Меню Рубрики

Цели и задачи по ветряной оспе

Ветряная оспа — высококонтагиозное инфекционное заболевание, характеризующееся появлением на коже и слизис­тых оболочках пузырьковой сыпи.

Этиология.Возбудитель заболевания — вирус, не устойчи­вый в окружающей среде, обладающий выраженной летуче­стью, легко распространяющийся с потоком воздуха в сосед­нее помещение и выше расположенные этажи.

Эпидемиология.Источник инфекции — больной ветряной оспой или опоясывающим лишаем. Больной заразен с конца инкубационного периода до 5-го дня от момента появления последних свежих элементов сыпи.

Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный. Восприимчивость к ветряной оспе высокая, наиболее часто болеют дети в возрасте от 2 до 7 лет. В первые 2-3 месяца жизни заболевание встречается редко в связи с трансплацен­тарно полученным иммунитетом от матери. После перенесен­ной ветряной оспы остается прочный иммунитет.

Патогенез.Входными воротами инфекции является слизис­тая оболочка верхних дыхательных путей. По лимфатическим путям возбудитель попадает в кровь и фиксируется в эпители­альных клетках кожи и слизистых оболочках, вызывая поверх­ностный некроз эпителия.

Клиническая картина.Инкубационный период продол­жается от 11 -го до 21 -го дня. Продромальные явления наблю­даются редко и проявляются общим недомоганием и субфеб- рильной температурой. Заболевание начинается остро с повы­шения температуры и почти одновременного появления сыпи на волосистой части головы, лице, туловище и конечностях (рис. 74 на цв. вкл.). Сыпь имеет вид небольших бледно- розовых пятен, которые через несколько часов превращаются в папулы, а затем в везикулы (пузырьки), окруженные зоной гиперемии и наполненные прозрачным содержимым. На подошвах и ладонях высыпания отсутствуют. Ветряночные пузырьки однокамерные, имеют округлую или овальную форму, располагаются на неинфильтрированном основании и при проколе спадаются. К концу первых суток пузырьки под­сыхают, на их месте образуются буроватые корочки. Отпадая, они не оставляют после себя рубцов. Высыпание происходит не одновременно, а отдельными «толчками» с промежутками в 1-2 дня. В связи с этим на коже имеются элементы сыпи, находящиеся на разных стадиях развития (пятно — папула — пузырек — корочка). Такой полиморфизм сыпи является характерным для ветряной оспы. Каждое новое подсыпание сопровождается повышением температуры тела. При боль­шом количестве элементов сыпи наблюдается выраженный зуд кожи. Ветряночные пузырьки могут высыпать на слизистых оболочках рта, носоглотки, глаз, реже гортани и половых органов.

Кроме типичных форм болезни могут наблюдаться и ати­пичные. К ним относятся более легкая (стертая) форма и тяжелые формы (генерализованная, геморрагическая и гангренозная).

Стертая форма обычно отмечается у детей, которым в период инкубации вводился иммуноглобулин или плазма. Заболевание протекает легко. Температура тела нормальная. Высыпания носят розеолезно-папулезный характер, везикулы единичные, едва заметные.

Генерализованная форма встречается в периоде новорож­денное™ у детей, ослабленных тяжелыми заболеваниями, находящихся на лечении иммунодепрессивными препаратами. Для этой формы характерны гипертермия, тяжелая интоксика­ция, множественное поражение внутренних органов.

Геморрагическая форма возникает у детей с гемобластозами, геморрагическими диатезами, получающих кортикостеро­идные гормоны или цитостатики. Содержимое пузырьков имеет геморрагический характер, могут отмечаться кровоиз­лияния в кожу, слизистые оболочки, носовые кровотечения, кровавая рвота, гематурия.

Гангренозная форма развивается у ослабленных детей при присоединении вторичной инфекции. Заболевание характери­зуется появлением вокруг ветряночных пузырьков воспали­тельной реакции, в дальнейшем они подвергаются некрозу с образованием глубоких язв.

Значительную опасность представляет ветряная оспа для беременных, особенно в первые месяцы беременности. При трансплацентарной передаче инфекции в первые 4 месяца беременности возникает риск рождения ребенка с ветряночным синдромом. Он проявляется внутриутробной дистрофией, гипоплазией конечностей, пороками развития глаз, рубцовыми изменениями кожи, отставанием в психомоторном развитии.

В случае инфицирования во 2-й половине беременности возможно развитие латентной инфекции — опоясывающего герпеса в первые годы жизни ребенка.

При заболевании беременной в последние дни до родом ребенок рождается с врожденной ветряной оспой. Инкуба­ционный период в этом случае составляет 6-10 дней. Заболе­вание протекает в тяжелой или среднетяжелой форме. Возможна генерализованная форма с развитием обширной пнем монии, поражением других органов.

Осложнения.Ветряная оспа, как правило, протекает доброкачественно. Осложнения встречаются редко. Они развиваются в связи с непосредственным действием самого вируса или связаны с наслоением бактериальной инфекции. Среди специ­фических осложнений ведущее значение имеет ветряночный энцефалит и менингоэнцефалит, реже отмечаются миелиты, нефриты и миокардиты.

Бактериальные осложнения (пиодермии, абсцессы, флегмо­ны, рожистое воспаление, стоматиты, гнойные конъюнктиви­ты) встречаются у ослабленных детей при нарушении гигие­нического ухода за кожей и слизистыми оболочками.

Лабораторная диагностика.Для обнаружения вирусной ДНК в везикулярной жидкости и крови используется ПЦР. Для серологической диагностики применяются РСК и ИФА. Заслуживает внимания иммунофлуоресцентный метод, с помо­щью которого можно обнаружить ветряночный антиген в мазках-отпечатках из содержимого везикул.

Лечение.При ветряной оспе лечение больных проводится на дому. Госпитализация осуществляется в случае тяжелого течения заболевания, при присоединении осложнений или по эпидемиологическим показаниям.

В остром периоде назначается постельный режим. Для предупреждения наслоения вторичной инфекции и более быстрого подсыхания пузырьков элементы сыпи смазывают раствором анилиновых красителей — 1% спиртовым раство­ром бриллиантового зеленого, 1% водным раствором метиле­нового синего. Энантему на слизистых оболочках обрабатыва­ют водными растворами анилиновых красителей, полость рта орошают раствором фурацилина 1 : 5000 или другими дезин­фицирующими растворами.

В последние годы при лечении ветряной оспы используют­ся противовирусные препараты. Применение анаферона дет­ского существенно сокращает сроки течения основных клини­ческих симптомов и уменьшает количество бактериальных осложнений. Целесообразно обрабатывать ветряночные вези­кулы 5% линиментом циклоферона.

При тяжелой форме заболевания назначают противовирус­ные препараты из группы ацикловира внутрь или внутривен­но. Такая терапия обрывает течение ветряной оспы. Лечение противовирусными препаратами достаточно эффективно и при развитии осложнений (энцефалит, пневмония и др.).

При появлении гнойных осложнений назначаются антибио­тики.

Уход.При ветряной оспе уход за больным состоит в выпол­нении гигиенических мероприятий, направленных на предуп­реждение инфицирования элементов сыпи. Необходимо сле­дить за чистотой рук ребенка, коротко стричь ногти, часто менять нательное и постельное белье.

Рекомендуются общие гигиенические ванны с розовым раствором перманганата калия. Корочки при подсыхании сыпи смазывают вазелиновым маслом. При высыпаниях в полости рта пищу следует давать протертой, она не должна содержать раздражающих компонентов.

Профилактика.Для предотвращения распространения инфекции больных ветряной оспой изолируют из детского коллектива на 9 дней с момента появления сыпи. С целью активной иммунизации может использоваться вакцина Варилрикс (в возрасте от 9 месяцев). Дети от 9 месяцев до 12 лет вакцинируются однократно, в возрасте 13 лет и старше — двукратно, с интервалом не менее 6 недель. Если непривитой ребенок был в контакте с больным ветряной оспой, рекоменду­ется экстренно в первые 72 ч после контакта провести вакци­нацию. Эффективность экстренной вакцинации составляет 90-92%.

Мероприятия в очаге.Дети в возрасте до 7 лет, бывшие в контакте с больным, подлежат разобщению на 21 день. При точно установленном дне контакта разобщение проводится с 11-го по 21-й день. В группу (класс) организованного коллек­тива на срок карантина запрещается прием детей, не болевших ветряной оспой (другие мероприятия по разобщению см. тему «Менингококковая инфекция» подраздел «Мероприятия в очаге»).

С целью выявления больных ветряной оспой за контактны­ми лицами установливается ежедневное медицинское наблю­дение, включающее термометрию, осмотр кожи и слизистых оболочек.

Для пассивной иммунизации контактных можно использо­вать обычный донорский иммуноглобулин в дозе 0,2-0,5 мл/кг. Однако эффективность такой профилактики незначительная. Лучше использовать специфический варицелла-эостер имму­ноглобулин, максимально рекомендуемая доза — 625 ЕД. Препарат следует вводить в течение 48 ч, но не позже 96 ч после контакта.

В очаге проводятся санитарно-гигиенические мероприятия (регулярное проветривание помещения, влажная уборка с использованием моющих средств, обеззараживание воздуха бактерицидными лампами).

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2893 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Учебно-целевая задача: используя диагностические алгоритмы уметь установить диагноз ветряной оспы, определить клиническую форму заболевания, осложнения и назначить адекватное лечение.

Задание для самостоятельного изучения темы.

Пользуясь руководством, учебником и лекционными материалами для приобретения необходимых базисных знаний, усвойте к практическому занятию следующие разделы:

1) этиология, патогенез и симптоматология ветряной оспы и ее осложнений;

2) критерии дифференциальной диагностики ветряной и натуральной оспы, а также других заболеваний с везикулезной сыпью;

3) принципы и методы лечения больных ветряной оспой;

4) объём и содержание неотложной помощи больным тяжелой (осложненной) формой ветряной оспы в медицинском пункте части.

Проверьте свои знания путем ответов на следующие вопросы:

— пути заражения и патогенез ветряной оспы;

— синдромы и симптомы характеризующие ветряную оспу;

— клинико-лабораторные данные, подтверждающие диагноз ветряной оспы;

— основные критерии дифференциальной диагностики ветряной и натуральной оспы;

— основные осложнения ветряной оспы; их клинические признаки;

— методы и средства лечения больных ветряной оспой;

— мероприятия неотложной помощи больным крайне тяжелой и осложненной формами ветряной оспы в медицинском пункте части.

Решение ситуационных клинических задач N.

Материалы для самостоятельной подготовки к практическому занятию по этапам диагностики и лечения. С целью уяснения ориентировочной основы действия при обследовании больных ветряной оспой проанализируйте алгоритмы, схемы и таблицы, расположенные в соответствии с поэтапным лечебно-диагностичеким поиском.

Алгоритм по диагностике ветряной оспы

Примечания. Ветряная оспа возможна без синдрома общей интоксикации и лихорадки, но при обязательном наличии сыпи. Элементы сыпи могут быть единичными и локализоваться преимущественно на волосистой части головы (за ушами).

Синдром общей интоксикации чаще отсутствует в случаях абортивной формы ветряной оспы, когда папулезные элементы сыпи подвергаются обратному развитию, не доходя до стадии везикулы. Возможны другие редкие варианты течения ветряной оспы:

— пустулезная форма — везикулы сразу превращаются в пустулы с возможным последующим образованием рубцов;

— буллезная форма — появление, кроме типичной везикулезной сыпи, больших (2-3 см) дряблых пузырей с мутным содержимым;

— гангренозная форма — образование на месте везикул и пустул кожных язв с некротическим дном и подрытыми краями;

— геморрагическая форма — геморрагический характер содержимого пузырьков, кровоизлияния в кожу и слизистую оболочку, носовое кровотечение, кровавая рвота.

— эпидемиологические предпосылки, учитываемые при диагностике ветряной оспы;

— сроки появления сыпи у больных ветряной оспой (сколько дней она держится);

— дополнительные исследования с целью уточнения диагноза ветряной оспы;

— сроки появления у больных ветряной оспой элементов сыпи на слизистой оболочке,

— определение понятия вариолоид.

Алгоритм по определению клинической формы кори

Дифференциально-диагностические признаки экзантемы при ветряной и натуральной оспе

— «предвестниковая» или «реш» сыпь при натуральной оспе; время ее появления;

— характер температурной кривой у больных ветряной оспой в период подсыпаний новых элементов сыпи;

— последовательность и сроки превращения элементов сыпи при ветряной и натуральной оспе;

— изменения общего состояния больных в период высыпаний оспин при натуральной оспе; причины этих изменений.

Алгоритм по определению осложнений при ветряной оспе

Примечание: у больных ветряной оспой могут возникнуть осложнения, обусловленные присоединением вторичной инфекции: абсцессы, флегмоны, стоматиты, отиты, лимфадениты, рожа.

В случаях высыпаний на слизитой оболочке гортани может развиться ларингит, иногда с явлениями стеноза гортани (ложный круп).

— этиология и патогенез осложнений при ветряной оспе;

— характер воспаления мозговых оболочек при менингоэнцефалите у больных ветряной оспой;

— влияние осложнений при ветряной оспе на решение военно-медицинских экпертных вопросов ВВК, ВЛК.

Схема лечения больных ветряной оспой

Примечание: при тяжелых и осложненных формах ветряной оспы (пневмония, менингоэнцефалит) перспективно применение противовирусных препаратов (ацикловир, рекомбинантные интерфероны)

— причина развития вторичных осложнений; методы их профилактики и лечения;

— лечебные средства, позволяющие проводить дегидратацию вещества головного мозга;

— антибиотики противостафилококкового действия.

Выпишите рецепты: противостафилококковый гамма-глобулин, оксациллин, два рецепта на седативные средства.

источник

Лечение и профилактика ветряной оспы, ее эпидемиология. Механизм передачи инфекции. Оценка профессиональной деятельности медицинской сестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей и возможных осложнений при возникновении данной инфекции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

1.1 Общая характеристика ветряной оспы

1.2 Осложнения при возникновении ветряной оспы

1.3 Лечение и профилактика ветряной оспы

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕТРЯНОЙ ОСПЫ У ДЕТЕЙ

2.1 Роль медицинской сестры в предупреждении возникновения ветряной оспы

Актуальность определяется высоким уровнем заболеваемости, повсеместным распространением. Показатели заболеваемости ветряной оспой превышали показатели заболеваемости другими воздушно-капельными инфекциями (кроме гриппа и острых респираторных вирусных инфекций).

Результативность сестринского вмешательства складывается из целого ряда факторов: эффективности планирования рабочего времени и использования технологий сестринского ухода, взаимодействия в процессе ухода с пациентами и их родственниками, контроля динамики проблем пациента, обеспечения инфекционной безопасности, лекарственной терапии, сроков проведения обследований.

Цель исследования -оценить профессиональную деятельность медсестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей и возможных осложнений при возникновении данной инфекции.

Изучить материалы научной литературы,

Читайте также:  В каком возрасте детям делают прививку от оспы

Дать описание ветряной оспе и осложнение при этом заболевании,

Описать профессиональную деятельность медсестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей.

Объект курсовой работы: ветряная оспа.

Предмет курсовой работы:профессиональную деятельность медсестры в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей и возможных осложнений при возникновении данной инфекции.

Структура курсовой работы включает в себя введение,две главы, состоящие из 4 разделов , заключение, список литературы, состоящий из 12 научных изданий.

1.1 Общая характеристика ветряной оспы

Ветряная оспа — острая инфекционная болезнь, которая вызывается вирусом, передается воздушно-капельным путем, характеризуется умеренной интоксикацией, везикульозным сыпью на коже и слизистых оболочках с полиморфизмом элементов (пятна, папулы, везикулы, корочки) на определенном участке кожи.

Исторические данные ветряной оспы.

Впервые как самостоятельную, обособленную от натуральной оспы, эту болезнь описали в конце XVI в. итальянские врачи V. Vidius, G. Ingrassia. Срок Varicella внедрил Vogel в 1872 p. В 1911 p. Н. Aragao обнаружил элементарные тельца вируса в содержимом везикульозного сыпи. Вирус ветряной оспы впервые культивировал в культуре клеток в 1953 p. Т. Weller.

После установления идентичности вирусов ветряной оспы и опоясывающего герпеса возбудитель получил название вируса Varicella-Zoster (VZV), принадлежит к роду Varicella — virus, семьи Herpesviridae. Диаметр вириона 150-200 нм, он содержит ДНК. Хорошо культивируется в перевиваемых культурах клеток почек обезьян и человека, при этом поражаются ядра клеток с образованием эозинофильных внутриядерных включений (тельца Арагана). Возбудитель неустойчив относительно факторов внешней среды, быстро погибает на открытом воздухе, под действием дезинфицирующих растворов, УФО подобное[6].

Эпидемиология ветряной оспы.

Источником инфекции является больной человек, который становится заразным за сутки до возникновения сыпи и до 5-го дня от момента последних высыпаний.

Ветряной оспой могут заболеть также лица, которые были в контакте с больными опоясывающим герпесом.

Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный. С потоком воздуха вирус переносится на относительно большие расстояния (в соседние комнаты, квартиры, с одного этажа на другой). Вследствие малой устойчивости возбудителя распространение его через вещи и третьих лиц наблюдается очень редко. Доказана возможность передачи вируса от матери к плоду через плаценту. ветряная оспа медсестра

Восприимчивость к ветряной оспе очень высокая, индекс контагиозности составляет 70-85%. Более 90% заболевших составляют дети до 10 лет. Пик заболеваемости приходится на возрастную группу 5-9 лет, однако заболеть могут лица любого возраста, в том числе новорожденные, которые не получили трансплацентарно материнских антител. В последние годы увеличился удельный вес заболевших ветряной оспой среди взрослых.

Самая высокая заболеваемость наблюдается в холодное время года — с января по май. После перенесенной болезни остается стойкий пожизненный иммунитет; повторные заболевания наблюдаются редко. Однако вирус может длительно персистировать в иммунном организме. Под влиянием эндогенных и экзогенных факторов у взрослых происходит реактивация латентной инфекции — развивается клиника опоясывающего герпеса.

Входные ворота инфекции — слизистая оболочка верхних дыхательных путей, где происходит первичное размножение вируса. Лимфатическими путями он попадает в кровь, возникает виремия[4].

Инкубационный период длится 11-21, чаще 13-15 дней. Обычно болезнь начинается остро с повышения температуры тела до 37,5-38,5 ° и появления сыпи. Иногда наблюдаются продромальные симптомы — субфебрильная температура тела, недомогание. В 5-6% больных за сутки до типичных высыпаний появляется продромальный сыпь (реш), чаще скарлатиноподобная или эритематозная, реже кореподобная. Продромальный сыпь эфемерный, исчезает без следа в течение 1-2 дней. Чаще такой сыпь наблюдается при типичных высыпаниях.Витрянковая сыпь появляется в первый, иногда на второй день болезни одновременно с лихорадкой или на несколько часов позже.

Характерная особенность сыпи — быстрое развитие элементов. Сначала образуются небольшие красные пятна — папулы, которые в течение нескольких часов превращаются в прозрачные пузырьки (везикулы) размером 0,2-0,5 см в диаметре. Они округлой или овальной формы, расположены поверхностно, на неинфильтрований основе, окруженные венчиком гиперемии, стенка их напряжена. Пузырьки однокамерные, при проколе спадаются. Пупковидные вдавлением в центре не характерно.

Везикул уже в первые сутки мутнеют, они быстро тухнут, подсыхают и покрываются корочками. Первые элементы сыпи обычно обнаруживают на туловище, потом сыпь распространяется на лицо, волосистую часть головы и (минимально) на дистальные отделы конечностей. Единичные везикулы иногда оказываются на ладонях и подошвах. Сыпь может сопровождаться зудом.

Процесс высыпания происходит не одновременно, а толчкообразно и длится 3-4 дня. Поэтому на коже рядом с недавно сформированными папулами есть свежие прозрачные пузырьки и корочки. Это так называемый ложный полиморфизм, характерный для этой болезни. Россыпь хаотично расположенных друг к другу элементов различных размеров и стадий развития сравнивают с картой звездного неба, на которой чаще всего первые элементы остаются до конца и является «звездами» первой величины.

Каждое последующее высыпания сопровождается новым повышением температуры тела и ухудшением общего состояния. Нарушается сон, снижается аппетит, появляется раздражительность. Нередко одновременно появляются пузырьки на слизистой оболочке полости рта, конъюнктиве, реже — гортани и половых органов. Элементы сыпи на слизових.оболонках быстро с образованием поверхностных эрозий. При этом возможна умеренная болезненность. Эрозии заживают через 3-5 дней.

Температура тела нормализуется преимущественно на 3-5-й день болезни, при тяжелых формах лихорадка длится до 7-10 дней. На 1-3-й неделе корочки отшелушиваются с зудом, на их месте длительное время оказывается легкая пигментация и лишь в редких случаях — рубчики.

Картина крови практически не меняется. Иногда в разгаре болезни наблюдается лейкопения и относительный лимфоцитоз[10].

Различают типичную и атипичные формы болезни. Типовую форму по характеру течения подразделяют на:

Легкий(характеризуется субфебрильной температурой тела, необильное сыпью, отсутствием интоксикации).

Среднетяжелые(температура тела повышается до 39 ° С, интоксикация умеренная, сыпь обильный, в том числе на слизистых оболочках).

Тяжелые(температура тела повышается до 39,5-40 ° С, сыпь очень обильный, значительный по размеру, «застывший» на одной стадии развития, наблюдается нейротоксикоз).

К атипичным формам относятся:

Рудиментарная форма наблюдается преимущественно у детей, получивших в период инкубационного периода иммуноглобулин. Температура тела, как правило, нормальная, сыпь на коже в виде единичных розеол, папул с едва заметными пузырьками. Общее состояние больного не нарушается.

Геморрагическая форма развивается у истощенных, ослабленных детей, страдающих гемобластозы, геморрагический диатез, сепсис или длительное время получали гликокортикостероиды или цитостатики.

На 2-3-й день высыпаний содержимое пузырьков приобретает геморрагический характер. Появляются кровоизлияния в кожу и слизистые оболочки, кровотечения из носа, десен, кишок. Прогноз нередко неблагоприятный.

Буллезная форма характеризуется наличием в стадии высыпаний наряду с типичными везикулами больших (диаметром 1-2 см) вялых пузырьков с мутноватым содержимым. Наблюдается редко, преимущественно у детей до 2 лет. Некоторые из авторов считает ее за усложненную ветряной оспой результате присоединения буллезной стрептодермии.

Милиарная ветряная оспа отличается своеобразным сыпью в виде очень мелких плотных узелков, а в дальнейшем — пузырьков.

Очень редкая гангренозная форма развивается у истощенных, ослабленных лиц, при плохом уходе, что способствует присоединению вторичной инфекции. Характеризуется значительной воспалительной реакцией вокруг отдельных пузырьков, содержание которых становится геморрагическим. Образуются некротические струпья, при отторжении которых обнажаются глубокие язвы. Язвы увеличиваются, гангрена нередко поражает глубокие слои кожи до фасций и мышц. Течение болезни тяжелое, летальность высока.

Генерализованная, или висцеральная, форма встречается редко, наблюдается у новорожденных или детей старшего возраста, которые долго принимали гликокортикостероиды в связи с тяжелыми болезнями. Это самая тяжелая форма, которой присуще специфическое поражение внутренних органов. На секции обнаруживают множественные мелкие очаги некроза во всех внутренних органах, костном мозге.

Возрастные особенности ветряной оспы. У новорожденных и детей первого года жизни течение болезни имеет определенные особенности. С первых дней обнаруживают общеинфекционные симптомы — слабость, субфебрильная температура тела, анорексией, иногда рвота, частый стул, жидкий кал. Обильный сыпь, появляющаяся на 2-5-й день болезни, может приобретать геморрагический характер. Во время высыпаний температура тела высокая, значительный токсикоз, возможны судороги, потеря сознания. Часто наблюдается наслоение вторичной бактериальной инфекции и развитие гнойных очагов воспаления (пиодермия, флегмона, пневмония и другие).

В случае инфицирования женщины в первые месяцы беременности возможен тератогенное влияние вируса. Однако рождение детей с эмбрио-и фетопатиями, связанными с ветряной оспой, наблюдается очень редко. Если женщина заболевает в последние дни беременности, возможна врожденная ветряная оспа. К ней относятся все случаи болезни, возникшие у новорожденного в возрасте до 11 дней[5].

Инкубационный период при этом длится 6-16 дней, а тяжесть болезни определяется сроком инфицирования. При заболевании женщины непосредственно перед родами ветряная оспа у ребенка проявляется на 5-10-й день жизни, имеет тяжелое течение и часто приводит к гибели ребенка вследствие генерализации инфекции и поражения внутренних органов. Если женщина заболевает за 5-10 дней до родов, первые клинические признаки болезни у новорожденного появляются сразу после появления на свет. Течение ветряной оспы в этих случаях легче, поскольку у матери успевают выработаться специфические антитела, которые передаются плоду трансплацентарно.

Ветряная оспа в своем развитии проходит ряд периодов.

Инкубационный период при ветрянке в большинстве случаев продолжается 2—3 недели (максимальная инкубация — 23 дня, минимальная — 11 дней). В это время никаких видимых проявлений не наблюдается, температура нормальная, однако очень редко могут быть лихорадочные состояния.

Продромальный период. Первичные проявления при ветряной оспе обычно незначительные и непродолжительные, поэтому часто не замечаются родителями. Длительность и тяжесть таких симптомов могут сильно варьироваться. Обычно больного беспокоят повышение температуры тела до субфебрильных цифр (до 38 °С), общее недомогание, плохой сон, вялость, понос. Ребенок становится плаксивым, скучным, неохотно участвует в играх. В редких случаях продромальный период протекает с высокой температурой (до 40 °С), рвотой, сильной головной болью, судорогами и болями в конечностях. Не исключено отсутствие продромальных симптомов.

Период высыпания. В большинстве случаев заболевание начинается остро, с повышения температуры тела до 38— 38,5°С и появления характерной сыпи. Высыпания начинаются на лице и волосистой части головы, верхней половине туловища. Редко сыпь появляется на ладонях и подошвах, но вследствие толщины кожи здесь напоминает оспу. В первый день ветряночные элементы (пузырьки) отдельно разбросаны по телу в малом количестве. При ветряной оспе высыпание происходит толчкообразно, с интервалами в 1—2 дня. Поэтому на поверхности кожи и слизистых оболочках можно видеть элементы, находящиеся на разных этапах своего развития,— узелки, пузырьки, корочки. Это так называемый ложный полиморфизм сыпи, характерный для ветряной оспы. Высыпных толчков бывает около 3—4. Температура тела заболевшего ребенка постоянно изменяется, так как каждое новое высыпание сопровождается повышением температуры. Общая продолжительность этого периода колеблется от 2—3 до 7—8 дней[12].

1.2 Осложнения ветряной оспы

Ветряная оспа может оставить после себя следующие последствия:

боль в загрудинной области;

Осложнения могут наблюдаться в половой органах у девочек:

флегмона больших половых губ или промежности;

На начальном периоде болезни возможно возникновение неврологических осложнений.

поражению серого вещества спинного и головного мозга;

Наиболее часто можно встретить воспалительные процессы в оболочках головного мозга.

В первые дни развития ветряной оспы наблюдаются:

гемипарез (неполный паралич).

Не зависимо от тяжести заболевания, может развиваться ветряночный энцефалит.

После того, как температура обретет нормальные показатели, возможно появление общемозговых симптомов:

Наблюдаются мозжечковые нарушения:

расстройства двигательной координации (атаксия);

беспорядочное передвижение глазных яблок (нистагм);

тремор (дрожание конечностей);

снижение мышечного тонуса;

паралич зрительного и лицевого нерва;

воспаление спинного мозга;

расстройство эндокринной системы.

К редким осложнениям относится воспалительные процессы в органах дыхания.

Наиболее тяжелое осложнение — разнесение током крови инфекции по всем системам и органам.

Однако, вынуждены повторится: наиболее часто эти осложнения возникают достаточно быстро, и также быстро исчезают[1].

1.3 Лечение и профилактика ветряной оспы

Лечение проводится преимущественно в домашних условиях. Госпитализации подлежат только дети с осложненным течением болезни, а также больные, которых невозможно изолировать.

Основой лечения является правильная организация режима, направленного на предотвращение вторичной инфекции.

Симптоматическое лечение направлено прежде всего на уменьшение зуда, что достигается применением седативных средств. Чтобы ребенок не расчёсывал пораженные места, ей надевают полотняные перчатки, лонгеты, обрезают ногти. Ежедневная смена одежды, постельного белья, гигиенические ванны с антисептическими средствами (раствор калия перманганата), смазывание везикул 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 1-2% раствором калия перманганата уменьшают риск присоединения бактериальной инфекции. Если же она присоединяется, показано применение антибиотиков. Как показывают исследования, ацетилсалициловая кислота у больных ветряной оспой повышает риск возникновения токсической энцефалопатии с жировой дегенерацией внутренних органов (синдрома Рейе). Поэтому желательно использовать другие противовоспалительные средства и анальгетики (анальгин, амидопирин)[3].

Гликокортикостероиды противопоказаны. Лишь при развитии витрянкового энцефалита они являются одним из средств патогенетического лечения и назначаются по жизненным показаниям. Больным тяжелыми формами проводят дезинтоксикационное терапию, возможно назначение интерферона, донорского иммуноглобулина (0,2 мл / кг), особенно больным с сопутствующими гематологическими болезнями.

Читайте также:  Показания к прививке от ветряной оспы

Профилактика ветряной оспы.

Больные ветряной оспой и опоясывающим герпесом подлежат изоляции до 5-го дня с момента последних высыпаний. После этого помещение проветривается, проводится влажная уборка без дезинфекции. Детей ясельного возраста (до трех лет), которые были в контакте с больными, изолируют с 11-го до 21-го дня от момента контакта.

Пассивная иммунизация показана детям, у которых заболевание вызывает большой риск, например с неопластическими болезнями, иммунодефицитом, гемобластозами, а также для тех, что получают иммунодепрессивное терапию.им нужно вводить 5-8-10 мл донорского иммуноглобулина, который проявляет защитное действие при введении не позднее чем через 72 ч после контакта с больным. Пассивную иммунизацию следует проводить ослабленным детям и младенцам, рожденным от женщин, которые болели ветряной оспой перед родами или вскоре после них.

Прогноз благоприятный. Заболевание, как правило, заканчивается полным выздоровлением. Летальный исход возможен исключительно редко — при злокачественных (генерализованная, геморрагическая, гангренозная) формах болезни и тяжелом витрянковому энцефалите. Риск осложненного течения ветряной оспы повышен у детей, получавших гликокортикостероиды и антиметаболиты[11].

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДСЕСТРЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЕТРЯНОЙ ОСПЫ У ДЕТЕЙ

2.1 Роль медицинской сестры в предупреждении возникновения ветряной оспы

Целью медсестры является не допустить заражения детей.

Ее вмешательство сводится к:

к контролю разобщения этого ребенка с другими детьми с 10-го дня контакта (инкубационный период при ветряной оспе от 11-ти до 21-го дня с момента контакта с больным);

ежедневному внимательному осмотру кожи ребенка матерью и (или) медсестрой[7].

Цель медсестры детского сада: не допустить, предупредить вспышку.

Действия медсестры во время карантинных мероприятий в течении двадцати одного дня с момента изоляции больного:

проводить ежедневный осмотр кожи детей, измерять t тела;

замечать изменения в поведении детей (вялость, плохой аппетит и т. д.)

не допускать детей в группу с малейшими признаками заболевания, особенно с сыпями;

воспитывать сознательное отношение родителей к здоровью своего ребенка и других детей.

Специфическая профилактика ветряной оспы не разработана[9].

1. Лечение ветряной оспы в большинстве случаев проводится в амбулаторных условиях (за исключением тяжелых случаев).

2. Необходимо разъяснить родителям больного ребенка, что ему следует обеспечить хороший уход, покой (эмоциональный и физический), в период повышенной температуры тела рекомендуется постельный режим.

3. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться, необходима постоянная влажная уборка. Показана частая смена нательного и постельного белья.

4. Если имеется светобоязнь (боль в глазах от яркого света), комнату необходимо затемнить.

5. Пища должна быть калорийной, вкусной, разнообразной, теплой, жидкой или полужидкой консистенции. Кормят ребенка маленькими порциями, чаще, чем обычно, и только по желанию. В рацион больного обязательно включают овощи, фрукты и ягоды как продукты с повышенным содержанием витаминов. Рекомендуется обильное теплое питье: молоко, соки, морсы, отвары, минеральные воды, чай.

6. Необходимо тщательно следить за чистотой слизистых оболочек и кожных покровов, стричь ногти, регулярно мыть руки и наблюдать, чтобы ребенок не расчесывал элементы сыпи, не отдирал корочки.

7. Пузырьки и папулы надо регулярно смазывать 1 %-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором перманганата калия.

8. При лихорадке назначаются жаропонижающие средства[2, 3].

Анализ изученной литературы свидетельствует, что ветряная оспа- это очень серьезное и грозное заболевание. Грозное потому, что передается воздушно-капельным путем. Помимо пути передачи, ветряная оспа является очень контагиозным заболеванием, восприимчивость к которому составляет почти 100%. А серьезное, так как влечет за собой очень много различных осложнений.

Ветряная оспа является одной из огромного ряда заболеваний, но она самая распространенная среди детей, поэтому особое внимание у детей необходимо уделять профилактике именно ветряной оспы, так как на фоне этого заболевания может развиться ряд других

Ветряная оспа серьезная проблема всех времен.

Ведущим путем передачи является воздушно-капельный, что свидетельствует о высокой восприимчивости..

Велика роль медицинской сестры в в предупреждении возникновения ветряной оспы у детей.

Медицинская сестра должна принимать участие в организации ухода ив предупреждении возникновения ветряной оспы у детей

Проводить санпросвет работу среди населения.

Альбицкий В.Ю., Баранов А.А.. Часто болеющие дети.- М.:2013.

Баранов А. А., Балашов Д. Н., Горелов А. В. Предотвращение ветряной оспы средствами специфической профилактики.-Авиценум.:2014.

Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные проблемы педиатрии. — М.: 2013.

Доскин В.А., Косенкова Т.В. Поликлиническая педиатрия.- Москва.:2012.

Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И., «Педиатрия». Учебник, 8-е издание, дополненное.-Оникс.:2010.

Казанцев А.П., Матковский. В. С. Справочник по инфекционным болезням. — М.: 2014.

Перфильева Г.М.Сестринская помощь в педиатрии.-перевод с английского. Москва.:2011 г.

Покровский В.И. Инфекционные болезни и эпидемиология.-ДИЛЯ.:2013.

Севастьянова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии.- ВУНМЦ Росздрава.: 2012.

Титова А.И. Ветряная оспа.-Медицина.:2012.

Цыркунов В.М. Противоэпидемические мероприятия в очагах инфекционных болезней.-СПб.:2014.

Шабалов Н.П. Детские болезни.- СПб.:2015.

Возбудитель ветряной оспы. Размножение вируса и аллергический ответ организма. Лихорадка и другие неспецифические проявления инфекции. Методы специфической профилактики ветряной оспы. Живая аттенуированная вакцина. Региональные программы иммунизации.

презентация [2,6 M], добавлен 28.02.2014

Источник инфекции, механизм и пути передачи ветряной оспы. Репликация и накопление вируса с последующей вирусемией. Образование инфильтратов вокруг сосудов серого и белого вещества мозга. Классификация ветряной оспы. Тяжелые формы и осложнения болезни.

презентация [296,3 K], добавлен 18.03.2016

Ветряная оспа, ветрянка — острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадочным состоянием и папуловезикулезной сыпью. Таксономия вируса ветряной оспы. Резервуары инфекции, пути передачи. Роль вируса в городских экосистемах. Протекание болезни.

курсовая работа [210,4 K], добавлен 22.08.2011

Исследование истории заболевания, вариоляции и вакцинации. Характеристика этиологии, клинической картины и патогенеза, особенностей возбудителя оспы. Изучение осложнений после болезни, диагностики, профилактики и основных методов лечения ветряной оспы.

реферат [30,0 K], добавлен 17.10.2011

Основные проявления кори, краснухи, ветряной оспы и скарлатины. Источники инфекции и пути передачи краснухи. Возбудители скарлатины, инкубационный период. Эпидемический паротит (свинка), мутации вируса, передающегося половым путём. Профилактика болезней.

презентация [292,2 K], добавлен 22.06.2013

Возбудители ветряной оспы, краснухи, дизентерии, гриппа и полиомиелита у детей. Источники инфекции и возможности заражения. Периоды заболевания и их клиническая картина. Туберкулез и его предупреждение у детей. Хроническая туберкулезная интоксикация.

контрольная работа [68,7 K], добавлен 27.11.2009

Деятельность Нила Федоровича Филатова — одного из основоположников педиатрии. Определение самостоятельности заболевания ветряной оспы. Описание скарлатинозной краснухи и инфекционного мононуклеоза, ранних признаков кори и поражения сердца при скарлатине.

реферат [1,4 M], добавлен 05.04.2015

Структура и репликация вируса герпеса, поражение слизистых оболочек, нервной системы, внутренних органов. Генерализованная герпетическая инфекция. Этиология, патогенез, клиническая картина, симптомы и лечение ветряной оспы и инфекционного мононуклеоза.

презентация [6,9 M], добавлен 25.12.2016

Симптоматика, особенности клиники наиболее известных детских инфекционных болезней: скарлатины, кори, коклюша, ветряной оспы, краснухи и эпидемического паротита. Роль прививок в их профилактике. Острая респираторная вирусная и аденовирусная инфекции.

реферат [46,3 K], добавлен 10.12.2010

Гигиенические требования к трудовой деятельности детей. Воспитание правильной осанки. Предупреждение плоскостопия, профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома. Диагностика, симптоматика и методы лечения кори и ветряной оспы.

контрольная работа [24,4 K], добавлен 26.02.2010

источник

Т1. Задача 1.У ребенка 2,5 лет диагностирована корь, типичная тяжелая форма, первый день высыпания.

1. Каковы жалобы, эпидемиологические, анамнестические данные и статус должны быть у этого больного?

2. Какие лабораторные данные необходимы для уточнения диагноза?

3. Возможны ли осложнения у больного? Укажите какие?

4. Где и как Вы будите лечить больного?

Т1. Задача 2.В детском саду, в течение последних 2-х дней в трех группах, которые сообщаются между собой, четверо детей заболели корью. Одиннадцать дней назад из этого детского сада был госпитализирован мальчик с тяжелой формой кори.

1. Какой срок инкубационного периода кори? Какой — у заболевших детей?

2. Какие еще есть формы заболевания? Назовите критерии тяжести кори.

3. Какие мероприятия необходимо провести в детском коллективе?

4. Какие формы кори следует ожидать у вновь заболевших?

Т1. Задача 3. Ребенок 3-х лет, посещает детский коллектив, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до37,4°С, появления сыпи. Сыпь расположена на неизменном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул. В семье есть еще один ребенок, здоров.

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 4. У ребенка 5 лет, который посещает детский сад, диагносцирована ветряная оспа, средней тяжести, первый день высыпания .

1. Какие жалобы должны быть у этого больного?

2. Где должен лечиться ребенок?

Т1. Задача 5. В группе детского сада выявлен больной ветряной оспой.

1. Охарактеризуйте высыпания у этого ребенка.

2. Что необходимо делать в группе ?

Т1. Задача 6. У больного, который находился в соматическом отделении, диагностирована ветряная оспа.

1. Что делать с больным ветряной оспой и другими больными, находящимися в отделении?

2. Когда больной ветряной оспой перестанет быть заразным?

4. Назовите препарат этиотропной терапии тяжелых форм.

Т1. Задача 7. В инфекционное отделение доставлен ребенок с жалобами на подъем температуры до37,2°С, единичные элементы везикулезной сыпи на коже туловища. Ребенок из детского коллектива.

1. Какие анамнестические сведения необходимо знать для постановки диагноза?

2. При каких других заболеваниях могут быть аналогичные жалобы?

3. На какие симптомы необходимо обратить внимание при объективном осмотре больного.

Т1.Задача 8.Даша, 13 лет. Заболела остро, повысилась температура тела до 38,9°С, появилось недомогание, ухудшился аппетит. На 2-й день болезни температура — 40°С, кашель, заложенность носа, светобоязнь, головная боль. Объективно: кожа чистая, конъюнктива век гиперемирована, выражена инъекция сосудов склер, в зеве – разлитая гиперемия, на небе энантема, на слизистой щек в области моляров – множество плотных точечных белых образований с красным ободком слизистой. В легких – жесткое дыхание. Другие органы и системы без патологии. Клинический анализ крови: эр. – 3,5х10 12 /л, Нв – 130 г/л, ц.п. – 0,9, л – 4,0х10 9 /л, СОЭ – 5 мм/час.

Девочка в первый день заболевания посещала школу.

1. Выделите ведущие клинические синдромы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Определите период болезни

4. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать заболевание в этом периоде

5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге?

Т1. Задача 9. Ребенок Ира, 5 месяцев и ее брат 5-ти лет, который посещает детский сад, 15 дней назад имели контакт с больным «аллергической сыпью». Девочка заболела остро, повысилась температура 38-39°С, появился кашель и обильное отделяемое из носа. На 5-й день болезни температура 39,5°С, рвота, усилились кашель, катаральные явления, выражен конъюнктивит. На слизистой неба — энантема. В течение последующих 3-х дней появилась средне- и крупнопятнистая ярко-красная сыпь, сначала за ушами, затем распространилась на туловище и конечности. На 4-й день с момента высыпания появилось беспокойство, рвота, из наружного слухового прохода слева – гнойное отделяемое.

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания

2. Сформулируйте предварительный диагноз

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

4. Нуждается ли больная в консультации других специалистов ?

5. Назначьте диету, режим, лекарственные препараты и укажите их дозы для данной больной.

Т1. Задача 10. Укажите сроки, когда ребенок может посещать коллектив после кори перенесенной:

Т1. Задача 11. Зоя П., 4-х лет посещает детский коллектив. Заболела остро, повысилась температура тела 37,4-38°С, появились головная боль, увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов. В этот же день на лице и туловище появилась мелкопятнистая, розового цвета сыпь.

Объективно: в зеве отмечается умеренная гиперемия слизистых. На второй день болезни температура 37,5°С, состояние улучшилось, сыпь мелкопятнистая, обильная с локализацией по всему телу, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей. Заднешейные и затылочные лимфоузлы до 1,0 – 1,5 см, уплотнены. На 3-й день болезни температура 37,2°С, самочувствие удовлетворительное, сыпь мелкопятнистая, неяркая, преимущественно на ягодицах и наружных поверхностях бедер.

Ребенок, направлен на консультацию к инфекционисту.

1. Какие данные анамнеза Вас интересуют?

2. Ваш предварительный диагноз?

3. С каким заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?

4. Имеются ли показания к госпитализации этой больной?

5. Какие дополнительные методы обследования Вы назначите?

Т1 Задача 12. Ребенок 5 лет, болеет 6-е сутки. Беспокоит ухудшение общего состояния, повышенная температура до 37,2°С, зудящая сыпь.

Объективно: на волосистой части головы, на лице, теле, конечностях — отмечаются полиморфные высыпания в виде розеол, папул, везикул, единичных пустул, корок, поверхностных язвочек. Ладони и стопы от высыпаний свободны.

1. Сформулируйте основной клинический диагноз.

2. Какая локализация элементов сыпи имеет наибольшее значение для диагностики заболевания?

3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.

Читайте также:  Ветряная оспа у ребенка как себя вести

Т1. Задача 13. Ребенок 8 лет, имел контакт в школе в больными ветряной оспой. Заболел 01.06., диагноз «ветряная оспа» установлен 02.06. Высыпания отмечались в течение 5 дней.

1. Укажите число, когда ребенок может быть допущен в школьный коллектив.

2 Укажите срок, необходимой изоляции 2-го ребенка в семье, посещающего детский сад.

Т1. Задача 14 .У восьмилетнего ребенка диагностирована корь.

1. В какое отделение необходимо госпитализировать ребенка ?

2. Дайте характеристику сыпи при кори, назовите отличия ее от сыпи при краснухе.

3. Развитие каких ранних осложнений кори можно ожидать ?

4. Перечислите мероприятия в очаге кори.

Т1. Задача 15 .Ребенок трех лет, посещает детский сад, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до 37,4 º,появление сыпи. Сыпь на неизмененном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул.

1. Поставьте диагноз с указанием клинической формы и степени тяжести.

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в детском саду?

Т1. Задача 16 .Рома, 9 лет. Жалуется на кашель, насморк, головную боль, повышение температуры до 40,5 С, светобоязнь. Болен 4-й день. Заболевание началось с кашля, насморка, повышения температуры тела до 38С. В динамике заболевания: кашель насморк и головная боль усилились, головокружение, температура повысилась до 39,9С, была повторная рвота.

Объективно: в сознании, вялый, лицо одутловатое, склерит. На коже за ушами, на лице средне – пятнистая сыпь, местами элементы сыпи сливаются. В зеве разлитая гиперемия, мягком небе — энантема. На слизистой щек величиной с маковое зерно белые пятна. 15 дней назад общался с больным корью в первый день высыпания. В возрасте 1,5 лет привит против кори, ревакцинации не имел.

1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Определить тяжесть заболевания.

4. В каких лабораторных исследованиях нуждается больной? Каковы ожидаемые результаты ?

5. В консультации каких специалистов нуждается больной и каковы ожидаемые результаты?

6. Назовите заболевания с которыми здесь нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету и перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

9. Назначьте профилактические мероприятия в конкретном случае.

10. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 17 .Петя 8 лет. Доставлен из санатория на 5-й день болезни с жалобами на кашель насморк, сыпь на коже, температура 37,7С. Заболевание началось с кашля, насморка, повышение температуры до 37,5 С. В динамике лихорадка сохранилась в пределах 37,5-38º С. усилились катаральные явления, на 4-й день болезни появилась на коже сыпь. Ребенок страдает ДЦП. Против кори не привит. В санаторий определен 7 дней назад, контакт с инфекционными больными не установлен, иммуноглобулин получил 3 недели назад.

Объективно: имеются признаки ДЦП, на коже лица, шеи, туловища крупная и средне-пятнистая сыпь, ярко-розового цвета, расположенная на неизмененном фоне кожи, со слиянием отдельных элементов. Конъюктива глаза гиперемирована, из носа слизисто-гнойное отделение. В зеве умеренная разлитая гиперемия, слизистая щек розовая, бархатистая, рыхлая. Над легкими жесткое дыхание. Другие органы без особенностей.

1. Выделите ведущие синдромы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. В каких дополнительных лабораторных исследованиях нуждается данный больной и ожидаемые результаты.

4. В консультации каких специалистов нуждается больной?

5. Назовите заболевания с какими нужно дифференцировать .

6. Сформулируйте окончательный диагноз

7. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.

8. Назначьте профилактические мероприятия в данном случае.

9. Назовите возможные осложнения.

Т1. Задача 18 .Марина, 7 лет, посещает школу (1-й класс). Данных о прививках нет. Госпитализирована в соматическое отделение на 2-й день заболевания с жалобами на повышение температуры до 37,2 с, кашель, насморк. Получила лечение: пенициллин, димедрол, поливитамины, ингаляции. Катаральные явления усиливались, температура повысилась до 39 С. На 4-й день на лице, шее, затем на туловище появилась сыпь; на 6 – й день болезни состояние ухудшилось: температура тела повысилась до 40С, появились одышка (число дыханий до 40 в 1 мин.), частый сухой кашель, жалобы на боль в грудной клетке справа, сыпь на конечностях.

Объективно: на коже лица, туловища, конечностей крупно-пятнистая сыпь, расположенная на неизменном фоне кожи, местами сливная. Более яркие элементы сыпи на конечностях, светобоязнь, катаральный конъюктивит. Дыхание через нос затруднено, зев гиперемирован, слизистая щек розовая, разрыхленная. Над легкими справа в задненижних отделах укорочение перкуторного звука, на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца ритмичны, приглушены, тахикардия.

В анализах крови : эр.- 2,9.10\л, Нв – 95 г\л, ц.п. – 0,85, Ле – 15,0 10\л, э — 3%, п — 8%, с -50 %, м — 9%, СОЭ –29 мм\час. Анализ мочи- без патологии.

1. Выделите ведущие симптомы заболевания.

2. Сформулируйте предварительный диагноз.

3. Назовите результаты лабораторных исследований (анализ крови, подтверждающий диагноз).

4. В каких дополнительных исследованиях нуждается больная?

5. В консультации каких специалистов нуждается больная?

6. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать.

7. Сформулируйте окончательный диагноз.

8. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больных, их дозировки.

9. Назначте профилактические мероприятия в конкретном случае (в школе, соматическом отделении).

10. Назовите другие возможные осложнения.

Т1. Задача 19 .Ребенок, 7 лет, заболел остро, с повышения температуры 38,3 С. и появления пятнисто-папулезной сыпи на коже лица, туловища, конечностей. При осмотре врачом обнаружены везикулы на волосистой части головы, единичные на груди и спине больного. На следующий день количество везикулезных элементов увеличилось, появилось несколько пузырьков в ротовой полости. Беспокоил зуд кожи. К вечеру на месте первых везикул образовались корочки.

1. О каких заболеваниях должен подумать врач?

2. Охарактеризуйте везикулезную сыпь.

4. Перечислите возможные осложнения со стороны кожи и ЦНС.

5. Когда ребенок может быть допущен в детский коллектив?

Т1. Задача 20.Ребенок 3-х лет, в анамнезе 3 раза перенес ОРЗ. Болеет 3-й день: температура 38,2-37,5°С, насморк, кашель, катаральный конъюнктивит, кожные покровы без сыпи. Выявлено, что мать с ребенком 8 дней тому назад посетила семью, где один из детей был болен, у него отмечались насморк, кашель, лихорадка. Врач подозревает, что ребенок заболел корью

1.Мог ли ребенок, с которым был в контакте заболевший, служить источником заражения корью?

2.На какие симптомы следует обратить внимание при осмотре ребенка с корью?

3.Укажите, где появляются первые элементы коревой сыпи?

5.Определите врачебную тактику и назначте лечение.

При повторном осмотре на 5-й день болезни состояние ребенка тяжелое: температура 38°С, выражены катаральные явления, слизистые рта чистые, зев гиперемирован, сочный, на лице, верхней части туловища – средне пятнисто-папулезная сыпь. В легких – рассеянные сухие и крупнопузырчатые, влажные хрипы. Тоны сердца учащены. Живот мягкий, стул жидкий, 2 раза.

7.Какова Ваша тактика лечения больного?

Т1. Задача 21 .При осмотре ребенка с корью на 7-й день болезни, возникло подозрение на пневмонию.

1.Какой антибиотик в данном случае целесообразно назначить? Укажите дозу, курс

2. Укажите, когда ребенок может быть допущен в коллектив после кори, перенесенной:

3. Какие клинические проявления из перечисленных ниже не характерны для катарального периода кори?

Т1. Задача 22. Ребенку 9 лет. Заболел 2.10. Температура 39°С, насморк. 3.10 при осмотре: температура 37,5°С, небольшой ринит, катаральный конъюнктивит, гиперемия зева. На коже лица, шеи, верхней половины туловища – мелкая пятнисто-папуллезная сыпь. Увеличены заднешейные лимфоузлы. Других изменений по органам нет.

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Какие, из перечисленных выше, симптомов дают основания для постановки данного диагноза?

3. Какие данные эпиданамнеза, необходимые для диагностики, следует уточнить?

4. При повторном осмотре больного 4.10. температура 37,2°С на лице, туловище, преимущественно разгибательных поверхностях конечностей и ягодицах, отмечается мономорфная пятнисто-папулезная сыпь. По органам – без изменений. Ваш окончательный диагноз?

5.Укажите основные клинические отличия краснухи, от легкой формы кори

а)______________, б) _____________, в) ______________, г) _______________

6. В каком периоде беременности, вирус краснухи оказывает наибольшее повреждающее действие на плод?

М2. Задача 1Ребенок 5 лет, болен 2-й день. Температура 37,5-38,5°С, дышит открытым ртом, бледный, губы яркие, веки отечны. Выделений из носа нет. Подчелюстные лимфоузлы размером до 2-х см, шейные – до 1,5 см, заднешейные – значительно увеличены, подмышечные и паховые – увеличены умеренно. Тоны сердца ритмичны, выслушивается систолический шум в 5-й точке. Зев ярко гиперемирован. Миндалины гипертрофированы, ярко гиперемированы, налетов нет. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см, селезенка – 1 см. Диурез в норме.

1. Ваш предварительный диагноз?

2. Какова тактика ведения данного больного?

При повторном осмотре на 4-й день болезни состояние ребенка ухудшилось: миндалины почти смыкаются, сплошь покрыты желтоватыми наложениями. Передние дужки и язычок не изменены. Кожа чистая. Печень выступает на 3 см, селезенка — на 2 см., из-под края реберной дуги.

3. Оцените результаты лабораторных исследований. Поставьте диагноз.

а) Общий анализ крови: эр. – 4,5х1012/л; Нв – 118 г/л; Ле – 16,0х109/л; п – 7%, с – 17%, л – 62%, м – 14%, мононуклеары 21:100; СОЭ – 15 мм/час

б) Бактериологическое исследование слизи из носоглотки:

посев дал рост золотистого стафилококка

М2. Задача 2Ребенок В., 12 лет, заболел остро, когда повысилась температура до 38°С, появились боль в горле, особенно при глотании, головная боль, двукратная рвота. На 2-й день болезни появилась мелкоточечная сыпь по всему телу. Ребенок в состоянии средней тяжести госпитализирован в боксовое отделение с диагнозом: «скарлатина». В классе, где учился мальчик, заболело еще двое ребят, которые ранее скарлатиной не болели.

1. Составьте план обследования. Оцените титр антистрептолизина О: АСЛ-О = 420 ед.

2. На каком из рисунков изображена сыпь описанная в задаче? При каких других заболеваниях встречаются подобные кожные проявления?

3. Какие препараты необходимо назначить больному, и какой путь их введения?

а) с целью дезинтоксикации

б) с целью этиотропной терапии

М2. Задача 3В поликлинику обратилась мать больного ребенка шести лет с жалобами на повышение температуры до 39,2°С, появление головной боли, однократной рвоты и болей в горле. При объективном обследовании больного выявлено увеличение подчелюстных лимфоузлов, яркая гиперемия зева с четкой границей («пылающий зев») и гнойные наложения в лакунах миндалин. Кожа больного бледная, сухая, дермографизм белый. При осмотре паховой области и кожных складок выявлена сыпь, соответствующая изображенной на фото № 1. Других изменений по органам и системам нет.

1. Дайте характеристику сыпи. Перечислите заболевания, при которых она встречается.

3. Возможно ли при данном заболевании поражение кистей рук, изображенное на фото № 2.

М2. Задача 4. Ребенок А., 5 лет, посещающий детский сад, поступил в инфекционное отделение на 2-ой день болезни. Заболевание началось с повышения температуры до 39,5, появились головная боль, боль в горле, повторная рвота. При поступлении состояние средней тяжести, температура 38. На щеках яркий румянец, бледный носогубный треугольник. На коже туловища и конечностей отмечается обильная сыпь, преимущественно на сгибательных поверхностях. Зев ярко гиперемирован, в лакунах миндалин сероватые наложения. Других изменений по органам нет.

2. Какие клинические данные являются основанием для постановки диагноза.

3. Назовите показатели тяжести заболевания.

М2. Задача 5 Ребенок 4-х лет заболел остро, когда повысилась температура тела до 38С, была однократная рвота. К вечеру появилась сыпь. При осмотре врачом состояние ребенка средней степени тяжести, жалобы на головную боль, боль в горле. На коже лица и туловища отмечается обильная мелкоточечная сыпь, бледный носогубный треугольник. В ротоглотке яркая гиперемия миндалин и дужек. В лакунах правой миндалины гнойные налеты. Температура нормализовалась к 4-му дню. Сыпь со временем исчезла, а в зеве лишь небольшая гиперемия, но справа в подчелюстной области появилась припухлость величиной 4 на 2 см, болезненная при пальпации. Со стороны легких и сердца патологии не определяется.

1. Поставьте диагноз согласно классификации с указанием тяжести и особенностей течения.

2. Назовите симптомы, обусловленные специфическим действием токсина стрептококка.

3. Имеются ли у данного больного клинические проявления, обусловленные специфическим действием стрептококка?

М2. Задача 6.В соматическом отделении детской больницы повторный случай скарлатины.

1. Какие меры надо предпринять?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8182 — | 7873 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник