Меню Рубрики

Неклеточное строение имеют дрожжи пеницилл вирус оспы

Наличие клеточной стенки характерно для клеток
1 растений и животных 2 всех эукариот
3 бактерий и животных 4 бактерий, растений и грибов +

Клеточной стенки нет у клеток
1 хламидомонады и хлореллы 2 инфузории-туфельки и амебы +
3 дрожжей и пеницилла 4 сосны и человека

На рисунке изображен
1 мукор
2 стрептококк
3 бактериофаг +
4 спора мха

Неклеточное строение имеют
1 дрожжи 2 пеницилл 3 вирус оспы + 4 холерный вибрион

Вирусы — это
1 мелкие бактерии 2 кольцевые молекулы ДНК
3 паразитические прокариоты 4 неклеточные формы жизни +

Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса
1 белков 2 ДНК 3 генов 4 рибосом +

Вирусы могут размножаться
1 делением 2 только внутри клеток +
3 в воде загрязненных водоемов 4 с помощью митоза

Вирусы, в отличие от бактерий НЕ
1 содержат белков 2 имеют ДНК
3 могут сохраняться во внешней среде в покоящемся состоянии
4 содержат рибосом и не могут самостоятельно синтезировать белки +

Вирусы вызывают у человека
1 холеру и чуму 2 дизентерию и скарлатину
3 СПИД и клещевой энцефалит + 4 малярию и сонную болезнь

Вирусы могут паразитировать
1 в клетках человека, но не животных
2 в клетках человека и животных, но не растений
3 в клетках человека, животных и растений, но не бактерий
4 в клетках человека, животных, растений и бактерий +

Выберите возможные пути заражения вирусом ВИЧ
1 при половых контактах + 4 при чихании и кашле
2 при рукопожатии 5 через нестерильные шприцы +
3 при укусах клещей 6 от матери к плоду +
Установите соответствие между названием организма и его признаками.

Признаки организма Название организма
А) содержит рибосомы 1) вирус гриппа
Б) может расти на искусственной питательной среде 2) холерный вибрион
В) имеет клеточную стенку
Г) клетки по форме напоминают «запятую»
Д) размножается только внутри живых клеток
Е) передается воздушно-капельным путем

Бактерии
Какой цифрой на рисунке обозначены кокки?
1 1 2 2
3 3 + 4 4

C некоторыми растениями грибы сближает
1 размножение спорами + 2 автотрофный способ питания
3 наличие тканей 4 хитин в клеточной стенке

В хлебопечении человек использует способность дрожжей превращать
1 сахар в спирт и углекислый газ + 2 сахар в крахмал
3 углекислый газ и воду в сахар 4 спирт в уксусную кислоту и углекислый газ

Пенициллин – это
1 плесневый гриб 2 лекарство, получаемое из плесени +
3 антибиотик, получаемый из бактерий
4 антибиотик, который можно получить только путем искусственного синтеза

К грибам-паразитам относятся
1 трутовики и головня + 2 мукор и пеницилл
3 мухомор и бледная поганка 4 все дрожжи

Общим свойством всех клеток бактерий, растений, грибов и животных является способность к
1 обмену веществ + 2 мейозу 3 движению 4 сократимости

В клетке дрожжевого гриба в отличие от клетки холерного вибриона есть
1 хлоропласты 2 ядро + 3 цитоплазма 4 рибосомы

Если на хлебе выросла плесень, это означает, что
1 в тесто попали клетки плесени
2 на хлеб из воздуха попали споры грибов +
3 на хлеб из воздуха попали споры бактерий
4 в хлебе из органических веществ возникли клетки плесени

На рис. изображены два представителя царства грибов:
1 на левом рисунке – мукор, а на правом – пеницилл +
2 на левом рисунке пеницилл, а на правом – мукор
3 на левом рисунке – головня, а па правом – дрожжи
4 на левом рисунке – дрожжи, а на правом — головня

Клетки корня березы отличаются от клеток подберезовика наличием
1 хлоропластов и отсутствием клеточной стенки
2 пластид и химическим составом клеточной стенки +
3 митохондрий и клеточной стенки
4 ядра c ядрышком

Установите соответствие между названием организма и его признаками.

Признаки организма Название организма
А) содержит хлорофилл 1) бурая водоросль ламинария
Б) относится к сапрофитам 2) гриб рядовка зеленая (зеленушка)
В) имеет клеточные стенки из хитина
Г) тело состоит из нитей — гифов
Д) образует микоризу
Е) может выделять кислород

источник

Вирусы открыты Д.И.Ивановским (1892 г., вирус табачной мозаики).

Вирусы – это внутриклеточные паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы паразитируют на клетках организмов всех царств живой природы. Вирусы бактерий называются бактериофаги.

Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами.

Вирусы – это неклеточная форма жизни. Вирусные частицы (вирионы) – это не клетки:

  • вирусы гораздо меньше клеток;
  • вирусы гораздо проще клеток по строению – состоят только из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки, состоящей из множества одинаковых молекул белка.
  • вирусы содержат либо ДНК, либо РНК.

Синтез компонентов вируса:

  • В нуклеиновой кислоте вируса содержится информация о вирусных белках. Клетка делает эти белки сама, на своих рибосомах.
  • Нуклеиновую кислоту вируса клетка размножает сама, с помощью своих ферментов.
  • Затем происходит самосборка вирусных частиц.

  • вызывают инфекционные заболевания (грипп, герпес, СПИД и т.д.)
  • некоторые вирусы могут встраивать свою ДНК в хромосомы клетки-хозяина, вызывая мутации.

Синдром приобретенного иммунного дефицита вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ паразитирует на белых клетках крови (лейкоцитах лимфоцитах), это приводит к разрушению иммунной системы.

Вирус СПИДа очень нестоек, на воздухе легко разрушается. Заразиться им можно только при половых контактах без презерватива и при переливании зараженной крови.

Установите соответствие между особенностями организмов и представителями: 1) Вирус иммунодефицита, 2) Кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Нет клеточной стенки
Б) Наследственный материал заключён в кольцевой ДНК
В) Наследственный материал заключён в РНК
Г) Может иметь жгутик
Д) Внутриклеточный паразит
Е) Симбионт человека

Установите соответствие между признаками биологического объекта и объектом, к которому относится данный признак: 1) бактериофаг, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) состоит из нуклеиновой кислоты и капсида
Б) клеточная стенка из муреина
В) вне организма находится в виде кристаллов
Г) может находиться в симбиозе с человеком
Д) имеет рибосомы
Е) имеет хвостовой канал

Выберите один, наиболее правильный вариант. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус СПИДа поражает в крови человека
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) лимфоциты
4) кровяные пластинки

Выберите три варианта. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют клеточную стенку
2) адаптируются к среде
3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка
4) размножаются вегетативно
5) не имеют собственного обмена веществ
6) ведут только паразитический образ жизни

Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетки каких организмов поражаются бактериофагом?
1) лишайников
2) грибов
3) прокариот
4) простейших

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирус иммунодефицита поражает в первую очередь
1) эритроциты
2) тромбоциты
3) фагоциты
4) лимфоциты

Выберите один, наиболее правильный вариант. В какой среде вирус СПИДа, как правило, погибает
1) в лимфе
2) в грудном молоке
3) в слюне
4) на воздухе

Выберите один, наиболее правильный вариант. Вирусы обладают такими признаками живого, как
1) питание
2) рост
3) обмен веществ
4) наследственность

Выберите один, наиболее правильный вариант. Знания о вирусах не согласуются с положениями клеточной теории, так как они
1) внутриклеточные паразиты
2) не имеют оформленного ядра
3) размножаются только в клетках других организмов
4) не имеют клеточного строения

1. Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход вируса в окружающую среду
2) синтез белка вируса в клетке
3) внедрение ДНК в клетку
4) синтез ДНК вируса в клетке
5) прикрепление вируса к клетке

2. Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой
2) разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток
3) проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии
4) прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки
5) сборка новых бактериофагов

3. Установите последовательность этапов проникновения и паразитирования в клетке вирусных частиц. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
2) проникновение ДНК вируса в клетку
3) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
4) синтез вирусной ДНК и белков
5) выход вирусных частиц из клетки-хозяина
6) формирование новых вирионов

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют неоформленное ядро
2) размножаются только в других клетках
3) не имеют мембранных органоидов
4) осуществляют хемосинтез
5) способны кристаллизоваться
6) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы:
1) не обладают собственным обменом веществ
2) являются внутриклеточными паразитами
3) способны размножаться только внутри животных клеток
4) не содержат нуклеиновых кислот
5) могут быть уничтожены применением антибиотиков
6) не способны к самостоятельному синтезу белка

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий
1) имеют клеточное строение
2) имеют неоформленное ядро
3) образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой
4) относятся к свободноживущим формам
5) размножаются только в других клетках
6) являются неклеточной формой жизни

1. Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен: 1) прокариоты, 2) вирусы.
А) клеточное строение тела
Б) наличие собственного обмена веществ
В) встраивание собственной ДНК в ДНК клетки хозяина
Г) состоит из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки
Д) размножение делением надвое
Е) способность к обратной транскрипции

2. Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: 1) вирусы, 2) бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) только паразитический образ жизни
Б) способность к синтезу белковых молекул
В) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды
Г) отсутствие собственного обмена веществ
Д) наличие клеточной стенки
Е) деление клетки надвое


Установите соответствие между функциями и организмами, для которых они характерны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеет оболочку из муреина
Б) является облигатным клеточным паразитом
В) способен к спорообразованию
Г) размножается бинарным делением
Д) состоит из ДНК или РНК и капсида
Е) способен кристаллизоваться


Установите соответствие между характеристиками и формами жизни, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) при неблагоприятном воздействии образует споры
Б) является облигатным внутриклеточным паразитом
В) имеет нуклеоид
Г) цитоплазматическая мембрана образует мезосомы
Д) генетический аппарат представлен молекулами ДНК или РНК
Е) имеет белково-липидную мембрану и капсид


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного природного объекта?
1) характерен хемотрофный тип питания
2) образован нуклеиновой кислотой и белками
3) ведет паразитический образ жизни
4) образует споры при неблагоприятных условиях среды
5) отсутствует собственный обмен веществ
6) образует симбиоз с бактериальной клеткой

Известно, что вирусы мельче бактерий, относятся к неклеточной форме жизни и являются облигатными паразитами клеток живых организмов. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вирусы проходят через бактериальные фильтры и различимы только в электронный микроскоп. (2) Вирусы состоят только из молекулы ДНК или РНК, окруженной белковым или белково-липидным капсидом. (3) Форма вирусов разнообразна: округлая, палочковидная, нитевидная или в виде многогранника. (4) Большинство вирусов имеют симметричную структуру. (5) Вирусы размножаются внутри клетки другого организма, а вне её они инертны. (6) Вирусы способны переносить генетическую информацию между клетками внутри организма и между различными организмами.

Читайте также:  Виферон при ветряной оспе

источник

Мы просвятим вас с новой изучаемой темой Мно­го­об­ра­зие организмов (Часть 2) с порядковым номером 5149, которая поможет при выполнении домашних заданий по предмету Биология. Если после изучения данного материала у вас появились вопросы, то вы можете задать их в форме ниже, другие единомышленники, возможно, помогут вам.

4. За­да­ние 9 Для жи­вот­ных, в от­ли­чие от рас­те­ний, ха­рак­тер­но

3) бес­по­лое и по­ло­вое раз­мно­же­ние

4) ды­ха­ние кис­ло­ро­дом воз­ду­ха

5. За­да­ние 9 Боль­шин­ство бак­те­рий от­но­сит­ся к груп­пе ор­га­низ­мов

1) про­из­во­ди­те­лей ор­га­ни­че­ских ве­ществ

4) раз­ру­ши­те­лей ор­га­ни­че­ских ве­ществ

6. За­да­ние 9 К эу­ка­ри­о­там от­но­сит­ся

7. За­да­ние 9 Обмен ве­ществ от­сут­ству­ет у

8. За­да­ние 9 К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

9. За­да­ние 9 Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых имеют хло­ро­пла­сты, от­но­сят к цар­ству

10. За­да­ние 9 К ор­га­низ­мам-сим­бион­там от­но­сят

11. За­да­ние 9 Эу­ка­ри­о­ты с ав­то­троф­ным спо­со­бом пи­та­ния от­но­сят­ся к цар­ству

12. За­да­ние 9 Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых не имеют оформ­лен­но­го ядра, ми­то­хон­дрий, ап­па­ра­та Голь­д­жи, от­но­сят к груп­пе

13. За­да­ние 9 Какой ор­га­низм от­но­сят к цар­ству бак­те­рий

14. За­да­ние 9 Какая груп­па бак­те­рий живет в со­дру­же­стве с дру­ги­ми ор­га­низ­ма­ми

15. За­да­ние 9 За­бо­ле­ва­ние ту­бер­ку­ле­зом лег­ких у че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет

16. За­да­ние 9 Клет­ки жи­вот­ных от­но­сят к груп­пе эу­ка­ри­от­ных, так как они имеют

2) плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну

4) ядро, от­де­лен­ное от ци­то­плаз­мы обо­лоч­кой

17. За­да­ние 9 Сход­ство стро­е­ния кле­ток ав­то­троф­ных и ге­те­ро­троф­ных ор­га­низ­мов за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии

2) плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны

4) ва­ку­о­лей с кле­точ­ным соком

18. За­да­ние 9 Рас­те­ния, грибы, жи­вот­ные – это эу­ка­ри­о­ты, так как их клет­ки

1) не имеют оформ­лен­но­го ядра

3) имеют ядер­ную ДНК, за­мкну­тую в коль­цо

19. За­да­ние 9 Грибы, клет­ки ко­то­рых имеют обо­лоч­ку, ядро, ци­то­плаз­му с ор­га­но­и­да­ми, от­но­сят к груп­пе ор­га­низ­мов

20. За­да­ние 9 Ор­га­низ­мы, ко­то­рым для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти не­об­хо­ди­мо на­ли­чие кис­ло­ро­да в среде оби­та­ния, на­зы­ва­ют

21. За­да­ние 9 Ви­ру­сы от­ли­ча­ют­ся от рас­те­ний, жи­вот­ных, гри­бов или бак­те­рий тем, что они

1) не имеют соб­ствен­но­го об­ме­на ве­ществ

2) имеют не­боль­шие раз­ме­ры ри­бо­сом

3) со­дер­жат нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты

22. За­да­ние 9 . К не­кле­точ­ным фор­мам жизни от­но­сят­ся

23. За­да­ние 9 .

24. За­да­ние 9 . Не­кле­точ­ное стро­е­ние имеют

25. За­да­ние 9 . Ос­нов­ное от­ли­чие в стро­е­нии ви­ру­са оспы от диф­те­рий­ной па­лоч­ки за­клю­ча­ет­ся в от­сут­ствии у ви­ру­са

26. За­да­ние 9 . Самые ма­лень­кие раз­ме­ры имеют

27. За­да­ние 9 . Не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния

28. За­да­ние 9 . Ви­ру­сы могут раз­мно­жать­ся толь­ко в

29. За­да­ние 9 . Кап­сид — это обо­лоч­ка

30. За­да­ние 9 . Из белка и нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты со­сто­ят

31. За­да­ние 9 . Энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти

32. За­да­ние 9 . Все­гда яв­ля­ют­ся па­ра­зи­та­ми

33. За­да­ние 9 . Какая груп­па ор­га­низ­мов спо­соб­на к фо­то­син­те­зу?

34. За­да­ние 9 . Бак­те­рии си­бир­ской язвы могут дли­тель­ное время на­хо­дить­ся в ско­то­мо­гиль­ни­ках в виде

35. За­да­ние 9 . Бак­те­рио­фа­ги — это

36. За­да­ние 9 . К са­про­тро­фам от­но­сят

37. За­да­ние 9 . Грибы, ко­то­рые пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми остат­ка­ми рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к груп­пе

38. За­да­ние 9 . В клет­ках боль­шин­ства ав­то­троф­ных ор­га­низ­мов, в от­ли­чие от кле­ток ге­те­ро­тро­фов, про­ис­хо­дит

39. За­да­ние 9 . Ви­ру­сы, в от­ли­чие от рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к

40. За­да­ние 9 . Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты, окружённой бел­ко­вой кап­су­лой, со­сто­ит

3) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

41. За­да­ние 9 . К эу­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

42. За­да­ние 9 . Какие ор­га­низ­мы пре­об­ра­зу­ют энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ в мак­ро­эр­ги­че­ские связи АТФ?

43. За­да­ние 9 . Плес­не­вые грибы по спо­со­бу пи­та­ния от­но­сят к

44. За­да­ние 9 . Ви­ру­сы, как и не­ко­то­рые бак­те­рии и низ­шие грибы,

1) всту­па­ют в сим­би­оз с рас­те­ни­я­ми

2) дышат кис­ло­ро­дом воз­ду­ха

3) вы­зы­ва­ют ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния

4) об­ра­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

45. За­да­ние 9 . Хе­мот­роф­ное пи­та­ние ха­рак­тер­но для

46. За­да­ние 9 . Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и бел­ко­вой кап­су­лы со­сто­ит

4) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

47. За­да­ние 9 . Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

1) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

48. За­да­ние 9 . Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов от­но­сит­ся к чле­ни­сто­но­гим?

49. За­да­ние 9 . Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

2) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

3) бак­те­рио­фаг источник

В предлагаемом разделе рассматриваются характерные особенности вирусов, бактерий, грибов, лишайников. Изучается их образ жизни, значение в природе и значение в хозяйственной жизни человека.

Исходный уровень знаний: царство, неклеточные организмы, нуклеиновые кислоты, паразиты.

Количество видов. Точное количество видов вирусов неизвестно. В настоящее время описано более 5000 видов, поражающих клетки животных, растений, грибов и бактерий.

Среда обитания. Вирусы обитают в клетках своего хозяина. Во внешней среде они находятся в покоящейся форме — не растут, не питаются, не размножаются, то есть не проявляют никаких свойств живого. Чаще всего вирусы поражают определенные типы клеток. Так вирус гепатита поражает клетки печени, СПИДа — клетки крови, ответственные за иммунитет организма, бешенства — клетки головного и спинного мозга.

Строение. Вирусы — очень мелкие неклеточные организмы от 20 до 300 нм в диаметре (1 нм = 1/1000000 мм). Чтобы их увидеть, нужно использовать электронный микроскоп. Зрелая вирусная частица (вирион) состоит из молекулы ДНК или РНК, окруженной белковой оболочкой (капсидом). Иногда поверх капсида располагается дополнительная оболочка, состоящая из белков и жиров. Форма вирусных частиц может быть различной: палочко­видной (вирус табачной мозаики), многогранной (вирус оспы, полиомиелита), кубической, спиральной. Некоторые бакте­риофаги (вирусы, поражающие клетки бактерий) имеют го­ловку и хвост с отростками.

Образ жизни. Все вирусы – внутриклеточные паразиты. Проникая внутрь клетки хозяина, вирусы «заставляют» их синтезировать нуклеиновые кислоты и белки, из которых образуют для себя новые вирусные частицы. Затем вирусы постепенно или все сразу выходят из клетки, в которой образовались. В последнем слу­чае клетка разрывается и погибает.

Пути заражения. В организм человека и животных вирусы проникают со слюной, выделяемой больным человеком при кашле, чихании, разговоре, через ранки (то есть через кровь), через кожу, через грязные шприцы и другие медицин­ские инструменты. Переносчиками многих вирусных заболеваний человека являются животные.

Борьба с вирусами. Бороться с вирусами сложно, так как на них не действуют антибиотики — лекарства, убивающие бактерий. Но в организме образуются особые вещества (интерферон), вызывающие гибель вирусов. Кроме того, иммун­ная система ограничивает распространение инфекции в ор­ганизме. (Иммунитет — способность организма сопротивляться заболеваниям). Лечение вирусных заболеваний проводится под наблюдением врача.

Меры профилактики вирусных заболеваний:

  • укрепление иммунитета: закаливание, занятия спортом, пол­ноценное питание, прием витаминов,
  • прививки,
  • соблюдение правил личной гигиены,
  • стерилизация медицинских инструментов,
  • здоровый образ жизни,
  • избегание контактов с больными людьми, животными.

Значение вирусов в природе и жизни человека

  • Вирусы вызывают многие опасные заболевания человека: оспу, ветряную оспу, корь, грипп, гепатит, герпес, бешенство, полиомиелит, СПИД.
  • Вирусные заболевания поражают животных и растения, принося ущерб сельскому хозяйству.
  • Вирусы — бактериофаги используются для изучения синтеза белка, строения гена, раковых заболеваний.
  • Вирусы используются для борьбы с насекомыми-вредителями (например, с хлопковой совкой в США, кроликами в Австралии).
    Новые понятия и термины: внутриклеточные паразиты, капсид, бактериофаг, интерферон, антибиотик.
  1. Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами?
  2. Что отличает вирусы от клеточных форм жизни?
  3. Как вирусы проникают в клетки растений, бактерий, животных?
  4. Как размножаются вирусы?
  5. Каким образом можно предупредить вирусные заболевания?
  6. Могут ли вирусы быть полезными?

Исходный уровень знаний:
царство, клетка, органоиды клетки, ядро, деление клетки, клеточная мембрана, клеточная оболочка, питание, сапрофит, паразит, эукариоты, прокариоты, пигменты, анаэробы, аэробы, хемотрофы, фототрофы, автотрофы, гетеротрофы.

План ответа:

  • Общая характеристика бактерий
  • Классификация бактерий по форме
  • Строение бактериальной клетки. Типы питания бактерий
  • Дыхание бактерий
  • Размножение бактерий
  • Значение бактерий в природе и жизни человека

Количество видов. Насчитывается более 10 тысяч видов бактерий.

Среда обитания бактерий. Бактерии заняли все среды жизни: наземно-воздушную, почвенную, водную, организмы растений, животных и грибов.

Строение бактерий. Средние размеры клеток бактерий от 0,5 до 5 мкм в диа­метре. (1мкм = 1/1000 мм). Бактерии могут существовать в виде отдельных клеток или образовывать колонии. В зависимости от фор­мы клеток бактерий делят на кокки (шаровидные), бациллы (палочковидные), вибрионы (в виде запятой), спириллы и спирохеты (спиралевидные).

Клетка бактерии снаружи покрыта оболочкой, основное вещество которой — муреин. Оболочка, в свою очередь, может быть заключена в слизистую капсулу. Под оболочкой расположена клеточная мембрана. В цитоплазме находятся рибосомы и нуклеоид – участок цитоплазмы, где расположена кольцевая молекула ДНК. Многие бактерии имеют жгутики, необходимые им для пере­движения.

Образ жизни бактерий. Среди бактерий встречаются какавтотрофы (цианобактерии), так и гетеротрофы (молочнокислые, болезнетворные). Некоторые бактерии (симбионты) поселяются в организме человека, животных, растений и обмениваются с ними питательными веществами. Дыхание у одних бактерий происходит с использованием кислорода (аэробно), а у других — без него (анаэробно).

Основной способ размножения бактерий – простое деление клетки надвое. В благоприятных условиях такие деления повторяются каждые 15-20 минут. Половой процесс включает в себя сближение двух бактериальных клеток с последующим обменом генетической информацией. Этот процесс называется конъюгацией.

В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры — клетки, покрытые дополнительными оболочками, защищающими их от гибели.

Многообразие бактерий.

Гнилостные бактерии разлагают белки. Они вызывают гниение продуктов.

Молочнокислые бактерии расщепляют углеводы. Превращают молоко в простоквашу, вызывают квашение капусты и других овощей. В то же время вызывают порчу продуктов.

Симбиотические бактерии обитают в кишечнике животных и человека, облегчая расщепление питательных веществ.

В корнях растений поселяются азотофиксирующие бактерии, которые поглощают азот из воздуха. Образующиеся при этом вещества они передают растению, а от него получают углеводы и минеральные вещества.

Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека: брюшной тиф, туберкулез, проказу, ангину, чуму, холеру, дизентерию, столбняк и другие. С ними борются, применяя ле­карства — антибиотики, а также и меры профилактики (кипячение питьевой воды, поддержание чистоты, соблюдение правил личной гигиены).

Значение бактерий в природе и жизни человека.

  • Являются предками эукариотических организмов – животных, растений, грибов.
  • Участвуют в разложении (минерализации) органических веществ до неорганических, являясь важным компонентом в круговороте веществ.
  • Симбиотические бактерии живут в кишечнике человека и животных, помогая пищеварению.
  • В медицине используются для получения антибиотиков (грамицидин, стрептомицин).
  • Служат для получения продуктов питания (ряженка, сметана, сыр и другие).
  • Бактерии-паразиты вызывают заболевания человека, животных и растений.
  • Вызывают порчу продуктов питания.

Новые понятия и термины: кокки, стрептококки, стафилококки, бациллы, спириллы, вибрионы, конъюгация, нуклеоид, муреин.

  1. Какое строение имеет тело бактерий?
  2. Почему бактерии могут обитать в самых различных средах жизни?
  3. Какие существуют способы уничтожения бактерий?
  4. Чем могут быть опасны консервы из мяса, рыбы, фасоли?
  5. Каких продуктов питания мы бы никогда не знали без бактерий?

Исходный уровень знаний: царство, аэробы, гетеротрофы, хемотрофы, паразиты, сапрофиты, эукариоты, клетка, клеточная мембрана, клеточная оболочка, цитоплазма, рибосомы, симбиоз, размножение: вегетативное, половое, бесполое.

План ответа:

  • Строение грибной клетки.
  • Строение тела и способ питания грибов.
  • Сходство и различия грибов с животными и растениями.
  • Размножение грибов.
  • Дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы.
  • Грибы-паразиты.
  • Значение грибов в природе и жизни человека.
Читайте также:  Оспа птиц опасна для человека

Количество видов. В настоящее время микологи описали около 100 тысяч видов грибов.

Среда обитания грибов.

Грибы обитают везде, где есть органические вещества: в почве, в воде, на древесине, на растениях, на теле человека и животных. Предпочитают темные влажные места.

Строение грибной клетки.

Грибы — эукариоты. В каждой клетке содержится одно или несколько ядер. Содержимое клетки покрыто клеточной мембраной, а сверху еще и клеточной оболочкой, поэтому вещества в грибную клетку проникают только в газообразном или растворенном состоянии. В состав оболочки входит хитин. В цитоплазме грибной клетки располагаются органоиды, характерные для клетки животного, только клеточный центр у большинства грибов отсутствует. Запасные вещества откладываются в виде гликогена, белков, капель жира.

Строение тела гриба.

Тело гриба называется мицелий, или грибница. Мицелий может быть одноклеточный одноядерный (дрожжи), одноклеточный многоядерный (мукор), многоклеточный (пеницилл, шляпочные грибы). Многоклеточный мицелий состоит из однорядных нитей — гиф. Мицелий растет в течение всей жизни гриба.Размеры грибов колеблются от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров.

Образ жизни грибов.

Все грибы по типу питания гетеротрофы. Среди них есть сапрофиты и паразиты. Симбиотические грибы образуют микоризу (грибокорень) с корнями высших растений, входят в состав лишайников. Хищные грибы образуют петлевидные гифы, оплетающие тело мелких почвенных червей — нематод. Дышит большинство грибов, используя кислород (аэробно), но есть и анаэробные представители. Размножаются грибы почкованием, частями мицелия (вегетативно), спорами или половым путем.

Сходство грибов с растениями и животными.

Так же, как и растения, грибы ведут неподвижный образ жизни, имеют клеточную оболочку, растут в течение всей жизни, поглощают вещества в виде растворов. С животными их сближает гетеро­трофный тип питания, отложение гликогена в качестве за­пасного вещества, образование хитина.

Многообразие грибов.

Дрожжи — одноклеточные микроскопические грибы, обитающие в питательной жидкой среде, богатой сахаром. Они разлагают сахар на спирт и углекислый газ, т.е. вызывают спиртовое брожение. Размножаются почкованием. Дрожжи используются для приготовления хлеба, пи­ва, вина.

Плесневые грибы. Некоторые грибы вызывают образование пушистого налета — плесени на продуктах, почве, бумаге. Например, мукор часто появляется на хлебе. Он представляет собой огромную разветвленную клетку с многочисленными ядрами. Вначале плесень белая, а затем ее гифы поднимаются вверх, и на их концах образуются черные спорангии. При созревании спор головки лопаются, и споры разносятся ветром. Другой пример плесневых грибов – пеницилл. Он поселяется на влажном хлебе, овощах и других продуктах питания. Плесень вначале имеет белый цвет, который затем сменяется на сине-зеленый. Мицелий — многокле­точный. На приподнимающихся концах некоторых нитей образуются «кисточки», состоящие из клеток — спор. Они обры­ваются и разносятся по воздуху. Именно из пеницилла Александр Флеминг выделил первый антибиотик — пенициллин, спасший жизнь многим людям.

Шляпочные грибы. У шляпочных грибов, кроме подземной грибницы, образуются наземные «плодовые тела», имеющие шляпки и ножки. Плодовое тело состоит из плотно переплетенных нитей грибницы. На нижней стороне шляпки образуются трубочки или пластинки, где образуются споры. Шляпочные грибы могут размножаться и вегетативно — частями мицелия. У многих шляпочных грибов гифы оплетают корни растений и даже могут проникать внутрь, образуя микоризу. Грибница поглощает из почвы воду с минеральными веществами, а растение передает грибам органические вещества. Среди шляпочных грибов есть как съедобные, так и ядовитые.

Головневые грибы поражают хлебные злаки. Споры распространяются на здоровые зерновки во время уборки урожая. При посеве они попадают в землю и прорастают. При этом гифы проникают в проростки и растут внутри стебля, питаясь его веществами. Когда наступает цветение, грибница достигает колоса, сильно разрастается, образует очень много спор вместо зерновок.

Спорынья поражает злаковые культуры. Вместо зерновок в колосе образуются ядовитые черно-фиолетовые рожки. Попав в муку, они могут вызвать сильное отравление, в народе получившее название во Франции «антониев огонь», а в России — «злые корчи» («ведьмины корчи»). Отравлению подвержены и животные. В настоящее время перед посевом зерна обрабатывают специальными веществами, что позволило практически избавиться от спорыньи в сельскохозяйственных посевах. В крайне малых дозах отдельные виды спорыньи используются в медицинских целях.

Трутовики поселяются на деревьях. Споры проникают в древесину через раны в коре. Грибница развивается внутри древе­сины и разрушает ее. Через несколько лет после заражения на дереве появляются многолетние плодовые тела, трубчатые на нижней стороне. Меры борьбы: уничтожение больных де­ревьев, замазывание ран на коре дерева.

Грибы — паразиты поражают клубни картофеля (картофельная гниль), плоды крыжовника (мучнистая роса), яблони (парша), волосы, кожу и ногти человека (стригущий лишай), животных.

Значение грибов в природе и жизни человека.

  • Разлагают органические остатки, участвуя в круговороте веществ в экосистеме.
  • Формируют почву.
  • Входят в состав лишайников и образуют микоризу.
  • Используются для получения антибиотиков, пищевых продуктов.
  • Вызывают порчу пищевых продуктов, бумаги, кожаных изделий, древесины.
  • Могут вызвать заболевания и отравления человека и животных.

Новые понятия и термины: хитин, гликоген, мицелий, гифы, микориза.
Представители: дрожжи, пеницилл, мукор, шампиньон, мухомор, груздь, масленок, головня, спорынья, трутовики.

  1. В чем сходство и различия грибов, растений и животных?
  2. Чем отличаются грибы — паразиты, сапрофиты и симбионты?
  3. В чем отличие паразитизма вирусов и грибов?
  4. Сравните строение и образ жизни представителей царства Грибы.
  5. Какие Вы знаете ядовитые и съедобные грибы?

Исходный уровень знаний:
слоевище, гриб, водоросль, гифы, симбиоз, питание (автотрофное, гетеротрофное), размножение (половое, бесполое)

План ответа:

  • Лишайники — симбиотические организмы
  • Морфологические типы слоевищ
  • Строение тела лишайников
  • Размножение лишайников
  • Специфические свойства лишайников
  • 3начение лишайников в природе и хозяйстве человека

Количество видов. В настоящее время лихенологи описали около 26 тысяч видов лишайников.

Среда обитания лишайников.

Лишайники произрастают на почве, деревьях, скалах. Распространены в умеренных и холодных областях зем­ного шара, а также в горах.

Строение тела лишайника.

Тело лишайника образовано двумя компонентами: грибом и водорослью. Таким образом, лишайники являются симбиотическими организмами. Между симбионтами в процессе эволюции сформировалась тесная связь, в результате чего они стали единым организмом.

Лишайники не имеют зеленой окраски, у них нет стебля, листьев, корней, их тело состоит из слоевища. Основу тела образуют гифы гриба. У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения гиф, между которыми находится рыхлый слой грибных нитей с водорослями. Корковый слой грибов защищает водоросли от высыхания, чрезмерного освещения. В слое водорослей происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Таким образом, водоросль получает от гриба воду, защиту и растворенные минеральные соли, а гриб получает от водоросли органические вещества. К поверхности они крепятся при помощи гиф гриба. Водоросли, ходящие в состав лишайника, относятся к зеленым или сине-зеленым (цианобактериям).

Различают три формы слоевищ лишайников:

Образ жизни лишайников.

Питаются лишайники автотрофно за счет фотосинтеза, протекающего в клетках водорослей. Дышат они, используя кислород воздуха (аэробно). Размножаются лишайники в основном бесполым путем: частями слоевища, спорами грибов. При прорастании спора гриба должна встретить тот вид водорослей, который входит в состав данного лишайника. Если такой встречи не произойдет, гриб обречен на гибель. Грибов, образующих лишайник, в природе в свободном виде не существует. Половое размножение осуществляется за счет грибного компонента при слиянии гиф.

Специфические черты лишайников.

Лишайникам свойственны специфические черты, которые не присущи ни грибу, ни водоросли в отдельности.

• Могут первыми поселяться на голых камнях.

• Чувствительны к загрязнению окружающей среды – биологические индикаторы чистоты воздуха.

• Растут лишайники крайне медленно (прирост за год у накипных составляет 1- 8 мм, у кустистых — 1- 35 мм).

• У лишайников имеются специфические вещества, например, лишайниковые кислоты, способные растворять поверхность камня.

Значение лишайников в природе и жизни человека.

  • Являясь первыми поселенцами, лишайники играют существенную роль в почвообразовании, создавая условия для жизни других организмов (первичная сукцессия).
  • В тундре лишайники — основной корм северных оленей (ягель).
  • Лишайники не являются паразитами, но их присутствие на стволах деревьев нарушает газообмен и создает условия для размножения насекомых-вредителей.
  • Человек использует лишайники в парфюмерии как фиксаторы запаха духов, в медицине – для получения лекарств, в экологии – для мониторинга окружающей среды. Есть лишайники, которые можно употреблять в пищу (лишайниковая манна).

Новые понятия и термины: индикатор; лишайники: накипные, листоватые, кустистые.

  1. Какого цвета бывают лишайники?
  2. Почему возможно существование лишайников там, где мо¬гут существовать гриб и водоросль?
  3. Какие лишайники называют эпифитами?
  4. Почему в местах произрастания лишайников нужно ходить по специально отведенным тропам?

Авторский проект Титоровой Натальи Павловны, 2009-2019гг.
Копирование любых материалов сайта возможно только для некоммерческого использования и с обязательным указанием источника копирования.

источник

Все организмы состоят из клеток — наименьших структурно-функциональных единиц строения. Но существуют и неклеточные формы жизни: вирусы и бактериофаги. Какие же особенности строения позволили им занять свою достойную нишу среди царств живой природы? Давайте узнаем подробнее.

В переводе с греческого языка название этих организмов переводится как «яд». И это не случайно. Невооруженным глазом их никто никогда не видел, но практически каждый перенес на себе их влияние. Ведь симптомы гриппа в зимний период стучатся к нам в дом без спроса.

Это сейчас известно, что вирусы — неклеточная форма жизни. Биология этих организмов оставалась загадкой на протяжении многих веков. И только в конце 19 века русский физиолог Дмитрий Иосифович Ивановский доказал, что возбудителями многих болезней являются именно вирусы. Ученый исследовал растение табака, которое было поражено табачной мозаикой. Он заметил, что если сок больного растения проникнет в здоровое, то произойдет его поражение.

Почему вирусы — неклеточные формы жизни? Ответ прост: их организм не состоит из клеток. Он представляет собой молекулу нуклеиновой кислоты, окруженной белковой оболочкой — капсидом. Различают ДНК- и РНК-содержащие вирусы.

В зависимости от особенностей строения неклеточные формы жизни — вирусы — делятся на простые и сложные. Первые имеют классическое строение из нуклеиновых кислот и белков. А вторые во время сборки дополнительно прикрепляют часть плазматической мембраны. Она выполняет функцию дополнительной защитной оболочки.

Итак, вирусы — неклеточные формы жизни, не имеют привычной мембраны и органелл — постоянных клеточных структур, выполняющих определенные функции. По каким же признакам их относят к живым организмам? Они способны к процессу размножения. Причем, находясь вне организма хозяина, они не проявляют никаких признаков существования. Как только вирус оказывается в клетке, он начинает синтезировать свои белки. При этом начинается процесс подавления произведения собственных белковых молекул организма.

Вирусные белки действуют как ферменты — биологически активные вещества. Они ускоряют воспроизведение нуклеиновых кислот. Таким образом, количество чужеродных частиц увеличивается, а собственные процессы синтеза останавливаются. В результате организм заболевает, поскольку для начала процесса размножения вирусу нужна энергия и органические вещества клеток хозяина.

Вирусы — неклеточные формы жизни, которые способны паразитировать в любых организмах. И одноклеточные прокариотические бактерии не исключение.

«Пожиратели» этих организмов называются бактериофагами. Для проникновения в клетку-хозяина они просто впрыскивают собственную молекулу нуклеиновой кислоты через мембрану в цитоплазму клетки. В течение получаса в одной бактерии образуется более ста вирусных частиц.

Читайте также:  Прививка от ветряной оспы детям когда делают

Как бактериофаг находит в природе свою жертву? Дело в том, что для этого вирусная частица имеет специальные рецепторы, которые и распознают прокариотический организм.

Неклеточные формы жизни — вирусы, имея примитивное строение, способны проникать в организм хозяина разными способами. Зависят они от особенностей его строения. Для человека самыми распространенными из них являются воздушно-капельный путь, проникновение через слизистые покровы, продукты питания и воду.

Переносчиками таких опасных заболеваний, как энцефалит и желтая лихорадка, являются животные. В данном случае клещи и комары соответственно. При половых контактах возможно заражение гепатитом В и С, ВИЧ и герпесом.

В природе широко распространены и вирусы, поражающие растения и грибы. Проникновение в эти организмы происходит через участки повреждения в клеточной стенке.

Важной особенностью вирусов является их избирательность. Это значит, что частицы, которые поражают человека, не влияют на растительные и бактериальные организмы и наоборот.

Какую пользу могут приносить эти организмы, если они вызывают опаснейшие смертельные заболевания: бешенство, грипп, оспу и другие. Дело в том, что именно вирусы — неклеточные формы жизни — формируют иммунитет. Это понятие означает способность организма противостоять инфекциям. Иммунитет бывает врожденным, который представлен антителами крови, и приобретенным.

Последний разделяется на естественный и искусственный. При перенесении инфекционных заболеваний память о вирусных частицах остается у особых клеток крови — антител. При повторном попадании чужеродных организмов они распознают вирус и уничтожают его путем внутриклеточного переваривания — фагоцитоза. Искусственный иммунитет приобретается в результате вакцинации. Ее суть заключается в том, что организм человека заражают ослабленным вирусом и антитела начинают бороться с ним, формируя иммунную память.

Благодаря различным формам иммунитета организм сохраняет свою жизнеспособность начиная с первого вздоха младенца в течение всей жизни. Каждую минуту в кровеносное русло поступает множество вирусных частиц. Если количества антител достаточно для их полного уничтожения, человек остается здоров. Болезнь наступает в ином случае, когда вирусные частицы преобладают и ресурсов иммунной системы недостаточно, чтобы обезвредить их.

Неклеточные формы жизни — вирусы и фаги — являются представителями отдельного царства живой природы, которое называется Vira. В последние десятилетия основной задачей эпидемиологов является создание новых вакцин от многих опасных вирусных заболеваний. Дело в том, что в процессе самосборки происходит мутация и образование новых вирусов. Особенно это касается ВИЧ, который поражает саму иммунную систему, полностью делая организм беззащитным. Это является серьезной проблемой для современной науки. Надеемся, она будет решена уже в ближайшее время.

источник

24. За­да­ние 9 № 11556. Не­кле­точ­ное стро­е­ние имеют

25. За­да­ние 9 № 11606. Ос­нов­ное от­ли­чие в стро­е­нии ви­ру­са оспы от диф­те­рий­ной па­лоч­ки за­клю­ча­ет­ся в от­сут­ствии у ви­ру­са

26. За­да­ние 9 № 11656. Самые ма­лень­кие раз­ме­ры имеют

27. За­да­ние 9 № 11706. Не имеют кле­точ­но­го стро­е­ния

28. За­да­ние 9 № 12131. Ви­ру­сы могут раз­мно­жать­ся толь­ко в

29. За­да­ние 9 № 12235. Кап­сид — это обо­лоч­ка

30. За­да­ние 9 № 12285. Из белка и нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты со­сто­ят

31. За­да­ние 9 № 12350. Энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний ис­поль­зу­ют для своей жиз­не­де­я­тель­но­сти

32. За­да­ние 9 № 12400. Все­гда яв­ля­ют­ся па­ра­зи­та­ми

33. За­да­ние 9 № 12450. Какая груп­па ор­га­низ­мов спо­соб­на к фо­то­син­те­зу?

34. За­да­ние 9 № 12500. Бак­те­рии си­бир­ской язвы могут дли­тель­ное время на­хо­дить­ся в ско­то­мо­гиль­ни­ках в виде

35. За­да­ние 9 № 12550. Бак­те­рио­фа­ги — это

36. За­да­ние 9 № 12600. К са­про­тро­фам от­но­сят

37. За­да­ние 9 № 12650. Грибы, ко­то­рые пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми остат­ка­ми рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к груп­пе

38. За­да­ние 9 № 13700. В клет­ках боль­шин­ства ав­то­троф­ных ор­га­низ­мов, в от­ли­чие от кле­ток ге­те­ро­тро­фов, про­ис­хо­дит

39. За­да­ние 9 № 13750. Ви­ру­сы, в от­ли­чие от рас­те­ний и жи­вот­ных, от­но­сят к

40. За­да­ние 9 № 13800. Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты, окружённой бел­ко­вой кап­су­лой, со­сто­ит

3) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

41. За­да­ние 9 № 13850. К эу­ка­ри­о­там от­но­сят­ся

42. За­да­ние 9 № 13900. Какие ор­га­низ­мы пре­об­ра­зу­ют энер­гию окис­ле­ния не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ в мак­ро­эр­ги­че­ские связи АТФ?

43. За­да­ние 9 № 14050. Плес­не­вые грибы по спо­со­бу пи­та­ния от­но­сят к

44. За­да­ние 9 № 14100. Ви­ру­сы, как и не­ко­то­рые бак­те­рии и низ­шие грибы,

1) всту­па­ют в сим­би­оз с рас­те­ни­я­ми

2) дышат кис­ло­ро­дом воз­ду­ха

3) вы­зы­ва­ют ин­фек­ци­он­ные за­бо­ле­ва­ния

4) об­ра­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских

45. За­да­ние 9 № 14150. Хе­мот­роф­ное пи­та­ние ха­рак­тер­но для

46. За­да­ние 9 № 15889. Из нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и бел­ко­вой кап­су­лы со­сто­ит

4) па­ра­зи­ти­че­ское про­стей­шее

47. За­да­ние 9 № 15939. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

1) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

48. За­да­ние 9 № 15940. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов от­но­сит­ся к чле­ни­сто­но­гим?

49. За­да­ние 9 № 15989. Что из пе­ре­чис­лен­но­го изоб­ра­же­но на ри­сун­ке?

2) клет­ка ки­шеч­ной па­лоч­ки

3) бак­те­рио­фаг

50. За­да­ние 9 № 15990. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов от­но­сит­ся к иг­ло­ко­жим?

51. За­да­ние 9 № 16104. Ука­жи­те при­мер ге­те­ро­троф­но­го ор­га­низ­ма.

52. За­да­ние 9 № 16154. Ука­жи­те при­мер ав­то­троф­но­го ор­га­низ­ма.

53. За­да­ние 9 № 16232. Жи­вот­ные пи­та­ют­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми, по спо­со­бу пи­та­ния они

54. За­да­ние 9 № 16288. Что яв­ля­ет­ся ин­фек­ци­он­ным на­ча­лом ви­ру­са?

55. За­да­ние 9 № 16338. Какая из пе­ре­чис­лен­ных бо­лез­ней вы­зы­ва­ет­ся ви­ру­сом?

56. За­да­ние 9 № 16388. Бак­те­рии си­бир­ской язвы могут на­хо­дить­ся дли­тель­ное время в ско­то­мо­гиль­ни­ках в виде

57. За­да­ние 9 № 16438. Какая груп­па ор­га­низ­мов спо­соб­на к фо­то­син­те­зу?

58. За­да­ние 9 № 16639. К эу­ка­ри­о­там от­но­сят

59. За­да­ние 9 № 16689. Ор­га­низ­мы, клет­ки ко­то­рых имеют обособ­лен­ное ядро, — это

60. За­да­ние 9 № 16739. Вирус им­му­но­де­фи­ци­та по­ра­жа­ет в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка

61. За­да­ние 9 № 16789. Ви­рус­ная ДНК может встра­и­вать­ся в геном клет­ки-хо­зя­и­на и функ­ци­о­ни­ро­вать как со­став­ная часть

62. За­да­ние 9 № 16839. Толь­ко в дру­гих ор­га­низ­мах раз­мно­жа­ют­ся

63. За­да­ние 9 № 16891. К про­ка­ри­о­ти­че­ским ор­га­низ­мам от­но­сят

64. За­да­ние 9 № 17826. Функ­ци­о­ни­ру­ют толь­ко в клет­ке дру­го­го ор­га­низ­ма, ис­поль­зу­ют его ами­но­кис­ло­ты, фер­мен­ты и энер­гию для син­те­за нук­ле­и­но­вых кис­лот и бел­ков

65. За­да­ние 9 № 18194. Формы жизни, ко­то­рые могут функ­ци­о­ни­ро­вать толь­ко внут­ри кле­ток эу­ка­ри­от, — это

66. За­да­ние 9 № 18402. На ри­сун­ке по­ка­за­на мо­дель

2) од­но­кле­точ­но­го жи­вот­но­го

3) ви­ру­са им­му­но­де­фи­ци­та че­ло­ве­ка

4) од­но­кле­точ­ной во­до­рос­ли

67. За­да­ние 9 № 18453. Из пе­ре­чис­лен­ных ниже ор­га­низ­мов самые ма­лень­кие раз­ме­ры имеют

4) од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли

Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 166 | Нарушение авторских прав

источник

Тест по теме «Вирусы»
(профиль 10 класс)Выберите один правильный ответ
1. Вирусы открыл:
а) Виноградский; б) Павлов; в) Ивановский; г) Вернадский.
2. Клеточного строения не имеют:
а) сине-зеленые водоросли (цианеи)
б) бактерии
в) дрожжи
г) вирионы
3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:
а) нуклеиновая кислота проникает в клетку хозяина;
б) клетка теряет способность к репродукции;
в) разрушает митохондрии в клетке хозяина;
г) ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.
4. Вирусы размножаются:
а) только в клетке хозяина; б) самостоятельно; в) варианты а и б; г) не способны к размножению.
5. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а) полиомиелита; б) оспы; в) гриппа; г) ВИЧ.
6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?а) вирусы; б) бактерии; в) лишайники; г) грибы.
7. Вирусные частицы называются: а) вибрионы; б) вирионы; в) эмбрионы; г) гаметы.
8. Капсид – это: – это:
а) цитоплазма вируса; б) ДНК вируса; в) оболочка вируса; г) ферменты вируса.
9. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы:
а) в природе являются продуцентами;
б) не имеют собственного метаболизма;
в) являются одними из важных патогенов человека и животных;
г) в природе играют роль консументов.
10. Вирусы относятся к доклеточным организмам потому, что они:
а) не содержат ядра; б) не способны к самостоятельному обмену веществ; в) являются паразитами; г) не имеют органоидов.
11. Вирусы были открыты в: а) 1828 году; б) 1865 году; в) 1892 году; г) 1900 году
12. Какое из перечисленных заболеваний человека вызвано неклеточными формами жизни?а) оспа; б) туберкулез; в) дизентерия; г) холера.
13. Вирусы, проникая в клетку хозяина:
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.
14. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а) антигены; б) антибиотики; в) вакцины; г) интерфероны.
15. Ретровирусы – это: а) бактериофаги; б) ДНК-содержащие вирусы; в) РНК – содержащие вирусы; г) ДНК- и РНК-содержащие вирусы.
Найдите соответствие
16. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИА) наличие рибосомБ) отсутствие плазматической мембраны 1) неклеточная (вирусы)В) не имеют собственного обмена веществГ) большинство гетеротрофы 2) клеточная (бактерии)Д) размножение только в клетках хозяинаЕ) размножение делением клетки
А Б В Г Д Е
17. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.
А. Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина.
Б. Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага.
В. Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии.
Г. Проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии.
Д. Выход бактериофага из клетки, заражение других.
Е. Самосборка вирусов.

1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы — это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

  • 9 file virusy
    Размер файла: 38 kB Загрузок: 178

источник