Меню Рубрики

Отличие вируса оспы от дифтерийной палочки

Не имеют клеточного строения
А) бактерии
Б) вирусы
В) грибы
Г) растения

Капсид это оболочка
А) холерного вибриона
Б) стрептококка
В) мукора
Г) бактериофага

Бактериофаги это
А) прокариоты
Б) вирусы
В) эукариоты
Г) простейшие

Вирусы отличаются от растений, животных, грибов или бактерий тем, что они
А) не имеют собственного обмена веществ
Б) имеют небольшие размеры рибосом
В) содержат нуклеиновые кислоты Г) не размножаются

Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса
А) белков
Б) ДНК
В) генов
Г) рибосом

Вирусы, паразитирующие на бактериях, называются
А) вирофаги
Б) бактериофаги
В) Т-киллеры
Г) В-клетки

Размеры большинства вирусов
А) около одного миллиметра или чуть меньше
Б) около одной сотой миллиметра или чуть меньше
В) намного меньше одной тысячной миллиметра
Г) не превосходят размеры атомов и молекул

НЕ является стадией ЛИТИЧЕСКОГО пути размножения вируса
А) образование провируса
Б) самосборка вирусных частиц
В) лизис клетки и выход вирионов
Г) репликация вирусного генома

Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
А) антигены
Б) антибиотики
В) вакцины
Г) интерфероны

Некоторые инфекционные заболевания растений вызываются небольшими молекулами РНК, не имеющими ни белковой оболочки, ни структурных генов. Такие инфекционные агенты называются
А) фаги
Б) прионы
В) вироиды
Г) вирионы

Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы
А) являются одними из главных патогенов человека
Б) играют важную роль как редуценты
В) переносят гены одних биологических видов к другим
Г) размножаются внутри клеток хозяина

Что из перечисленного изображено на рисунке?

А) клетка кишечной палочки
Б) клетка дрожжей
В) холерный вибрион
Г) вирус гриппа

Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы,
А) вступают в симбиоз с растениями
Б) дышат кислородом воздуха
В) вызывают инфекционные заболевания
Г) образуют органические вещества из неорганических

Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает
А) вирус
Б) плесневый гриб
В) бактерия-паразит
Г) бактерия-сапротроф

Выберете вирусное заболевание

А) Лепра
Б) Чума
В) Полиомиелит
Г) Дизентерия

При лечении какого заболевания антибиотики не будут эффективны?

А) Пневмония
Б) Гепатит С
В) Гонорея
Г) Брюшной тиф

Против какого заболевания вакцинация неэффективна?

А) Грипп
Б) Дифтерия
В) Коклюш
Г) Оспа

Выберете ДНК-содержащий вирус

А) Вирус полиомиелита
Б) ВИЧ
В) Вирус кори
Г) Вирус оспы

Вирусы, по строению и поведению напоминающие бактерии

А) Вирусы Коксаки
Б) Арбовирусы
В) Мимивирусы
Г) Аденовирусы

Вирусы, которые превышают размеры некоторых бактерий

А) Мамавирусы
Б) Герпевирусы
В) Онкогенные вирусы
Г) Парамиксовирусы

Выберите несколько правильных ответов или найдите соответствие
Вирусы – единственные организмы, не обладающие полным набором свойств, отличающих живые организмы от неживых. Выберите из списка этих свойств те, которые у вирусов все-таки ЕСТЬ.
А) сложность строения, начиная с молекулярного уровня (построены из нерегулярных биополимеров)
Б) обмен веществ
В) самовоспроизведение (размножение)
Г) рост и развитие
Д) раздражимость и саморегуляция (изменение состояния внутренней среды в ответ на стимулы внешней)
Е) наследственность
Ж) изменчивость
З) способность к эволюции

Сравните вирусы и бактерии. Для каждого утверждения решите, верно оно для вирусов, бактерий или тех и других. Верным считайте утверждение, если хотя бы какие-то представители группы (а не обязательно вся группа целиком) этим свойством обладают.

А) вызывают болезни у растений и животных
Б) имеют клеточную стенку из муреина и других пептидогликанов
В) имеют липидную мембрану
Г) хранят генетическую информацию в РНК
1) Вирусы 2) Бактерии 3) И те и другие
Д) хранят генетическую информацию в ДНК
Е) некоторые являются автотрофами
Ж) передвигаются с помощью жгутиков

Установите последовательность жизненного цикла бктериофага.
А) Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина
Б) Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага
В) прикрепление бактериофага к оболочке бактерии
Г) проникновение бактериофага в клетку бактерии
Д) выход бактериофага из клетки, заражение других

Соотнесите цифру на рисунке и тип вируса (первой укажите цифру на рисунке, вторым — номер ответа).

А) простой вирус животных
Б) сложный вирус животных
В) вирус растения
Г) бактериофаг

Выберете верные для вирусов характеристики
А) Имеют клеточную стенку
Б) Внутриклеточные паразиты
В) Носителем наследственной информации может быть как ДНК, так и РНК
Г) Встраивают свой геном в геном клетки хозяина
Д) Получают энергию за счёт процесса брожения
Е) Имеют в составе клетки все органоиды, свойственные эукариотам

Соотнесите вирусы с их материалом наследственной информации
А) Вирус оспы 1) ДНК 2) РНК
Б) Аденовирусы
В) Вирус бешенства
Г) ВИЧ
Д) Вирус табачной мозаики
Е) Вирус герпеса

Выберете значение вирусов в природе
А) Вызывают инфекционные заболевания
Б) Минерализация органических веществ
В) Фотосинтез
Г) Встраивание своей нуклеиновой кислоты в клетку хозяина, чем провоцируется образование мутаций
Д) Контролируют численность бактерий
Е) Энергию получают с помощью процесса брожения

Дайте развёрнутый ответ
Найдите ошибки в тексте, исправьте ошибки, запишите номера без ошибок.
А) К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы.
Б) В клетках прокариот отсутствуют клеточные органоиды.
В) Все прокариоты получают энергию в результате процесса брожения.
Г) Клетки прокариот отделены от внешней среды мембраной.
Д) Прокариоты не способны к фагоцитозу.

Назовите виды иммунитета. Охарактеризуйте иммунную реакцию, которая возникает в организме человека при попадании в него вируса гриппа.
Напишите последовательность процессов при самосборке вируса.
Установите заболевание по его описанию: «Передаётся человеку при укусе от заражённого животного, вызывает тяжёлые повреждения головного мозга, до 1993 года вакцину от этого заболевания приходилось вводить с помощью 20-30 уколов под кожу». Кто является возбудителем данного заболевания? Какова его профилактика?

источник

Наличие клеточной стенки характерно для клеток
1 растений и животных 2 всех эукариот
3 бактерий и животных 4 бактерий, растений и грибов +

Клеточной стенки нет у клеток
1 хламидомонады и хлореллы 2 инфузории-туфельки и амебы +
3 дрожжей и пеницилла 4 сосны и человека

На рисунке изображен
1 мукор
2 стрептококк
3 бактериофаг +
4 спора мха

Неклеточное строение имеют
1 дрожжи 2 пеницилл 3 вирус оспы + 4 холерный вибрион

Вирусы — это
1 мелкие бактерии 2 кольцевые молекулы ДНК
3 паразитические прокариоты 4 неклеточные формы жизни +

Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса
1 белков 2 ДНК 3 генов 4 рибосом +

Вирусы могут размножаться
1 делением 2 только внутри клеток +
3 в воде загрязненных водоемов 4 с помощью митоза

Вирусы, в отличие от бактерий НЕ
1 содержат белков 2 имеют ДНК
3 могут сохраняться во внешней среде в покоящемся состоянии
4 содержат рибосом и не могут самостоятельно синтезировать белки +

Вирусы вызывают у человека
1 холеру и чуму 2 дизентерию и скарлатину
3 СПИД и клещевой энцефалит + 4 малярию и сонную болезнь

Вирусы могут паразитировать
1 в клетках человека, но не животных
2 в клетках человека и животных, но не растений
3 в клетках человека, животных и растений, но не бактерий
4 в клетках человека, животных, растений и бактерий +

Выберите возможные пути заражения вирусом ВИЧ
1 при половых контактах + 4 при чихании и кашле
2 при рукопожатии 5 через нестерильные шприцы +
3 при укусах клещей 6 от матери к плоду +
Установите соответствие между названием организма и его признаками.

Признаки организма Название организма
А) содержит рибосомы 1) вирус гриппа
Б) может расти на искусственной питательной среде 2) холерный вибрион
В) имеет клеточную стенку
Г) клетки по форме напоминают «запятую»
Д) размножается только внутри живых клеток
Е) передается воздушно-капельным путем

Бактерии
Какой цифрой на рисунке обозначены кокки?
1 1 2 2
3 3 + 4 4

C некоторыми растениями грибы сближает
1 размножение спорами + 2 автотрофный способ питания
3 наличие тканей 4 хитин в клеточной стенке

В хлебопечении человек использует способность дрожжей превращать
1 сахар в спирт и углекислый газ + 2 сахар в крахмал
3 углекислый газ и воду в сахар 4 спирт в уксусную кислоту и углекислый газ

Пенициллин – это
1 плесневый гриб 2 лекарство, получаемое из плесени +
3 антибиотик, получаемый из бактерий
4 антибиотик, который можно получить только путем искусственного синтеза

К грибам-паразитам относятся
1 трутовики и головня + 2 мукор и пеницилл
3 мухомор и бледная поганка 4 все дрожжи

Общим свойством всех клеток бактерий, растений, грибов и животных является способность к
1 обмену веществ + 2 мейозу 3 движению 4 сократимости

В клетке дрожжевого гриба в отличие от клетки холерного вибриона есть
1 хлоропласты 2 ядро + 3 цитоплазма 4 рибосомы

Если на хлебе выросла плесень, это означает, что
1 в тесто попали клетки плесени
2 на хлеб из воздуха попали споры грибов +
3 на хлеб из воздуха попали споры бактерий
4 в хлебе из органических веществ возникли клетки плесени

На рис. изображены два представителя царства грибов:
1 на левом рисунке – мукор, а на правом – пеницилл +
2 на левом рисунке пеницилл, а на правом – мукор
3 на левом рисунке – головня, а па правом – дрожжи
4 на левом рисунке – дрожжи, а на правом — головня

Клетки корня березы отличаются от клеток подберезовика наличием
1 хлоропластов и отсутствием клеточной стенки
2 пластид и химическим составом клеточной стенки +
3 митохондрий и клеточной стенки
4 ядра c ядрышком

Установите соответствие между названием организма и его признаками.

Признаки организма Название организма
А) содержит хлорофилл 1) бурая водоросль ламинария
Б) относится к сапрофитам 2) гриб рядовка зеленая (зеленушка)
В) имеет клеточные стенки из хитина
Г) тело состоит из нитей — гифов
Д) образует микоризу
Е) может выделять кислород

источник

Перелом борьбы с болезнью пришелся на начало 60-х годов и был связан с внедрением массовой вакцинации. Успехи породили недопустимое благодушие, которое привело к снижению охвата прививками в 80-е годы. Результат – медленное, но характерное для дифтерии нарастание числа случаев. Это закончилось небывалой эпидемией с заболеваемостью 25 на 100 000 в 1994-95 гг., в ходе которой в СНГ заболело 120 000 человек и умерло более 6 000.

С момента массовой вакцинации 1980-2000 гг. общее число зарегистрированных случаев дифтерии было снижено более чем на 90%. Эффективность современных вакцин составляет 95%. Всемирной организацией здравоохранения вакцинация рекомендована для всех без исключения стран мира.

Введение в 1994 г. массовой иммунизации населения России против дифтерии с повторной ревакцинацией взрослых в 2003-2004 гг. позволило обеспечить достаточную специфическую защиту населения от этой инфекции, что привело к снижению заболеваемости дифтерией в России с 26,8 в 1994 г. до 0,01 на 100 тыс. населения в 2009-2011 гг.

Дифтерия — инфекционное заболевание, известное очень давно, вызываемое бактерией Corynebacterium diphtheriae (бацилла Лёффлера).

Дифтерия чаще всего поражает ротоглотку, но нередко затрагивает гортань, бронхи, кожу и другие органы. Инфекция передаётся воздушно-капельным путём от больного человека к здоровому. Возможен контактно-бытовой путь передачи заболевания, особенно в жарких странах, где часты кожные формы проявления.

Тяжесть протекания дифтерии обусловлена крайне ядовитым токсином, который выделяет дифтерийная палочка. Именно дифтерийный токсин, поражающий нервную, сердечно-сосудистую и выделительную системы, представляет главную опасность для здоровья и жизни. Если дифтерия поражает ротоглотку, то помимо тяжёлой интоксикации возможно развитие крупа – удушья, развивающегося при непроходимости дыхательных путей из-за развивающегося отека и механической обтурации (закупорки) их дифтерийной плёнкой. Современная медицина выделяет несколько видов дифтерии. Это дифтерия носа, глаз, зева, гортани, кожи, раны, а также половых органов. Бывают случаи, когда данное инфекционное заболевание захватывает сразу несколько зон человеческого организма. Наиболее опасны для окружающих люди, страдающие дифтерией зева, носа и гортани, интенсивно выделяющие инфекцию в окружающую среду с выдыхаемым воздухом.

Опустошительные эпидемии дифтерии, жертвами которых, главным образом, являются дети, описаны во многих странах на протяжении всей истории. В странах с низким уровнем охвата прививками дифтерия по-прежнему является значительной проблемой для здоровья детей. Там, где уровень охвата прививками высокий, а естественный бустерный эффект незначительный (что наблюдается в большинстве промышленно развитых стран), значительная часть взрослого населения постепенно становится восприимчивой к дифтерии в результате снижения иммунитета.

Самой частой формой дифтерии (90-95 % всех случаев) является дифтерия ротоглотки. При локализованной форме налёты образуются только на миндалинах. Симптомы дифтерии выражаются в виде слабой интоксикации, температуры до 38-39 0 С, головной болью, недомоганием, незначительными болями при глотании. Наиболее типична плёнчатая (сплошная) форма дифтерии, при которой плёнка с очерченными краями покрывает всю миндалину, трудно снимается шпателем; при попытке её снятия поверхность миндалины кровоточит; плёнка плотная; лимфатические узлы мало болезненны, подвижны.

Серьезность дифтерии определяется опасными осложнениями. Токсин может вызывать инфекционно-токсический шок (комплексный патологический сдвиг деятельности всех жизненно важных систем организма), миокардит (воспаление сердечной мышцы), множественные поражения нервных стволов, воспаление и дистрофию почечных канальцев и др.

Чаще всего дифтерия протекает с осложнением в виде паралича мягкого неба, голосовых связок, мышц шеи, дыхательных путей и конечностей. Из-за паралича дыхательных путей может наступить асфиксия (при крупе), провоцирующая летальный исход.

При локализированной форме дифтерии зева осложнения возникают в 5-20 % случаев; при более серьезных формах заболевания процент развития осложнений значительно увеличивается. Чем сложнее клиническая форма дифтерии, тем быстрее осложнения проявляются у больного.

Раньше всех страдает сердце: в конце 1-й – на 2-й неделе болезни возникает миокардит (воспаление сердечной мышцы), что является самой частой причиной смерти. Воспаление почек происходит в наиболее острый период болезни. Нервная система поражается как при клинических проявлениях дифтерии, так и спустя 2-3 месяца после выздоровления

Типичное осложнение дифтерии – периферические параличи, они могут быть ранними и поздними. Ранние параличи появляются в остром периоде заболевания, в процесс вовлекаются преимущественно черепные нервы. При этом голос становится гнусавым, больной поперхивается во время еды, жидкая пища выливается через нос, нёбная занавеска неподвижно свисает. При параличе аккомодации больной не может различать мелкие предметы на близком расстоянии, читать, становится дальнозорким. Возможны косоглазие, птоз, паралич лицевого нерва.

До получения противодифтерийной антитоксической сыворотки летальность от дифтерии достигала 50-60%. После появления антитоксической сыворотки началось прогрессивное последовательное снижение летальности: 20% – у взрослых и 10% – у детей. Вслед за введением активной иммунизации заболеваемость стала быстро снижаться, дифтерия в смертности детского населения почти перестала играть роль.

Лечение дифтерии проводится только в условиях стационара. Госпитализация обязательна для всех больных, а также больных с подозрением на дифтерию и бактерионосителей. Антибиотики (пенициллин или эритромицин) не оказывают влияния на вызванные экзотоксином поражения, но ограничивают дальнейший рост бактерий и продолжительность носительства возбудителя дифтерии, которое нередко продолжается даже после клинического выздоровления. Главным в лечении всех форм дифтерии (кроме бактерионосительства) является введение антитоксической противодифтерийной сыворотки (ПДС), которая подавляет дифтерийный токсин. Доза противодифтерийной сыворотки определяется тяжестью болезни. При подозрении на локализованную форму можно отсрочить введение сыворотки до уточнения диагноза. Если же врач подозревает токсическую форму дифтерии, то лечение сывороткой должно быть начато немедленно.

К сожалению, заболевание дифтерией не всегда создает защитный иммунитет. Поэтому лица, выздоравливающие от дифтерии, в процессе поправки должны завершить активную иммунизацию дифтерийным анатоксином.

Дифтерийный анатоксин в комбинации с вакцинами против столбняка и коклюша (АцКДС) использовался в рамках Расширенной программы иммунизации ВОЗ (РПИ) с момента ее создания в 1974 году. В течение периода 1980-2000 гг. общее число зарегистрированных случаев дифтерии было снижено более чем на 90%. Введение в 1994 г. массовой иммунизации населения России против дифтерии с повторной ревакцинацией взрослых в 2003-2004 гг. позволило обеспечить достаточную специфическую защиту населения от этой инфекции. Это, в совокупности с многолетним надзором, привело к снижению заболеваемости дифтерией в России с 26,8 в 1994 г. до 0,01 на 100 тыс. населения в 2009-2011 гг. Эффективность современных вакцин составляет 95%. Всемирной организацией здравоохранения вакцинация рекомендована для всех без исключения стран мира.

Основное значение в борьбе с дифтерией имеет активная плановая вакцинация населения прививками, содержащими адсорбированный дифтерийный анатоксин (комбинированные вакцины: АКДС, Бубо-Кок, Бубо-М, «Тетраксим», «Пентаксим», «Инфанрикс», «Инфанрикс Гекса»; анатоксины: АДС, АДС-М, АД-М), которая проводится в соответствии с календарём профилактических прививок. Это позволяет создать длительный и антитоксический иммунитет.

Читайте также:  Ветряная оспа пиодермия у взрослых

До начала XX века дифтерия ежегодно уносила тысячи детских жизней, а медицина была бессильна облегчить их страдания и спасти от тяжелой агонии.

Перелом с начала 60-х годов связан с внедрением массовой вакцинации против дифтерии. Успехи породили недопустимое благодушие, которое привело к снижению охвата прививками в 80-е годы. Результат – медленное, но характерное для дифтерии нарастание числа случаев. Все это закончилось небывалой эпидемией с заболеваемостью 25 на 100 000 населения в 1994-95 гг., в ходе которой в СНГ заболело 120 000 человек и умерло более 6 000.

Уже в первом веке нашей эры можно встретить упоминание о дифтерии, называемой тогда «петля удавленника» или «смертельная язва глотки». Первую же прививку сделал и применил на человеке Эмиль Беринг. 26 декабря 1891 года он спас жизнь больному ребенку, сделав ему первую прививку от дифтерии. Кстати, первая прививка была сделана из сыворотки переболевшей дифтерией морской свинки. Да и все предыдущие исследования проводились именно на этих животных. После этого Эмиль Ру стал делать прививку для масштабного применения не из сыворотки морских свинок, а использовал кровь иммунизированных лошадей. Благодаря этой прививке летальность от дифтерии упала до 1%. Используемый же теперь дифтерийный анатоксин был открыт только в 1923 году Гастоном Рамоном, который по образованию был биологом и ветеринаром.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание бактериальной природы, характеризующееся развитием фибринозного воспаления в области внедрения возбудителя (поражается преимущественно верхние дыхательные пути, слизистая оболочка ротоглотки). Передается дифтерия воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем. Инфекция может поражать ротоглотку, гортань, трахею и бронхи, глаза, нос, кожу и половые органы. Диагностика дифтерии основывается на результатах бактериологического исследования мазка с пораженной слизистой или кожи, данных осмотра и ларингоскопии. При возникновении миокардита и неврологических осложнений требуется консультация кардиолога и невролога.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание бактериальной природы, характеризующееся развитием фибринозного воспаления в области внедрения возбудителя (поражается преимущественно верхние дыхательные пути, слизистая оболочка ротоглотки).

Дифтерию вызывает Corynebacterium diphtheriae — грамположительная неподвижная бактерия, имеющая вид палочки, на концах которой располагаются зерна волютина, придающие ей вид булавы. Дифтерийная палочка представлена двумя основными биоварами и несколькими промежуточными вариантами. Патогенность микроорганизма заключается в выделении сильнодействующего экзотоксина, по токсичности уступающего только столбнячному и ботулиническому. Не продуцирующие дифтерийный токсин штаммы бактерии не вызывают заболевания.

Возбудитель устойчив к воздействию внешней среды, способен сохраняться на предметах, в пыли до двух месяцев. Хорошо переносит пониженную температуру, погибает при нагревании до 60 °С спустя 10 минут. Ультрафиолетовое облучение и химические дезинфицирующие средства (лизол, хлорсодержащие средства и др.) действуют на дифтерийную палочку губительно.

Резервуаром и источником дифтерии является больной человек или носитель, выделяющий патогенные штаммы дифтерийной палочки. В подавляющем большинстве случаев заражение происходит от больных людей, наибольшее эпидемиологическое значение имеют стертые и атипичные клинические формы заболевания. Выделение возбудителя в период реконвалесценции может продолжаться 15-20 дней, иногда удлиняясь до трех месяцев.

Дифтерия передается по аэрозольному механизму преимущественно воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. В некоторых случаях возможна реализация контактно-бытового пути заражения (при пользовании загрязненными предметами быта, посудой, передаче через грязные руки). Возбудитель способен размножаться в пищевых продуктах (молоке, кондитерских изделиях), способствуя передаче инфекции алиментарным путем.

Люди обладают высокой естественной восприимчивостью к инфекции, после перенесения заболевания формируется антитоксический иммунитет, не препятствующий носительству возбудителя и не защищающий от повторной инфекции, но способствует более легкому течению и отсутствию осложнений в случае ее возникновения. Детей первого года жизни защищают антитела к дифтерийному токсину, переданные от матери трансплацентарно.

Дифтерия различается в зависимости от локализации поражения и клинического течения на следующие формы:

  • дифтерия ротоглотки (локализованная, распространенная, субтоксическая, токсическая и гипертоксическая);
  • дифтерийный круп (локализованный круп гортани, распространенный круп при поражении гортани и трахеи и нисходящий круп при распространении на бронхи);
  • дифтерия носа, половых органов, глаз, кожи;
  • комбинированное поражение различных органов.

Локализованная дифтерия ротоглотки может протекать по катаральному, островчатому и пленчатому варианту. Токсическая дифтерия подразделяется на первую, вторую и третью степени тяжести.

Дифтерия ротоглотки развивается в подавляющем большинстве случаев заражения дифтерийной палочкой. 70-75% случаев представлены локализованной формой. Начало заболевания – острое, поднимается температура тела до фебрильных цифр (реже сохраняется субфебрилитет), появляются симптомы умеренной интоксикации (головная боль, общая слабость, потеря аппетита, побледнение кожных покровов, повышение частоты пульса), боль в горле. Лихорадка длится 2-3 дня, ко второму дню налет на миндалинах, прежде фибринозный, становится более плотным, гладким, приобретает перламутровый блеск. Налеты снимаются тяжело, оставляя после снятия участки кровоточащей слизистой, а на следующие сутки очищенное место вновь покрывается пленкой фибрина.

Локализованная дифтерия ротоглотки проявляется в виде характерных фибринозных налетов у трети взрослых, в остальных случаях налеты рыхлые и легко снимающиеся, не оставляющие после себя кровоточивости. Такими становятся и типичные дифтерийные налеты спустя 5-7 дней с начала заболевания. Воспаление ротоглотки обычно сопровождается умеренным увеличением и чувствительностью к пальпации регионарных лимфатических узлов. Воспаление миндалин и регионарный лимфаденит могут быть как односторонними, так и двусторонними. Лимфоузлы поражаются несимметрично.

Локализованная дифтерия довольно редко протекает в катаральном варианте. В таком случае отмечается субфебрилитет, или температура остается в пределах нормы, интоксикация мало выражена, при осмотре ротоглотки заметна гиперемия слизистой и некоторая отечность миндалин. Боль при глотании умеренная. Это наиболее легкая форма дифтерии. Локализованная дифтерия обычно заканчивается выздоровлением, но в некоторых случаях (без должного лечения) может прогрессировать в более распространенные формы и способствовать развитию осложнений. Обычно же лихорадка проходит на 2-3 день, налеты на миндалинах – на 6-8 сутки.

Распространенная дифтерия ротоглотки отмечается довольно редко, не более чем в 3-11% случаев. При такой форме налеты выявляются не только на миндалинах, но и распространяются на окружающую слизистую ротоглотки. При этом общеинтоксикационный синдром, лимфоаденопатия и лихорадка более интенсивны, чем при локализованной дифтерии. Субтоксическая форма дифтерии ротоглотки характеризуется интенсивными болями при глотании в горле и области шеи. При осмотре миндалин, они имеют выраженный багровый цвет с цианотичным оттенком, покрыты налетами, которые также отмечаются на язычке и небных дужках. Для данной формы характерна отечность подкожной клетчатки над уплотненными болезненными регионарными лимфоузлами. Лимфаденит зачастую односторонний.

В настоящее время довольно распространена токсическая форма дифтерии ротоглотки, нередко (в 20% случаев) развивающаяся у взрослых. Начало обычно бурное, быстро происходит повышение температуры тела до высоких значений, нарастание интенсивного токсикоза, отмечается цианоз губ, тахикардия, артериальная гипотензия. Имеет место сильная боль в горле и шее, иногда – в животе. Интоксикация способствует нарушению центральной нервной деятельности, возможно возникновение тошноты и рвоты, расстройства настроения (эйфория, возбуждение), сознания, восприятия (галлюцинации, бред).

Токсическая дифтерия II и III степени может способствовать интенсивному отеку ротоглотки, препятствующему дыханию. Налеты появляются достаточно быстро, распространяются по стенкам ротоглотки. Пленки утолщаются и грубеют, налеты сохраняются на две и более недели. Отмечается ранний лимфаденит, узлы болезненные, плотные. Обычно процесс захватывает одну сторону. Токсическая дифтерия отличается имеющимся безболезненным отеком шеи. Первая степень характеризуется отеком, ограничивающимся серединой шеи, при второй степени он доходит до ключиц и при третьей — распространяется далее на грудь, на лицо, заднюю поверхность шеи и спину. Больные отмечают неприятный гнилостный запах изо рта, изменение тембра голоса (гнусавость).

Гипертоксическая форма протекает наиболее тяжело, развивается обычно у лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями (алкоголизм, СПИД, сахарный диабет, цирроз и др.). Лихорадка с потрясающим ознобом достигает критических цифр, тахикардия, пульс малого наполнения, падение артериального давления, выраженная бледность в сочетании с акроцианозом. При такой форме дифтерии может развиваться геморрагический синдром, прогрессировать инфекционно-токсический шок с надпочечниковой недостаточностью. Без должной медицинской помощи смерть может наступить уже в первые-вторые сутки заболевания.

При локализованном дифтерийном крупе процесс ограничен слизистой оболочкой гортани, при распространенной форме – задействована трахея, а при нисходящем крупе – бронхи. Нередко круп сопровождает дифтерию ротоглотки. Все чаще в последнее время такая форма инфекции отмечается у взрослых. Заболевание обычно не сопровождается значительной общеинфекционной симптоматикой. Различают три последовательных стадии крупа: дисфоническую, стенотическую и стадию асфиксии.

Дисфоническая стадия характеризуется возникновением грубого «лающего» кашля и прогрессирующей осиплости голоса. Продолжительность этой стадии колеблется от 1-3 дней у детей до недели у взрослых. Затем возникает афония, кашель становится беззвучным – голосовые связки стенозируются. Это состояние может продлиться от нескольких часов и до трех дней. Больные обычно беспокойны, при осмотре отмечают бледность кожных покровов, шумное дыхание. Ввиду затруднения прохождения воздуха могут отмечаться втягивания межреберных пространств во время вдоха.

Стенотическая стадия переходит в асфиксическую – затруднение дыхания прогрессирует, становится частым, аритмичным вплоть до полной остановки в результате непроходимости дыхательных путей. Продолжительная гипоксия нарушает работу мозга и ведет к смерти от удушья.

Проявляется в виде затруднения дыхания через нос. При катаральном варианте течения – отделяемое из носа серозно-гнойного (иногда – геморрагического) характера. Температура тела, как правило, в норме (иногда субфебрилитет), интоксикация не выражена. Слизистая носа при осмотре изъязвлена, отмечают фибринозные налеты, при пленчатом варианте снимающиеся наподобие клочьев. Кожа вокруг ноздрей раздражена, могут отмечаться мацерации, корочки. Чаще всего дифтерия носа сопровождает дифтерию ротоглотки.

Катаральный вариант проявляется в виде конъюнктивита (преимущественно одностороннего) с умеренным серозным отделяемым. Общее состояния обычно удовлетворительное, лихорадка отсутствует. Пленчатый вариант отличается формированием фибринозного налета на воспаленной конъюнктиве, отечностью век и отделяемым серозно-гнойного характера. Местные проявления сопровождаются субфебрилитетом и слабовыраженной интоксикацией. Инфекция может распространяться на второй глаз.

Токсическая форма характеризуется острым началом, бурным развитием общеинтоксикационной симптоматики и лихорадки, сопровождающейся выраженным отеком век, гнойно-геморрагическими выделениями из глаза, мацерацией и раздражением окружающей кожи. Воспаление распространяется на второй глаз и окружающие ткани.

Эти формы инфекции довольно редки и, как правило, связаны с особенностями способа заражения. Чаще всего сочетаются с дифтерией ротоглотки или носа. Характеризуются отеком и гиперемированностью пораженных тканей, регионарным лимфаденитом и фибринозными дифтерийными налетами. У мужчин дифтерия половых органов обычно развивается на крайней плоти и вокруг головки, у женщин – во влагалище, но может легко распространяться и поражать малые и большие половые губы, промежность и область заднего прохода. Дифтерия женских половых органов сопровождается выделениями геморрагического характера. При распространении воспаления на область уретры – мочеиспускание вызывает боль.

Дифтерия кожи развивается в местах повреждения целостности кожных покровов (раны, ссадины, изъязвления, бактериальные и грибковые поражения) в случае попадания на них возбудителя. Проявляется в виде серого налета на участке гиперемированной отечной кожи. Общее состояния обычно удовлетворительно, но местные проявления могут существовать долго и медленно регрессировать. В некоторых случаях регистрируется бессимптомное носительство дифтерийной палочки, чаще свойственное лицам с хроническими воспалениями полости носа и глотки.

Наиболее часто и опасно дифтерия осложняется инфекционно-токсическим шоком, токсическим нефрозом, недостаточностью надпочечников. Возможны поражения со стороны нервной (полирадикулоневропатии, невриты) сердечно-сосудистой (миокардит) систем. Максимально опасна с точки зрения риска развития летальных осложнений токсическая и гипертоксическая дифтерия.

В анализе крови картина бактериального поражения, интенсивность которого зависит от формы дифтерии. Специфическая диагностика производится на основании бактериологического исследования мазка со слизистых оболочек носа и ротоглотки, глаз, гениталий, кожи и др. Бакпосев на питательные среды необходимо осуществить не позднее 2-4 часов после забора материала.

Определение нарастания титра антитоксических антител имеет вспомогательное значение, производится с помощью РНГА. Дифтерийный токсин выявляют с помощью ПЦР. Диагностика дифтерийного крупа производится при осмотре гортани с помощью ларингоскопа (отмечается отек, гиперемия и фибринозные пленки в гортани, в области голосовой щели, трахее). При развитии неврологических осложнений больному дифтерией необходима консультация невролога. При появлении признаков дифтерийного миокардита назначают консультацию кардиолога, ЭКГ, УЗИ сердца.

Больные дифтерией госпитализируются в инфекционные отделения, этиологическое лечение заключается в ведении противодифтерийной антитоксической сыворотки по модифицированному методу Безредки. При тяжелом течении возможно внутривенное введение сыворотки.

Комплекс терапевтических мер дополняют препаратами по показаниям, при токсических формах назначают дезинтоксикационную терапию с применением глюкозы, кокарбоксилазы, введением витамина С, при необходимости — преднизолона, в некоторых случаях – плазмаферез. При угрозе асфиксии производят интубацию, в случаях непроходимости верхних дыхательных путей – трахеостомию. При угрозе развития вторичной инфекции назначается антибиотикотерапия.

Прогноз локализованных форм дифтерии легкого и среднетяжелого течения, а также при своевременном введении антитоксической сыворотки — благоприятен. Усугублять прогноз может тяжелое течение токсической формы, развитие осложнений, позднее начало лечебных мероприятий. В настоящее время ввиду развития средств помощи больным и массовой иммунизации населения смертность от дифтерии — не более 5%.

Специфическая профилактика осуществляется планово всему населению. Вакцинация детей начинается с трехмесячного возраста, ревакцинация осуществляется в 9-12 месяцев, 6-7, 11-12 и 16-17 лет. Прививки осуществляются комплексной вакциной против дифтерии и столбняка или против коклюша, дифтерии и столбняка. При необходимости производят вакцинацию взрослых. Выписка больных производится после выздоровления и двукратного отрицательного бактериологического исследования.

Контрольная работа по педиатрии на тему: «Инфекционные детские заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия, коклюш, ОРВИ» для студентов

Я считаю, что моя контрольная работа актуальна для нашего времени, ведь когда ребенок заболевает, у родителей и педагогов возникает много вопросов: что с малышом, насколько это опасно, как долго он будет заразен для окружающих, какими осложнениями чревата та или иная детская инфекция. На любой из этих вопросов сможет ответить педиатр и инфекционист, но знание основных симптомов, возможных осложнений поможет родителям и педагогам сориентироваться в состоянии ребенка, и со знанием дела оказывать малышу помощь в соответствии с рекомендациями.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина»

«Инфекционные детские заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия, коклюш, ОРВИ»

Работу выполнила: Баконина М. В.

Глава 1. Этиология инфекционных детских заболеваний 4

1.1. Причины возникновения инфекционных заболеваний 4

1.2. Пути передачи инфекции 6

1.3. Периоды инфекционного заболевания 8

Глава 2. Инфекционные детские заболевания 10

2.4. Эпидемический паротит 13

Глава 3. Общая профилактика инфекционных заболеваний 19

Список используемой литературы 26

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

Я считаю, что моя контрольная работа актуальна для нашего времени, ведь когда ребенок заболевает, у родителей и педагогов возникает много вопросов: что с малышом, насколько это опасно, как долго он будет заразен для окружающих, какими осложнениями чревата та или иная детская инфекция. На любой из этих вопросов сможет ответить педиатр и инфекционист, но знание основных симптомов, возможных осложнений поможет родителям и педагогам сориентироваться в состоянии ребенка, и со знанием дела оказывать малышу помощь в соответствии с рекомендациями.

Детские инфекции не случайно выделены в особую группу. Во-первых, этими инфекционными заболеваниями болеют дети раннего и дошкольного возраста, во-вторых, все они являются чрезвычайно заразными, поэтому заболевают практически все кто имел контакт с больным ребенком, а в-третьих, почти всегда после перенесенной детской инфекции формируется стойкий пожизненный иммунитет.

Глава 1. Этиология инфекционных детских заболеваний

1.1. Причины возникновения инфекционных заболеваний

Дети первого года жизни детскими инфекциями не болеют, т.к. во время беременности мать (в том случае, если она перенесла эти инфекции в течение своей жизни) передает антитела к возбудителям через плаценту. Эти антитела несут информацию о микроорганизме, вызвавшем инфекционный процесс у матери.

Читайте также:  Ветряная оспа при беременности последствия для ребенка

После рождения ребенок начинает получать материнское молозиво, которое также содержит иммуноглобулины (антитела) ко всем инфекциям, с которыми «познакомилась» мама до наступления беременности. Таким образом, ребенок получает своеобразную прививку от многих заразных заболеваний. Если грудное вскармливание продолжается на протяжении всего первого года жизни ребенка, иммунитет к детским инфекциям сохраняется более продолжительно, но из этого правила существуют исключения — отмечаются редкие случаи, когда находящийся на естественном вскармливании ребенок оказывается восприимчив к микроорганизмам, вызывающим ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит, корь даже в том случае, когда его мама имеет иммунитет к ним.

Когда заканчивается период грудного вскармливания, ребенок вступает в период раннего детства. Вслед за этим расширяется круг его общения. Вполне закономерно, что одновременно резко возрастает риск возникновения любых инфекционных заболеваний, в том числе и детских инфекций.

Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека бактерий, вирусов, грибов, микроплазм и хламидий.

Заболевания, вызываемые простейшими, гельминтами, насекомыми, являются паразитарными, но по своей структуре их можно отнести к инфекционным.

Развитие любого инфекционного заболевания начинается с проникновения возбудителя в организм человека. В ответ на внедрение инфекционного агента организм реагирует образованием защитных реакций, направленных на ограничение и полное освобождение организма от возбудителя и на восстановление нарушенных функций пораженных органов и систем. Решающим в возникновении болезни является состояние организма человека, в особенности его иммунной системы.

Иммунная система (иммунитет) — комплекс процессов, которые направлены на постоянство внутренней среды организма, препятствуют проникновению заразных и других чужеродных агентов.

1.2. Пути передачи инфекции

Для каждой инфекционной болезни имеется свой путь передачи микроорганизмов, который сформировался в процессе эволюции и является основным способом сохранения возбудителя как вида.

Почти при всех детских инфекционных заболеваниях микробы и вирусы (возбудители болезни) находятся у больного на слизистых оболочках носа, глотки, зева и верхних дыхательных путей (при кори, коклюше, скарлатине, дифтерии, ОРВИ, гриппоподобных заболеваниях и др.). При разговоре, кашле, чиханье вместе с мельчайшими капельками слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и, попадая в организм здорового ребенка, заражают его.

Установлено, что мелкие капельки слюны могут разбрасываться в воздухе на расстояние до 3 метров, а иногда и значительно дальше.

1. Чем меньше капельки мокроты и чем мельче возбудитель болезни ( например , вирус кори и ОРВИ), тем на большие расстояния рассеиваются они в воздухе.

2. Считают также, что величина капелек зависит от вязкости слюны и мокроты. Например , при коклюше слюна и мокрота очень вязкие, тягучие, поэтому капельки образуются более крупные, и они рассеиваются от больного на расстояние до 2-3 м. А при кори и ОРВИ выделения из носа и мокрота более жидкие и образующиеся мельчайшие капельки переносятся с током воздуха на десятки метров. Поэтому больного коклюшем достаточно изолировать в отдельной комнате, следить, чтобы остальные дети в квартире с ним не встречались, и они не заболеют. При кори же и ОРВИ этого недостаточно: с током воздуха мельчайшие капельки зараженной слюны рассеиваются по всей квартире, и всех находящихся в ней не болевших корью детей нужно считать заразившимися. Такой путь передачи инфекции называется воздушно-капельным.

При кори, коклюше, ОРВИ, гриппоподобных заболеваниях, краснухе, ветряной оспе и свинке этот способ заражения является основным. Поэтому заражение здорового ребенка происходит только при встрече его с больным.

Микробы и вирусы (возбудители указанных заболеваний) очень нестойки и очень быстро погибают во внешней среде. Только в редких случаях, если, например, на игрушку во время кашля попала мокрота больного коклюшем, и ее тут же взял в рот здоровый ребенок (хотя и находящийся в другой комнате), он может заразиться. В высохших же капельках микроб погибает. Поэтому практически при указанных заболеваниях заражение через вещи не происходит. Однако при скарлатине, дифтерии, дизентерии и натуральной оспе, когда возбудители могут длительное время сохранять жизнеспособность, источником распространения инфекции может быть не только сам больной, но и вещи, на которые падали выделения больного -белье, игрушки, посуда, а также лица, которые ухаживали за больным или имели с ним контакт. Особенно существенное значение в распространении инфекции играет несоблюдение личной гигиены ухаживающими за больным взрослыми (если они не моют руки и не снимают халат, отходя от больного).

В распространении болезни участвуют и здоровые носители инфекции. Например, нередко дети и взрослые, особенно имевшие контакт с больными дифтерией, со слизистой носа или зева выделяют дифтерийного микроба, хотя сами при этом остаются здоровыми. Они являются бациллоносителями и могут быть источниками распространения дифтерии. Основным источником распространения инфекции является сам больной, особенно при инфекциях с нестойкими возбудителями.

При инфекциях со стойкими возбудителями, кроме больного, источником распространения болезней могут быть бациллоносители, а также вещи, бывшие в употреблении у больного.

1.3. Периоды инфекционного заболевания

Все взрослые и детские инфекционные заболевания протекают циклично.

Различают пять периодов протекания болезни:

  • 1-й период инфекционного заболевания — скрытый (инкубационный), от момента заражения ребенка, до появления первых признаков болезни. В данный период инфекционного заболевания ребенок здоров, активен, и никаких жалоб у него нет. При разных инфекциях скрытый период имеет разную продолжительность.
  • 2-й период инфекционного заболевания — продромальный, или начало болезни. Отмечаются общие симптомы (головная боль, вялость, повышение температуры; могут быть тошнота, озноб), которые встречаются при любых заболеваниях. В этот период диагноз поставить еще нельзя. Обычно такое состояние длится от нескольких часов до 1−3 дней.
  • 3-й период инфекционного заболевания — разгар заболевания, когда проявляются признаки, характерные для конкретной инфекции. Этот период называют ещё периодом острых проявлений. Длительность его также разная.
  • 4-й период инфекционного заболевания — затихание болезни. Малыш начинает поправляться, он ещё плохо ест, сонливый, вялый, но температура уже не повышается, а проявления болезни уже исчезают. Обычно родители перестают волноваться именно в это время — температуры нет, стал веселее, беспокоиться не о чем… А как раз этот период самый опасный, так как именно сейчас могут выявиться осложнения.

Если ваш малыш пошел на поправку, стал веселым, активным, а через 2−3 дня вдруг опять повысилась температура, и он стал вялым — срочно вызывайте врача! Уложите малыша в постель, но не давайте никаких лекарств до прихода педиатра, так как это может изменить картину осложнения, и диагноз будет поставить сложно.

  • 5-й период инфекционного заболевания — выздоровление. Самочувствие ребенка улучшается, болезнь отступает.

Длительность первых двух периодов (инкубационного периода инфекционных заболеваний и продромального) у всех детских инфекционных заболеваний вполне определенная. А вот продолжительность остальных периодов зависит от защитных возможностей ребенка, тяжести болезни и, разумеется, от того, насколько хорошо ухаживают за малышом.

Глава 2. Инфекционные детские заболевания

Скарлатина – единственная из детских инфекций, вызываемая не вирусами, а бактериями (стрептококком группы А). Это острое заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Также возможно заражение через предметы обихода (игрушки, посуду). Наиболее опасны в отношении инфицирования больные в первые два – три дня заболевания.

Скарлатина начинается очень остро с повышения температуры тела до 39 градусов С, рвоты, головной болью, ангиной. Может быть беловатый налет на языке и миндалинах. Язык — ярко розовый и крупно зернистый.

К концу первого-началу второго дня болезни появляется сыпь. Она наиболее густо локализуясь в складках (локтевых, паховых). Ярко-красная мелкоточечная скарлатинозная сыпь расположена на красном фоне, что создает впечатление общей сливной красноты. При надавливании на кожу остается белая полоска. Сыпь может быть распространена по всему телу, но всегда остается чистым (белым) участок кожи между верхней губой и носом а также подбородок. Сыпь держится до 2 до 5 дней. Несколько дольше сохраняются проявления ангины (до 7 – 9 дней).

Лечение скарлатины проводят с применением антибиотиков, так как возбудитель скарлатины – микроб. Также очень важно местное лечение ангины и выведения из организма токсинов, поэтому для этого дают обильное питье. Показаны витамины, жаропонижающие средства. Скарлатина также имеет достаточно серьезные осложнения. До применения антибиотиков скарлатина часто заканчивалась развитием ревматизма. В настоящее время, при условии грамотно назначенного лечения и тщательного соблюдения рекомендаций, такие осложнения практически не встречаются.

Скарлатиной болеют практически исключительно дети потому, что с возрастом человек приобретает устойчивость к стрептококкам. Переболевшие также приобретают стойкий иммунитет.

Корь – вирусная инфекция, для которой характерна очень высокая восприимчивость. Если человек не болел корью или не был привит от этой инфекции, то после контакта с больным заражение происходит практически в 100% случаев. Вирус кори отличается очень высокой летучестью.

После контакта с больным корью и появлением первых признаков болезни проходит от 7 до 14 дней. Заболевание начинается с выраженной головной боли, слабости, повышения температуры до 40 градусов С. Чуть позднее к этим симптомам присоединяются насморк, кашель и практически полное отсутствие аппетита. Очень характерно для кори появление конъюнктивита – воспаление слизистой оболочки глаз, которое проявляется светобоязнью, слезотечением, резким покраснением глаз, в последующем – появлением гнойного отделяемого. Эти симптомы продолжаются от 2 до 4 дней. На 4 день заболевания появляться сыпь, которая выглядит, как мелкие красные пятнышки различных размеров (от 1 до 3 мм в диаметре), с тенденцией к слиянию. Сыпь возникает на лице и голове (особенно характерно появление ее за ушами) и распространяется по всему телу на протяжении 3 — 4 дней. Сыпь оставляет после себя пигментацию (темные пятнышки, сохраняющиеся нескольких дней), которая исчезает в той же последовательности, как появляется сыпь.

Корь, несмотря на довольно яркую клинику, достаточно легко переносится детьми. Лечение направлено на облегчение основных симптомов кори и поддержание иммунитета. Но при неблагоприятных условиях чревата серьезными осложнениями. В их число входят воспаление легких (пневмония), воспаление среднего уха (отит). Такое грозное осложнение как энцефалит (воспаление мозга), к счастью, происходит достаточно редко.

После кори развивается стойкий пожизненный иммунитет. Все переболевшие корью становятся невосприимчивы к этой инфекции.

Ветряная оспа (ветрянка) – типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники. Вирус, вызывающий ветряную оспу относится к герпес-вирусам. Этот вирус тоже обладает высокой степенью летучести.

Инкубационный период составляет от 14 до 21 дня. Заболевание начинается с появления сыпи. Обычно это одно или два красноватых пятнышка, похожих на укус комара. Впервые располагаться эти элементы сыпи на животе или лице. Обычно сыпь распространяется очень быстро – новые элементы появляются каждые несколько минут или часов. На следующий день они приобретают вид пузырьков, наполненных прозрачным содержимым. Пузырьки эти очень сильно зудят. Сыпь распространяется по всему телу. В тяжелых случаях элементы сыпи есть и на слизистых оболочках – во рту, носу, на конъюнктиве склер, половых органах, кишечнике. К концу первого дня заболевания повышается температура тела (до 40 градусов С и выше). При скудных высыпаниях заболевание протекает легко, чем больше высыпаний, тем тяжелее состояние ребенка.

Пузырьки через день-два вскрываются с образованием язвочек, которые покрываются корочками. Обычно это происходит от 3 до 5 дней. В течение 5-7 дней после последних подсыпаний сыпь проходит

Лечение ветрянки заключается в уменьшении зуда, интоксикации и профилактике бактериальных осложнений. Элементы сыпи необходимо смазывать антисептическими растворами (зеленкой). Необходимо следить за гигиеной полости рта и носа, глаз.

К осложнениям ветряной оспы относятся миокардит – воспаление сердечной мышцы, менингит воспаление почек (нефрит). К счастью, осложнения эти достаточно редки.

После ветряной оспы, также как и после всех детский инфекций, развивается иммунитет. Повторное заражение бывает, но очень редко.

Эпидемический паротит (свинка) – детская вирусная инфекция, характеризующаяся острым воспалением в слюнных железах.

Инфицирование происходит воздушно-капельным путем. Восприимчивость к этому заболеванию составляет около 50-60% (то есть 50 – 60 % бывших в контакте и не болевших и не привитых заболевает). Свинка начинается с повышения температуры тела до 39 градусов С и выраженной боли в области уха или под ним, усиливающейся при глотании или жевании. Одновременно усиливается слюноотделение. Достаточно быстро нарастает отек в области верхней части шеи и щеки, прикосновение к этому месту вызывает у ребенка выраженную боль.

Сама по себе эта болезнь не опасна. Неприятные симптомы проходят в течение трех-четырех дней: снижается температура тела, уменьшается отек, проходит боль. Однако достаточно часто эпидемический паротит заканчивается воспалением в железистых органах, таких как поджелудочная железа (панкреатит), половые железы. Перенесенный панкреатит в некоторых случаях приводит к сахарному диабету. Воспаление половых желез (яичек) чаще случается у мальчиков. Это существенно осложняет течение заболевания, а в некоторых случаях может закончиться бесплодием. В особенно тяжелых случаях свинка может осложниться вирусным менингитом (воспалением мозговой оболочки), который протекает тяжело, но не приводит летальному исходу.

После перенесенного заболевания формируется стойкий иммунитет. Повторное инфицирование практически исключено.

Краснуха – это также вирусная инфекция, распространяющаяся воздушно-капельным путем. Вирус краснухи обладает меньшей летучестью, чем кори и ветряной оспы. Как правило, заболевают дети, длительно находящиеся в одном помещении с ребенком, являющимся источником инфекции.

Краснуха по своим проявлениям очень похожа на корь, но протекает значительно легче. Инкубационный период (период от контакта до появления первых признаков болезни) длится от 14 до 21 дня. Начинается краснуха с увеличения затылочных лимфоузлов и повышения температуры тела до 38градусовС. Чуть позже присоединяется насморк, иногда и кашель. Через 2 – 3 дня после начала заболевания появляется сыпь. Для краснухи характерна сыпь мелкоточечная розовая, которая начинается с высыпаний на лице и распространяется по всему телу. Сыпь при краснухе, в отличии от кори, никогда не сливается, может наблюдаться небольшой зуд. Период высыпаний может быть от нескольких часов, в течение которых от сыпи не остается и следа, до 2 дней. В связи с этим может быть затруднена диагностика – если период высыпаний пришелся на ночные часы, и остался незамеченным родителями, краснуха может быть расценена как обычная вирусная инфекция.

Лечение краснухи заключается в облегчении основных симптомов – борьбу с лихорадкой, если она есть, лечение насморка, отхаркивающие средства.

После перенесенной краснухи также развивается иммунитет, повторное инфицирование происходит крайне редко.

Дифтерия — острая инфекционная болезнь, вызываемая бактериями (дифтерийные палочки), характеризуется преимущественно воспалением рото- и носоглотки.

Наибольшую опасность представляет для не привитых детей и взрослых, лишенных иммунитета. Источником инфекции является только больной человек. Основной путь заражения воздушно-капельный. Возможно также заражение через инфицированные предметы обихода.

Проявления дифтерии могут быть различными и зависят от места внедрения возбудителя, тяжести течения болезни. В любом случае отмечается образование плотных пленок в месте внедрения возбудителя. Скрытый период болезни (от момента заражения до появления первых признаков) короткий и составляет 3—5 дней.

Наиболее легкая форма дифтерии ротоглотки почти не отличается от привычной лакунарной ангины. Эта форма дифтерии протекает обычно благоприятно, повышение температуры и боль в горле отмечаются не более 2—3 дней, налеты на миндалинах исчезают к 5—7-му дню, и наступает выздоровление. Осложнения бывают нечасто. Но если не проводилось полноценного лечения развивается тяжелая токсическая форма заболевания. Больной, страдающий легкой формой дифтерии, может стать источником заражения других лиц, у которых она может протекать в тяжелой токсической форме.

Токсическая дифтерия ротоглотки в первые сутки развивается как ангина (озноб, высокая температура, боль в горле, головная боль, слабость). Уже через сутки появляется значительный отек ротоглотки, просвет зева уменьшается, а иногда почти полностью закрывается отечными тканями. Одновременно появляется отек шеи. Значительно увеличиваются и становятся болезненными подчелюстные лимфоузлы. Изо рта больного исходит приторный, сладковатый запах. Лицо становится бледным, губы синюшными. Иногда возникает затруднение при открывании рта.

Длительность острого периода болезни зависит от своевременности лечения, которое должно проводиться только в стационаре. При токсической дифтерии без надлежащего лечения налеты и отек шеи могут держаться до 2 недель, лихорадка — не более 1 недели. Однако с исчезновением налетов и отека шеи болезнь, как правило, не заканчивается: развиваются осложнения, обусловленные поражением нервной системы, сердца, почек, надпочечников.

Читайте также:  Какие осложнения дает ветряная оспа

Одной из тяжелых форм дифтерии, которая также может привести к трагическому исходу, является дифтерийный круп — поражение гортани.

Вначале появляется осиплость голоса, грубый «лающий» кашель, затем нарушается дыхание. Голос пропадает. Через 2—3 суток при отсутствии лечения отмечаются признаки кислородного голодания.

Поражение дифтерией других органов протекает сравнительно легко и встречается редко (за исключением носа).

Дифтерия носа нередко возникает одновременно с поражением ротоглотки, реже изолированно. Болезнь проявляется обильными слизисто-гнойными выделениями. На слизистой оболочке носа можно увидеть пленки или поверхностные язвы-эрозии. Кожа вокруг носа раздражена, покрыта корочками, трещинами. Осложнения при этой форме дифтерии обычно не развиваются.

Лечение дифтерии независимо от формы болезни должно проводиться в стационаре. Основным его средством является противодифтерийная сыворотка, которая нейтрализует дифтерийный токсин, находящийся в крови. Чем раньше вводится сыворотка, тем быстрее наступает выздоровление, тем благоприятнее исход. Основной мерой защиты от заболевания служит вакцинация. Ее проводят детям в возрасте 3 мес. Вакцинацию повторяют в 1,5—2 года, 6 и 11 лет. Средством профилактики дифтерии является изоляция заболевшего, которая продолжается до полного выздоровления и прекращения выделения дифтерийной палочки. В помещении, где находится больной, проводится дезинфекция

Коклюш – острое инфекционное заболевание, сопровождающееся воспалительными явлениями в верхних дыхательных путях и приступообразным спазматическим кашлем. Наиболее часто заражаются не привитые дети в возрасте до 5 лет, причем особенно опасен коклюш для детей первого года жизни. В более старшем возрасте эта инфекция протекает значительно легче.

Возбудителем коклюша является палочка Борде-Жангу. Микроб передается только воздушно-капельным путем (при кашле, чихании, разговоре) при тесном общении с больным человеком. Заболевание очень заразное.

Инкубационный период коклюша составляет 6-20 дней (как правило, 7 дней). Первые признаки коклюша у детей напоминают обычное ОРЗ : недомогание, снижение аппетита, легкий насморк, редкий сухой кашель , повышение температуры (чаще всего до 37-37,5 градусов, в некоторых случаях – до 39 градусов). День за днем кашель усиливается, на 12-14 день заболевания он носит спазматический, приступообразный характер. Ночью приступы кашля, как правило, учащаются. Приступы могут длиться по 4-5 минут и повторяться до 20 раз в день. В ряде случаев болезнь сопровождается рвотой. В целом, болезнь длится 6-8 недель.

После 3-х недель болезни иммунитет организма мобилизует свои силы и с помощью антибиотиков побеждает агрессора.

Тяжелое течение коклюша у детей может привести к серьезным последствиям и осложнениям, в частности развивается гипоксия, в результате которой нарушается кровоснабжение мозга и сердечной мышцы. При неправильной методике лечения коклюша у детей могут быть осложнения в работе органов дыхательной системы.

Иммунитет после болезни вырабатывается очень стойкий и обычно сохраняется на всю жизнь.

В быту это заболевание известно под названием обычной простуды, а медики в справках и картах указывают диагноз ОРВИ — острое респираторное вирусное заболевание. Причиной являются инфекционные агенты — вирусы, передающиеся воздушно-капельным путём, через грязные руки и другие предметы (игрушки, ткани, дверные ручки). Поэтому болезнь так распространена в местах массового скопления детей — детских садах и школах.

Диагноз ОРВИ детям ставится на основании клинических проявлений и осмотра, результатов лабораторных исследований. Наиболее часто ОРВИ болеют дети от 3 до 14 лет, особенно, начинающие посещать дошкольные и школьные учреждения, что связано с появлением большого числа контактов.

Очень важно вовремя распознать симптомы ОРВИ у ребёнка и не спутать их с признаками других заболеваний.

Любой родитель и педагог должен насторожиться при следующих отклонениях в здоровье малыша: вялость; снижение аппетита; лихорадка, озноб с дрожью; насморк, заложенность носа; раздражение, боль в горле; головная боль; тошнота, рвота; кашель, чихание; потливость; ломота в теле; повышение температуры.

ОРВИ успешно лечится различными методиками, так что только от родителей и от врача будет зависеть выбор.

Осложнениями не долеченного или и вовсе не пролеченного ОРВИ могут стать: бактериальный ринит; синусит ; отит ; трахеит; менингит; пневмония.

Несмотря на то, что ОРВИ — не такое страшное заболевание, как, например, тот же грипп, всё же нельзя относиться к нему легкомысленно. Не запускайте болезнь, вовремя выявляйте её, лечите под наблюдением специалистов — и при таких условиях скорое выздоровление вам гарантировано.

Глава 3. Общая профилактика инфекционных заболеваний

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается. Поэтому важнейшая задача работников детских дошкольных учреждений состоит в ограждении детского коллектива от возникновения в нем заразных болезней и их распространения.

Для профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях следует выполнять следующие правила:

— Групповая изоляция, т. е. для каждой группы выделены отдельные помещения и вход в здание, а на участке площадка, то создается возможность при появлении инфекционного заболевания ограничить его распространение.

— Не менее важен правильный порядок утреннего приема детей. В приемной и раздевальной не должно быть большого скопления, длительного пребывания детей и родителей.

— Если при приеме у ребенка обнаруживаются признаки инфекционного заболевания, его нужно немедленно отправить домой и принять меры, предупреждающие разнос инфекции через предметы, воздух, руки и одежду персонала, контактировавшего с больным. Срочно производится уборка и текущая дезинфекция (влажное обтирание стен, пола, мебели, игрушек дезинфицирующим раствором) и широкое проветривание помещения. Няня, которой поручена уборка помещения, должна твердо знать, как производить текущую дезинфекцию.

— Заболевшего в группе ребенка медицинский работник должен как можно скорее осмотреть и в случае надобности вызвать кого-либо из родителей. Ребенка направляют домой под наблюдение участкового врача или в больницу.

— В этой группе устанавливается карантин, прием новых и временно отсутствовавших детей на срок инкубационного периода прекращается. Во время карантина группа полностью разобщена с остальными как в помещении, так и на участке. Если во время карантина обнаруживается в данной группе новый случай этого же заболевания, то устанавливается новый срок карантина, считая от даты последнего заболевания.

— Обслуживающему персоналу карантинной группы также не следует общаться с персоналом других групп. В течение карантина необходимо проводить соответствующие санитарные и дезинфекционные мероприятия, которые зависят от характера инфекции и способа ее передачи.

Чтобы предупредить рассеивание дифтерии, скарлатины, кори, коклюша, ветряной оспы, свинки, ОРВИ должны приниматься определенные санитарно-противоэпидемические мероприятия:

1. Группа, в которой возникло заболевание коклюшем , подвергается карантину на 14 дней, прием новых детей в течение этого времени запрещен. Если после удаления последнего больного в группе имеются дети с катаральным кашлем, срок карантина удлиняется, так как это может быть начальной стадией коклюша. Дети, перенесшие коклюш, могут посещать детское учреждение, не подвергаясь изоляции.

Дети, не болевшие коклюшем и общавшиеся дома с больным, в детское учреждение не допускаются в течение 40 дней. В помещении, где находился больной коклюшем, проводится влажная уборка и проветривание.

Персонал, обслуживающий группу, разобщению не подлежит. За ним устанавливается медицинское наблюдение на 14 дней.

2. Ребенка, заболевшего ветряной оспой, удаляют из детского учреждения и принимают обратно после отпадения корочек.

При повторных заболеваниях в группе ветряной оспой переболевшие дети допускаются после исчезновения острых явлений (снижения температуры). Объявляется карантин на 21 день, считая с момента возникновения последнего заболевания. Новых детей в это время, за исключением переболевших, не принимают.

При установлении точного срока контакта с заболевшим дети допускаются в детское учреждение в течение первых 10 дней инкубационного периода и подлежат разобщению с 11-го по 21-й день. Взрослые не изолируются. Дети, не болевшие ветряной оспой, но имеющие контакт с больным дома, не допускаются в детское учреждение в течение 21 дня.

В помещении, где был больной, проводится влажная уборка и усиленное проветривание.

3. Ребенка, заболевшего свинкой (эпидемическим паротитом), удаляют из детского учреждения и принимают вновь после исчезновения припухлости желез и установления нормальной температуры, но не ранее чем через 9 дней от начала заболевания.

В случае повторных заболеваний свинкой в детском учреждении объявляется карантин на 21 день, в течение которого дети, не болевшие свинкой, в группу не принимаются. Ребенок, имевший общение дома с больным свинкой, не допускается в детское учреждение в течение 21 дня от начала контакта с больным. В отношении взрослых, бывших в общении с больным, изоляция не применяется. При выявлении заболевания помещение подвергается влажной уборке и проветриванию.

4. Ребенка, заболевшего ОРВИ необходимо своевременно изолирован от здоровых детей и после осмотра врачом (или другим медицинским работником) отправлен домой под наблюдение участкового врача.

Белье заболевшего, независимо от срока пользования, отдают в стирку. Помещение подвергается тщательной уборке с применением хлорсодержащих средств или мыльных и щелочных растворов, энергичному проветриванию и облучению ртутно-кварцевыми лампами.

5. После удаления заболевшего ребенка скарлатиной в детском учреждении проводится текущая дезинфекция и тщательная уборка, кипячение посуды и белья, а также проветривание помещений. Учреждение продолжает функционировать.

Группа, в которой было заболевание, полностью изолируется от остальных на 7 дней, прием в нее новых детей, не болевших скарлатиной, на это время прекращается.

Во время карантина врач ежедневно тщательно следит за состоянием зева, кожи у детей этой группы и персонала, измеряет температуру. Ребенка и взрослого при малейшем подозрении на легкую ангину, особенно в том случае, если они общались с больным скарлатиной, надо немедленно удалять. Их не допускают в детское учреждение в течение 12 дней. Они подлежат изоляции дома. В случае контакта с больным скарлатиной дома дети, не болевшие ею, допускаются в детское учреждение через 7 дней после госпитализации или прекращения общения с больным ребенком.

6. При подозрении ребенка на заболевание дифтерией немедленно изолируют в детском учреждении или направляют домой под наблюдение участкового врача. При точном установлении диагноза ребенку тотчас же вводят противодифтерийную сыворотку и направляют в больницу.

В детском учреждении после изоляции больного ребенка проводится текущая дезинфекция. Посуду для еды, бывшую в употреблении больного, кипятят или погружают в 0,05-процентный (5 г на 10 л воды) раствор хлорамина на 30 минут, если посуда не содержит остатков пищи, или в 1-процентный раствор хлорамина на 1 час при наличии на ней остатков пищи.
Чистую посуду больного держат закрытой. Посуду для выделений из зева заливают 3-процентным раствором хлорамина или лизола на 2 часа, затем ее промывают горячей водой.

Носовые платки и полотенца после их использования необходимо прокипятить в содовом растворе (2 чайные ложки соды на 1 л воды) в течение 30 минут или замочить в 3—5-процентном растворе лизола или хлорамина. Белье больного нужно собрать и замочить в 0,2-процентном растворе хлорамина на 1,5 часа.

Игрушки (резиновые, целлулоидные), которыми пользовался изолированный больной, замачивают в дезинфицирующем растворе. Игрушки мягкие, из папье-маше, книжки, картинки сжигают.

После установления диагноза дифтерии проводится заключительная дезинфекция санитарно-эпидемиологической станцией с последующей уборкой помещения, назначается карантин.

7. Учитывая высокую заразительность кори, группа детей, имевшая общение с больным, практически должна считаться зараженной. Детей надо подвергать самой строгой изоляции от других групп (отдельная приемная, вход, заклеивание щелей в дверях с двух сторон бумагой в два слоя и т. д.). Заключительная дезинфекция не проводится. Помещение подвергается уборке и, что особенно важно, усиленному проветриванию.

В случае заноса кори в детские учреждения та группа, которая находилась в контакте с больными детьми, ставится на карантин только при наличии в ней восприимчивых к кори детей (не болевших, не привитых). Срок карантина зависит от принятых мероприятий: если всем детям проведена активная иммунизация, то срок карантина ограничивается 17 днями с момента прививки; при проведении хотя бы у части детей пассивной профилактики гамма-глобулином срок удлиняется до 21 дня, считая с момента последнего заболевания. Дети, соприкасавшиеся с больными корью, не болевшие и не привитые ранее и не имеющие клинических противопоказаний, подлежат в срочном порядке прививкам коревой вакциной. Дети, встречавшиеся с заболевшим и в день прививки случайно не оказавшиеся в детском учреждении, должны быть привиты на дому.

В связи с реферированием учебной и научной литературы, а так же электронных источников по теме «Инфекционные детские заболевания: скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит, краснуха, дифтерия, коклюш, ОРВИ» можно сделать следующие выводы:

1. Детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

2. Детские инфекции не случайно выделены в особую группу. Во-первых, этими инфекционными заболеваниями болеют дети раннего и дошкольного возраста, во-вторых, все они являются чрезвычайно заразными, поэтому заболевают практически все кто имел контакт с больным ребенком, а в-третьих, почти всегда после перенесенной детской инфекции формируется стойкий пожизненный иммунитет.

3. Инфекционные болезни возникают в результате проникновения в организм человека бактерий, вирусов, грибов, микроплазм и хламидий.

4. Иммунная система (иммунитет) — комплекс процессов, которые направлены на постоянство внутренней среды организма, препятствуют проникновению заразных и других чужеродных агентов.

5. Почти при всех детских инфекционных заболеваниях микробы и вирусы (возбудители болезни) находятся у больного на слизистых оболочках носа, глотки, зева и верхних дыхательных путей. При разговоре, кашле, чиханье вместе с мельчайшими капельками слюны и мокроты возбудители болезни рассеиваются в воздухе и, попадая в организм здорового ребенка, заражают его.

6. Все взрослые и детские инфекционные заболевания протекают циклично. Различают пять периодов протекания болезни: 1-й период инфекционного заболевания — скрытый (инкубационный). 2-й период инфекционного заболевания — продромальный, или начало болезни. 3-й период инфекционного заболевания — разгар заболевания. 4-й период инфекционного заболевания — затихание болезни. Этот период самый опасный, так как именно сейчас могут выявиться осложнения.

7. Основными симптомами детских инфекций, требующих обращения к врачу это: Высокая температура тела. Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка, потеря аппетита). Появление сыпи. Рвота и выраженная головная боль.

8. После перенесенных детских инфекционных заболеваний развивается иммунитет, поэтому повторное инфицирование происходит крайне редко.

9. Основой профилактики инфекционных заболеваний у детей является:

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание).

2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции.

3) Специфическая профилактика детский инфекций — вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Вакцинация — единственный способ защиты от ряда заболеваний, которые невозможно вылечить другими средствами или само лечение может вызвать осложнение. Если мама ребенка когда-то болела ими, то первые 3-6 месяцев жизни доношенный ребенок может быть защищен материнскими антителами, которые попали к нему через плаценту во время беременности и через грудное молоко. У недоношенных детей и детей на искусственном вскармливании такой защиты нет. Поскольку возможность заболеть из-за контактов с другими людьми велика, очень важно прививать малышей с самого раннего возраста.

Список используемой литературы

  1. Учебная и научная литература:
  1. Барычева, Л. Ю. Острые респираторные инфекции у детей: клиника и лечение. – М.: Издательский центр «Феникс», 2012. — 220 с.
  2. Булкина И.Г. «Инфекционные болезни». – М.: Издательский центр «Феникс», 2011 – 356 с.
  3. Зименко В.В. Педиатрия. Домашний медицинский справочник. Серия «Медицина для Вас». Ростов м/Д Феникс, 2012:-352 с.
  4. Покровский В.И. «Профилактика инфекционных заболеваний». – М.: Издательский центр «Москва», 2011 – 225 с.
  5. Румянцев, А. Г. Профилактика и контроль инфекционных заболеваний в первичном звене здравоохранения. – М.: Издательский центр –«Медпрактика», 2007. — 528 с.
  6. Учайкин, В. Ф. Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. – М.: Издательский центр «Москва: ГЭОТАР-Медиа», 2007. — 688 с.

источник