Базовые понятия: экзантема при ветряной оспе, опоясывающий лишай, вакцинация
Ветряная оспа (varicella) – облигатный антропоноз вирусной этиологии с аэрозольным механизмом передачи возбудителя. Клинически характеризуется умеренно выраженной общей интоксикацией, доброкачественным течением, зудящей генерализованной папулезно-везикулезной экзантемой с периодическими подсыпаниями, нередким переходом в латентную инфекцию, способную активизироваться в виде опоясывающегося лишая через десятки лет. Опоясывающий лишай (herpeszoster) характеризуется воспалением задних корешков спинного мозга и межпозвоночных ганглиев, проявляется лихорадкой, общей интоксикацией, появлением болезненной везикулезной экзантемы сливного характера по ходу вовлеченных в процесс чувствительных нервов, чаще в области грудной клетки с одной стороны.
При ветряной оспе элементы сыпи (пятна, переходящие в папулы, а затем в везикулы) появляются в начале заболевания и затем добавляются как бы отдельными толчками с интервалом 24-48 часов. Новые элементы появляются между старыми, что придает сыпи полиморфный характер. На протяжении 8 дней наблюдается 3-4 таких толчка. Сыпь при ветрянке не затрагивает росткового слоя эпидермиса и поэтому заживает бесследно, однако если сыпь расчесывать (повреждать ростковый слой), то на месте везикулы остается атрофический рубец.
На сегодняшний день ветряная оспа является одной из самых заразных и распространенных инфекций в мире. Заболеваемость ветряной оспой в России в настоящее время равна 800-1000 на 100 тыс. населения в год (8-10 ‰), а иногда и более. Свыше 10% переболевших ветряной оспой в зрелом и пожилом возрасте, а при снижении иммунитета даже в молодом возрасте переносят опоясывающий лишай.
Хотя ветряная оспа характеризуется относительно доброкачественным течением, в 5-10 % случаев развиваются осложнения (в основном гнойного характера: стрептодермия, отит, абсцессы, а также пневмония, энцефалит, миокардит). Тяжелое течение и серьезные осложнения могут привести к стойким последствиям или смертельному исходу.
Ветряная оспа относится к детским инфекциям. Однако, в последние годы она все чаще регистрируется у взрослых.
У взрослых ветряная оспа протекает тяжелее, чем у детей, с более выраженными симптомами интоксикации, наличием продромального периода, невыраженного у детей, более поздним началом высыпаний. У большинства взрослых наблюдаются пустулезные высыпания, а не везикулезные как у детей. Период отпадания корочек у взрослых наступает значительно позже и продолжается дольше; чаще, чем у детей. Помимо экзантемы появляется энантема. При ветряной оспе среди взрослых чаще, чем у детей наблюдаются осложнения и смертельные исходы.
Врожденная ветряная оспа может привести к патологическому развитию плода, в том случае если мать заболевает ветряной оспой в первые 20 недель беременности. Перинатальная ветряная оспа, возникшая в результате трансплацентарного заражения плода за 5 дней и менее до родов или в результате заражения новорожденного от заболевшей сразу после родов матери, часто протекает тяжело с высокой летальностью.
Очень тяжело ветряная оспа протекает у лиц с иммунодефицитами, включая ВИЧ-инфицированных, при болезнях крови, у получающих химиотерапию, иммунодепрессанты, принимающих стероидные гормоны, в том числе для лечения бронхиальной астмы.
Среди военнослужащих по призыву 2-ое десятилетие наблюдается рост заболеваемости ветряной оспой. Особенно высокий уровень заболеваемости в ВС РФ (44,5 ‰) зарегистрирован в 2011 г.
Этиология.Ветряная оспа и опоясывающий лишай обусловлены одним и тем же вирусом Varicella-zostervirus из семейства Herpesviridae, подсемейства Alphaherpesviridae, род Varicello virus(вирус герпеса 3-его типа). Возбудитель ветряной оспы – ДНК-содержащий вирус крупных размеров (150-250 нм), видимый в обычный световой микроскоп при окраске серебрением по Морозову. Имеет липидную оболочку. Антигенных вариантов вируса нет. Выявлены небольшие генетические вариации.
Нестоек во внешней среде: быстро погибает при воздействии солнечного света, ультрафиолетовом облучении, нагревании. Вне организма, на открытом воздухе выживаемость вируса примерно 10 минут.
Эпидемиология. Источником ветряной оспы является только человек — больной манифестной или стертой ветряной оспой, а также больной опоясывающим лишаем.
Инкубационный период при ветряной оспе составляет 10-21 сут. (в среднем 14 сут.). При заражении ветряной оспой от больного опоясывающим лишаем инкубационный период продолжается 18-19 дней.
Ветряная оспа характеризуется высокой контагиозностью. Период заразительности начинается за 1-2 дня до появления первых высыпаний и продолжается весь период высыпаний, включая 5 дней с момента появления последних высыпаний (до подсыхания корочек).
Механизм передачи ветряной оспы и опоясывающего лишая — воздушно-капельный, заражение происходит при вдыхании содержащего вирус отделяемого из респираторного тракта источника инфекции. Не исключено заражение при попадании вируса от больного в конъюнктиву. Вирус обнаруживается также в кожных элементах — везикулах. Возможно контактное заражение вирусом, находящимся в везикулярном отделяемом. В подсохших везикулах (корочках) вирус уже не обнаруживается. Заражение ветряной оспой происходит при непосредственном общении с больным. Однако не исключается возможность переноса вируса с током воздуха в коридор через открытую дверь из помещения, где находится больной, и даже с этажа на этаж через систему вентиляции. Передача возбудителя через одежду и вещи третьими лицами не происходит из-за нестойкости возбудителя во внешней среде. Возможна также вертикальная (трансплацентарная) передача вируса ветряной оспыплоду во время беременности (врожденная и перинатальная ветряная оспа).
Почти все люди (свыше 90%) восприимчивы к ветряной оспе. Заболевание переносят преимущественно в детском возрасте. Около половины заболеваний приходится на возраст от 5 до 9 лет, реже заболевают дети 1-4 и 10-14 лет. Около 10% заболеваний приходится на лиц 15 лет и старше. В последнее время наблюдается «повзросление» ветряной оспы. В России, где не проводится массовая плановая вакцинация, одним из объяснений данного обстоятельства может быть сокращение количества детских дошкольных учреждений, учащение содержания детей в домашних условиях, а не в организованных коллективах.
У некоторых переболевших ветряной оспой вирус остается в организме, сохраняясь в нервных узлах и вызывая периодические обострения в виде опоясывающего лишая. Постинфекционный иммунитет у большинства переболевших сохраняется пожизненно.
Однако перенесенная ветряная оспа не защищает от реактивации вируса и возникновения опоясывающего лишая. Считается, что реактивация вируса возможна при исчезновении популяции сенсибилизированных Т-клеток памяти, но не специфических антител.
Новорожденные обычно защищены материнскими антителами, срок действия которых не превышает 1 года. Если же женщина неиммунна и заболевает ветряной оспой в период беременности, либо сразу после родов, то у плода или новорожденного может развиться врожденная или перинатальная ветряная оспа. Ветряная оспа у женщин в первые 20 недель беременности в 2% случаев может привести к уродствам плода вследствие врожденной ветряной оспы. Заражение в более поздние сроки беременности угрозы плоду не несет. Но если роженица заболевает ветряной оспой за 3-5 дней до родов или в течение 2 дней после родов, то у новорожденного на 6-11 день после рождения может развиться перинатальная ветряная оспа, часто протекающая тяжело с летальностью до 30%.
Многолетняя динамика заболеваемости ветряной оспы и опоясывающего лишая имеет характерные черты, присущие «неуправляемым» инфекциям, и характеризуется, в частности, периодическими подъемами и спадами заболеваемости. Периодичность колебаний уровня заболеваемости варьирует — продолжительность циклов составляет от 2 до 7 лет в зависимости от конкретных условий. Отмечаются также так называемые большие циклы (20-22 года). Опоясывающий лишай не имеет характерной динамики.
Внутригодовая динамика заболеваемости ветряной оспой в странах с умеренным климатом, в том числе и в России, характеризуется выраженной зимне-весенней сезонностью, а в годы подъемов заболеваемости — выраженным весенним подъемом. В странах с более теплым климатом (например, в США) сезонный подъем приходится на весну, а для тропических стран сезонность практически не характерна.
Заболеваемость ветряной оспой в сельской местности в 3-4 раза ниже, чем в городах.
В ВС РФ среди военнослужащих по призыву в первое десятилетие 21 века наблюдался непрерывный рост заболеваемости ветряной оспой. В период с 2003 по 2011 годы заболеваемость ветряной оспой возросла в 11 раз: с 4 ‰ до 44,5 ‰. В воинских коллективах заболеваемость ветряной оспой в основном регистрируется в зимний период. Болеют преимущественно новобранцы, призванные из сельской местности.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
источник
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Казанский Государственный Медицинский Университет»
Кафедра эпидемиологии и доказательной медицины
Описательное исследование заболеваемости Ветряной оспой в Аксубаевском районе за 2007-2016гг.
Г. Казань, 2017 год
1. Описательный метод в эпидемиологии и доказательной медицине
2. Эпидемиология и профилактика ветряной оспы
3. Характеристика Аксубаевского района
4. Анализ многолетней динамики заболеваемости ветряной оспой совокупного населения Аксубаевского района за 2007-2016 годы
5. Анализ годовой динамики заболеваемости ветряной оспой совокупного населения Аксубаевского района за 2007-2016 годы
6. Анализ многолетней динамики заболеваемости ветряной оспой в выделенных группах за 2007-2016 годы
Описательный метод в эпидемиологии и доказательноймедицине
Описательные исследования относят к наблюдательным исследованиям. Описание может быть самостоятельным законченным исследованием, в то же время полученные в таких исследованиях новые эпидемиологические данные побуждают исследователей к проведению аналитических исследований, конечный результат которых — выяснение причины возникновения и распространения изучаемой болезни. В этом случае описательное исследование — лишь первый этап полноценного эпидемиологического исследования, отменить который невозможно, так как только при описании выявляют особенности проявлений заболеваемости. На втором этапе, в аналитических исследованиях, их сравнивают с набором и активностью биологических, социальных и природных факторов. Факторы риска рассматривают как достаточные, необходимые и дополнительные причины возникновения и распространения болезней.
Описательное исследование предусматривает получение описательных эпидемиологических данных, т.е. данных о проявлениях заболеваемости. Описать заболеваемость — значит дать характеристику ее распределения во времени в социально-возрастных группах населения и по территории. При этом описание ограничивается наблюдением за заболеваемостью (т.е. без вмешательства в изучаемое явление) и не предполагает проверку гипотез о причинах заболеваний. Описание представляется в виде таблиц, диаграмм и текста, в которых отражены выявленные проявления заболеваемости.
Описательное исследование чаще называют «ретроспективным анализом», хотя последний должен включать кроме описательной части и аналитический этап изучения заболеваемости.
Ретроспективный эпидемиологический анализ — это изучение эпидемиологической обстановки в прошлом, проводимое с помощью совокупности диагностических (логических и статистических) методов с целью получения всех необходимы данных для планирования противоэпидемической работы на следующий год и более отдаленную перспективу.
Смысл ретроспективного анализа заключается в том, что он, во-первых, дает исчерпывающую характеристику эпидемического процесса в статике (уровень в выбранный отрезок времени) и в динамике за прошедший период. Во-вторых, выявляет (должен выявлять) причины и ведущие тенденции их действия, которые определяли эпидемическую ситуацию в прошлом (недавнем прошлом). Эти тенденции носят обычно устойчивый характер, поэтому позволяют экстраполировать полученные данные на последующий период. Кроме того, при ретроспективном анализе определяется эффект действия проводимых мероприятий, особенно если за анализируемый период в них вносились какие-либо изменения.
Ретроспективный эпидемиологический анализ осуществляется ежегодно — по времени он совпадает с ежегодным отчетом о деятельности противоэпидемического учреждения, но это совсем не значит, что он не может быть осуществлен при необходимости в любое время года.
Особенно ценно, если ретроспективный анализ проводится в течение многих лет (ежегодно) по единой схеме. При такой системе работы, как правило, хорошо устанавливаются основные (устойчивые) тенденции в характере и причинах развития эпидемического процесса, прослеживается также действие какого-то случайного явления (вспышки), искажающего общую картину развития эпидемического процесса. Однако при ретроспективном анализе удается констатировать лишь факт имевшей место вспышки, причины ее, как уже сказано, можно установить только при профессионально проведенном оперативном анализе. Надо также заметить, что лишь на основе многолетних данных можно оценить ситуацию за истекающий (истекший) год. Ретроспективный анализ в значительной степени базируется на данных, которые собираются и систематизируются постоянно при оперативном анализе, поэтому от качества выполнения последнего зависит как результативность ретроспективного анализа, так и объем выполняемой при этом работы.
Кроме того, для ретроспективного анализа необходима следующая информация:
1) подробная общая учетная документация об инфекционных заболеваниях, включая ту, которая не могла быть использована при оперативном анализе;
2) данные демографической характеристики населения;
3) данные о социальных и природных факторах, о их возможных изменениях (например, о различиях в отдельные годы уровня среднелетней температуры воздуха);
4) данные о санитарно-гигиенической характеристике системы водоснабжения, питания, жилищ, детских учреждений и т.п.;
5) данные о соблюдении законодательства о специфической профилактике.
При этом, по каждой инфекции изучаются данные, характеризующие временные потери трудоспособности и, кроме того, необходимые сведения о природных и социальных условиях труда и быта различных групп населения (включая проведенные противоэпидемические мероприятия). Анализ показателей заболеваемости за длительный отрезок времени позволяет выявить наиболее устоявшиеся, закономерные, присущие данной территории проявления эпидемического процесса во времени, пространстве и среди различных групп населения. Сопоставление этих проявлений с эпидемически значимыми условиями труда и быта населения дает возможность установить факторы риска.
Нередко, особенно в практической деятельности, эпидемиологи ограничиваются лишь изучением и констатацией особенностей распределения заболеваемости во времени, по территории и среди различных групп населения, без построения гипотез о факторах риска.
Между тем, ретроспективный эпидемиологический анализ должен вскрыть причинно-следственные связи заболеваемости с факторами риска. Причем в их расшифровке важно дойти до таких факторов, влияние которых мы можем ослабить или вообще устранить. Ретроспективный анализ в значительной степени теоретический процесс, вместе с тем, качество анализа зависит от знаний и умений использовать семиотику, диагностическую технику и диагностическое мышление.
Семиотика ретроспективного анализа — учение о проявлениях эпидемического процесса в многолетней и годовой динамике (т.е. на различных территориях и среди различных групп населения).
Диагностическая техника — это совокупность статистических способов обработки информации.
Диагностическое мышление — это собственно творческий процесс, в результате которого логически выдвигаются гипотезы о связях проявлений эпидемического процесса с факторами риска.
Цель анализа — получение исходных данных для определения основных задач по противоэпидемическому обслуживанию и выбора главного направления в профилактике более актуальной информации на будущий год или отдаленную перспективу как совокупность населения так и отдельных социальных групп.
Задачи анализа:
1) установление по каждой нозологической форме инфекции времени риска, территории риска, групп риска и факторов риска;
2) выявление инфекционных заболеваний, имеющих наибольшее эпидемиологическое, социальное и экономическое значение для обслуживаемого населения;
3) прогноз эпидемиологической ситуации на будущий год.
Основные этапы проведения ретроспективного анализа:
1. Составление программы исследования.
2. Сбор и первичная обработка информации по соответствующим разделам.
3. Изучение информации по соответствующим направлениям:
— анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения
— анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения
— анализ заболеваемости в группах населения, выделенных по эпидемиологическим признакам;
— анализ качества и эффективности противоэпидемических мероприятий
4. Постановка эпидемиологического диагноза.
5. Выявление наиболее актуальных проблем инфекционной патологии на обслуживаемой территории.
Эпидемиология и профилактика ветряной оспы
Этиология.Возбудитель — вирус, для которого характерна малая устойчивость во внешней среде. Иммунологически вирус ветряной оспы тождествен вирусу опоясывающего лишая. Опоясывающим лишаем болеют чаще дети старшего возраста и взрослые, перенесшие ветряную оспу.
Эпидемиология.
Источник инфекции — больной человек, который становится заразным за день до высыпания и опасен до 5-го дня с момента появления последних свежих элементов сыпи. Источником инфекции могут служить также больные опоясывающим лишаем.
Инфекция передается воздушно-капельным путем при самом кратковременном совместном пребывании. Наиболее восприимчивы к ветряной оспе дети в возрасте до 7 лет. Восприимчивость к этому заболеванию высокая. После перенесенной ветряной оспы создается прочный пожизненный иммунитет.
Ветряная оспа склонна к эпидемическому распространению, особенно в городах. Эпидемии заболевания чаще наблюдаются в зимне-весенний период.
Входными воротами инфекции являются слизистые оболочки верхних дыхательных путей, откуда возбудитель попадает в кровь. Он фиксируется в коже и слизистых оболочках. В поверхностном слое кожи вирус вызывает патологический процесс с образованием пятен, папул и везикул.
Инкубационный период продолжается от 11 до 21 дня, чаще 14—17 дней.
Симптомы продромального периода выражены слабо, хотя может наблюдаться скарлатиноподобная сыпь. После повышения температуры до 38 °С и выше (реже при нормальной температуре) на коже различных участков появляется сыпь в виде резко ограниченных розовых пятен. Через несколько часов пятна превращаются в папулы, затем в пузырьки (везикулы), наполненные сначала прозрачным, а впоследствии мутнеющим содержимым. Вокруг везикул появляется красный воспалительный ободок. Через 1—2 дня после появления многие везикулы подсыхают, лопаются или расчесываются больными и на их месте образуются корочки.
Новые высыпания появляются в течение нескольких дней, в результате чего на коже больного одновременно можно обнаружить отдельные элементы сыпи во всех стадиях развития: розеолы, папулы, везикулы, корочки. Такая сыпь называется полиморфной. Больного беспокоит зуд. У части больных высыпания наблюдаются и на слизистой оболочке рта, носоглотки, гортани, половых органов и т.д. Появившиеся на слизистой оболочке пузырьки быстро превращаются в поверхностные эрозии с желтовато-серым дном.
Лихорадочный период продолжается от 2 до 5 дней, а при обильном и продолжительном высыпании — до 8—10 дней. Подъемы температуры связаны с новыми приступами высыпаний и сопровождаются ухудшением
общего состояния: нарушается сон, снижается аппетит, ребенок становится раздражительным, капризным.
Встречаются легкие, атипичные формы ветряной оспы, когда при нормальной температуре на коже появляются незначительные высыпания. У ослабленных детей могут наблюдаться тяжелые формы ветряной оспы — пустулезная, буллезная, геморрагическая, гангренозная и др. При тяжелом течении болезни нередко возникают осложнения: ларингит, ложный круп, различные формы пиодермии, рожа, стоматит, отит, лимфаденит, бронхопневмония, нефрит и др.
Ветряная оспа диагностируется на основании клинических данных и эпидемиологического анамнеза.
Больным назначают постельный режим, гигиеническое содержание, теплые ванны со слабым раствором калия перманганата после прекращения высыпания сыпи. Необходимо коротко стричь больному ногти, следить за чистотой его рук. Элементы сыпи смазывают 1—3% раствором калия перманганата или бриллиантового зеленого либо присыпают тальком. При появлении гнойных осложнений назначают антибиотики и сульфаниламидные препараты.
Профилактика.
Поскольку заражение ветряной оспой происходит между людьми по воздуху, и при этом заразность составляет практически 100%, то есть все, кто соприкасался с больным или даже находился в помещении, где был больной, заболевают.
Возбудитель ветряной оспы очень нестоек и быстро погибает во внешней среде. Поэтому чтобы не заболеть, а тем более, чтобы не допустить широкого распространения болезни, надо принимать определенные меры, именуемые неспецифической профилактикой.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 530 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
источник
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Зав. кафедрой – профессор Закиров И.Г.
Тема: Ретроспективный анализ заболеваемости ветряной оспой
в Вахитовском районе г.Казани за 2002г- 2011гг.
Описательная эпидемиология. 3
Эпидемиология ветряной оспы. 4
Результаты и обсуждения. 7
Санитарно-гигиеническая характеристика Вахитовского района г.Казани за 2011г. 7
Изучение распределения годовых показателей заболеваемости. 9
Изучение колебаний годовых показателей заболеваемости. 9
Прогноз заболеваемости на следующий год. 10
Изучение распределений месячных показателей заболеваемости. 10
Изучение внутригодового (помесячного) распределения показателей. 10
Изучение распределения годовых уровней фоновой и сезонной заболеваемости в многолетней динамике. 13
Прогноз фоновой и сезонной заболеваемости и заболеваемости на следующий год. 13
Изучение распределений показателей заболеваемости групп населения, выделенных по индивидуальным признакам. 16
Изучение колебаний групповых показателей. 16
Прогноз заболеваемости на следующий год каждой группы населения. 19
Распределение групп населения по частоте заболеваемости и по удельному весу заболевших. 20
Описательная эпидемиология
Описательное исследование заболеваемости какой-либо болезнью должно ежегодно проводиться ЦГСЭН по данным заболеваемости населения, как правило, за последние 8-12 лет. Его чаще называют «ретроспективным анализом», хотя последний должен включать кроме описательной части и аналитический этап изучения заболеваемости.
Целью описательного анализа является выявление особенностей динамики и структуры величин заболеваемости населения с учетом времени, места возникновения заболевания и индивидуальных характеристик заболевших (три разновидности группировочных признаков). При этом описать заболеваемость населения какой-либо болезнью означает не просто, как часто отмечают в руководствах по эпидемиологии, ответить на вопросы: «Когда болеют?», «Где болеют?», «Кто болеет?». Описание обязано представить сравнительную характеристику заболеваемости, т.е. определить не просто «когда болеют», а «когда болеют чаще, а когда реже», «какие группы населения болеют чаще, а какие реже», «на какой территории (в каком месте) болеют чаще, а на какой реже».
Указанные группировочные признаки используются в процессе сводки и группировки данных для создания различных распределений величин заболеваемости. Именно изучение разнообразных распределений позволяет выявлять существующие в данном месте и в данное время особенности динамики и структуры показателей заболеваемости всего населения и отдельных его групп. При этом необходимо описать как устойчивые (закономерные, типичные) особенности динамики и структуры, так и необычные (нетипичные) характеристики заболеваемости.
В советской и российской эпидемиологической литературе словосочетание «различные особенности динамики и структуры заболеваемости» обычно по аналогии с симптомами (проявлениями) болезни обозначают термином «проявления заболеваемости».
Особенности проявлений динамики заболеваемости — это особенности изменений (особенности движения) величин (чаще всего показателей) заболеваемости.
Любые (годовые, месячные, недельные, дневные) показатели заболеваемости всего населения или отдельных его групп изменяются во времени, причем степень выраженности и характер таких изменений существенно варьирует, создавая многообразие проявлений заболеваемости. Именно выявлению наличия (отсутствия) соответствующих проявлений и их оценке посвящено изучение динамики заболеваемости.
Особенности структуры заболеваемости — это особенности строения, внутреннее устройство какой-либо величины заболеваемости, принимаемой за целое (общее). Так, изучение структуры заболеваемости всего населения позволяет, например, распределить различные группы населения по риску заболеть какой-либо болезнью, оценить вклад каждой выделенной группы населения в общий показатель заболеваемости всего населения. В то же время можно изучить структуру заболеваемости отдельной возрастной группы, составив, например, распределение заболевших, относящихся к этой группе, по выраженности клинической картины болезни.
Основой описательного исследования является диагностическая техника, которая представляет совокупность необходимых статистических методов. По образному выражению академика В. Д. Белякова, диагностическая техника — это пропедевтика эпидемиологии. Владение диагностической техникой необходимо не только для самостоятельного описания заболеваемости, но и для анализа эпидемиологических публикаций, поскольку встречаются работы, где выводы не соответствуют представленному табличному и графическому материалу.
Умение проводить описание заболеваемости можно с успехом использовать и при изучении любых, а не только эпидемиологических данных.
Описательное исследование может быть самостоятельным, законченным исследованием, вместе с тем уже в ходе описательного исследования появляются гипотезы, объясняющие выявленные проявления заболеваемости. Полученные новые описательные эпидемиологические данные побуждают тех же или других исследователей к проведению аналитических исследований для того, чтобы в конечном итоге выяснить причины возникновения и распространения изучаемой болезни. Поэтому описательное исследование является чаще всего первой частью полноценного эпидемиологического исследования, обязательно включающего и аналитический раздел.
Эпидемиология ветрянки
Резервуар и источник инфекции — больной человек, представляющий опасность в последние 10 дней инкубационного периода и первые 5-7 сут с момента появления сыпи.
Механизм передачи — аэрозольный, путь передачи — воздушно-капельный. Больной выделяет огромное количество вирионов при кашле, разговоре и чихании. Возбудитель может переноситься с током воздуха на большие расстояния (в соседние комнаты, квартиры, с одного этажа на другой и т.д.). Однако из-за малой устойчивости вируса во внешней среде передача возбудителя через различные предметы и вещи, а также через третьих лиц маловероятна. Возможна трансплацентарная передача вируса от беременной плоду.
Естественная восприимчивость к ветряной оспелюдей высокая. Ветрянкаоставляет стойкий пожизненный иммунитет. Устойчивость новорождённых обусловливают антитела, полученные от матери; они циркулируют несколько месяцев.
Основные эпидемиологические признаки. Заболевание распространено повсеместно, заболеваемость высокая.
Особенности эпидемического процесса при ветряной оспеопределяют два главных фактора: воздушно-капельный механизм передачи инфекции и всеобщая восприимчивость населения. Наиболее часто заболевание отмечают среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения и первые классы школ. К 15 годам около 70-90% населения успевают переболеть. Заболеваемость среди городского населения почти в 2 раза превышает таковую среди сельских жителей. Для инфекции характерна выраженная осенне-зимняя сезонность. Заболеваемость в период сезонных подъёмов составляет приблизительно 70-80% общего числа больных. Характерная черта эпидемического процесса ветряной оспы — отсутствие выраженных периодических подъёмов и спадов заболеваемости, что может быть объяснено почти абсолютной «переболеваемостью» всех восприимчивых к этой инфекции детей и отсутствием возможности накопления значительного количества неиммунных лиц.
Симптомы и течение. Инкубационный период продолжается от 10 до 21 дня (чаще 14-17 дней). Начальный (продромальный) период короткий и не имеет выраженной клинической симптоматики, продолжается чаще всего около суток (реже два дня). Проявляется в виде умеренно выраженной слабости, недомогания, ухудшения аппетита, субфебрильной температуры. Обычно эти признаки остаются незамеченными и кажется, что болезнь сразу начинается с появления сыпи.
Период высыпания является наиболее характерным проявлением ветряной оспы. Первые элементы сыпи могут появиться на любом участке кожи: животе, бедрах, плечах, груди, а также на лице и голове. В отличие от натуральной оспы, лицо поражается позже туловища и конечностей и сыпь здесь менее выражена.
Элементы сыпи появляются у больных ветряной оспой как бы отдельными толчками с интервалом в 24-48 ч. Новые элементы появляются между старыми и общее число их увеличивается. Толчкообразность высыпания объясняет и полиморфизм экзантемы. Отдельные элементы проделывают следующую динамику развития. Вначале появляется пятно округлой или овальной формы диаметром от 5 до 10 мм, затем чаще в центре пятна появляется папула, которая превращается в везикулу, заполненную прозрачным содержимым. Образовавшиеся пузырьки имеют различную форму (округлую, куполообразные, продолговатые). Размеры пузырьков от булавочной головки до 8-10 мм в диаметре. Пузырьки довольно мягки на ощупь. В течение последующих 1-2 сут везикула переходит в стадию подсыхания. Иногда содержимое везикулы подсыхает и образуется поверхностная корочка, которая быстро отпадает. В других случаях содержимое пузырька мутнеет; образуется пустула, формируется и понемногу сморщивается светло-коричневая корочка, которая к 6-8-му дню отпадает, не оставляя после себя рубцов. Но иногда остаются небольшие рубцы, которые чаще исчезают, лишь в некоторых случаях остаются стойкие рубцы, заметные в течение нескольких лет. Элементы сыпи не всегда проделывают весь цикл развития. Иногда на стадии пятна начинается обратное развитие, иногда успевает образоваться папула, но без образования везикулы элементы сыпи исчезают. Такое развитие отмечается обычно при последнем толчке высыпания (чаще бывает 3-4 таких толчка), интервал между первым и последним высыпанием обычно равняется 8 дням. Общее количество элементов сыпи у отдельных больных существенно различается, чаще колеблется от 20 до 70 элементов. Некоторые авторы отмечают как минимум 10 элементов и как максимум 800 элементов сыпи.
Конечно, бывают случаи, когда на всем протяжении болезни появляется лишь один элемент или даже абортивные формы без сыпи, но такие заболевания остаются нераспознанными. Время, которое проходит от появления первых элементов сыпи и до отпадения корочек, обычно равно 2-3 нед.
Характерным проявлением ветряной оспы является развитие элементов сыпи не только на коже, но и на слизистых оболочках (энантема). Она появляется в те же сроки, что и экзантема, но наблюдается лишь у части больных (у 20-30%). Энантема располагается на твердом небе, на слизистых оболочках щек, деснах, языке, на задней стенке глотки, а у девочек даже на слизистых оболочках половых органов. Ветряночные пузырьки напоминают герпес или афты, однако пузырьки быстро повреждаются и образуются небольшие поверхностные язвочки (эрозии).
Проявления общей интоксикации в периоде высыпания выражены слабо. Возможно небольшое повышение температуры (иногда кратковременные повышения температуры тела совпадают с появлением новых высыпаний). Болезнь может протекать и при нормальной температуре, а при более тяжелых, редко встречающихся, формах температура может быть в пределах до 39°С и выше. Температура держится чаще 3-6 дней.
Осложнения. Ветряная оспа считается доброкачественным заболеванием, однако в ряде случаев могут развиться осложнения (примерно у 5% больных), иногда очень тяжелые. Чаще отмечаются различные осложнения со стороны кожи (нагноения, абсцессы, геморрагические и даже гангренозные формы болезни). В результате наслоения вторичной инфекции может развиться сепсис. Тяжело протекает и не поддается антибиотикотерапии так называемая ветряночная (вирусная) пневмония. К другим осложнениям относится энцефалит, миокардит, кератит, нефрит, артрит, гепатит, но наблюдаются они редко.
Врожденная ветряная оспа развивается при заболевании беременной женщины за 4-5 дней до родов. При этом вероятность заболевания детей равняется 17% и вероятность гибели детей — 31% от числа заболевших. Нередко врожденная ветряная оспа протекает тяжело, сопровождается развитием обширной бронхопневмонии, поносом, перфорацией тонкой кишки, а также поражением внутренних органов. Заболевание развивается чаще в период с 6-го по 11-й день после рождения. Может иногда протекать и в форме средней тяжести.
Диагноз и дифференциальный диагноз.Распознавание ветряной оспы в настоящее время существенно облегчается тем, что отпала необходимость дифференцировать заболевание с натуральной оспой, уже давно ликвидированной. Дифференцировать необходимо от везикулезного риккетсиоза, который встречается редко и лишь в определенных районах. Характерно появление первичного аффекта в месте ворот инфекции, генерализованной лимфаденопатии, что не характерно для ветряной оспы. С герпетической сыпью и высыпаниями при опоясывающем лишае дифференцирование также не представляет трудностей по характеру сыпи (группа тесно расположенных мелких пузырьков на общем воспалительном основании). Иногда сходные элементы появляются в результате укусов блох и других насекомых, но в этих случаях нет общих проявлений, сыпь однотипная, кроме сыпи на коже при ветряной оспе появляется и энантема. К специфическим лабораторным методам прибегать обычно нет необходимости. Из специфических методов наиболее надежным подтверждением диагноза является выделение вируса в культуре тканей, а также по 4-кратному нарастанию титра специфических антител.
Лечение. На период высыпания назначается постельный режим. Во избежание вторичного инфицирования необходимо строго соблюдать гигиенический режим и смазывать пузырьки спиртовым раствором анилиновых красок (1—2% раствором метиленового синего, бриллиантового зеленого и др.). Рекомендуются общие гигиенические ванны в слабом растворе перманганата калия, полоскание полости рта. При тяжелых формах вводятся 7-глобулин (2—4 дозы), витамины, проводится симптоматическая терапия.
Профилактика.Методом специфической профилактики является вакцинация.
Вакцина была разработана Митиаки Такахаси в 1974 году в Японии в лабораториях Фонда Бикен. Полученный вакцинный штамм был назван Ока (в честь мальчика, из везикул ветряночной сыпи которого был выделен вирус). Первая вакцина получила название «Окавакс». Впоследствии японские разработчики передали штамм Ока фармацевтическим компаниям Merck & Co и GlaxoSmithKline, которые модифицировали штамм и разработали ещё две вакцины: «Варивакс» и «Варилрикс».В США вакцинация против ветряной оспы с использованием вакцины «Варивакс» проводится с 1995 г., вакцина включена в схему национального прививочного календаря. На территории Российской Федерации первой была зарегистрирована вакцина для профилактики ветряной оспы — «Варилрикс» (GlaxoSmithKline Biologicals S.A.) в 2008 г., а с 2009 г. вакцинация стала широко применяться в рамках региональных программ иммунизации. В ряде стран Европы (напр., в Великобритании), вакцинация рекомендуется только лицам, находящимся в группе риска. В 2010 году в России зарегистрирована оригинальная японская вакцина «Окавакс».
Вакцина против ветряной оспы включена в национальный прививочный календарь Австралии, Австрии, рекомендации постоянного комитета по вакцинации Германии, прививочные календари большинства канадских провинций. В Великобритании нежелание вводить прививку против ветряной оспы в национальный календарь мотивируется опасениями, что это может повысить риск заболевания опоясывающим герпесом среди пожилых людей, для которых контакт с больными детьми является бустером иммунитета.
Вакцина формирует стойкий иммунитет на долгие годы. В исследовании, проводившимся в Японии, было доказано, что через 20 лет после вакцинации вакциной «Окавакс» провакцинированные имели практически стопроцентный иммунитет и ни у одного заболевание не развилось.
Прививка производится по следующей схеме:
· вакцина «Окавакс»: все лица старше 12 месяцев — 1 доза (0,5 мл) однократно
· вакцина «Варилрикс»: все лица старше 12 месяцев 1 доза (0,5 мл) двукратно с интервалом введения 6-10 недель;
· экстренная профилактика (любой из вакцин): 1 доза (0,5 мл) в течение первых 96 часов после контакта (предпочтительно в течение первых 72 часов).
В случае заболевания человек обычно изолируется на дому. Изоляция прекращается через 5 дней после последнего высыпания. Для детей, посещающих организованные детские коллективы, существует предусмотренный инструкцией порядок допуска в детские учреждения. Дезинфекция ввиду нестойкости вируса не проводится, достаточно частого проветривания и влажной уборки помещения.
Цель исследования
Целью описательного анализа является выявление особенностей динамики и структуры величин заболеваемости населения с учетом времени, места возникновения заболевания и индивидуальных характеристик заболевших населения г.Казани Вахитовского района 2002-2011гг.
Материал и методы.
Количество заболевших ветряной оспой в Вахитовском р-не г.Казани за 2002-2011гг. и демографические показатели (численность населения) были проанализированы с помощью метода разработанного И.П.Палтышевым и соавт. [ 4]
Результаты и обсуждения.
Изучение тенденции.
Тренд заболеваемости совокупного населения.
наклон | пред2002 | m2002 | пред2011 | m2011 | t |
7,35436 | 384,096 | 20,13252 | 450,2852 | 21,12767 | 2,268009 |
за 2002-2011годы наблюдается скорость тенденции совокупного населения 7,354 на 100 тыс.нас. т.к. Критерий Стьюдента больше своего значения(1,96), следовательно, за 10 лет произошло статистически достоверное изменение заболеваемости.
Прогноз тренда
т.к. фактическая заболеваемость 2011г. не укладывается в доверительный интервал теоретической заболеваемости этого года, то в будущем выявленная тенденция измениться.
1. за 2002-2011годы наблюдается скорость тенденции совокупного населения 7,354 на 100 тыс.нас. т.к. Критерий Стьюдента больше своего значения(1,96), следовательно, за 10 лет произошло статистически достоверное изменение заболеваемости. Колебания многолетней цикличности составляет 3 года. В прогнозируемом 2013 году заболеваемость ветряной оспой будет 464,9 доверительный интервал от 422,054 до 507,9339 о /оооо т.к. фактическая заболеваемость 2011г. не укладывается в доверительный интервал теоретической заболеваемости этого года, то в будущем выявленная тенденция измениться.
2. Начало сезонного подъема заболеваемости было в январе на протяжении 10 лет. Окончание сезонного подъема приходилось на декабрь (7 лет),ноябрь (3года).Продолжительность сезонного подъема было в 9 месяце(4 года), 8 месяце(4 года), 7 месяце(1 год), 6 месяце(1год).Максимальная заболеваемость была отмечена в январе ( 5 лет),феврале (3 года), апреле (1 год), ноябре (1 год). Внесезонные превышения заболеваемости верхнего предела фоновой заболеваемости отмечались 2005, 2007, 2008гг.в июле, августе, сентябре. Среди форм годовой динамики наибольшее влияние на итоговые показатели оказала- сезонная заболеваемость, на втором месте- фоновая заболеваемость, наименьшее влияние-вспышечная заболеваемость. Тренд снижения фоновой заболеваемости составляет – 4,3 .т.к. Критерий Стьюдента меньше своего значения (1,96), следовательно, за 10 лет произошло статистически достоверное изменение заболеваемости.
Скорость тенденций вспышечной заболеваемости равна 0,715 .Поскольку Критерий Стьюдента , то за 10 лет произошло статистическое достоверное изменение вспышечной заболеваемости.
Тренд снижения сезонной заболеваемости составляет 10,996 . т.к. Критерий Стьюдента больше, следовательно, за 10 лет произошло статистическое достоверное изменение заболеваемости.
3. Скорость тенденции в группе детей до 1 года 15,71. т.к. критерий Стьюдента больше, чем 1,96, следовательно, за 10 лет произошло статистически достоверное изменение заболеваемости. Колебания многолетней цикличности составляет 2 года. Скорость тенденции в группе детей 1-2 лет -54,79. т.к. критерий Стьюдента меньше, чем 1,96 то, следовательно, за 10 лет не произошло статистически достоверное изменение заболеваемости. Колебания многолетней цикличности составляет 2 года. Скорость тенденции в группе детей ДДУ от 3 до 6 лет -84,92. т.к. критерий Стьюдента меньше, чем 1,96 ,то следовательно, за 10 лет не произошло статистически достоверное изменение заболеваемости. Колебания многолетней цикличности составляет 2-3 года. Скорость тенденции в группе детей от 3 до 6 н/о -245,67. т.к. критерий Стьюдента меньше, чем 1,96 ,то следовательно, за 10 лет не произошло статистически достоверное изменение заболеваемости. Колебания многолетней цикличности составляет 3-4 года. Скорость тенденции в группе детей от 7 до 14 -626,17. т.к. критерий Стьюдента меньше, чем 1,96 ,то следовательно, за 10 лет не произошло статистически достоверное изменение заболеваемости. Скорость тенденции в группе лиц от 15 и старше 2,554. т.к. критерий Стьюдента больше, чем 1,96 ,то следовательно, за 10 лет произошло статистически достоверное изменение заболеваемости.
В начале изучаемого периода группой риска заболевания ветряной оспой были дети ДДУ от 3 до 6 лет, на втором мете дети от 1 до 2 лет, на третьем месте дети от 15 и старше. Через 10 лет произошли изменения в группах риска: на первом мете- дети ДДУ от 3 до 6 лет, на втором месте- дети от 3 до 6 лет н/о, на третьем месте- дети от 1 до 2лет. Изменения в группах риска вследствие разной скорости снижения заболеваемости: наибольшими темпами заболеваемость снижалась в группе детей от 15 и старше и наименьшими в группе риска дети от 1 года. В прогнозируемом 2013году группой риска на 1-м месте будут -дети ДДУ от 3 до 6 лет, на 2-м месте дети от 3 до 6 лет н/о, на 3-м месте дети от 1 до 2 лет.
Рекомендации.
1.Поскольку за последние 10 лет наблюдается рост заболеваемости совокупного населения со скоростью 7,354 на 100 тыс.нас., следовательно, необходимо скорректировать план профилактических мероприятий с тем, чтобы снизить активность социальных факторов, вызывающих это явление.
2.Поскольку среди форм годовой динамики преобладала сезонная заболеваемость, то профилактические мероприятия следует активизировать за месяц и в период сезонного подъема заболеваемости, т.е.с декабря по июнь.
3.Так как в 2013 году группой риска заболевания ветряной оспой будет группа детей ДДУ от 3 до 6 лет, то в плане профилактических мероприятий целесообразно активизировать мероприятия по раннему выявлению, изоляции, диспансерному наблюдению в этой группе населения.
Список литературы.
1. Зуева Л.П. Эпидемиология: Учебник.-СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2005.
2. Черкасский Б.Л. Общая эпидемиология.
3. Черкасский Б.Л. Частная эпидемиология.2002г
4. Основы описательной эпидемиологии / Палтышев И.П., Шафеев М.Ш., Хакимов Н.М., и др. — Казань: КГМУ, 2007. — 110 с.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Зав. кафедрой – профессор Закиров И.Г.
Тема: Ретроспективный анализ заболеваемости ветряной оспой
в Вахитовском районе г.Казани за 2002г- 2011гг.
Описательная эпидемиология. 3
Эпидемиология ветряной оспы. 4
Результаты и обсуждения. 7
Санитарно-гигиеническая характеристика Вахитовского района г.Казани за 2011г. 7
Изучение распределения годовых показателей заболеваемости. 9
Изучение колебаний годовых показателей заболеваемости. 9
Прогноз заболеваемости на следующий год. 10
Изучение распределений месячных показателей заболеваемости. 10
Изучение внутригодового (помесячного) распределения показателей. 10
Изучение распределения годовых уровней фоновой и сезонной заболеваемости в многолетней динамике. 13
Прогноз фоновой и сезонной заболеваемости и заболеваемости на следующий год. 13
Изучение распределений показателей заболеваемости групп населения, выделенных по индивидуальным признакам. 16
Изучение колебаний групповых показателей. 16
Прогноз заболеваемости на следующий год каждой группы населения. 19
Распределение групп населения по частоте заболеваемости и по удельному весу заболевших. 20
Описательная эпидемиология
Описательное исследование заболеваемости какой-либо болезнью должно ежегодно проводиться ЦГСЭН по данным заболеваемости населения, как правило, за последние 8-12 лет. Его чаще называют «ретроспективным анализом», хотя последний должен включать кроме описательной части и аналитический этап изучения заболеваемости.
Целью описательного анализа является выявление особенностей динамики и структуры величин заболеваемости населения с учетом времени, места возникновения заболевания и индивидуальных характеристик заболевших (три разновидности группировочных признаков). При этом описать заболеваемость населения какой-либо болезнью означает не просто, как часто отмечают в руководствах по эпидемиологии, ответить на вопросы: «Когда болеют?», «Где болеют?», «Кто болеет?». Описание обязано представить сравнительную характеристику заболеваемости, т.е. определить не просто «когда болеют», а «когда болеют чаще, а когда реже», «какие группы населения болеют чаще, а какие реже», «на какой территории (в каком месте) болеют чаще, а на какой реже».
Указанные группировочные признаки используются в процессе сводки и группировки данных для создания различных распределений величин заболеваемости. Именно изучение разнообразных распределений позволяет выявлять существующие в данном месте и в данное время особенности динамики и структуры показателей заболеваемости всего населения и отдельных его групп. При этом необходимо описать как устойчивые (закономерные, типичные) особенности динамики и структуры, так и необычные (нетипичные) характеристики заболеваемости.
В советской и российской эпидемиологической литературе словосочетание «различные особенности динамики и структуры заболеваемости» обычно по аналогии с симптомами (проявлениями) болезни обозначают термином «проявления заболеваемости».
Особенности проявлений динамики заболеваемости — это особенности изменений (особенности движения) величин (чаще всего показателей) заболеваемости.
Любые (годовые, месячные, недельные, дневные) показатели заболеваемости всего населения или отдельных его групп изменяются во времени, причем степень выраженности и характер таких изменений существенно варьирует, создавая многообразие проявлений заболеваемости. Именно выявлению наличия (отсутствия) соответствующих проявлений и их оценке посвящено изучение динамики заболеваемости.
Особенности структуры заболеваемости — это особенности строения, внутреннее устройство какой-либо величины заболеваемости, принимаемой за целое (общее). Так, изучение структуры заболеваемости всего населения позволяет, например, распределить различные группы населения по риску заболеть какой-либо болезнью, оценить вклад каждой выделенной группы населения в общий показатель заболеваемости всего населения. В то же время можно изучить структуру заболеваемости отдельной возрастной группы, составив, например, распределение заболевших, относящихся к этой группе, по выраженности клинической картины болезни.
Основой описательного исследования является диагностическая техника, которая представляет совокупность необходимых статистических методов. По образному выражению академика В. Д. Белякова, диагностическая техника — это пропедевтика эпидемиологии. Владение диагностической техникой необходимо не только для самостоятельного описания заболеваемости, но и для анализа эпидемиологических публикаций, поскольку встречаются работы, где выводы не соответствуют представленному табличному и графическому материалу.
Умение проводить описание заболеваемости можно с успехом использовать и при изучении любых, а не только эпидемиологических данных.
Описательное исследование может быть самостоятельным, законченным исследованием, вместе с тем уже в ходе описательного исследования появляются гипотезы, объясняющие выявленные проявления заболеваемости. Полученные новые описательные эпидемиологические данные побуждают тех же или других исследователей к проведению аналитических исследований для того, чтобы в конечном итоге выяснить причины возникновения и распространения изучаемой болезни. Поэтому описательное исследование является чаще всего первой частью полноценного эпидемиологического исследования, обязательно включающего и аналитический раздел.
Эпидемиология ветряной оспы.
Ветряная оспа — острая инфекционная болезнь. Проявляется папуловезикулезной сыпью на коже и повышенной температурой.
Этиология, патогенез. Возбудитель — вирус, содержит ДНК, неустойчив во внешней среде, не патогенен для животных. Источник инфекции — больной ветряной оспой, начиная с последних дней инкубационного периода и в течение 3—4 дней высыпания, а также больной опоясывающим герпесом. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Вирус с потоком воздуха распространяется на относительно большие расстояния — в соседние комнаты, коридоры, верхние этажи. Восприимчивость высокая. Чаще болеют дети от 5 до 10 лет. После заболевания остается прочный пожизненный иммунитет. Периодические подъемы заболеваемости наблюдаются через 4—5 лет.
Вирус проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, разносится гематогенным путем, фиксируется преимущественно в эпителии кожи и слизистых, вызывая изменения в виде везикулезной сыпи. При генерализованной инфекции в печени, селезенке, легких, поджелудочной железе выявляются мелкие очажки некрозов с кровоизлияниями по периферии.
Эпидемиология ветрянки
Резервуар и источник инфекции — больной человек, представляющий опасность в последние 10 дней инкубационного периода и первые 5-7 сут с момента появления сыпи.
Механизм передачи — аэрозольный, путь передачи — воздушно-капельный. Больной выделяет огромное количество вирионов при кашле, разговоре и чихании. Возбудитель может переноситься с током воздуха на большие расстояния (в соседние комнаты, квартиры, с одного этажа на другой и т.д.). Однако из-за малой устойчивости вируса во внешней среде передача возбудителя через различные предметы и вещи, а также через третьих лиц маловероятна. Возможна трансплацентарная передача вируса от беременной плоду.
Естественная восприимчивость к ветряной оспелюдей высокая. Ветрянкаоставляет стойкий пожизненный иммунитет. Устойчивость новорождённых обусловливают антитела, полученные от матери; они циркулируют несколько месяцев.
Основные эпидемиологические признаки. Заболевание распространено повсеместно, заболеваемость высокая.
Особенности эпидемического процесса при ветряной оспеопределяют два главных фактора: воздушно-капельный механизм передачи инфекции и всеобщая восприимчивость населения. Наиболее часто заболевание отмечают среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения и первые классы школ. К 15 годам около 70-90% населения успевают переболеть. Заболеваемость среди городского населения почти в 2 раза превышает таковую среди сельских жителей. Для инфекции характерна выраженная осенне-зимняя сезонность. Заболеваемость в период сезонных подъёмов составляет приблизительно 70-80% общего числа больных. Характерная черта эпидемического процесса ветряной оспы — отсутствие выраженных периодических подъёмов и спадов заболеваемости, что может быть объяснено почти абсолютной «переболеваемостью» всех восприимчивых к этой инфекции детей и отсутствием возможности накопления значительного количества неиммунных лиц.
Симптомы и течение. Инкубационный период продолжается от 10 до 21 дня (чаще 14-17 дней). Начальный (продромальный) период короткий и не имеет выраженной клинической симптоматики, продолжается чаще всего около суток (реже два дня). Проявляется в виде умеренно выраженной слабости, недомогания, ухудшения аппетита, субфебрильной температуры. Обычно эти признаки остаются незамеченными и кажется, что болезнь сразу начинается с появления сыпи.
Период высыпания является наиболее характерным проявлением ветряной оспы. Первые элементы сыпи могут появиться на любом участке кожи: животе, бедрах, плечах, груди, а также на лице и голове. В отличие от натуральной оспы, лицо поражается позже туловища и конечностей и сыпь здесь менее выражена.
Элементы сыпи появляются у больных ветряной оспой как бы отдельными толчками с интервалом в 24-48 ч. Новые элементы появляются между старыми и общее число их увеличивается. Толчкообразность высыпания объясняет и полиморфизм экзантемы. Отдельные элементы проделывают следующую динамику развития. Вначале появляется пятно округлой или овальной формы диаметром от 5 до 10 мм, затем чаще в центре пятна появляется папула, которая превращается в везикулу, заполненную прозрачным содержимым. Образовавшиеся пузырьки имеют различную форму (округлую, куполообразные, продолговатые). Размеры пузырьков от булавочной головки до 8-10 мм в диаметре. Пузырьки довольно мягки на ощупь. В течение последующих 1-2 сут везикула переходит в стадию подсыхания. Иногда содержимое везикулы подсыхает и образуется поверхностная корочка, которая быстро отпадает. В других случаях содержимое пузырька мутнеет; образуется пустула, формируется и понемногу сморщивается светло-коричневая корочка, которая к 6-8-му дню отпадает, не оставляя после себя рубцов. Но иногда остаются небольшие рубцы, которые чаще исчезают, лишь в некоторых случаях остаются стойкие рубцы, заметные в течение нескольких лет. Элементы сыпи не всегда проделывают весь цикл развития. Иногда на стадии пятна начинается обратное развитие, иногда успевает образоваться папула, но без образования везикулы элементы сыпи исчезают. Такое развитие отмечается обычно при последнем толчке высыпания (чаще бывает 3-4 таких толчка), интервал между первым и последним высыпанием обычно равняется 8 дням. Общее количество элементов сыпи у отдельных больных существенно различается, чаще колеблется от 20 до 70 элементов. Некоторые авторы отмечают как минимум 10 элементов и как максимум 800 элементов сыпи.
Конечно, бывают случаи, когда на всем протяжении болезни появляется лишь один элемент или даже абортивные формы без сыпи, но такие заболевания остаются нераспознанными. Время, которое проходит от появления первых элементов сыпи и до отпадения корочек, обычно равно 2-3 нед.
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; Нарушение авторского права страницы
источник
Т1. Задача 1.У ребенка 2,5 лет диагностирована корь, типичная тяжелая форма, первый день высыпания.
1. Каковы жалобы, эпидемиологические, анамнестические данные и статус должны быть у этого больного?
2. Какие лабораторные данные необходимы для уточнения диагноза?
3. Возможны ли осложнения у больного? Укажите какие?
4. Где и как Вы будите лечить больного?
Т1. Задача 2.В детском саду, в течение последних 2-х дней в трех группах, которые сообщаются между собой, четверо детей заболели корью. Одиннадцать дней назад из этого детского сада был госпитализирован мальчик с тяжелой формой кори.
1. Какой срок инкубационного периода кори? Какой — у заболевших детей?
2. Какие еще есть формы заболевания? Назовите критерии тяжести кори.
3. Какие мероприятия необходимо провести в детском коллективе?
4. Какие формы кори следует ожидать у вновь заболевших?
Т1. Задача 3. Ребенок 3-х лет, посещает детский коллектив, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до37,4°С, появления сыпи. Сыпь расположена на неизменном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул. В семье есть еще один ребенок, здоров.
3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?
Т1. Задача 4. У ребенка 5 лет, который посещает детский сад, диагносцирована ветряная оспа, средней тяжести, первый день высыпания .
1. Какие жалобы должны быть у этого больного?
2. Где должен лечиться ребенок?
Т1. Задача 5. В группе детского сада выявлен больной ветряной оспой.
1. Охарактеризуйте высыпания у этого ребенка.
2. Что необходимо делать в группе ?
Т1. Задача 6. У больного, который находился в соматическом отделении, диагностирована ветряная оспа.
1. Что делать с больным ветряной оспой и другими больными, находящимися в отделении?
2. Когда больной ветряной оспой перестанет быть заразным?
4. Назовите препарат этиотропной терапии тяжелых форм.
Т1. Задача 7. В инфекционное отделение доставлен ребенок с жалобами на подъем температуры до37,2°С, единичные элементы везикулезной сыпи на коже туловища. Ребенок из детского коллектива.
1. Какие анамнестические сведения необходимо знать для постановки диагноза?
2. При каких других заболеваниях могут быть аналогичные жалобы?
3. На какие симптомы необходимо обратить внимание при объективном осмотре больного.
Т1.Задача 8.Даша, 13 лет. Заболела остро, повысилась температура тела до 38,9°С, появилось недомогание, ухудшился аппетит. На 2-й день болезни температура — 40°С, кашель, заложенность носа, светобоязнь, головная боль. Объективно: кожа чистая, конъюнктива век гиперемирована, выражена инъекция сосудов склер, в зеве – разлитая гиперемия, на небе энантема, на слизистой щек в области моляров – множество плотных точечных белых образований с красным ободком слизистой. В легких – жесткое дыхание. Другие органы и системы без патологии. Клинический анализ крови: эр. – 3,5х10 12 /л, Нв – 130 г/л, ц.п. – 0,9, л – 4,0х10 9 /л, СОЭ – 5 мм/час.
Девочка в первый день заболевания посещала школу.
1. Выделите ведущие клинические синдромы заболевания
2. Сформулируйте предварительный диагноз
3. Определите период болезни
4. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать заболевание в этом периоде
5. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге?
Т1. Задача 9. Ребенок Ира, 5 месяцев и ее брат 5-ти лет, который посещает детский сад, 15 дней назад имели контакт с больным «аллергической сыпью». Девочка заболела остро, повысилась температура 38-39°С, появился кашель и обильное отделяемое из носа. На 5-й день болезни температура 39,5°С, рвота, усилились кашель, катаральные явления, выражен конъюнктивит. На слизистой неба — энантема. В течение последующих 3-х дней появилась средне- и крупнопятнистая ярко-красная сыпь, сначала за ушами, затем распространилась на туловище и конечности. На 4-й день с момента высыпания появилось беспокойство, рвота, из наружного слухового прохода слева – гнойное отделяемое.
1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания
2. Сформулируйте предварительный диагноз
3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.
4. Нуждается ли больная в консультации других специалистов ?
5. Назначьте диету, режим, лекарственные препараты и укажите их дозы для данной больной.
Т1. Задача 10. Укажите сроки, когда ребенок может посещать коллектив после кори перенесенной:
Т1. Задача 11. Зоя П., 4-х лет посещает детский коллектив. Заболела остро, повысилась температура тела 37,4-38°С, появились головная боль, увеличение и болезненность шейных лимфатических узлов. В этот же день на лице и туловище появилась мелкопятнистая, розового цвета сыпь.
Объективно: в зеве отмечается умеренная гиперемия слизистых. На второй день болезни температура 37,5°С, состояние улучшилось, сыпь мелкопятнистая, обильная с локализацией по всему телу, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей. Заднешейные и затылочные лимфоузлы до 1,0 – 1,5 см, уплотнены. На 3-й день болезни температура 37,2°С, самочувствие удовлетворительное, сыпь мелкопятнистая, неяркая, преимущественно на ягодицах и наружных поверхностях бедер.
Ребенок, направлен на консультацию к инфекционисту.
1. Какие данные анамнеза Вас интересуют?
2. Ваш предварительный диагноз?
3. С каким заболеваниями будете проводить дифференциальный диагноз?
4. Имеются ли показания к госпитализации этой больной?
5. Какие дополнительные методы обследования Вы назначите?
Т1 Задача 12. Ребенок 5 лет, болеет 6-е сутки. Беспокоит ухудшение общего состояния, повышенная температура до 37,2°С, зудящая сыпь.
Объективно: на волосистой части головы, на лице, теле, конечностях — отмечаются полиморфные высыпания в виде розеол, папул, везикул, единичных пустул, корок, поверхностных язвочек. Ладони и стопы от высыпаний свободны.
1. Сформулируйте основной клинический диагноз.
2. Какая локализация элементов сыпи имеет наибольшее значение для диагностики заболевания?
3. Назовите заболевания, с которыми нужно провести дифференциальный диагноз.
Т1. Задача 13. Ребенок 8 лет, имел контакт в школе в больными ветряной оспой. Заболел 01.06., диагноз «ветряная оспа» установлен 02.06. Высыпания отмечались в течение 5 дней.
1. Укажите число, когда ребенок может быть допущен в школьный коллектив.
2 Укажите срок, необходимой изоляции 2-го ребенка в семье, посещающего детский сад.
Т1. Задача 14 .У восьмилетнего ребенка диагностирована корь.
1. В какое отделение необходимо госпитализировать ребенка ?
2. Дайте характеристику сыпи при кори, назовите отличия ее от сыпи при краснухе.
3. Развитие каких ранних осложнений кори можно ожидать ?
4. Перечислите мероприятия в очаге кори.
Т1. Задача 15 .Ребенок трех лет, посещает детский сад, болен второй день. Заболевание началось с подъема температуры до 37,4 º,появление сыпи. Сыпь на неизмененном фоне кожи, необильная, в виде мелких пятнышек, папул и везикул. На следующий день число элементов сыпи увеличилось, обнаружены единичные корочки на местах везикул.
1. Поставьте диагноз с указанием клинической формы и степени тяжести.
3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в детском саду?
Т1. Задача 16 .Рома, 9 лет. Жалуется на кашель, насморк, головную боль, повышение температуры до 40,5 С, светобоязнь. Болен 4-й день. Заболевание началось с кашля, насморка, повышения температуры тела до 38С. В динамике заболевания: кашель насморк и головная боль усилились, головокружение, температура повысилась до 39,9С, была повторная рвота.
Объективно: в сознании, вялый, лицо одутловатое, склерит. На коже за ушами, на лице средне – пятнистая сыпь, местами элементы сыпи сливаются. В зеве разлитая гиперемия, мягком небе — энантема. На слизистой щек величиной с маковое зерно белые пятна. 15 дней назад общался с больным корью в первый день высыпания. В возрасте 1,5 лет привит против кори, ревакцинации не имел.
1. Выделите ведущие клинические симптомы заболевания.
2. Сформулируйте предварительный диагноз.
3. Определить тяжесть заболевания.
4. В каких лабораторных исследованиях нуждается больной? Каковы ожидаемые результаты ?
5. В консультации каких специалистов нуждается больной и каковы ожидаемые результаты?
6. Назовите заболевания с которыми здесь нужно дифференцировать.
7. Сформулируйте окончательный диагноз.
8. Назовите диету и перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.
9. Назначьте профилактические мероприятия в конкретном случае.
10. Назовите возможные осложнения.
Т1. Задача 17 .Петя 8 лет. Доставлен из санатория на 5-й день болезни с жалобами на кашель насморк, сыпь на коже, температура 37,7С. Заболевание началось с кашля, насморка, повышение температуры до 37,5 С. В динамике лихорадка сохранилась в пределах 37,5-38º С. усилились катаральные явления, на 4-й день болезни появилась на коже сыпь. Ребенок страдает ДЦП. Против кори не привит. В санаторий определен 7 дней назад, контакт с инфекционными больными не установлен, иммуноглобулин получил 3 недели назад.
Объективно: имеются признаки ДЦП, на коже лица, шеи, туловища крупная и средне-пятнистая сыпь, ярко-розового цвета, расположенная на неизмененном фоне кожи, со слиянием отдельных элементов. Конъюктива глаза гиперемирована, из носа слизисто-гнойное отделение. В зеве умеренная разлитая гиперемия, слизистая щек розовая, бархатистая, рыхлая. Над легкими жесткое дыхание. Другие органы без особенностей.
1. Выделите ведущие синдромы заболевания.
2. Сформулируйте предварительный диагноз.
3. В каких дополнительных лабораторных исследованиях нуждается данный больной и ожидаемые результаты.
4. В консультации каких специалистов нуждается больной?
5. Назовите заболевания с какими нужно дифференцировать .
6. Сформулируйте окончательный диагноз
7. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больного.
8. Назначьте профилактические мероприятия в данном случае.
9. Назовите возможные осложнения.
Т1. Задача 18 .Марина, 7 лет, посещает школу (1-й класс). Данных о прививках нет. Госпитализирована в соматическое отделение на 2-й день заболевания с жалобами на повышение температуры до 37,2 с, кашель, насморк. Получила лечение: пенициллин, димедрол, поливитамины, ингаляции. Катаральные явления усиливались, температура повысилась до 39 С. На 4-й день на лице, шее, затем на туловище появилась сыпь; на 6 – й день болезни состояние ухудшилось: температура тела повысилась до 40С, появились одышка (число дыханий до 40 в 1 мин.), частый сухой кашель, жалобы на боль в грудной клетке справа, сыпь на конечностях.
Объективно: на коже лица, туловища, конечностей крупно-пятнистая сыпь, расположенная на неизменном фоне кожи, местами сливная. Более яркие элементы сыпи на конечностях, светобоязнь, катаральный конъюктивит. Дыхание через нос затруднено, зев гиперемирован, слизистая щек розовая, разрыхленная. Над легкими справа в задненижних отделах укорочение перкуторного звука, на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца ритмичны, приглушены, тахикардия.
В анализах крови : эр.- 2,9.10\л, Нв – 95 г\л, ц.п. – 0,85, Ле – 15,0 10\л, э — 3%, п — 8%, с -50 %, м — 9%, СОЭ –29 мм\час. Анализ мочи- без патологии.
1. Выделите ведущие симптомы заболевания.
2. Сформулируйте предварительный диагноз.
3. Назовите результаты лабораторных исследований (анализ крови, подтверждающий диагноз).
4. В каких дополнительных исследованиях нуждается больная?
5. В консультации каких специалистов нуждается больная?
6. Назовите заболевания, с которыми нужно дифференцировать.
7. Сформулируйте окончательный диагноз.
8. Назовите диету, режим, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения больных, их дозировки.
9. Назначте профилактические мероприятия в конкретном случае (в школе, соматическом отделении).
10. Назовите другие возможные осложнения.
Т1. Задача 19 .Ребенок, 7 лет, заболел остро, с повышения температуры 38,3 С. и появления пятнисто-папулезной сыпи на коже лица, туловища, конечностей. При осмотре врачом обнаружены везикулы на волосистой части головы, единичные на груди и спине больного. На следующий день количество везикулезных элементов увеличилось, появилось несколько пузырьков в ротовой полости. Беспокоил зуд кожи. К вечеру на месте первых везикул образовались корочки.
1. О каких заболеваниях должен подумать врач?
2. Охарактеризуйте везикулезную сыпь.
4. Перечислите возможные осложнения со стороны кожи и ЦНС.
5. Когда ребенок может быть допущен в детский коллектив?
Т1. Задача 20.Ребенок 3-х лет, в анамнезе 3 раза перенес ОРЗ. Болеет 3-й день: температура 38,2-37,5°С, насморк, кашель, катаральный конъюнктивит, кожные покровы без сыпи. Выявлено, что мать с ребенком 8 дней тому назад посетила семью, где один из детей был болен, у него отмечались насморк, кашель, лихорадка. Врач подозревает, что ребенок заболел корью
1.Мог ли ребенок, с которым был в контакте заболевший, служить источником заражения корью?
2.На какие симптомы следует обратить внимание при осмотре ребенка с корью?
3.Укажите, где появляются первые элементы коревой сыпи?
5.Определите врачебную тактику и назначте лечение.
При повторном осмотре на 5-й день болезни состояние ребенка тяжелое: температура 38°С, выражены катаральные явления, слизистые рта чистые, зев гиперемирован, сочный, на лице, верхней части туловища – средне пятнисто-папулезная сыпь. В легких – рассеянные сухие и крупнопузырчатые, влажные хрипы. Тоны сердца учащены. Живот мягкий, стул жидкий, 2 раза.
7.Какова Ваша тактика лечения больного?
Т1. Задача 21 .При осмотре ребенка с корью на 7-й день болезни, возникло подозрение на пневмонию.
1.Какой антибиотик в данном случае целесообразно назначить? Укажите дозу, курс
2. Укажите, когда ребенок может быть допущен в коллектив после кори, перенесенной:
3. Какие клинические проявления из перечисленных ниже не характерны для катарального периода кори?
Т1. Задача 22. Ребенку 9 лет. Заболел 2.10. Температура 39°С, насморк. 3.10 при осмотре: температура 37,5°С, небольшой ринит, катаральный конъюнктивит, гиперемия зева. На коже лица, шеи, верхней половины туловища – мелкая пятнисто-папуллезная сыпь. Увеличены заднешейные лимфоузлы. Других изменений по органам нет.
1. Ваш предварительный диагноз?
2. Какие, из перечисленных выше, симптомов дают основания для постановки данного диагноза?
3. Какие данные эпиданамнеза, необходимые для диагностики, следует уточнить?
4. При повторном осмотре больного 4.10. температура 37,2°С на лице, туловище, преимущественно разгибательных поверхностях конечностей и ягодицах, отмечается мономорфная пятнисто-папулезная сыпь. По органам – без изменений. Ваш окончательный диагноз?
5.Укажите основные клинические отличия краснухи, от легкой формы кори
а)______________, б) _____________, в) ______________, г) _______________
6. В каком периоде беременности, вирус краснухи оказывает наибольшее повреждающее действие на плод?
М2. Задача 1Ребенок 5 лет, болен 2-й день. Температура 37,5-38,5°С, дышит открытым ртом, бледный, губы яркие, веки отечны. Выделений из носа нет. Подчелюстные лимфоузлы размером до 2-х см, шейные – до 1,5 см, заднешейные – значительно увеличены, подмышечные и паховые – увеличены умеренно. Тоны сердца ритмичны, выслушивается систолический шум в 5-й точке. Зев ярко гиперемирован. Миндалины гипертрофированы, ярко гиперемированы, налетов нет. Печень выступает из-под края реберной дуги на 2 см, селезенка – 1 см. Диурез в норме.
1. Ваш предварительный диагноз?
2. Какова тактика ведения данного больного?
При повторном осмотре на 4-й день болезни состояние ребенка ухудшилось: миндалины почти смыкаются, сплошь покрыты желтоватыми наложениями. Передние дужки и язычок не изменены. Кожа чистая. Печень выступает на 3 см, селезенка — на 2 см., из-под края реберной дуги.
3. Оцените результаты лабораторных исследований. Поставьте диагноз.
а) Общий анализ крови: эр. – 4,5х1012/л; Нв – 118 г/л; Ле – 16,0х109/л; п – 7%, с – 17%, л – 62%, м – 14%, мононуклеары 21:100; СОЭ – 15 мм/час
б) Бактериологическое исследование слизи из носоглотки:
посев дал рост золотистого стафилококка
М2. Задача 2Ребенок В., 12 лет, заболел остро, когда повысилась температура до 38°С, появились боль в горле, особенно при глотании, головная боль, двукратная рвота. На 2-й день болезни появилась мелкоточечная сыпь по всему телу. Ребенок в состоянии средней тяжести госпитализирован в боксовое отделение с диагнозом: «скарлатина». В классе, где учился мальчик, заболело еще двое ребят, которые ранее скарлатиной не болели.
1. Составьте план обследования. Оцените титр антистрептолизина О: АСЛ-О = 420 ед.
2. На каком из рисунков изображена сыпь описанная в задаче? При каких других заболеваниях встречаются подобные кожные проявления?
3. Какие препараты необходимо назначить больному, и какой путь их введения?
а) с целью дезинтоксикации
б) с целью этиотропной терапии
М2. Задача 3В поликлинику обратилась мать больного ребенка шести лет с жалобами на повышение температуры до 39,2°С, появление головной боли, однократной рвоты и болей в горле. При объективном обследовании больного выявлено увеличение подчелюстных лимфоузлов, яркая гиперемия зева с четкой границей («пылающий зев») и гнойные наложения в лакунах миндалин. Кожа больного бледная, сухая, дермографизм белый. При осмотре паховой области и кожных складок выявлена сыпь, соответствующая изображенной на фото № 1. Других изменений по органам и системам нет.
1. Дайте характеристику сыпи. Перечислите заболевания, при которых она встречается.
3. Возможно ли при данном заболевании поражение кистей рук, изображенное на фото № 2.
М2. Задача 4. Ребенок А., 5 лет, посещающий детский сад, поступил в инфекционное отделение на 2-ой день болезни. Заболевание началось с повышения температуры до 39,5, появились головная боль, боль в горле, повторная рвота. При поступлении состояние средней тяжести, температура 38. На щеках яркий румянец, бледный носогубный треугольник. На коже туловища и конечностей отмечается обильная сыпь, преимущественно на сгибательных поверхностях. Зев ярко гиперемирован, в лакунах миндалин сероватые наложения. Других изменений по органам нет.
2. Какие клинические данные являются основанием для постановки диагноза.
3. Назовите показатели тяжести заболевания.
М2. Задача 5 Ребенок 4-х лет заболел остро, когда повысилась температура тела до 38С, была однократная рвота. К вечеру появилась сыпь. При осмотре врачом состояние ребенка средней степени тяжести, жалобы на головную боль, боль в горле. На коже лица и туловища отмечается обильная мелкоточечная сыпь, бледный носогубный треугольник. В ротоглотке яркая гиперемия миндалин и дужек. В лакунах правой миндалины гнойные налеты. Температура нормализовалась к 4-му дню. Сыпь со временем исчезла, а в зеве лишь небольшая гиперемия, но справа в подчелюстной области появилась припухлость величиной 4 на 2 см, болезненная при пальпации. Со стороны легких и сердца патологии не определяется.
1. Поставьте диагноз согласно классификации с указанием тяжести и особенностей течения.
2. Назовите симптомы, обусловленные специфическим действием токсина стрептококка.
3. Имеются ли у данного больного клинические проявления, обусловленные специфическим действием стрептококка?
М2. Задача 6.В соматическом отделении детской больницы повторный случай скарлатины.
1. Какие меры надо предпринять?
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8582 — | 7403 — или читать все.
195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник