Меню Рубрики

В римской мифологии богиня лихорадки

Опс в римской мифологии богиня урожая, почитавшаяся также как богиня богатства; в ее храме Юлий Цезарь хранил государственную казну

Орк в римской мифологии бог подземного мира, владыка мертвых; его имя обозначало также само царство мертвых

Маны в римской мифологии боги загробного мира, обожествленные души предков

Менс в римской мифологии богиня разума

Рома в римской мифологии богиня, олицетворявшая Римское государство

Санк в римской мифологии бог покровитель договоров и супружества (под именем Дий Фидий)

Фавн в римской мифологии бог плодородия, покровитель скотоводства, полей и лесов

Фонс в римской мифологии бог водных источников, сын Януса; в честь Фонса в Риме 13 октября отмечали праздник фонтанами, украшая цветами источники и колодцы

Веста В римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами-весталками

Диана В римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц

Мания в римской мифологии богиня подземного мира, насылающая безумие; иногда отождествлялась с матерью ларов

Парки в римской мифологии богини судьбы

Салюс в римской мифологии богиня благополучия и здоровья, чье изображение часто встречается на монетах императорского Рима

Фауна в римской мифологии богиня лесов и полей, покровительница животных

Флора В римской мифологии богиня цветов и весеннего цветения

Фурии в римской мифологии богини мщения, обитающие в подземном царстве; соответствуют греческим эриниям

Аврора В древнеримской мифологии богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям

Венера в римской мифологии богиня весны и садов

Виртус в римской мифологии богиня, персонификация доблести, военного мужества и гражданского долга

Вулкан В римской мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла

Люцина древнеримской богини Юноны, весьма древнее и распространенное по всей Италии

Марика в римской мифологии богиня или нимфа реки Лирис

Помона в римской мифологии богиня плодов и фруктовых деревьев, супруга бога Вертумна, Пика и др

Портун в римской мифологии бог — охранитель входной двери в дом, входа в реку или море

Тацита в римской мифологии богиня молчания

Теллус в римской мифологии богиня земли (все рождается из земли и уходит в нее), жизни и смерти, иногда — землетрясений

Термин в римской мифологии бог-хранитель межевых знаков, почитался среди крестьян

Фебрис в римской мифологии богиня лихорадки

Фелица в римской мифологии богиня успеха и счастья

Церера В римской мифологии богиня земледелия и плодородия

Ювента в римской мифологии богиня юности, отождествлялась с греческой Гебой

Юпитер в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествлялся с греческим Зевсом

Минерва в римской мифологии богиня, покровительница ремесел и искусств

Пиэтата в римской мифологии богиня благочестия, понимавшегося, главным образом, как почтение детей к родителям

Салакия в римской мифологии богиня морской воды и открытого моря, жена Нептуна и мать Тритона

Сильван в римской мифологии бог-покровитель леса, демон лесов

Стимула в римской мифологии богиня, побуждающая участников вакханалии к неистовству

Тиберин в римской мифологии бог реки Тибр

Ферония в римской мифологии богиня полей, лесов, целебных трав, почиталась в священной роще в Капене и в храме в Таррацине, близка Юноне и Бона Деа

Форнакс в римской мифологии богиня очага и печей для сушки зерна, в честь которой в Риме отмечался праздник форнакалии

Юстиция В древнеримской мифологии богиня правосудия, соответствующая богине Фемиде в древнегреческой мифологии

Виктория В римской мифологии богиня победы

Диспатер в римской мифологии бог подземного мира, хранитель богатств, находящихся в земле, отождествлялся с Плутоном

Индигеты в римской мифологии боги-хранители городов, связанные с культом местных героев; одни из древнейших римских божеств, входили в совет Юпитера

Либитина в римской мифологии богиня похорон; в ее святилище хранились списки умерших, находились похоронные принадлежности

Меркурий В римской мифологии бог торговли, покровитель путешественников

Пертунда в римской мифологии богиня, покровительствующая новобрачным

Сенектута в римской мифологии богиня старости, обитающая в преддверии подземного царства, дочь Никты и Эреба

Талассион в римской мифологии бог свадьбы, которого призывали в момент, когда жених переступал порог дома; тождественен греческому Гименею

Паупертата в римской мифологии богиня голода

Прозерпина в римской мифологии богиня плодородия и подземного царства

Секуритата в римской мифологии богиня, олицетворявшая безопасность граждан и государства

источник

На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом.

Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки — Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. «Каждый в своем доме, — говорит Августин, — имеет одного привратника, и этого, в общем, достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кардеа, а порог — богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумел одновременно стеречь петли и порог».

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить — бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А, принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубине лесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапные таинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились, в сущности, к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор — одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения.

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади — все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они, прежде всего, обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрец провозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, который простираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, который покровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаю почести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государство карфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне в Рим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы и благосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этого хотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут храм и в вашу честь будут учреждены игры».

источник

Во второй главе из серии «Единый Пантеон» мы сравним языческих богов древних славян и языческих богов древних римлян. В очередной раз вы сможете убедиться в том, что все языческие верования мира очень схожи между собой, что говорит о том, что изначально они произошли из одного и того же верования, которое существовало в те времена, когда все народы были едины. Сразу хочу сказать, что данный материал будет довольно похож на предыдущую статью о славянских и греческих богах, так как греческие и римские боги очень схожи между собой и зачастую отличаются только лишь именами. Однако этот материал станет для кого-то из вас полезным, и для того, чтобы не искать потом в тоннах информации во всемирной паутине — кому же соответствует в римском пантеоне наш Велес или Перун, вы сможете просто воспользоваться этой статьёй.

Считается, что римская мифология берёт начало в греческой мифологии. Влияние греческого язычества на римское началось примерно в VI-V веке до нашей эры. Так как римская и греческая культуры очень тесно контактировали, греческая мифология, уже в те времена невероятно развитая, структурированная и подробная, стала влиять на римское язычество. Нельзя сказать, что римская культура просто отказалась от своих богов взамен греческих. Скорее всего, верования римлян, которые и до того были похожи на греческие, стали обрастать новыми мифами, у богов стали появляться новые качества, по силе и мощи становясь равными греческим. Также в римский пантеон стали попадать и новые греческие боги, которых до этого просто не существовало в их верованиях. Таким образом древний Рим проявлял хитрость, привлекая на свою строну и самих богов и поклоняющиеся им народы.

Лада — богиня весны, любви и брака у славян. Считается одной из богинь-рожаниц. Является матерью богини Лели и бога Леля. В римской мифологии Ладе соответствует богиня Латона. Латона соответствует древнегреческой титаниде Лето. Греческая богиня Лето является матерью Аполлона и Артемиды. Римская богиня Латона является матерью Аполлона и Дианы. У славянской Лады мы знаем дочь Лелю (Диана-Артемида) и сына — Леля (Аполлон), о которых мы поговорим далее.

Леля — богиня весны, красоты, молодости, плодородия. В римской мифологии дочери Лады Леле соответствует богиня Диана, которая является дочерью Латоны. Диана является богиней женственности, плодородия, покровительницей животного и растительного мира, а также считается богиней Луны. В древности, когда влияние греческой мифологии ещё не было так сильно, под именем Дианы почитали духов леса или хозяек леса, и в этом с Лелей у них так же много общего, так как Леля — покровительница весны и плодородия, была богиней лесных угодий, всяких трав и живности.

Лель — сын богини Лады, брат богини Лели. Является покровителем любви, любовной страсти и брака. Часто изображается играющим на дудочке в поле или на опушке леса. Как покровитель любви он схож с древнеримским Амуром (бог любви и любовного влечения), но если следовать соответствиям богов в различных культурах, то Лель больше схож с греческим и римским богом Аполлоном. Аполлон соответствует нашему Лелю не только по своему родству с Латоной (Ладой) и Дианой (Лелей), но также и тем, что является покровителем искусств, покровителем музыки, является богом предсказателем и богом-врачевателем, богом света, тепла и солнца. Удивительно то, что в римской культуре Аполлон со временем стал отождествляться с богом солнца Гелиосом. Гелиос — всевидящее око Солнца. Также Гелиос является дарителем света и тепла, что соответствует и Аполлону, который является покровителем света. В этом смысле бог Аполлон-Гелиос схож с нашим Даждьбогом — богом дарующим свет и тепло людям, богом Солнца и солнечного света. Есть ли в этих хитросплетениях какая-либо связь с нашими богами, либо это обыкновенная путаница, произошедшая во времена, когда римские и греческие боги стали активно замещаться друг другом, неизвестно, но повод подумать над этим, безусловно, есть.

Читайте также:  Лихорадка на половых органах половых органов

Велес — один из наиболее почитаемых богов в славянском язычестве. Велес — покровитель лесов и домашних животных, покровитель богатства и творческих людей. В римском язычестве Велес соответствует богу торговли, богу богатства Меркурию. Интересно, что Меркурий в древности считался покровителем хлебного дела, урожая и домашней скотины. Однако гораздо позже, когда стало активно развиваться торговое дело, а хлеб и мясо по большей части стали объектом продажи и заработка, Меркурий также стал богом покровителем богатства. Не исключёно, что точно такая же история случилась и с нашим Велесом в глубокой древности, когда из покровителя полей, хлебов и домашних животных он превратился в покровителя богатства, а затем, уже, вследствие ошибочной трактовки термина «скотий» (имущество, богатство), превратился в покровителя домашней скотины.

Макошь — одна из самых древних богинь древних славян. Судя по исследованиям многочисленных историков, в глубокой древности именно эта богиня занимала главенствующую роль в языческом пантеоне. Макошь является покровительницей плодородия, дождя, рожениц, рукоделия, женских дел и вообще всех женщин. Макошь является покровительницей судьбы. Есть также версия, что Макошь является олицетворением Земли. В римской мифологии Макоши соответствует богиня Церера. Церера — богиня урожая, плодородия и земледелия. В статье о соответствии славянских и греческих богов мы уже говорили о Макоши и греческой Деметре, которая являлась для греков олицетворением Земли. Церера же является точным соответствием Деметры. У римской богини, как и у греческой, есть дочь — Прозерпина — богиня подземного царства, которая соответствует нашей Моране, Марене или Маре. Хоть точных свидетельств о том, что древние славяне могли считать Морану дочерью Макоши и нет, но такие удивительные схожие черты, которые наблюдаются у славянских, греческих и римских божеств, могут говорить о том, что это вполне могло быть возможно.

Морана — богиня смерти и зимы, хозяйка подземного мира мёртвых. В греческой мифологии ей соответствует Персефона, а в римской — Прозерпина. Прозерпина является дочерью Цереры (Макоши) и Юпитера (Перуна), что говорит ещё об одной удивительной родственной связи богов. Половину года она проводит в мире мёртвых, являясь царицей подземного мира, а половину года проводит на Земле, превращаясь на это время в покровительницу плодородия и урожая.


Перун — бог громовержец у славян. Бог грома и молнии, покровитель воинов. Соответствует скандинавскому Тору, греческому Зевсу и римскому Юпитеру. В древнеримской мифологии Юпитер является богом неба, богом дневного света, богом грозы и молнии. Юпитер являлся верховным богом у римлян. Как и Перун в древней Руси, Юпитер был богом римского государства, покровителем императоров, их власти, мощи и военной силы. Историки полагают, что имя «Юпитер» восходит к праиндоевропейской мифологии, где оно означало «бог-отец».

Чернобог — славянский царь мира мёртвых, бог подземного мира. Римляне называли этого бога — Плутон. Плутон получил в свой удел подземный мир, где обитают души умерших. Считалось, что Плутон появляется на поверхности только для того, чтобы забрать к себе ещё одну «жертву», то есть каждая смерть считалась вылазкой Плутона из подземного мира. Однажды он похитил богиню растений и плодородия Прозерпину (Морану), после чего та стала его подземной царицей и с тех пор ровно полгода проводит в мире мёртвых.

Сварог — бог-кузнец, бог неба, бог сковавший Землю, бог, который научил людей добывать металл и создавать из металла орудия труда. В римском язычестве Сварогу соответствует бог огня и покровитель кузнечного дела — Вулкан. Вулкан является сыном бога Юпитера и богини Юноны. Вулкан создавал доспехи и оружие как для богов, так и для героев на Земле. Также создал молнии для Юпитера (Перуна). Кузница Вулкана находилась в жерле вулкана Этна на Сицилии.

Хорс — бог солнца у славян. В римской мифологии ему соответствует бог солнца Сол. Бога Сола представляли как всадника, который скачет по небу в золотой колеснице, запряжённой крылатыми конями. Удивительно, но именно так славяне представляли дневное путешествие Солнца по небосклону — в колеснице в упряжке коней. Именно по этой причине головки коней стали для славян обережным символом, даже, в своём роде, солярным символом.

Ярило — бог весны, весеннего плодородия, любовной страсти. В римской мифологии Яриле соответствует бог растительности, весеннего плодородия, бог вдохновения, бог виноделия — Бахус. Бахус, как и греческий Дионис, претерпел довольно неприглядные изменения и был практически «очернён» потомками, которые просто не поняли сущность Диониса-Бахуса. Сегодня Дионис и Бахус считаются покровителями пьяниц, богами вина, безудержного веселья, оргий так далее. Однако всё это далеко от истины. Бахус и Дионис (Ярило) являются богами плодородия и урожая. Богатый урожай винограда и других культур древними греками и римлянами отмечался, соответственно, масштабным весельем с употреблением вина, с танцами и праздничными представлениями в честь бога, который подарил этот урожай. От вида этих пиршеств и родилось мнение у тех, кто пришёл на смену язычеству, что Бахус или Дионис является покровителем пьянства и разврата, хотя это далеко ошибочное мнение.

Заря, Зорька, Заря-Заряница — богиня утренней зари. Под богиней Зарёй древние славяне понимали планету Венеру, которая видна невооружённым глазом незадолго до рассвета, а также после заката Солнца. Считается, что Заря-Заряница подготавливает выход Солнца не небосклон, запрягает его колесницу и дарит первый свет людям, обещая яркий солнечный день. В римской мифологии славянской Зорьке соответствует богиня Аврора. Аврора — древнеримская богиня зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Русалки, вилы, берегини — духи предков. В римской мифологии их называли — Маны. Маны — души умерших или тени умерших. Маны считались добрыми духами. В честь них устраивались праздники. На кладбища, специально для этих духов, приносились угощения. Маны считались защитниками людей и хранителями гробниц.

Ящер — бог подводного царства у древних славян. В древнем Риме Ящеру соответствовал Нептун. Нептун — бог морей и потоков. Морской бог особенно почитался моряками и рыбаками, жизнь которых во многом зависела от благосклонности морского покровителя. Также морского бога Нептуна просили о дожде и предотвращении засухи.

Домовые — духи, живущие в доме, охраняющие дом и его хозяев. Римскими домовыми являлись Пенаты. Пенаты — боги хранители дома и домашнего очага. Во времена римского язычества все римляне верили, что в каждом доме живёт сразу два Пената. Обычно в каждом доме были изображения (небольшие идолы) двух домовых-пенатов, которые хранились в шкафчике у очага. Пенаты были не только домашними покровителями, то даже покровителями всего римского народа. В честь них был создан Государственный культ Пенатов со своим верховным жрецом. Центр культа Пенатов был расположен в храме Весты — покровительницы семейного очага и жертвенного огня. Именно от названия римских домовых и пошло выражение «вернуться к своим пенатам», которое употребляется в значении «возвращение домой».

Напоследок стоит упомянуть славянских и римских богинь судьбы. В славянской мифологии богинь судьбы, которые плетут покутную нить для каждого человека, зовут Доля и Недоля (Среча и Несреча). Так как Доля и Недоля работают над судьбой вместе с самой хозяйкой судьбы Макошью, то можно сказать, что в славянской мифологии богинями пряхами являются Макошь, Доля и Недоля. В римской мифологии три богини судьбы — Парки. Первая парка Нона тянет пряжу, создавая нить человеческой жизни. Вторая парка Децима наматывает кудель не веретено, распределяя судьбу. Третья парка Морта перерезает нить, заканчивая жизнь человека. Если сравнить их с уже названными славянскими богинями, то можно сказать, что Макошь (по римской теории) тянет пряжу, Доля наматывает кудель (считается, что Доля прядёт хорошую судьбу), а Недоля перерезает нить жизни (считается, что Недоля прядёт проблемы и неудачи).

источник

Бона Деа («добрая богиня»). Священнодействия в честь Бона Деа отправлялись в мае в её храме на Авентине, в декабре — в доме высшего магистрата, жена которого приносила богине жертвы от всего римского народа. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин было запрещено. Бона Деа отождествлялась с учёной дочерью Фавна, принявшей облик змеи, чтобы избежать кровосмесительной связи с отцом (Serv. Verg. Aen. Vili 314), с матерью-землёй, Юноной, Гекатой, (Macrob. Sat. I 12, 18). Также связывалась с лесом, растительностью, особенно лекарственной, магией. Культ Бона Деа был наиболее широко распространён среди низших классов, из которых часто выходили её служительницы — министры и магистры. Эпитеты: «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — пага (Pagana), отдельных имений и местностей и вместе с тем «могучая», «светоносная», «небесная», «царица». Иногда Бона Деа. объединяли с богом лесов и усадеб Сильваном. Ей посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала. Изображалась с рогом изобилия и змеями.

Божества — иногда к божествам обращались «или бог, или богиня», «или муж, или женщина», с добавлением слов «или каким бы другим именем ты ни пожелал называться». Авл Геллий писал (II, 28), что искупительная жертва в случае землетрясения приносится «или богу, или богине», поскольку не было точно известно, какое именно божество трясет землю, и неопределенность диктовалась стремлением избежать ошибки.

Виртус — персонификация мужественности

Волтурн, Вултурн — бог одноименной реки в Италии, имевший своего жреца-фламина и праздник Волтурналий, связанный также с культом Тиберина — бога реки Тибр.

Геркулес — бог и герой. Соответствует греческому Гераклу. Подробнее

Диана — богиня растительности, охоты, помощница при родах, олицетворение луны. Подробнее

Диспатер (Dis pater), в римской мифологии бог подземного мира. Отождествлялся с греческим Плутоном.

Индигеты (Indigetes), в римской мифологии группа богов. Либо почитались вместе с другой группой — новенсидами (или новенсилами), либо как исконно римские боги им противопоставлялись (как богам новым). Характер этих групп был неясен самим римлянам. Индигетов толковали как богов, входивших в совет Юпитера, как хранителей отдельных городов (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 498). Иногда они именовались «отечественными богами Индигетами», хранящими Рим вместе с Ромулом и Вестой (Verg. Aen. I 498 — 499). Индигеты трактовались также ни в чём не нуждающимися богами или теми, в которых нуждаются люди, или теми, которых призывают и умоляют (на основании сопоставления с жреческими книгами — индигитаментами, содержавшими перечень богов, призываемых в тех или иных случаях), или богами, не имеющими собственных имён (Serv. Verg. Aen. XII 794; Georg. I 21; I 498). Наиболее вероятно отождествление Индигетов с обожествлёнными людьми — героями, почитавшимися обычно в определённой ограниченной местности. Эней почитался под именем Юпитера Индигета как бог (Liv. I 2, 6; Serv. Verg. Aen. I 259) или, по греческой версии, ему соорудили героон как отцу и богу — хранителю этого места (Dion. Halic. I 64, 5).

Квирин первоначально был богом, почитавшимся сабинами на холме Квиринале , вошедшим в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царём сабинян Титом Тацием. Также Квирин — бог народного собрания,. считался ипостасью Марса (в отличие от Марса военного, движущегося, он олицетворяет Марса мирного, Марса в покое), поэтому храм Марса был вовне, храм Квирина внутри городских стен (Serv. Verg. Aen. III 35; VI 859). Квирин назывался также сыном Марса (Овидий, Фасты) и отождествлялся с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской гражданской общины, с Янусом, который ведал войной и миром.

Конкордия (Concordia), в Риме персонифицированное и обожествленное понятие согласия, понимавшегося как согласие между гражданами, народом и сенатом, в эпоху империи — между императорами и их соправителями. Первый храм Конкордии был открыт на Форуме в 387 до н.э. М. Фурием Камиллом по случаю примирения патрициев и плебеев (Ovid. Fast. I 637; Plut. Camill. 42), затем отремонтирован и снова посвящен Конкордии после подавления движения Гракхов (как об этом сообщает Аппиан в «Гражданских войнах» I 26), а затем Тиберием в знак согласия в императорской семье. Другие храмы Конкордии сооружались по аналогичным случаям (напр., в 44 до н.э. в память достигнутого при Цезаре согласия между гражданами после окончания Гражданских войн). В эпоху империи Конкордия с эпитетом Августа (как воплощение согласия в войске, между провинциями и Римом и пр.) часто изображалась на монетах и имела святилища в разных частях римского мира.

Либитина — богиня похорон. Позже Либитина слилась с Лубентией, а затем на основе её имени (lubido, «страсть, вожделение») с Венерой (Serv. Verg. Aen. I 720).

Орк — божество смерти, а также само царство мёртвых.

Очищение — считалось, что можно очищать водой, воздухом и огнём. Например для очищения воздухом качались на качелях в праздник Либера.

Пенаты — божества-хранители дома и прежде всего запасов продовольствия; могли отождествляться с ларами.

Пик, Пикус (Picus, «дятел»), в римской мифологии лесное божество, дававшее оракулы. Супруг Помоны, возлюбленный Кирки, был превращён ею в дятла за то, что отверг её любовь. Один из царей Лаврента, сын Пилумна, отец Фавна (Serv. Verg. Aen. VII 190; X 76; Ovid. Met. XIV 320). Эпоним племени пиценов, которых привёл в места их обитания. У римских авгуров Пик как священная птица бога Марса считался особенно пригодным для гадания по поведению птиц.

Портун (Portunus, Portunus Pater, от portus, «порт»), дверей (возможно, близкий Янусу), особенно входа в реку или море, бог гавани (Verg. Aen. V 241). Праздник — портуналии отмечали на Тибре 17 августа.

Приап — в римской поэзии комический, незадачливый обожатель нимф, наделенный исключительной сексуальной потенцией. Для простых людей он был хранителем садов и земли, а также великим мировым божеством, Приапом Пантеем, отцом и творцом всего сущего, укротителем жестоких и нечестивых людей

Рея Сильвия (Rea, Rhea Silvia), Илия, в римской мифологии мать Ромула и Рема. По одной версии, приближавшей основание Рима к прибытию в Италию Энея, Р. С. была его дочерью или внучкой; по другой, более распространённой, — дочерью царя Альбы-Лонги Нумитора (отсюда вторая часть имени Р. С. от silvius, «лесовик» — прозвище или родовое имя всех царей Альбы-Лонги), изгнанного своим захватившим власть братом Амулием. Амулий, чтобы у Р. С. не было детей, сделал её весталкой. Однако Р. С. родила двух близнецов от полюбившего её Марса (есть версия, что от Амулия в облике Марса). Согласно одним преданиям, Р. С. потом была убита Амулием, согласно другим, — заточена в темницу, откуда её освободили, свергнув Амулия, сыновья, согласно третьим, — она бросилась в Тибр, была спасена богом Тиберином и стала его женой (Liv. I 3; Dion. Halic. I 71; Ovid. Fast. II 598 след.).

Рома — богиня, персонификация города Рима

Салюс — богиня здоровья, благополучия, процветания.

источник

Почему люди Древнего Рима, придумавшие понятия «религия» и «культ», не создали своего эпоса или даже мифологии? Покровителем чего были бог Ватикан и богиня Куба? В чем суть обряда эвокации? Откуда пошел обычай подбрасывать монетку? Об этом и многом другом в статье о древнеримских богах.

Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом.

Именно от римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия — поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ — означающая в переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.

Читайте также:  Заразен ли человек после прививки желтой лихорадки

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома.

И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждый успех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева или благосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки — Фебрис, бога Вермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей, ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызывала насмешки. “Каждый в своем доме, — говорит Августин, — имеет одного привратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но они поместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кардеа, а порог — богу Лименту. По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог”.

Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить — бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным. Он отлично знал, что Зевс — мужчина, а Гера — женщина, и ни секунды в этом не сомневался.

Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, все ссоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны. Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом, он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, но также из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказаться поблизости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам (Претор — одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведали судебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрывает дело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтому существовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найти молитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любое нарушение сводило на нет результаты богослужения. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божеству было непонятным

Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то не предписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчи музыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот же обряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начинали сначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву, содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опустить какого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте. Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающему был придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особый слуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, и одновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было услышать, кроме слов произносимой молитвы.

Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания, которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни. Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся в различных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемые авгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета в священном месте, приступ эпилепсии на публичной площади — все подобные явления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важную минуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самым излюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулы должны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласить мир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам с вопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву и молился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и, обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя, авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу. Так привередливые куры управляли могущественной республикой, и военачальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам.

Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которому приписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями.

Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.

источник

Дорогие посетители, если Вам нужно узнать больше про достопримечательности, историю, культуру и прочую информацию оставьте запрос внизу или напишите на ermakvagus@gmail.com. Наши добровольцы соберут информацию со всех местных сайтов, переведут на русский и опубликуют. Сделайте Ермак Трэвел Вашим личным окном в мир.

Римских богов было много. Очень много. По сути римский пантеон богов включил в себя пантеон богов почти всех народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. По мере того как росла Римская Империя, римляне поглощали не только территории, но и их небесных покровителей.

В отличие от греков, римляне не имели историю мифологического повествования. Однако, у них была развита система ритуалов и богатый набор легенд об основания Рима. Конечно основа римских богов были либо заимствованы у греков, либо свои боги и богини были подогнаны под греческие культы. К этому пантеону богов были добавлены соседние местные бога и богини. С течением времени первоначальная религия древних римлян была изменена путем добавления многочисленных и часто противоречащих друг другу богов и традиций.

Но не следует считать римлян либералам в отношение религии и культов. В римской империи можно было поклонятся всем богам, но боги Рима были главными. В языческой культуре победа на поле боя была одержана не только армиями, но богами- покровителями этой армии. Таким образом боги иных культур как и их поклонники должны были признавать главенство богов победившего племени. Обычно язычники победив и завоевав врагов уничтожали их храмы и святилище. Боги повержены, зачем им молиться. Римляне сделали поправку в эту логику. Молитесь вашим богам- лузерам, но признавайте наших богов главенствующими. Если эти народы не признавали богов Рима то римляне крайне жестоко подавляли такие течения.

Исключение было сделано только для иудеев. Им разрешалось молиться единому Богу Авраама, не признавая богов Рима. Но евреи жили всегда особливо и римляне избегали общение с этим народом. Понять их было можно. Римляне считали, что их гости должны были приходить с подарками не только для хозяев дома, но и для гения дома т.е. его покровителя. Те кто приходили в дом не принося подарка божеству- покровителю могли навлечь гнев гения на хозяина и его семью. Ну а со стороны иудеев понятно, что приносить жертву какому то домовенку было грехом против единого Бога. Естественно та же логика распространялась на всю империю. Религиозное недопонимание между культурами конечно вело к взаимному страху и ненависти. Поэтому основы европейского анти- семитизма лежат задолго до появления христианства.

Кстати о христианах. Та же логика анти- иудаизма постигла и и христиан. Но если иудеи не желали особенно общаться с внешним миром, то христиане конечно несли свою проповедь всем народам империи и поэтому подрывали все религиозные устои общества. Этим и объясняется редкие, но очень жестокие гонения против христиан.

Родословная Греческих и Римских богов

Имя Происхождение Первоначальное название Описание
Аполлон Греция Аполлон Аполлон был одним из наиболее важных из олимпийских божеств. Сын Зевса и Лето, брат Артемиды, Аполлон почитался как бог света и солнца, истины и пророчества, медицины, стрельба из лука, музыки и поэзии. Один из самых важных храмов города Помпеи стоял на Форуме города.
Асклепий Греция Асклепий Древний римский бог медицины и целительства в древней Греции. Отец Гигиея и Панацеи. Асклепий представляла собой целебный аспект медицины. Жезл Асклепия, был изображен в виде посоха с переплетены змеями. До сих пор этот символ остается символом медицины.
Вакх Греция Дионис Древний римский бог Дионис был одним из двенадцати олимпийцев, главных богов Древней Греции. Он был самым веселым и почитаемым богом так как он был богом вина и опьянения. Для римлян он был также божественным покровителем земледелия и театра.
Церера Греция Деметра Церера- Деметра была римская богиня урожая и материнской любви. Дочь Сатурна и Opis, сестра Юпитера, Нептуна, Плутона, Юноны и Веритаса. Церера составляла троицу с двумя другими богами, связанных с земледелием, Либер и Либера.
Амур Греция Эрос Древний римский бог любви и красоты. Сын Венеры и Марса. Силы Купидона должна была даже больше, чем у его матери, так как он владычествовал над мертвыми, морские создания и богов на Олимпе.
Квирин Сабинян Квирин был первоначально божеством племени сабинян. Культ этого бога был принесён в Рим сабинскими переселенцами, заселившими Квиринальский холм. Первоначально Квирин был богом войны, подобным Марсу. В более позднее время он идентифицировался с Ромулом, первым римским царём. В ранний период истории Римского государства Квирин, вместе с Юпитером и Марсом, входил в триаду главных римских богов, каждый из которых имел своего Верховного жреца. Праздник бога Квирина — Квириналии — устраивался 17 февраля.
Кибела Фригия Кибела Великая мать (Магна-матер на Латыни), богиня пещер и гор, стен и крепостей, природы и диких животных.
Диана Греция Артемида Древняя римская богиня охоты, луны, плодородия и деторождения, животных и лесных массивов. Дочь Юпитера и Латона и сестра Аполлона, Диана завершила троицу римских божеств с Эгерии, нимфы воды, и Вирбиуса, бог леса.
Фаунус или Фавн Греция Пан Один из самых старых римских божеств, он был легендарным царем Латинян, которые пришли со своими людьми из Аркадии. Фавн был рогатым богом глуши леса, равнины и поля. В римской литературе он был приравнен к греческому богу Пана.
Геркулес Греция Геракл Древний римский бог победы и коммерческого предприятия. Он был отожествлён с этрусским героем Геркулом. Греческая версия гласит, что Геракл был сыном Зевса и смертной Алкмены и жил жизнью смертного до своей смерти, когда тот стал возведен в сонм богов. Римляне приняли мифы Геракла, включая его двенадцати подвигов, по существу, без изменений, но добавили анекдотические детали собственного сочинения.
Исида Египет Исида Древняя римская богиня земли. Культ возник в дельте Нила и постепенно распространилось по всему греко-римскому миру. Ей поклонялись как богине природы и магии и была покровителем различных групп, включая рабов, грешников, дев, аристократов и богатых. В Помпеях ей был посвящен небольшой, но красивый храм.
Янус Этрурия Ани (возможно) Древний римский бог ворот, дверей, начала и окончания. Янус обычно изображался с двумя головами, обращенными в противоположные стороны, и был одним из немногих римских богов, которые не имели аналогов в други культурах. Месяц январь был назван в честь него так как был начал чего то нового.
Юнона Греция Гера Римская королева богов и защитник римского государства. Дочь Сатурна и Описа, сестра и жена Юпитера, сестра Нептуна, Плутона, Цереры и Веритаса. Юнона была также матерью Ювентаса, Марса и Вулкана. Месяц июнь был назван в честь нее.
Юпитер Греция Зевс Царь богов, и бог неба и грома. В качестве божества-покровителя древнего Рима, он правил законами и общественным порядком. Сын Сатурна и Описа, он также был братом Нептуна, Плутона, Веритаса, Цереры и Юноны (также стала его женой). Юпитер почитался как часть Капитолийской триады наряду с Юноной и Минервы. Храм Юпитера был самым главным религиозным зданием на форуме Помпей и всего города. В римской мифологии он вел переговоры с Нума Помпилиусом, вторым королем Рима, о создании принципов римской религии, таких как приношение или жертвоприношение.
Марс Греция Арес Древний римский бог войны и самый известный из военных богов. Сын Юноны и Юпитера, муж Беллоны, и любовник Венеры, он был также легендарный отец Ромула, основателя Рима. Первоначально бог плодородия, земледелия и защитником скота. Месяц март был назван в его честь.
Меркурий Греция Гермес Посланник богов и носителем души в подземный мир. Кроме того, он был богом торговли, прибыли и коммерции. Меркурий изображался с крылатыми ботинками и шляпой, неся посох- кадуцей с двумя переплетенными змеями, подарок Аполлона в Гермесу- Меркурию.
Минерва Греция Афина Древняя римская богиня мудрости и войны. Дочь Юпитера, она была также богиней торговли и коммерции, декоративно-прикладного искусства, медицины и школы. Она из немногих богов и богинь, которая не влюблялась и хранила свою девственность. Иногда ее называли Афина Паллада или Парфена то есть «девственность». Самое известный храм, посвященный ей был Парфенон в Афинах.
Митра Персия Митра Возможно, Митра был богом солнца. Несколько надписей описывают его как «Deus Sol Invictus ‘(непокоренной бог солнца). Мало что известно о верованиях культа Митры, но несомненно, что он был популярен. Многие храмы Митры были спрятаны под землей и поэтому прекрасно сохранились так как избежали грабежа. Что происходило в этих храмах и почему они были такими секретными еще является предметом споров.
Нептун Этрурия
Греция
Нефунс
Посейдон
Древний римский бог моря. Сын Сатурна и Описа и брат Юпитера, Плутона, Юноны, Цереры и Веритаса. В Риме, однако, Нептун больше расценивался как бог лошадей и скачек, и был известен как Нептун Всадник- Equester (в цирке Фламиния, был храм святилище посвященный ему).
Опис Греция Рея Древняя римская богиня богатства, изобилия и процветания. Сестра и жена Сатурна, мать Юпитера, Нептуна, Плутона, Юноны, Цереры и Веритаса. Часто упоминается как «Матерь Богов».
Плутон Греция Аид Древний римский бог подземного мирам и его богатств. Сын Сатурна и Опис, также он был братом Нептуна, Плутона, Веритаса, Цереры и Юноны. Кроме того он был богом мертвых, смертельно больных, и тех, кто ранен в бою.
Сатурн Греция Крон Древний римский бог урожая и сельского хозяйства. Муж Опис, отец Юпитера, Нептуна, Плутона, Юноны, Цереры и Веритаса. Суббота была названа в честь него.
Венера Греция Афродита Древняя римская богиня любви, красоты и плодородия. Первоначально культ был основан на этрусской богини растительности и садов, с течением времени она стала в большей степени связанной с греческой богиней Афродитой.
Веста Италия, Греция Гестия Древняя римская и греческая богиня домашнего очага, дома и семьи. Мало что известно о культе самой богини. Огонь Весты охранялся в Риме особыми избранными жрицами, Весталками, который должен были соблюдать абсолютное целомудрие в течение 30 лет. В случае если они нарушали свои обеты, их закапывали живьем дабы не навлечь гнев богов на весь город
Вулкан Греция Гефест Древний римский бог кузнечного дела, огня и кузнецов. Он был сыном Юпитера и Юноны, и муж Майи и Венеры. Его кузница, как полагали древние, был расположен под горой Этна на Сицилии. Жители Помпей не знали, что гора Везувий была вулканом, иначе смогли бы найти кузнецу и там. Вулканарий- праздник, который отмечал благодарность людей богу Вулкану отмечали 23 Августа то есть за один день до извержения. Это сыграло злую шутку с гражданами. Многие посчитали, что это добрый знак от бога и следовательно боятся нечего.
Читайте также:  Ревматическая лихорадка у детей симптомы и лечение

Фестиваль Вулканалия, который отмечается 23 августа каждый год, проводился во время разгара летней жары. Во время фестиваля костры разводили в честь бога, а в них бросали живую рыбу или мелких животных, чтобы бог мог их употребить вместо людей

Триады древних римских богов
Архаическая Триада древних римских богов: Юпитер, Марс, Квиринус.
Капитолийская Триада древних римских богов: Юпитер, Юнона, Минерва
Плебейская или авентистская триада древних римских богов: Церера, Либер, Либера, датированная 493 годом до нашей эры.

Абунданция, божественное олицетворение изобилия и процветания. известна также как Абундия, Габона, Фулла — древнеримская богиня изобилия, спутница Цереры. Изображалась в виде женщины, сыплющей золото из рога изобилия. Образ её был запечатлён только на монетах. В честь Абунданции не воздвигалось ни алтарей, ни храмов. Она была одним из воплощений добродетелей в религиозной пропаганде, которая заставляла императора служить гарантом условий «золотого века». Таким образом, Абунданция фигурирует в искусстве, культе и литературе, но не имеет мифологию как таковую. Возможно, она сохранилась в той или иной форме в римской Галлии и средневековой Франции.

Акка Ларентия, мифическая женщина, позднее древняя римская богиня, в пантеоне римской мифологии. Считается, что она первая жрица богини Теллус, жена пастуха Фаустула, кормилица Ромула и Рема, мать двенадцати сыновей, из которых Ромул составил жреческую коллегию Арвальских братьев. Эта религиозная группа ежегодно совершала очистительный обход территории Рима сопровождающийся жертвоприношениями и трехдневным ритуальным праздником. Ларенталия отмечался 23 декабря.

Акис, бог реки Акис на Сицилии. Рассказ о любви Акиса и морской нимфы Галатеи появляется в Метаморфозах Овидия. Там ревнивый Циклоп Полифем, который также любит Галатею, наткнулся на них, когда те были в объятиях друг друга. Он убил своего соперника валуном. Его разрушительная страсть ни к чему не приводит. Галатея превращает Акиса в речной дух, такой же бессмертный, как и она. Этот эпизод стал предметом стихов, опер, картин и статуй в эпоху Возрождения и после.

Айон (латинский : Эон), эллинистический — греческий бог циклического или неограниченного времени в древнегреческой мифологии и теокосмогонии. Это божество — персонификация вечности.

Аий Локуций, божественный голос, который предупреждал римлян о неизбежном галльском вторжении. Согласно римской мифологии в 364 году от основания Рима, горос предупредил римлян. Он возвал к жителям Рима на одной римских улиц, Жиа нова. Но голос не послушали. Сеноны, одно из гальских племен опустошили город. Оскорблённому невниманием божеству на той улице воздвигли храм.

Алернус или Елернус (возможно, Хелернус), архаичный древний римский бог, чья священная роща (lucus) была близ реки Тибр. Божество упоминается только Овидом. Роща была родиной нимфы Кранеи, и, несмотря на относительную безвестность бога, государственные священники совершали священные обряды (сакра) там во время правления императора Августа. Алернус, возможно, был хтоническим богом, если черный бык был правильным жертвенным приношением ему, так как темные жертвы были предложены богам подземного мира. Дюмезил хотел сделать его богом фасоли.

Ананке, «неизбежность, судьба, нужда, необходимость» — в древнегреческой мифологии божество необходимости, неизбежности, персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше. Была почитаема в орфических верованиях. Ананке близка Адрастее и Дике.

Анжерона, римская богиня, которая освобождала людей от боли и печали.

Ангития, римская богиня, связанная со змеями и Медеей.

Анна Перенна, ранняя римская богиня «круга года», ее праздник был отмечен 15 марта.
Аннона, божественное олицетворение поставки зерна в Рим.
Антеворта, римская богиня будущего и одна из Camenae; также называемый Поррима.
Ариманий, мало известный бог, часть культа Митры.
Аура, часто использовался в множественном числе Аура, «Бриз».
Аврора, римская богиня рассвета.
Аверрунк, римский бог, умилосердный, чтобы предотвратить бедствие.

Беллона или Дуэллона, римская богиня войны.
Бона Ди, «женская богиня» с функциями, связанными с плодовитостью, исцелением и целомудренностью.
Бонус Эвентус, Эвентус, первоначально римский бог урожая, а впоследствие божественная персонификация «Хорошего результата».
Бубона, римская богиня крупного рогатого скота.

Гений, верный дух или божественный покровитель каждого человека
Грации или Хариты (у греков) три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности.

Гермафродитус, андрогинный греческий бог, чья мифология была импортирована в латинскую литературу.
Гонос, божественное олицетворение чести.
Гора, жена Квирина.

Деа Диа, римская огиня роста.
Деа Тацита («Тихая богиня»), римская богиня мертвых; позже приравнен к земной богине Ларенте.
Децима, одна из трёх Парок, или богинь Судьбы, в древнеримской мифологии. Она отмеряет, какой длины будет нить жизни каждого конкретного человека, с помощью своего посоха. Также является богиней деторождения. В древнегреческой мифологии ей соответствует мойра Лахесис. Вместе с Ноной и Мортой они контролируют метафорическую нить жизни.
Девера или Деверра, римская богиня, которая правила метлами, используемыми для очистки храмов в процессе подготовки к различным богослужениям, жертвам и празднованиям; она защищала акушерок и женщин в родах.
Диана, римская богиня охоты, луна, девственности и родов, сестра-близнец Аполлона и одно из Совета Богов.
Диана Неморенсис, местная версия Дианы. Римский эквивалент Артемиды (греческой богини)
Дискордия, олицетворение раздора и раздоров. Римский эквивалент Эриды (греческой богини)
Диус Фидий, римский бог клятв, связан с Юпитером.
Ди инфери, римское божества, связанные со смертью и подземным миром.
Дисциплина, персонификация дисциплины.
Дист Патер или Диспатер был римским богом подземного мира, позже принадлежащего Плутону или Аиду. Первоначально он был хтоническим богом богатства, плодородными сельскохозяйственными угодьями и подземных минеральных богатств, позже он был приравнен к римским божествам Плутону и Оркусу, став божеством подземного мира.

Индиги, обожествленный Эней.
Интерцидона, незначительная римская богиня родов; призвана удерживать злых духов от ребенка; символизируется дровоколом.
Инуус, римский бог плодородия и полового акта, защитник домашнего скота.
Инвидия, римская богиня зависти и проступка.

Кака, архаичная римская богиня огня и «прото-Веста»; сестра Какуса.
Какус, изначально древний бог огня, позже считавшийся гигантом.
Камены, римские богини с различными атрибутами, включая покровительница пресной воды, пророчества и родов. Их было четыре: Кармента, Эгерия, Антеворта и Постворта.
Кардея, древнеримская богиня дверных запоров (крючьев — лат. cardines) и хранительница дома. Её праздником было 1 июня, эта дата была определена Юнием Брутом, одного из первых консулов рима и одного из основателя римской республики после изгнания римских царей. Кардея идентифицированная Овидом с Карной (внизу)
Кармента, римская богиня родов и пророчеств, и назначил огненный минор. Лидер Камен (сверху).
Кармены, две богини родов: Антеворта и Постворта или Поррима, будущее и прошлое.
Карна, римская богиня, которая сохранила здоровье сердца и других внутренних органов.
Клементия, римская богиня прощения и милосердия.
Клоацина, римская богиня, которая руководила системой канализации в Риме; отождествляемых с Венерой.
Конкордия, римская богиня согласия, понимания и брачной гармонии.
Консус, хтонический бог, защищающий хранение зерна.
Кура, олицетворение заботы и беспокойства, которые, согласно одному источнику, создала людей из глины.
Кибела — анатолийская богиня-мать; у нее возможно был предшественник в эпоху раннего неолита, чью фигурку нашли в Чаталхёюке. Таких изображений было найдено несколько. Она единственная известная богиня Фригии и, вероятно, была ее государственным божеством. Ее фригийский культ был принят и адаптирован греческими колонистами Малой Азии и распространился на материковую Грецию и ее более отдаленные западные колонии около 6-го века до нашей эры.

Лары, бытовые римские боги. Римляне строили алтари в честь божеств, охраняющих дом и семью. Приходя в семью друзья должны были принести подарок и ларам-покровителям дома. Оскорбление этих богов могло навлечь гнев на всю семью. Для иудеев и позже христиан приношение даров таким идолам было не приемлемо. Это конечно вело к трениям и гонениям, что сначало вело к зарождению европейского анти- семитизма, а позже гонениям на христиан.
Лаверна, покровительница воров, мошенников и шарлатанов.
Латона, римская богиня света.
Лемуры, злонамеренные мертвые.
Левана, римская богиня обряда, через которую отцы принимали новорожденных детей как своих.
Летум, олицетворение смерти.
Либер, римский бог мужского плодородия, виноградарства и свободы, ассимилированный с римским Вакхом и греческим Дионисом.
Либера, женский эквивалент Либера, ассимилировался с римской Прозерпиной и греческим Персефоном.
Либералитас, римская богиня или олицетворение щедрости.
Либертас, римская богиня или олицетворение свободы.
Либитина, римская богиня смерти, трупов и похорон.
Луа, римская богиня, которой солдаты жертвовали захваченное оружием, вероятно, супруга Сатурна.
Люцифер, римский бог утренней звезды
Лусина, римская богиня родов, но часто описывается как аспект Юноны.
Луна, римская богиня луны.
Люперкус, римский бог пастухов и волков; как бог Луперкалии, его личность неясна, но иногда он отождествляется с греческим богом Паном.
Лимфа, часто множественные лимфы, римское водное божество, ассимилированное греческим нимфам.

Мана Генита, богиня детской смертности
Маны, души мертвых, которые стали рассматриваться как бытовые божества.
Мания, супруга этрусского пресноводного бога Мантуса, и, возможно, её отождествляли с теневой Матер Ларум; не путать с греческими маниями.
Мантус, этрусский бог мертвых и правитель подземного мира.
Матер Матута, богиня рассвета и родов, покровительница моряков.
Медитрина, богиня исцеления, введена для учета фестиваля Медитриналия.
Мефитис, богиня и олицетворение ядовитых газов и вулканических паров.
Меллоны или Меллонии, богини пчел и пчеловодства.
Мена или Мене, богиня плодородия и менструации.
Моле, дочери Марса, вероятно, богини шлифования зерна.
Монета, второстепенная богиня памяти, эквивалентная греческой Мнемосине. Также используется как эпитет Юноны.
Морс, олицетворение смерти и эквивалент греческого Танатоса.
Морта, мелкая богиня смерти и одна из Парке (римский эквивалент Моирей). Резакл нитки жизни, ее греческим эквивалентом был Атропос.
Мурсия или Муртиа, малоизвестная богиня, которая была связана с миртой, а в других источниках называлась богиней лени (обе интерпретации, возникающие из ложных этимологий ее имени). Позднее приравнивается к Венере в форме Венеры Мурсии.
Мутунус Тутунус, фаллический бог.

Наения, богиня погребального плача.
Насцио, олицетворение акта рождения.
Немезида, богиня мести (греческая).
Нерио, древняя богиня войны и олицетворение доблести. Супруга Марса.
Невитита, богиня и ассоциировалась с Консусом и Нептуном в этрусско-римском зодиаке Мартианом Капеллы, но мало известен.
Никси, также ди никси, богини родов.
Нона, незначительная богиня. Вращает нить жизни, ее греческим эквивалентом был Клото.
Нортия — римская богиня, взятая из этрусского пантеона, богиня судьбы из города Вольсиний, где гвоздь вбивался в стену главного храма в качестве части новогодней церемонии.
Нокс, богиня ночи, полученная от греческого Нюкта.

Опс or Опис, богиня ресурсов или богатства.
Оркус, бог подземного мира и каратель сломанных клятв.

Палатуа, малоизвестная богиня, охранявшая Палатинский холм.
Палес, божество пастухов и скота.
Парка, три судьбы.
Пакс, богиня мира; эквивалент греческой Эйрена.
Пенаты или Ди-пенаты, бытовые боги.
Пикумен, второстепенный бог плодородия, сельское хозяйства, браков, младенцов и детей.
Пикус, италийский бог дятлов с способностями предсказаний.
Пьетас, богиня долга; олицетворение римской добродетели.
Пиллум, малый бог-хранитель, занимался защитой младенцев при рождении.
Поена, богиня наказания.
Помона, богиня фруктовых деревьев, садов и фруктовых садов.
Поррима, богиня будущего. Также называется Антевортра.
Портунус, бог ключей, дверей и скота, ему был назначен огненный минор.
Постверта или Прорса Постверта, богиня родов и прошлого, один из двух Карментов.
Приап, перенятый фаллический опекун.
Прозерпина, Королева Мертвых и богиня зерна, римский эквивалент греческой Персефоны.
Провиденция, богиня предусмотрительности.
Пудицыя, богиня и олицетворение целомудрия, одна из римских добродетелей. Ее греческим эквивалентом был Айдос.

Фаласер, был древним италийским богом. Некоторые историки склоны считать его эпитетом Юпитера, поскольку фаландум, согласно Фесту, был этрусским словом, означающий «небеса».
Фама,римская богиня славы и слухов.
Фаскин, фаллический римский бог, который защищал от invidia (зависть) и сглаза.
Фауна, римская богиня пророчества, но, возможно, название других богинь, таких как Майя.
Фавн, римский бог стад.
Фауститас, римская богиня, которая защищала стадо и домашний скот.
Феврус или Февруус, римский бог этрусского происхождения, в честь которой был назван месяц февраль. Февруус, чье имя означает «очиститель», было богом очищения. Для этрусков Феврус был также богом богатства (деньги / золото) и смерти, оба связаны с подземным миром тем же естественным образом, что и с более известным римским богом Плутоном.
Фебрис, «Лихорадка», римская богиня, способная вызвать или предотвратить лихорадку и малярию.
Фекундитас, римское олицетворение плодородия.
Фелиситас, олицетворение удачи и успеха.
Ферентина, римская богиня-покровитель города Ферентина, латиум, защитник латинского содружества.
Феруния, римская богиня, связанная с пустыней, плебеями, вольноотпущенниками и свободой в общем смысле.
Фидес, олицетворение лояльности.
Флоре, римская богиня цветов.
Форнакс — в древнеримской религии Форнакс был божественным олицетворением печи (fornax). Ее праздник, Форнакалия, отмечали 17 февраля среди тридцати курий, самых древних разделов города, сделанных Ромулом из оригинальных трех племен Рима. Форнакалия был вторым из двух фестивалей, связанных с куриями, а другой был Фордицидия 19 апреля.
Фонтус или Фонс, римский бог колодцев и родников.
Фортуна, римская богиня удачи.
Фуфлунс, римский бог вина, естественного роста и здоровья. Он был принят из этрусской религии.
Фульгора, олицетворение молнии.
Фуррина, римская богиня, функции которой в основном неизвестны.

Целус, римский бог неба до Юпитера.

Церера, римская богиня урожая и мать Прозерпины и один из Совета богов. Римский эквивалент Деметры.

Эрикъюрэ, римская богиня, возможно, кельтского происхождения, связанная с подземным миром и идентифицированная с Прозерпиной.
Эквитас, божественное олицетворение справедливости.
Эскулапий, римский эквивалент Асклепия, бога здоровья и медицины.
Этернитас, богиня и олицетворение вечности.
Эгерия, водная нимфа или богиня, позже считавшая, частью Камен.
Эмпанда или Панда, римская богиня, чей храм никогда не закрывался для нуждающихся.
Эпона, галло-римская богиня лошадей и верховая езда, обычно считающаяся кельтским божеством.
Эдеся, римская богиня пищи, которая руководит банкетами.

Юстиция, римская богиня правосудия
Ютурна, римская богиня фонтанов, колодцев и родников.
Ювентас, римская богиня молодости.

Янус, двуликий или двуглавый римский бог начала и конца, а также бог дверей.

источник