Меню Рубрики

Техника обработки сыпи при ветряной оспе

Техника проведения антропометрических измерений

Противопоказания:нет.

2. лоточные горизонтальные весы

3. горизонтальный ростомер

5. 1 % раствор хлорамина или другой дезраствор

Подготовка ребенка: психопрофилактика

Техника выполнения:

-Обработать пеленальный стол 1% р-ром хлорамина;

-Застелить стол чистой пеленкой;

-Приложить обработанную 1% р-ом хлорамина и обсушенную краем пеленки сантиметровую ленту от макушки до плеч, от плеч до крестца, от крестца к пяточкам или уложить ребенка на обработанный, застеленный пеленкой горизонтальный ростомер, прикасаясь теменной областью к неподвижной поперечной планке. Голову установить в положение, при котором нижний угол глаза и верхний край козелка уха находятся на одной линии перпендикулярно ростомеру. Ноги выпрямить легким надавливающим движением левой руки на колени, а правой подвижную планку ростомера плотно подвести к подошве ног. Расстояние между подвижной и неподвижной планками ростомера соответствует росту ребенка;

-Измерить окружность головы, приложив сантиметровую ленту сзади по затылочным буграм, спереди по надбровным дугам;

-Измерить грудную клетку, наложив ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – по нижнему краю около соскового кружка;

-Измерить вес ребенка, положив его головой на широкую часть весов с зафиксированным коромыслом.

Предварительно:

-Лоток обработать 1% р-ром хлорамина, уравновесить с пеленкой при нулевом положении гирь, зафиксировать положение коромысла. Пеленка не должна закрывать шкалу и касаться стола. Вначале открывается вентиль, устанавливается гиря 1 кг, затем весы уравновешиваются граммовой гирей, вентиль закрывается и ребенка снимают с весов;

-Полученные результаты заносят в документацию (форма 112).

Осложнения: 2

— нельзя раздевать при температуре ниже 20-22 градусов;

Параметры новорожденного:

М: 3000-3500; М до 1 года = Мр + 800х6+400(п-6);

Р: 48-52 см. Р до 1 года = Рр+3х3+2,5х3+2х3+1х3

(по 1 см в мес. или в 6мес. = 43, младше – 1,5 см, старше + 0,5см.).

P.S. У ребенка с признаками рахита, окружность головы может быть больше окружности груди ; в N окружность груди и головы сравниваются в 3-4 месяца и равны 39-40 см , с этих пор в N окружность груди становится больше окружности головы!

Правила измерения температуры тела в стационаре.

1. Температуру тела измеряют ежедневно в одно и то же время (6.00-8.00 и 16.00-18.00).

3. В покое, но не ранее чем через 30-40 минут после пробуждения.

4. В одном и том же месте, на одной и той же стороне тела.

5. Измерение проводят не менее 10 минут.

Данные термометрии записывают в медицинские карты стационарного больного, заносят в температурный лист, передают ежедневно в стол справок.

Хранить медицинские термометры следует в стеклянной посуде, на дно которой кладут слой ваты и наливают дезинфицирующий раствор (0,5% раствор хлорамина). После проведения термометрии использованный термометр опускают в посуду с дезинфицирующим раствором, затем насухо вытирают, после чего можно использовать снова.

У тяжелобольных измерение проводят чаще, каждые 2 или 3 часа. Если температура тела контролируется с помощью кожных термометров, то их показания следует сверять с ректальной температурой, так как при шоке и других состояниях, связанных с вазоконстрикцией, показатели температуры тела и кожных покровов могут значительно отличаться друг от друга.

Электронные термометры с быстрой выдачей информации и цифровой индикацией более эффективны, чем обычные ртутные. Для экспресс-диагностики гипертермии могут быть использованы термометры на жидких кристаллах (testfever). С их помощью нельзя определить температуру, они фиксируют сам факт ее повышения (37°С).

Специальную пластинку прикладывают на область лба не менее чем на 15 секунд. Буквы N и F характеризуют температуру тела: если высвечивается буква N, то температура тела нормальная, если обе буквы (N и F) – повышена.

Термометрия

У здорового ребенка температура тела зависит от процессов теплопродукции и теплоотдачи и является постоянной величиной. Считается, что она не превышает 37 градусов., вечером температура на несколько десятых градуса выше, чем утром. В прямой кишке температура на 1 градус выше, чем температура кожи в подмышечной и паховых областях.

Основные места измерения температуры тела: подмышечная впадина, паховая складка, прямая кишка. Детям старше 1 года термометр ставят в подмышечную впадину, а у детей грудного возраста предпочтительнее измерение температуры в паховой складке.

Измерение проводят медицинским ртутным (максимальным) термометром. Перед процедурой термометр необходимо встряхнуть, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35 градусов, влага охлаждает ртуть,

поэтому перед измерением температуры необходимо протереть подмышечную впадину полотенцем. Термометр устанавливают так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом на глубине подмышечной впадины. У детей младшего возраста термометр необходимо поддерживать, чтобы он не смещался.

Обработка кожи и слизистых при ветряной оспе

1. Каждое утро элементы на коже обрабатываются спиртовыми растворами анилиновых красителей (2% раствор бриллиантового зеленого, метиленового синего или краской Кастеляни), лучше подсушивает 5% раствор перманганата калия (КМnO4).

2. Через день делают лечебные ванны с корой дуба, чередой, крапивой, с корнем лопуха.

3. Ротовую полость орошают дезраствором и обрабатывают при необходимости, как стоматит.

4. Проводят тщательный туалет глаз, носовой полости, бережное подмывание.

NB! Элементы ветряной оспы могут быть на слизистых и волосистой части головы.

источник

· Палочку обмакнуть в р-ре бриллианта зелёного

· Обработать элементы сыпи от периферии к центру (каждый элемент обработать отдельно).

6. Лист наблюдения за контактными в очаге ветряной оспы

(Длительность наблюдения – 21 день)

Фамилия Имя Отчество возраст ДНИ НАБЛЮДЕНИЯ
15.12.2003 год 16.12.2003 год 17.12.2003 год 18.12.2003 год и т.д.. до 21 дня
t тела кожа слизистые t тела кожа слизистые t тела кожа слизистые t тела кожа Слизистые

Эталон ответа к задаче № 2.

1.Паллиативная операция — временно улучшающая состояние пациента, но не излечи­вающая его. При раке прямой кишки накладывается колостома на сигмовидную кишку

2.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, выделять, есть, работать, поддер­живать состояние, общаться.

2.Беспокойство за исход операции.

3.Нарушение акта дефекации.

] .Дефицит самоухода после операции.

2.Дефицит знаний о жизни с колостомой.

Приоритетная: страх перед операцией, беспокойство за ее исход.

4.Цель — успокоить пациента, получить согласие на операцию.

Планирование Мотивация
Перед операцией ежедневно проводить беседы с пациентом о единственно возможном исходе операции Психологически подготовить к наложению колостомы
Ознакомить пациента с соответствующей литературой, современными калоприемниками Для психологической адаптации к новому состоянию жизни
Пригласить психолога для консультации больного Для психологической поддержки
Ознакомить с ходом операции и особенностями послеоперационного периода Для ознакомления с планом лечения

Оценка: пациент успокоился, дал согласие на операцию. Цель достигнута.

5 Студент на статисте выполняет манипуляцию согласно алгоритму

Надевание стерильного халата на хирурга.

Цель: создание барьера, препятствующего распространению инфекции воздушно-капельным путем. Обеспечение высокого уровня гигиены и чистоты. Соблюдение основной задачи асептики – «то, что соприкасается с раной, должно быть стерильным».

Показания: при асептических процедурах.

Необходимые условия: медсестра одета в стерильные халат и перчатки; руки хирурга обработаны одним из классических способов; стерильные халаты.

Этапы Обоснование
1.Операционная сестра, одетая в стерильные халат и перчатки, разворачивает стерильный халат для хирурга, берет его за верхние спинные части у воротника так, чтобы боковые части тщательно прикрывали ее руки в стерильных перчатках. Сохранение стерильности своего халата и халата хирурга.
2.Хирург вдевает свои руки в рукава развернутого халата, не касаясь кистями стерильного халата сестры. Сохранение стерильности.
3.Сестра, накинув халат на плечи хирурга, отходит.
4.Санитарка сзади захватывает завязки, натягивает халат и завязывает. Сторона спины является не стерильной зоной, поэтому руки за спину заводить нельзя, опускать ниже пояса тоже.
5.Хирург закрепляет сам завязки на рукавах и подает санитарке пояс, поданный сестрой таким образом, чтобы не касаться рук и не заводить их за спину.
6.Санитарка завязывает пояс.

В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка. Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,9 0 С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Окажите неотложную помощь при рвоте.

В послеоперационной палате находится пациент, 80 лет, эпицистостомой, наложенной по поводу аденомы предстательной железы. При осмотре медицинская сестра установила, что повязка промокла мочой и отклеилась.

1. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента и выделите приоритетную.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

4. Дайте рекомендации родственникам по уходу за цистостомой в домашних условиях.

Эталон ответа к задаче № 1.

Настоящие: боли в эпигастральной области, слабость, отсутствие аппетита, снижение массы тела, отрыжка, метеоризм, рвота., чувство страха смерти, опасение за будущее близких.

Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанное с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности, желудочным кровотечением и перитонитом.

Приоритетная проблема пациента: сильные боли в эпигастральной области.

Цели: краткосрочные и долгосрочные уменьшение интенсивности болей со дня поступления и к моменту выписки, адаптация к состоянию своего здоровья.

План Мотивация
1. Обеспечить пациенту покой, повышенное внимание, сочувствие. Для создания психологического комфорта.
2. Следить за соблюдением постельного режима. Для создания физического покоя.
3. Обеспечить пациенту высококалорийное, легкоусвояемое разно образное, богатое белками и витаминами питание. Для повышения аппетита, улучшения пищеварения.
4. Организовать кормление пациента в постели. Для снижения потери веса и для компенсации потери белка и витаминов, для поддержания защитных сил организма.
5. Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; осуществлять профилактику пролежней; своевременно менять постельное и нательное белье. Для поддержания гигиенических условий и профилактики осложнений.
6. Обеспечить регулярное проветривание палаты и регулярную уборку. Для предотвращения возможных осложнений.
7. Контролировать температуру, массу тела, пульс, АД, стул, внешний вид мочи. Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений (сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечение).
8. Оказывать неотложную помощь при рвоте и желудочном кровотечении. Для предотвращения аспирации рвотных масс.
9. Обучить родственников уходу за онкологическим больным. Для профилактики пролежней, инфекционных осложнений, аспирации рвотных масс.

Оценка: пациент отметит улучшение самочувствия, снизится интенсивность болей. Цель достигнута.

2.Студент демонстрирует оказание помощи при рвоте.

3.Студент демонстрирует на фантоме технику постановки питательной клизмы.

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, чистым, поддержи­вать состояние, общаться.

1.Риск вторичного инфицирования раны.

2.Риск возникновения мацерации кож.

Приоритетная: промокание повязки.

3.Цель — предупредить намокание повязки.

Планирование Мотивация
М/с пригласит врача Для получения назначений
М/с проведет смену промокшей повязки, снимет намокшую повязку, обработает кожу вокруг дренажа водным раствором антисептика, высушит ее, обработает спиртсодержащим антисептиком, нанесет на кожу пасту Лассара, наложит стерильные салфетки (по типу штанишек) и закрепит клеоловой повязкой Обеспечение доступа к цистостоме, профилактика инфицирования окружающей кожи, для защиты кожи от мацерации, для предупреждения дополнительного инфицирования
М/с обеспечит наблюдение за цистостомой у пациента (состояние повязки, дренажа, количество выделенной мочи, ее качества) проведет беседу с пациентом и родственниками Для своевременного выявления осложнений в случае их возникновения, для обеспечения ухода за цистостомой в домашних условиях

Оценка: повязка сухая. Цель достигнута.

4.Рекомендации родственникам по уходу за цистостомой в домашних условиях:

— Соблюдать правила пользования мочеприемником

— Соблюдать правила дезинфекции и дезодорации мочеприемника

— Ежедневно проводить туалет кожи вокруг цистостомы.

— С использованием мыла, за­щитных мазей, кремов.

— Промывать мочевой пузырь через катетер водным раствором антисептика 2-3 раза в неделю до чистых промывных вод

— Регулярно1 раз в 3-4 недели посещать уролога.

Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение по поводу ИБС, осложнённой хронической сердечной недостаточностью. Предъявляет жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в горизонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необходимости ограничения жидкости, иногда пьёт воду «взахлёб». Считает себя обезображенным из-за больших размеров живота. Тревожен, на контакт идет с трудом. Боится предстоящей абдоминальной пункции.

Положение в постели вынужденное — ортопное. Кожные покровы цианотичные. Пациент неопрятен. Отеки стоп и голеней, ЧДД 22 в минуту, пульс 92 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациента правилам определения водного баланса.

3. Продемонстрируйте технику измерения пульса на лучевой артерии..

Пациентка 21 год поступила в гематологическое отделение на стационарное лечение с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, похудание, зуд кожи, повышение температуры тела до субфебрильных цифр, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, сильные боли в полости рта и глотки. Из-за болей при глотании затруднён приём пищи и жидкости. Отмечает отсутствие вкуса у пищи, хотя аппетит сохранён.

Читайте также:  Как вакцинировать от оспы голубей

Объективно: На конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния. Слизистые полости рта и глотки гиперемированы, кровоточат при дотрагивании, на деснах изъязвления, язык обложен, гнойный налет на миндалинах.

Температура 37,3° С. Пульс 88 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД 120/80 мм рт. ст. частота дыхания 18 в мин.

1.Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Подготовьте пациентку к стернальной пункции.

Эталон ответа к задаче № 1.

Не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки

Не понимает необходимости ограничения жидкости при отёках

Волнуется из-за предстоящей абдоминальной пункции

Тяжело переживает изменение внешнего облика из-за асцита

Не справляется с мероприятиями личной гигиены

Риск развития трофических язв в области нижних конечностей

Не адаптирован к своему заболеванию.

Приоритетная проблема пациента:

Не адаптирован к своему заболеванию.

Цель: пациент выразит словами снижение уровня тревоги и будет следовать рекомендациям медицинских работников

План Мотивация
1. М/с проведет беседу с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты, ограничения жидкости. Сестра предоставит для ознакомления специальную литературу о проведении абдоминальной пункции. для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникновения осложнений; снижения уровня тревоги
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты № 10 с ограничением соли и жидкости. Даст совет при жажде полоскать полость рта подкислёнными растворами, съесть ломтик лимона. для уменьшения отеков, восполнения потери белков
3. Медсестра обеспечит возвышенное изголовье в постели, используя по мере возможности функциональную кровать и упор для стоп; обеспечит постельный комфорт. облегчение дыхания и улучшение сна
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день для обогащения воздуха кислородом
5. М/с обеспечит взвешивание пациента 1 раз в 3 дня для контроля уменьшения задержки жидкости в организме
6. М/с обеспечит подсчёт водного баланса для контроля отрицательного водного баланса
7. М/с обеспечит уход за кожей и слизистыми для профилактики пролежней и появления трофических язв
8. М/сбудет наблюдать за внешним видом, пульсом, АД больного для контроля за состоянием больного и возможного ухудшения состояния

Оценка: пациент отмечает снижение уровня тревоги, настроение его улучшилось, он демонстрирует знания о принципах образа жизни при его заболевании. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

Настоящие: — испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

— риск присоединения вторичной инфекции.

Приоритетная проблема: испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

Цель: пациентка будет иметь возможность принимать пищу и жидкость всё время заболевания.

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациентке удобный прием полужидкой негорячей легкоусваиваемой пищи в течение 3-х дней. Максимальное щажение слизистой рта и глотки.
2. М/с обеспечит прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот) Уменьшение интоксикации.
3. М/с проведет беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания. Повышение защитных сил организма.
4. М/с выделит пациентке отдельную посуду и обеспечит дезинфекцию всех предметов ухода. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
5. М/с рекомендует пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи (растворы соды, фурацилина, борной кислоты, перманганата калия). Подавление патогенной микрофлоры.

Оценка эффективности: у пациентки исчезли боль во рту и глотке, нет язвенно-некротических поражений слизистых. Приём пищи и жидкости возможен. Цель достигнута.

2.Студент доступно объяснит пациентке правила подготовки к стернальной пункции.

3.Студент объяснит правила для уменьшения кожного зуда.

Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом «Рак желудка». Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Обеспокоен своим состоянием.

Объективно: Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин. Физиологические отправления без особенностей. Жена пациента обратилась к медсестре за советом в связи с его отказом от еды (последние два дня пьёт только воду).

1.Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2.Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.

3.Окажите психологическую поддержку пациенту.

Медицинская сестра на патронаже у ребенка, 5-и лет больного корью. Ребенок болен 6-й день, 2-й день высыпания. Предъявляет жалобы на повышение t тела 37,8-38ºС; гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, сухой кашель, насморк, высыпания по телу. При осмотре: t тела 37,8ºС, ЧСС-120 в минут, ЧДД-28 в минуту. На кожных покровах лица, верхней половине туловища пятнисто- папулезная сыпь, расположенная на негиперемированном фоне. Сыпь местами сливается. У ребенка гнойный конъюнктивит, светобоязнь, серозное отделяемое из носа. По внутренним органам без патологии. Физиологические отправления в норме.

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием.

3. Определите цели, и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Обучите мать правилам ухода за кожей и слизистыми

5. Противоэпидемические мероприятия в очаге кори.

Эталон ответа к задаче № 1.

Настоящие: — отказывается от приёма пищи;

— риск развития обезвоживания.

Приоритетная проблема: отказывается от приёма пищи.

Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом).

План Мотивация
1. М/с будет проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. Убедить в необходимости принимать пищу.
2. М/с с помощью родственников разнообразит меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету. Возбудить аппетит.
3. Сестра будет предлагать пациенту жидкость каждый час (тёплая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). Профилактика обезвоживания.
3. Сестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой полужидкой калорийной пищей. Сестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента. Возбудить аппетит.
4. М/с с разрешения врача включит в рацион травяной чай для возбуждения аппетита, мясные и рыбные бульоны. Возбудить аппетит. Усилить слюноотделение.
5. М/с эстетически оформит прием пищи. М/с будет регулярно проветривать палату перед кормлением пациента. Возбудить аппетит.
6. Сестра будет тщательно следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи растворами слабых антисептиков). Обеспечить возможность принимать пищу через рот.
7. Сестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости, водный баланс ежедневно. По возможности сестра один раз в 3 дня будет взвешивать пациента. Критерии эффективности проводимых мероприятий.

Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель достигнута.

2.Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, дышать, быть здоровым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

— сухой кашель, серозное отделяемое из носа,

(потенциальные)

Приоритетная проблема: светобоязнь, сухой кашель.

2. Краткосрочная цель: лихорадка и катаральные явления у ребенка уменьшается через 2-3 дня

Долгосрочная цель: катаральные явления и высыпания купируются через неделю.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Объяснит матери необходимость изоляции в отдельную комнату на 5-10 дней, объяснит матери необходимость проведения влажной уборки 2-3 раза в день, частое проветривание (свежий воздух), затемнение окон шторами. 1. Для предотвращения распространения инфекции (по эпидемическим показаниям) Для уменьшения светобоязни.
2. Медицинская сестра обеспечит частое и обильное питье соков, морсов, компотов. Пища легкоусвояемая в полужидком теплом виде (каши, слизистые супы), овощное пюре. 2. С целью дезинтоксикации.
3. Обучит мать ежедневному туалету кожи, слизистых (подмывание, обтирание, обработка слизистой рта, полоскание отваром трав, промывание глаз раствором фурациллина, чаем, отваром ромашки, закапывание капель по назначению врача), обучит мать туалету полости носа, закапыванию капель в нос по назначению врача. 3. Для удовлетворения потребности быть чистым.
4. Обеспечит прием отвара отхаркивающих трав (фиалки, мяты, чабреца, алтея) по назначению врача, постановку горчичников на грудную клетку, ножных горячих ванн. 4. Для смягчения, увлажнения кашля.
5. Организует досуг ребенка (чтение книг, настольные игры) 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться.
6. Проведет беседу с матерью о профилактике осложнений. 6. Для предупреждения возникновения новых случаев заболевания.
7. Проведет срочный учет всех контактных (в квартире, в соседних квартирах) и наблюдение за очагом в течении 21 дня; иммунизацию не привитых и не болевших корью ЖКВ, а детям с мед/отводами и детям до 1 года – введение противокоревого гамма – глобулина. 7. Для купирования распространения инфекции.

Оценка: катаральные явления купируются, сыпь исчезнет, ребенок будет безопасен через 9 дней. Цель будет достигнута.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

источник

Ветряная оспа, более известная как ветрянка, является острым вирусным заболеванием, передающимся воздушно-капельным путем. К счастью, практически во всех случаях прогноз благоприятный.

Однако заболевание нужно начинать лечить сразу же, так как его симптомы доставляют немалый дискомфорт. В статье речь пойдет о проявляющейся при ветряной оспе сыпи, а также о том, как и чем ее можно устранить.

Для начала следует изучить ее. Инкубационный период после попадания в организм вируса Varicella Zoster (возбудителя ветряной оспы) длится 3-4 дня. Потом начинают проявляться следующие симптомы:

  1. Точечные высыпания.
  2. Периодически поднимающаяся температура. Данный симптом имеет волнообразный характер, так как лихорадка совпадает с периодом, когда появляется сыпь.
  3. Сильный зуд.
  4. Экзантема на слизистых оболочках.

В редких случаях пациента беспокоит еще головная боль, лихорадка и пояснично-крестцовые боли. В основном эти симптомы проявляются у заболевших взрослых, но это – редкость, так как ветрянку, в основном, все переносят в детстве.

Сыпь при ветряной оспе не проявляет себя сразу же. Перед ее появлением, за несколько дней, а иногда и за пару часов, у ребенка пропадает активность, появляется сонливость, усталость и головная боль. Потом его начинает знобить, поднимается температура.

Эти симптомы указывают на продромальный период. Как только повышается температура, возникает сыпь. При ветряной оспе так всегда.

Первые точки, которые называются «реш», появляются именно в этом периоде. Пятна красноватого оттенка могут распространяться по всему телу. Они очень напоминают высыпания, которыми характеризуется корь или скарлатина.

Рассказывая о симптомах ветряной оспы у взрослых (лечение и специфика терапии будут рассмотрены дальше), нужно оговориться, что отличительная черта данного недуга заключается в формировании специфического патогенеза сыпи. Момент, когда она начинает появляться, совпадает с днем, когда возникает лихорадка.

Температура поднимается до невысоких показателей. Однако вместе с ней толчкообразно появляются точки на теле.

Каков характер сыпи при ветряной оспе? Она представляет собой розовые пятна, диаметром 2-4 мм. За несколько часов они превращаются в папулы, некоторые из которых становятся везикулами. Они однокамерные и окружены венчиком гиперемии.

Спустя некоторое время (примерно через 1-3 дня) везикулы подсыхают, в результате чего образуются коричневые или темно-красные корочки, отпадающие через 9-11 дней. Однако при ветряной оспе сыпь, имея полиморфный характер, часто появляется повторно. Поэтому на одном и том же участке часто можно увидеть одновременно корочки, везикулы, папулы и пятна.

Данное заболевание специфично. Пусть симптомы всегда одинаковы, но есть некоторые особенности сыпи при ветряной оспе. Взять, к примеру, день проявления симптомов. У одного ребенка пятна на коже могут появиться на 11-й день после общения с больным, у другого – намного позже.

Затем наступает продромальный период, тоже имеющий различную длительность. Но, если говорить о средних показателях, то сыпь появляется на коже спустя 14 дней после общения ребенка с больным.

Где локализуются первые пятна? Тоже важный вопрос, на который надо ответить, раз речь идет о характере сыпи при ветряной оспе. Вот только в случае с данным заболеванием отсутствует этапность. Сыпь появляется одновременно на нескольких участках тела. Но чаще всего ее удается обнаружить:

  • на животе и спине;
  • лице;
  • конечностях;
  • коже волосистой части головы.

Редко появляется сыпь во рту и на ладонях. А вот зуд отмечается практически везде, по всему телу. К сожалению, беспокоит он пациента на протяжении всего заболевания – от того момента, когда папулы появляются, и до момента образования на них корочек.

Перед тем как перейти к обсуждению специфики обработки элементов сыпи при ветряной оспе, нужно немного внимания уделить и этой теме.

Читайте также:  Вирусная вакцина против оспы овец

Врачу, чтобы поставить верный диагноз, достаточно изучить общую клиническую картину. Она весьма специфична. А вот анализ крови – нет. Патологические изменения ограничиваются ускорением скорости оседания эритроцитов – это говорит о развитии воспалительного процесса в организме.

В рамках диагностики ветряной оспы может быть проведено вирусологическое исследование, нацеленное на обнаружение вирионов при электромикроскопии везикулярной жидкости, которая окрашена серебрением. Также пациента нередко направляют на серологический анализ, проводимый в парных сыворотках при помощи РТГА и РСК.

Это, пожалуй, самое популярное средство, о котором известно всем и каждому. Раствор бриллиантовой зелени является доступным по стоимости спиртовым антисептиком, который оказывает интенсивное противомикробное и обеззараживающее действие.

Этот недорогой раствор губительно влияет на патогенные грибы, грамположительные микроорганизмы, стафилококк и даже на дифтерийную палочку. Плюс его в том, что он не оказывает негативного воздействия на ткани. Он подсушивает высыпания, но целостность эпидермиса не нарушает.

Применение зеленки помогает уменьшить зуд, ускорить процесс подсушивания сыпи, а также избежать дополнительного заражения и последующего нагноения, вероятность чего существует, ведь нарушение целостности пустулы чревато образованием ранки.

Этот раствор также часто используют при ветряной оспе у детей. Клинические рекомендации по использованию марганцовки основаны на оказываемом ею действии – она является отличным антисептиком, особенно выручающим в тех случаях, когда заболевание поражает большие участки тела.

Обработав этим раствором сыпь, получится быстро ослабить зуд и поспособствовать интенсивному заживлению открытых ран.

Вот, что надо учитывать, применяя марганцовку:

  1. Растворять ее нужно в теплой воде.
  2. Перед обработкой прыщей важно дождаться, пока кристаллы растворятся полностью. В противном случае есть риск обжечь кожу.
  3. Разводить порошок, применяя ложку и перчатки.
  4. Обрабатывать сыпь только слабым, 1-процентным раствором. Если нагноение сильное, то можно применить 3-процентный, но это максимум.
  5. Если сыпь наблюдается по всему телу, разрешено обмыться раствором. Но тогда он должен быть максимально слабым, особенно, если процедура делается для ребенка – от 0,1 % до 0,5 %.

И, кстати, марганцовку нельзя применять чаще одного раза в день.

Поскольку речь идет об особенностях обработки сыпи при ветряной оспе, то и об использовании данного препарата также необходимо рассказать.

Лосьон «Каламин», в состав которого входит одноименное действующее вещество, а также оксиды железа и цинка, обладает мощным антисептическим эффектом. И он разрешен даже для лечения заболевших ветрянкой грудничков. Применять его легко:

  1. Сначала надо взболтать емкость с лосьоном.
  2. Потом нанести его на кусочек чистой ткани или ватный диск.
  3. Обработать пораженный участок тела.

Применять средство можно максимум четыре раза в сутки. Но использование допускается до полного исчезновения высыпаний. Рекомендуется сочетать обработку кожи лосьоном с внутренним применением антигистаминных препаратов.

Кстати, запрещено использование лосьона для обработки слизистых оболочек. А еще всегда нужно дожидаться его полного впитывания. Иначе не будет эффекта.

Под этим названием известен лекарственный раствор фиолетового цвета. Его основу составляет фенол, резорцин и борная кислота. Данные вещества образуют очень эффективное сочетание, способное предупредить инфицирование открытых ран. Также они стимулируют регенерацию поврежденных тканей, мягко купируя зуд.

Обсуждая специфику устранения симптомов ветряной оспы у взрослых и лечение недуга, надо отметить, что злоупотреблять «Фукорцином» запрещено. Четырех раз в сутки достаточно, причем повторять процедуру нужно с равными промежутками.

Не нужно пугаться появления жжения и боли после нанесения средства – это нормально. Поводом прекратить лечение данным раствором является лишь отек.

Это лекарство выпускается в форме порошка, который перед применением необходимо растворить. Интересно, что средство окрашивает кожу в желтый цвет, поэтому, используя его, можно отслеживать появление новых элементов сыпи. То же самое с зеленкой.

«Риванол» обладает антисептическим действием – его рекомендуется использовать, дабы предотвратить нагноение тканей. То, как часто его применять, в индивидуальном порядке определяет лечащий врач.

Обычно достаточно двух раз в сутки. Важно знать, что «Риванол» запрещен к применению, если в моче у пациента наблюдается белок, либо у него имеются почечные заболевания. Детям, не достигшим трех лет, также нельзя его использовать.

На эту тему также следует поговорить. В развитых странах прививки от данного недуга делают с 70-х годов. За почти 50 лет удалось существенно снизить частоту заболевания, причем как у детей, так и у взрослых. Это важно, ведь осложнениями недуга, пусть и редко встречающимися, может стать пневмонит, энфецалит, воспаление легких, либо неэстетичные рубцы на коже тела.

Вакцинация от ветряной оспы очень эффективна, ее отличает высокая иммуногенность. Она формирует невосприимчивость к недугу у 95 % привитых детей. В случае с подростками показатели чуть хуже, составляют они 78 %.

В России вакцинные препараты против ветрянки были лицензированы в 2008 году. Делать прививки врачи рекомендуют, лучше всего направлять на эту процедуру детей в возрасте от одного до двух лет. Взрослые могут пойти на вакцинацию по желанию. Это надо сделать, если в детстве переболеть ветрянкой не довелось.

Примерно через 1-3 недели после прививки у пациента может подняться температура и возникнуть сыпь. Это нормально – данные симптомы говорят об активном формировании иммунитета к заболеванию. Лечения они не требуют! Все неприятные проявления пройдут самостоятельно спустя пару дней.

Как правило, прививка переносится легко. Организм на вакцину реагирует местно: на участке, куда делался укол, возникает отечность, краснота, уплотнение и легкая болезненность. Очень редко повышается температура, возникает недомогание, слабость и увеличиваются лимфоузлы.

Об этом – напоследок. Как уже говорилось ранее, обсуждаемым заболеванием чаще всего болеют в детстве. И если вдруг зарегистрирована вспышка ветряной оспы в саду, карантин устроят с большой вероятностью. В школах такое тоже бывает. Длится период изолированности, как правило, 21 день.

Что же происходит, когда ветрянка поражает лишь одного учащегося? Тут важно, чтобы родители вовремя заметили подозрительные симптомы и отправились с ребенком к врачу. В случае обнаружения у него ветрянки, выписывается больничный.

Ребенок до полного исчезновения симптомов должен находиться дома, даже если в какой-то момент ему становится существенно легче. Ведь заразиться действительно можно, просто постояв рядом с носителем инфекции.

Информация о выявлении карантинного недуга передается в поликлинику. Там диагноз подтверждается, и затем в образовательном учреждении объявляют карантин. Если же в какой-то момент (допустим, на 5 день после начала «каникул») обнаруживается еще один заболевший ребенок, период также продлевается на 21 день.

К слову, скорейшей ликвидации заражения способствуют следующие мероприятия:

  1. Интенсивное проветривание помещений сквозным методом в течение 30 минут. Делать это надо до и после посещения учеников.
  2. Увеличение перерывов между занятиями до 10 минут.
  3. Регулярное проведение влажной уборки в кабинетах и комнатах.
  4. Поддержание уровня влажности на 60-80 %.
  5. Обеззараживание воздуха ультрафиолетом дважды в день.
  6. Дезинфекция школьных экспонатов, игрушек и посуды.

источник

1. Каждое утро элементы на коже обрабатываются спиртовыми растворами анилиновых красителей (2% раствор бриллиантового зеленого, метиленового синего или краской Кастеляни), лучше подсушивает 5% раствор перманганата калия (КМnO4).

2. Через день делают лечебные ванны с корой дуба, чередой, крапивой, с корнем лопуха.

3. Ротовую полость орошают дез. раствором и обрабатывают при необходимости, как стоматит.

4. Проводят тщательный туалет глаз, носовой полости, бережное подмывание.

NB! Элементы ветряной оспы могут быть на слизистых и волосистой части головы.

Физическое охлаждение с помощью льда.

— добиться снижения температуры.

— при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через каждые 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

— подготовить необходимое оснащение;

— поместить кусковой лед в пленку;

— разбить его на мелкие части (размером 1-2см) деревянным молотком;

— наполнить пузырь льдом на ½ объема и долить холодной водой до 2\3 его объема;

— вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности;

— плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз;

— завернуть пузырь в сухую пеленку: а) приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстоянии 2-3 см; б) проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить); в) флаконы со льдом приложить на области крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки); г) зафиксировать время. Примечание: длительность процедуры не более 20-30 минут. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 минут; д) по мере таяния льда, сливать воду из пузыря и подкладывать в него кусочки льда, менять флаконы;

— через 20-30 минут убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела;

— провести коррекцию мероприятий с учетом данных термометрии.

К физическим методам охлаждения относятся:

— обдувание вентилятором, уксусно-водочные или полуспиртовые обертывания;

— холод на магистральные сосуды;

— очистительная клизма, если нет ДН.

Действия медсестры при лихорадке.

Применять все физические методы охлаждения:

— холод на магистральные сосуды;

— очистительная клизма, если нет признаков ДН.

При температуре выше или равной 39°С, начать с медикаментозной помощи – парацетамол с антигистаминными, при неэффективности – нурофен (неспецифические противовоспалительные средства).

Растереть конечности и тело ребенка полуспиртом или 3% уксусом, положить к ногам грелку, тепло укутать. Часто дробно поить теплым чаем.

Парацетамол со спазмалитиком, при неэффективности приготовиться к внутривенным, внутримышечным инъекциям. Приготовить врачу (фельдшеру) дропперидол, преднизолон в ампулах.

Физическое охлаждение с помощью спирта.

— Добиться снижения температуры.

— Флакон с этиловым спиртом 70%;

— При проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через каждые 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

— Подготовить необходимое оснащение.

— Осмотреть кожные покровы ребенка.

— Ватным тампоном, смоченным в этиловом спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела;

г) локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки.

— Сбросить тампон в лоток для обработанного материала;

— Повторять протирание складок каждые 10-15 минут;

— Через 20 минут перемерить температуру тела ребенка;

— Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

источник

Ветряная оспа — высококонтагиозное инфекционное заболевание, характеризующееся появлением на коже и слизис­тых оболочках пузырьковой сыпи.

Этиология.Возбудитель заболевания — вирус, не устойчи­вый в окружающей среде, обладающий выраженной летуче­стью, легко распространяющийся с потоком воздуха в сосед­нее помещение и выше расположенные этажи.

Эпидемиология.Источник инфекции — больной ветряной оспой или опоясывающим лишаем. Больной заразен с конца инкубационного периода до 5-го дня от момента появления последних свежих элементов сыпи.

Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный. Восприимчивость к ветряной оспе высокая, наиболее часто болеют дети в возрасте от 2 до 7 лет. В первые 2-3 месяца жизни заболевание встречается редко в связи с трансплацен­тарно полученным иммунитетом от матери. После перенесен­ной ветряной оспы остается прочный иммунитет.

Патогенез.Входными воротами инфекции является слизис­тая оболочка верхних дыхательных путей. По лимфатическим путям возбудитель попадает в кровь и фиксируется в эпители­альных клетках кожи и слизистых оболочках, вызывая поверх­ностный некроз эпителия.

Клиническая картина.Инкубационный период продол­жается от 11 -го до 21 -го дня. Продромальные явления наблю­даются редко и проявляются общим недомоганием и субфеб- рильной температурой. Заболевание начинается остро с повы­шения температуры и почти одновременного появления сыпи на волосистой части головы, лице, туловище и конечностях (рис. 74 на цв. вкл.). Сыпь имеет вид небольших бледно- розовых пятен, которые через несколько часов превращаются в папулы, а затем в везикулы (пузырьки), окруженные зоной гиперемии и наполненные прозрачным содержимым. На подошвах и ладонях высыпания отсутствуют. Ветряночные пузырьки однокамерные, имеют округлую или овальную форму, располагаются на неинфильтрированном основании и при проколе спадаются. К концу первых суток пузырьки под­сыхают, на их месте образуются буроватые корочки. Отпадая, они не оставляют после себя рубцов. Высыпание происходит не одновременно, а отдельными «толчками» с промежутками в 1-2 дня. В связи с этим на коже имеются элементы сыпи, находящиеся на разных стадиях развития (пятно — папула — пузырек — корочка). Такой полиморфизм сыпи является характерным для ветряной оспы. Каждое новое подсыпание сопровождается повышением температуры тела. При боль­шом количестве элементов сыпи наблюдается выраженный зуд кожи. Ветряночные пузырьки могут высыпать на слизистых оболочках рта, носоглотки, глаз, реже гортани и половых органов.

Кроме типичных форм болезни могут наблюдаться и ати­пичные. К ним относятся более легкая (стертая) форма и тяжелые формы (генерализованная, геморрагическая и гангренозная).

Стертая форма обычно отмечается у детей, которым в период инкубации вводился иммуноглобулин или плазма. Заболевание протекает легко. Температура тела нормальная. Высыпания носят розеолезно-папулезный характер, везикулы единичные, едва заметные.

Генерализованная форма встречается в периоде новорож­денное™ у детей, ослабленных тяжелыми заболеваниями, находящихся на лечении иммунодепрессивными препаратами. Для этой формы характерны гипертермия, тяжелая интоксика­ция, множественное поражение внутренних органов.

Геморрагическая форма возникает у детей с гемобластозами, геморрагическими диатезами, получающих кортикостеро­идные гормоны или цитостатики. Содержимое пузырьков имеет геморрагический характер, могут отмечаться кровоиз­лияния в кожу, слизистые оболочки, носовые кровотечения, кровавая рвота, гематурия.

Гангренозная форма развивается у ослабленных детей при присоединении вторичной инфекции. Заболевание характери­зуется появлением вокруг ветряночных пузырьков воспали­тельной реакции, в дальнейшем они подвергаются некрозу с образованием глубоких язв.

Читайте также:  Код мкб ветрянной оспы

Значительную опасность представляет ветряная оспа для беременных, особенно в первые месяцы беременности. При трансплацентарной передаче инфекции в первые 4 месяца беременности возникает риск рождения ребенка с ветряночным синдромом. Он проявляется внутриутробной дистрофией, гипоплазией конечностей, пороками развития глаз, рубцовыми изменениями кожи, отставанием в психомоторном развитии.

В случае инфицирования во 2-й половине беременности возможно развитие латентной инфекции — опоясывающего герпеса в первые годы жизни ребенка.

При заболевании беременной в последние дни до родом ребенок рождается с врожденной ветряной оспой. Инкуба­ционный период в этом случае составляет 6-10 дней. Заболе­вание протекает в тяжелой или среднетяжелой форме. Возможна генерализованная форма с развитием обширной пнем монии, поражением других органов.

Осложнения.Ветряная оспа, как правило, протекает доброкачественно. Осложнения встречаются редко. Они развиваются в связи с непосредственным действием самого вируса или связаны с наслоением бактериальной инфекции. Среди специ­фических осложнений ведущее значение имеет ветряночный энцефалит и менингоэнцефалит, реже отмечаются миелиты, нефриты и миокардиты.

Бактериальные осложнения (пиодермии, абсцессы, флегмо­ны, рожистое воспаление, стоматиты, гнойные конъюнктиви­ты) встречаются у ослабленных детей при нарушении гигие­нического ухода за кожей и слизистыми оболочками.

Лабораторная диагностика.Для обнаружения вирусной ДНК в везикулярной жидкости и крови используется ПЦР. Для серологической диагностики применяются РСК и ИФА. Заслуживает внимания иммунофлуоресцентный метод, с помо­щью которого можно обнаружить ветряночный антиген в мазках-отпечатках из содержимого везикул.

Лечение.При ветряной оспе лечение больных проводится на дому. Госпитализация осуществляется в случае тяжелого течения заболевания, при присоединении осложнений или по эпидемиологическим показаниям.

В остром периоде назначается постельный режим. Для предупреждения наслоения вторичной инфекции и более быстрого подсыхания пузырьков элементы сыпи смазывают раствором анилиновых красителей — 1% спиртовым раство­ром бриллиантового зеленого, 1% водным раствором метиле­нового синего. Энантему на слизистых оболочках обрабатыва­ют водными растворами анилиновых красителей, полость рта орошают раствором фурацилина 1 : 5000 или другими дезин­фицирующими растворами.

В последние годы при лечении ветряной оспы используют­ся противовирусные препараты. Применение анаферона дет­ского существенно сокращает сроки течения основных клини­ческих симптомов и уменьшает количество бактериальных осложнений. Целесообразно обрабатывать ветряночные вези­кулы 5% линиментом циклоферона.

При тяжелой форме заболевания назначают противовирус­ные препараты из группы ацикловира внутрь или внутривен­но. Такая терапия обрывает течение ветряной оспы. Лечение противовирусными препаратами достаточно эффективно и при развитии осложнений (энцефалит, пневмония и др.).

При появлении гнойных осложнений назначаются антибио­тики.

Уход.При ветряной оспе уход за больным состоит в выпол­нении гигиенических мероприятий, направленных на предуп­реждение инфицирования элементов сыпи. Необходимо сле­дить за чистотой рук ребенка, коротко стричь ногти, часто менять нательное и постельное белье.

Рекомендуются общие гигиенические ванны с розовым раствором перманганата калия. Корочки при подсыхании сыпи смазывают вазелиновым маслом. При высыпаниях в полости рта пищу следует давать протертой, она не должна содержать раздражающих компонентов.

Профилактика.Для предотвращения распространения инфекции больных ветряной оспой изолируют из детского коллектива на 9 дней с момента появления сыпи. С целью активной иммунизации может использоваться вакцина Варилрикс (в возрасте от 9 месяцев). Дети от 9 месяцев до 12 лет вакцинируются однократно, в возрасте 13 лет и старше — двукратно, с интервалом не менее 6 недель. Если непривитой ребенок был в контакте с больным ветряной оспой, рекоменду­ется экстренно в первые 72 ч после контакта провести вакци­нацию. Эффективность экстренной вакцинации составляет 90-92%.

Мероприятия в очаге.Дети в возрасте до 7 лет, бывшие в контакте с больным, подлежат разобщению на 21 день. При точно установленном дне контакта разобщение проводится с 11-го по 21-й день. В группу (класс) организованного коллек­тива на срок карантина запрещается прием детей, не болевших ветряной оспой (другие мероприятия по разобщению см. тему «Менингококковая инфекция» подраздел «Мероприятия в очаге»).

С целью выявления больных ветряной оспой за контактны­ми лицами установливается ежедневное медицинское наблю­дение, включающее термометрию, осмотр кожи и слизистых оболочек.

Для пассивной иммунизации контактных можно использо­вать обычный донорский иммуноглобулин в дозе 0,2-0,5 мл/кг. Однако эффективность такой профилактики незначительная. Лучше использовать специфический варицелла-эостер имму­ноглобулин, максимально рекомендуемая доза — 625 ЕД. Препарат следует вводить в течение 48 ч, но не позже 96 ч после контакта.

В очаге проводятся санитарно-гигиенические мероприятия (регулярное проветривание помещения, влажная уборка с использованием моющих средств, обеззараживание воздуха бактерицидными лампами).

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2885 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

    вирус герпеса 1 или 2 типа у вас в организме;

Перейти к тесту (1 и 2 тип ВПГ)

Перейти к тесту (Опоясывающий герпес)

Перейти к тесту (Мононуклеоз и ВЭБ)

Инфекции детского возраста, сопровождающиеся высыпаниями различной локализации, зачастую сложно поддаются идентификации. Сыпь при ветряной оспе не во всех ситуациях описывается типичной картиной, поэтому ошибочный диагноз имеет место.

Высыпания при ветрянке похожи по внешним признакам на несколько распространенных детских инфекций вирусного и бактериального характера, поэтому требуют дифференциального подхода при диагностике.

Любое бактериальное или вирусное заболевание имеет ряд патогномоничных, специфических признаков и ветрянка исключением не считается.

Сыпь при ветрянке при классическом протекании заболевания описывается определенными характеристиками.

Период от контакта с человеком, имеющим высыпания при опоясывающем лишае (герпес Зостер) или ветряную оспу (герпес Варицелла), до появления первых симптомов ветрянки равен 11-21 дню. Это время называется инкубацией.

Для ветрянки присуща заразность еще до возникновения сыпи. Герпес Варицелла-Зостер передается воздушно-капельным способом, а содержимое прыщей при ветрянке также насыщенно вирусами.

Зная инкубационный период, можно сопоставить имеющиеся факты для точной диагностики.

Для ветряной оспы присущ довольно длительный инкубационный период по сравнению с другими детскими инфекциями, что следует учитывать при сборе анамнеза.

Перед тем, как высыпания при ветрянке проявят себя в полную силу, за несколько дней (иногда часов) ребенок начинает жаловаться на головную боль, снижение активности, усталость, сонливость.

Затем начинается озноб различной силы и интенсивности, подъем температуры. В зависимости от тяжести течения ветрянки температура может повышаться до различных цифр.

фото прыщи при ветрянке

Описанный период (до подъема температуры) называется продромальным. Как только возникает лихорадочный синдром, появляется сыпь. Продрома типична для всех вирусных инфекций, но при ветряной оспе первые прыщи, которые именуются «реш», появляются в этом периоде: красноватые пятна могут располагаться по всему телу. Они очень похожи на высыпания при скарлатине или кори.

Отличительной чертой герпеса Варицелла-Зостер от иных вирусных инфекций является формирование специфического патогенеза сыпи. Первый день высыпания совпадает с первым днем подъема температуры тела.

Для ветрянки не характерны очень высокие значения лихорадки. При подъеме температуры толчкообразно возникают высыпания на теле.

Если иные вирусные инфекции описываются вечерним, ночным ростом температурной кривой, ребенок лихорадит несколько дней с последующим спадом значений, то при ветряной оспе повышается температура при появлении первых прыщей.

При различных детских инфекциях, для которых характерна энантема и экзантема, элементы появляются на определенные сутки от момента заражения. На какой день появляется сыпь при ветрянке от факта инфицирования, зависит от личных особенностей, но срок этот составляет не менее 11 дней.

Далее, наступает продрома, которая также имеет различную длительность. В среднем сыпь на коже возникает через две недели после того, как ребенок общался с больным.

Немаловажным считается вопрос, где появляются первые высыпания, характерна ли этапность для инфекции.

Если для многих инфекций присуща определенная последовательность появления сыпи, то суть патогенеза сыпи при ветряной оспе не включает этапность.

Поэтому ответить односложно на вопрос, где высыпает ветрянка, можно следующим образом: сыпь локализуется одновременно на разных участках тела. Но первая сыпь при ветряной оспе появляется преимущественно на:

При нетяжелых случаях вирусной инфекции сыпь на ладонях, во рту возникает редко. Если поражается полость рта, что чаще встречается у маленьких детей, то сыпь отличается незначительной болезненностью.

Зуд регистрируется по всей продолжительности заболевания: от момента появления папулы, волдыря и заканчивая корочкой.

Какая сыпь при ветрянке, как начинается и по каким отличительным признакам ее идентифицируют:

  • на коже формируется красное пятнышко, их численность в начале небольшая, поэтому пятна могут остаться незаметными;
  • очень скоро пятно трансформируется в папулу – приподнимается над уровнем кожи;
  • так же стремительно папула превращается в волдырь – плотный пузырек с жидким серозным содержимым, которое представляет инфекционную опасность, являясь заразным;
  • диаметр пузырька до пяти мм, имеет одну камеру (отсутствуют перегородки внутри волдыря);
  • вокруг присутствует гиперемированное окаймление;
  • в центре постепенно формируется углубление – так начинается засыхание;
  • сформированная корочка имеет красно-коричневый цвет, отпадает через несколько дней, не оставляя рубца (за исключением случаев намеренного ее снятия);
  • один раз в день или в два дня появляются новые высыпания, что приводит к характерной картине: на одной поверхности видны и пятна, и пузырьки, и засохшие корочки.

Новые элементы сыпи, как правило, появляются в течение 7 дней, а при большей продолжительности возникновения высыпаний говорят о недостаточности иммунитета и неблагоприятном прогнозе.

Данное описание сыпи при ветряной оспе присуще для классического течения. Но встречаются и атипичные формы.

В частности, некротическая разновидность описывается глубокими язвами, дно которых покрыто налетом, формируются толстые черные кровяные корки, рубцы остаются всегда.

Геморрагическая форма сыпи при ветряной оспе характерна для лиц с заболеваниями свертывающей системы крови, когда содержимое пузырьков пропитывается кровью.

Тяжелые формы описываются сыпью во рту, фебрильной лихорадкой, сильной интоксикацией, требующей специальной терапии. Кроме того, волдыри держатся на коже долго, корочка формируется несколько дней.

Сыпь, похожая на ветрянку, встречается и при других заболеваниях. Наиболее распространенными являются:

  • вирус Коксаки;
  • герпетическая ангина, стоматит, простой герпес на коже;
  • стрептодермия;
  • укусы;
  • строфулюс.

Прыщи, похожие на ветрянку, но не она, чаще всего характерны для энтеровируса. Данное поражение кожи и слизистых инициируется разновидностью патогена – вирусом Коксаки:

  • всегда поражаются ладони и стопы (подошвы);
  • во рту присутствуют обильные высыпания;
  • температура очень высокая, поднимается преимущественно вечером и ночью, держится 5-7 дней;
  • на этапе завершения патологии появляются характерные изменения ногтей;
  • на всей поверхности пораженной кожи одномоментно появляются сначала пятна, затем пузырьки, которые засыхают, а кожа слущивается.

Среди высыпаний, похожих на ветрянку, выделяют бактериальное стрептококковое воспаление кожи, первые симптомы которого можно перепутать с началом ветряной оспы. Присущи следующие отличия:

  • невысокая температура;
  • отсутствие продромы;
  • поражается чаще не все тело, а определенный участок кожи;
  • слизистая не вовлекается;
  • формирующиеся пузырьки не плотные, заполняются гнойным содержимым, которое подсыхает в желтую корку;
  • могут формироваться эрозии.

Многих родителей волнует, какие прыщи при почесухе, так как у маленьких детей зачастую строфулюс регистрируется чаще, чем ветрянка. Отличия в следующем:

  • в патологию вовлечена нижняя половина тела (нижняя часть спины, ягодицы, нижние конечности);
  • сыпь чешется очень сильно;
  • отсутствует лихорадка;
  • зачастую присутствует связь с аллергией;
  • формируются папулы и пузырьки;
  • полость рта не вовлекается.

Простой герпес на коже локализуется группами пузырьков, чаще на губах, крыльях носа, на половых органах. Высыпаниям предшествует боль, распирание, характерен зуд. Отсутствуют совпадения лихорадки и появления сыпи. При герпетическом стоматите язвочек много, болезненность сильная, при этом на теле высыпаний нет.

Каждая инфекция имеет нетипичные формы течения в зависимости от влияния на патогенез внешних или внутренних факторов. Ветрянка без высыпаний называется рудиментарной.

Причины ее возникновения заключаются в наличии антител к вирусу Варицелла-Зостер, поэтому симптоматика выражена слабо. Если пациенту вводили человеческий иммуноглобулин после контакта с больным ветрянкой, то инфекцию он может перенести в легкой форме – без сыпи. Такой же сценарий наблюдается у привитых детей.

Иногда ветрянка без сыпи регистрируется у беременных, если заболевание было перенесено в детстве, а на фоне снижения иммунитета рецидивировало. Как правило, рецидив ветрянки является опоясывающим лишаем, но в редких случаях при повторном заражении развивается рудиментарная форма.

Данная разновидность болезни описывается возникновением пятен и папул в типичных местах, но в пузырьки они не трансформируются. Количество элементов сыпи единично. Интоксикация слабая, температура невысокая.

Практически при всех эпизодах ветрянки специальное терапевтическое вмешательство не требуется.

Ограничиваются обильным питьем, использованием препаратов из группы НПВС для снижения температуры, обработкой сыпи. У детей ветрянка протекает легко, у взрослых иногда заканчивается госпитализацией.

Так как высыпает ветрянка в сопровождении зуда, назначаются противоаллергические средства. При необходимости врач может назначить Ацикловир. Легкая форма не требует назначения противовирусных средств.

Если тело ребенка более недели покрывается новой сыпью, температура высокая и удерживается больше пяти дней, следует обратиться к педиатру.

Прыщики необходимо обрабатывать:

  • с целью профилактики нагноений волдыри смазывают подсушивающими антисептиками – зеленкой, фукорцином;
  • для комплексной борьбы с высыпаниями используют Покс-клин, Каламин, они устраняют зуд, подсушивают и дезинфицируют;
  • при наличии ветряночной сыпи во рту актуальными станут промывания отварами зверобоя, ромашки, коры дуба, шалфея с последующим смазыванием специальными пастами и мазями (Холисал, Солкосерил).

Неосложненная форма заболевания описывается кратковременным протеканием, на протяжении нескольких дней ребенок выздоравливает. А спустя 5 дней от момента отпадания корочек становится не заразным.

Автор: врач-инфекционист Куликовская Наталья Александровна.

источник