Меню Рубрики

Осмотр пациента на педикулез в приемном отделении

В зависимости от вида вшей различают головной, платяной и лобковый педикулез. Как и все болезни заболевание нуждается в лечении. Ведь паразиты доставляют сильный дискомфорт, появление зуда, который провоцирует расчесывание пораженных мест, что в свою очередь приводит к занесению инфекций в ранки. Преимущественно курс процедур выполняют в амбулаторных, то есть домашних условиях. Однако нередко случаются ситуации, когда вши обнаруживаются на первичном осмотре при госпитализации человека в больницу. Как проводят осмотр на педикулез пациентов в стационаре, кто занимается лечением, расскажет эта статья.

При поступлении на лечение в стационаре проводится предварительное обследование на предмет обнаружения вшей. Происходит это на санпропускнике в клинике. Осмотр на педикулез в отделении проводится медицинскими сотрудниками. Медсестра должна с помощью лупы, специального гребня осмотреть затылочную, височную часть головы. В том случае, когда взрослые вши и гниды были обнаружены, осмотру подвергаются одежда пациента. С особенной тщательностью проверяются вещи, если на теле были выявлены укусы платяных вшей.

Каждый зафиксированный случай заносится в журнал, на карточке пациента делается соответствующая отметка. В зависимости от состояния больного разрабатывается план лечебных мероприятий и оказывается первая помощь.

Лечение педикулеза в стационаре детей, возраст которых не достиг 5 лет, беременных женщин обсуждается непосредственно с лечащим врачом.

При обнаружении головных вшей у пациента медицинский работник оповещает родственников больного, а также уведомляет дошкольное, либо учебное заведение, если педикулез был выявлен у ребенка. В таком случае в классах, группах проводят внеплановый осмотр, который должен организовать медицинский персонал данного учреждения.

Пациент подписывает документ, в котором он дает свое согласие на проведение обработки в стационарном отделении. В зависимости от финансового состояния клиники, наличия или отсутствия страхового сертификата у пациента препараты от вшей берутся либо в фонде заведения, либо приобретаются самостоятельно.

Процедура выполняется в хорошо проветриваемом изолированном помещении. Медсестра объясняет пациенту все нюансы предстоящего мероприятия и подготавливает необходимый инвентарь:

  • ножницы;
  • емкость для обеззараживания волос;
  • резиновые перчатки;
  • клеенчатая пелерина;
  • полиэтиленовая шапочка;
  • гребень с мелким шагом;
  • педикулицидное средство;
  • пакеты;
  • ватные тампоны;
  • уксус 9%;
  • спирт.

Противопедикулезная обработка

Алгоритм обработки следующий:

  1. Пациент усаживают на кушетку. Вокруг волосяной части головы повязывают трикотажный жгут. На плечи надевают клеенчатую пелерину.
  2. Человек, проводящий обработку, надевает дополнительный халат, косынку, резиновые перчатки.
  3. Равномерно наносят антипаразитарный раствор на пряди, избегая попадания средства на лицо, слизистые. Легкими массажными движениями втирают средство в кожу головы.
  4. Надевают пациенту шапочку или косынку.
  5. Выдерживают экспозицию от 20 до 40 минут, в зависимости от используемого средства и рекомендаций, указанных в инструкции.
  6. Промыть волосы теплой водой.
  7. Ополоснуть уксусным раствором.
  8. Подстелить светлую бумагу и вычесать мертвых насекомых и гнид.
  9. Выполнить проверку на предмет оставшихся вшей.

По завершении процедуры белье, одежда пациента упаковываются в мешок. Во второй пакет складывают халат, косынку. Упакованные вещи отправляются в дезинфицирующую камеру. Бумагу, над которой проводилось вычесывание вшей, сжигают. В помещении осуществляют дезинфицирующие работы. Если позволяет состояние больного, его подвергают гигиеническим процедурам.

Повторный осмотр на педикулез проводится по истечении 7 дней. В случае необходимости процедуру следует повторить. Если же пациента выписывают раньше указанного срока, дальнейшие осмотры проводятся в поликлинике. Предварительно больному дают рекомендации по профилактике педикулеза, которые помогут предотвратить появление вшей в дальнейшем.

Частота осмотра пациента предопределяется видом педикулеза и степенью зараженности, но не реже одного раза в десять дней.

При обнаружении платяных вшей, личинок, яиц проводится комплекс мероприятий, направленных на уничтожение насекомых как на теле человека, так и на его вещах:

  • больного подвергают гигиенической процедуре с использованием моющего средства и мочалки;
  • постельные принадлежности, одежду кипятят в растворе кальцинированной соды или обрабатывают дезинфицирующими растворами карбофоса, дустом неопина, особенное внимание уделяется складкам, швам, карманам, где любят обитать паразиты;
  • обработанные вещи проглаживаются с двух сторон горячей подошвой утюга.

Профилактика в инфекционном стационаре сводится к своевременному выявлению вшей у поступающих больных. Зараженного пациента определяют в изолированную палату, в которой он находится, пока не будет осуществлено лечение педикулеза. В случаях возникновения массовых очагов заражения вводят карантинный режим.

источник

Несмотря на то что вшивость традиционно связывается в нашем сознании с нищетой и беспризорностью, это заболевание очень заразно и поражает всех подряд, в том числе и детей из благополучных семей и чистых, ухоженных взрослых.

Именно поэтому регулярный осмотр на педикулез поможет исключить инфицирование других членов семьи и рано обнаружить заражение. Тогда с ним намного легче справиться.

Так как заражение вшами — это вид контактного инфицирования, то для предотвращения дальнейшего распространения необходимо своевременное обнаружение источника.

Согласно приказу СанПиН, проверка на педикулез бывает следующих видов:

  1. Плановая, которая выполняется с определенной частотой.
  2. Внеплановая, срок которой не устанавливается заранее. Она выполняется, если в коллективе обнаруживается зараженный вшами или гнидами человек.

Проверяются следующие категории людей:

  • больные, находящиеся на стационарном лечении — один раз в 7 суток, а также при поступлении;
  • дети и взрослый персонал детских садов, домов и интернатов — ежемесячно;
  • в школах проверка проводится раз в квартал (после завершения каждых каникул);
  • в учреждениях социального обеспечения — 2 раза в месяц;
  • остальные категории работников — при прохождении плановых медосмотров.

Проверить состояние человека может терапевт, семейный доктор, медсестра, дерматолог или фельдшер в сельском врачебном пункте.

Сложность в выявлении педикулеза состоит в том, что он проявляется в трех формах, связанных с различными видами вшей:

  1. Головные вши селятся на волосистой части головы, в основном на затылке, шее, в области за ушными раковинами. Такой форме заболевания больше подвержены маленькие дети, их родители и взрослые, постоянно контактирующие с малышами (преподаватели, воспитатели, медперсонал).
  2. Платяная вошь откладывает гниды (яйца) в основном в швы одежды, поэтому осмотр на педикулез в стационаре обязательно должен включать в себя проверку состояния одежды и постели больного. На теле такие вши постоянно не находятся.
  3. Лобковая вошь поражает волосяной покров половых органов, но паразиты могут расползаться по всем частям тела, покрытым волосами. Они могут обнаруживаться в волосах на теле, в подмышках, на бровях и даже в ресницах.

Вши не прыгают как блохи, а заражают человека при контакте или пользовании чужими вещами.

Проводить такую проверку можно хоть каждый день, особенно если есть подозрение на возможность заражения или имелся контакт с подобными больными.

Проверка очень простая и состоит в рассмотрении волос и одежды под ярким светом и желательно с использованием увеличительного стекла. Самостоятельно проделать это сложно, поэтому лучше привлечь помощника.

Проще всего обнаружить гнид, так как они прочно крепятся у основания волос. Вши прячутся в волосах, поэтому могут быть не обнаружены, особенно при наличии очень густых и темных прядей.

Для работы поверхность застилают белой бумагой или тканью, волосы расчесывают частым гребнем и проверяют то, что может из них высыпаться. Нелишним будет проверить все покрытые волосами части тела, а также швы одежды и белья.

Алгоритм осмотра на педикулез включает в себя следующие действия:

  1. Осмотр кожи головы. Волосы нужно распустить и расчесать. Рассматриваются они с лупой под очень ярким светом, особенно тщательно осматриваются корни волос, где прикрепляются гниды, а также проверяется наличие папул — следов укусов паразитов. Начинают обследование с затылка и области за ушами.
  2. Осмотр кожных покровов на теле. Если у пациента есть платяные или лобковые вши, их следы можно обнаружить в виде укусов и расчесов, а также гнид, прицепившихся к волоскам.

Обследование проводится в перчатках, которые затем выбрасываются, при помощи гребня или расчески с частыми и длинными зубцами. Пол предварительно застилают тканью или клеенкой. Расческу после работы стерилизуют спиртом.

Алгоритм проведения осмотра пациента на педикулез позволяет быстро и точно поставить нужный диагноз и воспрепятствовать распространению паразитарной инфекции. Манипуляция может проводиться в дошкольных учреждениях, лагере, детском саду, школе.

При обнаружении заражения у ребенка школе акт не составляется, но ведется специальный журнал. Детей освобождают от занятий и лечат дома, но при необходимости можно обратиться в поликлинику. Им выдается справка о вынужденном пропуске уроков.

Если вши выявляются в больнице, зараженного изолируют, его одежду и постельное белье, а также вещи, бывшие на персонале в момент обследования, подвергают тепловой обработке и дезинфекции. Самого пациента подвергают лечению по существующей методике:

  1. Кушетку накрывают простыней или пленкой.
  2. На плечи пациенту набрасывают пелерину, лицо защищают валиком вокруг головы.
  3. Волосы расчесывают, и прядь за прядью обрабатывают выбранным средством от паразитов.
  4. Накрывают голову полиэтиленовой шапочкой и выдерживают нужное время.
  5. Промывают теплой водой с шампунем, полощут с раствором столового уксуса.
  6. Опять надевают полиэтиленовую шапочку и держат еще 20 минут.
  7. Выполаскивают уксус и заворачивают волосы в полотенце.
  8. Гнид и вшей вычесывают частым гребнем.
  9. Все использованные инструменты и материалы обеззараживают.
  10. Повторный осмотр пациентов с педикулезом после обработки позволяет исключить рецидив заражения.

К обработке химическими средствами не допускают беременных, кормящих матерей, детей до трехлетнего возраста, тяжелобольных, лиц с серьезными повреждениями кожного покрова. Процедура проводится только с согласия пациента или после получения разрешения родителей несовершеннолетнего. При обнаружении вшей у детей или взрослых нужно следить за состоянием остальных членов семьи.

Повторный осмотр на педикулез проводится через 7 суток после выполнения санитарной обработки от вшей и гнид. С его помощью удается обнаружить насекомых или же убедиться в полном успехе предыдущей обработки. В случае неудачи, возможно, потребуется применение другого, более эффективного средства.

Повторный осмотр проводится точно так же, как и первый.

От заражения вшами не гарантирован никто, но раннее обнаружение и ответственное отношение позволит не дать распространиться паразитам и защитит семью и близких от этой неприятности.

Не нужно опасаться осуждения и медицинских работников, они выполняют свой долг, помогая людям оставаться здоровыми.

Стыдно может быть не заразиться, а отказаться от правильного и быстрого лечения. Нужно помнить, что доморощенные средства не всегда эффективны против вшей или гнид.

источник

Цель:профилактика в стационаре.

Показания:поступление пациента в стационар.

Противопоказания для проведения дезинсекции:ал­лергия на овоцидные средства, заболевания кожи, дети до 5 лет.

Оснащение:противопедикулезный набор: овоцидные пре­параты: 0,15%-ный раствор Карбофоса или 0,25%-ный раствор Дикрезила или мыльно-керосиновая эмульсия (450 мл жидкого мыла на 350 мл Керосина и 200 мл дистиллированной воды), лосьоны «Ниттифор», «Лонцид», средство «Медифокс»; рас­творы уксусной кислоты 6%, 15%; простыня; косынки (проре­зиненная и из х/б ткани 2-3 шт.); клеенчатая пелерина, клеен­чатый и х/б мешок для личных вещей пациента: с двумя карма­нами — для головного убора и обуви; ватные тампоны, частый гребень (металлический). Корнцанг, клеенка, кувшин с водой температурой 37-38°С, оцинкованное ведро, таз, лоток; спецо­дежда медицинской сестры: халат, косынка, маска, резиновые перчатки, клеенчатый фартук; экстренное извещение.

Последовательность действий

1. Осмотреть волосистые части тела пациента:

для выявления головного педикулеза — височную и затылочную области, брови, ресницы;

для выявления лобкового педикулеза — область лобка, подмышечные впадины;

для выявления платяного педикулеза — внутренние швы и складки белья.

2. При выявлении головного педикулеза изолировать па­циента в санпропускник.

3. Надеть медицинской сестре спецодежду.

4. Отлить в лоток приготовленное овоцидное средство.

5. Постелить на кушетку клеенку, обработать ее одним из овоцидных средств, усадить на нее пациента.

6. Обработать салфеткой, смоченной овоцидным средс­твом, внутреннюю поверхность клеенчатого мешка.

7. Раздеть пациента, поместить одежду пациента в мешок из х/б ткани, а затем в клеенчатый, прикрыть обнаженное тело простыней, накрыть клеенчатой пелериной плечи.

8. Поставить таз перед пациентом.

9. Наложить жгут из х/б ткани (косынки) на лоб пациента.

10. С помощью корнцанга взять ватный тампон, смочить в лотке с овоцидным средством, слегка отжать.

11. Обработать смоченным тампоном последовательно всю поверхность головы у корней волос, распределяя воло­сы гребешком на пряди.

12. Положить гребешок и ватные тампоны в лоток для от­работанного материала.

13. Покрыть волосы клеенчатой косынкой, затем косынкой из х/б ткани, герметично завязать, оставить на 20 мин.

14. Снять косынки, поместить их в прорезиненный мешок.

15. Промыть волосы, поливая теплой водой из кувшина над тазом.

16. Ополоснуть волосы 6%-ным раствором столового уксу­са, экспозиция 30 секунд.

17. Высушить волосы полотенцем и прочесать частым греб­нем до полного вычесывания вшей и гнид.

I8. Отправить пациента на общую санитарно-гигиеничес­кую обработку.

19. Погрузить предметы ухода, используемые при обработ­ке, в овоцидное средство на 30 мин.

20. Обработать помещение тем же раствором, используя распылитель.

21. Снять спецодежду медицинской сестры и поместить во второй прорезиненный мешок.

22. Обработать горловины мешков тампоном с овоцидным средством и отправить в дезкамеру.

23. Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирую­щим раствором, вымыть руки.

24. Сделать отметку о выявлении педикулеза и проведении дезинсекции на титульном листе истории болезни боль­ного: поставить дату проведения обработки и подпись медицинской сестры.

25. Заполнить экстренное извещение и в течение 2-х часов отправить в центр санитарно-эпидемиологического надзора (ЦСЭН) по месту выявления педикулеза.

26. Внести сведения о выявлении педикулеза в «журнал уче­та инфекционных заболеваний».

1) при обильной завшивленности рекомендуется волосы пациенту остричь и сжечь их в оцинкованном ведре;

2) детей до 5 лет обра­батывают инсектицидными препаратами, не имеющи­ми противопоказаний;

3) пациент, санированный в приемном отделении по педи­кулезу, при поступлении в лечебное отделение осматри­вается повторно;

4) все пациенты, находящиеся на лечении, осматриваются на педикулез каждые 7 дней, при необходимости обра­ботку педикулеза повторяют.

Стационар больницы состоит из лечебных отделений.

Лечеб­ные отделения могут быть:

· терапевтические (пациенты с патологией сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и т.д.);

· хирургические (травмы конечностей, операции на органах брюшной полости, сотрясение головного мозга).

Такое разделение чаще всего имеет место в районных, участко­вых больницах.

б) специализированные — отделения, предназначенные для ле­чения пациентов с патологией одной системы (кардиологическое, пульмонологическое, травматологическое, нейрохирургическое и т.д.).

Функции лечебного отделения

1. Оказание экстренной медицинской помощи.

2. Диагностика заболевания.

3. Проведение лечения, которое невозможно в домашних или амбулаторных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Осмотр на педикулез отметка

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10191 — | 7222 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Цель: профилактика внутрибольничной инфекции

Оснащение: перчатки, расчёска, лупа, дезинфицирующий раствор.

1. Посадить пациента на кушетку, надеть перчатки.

2. Если волосы длинные, распустить их.

3. При помощи расчески и лупы осмотреть голову пациента, перебирая пряди волос; особое внимание обратить на затылочную и теменную области и за ушами.

4. Попросить пациента раздеться. Осмотреть нательное бельё.

5. Внимательно осмотреть другие волосистые части тела (подмышечные впадины, лобковую область).

6. При обнаружении вшей заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании» (ф№058/у).

7. Погрузить расчёску в дезинфицирующий раствор на 1 час.

Обработка при педикулёзе.

Цель: профилактика внутрибольничной инфекции

Показания: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы

Противопоказания: крайне тяжёлое состояние пациента

1) Укладка защитной одежды в биксе – медицинский халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки

2) Один из дезинсектицидных растворов: лосьон «Антибит», «Ниттифор»; 20% эмульсия бензил-бензоата, 0.25% раствор декризила, 10% мыльнокерасиновая эмульсия, мыло К, черемычная вода;

3) 6% раствор уксусной кислоты;

6) косынки (клеёнчатая и хлобчатобумажная);

10) ножницы, безопасная бритва;

11) лоток и спички для сжигания волос;

13) клеёнчатый мешок для сбора вещей пациента;

14) «Медицинская карта стационарного больного», «Журнал осмотра на педикулёз», «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»

Обязательные условия: обработку проводить в специальном, хорошо вентили­руемом помещении, соблюдать права пациента, конфиденциальность, ин­фекционную безопасность.

1. Сообщить пациенту о наличии педикулёза, необходимость предстоящей процедуры и получите согласие на обработку.

2. Надеть дополнительный халат, косынку, маску, перчатки, фартук.

3. Усадить пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеёнкой.

4. Укрыть плечи пациента клеенчатой перелиной.

5. Обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов, согласно прилагаемой к нему инструкции.

6. Покрыть волосы косынками (клеёнчатой и хлопчатобумажной) на 20- 30 минут.

7. Промойте волосы теплой водой и шампунем.

8. Ополоснуть волосы 6% раствором уксусной кислоты.

9. Вычесать волосы частым гребнем в течение 10-15 минут, наклонив голову над белой бумагой.

10. Осмотреть волосы пациента, убедиться что вшей и гнид нет.

12. Бельё пациента и спецодежду медсестры сложить в мешок для отправки в дезинфекционную камеру.

13. Погрузить гребень в дезинфицирующий раствор на 1 час.

14. Снять перчатки, вымыть руки.

15. На титульном листе медицинской карты стационарного больного сделать отметку о выявленном педикулёзе «Р» (pediculosis).

16. Сделать отметку в «Журнале осмотра на педикулёз»

17. Отправить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»

Примечание: осмотр волосистой части головы провести в лечебном отделении через 3 дня.

Антропометрия.

Антропометрия – это комплекс методов и приёмов измерения морфологических особенностей человеческого тела. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

Определение массы тела.

Цель: определение фактической массы тела

Показания: необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: медицинские весы, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

Обязательные условии: исследование проводится натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Открыть затвор на весах и отрегулировать весы.

3. Закрыть затвор на весах и положить клеёнку на площадку весов.

4. Поставить пациента на середину площадки весов на клеёнку (без тапочек).

5. Отрегулировать весы, закрыть затвор.

6. Определить массу тела пациента и сообщить результат пациенту.

7. Обработать клеёнку, вымыть руки.

8. Записать данные в историю болезни.

Измерение роста

Цель: определение роста для коррекции массы тела.

Показания: Необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: ростомер, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Предложите пациенту снять обувь.

3. Постелить на площадку ростомера клеёнку.

4. Поднять планку ростомера по шкале.

5. Поставить пациента спиной к стойке так, чтобы он имел 4 точки соприкосновения (пятки, ягодицы, лопатки и затылок) с ростомером.

6. Опустить планку ростомера на голову пациента и отметить по шкале количество сантиметров.

7. Записать данные измерения в историю болезни (температурный лист).

8. Продезинфицировать клеёнку.

Транспортировка пациента в лечебное отделение.

Вид транспортировки определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента.

2) проводить пациента в отделение.

3) передать историю болезни постовой медицинской сестре.

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

2. Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.

3. Постелите в каталку простыню, одеяло, положите подушку (при необходимости — клеенку).

4. Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,

5. Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой — под поясницу и бедра.

6. Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.

7. Укройте пациента второй половиной одеяла.

8. Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой — сзади каталки, лицом к пациенту.

9. Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.

10. Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

11. Снимите одеяло с кровати.

12. Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.

13. Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.

1. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок приподнят, а задний опущен, для того чтобы достигнуть горизонтального положения носилок.

2. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед и также в горизонтальном положении.

3. При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами слегка сгибая ногу в коленях и удерживая носилки в горизонтальном положении.

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Подготовьте кресло-каталку к транспортировке, проверьте ее исправность.

3. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног

4. Попросите пациента встать спиной к креслу на подставку для ног и, поддерживая, усадите его в кресло.

5. Опустите кресло каталку в исходное положение, прикройте одеялом.

6. Транспортируйте пациента так, чтобы его руки не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

7. Обработайте кресло-каталку в соответствии с действующими приказами.

Примечание:При любом способе транспортировки сопровождающий пациента обязан передать пациента и его историю болезни палатной медицинской сестре.

ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Цельюинфекционного контроля и инфекционной безопасности является предупреждение внутрибольничной инфекции.

Последовательность обработки медицинских инструментов

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

источник

Цель: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы (профилактика сыпного тифа).

Показания: наличие вшей и гнид у пациента.

повышенная чувствительность к педикулоцидным препаратам, отказ пациента.

1. Укладку защитной одежды и белья в биксе – мед. халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки.

2. Полиэтиленовые косынки – 2шт.

3. Клеенчатую пелерину, полотенца – 2шт.

7. 6% раствор уксуса, подогретый до 30 0 С.

11. Таз для сжигания волос, спички.

12. Дезинсекционные (педикулоцидные) растворы:

-20% раствор эмульсии бензилбензоата

13. Чистое нательное белье.

14. Историю болезни пациента и журнал осмотра на педикулез.

1. Сообщить пациенту о наличии педикулеза

2. Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на обработку или стрижку волос.

3. В санитарной комнате усадить пациента на кушетку, покрытую клеенкой.

4. Укрыть плечи пациента клеенчатой пелериной.

1. Надеть дополнительный халат, косынку, тапочки, перчатки, маску, фартук.

2. Обработать волосы одним из педикулоцидных растворов и накрыть волосы пациента полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем.

3. Оставить раствор на волосах согласно инструкции (например, ниттифор на 40 минут), волосы должны быть равномерно смочены; раствор не должен попасть в глаза.

4.Промыть волосы теплой водой, затем с шампунем, осушить полотенцем.

5.Обработать волосы пациента подогретым 6% раствором столового уксуса. Накрыть волосы полиэтиленовой косынкой, обвязать полотенцем на 20 минут.

6. Промыть волосы теплой проточной водой, высушить полотенцем.

7. Вычесать волосы частым гребнем, наклонив голову пациента над белой бумагой (бумагу положить на дно таза), последовательно разделяя волосы на пряди и вычесывая каждую прядь.

8. Осмотреть повторно волосы пациента. Убедиться, что вшей и гнид нет.

1.Сжечь бумагу с уничтоженными вшами и гнидами в тазу.

2. Снять и сложить белье и одежду пациента, спецодежду медсестры в клеенчатый мешок, переодеть пациента в чистое нательное белье.

3. Отправить мешок в дезкамеру, обработать гребень методом протирания 70% спиртом, провести дезинфекцию помещения.

4. Сделать отметку на титульном листе истории болезни о выявленном педикулезе («Р») и в журнале осмотра на педикулез.

5. Отправить экстренное извещение об инфекционном заболевании в ЦГСЭН, зарегистрировать факт выявления педикулеза по месту жительства пациента (ф-058/у).

Возможные осложнения: кожная аллергическая реакция (зуд, жжение).

1. Действия персонала при выявлении педикулеза регламентируются Приказом МЗ СССР от 5.03.87г. №320.

2. Пациент, санированный в приемном отделении по педикулезу, при поступлении в лечебное отделение осматривается ПОВТОРНО.

3. Все пациенты, находящиеся на лечении, систематически осматриваются на педикулез каждые семь дней.

4. В случае выявления педикулеза обработка проводится в отделении с использованием противопедикулезной укладки приемного отделения.

5. Осмотр и дезинсекция тяжелобольного пациента производится после оказания экстренной помощи.

6. Обработке от педикулеза фосфорорганическими растворами не подлежат: беременные и кормящие женщины, дети до 5 лет, лица с повреждением кожи.

7.При согласии пациента подстричь (сбрить) волосы, делают это над тазом, и волосы сжигают.

-поинтересоваться у пациента о его самочувствии, успокоить пациента, если он испытывает страх перед манипуляцией

-рассказать пациенту о действии педикулоцидного средства

— уточнить самочувствие пациента

— попросить пациента сообщить медсестре, если появятся неприятные ощущения (например, пощипывание, жжение)

-объяснить пациенту, что это необходимо для лучшего отделения гнид от волос

-пояснить, что вычесывание способствует очищению головы от уничтоженных вшей и гнид

источник

Как выполняется обработка волосистой части головы при педикулезе? Полезная информация для медсестры и пациента

Педикулез – это дерматологическое заболевание паразитарного характера, которое чаще всего локализуется на волосистой части головы, реже – на теле и в интимных местах. Лечение педикулеза требует особых усилий, так как остановить и уничтожить размножение его возбудителей – вшей очень сложно.

Педикулезом могут заразиться как взрослые, так и дети. Возникновение вшей может быть вызвано такими причинами:

  • Близкий контакт с человеком, зараженного паразитами (тактильные контакты, групповая деятельность или касание головы больного).
  • Обмен одеждой или головным убором, использование общей расчески, заколок и резинок, а также средств личной гигиены.
  • Использование общего комплекта постельного белья, подушек и одеял.
  • Совместное посещение с зараженным педикулезом общественных мест (детский сад, школа, сауна, ванна, бассейн и т. д.).

Признаки педикулеза у ребенка практически не отличаются от симптомов у взрослых, однако из сильного расчесывания на его коже головы может быть множество ранок.

Для предотвращения возможного заражения взрослых и детей вшами в местах массового скопления очень важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Тщательно мойте голову не меньше 1 раза в неделю.
  • Нательное белье меняйте ежедневно, а постельное – еженедельно.
  • Белье рекомендуется стирать с кипячением, а после высыхания его обязательно нужно тщательно прогладить.
  • Волосы следует регулярно расчесывать, а также периодически подстригать.
  • Регулярно проводите осмотр на педикулез всех членов вашей семьи.
  • Периодически очищайте верхнюю одежду.
  • Научитесь не использовать вещи, белье и средства личной гигиены других людей.
  • Помещение, в котором вы находитесь, должно регулярно убираться.
  • Одежда и головной убор перед ношением должны обязательно стираться и проглаживаться.

Эти правила позволят предупредить не только педикулез, но и ряд других дерматологических заболеваний, которые могут распространяться в большом коллективе.

Систематический осмотр в приемном отделении на наличие педикулеза является лучшим способом профилактики этого недуга. Человек, зараженный вшами, при регулярном контакте с одними и теми же людьми очень быстро может передать им паразитов. Именно по этой причине важно как можно раньше выявить педикулез.

Осмотр на педикулез с профилактической целью необходим для обнаружения недуга на начальном этапе и для дальнейшей остановки его развития. Проверка производится врачом или медсестрой после жалоб пациента на ряд определенных симптомов:

  • Возникновение в волосистой части головы вшей и их яиц (гниды).
  • Невыносимый зуд, который усиливается в ночное время суток.
  • Покраснения в области ушей и затылка, возникшие вследствие укусов паразитов.
  • Появление маленьких гнойных образований на кожном покрове головы.

Осмотр осуществляется специальным гребешком с частыми и длинными зубчиками. При обнаружении педикулеза повторный осмотр проводится спустя 2 недели после завершения процедуры лечения.

Проверка на педикулез в обязательном порядке проводится при попадании всех больных в приемный покой.

Проверка на педикулез может проводиться в приемном отделении стационара, фельдшерском пункте или поликлинике. Последовательность проведения осмотра зафиксирована в специальном документе – «Протокол ведения больных».

Осмотр в стационаре обязательно проводится в медицинских перчатках, которые после обследования выбрасываются. Также после процедуры обязательно происходит дезинфицирование расчески и гребешка медицинским спиртом.

Существуют определенные действия медсестры после обнаружения паразитов в волосяном покрове головы пациента, которые в первую очередь заключаются в заполнении документации:

  • Оформление журнала выявленных случаев. Иногда при выявлении педикулеза необходимо заполнить «Журнал учета инфекционных заболеваний». В них обязательно медсестра должна указать разновидность педикулеза (головной, платяной, лобковой) и его стадию (наличие яиц или вшей).
  • Заполнение специальной таблицы об обнаружении педикулеза.
  • Фиксирование в медицинское карте пациента случай выявленного педикулеза.
  • Сообщение о выявленном случае в отделение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Только после этого медсестра может переходить к санитарной обработке зараженного педикулезом.

На этом этапе происходит приготовление необходимого оснащения для дезинсекции, а также моральная подготовка пациента. В целом подготовка реализуется в таких действиях:

  • Объяснение больному сущности процедуры дезинсекции и получение его одобрения на санитарную обработку.
  • Подготовка медсестры к процедуре, которая заключается в дополнительном надевании специального халата, фартука и медицинских перчаток.
  • Подготовка места процедуры. На пол стелется клеенка, подготавливается для пациента стул или кушетка.
  • Подготовка пациента. На больного надевается фартук, а его плечи накрывают водонепроницаемой пелериной. Приготовление полотенца для защиты глаз от средства педикулицидного характера.
  • Подготовка средства для дезинсекции.
Читайте также:  Осмотр на педикулез заполнение журнала

Несоблюдение какого-либо из этих пунктов может нанести вред пациенту или медсестре во время процедуры.

После подготовительного процесса медсестра переходит непосредственно к проведению дезинсекционных мероприятий (уничтожение паразитов и гнид).

Алгоритм санобработки волосистой части головы:

Эта технология уничтожения паразита является базовой. В медицине существует множество других методик ликвидации вшей.

После окончания непосредственной процедуры уничтожения вшей, проводятся следующие действия для завершения курса лечения:

  • Проведение дезинсекции личной одежды и нательного белья больного.
  • Обработка медицинского халата и фартука медсестры, тщательное мытье рук.
  • Повторное проведение дезинсекции спустя неделю при повторном обнаружении вшей.

В некоторых случаях по согласию больного возможна короткая стрижка его волос. Удаленные волосы затем собираются в специальный мешок и сжигаются.

Сестринский процесс невозможен без ухода за пациентом, зараженного паразитами. Сестринский уход при педикулезе заключается в следующем:

  • Регулярное проветривание палаты, в которой находится больной.
  • Проведение 2 раза в сутки влажной уборки.
  • Замена постельного и личного белья пациента.
  • Дезинфицирование предметов личной гигиены больного.
  • Помощь пациенту в самостоятельном уходе.
  • Контроль за соблюдением больным рекомендаций врача, за приемом медикаментов и состоянием здоровья.

При должном уходе медсестры пациент довольно быстро сможет справиться с проблемой педикулеза.

Существует немало случаев, когда сразу же несколько детей в школьном коллективе оказываются зараженными паразитами. Крупным очагом педикулеза в школе принято считать количество больных от 3 человек.

Порядок действий при большом очаге педикулеза в классе:

Подобными являются действия при обнаружении крупного очага заболевания в детском саду или интернате. Именно благодаря совместным действиям медиков, родителей и педагогов можно побороть педикулез в детском коллективе.

источник

Осмотр волосистой части головы при выявлении педикулеза — алгоритм и срок повторного осмотра у пациентов больниц, детей в школе и детском саду

Педикулез является одной из наиболее опасных паразитарных инвазий — вши переносят патогенные микроорганизмы, приводящие к тяжелым инфекционным заболеваниям. К таким болезням относят туберкулез, чуму, волынскую лихорадку, тиф и туляремию. Эти патологии представляют угрозу как для детей, так и для взрослых. Ежегодно в России фиксируют 300 000 заражений в медицинских учреждениях. Количество больных увеличивается на 25% поздней весной и летом. Чтобы остановить быстрое распространение вшей, проводят регулярные осмотры на педикулез.

Головная вошь заражает здорового человека при любом контакте с больным. В большинстве случаев передача паразита происходит при соприкосновении волос или одежды. Более редко встречается заражение через одежду и предметы личной гигиены: полотенца, расчески, щетки, постельное белье. Это обусловлено расположением колоний насекомых на волосистой части головы, особенно в области затылка и висков.

Если паразиты быстро размножаются, то волосы начинают склеиваться от гнойного экссудата и серозной жидкости. Последние выходят из язвочек, появляющихся на месте вшиного уксуса. Некоторые особи могут поселиться на ресницах и бровях, на коже за ушными раковинами, шее.

При заражении педикулезном наблюдается следующая клиническая картина:

  • на коже головы и волосах присутствуют гниды (яйца), нимфы и взрослые вши;
  • во время укуса паразиты впрыскивают в рану специальный фермент, не позволяющий крови сворачиваться и вызывающий аллергическую реакцию;
  • паразитарная инвазия сопровождается сильным зудом;
  • происходит раздражение кожных покровов, появление гематом, кровяных корочек, развитие язв;
  • во время расчесывания раны могут загноиться, что приводит к появлению пиодермии, региональному лимфадениту;
  • на местах укусов появляется папуллезная сыпь, эритемы, розеолы;
  • при длительном течение педикулеза наблюдается развитие дерматита, шелушение и уплотнение кожных покровов.

При появлении данных признаков необходимо обратиться в медицинское учреждение для предупреждения или лечения педикулеза. Подтвердить диагноз может терапевт, инфекционист, дерматолог, фельдшер. Ребенка необходимо отвести к педиатру.

Обязательный осмотр проводится у следующих пациентов:

  • сироты или дети, оставшиеся без попечения опекунов или биологических родителей;
  • проживающие в интернатах, детских домах;
  • учащиеся в учебном учреждении: школы, детские сады, колледжи;
  • люди, посещающие оздоровительные центры, санатории или пансионаты;
  • заключенные в тюрьмах или следственных изоляторах;
  • больные, проходящие стационарную терапию, госпитализированные пациенты;
  • медицинские сотрудники.

При обнаружении педикулеза человека изолируют до полного выздоровления. Больному регулярно проводят санитарную обработку препаратами для уничтожения всех вшей и гнид.

Осмотр на наличие вшей проводится в приемной стационара, поликлинике на фельдшерской станции. Алгоритм проведения проверки на педикулез зафиксирован в документе «Протокол ведения пациентов». Такой последовательности действий должны придерживаться все медицинские сотрудники:

  1. Врач или медсестра надевают специальный халат и перчатки.
  2. Волосы пациента расплетают и тщательно расчесывают.
  3. Обследование начинают с висков и затылка, где вероятность обнаружения колоний паразитов крайне высокая. Специалист осматривает корни волос и кожу головы на наличие яиц и взрослых насекомых с помощью лупы и специального гребня с частыми зубьями.
  4. При отсутствии признаков паразитарной инвазии на голове проводят проверку интимных частей тела для выявления лобковых вшей. Последние обитают в области подмышечных впадин, промежности.
  5. Для выявления платяного педикулеза проводят проверку одежды и постельного белья. Особое внимание уделяется швам, где паразиты откладывают яйца.

После осмотра каждого пациента перчатки утилизируются, гребень и лупа проходят дезинфекцию медицинским спиртом.

Если у больного обнаружили вшей, его изолируют от других людей. После этого врач должен заполнить форму №058/у и сообщить о вспышке педикулеза. Акты проверки составляют только в медучреждениях. В школах не проводят регистрацию осмотра на наличие вшей. В учебных заведениях медсестра регистрирует проверку в специальный журнал. В нем фиксируется количество проверенных детей и их ФИО, дата осмотра, число зараженных, номер класса. При обнаружении вшей ребенка не допускают к занятиям до полного выздоровления.

Санитарную обработку проводят в условиях стационара. Пациента необходимо подготовить к процедуре:

  1. Объяснить больному суть методики и получить его согласие на проведение дезинсекции.
  2. Врач или медсестра надевают халат, фартук, перчатки. На пол стелят клеенку, поверх ставится стул или кушетка для расположения больного.
  3. На пациента надевают специальный фартук, плечи накрывают гидрофобной пелериной. Для защиты глаз используется стерильное полотенце, которое предупреждает попадания на роговицу и слизистые оболочки противопедикулезного средства.
  4. Подготавливают остальные инструменты и препараты.

При несоблюдении данных рекомендаций в ходе обработки можно допустить риск распространения педикулеза внутри больницы. Кроме того, химические средства могут нанести вред пациенту.

После этапа подготовки приступают к проведению дезинсекции на волосистой части головы. Устранение паразитарной инвазии проходит по следующему алгоритму:

  1. Волосы пациента смачивают в теплой воде, температура которой не превышает +37°C, и разделяют на отдельные пряди.
  2. Каждую часть волос равномерно обрабатывают приготовленным препаратом против вшей, поверх надевают специальную шапочку для утепления головы и ожидают определенное время. Период достижения терапевтического действия каждого средства различается.
  3. После этого волосы тщательно промывают водой с шампунем, затем смачивают в уксусе. На голову пациента снова надевают стерильную шапочку и ожидают 15 минут. По прошествии необходимого времени ополаскивают волосы.
  4. Проводят вычесывание из каждой пряди мертвых вшей, личинок и яиц гребнем, на которой фиксируется кусок ваты. Последняя пропитана уксусом.
  5. При необходимости снова ополаскивают волосы пациента. Просушивают и осматривают волосистую часть головы.

В качестве окончательной процедуры проводят дезинсекцию одежды и нательного белья пациента с помощью стирки в горячей воде и химических препаратов. Повторный осмотр осуществляют через неделю после обработки. По прошествии 2 недель с момента дезинсекции рекомендуется пройти процедуру заново для закрепления полученного результата.

Для проведения санитарной обработки против педикулеза необходимо подготовить препараты против вшей и гнид, средства индивидуальной защиты и инструменты:

  • мешок или сумка, предназначенные для хранения одежды и предметов личной гигиены больного с последующей транспортировкой на дезинфекцию;
  • ножницы, бритва и лоток для волос, необходимые для проведения стрижки;
  • гребень с частыми длинными зубьями;
  • клеенки для пола, стула и защиты тела пациента;
  • одноразовые перчатки, халат;
  • 2-3 полиэтиленовые шапочки;
  • косынка, резинка для сбора длинных волос в пучок;
  • медицинский спирт;
  • ватные тампоны;
  • столовый уксус;
  • шампунь;
  • теплая вода;
  • препарат для выведения вшей с прилагаемой инструкцией, назначенный лечащим врачом;
  • средства для обработки постельного белья и одежды пациента.

В некоторых случаях, когда колонии паразитов остаются небольшими, осмотр при подозрении на наличие вшей проводят под лампой Вуда или лампой черного света. Она излучает мягкий длинноволновой ультрафиолетовый свет, под которым можно обнаружить яйца насекомых и взрослых особей. Под лампой Вуда паразиты светятся жемчужно-белым цветом.

Повторный осмотр на наличие вшей проводят через 2 недели после проведения санитарной обработки в стационарных условиях. За этот период из уцелевших яиц должны вылупиться нимфы первой стадии. Они отличаются хрупким экзоскелетом, поэтому их уничтожить легче по сравнению с взрослыми особями.

В каждом учебном учреждении медицинские работники обязаны регулярно осматривать детей на наличие вшей. В то же время плановые проверки не всегда могут зафиксировать вспышку паразитарной инвазии, поэтому проверять ребенка необходимо родителям в домашних условиях. Это рекомендуется делать каждые 1-2 недели желательно в дневное время суток.

При необходимости можно воспользоваться лупой для более эффективного осмотра. Тщательную проверку педикулеза осуществляют в поликлиниках, фельдшерско-акушерском пункте, больницах.

Внеплановые осмотры коллектива или группы тесно взаимодействующих людей проводят при обнаружении пациента с паразитарной инфекцией. Периодичность плановой проверки зависит от учреждения.

Наименование учреждения Частота проведения проверки
Детский сад, приюты и интернаты ● при поступлении нового ученика проверяют на наличие вшей;

● после длительного отсутствия ребенка в течение 7 и более дней;

● детям до 6 лет проводят осмотр каждый месяц.

Школа Головы детей осматривают в школе после каникул, особенно в весенний и осенний период. Плановые проверки осуществляют каждые 3 месяца. Новых учеников допускают к занятиям после предъявления справки или санитарной книжки. При обнаружении вшей у одного из школьников проводится внеплановая проверка всех учащихся. Больницы, поликлиники, стационары ● при поступлении;

● каждую неделю, в инфекционном отделении осмотр могут проводить чаще;

● после выходных или праздников при возвращении в стационар;

● в рамках внепланового осмотра при обнаружении педикулеза у одного из больных.

Оздоровительные санатории Часто людей осматривают только при приезде или в случае самостоятельного обращения. Тюрьмы, изоляторы Во время медицинского осмотра заключенных, каждые 30 дней.

источник

Учебно-методический комплекс «Документация приемного отделения. Определение массы тела и роста пациента. Осмотр на педикулез. Санитарная обработка пациента»»

Министерство здравоохранение Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

«Документация приемного отделения»

«Определение массы тела и роста пациента. Осмотр на педикулез»

«Санитарная обработка пациента»

ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.03. Технология оказания

Специальность: «Сестринское дело»

«Документация приемного отделения» — 4ч.

«Определение массы тела и роста пациента. Осмотр на педикулез» — 4ч.

«Санитарная обработка пациента» — 4ч.

Учебно-методический комплекс ПМ 04. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Автор: Сорокина Оксана Владимировна

Технологическая карта практического занятия

Характеристика темы «Документация приемного отделения»

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно-оценочный материал по теме

Критерии оценок по различным видам работы на занятии

Технологическая карта практического занятия

Характеристика темы «Определение массы тела и роста пациента. Осмотр на педикулез»

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно- оценочный материал

Критерии оценок по различным видам работы на занятии

Технологическая карта практического занятия

Характеристика темы «Санитарная обработка пациента»

Формирование профессиональных качеств

Содержание теоретического материала

Контрольно оценочный материал

Критерии оценок по различным видам работы на занятии

ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) состоит из трех междисциплинарных курсов: МДК 04.01 Теория и практика сестринского дела, МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе рабочей программы ПМ 04 по специальности 060501 «Сестринское дело».

Студентам первого года обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг:

«Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа студентов повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один студент выполнил манипуляцию неточно, то студенты исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех студентов.

«Решение ситуационных задач» — это элементы активного обучения, направленные на формирование клинического мышления. По основам сестринского дела ситуационная задача направлена на определение нарушенных потребностей пациента; на выявление психологических, физиологических и социальных проблем пациента. Использование ситуационных задач на практических занятиях помогает студенту выбрать приоритетную проблему, которая требует сестринского ухода. Решение таких задач помогает закрепить теоретические знания по теме занятия.

Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.

Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.

Для достижения поставленных целей на занятиях использованы комплексы методов обучения:

— словесный (рассказ, объяснение, инструктаж);

— наглядный: метод иллюстраций (схем, журналов);

2. Алгоритмический: (работа по набору правил).

Читайте также:  Бензилбензоат инструкция по применению педикулез

3. Самостоятельная работа студентов (с методическими указаниями, отработка манипуляций).

4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).

Использованы разнообразные средства обучения:

— информационные (учебник, таблицы, схемы);

— методические (методические указания, контрольные задания);

— технические (ноутбук, проектор).

При изложении учебного материала изучаемых тем сформулированы основные требования к знаниям и умениям студентов, представлены планы занятий, вопросы по теме, этико-деонтологическое обеспечение, алгоритмы выполнения медицинских услуг, контрольные вопросы, глоссарий. При изложении медицинской услуги определены цели, показания, противопоказания, оснащение и алгоритм выполнения.

Изложение материала четко структурировано. Это позволяет рационально организовать обучение студентов при аудиторной работе, а также значительно оптимизирует процесс самоподготовки студентов при внеаудиторной работе. Учебно-методический комплекс помогает активно овладевать профессиональными знаниями, практическими умениями, навыками, а так же профессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального

образования Саратовской области «Балашовское медицинское училище»

Технологическая карта практического занятия № 1

ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая

медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Специальность, группа: сестринское дело, 611.

Тема занятия: Документация приемного отделения

Образовательная: формирование знаний, умений и навыков по данной теме.

Заполнять документацию приемного отделения.

Устройство приемного отделения;

Документацию приемного отделения.

Уровень освоения: 2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

Междисциплинарные связи: истоки — фармакология, основы микробиологии

иммунологии, выход — СД в хирургии, СД в педиатрии, СД в терапии, СД при

Рабочая программа ПМ 04., календарно-тематический план по ПМ.04.

Этапы и хронология занятия (180 минут):

1 . Организационный момент

Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию, обращая внимание на форму одежды.

2. Формулировка темы, ее мотивация

Сообщаю тему занятия «Документация приемного отделения», акцентирую внимание на значимости. Сообщаю план занятия.

3. Определение целей занятия

4. Контроль исходного уровня знаний

Задаю вопросы по теме предыдущего занятия.

5. Работа над изучаемым материалом темы

6. Отработка практических манипуляций

Тщательно разбираем виды приемного отделения, устройство приемного отделения, документацию приемного отделения.

7. Самостоятельная работа студентов

Студенты работают самостоятельно, отвечают на тестовые задания, а преподаватель контролирует действия студентов, исправляет ошибки и неточности.

8. Закрепление изучаемого материала

Раздаю задание каждому студенту, наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты.

9. Итоговый контроль по теме

Задаю вопросы по новой теме.

10. Подведение итогов занятия. Комментарии оценок

Подвожу итог занятия, оцениваю деятельность каждого студента, оцениваю достижение целей занятия. Выставляю оценки в журнал.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Двойников С.И., Аббясов И.Х. Сестринское дело: Учебник. — М.: Дрофа, 2008г.

2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008г.

3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008г.

4. Островская И.В., Широкова Н.В. ОСД: Учебник. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008г.

5. Осипова В.Л. Дезинфекция: Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2009г.

6. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. — М.:ГЭОТАР — Медиа, 2009г.

7. Сестринское дело и манипуляционная техника: учебник/И.В.Яромич. — 3-е изд. —

Ф.И.О. и подпись преподавателя Сорокина Оксана Владимировна

«Документация приемного отделения»

После изучения темы студенты должны знать:

— устройство приемного отделения;

— документацию приемного отделения.

После изучения темы студенты должны уметь:

— заполнять документацию приемного отделения.

После изучения темы студенты должны овладеть общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

После изучения темы студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Формирование профессиональных качеств на занятии по теме: «Документация приемного отделения

Возможность их формирования на различных этапах занятия

1 .Чувство организованности.

5 .Коммуникативные способности

7.Концентрация внимания и наблюдательность.

1 этап — организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап – закрепление нового материала

1 этап — проверка внешнего вида

6 этап- подведение итогов занятия

5 этап закрепление нового материала

6 этап подведение итогов занятия

4 этап – работа над изучаемым материалом

5 этап — закрепление нового материала

1 этап — организационный момент

4 этап — работа над изучаемым материалом

5 этап – закрепление нового материала

4 этап — работа над изучаемым материалом

5 этап – закрепление нового материала

5 этап – закрепление нового материала

Проводится с целью мобилизовать студентов на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.

Формулировка темы, её мотивация.

Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, студентам сообщается план занятия. Студенты записывают тему и план в тетради.

Определение целей занятия

Студентам сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенции, которые они записывают.

Работа над изучаемым материалом

Объясняется новая тема, с использованием проектора, ноутбука, бланков документации приемного отделения. Весь материал студенты слушают, наблюдают и конспектируют.

5. Закрепление нового материала

С целью углубления знаний по теме каждой группе студентов раздаются задания, в виде ситуационных задач, тестовых заданий. Проводятся ролевые игры. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Повторяются цели занятия, и проводится анализ и степень их достижения. Оценивается степень деятельности бригады и каждого студента в отдельности, оценки выставляются в журнал. Студенты записывают задание на дом, и ориентируются на подготовку к следующему занятию.

Содержание теоретического материала

Основные структурные подразделения стационара – приёмное отделение (приёмный покой), лечебные помещения, административно-хозяйственная часть.

Обслуживание пациентов в стационаре начинается в приёмном отделении. Приёмный покой – важное лечебно-диагностическое отделение, предназначенное для регистрации, приёма, первичного осмотра, антропометрии, санитарно-гигиенической обработки поступивших больных и оказания квалифицированной (неотложной) медицинской помощи. Оттого, насколько профессионально, быстро и организованно действует медицинский персонал этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего лечения больного, а при неотложных состояниях – и его жизнь. Каждый поступающий больной должен почувствовать в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отношение. Тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться.

Таким образом, основными функциями приёмного отделения выступают следующие.

• Приём и регистрация больных.

• Врачебный осмотр пациентов.

• Оказание экстренной медицинской помощи.

• Определение отделения стационара для госпитализации больных.

• Санитарно-гигиеническая обработка больных.

• Оформление соответствующей медицинской документации.

Устройство приёмного отделения больницы

Работа приёмного отделения протекает в строгой последовательности:

3) санитарно-гигиеническая обработка.

В такой же последовательности расположены и помещения приемного отделения. Устройство приёмного отделения больницы зависит от профиля стационара; оно включает в себя, как правило, следующие кабинеты:

• Зал ожидания: в нём находятся больные, не нуждающиеся в постельном режиме, и сопровождающие пациентов лица. Здесь должны стоять стол и достаточное количество стульев. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, часах беседы с лечащим врачом, перечне продуктов, разрешённых для передачи больным.

• Регистратура: в этом помещении проводят регистрацию поступающих больных и оформление необходимой документации.

• Смотровой кабинет (один или несколько): предназначен для врачебного осмотра больных с постановкой предварительного диагноза и определением вида санитарно-гигиенической обработки, антропометрии, термометрии и при необходимости других исследований, например, электрокардиографии (ЭКГ).

• Санпропускник с душевой (ванной), комнатой для переодевания.

• Диагностический кабинет – для больных с неустановленным диагнозом.

• Изолятор – для больных, у которых подозревается инфекционное заболевание.

• Процедурный кабинет – для оказания экстренной помощи.

• Операционная (перевязочная) – для оказания экстренной помощи.

• Кабинет заведующего приёмным отделением.

• Помещение для хранения одежды поступивших больных.

В многопрофильных стационарах в приёмном отделении могут быть также и другие кабинеты, например травматологическая, реанимационная, кардиологическая (для больных с инфарктом миокарда) и др.

Приём и регистрация больных

В приёмное отделение больные могут быть доставлены следующими способами.

• Машиной скорой медицинской помощи: при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний.

• По направлению участкового врача в случае неэффективное лечения в амбулаторных условиях, перед проведением экспертизы медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), а так же по направлению военкомата.

• Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договорённости с администрацией).

• «Самотёком»: при самостоятельном обращении больного в случае ухудшения его самочувствия на улице недалеко от больницы.

В зависимости от способа доставки больного в больницу и его состояния различают три вида госпитализации пациентов:

1) плановая госпитализация;

2) экстренная госпитализация;

3) госпитализация «самотёком».

Если больного доставляют в приёмное отделение в состоянии средней тяжести и тем более в тяжёлом состоянии, то ещё до регистрации медицинская сестра обязана оказать больному первую (врачебную) медицинскую помощь, срочно пригласить к больному врача и быстро выполнить все врачебные назначения.

Врач приёмного отделения осматривает больного и решает вопрос о необходимости его госпитализации в данное лечебное учреждение. В случае госпитализации медицинская сестра осуществляет регистрацию пациента и оформляет необходимую медицинскую документацию. После регистрации пациента медсестра направляет его в смотровой кабинет для осмотра врачом и выполнения необходимых диагностических и лечебных процедур.

Если больной доставлен в приёмное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, то медицинская сестра после осмотра его врачом оказывает экстренную медицинскую помощь и заполняет необходимую документацию. После этого она обязана дать телефонограмму в отделение полиции. В телефонограмме указывают приметы поступившего (пол, приблизительно возраст, рост, телосложение), перечисляет, во что был одет больной. Во всех документах до выяснения личности больной должен числиться как «неизвестный».

Кроме того, в следующих случаях медсестра обязана дать телефонограмму родственникам и сделать соответствующую запись в «Журнале телефонограмм»:

• больной доставлен в больницу по поводу внезапного заболевания, которое возникло у него вне дома;

• больной умер в приёмном отделении.

Документация приемного отделения

Всю медицинскую документацию оформляет сестра приёмного отделения после осмотра пациента врачом и решения о госпитализации пациента или амбулаторного приёма. Медицинская документация отражает всю работу медицинского персонала. Она служит для связи между врачами и медицинскими сестрами, обслуживающими пациентов.

На основании медицинской документации осуществляется контроль за деятельностью медицинских работников, а также всего здравоохранения в целом. Медицинская документация имеет государственное, научное и практическое значение.

Основным (первичным) медицинским документом стационара является «Медицинская карта стационарного больного» (Приложение 1), которая составляется на каждого поступившего в стационар пациента. Медицинская сестра несет юридическую ответственность за наличие истории болезни. Ведется всеми больницами, стационарами диспансеров, клиниками вузов, а также санаториями.

Карта содержит все необходимые сведения, характеризующие состояние пациента в течение всего времени пребывания в стационаре, организацию его лечения, данные объективных исследований и назначения. Данные «Медицинской карты стационарного больного» позволяют контролировать правильность организации лечебного процесса и используются для выдачи справочного материала по запросам ведомственных учреждений (суд, прокуратура, экспертиза и др.).

Паспортная часть, диагноз направившего учреждения и диагноз, установленный врачами при поступлении пациента записываются в приемном отделении. Врачом приемного отделения заполняется также специально отведенный лист, в котором указываются краткие данные анамнеза и данные обследования пациента в приемном отделении. Остальные записи в карте, включая клинический диагноз, делает лечащий врач.

При выписке или смерти пациента указывается число проведенных койко-дней, причем день поступления и день выбытия считаются за один койко-день.

«Медицинская карта стационарного больного» подписывается лечащим врачом и заведующим отделением.

На основании данных медицинской карты составляется карта, выбывшего из стационара (ф. N 066/у) (Приложение 2), одновременно с записью эпикриза и является статистическим документом.

Журнал учета приема больных (госпитализации) и отказа от госпитализации (форма № 001/у) (Приложение 3)

Журнал служит для регистрации пациентов, поступающих в стационар. Записи в журнале позволяют разрабатывать данные о поступивших пациентах, о частоте и причинах отказов в госпитализации. Журнал ведется в приемном отделении УЗ, один на всю больницу.

В журнал записывается каждый пациент, обратившийся по поводу госпитализации, независимо от того, помещается ли он в стационар или ему отказано в госпитализации.

Графы 4-7 заполняются на основании «Медицинской карты амбулаторного больного», если пациент направлен поликлиническим отделением данного учреждения, или выписки из медицинской карты (ф. N 027/у), если пациент направлен другим учреждением.

Графы 11-12 заполняются на основании «Медицинской карты стационарного больного» при выписке или в случае смерти пациента.

Графы 13-14 заполняются в приемном отделении на пациентов, имевших направление на госпитализацию, по тем или иным причинам не госпитализированных.

На пациентов, которым отказано в госпитализации, также подробно заполняются графы 4-7, 10. Необходимо точно указать причину отказа в госпитализации и принятые меры (оказана амбулаторная помощь, направлен в другой стационар).

Отказом в госпитализации считаются все случаи, когда пациент, прибывший в стационар с направлением на госпитализацию, не госпитализируется в данном стационаре. Если пациенту по поводу одного и того же заболевания было отказано в госпитализации несколько раз, то каждый отказ в журнале регистрируется отдельно.

(Приложение 4) составляется врачами и средним медицинским персоналом в случае выявления у пациента педикулеза, инфекционного заболевания (подозрения на него), пищевого, острого профессионального отравления, неправильной реакции на прививку, независимо от условий выявления: при обращении за лечением, профилактическом осмотре, обследовании в стационаре на секции и т.д.Служит для информации Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) по месту обнаружения заболевания с целью принятия необходимых противоэпидемических мер.

1.Четко и аккуратно заполнить паспортную часть извещения.

2.Диагноз без изменений и искажений переписать из первичного документа, т.е. медицинской карты.

3.Экстренное извещение должно быть доставлено в ЦГиЭ по данной территории в течение 12 часов с момента установления диагноза. При получении экстренного извещения ЦГ и Э организует проведение дезинфекции по месту жительства и работы заболевшего.

источник