Меню Рубрики

Король умер от педикулеза

Почти за 500 лет до н. э. Геродот писал, что у египетских жрецов и писарей всегда были тщательно выбриты головы, «…чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним, когда они служат богам…» С этой же целью брили головы и подбородки фараоны, цари и вельможи в Древнем Египте, Вавилонии и Ассирии.

Те пышные шевелюры, которые мы можем видеть на древних египетских фресках и барельефах, являются ничем иным, как париками. Основная же масса высших слоев египетского общества, в том числе и женщины, предпочитали быть лысыми. Вши серьезно начали заедать уже древний мир, поэтому не удивительно, что принимались такие радикальные меры предосторожности. Даже в относительно чистоплотном Риме диктатор Сулла умудрился умереть от вшивой болезни, паразиты буквально съедали его тело.

Известно чудесное свойство шелковой ткани – в ней не заводятся вши, что делало ее особенно ценной в далекие времена, и, соответственно, стоила огромных денег. Долгое время шелк производился только в Китае, что приносило этой стране баснословные доходы. Кочевники, соседствовавшие с китайцами, предпочитали брать дань с этой страны в виде шелка. Во-первых, его можно было выгодно «загнать», пустив в Европу по Великому шелковому пути, во-вторых, наличие шелковой одежды помогало решать кочевым вождям личные гигиенические проблемы, которых хватало, если учесть, что мыться они, мягко говоря, не любили и часто не мылись совсем.

У монголов существовало поверье, что если человек помоется в реке, то это может вызвать грозу со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Поэтому если блюстители монгольского порядка заставали человека за таким богопротивным занятием, как мытье, то провинившемуся грозила серьезная кара, вплоть до лишения жизни.

Одна из основных причин педикулеза — отсутствие средств гигиены, грязь и нечистоплотность. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало. И нужно сказать, что положение дел исправлялось весьма медленно. В начале прошлого века российский писатель и публицист Иван Солоневич, описывая впечатления от путешествия по Европе, писал: «Историки говорят о московской грязи и об европейской чистоте. Версальский двор купался, конечно, в роскоши, но еще больше он купался во вшах: на карточный стол короля ставилось блюдечко, на котором можно было давить вшей. Были они, конечно, и в Москве — больше их было или меньше — такой статистики у меня нет. Однако, кое-что можно было бы сообразить и, так сказать, косвенными методами: в Москве были бани, и Москва вся — городская и деревенская, мылась в банях, по крайней мере, еженедельно. В Европе бань не было. И сейчас, больше двухсот лет после Петра, бань в Европе тоже нет. Города моются в ваннах — там, где ванны есть, деревня не моется совсем, не моется и сейчас. В том же городке Темпельбурге, о котором я уже повествовал, на пять тысяч населения имеется одна ванна в гостинице. А когда мой сын однажды заказал ванну для нас обоих — он пришел раньше и вымылся, я пришел позже, и администрация гостиницы была искренне изумлена моим требованием налить в ванну чистой воды: истинно русская расточительность — не могут два человека вымыться в одной и той же воде!»

Христианские проповедники Средневековья призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Интересно, что средневековые европейские медики считали мытье в ванной не то что ненужным делом, но даже вредным. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани.

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

Король-Солнце, или Король-Амбре?

Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной — толстой, мягкой, опрысканной благовониями — бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг.

Епископ Мерзенбурга Титмар писал о князе Владимире Святославовиче: «Упомянутый король носил венерин набедренник, усугублявший его врожденную склонность к блуду». «Венерин набедренник» — это, говоря современным языком, трусы, о которых просвещенный европейский христианский иерарх понятия не имел. Такая вот гигиена по-европейски.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2-3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен- Симона. Придворные дамы Версальского дворца прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе) вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты. Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля.

На мусульманском Востоке бани были само собой разумеющимся, ибо ещё пророк Мухаммед объявил поход в баню обязательным, говоря: «Чистота — половина веры». Ещё одно из высказываний Мухаммеда: «Тепло хаммама (бани) увеличивает плодовитость и, соответственно, количество почитателей ислама». Крестоносцы, шлявшиеся по Ближнему Востоку, как у себя дома, и перенявшие у мусульман экзотическую привычку мыться, почитателями ислама все-таки не стали и перенесли эту привычку на свою христианскую родину, где она, однако, стараниями их соотечественников, была быстро похерена. Так что удивляться тому, что в опочивальне Людовика «пахло» отнюдь не «Шанелью», не стоит.

Как вши Наполеона победили

В 2006 году газета «The New York Times» писала: «Вторжение великой армии Наполеона в Россию в 1812 г . считается одним из крупнейших военных фиаско в истории. Из полумиллиона солдат, посланных на Москву, домой вернулись не более 5%.

Часть армии погибла в Бородинском сражении и других битвах, но многие погибли от голода и болезней или замерзли от холода во время отступления под снегом.

Поскольку многие солдаты умерли от лихорадки, и было известно, что они страдали от вшей (об этом написано во многих источниках, включая «Войну и мир» Толстого), ученые давно предполагали, что войско пало жертвой болезней, которые переносят вши, таких, как траншейная лихорадка и тиф.

Теперь исследователи Средиземноморского университета в Марселе (Франция) предоставили весомые доказательства того, что вши действительно сделали свое дело. Проанализировав почву и останки зубной ткани в одной из братских могил наполеоновской армии, обнаруженной несколько лет назад в Вильнюсе (Литва), ученые обнаружили остатки вшей и ДНК переносимых ими болезнетворных бактерий. В 2,5 фунтах почвы были найдены останки пяти вшей, причем на трех из них были обнаружены бактерии, вызывающие траншейную лихорадку. Ученые изучили зубную ткань 35 солдат и выявили у семи из них бактерии траншейной лихорадки, а у трех — бактерии, вызывающие тиф».

По легенде, жертвой вшей в сое время стал и гетман Иван Мазепа: «Петр I настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепы, и на ясновельможного, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши! Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер».

Вши заедали немцев под Сталинградом. Очевидцы описывают, как от умерших немецких солдат расползалось «шевелящееся серое покрывало», состоявшее из вшей. Завшивленность достигала практически нереальных величин. Так с 12 доставленных военнопленных в военно-полевом госпитале было снято 1,5 кг (!) вшей, что в среднем давало цифру в 125 г на одного человека (т.е. при среднем весе вши — 0,1 мг, с одного раненого снимали до 1 250 000 особей!).

Бывшие узники сталинского СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения) вспоминали, что вшей использовали для пытки заключенных и выбивания показаний. Возможно, что были такие случаи, однако те же политзаключенные 30-х – 40-х годов прошлого века были свидетелями и обратного. «Если в партии заключенных, отправленных с распределительного пункта, при тщательном досмотре на месте прибытия обнаруживалась хотя бы одна вошь, врач распределительного пункта получал тридцать суток карцера», — свидетельствовал Владимир Чернавин в своих «Записках вредителя».

Как бы там ни было, но избежать педикулеза в скотских лагерных условиях было просто невозможно. Другой опытный «сталинский сиделец» писатель Варлам Шаламов вспоминал: «Конечно, вшивость — понятие, нуждающееся в уточнении. Какой-нибудь десяток вшей в белье за дело не считается. Вшивость тогда начинает беспокоить и товарищей и врачей, когда их можно смахивать с белья, когда шерстяной свитер ворочается сам по себе, сотрясаемый угнездившимися там вшами».

Заключенные как могли боролись с этой напастью своими, доступными им методами, так как мер, предпринимаемых лагерной администрацией, явно не хватало. «Зека» либо вываривали одежду, либо закапывали ее на ночь в снег.

Сыпной тиф, переносимый вшами, стал воистину стихийным бедствием во времена Гражданской войны в России. За три года войны безвозвратные потери от острых инфекционных болезней, в том числе и тифа, превысили 2 млн. человек. Сыпному тифу в большей мере были подвержены белогвардейские войска, они стали источником распространения эпидемий. Убедительную картину рисовал бывший народный комиссар здравоохранения Н.А.Семашко: «Когда наши войска вступили за Урал и в Туркестан, громадная лавина эпидемических болезней (тифов всех трех сортов) подвинулась на нашу армию из колчаковских и дутовских войск. Достаточно упомянуть, что из 60-тысячной армии противника, перешедшей на нашу сторону в первые же дни после разгрома Колчака и Дутова, 80% оказались зараженными тифом. Сыпной тиф на восточном, возвратный, главным образом, на юго-восточном фронте, бурным потоком устремились на нас». Эпидемия сыпняка приняла такие масштабы, что В.И. Ленин в декабре 1919 г . ставил вопрос о борьбе с ней в общероссийском плане: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Социализма нет уж лет двадцать, а вши как были, так и остались. Прав был Владимир Ильич.

Бытуют странные легенды о вшах. Вши возникли из пыли, праха, пепла и даны человеку, дабы он не пребывал в лени и безделии. Сербы рассказывают, что Богородицу, спасающуюся с младенцем Христом, застиг в пути дождь, и она попала в хижину пастуха. Чтобы обсушиться, она стала будить пастуха, но он спал мертвым сном. Богородица бросила в пастуха горсть пепла, из которого произошли вши, чтобы они покусали и разбудили пастуха. Согласно польской легенде, Христос увидел людей, сидящих на улице без дела в воскресенье, в то время как шла служба в церкви, и бросил в них горсть праха (пыли) со словами: “Вот теперь вам будет, чем заняться”.

А в средневековом городе Гурденбурге (Швеция) вши принимали участие в выборе мэра города. Вошь имеет, как все паразиты, регрессию, в данном случае, потерю остроты зрения, различает свет и темноту (избегает света, стремясь в темные места); но зато обонятельными усиками прекрасно определяет вожделенный запах теплой человеческой плоти. Так вот, претендентами на высокий пост могли быть в то время только достопочтенные люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились на площади возле ратуши вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

источник

Средневековая Европа. Штрихи к портрету Абсентис Денис

В средние века вши — «Божьи жемчужины» — почитались и считались признаком святости отнюдь не за свою древнюю историю (недавно палеонтологи обнаружили вошь, которая жила в оперении птиц еще 44 миллиона лет назад). Дело, вероятно, в том, что «причащающиеся кровью» насекомые как бы становились освященными — ведь они питались христианской кровью. Средневековое богословие вообще уделяло много внимание подобным вопросам (например, перепадает ли на мышей, отведавших причастие, Божья Благодать). Пока богословы спорили, вши успешно завоевывали себе жизненное пространство в переставшей мыться Европе. Известно, что даже одна французская принцесса, имя которой история не сохранила, умерла именно от вшей. Можно вспомнить и короля арагонского Фердинанда II, прозванного Католиком, супруга наследницы кастильской короны Изабеллы. Этот благочестивый монарх умер такой же ужасной смертью: вши заели его заживо.

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение. «В Монтайю почти не бреются, умываются лишь слегка, не купаются и не принимают ванн. Зато много ищутся, давить друг удруга вшей было знаком доброй дружбы» (Монтайю. Окситанская деревня (1294 — 1324) / книга написана на основе допросов еретиков-катаров).

Искание вшей укрепляет или намечает семейные узы и нежные связи, оно предполагает отношения родства и даже близости, хотя бы и незаконной. Любовница ищет у любовника, равно как и у его матери. Будущая теща ищет у нареченного зятя. Дочь избавляет от вшей мать. Сегодня трудно вообразить, сколь эмоциональную роль играла в человеческих отношениях эта, утраченная нами, паразитическая фауна. Отметим одно: искание было всеобщим, абсолютно неизбежным и женским занятием. (Монтайю. Окситанская деревня)

В светской жизни вши тоже занимали не последнее место. Дамы носили с собой украшенные бриллиантами безделушки для того, чтобы почесывать головы, в которых кишели вши. «Итальянский поэт XVII века Джанбаттиста Мамиани воспевал в стихах вшей, в избытке угнездившихся в светлых кудрях его любимой, причем это была не шутка, а искренний гимн женской красоте» (Юрий Бирс).

Читайте также:  Осмотр на педикулез в детском саду кто может проводить

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

комментарий Циника: Недавно рассуждали мы с другом и пришли к интересному выводу, почему у франков, в отличие от других германцев, было в обычае брить усы и бороду. Дело в том, что они, в отличие от готов, приняли христианство в ортодоксальной форме. Следовательно, мыться перестали, а в усах и бороде у них появились вши. Если же вошь упадет в суп к католику, это ж нарушение поста — ведь вошь — это МЯСО!

«Божьи жемчужины», конечно, нравились не всем. Брезгливого Эразма Роттердамского в конце XV раздражали не только английские дома, в которых стоял «запах, какой, по моему мнению, никак не может быть полезен для здоровья». Парижские вши вызывали у него не меньше отвращения, чем плохая еда, зловонные общественные уборные и невыносимые споры схоластов. При дворе Людовика XIV принято было на карточный стол ставить специальное блюдечко. К карточной игре оно никакого отношения не имело — на нем давили вшей.

Поскольку от вшей все равно было не избавиться, то их присутствие скрывалось цветом одежды — так в Европе появилась устойчивая мода на бежевый цвет, чтобы ползавшие по аристократкам насекомые не так бросались в глаза. К тому времени портные уже были вынуждены изобрести также ткань цвета puce (пьюс, красновато-коричневый цвет; дословно с французского: «блошиного цвета»). Возможно также, что мода на парики в эпоху Ренессанса была спровоцирована не только одним сифилисом, но и тем, что просвещенная Европа была вынуждена бриться наголо, лишь бы избавиться от надоедливых насекомых. Вши в Европе стали исчезать только после изобретения мыла.

источник

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • *Вязание (25513)
  • — летнее (13757)
  • — узоры, мотивы, детали, кайма (10243)
  • — весна-осень-зима (4920)
  • — подросткам и детям (1851)
  • — вязание для мужчин (359)
  • *Рукоделие (19254)
  • — бисер, бижутерия, из проволоки, ювелирка (4405)
  • — пледы, подушки, прихватки, носки, ковры (3413)
  • — витражи, роспись, декупаж, шкатулки (2985)
  • — скрап, соломка, выжигание, железо-фольга (1972)
  • — детское до10лет-развитие (психология, занятия) (1774)
  • — лепим из всего (1151)
  • — переделки старого, игольницы (992)
  • — другое(камни,серебро и т.д.), КРЕАТИВ (946)
  • — разное (+Домоводство) (+советы) (819)
  • — квиллинг, киригами, плетение (656)
  • — обереги (426)
  • — свечи, мыло (181)
  • — сайты по рукоделию (ссылки) (114)
  • *Для себя : : : (18183)
  • *Как подарок (12842)
  • *Интересно (10784)
  • — живопись,акварель, эротика (и фото), увлечения (4829)
  • — путешествия, природа, необычное, Земля-Космос (2582)
  • — знаменитости, афоризмы (1633)
  • — игры, гадания, тесты (475)
  • — нумизматика, геральдика, коллекции (134)
  • — ликбез по ЗАКОНАМ (77)
  • *Интерьер дома, дачи (8590)
  • — огород-урожай-советы (821)
  • *Хочу быть здоровой (6285)
  • — народные рецепты (2433)
  • — о здоровье(упражнения, самомассаж, диагностика, (1101)
  • — шоколад, кофе, чай (612)
  • — диеты (604)
  • *Рецепты (6156)
  • — пироги, запеканки, сладкая выпечка, десерт (3065)
  • — салаты, бутерброды,закуски (1803)
  • — мясные блюда (486)
  • — заготовки, консервация, сушка (328)
  • — рыбные блюда (303)
  • — советы по кулинарии (294)
  • — первые блюда, соусы (252)
  • — напитки лёгкие и крепкие (242)
  • *Жизнь прекрасна (позитифф) (5134)
  • — удивительные животные (1562)
  • — юморНОЕ (1406)
  • — эзотерика, молитвы, нумерология, заговоры (1081)
  • — тосты, идеи застолий, праздников (230)
  • *Шить? Легко! (4540)
  • — взрослым (3402)
  • — детям (513)
  • *Игрушки (4344)
  • *Вышивка (3864)
  • *История,легенды,политика (3739)
  • *Вязаные и разные: ЦВЕТЫ (3118)
  • *Вязание: шали, накидки, пончо (2655)
  • *Вязание: салфетки, скатерти (2559)
  • *Вязание малышам до 3х лет (2210)
  • *Из пласт.бутылок, пленки, газет, СД и т.п. (2194)
  • *Куклы: и всё для них (2121)
  • *Вязание: шапочки, береты, варежки, митенки, перча (1970)
  • *Вязаные и другие: СУМКИ (1920)
  • *Модные тенденции (1841)
  • *Мурр любимый (1602)
  • *Новый год,Рождество, Крещение: всё (1534)
  • *Рецепты красоты (1163)
  • *Другие праздники (разные) (1131)
  • *Психология, СИЛА мысли, Счастье, ЛЮБОВЬ (1129)
  • *Пробуем похудеть (1128)
  • * 2012 год (916)
  • *Моя музыка (895)
  • *Пусть будет в дневнике (склад) (856)
  • *Морская тема: всё (790)
  • *Сайт, блог (заработать в Инете). ДЕНЬГИ. (790)
  • *О Мужчине и Женщине : (757)
  • *Комп для чайников (733)
  • *8 Марта : всё (720)
  • *Фильмы, Видео (718)
  • *Уроки фотошопа (673)
  • *Стихи и проза : (661)
  • *АУДИОкниги (542)
  • *Свадьба: всё (433)
  • *Оформление Дневника, помощь ЛиРу (426)
  • * 2013 год (377)
  • * 2015 год (256)
  • *Моим детям: разное (229)
  • * 2014 год (228)
  • *Книги по вязанию и рукод (191)
  • *Маме моей и всем Мамам посвящается ! (131)
  • * Бред удивляет. (95)
  • * 2016 год (86)
  • Николай Кофырин (37)
  • * 2017 год (28)
  • * 2018 год (22)
  • *Коды вставки ( и анимация) (13)
  • * 2019 год (7)
  • * 2020 год (1)

Для блогов — Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растениям.

Интерьеры — маленькие уютные уголки .

Эффективная молитва для процветания (Молитвы Джозефа Мэрфи) Хочу рассказать вам об одной молитве.

Красивые женские костюмы и платья (идеи для шитья) заходите, не пожалеете. Будьте всегда кра.

Способ вязывания края в шарфах и пледах Меня в своё время научили этому способу и я его о.

Немытая Европа или шокирующие известные факты. (((Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Немытая Европа или шокирующие факты

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда — она гораздо менее. хм. благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.

Кстати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той Европе ответственна христианская церковь. Католическая, в первую очередь.

Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани.

К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да и холодно — простудиться можно. (На самом деле — не совсем так. «Сдвиг» на наготе произошел где-то в 18-19 вв, но действительно не мылись- П.Краснов). Горячая же ванна нереальна — дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю — Святой Инквизиции — и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».
Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц и более — безобразно часто.

Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

В те смутные христианские времена уход за телом считался грехом.
Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя «святую» воду, к которой прикоснулся при крещении.

В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. (Не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)

На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. (Тоже не все, а только некоторых орденов — П.Краснов)

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть. «. Доктору мало кто верил.

Духи — важное европейское изобретение — появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

Французский Король-Солнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состояние по утрам, ибо, как известно, Людовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

Туалет в «продвинутом» Европейском замке — все вываливается под окна

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.

После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.

Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.
То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Французский Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля и других замков. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла . диарея /понос/.

Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.
Эта же причина прослеживается в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.
Парижская мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. Хотя юбки использовались также и с другой целью — чтобы скрыть под ними собачку, которая была призвана защищать Прекрасных Дам от блох.

Естественно, набожные люди предпочитали испражняться лишь с Божией помощью — венгерский историк Иштван Рат-Вег в «Комедии книги» приводит виды молитв из молитвенника под названием:
«Нескромные пожелания богобоязненной и готовой к покаянию души на каждый день и по разным случаям»,
в число которых входит «Молитва при отправлении естественных потребностей».

Не имевшие канализации средневековые города Европы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. Он роль «канализации» и выполнял. Со стен в ров сбрасывалось дерьмо.

Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же Париже — куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливаться, да и опасно это показалось — вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

Улицы утопали в грязи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. Именно тогда, согласно дошедшим до нас летописям, во многих немецких городах появились ходули, «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было просто невозможно.

Читайте также:  Обработка головы больного при педикулезе

Вот как, по данным европейских археологов, выглядел настоящий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового «сердцееда» редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).

Небритое и немытое лицо этого «красавца» было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком — для дезинфекции.

Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.

Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял. прямо в латы. (Это далеко не всегда было так — при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно одевали перед боем — слишком было в них тяжело. П.Краснов)

Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро — по запаху.

Если в начале средневековья в Европе одним из основных продуктов питания были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. Модные и дорогие специи использовались не только для демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый мясом и другими продуктами.

В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод.
Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице.

И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы.

Ну, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших слоях общества быстро вошли в моду и в Европе и в Северной Америке. Сократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. (примечание: это некоторое преувеличение Гезера, волосы на голове брили, чтобы не разводить вшей и блох — П.Краснов)

Благодаря уничтожению христианами кошек расплодившиеся крысы разнесли по всей Европе чумную блоху, отчего пол-Европы погибло. Спонтанно появилась новая и столь необходимая в тех условиях профессия крысолова.

Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данной дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.

Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов. (Раздавленных клопов — П.Краснов)

Кормить собой вшей, как и клопов, считалось «христианским подвигом». Последователи святого Фомы, даже наименее посвященные, готовы были превозносить его грязь и вшей, которых он носил на себе. Искать вшей друг на друге (точно, как обезьяны — этологические корни налицо) — значило высказывать свое расположение.

Средневековые вши даже активно участвовали в политике — в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами.

Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия — до половины.

Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и жестокими. Особенно в хирургии.
Например, для того, чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями.

Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Это значит — получи огненный штырь в задницу — и свободен. Здоров.

Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.
Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание.
Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу».
У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови».

Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.

Россия — это НАША Земля! Она даёт нам СИЛУ!

источник

НЕВИНОВНЫЙ ЖУРНАЛИСТ
ПРОВЁЛ В ТЮРЬМЕ

Новые колеса / Кёнигсберг — Калининград / ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ В КЁНИГСБЕРГЕ. Чума регулярно опустошала средневековый город. Выжившие — сходили с ума

Наша сегодняшняя “прогулка” — по Кёнигсбергу, объятому страхом. По городу, в котором свирепствовала Чёрная Смерть.

Её “принесли” крестоносцы

Чёрной Смертью в средневековой Европе называли чуму. Человек, заразившийся этой болезнью, покрывался красными пятнами, на месте которых очень скоро образовывались пустулы — пузырьки, наполненные кровью и гноем. Потом пузырьки лопались — и превращались в язвы, гноящиеся и дурно пахнущие. Затянуться язвы уже не успевали: лимфатические узлы по всему телу бедняги вспухали. Он покрывался бубонами и чёрными пятнами. Чёрным и сухим становился язык, чёрными были все физиологические выделения, чёрной казалась кровь. Человек умирал в страшнейших мучениях. А труп его быстро чернел, словно обугливаясь.

. Болезнь, от которой практически не существовало спасения, была занесена в Кёнигсберг в XIV веке. По одной версии, её “принесли” крестоносцы из очередного похода в святую землю. Вся Европа оказалась перед ней беззащитна. Чума вползала в дома serpentino more (“наподобие змеи”). Причина — в полнейшем отсутствии гигиены в средневековой Европе.

Хотя ещё в античном мире, двумя тысячелетиями ранее, придавалось колоссальное значение гигиениче­ским процедурам. И, прежде всего — омовению. Одни римские термы (бани) чего стоили! Их, между прочим, в древнем Риме действовало более тысячи. Но, когда в Европу пришло христианство — в качестве официальной и “единственно верной” религии, все бани были закрыты. До единой.

Король умер от чесотки

К мытью тела в Европе относились весьма подозрительно. Христианские проповедники утверждали, что, купаясь, человек смывает с себя святую воду, в которой его крестили. Опять же, мыться холодной водой было не очень приятно (да и простудиться можно запросто), а дровишки для подогрева в средневековых городах обходились дорого, и даже святая инквизиция истребила на кострах далеко не всех грешников (в целях экономии средств, некоторых приходилось четвертовать).

В общем, горожане в средневековой Европе НЕ МЫЛИСЬ. Невзирая на сословную и гендерную принадлежность. В смысле, простолюдины и аристократы источали одинаковый смрад.

Королева Испании Изабелла Кастильская за всю свою жизнь принимала ванну дважды: при крещении и накануне свадьбы. Король Филипп II умер от чесотки. Папа Климент VII — аналогично. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество “смердит аки дикий зверь”. Русские в то время мылись, минимум, раз в месяц — именно поэтому чума не произвела в России такого опустошения, как в Европе.

Даже во дворцах не было туалетов

Вшей, основных разносчиков чумы, священники называли “божьими жемчужинами” и считали признаком святости. Монахи и монашки источали такое амбре, что стоять рядом с ними мог далеко не каждый. (Известно, что духи появились во Франции именно как попытка замаскировать зловоние годами не мывшихся придворных Короля-Солнце.)

А если добавить, что с приходом христианства в Европе на полторы тысячи лет забыли о туалетах со смывом воды и роль канализации выполняли канавки на улицах. И вообще — любые места, где человеку приспичило справить нужду. Например, на парадной лестнице дворца или замка. В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. И королевский двор периодически переезжал из замка в замок, когда в старом становилось нечем дышать.

Ночные вазы стояли под кроватями дни и ночи. Помои выливались в окно. По “нужде” приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо оправлялись в глухих нишах, закрытых портьерами.

Во Франции кучи дерьма за городскими стенами разрастались настолько, что стены приходилось надстраивать.

В Германии улицы были запружены нечистотами в такой степени, что были изобретены. ходули. Без них передвигаться, особенно весной, было попросту невозможно. Для защиты от падающих сверху фекалий были придуманы широкополые шляпы. А чтобы свирепствующая диарея не приводила к перманентной порче одежды, мужчины носили штаны, состоящие сзади из вертикальных ленточек, а дамы — широкие юбки. Под юбками, кроме того, можно было спрятать небольшую собачку — для защиты от блох.

Клопы и вши в “райских кущах”

Изо рта кавалеров и дам — ужасно пахло. Зубы тогда никто не чистил. А пищу обильно запивали кислым пивом и закусывали чесноком, для дезинфекции — и против вампиров.

Волосы также натирали чесноком — против вшей. Дамы обесцвечивали причёску собачьей мочой, а чтобы выглядеть восково-бледными, пили уксус.

Сифилис на несколько столетий явился законодателем мод. Считалось, что сифилитики теряют растительность на голове. Чтобы продемонстрировать свою безопасность, кавалеры отращивали длиннющие волосы и усы (само собой, во всём этом грязном и свалявшемся волосяном покрове кишмя кишели вши и блохи). С целью замаскировать последствия болезни вскоре были придуманы парики. Которые превратились в настоящие “райские кущи” для всевозможных насекомых.

Дабы ловить блох, у знатных особ имелись специальные палочки-чесалочки, а у тех, кто сильно знатен — особые слуги. Дамы-аристократки предпочитали шёлковые нижние рубашки: вошь по шёлку скользит.

Балдахины над кроватями служили вполне утилитарной цели: чтобы насекомые не сыпались с потолка на головы спящих. Мебель из красного дерева дико популярна: на ней не видно пятен крови от раздавленных клопов. Да и сами клопы в глаза не бросаются.

Сколотил гроб и лёг в него

Вот на такую благодатную почву и пали чумные блохи. Их переносили крысы, расплодившиеся в диком количестве — ещё и потому, что средневековые религиозные фанатики активно уничтожали кошек. А заодно — и крысоловов, считая, что “власть над крысами” дана таковым от дьявола. Так стоит ли удивляться тому, что от чумы вымерла половина Европы?!

В Восточной Пруссии первая пандемия чумы случилась в 1312‑1313 годах. До этого — в 1303‑м — произошло землетрясение, в 1308-м — сильнейший шторм, а затем — в течение десяти лет — засухи, неурожаи, обильные дожди — и опять неурожаи. и холодные зимы с такими неслыханными в этих краях морозами, что голодные волки врывались в деревенские дома и выхватывали из рук матерей грудных младенцев, чтобы сожрать прямо здесь, на пороге.

Эпидемия 1312-1313 годов унесла около полутора тысяч жизней и стала страшнейшим потрясением для тех, кто выжил. Вдруг выяснилось, что есть беда, от которой нигде не укрыться. Беда, которая вроде бы оставила в покое Восточную Пруссию — чтобы через сорок лет вернуться с новой силой. Эпидемия 1352 года унесла жизни 5.000 человек, а свела с ума — вдвое, втрое больше.

Мужчина, похоронивший жену и дочь, сколотил себе гроб и лёг в него, ещё живым, рядом с могилами близких.

Женщина, выжившая ОДНА в деревне, где было около 60 дворов, заживо погребла себя сама.

Известны две весьма интересные ситуации в Кёнигсберге (сохранились свидетельства очевидцев). В Лёбенихте мать отправила 10-летнего сына к родственникам за какой-то надобностью. Он не успел вернуться, как город облетела страшнейшая весть: Чёрная Смерть!

Собирали мертвецов

Отец мальчика наглухо заколотил в доме окна, плотно закрыл дверь и запретил жене впускать сына, опасаясь, что он принесёт с собой заразу. Добравшийся до дома мальчик не смог войти — и сидел на земле, обхватив голову руками и ожидая смерти.

Бедная женщина валялась у мужа в ногах, но тот был непреклонен. Тогда она поцеловала двух своих других детей — и вышла на улицу к обречённому сыну, чтобы тот не умирал в одиночестве. Она обняла мальчика, укрыла его своей накидкой и осталась сидеть с ним вместе на земле, в двадцати шагах от родного дома.

Вокруг творился ад. Из соседних домов доносились мучительные стоны и хриплые выкрики, какие-то люди падали на землю совсем рядом и испускали дух в страшных корчах.

Женщина и мальчик сидели. Потом, осознав, что почему-то не умерли, решили спрятаться от “чумных повозок” — те собирали мертвецов, вывозили их на окраину и выбрасывали. Попутно заколачивая досками вымершие дома и помечая красным крестом те, где есть заболевшие.

В одном таком вымершем доме мать с сыном и укрылись. В доме обнаружились запасы еды и воды. На этих запасах женщина и ребёнок продержались десять дней. А когда Чёрная Смерть ушла — так же внезапно, как и явилась — выжившие мать и сын вернулись домой. Но там уже никого не было. На целой улице не было никого.

Кузнец Штрумф

В Альтштадте кузнец Генрих Штрумф не заболел единственный из всей своей семьи — из тринадцати человек! Когда все домочадцы покрылись бубонами, он начал. вскрывать бубоны ножом и прижигать раскалённой кочергой. Из тринадцати человек удалось спасти пятерых. Ещё двое выжили, но сошли с ума от боли.

Читайте также:  Чем обработать одежду при педикулезе

Прижигание открытых чумных ран раскалённым железом практиковали и некоторые “чумные доктора”. И если пациент не умирал от сердечного приступа, не впадал в необратимый шок и не лишался рассудка — он реально выздоравливал.

. Эпидемии чумы случались в Кёнигсберге часто. В 1416 году — унесены сотни жизней. 1427-м. 1505. 1515, 1527, 1529. 1531, 1537, 1539. 1549-м — 16 тысяч УМЕРШИХ!

Далее — практически каждые три-пять лет Чёрная Смерть приходила с очередным визитом. 1580 год — более 3.000 умерших. 1591-й — полторы тысячи. 1603-й — столько же. 1620-й — 15 тысяч погибших. Через пять лет — ещё почти три тысячи. 1629-й — ещё четыре тысячи с лишним. 1639-й — полторы тысячи. 1653‑й — почти семь. 1661-й — три с половиной тысячи. 1709-й — десять тысяч, то есть четверть населения Кёнигсберга!

Истребили всех кошек

Не помогало ничего. Жители города успели истребить почти всех кошек, потом — захлебнуться от нашествия крыс и мышей и завезти кошек из тех краёв, где к ним относились снисходительней. Успели из католиков сделаться протестантами, обрасти всевозможными приметами — атрибутами-амулетами.

Так, было принято верить, что в доме, где есть заболевший чумой, на пол надо ставить молоко в большом плоском блюде, выливать его каждый вечер, и наполнять блюдо снова (пока ещё есть, кому это делать). Дескать, молоко впитывает “болезнетворный запах”. С этой же целью — впитать запах заражённой комнаты — на пол клали три-четыре крупные луковицы. Они должны были лежать десять дней, после чего их — с величайшей осторожностью — выносили из дома и закапывали глубоко-глубоко в землю.

По мнению многих, неплохим оберегом был “защитный мешочек” с человеческими фекалиями. Его надо было носить на шее. А чтобы не умереть от смрада — как собственного, так и уличного — в руках надо было держать сильно пахнущие цветы и лекарственные травы.

От докторов пользы было немного. Ранние визиты Чёрной Смерти считались Божьей Карой за грехи — так что лечить “грешников” вроде бы означало противиться воле Божьей. А в XVI-XVII веках медики почему-то решили, что чума — такая же болезнь, как и все остальные. В смысле, специального лечения не требует. Больным пускали кровь (что их убивало гораздо быстрее), им втирали в открытые раны свиное сало и масло, их заставляли в промышленных объёмах есть чеснок, их поили всякой гадостью (рецепт гадости у каждого медикуса был свой).

А если учесть, как выглядел Чумный доктор. Он был фактически задраен в кожаную или промасленную одежду из плотной ткани (всё тщательно натёрто смесью камфары, масла и воска), поверх неё — длинный, пропитанный воском плащ, на голове — кожаная шляпа, натянутая поверх капюшона (с пелериной). На лице — особая маска с “клювом” (у медиков побогаче “клювы” были из бронзы, у тех, кто попроще, встречались и деревянные).

“Клюв” должен был защитить врача от “болезне­творного запаха”. Он был заполнен сильно пахнущими лекарственными травами. Кроме того, врач на специальной губке помещал себе в ноздри и уши ладан, а сам постоянно жевал чеснок. Чтобы не задохнуться от собственного амбре, в “клюве” были проделаны маленькие вентиляционные отверстия. Глаза закрывались стеклянными вставками. А главными “врачебными инструментами” были скальпель для вскрытия бубонов — и крепкая палка, которой врач отгонял безнадёжно больных.

Холера, тиф и “испанка”

В мешочке доктора под плащом помещался поммандер — шкатулка для ароматических трав, имелся также ладан, который использовался для борьбы с нестерпимым запахом смерти и разложения, и как защита от нечистой силы. Понятно, что в таком облачении доктор мало мог сделать для несчастного пациента. Кроме того, несмотря на все эти ухищрения, чумные доктора заболевали и умирали десятками.

Ну а в XVIII веке эпидемии чумы прекратились. Ещё и потому, что Век Просвещения открыл христианскому миру наследие античной цивилизации — и у европейцев постепенно стала складываться привычка мыться и справлять нужду в особо отведённых местах. Потом, правда, будут ещё и холера, и тиф, и “испанка”, но такого кромешного ужаса, как Чёрная Смерть, они вызывать уже не будут.

А последствия чумы в Восточной Пруссии известны: это и массовое переселение сюда протестантов и всех “притесняемых в вере” из разных европейских стран, это и появление новых занятий, ремёсел. и много всего того, о чём мы уже неоднократно рассказывали.

Ну а “прогулки” — продолжаются.

Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.

Номер карты «Сбербанка» 4817 7601 2243 5260.
Привязана к номеру +7-900-567-5-888.

источник

Если составлять мнение о Средневековье по фильмам и живописи, то те времена кажутся романтичными и красивыми: роскошные наряды, вычурные парики, величественные замки, красивые улочки городов… Но, все это так лишь на первый взгляд. Если быть более внимательным и присмотреться тщательнее, то действительность окажется удручающей. Грязь, нечистоты, блохи, вши и постельные клопы были неотъемлемой частью жизни человека того времени.

Средние века в истории человечества ярко отличились не только поэзией, живописью и архитектурой. Антисанитария в те времена ужаснет любого современного человека:

  • В средневековых домах и городах отсутствовали туалеты и канализация.

Если в селах и деревнях еще копали выгребные ямы, то в городских домах люди обходились ночными вазами, содержимое из которых выливали прямо через окно на улицу. Во дворцах знать могла делать свои дела в любом месте замка или сада, без стеснений или каких-то ограничений. На тот момент в Версале королевский сад был загажен не меньше, чем коридоры и комнаты дворца. Считалось нормой, когда придворная дама справляла нужду прямо на балу или в соборе во время мессы. Если в замке или дворце уже было невыносимо жить из-за грязи и вони, то знать просто переезжала в другой замок.

  • В городах мусор и объедки выбрасывались за крепостную стену.

В стенах замков были специальные отверстия, похожие на бойницы. Они были предназначены для «туалета», моча и фекалии стекали по стенам замка в ров. Туда же выливали помои, сбрасывали мусор и павших животных. Когда эти кучи вырастали настолько, что достигали высоты городских стен, просто достраивали стены выше и выше.

  • Никто не заботился о чистоте городских улиц.

Помои и отходы сливали прямо на мостовые. На городских улочках тех времен посередине шли канавки, чтобы по ним стекали нечистоты. Дворников не было, лишь дождь кое-как боролся с грязью. Вошли в моду широкополые шляпы, чтобы защитить голову и плечи от льющихся из окон нечистот. Также была в ходу специальная обувь – сначала деревянные ботинки, а затем и вовсе ходули. Только так можно было пройти по городу и не испачкать одежду и туфли.

  • Даже богатые люди не считали нужным убирать свои жилища.

Не принято было убирать грязь в комнатах, на полу валялись объедки и мусор. Никто не выбивал пыль из занавесей и гобеленов, а ковры и портьеры кишели насекомыми.

Сокрушительный удар чистоте тела нанесло христианство. По канонам католических священников оголять тело и касаться его – было грехом. Святым считалось ношение одной и той же одежды, пусть даже порванной и изношенной. Чем дольше человек не мылся – тем благочестивее он был.

Медицинские книжки и врачеватели советовали не купаться, по их мнению это приводило к болезням.

В истории того времени даже был период, когда баня в Европе была объявлена источником распространения чумы. Впрочем, такой подход являлся в некоторой степени обоснованным: в одной и той же воде купалась вся семья, господа и их слуги. При этом, если кто-то из них был болен, инфекция через воду передавалась другим членам семьи.

Но что делать с запахом немытого тела? Бедные люди просто не обращали на такую «мелочь» внимание. Знать пыталась бороться с последствиями нечистоплотности как могла:

  1. Под верхней одеждой носили торбочки с травами и благовониями.
  2. Дамы пользовались ароматическими пудрами.
  3. Тот, кто был более состоятелен обильно поливался духами.
  4. Старались чаще менять нижнюю одежду, чтобы верхняя, дорогая и изысканная, меньше пачкалась.

Этот способ жизни, верования, традиции, нравы и приводили к тому, что бок о бок с людьми – на них самих, в их домах и постелях – жили всевозможные насекомые: блохи, вши, постельные клопы. Паразиты чувствовали себя свободно и размножались в огромных количествах.

Блохи и вши – кровососущие насекомые, которые питаются кровью животных и людей. В Средние века в условиях антисанитарии и отсутствия личной гигиены, блохи и вши были везде и на всех. Причем, проблема была настолько серьезной, что даже дочь одного из французских королей умерла от вшивости.

Не пытаясь избавиться от первопричины появления насекомых, жители средневековья по-разному боролись с паразитами на себе:

  1. Люди с достатком предпочитали шить нижнюю одежду из шелка. Бытовало мнение, что поскольку шелк – ткань скользкая и гладкая, то к ней блохи не смогут прицепиться.
  2. Знать предпочитала везде бывать со своими маленькими собачками или горностаями. Блохи перепрыгивали на более теплокровных животных, предпочитая их, а не человека.
  3. Стало принято носить парики, которые часто прикрывали обритые головы. Именно таким радикальным способом пытались избавиться от насекомых. Кроме того, парик можно было прокипятить и уничтожить паразитов, а из волос вывести вшей практически невозможно.
  4. У дам в моду вошли объемные и вычурные прически, для фиксации такого сооружения использовали бараний жир. Волосы долго не мыли, пытаясь сохранить прическу в первозданном виде как можно дольше. Дамские головы нестерпимо чесались от укусов насекомых, поэтому и были придуманы специальные палочки-чесалочки, Изящным изделием из золота с камнями пользовались, чтобы вычесывать блох. Было еще одно приспособление – вилочка для ловли блох, которую для удобства быстрого применения носили на шее на цепочке.
  5. Блохоловки – небольшие, красивые коробочки для уничтожения блох. Внутрь такого ювелирного изделия клали кусочек кожи или меха, обильно смоченный кровью, смолой или другим липким веществом. Блоха заползала внутрь, приклеивалась и оставалась в ловушке.
  6. У короля был специально назначенный паж, который занимался ловлей блох на царствующей особе. Во время карточной игры во дворце вшей давили на специально предназначенном для этого блюдечке.
  7. Появились новые цвета тканей: бежевый, красно-коричневый. Их придумали именно для того, чтоб на одежде не было видно ползающих и раздавленных насекомых.

Дамы использовали блох для того, чтобы привлечь внимание ухажеров: вскрикивали от укусов, призывали кавалеров искать вредное насекомое, изящными движениями чесались драгоценными палочками, хвастали богато инкрустированными блохоловками.

В то время искать блох и вшей друг на друге – означало выказывать расположение и приязнь.

В 17 веке среди французских ловеласов было модным хранить блоху, пойманную на теле своей возлюбленной. Кавалеры держали насекомое в тонкой ювелирной работы шкатулочке-клеточке, висевшей на шее, при этом блоха пила кровь счастливчика. Таким образом, кровь любимой и кровь ее кавалера внутри паразита соединялись, что и было целью. Создавались целые сообщества, где мужчины хвастались своими блохами.

Вшей в то время называли «божьими жемчужинами». Их наличие, как и блох, не только поощрялось, но даже выставлялось напоказ. К клопам отношение было другое, в основном, с ними старательно боролись. Однако, находились религиозные фанатики, которые считали и клопов «священными» насекомыми, ведь они пили христианскую кровь. Святой Симеон, любитель замуровываться в келье и приковываться к столпу, не забывал и кормить собой клопов. Когда с него сняли цепи, то нашли двадцать штук откормленных клопов, которые мученик «содержал» на себе.

Почувствовать укус взрослого клопа невозможно – в слюне насекомого содержится обезболивающее, что позволяет ему напиться крови и уползти незамеченным. А вот личинки кусаются больно и не дают спать. Обнаружить клопов можно по следующим признакам:

  • на теле видны укусы, расположенные дорожкой;
  • зуд и покраснение в местах укусов;
  • на простынях появляются пятнышки крови как брызги от раздавленных насекомых;
  • можно обнаружить хитиновые шкурки и маленькие продолговатые яйца клопов.

Также стоит поднять матрас или обследовать места соединения деталей кровати, там вы можете увидеть взрослых особей клопов. Насекомые в светлое время суток прячутся в укромных местах, на охоту выходят с приходом ночи.

В средневековье клопы жили практически во всех домах. Возможно 1-2 монастыря избежали нашествия этих паразитов, благодаря своей удаленности и замкнутому образу жизни.

О клопах упоминалось еще в античных трудах. Тогда клопов считали полезными, веря, что они излечивают от ушных инфекций и укусов змей. В 18 веке их советовали как лекарство от истерии.

В Средние века постельные клопы кишели как в рваных лежанках нищих, так и в роскошных кроватях зажиточных людей и даже в королевских опочивальнях. Известен факт, что как-то персидского посла, который путешествовал со своей свитой по Европе, пригласил «в гости» монарх Франции. Но посольство не стало задерживаться в замке, стоило им увидеть «шевелящиеся» матрасы своих кроватей.

Назойливость постельных клопов заставляла средневековых людей выдумывать разные способы борьбы с этими насекоымми:

  1. Балдахины. Ложа, украшенные спадающими сверху тканями – это не просто дань моде или красоте. Клопов, да и других насекомых, было так много, что они даже падали с потолков на людей. Для защиты спящих и были придуманы балдахины. Правда, они были сомнительной преградой для паразитов, ведь клопы замечательно устраивались в складках самого балдахина.
  2. Постельные клопы обладают очень тонким обонянием. Поэтому люди стали придумывать разные отвары, настойки и парфюмы. Король Людовик, страдающий бессонницей из-за укусов клопов, приказал изобрести духи, которые должны были отгонять надоедливых насекомых. Однако, такой метод себя не оправдывал. В то время постельное белье стирали очень редко, да и то в прохладных водах рек или озер странным «стиральным» средством из щелока или мочи. Поливать же запачканные, грязные, нестираные месяцами простыни всевозможными отпугивающими клопов настойками вряд ли имело смысл.
  3. Получила широкое распространение мебель из красного дерева. Благодаря цвету, на ней было плохо видны живые и раздавленные постельные клопы.
  4. Со временем для борьбы с клопами стали применять «клоповарки » или «клоповыжигалки». Эти устройства были похожи на чайник или самовар. Внутри была вода и раскаленный уголь, вода быстро превращалась в пар. Паром из длинного носика пытались изгонять клопов из всех укромных мест.

Было известно, что раздавить взрослого паразита, который не напился крови крайне сложно. Постельные клопы имеют плотный хитиновый панцирь, сплющенную форму и легко выскальзывают из пальцев. Отсутствие действенных средств, уклад жизни, антисанитария – все эти факторы не позволяли избавиться от клопов навсегда.

Хорошо, что в наше время, когда есть ванны и душ, стиральные машины и стремление к чистоте, люди с насекомыми встречаются редко. Но, если вы обнаружили в своем доме паразитов – не отчаивайтесь! Бригада специалистов компании «СЭС-Инспекция» проведет дезинсекцию и быстро расправится с ними!

источник