Меню Рубрики

Осмотр на педикулез осмотр для медработников

Плановый осмотр на педикулез является лучшей профилактикой распространения заболевания. Вшей трудно обнаружить, потому что эти насекомые имеют небольшой размер и проворно прячутся среди волос. Зараженный паразитами человек при близком контакте с другими людьми передает вшей. Поэтому важно вовремя выявить и нейтрализовать вредителей на волосах.

Профилактический осмотр на наличие вшей позволяет обнаружить болезнь на раннем этапе и остановить ее развитие и распространение.

Проверка пациента делается, когда у него появляются следующие симптомы педикулеза:

  • наличие в волосах гнид и живых вшей;
  • зуд волосяной части головы, который усиливается ночью;
  • следы от укусов вшей за ушами и на затылке;
  • появление гнойничков на коже головы.

Волосы пациента проверяются с использованием специального гребня, который имеет частые и длинные зубья.
Проверка на вши

Ребенка осматривают в детских учреждениях. Но родителям стоит самостоятельно проверять волосы своего чада. В этом случае соблюдаются определенные правила и методик проведения процедуры не много. Делать ее необходимо при дневном освещении, один раз в неделю, используя увеличительное стекло.

Осмотр волосистой части головы при выявлении педикулеза проводится в следующих учреждениях:

  • фельдшерско-акушерский пункт;
  • больница;
  • поликлиника.

Врач перед проверкой пациента на педикулез должен вымыть руки и надеть резиновые перчатки.

Алгоритм осмотра на педикулез прописан в «Протоколе ведения больных» и выглядит следующим образом:

  1. Волосы расплетаются и расчесываются.
  2. Врач обследует пациента, используя расческу и лупу. В первую очередь проверяется височная и затылочная части головы.
  3. Пациента просят раздеться, чтобы проверить его нательное белье.
  4. Проводится обследование других частей тела: лобка и подмышечных впадин.

Если удалось обнаружить заболевание, то пациента изолируют и заполняют форму №058/у («Экстренное извещение об инфекционном заболевании»).

После окончания процедуры перчатки выкидываются, а расческа дезинфицируется. В домашних условиях гребень можно погрузить в медицинский спирт.

Проверка бывает двух видов:

  • плановая – проводится у разных слоев населения через определенные промежутки времени;
  • внеплановая – делается, когда в коллективе был обнаружен человек с педикулезом.

Частота осмотра на педикулез детей и взрослых отличается:

  1. Процедура в школе проводится один раз в квартал.
  2. В детском садике и интернате взрослые и дети проверяются каждый месяц.
  3. Люди, находящиеся на лечении в стационаре, проверяются раз в неделю.

Проверку на наличие паразитов должны пройти и те, кто уезжает на оздоровительные курорты.

Проверить человека могут следующие специалисты:

Если заболевание было выявлено, то после лечения требуется повторный осмотр пациентов. Срок повторного осмотра наступает через 14 дней после проведения лечения педикулеза.

В учебных учреждениях волосы детей проверяют четыре раза в год: после каждых каникул. Раз в месяц медицинскими работниками проводится выборочная проверка учащихся, но проходят ее не менее четырех классов.

Дети лечатся дома. Школьная медсестра может порекомендовать обратится в больницу для уточнения диагноза и назначения антипаразитарных препаратов.

Акт проверки на педикулез в школе не составляется. Но ведется специальный журнал. В нем указывается следующая информация:

  • номер класса;
  • дата осмотра;
  • количество проверенных детей;
  • сведения о случаях заражения педикулезом.

Учеников, у которых были обнаружены насекомые, к урокам не допускают.

К обработке не допускаются беременные и кормящие матери, роженицы и дети до пяти лет. Гигиеническая процедура проводится в чистом, проветриваемом помещении. Медицинскому персоналу требуется обработать руки.

Без согласия человека процедура проводиться не может.

Санитарная обработка больного имеет такой порядок:

  1. Больного усаживают на застеленную клеенкой кушетку.
  2. Волосы обрабатывают средством от вшей, накрывают их косынкой и оставляют на 20 минут. За это время головной вид вшей погибает.
  3. Голову пациента промывают, обрабатывают уксусом 6%, оставляют под полотенцем на 20 минут.
  4. Волосы промываются водой и вычесываются вши и гниды над бумагой.

Такой способ позволяет быстро избавиться от вшей.

Осмотр и обработка пациента проходит с его разрешения. Перед обработкой ребенка берется согласие родителей. Мыть волосы малышей до пяти лет дезинсектицидными средствами запрещено.

источник

Цель:профилактика в стационаре.

Показания:поступление пациента в стационар.

Противопоказания для проведения дезинсекции:ал­лергия на овоцидные средства, заболевания кожи, дети до 5 лет.

Оснащение:противопедикулезный набор: овоцидные пре­параты: 0,15%-ный раствор Карбофоса или 0,25%-ный раствор Дикрезила или мыльно-керосиновая эмульсия (450 мл жидкого мыла на 350 мл Керосина и 200 мл дистиллированной воды), лосьоны «Ниттифор», «Лонцид», средство «Медифокс»; рас­творы уксусной кислоты 6%, 15%; простыня; косынки (проре­зиненная и из х/б ткани 2-3 шт.); клеенчатая пелерина, клеен­чатый и х/б мешок для личных вещей пациента: с двумя карма­нами — для головного убора и обуви; ватные тампоны, частый гребень (металлический). Корнцанг, клеенка, кувшин с водой температурой 37-38°С, оцинкованное ведро, таз, лоток; спецо­дежда медицинской сестры: халат, косынка, маска, резиновые перчатки, клеенчатый фартук; экстренное извещение.

Последовательность действий

1. Осмотреть волосистые части тела пациента:

для выявления головного педикулеза — височную и затылочную области, брови, ресницы;

для выявления лобкового педикулеза — область лобка, подмышечные впадины;

для выявления платяного педикулеза — внутренние швы и складки белья.

2. При выявлении головного педикулеза изолировать па­циента в санпропускник.

3. Надеть медицинской сестре спецодежду.

4. Отлить в лоток приготовленное овоцидное средство.

5. Постелить на кушетку клеенку, обработать ее одним из овоцидных средств, усадить на нее пациента.

6. Обработать салфеткой, смоченной овоцидным средс­твом, внутреннюю поверхность клеенчатого мешка.

7. Раздеть пациента, поместить одежду пациента в мешок из х/б ткани, а затем в клеенчатый, прикрыть обнаженное тело простыней, накрыть клеенчатой пелериной плечи.

8. Поставить таз перед пациентом.

9. Наложить жгут из х/б ткани (косынки) на лоб пациента.

10. С помощью корнцанга взять ватный тампон, смочить в лотке с овоцидным средством, слегка отжать.

11. Обработать смоченным тампоном последовательно всю поверхность головы у корней волос, распределяя воло­сы гребешком на пряди.

12. Положить гребешок и ватные тампоны в лоток для от­работанного материала.

13. Покрыть волосы клеенчатой косынкой, затем косынкой из х/б ткани, герметично завязать, оставить на 20 мин.

14. Снять косынки, поместить их в прорезиненный мешок.

15. Промыть волосы, поливая теплой водой из кувшина над тазом.

16. Ополоснуть волосы 6%-ным раствором столового уксу­са, экспозиция 30 секунд.

17. Высушить волосы полотенцем и прочесать частым греб­нем до полного вычесывания вшей и гнид.

I8. Отправить пациента на общую санитарно-гигиеничес­кую обработку.

19. Погрузить предметы ухода, используемые при обработ­ке, в овоцидное средство на 30 мин.

20. Обработать помещение тем же раствором, используя распылитель.

21. Снять спецодежду медицинской сестры и поместить во второй прорезиненный мешок.

22. Обработать горловины мешков тампоном с овоцидным средством и отправить в дезкамеру.

23. Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирую­щим раствором, вымыть руки.

24. Сделать отметку о выявлении педикулеза и проведении дезинсекции на титульном листе истории болезни боль­ного: поставить дату проведения обработки и подпись медицинской сестры.

25. Заполнить экстренное извещение и в течение 2-х часов отправить в центр санитарно-эпидемиологического надзора (ЦСЭН) по месту выявления педикулеза.

26. Внести сведения о выявлении педикулеза в «журнал уче­та инфекционных заболеваний».

1) при обильной завшивленности рекомендуется волосы пациенту остричь и сжечь их в оцинкованном ведре;

2) детей до 5 лет обра­батывают инсектицидными препаратами, не имеющи­ми противопоказаний;

3) пациент, санированный в приемном отделении по педи­кулезу, при поступлении в лечебное отделение осматри­вается повторно;

4) все пациенты, находящиеся на лечении, осматриваются на педикулез каждые 7 дней, при необходимости обра­ботку педикулеза повторяют.

Стационар больницы состоит из лечебных отделений.

Лечеб­ные отделения могут быть:

· терапевтические (пациенты с патологией сердца, легких, желудочно-кишечного тракта и т.д.);

· хирургические (травмы конечностей, операции на органах брюшной полости, сотрясение головного мозга).

Такое разделение чаще всего имеет место в районных, участко­вых больницах.

б) специализированные — отделения, предназначенные для ле­чения пациентов с патологией одной системы (кардиологическое, пульмонологическое, травматологическое, нейрохирургическое и т.д.).

Функции лечебного отделения

1. Оказание экстренной медицинской помощи.

2. Диагностика заболевания.

3. Проведение лечения, которое невозможно в домашних или амбулаторных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10093 — | 7753 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Цель: профилактика внутрибольничной инфекции

Оснащение: перчатки, расчёска, лупа, дезинфицирующий раствор.

1. Посадить пациента на кушетку, надеть перчатки.

2. Если волосы длинные, распустить их.

3. При помощи расчески и лупы осмотреть голову пациента, перебирая пряди волос; особое внимание обратить на затылочную и теменную области и за ушами.

4. Попросить пациента раздеться. Осмотреть нательное бельё.

5. Внимательно осмотреть другие волосистые части тела (подмышечные впадины, лобковую область).

6. При обнаружении вшей заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании» (ф№058/у).

7. Погрузить расчёску в дезинфицирующий раствор на 1 час.

Обработка при педикулёзе.

Цель: профилактика внутрибольничной инфекции

Показания: уничтожение вшей и гнид на волосистой части головы

Противопоказания: крайне тяжёлое состояние пациента

1) Укладка защитной одежды в биксе – медицинский халат, косынка, маска, клеенчатый фартук, перчатки

2) Один из дезинсектицидных растворов: лосьон «Антибит», «Ниттифор»; 20% эмульсия бензил-бензоата, 0.25% раствор декризила, 10% мыльнокерасиновая эмульсия, мыло К, черемычная вода;

3) 6% раствор уксусной кислоты;

6) косынки (клеёнчатая и хлобчатобумажная);

10) ножницы, безопасная бритва;

11) лоток и спички для сжигания волос;

13) клеёнчатый мешок для сбора вещей пациента;

14) «Медицинская карта стационарного больного», «Журнал осмотра на педикулёз», «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»

Обязательные условия: обработку проводить в специальном, хорошо вентили­руемом помещении, соблюдать права пациента, конфиденциальность, ин­фекционную безопасность.

1. Сообщить пациенту о наличии педикулёза, необходимость предстоящей процедуры и получите согласие на обработку.

2. Надеть дополнительный халат, косынку, маску, перчатки, фартук.

3. Усадить пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеёнкой.

4. Укрыть плечи пациента клеенчатой перелиной.

5. Обработать волосы одним из дезинсектицидных растворов, согласно прилагаемой к нему инструкции.

6. Покрыть волосы косынками (клеёнчатой и хлопчатобумажной) на 20- 30 минут.

7. Промойте волосы теплой водой и шампунем.

8. Ополоснуть волосы 6% раствором уксусной кислоты.

9. Вычесать волосы частым гребнем в течение 10-15 минут, наклонив голову над белой бумагой.

10. Осмотреть волосы пациента, убедиться что вшей и гнид нет.

12. Бельё пациента и спецодежду медсестры сложить в мешок для отправки в дезинфекционную камеру.

13. Погрузить гребень в дезинфицирующий раствор на 1 час.

14. Снять перчатки, вымыть руки.

15. На титульном листе медицинской карты стационарного больного сделать отметку о выявленном педикулёзе «Р» (pediculosis).

16. Сделать отметку в «Журнале осмотра на педикулёз»

17. Отправить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»

Примечание: осмотр волосистой части головы провести в лечебном отделении через 3 дня.

Антропометрия.

Антропометрия – это комплекс методов и приёмов измерения морфологических особенностей человеческого тела. К измерительным методам относятся определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки и некоторые другие.

Определение массы тела.

Цель: определение фактической массы тела

Показания: необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: медицинские весы, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

Обязательные условии: исследование проводится натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Открыть затвор на весах и отрегулировать весы.

3. Закрыть затвор на весах и положить клеёнку на площадку весов.

4. Поставить пациента на середину площадки весов на клеёнку (без тапочек).

5. Отрегулировать весы, закрыть затвор.

6. Определить массу тела пациента и сообщить результат пациенту.

7. Обработать клеёнку, вымыть руки.

8. Записать данные в историю болезни.

Измерение роста

Цель: определение роста для коррекции массы тела.

Показания: Необходимость исследования физического развития и по назначению врача.

Противопоказания: Тяжелое состояние пациента.

Оснащение: ростомер, клеёнка, дезинфицирующий раствор, история болезни.

1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры и получить его согласие.

2. Предложите пациенту снять обувь.

3. Постелить на площадку ростомера клеёнку.

4. Поднять планку ростомера по шкале.

5. Поставить пациента спиной к стойке так, чтобы он имел 4 точки соприкосновения (пятки, ягодицы, лопатки и затылок) с ростомером.

6. Опустить планку ростомера на голову пациента и отметить по шкале количество сантиметров.

7. Записать данные измерения в историю болезни (температурный лист).

8. Продезинфицировать клеёнку.

Транспортировка пациента в лечебное отделение.

Вид транспортировки определяет врач в зависимости от тяжести состояния пациента.

2) проводить пациента в отделение.

3) передать историю болезни постовой медицинской сестре.

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

2. Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.

3. Постелите в каталку простыню, одеяло, положите подушку (при необходимости — клеенку).

4. Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,

5. Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой — под поясницу и бедра.

6. Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.

7. Укройте пациента второй половиной одеяла.

8. Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой — сзади каталки, лицом к пациенту.

9. Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.

10. Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

11. Снимите одеяло с кровати.

12. Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.

13. Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.

Читайте также:  Какое средство помогает от педикулеза

1. Вниз по лестнице пациента несут ногами вперед, причем передний конец носилок приподнят, а задний опущен, для того чтобы достигнуть горизонтального положения носилок.

2. Вверх по лестнице пациента несут головой вперед и также в горизонтальном положении.

3. При транспортировке пациента на носилках надо идти не в ногу, короткими шагами слегка сгибая ногу в коленях и удерживая носилки в горизонтальном положении.

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Подготовьте кресло-каталку к транспортировке, проверьте ее исправность.

3. Наклоните кресло-каталку вперед, наступив на подставку для ног

4. Попросите пациента встать спиной к креслу на подставку для ног и, поддерживая, усадите его в кресло.

5. Опустите кресло каталку в исходное положение, прикройте одеялом.

6. Транспортируйте пациента так, чтобы его руки не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

7. Обработайте кресло-каталку в соответствии с действующими приказами.

Примечание:При любом способе транспортировки сопровождающий пациента обязан передать пациента и его историю болезни палатной медицинской сестре.

ТЕМА: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Цельюинфекционного контроля и инфекционной безопасности является предупреждение внутрибольничной инфекции.

Последовательность обработки медицинских инструментов

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

источник

Несмотря на то что вшивость традиционно связывается в нашем сознании с нищетой и беспризорностью, это заболевание очень заразно и поражает всех подряд, в том числе и детей из благополучных семей и чистых, ухоженных взрослых.

Именно поэтому регулярный осмотр на педикулез поможет исключить инфицирование других членов семьи и рано обнаружить заражение. Тогда с ним намного легче справиться.

Так как заражение вшами — это вид контактного инфицирования, то для предотвращения дальнейшего распространения необходимо своевременное обнаружение источника.

Согласно приказу СанПиН, проверка на педикулез бывает следующих видов:

  1. Плановая, которая выполняется с определенной частотой.
  2. Внеплановая, срок которой не устанавливается заранее. Она выполняется, если в коллективе обнаруживается зараженный вшами или гнидами человек.

Проверяются следующие категории людей:

  • больные, находящиеся на стационарном лечении — один раз в 7 суток, а также при поступлении;
  • дети и взрослый персонал детских садов, домов и интернатов — ежемесячно;
  • в школах проверка проводится раз в квартал (после завершения каждых каникул);
  • в учреждениях социального обеспечения — 2 раза в месяц;
  • остальные категории работников — при прохождении плановых медосмотров.

Проверить состояние человека может терапевт, семейный доктор, медсестра, дерматолог или фельдшер в сельском врачебном пункте.

Сложность в выявлении педикулеза состоит в том, что он проявляется в трех формах, связанных с различными видами вшей:

  1. Головные вши селятся на волосистой части головы, в основном на затылке, шее, в области за ушными раковинами. Такой форме заболевания больше подвержены маленькие дети, их родители и взрослые, постоянно контактирующие с малышами (преподаватели, воспитатели, медперсонал).
  2. Платяная вошь откладывает гниды (яйца) в основном в швы одежды, поэтому осмотр на педикулез в стационаре обязательно должен включать в себя проверку состояния одежды и постели больного. На теле такие вши постоянно не находятся.
  3. Лобковая вошь поражает волосяной покров половых органов, но паразиты могут расползаться по всем частям тела, покрытым волосами. Они могут обнаруживаться в волосах на теле, в подмышках, на бровях и даже в ресницах.

Вши не прыгают как блохи, а заражают человека при контакте или пользовании чужими вещами.

Проводить такую проверку можно хоть каждый день, особенно если есть подозрение на возможность заражения или имелся контакт с подобными больными.

Проверка очень простая и состоит в рассмотрении волос и одежды под ярким светом и желательно с использованием увеличительного стекла. Самостоятельно проделать это сложно, поэтому лучше привлечь помощника.

Проще всего обнаружить гнид, так как они прочно крепятся у основания волос. Вши прячутся в волосах, поэтому могут быть не обнаружены, особенно при наличии очень густых и темных прядей.

Для работы поверхность застилают белой бумагой или тканью, волосы расчесывают частым гребнем и проверяют то, что может из них высыпаться. Нелишним будет проверить все покрытые волосами части тела, а также швы одежды и белья.

Алгоритм осмотра на педикулез включает в себя следующие действия:

  1. Осмотр кожи головы. Волосы нужно распустить и расчесать. Рассматриваются они с лупой под очень ярким светом, особенно тщательно осматриваются корни волос, где прикрепляются гниды, а также проверяется наличие папул — следов укусов паразитов. Начинают обследование с затылка и области за ушами.
  2. Осмотр кожных покровов на теле. Если у пациента есть платяные или лобковые вши, их следы можно обнаружить в виде укусов и расчесов, а также гнид, прицепившихся к волоскам.

Обследование проводится в перчатках, которые затем выбрасываются, при помощи гребня или расчески с частыми и длинными зубцами. Пол предварительно застилают тканью или клеенкой. Расческу после работы стерилизуют спиртом.

Алгоритм проведения осмотра пациента на педикулез позволяет быстро и точно поставить нужный диагноз и воспрепятствовать распространению паразитарной инфекции. Манипуляция может проводиться в дошкольных учреждениях, лагере, детском саду, школе.

При обнаружении заражения у ребенка школе акт не составляется, но ведется специальный журнал. Детей освобождают от занятий и лечат дома, но при необходимости можно обратиться в поликлинику. Им выдается справка о вынужденном пропуске уроков.

Если вши выявляются в больнице, зараженного изолируют, его одежду и постельное белье, а также вещи, бывшие на персонале в момент обследования, подвергают тепловой обработке и дезинфекции. Самого пациента подвергают лечению по существующей методике:

  1. Кушетку накрывают простыней или пленкой.
  2. На плечи пациенту набрасывают пелерину, лицо защищают валиком вокруг головы.
  3. Волосы расчесывают, и прядь за прядью обрабатывают выбранным средством от паразитов.
  4. Накрывают голову полиэтиленовой шапочкой и выдерживают нужное время.
  5. Промывают теплой водой с шампунем, полощут с раствором столового уксуса.
  6. Опять надевают полиэтиленовую шапочку и держат еще 20 минут.
  7. Выполаскивают уксус и заворачивают волосы в полотенце.
  8. Гнид и вшей вычесывают частым гребнем.
  9. Все использованные инструменты и материалы обеззараживают.
  10. Повторный осмотр пациентов с педикулезом после обработки позволяет исключить рецидив заражения.

К обработке химическими средствами не допускают беременных, кормящих матерей, детей до трехлетнего возраста, тяжелобольных, лиц с серьезными повреждениями кожного покрова. Процедура проводится только с согласия пациента или после получения разрешения родителей несовершеннолетнего. При обнаружении вшей у детей или взрослых нужно следить за состоянием остальных членов семьи.

Повторный осмотр на педикулез проводится через 7 суток после выполнения санитарной обработки от вшей и гнид. С его помощью удается обнаружить насекомых или же убедиться в полном успехе предыдущей обработки. В случае неудачи, возможно, потребуется применение другого, более эффективного средства.

Повторный осмотр проводится точно так же, как и первый.

От заражения вшами не гарантирован никто, но раннее обнаружение и ответственное отношение позволит не дать распространиться паразитам и защитит семью и близких от этой неприятности.

Не нужно опасаться осуждения и медицинских работников, они выполняют свой долг, помогая людям оставаться здоровыми.

Стыдно может быть не заразиться, а отказаться от правильного и быстрого лечения. Нужно помнить, что доморощенные средства не всегда эффективны против вшей или гнид.

источник

При обнаружении вшивости (как и при ряде других инфекционных заболеваний) проводят санитарную обработку, которая может быть полной (мытье больного с мылом и мочалкой в ванне или под душем, уничтожение микроорганизмов и насекомых в белье, одежде, обуви, постельных принадлежностях и жилых помещениях, т.е. дезинфекция и дезинсекция) или частичной, подразумевающей только мытье людей и дезинфекцию (дезинсекцию) белья, одежды и обуви.

Для борьбы с головными вшами существуют различные методы (использование керосина, сабадиллового уксуса, 50 % мыльно-сольвентовой пасты или эмульсии), часто дополняемые стрижкой волос головы. Наиболее употребительным, особенно в тех случаях, когда больной не соглашается остричь волосы, является применение керосина, смешанного с растительным маслом. Указанную смесь накладывают на волосяной покров головы и покрывают вощеной бумагой; сверху на голову повязывают косынку или надевают шапочку. Спустя 8- 10 ч волосы тщательно промывают горячей водой с мылом. Для удаления гнид в течение нескольких дней повторно расчесывают волосы частым гребнем с ватой, смоченной горячим 10 % раствором столового уксуса.

В настоящее время борьба с головными вшами значительно облегчается благодаря наличию в продаже различных специальных шампуней («Рид», «Спрей-пакс», «Элко-инсект» и др.), лосьонов («Ниттифор», «Сана» и т.д.) и других моющих средств. После обработки необходимо трижды в течение месяца (с интервалом 7 дней) провести повторный осмотр больного, чтобы удостовериться в полном уничтожении вшей.

Для уничтожения лобковых вшей сбривают пораженные волосы, после чего обычно бывает достаточно повторно вымыть тело горячей водой с мылом. Белье и одежда обеззараживаются в соответствующих дезинсекционных камерах (паровоздушных, горячевоздушных и т.д.). Медицинский персонал, осуществляющий обработку больных с педикулезом, должен пользоваться специальной длинной одеждой из прорезиненной ткани или плотного холста. Основная мера профилактики вшивости состоит в регулярном мытье тела, своевременной смене нательного и постельного белья.

Оснащение: халат, непромокаемый фартук, перчатки, клеенка, полотенце, гребешок, противопедикулицидное средство.

1. Надеть дополнительный халат, фартук, перчатки.

2. Объяснить пациенту необходимость и последовательность предстоящей процедуры и получить согласие на проведение.

3. Усадить пациента (если позволяет состояние) на стул, накрытый клеенкой (или постелить клеенку на пол и поставить на нее стул).

4. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце, чтобы уберечь его глаза от попадания педикулицидного средства. Если пациент не в состоянии держать полотенце, это за него делает помощник, у которого также должны быть дополнительный халат и перчатки.

5. Обработать волосы пациента любым противопедикулицидным средством.

6. Покрыть волосы пациента шапочкой на 20 мин (по некоторым технологиям шапочка не требуется)

7. Промыть волосы теплой водой, вытереть их.

8. Вычесать сухие волосы частым гребнем в течение 15—20 мин, разделяя волосы на пряди и последовательно вычесывая каждую прядь.

9. Белье и одежду пациента сложить в мешки для дезинсекции.

10. Снять перчатки, фартук, халат (поместить в мешок для дезинсекции), вымыть руки.

11. На титульном листе «Медицинской карты стационарного больного» сделать отметку о выявленном педикулезе: «Р» (лат. pediculus — вошь).

12. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в учреждение санэпиднадзора (форма № 058у), зарегистрировать данные о пациенте в «Журнале учета инфекционных заболеваний» (форма № 060у).

13. Осмотреть сухие волосы пациента.

После проведения дезинсекции пациента помещение и предметы, с которыми он контактировал, необходимо обработать теми же педикулицидными препаратами. Гребень обдают крутым кипятком после каждого осмотра, или протирают 70-градусным раствором спирта.

Техника обработки области лобка при педикулезе изложена в методических рекомендациях к педикулезному средству.

Повторный осмотр головы или лобка проводят через 10 дней.

При выявлении платяного педикулеза одежду и постельное белье обрабатывают каждую неделю. Нательное белье ежедневно в течение недели кипятят и гладят.

Если пациент поступает в лечебное учреждение для плановой госпитализации, обработка волос, одежды осуществляется на дому, или в специальных дезинсекционных центрах. Вещи также должны быть обработаны педикулицидными средствами.

4. Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования, оформление направления

Цель. Определение микрофлоры зева.

Показания. Воспалительные заболевания зева.

Оснащение. Стерильный шпатель; стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через пробку стержнем с ватным тампоном на конце (готовит бактериологическая лаборатория); направление в бактериологическую лабораторию.

Мазок из зева, техника выполнения:

1. Осматривают полость рта. Обращают внимание на язык, миндалины, зев. Определяют место взятия отделяемого на исследование.

2. Осторожно придерживая пробку, извлекают стержень из пробирки, не касаясь ее наружных стенок и окружающих предметов. Пробирку ставят в штатив.

3. Левой рукой I, II и III пальцами берут шпатель. Просят пациента открыть рот. Прижимают шпателем язык, вводят тампон в полость рта и снимают отделяемое с определенного места.

4. Осторожно и быстро извлекают тампон из полости рта и, не касаясь наружных стенок пробирки и окружающих предметов, опускают его в пробирку.

5. В направлении указывают время взятия отделяемого.

6. Пробирку с направлением доставляют в лабораторию не позднее 2 ч с момента забора.

7. Результат исследования подклеивают в историю болезни.

Цель. Исследование микрофлоры носа.

Показания. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Оснащение. Стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через нее стержнем с ватным тампоном на конце, промаркированная буквой «Н»; направление в бактериологическую лабораторию; штатив.

Техника взятия мазка из носа:

1. Усаживают (укладывают) пациента, просят слегка запрокинуть голову.

2. Левой рукой берут из штатива пробирку, а правой извлекают стержень с тампоном. Сделать это нужно аккуратно, не касаясь тампоном окружающих предметов.

3. Пробирку ставят в штатив.

4. Левой рукой приподнимают кончик носа пациента, а правой легкими вращательными движениями вводят тампон в нижний носовой ход с одной стороны, а затем с другой на глубину 1,5 — 2,0 см.

5. Извлекают тампон и быстро опускают в пробирку, не касаясь ее наружных стенок.

6. Отправляют пробирку в бактериологическую лабораторию, указав время взятия мазка.

Примечание. Мазок должен быть доставлен в лабораторию не позднее чем через 2 ч после взятия. Лабораторные исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования осуществляются строго по показаниям в зависимости от диагноза.

Транспортировка пациента

Читайте также:  Как избавиться от платяного педикулеза

Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа. Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет. 9.1. Транспортировка на каталке Выполнение манипуляции: — подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность; — постелить на каталку простыню (при необходимости — клеёнку), положить подушку, одеяло; — поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79); — приподнять пациента — один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой — под поясницу и ноги; — уложить пациента на каталку; — укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней; — один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой — сзади каталки лицом к пациенту; — сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент; — транспортировать пациента в отделение с историей болезни; — поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты. — снять одеяло с кровати; — переложить пациента на кровать. 9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке Выполнение манипуляции: — подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность; — наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног; — попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом; — придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80); — во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки. Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели. 9.3. Транспортировка на носилках Для транспортировки на носилках следует приготовить: — простыню; — одеяло; — подушку, клеёнку. Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки. При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади — у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди — на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз — вперёд ногами. 9.4. Перекладывание больного Выполнение манипуляции: — перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А); — встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй — под таз и верхнюю часть бёдер, третий — под середину бедер и голени (рис. 81Б); — одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В): — уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку; — транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г); — в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать. Нельзя перекладывать больного на простыне! Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.

Перемещение пациента

Перемещение пациента в постели осуществляется поэтапно.

1. Медицинская сестра оценивает способность пациента к участию в процедуре, а именно: его подвижность, мышечную силу, адекватную реакцию на слова.

2. Она поднимает постель на максимально удобную для работы с пациентом высоту.

3. Медицинская сестра убирает с постели подушки и прочие предметы, мешающие перемещению пациента.

4. При необходимости ей помогают санитарка, другая медицинская сестра, врач.

5. Медицинская сестра объясняет пациенту смысл процедуры, чтобы успокоить его и добиться сотрудничества.

6. Она придает постели горизонтальное положение, фиксирует ее.

7. Для снижения риска инфицирования медицинская сестра проводит процедуру в перчатках. После перемещения пациента она опускает кровать, поднимает поручни для обеспечения безопасности пациента.

Медицинская сестра проверяет правильность положения тела пациента. Его спина должна быть выпрямлена; исключаются любые искривления, напряжение. Медицинской сестре следует выяснить, удобно ли пациенту положение, в котором он находится.

Беспомощного пациента перемещают в постели в следующем порядке:

1) поворачивают пациента на спину, проверяют правильность положения тела;

2) опускают изголовье постели в горизонтальное положение;

3) в изголовье кладут подушку, чтобы пациент не ударился головой о спинку кровати;

4) встают лицом к изножью постели под углом 45° и передвигают ноги пациента по диагонали к изголовью кровати; процедура начинается с перемещения ног, так как они легче других частей

тела и их удобнее передвигать;

5) перемещаются вдоль бедер пациента;

6) сгибают ноги в коленях, чтобы руки находились на уровне туловища пациента:

7) передвигают бедра пациента по диагонали к изголовью;

8) перемешаются вдоль туловища пациента параллельно верхней части его тела;

9) подсовывают руку, находящуюся ближе к изголовью, под плечо пациента, снизу обхватив его плечо; плечо нужно одновременно поддерживать кистью руки;

10) другую руку подсовывают под верхнюю часть спины; поддержка головы и шеи обеспечивает надлежащее выпрямление тела пациента и предупреждает травматизм, а поддержка туловища

11) передвигают туловище, плечи, голову и шею пациента по диагонали по направлению к изголовью;

12) поднимают боковой поручень кровати для предотвращения падения пациента с постели и переходят на ее другую сторону;

13) переходя с одной стороны постели на другую, повторяют процедуру до тех пор, пока тело пациента не достигнет желаемой высоты;

14) перемещают пациента на середину постели, точно так же поочередно манипулируя отделами его тела, до достижения поставленной цели;

15) поднимают боковые поручни для обеспечения безопасности пациента;

16) снимают перчатки, моют руки.

Медицинская сестра поворачивает пациента в кровати, перекатывая или плавно перемещая его по направлению к себе, а не от себя. Нельзя тянуться вперед, чтобы поднять пациента, котоpый находится на некотором расстоянии. В большинстве случаев пациента перекатывают на спину, а затем передвигают на край кровати, чтобы вернувшись в первоначальное положение, он снова оказался посередине нее. Для того чтобы подвинуть человека на край кровати, сначала подвигают его голову и плечи, затем ноги, а потом туловище. Для осуществления каждого из этих движений под пациента кладут руку с той стороны кровати, к которой его подвигают. Следует стоять в устойчивом положении и перекатывать пациента к краю кровати. Если пациент тучный, медицинской сестре могут понадобиться два помощника для перемещения туловища и бедер больного. Для этого встают рядом и переворачивают пациента при помощи натянутой простыни в одиночку или вдвоем.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

/ Эпидемиологический надзор / Пресс-релизы /
Ещё раз о школьном педикулезе: медикам, учителям и родителям на заметку

Начинается холодный период года. Как правило, на 2 и 3 четверть учебного года приходится рост заболеваемости головным педикулезом среди школьников. Способствует этому обмен учащимися шапочками или их хранение (не в пакете, а на вешалке в гардеробе), пользование одной расческой, селфи-фотографии. Заражение возможно не только в классах, но и в общих раздевалках спортзалов, бассейнов, танцевальных студий, если вещи находятся не в индивидуальных шкафчиках, а на общей вешалке.

К негативной особенности последних лет относится приобретение устойчивости вшей к препаратам, которые были эффективны еще недавно. Это значит, надо менять тактику лечения!

Эпидемиологическое обследование групповой заболеваемости в одной из школ, где недавно было выявлено 6 больных педикулезом, показало, что причинами вспышки явились нерегулярные осмотры на педикулез школьным медиком, а также не проведение в школе месячника по борьбе с педикулезом и чесоткой в этой школе в сентябре. В результате в начале сентября произошел занос педикулеза из домашних очагов и распространение заболеваемости.

Между тем купировать групповую заболеваемость педикулезом очень сложно, ведь теперь надо это делать и в семьях и в школе 30-40 дней (если не будет свежих случаев). А начинать мероприятия надо с общешкольного родительского собрания, где рассказать о мерах профилактики.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай разработана специально лекция для родителей с презентацией слайдов, где доходчиво объясняются алгоритмы действия при регистрации единичных и массовых случаев педикулеза в организованных коллективах, рекомендуются меры оздоровления домашних и школьных очагов.

Медицинским работникам школ

Делать осмотр на педикулез надо правильно: с лупой и мелким гребнем! Школьный медик этими предметами должен быть вооружен согласно Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где в пункте 11.5. написано: «С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70° раствором спирта».

Правильный осмотр на педикулез – с лупой и гребнем

Если в школе выявлен педикулез, работать на профилактику заболевания придется во всех семьях! В течение 30-40 дней нужно осматривать не только своего школьника, но и всех членов семьи, даже если медицинским работником у Вашего чада педикулез не выявлен: в начале заболевания, когда вшей мало, их можно не увидеть.

Кстати, простой способ обнаружить вшей у себя и домочадцев: прочесать волосы мелким гребнем над ванной. Или над столом, где расстелено белое полотенце (простынь). На белом фоне вычесанные паразиты видны хорошо.

Помните, что вошь откладывает свои яйца на самых теплых участках головы – у основания шеи, за ушками, в пучке под резинкой «конского хвостика», на той стороне головы, на которой любит спать ваш ребенок.

Если у ребенка обнаружены вши, то необходимо лечить ВСЮ семью. Отправляемся за препаратами в ближайшую аптеку, где можно купить «Бензилбензоат» и «ФулМаркс» (сейчас эффективны именно эти препараты). Средство наносят в достаточном количестве (поверхность должна выглядеть «густо покрытой кремом») на волосы и кожу (можно втирать в корни волос), оставляют на 10–40 мин, в зависимости от лекарственной формы и инструкции. Голову нужно покрыть косынкой, полиэтиленом. Затем тщательно смывают теплой проточной водой с обычным шампунем.

После этой процедуры нужно прополоскать волосы 5% р-ром уксуса и выдержать 30 минут. Снова вымыть голову шампунем, хорошо прополоскать волосы в проточной воде, а затем гребнем вычесать гниды и мертвых вшей . Всем совет – обзаводитесь специальным частым гребнем (в упаковке «ФулМаркс» гребень есть ). Только вычесывание и личное рукопашное истребление даст результат. При необходимости эту процедуру повторяют через 7 дней. Проявите особое усердие в борьбе с гнидами: одна упущенная – и всё пошло по новой! Кто гнид будет давить, помните: при раздавливании живой гниды ногтями она щёлкает.

Однако никакое лечение не поможет, никакое ручное вычесывание, если мы не проведем полной санации всего, с чем мог соприкасаться пораженный педикулезом ребенок! Поэтому, стираем в горячей воде всю одежду, постельное бельё (то, что нельзя постирать – немедленно в пластиковый мешок и в морозильник, а в зимнее время – на балкон или веранду на 3-4 часа). Моются-стерилизуются все расчески, заколки, щетки, сменяются все головные уборы (или вымораживаются и проглаживаются изнутри), ворсистая мебель проглаживается горячим утюгом, ковры тщательно пылесосятся. Причем, проводите это одномоментно с лечением волос, иначе ни то, и другое не даст результата. И еще – домашние животные не переносят педикулез. У них свои собственные блохи.

Директорам школ и учителям

Вы находитесь в группе профессионального риска заражения педикулезом и больше всех заинтересованы в благополучии школы. Детей со вшами в школе быть не должно! Ответственность за организацию и проведение противопедикулезных мероприятий в организованных коллективах несет медицинский персонал и администрация учреждения. В пункте 4.5. СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» написано: «Организация и проведение плановых обследований детей, посещающих дошкольные, школьные образовательные организации и другие детские организации, обеспечивается руководителями таких организаций».

При выявлении медицинскими работниками, педагогами педикулеза у ребенка проводится информирование родителей с рекомендациями по обработке ребенка от педикулеза. Допуск детей в детское дошкольное учреждение или школу осуществляется только после санации от вшей и, главное, от гнид.

Осмотры на педикулез проводит медицинский персонал и ответственные лица (педагоги, воспитатели) ежеквартально в школе и ежемесячно в детском дошкольном коллективе. Однако если в школе (детском саду) выявлены случаи педикулеза, кратность осмотров возрастает (до 1 раза в 7-10 дней).

Прием в коллектив после обработки происходит только при наличии справки о санации ребенка от вшей. Дерматологи дают ее лишь в том случае, если гнид нет вообще, что некоторых родителей возмущает. «Это – перхоть! И лечить ребенка не буду! И за справкой не пойду! Завтра он придет в школу – и попробуйте его не принять!» — возмущалась недавно одна из родительниц. При таком отношении к проблеме педикулез не истребить, ведь если ваш ребенок не пролечится радикально – он может заразить и других детей в классе или группе.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Эл. почта:

источник

Проведение регулярных осмотров головы – это надежный способ профилактики педикулеза.

Они позволяют выявить наличие паразитов еще до того, как насекомые активно расплодятся и начнут досаждать человеку.

Проведение хорошего медицинского осмотра требует наличия навыков, знаний, а также несложного оборудования и не может проводиться наобум.

Об этих необходимых условиях более конкретно расскажет данный материал. Итак, как проверить, есть у тебя вши или нет?

Выделяемый вшами при укусе фермент вызывает зуд, который может быть очень сильным из-за того, что насекомые живут большими группами и делают много укусов.

На месте укуса у многих людей остаются высыпания – папулы, сходные с теми, что появляются при комариных или клоповых укусах, но размер у них, как правило, меньше, за исключением случаев наличия аллергии, когда высыпания могут быть значительными.

Зуд в папулах не проходит даже при постоянном их чесании, что провоцирует их разрастание, покраснение и заполнение грязью и гноем.

При наличии вшей далеко не всегда проявляется каждый из этих симптомов. У людей, не предрасположенных к аллергическим реакциям при наличии зуда могут не возникать папулы. Люди с особо устойчивым организмом могут не испытывать зуда.

Иногда симптомы педикулеза можно спутать с признаками себореи или поражения чесоточными клещами. Это значит, что по ощущениям не всегда можно вовремя заметить педикулез и единственным надежным способом его диагностики является осмотр головы.

Рассмотрим, как проверить себя на вши и обследовать своих родственников и друзей.

Вши имеют очень маленький размер, увидеть их невооруженным взглядом затруднительно, особенно на темных волосах. К тому же они очень подвижны и легко укрываются в глубинах волосяного покрова при первых же признаках опасности со стороны своего хозяина.

Но их яйца — гниды — обладают светлой окраской и надежно прикрепляются к волосу в районе его основания. Так как вши никогда не покидают голову на долгое время, то по наличию гнид можно делать вывод о проживании их родителей.

Перейдем к подробной инструкции, как обнаружить вшей у себя. Для осмотра нужно выбрать хорошо освещаемое место – свет на этом участке должен быть сильнее естественного или исходящего от полочной лампы. Хорошо подойдет яркая настольная лампа.

Сначала нужно распустить волосы, если они длинные. Локоны не должны запутываться и пересекаться. Особой укладки для осмотра на педикулез не требуется.

Затем в руки берется расческа с частыми зубцами и лупа. Расческой пробирается каждая прядь, которая под лупой просматривается по всей своей длине.

После этого не лишним будет проверить повседневную одежду и постельное белье на предмет поселения там платяных вшей. Особое внимание обращайте на внутренние складки.

На первый взгляд гниды и перхоть могут показаться схожими образованиями, но на деле отличить их несложно – если белые хлопья перхоти легко смахиваются с волос, то гниды прикрепляются к ним специальным секретом, благодаря которому их не всегда удается отделить даже с помощью расчески.

Также нужно уметь различать мертвых гнид и живых. Живые яйца вшей отсвечиваются голубоватым цветом, мертвые яйца под светом остаются тусклыми и серыми.

Осмотр нежелательно проводить самому себе, это очень неудобно и при таком подходе невозможно тщательно просмотреть каждую прядь, поэтому в ходе такой самопроверки могут остаться незамеченными признаки развития педикулеза. Лучше, чтобы осмотр проводился сторонним лицом.

После осмотра нужно продезинфицировать расческу, опустив ее в 70% раствор спирта на несколько минут или подержав в кипящей воде. Узнайте больше о том, как обработать расчески после вшей.

Медицинские учреждения должны проводить регулярную проверку населения на заражение педикулезом во всех местах постоянного контакта больших групп людей: школы, детские сады, исправительные учреждения, лечебные стационары и т.д.

В санитарно-эпидемиологических нормативных актах указана частота таких проверок и правила их проведения.

Согласно пункту 3.12 СанПиН 3.2.1333-03 регулярный осмотр на вшей должны проходить следующие группы населения:

  • Дети, живущие в детских домах и школах-интернатах, проверяются на педикулез раз в неделю;
  • Пациенты больниц при поступлении на стационарное лечение;
  • Граждане, работающие на предприятиях и учреждениях, проверяются при плановой диспансеризации;
  • Проверка учреждений социального обеспечения проходит два раза в месяц;
  • Школы и высшие образовательные учреждения проверяются один раз в квартал. В школах также необходимо проводить осмотры после каникул и в конце учебного года.

Помимо осмотра головы, также проводится проверка одежды на наличие платяных вшей.

Осмотр могут проводить только медицинские работники.

Теперь вы знаете, как проверить есть ли вши на голове, и ознакомлены с методиками индивидуальной и массовой проверки населения на педикулез.

Полезное видео о способах выявления педикулеза:

Никогда не надейтесь полностью на плановые проверки, проводимые медицинскими учреждениями, так как в большинстве регионов они нечасты и поверхностны. Если вы подозреваете, что у вас или члена вашей семьи завелись вши, то проведите осмотр сами как можно скорей.

источник

Многие считают, что только неблагополучные люди могут заразиться таким неприятным заболеванием как педикулез.

На самом деле, поймать вошь можно в любом общественном месте. Особенно часто педикулезом болеют дети, которые встречаются с ним в садиках, на детских площадках, в начальной школе.

Дети часто играют в контактные игры, любят обниматься или сидеть, прижавшись друг другу головами.

Обнаружив паразитов у себя или у ребенка, не стоит паниковать, нужно обратиться к современным эффективным средствам лечения.

Педикулез — это заражение кожи и волос паразитами, а именно вшами.

В зависимости от места заражения различают головной, лобковый и платяной, но в запущенных случаях они могут встретится и у одного человека.

Эти мелкие, не больше 4 мм, белесые паразиты питаются исключительно кровью. Для этого они прокусывает кожу, что вызывает нестерпимый зуд.

А свои яйца они размещают недалеко от корня волос, крепко приклеивая их, что служит отличной защитой от смывания и расчесывания.

Специалисты заметили, что она вошь способна отложить около 100 яиц, которые уже через неделю вылупятся и заполнят собой пораженные части тела.

Раньше педикулез лечили радикально, сбривая волосы и обрабатывая кожу керосином, сейчас разработано множество видов шампуней, порошков и прочих лекарств. Они убивают не только взрослых паразитов, но и гнид.

Дерматологи считают, что гораздо легче предупредить заражение, чем вылечить паразитарное заболевание.

Почти во всех случаях источником является человек, чаще всего дети.

Несмотря на слухи, на самом деле вши не умеют прыгать и могут перебраться на нового хозяина только с очень близкого расстояния.

Поэтому нужно понимать какие есть способы заражения:

  • Контактные игры с объятиями, рассматривание чего-либо, во время которого соприкасаются головами, тихий час, если кроватки стоят близко — всё это самые частые ситуации, при которых заражаются дети.
  • Местами повышенной опасности также можно считать любые массовые мероприятия, давку в автотранспорте, групповые фотографии в стиле сэлфи. Подростки же чаще всего заражаются при поцелуях и половых контактах, умудряясь одновременно поймать 2 вида паразитов.
  • В местах плотной населенности, например, детских лагерях, лагерях беженцев, казармах часто происходят вспышки педикулеза, которые иногда провоцируется одним зараженным. Скученность, нарушение правил личной гигиены и невозможность избежать тесных контактов — этого более чем достаточно.
  • Редко, но всё же случается заражение через одежду личные вещи и предметы гигиены. Детям интересно померить чужую заколку, шапочку или красивую резинку. На них может сидеть вошь и потом спрыгнуть на здоровую голову. Встречаются случаи, когда паразиты переползают с постельного белья в гостинице, пансионате. Произойти это может только в том случае если белье своевременно не меняется или не стирается при должной температуре.
  • В общественных местах, с нарушением санитарно- гигиенических правил можно заразиться вшами даже в бассейне или фитнес-клуб. Дерматологи доказали, что вши могут какое-то время находиться в воде, плавая на поверхности и ожидая пока их занесет на чистую голову. Поэтому при желании посетить подобные места нужно проверить обработку воды, чистоту душевых кабин.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – в частности раздел педикулез СанПиН 3.2.3215-14 — были разработаны в указанных годах большим коллективом сотрудников различных НИИ и утверждены постановлением главного санитарного врача Российской Федерации, для того чтобы организовать и установить требования к тому комплексу организационных и санитарно- профилактических мероприятий, которые помогут не допустить и предупредить распространение различных паразитарных заболеваний.

Также были разработаны планы мероприятий по обеспечению надзора в которые входит оценка масштабов и характер распространенности заболеваний, выявление проблемных регионов, выявление причин и условий определяющих рост заболеваний, составление плана лечебно-профилактических мероприятий и оценка их эффективности, разработка планов и прогнозов последующих мероприятия.

Разработана система выявления и учета вспышек паразитарных заболеваний.

В них входят осмотр и анализы, забор биологических материалов, лабораторные исследования, обязательное лечение и контроль за тем, кто попал в группу риска.

Обязательному осмотру подлежат:

  1. Учащиеся дошкольных образовательных учреждений минимум раз в месяц.
  2. Учащиеся школ и средних профессиональных образовательных организаций минимум 4 раза в год.
  3. Проживающие в детских домах в школах-интернатах и домах ребенка — в зависимости от ситуации, но не меньше 2 раз в месяц.
  4. Дети, которые получают направление на въезд детский коллектив, например, санаторий, плановая госпитализация, детский лагерь — в день выдачи направления и постановки печати об эпидокружении.
  5. Дети, находящиеся в санаториях, больницах на стационарном лечении, лагерях круглосуточного пребывания — минимум 4 раза в месяц, то есть каждую неделю.
  6. Больные, которые отправляются на амбулаторное лечение осматриваются один раз в день обращения.
  7. Сотрудники социальных служб, работающие с трудными детьми и проблемными семьями, осматриваются минимум два раза в месяц.
  8. Сотрудники обычных детских учреждений осматриваются только в периоды вспышек заболевания.

Также был разработан алгоритм осмотра головы:

  • Выбрать хорошо освещенное место или посадить под лампу.
  • Попросить распустить волосы, если была коса или причёска.
  • С помощью расчёски и лупы просмотреть каждый пробор, особое внимание обратить на корни волос.
  • Чтобы отличить друг от друга гниды и перхоть, необходимо расчёской пошевелить. Перхоть легко отстаёт и стряхивается, гниды же прочно приклеены к волосу.
  • У мужчин, имеющих бороды и усы необходимо проверить и эти волосяные покровы.
  • Расчёску после осмотра нужно обработать спиртом, даже если ничего не было.

Медработник, который производит осмотр, должен иметь при себе одноразовые перчатки, одноразовую пластмассовую расческу и отдельный халат.

Недопустимо производить осмотр голыми руками, так как под ногти могут забиться гниды и даже паразиты. После окончания осмотра расчёску обрабатывают спиртом, а халат отправляют на дезинфекцию.

При выявлении заболевания педикулезом зараженное лицо следует немедленно изолировать от остальных.

При пребывании в детском лагере, в стационаре, санатории ребёнок вместе с родителями или воспитателем переселяется в отдельную комнату.

Его постельное белье, личные вещи, полотенце проходят жаровую обработку. Кровати и комната дезинфицируются специальным раствором.

Объявляется карантин по педикулезу, СанПин рекомендует сохранять его до полного выздоровления.

Со школьниками всё проще — все заболевшие отправляются домой и обязаны перед выходом пройти повторный осмотр.

За их лечение и проведения дезинфекции в местах проживания отвечают родители и опекуны.

Комиссия в лице педиатра может посетить место жительства в том случае если это уже не первый случай заражения.

Те дети и взрослые, которые могли контактировать зараженные педикулезом помещаются под наблюдение в течение месяца с еженедельным осмотром.

Лечебные назначения — а именно шампуни, мази и прочее делаются дерматологами или педиатрами.

Грамотно организованная профилактика педикулеза в детском саду СанПин, впрочем, как и в любом детском учреждении, предполагает:

  • Плановые и внеплановые осмотры.
  • Строгий контроль за своевременной сменой и чистотой белья, полотенец, а также наличием моющих средств.
  • Наличие в каждом детском учреждении спецприемника, комнаты для изоляции больного.

Также необходимо чтобы медицинский сотрудник или учитель проводили беседы с учениками у необходимости соблюдать личную гигиену.

Дети должны знать, что голова и одежда должны быть чистыми. Знать о недопустимости использовать и надевать чужую одежду, заколки, резинки, шапки.

Обращать внимание детей и родителей на необходимость убирать волосы в прическу, а также обеспечить ребёнка собственной расчёской, полотенцем.

Новый СанПин по педикулезу 2018 делает акцент на механических и химических средствах лечения, рекомендуя использовать щадящие шампуни, а также профилактически мыть голову специальными растворами при обнаружении в коллективе заболевшего человека.

Специалисты обращают внимание, что соблюдение гигиенических норм и периодический осмотр головы ребенка, позволит если не предупредить, то выявить заболевание на самых ранних стадиях.

В этих случаях для лечения достаточно одного мытья головы. Также нужно обращать внимание на поведение ребёнка -не чешет ли он голову, нет ли на коже непонятных болячек.

Важно помнить, что вши — это прежде всего паразиты, которые не только доставляют множество неудобств, но способны распространять опасные заболевания типа сыпного тифа.

источник