Меню Рубрики

Уход за больными при ветряной оспе

Что представляет собой это заболевание?

Ветряная оспа — острое инфекционное заболевание, которое чаще всего встречается у детей в возрасте от 2 до 8 лет.

У детей, матери которых переболели ветряной оспой во время беременности, может развиться врожденная ветряная оспа; у новорожденных встречается редко.

Большинство детей полностью выздоравливают от ветряной оспы. Но у детей, принимающих лекарства, угнетающие иммунную систему, у больных раком или страдающих недостаточностью иммунной системы могут развиваться угрожающие осложнения. Кроме того, болезнь может тяжело протекать у взрослых.

Каковы причины заболевания?

Ветряная оспа вызывается вирусом герпеса — тем самым, который вызывает опоясывающий герпес. Она передается при непосредственном контакте и воздушно-капельным путем.

Симптомы появляются через 13-17 дней после контакта. Больной становится источником инфекции, по всей видимости, за день до появления характерных кожных высыпаний и остается им еще 6 дней после появления сыпи. Начальная стадия вскрытия образовавшихся пузырьков — наиболее опасный период в отношении передачи заболевания.

Каковы симптомы ветряной оспы?

Самый характерный симптом — зудящие высыпания. За день до сыпи слегка повышается температура, ухудшается общее состояние, пропадает аппетит. В течение 24 ч на туловище и волосистой части головы появляются небольшие красновато-розовые пятна, которые превращаются в пузырьки, наполненные прозрачным содержимым. Содержимое пузырьков мутнеет, они вскрываются, затем на них образуются корочки. Высыпания могут переходить на лицо, иногда на руки и ноги. В течение 3-4 дней возникают новые высыпания. Иногда на слизистых оболочках рта, глаз, на гениталиях появляются мелкие язвочки.

Сильный зуд может привести к расчесыванию высыпаний, присоединению вторичной инфекции, образованию рубцов и другим осложнениям.

Как диагностируется заболевание?

Диагноз ставится на основании характерных симптомов.

Уход за ребенком, больным ветряной оспой

Если ваш ребенок заболел ветряной оспой, следите за тем, чтобы он не расчесывал кожу. Так как зуд может быть непреодолимым, коротко подстригите ребенку ногти или наденьте ему на руки варежки. Попросите врача выписать лекарство, снимающее зуд.

Чтобы предотвратить инфицирование кожи, следите, чтобы ребенок был все время чистым. При появлении сильной болезненности кожи или жжения, немедленно обратитесь к врачу. Эти симптомы могут сигнализировать о серьезной вторичной инфекции.

Не давайте ребенку опасных лекарств

Возможно, при простуде вы даете ребенку аспирин. Это правильно. Но ни в коем случае нельзя делать этого при ветряной оспе. Прием аспирина больным ветряной оспой может привести к развитию очень опасного синдрома Рейно.

Вместо аспирина при необходимости давайте ребенку tylenol (или другое лекарство, содержащее ацетаминофен). Или попросите врача выписать вам другое безопасное лекарство.

Больного ветряной оспой необходимо надежно изолировать до тех пор, пока не перестанут появляться новые высыпания и не отпадет большинство корочек (обычно на 1 неделю после появления сыпи). Когда останутся несколько корочек, дети могут посещать школу, так как они уже не являются источником инфекции. Если у ребенка врожденная ветряная оспа, его нет необходимости изолировать.

Обычно при ветряной оспе назначают лекарства для снятия зуда, прохладные ванны с пищевой содой, каламиновым лосьоном или другим антигистаминным средством. Антибиотики не требуются, если нет бактериальной инфекции (см. УХОД ЗА РЕБЕНКОМ, БОЛЬНЫМ ВЕТРЯНОЙ ОСПОЙ).

В настоящее время существует вакцина против ветряной оспы. Всем детям (а также подросткам и взрослым), не переболевшим ветряной оспой, рекомендуется сделать прививку от этого заболевания. Вакцина предупреждает заболевание в 70-90% случаев.

источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5195 | Нарушение авторских прав

источник

Ветряная оспа — высококонтагиозное инфекционное заболевание, характеризующееся появлением на коже и слизис­тых оболочках пузырьковой сыпи.

Этиология.Возбудитель заболевания — вирус, не устойчи­вый в окружающей среде, обладающий выраженной летуче­стью, легко распространяющийся с потоком воздуха в сосед­нее помещение и выше расположенные этажи.

Эпидемиология.Источник инфекции — больной ветряной оспой или опоясывающим лишаем. Больной заразен с конца инкубационного периода до 5-го дня от момента появления последних свежих элементов сыпи.

Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный. Восприимчивость к ветряной оспе высокая, наиболее часто болеют дети в возрасте от 2 до 7 лет. В первые 2-3 месяца жизни заболевание встречается редко в связи с трансплацен­тарно полученным иммунитетом от матери. После перенесен­ной ветряной оспы остается прочный иммунитет.

Патогенез.Входными воротами инфекции является слизис­тая оболочка верхних дыхательных путей. По лимфатическим путям возбудитель попадает в кровь и фиксируется в эпители­альных клетках кожи и слизистых оболочках, вызывая поверх­ностный некроз эпителия.

Клиническая картина.Инкубационный период продол­жается от 11 -го до 21 -го дня. Продромальные явления наблю­даются редко и проявляются общим недомоганием и субфеб- рильной температурой. Заболевание начинается остро с повы­шения температуры и почти одновременного появления сыпи на волосистой части головы, лице, туловище и конечностях (рис. 74 на цв. вкл.). Сыпь имеет вид небольших бледно- розовых пятен, которые через несколько часов превращаются в папулы, а затем в везикулы (пузырьки), окруженные зоной гиперемии и наполненные прозрачным содержимым. На подошвах и ладонях высыпания отсутствуют. Ветряночные пузырьки однокамерные, имеют округлую или овальную форму, располагаются на неинфильтрированном основании и при проколе спадаются. К концу первых суток пузырьки под­сыхают, на их месте образуются буроватые корочки. Отпадая, они не оставляют после себя рубцов. Высыпание происходит не одновременно, а отдельными «толчками» с промежутками в 1-2 дня. В связи с этим на коже имеются элементы сыпи, находящиеся на разных стадиях развития (пятно — папула — пузырек — корочка). Такой полиморфизм сыпи является характерным для ветряной оспы. Каждое новое подсыпание сопровождается повышением температуры тела. При боль­шом количестве элементов сыпи наблюдается выраженный зуд кожи. Ветряночные пузырьки могут высыпать на слизистых оболочках рта, носоглотки, глаз, реже гортани и половых органов.

Кроме типичных форм болезни могут наблюдаться и ати­пичные. К ним относятся более легкая (стертая) форма и тяжелые формы (генерализованная, геморрагическая и гангренозная).

Стертая форма обычно отмечается у детей, которым в период инкубации вводился иммуноглобулин или плазма. Заболевание протекает легко. Температура тела нормальная. Высыпания носят розеолезно-папулезный характер, везикулы единичные, едва заметные.

Генерализованная форма встречается в периоде новорож­денное™ у детей, ослабленных тяжелыми заболеваниями, находящихся на лечении иммунодепрессивными препаратами. Для этой формы характерны гипертермия, тяжелая интоксика­ция, множественное поражение внутренних органов.

Геморрагическая форма возникает у детей с гемобластозами, геморрагическими диатезами, получающих кортикостеро­идные гормоны или цитостатики. Содержимое пузырьков имеет геморрагический характер, могут отмечаться кровоиз­лияния в кожу, слизистые оболочки, носовые кровотечения, кровавая рвота, гематурия.

Гангренозная форма развивается у ослабленных детей при присоединении вторичной инфекции. Заболевание характери­зуется появлением вокруг ветряночных пузырьков воспали­тельной реакции, в дальнейшем они подвергаются некрозу с образованием глубоких язв.

Значительную опасность представляет ветряная оспа для беременных, особенно в первые месяцы беременности. При трансплацентарной передаче инфекции в первые 4 месяца беременности возникает риск рождения ребенка с ветряночным синдромом. Он проявляется внутриутробной дистрофией, гипоплазией конечностей, пороками развития глаз, рубцовыми изменениями кожи, отставанием в психомоторном развитии.

В случае инфицирования во 2-й половине беременности возможно развитие латентной инфекции — опоясывающего герпеса в первые годы жизни ребенка.

При заболевании беременной в последние дни до родом ребенок рождается с врожденной ветряной оспой. Инкуба­ционный период в этом случае составляет 6-10 дней. Заболе­вание протекает в тяжелой или среднетяжелой форме. Возможна генерализованная форма с развитием обширной пнем монии, поражением других органов.

Осложнения.Ветряная оспа, как правило, протекает доброкачественно. Осложнения встречаются редко. Они развиваются в связи с непосредственным действием самого вируса или связаны с наслоением бактериальной инфекции. Среди специ­фических осложнений ведущее значение имеет ветряночный энцефалит и менингоэнцефалит, реже отмечаются миелиты, нефриты и миокардиты.

Бактериальные осложнения (пиодермии, абсцессы, флегмо­ны, рожистое воспаление, стоматиты, гнойные конъюнктиви­ты) встречаются у ослабленных детей при нарушении гигие­нического ухода за кожей и слизистыми оболочками.

Лабораторная диагностика.Для обнаружения вирусной ДНК в везикулярной жидкости и крови используется ПЦР. Для серологической диагностики применяются РСК и ИФА. Заслуживает внимания иммунофлуоресцентный метод, с помо­щью которого можно обнаружить ветряночный антиген в мазках-отпечатках из содержимого везикул.

Лечение.При ветряной оспе лечение больных проводится на дому. Госпитализация осуществляется в случае тяжелого течения заболевания, при присоединении осложнений или по эпидемиологическим показаниям.

В остром периоде назначается постельный режим. Для предупреждения наслоения вторичной инфекции и более быстрого подсыхания пузырьков элементы сыпи смазывают раствором анилиновых красителей — 1% спиртовым раство­ром бриллиантового зеленого, 1% водным раствором метиле­нового синего. Энантему на слизистых оболочках обрабатыва­ют водными растворами анилиновых красителей, полость рта орошают раствором фурацилина 1 : 5000 или другими дезин­фицирующими растворами.

В последние годы при лечении ветряной оспы используют­ся противовирусные препараты. Применение анаферона дет­ского существенно сокращает сроки течения основных клини­ческих симптомов и уменьшает количество бактериальных осложнений. Целесообразно обрабатывать ветряночные вези­кулы 5% линиментом циклоферона.

При тяжелой форме заболевания назначают противовирус­ные препараты из группы ацикловира внутрь или внутривен­но. Такая терапия обрывает течение ветряной оспы. Лечение противовирусными препаратами достаточно эффективно и при развитии осложнений (энцефалит, пневмония и др.).

При появлении гнойных осложнений назначаются антибио­тики.

Уход.При ветряной оспе уход за больным состоит в выпол­нении гигиенических мероприятий, направленных на предуп­реждение инфицирования элементов сыпи. Необходимо сле­дить за чистотой рук ребенка, коротко стричь ногти, часто менять нательное и постельное белье.

Рекомендуются общие гигиенические ванны с розовым раствором перманганата калия. Корочки при подсыхании сыпи смазывают вазелиновым маслом. При высыпаниях в полости рта пищу следует давать протертой, она не должна содержать раздражающих компонентов.

Профилактика.Для предотвращения распространения инфекции больных ветряной оспой изолируют из детского коллектива на 9 дней с момента появления сыпи. С целью активной иммунизации может использоваться вакцина Варилрикс (в возрасте от 9 месяцев). Дети от 9 месяцев до 12 лет вакцинируются однократно, в возрасте 13 лет и старше — двукратно, с интервалом не менее 6 недель. Если непривитой ребенок был в контакте с больным ветряной оспой, рекоменду­ется экстренно в первые 72 ч после контакта провести вакци­нацию. Эффективность экстренной вакцинации составляет 90-92%.

Мероприятия в очаге.Дети в возрасте до 7 лет, бывшие в контакте с больным, подлежат разобщению на 21 день. При точно установленном дне контакта разобщение проводится с 11-го по 21-й день. В группу (класс) организованного коллек­тива на срок карантина запрещается прием детей, не болевших ветряной оспой (другие мероприятия по разобщению см. тему «Менингококковая инфекция» подраздел «Мероприятия в очаге»).

С целью выявления больных ветряной оспой за контактны­ми лицами установливается ежедневное медицинское наблю­дение, включающее термометрию, осмотр кожи и слизистых оболочек.

Для пассивной иммунизации контактных можно использо­вать обычный донорский иммуноглобулин в дозе 0,2-0,5 мл/кг. Однако эффективность такой профилактики незначительная. Лучше использовать специфический варицелла-эостер имму­ноглобулин, максимально рекомендуемая доза — 625 ЕД. Препарат следует вводить в течение 48 ч, но не позже 96 ч после контакта.

В очаге проводятся санитарно-гигиенические мероприятия (регулярное проветривание помещения, влажная уборка с использованием моющих средств, обеззараживание воздуха бактерицидными лампами).

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2890 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Ветряная оспа или ветрянка у детей – это типичное вирусное заболевание, которое передается воздушно-капельным способом. Чаще всего заражение ветрянкой у детей происходит в грудничковом или дошкольном возрасте и переносится легче, чем у взрослых. Повторное инфицирование ветряной оспой возможно лишь при наличии ВИЧ и других иммунодефицитных патологиях.

Ветряная оспа у детей входит в число инфекционных заболеваний, отличается высокой заразностью. В народе болезнь еще известна под названием «ветрянка». Это заболевание может встречаться у ребенка любого возраста, но наибольшей восприимчивостью к ветрянке отличаются дети первых 4 лет жизни. Однако в первые 3 месяца после рождения дети защищены от ветряной оспы иммунитетом, какой они получают от матери. Маленькие дети переносят это заболевание легче, дети постарше — тяжелее. В редких случаях ветряной оспой болеют и взрослые.

В роли источника инфекции выступает больной до пятого дня со времени появления последних свежих высыпаний. Тот больной, у которого уже образуются и отпадают корочки, не является заразным. Заражение может произойти, когда здоровый человек находится на достаточно большом расстоянии от больного — в соседней комнате, в соседней квартире, — поскольку вирус распространяется с потоками воздуха. Заражения ветряной оспой через предметы ухода или через какие-либо вещи не бывает, т.к. вирус быстро погибает от действия факторов внешней среды. К ветряной оспе очень высокая восприимчивость. Сниженная восприимчивость отмечается у детей до года. Также реже болеют ветрянкой дети старше 10 лет и взрослые. После заболевания создается иммунитет — прочный и на всю жизнь. Для ветряной оспы характерна значительная заболеваемость, иногда даже возникают эпидемические вспышки — чаще всего такие вспышки имеют место в холодный период года (осенью, зимой, весной).

Причиной ветрянки у детей является заражение организма фильтрующимся вирусом (элементарные тельца Арагао). Этот вирус относится к группе вирусов герпеса. Для вируса характерны большая летучесть и неустойчивость перед факторами внешней среды. Способ передачи возбудителя — воздушно-капельный. Входные ворота инфекции — слизистая оболочка, выстилающая верхние дыхательные пути. Возбудитель болезни попадает на слизистую оболочку, здесь плодится, проникает через ее толщу в кровь, после чего с током крови разносится по всему организму. Оказываясь в разных органах и тканях, вирус как бы ищет наиболее подходящую для своей дальнейшей жизнедеятельности среду; такую среду он находит в коже, где и сосредоточивается. В разных местах кожи оттого возникают атологические очаги. При ветряной оспе могут поражаться и внутренние органы — легкие, селезенка, поджелудочная железа, печень, почки и пр.; однако случается это очень редко. Вероятность заболевания ветряной оспой выше у детей ослабленных и, не получивших прививку. Если ребенок плохо питается, если уход за ним недостаточно хорош, то сопротивляемость у него снижена. Вирус, попавший в организм такого ребенка, находит подходящие условия для своего развития и начинает усиленно размножаться.

Далее вы узнаете, как начинается ветряная оспа у детей, и с какой симптоматикой протекает заболевание.

Инкубационный период ветряной оспы у детей (период от момента заражения до появления первых симптомов) продолжается от 11 до 21 дня; в среднем — 14 дней. Могут иметь место слабо выраженные продромальные явления, или иначе — предвестники болезни. Это: некоторое ухудшение самочувствия в течение примерно суток, повышение температуры тела до 38 °С, появление продромальной сыпи, которая напоминает сыпь при скарлатине или кори и быстро исчезает.

Когда у детей при ветряной оспе появляется сыпь, и на каких участках тела? Характерная ветряночная сыпь, как правило, появляется одновременно с повышением температуры тела или вскоре после развития лихорадочной реакции. В некоторых случаях высыпания могут появляться и при нормальной температуре тела. Какого-то определенного порядка в появлении ветряночной сыпи нет. Элементы сыпи при ветрянке у детей появляются на волосистой части головы, на лице, на туловище, на руках и ногах.

Как видно на фото, при ветряной оспе у детей, если высыпания очень обильные, отдельные элементы сыпи могут быть обнаружены на ладонях и подошвах:

Вначале элементы сыпи имеют вид мелких пятен и узелков. По прохождении всего нескольких часов названные элементы превращаются в пузырьки, именуемые везикулами. Иные узелки, не успев превратиться в пузырьки, подсыхают. Пузырьки при ветрянке могут иметь разную величину — от 0,1 до 0,6 см; также вариабельна форма пузырьков: они бывают овальными, округлыми. Вокруг каждого пузырька есть узенький венчик покраснения кожи; стенки пузырьков блестящие, напряженные. Везикулы наполнены прозрачным содержимым; если стенку пузырька проколоть, содержимое полностью вытекает наружу.

Через сутки-двое после появления везикулы подсыхают, и на их месте образуются корочки бурого цвета; эти корочки отпадают через 7-12 дней. Обычно никаких рубцов на месте корочек не остается, однако в течение некоторого времени могут быть заметны белесоватые пятнышки.

Первые симптомы ветряной оспы у детей сопровождаются кожным зудом. Для заболевания характерно толчкообразное появление новых высыпаний; как правило, между толчками проходит 1-2 дня. Этим объясняется так называемая полиморфность сыпи — т.е. у больного даже на сравнительно небольшом участке кожи могут быть одновременно обнаружены и пятна, и узелки, и пузырьки, и корки. У некоторых детей симптомы ветрянки могут проявляться и на слизистых оболочках — в частности на слизистой оболочке ротовой полости, на слизистой, выстилающей носоглотку, гортань и т.д. Везикулы, образовавшиеся на слизистой оболочке, быстро вскрываются, и на их месте остаются эрозии, дно которых имеет желтоватый или серый цвет. Эрозии подживают спустя несколько суток.

Ещё один признак ветряной оспы у детей – повышение температуры тела до 38-40 °С. Обычно повышение температуры тела и появление высыпаний совпадают. Всякий раз, когда на теле больного появляются новые высыпания, возникает и лихорадочная реакция. Если посмотреть на температурную кривую больного ветряной оспой, то можно сказать, когда у него были толчки высыпаний, даже его не наблюдая. Общее состояние больного ухудшается каждый раз при подъеме температуры тела: страдают самочувствие, аппетит и сон, ребенок раздражительный, плаксивый, обнаруживает стремление полежать. Как количество элементов сыпи, так и тяжесть общих проявлений ветряной оспы у детей могут быть разными; у какого-то ребенка высыпания пузырьков можно назвать единичными, и ветрянка протекает легко, у других они обильны, и болезнь сопровождается тяжелой интоксикацией. Примерно на четвертые-пятые сутки развития ветряной оспы у детей симптомы начинают ослабевать: пузырьки подсыхают, температура тела нормализуется, и больной чувствует себя лучше. У иных
больных период высыпаний и лихорадки может продолжаться до 6-8 суток.

Здесь вы можете посмотреть фото симптомов ветряной оспы у детей в инкубационный период и в период развития болезни:

При ветряной оспе у детей осложнения можно наблюдать не часто. Если в болезненном процессе начинает принимать участие вторичная инфекция, могут возникать абсцессы, флегмона, рожистое воспаление; также могут возникнуть лимфадениты, отиты, стоматиты. Когда везикулы появляются на роговице, развивается кератит. В случаях появления пузырьков на слизистой оболочке гортани у больного появляются признаки ларингита. В очень редких случаях осложнениями после ветряной оспы у детей могут стать серозный менингит, энцефалит, нефрит, пневмония.

Выявив симптомы ветряной оспы у детей, к лечению стоит приступать только после осмотра врачом. Ребенок, заболевший ветрянкой, лечится дома. Не допускаются контакты с другими детьми. Специфического лечения ветряной оспы у детей не существует: та терапия, которую назначает доктор, направлена исключительно на предупреждение возможных осложнений. Важно следить за тем, чтобы ребенок не расчесывал зудящие места.

Чем лечить ветряную оспу у детей, чтобы облегчить состояние больного? Образующиеся папулки и везикулы нужно периодически обрабатывать спиртовым раствором (1%-ным) бриллиантового зеленого. Можно использовать для этой цели и раствор марганцовокислого калия (интенсивный). Если ребенка беспокоит сильный зуд, то зудящие места следует легонько протирать тампоном, смоченным слабым водным раствором уксуса (не эссенции!), затем — припудривать тальком.

При лечении ветрянки у детей в домашних условиях требуется изоляция заболевшего на дому. Время изоляции — до пятого дня от окончания высыпаний. Если какой-то ребенок был в контакте с больным малышом, то он в течение 21 дня не должен допускаться в детский коллектив.

Для профилактики ветряной оспы детям вводят внутримышечно γ-глобулин. Среди детей, которым был своевременно введен этот препарат, заболеваемость ветряной оспой значительно ниже, а если они все же заболевают ветрянкой, то болезнь протекает в более легкой форме.

Правила ухода за ребенком с ветряной оспой должны соблюдаться неукоснительно. Подробные рекомендации должен предоставить педиатр. В целом же сестринский уход при ветряной оспе у детей выглядит следующим образом:

  • необходимо организовать правильное (рациональное) питание для ребенка; пищевой рацион должен складываться из продуктов, которые обеспечивают физиологическую потребность организма в белках, жирах и углеводах; однако ребенку требуется повышенное количество витаминов (едва не вдвое) — особенно витаминов С и А; рекомендуется давать ребенку побольше овощей и фруктов; некоторые трудноусвояемые продукты должны быть из рациона исключены; режим питания дробный — это значит, что ребенок должен принимать пищу 5-6 раз в день;
  • при уходе за ребенком с ветрянкой нужно давать ему обильное, теплое питье, содержащее значительное количество витаминов, — фруктовые и овощные соки, компоты, морсы; также показаны щелочные минеральные воды. Это обусловлено тем, что токсины, отравляющие организм малыша, интенсивно выводятся с мочой. Также ускорит выздоровление чай из плодов шиповника коричного или из плодов смородины черной; в этих плодах содержится очень много аскорбиновой кислоты (витамина С), которая оказывает достаточно выраженное противовирусное и противовоспалительное действие;
  • следует обеспечить хорошее гигиеническое содержание заболевшего ребенка; нужно следить за чистотой как нательного, так и постельного белья; менять белье, которым пользуется ребенок, как можно чаще;
  • ногти у ребенка нужно коротко остричь, иначе он будет расчесывать зудящую кожу, и тогда в места расчесов может проникнуть вторичная инфекция, что грозит осложнениями болезни; в тех случаях, когда больной ребенок мал и не хочет потерпеть, стремится расчесывать кожу, ему на ручки рекомендуется надевать мягкие фланелевые рукавички; можно также бинтовать кисти рук; есть еще эффективный способ предотвратить расчесывание зудящей кожи — нужно ребенку на области локтевых суставов наложить небольшие шинки, вырезанные по форме руки из картона (ребенок не сможет сгибать руки, не сможет манипулировать ими достаточно ловко);
  • важно постоянно следить за тем, чтобы у ребенка были чистые руки; нужно мыть руки с использованием мыла несколько раз в день; можно иногда при мытье рук использовать и щеточку, щетинки которой удалят загрязнения из мельчайших трещинок кожи, из ногтевых лож, из-под ногтей (даже под коротко остриженными ногтями может скопиться грязь);
  • в течение дня несколько раз прополаскивать ребенку полость рта слабеньким раствором пищевой соды или поваренной соли (лучше — йодированной); также рекомендуется использовать для полосканий рта слабый водный раствор калия перманганата; делать полоскания 3-4 раза в день, обязательно после еды;
  • прикладывать к животу больному ребенку теплую грелку; делать так 2 раза в день; можно использовать обычную водяную грелку; не следует наполнять грелку теплой водой под завязку; грелка с водой должна быть «тощей» — тогда она будет хорошо облегать живот;
  • когда ребенок страдает от нестерпимого кожного зуда (все везикулы уже покрылись корочками, а новых толчков высыпаний больше нет), этот зуд можно снимать с помощью общих теплых гигиенических ванн; следует принимать ванну 1 раз в день — лучше в вечернее время перед самым сном; продолжительность ванны — до 10 мин.; в воде для ванн рекомендуется растворять небольшое количество пищевой соды;
  • бывает, что ребенок продолжает жаловаться на нестерпимый зуд и после общих ванн с добавлением пищевой соды; в этих случаях можно дополнительно ополаскивать зудящие места слабым теплым раствором пищевой соды; делать так несколько раз в течение дня; для приготовления раствора достаточной крепости необходимо 1 чайную ложку соды растворить в стакане теплой кипяченой воды; также можно время от времени делать смазывания зудящих мест раствором соды; процедура выполняется с помощью ватного или марлевого (стерильного) тампона;
  • после отпадения корочек нужно систематически смазывать кожу в тех местах, где были высыпания, прокипяченным теплым растительным маслом — оливковым, подсолнечным, рапсовым, кукурузным и пр.; витамин Е, который содержится в масле, оказывает на кожу известное лечебное воздействие, благоприятствует восстановительным процессам в коже; те белесоватые пятнышки, что остаются на коже после отпадения корочек, исчезают от действия масла быстрее.

В качестве дополнения к назначенному доктором лечению ветрянки добавляют народные средства, которые могут оказать высокое терапевтическое действие.

Ниже предложены лучшие народные рецепты от ветряной оспы, чаще всего используемые в домашних условиях.

  • Регулярно принимать смесь сока лимона с медом; приготовление средства: необходимо взять свежеотжатый лимонный сок и мед в одинаковых количествах и тщательно перемешать; малышу в возрасте от года до 5 лет принимать по 1 чайной ложке этой смеси 2-3 раза в день после еды; ребенку старше 5 лет рекомендуется принимать по 1 десертной ложке этого средства 3-4 раза в день после еды.
  • Практикуя народное лечение ветрянки у детей, можно давать больному горячий настой плодов малины обыкновенной; приготовление настоя: 1 столовую ложку сушеных, слегка размятых плодов высыпать в термос, предварительно ополоснутый горячей водой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать около часа, процедить через 1 слой марли, хорошо отжать оставшееся сырье; детям в возрасте от года до 5 лет принимать по полстакана настоя 2-3 раза в день после еды; более старшему ребенку рекомендуется пить по полному стакану средства 2-3 раза в день после еды.
  • Регулярно пить теплый настой травы петрушки огородной; приготовление настоя: нужно истолочь сушеное сырье до состояния порошка, 1 чайную ложку сырья залить стаканом крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде при комнатной температуре примерно 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли, отжать остаток сырья; малышу в возрасте от года до 5 лет принимать по четверти стакана средства 3-4 раза в день; ребенку старше 5 лет можно принимать по трети стакана настоя 3-4 раза в день; при наличии высыпаний на слизистой оболочке полости рта этим настоем можно полоскать ротовую полость — несколько раз в день; после каждого полоскания не есть и не пить около получаса.
  • При лечении ветряной оспы в домашних условиях можно принимать настой травы шалфея лекарственного; приготовление настоя: 1 чайную ложку сушеного, измельченного в порошок сырья нужно высыпать в прогретую керамическую или эмалированную посуду с крышкой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать в течение 45 мин. при комнатной температуре, процедить настой через мелкое ситечко или марлю, остаток сырья отжать; ребенку 3-5 лет пить по четверти стакана настоя 2-3 раза в день до еды; детям 6-10 лет принимать по трети стакана средства 2-3 раза в день до еды; ребенку старше 10 лет — по полстакана настоя 3 раза в день перед едой;

Вот ещё несколько рецептов, как лечить ветрянку у детей народными средствами, используя лекарственные растения.

  • Ребенку при высокой температуре тела и других проявлениях ветряной оспы рекомендуется принимать теплый отвар коры ивы белой (ветлы); приготовление отвара: 1 чайную ложку сушеной коры, измельченной в порошок, залить 300 мл воды и варить при слабом кипении и открытой крышке до тех пор, пока объем средства не уменьшится до 200 мл, быстро остудить, процедить через 1-2 слоя марли, отжать остаток сырья; пить ребенку старше 5 лет по трети стакана 3 раза в день; в этот отвар можно добавлять мед по вкусу; продолжительность курса лечения — 5-7 дней.
  • Если у ребенка имеет место сильно выраженная лихорадочная реакция, ему следует принимать теплый настой листьев лещины обыкновенной; приготовление настоя: необходимо хорошенько измельчить сушеные листья, 8-10 г сырья высыпать в термос, предварительно прогретый горячей водой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать в течение нескольких часов, процедить через 1-2 слоя марли, отжать оставшееся сырье, впитавшее воду; ребенку в возрасте 7-10 лет принимать этот настой по 1 столовой ложке 4-5 раз в день до еды; детям старше 10 лет можно пить по четверти стакана средства 3-4 раза в день до еды; продолжительность курса лечения — 6-7 дней.
  • Эффективное народное средство от ветрянки у детей – теплый отвар корней лопуха большого; приготовление отвара: 2 столовые ложки сушеных корней, измельченных в порошок, залить стаканом крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде при комнатной температуре в течение 2 ч., после этого 12-15 мин. варить средство на слабом огне, затем процедить, не остужая, через 1-2 слоя марли; ребенку старше 8 лет пить отвар горячим сразу по полному стакану; продолжительность курса лечения — до недели.
  • Принимать теплый настой листьев смородины черной; приготовление настоя: 2-3 столовые ложки сушеных, тщательно измельченных листьев залить 300-400 мл крутого кипятка и настаивать в инфундирке (специальный керамический сосуд для приготовления настоев) или в эмалированной кастрюльке с крышкой в течение нескольких часов, процедить через 1-2 слоя марли, оставшееся сырье отжать; ребенку до 12 лет пить по четверти стакана настоя 3-4 раза в день до еды; более старшим детям пить по полстакана средства 4-5 раз в день; продолжительность курса лечения — 5-6 дней.

Используя эти рецепты лечения ветрянки у детей в домашних условиях, можно добиться высокого терапевтического эффекта.

  • Принимать настой травы иван-чая узколистного; приготовление настоя: 2 столовые ложки сушеного, хорошо измельченного сырья залить стаканом крутого кипятка, накрыть крышкой, плотно укутать посуду полотенцем и настаивать в течение 2 ч., потом процедить через 1-2 слоя марли, хорошенько отжать набухшее сырье; детям до 10 лет настой назначают по 1 чайной или десертной ложке 3 раза в день до еды; дети в возрасте старше 10 лет принимают настой по 1 столовой ложке 3-4 раза в день перед едой; продолжительность курса лечения — до недели; ребенку, страдающему в период подсыхания корочек от сильного кожного зуда, особенно показано использование этого средства.
  • Принимать теплый настой, приготовленный на основе следующей смеси лекарственных растений: цветков календулы лекарственной — 1 часть, травы мелиссы лекарственной — 1 часть, цветков ромашки аптечной — 1 часть, травы базилика обыкновенного — 1 часть; приготовление настоя: 1 чайную ложку сушеной, тщательно измельченной смеси залить стаканом крутого кипятка и настаивать, плотно укутав посуду полотенцем, примерно 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли, отжать оставшееся сырье; детям в возрасте до 5 лет пить по четверти стакана этого средства 3 раза в день до еды; ребенку старше 5 лет можно пить по трети стакана настоя 3-4 раза в день перед едой.
  • В случае появления элементов сыпи на слизистой оболочке ротовой полости полоскать ребенку рот теплым настоем цветков ромашки аптечной; приготовление настоя: растолочь сушеные цветки в ступке до состояния порошка, 1 столовую ложку сырья залить стаканом крутого кипятка и настаивать, плотно накрыв крышкой, при комнатной температуре около 30 мин., процедить через 1 слой марли, оставшееся сырье отжать; можно добавить в настой пол чайной ложки пищевой соды; делать полоскания 5-6 раз в день, чередуя с использованием других средств.
  • Ребенку, страдающему от ветряночных высыпаний в полости рта, полоскать рот теплым настоем цветков календулы лекарственной (растение широко известно под названием «ноготки»); приготовление настоя: 1 столовую ложку сушеных, хорошо измельченных цветков залить стаканом крутого кипятка и настаивать в инфундирке (или в эмалированной посуде с крышкой) в течение примерно 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли, отжать оставшееся сырье; полоскать ребенку ротовую полость 5-6 раз в день после еды.

И ещё одна подборка рецептов, как лечить ветрянку у детей в домашних условиях при помощи народных средств.

  • Полоскать ребенку ротовую полость теплым отваром шелухи лука репчатого; приготовление отвара: нужно хорошо измельчить шелуху лука, 1 чайную ложку сырья залить стаканом воды и варить при слабом кипении несколько минут, после чего настаивать в закрытой посуде при комнатной температуре в течение нескольких часов, процедить через мелкое ситечко или 1 слой марли; полоскать горло несколько раз в день, чередуя с полосканиями другими средствами; продолжительность курса лечения — 5-6 дней.
  • Ребенку, страдающему от кожного зуда, рекомендуется ежедневно обмывать зудящие места теплым настоем веточек вереска обыкновенного; приготовление настоя: сушеные молодые веточки вместе с листьями по возможности тщательнее измельчить, 1 столовую ложку получившегося порошка высыпать в термос, предварительно прогретый горячей водой, залить стаканом крутого кипятка и настаивать примерно час, затем быстро остудить, процедить через стерильную марлю, оставшееся сырье отжать; использовать это средство несколько раз в день; с настоем веточек вереска обыкновенного можно делать и примочки — в тот период болезни, когда корочки подсыхают, а новые высыпания уже не появляются.
  • Делать ребенку ингаляции с отваром молодых побегов и листьев малины обыкновенной; приготовление отвара: 2-3 столовые ложки сушеных побегов, порезанных ножом по возможности мельче, залить 300-400 мл воды и варить на слабом огне примерно 15 мин., затем еще настаивать средство при комнатной температуре в закрытой посуде не менее 45 мин., процедить через 1 слой марли; довести средство до кипения и вылить в кастрюлю достаточно большой емкости, обложить края кастрюли сухими марлевыми салфетками или полотенцем, наклониться над кастрюлей, накрыться одеялом или плотным покрывалом и вдыхать пар (вдыхать и выдыхать пар через рот); рекомендуется выполнять эту процедуру в течение 15 мин.; такие ингаляции нужно делать несколько раз в день; после каждой процедуры ребенку следует отдохнуть в постели в течение 30-40 мин.
  • Делать ингаляции с отваром почек сосны обыкновенной; приготовление отвара: 7-8 г сушеного, хорошо размятого пестиком в ступке сырья залить 300-400 мл кипятка и нагревать на кипящей водяной бане не менее 15 мин., процедить через 1-2 слоя марли; такие ингаляции рекомендуется делать 2-3 раза в течение дня.

источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5196 | Нарушение авторских прав

источник

Возбудителем заболевания является вирус из группы герпетических вирусов. Возбудитель ветряной оспы нестоек в окружающей среде, чувствителен к ультрафиолетовому облучению, дезинфектантам. При низкой температуре сохраняется долго, устойчив к повторному замораживанию.

Распространителем инфекции является больной ветряной оспой и, в редких случаях, больной опоясывающим лишаем. Заразность больного ветряной оспой очень высока и длится с последнего дня скрытого периода до 8-го дня от момента возникновения последнего элемента сыпи. Более 90 % заболевших составляют дети в возрасте до 10 лет. Пик заболеваемости приходится на возрастную группу 5–9 лет, но заболевают лица любого возраста, в том числе новорожденные. Инфекция распространяется воздушно-капельным или контактным путем через различные предметы (детские игрушки). Описаны случаи внутриутробного заражения. Характерна сезонность заболевания, вспышки ветряной оспы отмечаются в период с января по май. После заболевания формируется стойкий, напряженный, пожизненный иммунитет. Повторные случаи ветряной оспы встречаются исключительно редко.

Клиника. Инкубационный период составляет 11–21 день, но чаще 13–17 дней. К концу его появляются продромальные симптомы, проявляющиеся недомоганием, раздражительностью, плаксивостью, снижением аппетита. Как правило, первыми симптомами инфекции являются высыпания и незначительное повышение температуры тела. Элементы сыпи проходят закономерную эволюцию: розовое пятно (розеола) – папула – везикула – корочка. Пятна диаметром 2–4 мм в течение нескольких часов превращаются в папулы и везикулы. Везикулы наполнены прозрачным содержимым, которое может становиться мутным, гнойным и даже геморрагическим. В течение нескольких дней идет «подсыпание» новых элементов. Обычно высыпания обильные, появляются в течение 3–4 дней сначала на туловище, затем на лице и волосистой части головы и минимально на дистальных отделах конечностей. Одновременно с сыпью на коже может появляеться сыпь на слизистых оболочках полости рта, а иногда и половых органов, особенно у девочек. В отдельных случаях пузырьки располагаются на конъюнктиве и роговице, что угрожает потерей зрения. Слизистая оболочка гортани редко вовлекается в процесс. Может развиваться генерализованная лимфоаденопатия. Для ветряной оспы характерен ложный полиморфизм сыпи – одни и те же элементы проходят разные фазы развития. У одного и того же больного одновременно можно видеть и пятно, и папулу, и везикулу, и корочку. Сыпь при ветряной оспе обычно сопровождается зудом и располагается на нормальном фоне кожи без всякого порядка. Общая продолжительность периода высыпаний варьирует: от появления первых элементов до образования корочек на месте лопнувших везикул проходит 2–3 дня. Корочки отпадают через 5-10 дней без следа, при их «срывании» и образовании на их месте вторичных, как правило, инфицированных корочек, этот срок удлиняется еще на 1–2 недели, а на их месте могут оставаться рубцы. Тяжесть течения инфекции может значительно варьировать. При легких формах отмечается скудное число везикул, разбросанных по всему телу, и слабовыраженные общие нарушения. При тяжелых формах выражены симптомы интоксикации, температура тела повышается до 39–40 °C. Системные проявления сохраняются не более первых 3–4 дней в период высыпания. В большинстве случаев заболевание протекает нетяжело, но могут наблюдаться и тяжелые формы: геморрагическая, гангренозная, буллезная. У некоторых больных развивается вирусная пневмония, что чаще встречается у детей до 2 лет. В особо тяжелых случаях поражаются печень, селезенка, желудочно-кишечный тракт, почки, эндокринная система.

Особую опасность представляет ветряная оспа для беременных, так как возможна передача вируса через плаценту. Врожденная ветряная оспа может привести к гепатиту, пневмонии, миокардиту, интерстициальному нефриту, язвам кишечника. При появлении сыпи в первые 4 дня болезнь протекает нетяжело. Очень тяжело протекает ветрянка и при появлении сыпи у матери в течение 5 дней после родов. Доказано, что в тех случаях, когда мать болела ветрянкой в 8-20 недель беременности, у 1/3 детей отмечались мертворождения и неонатальная смерть; у 2/3 выживших – гипопластические пороки скелета и неврологические аномалии, 1/4 – глазные, мочеполовые и желудочно-кишечные аномалии.

К поздним осложнениям врожденной ветряной оспы относятся: задержка развития, энцефалопатия, слепота, сахарный диабет, повышенная частота злокачественных опухолей, лейкозов в связи с тем, что вирус вызывает хромосомные аберрации.

Осложнения. Как правило, осложнения обусловлены присоединением условно-патогенной флоры, тем более что вирус обладает иммунодепрессивным действием. К основным осложнениям ветряной оспы относится вторичная бактериальная инфекция на месте кожных поражений.

Описаны случаи развития миокардита, гепатита, гломерулонефрита, артрита. Наиболее тяжелым осложнением является энцефалит. Везикулярный конъюнктивит и кератит встречаются редко и обычно заканчиваются благоприятно.

Лечение. Основой лечения является тщательный уход за кожей, ногтями, постельным бельем, одеждой больного. В период высыпаний растирать полотенцем ребенка нельзя. Расчесывание необходимо предупреждать, надевая ребенку рукавицы и обрезая ногти. Элементы сыпи следует смазывать растворами анилиновых красителей (1 %-ный раствор метиленового синего, раствор бриллиантового зеленого). При ветряночных афтозных стоматитах рот обрабатывают растворами 3 %-ной перекиси водорода и 0,1 %-ного риванола, чередуя обработки. В тяжелых случаях ветряной оспы вводят нормальный человеческий иммуноглобулин. В случае возникновения гнойных осложнений назначают антибиотики в возрастных дозах. Энцефалиты лечат, как и другие вирусные энцефалиты. Больным пневмонией также показано поддерживающее лечение, антибиотики на-значают только при присоединении вторичной бактериальной инфекции. Госпитализировать больных ветряной оспой детей следует только при условии содержания их в палатах, обеспечивающих достаточную изоляцию.

Профилактика. Больного ветряной оспой изолируют дома (или по показаниям в боксовом отделении стационара) до момента отпадения последней корочки. В дошкольных учреждениях контактных детей, не болевших ветряной оспой, разобщают на 21 день. Если день контакта с больным точно установлен, разобщение проводят не сразу, а с 11-го дня после контакта. По показаниям проводится вакцинация.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 336 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

· Палочку обмакнуть в р-ре бриллианта зелёного

· Обработать элементы сыпи от периферии к центру (каждый элемент обработать отдельно).

6. Лист наблюдения за контактными в очаге ветряной оспы

(Длительность наблюдения – 21 день)

Фамилия Имя Отчество возраст ДНИ НАБЛЮДЕНИЯ
15.12.2003 год 16.12.2003 год 17.12.2003 год 18.12.2003 год и т.д.. до 21 дня
t тела кожа слизистые t тела кожа слизистые t тела кожа слизистые t тела кожа Слизистые

Эталон ответа к задаче № 2.

1.Паллиативная операция — временно улучшающая состояние пациента, но не излечи­вающая его. При раке прямой кишки накладывается колостома на сигмовидную кишку

2.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, выделять, есть, работать, поддер­живать состояние, общаться.

2.Беспокойство за исход операции.

3.Нарушение акта дефекации.

] .Дефицит самоухода после операции.

2.Дефицит знаний о жизни с колостомой.

Приоритетная: страх перед операцией, беспокойство за ее исход.

4.Цель — успокоить пациента, получить согласие на операцию.

Планирование Мотивация
Перед операцией ежедневно проводить беседы с пациентом о единственно возможном исходе операции Психологически подготовить к наложению колостомы
Ознакомить пациента с соответствующей литературой, современными калоприемниками Для психологической адаптации к новому состоянию жизни
Пригласить психолога для консультации больного Для психологической поддержки
Ознакомить с ходом операции и особенностями послеоперационного периода Для ознакомления с планом лечения

Оценка: пациент успокоился, дал согласие на операцию. Цель достигнута.

5 Студент на статисте выполняет манипуляцию согласно алгоритму

Надевание стерильного халата на хирурга.

Цель: создание барьера, препятствующего распространению инфекции воздушно-капельным путем. Обеспечение высокого уровня гигиены и чистоты. Соблюдение основной задачи асептики – «то, что соприкасается с раной, должно быть стерильным».

Показания: при асептических процедурах.

Необходимые условия: медсестра одета в стерильные халат и перчатки; руки хирурга обработаны одним из классических способов; стерильные халаты.

Этапы Обоснование
1.Операционная сестра, одетая в стерильные халат и перчатки, разворачивает стерильный халат для хирурга, берет его за верхние спинные части у воротника так, чтобы боковые части тщательно прикрывали ее руки в стерильных перчатках. Сохранение стерильности своего халата и халата хирурга.
2.Хирург вдевает свои руки в рукава развернутого халата, не касаясь кистями стерильного халата сестры. Сохранение стерильности.
3.Сестра, накинув халат на плечи хирурга, отходит.
4.Санитарка сзади захватывает завязки, натягивает халат и завязывает. Сторона спины является не стерильной зоной, поэтому руки за спину заводить нельзя, опускать ниже пояса тоже.
5.Хирург закрепляет сам завязки на рукавах и подает санитарке пояс, поданный сестрой таким образом, чтобы не касаться рук и не заводить их за спину.
6.Санитарка завязывает пояс.

В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка. Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,9 0 С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Окажите неотложную помощь при рвоте.

В послеоперационной палате находится пациент, 80 лет, эпицистостомой, наложенной по поводу аденомы предстательной железы. При осмотре медицинская сестра установила, что повязка промокла мочой и отклеилась.

1. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента и выделите приоритетную.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

4. Дайте рекомендации родственникам по уходу за цистостомой в домашних условиях.

Эталон ответа к задаче № 1.

Настоящие: боли в эпигастральной области, слабость, отсутствие аппетита, снижение массы тела, отрыжка, метеоризм, рвота., чувство страха смерти, опасение за будущее близких.

Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанное с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности, желудочным кровотечением и перитонитом.

Приоритетная проблема пациента: сильные боли в эпигастральной области.

Цели: краткосрочные и долгосрочные уменьшение интенсивности болей со дня поступления и к моменту выписки, адаптация к состоянию своего здоровья.

План Мотивация
1. Обеспечить пациенту покой, повышенное внимание, сочувствие. Для создания психологического комфорта.
2. Следить за соблюдением постельного режима. Для создания физического покоя.
3. Обеспечить пациенту высококалорийное, легкоусвояемое разно образное, богатое белками и витаминами питание. Для повышения аппетита, улучшения пищеварения.
4. Организовать кормление пациента в постели. Для снижения потери веса и для компенсации потери белка и витаминов, для поддержания защитных сил организма.
5. Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; осуществлять профилактику пролежней; своевременно менять постельное и нательное белье. Для поддержания гигиенических условий и профилактики осложнений.
6. Обеспечить регулярное проветривание палаты и регулярную уборку. Для предотвращения возможных осложнений.
7. Контролировать температуру, массу тела, пульс, АД, стул, внешний вид мочи. Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений (сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечение).
8. Оказывать неотложную помощь при рвоте и желудочном кровотечении. Для предотвращения аспирации рвотных масс.
9. Обучить родственников уходу за онкологическим больным. Для профилактики пролежней, инфекционных осложнений, аспирации рвотных масс.

Оценка: пациент отметит улучшение самочувствия, снизится интенсивность болей. Цель достигнута.

2.Студент демонстрирует оказание помощи при рвоте.

3.Студент демонстрирует на фантоме технику постановки питательной клизмы.

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, чистым, поддержи­вать состояние, общаться.

1.Риск вторичного инфицирования раны.

2.Риск возникновения мацерации кож.

Приоритетная: промокание повязки.

3.Цель — предупредить намокание повязки.

Планирование Мотивация
М/с пригласит врача Для получения назначений
М/с проведет смену промокшей повязки, снимет намокшую повязку, обработает кожу вокруг дренажа водным раствором антисептика, высушит ее, обработает спиртсодержащим антисептиком, нанесет на кожу пасту Лассара, наложит стерильные салфетки (по типу штанишек) и закрепит клеоловой повязкой Обеспечение доступа к цистостоме, профилактика инфицирования окружающей кожи, для защиты кожи от мацерации, для предупреждения дополнительного инфицирования
М/с обеспечит наблюдение за цистостомой у пациента (состояние повязки, дренажа, количество выделенной мочи, ее качества) проведет беседу с пациентом и родственниками Для своевременного выявления осложнений в случае их возникновения, для обеспечения ухода за цистостомой в домашних условиях

Оценка: повязка сухая. Цель достигнута.

4.Рекомендации родственникам по уходу за цистостомой в домашних условиях:

— Соблюдать правила пользования мочеприемником

— Соблюдать правила дезинфекции и дезодорации мочеприемника

— Ежедневно проводить туалет кожи вокруг цистостомы.

— С использованием мыла, за­щитных мазей, кремов.

— Промывать мочевой пузырь через катетер водным раствором антисептика 2-3 раза в неделю до чистых промывных вод

— Регулярно1 раз в 3-4 недели посещать уролога.

Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение по поводу ИБС, осложнённой хронической сердечной недостаточностью. Предъявляет жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в горизонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необходимости ограничения жидкости, иногда пьёт воду «взахлёб». Считает себя обезображенным из-за больших размеров живота. Тревожен, на контакт идет с трудом. Боится предстоящей абдоминальной пункции.

Положение в постели вынужденное — ортопное. Кожные покровы цианотичные. Пациент неопрятен. Отеки стоп и голеней, ЧДД 22 в минуту, пульс 92 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациента правилам определения водного баланса.

3. Продемонстрируйте технику измерения пульса на лучевой артерии..

Пациентка 21 год поступила в гематологическое отделение на стационарное лечение с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, похудание, зуд кожи, повышение температуры тела до субфебрильных цифр, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, сильные боли в полости рта и глотки. Из-за болей при глотании затруднён приём пищи и жидкости. Отмечает отсутствие вкуса у пищи, хотя аппетит сохранён.

Объективно: На конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния. Слизистые полости рта и глотки гиперемированы, кровоточат при дотрагивании, на деснах изъязвления, язык обложен, гнойный налет на миндалинах.

Температура 37,3° С. Пульс 88 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД 120/80 мм рт. ст. частота дыхания 18 в мин.

1.Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Подготовьте пациентку к стернальной пункции.

Эталон ответа к задаче № 1.

Не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки

Не понимает необходимости ограничения жидкости при отёках

Волнуется из-за предстоящей абдоминальной пункции

Тяжело переживает изменение внешнего облика из-за асцита

Не справляется с мероприятиями личной гигиены

Риск развития трофических язв в области нижних конечностей

Не адаптирован к своему заболеванию.

Приоритетная проблема пациента:

Не адаптирован к своему заболеванию.

Цель: пациент выразит словами снижение уровня тревоги и будет следовать рекомендациям медицинских работников

План Мотивация
1. М/с проведет беседу с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты, ограничения жидкости. Сестра предоставит для ознакомления специальную литературу о проведении абдоминальной пункции. для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникновения осложнений; снижения уровня тревоги
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты № 10 с ограничением соли и жидкости. Даст совет при жажде полоскать полость рта подкислёнными растворами, съесть ломтик лимона. для уменьшения отеков, восполнения потери белков
3. Медсестра обеспечит возвышенное изголовье в постели, используя по мере возможности функциональную кровать и упор для стоп; обеспечит постельный комфорт. облегчение дыхания и улучшение сна
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день для обогащения воздуха кислородом
5. М/с обеспечит взвешивание пациента 1 раз в 3 дня для контроля уменьшения задержки жидкости в организме
6. М/с обеспечит подсчёт водного баланса для контроля отрицательного водного баланса
7. М/с обеспечит уход за кожей и слизистыми для профилактики пролежней и появления трофических язв
8. М/сбудет наблюдать за внешним видом, пульсом, АД больного для контроля за состоянием больного и возможного ухудшения состояния

Оценка: пациент отмечает снижение уровня тревоги, настроение его улучшилось, он демонстрирует знания о принципах образа жизни при его заболевании. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

Настоящие: — испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

— риск присоединения вторичной инфекции.

Приоритетная проблема: испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

Цель: пациентка будет иметь возможность принимать пищу и жидкость всё время заболевания.

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациентке удобный прием полужидкой негорячей легкоусваиваемой пищи в течение 3-х дней. Максимальное щажение слизистой рта и глотки.
2. М/с обеспечит прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот) Уменьшение интоксикации.
3. М/с проведет беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания. Повышение защитных сил организма.
4. М/с выделит пациентке отдельную посуду и обеспечит дезинфекцию всех предметов ухода. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
5. М/с рекомендует пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи (растворы соды, фурацилина, борной кислоты, перманганата калия). Подавление патогенной микрофлоры.

Оценка эффективности: у пациентки исчезли боль во рту и глотке, нет язвенно-некротических поражений слизистых. Приём пищи и жидкости возможен. Цель достигнута.

2.Студент доступно объяснит пациентке правила подготовки к стернальной пункции.

3.Студент объяснит правила для уменьшения кожного зуда.

Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом «Рак желудка». Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Обеспокоен своим состоянием.

Объективно: Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин. Физиологические отправления без особенностей. Жена пациента обратилась к медсестре за советом в связи с его отказом от еды (последние два дня пьёт только воду).

1.Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2.Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.

3.Окажите психологическую поддержку пациенту.

Медицинская сестра на патронаже у ребенка, 5-и лет больного корью. Ребенок болен 6-й день, 2-й день высыпания. Предъявляет жалобы на повышение t тела 37,8-38ºС; гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, сухой кашель, насморк, высыпания по телу. При осмотре: t тела 37,8ºС, ЧСС-120 в минут, ЧДД-28 в минуту. На кожных покровах лица, верхней половине туловища пятнисто- папулезная сыпь, расположенная на негиперемированном фоне. Сыпь местами сливается. У ребенка гнойный конъюнктивит, светобоязнь, серозное отделяемое из носа. По внутренним органам без патологии. Физиологические отправления в норме.

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием.

3. Определите цели, и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Обучите мать правилам ухода за кожей и слизистыми

5. Противоэпидемические мероприятия в очаге кори.

Эталон ответа к задаче № 1.

Настоящие: — отказывается от приёма пищи;

— риск развития обезвоживания.

Приоритетная проблема: отказывается от приёма пищи.

Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом).

План Мотивация
1. М/с будет проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. Убедить в необходимости принимать пищу.
2. М/с с помощью родственников разнообразит меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету. Возбудить аппетит.
3. Сестра будет предлагать пациенту жидкость каждый час (тёплая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). Профилактика обезвоживания.
3. Сестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой полужидкой калорийной пищей. Сестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента. Возбудить аппетит.
4. М/с с разрешения врача включит в рацион травяной чай для возбуждения аппетита, мясные и рыбные бульоны. Возбудить аппетит. Усилить слюноотделение.
5. М/с эстетически оформит прием пищи. М/с будет регулярно проветривать палату перед кормлением пациента. Возбудить аппетит.
6. Сестра будет тщательно следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи растворами слабых антисептиков). Обеспечить возможность принимать пищу через рот.
7. Сестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости, водный баланс ежедневно. По возможности сестра один раз в 3 дня будет взвешивать пациента. Критерии эффективности проводимых мероприятий.

Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель достигнута.

2.Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, дышать, быть здоровым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

— сухой кашель, серозное отделяемое из носа,

(потенциальные)

Приоритетная проблема: светобоязнь, сухой кашель.

2. Краткосрочная цель: лихорадка и катаральные явления у ребенка уменьшается через 2-3 дня

Долгосрочная цель: катаральные явления и высыпания купируются через неделю.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Объяснит матери необходимость изоляции в отдельную комнату на 5-10 дней, объяснит матери необходимость проведения влажной уборки 2-3 раза в день, частое проветривание (свежий воздух), затемнение окон шторами. 1. Для предотвращения распространения инфекции (по эпидемическим показаниям) Для уменьшения светобоязни.
2. Медицинская сестра обеспечит частое и обильное питье соков, морсов, компотов. Пища легкоусвояемая в полужидком теплом виде (каши, слизистые супы), овощное пюре. 2. С целью дезинтоксикации.
3. Обучит мать ежедневному туалету кожи, слизистых (подмывание, обтирание, обработка слизистой рта, полоскание отваром трав, промывание глаз раствором фурациллина, чаем, отваром ромашки, закапывание капель по назначению врача), обучит мать туалету полости носа, закапыванию капель в нос по назначению врача. 3. Для удовлетворения потребности быть чистым.
4. Обеспечит прием отвара отхаркивающих трав (фиалки, мяты, чабреца, алтея) по назначению врача, постановку горчичников на грудную клетку, ножных горячих ванн. 4. Для смягчения, увлажнения кашля.
5. Организует досуг ребенка (чтение книг, настольные игры) 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться.
6. Проведет беседу с матерью о профилактике осложнений. 6. Для предупреждения возникновения новых случаев заболевания.
7. Проведет срочный учет всех контактных (в квартире, в соседних квартирах) и наблюдение за очагом в течении 21 дня; иммунизацию не привитых и не болевших корью ЖКВ, а детям с мед/отводами и детям до 1 года – введение противокоревого гамма – глобулина. 7. Для купирования распространения инфекции.

Оценка: катаральные явления купируются, сыпь исчезнет, ребенок будет безопасен через 9 дней. Цель будет достигнута.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

Читайте также:  Сколько лечится ветряная оспа