Меню Рубрики

Империя кесем ахмед заболел оспой

Ахмед родился в Манисе 18 апреля 1590 года. Тогда правителем Османской империи был его дед Султан Мурад III, сын Селима и внук Сулеймана. Ахмед был праправнуком Султана Сулеймана и Хюррем. У его отца Мехмеда уже было пять сыновей от разных наложниц, поэтому старшим сыном он не был и не мог считаться наследником престола.

Отец Ахмеда правил всего 8 лет и скончался в 1603 году. После смерти Султана Мехмеда осталось два шехзаде: Ахмед и Мустафа. Будучи старшим, Ахмед унаследовал султанский трон. Ему было всего 13 лет и 8 месяцев.

Юный Ахмед был очень серьезным и самостоятельным. Во время своей церемонии восшествия на престол он не стал дожидаться пока визири посадят его на трон, а сам довольно уверенно занял его. И точно также он сам себя опоясал мечом своего предка Османа Гази.

Султан Ахмед взошел на престол. Кадр из сериала Великолепный век: Империя Кёсем

Заняв трон, Ахмед принял решение отстранить от всех государственных дел свою бабушку Сафие Султан и выслал её в Старый дворец.

Халиме султан и шехзаде Мустафа.

Ахмед пощадил своего младшего брата Мустафу. Возможно, он это сделал, потому что Мустафа был не в своем уме и не представлял угрозы для султана. А возможно, это произошло, потому что у Ахмеда не было своих наследников, которые в случае его смерти могли бы унаследовать престол. Мустафа оставался единственным представителем династии после Ахмеда. В любом случае Ахмед стал первым султаном, чьё восхождение на трон не сопровождалось убийством брата.

Однако Мустафа практически находился под арестом, рядом с ним всегда была стража. И жил он под постоянным страхом смерти. Всё это окончательно подорвало психическое здоровье без того неуравновешенного молодого шехзаде.

По нравственным качествам Ахмед сильно отличался от своих последних предшественников. Он послушно соблюдал Ислам и старался привить его нормы населению империи, которые уже стали отдаляться от Ислама. Но, к сожалению, он унаследовал от своего отца излишнюю тягу к наслаждениям.

Когда в 1603 году Султан Ахмед пришел к власти, Османы вели войну одновременно с Австрией и Ираном. Помимо этого в Анатолии продолжалось восстание Джелали, которое началось ещё при Мехмеде III.

Воспользовавшись тем, что османские войска отвлеклись на подавление восстания в Анатолии, Шах Аббас I отвоевал Азербайджан и Грузию. Нашлись и те, кто был готов заключить мир с Ираном. В их главе стоял Насух Паша, ставший Великим Визирем в 1611 году и казненный в 1614 году.

В начале правления Султана Ахмеда одним из великих визирей был Дервиш Мехмед Паша. Родом он был из Боснии. Дервиш занимался воспитанием маленького Ахмеда, а заодно и выполнял роль бостанджи. Став султаном, Ахмед назначил Дервиша хранителем покоев, а потом и капудан-пашой.

Валиде Хандан Султан в сериале Великолепный век: Империя Кёсем. Актриса Тюлин Озен

В это время Валиде Хандан Султан, мать Ахмеда, пытается влиять на своего венценосного сына. Она старается настроить Ахмеда против Дервиша. Но Валиде Хандан в 1605 году умирает.

Смерть матери подкашивает Султана Ахмеда. Он устраивает для неё пышные похороны и для упокоя её души султан раздает всем страждущим много еды и подаяний. После этого он на время отправляется в Бурсу. А влияние Дервиша на молодого султана только усиливается.

Но вскоре Дервиш Паша стал вызывать недовольство Султана Ахмеда. Его решения по тем или иным государственным вопросам создавали недовольство среди народа. Ахмед же стал испытывать ненависть к Дервишу. Все усугубилось после попытки Дервиша взимания налогов за балконы домов.

Дервиш Мехмед паша. Актер Мехмет Куртулуш

Конец Дервиша приблизили многочисленные долги. Он пытался приписать их еврейскому купцу, который став подрядчиком, занимался строительством дворца по его же приказу. В итоге Ахмед, узнав о том, что Дервиш якобы пытается его убить, казнил великого визиря Дервиша прямо на заседании Дивана.

Был в жизни Султана Ахмеда и момент, когда он заболел оспой. Опасаясь того, что султан может умереть, вельможи предложили вернуть во дворец Топкапы шехзаде Мустафу. Но Ахмед победил болезнь, и Мустафа остался в Старом дворце. А всех тех, кто пытался устроить государственный переворот, Ахмед отправил в отставку.

В силу своего юного возраста Ахмед взошел на престол, не имея наследника, но он быстро уладил этот вопрос. Когда ему было всего 14 с половиной лет, греческая наложница Махфируз 3 ноября 1604 года родила ему сына, будущего султана Османа II.

Но фавориткой Ахмеда стала не Махфируз, а молодая греческая девушка Анастасия, которая в гареме сперва получила имя Мехпейкер, а затем её стали звать Кёсем. Она родила Ахмеду четырех сыновей и пять дочерей. Двое её сыновей в будущем стали султанами. В общей сложности у него было около 22 детей.

Кёсем и Ахмед. На фото первая актриса сыгравшая роль Кёсем – Анастасия Тсилимпиу.

Кёсем Султан смогла занять особое место в сердце молодого Султана Ахмеда, вытеснив из фавориток Махфируз, которая была отправлена в Старый дворец. Первенец султана Осман остался во дворце Топкапы, его Кёсем воспитывала как своего сына. Она заботилась о нём и часто брала с собой на прогулку.

Кёсем и маленький Осман. Кадр из сериала Великолепный Век: Империя Кёсем

Они вместе катались на карете по Стамбулу. В такие моменты маленький Осман бросал монеты в толпу людей, которые сбегались к карете, чтобы взглянуть на принца. Кёсем же оставалась за занавеской и не показывалась на глаза простолюдинам.

Султан Ахмед был очень привязан к Кёсем, в связи с этим она имела на него сильное влияние. Если раньше Султан Ахмед в государственных вопросах полностью игнорировал советы со стороны женщин, считая, что их дело лишь ублажать султана и рожать детей, то с Кёсем все было по-другому. Тут он прислушивался к её мнению и порой даже поступал так, как скажет она.

Кёсем была красивой и проницательной женщиной. Она обладала многими талантами и прекрасно пела. За это султан дарил ей свою любовь.

Нельзя сказать, что её уважали все. Но к ней часто прислушивались. К тому же она была фавориткой Султана, который хотел, чтобы она всегда была рядом с ним. Мудрая и сдержанная Кёсем могла спокойно отреагировать на любые высказывания относительно государственных дел.

Когда у Ахмеда появились свои наследники, он стал переживать из-за помилования брата Мустафы. Мустафа же со своей матерью по-прежнему находился в Старом дворце, не покидая его пределов.

Ахмед дважды пытался казнить своего младшего брата. Первый раз он передумал, потому что у него появились сильные боли в желудке. Второй раз он отменил приказ, испугавшись сильной грозы, которая нависла над дворцом Топкапы.

Но, по мнению Симона Контарини, шехзаде Мустафа обязан своим спасением Кёсем Султан. Она рассчитывала на то, что тот, кто унаследует трон после Ахмеда, последует его примеру и проявит такое же милосердие к её сыновьям. Таким образом, она хотела прекратить братоубийство.

В 1606 году, осенью столица была охвачена огнем. Султан Ахмед лично руководил борьбой с пожарами и принимал активное участие. Во время пожаров он получил серьезные увечья и проходил долгое лечение.

Также Ахмед построил мечеть Султанахмет, которая сейчас является величественным памятником. Так же она известна как Голубая мечеть.

Султан Ахмед заболел тифом и покинул этот мир 22 ноября 1617 г. Ему было 27 лет. Его похоронили рядом с Голубой мечетью.

После его смерти во дворце возникли серьезные сложности с назначением нового султана. Его первому наследнику, шехзаде Осману едва исполнилось 13 лет. По всем правилам трон переходил от отца к сыну. Но…

Сославшись на юный возраст Османа, совет Дивана решил передать трон 26-летнему шехзаде Мустафе, младшему брату Ахмеда.

По второй версии утверждается, что инициатором избрания Мустафы выступала сама Кёсем. Она считала, что за сохраненную жизнь Мустафа будет милосерден к её сыновьям, чем Осман. По её мнению Осман мог последовать кровавому кодексу и убить своих младших братьев.

Как только Мустафа стал султаном, все наложницы и дети умершего Султана Ахмеда были высланы в Старый дворец. Туда же была отправлена и Кёсем Султан. Все время, что она провела в Старом дворце, Кёсем получала жалование и сохранила свой статус, даже не смотря на то, что её супруга уже не было в живых.

Султан Мустафа I в сериале Великолепный Век: Империя Кёсем

источник

В начале правления Ахмеда I Османская империя вела войну одновременно с Австрией и Ираном. Кроме того, продолжалось восстание в Анатолии, начавшееся ещё при Мехмеде III, повстанцы контролировали значительную территорию. После продолжавшихся несколько лет боев, восстание было жестоко подавлено. Воспользовавшись отвлечением османских войск на подавление восстания, Иранский шах Аббас I изгнал турецкие гарнизоны из Азербайджана, Грузии и других территорий, уступленных по Константинопольскому миру 1595. Впоследствии Аббас I нанес ряд поражений турецким войскам, пытавшимся вернуть утраченные территории. По договору 1612 Османская империя признала завоевания Аббаса.

В ходе войны с Австрией, Ахмед I лично командовал армией в кампании 1605 г., которая завершилась взятием крепости Эстергом 3 октября 1605 г. 11 ноября 1606 г. с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов.

Правление Ахмеда I было отмечено усилением коррупции и произвола местных правителей. Сам Ахмед со временем отошёл от государственных дел, большое влияние на них оказывала его любимая жена Кёсем.

При Ахмеде I в Константинополе была построена мечеть Ахмедийе (известная также как Голубая мечеть) — один из шедевров мусульманской архитектуры.

Похоронен в мавзолее, который находится рядом с Голубой мечетью.

Первая часть предсказания пророка сбылась с опозданием на две недели — Мехмед скончался 12 декабря 1603 г., по-видимому, от сердечного приступа, на тридцать восьмом году жизни. Его царствование продолжалось почти девять лет. Ноулз был очень невысокого мнения о характере покойного султана, о смерти которого он написал:
«Великий султан Магомет [Мехмед III], погруженный в свои удовольствия и наслаждения, умер в своем имперском дворце в Константинополе Он был человек невеликого ума и чрезмерной гордости, что было причиной как нелюбви, так и страха перед ним, которые испытывали к нему его подданные вообще, но в особенности янычары и другие его воины, которые презирали его нерадивое управление и с болью смотрели, как женщины не только посвящаются в важнейшие государственные дела, но и управляют им (такие, как его мать, его жена султанша и другие), не только восставали против него, но и в ярости несколько раз собирались сбросить его с трона. Он же не думал ни о чем, кроме чувственных и сладострастных наслаждений, следы которых он носил на себе, в грязном, распухшем, неповоротливом и безобразном теле, непригодном ни для какого достойного монарха занятия или дела. Его ум этому соответствовал, полностью преданный праздности, удовольствиям и излишествам, не в малой степени укоротившим его дни, которые он закончил в позоре, потеряв уважение своих подданных, и мало кто из них или даже никто не пролил слезу».
Трон Мехмеда унаследовал его сын Ахмед I, которому тогда было тринадцать лет и восемь месяцев. Несмотря на свой юный возраст, он отличался серьезностью и самостоятельностью. Во время церемонии восшествия на престол он решительно настоял на том, чтобы самому опоясать себя мечом своего предка Османа Гази, отказавшись от помощи шейх-уль-ислама. Не стал он ждать и пока визири усадят его на трон, а сел на него сам без малейших колебаний. Вскоре после вступления на престол Ахмед, посоветовавшись с визирями, выплатил крупную сумму денег янычарам и солдатам других корпусов, расквартированных в Стамбуле. После этого он проехал верхом на коне по улицам столицы под восторженные возгласы своих подданных.
У покойного Мехмеда III к моменту его смерти помимо Ахмеда был еще один сын, Мустафа, которому было девять лет. Мустафа страдал слабоумием, и, возможно, именно в силу этого обстоятельства Ахмед пощадил брата. Впервые за три поколения османской династии воцарение султана не сопровождалось братоубийством. Однако нельзя исключить и другого предположения: Мустафу пощадили потому, что он остался единственным представителем династии по мужской линии помимо его брата Ахмеда, который был еще слишком юн, чтобы проявить свою способность зачать сына и преемника.
На следующий день после интронизации Ахмед I возглавил процессию на похоронах своего отца, которого погребли в саду у Айя Софии. По приказу нового султана Мехмеду III соорудили роскошную усыпальницу, которая стала последним из трех султанских мавзолеев, стоящих рядом с Айя Софией. Здесь, у этого храма, нашли свое упокоение три султана, которые, сменяя один другого, правили Оттоманской империей после Сулей-мана Великолепного. Помимо них там похоронены их многочисленные жены, наложницы и дети.
На втором году своего правления Ахмед I избавился от нежелательного наследия своего отца, чудесного механического органа, установленного Томасом Далламом в Жемчужном киоске. Так же, как и его отец, Ахмед I часто посещал этот киоск, являвшийся для него местом молитвы, чтобы творить там намаз*. Имам султана, Мустафа Сафи, пишет в своей летописи, что все фигурки птиц и животных на органе оскорбляли религиозные чувства Ахмеда, который отличался гораздо большей набожностью, чем его отец. Юноша считал, что такая вещь более приличествует языческому храму и «не может быть терпима в молитвенном месте и обители халифата». Так в 1605 г. Ахмед I повелел разобрать орган и удалить его за пределы дворца Топкапы.

Став султаном, Ахмед I отослал свою бабушку Сафие в Старый дворец, где она и жила безвыездно до самой смерти, которая последовала пятнадцать лет спустя. Таким образом, Сафие была вынуждена прекратить строительство мечети, которую она начала возводить на берегу Золотого Рога, и недостроенное здание вскоре стало ветшать и разрушаться, отданное во власть дождям и ветрам.
Матери Ахмеда I, Хандан, получившей теперь статус «валиде султан», так и не удалось достичь славы и могущества, которыми располагала ее предшественница, так как ее сын, обладавший разумностью и самостоятельностью мышления, без особого труда отражал все попытки оказать на него какое-либо влияние. Хандан скончалась 26 ноября 1605 г. накануне отбытия Ахмеда в поход с целью подавления мятежа, который вспыхнул в Анатолии. На следующий день Хандан похоронили рядом с ее мужем Мехмедом III в его мавзолее у храма Святой Софии. Ахмед отказался отсрочить выступление своей армии из Стамбула на семь дней, пока должен был длиться традиционный траур, и покинул столицу сразу же после похорон. Такое поведение султана дало пищу слухам, что Ахмед покончил с матерью из-за того, что она вмешивалась в его дела. Сэр Томас Шерли, английский путешественник, который в 1602—1605 гг. сидел в стамбульской тюрьме, пишет, что Ахмед I, желая отделаться от непрошеных советов Хандан, «не пощадил своей собственной матери и отравил ее в августе 1605 г.».
Ахмед также избавился от своего младшего брата, отослав Мустафу вместе с матерью, чье имя неизвестно, жить в Старый дворец. Вскоре после своего восшествия на трон Ахмед заболел оспой и чуть было не умер. Некоторые визири, предполагая, что султан на краю смерти, предложили доставить Мустафу в Топкапы, чтобы тот унаследовал трон. Такая предусмотрительность оказалась излишней, потому что Ахмед выздоровел. После этого он отправил в отставку визирей, которые являлись авторами идеи возведения на трон слабоумного Мустафы.
Если не считать первого краткого пребывания Мехмеда II у власти, то Ахмед стал первым султаном, который оказался на османском троне, не успев зачать наследного принца. Впрочем, это оказалось легко поправимым недостатком, ибо его первый сын, будущий султан Осман II, родился 3 ноября 1604 г., через десять с половиной месяцев после интронизации Ахмеда. Матерью мальчика была Мах-фируз, известная также под именем Хадидже. Предполагают, что эта наложница имела греческое происхождение.
В течение следующего года две другие наложницы юного султана, чьи имена остались неизвестными, родили ему второго сына, Мехмеда, и первую дочь, Геверхан. В последующие десять лет Ахмед I стал отцом по меньшей мере еще пятнадцати детей, десяти сыновей и пяти дочерей.

Читайте также:  Может ли человек заразиться оспой от курицы

На втором году царствования Ахмеда в его гареме появилась новая наложница, молодая гречанка по имени Анастасия, дочь православного священника с острова Тинос в Эгейском море. В числе прочей живой добычи турецкие захватчики привезли ее на стамбульский невольничий рынок. Она стала первой в группе новых наложниц, приобретенных для гарема в тот период, и поэтому Ахмед назвал ее «Кёсем» — «Вождь стаи». Позднее ее начали также называть Махпейкер. Вскоре Кёсем стала любимой наложницей Ахмеда, а в 1605 г. родила ему его вторую дочь, Айше.
В течение следующих десяти лет Кёсем родила Ахмеду еще двух дочерей и четырех сыновей, включая будущих султанов Мурада IV, родившегося 29 августа 1609 г., и Ибрагима, родившегося 9 ноября 1615 г.
Кёсем стала фавориткой Ахмеда, заменив ему в этом качестве Махфируз, которую, по не слишком достоверным данным, отправили в Старый дворец, в то время как ее сын Осман остался в Топкапы. Заботу о нем взяла на себя Кёсем, которая часто брала наследного принца с собой, когда каталась в карете по Стамбулу.
В сообщениях венецианских послов указывается, что во время этих прогулок Осман развлекался тем, что бросал пригоршнями монеты в толпы прохожих, которые сбегались посмотреть на юного принца. В такие минуты его мачеха Кёсем предпочитала не показываться на глаза простолюдинам, оставаясь за занавеской. Послы также отмечали исключительную привязанность Ахмеда к Кёсем, которая стала в политике влиятельным закулисным фактором. Кристофоро Вольер писал, что «она может творить с султаном все, что пожелает, и полностью завладела его сердцем, и ей ни в чем нет отказа». Симон Конта-рини отзывается о ней, как о женщине «красивой и проницательной и, кроме того. обладающей многими талантами, она прекрасно поет, вследствие чего она продолжает пользоваться любовью султана. Не то чтобы ее уважают все, но в некоторых делах к ней прислушиваются, и она — фаворитка правителя, который хочет, чтобы она постоянно была рядом с ним. Она проявляет немалую мудрость и сдержанность относительно слишком частых высказываний о серьезных материях или государственных делах».
Поскольку все сомнения относительно способности Ахмеда к продлению своего рода рассеялись, он, похоже, стал сожалеть о своем решении пощадить брата Му-стафу, свобода которого по-прежнему была ограничена пределами Старого дворца, где он находился вместе со своей матерью. Как писал Контарини в 1612 г., султан дважды отдавал приказ удушить брата, однако в обоих случаях менял свое решение. Сначала это произошло по причине внезапных резей в желудке султана, а во второй раз его до смерти напугала сильная гроза, в эпицентре которой оказался дворец Топкапы. По мнению Контарини, в действительности Мустафа своим спасением был обязан Кёсем, которая сделала это из сугубо практических соображений: «позаботиться, если возможно, о том, чтобы то милосердие, которое она проявила к брату [Му-стафе], могло быть также проявлено по отношению к ее сыну [Мураду]».
Осенью 1606 г. в Стамбуле бушевали пожары. В результате одного из них почти полностью выгорел еврейский квартал. Султан Ахмед лично возглавил смельчаков, которые боролись с огненной стихией. Ноулз отмечает, что при тушении пожара султан получил травму: «В каковом шуме и суматохе, производимыми людьми, которые бегали туда-сюда, и тушении огня Великий Султан упал с лошади и потому некоторое время хворал».

Строительные идеи турецкого султана.

Ахмед быстро оправился от последствий своего падения с лошади. В том же году он решил приступить к строительству нового религиозного комплекса, возложив это поручение на архитектора Мехмеда-агу. Спроектированная им мечеть возводилась на восточной стороне древнего Ипподрома. Названная в его честь Ахмед Джа-ми, она по праву считается самой красивой мечетью Стамбула. В ее интерьере господствуют голубые изразцы, и поэтому ее иногда называют Голубой. Она возвышается напротив Айя Софии, отделенная от нее великолепным парком.
В отличие от других мечетей Ахмед Джами окружена шестью минаретами. Ахмед I велел возвести их, пожелав, чтобы строящаяся в его честь мечеть во всем превосходила Айя Софию. Однако высшее мусульманское духовенство усмотрело в этом попытку принизить значение мечети в Мекке, которая имела пять минаретов. Ахмеду I пришлось пристраивать к меккской мечети еще два минарета, чтобы вернуть ей утраченное преимущество. Предание гласит, что султан был настолько воодушевлен идеей строительства мечети, что часто сам приходил на стройку и трудился бок о бок с чернорабочими и искусными мастерами, которым он сам платил жалованье в соответствующие дни, выплачивая тем, кто проявлял особое усердие, дополнительное вознаграждение. В Голубой мечети совершались самые торжественные молитвы и отмечались дни рождения Пророка.
По инициативе Ахмеда на территории дворца Топкапы был построен ряд новых зданий, в том числе две бани, а также красивая небольшая библиотека. Французский дипломат Генрих де Бово, посетивший дворец в 1605 г., отметил, говоря о мужской бане: «Теперь король больше не пользуется ею, вместо этого он пользуется баней для женщин».
Ахмед также построил киоск в садах, расположенных уступами на склоне возвышенности. Теперь это место известно как Четвертый двор. В этом киоске, который до нашего времени не сохранился, султан развлекал дам своего гарема, устраивая для них представления; их давали евреи и еврейки из труппы придворных актеров.
Французский дипломат Жиль Ферманель отмечал, что Ахмед соорудил в Первом дворе «очень симпатичное, маленькое здание». В нем размещалась особая пекарня, которой сейчас не существует. Надпись на табличке, прикрепленной к стене, гласила, что эта пекарня предназначалась для «выпечки самого чистого хлеба во дворце». Муку для этого хлеба мололи из пшеницы, выращенной в Бизинии, на северо-западе полуострова Малая Азия, смешанной с козьим молоком, которое давало стадо коз, пасшееся в роще на территории дворца. Этот сверхчистый белый хлеб предназначался для султана Ахмеда и нескольких его фаворитов. В их число входил придворный врач Доменико Иеросомилитано, который пишет об этом хлебе в своих мемуарах:
«Превосходный белый хлеб берегли как зеницу ока, и каждый день выпекали сто двадцать буханок по четыре фунта каждая, которые раздавали только фаворитам Великого Султана или одному из его личных шести докторов, каким был третий доктор Доменико Иеросомилитано».
Одним из немногих иностранцев, которым удалось увидеть Внутренний дворец Топкапы, являлся Оттавиа-но Бон. Он воспользовался отсутствием султана Ахмеда, который отправился на охоту, и осмотрел здание в сопровождении помощника, главного садовника. Первой частью дворца, которую увидел Бон, стал сад с галереями в личных покоях султана. Он описывает озеро, у которого султан Ахмед развлекался со своими немыми и шутами:
«А на озере есть маленькая лодка, в которую (как мне рассказали) Великий Султан часто садится со своими немыми и шутами и заставляет их грести туда-сюда и играет с ними, заставляя их прыгать в воду; и много раз, когда он гуляет с ними вдоль озера, он бросает их в него и погружает их с головой и ушами».

Ноулз заканчивает свою историю Османской империи на 1610 г., седьмом году царствования Ахмеда I. Она завершается описанием султана и суждением о его характере:
«Султану Ахмату, о котором мы теперь говорим и который теперь царствует, было, как уже сказано, около пятнадцати лет, когда он взошел на трон, а теперь ему около двадцати двух лет, круглолицый и полнолицый и вообще красивой наружности, однако на лице видны следы оспы. У него маленькая борода коричнево-каштанового цвета, растущая маленькими пучками в четырех разных местах, по одному на каждой щеке и на каждой стороне подбородка. Он ладно скроен, отличается здоровым цветом лица и склонен к полноте, как и его отец Магомет; сильный и выносливый и к тому же живой. Он очень предан чувственности и наслаждениям, и потому есть надежда, что он в конце концов погубит себя, как это случилось до него с его отцом Магометом. От этих его наложниц у него четверо детей, два сына и две дочери, его старшему сыну около пяти лет. Он упивается донельзя наслаждениями, которое предоставляет охота в поле, в особенности соколиная».
Далее Ноулз описывает хобби Ахмеда, состоявшее в изготовлении роговых колец. Этому занятию он выучился в соответствии с османской традицией, согласно которой каждый юный принц должен был постигнуть азы какого-либо ремесла:
«Каждого турецкого императора законы их религии обязывают повседневно употреблять и практиковать какое-либо ручное ремесло или занятие, и потому султан Магомет [Мехмед III] занимался изготовлением стрел, а этот его сын Ахмат [Ахмед I] делает роговые кольца, которые все турки носят на больших пальцах, чтобы было удобнее натягивать тетиву при стрельбе из лука. Обычай изготовлять такие роговые кольца этот султан ревностно соблюдает, предаваясь этому занятию каждое утро, сотворив молитву».
На девятом году своего царствования Ахмед I устроил экстравагантное празднество в честь бракосочетания своей старшей дочери, Геверхан Султан, которой тогда едва исполнилось восемь лет, с полководцем Кара Мех-медом-пашой, которому было пятьдесят пять лет. Эти празднества описал Пол Райкот в своей истории Оттоманской империи, опубликованной в 1680 г.:
«Когда наступил день свадьбы, невесту доставили в резиденцию ее мужа: сначала маршировали янычары, как и раньше, за ними следовали начальник стражи и другие чиновники. Следом шли эмиры в количестве восьмидесяти человек, затем судьи, а после них шли визири и великий визирь с муфтиями по левую руку от него, следом двигался оркестр из тридцати барабанщиков и трубачей, за которыми следовали восемь египтян, которые несли небольшие барабаны и кривлялись и проделывали тысячу обезьяньих ужимок; этих сменили сорок музыкантов, маршировавших по двое, одни играли на цитрах, другие на арфах, а третьи на лютнях, затем по турецкому обычаю появился юродивый (которые почитаются у них за святых), наряженный в колпак и плащ, покрытый бараньими костями, который плясал и пел под эти инструменты; за ними прошли начальники арсенала и тридцать человек с молотами и другими железными инструментами, чтобы ломать все, что выступало слишком далеко на улицах и могло помешать пронесению двух деревьев огромной высоты, увешанных восковыми плодами всех сортов; затем шли двадцать чиновников, подчиняющихся главному казначею, и он сам пышно разодетый ехал на лошади в некотором удалении от них; за ним многие невольники тащили два огромных факела и третий факел еще больших размеров. Блеск драгоценных камней, которыми были украшены эти факелы, слепил больше, чем пламя. За этими факелами следовал начальник черных евнухов с пятьюдесятью придворными, составлявшими свиту принцессы, а за ними несли огромный балдахин, обитый малиновым бархатом, а затем следовал еще один балдахин, который был больше первого. Он был покрыт золотыми пластинами, и занавески были задернуты со всех сторон и висели до самой земли; под этим балдахином была принцесса на лошади и несколько ее черных евнухов.

Следом ехала ее парадная карета, покрытая золотой тканью, которую везли четыре огромных белых коня неописуемой красоты; затем ехали еще восемь карет, в которых находилось великое множество подружек невесты с кастрированными неграми; и последними ехали верхом двадцать пять невольниц-девственниц, выбранных из числа самых красивых, а их волосы, не знавшие гребня, свисали им на плечи. »

На следующий день после свадьбы султан Ахмед напал на мать невесты, избив ее и даже ударив ножом. Этот гнев имел под собой веские основания: та задушила одну из его фавориток. Пол Райкот описывает это происшествие образным, живым языком:
«Однако несмотря на всю эту пышность и величие в день после свадьбы, султан жестоко избил свою султаншу, мать этой дочери, которая теперь замужем за полководцем, и ударил ее кинжалом, пронзив ей щеку, и топтал ее ногами, потому что она задушила его фаворитку, которая была из числа невольниц его сестры, и он полюбил ее и посылал за ней».
Пять месяцев спустя Ахмед выдал принцессу Айше Султан, свою первую дочь от Кёсем, замуж за великого визиря Насух-пашу. Айше было только семь лет, а ее муж был человеком средних лет. Два года спустя султан Ахмед I казнил Насух-пашу, и принцесса Айше осталась вдовой в девять лет. Затем Айше становилась женой поочередно еще пяти пашей, двое из которых погибли в сражениях, один был убит и двое умерло от естественных причин. Последним мужем Айше был Халеб Ахмед-паша, который скончался в 1644 г., оставив ее вдовой в шестой раз в возрасте тридцати девяти лет.
Такие серийные браки были не редкость для династии Османов в течение столетия, миновавшего после смерти Сулеймана Великого. Это позволяло царствующей фамилии создавать сеть союзов с наиболее могущественными пашами. В частности, Кёсем именно благодаря бракам своих дочерей сохраняла свое влияние на протяжении почти полувека. В 1626 г. она писала великому визирю Хафизу Ахмеду-паше за несколько месяцев до того, как он стал третьим мужем ее дочери Айше: «Как только вы будете готовы, дайте мне знать, и я буду действовать соответственно. Мы сразу же позаботимся о вас. У меня есть принцесса наготове. Я поступлю так же, как тогда, когда выдавала свою Фатиму».

Смерть Ахмеда: турецкий кризис.

На тринадцатом году царствования Ахмед освятил мечеть, строительство которой велось у Ипподрома. Предание гласит, что при освящении на Ахмеде был тюрбан в форме ноги пророка Мухаммеда, одетый в знак его смирения.
Ахмед так и не смог, как следует, налюбоваться своей мечетью, так как скончался через год после того, как ее сооружение было завершено. Его смерть последовала 22 ноября 1617 г., когда ему было двадцать семь лет и восемь месяцев. Принято считать, что он умер от тифа. Султана Ахмеда похоронили рядом с мечетью, которая носит его имя.
Смерть Ахмеда I породила кризис, связанный с вопросом о его преемнике, поскольку его старшему сыну, наследному принцу Осману, только что исполнилось тринадцать лет. На протяжении трех веков пребывания у власти Османов трон всегда переходил от отца к сыну. В течение четырнадцати поколений он почти всегда доставался старшему из сыновей султана. Однако теперь, ссылаясь на слишком юный возраст Османа, Диван постановил передать трон брату Ахмеда Мустафе, которому тогда было двадцать семь лет. Все четырнадцать лет царствования брата он провел в Старом дворце, находясь там практически под домашним арестом. Печеви, являвшийся современником этих событий, объясняет такое изменение порядка наследования престола следующим образом:
«Вследствие того, что его [Ахмеда] сыновья были еще слишком молоды, а его брат султан Мустафа был старше и уже достиг зрелого возраста, он и взошел на трон. Полагали, что возведение на трон принца-ребенка в то время, когда наличествовал совсем взрослый принц, вызвало бы ропот среди населения и создало бы многочисленные опасности. Требование времени было таково, что трон султана путем наследования должен был принадлежать Мустафе. Иначе они [высшие сановники] стали бы мишенью, в которую люди пускали бы стрелы порицания и брани».
Печеви предполагает, что инициатором изменений, внесенных в закон о престолонаследии, выступил начальник черных евнухов Мустафа-ага, «в чьем ведении находились все государственные дела в царствование Ахмеда». Иной точки зрения придерживался посол Симон Конта-рини, который считает вполне возможным, что Кёсем использовала свое влияние, чтобы обеспечить избрание принца Мустафы преемником Ахмеда. Она могла надеяться, что Мустафа будет более склонен пощадить ее сыновей Мурада и Ибрагима, чем Осман, который, по ее мнению, вполне мог пустить в ход кровавый кодекс, одобрявший братоубийство, чтобы уничтожить своих сводных братьев.
После вступления Мустафы на трон жены и дети Ахмеда I были переведены в Старый дворец. В их числе были и Кёсем и ее четверо сыновей, старшим из которых являлся Мурад. Все то время, пока она находилась в Старом дворце, ей продолжали выплачивать пособие и она сохранила свой статус, несмотря на то, что ее мужа уже не было в живых.

Читайте также:  Нужна ли прививка от ветряной оспы ребенку

источник

Пока Ахмед лежит без сознания на полу, Настя возвращается во дворец, а Шахисте следует за ней, сказав, что без нее никуда не пойдет. По пути во дворец их вдруг начинает преследовать стража. Шахисте убивают, а Анастасия бежит к потайной двери, где ее встречает Гёльге.

Анастасия спешит обратно в гарем, но приходит Хаджи и приказывает страже ее увести. Настя кричит, что ничего не сделала. Хаджи отвечает, что она может рассказать об этом Валиде Султан.

Лекари осматривают Ахмеда. Хандан, нервно расхаживая рядом, спрашивает Дуду о Дервише. Дуду отвечает, что ночью он покинул дворец, но никто не знает, куда он пошел. Приходит Хаджи и сообщает, что две девушки пытались сбежать из дворца, одна из них была убита, но второй удалось убежать, однако стража слышала ее имя. Затем приводят Анастасию. Хандан обвиняет ее в том, что она отравила Ахмеда, и требует рассказать, какой яд она использовала, чтобы лекари могли помочь ему. Анастасия отвечает, что она ничего не делала. Хандан приказывает допросить и пытать Анастасию, пока она не расскажет.

Дженнет по приказу Дуду избивает Настю плетью. Дуду спрашивает ее о том, кто дал ей яд. Однако Настя стоит на своем и говорит, что не стала бы этого делать. Дженнет пытается за нее заступиться, но Дуду приказывает ее бить снова.

Утром Хандан упрекает Дервиша в том, что доверила ему своего сына, но его не было рядом, когда его отравили. Дервиш просит прощения. Сафие отмечает, что если бы использовали яд, то он уже проявил бы себя. Хандан отвечает, что его отравила наложница, которую Сафие ему подарила, и которая пыталась убежать из дворца. Сафие спрашивает Хандан, есть ли у нее доказательства, и просит ну мучать невинную девушку. Хандан настаивает, что ее сын был отравлен, а тот, кто это сделал, в настоящий момент находится среди них. Фахрие нервничает.

Бюльбюль приходит в ужас, когда обнаруживает, что Чашнигир-ага умер от оспы.

Фахрие спрашивает Халиме о здоровье маленького Мустафы, удивив ее своим вопросом. Тем временем Хандан шепчет Дервишу, что другие Султанши, как стая ворон, сбившаяся на падаль, ждут, когда умрет ее сын. Прибегает Бюльбюль и кричит, что Чашнигир-ага умер в своей постели. Он сообщает, что это не яд, это оспа! Сафие приказывает всем уйти, а лекари обнаруживают оспины на теле Ахмеда. Хандан бросается к сыну, но Дервиш тянет ее в сторону.

Дервиш отдает распоряжения: он приказывает защищать Султанш и шехзаде Мустафу, осмотреть всех в гареме и изолировать тех, у кого обнаружатся даже малейшие признаки оспы. Сафие говорит Дервишу, что никто не должен узнать о состоянии Ахмеда, иначе может начаться бунт, который они не смогут остановить.

Между тем Анастасия избита до полубессознательного состояния. Дженнет подходит к ней и просит рассказать хотя бы о том, почему она сбежала, и кто ей помог.

Тем временем отец Анастасии сходит с корабля и спрашивает: «Где ты Анастасия?»

Алекс возвращается в казармы. Его друзья спрашивают, почему он задержался, и просят рассказать, где Анастасия. Алекс отвечает, что она влюбилась в падишаха, поэтому передумала сбегать и вернулась во дворец. Он срывает с руки ленту, которую она ему когда-то подарила.

Халиме осматривает Мустафу. Он просыпается и спрашивает: «Уже утро?» Халиме отвечает, что это его утро, имея в виду, что пришло его время стать султаном.

Паши ждут начало совета Дивана. Дервиш сообщает, что сегодня Султан не примет участия в собрании. Паши настораживаются и спрашивают, здоров ли Султан. Дервиш уверяет их, что с Ахмедом все в порядке, просто он хочет отдохнуть и поработать в своих покоях, и просил, чтобы его не беспокоили.

Анастасия, очнувшись, обнаруживает, что находится в темнице. Она кричит и требует, чтобы ее отвели к Султану Ахмеду, но стражник игнорирует ее. Приходит Дженнет с едой и просит ее перестать кричать, потому что Ахмед не услышит ее, так как заболел оспой и, скорее всего, долго не проживет. Дженнет, осматривая раны Насти, объясняет ей, что теперь, когда Ахмед при смерти, она одна и никто ей не поможет, потому что Хандан она безразлична, а для Сафие она была ценна только из-за Султана.

Между тем Сафие спрашивает Халиме о здоровье Мустафы и дает ей кафтан для шехзаде, который должен защитить его, так как отныне он является единственной надеждой и будущим династии. Сафие отмечает, что Халиме не скрывает своей радости от того, что вскоре может стать Валиде Султан. В свою очередь Халиме отвечает, что Сафие также не хочет Султана Ахмеда, потому что Хандан и Дервиш не признают ее власть. Сафие говорит Халиме, что она, очевидно, также будет следовать пути Хандан, сделав ее своим врагом. Халиме парирует, что с того дня, как пришла во дворец, она следует своим путем, и так будет продолжаться дальше. Сафие объясняет Халиме, что она должна подчиняться ей, не задирать нос и быть преданной, если хочет увидеть своего сына на троне. Халиме отвечает, что увидеть своего сына на троне – ее единственное желание.

Менекше спрашивает Халиме, о чем она так долго разговаривала с Сафие. Халиме рассказывает, что Сафие понимает, что грядет, и хочет взять бразды правления в свои руки. Затем Халиме добавляет, что в тот день когда она станет Валиде Султан, Сафие будет изгнана из дворца и умрет в нищете.

Дервиш сообщает Хандан, что паши пока не знают о состоянии Ахмеда, но рано или поздно все узнают. Гаджи говорит, что в этом случае вспыхнет восстание, и никто не сможет его остановить. Хандан отвечает, что ее не волнует, даже если весь мир рухнет, если Ахмед умрет.

Шахин говорит Мехмеду, что ему недолго осталось быть в подземелье, но сейчас тут безопаснее, потому что во дворце произошла вспышка оспы. Мехмед понимает, что брат приложил к этому руку. Шахин заявляет, что уничтожит род Османов и станет властелином мира, а Мехмед будет Крымским Ханом, и они будут вместе править на трех континентах. Мехмед напоминает, что пока жив Мустафа, никто не отдаст ему Султанат. Шахин на это отвечает, что именно поэтому Мустафа станет следующим.

Сафие спрашивает Хандан о состоянии Султана. Хандан отвечает, что Ахмед выздоровеет. Также она говорит Сафие, что знает о её планах посадить на трон Мустафу и молится о выздоровлении своего сына, чтобы она не смогла испытать эту радость.

Хаджи-ага подтрунивает над Бюльбюлем, сказав, что он плохо выглядит и у него лихорадка. Бюльбюль бежит к зеркалу, судорожно себя осматривает и приходит к выводу, что здоров. Хаджи, прикрывая нос, говорит, что на всякий случай его все равно нужно изолировать, так как он нашел мертвого Чишнигира и мог заразиться. Бюльбюль злится и кричит, что не болен, а Хаджи смеется.

Сафие спрашивает Дженнет, есть ли заболевшие среди наложниц. Дженнет отвечает, что только Махфируз заболела и ее изолировали. Гёльге напоминает Сафие, что Махпейкер все еще сидит в темнице, а Дженнет добавляет, что она просит выпустить ее. Сафие отвечает, что во дворце и без Махпейкер много проблем, и приказывает оставить ее там.

Фахрие говорит Шихину Гирею, что Мехмед не должен узнать о ее поступке. Ее мучает совесть за то, что она сделала, ведь на самом деле она этого не хотела. Также Фахрие сообщает ему, что Мустафа тоже заразился и скоро заболеет.

Гёльге, несмотря на запрет, забирает Анастасию из темницы и говорит, что они убегут вместе. Настя отвечает, что не может убежать и оставить Султана Ахмеда.

Отец Анастасии просит Хасана, парня, работающего в гостинице, где он остановился, отвести его на невольничий рынок. Он объясняет, что ищет свою дочь и не знает, где она и жива ли, но обещал ее матери, что не вернется, пока не найдет ее.

Анастасия пытается пройти в покои Ахмеда, но ее не впускают. Хаджи приказывает бросить ее обратно в темницу. Появляется Дервиш и приказывает не трогать Анастасию, сказав, что Султан ценил ее, значит, и они должны. Настя благодарит его и обещает, что никогда не забудет его доброты к ней.

Анастасия наблюдает через окно балкона, как лекари суетятся над Ахмедом. Она плачет и вспоминает свой последний разговор с ним. Затем ее замечает Хандан и, увидев, что ее спина в крови, участливо предлагает вернуться в комнату, чтобы ее осмотрел лекарь. Анастасия отказывается и спрашивает, есть ли хоть малейшая надежда. Хандан отвечает, что они молятся, а врачи делают все, что могут, но остальные ждут смерти Ахмеда, особенно ее любимая Сафие, которая его уже похоронила и готовится посадить на трон шехзаде Мустафу. Анастасия не верит, но Гёльге подтверждает слова Хандан.

Шахин «по секрету» сообщает Соломону-эфенди, что уезжает подальше от столицы, потому что приближается тяжелая зима. Он объясняет, что получил плохие новости из дворца, о том, что Султан Ахмед и шехзаде Мустафа больны оспой.

Сафие удивляется, как Анастасии удалось выбраться из темницы. Девушка объясняет, что она ценна для Ахмеда, поэтому никто не может ее наказать. Анастасия признается, что хотела вернуться домой, но передумала, потому что любит Ахмеда. Сафие заявляет, что уже слишком поздно. Настя упрекает Султаншу в том, что она быстро потеряла надежду и готовится посадить на трон шехзаде Мустафу. Сафие отвечает, что у султанш нет времени для траура, и они готовы пожертвовать собственным ребенком ради блага государства. Анастасия отвечает, что не станет такой султаншей, а будет поступать по совести. Сафие отвечает, что если она хотела стать султаншей, то опоздала. Анастасия падает в обморок, и Сафие приказывает ее увести.

Тем временем Халиме говорит сыну, что скоро он станет падишахом, и все буду ему повиноваться. Мустафа спрашивает, что будет с его братом Ахмедом, и хочет дать ему лекарство, чтобы он не умер. Позже Халиме говорит Менекше, что станет самой могущественной Валиде, когда Мустафа взойдет на трон, и обещает сделать ее главной хазнедар.

Отец Насти приходит на невольничий рынок, чтобы ее найти, но там ему объясняют, что он ищет иголку в стоге сена.

Между тем Соломон-эфенди рассказывает своим знакомым о том, что падишах и шехзаде заболели оспой. Шахин удовлетворен, увидев то, как все шокированы этой новостью.

Сафие встречается с некоторыми пашами и говорит им, что нужно немедленно посадить на трон Мустафу, так как состояние Ахмеда ухудшается с каждым днем. Однако паши с ней не соглашаются и советуют подождать. Сафие соглашается с ними и говорит, что они немедленно должны избавиться от Халиме, потому что первое, что та сделает, став Валиде, — вышлет их всех или сделает что-то похуже.

Халиме предлагает Дервишу любую должность, какую он только пожелает, даже должность главного визиря, если он поможет Мустафе взойти на трон и прекратит мучения (убьет) Ахмеда. Дервиш ей отвечает, что не предаст Ахмеда и будет с ним до конца.

Ночью Анастасия, проснувшись от боли, замечает, что у Рахши жар. Рахша просит ее никому не говорить об этом, иначе все решат, что у нее оспа.

Халиме говорит Менекше, что от Сафие нет никакой пользы, так как при первой возможности она попытается убить ее, поэтому они должны сделать все возможное, чтобы переманить Дервиша на свою сторону. Прибегает Дильруба и сообщает матери, что Дуду забрала Мустафу.

Между тем лекарь сообщает Хандан, что Султан все еще в опасности, но иногда он зовет Настю. Прибегает Халиме и спрашивает Хандан, где ее сын. Хандан отвечает, что его перевели в покои для престолонаследников ради его же безопасности. Халиме понимает, что это идея Дервиша. Хандан объясняет, что как Валиде она принимает решения. В ответ Халиме указывает на то, что ее Султанат закончился, так и не начавшись.

Позже Халиме обнаруживает, что Мустафа тоже заболел, и зовет лекарей. Девушки в гареме видят, как лекари забирают мальчика, а Халиме в отчаянии молится за него. Девушки начинают паниковать, опасаясь, что они тоже умрут или же их снова продадут на невольничьем рынке. Анастасия кричит на них, требуя успокоиться и молиться за Султана Ахмеда и шехзаде.

Фахрие подавлена и мучается муками совести из-за Мустафы. Сафие шокирована, узнав, что Мустафа тоже болен. Она сокрушается, что после трех веков правления их династии пришел конец. Бюльбюль высказывает надежду, что Сафие найдет какой-нибудь выход. Она отвечает, что будет думать, но предел есть и у ее власти.

Командир джеляли получает послание от Шахина, где он сообщает, что выполнил свою часть договора, как и обещал, и что теперь Ахмед и Мустафа, заболевшие оспой, находятся при смерти. Прочитав письмо, он приказывает начать подготовку к походу на столицу. Кара Сеид спрашивает командира, неужели они воевали столько лет, чтобы посадить на трон Шахина Гирея, на что тот отвечает, что Шахин Гирей достоин только крымского трона, а они – настоящие владельцы этого государства.

Шахин наносит визит Сафие. После обмена любезностями он обещает ей, что она сохранит свою власть и силу, если поможет ему взойти на трон. Сафие предполагает, что Шахин знал, что Султана и шехзаде постигнет такая участь, а значит, приложил к этому руку. Когда она угрожает, что тот, кто виноват в их болезни, умрет, Шахин рассказывает ей, что ее дочь Фахрие предала собственную семью, выбрав любовь.

Анастасия просит Дженет помочь ей увидеть Султана Ахмеда. Дженнет отвечает, что никто, кроме лекарей не может войти в его покои. В этот момент Рахша падает в обморок. Дженнет бежит к ней и просит других девушек не приближаться. Тем временем Анастасия бросается в покои Ахмеда и зовет его. Он открывает глаза и просит ее уйти, иначе она заразится. Однако Анастасия отказывается уходить и просит разрешить ей остаться с ним.

Читайте также:  Ветряная оспа у детей карантин в детском саду на сколько дней

Хандан наблюдает за Ахмедом и Анастасией через окно, когда приходит Дуду и сообщает, что Рахша, одна из наложниц Ахмеда, беременна. Хандан рада слышать хорошую новость.

Между тем, паши, узнавшие о болезни Ахмеда и Мустафы, обсуждают, кто может стать следующим приемником. Дервиш наблюдает за ними, когда к нему приходит Шахин и советует спасаться бегством, пока не поздно. Дервиш говорит Шахину, что избавился от всех собак во дворце и, подозревая Сафие Султан, спрашивает, кто ему помог. Шахин отвечает, что это может быть кто угодно. Дервиш приказывает увести Шахина и больше никогда его не впускать.

Сафие убеждается в том, что Фахрие является виновницей беды, постигшей их династию, и дает ей пощечину. Она спрашивает дочь: как она могла поступить так с родными племянниками и ради любви совершить такое предательство. Фахрие отвечает матери, что именно от нее научилась в первую очередь думать только о себе и спасть себя. Сафие ошеломлена. Фахрие запирают в ее комнате.

Сафие посещает Мехмеда Гирея в темнице и говорит, что знает о его тайной любви. Она обвиняет его в том, что он использовал Фахрие против ее семьи. Мехмед отвечает, что не понимает, о чем она говорит, и его чувства к Фахрие настоящие. Сафие рассказывает ему, что Шахин просил ее поддержать его притязания на трон. Мехмед просит прощения от имени брата, если он перешел границы. Затем Сафие говорит Мехмеду, что ради него Фахрие готова пожертвовать всем, и спрашивает, на что он готов ради нее.

Менекше рассказывает Халиме, что подслушала разговор и узнала, что Рахша беременна и ее везут в Эдирне, чтобы обеспечить безопасность ей и ее будущему ребенку. Халиме замечает, что для Хандан снова встает солнце, а Сафие будет счастлива, узнав эту новость.

Ахмед спрашивает Настю, не боится ли она болезни и смерти. Она отвечает утвердительно и спрашивает его о том же. Ахмед объясняет, что боится не осуществить свои мечты, а также не хочет оставлять Мустафу одного, потому что тот еще мал для такой ноши. Он спрашивает о здоровье Мустафы. Анастасия успокаивает его, сказав, что с Мустафой все в порядке. Затем они вместе представляют прекрасное будущее.

Хандан просит Дервиша найти для нее яд. Она говорит, что не настолько сильна, чтобы похоронить собственного сына. Дервиш отвечает, что не позволит ей это сделать, и никому не позволит.

Рахша в сопровождении конвоя едет в Эдирне. Ночью на них нападают и всех убивают.

Утром Менекше докладывает Халиме, что выполнила ее приказание и передала весть бунтарям джеляли. Ночью они напали на экипаж Рахши и убили всех. Халиме отвечает, что если ее сын умрет, то пусть рухнет и весь дворец.

Сафие сообщает Шахину, что подумала над его предложением и решила поддержать династию Гиреев, но только после смерти Ахмеда и Мустафы. Шахин благодарит ее, а затем теряет дар речи, когда Сафие говорит ему, что вместо него выбрала его брата Мехмеда. Тем временем появляются Мехмед и Фахрие. Сафие объясняет, что больше не могла держать Мехмеда в темнице, потому что он будущий муж ее дочери и претендент на трон.

Дервиш предупреждает Хандан, что надежды Сафие рассыпались, но у нее всегда есть запасной план. Он рассказывает, что Сафие освободила Мехмеда Гирея из темницы, и предполагает, что она его поддержит. Хандан надеется, что Рахша родит мальчика. Дервиш обещает сделать все возможное, чтобы сделать новорожденного наследником, а ее — регентом при нем. В этот момент Хаджи сообщает им, что бандиты джеляли напали на карету и убили всех. Также Хаджи говорит, что люди ждут появления Султана на пятничной молитве, и если он не придет, они будут думать, что он умер. Дервиш просит их не беспокоиться и говорит, что позаботится об этом.

Янычары ждут появления Султана и переживают, что назревает бунт. Тем временем Зюльфикяр, везущий сбежавшего пашу в столицу, попадает в плен к бунтарям джеляли.

Хандан спрашивает лекарку о состоянии ее сына, а затем, увидев, что Анастасия вышла из покоев Султана, приказывает ее изолировать. Однако лекарка объясняет: произошло чудо, и Анастасия не заразилась. Хандан приказывает искупать ее и дать чистую одежду. Между тем Анастасия подходит к Хандан, говорит, что Ахмед обязательно выздоровеет, и просит не терять надежду.

В гареме все удивляются, как пробыв в покоях Султана несколько дней, Анастасия не подхватила оспу. Гёльге радуется.

Бюльбюль восхищается умом Сафие. Она отвечает, что Мехмед Гирей, в отличие от своего брата, почтителен и умеет ценить. Приходит Фахрие и благодарит мать за освобождение Мехмеда. Однако Сафие отвечает дочери, что все еще не простила ее.

Тем временем народ, собравшийся на дворцовой площади, хочет видеть падишаха. Объявляют прибытие Султана Ахмеда, но с подачи Шахина Гирея кто-то начинает кричать, что это не настоящий падишах, и просит не попадаться на уловку. В результате народ нападает на дворцовую стражу. Шахин улыбается.

Хандан нервно расхаживает в зале, когда к ней приходит шейх. Хандан говорит, что позвала его, чтобы он помолился за них. Приходит Анастасия и просит разрешить побыть с Султаном. Шейх дает ей амулет и просит положить его у головы Султана, сказав, что он защитит его. Анастасия выполняет его просьбу.

Тем временем Мехмед объясняет Шахину, что Сафие не оставила ему выбора, и это был единственный способ выбраться из тюрьмы. Шахин скептически спрашивает брата: чем же ему придется пожертвовать, чтобы сесть на трон, не им ли? Мехмед упрекает брата в том, что он сомневается в нем, и говорит, что в таком случае он может убить его прямо сейчас.

Дервиш сообщает Хандан, что восставшие уже прорвались во внутренний двор. Шейх просит Хандан не беспокоиться и говорит, что сделает все, чтобы успокоить мятежников. Дервиш просит Хандан спуститься в подвал, но она отказывается уходить и оставлять сына одного.

Позже братья Гиреи, услышав шум снаружи, выглядывают в окно и видят, как народ направляется во дворец. Шахин говорит брату, что они не должны враждовать, чтобы остаться сильными и победить.

Энцо тем временем присоединяется к людям, идущим во дворец, надеясь где-нибудь найти свою дочь.

Бостанджибаши докладывает Дервишу о мерах, принятых для защиты дворца.

В гареме девушки спешно собирают свои вещи и убегают, чтобы спрятаться в подвале. Дуду и Хаджи просят их поторопиться.

Анастасия находится рядом с Ахмедом. Увидев Хандан снаружи, Настя спрашивает ее о том, почему она одна, где стража и наложницы. Хандан отвечает, что отослала их, а затем просит Анастасию тоже спрятаться, пока не стало слишком поздно.

Взбунтовавшийся народ пытается прорваться во внутренние дворы дворца. Янычары и новобранцы, выстроившись в ряд, наблюдают за всем со стороны. На вопрос одного из янычар, почему они не атакуют бунтовщиков, командир отвечает, что не может проливать кровь без приказа Повелителя.

Между тем Сафие и Фахрие готовятся к отъезду из дворца, а Халиме, вверив Менекше свою дочь Дильрубу, решает остаться рядом с Мустафой.

По пути к выходу из дворца Сафие встречает Анастасию и советует ей спрятаться в подвале. Настя умоляет Сафие не уходить и защитить Султана. Она просит Султаншу предстать перед бунтовщиками и сказать им, что Ахмед не умер. Сафие отвечает, что никто не осмелится предстать перед ними и остановить их. Она говорит, что их династии пришел конец, и советует Насте последовать за ними, если она хочет сохранить свою жизнь. Анастасия отказывается, сказав, что не оставит Султана одного.

Хандан с балкона наблюдает за происходящим в городе, когда к ней приходит Дервиш и сообщает, что бунтовщики вот-вот прорвутся во дворец. Он говорит, что будет бороться до последней капли крови и может быть умрет этой ночью, поэтому он решил перед смертью ей кое в чем признаться. Дервиш рассказывает Хандан, что убил предыдущего падишаха, и оправдывается, что был вынужден так поступить, потому что тот вслед за старшим сыном собирался казнить Ахмеда. Кроме того, Дервиш признается Хандан, что уже много лет привязан к ней чувством глубокой любви и держал это втайне от всех, но перед смертью решил ей рассказать. Хандан ошеломлена откровениями Дервиша.

Хандан и Фахрие собираются покинуть дворец, но дверь закрыта. Появляется Хаджи и сообщает им, что Валиде Султан запретила всем покидать дворец, сказав, что если они должны умереть, то умрут все вместе.

Алекс спрашивает командиров, почему они не защищают Султана. Они ему отвечают, что Султан и шехзаде уже мертвы, поэтому некого защищать. Дервиш прибывает к воротам, через которые вот-вот прорвутся бунтовщики.

Шейх Хюдайи молится о том, чтобы Всевышний послал ангела Света, который их защитит.

Тем временем Анастасия принимает какое-то решение. Она встает, надевает амулет, целует Ахмеда и, бросив последний взгляд, выходит из его покоев.

источник

Султан Османской империи Ахмед I, сын султана Мехмеда III, который правил в начале XVII века.

Родился мальчик в Манисе 18 апреля 1590 года. Его матерью была Хандан-султан, наложница гарема правителя. Как пишут историки, Мехмед особенно был нетерпим к последователям Христа, но увлекался поэзией и искусством. Бабушка Ахмеда по отцовской линии Софие-султан была волевой женщиной, и часто принимала участие в политических делах.

Султан Ахмед I

Когда отец Мехмед умер в конце декабря 1603 года, мальчик унаследовал трон. Он был совсем еще юн, но уже обладал волевым характером. Его мать на два года получила звание Валиде-султан, то есть стала регентом султана. Но Ахмед даже в этом случае не слушал ее советов и каждый раз поступал по-своему.

Основателем династии, к которой принадлежал юный Ахмед, был Осман I Гази. Знаменитый предок жил на территории современной Турции в XIII веке. О биографии Османа известно немного, но империя, основателем которой он стал, просуществовала до XX столетия.

Осман I Гази — основатель Османской империи

Его меч передавался из поколения в поколение, и служил одним из титулов власти султана. Предки мальчика вели завоевательные войны на территории Малой Азии, и за три века увеличили территорию Османской Империи. Им стали принадлежать и земли павшей Византии, столица которой — Константинополь была переименована в Стамбул.

Пыл и дерзость молодого султана были оправданы историей рода. В первые же годы своего правления он продолжил военные действия против Персии и Австрии, которые были начаты его отцом. Кроме того, ему пришлось участвовать в подавлении восстания в Анатолии.

Подпись султана Ахмеда I

В 15-летнем возрасте Ахмед потерял мать, Хандан. Она скоропостижно скончалась, когда ей было 31 год. Что стало причиной смерти — неизвестно. Некоторые историки предполагают, что Хандан отравил сын-султан, чтобы она не препятствовала его решениям.

Несмотря на существующую практику умертвения всех единокровный братьев султана, который впервые взошел на трон, Ахмед не стал убивать своего умственно отсталого брата Мустафу. Юноша это сделал по причине того, что на момент начала правления у него не было наследников, и в случае его смерти, династия Османов могла прерваться.

Султан Ахмед I

Он отправил Мустафу подальше от столицы, в Старый дворец. Вскоре султан заразился оспой. Во время болезни Ахмеда, некоторые придворные попытались водворить Мустафу на престол. Но после своего выздоровления от смертельного недуга султан всех сторонников брата обвинил изменниками и казнил их. Мустафу же он по-прежнему не трогал.

Ахмед I был неудачлив в военных действиях. В результате войны с Персией, войска Ахмеда вынуждены были оставить территории современной Грузии и Азербайджана противнику, так как потерпели поражение. После чего султан несколько раз предпринимал попытку возврата земель, но каждый раз военная операция заканчивалась неудачно.

Крепость Эстергом в Австрийской империи

Воюя против Австрийской Империи на территории нынешней Венгрии османцы в начале, казалось, одержали победу. Они захватили и удерживали крепость Эстергом. Но после ряда политических ошибок Ахмед I вынужден был подписать мирный договор с Габсбургами и признать их права юридически.

Ахмед l завоевал большую любовь у населения страны, он много делал для обычных граждан. Важную роль он сыграл в облагораживании Стамбула. При Ахмеде были построены главная мечеть столицы — «Голубая мечеть».

Голубая мечеть в Стамбуле

Помимо этого, он достроил к комплексу Топкапы 2 бани, библиотеку и еще несколько зданий. Свою отвагу султан проявил и в 1606 году. Во время сильных пожаров в столице, он лично принимал участие в тушении огня и даже получил ожоги. Тем самым Ахмед добавил себе популярности среди простых граждан.

Личная жизнь правителей Османской Империи не принадлежала им, она была частью политики государства и получала постоянную огласку в кругах общественности. Как таковой семьи у Ахмеда не было. Как султан, он обязан был содержать гарем, который обеспечивал династии достаточное количество наследников.

Султан Ахмед I и Махпейкер Кесем Султан

Первой женой Ахмеда стала гречанка Махфируз Хадидже-султан, которая в 1604 году родила султану первенца Османа. Некоторое время Ахмед относился к женщинам, как к людям второго сорта. Но, повстречав Махпейкер Кесем Султан, он изменился. Девушка по имени Анастасия была ровесницей султану, она была взята в плен и продана в рабство.

Предполагается, что Анастасия была дочерью богатого венецианского вельможи. Она вошла в гарем Ахмеда, и вскоре стала самой любимой из всех наложниц. Кесем родила Ахмеду самое большее количество детей, но многие умирали в младенчестве.

Сыновья Ахмеда I: Ибрагим I (слева) и Мурад IV (справа)

Позднее стали султанами два ее сына Мурад IV и Ибрагим I. Но известны также ее дети шехзаде Касым, Селим, Сулейман, Мехмет, а также дочери — Айше, Фатьма, Ханзаде и Атике. Долгое время Кесем удавалось оставаться фавориткой, но вскоре в гареме появились новые любимицы: Фатьма и Ясемин. Всего известно 12 сыновей и 9 дочерей султана Ахмеда.

В 1617 году султан, который ранее уже болел оспой, вновь заболел инфекционной болезнью. На этот раз тиф не пощадил правителя и стал причиной его смерти 22 ноября того же года. После похорон в политической жизни государства случился коллапс: единственный брат покойного был психически болен, а дети еще малы для престола.

Могила Ахмеда I в мавзолее

Посовещавшись, Диван принял решение передать престол Мустафе, что и было сделано. Но через два года его сместил старший сын Ахмеда, Осман ll. После его гибели, которая произошла в результате заговора, Мустафа вновь вернулся к правлению. Спустя некоторое время, Кесем смесила слабоумного родственника бывшего мужа и посадила на престол своего сына Мурада IV.

В кинематографе история султана Ахмеда и его любимой жены Кесем была экранизирована не раз. В 2010 году вышел фильм «Махпейкер», а еще через год на турецком телевидении появился сериал «Великолепный век».

Экин Коч в роли султана Ахмеда I

В главных ролях в этой картине сыграли такие актеры, как Нургюль Ешилчай, Фарах Зейнеп Абдуллах, Лейла Ферай, Аслы Тандоган, Экин Коч, Анастасия Цилимпоу, Берен Саат. Он транслировался четыре сезона, а в 2015 стартовал проект «Великолепный век. Империя Кесем».

источник