Меню Рубрики

Разес и его учение об оспе и кори у детей

Ар-Рази (865-925), а если называть его полное имя, то Рази Абу-Бекр Мухамед бен-Закария (латинизированное Разес) — иранский ученый-энциклопедист, врач и философ, рационалист и вольнодумец. Автор около 200 сочинений (сохранилось 61). Дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание — это за тысячу лет до открытий Пастера!
Искусству врачевания он начал учиться в тридцатилетнем возрасте у Али ибн Раббана, придворного врача халифа Багдада и, кстати, автора знаменитого труда по теории медицины «Рай знаний», который многие столетия пользовался на Востоке огромной популярностью. Это был не единственный его наставник. Учился он и у другой знаменитости Багдада — у Ибн Зейн эл-Тараби, ведь, кроме медицины, Рази занимался вопросами математики, астрономии, химии, философии.

Рази, несомненно, принадлежит к числу гениальных врачей не только своего времени. Он воспитал целое поколение лекарей. Медицинские труды его характеризуются тщательностью клинических наблюдений в сочетании с оригинальностью практических решений. Им составлены наставления по сооружению больниц, написаны работы о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача» или «О медицине бедных»). Будучи главой больницы в Багдаде, он ввел систему повышения уровня квалификации врачей. В области хирургии Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и одним из первых начал применять вату при перевязках, а как терапевт разработал систему ухода за больным при разных болезнях и при различном их течении. Будучи стихийным эпидемиологом, он писал также о чуме и других эпидемиях, широко распространенных в средние века.

Наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Часто наблюдавший эти болезни, он дал описание их течения, а также — что предвещает заболевания, их симптомы и лечение. Он автор учебников по детским болезням, заболеваниям суставов и почек. Его учебники были очень популярны в средние века. Крупнейшее произведение Рази — энциклопедический труд «Эль-Хави» («Хранилище медицины», или Всеобъемлющая книга по медицине»). Кроме специальных разделов, здесь дан большой исторический обзор развития медицины в античном мире и раннем средневековье (вплоть до 9 в.). Другая крупная работа Рази была посвящена Халифу Альманзору (эль-Мансуру) и называлась «Медицинской книгой Алманзора». Она служила руководством к лечению болезней. Будучи переведена на латинский язык под заглавием «Liber continentis», книга эта многие столетия служила весьма популярным учебником медицины во многих европейских университетах.

Разес оставил массу полезных сведений, не потерявших значения и поныне. Например, он рекомендовал использовать листья лавра как специфическое средство для ароматерпии при нервных расстройствах, а «тоскливые состояния» советовал лечить игрой в шахматы. Он изобрел пломбу, создав клееподобную смесь из аммония, железа и смолы. К сожалению, в его время еще не было бор-машины, поэтому дырочку в зубе он расширял (чтобы забить полость зуба пломбой) путем выдалбливания. Разес исследовал целебные свойства кофе — под названием «бунчум» этот настой описан в его классических трудах. Однако по мере роста потребления кофе как напитка, его лечебные свойства стали забываться. Разесу приписывают также рецепт изготовления водки, хотя, по другим источникам, спиртовая вытяжка была известна арабам уже к концу первого тысячелетия нашей эры, а сами они позаимствовали ее у китайцев. Вот как знаменитый арабский ученый излагает способ получения водки: «Возьми что-то сокровенное в количестве, которое пожелаешь, и разотри так, чтобы сделать тесто; оставь затем бродить в течение дня и ночи; наконец, положи все в перегонный сосуд и дистиллируй». Позднее секрет «сокровенного питья» был утрачен и много позднее был открыт вновь. Разес оставил потомкам образцы диет и советы по уходу за детьми; рецепты от кожных болезней; снадобья для гигиены рта и предотвращения негативного воздействия окружающей среды.

Интересен способ, с помощью которого Разес выбирал место, наиболее подходящее с для строительства больницы. Делал он это очень просто: развешивал куски мяса в разных районах города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место считалось наиболее «здоровым» и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения. Интуиция подсказала ему наличие связи между болезнями (заразными), гниением и чистотой воздуха. Считается, что подобные антипатогенные места на планете связаны с особыми свойствами земной коры, благотворно действуют на психофизику человека, здесь проходят энергетические каналы, связывающие Землю с Космосом. Согласно легенде, все та же туша барана, не тронутая тлением, указала место, где следует заложить Священный город Иерусалим. Его работа об образовании камней в почках актуальна до сих пор. Среди нововведений Разеса было использование холодной воды при лечении хронической лихорадки, применение сухих банок при апоплексии, ртутной мази и кишки животных для наложения швов на рану и многие другие.

Ведущий рассылки —
Корнелий Мальтийский

источник

Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази, латинизированное имя Разес, (около 865, Рей, Иран — около 925, там же) — иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X — XIII вв. В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Алхимические труды Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов 3) Познание операций. Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса: землистые (минеральные) вещества растительные вещества животные вещества. Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп: «духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; «тела» (т. е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); «камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; «купоросы», шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа); «бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура; «соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы. Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог. Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности. Ар-Рази описал различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).

Вклад в медицину Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения. Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал описание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств. В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости; ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на частные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы. Философский трактат Рази послужил истоком памфлета «О трех обманщиках», благодаря которому автор получил известность как вольнодумец. В медицине арабский врач следовал методикам Гиппократа и считался хорошим клиницистом. Источники: http://reftrend.ru/710479.html http://studopedia.ru/10_74431_ar-razi-razes-i-ego-vklad-v-meditsinskuyu-nauku-iran.html

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

источник

Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины) для студентов педиатрического факультета


Тема: Медицина эпохи средневековья (V-XVI вв.) ( 3 часа)

Медицина в Западной Европе раннего (V-X вв.)

и классического (XI-XV вв.) средневековья.

Медицина в Арабских халифатах (VII-XIII вв.).

Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.)

Цель занятия: изучение истории медицины периода средневековья в Западной Европе, Арабские халифатах, Средней Азии.

1. Показать характерные черты эпохи средневековья. Господство теологического мировоззрения и схоластического мышления.

2. Изучить характерные черты средневековой науки. Схоластика и медицина. Галенизм в средневековой медицине.

3. Развитие медицинского образования. Университеты. Создание научных центров, монастырских больниц, светских госпиталей.

4. Выявить важнейшие направления развития медицинского дела и образования в Византии. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского.

5. Показать основные достижения арабоязычных культур и медицины.

6. Показать роль выдающихся ученых и врачевателей Востока. Абу Али ибн Сина (Авиценна). «Канон врачебной науки».

6. Роль Разеса и его трудов для развития учения об оспе и кори у детей.

Краткая характеристика периода средневековья.

Переход к феодализму условно датируется 476 годом, когда па­ла Западная Римская империя. В различных странах он осуществлял­ся в разные сроки, причем рабовладельческие и феодальные отноше­ния длительное время сосуществовали. Для некоторых народов (восточные славяне, японцы и др.) фео­дализм был первой классово-антагонистической формацией. Это и обусловило различие в социально-экономическом развитии стран. В странах Западной Европы средние века подразделяют на три периода: раннее средневековье (V-X вв.), развитое средневековье (XI-XV вв.) и позднее средневековье — эпоха Возрождения (XVI—XVII вв.).

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачный период истории, который характеризует невежество и суеверие. Подтверждается это тем, что для философов и врачей в течение всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества. О слабости средневековой медицины свидетельствует и отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и в городах; свирепствовавшие эпидемии чумы, проказы, оспы, различного рода кожных заболеваний. Однако здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в развитии медицинских знаний, и бурное развитие медицины нового времени происходило не на пустом месте, в её фундамент были заложены и достижения врачей средневековья.

Читайте также:  Ветряная оспа натуральная оспа

Медицина в Западной Европе в периоды раннего

и классического средневековья.

Особенности перехода от античности к средним векам характеризовались господством теологического мировоззрения и схоластического мышления. Наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Здесь господствовало убеждение, что все знания, необхо­димые человеку, даны в трудах общепризнанных церковных «авторитетов». В эпоху раннего средневековья медицинская помощь оказывалась в монастырях, при которых чаще всего устраивали больницы. В монастырях постепенно накапливался опыт лечения болезней и изготовления лекарств, но, связывая медицину с церковью, с соблюдением обрядов, молитвами, покаяниями, а излечение с «чудесами святых» монахи тормозили развитие научной медицины.

В период развитого средневековья центрами средневековой медицины стали университеты. В XI в. Возник университет в Салерно, преобразованный из Салернской медицинской школы близ Неаполя, а в XI – XIII вв., возникли университеты в Болонье, Монпелье, Париже, Падуе, Оксфорде и других местах. Число учащихся на медицинских факультетах не превышало 10 человек. Выпускники средневековых университетов, врачи-интернисты (терапевты) диагностировали заболевания на основе исследования пульса, по внешнему виду мочи, причем иногда ставили диагноз и назначали лечение заочно, без осмотра пациента. Ведущее место среди лекарств занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть – змеиное мясо), а также «митридат» (опал).

Из отраслей практической медицины в средние века в связи с многочисленными войнами развивалась хирургия. Хирурги объединялись в цеха ремесленников и в Европе делились на длиннополых (1-й разряд) и ко­роткополых хирургов (2-й разряд: цирюльники, костоправы, мозольных дел мастера).

Наиболее благоприятные условия для развития медицины в пе­риод раннего и развитого средневековья сложились в восточных странах.

С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются «ксенодохии» (монастырские приюты для увеченных и больных путни­ков) — прообразы монастырских больниц. В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалис­тов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освеще­нием, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, глав­ным образом, церковными властями. В Византийских больницах существовал «Устав», который поз­днее был принят в древнерусских монастырских лечебницах.

Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных — прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть — в бога­дельни). При них работали школы для обучения врачебному искус­ству. Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение вы­носил патриарх — покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.

Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Римской империи институт го­родских архиатров и медико-санитарная организация в армии.

Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монас­тырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного по­полнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров — цис­терн.

В работах византийских энциклопедистов появилось учение о детских болезнях. Основной работой являлся «Синопсис» Орибасия о выборе кормилицы, воспитании детей (гигиена), детских болезнях. Первый том семитомного медицинского сборника Павла Эгинского был посвящен вопросам акушерства, гигиены и лечения детей (дано описание стоматита, детских судорог, сыпей, операции иссечения миндалин).

Павел Багеллярд (Италия, 15в.) – автор первой в мире печатной книги по педиатрии «Книга о детских болезнях» (описание кори, конвульсий, бессонницы у детей и др). Варфоломей Метлингер (Германия, 15в.) и его труд «Регламент малых детей. Как следует ухаживать за детьми – здоровыми и больными от их рождения до семилетнего возраста» (описание водянки, детских параличей, заболеваний глаз и ушей и др.).

Организация первых домов для подкидышей: в Милане (787г.); в Монпелье (1180г.); в Риме (1198г.); Парижский воспитательный дом (1362г.).

Медицина Арабских халифатов

С целью формирования единой арабской народности, идеологии, го­сударственной организации возникла новая религия — ислам (в пере­воде с арабского «покорность»), сформировавшаяся к 622 г. Ее ос­новоположником был Мухаммед (Магомед: 570-632) из Мекки. Он соз­дал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), став­шую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную му­сульманскую державу — халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г. Багдаде.

Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возмож­ность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географичес­кая карта и др. В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность подучить дистиллированную воду, ис­пользовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, са­хар.

В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 — 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались за счет частных пожертвований. При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чи­новники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали па­циентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т.е. появлялись профильные отделения. Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресе), объем обучения соответствовал ви­зантийскому «энциклиос педиа» (с элементами медицины). Высшее об­разование давалось в «Домах знаний» (Дарил-финул). Здесь, в час­тности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в осо­бом почете, т.к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употреб­ление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способ­ствует сохранению здоровья человека.

Ученые—медики Арабских халифатов.

Крупными учеными арабского Востока были Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна). Абу Бакр Мухаммед ибн Закарииа Ар-Рази и др.

Абу Али ибн Сина (АВИЦЕННА; 980 — 1037) родился в Афшане, в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просве­щенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщи­ком податей. Мать — Ситора — принадлежала к древнему зороастрийскому роду. Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предуп­реждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хле­ба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал «Канон врачебной науки», который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы «Канона»: О вос­питании, Подарок матерям, Закон детства и др. Он разработал «Философию здоровья», где указывает на четыре основы жизни: воз­дух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло. К тому же великий философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаи­мовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердивший это клиническими наблюдениями и опытным путем.

Абу Бакр АР-РАЗИ (865 — 925) впервые на Востоке ввел в практику написание истории болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлече­ния инородных тел из гортани. Он написал более 200 трудов в различных областях знаний (теологии, философии, астрономии, мине­ралогии), из которых более половины посвящены медицине. В час­тности, ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопе­дические труды «Всеобъемлющая книга по медицине» (25-томов). «Ме­дицинская книга» (10-томов).

Ученый оставил заметный след в пе­диатрии. В его работах «Об оспе и кори», «Оспа у детей», «Диаг­ноз оспы и кори». «Детские поносы», «Детская практика». даны рекомендации по уходу за глазами, полостью рта и зева, применению ванн, массажа, вариоляции. Особую ценность составляет его сочинение «Об оспе и кори», признанный самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. В нем Ар Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний, описал их дифференциальную диагностику (считая их разными формами одной болезни). Лечение, питание больного, меры защиты от болезни, уход за кожей больного.

АЗ-ЗАХРАВИ (936 — 1013) в труде «Китаб ат-Тасриф» описал более 150 инструментов, разработанных самим автором, а также лечение переломов, грыжесечение, методику проведения глазных операций, методы обезболивания при операциях. Аз-Захрави не оперировал женщин, так как ислам запрещает право­верному мусульманину видеть обнаженным женское тело. Вместе с тем он единственный из арабских врачей, кто подробно описал клинику внематочной беременности.

1. Дайте краткую характеристику периода средневековья.

2. Средневековая схоластика. Ее влияние на развитие медицины. Галенизм.

3. Медицинское образование в средние века. Открытие университетов, методы преподавания.

4. Салернская школа. Арнольд из Виллановы. «Салернский кодекс здоровья».

5. Распространение заразных болезней в эпоху средневековья: чумы, проказы, сифилиса, меры борьбы с ними.

6. Основные мероприятия в области медицины средневековья: больницы, лазареты, карантины.

7. Назовите отличительные черты науки и медицины Византии.

8. В чем заключались педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского?

9. Как развивалась медицина в Арабских халифатах?

10. Какова роль врачей Арабских халифатов в сохранении и развитии наследия античного мира?

11. Назовите основные черты медицины раннего средневековья.

12. Вклад врачей-ученых Арабских халифатов в медицинскую науку.

13. Значение трудов Авиценны (Абу-Али-ибн-Сины) для медицинской науки и практики. «Канон врачебной науки».

14. Ар-Рази (Разес), его вклад в медицину и педиатрию.

15. П.Багеллярд и В.Метлингер – авторы первых печатных книг по педиатрии в Европе.

Темы рефератов.

  1. Медицина Византийской империи.
  2. «Салернский кодекс здоровья» как исторический медицинский источник.
  3. Медицина в Арабских халифатах.
  4. АР-Рази и Аз-Захрави – выдающиеся врачи средневекового Востока.
  5. Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.)
  6. Абу-Али ибн Сина – врач-энциклопедист средневекового Востока.

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. — 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «Гэотар-Мед», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Цельс Авл Корнелий О медицине (в восьми книгах) перевод с латинского. – М, 1959.

6. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

7. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000.

Тема: Медицина эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) ( 3 часа)

Цель занятия: изучить характерные черты медицины эпохи Возрождения.

1. Дать характеристику эпохи Возрождения.

2. Показать гуманизм эпохи Возрождения.

3. Показать основные достижения медицины эпохи Возрождения.

4. Показать основные направления развития клинической медицины.

5. Охарактеризовать работы А. Везалия, А. Паре, Дж. Фракасторо.

6. Показать направления развития учения о детских болезнях.

Общая характеристика эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения охватывает ХVI–ХVII вв. и характеризует­ся восстановлением лучших традиций прошлого и прогрессом во всех отраслях знаний, в том числе и в медицине. Для медицины эпохи Возрождения характерно утверждение опыт­ного метода. Представители естествознания отказались от прежнего слепого подчинения авторитету и стремились проверить все положе­ния природы опытным путем. При этом они придерживались либо ятрохимического направления (считали совершающиеся в организме про­цессы химическими), либо ятрофизического (ятромеханического). Представителем ятрохимии был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс). Ятрофизики (ятромеханики) в объяснении жизненных процессов приписывали исключительную роль механическим закономерностям. Этого течения придерживались С.Санторио, А.Везалий, Леонардо да Винчи, Рене Декарт и др.

Парацельс (1493 – 1541) одним из первых выступил против галенизма и схолас­тики в медицине и придерживался опытного метода: «Теория врача — это опыт» — говорил Парацельс. Он ввел учение о дозировке ле­карств. В лечении широко использовал ртуть при сифилисе, сви­нец, железо, сурьму, олово, медь, мышьяк, соли, применял минеральные воды. Рекомендовал предохранять раны чистыми повязками и настаивал на тесной связи хирургии и терапии.

Рене Декарт (1596 — 1650) разработал в простейшем виде схе­му рефлекторной дуги и разделил все нервы на центростремительные и центробежные.

Эпоха Возрождения породила плеяду творцов анатомии, заложив­ших фундамент правильных и более полных представлений о строении и функциях человеческого тела.

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — основоположник современ­ной анатомии. В числе первых в Европе стал вскрывать человечес­кие трупы и систематически изучать их строение. Описал и зарисо­вал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы, создал пер­вую классификацию мышц. Внедрил новые методы анатомических иссле­дований: промывание органов проточной водой, инъецирование вос­ком желудочков мозга и сосудов, распилы костей и органов. Впер­вые установил, что сердце — полый мышечный орган, состоящий из 4 камер. Открыл щитовидную железу.

Андреас Везалий (1514 — 1564) на основании вскрытия трупов изложил свои наблюдения в «Анатомических таблицах» (1538) и в 1543 г. издал труды «Эпитоме» и «О строении человеческого тела» — учебник анатомии, где пра­вильно описал скелет человека, его мышцы и многие внутренние ор­ганы. Он обнаружил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца, исправил более 200 ошибок Галена. Свои от­крытия систематизировал, чем и превратил анатомию в науку.

В эпоху Возрождения развилось учение о кровообращении. Над этой темой работали Мигель Сервет, Джироламо Фабриций, Вильям Гарвей, Марчелло Мальпиги.

Мигель Сервет (1509 — 1553) впервые описал малый круг кро­вообращения в книге «Восстановление христианства» (1553).

Джироламо Фабриций (1533 — 1619) описал венозные клапаны и до­казал одностороннее движение крови по венам.

Читайте также:  Стафилококк и ветряная оспа

Вильям Гарвей (1578 — 1657) — создатель стройной теории кро­вообращения. Математически рассчитал и экспериментально обосно­вал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. Установил истинное значение систолы и диастолы.

Марчелло Мальпиги (1628 — 1694) — ученик Гарвея. В 1661 г. наблюдал движение крови (из артерий в вены) в капиллярах. Ему принадлежит описание развития цыпленка в яйце. Дал гистологичес­кое описание кожи, желез, печени, селезенки, легочных альвеол почек (мальпигиевы клубочки).

Хирургия эпохи Возрождения характеризуется переходом от «ка­рательной» к «щадящей». Этот переход осуществил Амбруаз Паре – выдающийся французский хирург и акушер, реформатор хирургии. Амбруаз Паре (1517 — 1590) вместо прижигания ран каленым железом и кипящим маслом, приклады­вал к ним «дигестив» (яичный желток, розовое и терпентинное мас­ла) и прикрывал их чистыми повязками. Разрабатывал ортопедичес­кие приборы, улучшал методы ампутации, ввел рассечение огнес­трельных ран и первые летучие лазареты.

На смену схоластическим диспутам в эпоху Возрождения пришли поиски природы болезней, что послужило началом клинической меди­цины. Представителями этого движения были Дж.Б. Монтано, Г.Бурхааве, Дж.Фракасторо.

Джованни Баттиста Монтано (1489 — 1552) – профессор Падуанского университета. Он считал, что: источник медицинской науки — только у постели больного; а учить можно не иначе, как посещая больных.

Герман Бурхааве (1668 — 1738) — ятрофизик. Сущность его уче­ния вытекает из труда «Введение в клиническую дисциплину», где клинической называется медицина, которая наблюдает больного у их ложа, там же изучает подлежащие применению средства, рекомендует, чтобы преобладала клиническая практика над теорией.

Джироламо Фракасторо (1478 — 1553) — итальянский врач, фи­зик, астроном, поэт. Его труд «О контагии, контагиозных болезнях и их лечении» в 3 книгах (1546) — раскрывает сущность и пути рас­пространения заразных болезней, об особенностях отдельных заболе­ваний и лечении их. Фракасторо различал 3 пути заражения: при непосредственном соприкосновении с больным; через зараженные предметы; по воздуху на расстоянии. Он описал сифилис в поэме «О сифилисе или гальской болезни» (1525). Ввел термин «инфекция».

Лечению детских болезней был посвящен первый популярный лечебник детских болезней на английском языке Томаса Фэра «Книга о детях». Состоялся также выход первого трактата по педиатрии на французском языке «Пять книг о том, как вскармливать и воспитывать детей со дня их рождения» (Симон де Валламбер). Выросло внимание к педиатрии как самостоятельной и важной медицинской дисциплине. В работах ученых появляется указание на возможность предупреждения болезней в детском возрасте. В труде «Книга о детях» Феликса Вюрца (Швейцария) впервые отражены вопросы детской ортопедии.

1. Характеристика эпохи Возрождения. Представители литературы и искусства этого периода.

2. В чем заключается гуманизм эпохи Возрождения

3. Парацельс, его критика схоластики в медицине и преподавании, зарождение ятрохимии.

  1. Р.Декарт, достижения в медицине, толкование «рефлекса».
  2. А. Везалий, его труд «О строении человеческого тела».
  3. Основные достижения медицины Возрождения: научная анатомия и оценка ее влияния на развитие практической медицины.

8. Охарактеризовать работы А. Везалия,

9. Охарактеризовать работы А. Паре.

10. Охарактеризовать работы Дж. Фракасторо.

Темы рефератов.

  1. Анатомия Андреаса Везалия.
  2. Анатомия Леонардо да Винчи.
  3. Великие анатомы эпохи Возрождения.
  4. Открытие кровообращения.
  5. Хирургия в эпоху Средневековья и Возрождения.
  6. Лечение детских болезней в трудах европейских авторов эпохи Возрождения.

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. — 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Куприянов В.В. Андреас Везалий в истории анатомии и медицины. — М., 1964.

6. Тикотин М.А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии. — Л., 1957.

7. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

8. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000.

Тема: МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Медицина Западной Европы XVII-XVIII вв. (3 часа)

Цель занятия: познакомить студентов с историей медицины нового времени (конец XVII — начало XX вв.) — периодом важнейших открытий в области медицины

1. Дать характеристику эпохи нового времени

2. Изучить важнейшие достижения медицины XVII — XVIII вв.

3. Показать достижения, сделанные в области физиологии, анатомии, патологической анатомии.

4. Показать основные направления развития клинической медицины в XVII — XVIII вв.

5. Показать основные направления развития науки о детских болезнях в ХУП – ХУШ вв.

6. Охарактеризовать основные направления в развитии клинической педиатрии в ХУШ веке.

Характеристика эпохи нового времени

Термин «НОВАЯ ИСТОРИЯ» («НОВОЕ ВРЕМЯ») впервые введен гуманистами XVI веке. Новое время отождествляется с периодом утвер­ждения и развития капиталистических отношений и ограничивается условными хронологическими рамками 1640 — 1918 гг. (1640 г. — год начала английской буржуазной революции — условно определяет ру­беж между средневековьем и новым временем; 1918 г. — окончание первой мировой войны). На развитие медицины оказали влияние философия, идеология, политика, а главное, достижения в науке (в частности в естествоз­нании — закон сохранения вещества и энергии, клеточная теория, эволюционное учение, законы наследственности и т.п.), что обусловило переход к экспериментальному изучению факторов внешней среды. Научная революция в естествознании характеризовалась выдающимися достижениями в физике и их влияния на медицину, попытками применения экспериментально-механических и математических методов для изучения функций организма и обмена вещества (первые медицинские приборы, термометрия в эксперименте, изобретение микроскопа и первые микроскопические наблюдения, микроскопирование в анатомии).

Экспериментально-физиологическое направление в медицине.

В эпоху нового времени в основу изучения медицины был поло­жен эксперимент. У истоков его утверждения стоял А.Галлер. АЛЬБРЕХТ ГАЛЛЕР (1708 — 1777) пытался уяснить сущность про­цесса дыхания, определил 3 свойства мышечных волокон (упругость, сократимость, раздражимость), установил, что сердце сокращается под действием силы, находящейся в нем самом. Во второй половине XVIII-начале XIX в.в. усилилось внимание физиологов к экспериментальному изучению нервной системы. ЛУИДЖИ ГАЛЬВАНИ (1737 — 1798) положил начало электрофизиологии и открыл биоэлектрические явления. И. ПРОХАСКА (1749 — 1820) в труде «О структуре нервов» (1779) описал функциональное значение передних и задних корешков спинного мозга, развил учение о нервном рефлек­се, ввел термин «reflexus».

Развитие анатомии в Западной Европе.

Крупнейшая анатомическая школа сформировалась в Лейденском университете. Ее воспитанниками были Н. Тюльп, Ф.Рюйш. НИКОЛАС ТЮЛЬП (1593 — 1674) впервые изучил строение челове­кообразной обезьяны в сравнении с человеческим организм. ФРЕДЕРИК РЮЙШ (1638 — 1731) методом инъецирования кровенос­ных сосудов окрашенными и затвердевающими жидкостями, изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, лично подготовил кол­лекцию музейных экспонатов (врожденные аномалии и пороки разви­тия), которую в 1717 г. Петр I приобрел для России.

Становление патологической анатомии как науки.

Начало патологической анатомии как науки положил итальян­ский анатом и врач Джованни Баттиста Морганьи. Важный этап в ее развитии связан с деятельностью Французского анатома, физиолога и врача Мари Франсуа Ксавье Биша.

ДЖОВАННИ БАТТИСТА МОРГАНЬИ (1682 — 1771) — доктор медицины. Он сопоставил обнаруженные при вскрытии трупов изменения поражен­ных органов с симптомами заболеваний, которые наблюдал при жизни больного. В 1716 г. опубликовал 6-томное исследование «О местона­хождении и причинах болезней, открываемых посредством рассечения». Сблизив анатомию с клинической медициной, положил начало клинико-анатомическому принципу и создал первую научно-обоснованную классификацию болезней.

МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ БИША (1771 — 1802) — анатом, физиолог, врач. Впервые показал, что жизнедеятельность отдельного органа слагается из функций различных тканей, входящих в его состав, что патологический процесс поражает не весь орган, а только от­дельные его ткани (тканевая патология).

Клиническое направление в медицине.

Эпоха нового времени характеризовалась развитием клиническо­го направления в медицине. В этот период были разработаны новые методы диагностики (перкуссия, аускультация, лабораторные методы, методы оптической диагностики, пункция, электродиагностика, луче­вая диагностика). ЛЕОПОЛЬД АУЭНБРУГГЕР (1722 — 1809) — автор метода перкуссии. ЖАН НИКОЛЯ КОРВИЗАР ДЕ МАРИ (1755 — 1821) — основоположник клинической медицины во Франции, лейб-медик Наполеона I. Возро­дил метод перкуссии.

Развитие учения о детских болезнях и их лечении в ХУП – ХУШ вв.

Ф.Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Описание ранних симптомов рахита. Картина анатомических изменений, наблюдаемых на трупах детей, погибших от рахита до вскрытия и после вскрытия. Выделение факторов, способствующих возникновению рахита (в том числе наследственных). Систематический свод указаний ортопедического характера: приводится ряд упражнений, способных привести к известному выравниванию рахитических искривлений костного аппарата.

Боэ Сильвиус (Франсуа Дюбуа, Голландия) и его труд «О болезнях детей». Отражение воззрений эпохи.

Томас Сиденгам (Англия). Внимание к эпидемическим заболеваниям. Разработка учения об «эпидемической конституции», влияющей на общую заболеваемость. Описание ревматической хореи как заболевания детей в возрасте от 10 лет до зрелости (хорея Сиденгама). Описание скарлатины, подагры, коклюша, краснухи, рожи. Развитие нозологического направления в медицине. Разделение болезней на острые и хронические. Возвращение к принципам Гиппократа.

Джон Локк (Англия) — философ, педагог, детский врач. Его работа «Мысли о воспитании» (1693). Положение о внешних влияниях на растущий, формирующийся организм ребенка и о значении организации внешней среды в соответствии с требованиями гигиены. Лозунг «Здоровый дух в здоровом теле». Указания о физическом развитии и гигиеническом воспитании детей.

Уолтер Гаррис (Англия) и его труд «Об острых заболеваниях детей» (1698г). Внимание к возрастному своеобразию детей при их лечении. Указания относительно правильного питания детей. Описание ацидоза и диеты, призванной с ним бороться.

Вопросам лечения детских болезней были посвящены исследования ученых-врачей ХУШ века.

Нильс Розен фон Розенштейн (Швеция) издал «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» (в конце ХУШ в. издан в России). Работа посвящена вопросам естественного и искусственного вскармливания детей, предупреждения врожденного сифилиса путем антисифилитического лечения кормящей матери, изгнания и предупреждения глистов у детей и др. Дано клиническое описание натуральной оспы у детей (стадии и симптомы болезни), дифтерии и коклюша.

Гельвеций (Франция) развил учение Локка о воспитании ребенка и влиянии внешних факторов на его физическое и духовное формирование.

Ж.Руссо (Франция) являлся поборником естественного, свободного воспитания. Особое внимание уделял физическому воспитанию детей с самого раннего возраста.

Уильяму Кадогану (Англия) принадлежит большой труд «Опыт вскармливания детей и об уходе за ними».

Г.Амстронгом был издан труд «Очерк о наиболее опасных детских болезнях».

1. Дайте характеристику эпохи нового времени. Что способствовало переходу к экспери­ментальному изучению факторов внешней среды?

2. Каковы общие черты медицины нового времени ?

3. Как развивалось экспериментально-физиологическое направление в медицине (А. Галлер, Л. Гальвани, И. Прохаска)?

4. Каковы особенности развития анатомии в Западной Европе?

5. Как происходило становление патологической анатомии как науки в эпоху но­вого времени (Дж. Морганьи, М.К.Биша)?

6. Как развивалось клиническое направление в медицине?

7. Каковы основные направления развития науки о детских болезнях в ХУП – ХУШ вв.

8. Назовите основные направления в развитии клинической педиатрии.

Темы рефератов.

  1. Роль Джованьи Морганьи и Мари- Ксавье Биша в становлении патологической анатомии как науки.
  2. Значение трудов Р.Лаэннека и Л.Ауэнбруггера для развития патологии и терапии.

3. Экспериментальное изучение нервной системы в конце XVIII века.

4. Н. Тюльп и Ф.Рюйш представители крупнейшей анатомической школы Лейденского университета.

5. Развитие клинического направления в медицине в Западной Европе в XVII-XVIII вв.

6. Развитие науки о детских болезнях в ХУП – ХУШ вв (Ф.Глиссон, Т. Сиденгам, Дж. Локк)

7. У истоков клинической педиатрии ХУП–ХУШ вв. (М.Розенштейн).

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студентов мед. вузов – М.: Академия. — 2004.

2. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

3. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К, Левит Т.М. История медицины. Учебник. – М.:»Медицина», 1981.

4. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова. – М., 1956.

5. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко. М., 1987.

6. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М.: Наука, 2000.

источник

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира». В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61; многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X — XIII вв.

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух — вверх.

Читайте также:  Первые признаки при ветряной оспе

В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии: истина — едина, религий — множество, следовательно, все религии ложны. Источником истины, по мнению Ар-Рази, должны стать книги философов и учёных, а не Священное Писание. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростную критику со стороны мусульманских мыслителей X — XI веков, в частности Аль-Фараби.

Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением драгоценных камней из «обычных» (кварца и стекла). Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал Ртуть и Серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип — «Соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.

В своих сочинениях Ар-Рази описал различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он разбил весь материал алхимии на три основных раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделил их на три больших класса:

  • землистые (минеральные) вещества,
  • растительные вещества,
  • животные вещества

Минеральные вещества Ар-Рази, в свою очередь, разделил на шесть групп:

«духи» (спирты, летучие вещества); к этой группе он относил ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; «тела» (т. е. металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); «камни», тринадцать видов: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; купоросы, шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа); «бораки», шесть видов: хлебная бура (вероятно, поташ), натрон (сода), бура ювелиров, «тинкар» (род мыла, применявшегося при пайке металлов), зараванская бура, арабская бура; «соли», одиннадцать видов: хорошая соль (поваренная), горькая (возможно, мирабилит или английская), каменная, белая, нефтяная, индийская, китайская соль, поташ, соль мочи, известь и соль золы.

Растительные вещества Ар-Рази не перечислял, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделял десять: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.

Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамирование, растворение, коагуляцию (сгущение).

Основные работы Ар-Рази по медицине — книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» — своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей. Ар-Рази также составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них, написал труды о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

Ар-Рази одним из первых высказал предположение об инфекционной природе некоторых заболеваний. В труде «Об оспе и кори» он дал классическое описание этих болезней, особо отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание для предотвращения заболевания. Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного, использование гипсовой повязки для иммобилизации конечности при переломах. Одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран; описал специальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки.

Ар-Рази был сторонником математического атомизма, учение о котором было изложенно им в «Книге о времени и пространстве». Он написал также «Трактат о том, что факт несоизмеримости диагонали квадрата со стороной не относится к геометрии».

Известен также ряд трактатов Ар-Рази о сферической природе Земли, звёзд и космоса в целом.

источник

Рисунок 1. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (лат. Разес) родился около 865 года в городе Рей неподалеку от Тегерана. В молодости он изучал, главным образом, философию. Затем увлекся алхимией. А в возрасте 30 лет он заинтересовался медициной и отправился в Багдад получать знания. Он осваивал азы дисциплины под руководством врача при дворе халифа Багдада, автора трактата «Рай знаний».

Со временем Ар-Рази прославился там как талантливый врач, основал собственную клинику, которой руководил долгие годы, а затем и школу врачей при ней, преимуществом которой была возможность совмещать теоретические лекции с практическими уроками.

Умер он в родном городе около 925 года.

Считается, что Ар-Рази является автором таких нововведений в хирургии, как использование ваты для обработки ран и создание специального медицинского инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Одним из первых он стал использовать при закрытии ран брюшной полости саморассасывающиеся нитки, сделанные из стенки кишки барана.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также, великий врач ввел в практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Процедура был небезопасна и в некоторых случаев вызывала осложнения вплоть до летального исхода, однако в условиях эпидемий она все же помогала снизить смертность от оспы.

Наконец, Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного.

Ар-рази был не только врачом, но и философом. Всего под его авторством было создано 184 сочинения, 61 из которых сохранилось. Лишь часть из них была посвящена медицине. Многие работы Ар-рази были переведены на латынь и широко распространились среди врачей Западной Европы.

Ар-Рази создал самую первую арабскую медицинскую эницклопедию – «Всеобъемлющую книгу по медицине» («Kitab al-Hawi»). Труд состоял из 25 томов и обобщил знания и опыт в области патологии, хирургии, фармацевтики, гигиены, инфекционных болезней и пр. Надо заметить, что Ар-Рази в своей работе рассмотрел болезни с разных точек зрения. Он изложил взгляды персидских и арабских, греческих, сирийских и индийских ученых, а также описал свое видение различных заболеваний. В XIII веке трактат был переведен на латынь и получил широкое распространение в Европе и Малой Азии. В течение нескольких столетий он был основной книгой, собирающей в себе все последние достижения медицины, руководством для врачей и одним из самых востребованных учебников во множестве европейских университетов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Уникальный труд «Об оспе и кори» представляет собой собственные наблюдения Ар-Рази за течением двух опаснейших инфекционных болезней и методами борьбы с ними. Оспа и корь были тогда одними из самых распространенных причин смерти. В трактате были отражены идеи заразности, невосприимчивости к повторному заболеванию, профилактики с помощью оспопрививания, описаны первые симптомы болезней и различия клинической картины, приведены рекомендации по лечению, диете и уходу за больным. В Европе работа получила распространение только в эпоху Возрождения, когда была впервые напечатана. После этого книга была выпущена на нескольких языках, в том числе на латыни.

Для тех, кто был лишен возможности обратиться к образованному врачу, Ар-Рази изложил понятные и доступные рекомендации по профилактике болезней и укреплению здоровья в книге под названием: «Для тех, у кого нет врача».

Стоит также отметить сочинение «Один врач не может лечить все болезни». Уже тогда Ар-Рази указывал на необходимость разделения врачебного труда между более узкими специалистами.

Кроме перечисленных, к его авторству относят множество мелких сочинений, посвященных анатомии и физиологии различных органов, а также их заболеваниям.

Существует легенда, согласно которой Ар-Рази очень тщательно выбирал место для строительства своей клиники в Багдаде. Предполагая наличие связи между некоторыми болезнями и чистотой воздуха, мудрейший врач посчитал, что в наиболее безопасных местах гниение мяса происходит медленнее. По его указанию были вывешены куски мяса в разных частях города, и выбрано то место, где мясо начало гнить позже всего.

Ходила также другая легенда о том, как Ар-Рази потерял зрение. Некоторые исследователи считают, что на зрение повлияли многочисленные химические опыты с едкими веществами. Однако согласно легенде, слепоту вызвал удар кнутом, которым наградил его халиф Хорасан Абу Салих Мансур ибн Исхак. Заинтересовавшись сочинениями Ар-Рази по алхимии, он обеспечил строительство дорогостоящей лаборатории для него. Но когда он увидел неудачные опыты ученого, разозлился и ударил последнего.

Ар-Рази был не только талантливым врачом, но и великим ученым, оставившим после себя огромное наследие.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

История медицины и педиатрии как наука и предмет преподавания. Родовспоможение и уход за детьми в первобытном обществе.

Врачевание в Древних цивилизациях Востока. Практика родовспоможения и уход за новорожденными младенцами.

Медицина Древней Греций. Работы Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека».

Медицина Древнего Рима. Соран и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

Медицина Средневековья У-ХУв. в. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия). Разес и его учение об оспе и кори у детей (Иран). П. Багеллярд и В. Метлингер –авторы первых печатных книг по педиатрии в Европе. «Салернский кодекс здоровья».

Медицина эпохи Возрождения. Т. Фэр (Англия) и С. Валламбер (Франция) – авторы первых популярных книг по педиатрии на европейских языках.

Европейская медицина ХУП-ХУШв. в. Ф. Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Т. Сиденгам (Англия), Боэ Сильвиус (Голландия) о детских болезнях. М. Розенштейн (Швеция) и его труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней».

Развитие теоретической медицины и педиатрии Западной Европы Х1Хв. М. Ундервуд (Англия) и его труд «Трактат о детских болезнях».

Развитие клинической и профилактической медицины Западной Европы Х1Хв. Система организации медицинской помощи детям.

Становление медицины в России 1Х-ХУв. в. Элементы педиатрии в народно-бытовой медицине.

История медицины в России в ХУ1-ХУПв. в. Элементы педиатрии в медицине.

Медицина России ХУШв. Истоки отечественной педиатрии: , , -Амбодик.

Медицина России первой половины Х1Хв. Становление педиатрии. «Педиятрика». Деятельность Вольно-экономического общества по оспопрививанию. .

Общая характеристика медицины второй половины Х1Хв. Теоретическая медицина.

Анатомо-физиологическое направление в педиатрии – школа .

Клиническая и предупредительная медицина в России второй половины 19в. Организация кафедры детских болезней в Московском университете.

Клиническая педиатрия второй половины Х1Х – нач. ХХв. Московская школа педиатров: , . Петербургская школа педиатров: .

Достижения отечественной медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в. , , , , , . Общества и съезды педиатров. , , .

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам

Наименование лабораторных практикумов

В соответствии с ФГОС не предусмотрены

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам

Наименование тем практических занятий

В соответствии с ФГОС не предусмотрены

5.6. Распределение тем клинико-практических занятий по семестрам

Наименование тем клинико-практических занятий

В соответствии с ФГОС не предусмотрены

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам изучения учебной дисциплины

История медицины и педиатрии как наука и предмет преподавания. Родовспоможение и уход за детьми в первобытном обществе.

Врачевание в Древних цивилизациях Востока. Практика родовспоможения и уход за новорожденными младенцами.

Медицина Древней Греций. Работы Гиппократа «О семени и природе ребенка», «О здоровом образе жизни», «О природе человека».

Медицина Древнего Рима. Соран и его учение о родовспоможении, гинекологии и болезнях детского возраста.

Медицина Средневековья У-ХУв. в. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия). Разес и его учение об оспе и кори у детей (Иран). П. Багеллярд и В. Метлингер –авторы первых печатных книг по педиатрии в Европе. «Салернский кодекс здоровья».

Медицина эпохи Возрождения. Т. Фэр (Англия) и С. Валламбер (Франция) – авторы первых популярных книг по педиатрии на европейских языках.

Европейская медицина ХУП-ХУШв. в. Ф. Глиссон (Англия) и его учение о рахите. Т. Сиденгам (Англия), Боэ Сильвиус (Голландия) о детских болезнях. М. Розенштейн (Швеция) и его труд «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней».

Развитие теоретической медицины и педиатрии Западной Европы Х1Хв. М. Ундервуд (Англия) и его труд «Трактат о детских болезнях».

Развитие клинической и профилактической медицины Западной Европы Х1Хв. Система организации медицинской помощи детям.

Становление медицины в России 1Х-ХУв. в. Элементы педиатрии в народно-бытовой медицине.

История медицины в России в ХУ1-ХУПв. в. Элементы педиатрии в медицине.

Медицина России ХУШв. Истоки отечественной педиатрии: , , -Амбодик.

Медицина России первой половины Х1Хв. Становление педиатрии. «Педиятрика». Деятельность Вольно-экономического общества по оспопрививанию. .

Общая характеристика медицины второй половины Х1Хв. Теоретическая медицина.

Анатомо-физиологическое направление в педиатрии – школа .

Клиническая и предупредительная медицина в России второй половины 19в. Организация кафедры детских болезней в Московском университете.

Клиническая педиатрия второй половины Х1Х – нач. ХХв. Московская школа педиатров: , . Петербургская школа педиатров: .

Достижения отечественной медицины и педиатрии в ХХ-ХХ1в. , , , , , . Общества и съезды педиатров. , , .

5.8. Распределение самостоятельной работы студентов по видам и семестрам

источник