Меню Рубрики

Город вымерших от оспы

Натуральная, или черная, оспа — единственная инфекционная болезнь, которую человечеству удалось победить полностью. История борьбы с этим смертельным заболеванием закончилась в мае 1980 года, когда 8 мая на 33-й сессии Всемирная организация здравоохранения официально объявила, что оспа на планете ликвидирована. Сегодня вирусы болезни содержатся только в двух лабораториях — в России и США. Хотя в 2001 году американский президент Джордж Буш — младший распорядился привить оспу всем военнослужащим из-за опасности ее применения в качестве биологического оружия.

Вопрос о времени и месте рождения вируса натуральной оспы окончательно не решен. Исследователи считают, что эта болезнь появилась от 16 до 68 тысяч лет назад либо в Африке, либо в Азии, либо на Ближнем Востоке. Согласно генетическим исследованиям, вирус натуральной оспы человека очень близок к вирусу верблюжьей оспы — это позволяет предположить, что болезнь перешла к людям от верблюдов, мутировав из сравнительно безопасного заболевания типа ветрянки.

Вирусы оспы очень выносливы и могут храниться долгое время. Известны случаи, когда люди заражались от одежды умершего спустя несколько лет после его смерти. Оспа передается как контактным, так и воздушно-капельным путем, она характеризуется лихорадкой, высыпаниями на коже и слизистых оболочках — и в конечном итоге летальным исходом от общей интоксикации организма.

Согласно письменным источникам, эпидемии оспы происходили примерно с начала новой эры. Историки считают, что болезнь была принесена в Европу из Индии воинами Александра Македонского. Хотя некоторые исследователи указывают на то, что оспа упоминается еще в Библии, где в описании египетских казней сказано: будет на людях и на скоте воспаление с нарывами…

Известно, что в IV веке эпидемия черной оспы случилась в Китае, в VI веке поразила Корею, а в VIII — Японию. От нее вымерло около 20% населения.

В Коране сказано, что в VI веке оспой было поражено войско эфиопов, осаждавшее Мекку. Позже арабы-завоеватели разнесли болезнь по свету: в VII-VIII веках эпидемии вспыхивали в Италии. Испании, Франции и других странах.

В ту эпоху исцеления от болезни в основном искали с помощью суеверий. Например, в Индии поклонялись богине оспы, которую звали Мариатале. По преданию, эта молодая женщина в красной одежде рассердилась на своего отца и бросила ему в лицо золотое ожерелье — в результате у того появились пустулы (нарывы). Чтобы задобрить богиню, ей подносили дары.

В Корее эпидемии болезни объясняли тем, что к людям приходит особый дух, который вызывает оспу. Ему ставили алтарь, куда следовало приносить лучшую еду.

В Европе того времени было принято одевать больных в красное — потому что этот цвет якобы заставлял оспу выйти из тела наружу.

Понятно, что такие меры слабо препятствовали эпидемиям. Гораздо эффективнее было полностью прекратить контакты с больными — вплоть до их убийства. К примеру, во время нашествия армии викингов на Париж в 846 году среди норманнов началась эпидемия оспы. Предводитель северян приказал убить не только всех больных, но и тех, кто хоть недолго находился с ними рядом.

Врачи до поры были беспомощны — и за это их нередко наказывали. В 580 году заболевшая оспой бургундская королева Аустригильда попросила своего супруга в случае ее смерти казнить обоих лечащих врачей — и король Гунтрамн исполнил ее просьбу, приказав изрубить мечами докторов Николауса и Донатуса.

Примерно с ХV века оспа в Европе носила регулярный характер. Источники того времени утверждают, что едва ли один человек из тысячи не болел ею. Примерно 16% погибали (у детей показатель доходил до 30%) — это составляло до полутора миллионов человек в год.

Во Франции XVIII века не иметь оспин на лице считалось особой приметой при полицейском розыске. Из-за следов от пустул в моду вошла густая косметика с толстым споем белил и румян. Примерно тогда же болезнь стали называть черной оспой — потому что язвы покрывались корками черного цвета.

В XVI веке оспу догадались применять в качестве биологического оружия. В 1518 году испанский конкистадор Эрнан Кортес докладывал своему королю, что намеренно заразил этой болезнью одно из племен ацтеков — из-за чего половина аборигенов вымерла.

В 1763 году началось восстание индейских племен против британских колонизаторов. Английский генерал Джеффри Амхерст подарил индейцам несколько одеял, которыми до этого укрывали больных оспой. Результатом стала вспышка болезни среди коренных жителей континента. В XVII веке, во время русской колонизации Сибири, пострадали юкагиры (одулы) – восточно-сибирский народ, занимавший территорию от реки Лены до устья реки Анадырь. Их, по одной версии — случайно, а по другой – намеренно, чтобы подавить сопротивление, заразили оспой. После эпидемии народ, насчитывавший всего 5-6 тысяч человек, сократился до полутора тысяч. В настоящее время оспа классифицирована как биологическое оружие высшего класса А (наряду с чумой и сибирской язвой) из-за высокого уровня смертности, а также из-за того, что она может передаваться воздушно-капельным путем.

В России оспа известна с начала XVII столетия. А в 1680 году, во время короткого царствования Федора Алексеевича Романова, был издан указ о мерах предупреждения против распространения данной болезни. Смысл указа сводился к обереганию государя и его семь: больные не должны были являться ко двору.

Впрочем, этот указ не всегда выполнялся. В частности, в апреле 1730 году от оспы скончался 14-летний император Петр II -внук Петра I, заразившийся в результате небрежности одного из князей Долгоруких. Тот, несмотря на то, что в его доме были больные оспой, пришел в царский дворец.

В XVII-XVIII веках оспа стала одной из самых распространенных болезней в России. Вызванный из Лондона для ее печения английский врач Томас Димсдейл в своих записях сообщает, что здесь от этого заболевания ежегодно погибало до двух миллионов человек! Современные исследователи сомневаются в точности этих данных, считая количество умерших по крайней мере в два раза меньшим, но даже такое количество говорит о масштабах эпидемий. Согласно статистике, в XVIII веке от натуральной оспы в России умирал каждый седьмой ребенок.

Нужно отметить, что в Российской империи принимали меры для пресечения болезни. Уже в то время люди обратили внимание, что оспой болеют только один раз — значит, чтобы потом не заразиться, лучше в детстве перенести ее в легкой форме. Такие искусственные прививки применялись в разных частях империи. На Украине гной из пустул оспенного больного втирали в кожу здоровых детей. В Казани малолетних парили в бане вениками, взятыми от больны. На Кавказе детям делали надрез на руке и туда вводили пустулу, снятую с тепа заболевшего ребенка.

Такие прививки были распространены и в Европе: сначала путем втирания гноя из пустул в кожу, а позже — с помощью уколов.

Однако этот метод имел серьезные недостатки. Во-первых, привитые нередко заболевали по-настоящему (по подсчетам тогдашних врачей, из 100 зараженных 10 умирали). Во-вторых, содержимое пустул могло попутно нести другие заболевания: туберкулез, сифилис и т.п. — и вместе с прививкой человек получал еще одну серьезную болезнь.

Только в 1796 году британский сельский врач Эдуард Дженнер обратил внимание на сходство оспы человека с подобной болезнью коров. Он втер в два надреза на коже восьмилетнего мальчика Джеймса Филса содержимое пузырьков с руки крестьянки, которая болела коровьей оспой — неопасной болезнью, передающейся от коров к людям. А через какое-то время попробовал заразить ребенка натуральной оспой. В случае болезни и смерти мальчика Дженнер собирался совершить самоубийство и даже приготовил для себя яд. Но прививка оказалась удачной, и мальчик не заболел.

Так было найдено средство от черной оспы. Прививки получили название «вакцинация» (от латинского vaccina – «коровий») и буквально в течение нескольких лет распространились по всей Европе. В Швеции обязательное оспопрививание было узаконено в 1810 году, после чего смертность от данной болезни уменьшилась в пять раз, а в Дании после всеобщей вакцинации она исчезла совсем.

В России первые прививки коровьей оспы были сделаны в 1801 году детям Московского воспитательного дома. В память об этом событии ребенок, привитый раньше других, получил фамилию Вакцинов.

Правда, до революции прививки делались по желанию населения (обязательными они были лишь для некоторых категорий юных граждан, например, кадетов). И только в 1919 году, согласно подписанному Лениным декрету, оспопрививание стало всеобщим. В 1919 году было зарегистрировано 186 000 больных оспой, в 1925 году — 25 000, в 1929 году — 6094, в 1935-м — 3177. В 1936 году натуральная оспа в СССР была ликвидирована.

Но еще некоторое время в нашей стране встречались локальные вспышки оспы, завезенной из-за границы. Самая крупная из них произошла в декабре 1959 — январе 1960 года, когда московский художник Алексей Кокорекин привез болезнь из Индии. В результате оспой в Москве заразились 46 человек, четверо из них, включая самого художника, скончались.

Последний случай заражения натуральной оспой естественным путем произошел в Сомали в 1977 году. Но совсем недавно, в 2014 году, на складе института здравоохранения в Мэриленде (США) были обнаружены шесть давно забытых пробирок с вирусом, который сохранил свою жизнеспособность. Эти пробирки уничтожили под контролем представителей Всемирной организации здравоохранения. Но кто знает, где еще может обнаружиться смертельный вирус?

источник

. все они лежали на жестких подстилках
их оспенные язвы трескались и кровоточили, сливаясь в одну.

William Bradford (1590-1657), 1634

Впоследствии, свежие пузырьки оспы сформировались
вокруг места вакцинации, сливаясь с ним, и расползаясь шире и шире.
Они также появились и на лице, голове, теле и во рту.
Именно поэтому младенец был не в состоянии брать грудь и умер от истощения
на 45 день после вакцинации.

Из истории болезни ребенка, подвергшегося вакцинации
13 Марта 1891

Итак, рассмотрим историю возникновения первой вакцины, которую нам приводят «ученые» мужи как пример «остановленной эпидемии» и «спасенных миллионов жизней». «Гениального» изобретения человечества.
Историю вакцины от оспы.

Оспа натуральная (или черная оспа, как ее называли раньше), представляет собой высокозаразную вирусную инфекцию, поражающую только людей. Оспа, симптомы которой проявляются в виде общей интоксикации в сочетании с характерными высыпаниями, покрывающими кожу и слизистые, завершается для больных, ее перенесших, частичной или полной потерей зрения и практически во всех случаях оставшимися после язв рубцами.

Первая попытка остановить распространение оспы в Западном мире была предпринята Леди Mary Wortley Montagu в 1717 году.

Она вернулась из поездки по Оттоманской Империи с техникой названной ею «variolation», или «вариоляция». Суть техники заключалась во введении частиц кожи, снятой с язв оспенного больного, в кожу здорового человека.
Dorothy Porter. Health, Civilization and the State.
England, 1999, p.113

Если бы все проходило хорошо, то подопытный бы испытывал приступ оспы и оставался неподвластным болезни на всю жизнь. Надежда была на то что больной, подвергшийся контролируемому заражению, находился бы в состоянии покоя и под наблюдением в течение какого то времени, переболевал бы «в легкой форме» и приобретал пожизненный иммунитет.
Было только две проблемы. Как говорится, гладко было на бумаге да забыли про овраги.
Первая.
Подобный эксперимент грозил тяжелой формой болезни и смертью.
Вторая.
Инфицируемый распространял бы болезнь тем, с кем контактировал.

Соответственно, интерес к практике существенно поугас. Именно поэтому, в 1738 году, некий Джеймс Киркпатрик, лицо близкое ко двору Королевы, поднял вопрос о «вариоляции» вновь, описывая данный прием как чрезвычайно действенное средство в борьбе с эпидемией. Нужно было поддержать угасающий интерес к «инновациям». В принципе, ход этот не сильно отличается от ходов нынешних времен. Придумать «инновацию», создать вокруг нее шумиху, поднять бабла.
Ведь главное то что ? Верно! Profit!

Как утверждает автор, в течении 38 лет наблюдений, предшествующих началу прививочной кампании в 1721 году, количество умерших от оспы к количеству родившихся составляло 90 на 1000, и 64 на 1000 умерших. То есть, из 1000 умерших 64 человека умирали от оспы. В последующие годы, после начала прививок, количество умерших от оспы составляло 127 на 1000 родившихся (рост на 41%), и 81 умерший от оспы на 1000 умерших ( рост 27%).
Вывод — медицинская процедура приносила больше смертей, чем спасала жизней. Она способствовала распространению болезни, а не останавливала эпидемию.
(Информация взята из The Great Smallpox Epidemic of 1775 — 82. History today.July20, 2003, p.12)

Во времена эпидемий среди сотрудниц ферм распространялся миф будто бы те кто заражались коровьей формой оспы, вырабатывали пожизненный иммунитет и от человеческой, смертельной оспы. В 1774 фермер Бенджамин Джести сделал соскоб из язвы коровы, больной оспой и привил данный материал своей жене и двум сыновьям.
Возможно, в последствии, эти люди не заразились оспой и дожили до глубокой старости. Интерес тут заключается в том что это был первый задокументированный опыт использования коровьей оспы в человеческом теле.
В 1796, услышав эти истории, некий Эдвард Дженнер решился проделать этот эксперимент. Роль подопытного животного Дженнер предоставил восьмилетнему мальчику по имени Джеймс Филлипс. Он взял соскоб из язвы на руках одной из молочниц Сары Нельмез (sic!) и внедрил сей материал ему под кожу.
Затем Дженнер намеренно подверг мальчика контакту с больным оспой с целью заразить ребенка и проверить свою гипотезу. Ничего нравы, а?
Мальчик не заболел. Может быть, был силен иммунитет, может что то другое, кто теперь знает?
В общем, на основании одного эксперимента Дженнер развил целую теорию, и понял что он нашел золотую жилу.
Сначала он заявил, что его гений наделил мальчика пожизненным иммунитетом к оспе.
Потом «пожизненный» он заменил на 10-летний. а 10 летний заменил на 1 летний. ну правда, зачем делать прививку один раз в жизнь, когда можно ширять людей вакциной раз в год? Резонно? Profit!
Нашелся еще один ухарь от «иммунологии» Доктор Олсен, который подтвердил, что мол, раз в год это вот оно самое то!

В качестве примера приведу выдержку из статьи.

Вот так вот. Как у нас определяют привит человек от оспы или не привит? Покажи шрам. Феерично.

Вакциния. Таинственный вирус Франкенштейна.

Странно, почему «вакцину» называют «вакциной»? Никогда не задумывались об этом?
Иногда утверждают что Дженнер назвал свое творение от слова vacca то есть «корова» на латыни.
Кто то говорит что она называлась так в честь лимфы коровы и т.д и т.п.
В свете этого крайне интересно привести цитату из журнала «Ланцет».

Тут нужно сделать пояснение что вирус коровьей оспы для человека не является на 100% заразным, поскольку человеку он не принадлежит, другими словами для челвоека он не опасен. Для этого Дженнеру нужно было сделать «очеловеченный» вирус коровьей оспы. Таким образом, метод Дженнера состоял в том чтобы заразный материал из очага заражения животного (гной) в тело человека, а уж потом от человека, который заболел, к другому человеку, через порез на коже, как это свидетельствует F.Cartwright. in Disease and History, 1972 London, p.127
И вот такой вот путь вакцинации использовался около 100 лет, пока в 1898 его не запретили.

Нет, не могу удержаться от еще одной цитаты, уж больно говорит сама за себя.

Читайте также:  Ветряная оспа у взрослых отзывы

источник

«Первоначальная история оспы покрыта туманом древности», — указывал Н. Ф. Гамалея в книге «История оспы и значение прививания» (СПб., 1913). В то же время упоминание об оспе имеется уже в папирусе времен фараона Аменхотепа (1530–1520 гг. до н. э.). По-видимому, именно в долинах Нила это заболевание вспыхнуло впервые и пошло затем гулять по всему миру.

Первая значительная эпидемия оспы за пределами Египта разразилась перед воротами Мекки во второй половине VI в. н. э. во время войны слонов. В арабских источниках есть легенда о том, как в год рождения Мухаммеда абиссинский князь Абреба пошел войной на Мекку. Но хотя в городе не было в это время защитников, она спаслась благодаря чуду. Военные слоны, входившие в состав абиссинской армии, подойдя к городским воротам, опустились на колени. В это время со стороны Красного моря прилетели чудесные птицы — абабиль (в переводе с персидского — оспа). Часть птиц была с белыми крыльями, а другая — с черными. В когтях они принесли мелкие глиняные шарики, которыми осыпали войско, осаждавшее город. Шарики пробивали доспехи насквозь, убивая воинов. Так гласит легенда, которая подтверждается трудами жителя Александрии врача Арона, современника Мухаммеда. Арон указывал, что оспа с арабскими войсками проникла во многие страны. Бурная вспышка оспы, по его свидетельству, почти полностью уничтожила войско Абребы.

Первое известное нам медицинское сочинение, специально посвященное оспе, принадлежит глазному врачу Исааку Иудею, жившему в IX веке. Согласно его представлениям, оспа принадлежала к числу детских болезней и способствовала очищению детского организма от ядов, воспринятых в утробе матери из менструальной крови. Более обстоятельным трудом является «Книга об оспе и кори» иранского врача и философа Абу-Бекр-Мухаммеда бен Закария ар-Рази, которого часто сокращенно называют Разесом.[22]

Разес считал, что кровь меняет свои свойства с возрастом. В детстве и юности она является горячей, жидкой и кипящей, с возрастом отстаивается и становится крепкой, а в старости скисает и охлаждается. Оспенная сыпь, по его мнению, возникала из пузырьков газа в кипящей детской крови.

Сведения об эпидемиях оспы в Европе вплоть до конца средневековья весьма отрывочны и неполны. В середине XV века жесточайшая вспышка оспы возникла в Голландии и Ломбардии, а затем распространилась на Францию и другие страны. Появление оспы в России чаще всего относят к XVI веку, однако в Никоновской летописи есть упоминания о том, что на протяжении 1426–1427 годов сначала в Пскове, затем в Новгороде, Твери, Торжке и других городах прошел мор, во время которого люди покрывались прыщами. Вероятно, это и была первая эпидемия оспы, завоевавшей к тому времени печальную известность.

В Индии существовал культ двух богинь оспы — Мариатале и Патрагали. В честь Мариатале устраивались празднества, сопровождавшиеся самоистязаниями. Считалось, что богиня исцеляет от оспы тех, кто сумеет снискать ее благосклонность. Патрагали народная молва представляла в виде многоликой и многорукой женщины весьма мстительного характера. Рассердись однажды на отца, она бросила ему в лицо бусы своего золотого ожерелья. Там, где бусинки коснулись кожи, появились многочисленные прыщи.

Народная фантазия создавала воображаемый, очеловеченный облик оспы. В России, например, эту болезнь представляли то в образе фантастического существа, которое ходит по ночам, с совиными очами и железным клювом, то в виде женщины, милость которой старались заслужить особым почитанием, именуя ее «Оспой Ивановной». Для предупреждения тяжелых заболеваний одевали по-праздничному детей, вели их к больному оспой, кланялись, величали невидимую женщину «Оспицей-матушкой», прибавляя при этом: «Прости нас, грешных!» Известный историк медицины Л. Ф. Змеев приводит такую формулу: «Оспица, прости, Африкановна, чем я перед тобою согрубил, чем провинился». Обращение к «оспице» сопровождалось иной раз троекратным поцелуем больного. В знак особого уважения к «Оспе Ивановне» избегали сквернословия, посещая заболевших.

Первым обратил внимание на заразность оспы великий восточный врач Абу Али ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценны (980—1037 гг.). А возбудитель болезни в виде элементарных телец вируса был описан Э. Пашеном только в 1906 году, то есть на несколько десятилетий позже открытия возбудителей многих бактериальных инфекций. Еще в XVIII веке известный буржуазный экономист Томас Мальтус писал в своем труде «Опыт о законе населения»: «Оспа, на которую можно смотреть как на повальную болезнь, самую распространенную и самую опустошительную в Европе настоящего времени, есть в то же время самая необъяснимая болезнь, хоть в некоторых местностях она возвращается периодически, через известные промежутки времени». Следует отметить при этом, что сам Мальтус не видел в эпидемиях оспы большой беды, а, напротив, считал их естественным и полезным фактором регуляции численности населения, которое» по его мнению, возрастало непозволительно быстрыми темпами.

К счастью, — большинство врачей не разделяли подобных взглядов и старались найти действенные меры борьбы с эпидемиями. Что же касается непосредственно оспы, то специфическая ее профилактика была выработана эмпирическим путем задолго до выяснения ее этиологии или, выражаясь языком обыденности, причины возникновения болезни.

В рассказе Дмитрия Кантемира, посвященном истории Оттоманской империи, упомянуто, что еще в XVI веке стамбульские торговцы живым товаром покупали только таких девушек, у которых на руке или бедре были знаки оспенной прививки, сделанной в раннем детстве.

Лоуренс Грин в книге «Последние тайны старой Африки» указывает, что некоторые африканские племена на протяжении многих веков передают из поколения в поколение секрет противооспенной сыворотки, надежно предохраняющей от заболевания. В то же время с лечением оспы связано множество самых различных суеверий. Например, негры-эве расчищали пространство за селением, насыпали там невысокие курганы и ставили глиняные фигурки по числу жителей, чтобы дух оспы принял их за людей. А чтобы он мог подкрепиться, как в настоящем селении, выставляли горшки с пищей и едой. На дороге строили баррикаду, чтобы окончательно обезопасить жилье от вторжения оспы.

В историческом романе И. И. Лажечникова «Ледяной дом» описан один из способов «профилактики»: «…Исстари ведут здесь этот обычай, коли заслышат по соседству повальные немочи. Девки запахивают нить вокруг слободы; где сойдется эта нитка, там зарывают черного петуха и черную кошку живых… Немочь будто не смеет пройти через нить». Чтобы «запутать» оспу, в деревнях выносили умерших не через дверь, а через окно, полагая, что это обеспечит безопасность остальных обитателей дома.

Японец Яэко Ногами в рассказе «Шхуна Кайзин-Мару» приводит древнее поверье о том, что лучшим талисманом против оспы является мясо обезьяны. Даже маленький его кусочек якобы способен предотвратить заболевание.

В народе существовали различные суеверные представления о возможности «наведения» оспы злыми людьми, с чем были связаны и драматические события. Одно из них было вызвано московским указом 1680 года — особым наставлением о мерах против закоса оспы во дворец. Указ этот запрещал являться ко двору в течение определенного времени людям из тех домов, «где будут больные огневою или лихорадкою или иными какими тяжелыми болезнями». Это наставление, признававшее, как видно, заразительность оспы, было издано по совету доктора Даниила фон Гадена, которого называли проще — доктором Данилою. Он был лейб-медиком царя Федора Алексеевича, старшего сына Алексея Михайловича. После смерти Федора, в первый год царствования Иоанна и Петра Алексеевичей, разыгрался Стрелецкий бунт. В народе кричали, что царя Иоанна убили. Когда оба царя вышли к народу, подстрекатели бунта стали внушать толпе, что царя Федора извели чарами лекари. Доктор Даниил двое суток прятался в лесу в лаптях, в нищенском платье, с котомкой за плечами. Голод заставил его вернуться в город, в Немецкую слободу, где он был узнан, схвачен и замучен в застенке.

Указ 1680 года многократно повторялся в различных вариантах на протяжении следующего — восемнадцатого столетия. Основной смысл этих распоряжений сводился к обереганию от оспы государей и их семей, так как болезнь не делала исключений для обитателей дворцов и не раз изменяла порядок престолонаследия. Можно напомнить, что в апреле 1719 года от оспы умер цесаревич Петр Петрович — сын и прямой наследник Петра I (он погребен в Александро-Невской лавре). В 1730 году погиб от оспы Петр II — внук Петра I, сын цесаревича Алексея Петровича.

Разумеется, можно привести немало примеров гибели от оспы в различные эпохи и зарубежных коронованных особ: жертвой этой болезни пали римский император Марк Аврелий и курфюрст баварский Максимилиан Иосиф; умер от оспы французский король Людовик XV, заболев ею вторично в возрасте 64 лет.

К концу XVII и в начале XVIII века от оспы ежегодно умирало около полутора миллионов человек, а болело около десяти миллионов в год.

В первой половине XVIII столетия оспенная эпидемия в столицах европейских государств по существу не прекращалась. Исключительно широкая распространенность этой болезни в европейских странах породила поговорку: «Оспа и любовь минуют лишь немногих!» На протяжении столетий оспа выступала как привычная болезнь, и даже ее эпидемии не вызывали широких волнений народа, которые обычно стихийно возникали при появлении холеры и чумы. Это была своя, как бы домашняя, обыденная болезнь, которая не щадила жителей всех стран и континентов. И только на Каймановых и Соломоновых островах и острове Фиджи она никогда не встречалась.

Неудивительно, что в той или иной форме упоминания об оспе имеются в художественных произведениях писателей всех времен и народов. В исторической повести А. Говорова «Жизнь и дела Василия Киприанова, царского библиотекариуса», рисующей жизнь Москвы в 1716 году, представлена следующая картина: «Прошла черная оспа, крылом адовым задела. Были ведь года, когда Москва от напасти этой сплошь вымирала, а тут мор прошел поулочно, где повезло — никто не болел, а где не повезло — целые порядки лежали мертвецов».

В народе переболевших оспой называли рябыми или корявыми. Эти характерные дефекты внешности мы нередко встречаем в художественных произведениях и при описании реальных исторических лиц. В рассказе И. С. Тургенева «Петр Петрович Каратаев» мы читаем: «Оспа оставила неизгладимые следы на его лице, сухом и желтоватом, с неприятным и медным отблеском».

В рассказе «Беглец», напечатанном в 1887 году, А. П. Чехов воспроизводит картину болезни во всем ее страшном, облике. Семилетний деревенский мальчик Пашка, попав в сельскую больницу, бродит по палатам. «Пройдя в третью палату, он увидел двух мужиков с темно-красными лицами, точно вымазанными глиной. Они неподвижно сидели на кроватях и со своими страшными лицами, на которых трудно было различить черты, походили на языческих божков.

— Тетка, зачем они такие? — спросил Пашка у сиделки.

В. В. Крестовский в романе «Вне закона» рисует облик бывшей красавицы, обезображенной оспой: «Все лицо этой женщины было изборождено, изрыто, изъедено, испещрено заживающими, но глубокими следами оспенных язвин. В особенности отвратительна была верхняя губа, нос и веки, пострадавшие более других частей лица. Взгляд, по-прежнему холодный и блестящий, но обрамленный некогда таким прелестным прорезом глазных орбит и оттененный смягчавшими его ресницами, теперь устремился из-под красных и облезлых век с каким-то неприятным, отталкивающим выражением…» Оспу перенес Максим Горький. «На другой день я проснулся весь в красных пятнах, началась оспа. Меня поместили на заднем чердаке, и долго я лежал там, слепой, крепко связанный по рукам и ногам широкими бинтами, переживая дикие кошмары» («Детство»). Обезображивающие следы оспы носят на лице персонажи произведений Оноре Бальзака «Сельский священник», «Евгения Гранде», «Дело об опеке». Героиня его повести «Герцогиня де Ланже» в светском разговоре со своим поклонником восклицает: «Ах, сударь, оспа для женщин — та же битва при Ватерлоо. Только тут мы узнаем, кто нас истинно любит».

Заключительные строки романа Эмиля Золя «Нана» посвящены натуралистическому изображению трупа героини, заразившейся оспой от своего незаконнорожденного сына. «То был сплошной гнойник, кусок окровавленного, разлагающегося мяса, валявшийся на подушке. Все лицо было сплошь покрыто волдырями; они уже побледнели и ввалились, приняв какой-то серовато-грязный оттенок. Казалось, эта бесформенная масса, на которой не сохранилось ни одной черты, покрылась уже могильной плесенью». Эта картина представляет, по-видимому, аллегорическое изображение трагического финала французской империи в итоге франко-прусской войны 1870 года.

Боязнь заразиться оспой явилась сюжетом рассказа Мопассана «Госпожа Эрме». Психически больная женщина вообразила, что она заразилась оспой. Это была красавица лет сорока; она пристально рассматривала в зеркало свое лицо. «— Ну, что, — спросил доктор, — как вы себя чувствуете сегодня? — Она глубоко вздохнула: — Плохо, очень плохо, сударь. С каждым днем все больше и больше оспинок». Это психическое расстройство возникло у нее на другой день после того, как из-за страха заразиться оспой она отказалась навестить умирающего сына.

Приведенные из художественной литературы примеры достаточно красноречивы. Однако сделаем небольшой экскурс в историю медицины, чтобы понять, как люди смогли победить оспу — это казавшееся неотвратимым зло, в котором многие усматривали проявление божьей воли.

В XVIII веке европейская научная медицина усвоила мудрость старого принципа народной медицины Востока: не надо ждать, пока эпидемия оспы унесет в могилу сотни жизней. Оспа неизбежна, а потому нельзя сидеть сложа руки, надо активно действовать — вызвать легкую ее форму, чтобы предотвратить более тяжелую, нередко кончавшуюся смертью.

Оспа по-латыни «вариола» («варус» — узелок), отсюда и термин «вариоляция». Это первый, но довольно опасный способ профилактики, ибо, используя для заражения натуральный вирус оспы, трудно было предугадать последствия: вызовет ли это легкую форму и обеспечит дальнейшую невосприимчивость к инфекции или же приведет к тяжелому заболеванию и, что еще хуже, спровоцирует вспышку. Тем не менее у вариоляции нашлось немало сторонников. В России прививки от оспы ввели во время царствования Екатерины II. Екатерина с детства испытывала страх перед оспой и потому пригласила из Англии доктора Томаса Димсдаля, снискавшего популярность удачно проведенными прививками.

Вечером 12 октября 1768 года во дворец был доставлен в карете и проведен тайным ходом шестилетний мальчик, больной оспой. От него привили оспу царице и только спустя пять дней объявили об этом. 1 ноября был привит и наследник Павел. А на следующий день в придворной церкви и всех храмах Петербурга служили благодарственные молебны, в честь успешной прививки производилась пушечная пальба. Царица принимала поздравления Синода и иностранных послов. Разумеется, в официальных документах этот шаг трактовался как героический поступок, предпринятый исключительно ради спасения народа. Сама Екатерина писала об этом так: «Мой предмет был своим примером спасти от смерти многочисленных верноподданных, кои, не зная пользы этого способа, оного страшась, оставались в опасности».

Материал для прививки был взят от ребенка, носившего имя Александра Даниловича Маркова. Но в придворных кругах говорили, что отцом мальчика является граф Григорий Орлов, о матери предусмотрительно умалчивали. Этот мальчик был определен в кадетский корпус, возведен в дворянское достоинство с фамилией «Оспенный». Он умер молодым от чахотки. Интересно, что ему принадлежат записки о заболеваемости оспой в Петербурге.

Вариоляция производилась бесплатно; более того, матерям привитых детей выдавалась денежная награда — так называемый «оспенный серебряный рубль». Главный контингент прививаемых составляли дети дворян: военных и чиновников, от трех до шести лет. Всего до 1800 года в Петербурге было привито 10 671 человек… Так как население города возрастало довольно значительно (от 130 тыс. в 1764 г. до 220 тыс. в 1800 г.), то на 100 тысяч жителей оказались привитыми в разные годы от 8 до 680 человек. Понятно, что предотвратить вспышки оспы это не могло, и заболевания продолжались, особенно среди детей. В 1780 году в Петербурге было открыто второе оспопрививательное учреждение в Смольном, а в следующем году — на Васильевском острове.

Читайте также:  Можно ли есть курицу больную оспой

Для разъяснения народу значения и пользы оспопрививания было привлечено духовенство. В церкви на углу Шпалерной и Воскресенской улиц[23] на видном месте показывали детей, благополучно перенесших прививку. Врачи, отличившиеся в организации прививок, награждались. Лицам немедицинского звания вручали золотые, серебряные и бронзовые медали. Естественно, что эти сообщения получали освещение не только в исторических хрониках, но и в мемуарах частных лиц и художественной литературе.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» Катерина Ивановна становится богатой, так как у ее родственницы генеральши внезапно умирают от оспы обе племянницы, являвшиеся ближайшими наследницами. Автор отразил здесь и попытки петербургских властей организовать предохранительные прививки. В главе «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» черт говорит: «Вот тоже, лечиться у вас полюбил: весной оспа пошла, я пошел и в воспитательном доме себе оспу привил — если бы ты знал, как я был в тот день доволен, на братьев славян десять рублей пожертвовал». Однако за пределами Петербурга вариоляция распространения не получила.

В этот период врачи стали всерьез задумываться над тем, как сделать профилактику оспы достаточно действенной и вместе с тем безопасной. Честь этого открытия принадлежит английскому сельскому врачу Эдуарду Дженнеру. То, что оспой болеют коровы, знала давно. Оспенная инфекция поражает у них слизистые оболочки рта и глаз, нежную кожу вымени. Заражаясь оспой от коров, их владельцы приобретали невосприимчивость к оспе натуральной, человеческой. Нельзя ли заменить вирус натуральной оспы вирусом коровьей оспы и тем самым обеспечить возможность организму выработать надежную защиту от страшной инфекции? Такой вопрос поставил Дженнер и решил его весьма успешно. От латинского слова «уасса» — корова — произошел термин «вакцинация», который впоследствии стал применяться гораздо шире. И хорошо известное всем сегодня слово «вакцина» своим происхождением также обязано оспенным корочкам, взятым с коровьего вымени.

Первая вакцинация в России была произведена мальчику Антону Петрову в московском воспитательном доме. Вакцина была получена непосредственно от Дженнера, прививку делал известный терапевт профессор Е. О. Мухин. После этого события особым указом воспитанника Петрова переименовали в Вакцинова.

Однако новый способ нашел не только сторонников, по и противников, в том числе и среди врачей. Появились карикатуры, нападки в печати, доходившие иногда до абсурда. Так, врач, автор диссертации «О недостатках и вреде коровьей оспы» писал: «У одного ребенка в Пэкгеме организм до прививки был совершенно нормальным; после прививки он превратился в скотский: ребенок стал бегать на четвереньках подобно животному, мычать по-коровьи и бодаться головой. Дочь одной леди начала кашлять как корова и вся обросла волосами». Не отставало и европейское духовенство, которое проповедовало, например, что «натуральная оспа — милосердный дар провидения, посланный бедному человечеству: нечестно и святотатственно вырывать из рук Всемогущего подобный дар»; «Соприкосновение со скотом — есть осквернение творца». Католическое духовенство ожидало по вопросу об оспопрививании указаний от папы. В начале XIX века при папе Пии VII оспопрививание в Италии было запрещено.

В Монреале в 1885 году во время вспышки оспы католическое население под влиянием духовенства отказалось от прививок. Вопреки здравому смыслу была устроена торжественная процессия с молебствием — словом, созданы благоприятные условия для распространения инфекции. Более трезво настроенные протестанты почти не пострадали от эпидемии, так как сразу же подверглись вакцинации.

Что касается православного духовенства, в том числе петербургского, то оно ждало распоряжений из Синода и прислушивалось к веяниям из дворца. Только некоторые священники называли новый способ прививок «неслыханным фармазонством». Тем не менее, в книге Иллариона Чистовича «История С.-Петербургской духовной академии» (СПб., 1857) написано, что в 1798 году «Св. Синод признал нужным составить в Медицинской коллегии для руководства сельских священников книгу, в которой бы определено было число и существо простонародных болезней, во врачевание коих священникам входить должно, с показанием достаточных примет, степеней и периодов оных».

Высказывания против прививок пугали простых людей, причем особенно смущало название «коровья оспа», и потому в 1811 году было высочайше поведено впредь именовать коровью оспу «предохранительною». Однако мало было создать надежный метод профилактики оспы. Необходимо убедить население в безопасности прививок. А сделать это было не так просто, учитывая, что большинство населения царской России оставалось неграмотным. В. И. Даль в произведении «Вакх Сидоров Чайкин, или Рассказ его о собственном своем житье-бытье за первую половину жизни своей» пишет: «Мужик не верит предохранительной оспе, не верит пользе от картофеля и других овощей, не верит никакому новому и лучшему порядку в управлении, а готов верить, что предохранительную оспу пустил на свет антихрист, что картофель — порождение сатаны и от него не будет урожая на хлеб…»

Население городов и особенно деревень продолжало жить своими поверьями. В целях предохранения применяли, например, явную или тайную «покупку» оспы. Для этого детей заставляли носить в течение нескольких дней медные деньги, побывавшие в руках больного. Врач В. О. Губерт наблюдал еще в 1882 году у казанских крестьян обычай нюхать оспенные корочки и после этого трижды потеть в бане. Он описал также следующие способы получения легкой оспы: парить детей веником, побывавшим в руках больного, принимать внутрь смесь оспенных корок и меда.

Писатель-народник Н. И. Наумов в очерке «Горная идиллия» описывает, как так называемые представители официальной медицины бессовестно обманывали и запугивали население в предгорьях Алтая, где дети «инородцев» вымирали от оспы сотнями.

Приезжает фельдшер и велит собрать всех матерей с ребятами. Приходят. Фельдшер начинает вынимать при них из ящика все свои инструменты, да еще на брусе натачивать. Поднимается плач, стоны, матери ему в ноги валятся: «Батюшка, возьми что хошь, только не режь ребят!» А ему только этого и нужно. Не резать, говорит, нельзя. Узнает лекарь, что я не резал, сам приедет и не таким еще ножом зарежет. Коли, говорит, каждая из вас даст мне по два-три соболька, так я маленьким ножичком тихонько порежу ваших ребят — они и не услышат. И показывает при этом на ланцет. Бедные женщины рады-радехоньки, а мужья их уж тащат шкурки. Немудрено, что запуганные и забитые «инородцы» называли прививку от оспы «чертовой тамгой» (печатью) и украдкой смывали ее следы холодной водой.

Не только на окраинах, но и в центре России оспопрививанием кроме медиков занимались так называемые оспенники, зачастую не имеющие представления о принципах вакцинации. Нередко ланцет им заменял обломок косы или ножа, который вытирался о грязный зипун, чем и исчерпывались все меры предосторожности. Бывало и так, что за неимением оспенной лимфы «оспенники» смазывали место разреза каким-либо раздражающим снадобьем, вызывающим сыпь, воспаление, а в некоторых случаях приводившим к трагическому исходу. Поэтому страх населения перед прививками был до некоторой степени обоснован.

Желая заработать побольше, многие «оспенники» вносили в ведомости и умерших, и тех, кому прививка была сделана в предшествующие годы, и тех, кому ее вовсе не делали. Например, крестьянин Кузицин получил 140 рублей за прививку оспы 700 младенцам, причем эта цифра была засвидетельствована подписью врача. В действительности же сказалось, что 200 детей умерли от неудачно сделанной прививки, 300 она просто не была сделана, 14 детей значились дважды и лишь 388 из 700 были действительно привиты успешно. Встречались, в отчетах и такие курьезы, когда по ведомости число удачно привитых лиц было выше числа привитых. Так, в городе Кезеницы согласно отчету прививка сделана 82 жителям, из них удачно в 109 случаях! В городе Опатове на 26 прививок оказалось 57 удачных, а в Сандомирском уезде значилось 2118 привитых лиц, причем число удачных прививок составило 2192, а неудачных 35!

К концу XIX века отношение к оспопрививанию стало постепенно меняться даже среди крестьян. В. В. Вересаев в рассказе «Лизар» говорит устами одного из персонажей: «Вот бобушки[24] по деревням ходят, детей клюют; сейчас приедет фершалиха, начнет детей колоть; всех переколет, ни одного не оставит. Заболел кто — сейчас к доктору едет… Прежде не так было».

И все же о каких общегосударственных мероприятиях против оспы могла идти речь в дореволюционной России, если в 1908 году в связи с обсуждением законопроекта об обязательном оспопрививании некий доктор медицины Д. С. Щеткин издал брошюру, посвященную господам членам Государственной думы, под заглавием «Сомнительная прочность некоторых современных верований в медицине». В ней, касаясь оспопрививания и будучи его противником, он счел возможным поставить этот вопрос в плоскость международной политики: «В 1902 году турецкий султан издал приказ, в силу которого оспопрививание обязательно для всех жителей Оттоманской империи. Как поступит наша Государственная дума? Заставит ли она все население России подвергаться вакцинации и таким образом станет на сторону турецкого султана, или примкнет в этом отношении к Англии. »

Невозможность и неумение организовать всеобщую иммунизацию в очагах оспы в царской России привели к тому, что в дореволюционное время наша страна была ареной губительных эпидемий. Причем сведения о заболеваемости оспой, которые представляла главная врачебная инспекция, были весьма далеки от действительности. Например, по Вятской губернии в 1875 году значилось 216 умерших от оспы. Когда же были сделаны выборки из метрической книги, то оказалось, что число умерших только из лиц православного вероисповедания составило 12 760 человек, то есть в 50 с лишним раз больше. Столь же произвольная статистика велась и в Казанской губернии. По официальным данным, в одном из ее уездов за 20 лет от оспы погиб 421 человек. Проведенная проверка выявила, что на самом деле число жертв составило более 8 тысяч.

При анализе отчетов за 1910 год всплыли и вовсе абсурдные цифры, согласно, которым в нескольких губерниях смертность от оспы была выше заболеваемости ею. Число больных оспой только в Европейской России в том году составило 146 016 человек. Иными словами, в день заболевало более 400, а в час (по усредненным данным) — около 20 человек. Но и эти данные надо считать далеко не полными, так как они относятся к тем местностям, где был налажен учет заболеваемости и смертности. В 1910 году число лиц, умерших от оспы, составило почти 52 тысячи. Если произвести пересчет на все население России того времени (около 160 миллионов), то, по мнению В. О. Губерта, количество оспенных могил достигало за год, вероятно, 118 тысяч. В России было более 65 тысяч слепых, из них почти 8 тысяч потеряли зрение в результате заболевания оспой.

Оспа, как и некоторые другие инфекционные болезни, оказывалась настоящим бедствием во время войн. В период первой мировой войны в русской армии (без Кавказского фронта) с августа 1914 года по октябрь 1917 года заболело оспой 2708 человек. В австро-венгерской армий только в 1915 году было 25 тысяч заболеваний.

Потрясает содержание книги врача Л. Войтоловского «По следам войны», в которой представлена мрачная картина морального и санитарного состояния царской армии уже вскоре после начала первой мировой войны. В одной из глав автор рассказал, что в связи со вспышкой оспы среди населения в районе дислокации войск он был командирован за вакциной, но, увы, безрезультатно. Ее не оказалось не только в дивизионном лазарете, но и в лазарете Государственной думы. В санитарной организации на вопрос Шульгина, нельзя ли получить детрит для воинской части, его изумленно спросили: «Что это, лекарство или продукт? — Это оспенная вакцина. — А, нет, медицинские ящики не распакованы. Ведь мы еще только развертываемся».

Константин Паустовский, работавший во время первой мировой войны в санитарном отряде, в книге «Беспокойная юность» вспоминает: «Мы въехали в безлюдную деревню. У околицы стояла пустая двуколка Красного Креста из незнакомого летучего отряда. От возницы этой двуколки мы узнали ошеломляющее известие, что мы — в западне. В деревне была черная оспа. Вокруг шла армия, и валили по дорогам, застревая на время около попутных сел, тысячи беженцев. Поэтому было приказано направить в деревню летучий санитарный отряд, деревню оцепить и никого из нее не выпускать. По каждому, кто попытается уйти из деревни, было приказано открывать огонь».

Распространению оспы во многом способствовало массовое передвижение людей, которое наблюдалось не только во время военных действий. В начале XX века в США хлынула большая волна иммигрантов, в особенности из Китая. Стоило появиться одному больному, как в тесных и душных трюмах разгорались вспышки оспы. Выразительное описание вспыхнувшей на перегруженной людьми шхуне эпидемии оспы приводится в рассказе Джека Лондона «Язычник». Через день после начала рейса умирает один из лучших ловцов жемчуга. «Оспа — вот причина его смерти, хотя я не могу себе представить, как ее занесли на судно: когда мы выходили из Ранжира, на берегу не было зарегистрировано ни единого случая заболевания оспой. И все-таки факт оставался фактом: оспа, умерший и трое больных.

Ничего нельзя было сделать. Мы не могли изолировать больных и не могли ухаживать за ними. На судне нас было, что сельдей в бочке. В ту же ночь помощник капитана, кладовщик, польский еврей и четверо ловцов-туземцев удрали на вельботе. Больше мы их не видели. Утром капитан приказал продырявить оставшиеся шлюпки, и теперь мы уже никуда не могли деться».

В повести «Путешествие на “Ослепительном”» Джек Лондон описывает карантины, созданные для иммигрантов на одном из островков восточного побережья США. Картину их расовой дискриминации и безжалостной эксплуатации нарисовал Марк Твен в одном из памфлетов «Письма китайца». Хозяин требует, чтобы поступивший к нему на службу китаец сделал прививку от оспы, хотя он и переболел ею: «Доктор не отпустит тебя без прививки, потому что по существующему закону он прививает оспу всем приезжающим китайцам и берет за это по десять долларов с каждого, и ты можешь быть спокоен, что ни один доктор не станет терять свой заработок потому, что какой-то китаец имел глупость болеть оспой у себя на родине».

В 1919 году в тяжелое для молодой Советской Республики время председатель Совнаркома В. И. Ленин подписал декреты «О мерах борьбы с эпидемиями», «О снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалом и инвентарем» и особый декрет «Об обязательном оспопрививании». Шла гражданская война. Защищая Советскую власть, бойцы Рабоче-Крестьянской Красной Армии не щадили своих жизней. Но не только белогвардейские пули наносили урон гражданам свободной России. В 1919 году в стране зарегистрировали 186 тысяч случаев заболеваний оспой, следовательно, на самом деле их было значительно больше. Поэтому декрет об оспопрививании был весьма своевременным и выполнялся неукоснительно. Советский Союз стал первой страной в мире, ликвидировавшей оспу на всей своей территории. И сделано это было в небывало короткий срок — всего за 17 лет. Последний случай своей, а не «завозной» оспы был зарегистрирован в 1936 году.

Читайте также:  Оспа коровья ложная фото

Советские ученые явились инициаторами программы полного искоренения оспы на нашей планете. В 1958 году на сессии Всемирной Организации Здравоохранения представитель делегации СССР академик Н. И. Гращенков предложил 25 миллионов доз оспенной вакцины для борьбы с болезнью. Наша страна первой сделала взнос на специальный счет, учрежденный руководством ВОЗ в рамках добровольного фонда укрепления здоровья. А в 1963 году профессор (ныне академик АМН СССР) В. М. Жданов предложил на XVI Ассамблее ВОЗ четкий и конкретный план глобального наступления на оспу, для осуществления которого Советский Союз обязался безвозмездно поставлять оспенную вакцину и выделить опытных специалистов для работы в странах Азии и Африки.

Размах этой небывалой в истории человечества медицинской атаки станет понятен, если мы скажем, что понадобилось вакцинировать более 500 миллионов человек. В настоящее время оспы на нашей планете не существует. Но вирус оспы не исчез с лица земли. Он, если можно так выразиться, находится под арестом — в замороженном виде хранится в специальных лабораториях, которых к 1980 году по решению ВОЗ осталось всего пять. Одно из таких хранилищ находится в Институте вирусных препаратов в Москве. И делается это в интересах науки.

Первоначальный смысл слова был связан с представлениями о нечистых духах, вызывающих грозы, вихри, вьюги и другие проявления разгула стихий. Со временем поветрием стали называть вспышки массовых заболеваний, предполагая, что именно ветер является их реальной физической причиной.

Ар-Рази (862–925 или 934 г.) руководил клиникой в Рее, а затем в Багдаде, был ученым-энциклопедистом. Считая, что религий множество, а истина едина, он призывал читать не Священное писание, а книги ученых и философов. Есть предположение, что именно его антиклерикальный памфлет «Махарик аль-анбийа» лег в основу латинского средневекового памфлета «О трех обманщиках». Высказывания Ар-Рази вызывали яростные нападки мусульманского духовенства.

Ныне этом здании на углу улицы Воинова и проспекта Чернышевского находится Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

источник

С гриппом знаком, наверное, каждый из нас — это заболевание приходит «в гости» каждую зиму, мигрируя из южного полушария в северное. И каждый визит заканчивается эпидемией: вирус гриппа мутирует так быстро, что спустя год иммунной системе человека приходится заново учиться справляться с болезнью.

«Рядовая» эпидемия гриппа убивает несколько сотен тысяч человек, а ее жертвами обычно становятся уже ослабленные ранее люди — дети и старики, беременные женщины, и те, кто уже страдает серьезными заболеваниями. Но в 1918 году человечество столкнулось с гриппом, который убивал молодых и совершенно здоровых людей — причем убивал миллионами, выкашивая целые небольшие города.

Несмотря на название, «испанский грипп», вероятно, возник в самом начале 1918 года в Китае, откуда попал в США. 11 марта на базе в форте Райли вирус заразил более 500 солдат, готовившихся принять участие в Первой мировой. Все им быстро стало легче и подразделение отправилось на кораблях в Европу.

Так «испанка» попала в почти идеальное место. Миллионы солдат находились в окопах, где не соблюдались элементарные правила гигиены и была недоступна медицинская помощь. В тылу также не хватало врачей и лекарств — все лучшее уходило на фронт. По морю, железным и автомобильным дорогам мчались конвои, которые вместе с военным грузами доставляли и разносчика болезни.

К концу апреля грипп охватил Францию, откуда за два с небольшим месяца распространился по всей Европе. Из-за войны правительства запрещали газетам нагнетать панику, поэтому вслух о эпидемии стали говорить лишь когда заболевание достигло нейтральной Испании — отсюда и название. До конца лета вирус достиг Северной Африки и Индии, а затем затих.

В конце августа «испанка» двинулась обратно — она поразила часть Африки, вернулась в Европу, на кораблях переправилась в США, а к зиме охватила почти весь мир, кроме Мадагаскара, Австралии и Новой Каледонии. И на этот раз вирус начал убивать. Скорость развития болезни пугала даже видавших многое врачей: в считанные часы температура поднималась до сорока градусов, начинались боли в голове и мышцах, а затем болезнь добиралась до легких, вызывая сильнейшую пневмонию. Уже на второй-третий день некоторые гибли от остановки сердца, которое не могло поддерживать расстроенный организм. Другие держались до двух недель, погибая уже из-за пневмонии.

Очевидцы «испанки» описывают картину, которой могут позавидовать сценарии многих фильмов-катастроф. В Индии небольшие города превращались в призраков, где погибло все население. В Великобритании в разгар войны встали многие заводы, а в Дании и Швеции на некоторое время перестали работать телеграф и телефон — просто из-за того, что некому было работать. Со сбоями работали железные дороги — машинисты некоторых поездов умирали в пути.

Попытки создать вакцину не увенчались успехом, не было и средств, чтоб поддержать больного, ослабив симптомы инфекции и дав организму самому справиться с вирусом. Общество пыталось защититься организационными мерами: были отменены все массовые мероприятия, магазины начали торговать «через окошко», в которое клиент просовывал деньги и получал товар, а в небольших американских городках случайного прохожего могли и пристрелить, если патрулю из сознательных граждан казалось, что он похож на больного.

Эпидемия «испанки» продержалась до конца 1919 года, причем третья ее волна не тронула лишь бразильский остров Маражо в устье реки Амазонки. Вирус заразил более четверти населения планеты, а смертность по разным оценкам составила от 50 до 100 миллионов — то есть 2,5-5% всего тогдашнего населения планеты.

Побежденный монстр. Натуральная оспа

Оспа, сейчас уже отсутствует в природе — это первое заболевание, полностью побежденное человеком. Впервые эпидемии оспы были подробно описаны на Ближнем востоке — в IV веке болезнь прокатилась по Китаю, затем появилась в Корее, а в 737 году эпидемия потрясла Японию, где по некоторым источникам погибло до трети населения. Тогда же вирус начал проникать в Европу.

Оспа в считанные дни обезображивает своего носителя, покрывая тело множеством язв. Заразиться при этом можно не только воздушно-капельным путем, но и через одежду, постельное белье, посуду, на которые возбудитель попадал из язв. В средневековой Европе оспа в какой-то момент стала почти постоянным спутником человека. Некоторые врачи утверждали, что ей должен переболеть каждый, а полицейские отсутствие следов оспы указывали как особую примету при розыске подозреваемого. От оспы умирал каждый восьмой заразившийся, а среди детей смертность достигала 30%. В «спокойные» годы болезнь уносила от 800 тысяч до полутора миллионов жизней, не щадя при этом и выздоровевших — помимо шрамов от язв, которые оставались на всю жизнь, зараза нередко приводила к слепоте.

Еще ужасней оказалась эпидемия оспы в Америке, куда вирус попал с колонизаторами. Если иммунитет европейцев был хоть как-то знаком с заболеванием, то для индейцев новый вирус оказался смертельно опасным сюрпризом — в некоторых племенах от оспы гибли до 80-90% заразившихся. По сути европейцы применили своеобразное биологическое оружие — оспа, а также другие болезни, вроде малярии, тифа и кори, шли впереди завоевателей, уничтожая целые деревни и ослабляя индейцев. В развитой империи инков оспа убила не менее 200 тысяч из шестимиллионного населения, ослабив империю настолько, что испанцы смогли завоевать ее небольшим отрядом.

Первые попытки лечить оспу предпринимались в Индии и Китае еще в VIII-X веках — врачи искали больного, у которого оспа протекала в слабой форме, а затем заражали «ослабленным» вирусом здоровых. В Европе этот способ опробовали в начале XVIII века, но получили спорные результаты — оставался небольшой процент людей, которых прививка, наоборот, заражала и даже убивала. Они становились разносчиками болезни, так что в некоторых случая лечение само приводило ко вспышкам эпидемии.

Настоящая вакцина была открыта в конце того же века, когда английский врач Эдвард Дженнер начал прививать пациентам вакцину коровьей оспы. Этот вирус был неопасен для человека, но вызывал иммунитет от «настоящей» оспы. Лекарство оказалось сравнительно дешево в производстве и применении, став популярным в Европе. Но и вирус не собирался сдаваться без боя. Вакцина нередко оказывалась некачественной, плюс не сразу научились делать повторную вакцинацию через несколько десятков лет. Последний серьезный удар оспа нанесла в 1871-73 годах, когда смертность в Европе поднялась до того же уровня, что и веком ранее.

Ко второй половине XX века оспу удалось вытеснить из развитых стран. Болеть продолжили только в Азии, Африке и Южной Америке, откуда вирус регулярно пытался прорваться обратно. Для окончательной победы в 1967 году Всемирная организация здравоохранения стартовала беспрецедентную программу ценой в 1,2 миллиарда долларов (в ценах 2010 года), целью которой стала вакцинация минимум 80% населения проблемных стран — именно такой уровень считался достаточным для остановки распространение вируса.

Программа затянулась почти на десять лет, но закончилась успехом — последний больной оспой был зарегистрирован в 1977 году в Сомали. На сегодняшний день оспа не существует в природе — образцы вируса хранятся лишь в двух лабораториях в США и России.

Черный убийца. Эпидемия чумы 1346-53 годов

С 1312 года на Земле начался малый ледниковый период — температура резко упала, а дожди и заморозки уничтожали урожай за урожаем, вызвав жуткий голод в Европе. Ну а в 1346 году пришла еще одна напасть — страшная болезнь. Кожа подхвативших заразу начинала покрываться «бубонами» — воспалившимися и распухшими до огромных размеров лимфоузлами. Больные бились в жуткой лихорадке, а многие кашляли кровью — это значило, что болезнь дошла до легких. Шансы выздороветь были минимальны — по современным подсчетам смертность составляла более 90%.

Позже историки назовут эту болезнь «Черной смертью» — вероятно, из-за количества погибших (словом «черная» при переводе заменили «много людей»). На самом же деле речь идет о известной многим чуме.

Природным носителем чумной палочки являются грызуны. По наиболее популярной теории, эпидемия чумы началась около 1320 года неподалеку от нынешней границы Китая и Монголии — плохой климат и голод выгнали грызунов из их традиционных мест проживания, заставив искать еду возле людских жилищ. Блохи, проживавшие на грызунах, стали все чаще кусать людей — и так бактерия стала заражать людей. На телах, в складках одежды и в грузах торговцев маленькие разносчики стали путешествовать от поселения к поселению, разнося болезнь все дальше.

В 1331 году чума дошла до китайской провинции Хэнань, где погубила 90% населения. Заболевание продолжило распространяться по территории Китая и Индии, а в 1346 году торговые корабли принесли чуму в Крым. В одном из источников говорится, что во время осады генуэзской крепости на месте нынешней Феодосии ордынский хан Джанибек применил нечто вроде биологического оружия, с помощью катапульт забросив зараженные трупы на территорию поселения. Впрочем, многие исследователи считают эту историю малореальной.

Корабли надолго стали главным разносчиком болезни — торговые суда, на которых в живых оставались десятки человек, останавливались в первых попавшихся портах. Так весной 1347 года чума добралась до Константинополя, где убила до 90% жителей. Оттуда болезнь пошла в Александрию и дальше в Африку, а также на территорию современной Италии, добравшись к январю до Венеции — здесь власти впервые попытались дать чуме отпор, запретив массовые мероприятия, организовав карантинные зоны для зараженных и захоронение трупов. Но даже такие меры не помогли спасти население — в Венеции умерло до 60% жителей.

В 1348 году чума распространилась во Францию и Англию. Любопытно, что болезнь долгое время не трогала Шотландию — но прослышав о страданиях своих давних противников, шотландцы не удержались и устроили набег на англичан. Войско было разбито, а вернувшиеся назад солдаты принесли болезнь в свои дома. К 1353 году чума прошла почти по значительной части Европы, Африки и Ближнего востока, а затем отступила. Но до конца века случилось еще несколько более слабых вспышек эпидемии.

Медики XIV века оказались беспомощны перед чумой. Врачи рекомендовали носить на шее «ожерелье» из фекалий (отпугивает болезнь), разбрасывали по улицам мертвых собак (опять же, запах должен отпугнуть болезнь), пригоняли в города стада лошадей (их дыхание должно очистить атмосферу). Заразу из больных пытались вытянуть с помощью магнитов, а иногда бубоны на теле вскрывали и прижигали раскаленной кочергой, что зачастую кончалось смертью от болевого шока. Единственным эффективным методом против лекарства было бегство подальше от зараженных районов — и будучи людьми образованными, многие врачи одними из первых покинули свои посты.

На их место пришли так называемые «чумные доктора». Обычно это были посредственные медики, недавние студенты, а также просто шарлатаны, которых власти заманивали больший зарплатой (кстати, их эффективность оставалась такой же, как у обычных врачей — примерно никакой). Не желая погибнуть, чумные доктора облачались в защитные костюмы, максимально закрывавшие тело — кстати, это действительно немного помогало от блох, переносивших заразу. В какой-то момент (скорее всего, уже после окончания «Черной смерти») появился единый стандарт одежды, который почти каждый наверняка видел в фильмах и играх — длинный плащ, широкополая шляпа и маска в виде птичьего клюва, куда помещались ароматные травы, «отпугивавшие» болезнь.

Чумной доктор на гравюре Поля Фюрста, написанной в 1656 году

Чумные доктора были не единственными необычными персонажами, рожденными эпидемией. Появились секты религиозных фанатиков — флагеллантов и бьянок. Первые считали, что победить чуму можно лишь с помощью самоистязания, по мнению вторых, для этого было достаточно носить белые одежды, молиться и поститься. Представители обеих сект путешествовали из города в город, устраивая массовые шествия, что только помогало разносить заразу. В итоге флагеллантов серьезно ограничили в правах, а бьянок запретили, для гарантии спалив нескольких предводителей на кострах. Самым же необычным явлением была хореомания, когда люди сбивались в большие толпы и начинали корчиться в диком танце, останавливаясь лишь после полного изнеможения. Научного объяснения хореомании не существует, но скорее всего речь идет о массовом психозе, вызванном страхом перед болезнью.

Самые осторожные исследователи считают, что «Черная чума» унесла не менее 60 миллионов жизней — то есть четверть (!) всего населения Земли. Европа лишилась примерно трети населения (до 25 миллионов погибших), а в странах вроде Норвегии и Исландии выжило лишь 30% людей. Социальные и экономические последствия эпидемии ощущались еще несколько сотен лет. «Черная смерть» даже изменила генетический состав человечества — стала чаще встречаться первая группа крови, владельцы которой меньше болели чумой.

Открытие антибиотиков и современных методов вакцинации, казалось бы, надежно оградило человечество от эпидемий, подобных описанным выше. Но расслабляться рано. Смертность от геморрагической лихорадки Эбола, вирус которой был открыт совсем недавно — в 1976 году — достигает 80-90%, а ни одно лекарство от нее пока не прошло клинические испытания. К счастью, вирус Эболы неохотно передается от человека к человеку — поэтому небольшие эпидемии вспыхнули лишь в Африке с отсталой медициной и слабой гигиеной. Нет гарантий, что в следующий раз нам повезет так же сильно, и что очередная агрессивная версия гриппа не сделает с настоящим Нью-Йорком.

источник