Меню Рубрики

Оспа и индейцы америки

В распоряжение японского издания Kyodo News недавно попали документы, в соответствии с которыми армия США в 1961-1962 годах проводила испытания биологического оружия на Окинаве. Согласно опубликованным данным, американцы исследовали потенциал грибка-паразита в уничтожении посевов риса.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что масштабы этих испытаний были просто смешными — споры распылялись с помощью ручного аппарата на нескольких небольших полях. Какой-либо тактический смысл в создании такого оружия найти трудно — особенно если вспомнить наличие у Америки больших запасов дефолианта Agent Orange, который она массово и эффективно применяла. Не пытаясь написать историю биологического оружия, которая, к слову, начинается еще с ассирийцев, «Лента.ру» решила вспомнить несколько отдельных ее эпизодов.

Биологическое оружие появилось на территории США еще до того, как появились сами штаты. Его изобретателем считается британский генерал Джеффри Амхерст, предложивший использовать против восставших в 1763 году индейцев зараженные оспой одеяла. Эта история довольно хорошо известна — к примеру, она упоминается в фильме Джима Джармуша «Мертвец». Существенно меньше известны масштаб и обстоятельства применения этого биологического оружия.

Эпизод с зараженными одеялами обязан своей известностью двум американским историкам — Френсису Паркману (Francis Parkman) и Говарду Пекэму (Howard H. Peckham). Оба они основывают свои выводы на переписке между генералом Амхерстом, командиром Южного отделения британских войск полковником Генри Буке, начальником форта Питт (будущего Питтсбурга) Симеоном Экуэром и другими британскими военными во время восстания Понтиака. Переписка, касающаяся этого эпизода, собрана Бернардом Кнолленбергом (Bernhard Knollenberg) в его статье 1954 года. О ней также можно почитать в работе Питера д’Эрико.

Подходила к концу Семилетняя война, в Северной Америке известная как франко-индейская. Восстание делаваров и других сочувствующих племен в 1763 году поставило британские войска в тяжелое положение. К июлю под натиском индейцев армия потеряла несколько фортов, а в отдельных из них вспыхнула оспа. В письме к генералу Амхерсту, Буке пишет о такой вспышке в форте Питт. Из этого письма мы узнаем, что управляющий фортом капитан Симеон Экуэр распорядился построить для больных госпиталь. Именно этот госпиталь и стал источником тех одеял, которые сейчас известны любому американцу.

По данным Кнолленберга, впервые в сохранившихся документах о возможности применения оспы против индейцев упоминает Уильям Трент. Он торговал мехом, а во время Семилетней войны в Северной Америке занимался строительством фортов, поддержкой дорог и, по мере возможности, бизнесом. Во время осады форта он был главой местного ополчения.

24 июня 1763 года Трент делает в своем журнале запись о визите в осажденный форт Питт двоих индейцев-переговорщиков: «Из уважения мы отдали им два одеяла и платок из госпиталя. Я надеюсь, это возымеет должный эффект». В официальном отчете об этом визите про одеяла (в отличие от еды и алкоголя) ничего не сказано.

В следующий раз об оспе упоминает уже сам Амхерст в приложении к письму Буке. Седьмого июля он пишет: «Нельзя ли каким-либо образом организовать распространение оспы среди незатронутых [ею] племен индейцев? В текущей ситуации мы должны использовать любую уловку, чтобы уменьшить их [количество]». Буке отвечает, что готов провернуть операцию с одеялами из госпиталя, и в дополнение предлагает травить индейцев английскими (sic!) гончими. Идею с одеялами Амхерст одобряет, а по поводу гончих отвечает, что «Англия слишком далеко». Буке обещает выполнить все распоряжения, но даже не упоминает об одеялах в письме начальнику форта. После 19 июля в переписке военных о зараженных одеялах больше нет ни слова.

При чтении писем становится очевидно, что британцы вообще не воспринимали индейцев как людей, говоря о них как о «заразе», которую надо непременно «вырвать с корнем». Амхерст убеждает своих подчиненных не брать пленных, ни в чем не доверять индейцам и сделать все для их полного уничтожения. Что же касается планов по использованию против врага оспы, то они скорее говорят об отчаянии на фоне отступления и остаются такими же фантастическими, как и намерение травить индейцев гончими.

Фактически, приходит к выводу Кнолленбер, документальные свидетельства «применения» оспы британцами сводятся к тем самым двум одеялам и платку, которые Трент (или кто-то другой из населения форта) по собственной инициативе подарил переговорщикам. Хотя военные обсуждали и даже одобрили возможность использования против индейцев зараженных вещей, нет свидетельств того, что они эти планы осуществили или попытались осуществить.

Оспа свирепствовала и внутри, и снаружи форта, и пара зараженных одеял вряд ли могла как-то изменить естественный ход событий. Для населения Америки, которое с оспой никогда не сталкивалось, катастрофичен был уже сам контакт с неизвестным заболеванием — об этом подробно пишет Джаред Даймонд в своей книге «Ружья, микробы и сталь». Но этот контакт произошел задолго до того, как Трент и Амхерст «увековечили» себя в истории биологического оружия.

Сиро Исии родился в 1892 году в маленьком поселке и был четвертым ребенком в довольно зажиточной семье местных землевладельцев. По воспоминаниям, приведенным в книге Шелдона Харриса, в школе Сиро был талантливым и прилежным учеником, а по окончании родные отправили мальчика в круглых очках изучать медицину в университет Киото.

В 1945 году под началом уже выросшего к тому времени доктора, генерал-лейтенанта японской армии, проводились, среди прочих, следующие эксперименты над людьми: вивисекция с постепенным изъятием органов, ампутация частей тела с целью исследования процесса потери крови, заморозка с последующей разморозкой рук и ног для наблюдения динамики гангрены, удаление желудка с последующим соединением пищевода и кишечника, заражение сифилисом через изнасилование, раскручивание в центрифуге и сжатие в барокамере до смерти. Все эксперименты принципиально проводились без анестезии и до летального исхода. Если подопытный выживал, его утилизировали для следующего опыта.

Для проведения этих экспериментов неподалеку от Харбина был построен небольшой город площадью в несколько квадратных километров. В нем расположился возглавляемый Сиро Исии Отряд 731, официально входивший в состав «Главного управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии».

Когда 9 августа 1945 года советские войска начали наступление в Манчжурии, Сиро Исии приказал взорвать корпуса Отряда 731 и уничтожить оставшихся подопытных. Никого из попавших в лагерь «бревен» (maruto — так называл заключенных персонал) спасти не удалось.

Судьба документов, в которых описана деятельность Отряда 731, неясна: японское правительство утверждает, что ими не располагает. Все, что сейчас известно об истории этого подразделения, основано либо на самостоятельных признаниях, либо на материалах так называемого «Хабаровского процесса» 1949 года, в ходе которого судили 12 попавших в руки Красной армии подчиненных Исии. Допросы и признания легли в основу книг «Фабрики смерти» американского историка Шелдона Харриса и (скорее популярной, чем исторической) «Кухня дьявола» Сэйити Моримуры, которую издавали даже в СССР.

Исии был одним из отцов современного биологического оружия. На базе Отряда 731 он создал в Манчжурии целую индустрию по его производству. С точки зрения современной науки, методы Исии были крайне примитивными. Например, бактерии японцы выращивали не в специальных ферментерах, а на твердой среде с агаром. Для этого существовала специальная стеклянная комната, в которой сотрудники сначала размазывали бактерии, а потом с помощью специальных скребков собирали «урожай». Тем не менее неограниченный ресурс подопытных «бревен» позволил Отряду 731 получить такую медицинскую информацию относительно «военных» инфекций, которой не обладали ни продвинутая в этой области Великобритания, ни США.

Основная сложность с биологическим оружием в то время заключалась в способе его доставки. Традиционно это поручалось специальным диверсионным отрядам, которые должны были заражать источники воды на территории противника. Понятно, что это не всегда возможно и не дает желаемого масштаба.

Исии был ярым сторонником использования чумы, которую, как известно, переносят блохи и грызуны. Но как доставить блох на территорию противника? «Распылять» их с самолета или сбрасывать вместе с бомбами бессмысленно — и в том, и в другом случае они погибнут. Именно Исии пришла идея использовать начиненную блохами фарфоровую бомбу, в которой зараженные насекомые не гибнут из-за разреженного воздуха и которая взрывается на небольшой высоте над землей. Эта бомба была успешно испытана на людях: их рядами привязывали на специальном полигоне; после обстрела блохи находили своих жертв в течение всего лишь нескольких часов.

источник

Война Понтиака (в русскоязычной историографии более известная как «Восстание Понтиака») стала одним из крупнейших восстаний индейцев против политики британской администрации в XVIII столетии. Начавшись вскоре после окончания Семилетней войны, конфликт охватил огромную территорию – район Великих озер, долину Огайо и часть территории современного штата Иллинойс.

Еще до подписания знаменовавшего конце войне в колониях Парижского мирного договора в феврале 1763 года, британские войска заняли на этой территории целый ряд фортов, в которых до этого находились французские гарнизоны. Параллельно этому шел процесс инфильтрации английских колонистов. Переход под власть британской короны вызвал недовольство местных племен, в большинстве своем в период Семилетней войны сражавшихся на стороне французов.

Кроме того, генерал Амхерст, исполняющий обязанности командующего войсками в северной Америке упорно игнорировал все опасности, которые представляло соседство британских солдат и колонистов с агрессивными и профранцузски настроенными индейцами. В частности, из 8000 солдат находившихся в Северной Америке, примерно 4 тысячи солдат базировались в оккупированной Канаде, 1700 в Новой Шотландии и Ньюфаундленде. На огромной же территории Тринадцати колоний было разбросано чуть более трех тысяч солдат. В то же время, во время восстания только племенам объединенным Понтиаком в итоге удалось собрать около 3 тысяч воинов.

Кроме того, Амхерст отказался от широко применявшейся французами практик дарения подарков индейцам, укреплявших хрупкий союз с племенами. Французами широко применялось дарение индейцам пороха, ружей, ножей, одежды, киновари и много другого, для чего использовались выделенные королем 20 тысяч ливров. Недовольство вызвало также прекращение торговли оружием, что было связано с опасениями Амхерста по поводу возможных восстаний хорошо вооруженных индейцев. С точки зрения индейцев, британцы намеренно разоружали их. И хотя восстание вспыхнуло лишь весной 1763 года, переговоры между индейскими племенами велись начиная с 1761 года.

Подписание мира и окончательное поражение Франции сделали войну неизбежной. 27 апреля 1763 года Понтиак, вождь Оттава выступил перед вождями племен в 10 милях от Детройта. 1 мая с отрядом из 50 воинов Понтиак совершил разведку местности вокруг форта с целью оценки сил британцев, после чего по словам французского хрониста призвал к изгнанию британцев: «Самое важное для нас, братья, это искоренить на нашей земле людей, стремящихся уничтожить нас. Вы также как и я видите, что мы больше не можем удовлетворять наши потребности, как мы это делали благодаря нашим братьям, французам. Поэтому, братья мои мы должны поклясться уничтожить наших врагов не медля более. Ничто не может остановить нас. Они малочисленны, и мы справимся с ними».

7 мая с отрядом в 300 воинов Понтиак попытался взять форт Детройт хитростью, но английский гарнизон был предупрежден и план индейцев провалился. Два дня спустя Понтиак осадил форт. Параллельно осаде, отряды индейцев рыскали по округе уничтожая английских колонистов, в том числе женщин и детей оставшихся за пределами форта, поскольку несмотря на предупреждения, колонисты не восприняли угрозу атаки индейцев всерьез.

К концу мая в лагере Понтиака собралось около 900 воинов. Воспользовавшись неосторожностью британцев, 31 июля Понтиак разгромил их в битве при Блад Ран. Однако это не помогло индейцам в осаде Детройта, в результате чего Понтиак в конце октября снял осаду и перешел к тактике атак на мелкие форты и поселения колонистов.

К этому времени пламя войны уже разгорелось далеко за пределами окрестностей Детройта. 16 мая отряд виандотов хитростью захватил форт Сандуски, убив офицера, 15 солдат и британских торговцев находившихся в форте. После этого виандоты сожгли форт. В май-июне также были захвачены форт Сент-Джозеф, Майами и еще пять фортов на территории современных Иллинойса, Пенсильвании и Мичигана. 22 июня индейцами был атакован форт Питт (нынешний Питтсбург). В форте к этому моменту находилось 338 мужчин, 104 женщины и 106 детей. 289 мужчин были вооружены, считая 145 солдат, 125 ополченцев и 19 пушкарей. Поскольку форт был переполнен людьми, сразу возникла опасность возникновения эпидемии оспы.

В это время, осознав серьезность положения, генерал Амхерст впервые задумался о возможности использования оспы против индейцев. В своем письме от 29 июня, которое Амхерст адресовал полковнику Г.Буке, готовившему в Ланкастере экспедицию в помощь осажденному форту, генерал писал: «Возможно ли распространить эпидемию оспы среди племен восставших индейцев? Мы должны использовать любую хитрость, чтобы ослабить их».

Буке ответил согласием 13 июля: «Я постараюсь заразить этих ублюдков с помощью одеял, которые могут попасть в их руки, и постараюсь не заразиться сам». 16 июля Амхерст ответил на это письмо: «Ты должен сделать все возможное, дабы заразить индейцев с помощью одеял, также как ты должен использовать любой другой метод, ради искоренения этой отвратительной расы».

Офицеры осажденного форта по всей видимости пытались сделать тоже самое и без прямого указания начальства. Капитан С.Эквер во время переговоров 24 июня с двумя представителями (Сердце черепахи и Мамалти) осаждающих форт делаваров передал им два одеяла и носовой платок, принадлежавшие заболевшим оспой людям.

Эпидемия оспы бушевала среди индейцев весной-осенью 1763 года, безусловно ослабив их военный потенциал. В апреле 1764 года, в расположение британских войск добрался Гершом Хикс, плененный делаварами в мае 1763 года. По словам Хикса, эпидемия оспы бушевала среди индейцев с весны 1763 года, вызвав массовую смертность среди минго, шауни и делаваров.

источник

Гитлер — щенок в сравнении с «покорителями Америки». Чему не учат в американских школах: в результате холокоста американских индейцев, так же известного как «пятисотлетняя война» и «самый длительный Холокост в истории человечества», было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады.

Американский Холокост: Д. Стэннард (Oxford Press, 1992) — «более 100 миллионов убитых»

«Гитлеровская концепция концентрационных лагерей, многим обязана его изучению английского языка и истории Соединенных Штатов. Он восхищался лагерями для буров в Южной Африке и для индейцев на Диком Западе, и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены — от голода и в неравных боях.

«Адольф Гитлер» Джон Толанд

Коренные американцы имеют самый высокий уровень смертности. Хотя главными убийцами были оспа, корь, грипп, коклюш, дифтерия, тиф, бубонная чума, холера и скарлатина — их всех ввезли европейские колонисты. Некоторые историки считают, что «европейские» болезни послужили причиной 80% всех смертей индейцев.

Термин Геноцид происходит от латинского (genos — раса, племя, cide — убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Оксфордский словарь английского языка определяет геноцид как «преднамеренное и систематическое истребление этнических или национальных групп», и ссылается на первое употребление термина у Рафаэля Лемкина относительно действий нацистов в оккупированной Европе. Впервые документально термин был употреблен на Нюрнбергском процессе в качестве описательного а не юридического термина. Под геноцидом, как правило, имеется в виду уничтожение нации или этнической группы.

Генеральная Ассамблея ООН приняла этот термин в 1946 году. Большинство людей склонны связывать с геноцидом массовые убийства конкретных людей. Тем не менее, в 1994 году в Конвенции ООН о наказании и предупреждении преступлений геноцида, описывается геноцид вне прямого убийства людей, как разрушение и уничтожение культуры. Статья II Конвенции перечисляет пять категорий деятельности, которые направлены против конкретной национальной, этнической, расовой или религиозной группы, которые следует считать геноцидом.

Этими категориями являются:

  • Убийство членов такой группы;
  • Причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • Умышленное создание группе таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение ее в целом или частично;
  • Меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  • Насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать конвенцию ООН о геноциде. И не мудрено. Многие аспекты геноцида были реализованы на коренных народах Северной Америки. Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, вынужденная хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д.

До прибытия Колумба земли, ныне занятые 48 штатами Америки населяли свыше 12 миллионов человек. Четыре века спустя население было сокращено до 237 тысяч, т.е на 95%. Как? Когда Колумб вернулся в 1493 году на 17 судах, он начал осуществлять политику угона в рабство и массового истребления населения стран Карибского бассейна. В течение трех лет было уничтожено пять миллионов человек. Еще пятьдесят лет спустя в ходе испанской переписи было зафиксировано только 200 000 индейцев! Лас Касас, основной историк Колумбийского эры, приводит многочисленные сообщения об ужасных актах, совершаемых испанскими колонистами над коренными народами, в числе которых повешения в массовом порядке, сжигание кос, разделывание на куски детей и скармливание их собакам — список зверств внушителен.

С отъездом Колумба подобная политика не прекратилась. Европейские колонии, а впоследствии вновь образованные Соединенные Штаты продолжали аналогичную политику завоеваний. Массовые убийства происходили по всей стране. Мало того, что индейцев массово убивали, вырезая целые деревни и скальпируя плененных, европейцы так же задействовали и биологическое оружие. Британские агенты раздавали племенам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Более ста тысяч Минго, Делавэров, Шони и других племен, населяющих берега реки Огайо унесла эта болезнь. Армия США взяла этом метод на вооружение и использовала его против ведущих племенной образ жизни на равнинах с таким же успехом.

В кратчайшее время после американской революции Соединенные Штаты принялись проводить политику выселения американских индейцев. По договору от 1784, заключенном в Форте Стансикс, ирокезы обязаны были уступить земли в западном Нью-Йорке и Пенсильвании. Многие из ирокезов отправились в Канаду, некоторые приняли подданство США, но племя быстро выродилось, как нация, потеряв большую часть оставшейся земли в последние десятилетия восемнадцатого века. Шауны, Делавары, Оттаваны и несколько других племен, наблюдая за падением ирокезов, создали свою собственную конфедерацию, назвавшись Соединенными Штатами Огайо, и объявили реку границей между своими землями и владениями поселенцев. Начало последующих военных действий было лишь вопросом времени.

«Индейская школа-интернат» — культурный геноцид

Европейцы считают себя носителями высокой культуры и очагом цивилизации. Колониальное мировоззрение делит реальность на части: добро и зло, тело и дух, человек и природа, культурный европеец и примитивный дикарь. Американским индейцам не свойственен такой дуализм, их язык выражает единство всех вещей. Бог не есть трансцендентный Отец, но Великий Дух, который питает все это многобожие, вера во многих богов и несколько уровней божественного. В основе большинства убеждений коренных американцев было глубокое убеждение, что некая невидимая сила, мощный дух, пронизывающий всю Вселенную осуществляет цикл рождения и смерти для всего живого. Большинство американских индейцев верят в универсальный дух, сверхъестественные качества животных, небесных тел и геологических образований, времена года, умерших предков. Их мир божественного слишком непохож на личное спасение или проклятье отдельных людей, как верили европейцы. Для последних подобные убеждения были языческими. Таким образом завоевание обосновывалась как необходимое зло, которое дарует народам «индейцев» моральное сознание, которое «исправит» их аморальность. Таким образом голый экономический интерес преобразуется в благородный, даже моральный мотив, объявляющий христианство как единственную искупительную религию, которая требует верности от всех культур. Таким образом конкистадоры, вторгающиеся на земли индейцев, стремившиеся к расширению империи, накоплению сокровищ, земли и дешевой рабочей силы, оказывались носителями спасения для местных язычников.

Читайте также:  Приказ при ветряной оспе

Культура есть выражение творчества людей и включает практически всю их деятельность: язык, музыку, искусства, религию, врачевание, сельское хозяйство, кулинарные стили, учреждения, регулирующие общественную жизнь. Уничтожение американской культуры — больше, чем бойня. Колонизация не только убивает индейцев. Она убивает их духовно. Колонизация искажает отношения, разрушает сложившиеся отношения и развращает.

Практически одновременно с физическим уничтожением целых племен проводились стратегии ассимиляции индейских детей. Иезуитами были возведены форты, в которых молодежь коренных народов была заключена в тюрьму, где ей внушали христианские ценности и принуждали к тяжелому физическому труду. Обучение является важным инструментом в изменении не только языка, но и культуры впечатлительных молодых людей. Основатель индийской промышленной школы Карлайл в Пенсильвании, капитан Ричард Пратт, в 1892 году так охарактеризовал философию своей школы: «Убить индейца — спасти человека». Детям школы было запрещено говорить на своем родном языке, они вынуждены были носить униформу, стричь волосы и подчиняться жесткой дисциплине. Несколько индейских детей смогли бежать, другие умерли от болезней, а некоторые умерли от тоски по родине.

Дети, насильственно разлученные со своими родителями, после того, как их родные системы ценностей и знания были вытеснены колониальным мышлением, после возвращения из школы-интерната не знали свой родной язык. Они были чужими и в своем собственном мире, и в мире белого человека. В фильме «Женщины Лакота» эти дети называются яблочными детьми (красный снаружи, белый внутри). Они не смогли никуда вписаться, не смогли ассимилироваться ни с одной культурой. Эта потеря культурной идентичности приводит к самоубийствам и насилию. Самым разрушительным аспектом отчуждения является потеря контроля над своей судьбой, над своими воспоминаниями, над собственным прошлым и будущим.

Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства отбора земель у американских индейцев.

Ненасытная жадность к чужой земле остается первопричиной, но многие люди сейчас считают, что выселение индейцев было единственным способом их спасения от истребления. Пока индейцы жили в непосредственной близости от белых, они умирали в результате заболеваний, алкоголя и бедности. В 1830 году началось выселение индейцев. Форсированные марши-броски целых поселений привели к высокой смертности. Печально известное выселение пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов — это гнетущая страница в истории Соединенных Штатов. К 1820 году чероки, которые создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты, школы, и госучреждения в своих населенных пунктах, выселению воспротивились. В 1938 году федеральные войска чероки выселили силой. Около четырех тысяч чероки погибли во время переселения из-за плохого планирования со стороны правительства Соединенных Штатов. Этот исход известен как Тропа слез. Более ста тысяч американских индейцев в конце концов пересекли реку Миссисипи, покидая собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.

Статья II резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 1946 года: В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: (г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы. В середине 1970-х годов доктору Чокто, индейцу, обратилась 26-летняя индейская женщина. Как оказалось, она была стерилизована в двадцатилетнем возрасте в больнице индейской службы здравоохранения в Клермонте, шатат Оклахома. Впоследствии выяснилось, что 75 процентов подвергшихся стерилизации индейских женщин подписывали формы согласия на стерилизацию, не понимая, что это за операция, или считая, что она обратима.

Проводивший расследование журналист выяснил, что индийскими службами здравоохранения стерилизовалось по 3000 индейских женщин в год, от 4 до 6 процентов населения детородного возраста. Доктор Равенхольд, директор Управления федерального правительства по вопросам народонаселения позже подтвердил, что «хирургическая стерилизация становится все более важным в последние годы методом управления рождаемости».

Американские индейцы чувствовали себя комфортно в среде, максимально близкой к природе. Для них окружающая среда священна, она обладает космическим значением, это рай для всех форм жизни — и она достойна защиты и даже поклонения. Это мать, дающая жизнь, и о которой необходимо заботиться. В этом есть глубокий смысл с экологической точки зрения.

Отношение европейцев к земле иное. Это просто бездушный материал, которым можно манипулировать, который можно менять по своему желанию. Европейцы используют свои природные богатства для личной выгоды.

«Окончательное решение» проблемы индейцев Северной Америки стало моделью для последующего еврейского холокоста и южноафриканского апартеида.

Почему самый большой холокост скрыт от общественности? Не потому ли, что это продолжалось так долго, что стало привычкой? Показательно, что информация об этом холокосте преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира.

Школьники до сих пор учит, что большие территории Северной Америки необитаемы. Но до прихода европейцев здесь процветали города американских индейцев. В Мехико проживало больше населения, чем в любом городе Европы. Люди были здоровы и сыты. Первые европейцы были поражены. Сельскохозяйственные продукты, культивировавшиеся коренными народами завоевали признание на международном уровне.

Холокост североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и геноцида евреев во время Второй мировой войны. Где же памятники? Где проводятся мемориальные церемонии? В отличие от послевоенной Германии, Северная Америка отказывается признать геноцидом уничтожение индейцев. Власти Северной Америки не хотят признавать, что это было и остается системным планом уничтожения большей части коренного населения.

Как и в случае еврейского геноцида, этот план не был бы столь эффективен без предателей собственного народа. Политика непосредственной бойни трансформировалась в уничтожение изнутри. Правительства, армии, полиция, церковь, корпорации, врачи, судьи и простые люди стали винтиками этой машины убийства. Сложные кампании этого геноцида были разработаны на самых высоких уровнях власти в Соединенных Штатах и Канаде. Это прикрытие продолжается по сей день.

Термин «окончательное решение» не было придумано нацистами. Это был управляющий по делам индейцев, Дункан Кэмпбелл Скотт, Канада Адольфа Эйхмана, который в апреле 1910 года так заботился об «индейской проблеме»:

«Мы признаем, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики этого департамента, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы».

Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В 15-19-м веках их поселения были разорены, народы истреблены или порабощены. Первая группа американских индейцев, с которыми столкнулся Колумб, 250000 араваков Гаити, были обращены в рабство. Только 500 пережили 1550 год, а к 1650 году группа вымерла полностью.

Марлон Брандо в своей автобиографии посвящает несколько страниц геноциду американских индейцев:

«После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала.

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, известный исследованиями Салемских ведьм, сравнивал индейцев детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.

В 1864 году полковник американской армии по имени Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что из гниды вырастает вошь. Он сказал своим офицерам: «Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. И необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев».

Солдаты отрезали вульвы индийских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индийских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, что еще сказать?

Когда в очередной раз США заявляют о своем желании просветить очередной народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать о том, что мертвечиной основательно провоняли сами США, используемые ими средства сложно назвать цивилизованными, а цели они вряд ли имеют такие, которые не преследуют собственную наживу.

источник

Военная история США, в том числе колониального периода, а также колонизация белыми европейцами североамериканского континента традиционно окружена огромным количеством мифов. Одним из подобных мифов являются истории о продаже индейцам зараженных оспой одеял.
О популярности данного мифа в русскоязычном сегменте мировой сети говорит например тот факт, что поисковая система «Google» 22 января 2012 года показала 70 тысяч 700 актуальных упоминаний словосочетания «оспенные одеяла» и 17 тысяч 200 актуальных упоминаний фразы «одеяла зараженные оспой».

В соответствии с мифом подарки делаются ничего не подозревающей индейском семье.

Так, известный деятель отечественной фольк-хистори Олег Платонов, в своем опусе «Почему погибнет Америке» писал: «Те индейские племена, которые оккупанты не могли уничтожить силой оружия, они истребляли подлостью и коварством. Самыми распространенными методами в этом роде были продажи индейцам одеял, зараженных черной оспой или другими страшными болезнями, а также отравленной водки».
http://vselprav.org/library/platonov.htm

В рунете можно также встретить такие пассажи: «Нынешние американцы — потомки тех переселенцев, что огнём и мечом прокладывали дорогу на запад, которые сдирали скальпы с убитых индейцев и подбрасывали им зараженные оспой одеяла».
http://dumay-golovoy.ru/?p=15
«Продажа индейцам одеял, зараженных вирусом оспы, была повсеместно. И потом, какой бизнес! Ведь одно одеяло, приносящее смерть, можно было продавать много раз».
http://vlasti.net/news/81740

В тоже время, рассмотрение инцидента, легшего в основу многочисленных инсинуаций безусловно должно быть осуществлено в историческом контексте.
Прежде всего необходимо ответить, что использование «биологического оружия» в войнах имеет давнюю историю. Так, еще Гомер упоминает яд, которым участники легендарной Троянской войны обрабатывали наконечники стрел и копий. Известен и эпизод из эпохи монгольских завоеваний, когда в 1346 во время осады Кафы монголы забрасывали трупы умерших от чумы воинов за стены осажденного города. Имела определенную историю традиция применения «биологического оружия» и на североамериканском континенте. Например, в 1761 году индейцы пытались заразить гарнизон форта Лигонье, отравив источник с помощью трупов больных животных. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P.153.)
Однако, нас интересует эпизод, имевший место в период так называемого восстания Понтиака.
Война Понтиака (в русскоязычной историографии более известная как «Восстание Понтиака») стала одним из крупнейших восстаний индейцев против политики британской администрации в XVIII столетии. Начавшись вскоре после окончания Семилетней войны, конфликт охватил огромную территорию – район Великих озер, долину Огайо и часть территории современного штата Иллинойс.

Понтиак

Еще до подписания знаменовавшего конце войне в колониях Парижского мирного договора в феврале 1763 года, британские войска заняли на этой территории целый ряд фортов, в которых до этого находились французские гарнизоны. Параллельно этому шел процесс инфильтрации английских колонистов. Переход под власть британской короны вызвал недовольство местных племен, в большинстве своем в период Семилетней войны сражавшихся на стороне французов.
Кроме того, генерал Амхерст, исполняющий обязанности командующего войсками в северной Америке упорно игнорировал все опасности, которые представляло соседство британских солдат и колонистов с агрессивными и профранцузски настроенными индейцами. В частности, из 8000 солдат находившихся в Северной Америке, примерно 4 тысячи солдат базировались в оккупированной Канаде, 1700 в Новой Шотландии и Ньюфаундленде. На огромной же территории Тринадцати колоний было разбросано чуть более трех тысяч солдат. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 157-158.)
В то же время, во время восстания только племенам объединенным Понтиаком в итоге удалось собрать около 3 тысяч воинов.

Джеффри Амхерст

Кроме того, Амхерст отказался от широко применявшейся французами практик дарения подарков индейцам, укреплявших хрупкий союз с племенами. Французами широко применялось дарение индейцам пороха, ружей, ножей, одежды, киновари и много другого, для чего использовались выделенные королем 20 тысяч ливров. (White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region. P. 180). Недовольство вызвало также прекращение торговли оружием, что было связано с опасениями Амхерста по поводу возможных восстаний хорошо вооруженных индейцев. С точки зрения индейцев, британцы намеренно разоружали их. (White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region. P. 258). И хотя восстание вспыхнуло лишь весной 1763 года, переговоры между индейскими племенами велись начиная с 1761 года. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 85-86.).
Подписание мира и окончательное поражение Франции сделали войну неизбежной. 27 апреля 1763 года Понтиак, вождь Оттава выступил перед вождями племен в 10 милях от Детройта. 1 мая с отрядом из 50 воинов Понтиак совершил разведку местности вокруг форта с целью оценки сил британцев, после чего по словам французского хрониста призвал к изгнанию британцев: «Самое важное для нас, братья, это искоренить на нашей земле людей, стремящихся уничтожить нас. Вы также как и я видите, что мы больше не можем удовлетворять наши потребности, как мы это делали благодаря нашим братьям, французам. Поэтому, братья мои мы должны поклясться уничтожить наших врагов не медля более. Ничто не может остановить нас. Они малочисленны, и мы справимся с ними». (Peckham H. Pontiac and the Indian Uprising. P. 119-120).

Заговор понтиака.

7 мая с отрядом в 300 воинов Понтиак попытался взять форт Детройт хитростью, но английский гарнизон был предупрежден и план индейцев провалился. Два дня спустя Понтиак осадил форт. Параллельно осаде, отряды индейцев рыскали по округе уничтожая английских колонистов, в том числе женщин и детей оставшихся за пределами форта, поскольку несмотря на предупреждения, колонисты не восприняли угрозу атаки индейцев всерьез. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 112.)
К концу мая в лагере Понтиака собралось около 900 воинов. Воспользовавшись неосторожностью британцев, 31 июля Понтиак разгромил их в битве при Блад Ран. Однако это не помогло индейцам в осаде Детройта, в результате чего Понтиак в конце октября снял осаду и перешел к тактике атак на мелкие форты и поселения колонистов.

Карта боевых действий

К этому времени пламя войны уже разгорелось далеко за пределами окрестностей Детройта. 16 мая отряд виандотов хитростью захватил форт Сандуски, убив офицера, 15 солдат и британских торговцев находившихся в форте. После этого виандоты сожгли форт. В май-июне также были захвачены форт Сент-Джозеф, Майами и еще пять фортов на территории современных Иллинойса, Пенсильвании и Мичигана. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P.121, 126, Nester W. R. «Haughty Conquerors… P. 86-90). 22 июня индейцами был атакован форт Питт (нынешний Питтсбург). В форте к этому моменту находилось 338 мужчин, 104 женщины и 106 детей. 289 мужчин были вооружены, считая 145 солдат, 125 ополченцев и 19 пушкарей. Поскольку форт был переполнен людьми, сразу возникла опасность возникновения эпидемии оспы. (Nester W. R. «Haughty Conquerors… P. 92).

Модель форта Питт

В это время, осознав серьезность положения, генерал Амхерст впервые задумался о возможности использования оспы против индейцев. В своем письме от 29 июня, которое Амхерст адресовал полковнику Г.Буке, готовившему в Ланкастере экспедицию в помощь осажденному форту, генерал писал: «Возможно ли распространить эпидемию оспы среди племен восставших индейцев? Мы должны использовать любую хитрость, чтобы ослабить их». (Memorandum by Sir Jeffery Amherst, May 4, 1763, HBP, series 21634, 161. Цит по. Grenier J. First Way of War… P. 144).

Генри Буке

Буке ответил согласием 13 июля: «Я постараюсь заразить этих ублюдков с помощью одеял, которые могут попасть в их руки, и постараюсь не заразиться сам». 16 июля Амхерст ответил на это письмо: «Ты должен сделать все возможное, дабы заразить индейцев с помощью одеял, также как ты должен использовать любой другой метод, ради искоренения этой отвратительной расы». (Bouquet to Amherst, July 13, 1763, ibid., series 21634, 215. Цит по. Grenier J. First Way of War… P. 145).
Офицеры осажденного форта по всей видимости пытались сделать тоже самое и без прямого указания начальства. Капитан С.Эквер во время переговоров 24 июня с двумя представителями (Сердце черепахи и Мамалти) осаждающих форт делаваров передал им два одеяла и носовой платок, принадлежавшие заболевшим оспой людям. (Anderson F. Crucible of War… P. 541-542).

Осада форта Питт

Таким образом, нет никаких оснований приписывать генералу Амхерсту использование биологического оружия против индейцев. Передача одеял состоялась даже до того, как он направил первое письмо Буке. Нет также никаких сведений о том, что Амхерст пытался позже повторить эту попытку.
(См. Fenn E. Biological Warfare…). Более того, неясно, связана ли эпидемия оспы с «подарком» Эквера. Хотя эпидемия оспы действительно бушевала среди индейцев весной-осенью 1763 года, безусловно ослабив их военный потенциал, нет никаких оснований связывать ее именно с переданными из форта Питт одеялами. В апреле 1764 года, в расположение британских войск добрался Гершом Хикс, плененный делаварами в мае 1763 года. По словам Хикса, эпидемия оспы бушевала среди индейцев с весны 1763 года, вызвав массовую смертность среди минго, шауни и делаваров. (Deposition of Gershom Hicks, April 14, 1764, in Papers of Col. Henry Bouquet, ed. Stevens and Kent, ser. 21650, part 1, p. 102. Цит. По: Fenn E. Biological Warfare…). Другой пленник, Джон Маккулох сообщил, что эпидемия оспы среди индейцев разразилась после контакта с поселенцами на территории Пенсильвании. (M’Cullough’s report is in Archibald Loudon, ed., A Selection, of Some of the Most Interesting Narratives, of Outrages, Committed by the Indians, in Their Wars, with the White People (1808; 2 vols., New York, 1977), I, 331. Цит. По: Fenn. E.A. Biological Warfare in Eighteenth-Century…).

Читайте также:  Ветряная оспа пожизненный иммунитет

Памятная табличка в форте Питт.

Впрочем, исключать возможность начала эпидемии в связи с инцидентом в форте нельзя. Однако, по мнению Диксона одеяла из форта Питт могли стать лишь одним из многочисленных источников инфекции. (Dixon D. Never Come to Peace Again… P. 152-155). По мнению Макконела, у индейцев к середине XVIII столетия уже был большой опыт борьбы с различными инфекционными заболеваниями, поэтому усилия гарнизона вряд ли могли увенчаться успехом. (McConnell M. N. A Country Between… P.195-196).

Сцены битвы при Буш-Ран (5-6 августа 1763 года), победа в которой позволила британцам снять осаду форта Питт.

Выводы.
Таким образом, можно сделать ряд выводов касающихся одного из антиамериканских мифов:
1) Безосновательным выглядит обвинение британских солдат и американских колонистов в ведении «тотальной» войны с помощью биологического оружия. Во-первых, подобные приемы ведения войны использовались еще в древности, во-вторых, к ним еще ранее прибегали и сами индейцы.
2) Нет никаких оснований обвинять генерала Амхерста в том, что передача одеяла состоялась по его приказу. Амхерст действительно допускал возможность использования оспенных одеял против индейцев, но по всей видимости Эквер принял это решение без указаний Амхерста.
3) Решение передать одеяла было отчаянной мерой, учитывая то тяжелейшее положение, в котором оказались люди в форте, в том числе две сотни женщин и детей. Которых, в случае взятия форта скорее всего ждала бы смерть.
4) Целью британцев было вовсе не уничтожение индейских женщин и детей, а, прежде всего, крупного контингента воинов осаждавших форт Питт.
5) Сомнительным выглядит то, что именно переданные Эквером одеяла стали единственным источником эпидемии, поразившей индейцев района Великих озер и долины Огайо.

Литература:
Anderson F. Crucible of War: The Seven Years’ War and the Fate of Empire in British North America, 1754–1766. NY., 2000.
Dixon D. Never Come to Peace Again: Pontiac’s Uprising and the Fate of the British Empire in North America. Norman, Oklahoma., 2005.
Fenn E. Biological Warfare in Eighteenth-Century North America: Beyond Jeffery Amherst. The Journal of American History, vol. 86, no. 4 (March 2000), 1552–1580.
Grenier J. The First Way of War: American War Making on the Frontier, 1607–1814. Cambridge University Press., 2005.
McConnell M. N. A Country Between: The Upper Ohio Valley and Its Peoples, 1724–1774. Lincoln, Nebraska. 1992.
Nester W. R. «Haughty Conquerors»: Amherst and the Great Indian Uprising of 1763. Westport, Connecticut., 2000.
Peckham H. Pontiac and the Indian Uprising. Chicago., 1947.
White R. The Middle Ground: Indians, Empires, and Republics in the Great Lakes Region, 1650–1815. Cambridge University Press. 1991.

источник

Бактериологическое оружие было впервые применено на территории США еще до того, как оно было «изобретено». Первым человеком, который додумался уничтожать других людей с помощью патогенных организмов, был британский генерал Джеффри Амхерст. Он в 1763 году предложил против восставших индейцев использовать зараженные оспой одеяла.

Оспа была вечным спутником Европы. В тихие годы болезнь уносила примерно 800 тысяч человек, от оспы умирал каждый восьмой заразившийся. Передавалась она не только воздушно-капельным путем, но и через одежду, постельное белье, посуду. Именно через ткань Джеффри Амхерст решил заразить индейцев этой страшной болезнью.

К концу подходила Семилетняя война, которая в Америке более известна как «франко-индейская». Восстали многие племена, например, делавары. Это значительно ухудшило положение британских войск. К тому же, в отдельных фортах вспыхнула эпидемия оспы. В одном из таких, в форте Питт был организован госпиталь для заболевших. Именно он стал позже источником заболевания индейцев – именно оттуда были взяты те самые зараженные одеяла.

Из письма генерала Амхерста: «Нельзя ли каким-либо образом организовать распространение оспы среди незатронутых [ею] племен индейцев? В текущей ситуации мы должны использовать любую уловку, чтобы уменьшить их [количество]». Ему ответил генерал Буке о своей готовности провести операцию с одеялами из госпиталя, а также предлагает распространять болезнь через гончих. Амхрест идею с одеялами принял, а вот от идеи заражения через собак отказался. Амхерст ответил Буке позже: «Ты должен сделать все возможное, дабы заразить индейцев с помощью одеял, также как ты должен использовать любой другой метод, ради искоренения этой отвратительной расы». Именно переписка Амхерста и Буке является основным источником по истории этого эпизода в американской истории.

Также, согласно утверждению историка Кнолленберга, в сохранившихся документах о возможности применения оспы против индейцев упоминает глава местного ополчения Уильям Трент. 24 июня 1763 года он делает в своем журнале запись о визите в осажденный форт Питт двоих индейцев-переговорщиков: «Из уважения мы отдали им два одеяла и платок из госпиталя. Я надеюсь, это возымеет должный эффект».

Однако, следует отметить, что вспыхнувшая массовая эпидемия оспы среди индейцев связана с одеялами далеко не напрямую. Этот сюжет действительно имел место быть, но, скорее всего, госпиталь Питт стал лишь одним из многочисленных источников заражения. Письмо Амхерста датировано июлем 1763 года, а первые вспышки оспы начались среди индейцев еще весной. Существует мнение, что изначально ее распространили поселенцы с территории Пенсильвании. Также нам неизвестно, действительно ли Амхерст распорядился судьбой зараженных одеял, и он ли отдал приказ об их передаче.

Историк Кнолленберг считает, что все документальные свидетельства применения оспы британцами сводятся как раз уже упомянутым выше двум одеялами и платку, которые по собственной инициативе главы ополчения Трента были переданы индейцам. Хотя военные обсуждали и даже одобрили возможность использования против индейцев зараженных вещей, нет свидетельств того, что они эти планы осуществили или попытались осуществить. К тому времени, как одеяла были переданы, оспа уже бушевала на территории будущих Соединенных Штатов.

Для населения Америки, которое с оспой никогда не сталкивалось, катастрофичен был уже сам контакт с неизвестным заболеванием — но эти первые контакты прошли задолго до XVIII века.

источник

НЕИЗБЕЖНОСТЬ ВСТРЕЧИ
В XVI веке произошел отток части европейского общества в Центральную и Южную Америку, веком позже – в Северную. В соприкосновение вошли два мира с совершенно разной социальной динамикой. Встреча индейцев и европейцев вызвала многочисленные цивилизационные конфликты. О гармоничной интеграции двух культур не могло быть и речи, поскольку каждая из сторон полагала приемлемым только свой образ жизни…

Сегодня переселению европейцев модно давать гуманистическую моральную оценку. Европейцев обвиняют в том, что они: 1) переселились; 2) по переселении не уподобились индейцам, не приняли индейскую культуру и религию.

Возможно, многим из наших соотечественников трудно отказаться от романтического представления об индейцах, навеянного книгами Фенимора Купера и фильмами с участием Гойко Митича. Напротив, белых поселенцев у нас принято изображать хитрыми и жадными негодяями. Российские публицисты поддерживают взгляд, будто белые, состоявшие, якобы, сплошь из пуритан-кальвинистов, намеренно уничтожали добродушное индейское население.

В действительности легендарные пуритане составляли значительно меньшую часть поселенцев, и многие события, произошедшие в Америке, к ним совершенно не относятся. Отметим и то, что пуритане не считали индейцев врагами, только неоднократные нападения индейцев на их поселения заставили колонистов взяться за оружие.

ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ
Первыми с индейцами встретились испанцы и итальянцы экспедиции Колумба. Почему-то они надеялись, что туземцы будут их постоянно кормить… Неудивительно, что отношения белых и туземцев довольно быстро испортились. Из второго путешествия Колумб уже привез 500 рабов, которых продали на рынке в Севилье. Позже конкистадоры станут регулярно обращать индейцев в рабов, заставляя их приносить золото. Непокорным отрубали руки. Считается, что при освоении Америки испанцы проявили наибольшую агрессивность.

Северную Америку одними из первых посетили Джованни да Ферразано и его люди. В 1524 году в гавани будущего Нью-Йорка произошла знаменитая встреча команды с местным населением. Индейцы были дружелюбны, принимали белых без страха.

* * *
Начиная с XVI века океан в обоих направлениях пересекают не только люди, но и животные, растения, а также идеи, болезни… Из Европы прибывают овцы, лошади, свиньи, крупный рогатый скот, апельсины.

ДЖЕЙМСТАУН И ПЛИМУТ: ДВЕ МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ
Одним из первых регулярных поселений в Северной Америке стал город Джеймстаун, возникший в 1607 году. Город окружали болотистые местности, откуда налетали тучи москитов. Сельское хозяйство было явно не перспективным, кроме, как оказалось, разведения табака. Обитателями города стали служащие торговой компании, число которых вначале составляло всего 104 человека. В 1622 году количество жителей увеличилось до 1200. К сожалению, позже город подвергся нападению индейцев, в ужасной резне погибли почти две трети его обитателей. Это событие стало грустным поворотом в отношениях с туземцами, в головах поселенцев бродили планы мести. История отмечает следующий трагический факт: на следующий год британец Уильям Такер подсунул индейцам отравленного вина, пострадало более 200 индейцев.

В Америку устремлялись люди из разных слоев общества. К примеру, в том же Джеймстауне можно было видеть золотую молодежь, прибывшую в Новый Свет в поисках карьеры и приключений. Молодые люди приехали на родительские деньги… и не вполне понимая ситуацию, не знали, чем заняться. Эти аристократы разгуливали по окрестностям города в шелковых одеждах, в чулках с бантами. К туземцам относились высокомерно, с изрядной долей расового супрематизма. К сожалению, немало поселенцев Виргинии имело такое же отношение.

В этих местах показывались также испанцы и французы, но закрепиться не смогли. (Первые еврейские переселенцы появятся на территории Северной Америки в 1654 году.)

* * *
Иначе повели себя пуритане, легендарные пилигримы, основавшие Плимут. Пилигримы прибыли в декабре 1620 года на двух кораблях. Вот данные по кораблю «Мэйфлауа»: средний возраст прибывших взрослых – 34 года, 50 мужчин и 19 женщин (три женщины были беременны), кроме того прибыло 14 подростков и 19 детей в возрасте до 12 лет. Люди в основном простые, ремесленники – медники, печатники, портные, плотники, кузнецы. Из 69 взрослых пассажиров пуританами числились лишь 28 человек. Один пассажир умер во время путешествия, еще 44 переселенца умерли в первую же зиму, пятеро умерли весной и летом.

Высадившихся на берег пассажиров поразила санитарно-эпидемиологическая обстановка местности: в близлежащих лесах повсеместно лежали трупы умерших от эпидемии туземцев. Заразу занесли белые рыбаки (по другой версии – экспедиция французских картографов под руководством Шамплейна, Champlein). Из проживавших здесь 2000 индейцев туземного поселения уцелело лишь 50. Деморализованные туземцы перешли под покровительство белых.

Таким образом, в округе на несколько сот квадратных километров, по сути, не было индейцев. Переселенцы нашли готовые поля, вещи и припасы, и только одному Богу ведомо, как сложилась бы ситуация, если бы все эти воинственные индейцы были живы…

Эпидемия в Новой Англии выкосила значительное число местного населения. Всего в этом районе в 1600 году насчитывалось по весьма приблизительным данным до 70000 человек, через несколько лет из-за болезней население сокращается до 12000. Ввиду своей малочисленности индейцы не препятствовали переселенцам. Но в других местах, разумеется, возникали проблемы.

* * *
Представьте, какое смущение охватило переселенцев, людей Библии, при встрече с новыми народами: встреченные ими «языки» не были упомянуты в Слове Божием. Тем не менее, они довольно дружелюбно общались с туземцами. Вместе с тем, в целях безопасности колонисты приняли решение не продавать индейцам алкоголь и боеприпасы. По своему отношению к белым индейцев можно было разделить на три группы. Одни поселились в городах, приняли культуру и религию европейцев, другие создали христианизированные поселения (молящиеся поселения) и, наконец, значительная часть индейцев предпочла сохранить свой прежний образ жизни, относясь к белым сообразно понимаемой ими выгоде.

Судебная хроника города Плимут показывает справедливое отношение правосудия пуритан к туземцам. Так, 4 сентября 1638 года четверо жителей города были приговорены к повешению за убийство индейца с целью ограбления. Преступники Артур Пич, Томас Джексон и Ричард Стиннингс были казнены, четвертому соучастнику Даниелу Кроссу удалось бежать. 3 сентября 1639 года некая Мэри Мендейм была обличена в блуде с индейцем по имени Тинсин. Ее провезли на телеге по городу и прилюдно выпороли. Кроме того, ее обязали носить на рукаве нашивку – знак неверной жены – букву А (адюльтер). В случае если она появится в городе без такой повязки, ей пообещали выжечь клеймо на лице. Индейца же приговорили лишь к порке у позорного столба, что считалось значительно более мягким наказанием. Отметим и такой случай: некий индеец поймал в силки пасущуюся корову переселенца. С виновника взыскали штраф, сумма которого была стандартной для подобных правонарушений.

С индейцами, живущими поблизости, городские власти заключили договор о выдаче виновных. Предварительное следствие вел вождь племени.

Можно спросить: почему пуритане не принимали во внимание законы индейцев, не жили по ним? Поселенцы ответили бы на это тем, что они предпочитают жить по закону, основанному на Слове Божием. Таковой закон по определению должен превалировать над языческим законом индейских племен.

ВОЗРАСТАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ
Однако к середине пятидесятых годов XVII века напряженность во взаимоотношениях поселенцев с индейцами нарастает. С 1660 года в колониях по отношению к индейцам стали применяться более строгие законы. Индейцев признали людьми, упорствующими в своей безнравственности. Жители Плимута искренне удивлялись тому, что туземцы не принимают христианскую религию и общепринятые моральные нормы. Так, поселенцы единодушно отмечают, что честность не была сильной стороной индейцев, они брали в долг и не отдавали. В отличие от белых, индейцы повсеместно уклонялись от выплаты штрафов, налагаемых по приговору суда. За это суды приговаривали неплательщиков к ссылке на остров Барбадос. К сожалению, встречались и более серьезные преступления. Нередки были случаи, когда индейцы предпочитали торговле и обмену воровство и разбой, и это считалось у них не преступлением, а доблестным поведением настоящего мужчины.

* * *
Печальные коррективы в отношения двух сторон внесли войны 1637 и 1675-76 годов, предпринятые индейцами против белых. Французский миссионер писал об индейских воинах: «Они подкрадываются как лисицы, бьются как львы и исчезают как птицы». Индейцы захватывали форты и убивали без разбора всех поселенцев, вплоть до грудных младенцев. Мертвых скальпировали.

НАСЕЛЕНИЕ
Непросто оценить индейское население. Для этого нам предстояло бы подсчитать количество членов различных племен, проживавших в интересующий нас период (в XVI и в XVII веках) на двух континентах. Возможно, когда-нибудь это удастся. Сегодня мы можем оперировать лишь приблизительными цифрами.

Гуманисты склонны преувеличивать число проживавших в те времена индейцев, за последние десятилетия их численность уже доведена ими до полутора сотни миллионов. Явственно видна тенденция поразить доверчивую публику все большими числами. Делается это не без политических соображений, поскольку сегодня модно изображать пагубное воздействие европейцев на судьбу индейских племен. С большим числом легче доказывать жестокость европейцев, уничтоживших высокоразвитую индейскую цивилизацию. А если мы говорим о высокоразвитой цивилизации, то надо говорить о значительном населении, создавшем ее. Это, в свою очередь, заставляет говорить о высокой цивилизации, ибо только в таком случае можно объяснить, как всем этим миллионам удавалось прокормиться. Число увеличивается год от года…

Уолтер Прескотт показывает число 500 тысяч человек (Северная Америка), Кребер насчитывает 900 тысяч. Другие доводят число туземцев до миллиона. Джеймс Муни насчитывает 1 млн. 152 тыс. в Северной Америке (Аляска, Канада, США и Нью Мексико) ко времени, когда прибыли первые поселенцы. Антрополог Кроуфорд уже полагает, что на двух континентах проживало 44 млн. человек. Говорят и о 112 млн. человек (1492 год) и даже о 140 млн. Впрочем, если вести речь о Северной Америке, большинство все-таки соглашается, что до встречи с европейцами там обитали 8-9 млн. индейцев, большая часть которых проживала на северо-востоке, где легче климатические условия.

* * *
Называя число в 100 миллионов и более, антропологам приходится по необходимости утверждать, что заселение континента индейцами началось от 9000 до 30000 лет тому назад. Однако Библия не дает нам такого временного пространства.

* * *
К 1650 году в результате массовых эпидемий чумы и оспы индейцев осталось не более 10 процентов. К 1800 в Североамериканских Штатах официально насчитывался 1 млн. индейцев, но следует заметить, что это число не учитывает людей, вышедших из племен, поселившихся в городах, соединившихся семейными узами с белыми.

… В 1990 году индейцев США насчитывалось 2 млн. человек. К 2000 году их уже стало 4 млн. Посмотрим, что будет к 2010 году.

ИНДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ
Война была важной частью культуры индейцев, такова была их цивилизация. В течение веков между племенами шли споры за землю, то есть за лучшие охотничьи угодья и места для поселений. Поэтому одна и та же земля нередко переходила к разным племенам. Войны возникали по религиозным и социальным причинам, вследствие кровной мести. Молодые люди брали в руки оружие для демонстрации отваги, храбрости, для того чтобы заслужить одобрение старейшин. Только на войне юноша мог состояться как мужчина, в некоторых племенах девушки выходили замуж исключительно за тех парней, кто побывал на войне и принес скальп врага. Индейцы искренне верили, что война и охота – единственно достойные занятия настоящего мужчины, только это приносит ему славу. Жестокие истребления побежденных сопровождались изощренными пытками пленников и каннибализмом. Можно ли тут говорить о стабильности индейского населения?

К примеру, племена Иллинойса ежегодно отправлялись на войну, это была обычная практика межплеменных отношений. В XVII веке на конфедерацию индейцев Иллинойса напали ирокезы. К 1650 году ирокезы выгнали жившие здесь племена. Война продолжалась до 1832 года, пока окончательно не было разбито войско иллинойских индейцев под руководством вождя по имени Черный Ястреб.

Еще одной из причин войн между индейцами была причина расовая. Об этом предпочитают не упоминать их защитники. Все американские индейцы составляли три различные группы: А) собственно американские индейцы – америндос (этих представителей можно встретить в Латинской и Центральной Америке); Б) алеуты; В) атабаски, или на-дене (Na Dene), наиболее поздние пришельцы. Происхождение последних в некоторой степени загадочно, есть версия, что эти племена, говорившие на енисейских языках, убежали от Чингиз-хана. У этих индейцев находят даже кавказские корни, и некоторое сходство с чеченцами (!), но эту теорию мы оставляем читателям для досужего рассмотрения.

Читайте также:  Проявления в полости рта при ветряной оспе

ЕВРОПЕЙСКИЕ БОЛЕЗНИ
Вместе с европейцами на континенте появились невиданные прежде болезни, ставшие для местного населения поистине катастрофой. Переселенцы, глядя на трупы индейцев, устилавших побережье, задавались вопросом: почему Бог насылает на туземцев эти страшные болезни?

Чума и оспа – вот две самые страшные болезни, поразившие индейцев Америки. Надо ли объяснять, что такое чума? Инкубационный период легочной формы этой болезни длится всего 6-8 часов (самое большее – 12) – и человек умирает. Исследователи полагают, что от эпидемий погибло от 50 до 90 процентов индейцев (у сторонников большого населения получается число в 90 млн.). Так, к 1600 году эпидемия чумы поражала Америку около 20 раз. Представьте: 20 волн эпидемии, порой оставалось менее 10 процентов коренного населения, в некоторых местностях смертность доходила до 98 процентов. К 1650 году оспа убила три четверти всех индейцев Юга и Севера Америки.

Впрочем, в Европе эти болезни также унесли немало жизней. В 1663-1668 году от чумы в Европе умерло около 50 млн. человек, оспа в 1600-1800 гг. унесла 20 % населения Европы. В 1918-1919 году от гриппа («испанки») в Европе погибло 25-40 млн. человек.

* * *
Эпидемии повлияли на сознание индейцев. Туземцы стали бояться общения с представителями других племен. Рушились традиционные союзы племен. Люди переставали верить вождям и шаманам-целителям, упало доверие к традиционным ценностям. Наблюдались массовые случаи перехода в христианство, поскольку индейцы видели, что белые менее страдают от этих ужасных болезней. Христианский Бог признавался сильнее местных богов и духов. Правда, многие тут же отходили от Церкви и возвращались к своим культам, видя, что исцеления нет.

Вследствие эпидемий сократились обрабатываемые индейцами площади в восточных районах. Болезни изменили образ жизни и пищевой рацион туземцев. Напомним, что Плимут основан переселенцами на месте индейского поселения, которое они оставили из-за эпидемии, разыгравшейся в 1616 году – после эпидемии у туземцев не хватало рук расчищать участки от леса.

Было бы несправедливо говорить только о болезнях, занесенных в Америку. Европейцы жестоко пострадали от распространившихся по Старому Свету эпидемий американских форм сифилиса и гонореи, в определенные периоды этими болезнями было заражено до половины населения европейских стран.

* * *
Сегодня индейцы умирают от диабета и рака печени. Причиной тому, как ни странно, – обильная еда. В Сибири малые народы не умирают от диабета. Здесь причиной смерти чаще всего являются ранний алкоголизм и туберкулез.

ЗЕМЛЯ
Индейцы нередко продавали свои земли. Почему они это делали? Во-первых, у них была сильна вера в то, что бледнолицые пришельцы рано или поздно сгинут. Во-вторых, и это главное, индейцы не имели понятия о собственности на землю. Они думали, что продают право на использование земли, но не саму землю. То есть они давали разрешение белым поселяться и сажать свои огороды, но не понимали, что при этом сами теряют право находиться и охотиться на земле «своих предков». До сознания индейцев не доходило, что после того как их вождь поставил на бумаге какую-то «закорючку», земля полностью отходила от племени. И поскольку после продажи их на землю уже не пускали, это вызывало столкновения…

Отсутствие развитого института частной собственности на землю в немалой степени объясняется тем, что большая часть индейцев не занималась сельским хозяйством, а потому они и не нуждались в подобном праве. Лишь некоторые племена (в частности, чероки и семинолы) имели довольно развитые понятия о частной собственности на землю.

Для индейцев земли были прежде всего охотничьими угодьями. В глазах же колонистов индейские охотники вообще не имели прав на землю, поскольку не трудились на ней. Не пахали, не сеяли, не пололи сорняки. Колонисты своим потом поливают доставшуюся им землю, а индейцы лишь охотятся, что в глазах тружеников не более чем забава, баловство… Но индейцам именно такая жизнь и была по нраву… Как сказал вождь племени Оглала (принадлежит к сиу) по имени Великолепный Конь: «Великий Дух сделал нас пригодными не для работы, но для охоты. Вы, белые люди, можете работать, если хотите. Мы не вмешиваемся в ваши дела, а вы говорите: почему мы не становимся цивилизованными? Мы не хотим вашей цивилизации! Мы будем жить так, как жили наши отцы, и отцы наших отцов».

Стоит отметить, что британское правительство, и позднее американское, монополизировали право на приобретение индейских земель. Физическое лицо не могло купить землю у индейцев. Бюрократические препоны не давали возможности индейцам и белым фермерах напрямую договариваться о продаже/покупке участка, о сдаче его в аренду.

Фермеры были в отчаянии, видя, что правительство препятствует развитию земельного рынка. Индейцы тоже были не прочь продать излишки земли, которую они все равно не обрабатывали, но не могли это сделать на законных основаниях. Так правительство, долгое время занимая антикапиталистические позиции, препятствовало развитию земельного рынка.

* * *
В сознании наших соотечественников прочно укоренился образ экологически безвредного (точнее, невидимого) для природы индейца, который живет на своей земле, любит ее, заботится о ней. К сожалению, подобное представление далеко от истины. Индейцы систематически практиковали лесные (и степные) пожары. Они устраивали их всюду, куда бы ни приходили. Колонисты отмечали постоянно идущий густой дым, застилающий все вокруг. Зачастую пожары переходили в неистовые пожарища.

Целью пожаров было выжигание лесного кустарника, мешающего гнать зверя. К примеру, делавары поджигали леса для облегчения охоты на оленей. Старались поджигать «грамотно», создавая пожары так называемой низкой интенсивности. В Новой Англии леса поджигались весной и осенью (в сырое время года). Иногда туземцам удавалось удержать пожар (неконтролируемый процесс горения) в определенных рамках, и тогда леса становились похожими на наши городские сосновые рощи, иногда огонь уничтожал все.

Индейцы выжигали лес не только ради охоты, но также для того чтобы легче было передвигаться с поклажей, после пожаров возрастал урожай ягод, а вредных насекомых становилось меньше. В выжженных лесах легче оберегаться от врагов, которым открытое пространство препятствует подкрасться на опасное расстояние. Приведем еще одну причину: на месте выжженного леса земля некоторое время дает хороший урожай. Когда почва истощалась, индейцы выжигали новые участки. После того как индейское племя основательно все вокруг повыжигало, оно переселялось на другое место. (Очевидно, что такой способ ведения сельского хозяйства североамериканскими индейцами не соответствует утверждениям о цивилизации, способной прокормить десятки миллионов человек.)

Подобный способ был известен и на Древней Руси – так называемое огневое земледелие. Кстати, сегодня главная причина частых пожаров на Дальнем Востоке России – умышленные поджоги кустарника и травы местным населением, поскольку после пожарищ быстрее растет ценный папоротник.

Индейцы выжигали миллионы гектаров леса и степи! В лесах, подвергавшихся систематическим выжиганиям, росли преимущественно сосны и дубы, более-менее приспособившиеся к таким условиям. В целом природе причинялся значительный вред, поскольку нарушалась нормальная жизнедеятельность леса, высыхали болота и мелели реки. На пепелищах происходила эрозия почвы, что влекло за собой пыльные бури.

В результате того, что со временем индейцы стали значительно меньше выжигать лесов, в 1800 году северо-восток нынешних США был покрыт лесом значительно более, чем в 1500 году.

Когда речь заходит о знаменитых американских прериях (колоссальном районе, охватывающим значительную часть США), будем иметь в виду, что прерии – тоже результат деятельности человека. Прерии «рукотворны»! Леса, находившиеся на месте прерий, были сожжены индейцами. Следует отметить, что до XVII века на Великой равнине (в прериях) никто не жил постоянно, потому что летом там страшная жара, зимой – снежные бураны. Густой дерн прерий не давал возможности индейцам обрабатывать землю, использовавшим палки-копалки. В прериях безопасная охота на бизонов стала возможна только с появлением у индейцев лошади и ружья, без них неминуемая смерть под копытами разъяренных великанов грозила всякому смельчаку, подошедшему к стаду. Единственным средством, позволявшим индейцам до появления у них лошадей хоть как-то охотиться на бизонов, было все тоже выжигание сухой травы, огонь гнал бизонов на гибельное место. Но этот способ, как вы понимаете, крайне ненадежен, поскольку ветер мог перемениться в любую минуту, и тогда уже охотникам приходилось спасаться бегством.

Когда же белые переселенцы освоили район прерий, и поджоги прекратились, то в течение двух десятилетий прерии с одиноко стоящими там-сям дубами превратились в густые заросли. Экосистема стала меняться буквально на глазах – прерии становились зарослями, саванны – густыми лесами.

* * *
С появлением лошади и ружья индейские племена окончательно отказываются от занятий сельским хозяйством. Теперь стало возможным бесхлопотно кормиться за счет бизонов. Убили бизона – и на несколько дней племя обеспечено едой. В 1800 году в Северной Америке насчитывалось до 40 млн. бизонов.

Кардинально меняется образ жизни индейцев, они становятся сезонно кочующими племенами (номадами). Вслед за бизонами индейцы мигрируют с севера на юг и обратно. Соответственно, у них исчезает потребность в постоянных поселениях. Предпочтение легкой добычи (бизоны) меняет менталитет индейских племен. У людей снижается стимул к повседневному труду. Мужчины проводят время в спортивных соревнованиях и прочих забавах…

Лошадей в Северной Америке начали распространять испанцы, в 1630 году на территории Нью-Мексико ими были созданы первые ранчо. В глазах индейцев лошадь стала символом богатства и знаком социального стандарта. С лошадью индейской семье было несравненно легче выжить. Индейцы настолько привыкли к лошадям, что включили этих животных в свои мифы. Отрицали, будто когда-то лошадей в Америке не было.

Союз ружья и лошади сделал индейские племена значительно более агрессивными и воинственными. Великолепно овладев верховой ездой и научившись метко стрелять, индейцы становятся постоянной угрозой для белых поселенцев.

ИНДЕЙЦЫ И ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С БЕЛЫМИ
Северная Америка стала ареной столкновений европейских народов. Так, англичане боролись с голландцами (точнее, с франкоговорящими валлонами), к 1655 году с помощью ирокезов они захватывают все поселения голландцев. На стороне голландцев сражались делавары. В англо-французских военных столкновениях, причиной которых была борьба за пушную торговлю, индейцы принимали активное участие на стороне французов. Французы были им более симпатичны, поскольку те предпочитали организовывать фактории, а не постоянные поселения.

В споре американцев и англичан индейцы предпочли встать на сторону последних. Британское правительство ограничивало количество белых поселений, выставляло заслоны войск, препятствуя продвижению переселенцев в западные районы, другими словами, всячески сдерживало колонистов, голодных до земли. Да и товары английской короны были лучше. Во время войны американцев с британцами в 1812 году индейского вождя по имени Текумсе (Tekumseh) британцы назначили бригадным генералом. Правда, находились индейцы, которые поддерживали американцев.

Постоянной политикой англичан и французов станет натравливание индейцев на американских поселенцев.

ИНДЕЙЦЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ
Индейцы прерий с ожесточением воспринимают неизбежное распространение технического прогресса. На землях, где они привыкли охотиться, прокладываются железные дороги, восточные регионы страны связываются с Западом. Индейцы всячески вредят развитию железных дорог народного хозяйства страны – диверсиями и грабежами на дорогах, запугиванием пассажиров, убийством работников транспорта. Вместе с тем, они игнорируют просьбы правительства передвинуть свои охотничьи угодья. Разумеется, передовая общественность страны была против насилия. Правительство искало приемлемое решение.

Наиболее приспособленным к цивилизации племенем оказались чероки. Несмотря на определенные проблемы во взаимоотношениях с правительством, и порой драматические, они сумели понять смысл происходящих исторических событий. Стоит упомянуть, что они владели даже плантациями чернокожих рабов. Став частью южан, в Гражданской войне сражались на их стороне. Позже американское правительство вынудит индейцев продать свои плантации на аукционах, поскольку они, не считая себя гражданами страны, не имели права применять наемный труд американцев.

Наши публицисты не сомневаются, что политика американского правительства была направлена на уничтожение индейцев. Но стоит подумать о том, сколь велика была нужда страны в людях. Поэтому давайте все-таки признаем, что усилия правительства были направлены на интегрирование индейцев в американское общество. В сущности, от индейцев требовалось, чтобы они признали себя гражданами Североамериканских Штатов и подчинились законам страны.

* * *
С 1819 года Конгресс выделяет суммы на Цивилизационный фонд, целью которого было обучение индейцев. В 1887 году принимается закон о земле, согласно которому каждый глава индейской семьи получал 160 акров земли, неженатый индеец, достигший 18 лет – 80 акров. Критики закона полагают, что он ничего не решил, поскольку вскоре индейцы продали 2/3 земли белым. Защитники индейцев утверждают, что те не поняли сущности закона! Великолепное объяснение! Чтобы воспрепятствовать уходу земли из рук индейцев, в 1934 году принимается Акт о реорганизации: индейцам запрещают продавать землю без разрешения Бюро по делам индейцев.

В 1948 году индейцам разрешили голосовать, при условии, что они знают английский.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДЕЙЦЕВ
Сегодня индейцы являются полноправными гражданами США. При этом они освобождены от уплаты налогов! Пользуясь свободой от налогов, индейцы превратили свои резервации в места для проведения азартных игр. Так, племя семинолов во Флориде заработало в 1982 году на бинго 2,7 млн. долларов. К 1987 году уже 50 племен были вовлечены в игровую индустрию (в том числе собачьи бои и бега) и зарабатывали 250 млн. долларов ежегодно.

В штате Вашингтон (северо-запад США) проживает 27 официально зарегистрированных федеральным правительством индейских племен, общей численностью около 91 тысячи человек. Племена владеют различными предприятиями (в основном – это сфера услуг), от которых получают доход около 1 млрд. долларов ежегодно. На предприятиях работает более 14 тысяч человек, в том числе и белые. В 1997 году предприятия, принадлежащие вашингтонским индейцам, затратили около 865,8 млн. долларов на оборудование и материалы. Отметим, что зарплата на индейских предприятиях на 40 процентов ниже, чем в среднем по штату: 18800 долларов в год против 32400.

В штате Аризона 27 процентов земли принадлежит индейцам (20 млн. акров). На этих землях делается все для привлечения туристов – разбиваются парки, открываются казино и аттракционы, а власти резерваций не жалеют денег на создание романтического и привлекательного образа индейцев. Помимо туристского бизнеса, индейцы Аризоны владеют фермами, предприятиями, магазинами.

Отметим и то, что благодаря помощи федерального правительства и частным инициативам почти 90 процентов всех школ и библиотек на индейских землях сегодня компьютеризованны, имеют доступ к Интернету.

* * *
Тем не менее, 63 процента современных индейцев США живут в городах. Собственность, которой они владеют, вполне сопоставима с тем, чем владеют другие этносы, проживающие в этой стране.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПО ПОВОДУ ИСТОРИИ
К сожалению, история слишком редко бывает объективной наукой. Чаще всего она является служанкой идеологии. Историки создают героические картины прошлого, чтобы салютовать им. Подрастающее поколение должно упражняться в патриотизме, поклоняясь утвержденным сверху героям. Так дети с молоком матери впитывают канонизированную ложь.

Возьмите любой школьный учебник истории. Как там старательно трактуются события с «нашей» точки зрения. А если зло исходит с нашей стороны, то глаголы, описывающие происшедшее, приобретают пассивный вид: «это случилось»… «были убиты»… «были разрушены». Из нас все время делают патриотических роботов, как сказал один современный историк.

* * *
Вот выступил на тропу борьбы с американскими пуританами публицист Олег Платонов. Г-н автор явно не желает распространения кальвинизма в России и пытается создать такой образ пуритан-кальвинистов, чтобы раз и навсегда отбить у россиян малейший к ним интерес. Для подкрепления своих тезисов о низости и коварстве пуритан, он ссылается на книгу М. Стингла, которого называет известным ученым. Книга чешского автора Мирослава Стингла «Индейцы без томагавков» вышла в Москве в 1984 году. (О, мы еще не забыли, какого рода книги выходили в СССР!)

Г-н Платонов выставляет освоение Северной Америки как парад англо-саксонских негодяев и примкнувших к ним евреев. У него действует «иудейско-масонская цивилизация», которая замучила 100 млн. индейцев. Самым распространенным методом борьбы с индейцами г-н Платонов полагает продажу туземцам зараженных оспой одеял. Случай, произошедший в 1763 году, когда во время англо-французской войны британцы дали индейцам, воевавшим на стороне французов, два одеяла и носовой платок, у г-на Платонова превращается в постоянную практику белых поселенцев. Он даже утверждает, будто в 1837 году в форте Юнион коварные белые ввели кровь оспенного больного пятистам индейцам. Жаль, что автор не удосужился объяснить, как это злодеяние могло быть осуществлено технически? Справка: шприц и полые иглы были изобретены шотландским врачом Александром Вудом (A. Wood) лишь в 1843 году, окончательная конструкция увидела свет в 1853 году (совместная работа А. Вуда и Шарля-Габриэля Праваза). Не говорим уж о том, что надо было очень постараться, чтобы убедить пятьсот индейцев позволить сделать себе такую инъекцию. Г-н Платонов пишет, что по законам США, действовавшим до 1924 года, индейцы не являлись гражданами этой страны, не имели никаких прав. Напомним г-ну Платонову, что такова была позиция самих индейцев: они не признавали правительство и законы страны, не хотели участвовать в жизни государства. Именно поэтому в свое время встал вопрос о компактных поселениях индейских племен, отказывавшихся считать себя гражданами США. В самом деле, как может функционировать государство, достичь прогресса и обыкновенного порядка, если часть его населения не признает государственные границы? ввозит контрабанду и укрывает у себя беглых преступников? То есть находится вне правового поля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Провидению было угодно, чтобы в противостоянии двух цивилизаций победили потомки европейцев. Цивилизационные ценности индейцев не выдержали проверки при встрече с европейской культурой. Но справедливо ли в этом обвинять европейцев? Не будем полагать, что победители всегда неправы. Мы заслужили наш успех потом и кровью, сказали бы нам поселенцы.

Как можно оправдывать белых, возразит кто-то, ведь поселенцы посягнули на суверенные земли индейцев? Я думаю, читатель вместе с нами теперь может ответить, что постановка вопроса некорректна. Поскольку не было у индейцев суверенных земель. Пусть даже некоторые из племен действительно проживали на той или иной территории довольно длительное время. Не было у индейцев самого понятия о суверенности. Ирокезы выгнали со «своей» земли оджибве, те выгнали племя сиу. Мы уже упоминали об америндос и на-дене. Между этими народами войны шли сотни лет. Вторые считали, что имеют на землю такое же право, что и первые. Но точно также и поселенцы полагали, что имеют право на эту землю. И были убеждены, что им, а не язычникам помогает Бог, вручая в их руки эту землю.

источник