Меню Рубрики

Манипуляции при ветряной оспе

1. Каждое утро элементы на коже обрабатываются спиртовыми растворами анилиновых красителей (2% раствор бриллиантового зеленого, метиленового синего или краской Кастеляни), лучше подсушивает 5% раствор перманганата калия (КМnO4).

2. Через день делают лечебные ванны с корой дуба, чередой, крапивой, с корнем лопуха.

3. Ротовую полость орошают дез. раствором и обрабатывают при необходимости, как стоматит.

4. Проводят тщательный туалет глаз, носовой полости, бережное подмывание.

NB! Элементы ветряной оспы могут быть на слизистых и волосистой части головы.

Физическое охлаждение с помощью льда.

— добиться снижения температуры.

— при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через каждые 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

— подготовить необходимое оснащение;

— поместить кусковой лед в пленку;

— разбить его на мелкие части (размером 1-2см) деревянным молотком;

— наполнить пузырь льдом на ½ объема и долить холодной водой до 2\3 его объема;

— вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности;

— плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз;

— завернуть пузырь в сухую пеленку: а) приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстоянии 2-3 см; б) проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить); в) флаконы со льдом приложить на области крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки); г) зафиксировать время. Примечание: длительность процедуры не более 20-30 минут. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 минут; д) по мере таяния льда, сливать воду из пузыря и подкладывать в него кусочки льда, менять флаконы;

— через 20-30 минут убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела;

— провести коррекцию мероприятий с учетом данных термометрии.

К физическим методам охлаждения относятся:

— обдувание вентилятором, уксусно-водочные или полуспиртовые обертывания;

— холод на магистральные сосуды;

— очистительная клизма, если нет ДН.

Действия медсестры при лихорадке.

Применять все физические методы охлаждения:

— холод на магистральные сосуды;

— очистительная клизма, если нет признаков ДН.

При температуре выше или равной 39°С, начать с медикаментозной помощи – парацетамол с антигистаминными, при неэффективности – нурофен (неспецифические противовоспалительные средства).

Растереть конечности и тело ребенка полуспиртом или 3% уксусом, положить к ногам грелку, тепло укутать. Часто дробно поить теплым чаем.

Парацетамол со спазмалитиком, при неэффективности приготовиться к внутривенным, внутримышечным инъекциям. Приготовить врачу (фельдшеру) дропперидол, преднизолон в ампулах.

Физическое охлаждение с помощью спирта.

— Добиться снижения температуры.

— Флакон с этиловым спиртом 70%;

— При проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через каждые 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

— Подготовить необходимое оснащение.

— Осмотреть кожные покровы ребенка.

— Ватным тампоном, смоченным в этиловом спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела;

г) локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки.

— Сбросить тампон в лоток для обработанного материала;

— Повторять протирание складок каждые 10-15 минут;

— Через 20 минут перемерить температуру тела ребенка;

— Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

источник

Ветряная оспа – острое антропонозное заболевание, характеризующееся умеренно выраженной общей интоксикацией, доброкачественным течением, везикулезной экзантемой, длительной персистенцией вируса в виде латентной инфекции, при активизации ко­торой (чаще после 60 лет) протекает в виде опоясывающего лишая.
Этиология. Возбудителем ветряной оспы является вирус – Varicella-zoster-virus. От­носится к семейству Herpesviridae. Чувствителен к ультрафиолетовому и рентге­новскому облучению даже в малых дозах. Устойчив к действию низких температур, к повторному замораживанию и оттаиванию. Является ДНК-содержащим вирусом размером 120-150 нм, окружен оболочкой, содержащей ли­пиды. Во внешней среде малоустойчив, при температуре 50-52 С° инактивируется через 30 мин. Вирус чувствителен к жирорастворителям и дез. средствам.
Источник инфекции. Источником инфекции является только больной человек мани­фестной формой заболевания. Период заразительности начинается с последних дней инкубационного периода, достигает максимальной вы­соты в первые дни высыпаний, заканчивается через 5 дней после по­явления последнего элемента сыпи. После перенесенной инфекции возбудитель длительное время способен персистировать в организме человека. У таких лиц под воздействием различных неблагоприятных факторов возникают рециди­вы заболевания в виде опоясывающего лишая. При тесном и длительном контакте с больным опоясывающим лишаем он может явиться источником заражения ветряной оспой. У детей, мате­ри которых перенесли ветряную оспу во время беременности, часто на первом году жизни наблюдается заболевание опоясывающим лишаем. Ветряная оспа и опоясывающий лишай являются разными формами одно­го и того же инфекционного процесса.
Инкубационный период составляет от 11 до 21 дня, чаще всего – 13-17 дней.
Механизм передачи – аэрозольный.
Пути и факторы передачи. Появляющиеся на слизистой оболочке дыхательных путей наполненные жидким содержимым везикулы разрушаются и находящийся в них вирус при разговоре, кашле, чиханье выделяется в окружающую среду в составе мелкодисперсного аэрозоля. Это обеспечивает его высокую летучесть и распространение воздушно-капельным путем в соседние комнаты, квартиры, с одного этажа на другой. Рассеива­ние возбудителя из ветряночных пузырьков кожи происходит менее интенсивно в связи с тем, что эпидермис препятству­ет диссеминации вируса во внешнюю среду. Из-за малой устойчивости вируса к воздействию факторов внешней среды передача через раз­личные предметы и вещи, а также через третьих лиц, хотя и возмож­на, но не имеет эпидемического значения. Возможно внутриутробное заражение ветряной оспой плода, если мать перенесла эту инфекцию в период беременности.
Восприимчивость и иммунитет. У детей в возрасте до 6 месяцев имеются антитела, полученные от ма­тери. В дальнейшем восприимчивость становится высокой и первая же встреча ребенка с возбудителем приводит к за­ражению и развитию заболевания. Так как большинство населения переносит эту инфекцию в детском возрасте, то после 15 лет восприимчивых людей к ветряной оспе остается очень мало. Перенесенное заболевание оставляет стойкий пожизненный иммунитет.

Проявления эпидемического процесса. Заболевание имеет гло­бальное распространение. Является самой распространенной «детс­кой» инфекцией в мире. Группы риска – до 80% детей переносят ветряную оспу в возрасте от 1 года до 10 лет; максимум заболеваемости при­ходится на возраст 3-4 года; за­болеваемость организованных детей в 3-4 раза выше сверстников, воспитывающихся в домашних условиях. Территории риска – заболеваемость в городах почти в 2 раза выше, чем в сельской местности. Время риска – заболеваемость характеризуется выраженной осенне-зимней сезонностью с максимумом в декабре — январе; удельный вес заболевших в период сезонного подъема составляет 70-80%. Взрослые болеют редко, но у них заболевание протекает тяжело, часто с осложнениями в виде энцефалита, генерализованного пораже­ния внутренних органов, приводящими к летальному исходу.
Факторы риска. Иммунодефицитные состояния, скученность, нарушения ежедневных фильтров при утренних приемах детей в дошкольные учреждения, несвоевременность проведения противоэпидемических мероприятий в очагах ветряной оспы, иммуносупрессивная терапия, пересадка органов.
Профилактика. Предупреждение распространения ветряной оспы достигается тщательным проведением общегигиенических мероприятий (проветривание, влажная уборка, облучение воздуха бактерицидными лампами). Эффективность профилактики в детских дошкольных учреждениях в значительной мере определяется рационально налаженным ежедневным фильтром детей при утреннем приеме их в учреждение.
В последние десятилетия в ряде стран разработаны живые вакцины против ветряной оспы. Вакцинацию считают целесообразной людям, у которых заболевание ветряной оспой может протекать тяжело (дети и взрослые с иммунодефицитами).

1. Мероприятия, направленные на источник инфекции

Больные выявляются на основании: обращения за медицинской помощью, эпидемиологических данных, результатов контроля состояния здоровья при утренних приемах в дошкольные учреждения, результатов активного наблюдения за состоянием здоровья детей.

Диагностика заболевания проводится по клиническим и эпидемиологическим данным.

Первичными документами учета информации о заболевании являются: а) карта амбулаторного больного; б) история развития ребенка. Каждый случай заболевания ветряной оспой подлежит регистрации и учету в «Журнале учета инфекционных заболеваний» (ф. 060/у) по месту выявления больного.

Больные ветряной оспой подлежат индивидуальному учету в территориальных органах Держ. СЭС. Медицинский работник, выявивший больного, направляет «Экстренное извещение …» (ф. 058/у).

Больной ветряной оспой подлежит изоляции с момента появления сыпи. Чаще она осуществляется на дому. Госпитализация в инфекционный стационар осуществляется по клиническим показаниям (тяжелые и средне тяжелые формы инфекции).

Лабораторное подтверждение диагноза основано на вирусологическом исследовании содержимого кожных высыпаний, отделяемого носоглотки, крови. Экспресс-диагностика в ранний период проводится с использованием реакции иммунофлюоресценции, в период реконвалесценции применяют реакцию связывания комплемента.

В соответствии с протоколами (стандартами) обследования и лечения больных инфекционными и паразитарными болезнями, до клинического выздоровления и прекращения выделения возбудителей.

Выписку переболевших осуществляют после клинического выздоровления и отпадения корочек.

Критерии допуска в коллектив

Переболевшие допускаются в коллектив после отпадения корок, но не ранее чем, через 2 недели от начала заболевания. При появлении повторных заболеваний в детском учреждении переболевший ветряной оспой может быть допущен в коллектив сразу после исчезновения клинических проявлений заболевания.

2. Мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи

Проводится до госпитализации больного, или в течение всего времени его лечения на дому, а также в группе ДДУ, где он был выявлен, в течение 21 дня с момента его изоляции. Помещения, где находился (находится) больной хорошо проветриваются, проводится их влажная уборка не реже 2-х раз в день. Дезинфекцию проводить излишне, так как возбудитель болезни очень не стоек. В организованном коллективе выполняются мероприятия по максимальному рассредоточению детей (раздвигаются кровати, столы и т. д.), в отсутствие детей проводится ультрафиолетовое облучение.

В очагах ветряной оспы не проводится.

Врач, выявивший больного ветряной оспой, выявляет лиц, общавшихся с заболевшим на протяжении 21 дня до появления у него первых клинических признаков заболевания, в ДДУ, школе, семье.

Осуществляется участковым врачом сразу после выявления очага и включает оценку общего состояния, осмотр зева, кожных покровов (высыпания) и измерение температуры тела.

Врач, выявивший больного, устанавливает перенесенные общавшимися подобные заболевания (с признаками высыпания) и их дату, наличие подобных заболеваний по месту работы (учебы, воспитания) общавшихся.

За лицами, бывшими в тесном общении с источником инфекции, устанавливается на 21 день после его изоляции. Ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) выполняется опрос, осмотр зева, кожных покровов и термометрия.

Результаты наблюдения вносятся в журнал наблюдений за общавшимися, в историю развития ребенка (ф. 112у), в амбулаторную карту больного (ф. 025у) или в медицинскую карту ребенка (ф. 026у).

Переболевшие ветряной оспой ранее медицинскому наблюдению не подлежат.

Прекращается прием новых и временно отсутствовавших детей в группу, из которой изолирован больной ветряной оспой, в течение 21 дня после изоляции больного.

Запрещается перевод детей из данной группы в другие группы в течение 21 дня после изоляции больного.

Не допускается общение с детьми других групп детского учреждения в течение 21 дня после изоляции больного. На это же время рекомендуется запретить участие карантинной группы (класса) в культурно-массовых мероприятиях. В классе, где учился заболевший, отменяется кабинетная система обучения.

Дети в возрасте до 7 лет, посещающие организованные коллективы, не болевшие ветряной оспой ранее и общавшиеся с источником инфекции в семье (квартире), не допускаются (разобщаются) в организованные коллективы в течение 21 дня с момента последнего общения с больным. Если момент контакта с заболевшим точно установлен, то дети могут быть допущены в коллектив в течение первых 10 дней, а разобщаются с 11 по 21 день с момента контакта.

Сведения о лицах, общавшихся с источником инфекции, передаются по их месту работы, учебы, воспитания.

Дети в возрасте старше 7 лет и лица, ранее переболевшие ветряной оспой, разобщению не подлежат.

Лабораторное обследование общавшихся не проводится.

При заносе ветряной оспы в детское лечебное учреждение детям, находившимся в контакте с источником инфекции в палате или даже палатах, выходящих в один коридор, рекомендуется вводить гаммаглобулин, полученный из крови реконвалесцентов, в дозе 1,5-3,0 мл в/м.

Санитарно — просветительная работа

Проводится беседа об опасности ветряной оспы и важности профилактических мероприятий.

источник

· Палочку обмакнуть в р-ре бриллианта зелёного

· Обработать элементы сыпи от периферии к центру (каждый элемент обработать отдельно).

6. Лист наблюдения за контактными в очаге ветряной оспы

(Длительность наблюдения – 21 день)

Фамилия Имя Отчество возраст ДНИ НАБЛЮДЕНИЯ
15.12.2003 год 16.12.2003 год 17.12.2003 год 18.12.2003 год и т.д.. до 21 дня
t тела кожа слизистые t тела кожа слизистые t тела кожа слизистые t тела кожа Слизистые

Эталон ответа к задаче № 2.

1.Паллиативная операция — временно улучшающая состояние пациента, но не излечи­вающая его. При раке прямой кишки накладывается колостома на сигмовидную кишку

2.У пациента нарушены потребности: быть здоровым, выделять, есть, работать, поддер­живать состояние, общаться.

2.Беспокойство за исход операции.

3.Нарушение акта дефекации.

] .Дефицит самоухода после операции.

2.Дефицит знаний о жизни с колостомой.

Приоритетная: страх перед операцией, беспокойство за ее исход.

4.Цель — успокоить пациента, получить согласие на операцию.

Планирование Мотивация
Перед операцией ежедневно проводить беседы с пациентом о единственно возможном исходе операции Психологически подготовить к наложению колостомы
Ознакомить пациента с соответствующей литературой, современными калоприемниками Для психологической адаптации к новому состоянию жизни
Пригласить психолога для консультации больного Для психологической поддержки
Ознакомить с ходом операции и особенностями послеоперационного периода Для ознакомления с планом лечения

Оценка: пациент успокоился, дал согласие на операцию. Цель достигнута.

5 Студент на статисте выполняет манипуляцию согласно алгоритму

Надевание стерильного халата на хирурга.

Цель: создание барьера, препятствующего распространению инфекции воздушно-капельным путем. Обеспечение высокого уровня гигиены и чистоты. Соблюдение основной задачи асептики – «то, что соприкасается с раной, должно быть стерильным».

Показания: при асептических процедурах.

Необходимые условия: медсестра одета в стерильные халат и перчатки; руки хирурга обработаны одним из классических способов; стерильные халаты.

Этапы Обоснование
1.Операционная сестра, одетая в стерильные халат и перчатки, разворачивает стерильный халат для хирурга, берет его за верхние спинные части у воротника так, чтобы боковые части тщательно прикрывали ее руки в стерильных перчатках. Сохранение стерильности своего халата и халата хирурга.
2.Хирург вдевает свои руки в рукава развернутого халата, не касаясь кистями стерильного халата сестры. Сохранение стерильности.
3.Сестра, накинув халат на плечи хирурга, отходит.
4.Санитарка сзади захватывает завязки, натягивает халат и завязывает. Сторона спины является не стерильной зоной, поэтому руки за спину заводить нельзя, опускать ниже пояса тоже.
5.Хирург закрепляет сам завязки на рукавах и подает санитарке пояс, поданный сестрой таким образом, чтобы не касаться рук и не заводить их за спину.
6.Санитарка завязывает пояс.
Читайте также:  Ветряную оспу приходится дифференцировать с

В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка. Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,9 0 С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Окажите неотложную помощь при рвоте.

В послеоперационной палате находится пациент, 80 лет, эпицистостомой, наложенной по поводу аденомы предстательной железы. При осмотре медицинская сестра установила, что повязка промокла мочой и отклеилась.

1. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента и выделите приоритетную.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

4. Дайте рекомендации родственникам по уходу за цистостомой в домашних условиях.

Эталон ответа к задаче № 1.

Настоящие: боли в эпигастральной области, слабость, отсутствие аппетита, снижение массы тела, отрыжка, метеоризм, рвота., чувство страха смерти, опасение за будущее близких.

Потенциальные: ухудшение состояния пациента, связанное с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности, желудочным кровотечением и перитонитом.

Приоритетная проблема пациента: сильные боли в эпигастральной области.

Цели: краткосрочные и долгосрочные уменьшение интенсивности болей со дня поступления и к моменту выписки, адаптация к состоянию своего здоровья.

План Мотивация
1. Обеспечить пациенту покой, повышенное внимание, сочувствие. Для создания психологического комфорта.
2. Следить за соблюдением постельного режима. Для создания физического покоя.
3. Обеспечить пациенту высококалорийное, легкоусвояемое разно образное, богатое белками и витаминами питание. Для повышения аппетита, улучшения пищеварения.
4. Организовать кормление пациента в постели. Для снижения потери веса и для компенсации потери белка и витаминов, для поддержания защитных сил организма.
5. Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; осуществлять профилактику пролежней; своевременно менять постельное и нательное белье. Для поддержания гигиенических условий и профилактики осложнений.
6. Обеспечить регулярное проветривание палаты и регулярную уборку. Для предотвращения возможных осложнений.
7. Контролировать температуру, массу тела, пульс, АД, стул, внешний вид мочи. Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений (сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечение).
8. Оказывать неотложную помощь при рвоте и желудочном кровотечении. Для предотвращения аспирации рвотных масс.
9. Обучить родственников уходу за онкологическим больным. Для профилактики пролежней, инфекционных осложнений, аспирации рвотных масс.

Оценка: пациент отметит улучшение самочувствия, снизится интенсивность болей. Цель достигнута.

2.Студент демонстрирует оказание помощи при рвоте.

3.Студент демонстрирует на фантоме технику постановки питательной клизмы.

Эталон ответа к задаче № 2.

1.У пациента нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, чистым, поддержи­вать состояние, общаться.

1.Риск вторичного инфицирования раны.

2.Риск возникновения мацерации кож.

Приоритетная: промокание повязки.

3.Цель — предупредить намокание повязки.

Планирование Мотивация
М/с пригласит врача Для получения назначений
М/с проведет смену промокшей повязки, снимет намокшую повязку, обработает кожу вокруг дренажа водным раствором антисептика, высушит ее, обработает спиртсодержащим антисептиком, нанесет на кожу пасту Лассара, наложит стерильные салфетки (по типу штанишек) и закрепит клеоловой повязкой Обеспечение доступа к цистостоме, профилактика инфицирования окружающей кожи, для защиты кожи от мацерации, для предупреждения дополнительного инфицирования
М/с обеспечит наблюдение за цистостомой у пациента (состояние повязки, дренажа, количество выделенной мочи, ее качества) проведет беседу с пациентом и родственниками Для своевременного выявления осложнений в случае их возникновения, для обеспечения ухода за цистостомой в домашних условиях

Оценка: повязка сухая. Цель достигнута.

4.Рекомендации родственникам по уходу за цистостомой в домашних условиях:

— Соблюдать правила пользования мочеприемником

— Соблюдать правила дезинфекции и дезодорации мочеприемника

— Ежедневно проводить туалет кожи вокруг цистостомы.

— С использованием мыла, за­щитных мазей, кремов.

— Промывать мочевой пузырь через катетер водным раствором антисептика 2-3 раза в неделю до чистых промывных вод

— Регулярно1 раз в 3-4 недели посещать уролога.

Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение по поводу ИБС, осложнённой хронической сердечной недостаточностью. Предъявляет жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в горизонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необходимости ограничения жидкости, иногда пьёт воду «взахлёб». Считает себя обезображенным из-за больших размеров живота. Тревожен, на контакт идет с трудом. Боится предстоящей абдоминальной пункции.

Положение в постели вынужденное — ортопное. Кожные покровы цианотичные. Пациент неопрятен. Отеки стоп и голеней, ЧДД 22 в минуту, пульс 92 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст. Живот увеличен в объеме.

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Обучите пациента правилам определения водного баланса.

3. Продемонстрируйте технику измерения пульса на лучевой артерии..

Пациентка 21 год поступила в гематологическое отделение на стационарное лечение с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, похудание, зуд кожи, повышение температуры тела до субфебрильных цифр, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, сильные боли в полости рта и глотки. Из-за болей при глотании затруднён приём пищи и жидкости. Отмечает отсутствие вкуса у пищи, хотя аппетит сохранён.

Объективно: На конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния. Слизистые полости рта и глотки гиперемированы, кровоточат при дотрагивании, на деснах изъязвления, язык обложен, гнойный налет на миндалинах.

Температура 37,3° С. Пульс 88 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД 120/80 мм рт. ст. частота дыхания 18 в мин.

1.Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Подготовьте пациентку к стернальной пункции.

Эталон ответа к задаче № 1.

Не может спать в горизонтальном положении из-за асцита и усиления одышки

Не понимает необходимости ограничения жидкости при отёках

Волнуется из-за предстоящей абдоминальной пункции

Тяжело переживает изменение внешнего облика из-за асцита

Не справляется с мероприятиями личной гигиены

Риск развития трофических язв в области нижних конечностей

Не адаптирован к своему заболеванию.

Приоритетная проблема пациента:

Не адаптирован к своему заболеванию.

Цель: пациент выразит словами снижение уровня тревоги и будет следовать рекомендациям медицинских работников

План Мотивация
1. М/с проведет беседу с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты, ограничения жидкости. Сестра предоставит для ознакомления специальную литературу о проведении абдоминальной пункции. для предупреждения ухудшения состояния пациента и возникновения осложнений; снижения уровня тревоги
2. М/с обеспечит строгое соблюдение диеты № 10 с ограничением соли и жидкости. Даст совет при жажде полоскать полость рта подкислёнными растворами, съесть ломтик лимона. для уменьшения отеков, восполнения потери белков
3. Медсестра обеспечит возвышенное изголовье в постели, используя по мере возможности функциональную кровать и упор для стоп; обеспечит постельный комфорт. облегчение дыхания и улучшение сна
4. М/с обеспечит доступ свежего воздуха путем проветривания палаты по 20 минут 3 раза в день для обогащения воздуха кислородом
5. М/с обеспечит взвешивание пациента 1 раз в 3 дня для контроля уменьшения задержки жидкости в организме
6. М/с обеспечит подсчёт водного баланса для контроля отрицательного водного баланса
7. М/с обеспечит уход за кожей и слизистыми для профилактики пролежней и появления трофических язв
8. М/сбудет наблюдать за внешним видом, пульсом, АД больного для контроля за состоянием больного и возможного ухудшения состояния

Оценка: пациент отмечает снижение уровня тревоги, настроение его улучшилось, он демонстрирует знания о принципах образа жизни при его заболевании. Цель достигнута.

Эталон ответа к задаче № 2.

Настоящие: — испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

— риск присоединения вторичной инфекции.

Приоритетная проблема: испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

Цель: пациентка будет иметь возможность принимать пищу и жидкость всё время заболевания.

План Мотивация
1. М/с обеспечит пациентке удобный прием полужидкой негорячей легкоусваиваемой пищи в течение 3-х дней. Максимальное щажение слизистой рта и глотки.
2. М/с обеспечит прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот) Уменьшение интоксикации.
3. М/с проведет беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания. Повышение защитных сил организма.
4. М/с выделит пациентке отдельную посуду и обеспечит дезинфекцию всех предметов ухода. Обеспечение инфекционной безопасности пациента.
5. М/с рекомендует пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи (растворы соды, фурацилина, борной кислоты, перманганата калия). Подавление патогенной микрофлоры.

Оценка эффективности: у пациентки исчезли боль во рту и глотке, нет язвенно-некротических поражений слизистых. Приём пищи и жидкости возможен. Цель достигнута.

2.Студент доступно объяснит пациентке правила подготовки к стернальной пункции.

3.Студент объяснит правила для уменьшения кожного зуда.

Пациент 63 лет госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом «Рак желудка». Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после нескольких ложек. Обеспокоен своим состоянием.

Объективно: Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин. Физиологические отправления без особенностей. Жена пациента обратилась к медсестре за советом в связи с его отказом от еды (последние два дня пьёт только воду).

1.Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2.Объясните пациенту, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.

3.Окажите психологическую поддержку пациенту.

Медицинская сестра на патронаже у ребенка, 5-и лет больного корью. Ребенок болен 6-й день, 2-й день высыпания. Предъявляет жалобы на повышение t тела 37,8-38ºС; гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, сухой кашель, насморк, высыпания по телу. При осмотре: t тела 37,8ºС, ЧСС-120 в минут, ЧДД-28 в минуту. На кожных покровах лица, верхней половине туловища пятнисто- папулезная сыпь, расположенная на негиперемированном фоне. Сыпь местами сливается. У ребенка гнойный конъюнктивит, светобоязнь, серозное отделяемое из носа. По внутренним органам без патологии. Физиологические отправления в норме.

1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы пациента с их обоснованием.

3. Определите цели, и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией

4. Обучите мать правилам ухода за кожей и слизистыми

5. Противоэпидемические мероприятия в очаге кори.

Эталон ответа к задаче № 1.

Настоящие: — отказывается от приёма пищи;

— риск развития обезвоживания.

Приоритетная проблема: отказывается от приёма пищи.

Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом).

План Мотивация
1. М/с будет проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья. Убедить в необходимости принимать пищу.
2. М/с с помощью родственников разнообразит меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету. Возбудить аппетит.
3. Сестра будет предлагать пациенту жидкость каждый час (тёплая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода). Профилактика обезвоживания.
3. Сестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой полужидкой калорийной пищей. Сестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента. Возбудить аппетит.
4. М/с с разрешения врача включит в рацион травяной чай для возбуждения аппетита, мясные и рыбные бульоны. Возбудить аппетит. Усилить слюноотделение.
5. М/с эстетически оформит прием пищи. М/с будет регулярно проветривать палату перед кормлением пациента. Возбудить аппетит.
6. Сестра будет тщательно следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи растворами слабых антисептиков). Обеспечить возможность принимать пищу через рот.
7. Сестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости, водный баланс ежедневно. По возможности сестра один раз в 3 дня будет взвешивать пациента. Критерии эффективности проводимых мероприятий.

Оценка эффективности: пациент регулярно принимает пищу и жидкость. Цель достигнута.

2.Студент доступно объясняет пациенту правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.

Эталон ответа к задаче № 2.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, дышать, быть здоровым, играть, общаться.

Проблемы пациента: (настоящие)

— сухой кашель, серозное отделяемое из носа,

(потенциальные)

Приоритетная проблема: светобоязнь, сухой кашель.

2. Краткосрочная цель: лихорадка и катаральные явления у ребенка уменьшается через 2-3 дня

Долгосрочная цель: катаральные явления и высыпания купируются через неделю.

ПЛАН МОТИВАЦИЯ
Медицинская сестра:
1. Объяснит матери необходимость изоляции в отдельную комнату на 5-10 дней, объяснит матери необходимость проведения влажной уборки 2-3 раза в день, частое проветривание (свежий воздух), затемнение окон шторами. 1. Для предотвращения распространения инфекции (по эпидемическим показаниям) Для уменьшения светобоязни.
2. Медицинская сестра обеспечит частое и обильное питье соков, морсов, компотов. Пища легкоусвояемая в полужидком теплом виде (каши, слизистые супы), овощное пюре. 2. С целью дезинтоксикации.
3. Обучит мать ежедневному туалету кожи, слизистых (подмывание, обтирание, обработка слизистой рта, полоскание отваром трав, промывание глаз раствором фурациллина, чаем, отваром ромашки, закапывание капель по назначению врача), обучит мать туалету полости носа, закапыванию капель в нос по назначению врача. 3. Для удовлетворения потребности быть чистым.
4. Обеспечит прием отвара отхаркивающих трав (фиалки, мяты, чабреца, алтея) по назначению врача, постановку горчичников на грудную клетку, ножных горячих ванн. 4. Для смягчения, увлажнения кашля.
5. Организует досуг ребенка (чтение книг, настольные игры) 5. Для удовлетворения потребности играть, общаться.
6. Проведет беседу с матерью о профилактике осложнений. 6. Для предупреждения возникновения новых случаев заболевания.
7. Проведет срочный учет всех контактных (в квартире, в соседних квартирах) и наблюдение за очагом в течении 21 дня; иммунизацию не привитых и не болевших корью ЖКВ, а детям с мед/отводами и детям до 1 года – введение противокоревого гамма – глобулина. 7. Для купирования распространения инфекции.
Читайте также:  Прививка от оспы симптомы

Оценка: катаральные явления купируются, сыпь исчезнет, ребенок будет безопасен через 9 дней. Цель будет достигнута.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5165 | Нарушение авторских прав

источник

Техника проведения антропометрических измерений

Противопоказания:нет.

2. лоточные горизонтальные весы

3. горизонтальный ростомер

5. 1 % раствор хлорамина или другой дезраствор

Подготовка ребенка: психопрофилактика

Техника выполнения:

-Обработать пеленальный стол 1% р-ром хлорамина;

-Застелить стол чистой пеленкой;

-Приложить обработанную 1% р-ом хлорамина и обсушенную краем пеленки сантиметровую ленту от макушки до плеч, от плеч до крестца, от крестца к пяточкам или уложить ребенка на обработанный, застеленный пеленкой горизонтальный ростомер, прикасаясь теменной областью к неподвижной поперечной планке. Голову установить в положение, при котором нижний угол глаза и верхний край козелка уха находятся на одной линии перпендикулярно ростомеру. Ноги выпрямить легким надавливающим движением левой руки на колени, а правой подвижную планку ростомера плотно подвести к подошве ног. Расстояние между подвижной и неподвижной планками ростомера соответствует росту ребенка;

-Измерить окружность головы, приложив сантиметровую ленту сзади по затылочным буграм, спереди по надбровным дугам;

-Измерить грудную клетку, наложив ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – по нижнему краю около соскового кружка;

-Измерить вес ребенка, положив его головой на широкую часть весов с зафиксированным коромыслом.

Предварительно:

-Лоток обработать 1% р-ром хлорамина, уравновесить с пеленкой при нулевом положении гирь, зафиксировать положение коромысла. Пеленка не должна закрывать шкалу и касаться стола. Вначале открывается вентиль, устанавливается гиря 1 кг, затем весы уравновешиваются граммовой гирей, вентиль закрывается и ребенка снимают с весов;

-Полученные результаты заносят в документацию (форма 112).

Осложнения: 2

— нельзя раздевать при температуре ниже 20-22 градусов;

Параметры новорожденного:

М: 3000-3500; М до 1 года = Мр + 800х6+400(п-6);

Р: 48-52 см. Р до 1 года = Рр+3х3+2,5х3+2х3+1х3

(по 1 см в мес. или в 6мес. = 43, младше – 1,5 см, старше + 0,5см.).

P.S. У ребенка с признаками рахита, окружность головы может быть больше окружности груди ; в N окружность груди и головы сравниваются в 3-4 месяца и равны 39-40 см , с этих пор в N окружность груди становится больше окружности головы!

Правила измерения температуры тела в стационаре.

1. Температуру тела измеряют ежедневно в одно и то же время (6.00-8.00 и 16.00-18.00).

3. В покое, но не ранее чем через 30-40 минут после пробуждения.

4. В одном и том же месте, на одной и той же стороне тела.

5. Измерение проводят не менее 10 минут.

Данные термометрии записывают в медицинские карты стационарного больного, заносят в температурный лист, передают ежедневно в стол справок.

Хранить медицинские термометры следует в стеклянной посуде, на дно которой кладут слой ваты и наливают дезинфицирующий раствор (0,5% раствор хлорамина). После проведения термометрии использованный термометр опускают в посуду с дезинфицирующим раствором, затем насухо вытирают, после чего можно использовать снова.

У тяжелобольных измерение проводят чаще, каждые 2 или 3 часа. Если температура тела контролируется с помощью кожных термометров, то их показания следует сверять с ректальной температурой, так как при шоке и других состояниях, связанных с вазоконстрикцией, показатели температуры тела и кожных покровов могут значительно отличаться друг от друга.

Электронные термометры с быстрой выдачей информации и цифровой индикацией более эффективны, чем обычные ртутные. Для экспресс-диагностики гипертермии могут быть использованы термометры на жидких кристаллах (testfever). С их помощью нельзя определить температуру, они фиксируют сам факт ее повышения (37°С).

Специальную пластинку прикладывают на область лба не менее чем на 15 секунд. Буквы N и F характеризуют температуру тела: если высвечивается буква N, то температура тела нормальная, если обе буквы (N и F) – повышена.

Термометрия

У здорового ребенка температура тела зависит от процессов теплопродукции и теплоотдачи и является постоянной величиной. Считается, что она не превышает 37 градусов., вечером температура на несколько десятых градуса выше, чем утром. В прямой кишке температура на 1 градус выше, чем температура кожи в подмышечной и паховых областях.

Основные места измерения температуры тела: подмышечная впадина, паховая складка, прямая кишка. Детям старше 1 года термометр ставят в подмышечную впадину, а у детей грудного возраста предпочтительнее измерение температуры в паховой складке.

Измерение проводят медицинским ртутным (максимальным) термометром. Перед процедурой термометр необходимо встряхнуть, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35 градусов, влага охлаждает ртуть,

поэтому перед измерением температуры необходимо протереть подмышечную впадину полотенцем. Термометр устанавливают так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом на глубине подмышечной впадины. У детей младшего возраста термометр необходимо поддерживать, чтобы он не смещался.

Обработка кожи и слизистых при ветряной оспе

1. Каждое утро элементы на коже обрабатываются спиртовыми растворами анилиновых красителей (2% раствор бриллиантового зеленого, метиленового синего или краской Кастеляни), лучше подсушивает 5% раствор перманганата калия (КМnO4).

2. Через день делают лечебные ванны с корой дуба, чередой, крапивой, с корнем лопуха.

3. Ротовую полость орошают дезраствором и обрабатывают при необходимости, как стоматит.

4. Проводят тщательный туалет глаз, носовой полости, бережное подмывание.

NB! Элементы ветряной оспы могут быть на слизистых и волосистой части головы.

источник

Показание: поражение слизистой при ветряной оспе.

7. 1:5000 раствор фурацилина (отвар лекарственых растений).

Ребенка усадить, одеть клеенчатый нагрудник, голову фиксирует помощник.

Слегка наклонив голову ребенка вперед, провести орошение ротовой полости раствором 1:5000 KMnO4, из резинового болончика, раствор стекает в лоток.

1. Аккуратно, не причиняя боль ребенку, провести тщательный осмотр слизистой полости рта.

2. Взяв палочку с ватой, обработать каждый элемент сыпи 5% K Mn O4.

Осложнение: повреждение элементов сыпи.

Профилактика: соблюдение техники выполнение манипуляции.

Последующий уход: осушить кожу вокруг ротовой полости ватным тампоном.

1. Медицинская сестра тщательно моет руки с мылом

2. Набирают в пипетку две-три капли назначенного лекарства

3. Просят пациента слегка запрокинуть голову

4. Взяв стерильную салфетку левой рукой, оттягивают нижнее веко и просят пациента посмотреть вверх

5. Взяв пипетку правой рукой, держат ее параллельно глазному яблоку и закапывают в конъюнктивальную складку ближе к внутреннему углу глаза одну-две капли

6. Просят пациента закрыть глаз и салфеткой промокают остатки лекарства от наружного угла глаза к внутреннему

7. Повторяют процедуру с другим глазом

Примечания. Во избежание переноса инфекции с одного глаза на другой для каждого глаза обязательно используют разные салфетки. Глазные капли хранят в холодильнике.

1 Материал от больного посылают в микологическую лабораторию с сопроводительным бланком, в котором указывают:

— С каких очагов взят материал (голова, лицо, туловище и т. д.).

1. Забор материала и его отправку проводит медсестра.

2. Материал берут с гладкой кожи тупым скальпелем с периферии очага, иногда предварительно заклеивают этот участок лейкопластырем на 2-3 суток.

а) Соскабливают чешуйки с очагов микоза, обрывки пушковых волос при микроспории

б) При трихофитии берут чешуйки и «пеньки» волос

Поражённые волосы в виде обломков забирают из периферических участков очагов микоза на волосистой коже головы эпиляционным пинцетом, при этом снимают чешуйки. Голову больного фиксируют в удобном положении.

в) При инфильтративно-нагноительной трихофитии волосистой части головы материал берут с периферии очагов, так, как в центре очага гной может растворять грибы;

г) С ногтевых пластинок делают соскоб скальпелем или ножницами на лист бумаги или срезают ноготь;

4. Медсестра забирает результаты анализов из микологической лаборатории и вклеивает в историю болезни больного

Практические манипуляции, выполняемые медсестрой при микозах

Приготовить деревянную палочку, вату, раствор йода, лоток

2. Намотать на палочку вату

3. Смочить в растворе йода

4. Нанести лёгкими движениями на поражённую поверхность

5. Использованную вату убрать в лоток

Приготовить мазь (хранится в холодильнике), ватный тампон, шпатель, лоток.

1. Нанести мазь шпателем на вату

2. Втирать лёгким движением, слегка прижимал в очаг

3. Использованные ватные тампоны убрать в лоток

Удаление волос из очага (механическая чистка волосистой части головы)

Приготовить пинцет, вату, лоток

1. В правую руку взять ножницы, в левую вату

2. Захватить остатки волос пинцетом и быстрым движением удалить их

3. Содержимое пинцета убрать на вату

Примечание: по мере загрязнения вату меняют

Удаление корочек, чешуек из очага (механическая чистка гладкой кожи)

Приготовить чистый скальпель, вату, лоток

1. В правую руку взять скальпель, в левую вату

2. Путём соскабливания удалить чешуйки и корочки

3. Содержимое убрать на вату

Алгоритм манипуляционных действий при туалете очага гнойного заболевания с помощью пинцета

Цель: механическое удаление корок и обрывков эпидермиса с поверхности очага

Показания: наличие пустул, пузырей

Приготовить: стерильные ножницы, пинцет, лоток

а). Сообщить больному о предстоящей процедуре

б). Придать пациенту удобное положение

а). Ножницами обрезать покрышки пустул и пузырей

б). Пинцетом удалить обрезанный эпидермис, корочки

Уход за пациентом после манипуляции:

а). Смазать очаг анилиновыми красками

б). Наложить асептическую повязку.

Уборка рабочего места: убрать ножницы, пинцет, лоток и вымыть руки.

источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

Организовать изоляцию пациента на 14 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.

Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туале- наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательногс белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки

Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами, Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов)

Объяснить необходимость, психологической поддержки ребенка во время, болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и

В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюден: за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.

Сестринский процесс при менингпкокковой инфекции.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:

Читайте также:  Чума холера оспа сибирская язва

• нарушение жизненно важных функций (со стороны ЦНС, дыхательной, сердечно­сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата);

• нарушение физической и двигательной активности (парезы, параличи, судороги);

• нарушение целостности кожи (геморрагическая сыпь, некрозы, образование рубцов и т.д.);

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями;

• дезадаптация, разлука с близкими, сверстниками;

• снижение познавательной активности;

Возможные проблемы родителей:

• дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;

• страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка,

• тяжелые осложнения заболевания, инвалидизация;

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5166 | Нарушение авторских прав

источник

Ветряная оспа является одним из наиболее распространенных заболеваний на планете. Она встречается почти также часто, как грипп и ОРВИ, а страдают от нее, как правило, дети.

Ветрянкой называют острое вирусное заболевание, передающее воздушно-капельным путем от человека к человеку. Характеризуется возникновением сыпи в виде небольших пузырьков, высокой температурой.

Возбудителем считается вирус герпеса третьего типа. Он внедряется в кровь через верхние дыхательные пути и поражает кожные покровы. Вне организма человека он теряет свою жизнеспособность уже через 10 минут. Микроб погибает при нагревании, воздействии ультрафиолетового излучения и солнечных лучей.

Восприимчивость к ветрянке составляет 100%, чаще всего она диагностируется у детей в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. У взрослых встречается достаточно редко, так как большинство из них без осложнений переносит болезнь в детстве. Выработанный после перенесенной инфекции стойкий иммунитет сохраняется на протяжении жизни.

Выделяют 4 стадии течения заболевания:

  • Инкубационная – бессимптомный период. В среднем составляет 11–21 день;
  • Продромальная – характеризуется возникновением головных или мышечных болей, значительным подъемом температуры. У детей проявляется не всегда, у взрослых наблюдается достаточно часто и протекает с осложнениями. Данный период наступает за 1–2 суток до обнаружения первых высыпаний;
  • Стадия высыпания характеризуется массовым появлением сыпи и волнообразным повышением температуры. Чаще всего лихорадочное состояние сохраняется на протяжении 2–5 дней, иногда температура держится до 10 суток. Высыпания наблюдаются в течение 2–9 дней. Обычно они не затрагивают глубоких кожных слоев и после выздоровления исчезают бесследно.
  • Восстановительная – длится 1 месяц после выздоровления. В течение этого периода требуется ограничение физических нагрузок и прием витаминных комплексов.

Источником заболевания является инфицированный вирусом ветряной оспы человек. Опасность заражения сохраняется на протяжении всего инкубационного периода вплоть до момента исчезновения корочек. Болезнь передается воздушно-капельным путем, однако максимальная концентрация вируса обнаруживается в жидкости, содержащейся в типичных для ветрянки пузырьках.

Инфекция проникает в организм через верхние дыхательные пути и внедряется в слизистые оболочки. Затем попадает в кровеносную систему и распространяется на кожные покровы. Происходит расширение кровеносных сосудов, сопровождающееся покраснением, затем наблюдается образование папул – приподнятых над поверхностью кожи узелков, и везикул – пузырьков с жидкостью. Первые высыпания обычно фиксируются на туловище и конечностях, позднее – на лице и под волосами. Иногда сыпью покрываются слизистые оболочки.

Вследствие активного размножения вируса происходит рост температуры тела, отмечаются другие неспецифические реакции. После перенесенной инфекции у человека вырабатывается стойкий иммунитет.

Вирус может сохранять свою жизнеспособность в человеческом организме, и при наличии совокупности провоцирующих факторов, может вызвать опоясывающий лишай.

Ветрянка отличается длительным инкубационным периодом, составляющим от 7 до 21 дня. С момента инфицирования до появления первых симптомов проходит, как правило, не менее недели. Ребенок уже является источником заражения для других детей, однако внешне это никак не проявляется. Обычно сохраняется двигательная активность и хороший аппетит.

За день-два до появления клинических признаков у ребенка могут отмечаться:

  • головная боль;
  • вялость, сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • тошнота;
  • резкое повышение температуры до 38-40°C.

Вышеперечисленные симптомы сходны с признаками обычного ОРВИ, и только появление сыпи позволяет достоверно установить заболевание.

Высыпания обычно возникают не позднее суток после подъема температуры. Сначала на кожных покровах отмечаются одиночные плоские пятнышки розоватого цвета, затем их количество резко увеличивается, они становятся выпуклыми и трансформируются в заполненные жидкостью пузырьки. Их появление сопровождается сильным зудом, дети нередко расчесывают проблемные участки, способствуя проникновению в организм инфекции. Сыпь может покрывать верхние и нижние конечности, спину, живот, лицо и волосяную часть головы. На ступнях и ладонях пятна, как правило, отсутствуют.

Болезнь часто сопровождается увеличением ушных и шейных лимфоузлов.

Сыпь начинает подсыхать спустя 3 суток после возникновения, покрываясь красной корочкой. Однако ветрянка протекает волнообразно, поэтому каждые 2 дня на коже появляются новые очаги высыпаний, сопровождаемые очередным подъемом температуры и головной болью. Лишь спустя 7–10 дней все пузырьки покрываются коркой, и ребенок перестает быть источником заражения.

Для опытного врача диагностировать ветрянку не составляет труда. Яркая клиническая картина в большинстве случаев позволяет абсолютно точно определить заболевание:

  • стадия высыпаний начинается через 7–21 день после контакта с инфицированным человеком;
  • волнообразное течение данного периода;
  • одновременное наличие на поверхности кожи ребенка всех форм развития сыпи – розовых пятен, плотных узелков, пузырьков с желтоватой жидкостью, подсохших корочек;
  • инфекция проявляется в первую очередь на туловище и конечностях, затем переходит на лицо и волосяную часть головы. Наличие сыпи на ступнях и ладонях является нетипичным.

Если симптоматика выражена недостаточно отчетливо, специалисты прибегают к следующим лабораторным исследованиям:

  • общий анализ крови. Увеличение СОЭ указывает на наличие инфекционного процесса. Рост числа нейтрофилов свидетельствуют о бактериальном осложнении;
  • серологический анализ крови на антитела проводится в атипичных случаях, превышение показателей в 4 и более раз достоверно указывает на ветряную оспу;
  • исследование под микроскопом или иммунофлюоресцентный анализ содержимого пузырьков.

В подавляющем большинстве случаев у детей ветрянка протекает в легкой форме и не требует госпитализации. При соблюдении всех рекомендаций врача гарантированное излечение этой болезни происходит в домашних условиях. Стандартная терапия включает в себя:

  • прием жаропонижающих препаратов. Для детей рекомендованы парацетамол и панадол (в дозировке, рассчитанной исходя из веса и составляющей 20 мг/кг 3 раза в сутки), а также нурофен в суспензии (5–10 мг/кг до 4 раз в день). Эти лекарственные средства позволяют быстро и эффективно снизить температуру и улучшить общее состояние. Категорически запрещен прием аспирина, вызывающего при ветрянке поражение печени;
  • применение антигистаминных препаратов, уменьшающих зуд и препятствующих развитию аллергических реакций. Детям обычно прописывают супрастин (дозировка в зависимости от возраста составляет от ¼ до ½ таблетки в течение суток) или фенистил (принимается 3 раза в день по 3–10 капель);
  • обработка кожных высыпаний. Традиционно для смазывания элементов сыпи используют раствор зеленки, который позволяет тщательно обработать каждое пятнышко. Средство способствует скорейшему образованию корочек и ненадолго уменьшает зуд. Более действенным является 5-процентный раствор перманганата калия (марганцовки) или жидкость Кастеллани, обладающие легким антибактериальным эффектом. Сыпь во рту и на половых органах смазывается перекисью водорода или водным раствором зеленки;
  • соблюдение питьевого режима. Повышенное потребление жидкости необходимо для выведения токсинов из организма.

При протекании болезни в тяжелой форме врачом назначается дополнительное специфическое лечение: прием противовирусных, иммуномодулирующих и успокоительных препаратов.

Промежуток времени от момента проникновения вируса в организм до возникновения первых симптомов болезни называется инкубационным периодом. Для ветряной оспы его продолжительность составляет от 7 до 21 дня и зависит от состояния иммунной системы. Попавшие в дыхательные пути микробы проникают в слизистые оболочки и начинают там активно размножаться, накапливаясь в течение всего инкубационного периода. Достигнув критической массы, инфекция попадает в кровеносную систему и распространяется по всему организму, переходя тем самым в продромальную стадию.

В большинстве случаев на протяжении инкубационного периода человек является незаразным. Однако при ветряной оспе за 1–3 дня до его окончания и появлении первых клинических симптомов болезни уже происходит распространение инфекции.

Ветрянка относится к чрезвычайно заразным заболеваниям. В случае отсутствия иммунитета при контакте с инфицированным уберечься от болезни невозможно.

В детских садах и школах карантин объявляется на 21 день с момента выявления последнего заболевшего. Этот срок объясняется максимальной продолжительностью инкубационного периода.

Детям, контактировавшим с заболевшим, не запрещается посещать сад или школу. Тем учащимся, которые не общались с инфицированным более 3 недель, рекомендуется перейти в другую группу, класс или воздержаться от посещения занятий.

Карантин объявляется в конкретной группе или классе после окончательной постановки диагноза. В течение всего периода производится ежедневный осмотр воспитанников медицинским персоналом. При выявлении заболевшего, его изолируют от других детей и незамедлительно информируют родителей.

Нет необходимости прекращать работу детского сада или школы в целом. Существует ряд мероприятий, помогающих избежать массового инфицирования:

  • регулярное проветривание и влажная уборка;
  • использование разных входов для перемещения здоровых детей и групп на карантине;
  • запрет на посещение физкультурного и музыкального залов.

Специфические мероприятия для дезинфекции помещений при выявлении случаев ветряной оспы не производятся, так как вирус обладает низкой жизнеспособностью вне человеческого организма.

На протяжении многих десятков лет пузырьки при ветрянке было принято мазать зеленкой. Считалось, что только так можно добиться скорейшего образования корочек и уменьшить нестерпимый зуд. В настоящее время специалисты ставят под сомнение этот способ, так как зеленка не влияет на скорость образования корок и процесс заживления, а также совершенно не справляется с зудом.

В качестве альтернативных способов предлагаются следующие препараты:

  • лосьон «Каламин» – быстро снимает зуд и покраснение, способствует активной регенерации кожи. Подходит для детей, не окрашивает кожу;
  • раствор марганцовки – используется с самого раннего возраста. Применение требует особой осторожности, так как превышение концентрации способно вызвать ожог. Чтобы этого не допустить, необходимо в стакане кипяченой воды растворить несколько кристаллов марганцовки до образования нежно-розового раствора;
  • суспензия «Циндол» облазает подсушивающими и дезинфицирующими свойствами. Можно использовать до 6 раз в сутки.
  • гель «Фенистил» способствует активному заживлению кожных покровов и эффективно устраняет зуд. Однако его применение рекомендовано только при тяжелом течение ветряной оспы после консультации с лечащим врачом.

Инфицирование ветряной оспой, особенно у взрослых, нередко приводит к развитию осложнений. Наиболее серьезными являются:

В случае, если человек не переболел ветрянкой в детстве, существует большая вероятность инфицирования в зрелом возрасте.

Симптоматика практически не отличается, однако у взрослых болезнь, как правило, протекает в тяжелой форме и проявляется следующими симптомами:

  • высокая температура в течение продолжительного периода;
  • ярко выраженные продромальные признаки – головные и мышечные боли, потеря аппетита, общетоксические проявления;
  • обильная сыпь, позднее образование корочек;
  • часто поражаются слизистые оболочки, увеличиваются лимфатические узлы.

Заболевание ветрянкой во время беременности, особенно на ранних сроках, может усугубить течение болезни у женщины и привести к инфицированию и даже гибели плода. После 20 недели риск для ребенка является незначительным.

Методы лечения зависят от формы течения болезни, состояния иммунной системы и возраста человека.

Как правило, при протекании болезни в лёгкой и среднетяжелой формах лечение производится амбулаторно. Инфекционистами рекомендуется:

  • соблюдение постельного режима при наличии повышенной температуры;
  • обильное питье для скорейшего выведения токсинов из организма;
  • сбалансированное питание. Оптимальным является соблюдение белково-растительной диеты;
  • обработка кожных покровов дезинфицирующими препаратами. Вместо традиционной зелёнки могут использоваться перманганат калия, суспензия «Циндол», «Фукорцин», «Каламин». Каждый элемент сыпи обрабатывается отдельно при помощи ватной палочки. Каламин может использоваться до 4 раз в сутки, фукорцин и циндол – до 6, марганцовка – без ограничений;
  • проведение специальной медикаментозной терапии.

При легком течении специалисты рекомендуют ограничивать лечение обработкой высыпаний и приемом жаропонижающих средств. Хорошо зарекомендовали себя препараты, не оказывающие негативного влияния на иммунную систему пациента:

Запрещается использовать аспирин во избежание развития побочных эффектов.

Если наблюдается тяжелая форма болезни, врачами прописывается прием противовирусных препаратов. Рекомендованная доза ацикловира составляет 800 мг 5 раз в сутки на протяжении недели. В особо тяжелых случаях практикуется внутривенное введение препарата 3 раза в день в дозировке 10 мг/кг массы тела.

Антигистаминные средства помогают справиться с зудом и отечностью. Хорошо показали себя:

Их суточная доза не должна превышать 4 таблеток.

Допускается обработка кожных покровов специальными препаратами, уменьшающими зуд и другие кожные проявления. Например, «Фенистил-гель» допускается использовать многократно в течение суток.

Эффективным методом борьбы с ветряной оспой является вакцинация. В ряде стран – Японии, Австралии, США, Австрии вакцинирование от ветряной оспы включено в национальный прививочный календарь. Данная процедура позволяет сформировать иммунитет к болезни на всю жизнь.

Представители ВОЗ и производители вакцин рекомендуют проводить иммунизацию от ветряной оспы детям, достигшим годовалого возраста. Российские специалисты не советуют проводить процедуру детям до 2 лет. Взрослые не имеют ограничений по возрасту.

Для вакцинации используют живую вакцину и специфический иммуноглобулин.

При введении живого ослабленного вируса Varicella Zoster в организме развивается бессимптомная легкая форма ветряной оспы. Происходит образование антител, которые обеспечивают стойкий длительный иммунитет.

В России разрешено использование следующих вакцин:

  • «Окавакс» (Япония) применяется для вакцинации детей с 12-месячного возраста и взрослых. Вводится однократно внутримышечно. Используется в качестве экстренной профилактики не позднее 3 суток после контакта с инфицированным человеком. Минимальная стоимость препарата составляет 1900 рублей;
  • «Варилрикс» (Бельгия) вводится двукратно с интервалом 6–10 недель. Допускается для вакцинирования детей, начиная с 9 месяцев и взрослых. Средняя цена в аптеках составляет 2200 рублей.

Препарат «Зостевир» является специфическим иммуноглобулином к вирусу ветряной оспы. Он помогает облегчить протекание болезни и ускорить процесс выздоровления. Медикамент вводится внутримышечно 1 раз в сутки в дозировке от 1 до 3 мл в зависимости от показаний. Не содержит живого вируса и не обеспечивает пожизненный иммунитет.

Инфекционисты в ряде стран не видят необходимости во всеобщей иммунизации против ветряной оспы в детском возрасте, так как в большинстве случаев до достижения подросткового возраста наблюдается легкое течение этой болезни. Вакцинация назначается только при наличии объективных показаний, например, ослабленном иммунитете.

Британские инфекционисты выявили связь между иммунизацией в детстве и заболеванием опоясывающим лишаем, вызываемом тем же вирусом, в зрелом возрасте.

Для человека, не переболевшего ветрянкой в детском возрасте, вакцинация является 100-процентно правильным решением.

Единственным надежным способом предохранения от заражения ветрянкой является вакцинация. Остальные методы не дают стопроцентной гарантии. Однако вероятность инфицирования при заболевании одного из членов семьи можно снизить при соблюдении следующих мер предохранения:

  • полная изоляция заболевшего;
  • применение отдельной посуды;
  • использование ватно-марлевых повязок;
  • прием противовирусных препаратов или своевременная вакцинация.

Знание и соблюдение профилактических мер позволяет избежать заражения ветряной оспой или перенести ее без осложнений.

Узнать мнение специалистов о ветрянке вы можете, просмотрев видео.

источник