Меню Рубрики

И корь и дифтерит у них и оспа

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит но дорожке».
И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать,
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!»

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».

И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она.

«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»
Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту слетели орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в Африке,
А в Африке,
На чёрной
Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?

И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»

А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.

И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»

А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»

Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»

А птица над ними кружится,
А птица на землю садится.
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!

И к полосатым
Бежит он тигрятам.
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,
И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных.
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так что дубы сотрясаются.

Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара.
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

Следующий стих Чуковского:

Корней Чуковский: Айболит.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

источник

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, —
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям говорят:

«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»

Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка — в Африку бегом, —
В Африку!
В Африку!

Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Оседлали носорога,
Покаталися немного, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду, —
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:

«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в па-асть?»

«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»

Испугалася акула
И со страху утонула, —
Поделом тебе, акула, поделом!

Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
«Ну и брюхо,
Что за брюхо —
Замечательное!»

Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт,

Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовёт:

«Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»

Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:

«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»

Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»

«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!

Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!

Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»

И сказала Таня Ване:
«Посмотри, в аэроплане
Кто-то п онебу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!»

Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:

«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»

Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»

А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
«Ты нас,
Ты нас
От смерти спас,
Ты нас освободил.
Ты в добрый час
Увидел нас,
О добрый
Крокодил!»

Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»

Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!»

Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает, —
И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать.

А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да, — промолвил медный таз, —
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.

Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

Читайте также:  Прививку против оспы разработал

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Солнце п онебу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворот а:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит, —
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю, —
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце в ывалилось,
В небо в ыкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.

И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она.
Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.

И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил, —
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

А за ним-то народ
И поёт и орёт:
— Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?

Гимназисты за ним,
Трубочисты за ним,
И толкают его.
Обижают его;
И какой-то малыш
Показал ему шиш,
И какой-то барбос
Укусил его в нос. —
Нехороший барбос, невоспитанный.

Оглянулся Крокодил
И барбоса проглотил.
Проглотил его вместе с ошейником.

Рассердился народ,
И зовёт, и орёт:
— Эй, держите его,
Да вяжите его,
Да ведите скорее в полицию!

Он вбегает в трамвай,
Все кричат: — Ай-ай-ай! —
И бегом,
Кувырком,
По домам,
По углам:
— Помогите! Спасите! Помилуйте!

Подбежал городовой:
— Что за шум? Что за вой?
Как ты смеешь тут ходить,
По-турецки говорить?
Крокодилам тут гулять воспрещается.

Усмехнулся Крокодил
И беднягу проглотил,
Проглотил с сапогами и шашкою.

Все от страха дрожат.
Все от страха визжат.
Лишь один
Гражданин
Не визжал,
Не дрожал —
Это доблестный Ваня Васильчиков.

Он боец,
Молодец,
Он герой
Удалой:
Он без няни гуляет по улицам.

Он сказал: — Ты злодей.
Пожираешь людей,
Так за это мой меч —
Твою голову с плеч! —
И взмахнул своей саблей игрушечной.

И сказал Крокодил:
— Ты меня победил!
Не губи меня, Ваня Васильчиков!
Пожалей ты моих крокодильчиков!
Крокодильчики в Ниле плескаются,
Со слезами меня дожидаются,
Отпусти меня к деточкам, Ванечка,
Я за то подарю тебе пряничка.

Отвечал ему Ваня Васильчиков:
— Хоть и жаль мне твоих крокодильчиков,
Но тебя, кровожадную гадину,
Я сейчас изрублю, как говядину.
Мне, обжора, жалеть тебя нечего:
Много мяса ты съел человечьего.

И сказал крокодил:
— Всё, что я проглотил,
Я обратно отдам тебе с радостью!

И вот живой
Городовой
Явился вмиг перед толпой:
Утроба Крокодила
Ему не повредила.

И Дружок
В один прыжок
Из пасти Крокодила
Скок!
Ну от радости плясать,
Щеки Ванины лизать.

Трубы затрубили,
Пушки запалили!
Очень рад Петроград —
Все ликуют и танцуют,
Ваню милого целуют,
И из каждого двора
Слышно громкое «ура».
Вся столица украсилась флагами.

Спаситель Петрограда
От яростного гада,
Да здравствует Ваня Васильчиков!

И дать ему в награду
Сто фунтов винограду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов шоколаду
И тысячу порций мороженого!

А яростного гада
Долой из Петрограда:
Пусть едет к своим крокодильчикам!

Он вскочил в аэроплан,
Полетел, как ураган,
И ни разу назад не оглядывался,
И домчался стрелой
До сторонки родной,
На которой написано: «Африка».

Прыгнул в Нил
Крокодил,
Прямо в ил
Угодил,
Где жила его жена Крокодилица,
Его детушек кормилица-поилица.

Говорит ему печальная жена:
— Я с детишками намучилась одна:
То Кокошенька Лелёшеньку разит,
То Лелёшенька Кокошеньку тузит.
А Тотошенька сегодня нашалил:
Выпил целую бутылочку чернил.
На колени я поставила его
И без сладкого оставила его.
У Кокошеньки всю ночь был сильный жар:
Проглотил он по ошибке самовар, —
Да, спасибо, наш аптекарь Бегемот
Положил ему лягушку на живот. —
Опечалился несчастный Крокодил
И слезу себе на брюхо уронил:
— Как же мы без самовара будем жить?
Как же чай без самовара будем пить?

Но тут распахнулися двери,
В дверях показалися звери:

источник

Инфекционные детские болезни, такие как корь, коклюш, ветряная оспа, свинка, скарлатина и т. д., не представляют значительной опасности для детей.

Известно, что грудные дети, питающиеся материнским молоком, реже болеют такими инфекциями. Например, грудной ребенок не заболеет корью, если мама когда-то перенесла корь, но может заболеть коклюшем, даже если эта болезнь была у его матери в детстве. Поэтому грудничков надо тщательно оберегать от контакта с лицами, страдающими инфекционными заболеваниями. Для этого нужно знать способы распространения инфекции и меры профилактики заражения.

Как распространяются инфекционные болезни?

Причиной развития инфекционного заболевания являются бактерии или более мелкие микроорганизмы — вирусы. Обычно вирусная инфекция передается непосредственно при контакте с инфицированным человеком. Но не только человек может стать разносчиком заболевания, часто его переносят мухи, тараканы и другие насекомые. Таким образом вирусы распространяются не только в воздухе, но и на одежде и других предметах пользования инфицированного человека. Заражение может произойти не только путем непосредственного контакта с больным при разговоре, но и при соприкосновении с его вещами, а также если находиться в одной комнате с зараженным. Стоит опасаться не только личного общения с инфицированным, но стараться избегать заходить в квартиру больного, особенно это касается мам, имеющих малышей. Что же родители должны предпринять, чтобы уберечь дитя от заболевания? Прежде всего, больного следует изолировать и исключить всякий контакт его с грудным ребенком. Мама малыша тоже не должна общаться с больным, иначе непроизвольно становится передатчиком болезни.

Родителям грудного ребенка не стоит делать визиты в дома, зная, что там кто-то из членов семьи болеет инфекционным заболеванием. Эти же рекомендации следует применять и при посещении общественных учреждений, например, поликлиники, магазина и т. п., особенно в периоды эпидемических вспышек заболевания.

Корь — инфекционная болезнь, вызываемая вирусом, которая является достаточно распространенной среди детей начиная с годовалого возраста. Вспышки заболевания корью наиболее часто отмечаются весной или во время эпидемий.

Первые симптомы кори обычно появляются через 10-15 дней после заражения. Сначала корь протекает, как простуда в тяжелой форме, постепенно усиливающаяся. В это время появляется насморк, сильный сухой и частый кашель, охриплость голоса, воспаляется слизистая оболочка полости рта, температура поднимается до высоких цифр. Воспаление слизистой оболочки глаз проявляется их покраснением и слезотечением. Если оттянуть веко, то можно увидеть, что внутри оно интенсивного красного цвета. Такие симптомы, особенно во время эпидемии, дают основание думать, что это корь.

Сыпь появляется через 3-4 дня после начала заболевания. Сначала появляются неопределенные розовые пятна за ушами, в области лица, на конечностях, а затем распространяются по всему телу, становясь больше и темнее. За день до сыпи можно наблюдать в глубине рта, со стороны щек около места нижних коренных зубов появление крошечных белых пятен, окруженных краснотой. Сыпь обычно проявляется в течение 1-2 дней, при этом температура держится очень высокая. А малыш тем временем продолжает сильно кашлять и, несмотря на лекарства, чувствует себя очень плохо. Если корь проходит без осложнений, то через 2 дня после появления сыпи температура начинает снижаться, через 4-5 дней сыпь постепенно проходит; затем выздоровление наступает быстро.

Если после некоторого снижения температура поднимается вновь, а малыш чувствует себя все хуже и хуже, значит, корь дала осложнение. После нее часто бывают ушные абсцессы, бронхит, воспаление легких, хотя в настоящее время такие последствия наблюдаются редко. Но, тем не менее, они возможны, особенно у ослабленных детей.

Пока держится температура, малыш почти ничего не ест. Не отказывается только от жидкой пищи. Поэтому ему нужно больше давать питья, теплого чая, молока, овощных и фруктовых соков, богатых витаминами.

Во время болезни, особенно при высокой температуре, больному ребенку назначается исключительно пастельный режим, но уже спустя два дня после стойкого понижения температуры ему можно вставать. Вполне безопасным будет разрешить малышу и поиграть с детьми уже через неделю после появления сыпи, при условии, что кашель и другие симптомы болезни прошли.

Читайте также:  Реакция прививки ветряной оспы

Ребенок заразен в основном до появления у него сыпи, поэтому при первых признаках заболевания ребенка необходимо изолировать от других детей. Существуют высокоэффективные противокоревые прививки, которые начинают делать ребятишкам в 12-14-месячном возрасте. Почему не раньше? Потому что в первые месяцы жизни дети обычно не болеют корью, так как материнские антитела предохраняют их от заболевания. Введение вакцины, причем достаточно одной инъекции, обеспечивает профилактику заболевания на протяжении длительного времени, хотя сама прививка может вызвать некоторое повышение температуры тела. Вакцинация не является обязательной, однако она рекомендуется, особенно ослабленным детям, подверженным респираторным заболеваниям.

Предохранительная прививка быстро обеспечивает защиту организма. Если вакцина введена в течение 5 дней после контакта с больным корью, она способна предотвратить заболевание, поскольку действует значительно быстрее вируса кори.

С целью предупреждения развития кори применяется гамма-глобулин, при своевременном введении которого заболевание или не развивается, или протекает очень легко.

Коклюш. Благодаря вакцинации коклюш в настоящее время встречается редко, но не исчез окончательно. Он по-прежнему является длительно протекающим заболеванием, изнурительным для ребенка.

Непосредственно после контакта с бациллоносителем коклюша начинается инкубационный период, который длится примерно 8-10 дней, как правило, без каких-либо симптомов начала заболевания. По истечении этого срока у ребенка появляется небольшое покашливание, усиливающееся с каждым днем. На фоне кашля повышается температура тела. К концу 2-й недели кашель становится длительнее, тяжелее, приобретает приступообразный характер. Во время приступа лицо малыша краснеет, на глазах выступают слезы. От постоянного напряжения, вызванного кашлем, возможны кровоизлияния в белочную оболочку глаз. Приступ кашля заканчивается глубоким свистящим вдохом, отхождением вязкой мокроты и нередко рвотой.

Такие приступы могут повторяться от 5 до 30 и более раз в сутки. Их длительность и частота определяют степень тяжести заболевания, которое развивается в течение 2-3 недель. Постепенно кашель ослабевает, приступы становятся реже. Коклюш — болезнь длительная, тянется от 5 до 12 недель. Повышение температуры во время коклюша может свидетельствовать об осложнении в виде воспаление легких, возможны носовые кровотечения.

Коклюш трудно поддается лечению антибиотиками. Обычно врачи назначают лишь симптоматическое лечение, направленное на устранение приступов кашля, назначаются и успокоительные средства. В режим питания ребенка следует внести изменения, связанные с приступами кашля, который может начаться в любой момент. Малыша рекомендуется кормить часто и маленькими порциями, лучше после приступа кашля или рвоты.

Возникновение коклюша до 18 месяцев особенно серьезно для ребенка. В этом возрасте приступы кашля, длящиеся до 2-3 мин, могут привести к остановке дыхания. Во избежание риска асфиксии маленького ребенка следует госпитализировать, по крайней мере на некоторое время.

Противококлюшная прививка не является обязательной, однако вакцинация обычно проводится начиная с 3-4-месячного возраста; с этой целью применяется вакцина АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина). Как правило, противококлюшную прививку не делают детям, склонным к судорогам.

После контакта с больным коклюшем до появления приступов кашля назначение гамма-глобулина может предотвратить заболевание или, по меньшей мере, ослабить его проявления в случае возникновения. Карантин, как правило, длится 30 дней от начала заболевания, так как на протяжении этого срока ребенок считается заразным. Эти же меры применяются и для братьев и сестер малыша.

Скарлатина вызывается гемолитическим стрептококком. К счастью, в настоящее время частота скарлатины значительно снизилась и протекает эта болезнь гораздо легче, чем раньше. Обычно ею болеют дети от 2 до 8 лет. Инкубационный период заболевания в среднем составляет 4-5 дней. Первые симптомы появляются внезапно, болезнь поначалу больше напоминает ангину с резким повышением температуры, увеличением- шейных лимфатических узлов, часто с общим недомоганием и рвотой, иногда многократной.

Очень быстро, через 1-2 дня, появляется сыпь в виде сплошной красной пелены, состоящей из бляшек и пятен, не имеющих четких границ и постепенно сливающихся между собой. Сыпь особенно обильна на сгибательных поверхностях рук, в складках шеи, на боках и внизу живота, т. е. сначала в теплых местах, влажных участках кожи.

Она быстро распространяется по всему телу, захватывая лицо, не затрагивая лишь кожу вокруг глаз и в области рта. Если малыш откроет рот, то можно увидеть, что вся ротовая полость «залита» красным, а через некоторое время краснеет и язык, начиная с краев. Окраска языка похожа цветом на клубнику.

При отсутствии осложнений скарлатина длится несколько дней; температура понижается, сыпь постепенно исчезает. Но шелушение кожи проходит иногда лишь к концу 2-й или 3-й недели и остается особенно заметным на руках и ногах, на которых во время болезни кожа отслаивается в виде больших лохмотьев.

Осложнения в виде нарушения функции почек и заболевания суставов, которые раньше наблюдались при скарлатине, стали в наши дни редкими благодаря лечению антибиотиками, оказывающими сильное действие на стрептококк. Тем не менее, по-прежнему при скарлатине необходимо систематически проверять наличие белка в моче.

В настоящее время редко отмечаются тяжелые случаи скарлатины. В большинстве случаев эта болезнь протекает в приглушенной, стертой форме и может ограничиваться возникновением сыпи, которую сразу нелегко соотнести с высыпаниями при скарлатине в связи с меньшей интенсивностью и продолжительностью. Но, учитывая предшествующую ей ангину, наличие гемолитического стрептококка в мазке из зева, шелушение кожи на конечностях, удается поставить точный диагноз.

До сравнительно недавнего времени скарлатина была заразной в течение всего периода заболевания; теперь же через несколько дней лечения антибиотиками она уже не представляет опасности для окружающих. И если раньше заболевшего скарлатиной ребенка изолировали от других детей на срок 40 дней с момента заболевания, то сегодня он остается на карантине только 2 недели, по истечении которых при отсутствии стрептококка в мазке из зева он считается здоровым.

Свинка (паротит) также является инфекционным заболеванием, которым наиболее часто болеют весной и зимой. Паротит — заболевание слюнных желез, обычно околоушных, находящихся во впадине позади мочки уха. При этом сначала железа заполняет впадину, а потом опухает вся сторона лица, одновременно с этим опухоль смещает мочку уха наверх. Свинка редко возникает у ребенка до 1 года. Заболеть паротитом можно только один раз в жизни. Кстати, если мама когда-то перенесла свинку, новорожденный имеет иммунитет к этому заболеванию, сохраняющийся в течение 6-7 месяцев.

Инкубационный период заболевания длится в среднем около 3 недель, а больной становится заразным уже за несколько дней до появления характерных симптомов и далее около 10 дней.

Основным признаком заболевания является припухлость околоушной слюнной железы, причем у большинства детей сначала опухает одна сторона шеи, а через 1-2 дня опухоль появляется и с другой стороны.

Ребенку трудно глотать, жевать, иногда даже просто раскрывать рот, потому что воспаленная железа очень болезненна, особенно при прикосновении. Припухлость достигает своего максимума через 3 дня и держится 2-3 дня, затем постепенно спадает. Как правило, в начале болезни температура невысока, но повышается уже на 2-3-й день и держится в течение всей болезни. Нередко опухоль проходит через 3-4 дня, но может держаться 7-10 дней. Из-за высокой температуры и постоянного чувства боли, появляется беспокойство, раздражительность, слабость. В особо тяжелых случаях возможны рвота и боли в животе. Поэтому во время болезни рекомендуется постельный режим, который необходимо соблюдать до тех пор, пока температура остается повышенной. Особое внимание в этом случае следует уделить и питанию: исключить из рациона кислую и соленую пищу, раздражающие слюнные железы; а также необходимо избегать пищи, требующей пережевывания.

Нередко, когда у ребенка опухоль располагается по бокам шеи, врачи подозревают заболевание околоушной железы или обычное воспаление лимфатических узлов. Кстати, воспаление лимфозулов характерно и для ангины, хотя в этом случае опухоль не пересекает челюсти. Поэтому при первых симптомах болезни необходимо сразу вызывать врача, так как только он может установить точный диагноз и назначить правильное лечение болезни. Например, обычное воспаление лимфатических узлов требует совершенно другого лечения.

Дифтерия считается одним из самых опасных заболеваний, которое, однако, можно предупредить. Если ребенок получил три инъекции против дифтерии в первый год жизни, дополнительные прививки в один год и затем каждые 3 года, он практически застрахован от этой болезни. Таким образом, благодаря вакцинации это инфекционное заболевание, ранее внушавшее серьезные опасения, в настоящее время стало редким. Тем не менее, оно еще наблюдается в тех случаях, когда детям не были сделаны прививки.

Обычно дифтерия по своим проявлениям напоминает тяжелую форму ангины и начинается с общего недомогания, красноты в горле, высокой температуры. Со временем на слизистой оболочке зева, гортани образуются плотные пленки, дыхание становится затрудненным. Иногда дифтерия начинается с гортани, при этом появляются хрипота и лающий кашель, дыхание затрудняется. Заболевание сопровождается интоксикацией всего организма; отмечаются слабость, бледность, учащенный пульс, при этом температура может оставаться невысокой.

Если профилактические прививки не проводились или вакцинация была неполной (без необходимого повтора), заболевание ребенка ангиной должно вызвать подозрение на дифтерию. В этом случае необходимо вызвать врача, который при подозрении на дифтерию немедленно введет ребенку сыворотку и другие лекарства, а также возьмет мазок из зева с целью выявления дифтерийной палочки.

источник

В. И. Куцевляк, В. В. Никонов, Е. Г. Денисова, Т. А. Колесова, В. В. Кузина, Н. А. Щеблыкина, М. Г. Щеголева, Е. Г. Ярошенко, Детская терапевтическая стоматология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета и врачей-интернов., 2002

ИЗМЕНЕНИЯ СЛИЗИСТОИ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ КОРИ, ВЕТРЯННОЙ ОСПЕ, ДИФТЕРИИ, СКАРЛАТИНЕ И ИНФЕКЦИОННОМ МОНОНУКЛЕОЗЕ

Скарлатина — острое инфекционное заболевание, возбудителем которого является гемолитический стрептококк группы А. Он включает в себя около 40 серологических типов. Его токсины оказывают на организм сложное токсическое, септическое и аллерги- зирующее воздействие.
Первично заболевание возникает в месте внедрения инфекции на слизистой оболочке зева, глотки. Заболевание начинается остро. Первые проявления его обнаруживаются в полости рта, что имеет важное диагностическое значение. Скарлатинозный стоматит сопровождается выраженным лимфаденитом. Язык в первые дни заболевания обложен, через 3-4 дня он очищается, что сопровождается выраженной десквамацией эпителия. Слущиваются нитевидные сосочки языка, из-за чего язык приобретает как бы полированный вид и яркий цвет. Возвышенные, лишенные эпителиального покрова грибовидные сосочки приобретают вид «малины». «Малиновый язык» является характерным проявлением стоматита при скарлатине.


Рис. 110.
Проявление скарлатины в полости рта

Лечение проявлений скарлатины в полости рта симптоматическое. Важен гигиенический уход за полостью рта и исключение травмирующих факторов. Показаны частые антисептические полоскания, применение кератопластических средств. Рекомендуется рациональное питание.
КОРЬ
Корь — острое инфекционное заболевание, вызываемое РНК- вирусрм. Первые изменения при кори появляются на слизистой оболочке полости рта в продромальном периоде, что имеет большое диагностическое значение. Пятна Филатова-Коплика-Бельского, возвышающиеся над поверхностью эпителия, беловато-желтые участки величиной с булавочную головку, тампоном не снимаются, при пальпации в области пятен ощущается неровность. Они образуются в следствии дегенерации и частичного некроза поверхностных слоев эпителия слизистой. Располагаются пятна Филатова преимущественно на слизистой щеки.на уровне постоянных моляров верхней челюсти. У некоторых больных на слизистой неба появляется коревая эритема ярко-красные пятна неправильной формы. Т.к. при кори резко снижается реактивность организма, то в результате этого может возникнуть тяжелая форма острого герпетического стоматита. Эти два заболевания часто сочетаются. Проявления кори на слизистой полости рта местного лечения не требуют.
Ветряная оспа — острое вирусное заболевание, клинически проявляющееся интоксикацией, лихорадкой и пятнисто-везикулярной сыпью на коже. Пузырьковые высыпания часто наблюдаются и на гиперемированлой слизистой оболочке полости рта. Пузырьки в полости рта появляются одновременно с высыпаниями на коже, они быстро лопаются и на их месте остаются эрозивные поверхности округлой формы с четкими границами, затем они переходят в афты. Высыпания могут рецидивировать, наблюдается лимфаденит подчелюстных лимфоузлов. Проводится противовирусное лечение.

Рис. 111.
Проявление ветряной оспы в полости рта

ДИФТЕРИЯ
Дифтерия — острое инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Леффлера. Первично поражается зев, миндалины, затем поражение распространяется на слизистую оболочку полости рта. Слизистая ярко-красного цвета, отечна, в области миндалин, зева, глотки появляются участки некроза эпителия в виде пленок грязно-серого цвета. После отторжения некротической ткани остаются кровоточащие резко болезненные эрозии и язвы.
Диагноз заболевания ставится на основании клинических и лабораторных (бактериологических) данных. Лечение: местное применение протеолитических ферментов, антисептических, обезболивающих и кератопластических средств.

Инфекционный мононуклеоз — малоконтагиозное заболевание, вызываемое вирусом Эпштейна-Барра, которое характеризуется лихорадкой, увеличением селезенки, печени, лимфатических узлов, а также изменениями в полости рта в виде катарального стоматита. Язык обложен, изо рта неприятный гнилостный запах. Миндалины гипертрофированы, покрыты жёлтоватосерым, крошковатым налетом, который легко снимается. Выраженный подчелюстной и шейный лимфаденит. В крови определяется лейкоцитоз, повышенное количество лимфоцитов и моноцитов, определяются атипичные мононуклеары, которые имеют диагностическое значение.

Рис. 112.
Проявление инфекционного мононуклеоза в полости рта

Лечение: местное применение отваров лекарственных трав, слабых антисептиков и кератопластических средств.

источник

Инфекционные детские болезни, такие как корь, коклюш, ветряная оспа, свинка, скарлатина и т. д., не представляют значительной опасности для детей.

Известно, что грудные дети, питающиеся материнским молоком, реже болеют такими инфекциями. Например, грудной ребенок не заболеет корью, если мама когда-то перенесла корь, но может заболеть коклюшем, даже если эта болезнь была у его матери в детстве. Поэтому грудничков надо тщательно оберегать от контакта с лицами, страдающими инфекционными заболеваниями. Для этого нужно знать способы распространения инфекции и меры профилактики заражения.

Читайте также:  Вакцину против натуральной оспы создал

Как распространяются инфекционные болезни?

Причиной развития инфекционного заболевания являются бактерии или более мелкие микроорганизмы — вирусы. Обычно вирусная инфекция передается непосредственно при контакте с инфицированным человеком. Но не только человек может стать разносчиком заболевания, часто его переносят мухи, тараканы и другие насекомые. Таким образом вирусы распространяются не только в воздухе, но и на одежде и других предметах пользования инфицированного человека. Заражение может произойти не только путем непосредственного контакта с больным при разговоре, но и при соприкосновении с его вещами, а также если находиться в одной комнате с зараженным. Стоит опасаться не только личного общения с инфицированным, но стараться избегать заходить в квартиру больного, особенно это касается мам, имеющих малышей. Что же родители должны предпринять, чтобы уберечь дитя от заболевания? Прежде всего, больного следует изолировать и исключить всякий контакт его с грудным ребенком. Мама малыша тоже не должна общаться с больным, иначе непроизвольно становится передатчиком болезни.

Родителям грудного ребенка не стоит делать визиты в дома, зная, что там кто-то из членов семьи болеет инфекционным заболеванием. Эти же рекомендации следует применять и при посещении общественных учреждений, например, поликлиники, магазина и т. п., особенно в периоды эпидемических вспышек заболевания.

Корь — инфекционная болезнь, вызываемая вирусом, которая является достаточно распространенной среди детей начиная с годовалого возраста. Вспышки заболевания корью наиболее часто отмечаются весной или во время эпидемий.

Первые симптомы кори обычно появляются через 10-15 дней после заражения. Сначала корь протекает, как простуда в тяжелой форме, постепенно усиливающаяся. В это время появляется насморк, сильный сухой и частый кашель, охриплость голоса, воспаляется слизистая оболочка полости рта, температура поднимается до высоких цифр. Воспаление слизистой оболочки глаз проявляется их покраснением и слезотечением. Если оттянуть веко, то можно увидеть, что внутри оно интенсивного красного цвета. Такие симптомы, особенно во время эпидемии, дают основание думать, что это корь.

Сыпь появляется через 3-4 дня после начала заболевания. Сначала появляются неопределенные розовые пятна за ушами, в области лица, на конечностях, а затем распространяются по всему телу, становясь больше и темнее. За день до сыпи можно наблюдать в глубине рта, со стороны щек около места нижних коренных зубов появление крошечных белых пятен, окруженных краснотой. Сыпь обычно проявляется в течение 1-2 дней, при этом температура держится очень высокая. А малыш тем временем продолжает сильно кашлять и, несмотря на лекарства, чувствует себя очень плохо. Если корь проходит без осложнений, то через 2 дня после появления сыпи температура начинает снижаться, через 4-5 дней сыпь постепенно проходит; затем выздоровление наступает быстро.

Если после некоторого снижения температура поднимается вновь, а малыш чувствует себя все хуже и хуже, значит, корь дала осложнение. После нее часто бывают ушные абсцессы, бронхит, воспаление легких, хотя в настоящее время такие последствия наблюдаются редко. Но, тем не менее, они возможны, особенно у ослабленных детей.

Пока держится температура, малыш почти ничего не ест. Не отказывается только от жидкой пищи. Поэтому ему нужно больше давать питья, теплого чая, молока, овощных и фруктовых соков, богатых витаминами.

Во время болезни, особенно при высокой температуре, больному ребенку назначается исключительно пастельный режим, но уже спустя два дня после стойкого понижения температуры ему можно вставать. Вполне безопасным будет разрешить малышу и поиграть с детьми уже через неделю после появления сыпи, при условии, что кашель и другие симптомы болезни прошли.

Ребенок заразен в основном до появления у него сыпи, поэтому при первых признаках заболевания ребенка необходимо изолировать от других детей. Существуют высокоэффективные противокоревые прививки, которые начинают делать ребятишкам в 12-14-месячном возрасте. Почему не раньше? Потому что в первые месяцы жизни дети обычно не болеют корью, так как материнские антитела предохраняют их от заболевания. Введение вакцины, причем достаточно одной инъекции, обеспечивает профилактику заболевания на протяжении длительного времени, хотя сама прививка может вызвать некоторое повышение температуры тела. Вакцинация не является обязательной, однако она рекомендуется, особенно ослабленным детям, подверженным респираторным заболеваниям.

Предохранительная прививка быстро обеспечивает защиту организма. Если вакцина введена в течение 5 дней после контакта с больным корью, она способна предотвратить заболевание, поскольку действует значительно быстрее вируса кори.

С целью предупреждения развития кори применяется гамма-глобулин, при своевременном введении которого заболевание или не развивается, или протекает очень легко.

Коклюш. Благодаря вакцинации коклюш в настоящее время встречается редко, но не исчез окончательно. Он по-прежнему является длительно протекающим заболеванием, изнурительным для ребенка.

Непосредственно после контакта с бациллоносителем коклюша начинается инкубационный период, который длится примерно 8-10 дней, как правило, без каких-либо симптомов начала заболевания. По истечении этого срока у ребенка появляется небольшое покашливание, усиливающееся с каждым днем. На фоне кашля повышается температура тела. К концу 2-й недели кашель становится длительнее, тяжелее, приобретает приступообразный характер. Во время приступа лицо малыша краснеет, на глазах выступают слезы. От постоянного напряжения, вызванного кашлем, возможны кровоизлияния в белочную оболочку глаз. Приступ кашля заканчивается глубоким свистящим вдохом, отхождением вязкой мокроты и нередко рвотой.

Такие приступы могут повторяться от 5 до 30 и более раз в сутки. Их длительность и частота определяют степень тяжести заболевания, которое развивается в течение 2-3 недель. Постепенно кашель ослабевает, приступы становятся реже. Коклюш — болезнь длительная, тянется от 5 до 12 недель. Повышение температуры во время коклюша может свидетельствовать об осложнении в виде воспаление легких, возможны носовые кровотечения.

Коклюш трудно поддается лечению антибиотиками. Обычно врачи назначают лишь симптоматическое лечение, направленное на устранение приступов кашля, назначаются и успокоительные средства. В режим питания ребенка следует внести изменения, связанные с приступами кашля, который может начаться в любой момент. Малыша рекомендуется кормить часто и маленькими порциями, лучше после приступа кашля или рвоты.

Возникновение коклюша до 18 месяцев особенно серьезно для ребенка. В этом возрасте приступы кашля, длящиеся до 2-3 мин, могут привести к остановке дыхания. Во избежание риска асфиксии маленького ребенка следует госпитализировать, по крайней мере на некоторое время.

Противококлюшная прививка не является обязательной, однако вакцинация обычно проводится начиная с 3-4-месячного возраста; с этой целью применяется вакцина АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина). Как правило, противококлюшную прививку не делают детям, склонным к судорогам.

После контакта с больным коклюшем до появления приступов кашля назначение гамма-глобулина может предотвратить заболевание или, по меньшей мере, ослабить его проявления в случае возникновения. Карантин, как правило, длится 30 дней от начала заболевания, так как на протяжении этого срока ребенок считается заразным. Эти же меры применяются и для братьев и сестер малыша.

Скарлатина вызывается гемолитическим стрептококком. К счастью, в настоящее время частота скарлатины значительно снизилась и протекает эта болезнь гораздо легче, чем раньше. Обычно ею болеют дети от 2 до 8 лет. Инкубационный период заболевания в среднем составляет 4-5 дней. Первые симптомы появляются внезапно, болезнь поначалу больше напоминает ангину с резким повышением температуры, увеличением- шейных лимфатических узлов, часто с общим недомоганием и рвотой, иногда многократной.

Очень быстро, через 1-2 дня, появляется сыпь в виде сплошной красной пелены, состоящей из бляшек и пятен, не имеющих четких границ и постепенно сливающихся между собой. Сыпь особенно обильна на сгибательных поверхностях рук, в складках шеи, на боках и внизу живота, т. е. сначала в теплых местах, влажных участках кожи.

Она быстро распространяется по всему телу, захватывая лицо, не затрагивая лишь кожу вокруг глаз и в области рта. Если малыш откроет рот, то можно увидеть, что вся ротовая полость «залита» красным, а через некоторое время краснеет и язык, начиная с краев. Окраска языка похожа цветом на клубнику.

При отсутствии осложнений скарлатина длится несколько дней; температура понижается, сыпь постепенно исчезает. Но шелушение кожи проходит иногда лишь к концу 2-й или 3-й недели и остается особенно заметным на руках и ногах, на которых во время болезни кожа отслаивается в виде больших лохмотьев.

Осложнения в виде нарушения функции почек и заболевания суставов, которые раньше наблюдались при скарлатине, стали в наши дни редкими благодаря лечению антибиотиками, оказывающими сильное действие на стрептококк. Тем не менее, по-прежнему при скарлатине необходимо систематически проверять наличие белка в моче.

В настоящее время редко отмечаются тяжелые случаи скарлатины. В большинстве случаев эта болезнь протекает в приглушенной, стертой форме и может ограничиваться возникновением сыпи, которую сразу нелегко соотнести с высыпаниями при скарлатине в связи с меньшей интенсивностью и продолжительностью. Но, учитывая предшествующую ей ангину, наличие гемолитического стрептококка в мазке из зева, шелушение кожи на конечностях, удается поставить точный диагноз.

До сравнительно недавнего времени скарлатина была заразной в течение всего периода заболевания; теперь же через несколько дней лечения антибиотиками она уже не представляет опасности для окружающих. И если раньше заболевшего скарлатиной ребенка изолировали от других детей на срок 40 дней с момента заболевания, то сегодня он остается на карантине только 2 недели, по истечении которых при отсутствии стрептококка в мазке из зева он считается здоровым.

Свинка (паротит) также является инфекционным заболеванием, которым наиболее часто болеют весной и зимой. Паротит — заболевание слюнных желез, обычно околоушных, находящихся во впадине позади мочки уха. При этом сначала железа заполняет впадину, а потом опухает вся сторона лица, одновременно с этим опухоль смещает мочку уха наверх. Свинка редко возникает у ребенка до 1 года. Заболеть паротитом можно только один раз в жизни. Кстати, если мама когда-то перенесла свинку, новорожденный имеет иммунитет к этому заболеванию, сохраняющийся в течение 6-7 месяцев.

Инкубационный период заболевания длится в среднем около 3 недель, а больной становится заразным уже за несколько дней до появления характерных симптомов и далее около 10 дней.

Основным признаком заболевания является припухлость околоушной слюнной железы, причем у большинства детей сначала опухает одна сторона шеи, а через 1-2 дня опухоль появляется и с другой стороны.

Ребенку трудно глотать, жевать, иногда даже просто раскрывать рот, потому что воспаленная железа очень болезненна, особенно при прикосновении. Припухлость достигает своего максимума через 3 дня и держится 2-3 дня, затем постепенно спадает. Как правило, в начале болезни температура невысока, но повышается уже на 2-3-й день и держится в течение всей болезни. Нередко опухоль проходит через 3-4 дня, но может держаться 7-10 дней. Из-за высокой температуры и постоянного чувства боли, появляется беспокойство, раздражительность, слабость. В особо тяжелых случаях возможны рвота и боли в животе. Поэтому во время болезни рекомендуется постельный режим, который необходимо соблюдать до тех пор, пока температура остается повышенной. Особое внимание в этом случае следует уделить и питанию: исключить из рациона кислую и соленую пищу, раздражающие слюнные железы; а также необходимо избегать пищи, требующей пережевывания.

Нередко, когда у ребенка опухоль располагается по бокам шеи, врачи подозревают заболевание околоушной железы или обычное воспаление лимфатических узлов. Кстати, воспаление лимфозулов характерно и для ангины, хотя в этом случае опухоль не пересекает челюсти. Поэтому при первых симптомах болезни необходимо сразу вызывать врача, так как только он может установить точный диагноз и назначить правильное лечение болезни. Например, обычное воспаление лимфатических узлов требует совершенно другого лечения.

Дифтерия считается одним из самых опасных заболеваний, которое, однако, можно предупредить. Если ребенок получил три инъекции против дифтерии в первый год жизни, дополнительные прививки в один год и затем каждые 3 года, он практически застрахован от этой болезни. Таким образом, благодаря вакцинации это инфекционное заболевание, ранее внушавшее серьезные опасения, в настоящее время стало редким. Тем не менее, оно еще наблюдается в тех случаях, когда детям не были сделаны прививки.

Обычно дифтерия по своим проявлениям напоминает тяжелую форму ангины и начинается с общего недомогания, красноты в горле, высокой температуры. Со временем на слизистой оболочке зева, гортани образуются плотные пленки, дыхание становится затрудненным. Иногда дифтерия начинается с гортани, при этом появляются хрипота и лающий кашель, дыхание затрудняется. Заболевание сопровождается интоксикацией всего организма; отмечаются слабость, бледность, учащенный пульс, при этом температура может оставаться невысокой.

Если профилактические прививки не проводились или вакцинация была неполной (без необходимого повтора), заболевание ребенка ангиной должно вызвать подозрение на дифтерию. В этом случае необходимо вызвать врача, который при подозрении на дифтерию немедленно введет ребенку сыворотку и другие лекарства, а также возьмет мазок из зева с целью выявления дифтерийной палочки.

источник