяжесть состояния ребёнка

Первичный осмотр больного на педикулёз проводится при его поступлении

Д. младшей медицинской сестрой

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

20. Взвешивание больного нужно производить при условии:

А. Утром, натощак, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, в одном белье.

Б. Утром, натощак, с полным мочевым пузырем.

В. Вечером, после еды, с полным мочевым пузырем.

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

21. Перечислите все виды дезинфекции:

Г. очаговая заключительная

22. Очаговая заключительная дезинфекция проводится:

А. после перевода больного в инфекционное отделение

Б. после выздоровления инфекционного больного

Г. после поступления нового больного в палату

Д. после изоляции больного

23. Перечислите механические методы дезинфекции:

А. влажная уборка помещений и обстановки

Б. освобождение помещений от пыли с помощью пылесоса

В. побелка, окраска помещений

Г. употребление веника, метелки

24. Правила охраны труда при работе с дезинфекционными средствами предусматривают:

А. наличие паспорта с указанием названия и назначения средств

Б. указание даты приготовления раствора

Г. указание срока годности

Д. наличие атрибутов личной гигиены

25. Медицинская документация, передающаяся по дежурству:

А. журнал учета и расходования наркотических средств

Б. журнал учета ядовитых и сильнодействующих препаратов

В. журнал приема и передачи дежурств

Г. составленное порционное требование в 2-х экземплярах

26. Журнал приема и передачи дежурств предусматривает:

А. список лихорадящих больных

Б. перечень срочных назначений

В. процедурные и температурные листы

Г. наличие медицинского инструментария по списку

27. В обязанности постовой медицинской сестры входят:

А. проведение туалета детей грудного возраста

Б. выполнение врачебных назначений

В. сбор материала для анализов

Д. обеспечение ухода за больным

28. Старшая медицинская сестра обязана:

А. при получении лекарственных средств контролировать оформление этикетки

Б. инструктировать медицинских сестер о сроках хранения каждого полученного из аптеки средств

В. обеспечить лабораторно-диагностическое обследование

Г. инструктировать медицинских сестер о способах хранения медикаментов и растворов

УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

29. Профилактическую дезинфекцию и уборку в палатах, коридорах и других помещениях лечебного отделения про­водит

Б. младшая медицинская сестра

30. Генеральную уборку в лечебных отделе­ниях проводят

источник

1) протирают влажной салфеткой

2) дезинфицируют в дезинфицирующем растворе *

3) ставят в сухую, чистую банку

@ Санитарно-противоэпидемический режим в детской больнице

124. Санитарно-противоэпидемический режим в стационарах детских больниц включает соблюдение:

1) санитарного режима отделений *

2) лечебно-охранительного режима

3) личной гигиены персонала *

4) личной гигиены больных детей *

5) режима сна, прогулок, занятий детей

6) режима выявления и изоляции больных с инфекционными заболеваниями *

125. Санитарно-гигиенический режим в лечебном отделении включает:

1) личную гигиену больных и персонала *

2) лечебно-диагностические мероприятия

3) ежедневную текущую дезинфекцию *

4) режим уборки и проветривания палат и других помещений *

5) правила поведения персонала и больных в отделении *

126. При направлении ребенка в стационар необходимо знать, имел ли ребенок контакты с инфекционными больными дома или в школе (детском саду) за последние:

127. Если в приемном покое ставят диагноз инфекционного заболевания или имеется подозрение на инфекционное заболевание, то такого больного могут:

1) немедленно изолировать в бокс *

2) госпитализировать в данный стационар

3) направить в детскую инфекционную больницу *

128. После осмотра ребенка врач приемного отделения при необходимости назначает санитарную обработку, которая включает:

1) гигиеническую ванну, душ или обтирание

3) переодевание ребенка в чистое белье и одежду

129. Дезинсекция – это система мероприятий по уничтожению:

130. При крайне тяжелом состоянии больного, его направляют в реанимационное отделение, где в первую очередь ему проводят:

2) оказание необходимой помощи *

131. Клеенчатую подушку и клеенки на кушетке после каждого больного в приемном покое протирают:

2) теплым мыльным раствором

3) дезинфицирующим раствором (2% раствор хлорамина, 0,5% раствор хлорной извести) *

132. Клеенчатую подушку и клеенки на кушетке в приемном покое в конце смены моют:

133. Простыни на кушетке в приемном отделении следует менять:

134. В приемном отделении общую уборку помещений влажным способом с применением дезинфицирующих средств проводят не реже:

135. Первичный осмотр больного на педикулез проводится при его поступлении:

5) младшей медицинской сестрой

136. Педикулез передается:

1) при использовании белья и одежды больного *

2) при отдаленном контакте детей в палате

3) при непосредственном контакте детей в палате *

4) при использовании общих предметов гигиены *

137. Появлению педикулеза, так же как и чесотки, способствуют:

2) большая скученность людей

3) нарушение санитарно-гигиенических правил

4) плохая организация санитарно-просветительской работы

5) низкий уровень культуры отдельных лиц

138. Для обработки волосистой части головы при педикулезе можно использовать:

1) 20% водно-мыльную суспензию бензилбензоата *

2) 10% водную мыльно-керосиновую эмульсию *

3) 15% водный раствор керосина

139. Для обработки волосистой части головы при педикулезе можно использовать:

4) лосьоны «Чубчик» и «Ниттифор»

140. После обработки волосистой части головы лосьоном «Ниттифор», «Чубчик» мокрые волосы:

2) накрывают полиэтиленовой салфеткой *

141. Время экспозиции при обработке волосистой части головы лосьоном «Ниттифор» составляет:

142. После обработки волосистой части головы инсектицидным раствором голову следует вымыть горячей водой с:

143. После первой обработки волосистой части головы инсектицидным раствором при педикулезе процедуру проводят через:

144. Для удаления гнид волосы обрабатывают ватой, смоченной:

1) раствором хозяйственного мыла

2) 8% раствором столового уксуса *

4) раствором дегтярного мыла

145. Неудачи в лечении педикулеза могут быть связаны с:

1) нарушением техники аппликации

2) отсутствием проведения повторного курса

5) плохой обработкой белья, игрушек

6) резистентностью паразитов к препарату

146. В помещении, где осуществляли санитарную обработку от педикулеза, пол, скамьи и т.д. орошают:

3) теплым мыльным раствором

147. Гигиеническая ванна детям в лечебном отделении проводится 1 раз в:

148. Смена нательного белья у детей проводится по мере загрязнения, но не реже:

149. Смена постельного белья у детей проводится по мере загрязнения, но не реже:

150. Смена постельного белья у детей проводится:

2) младшей медицинской сестрой *

151. Проветривание палат проводят ежедневно не реже:

152. Для раннего выявления инфекционных болезней осмотр детей в лечебном отделении проводят:

источник

Раздел «Санитарно-противоэпидемический режим.

Профилактика и лечение педикулеза»

Укажите все правильные ответы

27. Дезинсекция – это система мероприятий по уничтожению

28. Первичный осмотр больного на педикулёз проводится при его поступлении

5) младшей медицинской сестрой

1) при использовании белья и одежды боль­ного

2) при отдалённом контакте детей в палате

3) при непосредственном контакте детей в палате

4) при использовании общих предметов гиги­ены

30. Для обработки волосистой части головы при педикулёзе можно использовать

1) 20% водно-мыльную суспензию бензилбен­зоата

2) 10% водную мыльно-керосиновую эмуль­сию

3) 15% водный раствор керосина

Укажите один правильный ответ

31. Время экспозиция при обработке волосистой части головы лосьоном «Ниттифор» со­ставляет

32. После обработки волосистой части го­ловы инсектицидным раствором голову следует вымыть горячей водой с:

33. После первой обработки волосистой ча­сти головы инсектицидным раствором при педикулёзе процедуру повторяют че­рез

34. Для удаления гнид волосы обрабатывают ватой, смоченной

1) раствором хозяйственного мыла

2) 8% раствором столового уксуса

3) 0,5 % раствором хлорамина

4) раствором дегтярного мыла

Раздел «Дезинфекция»

Укажите все правильные ответы

35. Санитарно-противоэпидемический ре­жим в стационарах детских больниц включает со­блюдение

1) санитарного режима отделений

2) лечебно-охранительного режима

3) личной гигиены персонала

4) личной гигиены больных детей

5) режима сна, прогулок, занятий детей

6) режима выявления и изоляции больных с инфек­ци­онными заболеваниями

36. Санитарно-гигиенический режим в лечеб­ном отделении включает

1) личную гигиену больных и персонала

2) лечебно-диагностические мероприятия

3) ежедневную текущую дезинфекцию

4) режим уборки и проветривания палат и дру­гих помещений

5) правила поведения персонала и боль­ных в отделении

Укажите один правильный ответ

37. Дезинфекция – это система мероприя­тий по уничтожению

2) возбудителей заболеваний (вирусов, ба­к­терий, грибов)

Укажите все правильные ответы

38. Различают следующие виды дезинфек­ции

39. Профилактическая дезинфекция отлича­ется от очаговой тем, что прово­дится

1) во всех отделениях больницы

3) постоянно, независимо от наличия ин­фек­ционных заболеваний

4) при возникновении инфекционных забо­ле­ваний

40. Текущая дезинфекция проводится

1) во всех отделениях больницы

3) для снижения инфицированности среды вокруг инфекционного больного

4) для предупреждения накопления возбу­ди­телей заболеваний

Укажите один правильный ответ

41. Заключительную дезинфекцию прово­дят для

1) предупреждения накопления возбудите­лей заболеваний

2) снижения инфицированности среды вок­руг инфекционного больного

3) полной ликвидации возбудителей забо­ле­ваний

Укажите все правильные ответы

42. Способы проведения дезинфекции де­лятся на

43. К механическим способам дезинфекции относятся

3) обработка водяным паром

5) удаление пыли и грязи влажной тряп­кой

6) замачивание белья и посуды в дезинфи­ци­рующих растворах

44. К физическим способам дезинфекции отно­сятся

1) замачивание белья и посуды в дезинфи­ци­рующих растворах

3) удаление пыли и грязи влажной тряп­кой

5) обработка водяным паром (автоклавиро­ва­ние)

45. К химическим способам дезинфекции отно­сятся

1) мытьё рук с туалетным мылом

2) мытьё рук с использованием дезинфи­ци­рующего раствора

4) обработка поверхностей влажной салфет­кой

5) обработка поверхностей влажной салфет­кой, смоченной дезинфицирующим рас­твором

46. К химическим средствам, использую­щимся для дезинфекции в детской боль­нице, отно­сятся растворы

1) гипохлорида Са (хлорная известь)

Укажите один правильный ответ

47. Профилактическую дезинфекцию и уборку в палатах, коридорах и других помещениях лечебного отделения про­водит

2) младшая медицинская сестра

Укажите все правильные ответы

48. Текущая ежедневная уборка в ле­чебных отде­лениях включает

1) мытьё оконных и дверных рам, стёкол

2) мытьё полов, предметов обстановки

3) наведение порядка в прикроватных тум­боч­ках, в шкафах на посту

5) проветривание, кварцевание палат, ко­ридо­ров

Укажите один правильный ответ

49. Генеральную уборку в лечебных отделе­ниях проводят

50. Предметы уборочного инвентаря (вёдра, салфетки, щётки и др.) используются

1) для уборки всех помещений лечебного от­деления

2) раздельно для уборки палат, процедур­ного кабинета, буфета и др. помещений

51. После использования уборочный мате­риал подвергают

1) стирке в растворе хозяйственного мыла

2) замачиванию в дезинфицирующем рас­творе на 30 минут

3) замачиванию в дезинфицирующем рас­творе на 60 минут

Перечислите правильный порядок номеров

52. Предметы ухода за больными, инстру­менты, моющиеся игрушки после ис­поль­зования

3) погружают в дезинфицирующий рас­твор, соблюдая время экспозиции

Укажите один правильный ответ

53. Полы в палатах, коридорах и других поме­щениях лечебного отделения

3) моют водой с добавлением дезинфици­ру­ющего раствора

54. Полы в палатах, коридорах и других поме­щениях лечебного отделения моют не реже

55. Панели в лечебных отделениях моют

56. Обработку поверхностей (стены, двери, столы, тумбочки, кровати и т.д.) в по­ме­щениях лечебных отделений прово­дят

2) тёплым мыльным раствором

3) однократным протиранием ветошью, смоченной де­зин­фицирующим раствором

4) двукратным протиранием ветошью, смоченной дезин­фи­цирующим раствором

57. Оконные рамы, двери, стёкла, верхние части стен в лечебных отделениях моют

58. Влажное протирание радиаторов и труб центрального отопления в лечебных пала­тах проводят

59. Проветривание палат проводят ежедневно не реже

Укажите все правильные ответы

60. Основным способом обеззараживания рук медицинского персонала отделений явля­ется их мытьё

Укажите один правильный ответ

61. Смена халатов, колпаков медицинского персонала проводится в неделю не реже

62. Для ежедневной уборки и профилактиче­ской дезинфекции поме­щений и предме­тов обста­новки в ле­чебных отделениях используют рабо­чий раствор аламинола

63. Для приготовления 10 л 1% раствора ала­минола в воду необходимо доба­вить кон­цент­рат аламинола в количест­ве

Младшими мед. сестрами

Педагогами-воспитателями

Шерстяные вещи

Кольца, бижутерию

Укажите один правильный ответ

Теплой кипяченой водой

Теплой водопроводной водой

Глаза промывают

Одним тампоном оба глаза

Протирают 1 раз в день

Не протирают

Укажите все правильные ответы

Кипячёной водой

Водой из-под крана

3) водой с температурой 22-24°С

4) водой с температурой 36-37°С

Ватным стерильным тампоном

Го полугодия жизни

Укажите все правильные ответы

Раз в неделю

Раза в неделю

Раза в неделю

Укажите все правильные ответы

186. При пеленании детей в детских учреждениях на ребенке I полугодия жизни должны быть одеты

Укажите один правильный ответ

187. Ползунки в одежде детей используют

188. Памперсы при пеленании детей используют с

Укажите все правильные ответы

189. Памперсы детям первых месяцев жизни следует менять

2) после мочеиспусканий через каждые 3 часа

3) после мочеиспусканий через каждые 6 часов

190. Правила кормления грудью матерью включают

1) соблюдение матерью правил гигиены

2) сцеживание нескольких первых капель молока и обработка ими соска

3) прикладывание ребенка к одной груди при одном кормлении

4) поочередное прикладывание ребенка к 2-м грудям при одном кормлении

Укажите все правильные ответы

Красивой, яркой

По возрасту и росту

Соответствовать возрасту

Быть только крупными

Быть только мелкими

Легко мыться

Массаж должен проводиться

Всем детям 1-го года жизни

С 1 – 1,5 месяцев

С 4 – 5 месяцев

После 6 месяцев

Укажите один правильный ответ

Ом году жизни

Ом году жизни

Ем году жизни

Индивидуальный подход

Систематичность

Физические упражнения

Солнечные лучи

Рациональное питание

Проводить закаливание можно

Только здоровому ребенку

Больным детям

В любое время года

Только в теплое время года

Укажите один правильный ответ

Водных процедур

Воздушных ванн

Солнечных процедур

После 1 года

Под прямыми лучами солнца

В утренние часы

В любое время дня

Не проводится

Органов пищеварения»

Укажите все правильные ответы

394. К симптомам, свидетельствующим о по­ражении органов пищеварения, отно­сятся

395. К диспепсическим симптомам относятся

5) повышение температуры тела

396. Помощь при рвоте ослабленному боль­ному в лежачем положении включает

3) положение головы выше туловища

4) положение головы ниже туловища

397. После рвоты тяжелобольному ребенку следует

1) прополоскать рот холодной водой

2) протереть полость рта сухой салфеткой

3) дать выпить несколько глотков горячего чая

4) дать выпить несколько глотков холод­ной воды

Укажите один правильный ответ

398. Запор – это задержка стула в течение

Укажите все правильные ответы

399. Назовите ошибки в действиях медсе­стры при жалобах ребенка на боли в животе

1) уложить ребенка в постель

2) приложить к животу грелку

4) дать обезболивающий препарат

5) поставить очистительную клизму

400. Нормальный стул ребенка старше од­ного года должен быть

401. К симптомам острой кишечной инфек­ции относятся

402. К симптомам обезвоживания относятся

3) учащение мочеиспусканий

5) сухость кожи и слизистых

403. При острой кишечной инфекции стул

6) может иметь примесь зелени, слизи, крови

404. В раствор для пероральной регидрата­ции входят

Укажите один правильный ответ

405. При проведении пероральной регидрата­ции ребенку глюкозо-солевой раствор следует выпаивать

1) по 100-200 мл каждый час

2) по 5-10 мл каждые 10-15 минут

Органов пищеварения»

Укажите все правильные ответы

465. При подготовке к рентгенологическому исследованию желудочно-кишечного тракта в день исследования ребенка

5) ставят очистительную клизму перед ис­следованием

6) ставят очистительную клизму не позд­нее, чем за 2 часа до исследования

Укажите один правильный ответ

466. Для проведения ирригоскопии контраст­ное вещество вводится через

Укажите все правильные ответы

467. При подготовке к эзофагогастро­дуоденоскопии в день исследования ребенка

468. При подготовке к колонофиброскопии

1) ребенка не кормят ужином и завтраком

2) ребенка не кормят только завтраком

3) очистительную клизму ставят только ут­ром

4) очистительную клизму ставят дважды (вечером и утром)

469. При подготовке ребенка к ультразвуко­вому исследованию органов брюшной полости

1) за 2 дня до исследования назначают аб­сорбенты

2) в день исследования ставят очиститель­ную клизму

3) вечером дважды ставят очистительную клизму

470. При подготовке детей к инструменталь­ным методам исследований органов брюшной полости и желудочно-кишеч­ного тракта с целью уменьшения метео­ризма за 2-3 дня до исследования из ди­еты исключают

«Особенности питания детей при заболевании

Органов пищеварения»

Укажите все правильные ответы

471. При язвенной болезни и обострении гаст­родуоденита назначается диета

2) механически и химически щадящая

3) с приемом пищи 3-4 раза в день

4) с приемом пищи 4-6 раз в день

472. Диеты №№ 1, 1а, 1б отличаются

1) по способам кулинарной обработки пищи

3) по перечню рекомендуемых и запрещен­ных блюд

473. В диете при язвенной болезни и обостре­нии гастродуоденита запреща­ются

474. При острых и обострении хронических энтероколитов назначается диета

2) механически и химически щадящая

3) с учащением приемов пищи

4) с урежением приемов пищи

5) с уменьшением количества принимае­мой жидкости

6) с увеличением количества принимае­мой жидкости

475. При энтероколитах из диеты исключа­ются

Укажите один правильный ответ

476. Детям с атоническими запорами исклю­чают из диеты

1) легкоусвояемые продукты (сметана, каши и т. д.)

2) продукты, содержащие большое количе­ство растительной клетчатки (ка­пуста, свекла, чернослив, хлеб из муки грубого помола)

477. Детям со спастическими запорами исклю­чают из диеты

1) легкоусвояемые продукты (сметана, каши и т. д.)

2) продукты, содержащие большое количе­ство растительной клетчатки (ка­пуста, свекла, чернослив, хлеб из муки грубого помола)

Укажите все правильные ответы

478. При заболеваниях печени и желчевыво­дящих путей из диеты исключаются

2) овощи и зелень в сыром виде

3) овощи и зелень в отварном виде

Методам исследования»

Укажите все правильные ответы

518. При подготовке ребенка к ультразвуковому исследованию (УЗИ) мочевой системы медицинская сестра должна

1) не кормить ребенка в день исследования

2) не поить ребенка в день исследования

3) напоить ребенка перед исследованием до появления позыва к мочеиспусканию

4) поставить очистительную клизму в день исследования

5) поставить очистительную клизму накануне исследования вечером

6) очистительную клизму проводить по показаниям

519. При подготовке ребенка к внутривенной урографии медицинская сестра должна

1) не кормить ребенка в день исследования до процедуры

2) не поить ребенка в день исследования до процедуры

3) напоить ребенка до появления позыва к мочеиспусканию перед исследованием

4) поставить очистительную клизму утром за 2 часа до исследования

5) поставить очистительную клизму накануне исследования вечером

Укажите один правильный ответ

520. При подготовке ребенка к цистографии медицинская сестра должна

1) не кормить ребенка в день исследования до процедуры

2) не поить ребенка в день исследования до процедуры

3) напоить ребенка до появления позыва к мочеиспусканию перед исследованием

4) поставить очистительную клизму утром за 2 часа до исследования

5) поставить очистительную клизму накануне исследования вечером

521. Особенностью водно-питьевого режима перед проведением ультразвукового исследования (УЗИ) мочевой системы является

1) полное ограничение приема жидкости

2) прием жидкости не следует ограничивать

3) обязательный приём жидкости до появления позыва к мочеиспусканию

522. Особенностью водно-питьевого режима перед проведением внутривенной урографии является

1) полное ограничение приема жидкости

2) прием жидкости не следует ограничивать

3) обязательный прием жидкости до появления позыва к мочеиспусканию

Раздел «Устройство детской больницы»

Укажите один правильный ответ

1. Детская больница – лечебно-диагностиче­ское учреждение для детей в возрасте

Укажите все правильные ответы

2. К детским лечебно-профилактическим учре­ждениям относятся

3. В число основных подразделений в со­ставе каждой детской больницы входят

3) стационар (лечебные отделения)

4) лечебно-диагностические отделения, ка­би­неты, лаборатории

4. В число основных помещений приём­ного отделения входят

5) реанимационное отделение

5. Задачами приёмного отделения явля­ются

1) приём и регистрация больного

2) консультативный амбулаторный приём боль­ных

3) направление больных в лечебные отделе­ния больницы;

4) санитарная обработка больных

5) наблюдение за больными, выписан­ными из больницы

6) предупреждение заноса инфекционных забо­леваний

6. В обязанности медицинской сестры при­ём­ного покоя входит

1) заполнение паспортной части истории бо­лезни

2) заполнение листа анамнеза

3) измерение температуры тела

4) назначение необходимой лечебной помощи боль­ному

Укажите один правильный ответ

7. Санитарную обработку больного в приёмном по­кое младшая медсестра проводит

2) по назначению медицинской сестры

8. Санитарная обработка тяжелобольного ре­бёнка в приёмном покое

9. Больные в приёмном покое не должны за­держиваться более

10. Вид транспортировки больного выби­рает

1) младшая медицинская сестра

11. Дети в удовлетворительном состоянии тран­спортируются в лечебное отделе­ние

3) идут самостоятельно в сопровождении ме­дицинского работника

12. Тяжелобольных детей транспортируют

13. Детей раннего возраста транспортируют

14. Детям в крайне тяжёлом состоянии неот­ло­жную помощь оказывают

2) в реанимационном отделении

3) в лечебном отделении больницы

Укажите один правильный ответ

15. Первым этапом при приёме больного ребёнка является:

4) транспортировка в лечебное отделение

5) необходимая лечебная помощь

Укажите все правильные ответы

16. В целях предупреждения заноса инфекци­онных заболеваний в стацио­нар детской больницы в приёмном по­кое необходимо обеспечить

1) сведения о контакте ребёнка с инфекци­он­ными больными

2) наличие приёмно-смотровых боксов

4) тщательный осмотр кожи и зева ре­бёнка

5) соблюдение санитарно-гигиенического ре­жима

6) исключение встречных потоков больных

17. Сотрудник справочной (информацион­ной) службы при приёмном покое может сооб­щить родителям по телефону

1) тяжесть состояния ребёнка

18. К организационным принципам работы ста­ционара детской больницы относят

1) создание лечебно-охранительного ре­жима

2) создание санитарно-противоэпидемичес­ко­го режима

3) организация неотложной помощи на дому

4) лечебно-диагностические мероприятия

5) учебно-воспитательная работа с детьми

19. В число элементов распорядка дня де­тей, находящихся в лечебном отделении боль­ницы, входят

1) лечебно-диагностические процедуры

5) режим сна, отдыха, прогулок

6) общественно-полезный труд

20. В лечебном отделении выделяют следую­щие типы боксов

21. Палата лечебного отделения должна иметь

1) выход во внутренний коридор

3) централизованную подачу кислорода

22. Полный (мельцеровский) бокс отлича­ется от палаты

1) наличием выхода во внутренний кори­дор

2) наличием выхода на улицу

3) наличием санитарного блока

5) отсутствием шлюза для персонала

Укажите один правильный ответ

23. Неполный бокс (полубокс) отличается от полного бокса

1) наличием выхода во внутренний кори­дор

2) наличием выхода на улицу

3) отсутствием выхода во внутренний кори­дор

4) отсутствием выхода на улицу

5) отсутствием окна для подачи пищи

Укажите все правильные ответы

24. Распределение детей дошкольного и школь­ного возраста с неинфекцион­ными заболе­ваниями в лечебных пала­тах осу­ще­ствля­ется по

25. Распределение детей раннего возраста с неинфекционными заболеваниями в ле­чеб­ных палатах осуществляется по

4) наличию свободных мест в палате

26. Распределение детей с инфекционными за­болеваниями в палатах или боксах осу­ще­ствляется по

3) однородности и срокам заболевания и по­сту­пления

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

Осмотр волосистой части головы при выявлении педикулеза — алгоритм и срок повторного осмотра у пациентов больниц, детей в школе и детском саду

Педикулез является одной из наиболее опасных паразитарных инвазий — вши переносят патогенные микроорганизмы, приводящие к тяжелым инфекционным заболеваниям. К таким болезням относят туберкулез, чуму, волынскую лихорадку, тиф и туляремию. Эти патологии представляют угрозу как для детей, так и для взрослых. Ежегодно в России фиксируют 300 000 заражений в медицинских учреждениях. Количество больных увеличивается на 25% поздней весной и летом. Чтобы остановить быстрое распространение вшей, проводят регулярные осмотры на педикулез.

Головная вошь заражает здорового человека при любом контакте с больным. В большинстве случаев передача паразита происходит при соприкосновении волос или одежды. Более редко встречается заражение через одежду и предметы личной гигиены: полотенца, расчески, щетки, постельное белье. Это обусловлено расположением колоний насекомых на волосистой части головы, особенно в области затылка и висков.

Если паразиты быстро размножаются, то волосы начинают склеиваться от гнойного экссудата и серозной жидкости. Последние выходят из язвочек, появляющихся на месте вшиного уксуса. Некоторые особи могут поселиться на ресницах и бровях, на коже за ушными раковинами, шее.

При заражении педикулезном наблюдается следующая клиническая картина:

  • на коже головы и волосах присутствуют гниды (яйца), нимфы и взрослые вши;
  • во время укуса паразиты впрыскивают в рану специальный фермент, не позволяющий крови сворачиваться и вызывающий аллергическую реакцию;
  • паразитарная инвазия сопровождается сильным зудом;
  • происходит раздражение кожных покровов, появление гематом, кровяных корочек, развитие язв;
  • во время расчесывания раны могут загноиться, что приводит к появлению пиодермии, региональному лимфадениту;
  • на местах укусов появляется папуллезная сыпь, эритемы, розеолы;
  • при длительном течение педикулеза наблюдается развитие дерматита, шелушение и уплотнение кожных покровов.

При появлении данных признаков необходимо обратиться в медицинское учреждение для предупреждения или лечения педикулеза. Подтвердить диагноз может терапевт, инфекционист, дерматолог, фельдшер. Ребенка необходимо отвести к педиатру.

Обязательный осмотр проводится у следующих пациентов:

  • сироты или дети, оставшиеся без попечения опекунов или биологических родителей;
  • проживающие в интернатах, детских домах;
  • учащиеся в учебном учреждении: школы, детские сады, колледжи;
  • люди, посещающие оздоровительные центры, санатории или пансионаты;
  • заключенные в тюрьмах или следственных изоляторах;
  • больные, проходящие стационарную терапию, госпитализированные пациенты;
  • медицинские сотрудники.

При обнаружении педикулеза человека изолируют до полного выздоровления. Больному регулярно проводят санитарную обработку препаратами для уничтожения всех вшей и гнид.

Осмотр на наличие вшей проводится в приемной стационара, поликлинике на фельдшерской станции. Алгоритм проведения проверки на педикулез зафиксирован в документе «Протокол ведения пациентов». Такой последовательности действий должны придерживаться все медицинские сотрудники:

  1. Врач или медсестра надевают специальный халат и перчатки.
  2. Волосы пациента расплетают и тщательно расчесывают.
  3. Обследование начинают с висков и затылка, где вероятность обнаружения колоний паразитов крайне высокая. Специалист осматривает корни волос и кожу головы на наличие яиц и взрослых насекомых с помощью лупы и специального гребня с частыми зубьями.
  4. При отсутствии признаков паразитарной инвазии на голове проводят проверку интимных частей тела для выявления лобковых вшей. Последние обитают в области подмышечных впадин, промежности.
  5. Для выявления платяного педикулеза проводят проверку одежды и постельного белья. Особое внимание уделяется швам, где паразиты откладывают яйца.

После осмотра каждого пациента перчатки утилизируются, гребень и лупа проходят дезинфекцию медицинским спиртом.

Если у больного обнаружили вшей, его изолируют от других людей. После этого врач должен заполнить форму №058/у и сообщить о вспышке педикулеза. Акты проверки составляют только в медучреждениях. В школах не проводят регистрацию осмотра на наличие вшей. В учебных заведениях медсестра регистрирует проверку в специальный журнал. В нем фиксируется количество проверенных детей и их ФИО, дата осмотра, число зараженных, номер класса. При обнаружении вшей ребенка не допускают к занятиям до полного выздоровления.

Санитарную обработку проводят в условиях стационара. Пациента необходимо подготовить к процедуре:

  1. Объяснить больному суть методики и получить его согласие на проведение дезинсекции.
  2. Врач или медсестра надевают халат, фартук, перчатки. На пол стелят клеенку, поверх ставится стул или кушетка для расположения больного.
  3. На пациента надевают специальный фартук, плечи накрывают гидрофобной пелериной. Для защиты глаз используется стерильное полотенце, которое предупреждает попадания на роговицу и слизистые оболочки противопедикулезного средства.
  4. Подготавливают остальные инструменты и препараты.

При несоблюдении данных рекомендаций в ходе обработки можно допустить риск распространения педикулеза внутри больницы. Кроме того, химические средства могут нанести вред пациенту.

После этапа подготовки приступают к проведению дезинсекции на волосистой части головы. Устранение паразитарной инвазии проходит по следующему алгоритму:

  1. Волосы пациента смачивают в теплой воде, температура которой не превышает +37°C, и разделяют на отдельные пряди.
  2. Каждую часть волос равномерно обрабатывают приготовленным препаратом против вшей, поверх надевают специальную шапочку для утепления головы и ожидают определенное время. Период достижения терапевтического действия каждого средства различается.
  3. После этого волосы тщательно промывают водой с шампунем, затем смачивают в уксусе. На голову пациента снова надевают стерильную шапочку и ожидают 15 минут. По прошествии необходимого времени ополаскивают волосы.
  4. Проводят вычесывание из каждой пряди мертвых вшей, личинок и яиц гребнем, на которой фиксируется кусок ваты. Последняя пропитана уксусом.
  5. При необходимости снова ополаскивают волосы пациента. Просушивают и осматривают волосистую часть головы.

В качестве окончательной процедуры проводят дезинсекцию одежды и нательного белья пациента с помощью стирки в горячей воде и химических препаратов. Повторный осмотр осуществляют через неделю после обработки. По прошествии 2 недель с момента дезинсекции рекомендуется пройти процедуру заново для закрепления полученного результата.

Для проведения санитарной обработки против педикулеза необходимо подготовить препараты против вшей и гнид, средства индивидуальной защиты и инструменты:

  • мешок или сумка, предназначенные для хранения одежды и предметов личной гигиены больного с последующей транспортировкой на дезинфекцию;
  • ножницы, бритва и лоток для волос, необходимые для проведения стрижки;
  • гребень с частыми длинными зубьями;
  • клеенки для пола, стула и защиты тела пациента;
  • одноразовые перчатки, халат;
  • 2-3 полиэтиленовые шапочки;
  • косынка, резинка для сбора длинных волос в пучок;
  • медицинский спирт;
  • ватные тампоны;
  • столовый уксус;
  • шампунь;
  • теплая вода;
  • препарат для выведения вшей с прилагаемой инструкцией, назначенный лечащим врачом;
  • средства для обработки постельного белья и одежды пациента.

В некоторых случаях, когда колонии паразитов остаются небольшими, осмотр при подозрении на наличие вшей проводят под лампой Вуда или лампой черного света. Она излучает мягкий длинноволновой ультрафиолетовый свет, под которым можно обнаружить яйца насекомых и взрослых особей. Под лампой Вуда паразиты светятся жемчужно-белым цветом.

Повторный осмотр на наличие вшей проводят через 2 недели после проведения санитарной обработки в стационарных условиях. За этот период из уцелевших яиц должны вылупиться нимфы первой стадии. Они отличаются хрупким экзоскелетом, поэтому их уничтожить легче по сравнению с взрослыми особями.

В каждом учебном учреждении медицинские работники обязаны регулярно осматривать детей на наличие вшей. В то же время плановые проверки не всегда могут зафиксировать вспышку паразитарной инвазии, поэтому проверять ребенка необходимо родителям в домашних условиях. Это рекомендуется делать каждые 1-2 недели желательно в дневное время суток.

При необходимости можно воспользоваться лупой для более эффективного осмотра. Тщательную проверку педикулеза осуществляют в поликлиниках, фельдшерско-акушерском пункте, больницах.

Внеплановые осмотры коллектива или группы тесно взаимодействующих людей проводят при обнаружении пациента с паразитарной инфекцией. Периодичность плановой проверки зависит от учреждения.

Наименование учреждения Частота проведения проверки
Детский сад, приюты и интернаты ● при поступлении нового ученика проверяют на наличие вшей;

● после длительного отсутствия ребенка в течение 7 и более дней;

● детям до 6 лет проводят осмотр каждый месяц.

Школа Головы детей осматривают в школе после каникул, особенно в весенний и осенний период. Плановые проверки осуществляют каждые 3 месяца. Новых учеников допускают к занятиям после предъявления справки или санитарной книжки. При обнаружении вшей у одного из школьников проводится внеплановая проверка всех учащихся. Больницы, поликлиники, стационары ● при поступлении;

● каждую неделю, в инфекционном отделении осмотр могут проводить чаще;

● после выходных или праздников при возвращении в стационар;

● в рамках внепланового осмотра при обнаружении педикулеза у одного из больных.

Оздоровительные санатории Часто людей осматривают только при приезде или в случае самостоятельного обращения. Тюрьмы, изоляторы Во время медицинского осмотра заключенных, каждые 30 дней.
Читайте также:  Педикулез как разбавить уксус

источник