Меню Рубрики

Лихорадка бьет средство художественной выразительности

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и углубить сведения об изобразительно-выразительных средствах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.

Сегодня мы повторим изобразительно-выразительные средства русского языка, выполним задания для систематизации знаний о выразительных средствах.

Средства художественной выразительности употребляются для создания художественного образа, для придания особой выразительности, с целью воздействия на читателя.

Презентация помогает учащимся вспомнить и повторить основные виды тропов, стилистических фигур, выразительных средств фонетики. После знакомства с презентацией следуют тренировочные задания.

Задание 1: работа с таблицей.

Ученикам раздаются листы с распечатанной таблицей, в которой заполнена только центральная колонка (определения тропов). Задача учащихся – распознать троп по определению и проиллюстрировать его примером, данных после таблицы.

Определение Эпитет Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.
Метафора Перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.
Синекдоха Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот.
Сравнение Троп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Олицетворение Наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.
Гипербола Образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
Литота Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
Аллегория Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Оксюморон Прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.
Перифраз (перифраза) Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.

Примеры к таблице:

  1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов. (олицетворение)
  2. Чайник кипит. (метонимия)
  3. Готов задушить в объятьях. (гипербола)
  4. Туманный Альбион. (перифраз)
  5. При свете тьмы. (оксюморон)
  6. Мужичок с ноготок. (литота)
  7. Лес точно терем расписной. (сравнение)
  8. Политический пасьянс. (метафора)
  9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе. (синекдоха)
  10. Печальные поляны. (эпитет)
  11. Лиса – о хитром человека. (аллегория)

Задание 2: тестовая работа

1. Это: а) анафора, б) эпифора, в) повтор (стык), г) олицетворение

Только в мире и есть что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и сеть что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть что душистый
Милой головки убор,
Только в мире и есть что чистый,
Влево бегущий пробор.

2. Здесь применяется:

Над нами гремят трубачи молодые,
Над нами восходят созвездья чужие,
Над нами чужие знамена шумят….
Чуть ветер,
Чуть север –
Срывайтесь за ними,
Неситесь за ними,
Гонитесь за ними,
Катитесь в полях,
Запевайте в степях!

3. Соотнесите:

1) Корабль вашего здоровья сел на мель. Его надо взять на буксир, снять с мели, а потом, когда у него под килем будет свободная вода, он поплывет сам. Лекарства – это буксир, свободная вода – это время, а возможность плыть самому – это восстановившиеся адаптационные возможности.

2) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)

3) Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. (А.С.Пушкин)

4) Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)

4. В каком тексте используется ирония, анафора, синтаксический параллелизм?

Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах. (А.Блок)

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил. (М.Ю.Лермонтов)

Слышу ли холод заветной разлуки
С милой весной и цветами земли,
Или поэзии детские руки
Манят поэта и машут вдали. (В.Луговской)

За море Черное, за море Белое
В черные очи и в белые дни. (А.Блок)

Вижу, смерть меня здесь, в степи, сразит,
Не попомни, друг, злых моих обид.
Злых моих обид да и глупостей,
Неразумных слов, прежней грубости. (И.Суриков)

а) синтаксический параллелизм

6. В каком из перечисленных предложений использована антитеза?

а) Человечество коллективно может завоевать Луну либо открыть антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится по отдельности.

б) Но произошел удивительный парадокс.

в) Техника сделала могущественным каждое государство и человечество в целом.

г) Но когда же ты остаешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?

7. В каком предложении использованы ряды однородных членов как средство выразительности?

а) Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные.

б) Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени.

в) Не успеешь опомниться, как блекнет молодость и тускнеют глаза.

г) Я перебираю в памяти места, какие видел и убеждаюсь, что видел мало.

8. Какие из перечисленных языковых средств используются в следующем тексте?

Не менее удивительны и “электрические пожары”. Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. Дескать, что поделаешь: провода глупые, замкнулись – что с них возьмешь? Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность.

а) сочетание книжных и разговорных синтаксических конструкций

9. В каком предложении используется метафора?

а) Связка в альпинизме – не только самый распространенный способ взаимостраховки, а нечто неизмеримо большее.

б) Альпинизм немыслим без риска и потому немыслим без настоящих друзей.

в) Только у пресыщенного праздностью богача могло возникнуть желание испытать себя в единоборстве с горами.

г) Альпинизм – это прежде всего труд, работа.

10. Какие из перечисленных языковых средств используются в следующем тексте?

Альпинизм – это прежде всего труд, работа. По-настоящему мужская, требующая сил, выдержки, терпения, максимальной самоотдачи. Приносящая огромную радость, но чаще – изматывающая, на пределе твоих сил и возможностей, а может, и за пределом – кто знает, где он, каков он? Как и во всякой работе, в альпинизме – в цене мастерство, та особая легкость, которая достигается лишь годами тренировок. Спорт не терпит сачков, любителей отсидеться за чужой спиной. Выгонять, отчислять таких из альпинистских секций обычно не приходится – уходят сами, прикрываясь, как щитом, расхожей фразой “умный в гору не пойдет”.

в) индивидуально-авторские неологизмы

11. Какой прием использован при употреблении слова язык в предложении:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

а) метонимия б) метафора в) сравнение г) эпитет

12. В каком предложении используется перифраз?

1) Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. (А.С.Пушкин)

2) В искрах катится река, словно зеркало стальное.

3) Компьютер – очень удобный инструмент для работы.

4) Слова с противоположными значениями называют антонимами.

Задание 3: работа с художественным текстом.

Определите, какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующих текстах.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне мира в тихом доме
Возле мирного огня. (А.Блок)

Б) Чуть зазевался, того гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке. (М.Ю.Лермонтов)

В) Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. (А.П.Чехов)

Г) Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В.Гоголь)

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь! (Н.А.Некрасов)

Е) Солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. (В.В.Маяковский)

Ж) Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришел невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой. – с непростою рыбкой, — золотою. (А.С.Пушкин)

З) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов)

И) Гром из-за тучи, зверея, вылез.

Громадные ноздри задорно высморкал. (В.В.Маяковский)

К) Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка! Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось при том рекою. (А.С.Пушкин)

Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом. (Э.Багрицкий)

Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: выписать по одному примеру на каждый троп их художественного текста. Каждый пример записать с указанием источника.

источник

Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ — употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада. (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём так сетуешь безумно?

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Нап o леоны.

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

золотая Берёзовым весёлым языком.

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Грамматический аргумент.

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Читайте также:  Как защитится от мышиной лихорадки

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (А. Пушкин.)

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению.

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман, акварель, мольберт

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие.

Грамматика, хирургический, оптика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать.

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы .

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

Слова, перенесённые из слова других языков.

Парламент,сенат, депутат, консенсус

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

Эмоционально окрашенные слова

Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Миленький, зайчонок, умишко, детище

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ

1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр.

ветер пью, туман глотаю. (В. Высоцкий.)

Сколько Плюшкиных развелось!

2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадо­вался я!

3. Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

4. Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут. и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой..

Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления.

Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток.

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы

Когда гремел мазурки гром. (А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА

1. Ряды однородных членов предложения.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих со­мнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)

2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными чле­нами.

Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)

3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.).

Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как ос­нова моей личности. (К. Бальмонт.)

4. Диалогичность изложения.

— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку.

— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе по­казался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

5. Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными зна­ками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.

7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

1. Выберите правильный ответ:

1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз. (Е. Замятин).

а) метафора б) гипербола в) метонимия

2. То стынешь в блеске лунного лака,

То стонешь , облитый пеною ран.

а) аллитерация б) ассонанс в) анафора

3. В пыли влачусь — и в небесах витаю;

Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).

а) оксюморон б) антонимы в) антитеза

4. Пусть заполнится годами

шире Мексиканского залива.

а) гипербола б) литота в) олицетворение

5. Выберите правильный ответ:

1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).

а) эпитет б) сравнение в) метафора

6. И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови. (К. Батюшков)

а) метафора б) олицетворение в) гипербола

7. Порой влюбляется он страстно

а) антитеза б) оксюморон в) эпитет

8. Алмаз шлифуется алмазом,

а) анафора б) сравнение в) параллелизм

9. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!

а) метонимия б) градация в) аллегория

10. Выберите правильный ответ:

1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

а) метафора б) метонимия в) олицетворение

а) гипербола б) литота в) сравнение

12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).

источник

Определите, какие средства художественной выразительности использованы в приведенных отрывках. Подчеркните их. Разграничьте тропы и стилистические фигуры речи.

1) Пустых небес прозрачное стекло (А.Ахматова).

Занимает все крыльцо (Частушка).

На груди утеса-великана (М.Лермонтов).

Не найден счет (Э.Багрицкий).

5) Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот мной утраченного дня? (А.Пушкин)

Той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин).

И мертвый на живом (С.Маршак).

8) Шумят толпой усталые перроны

И грустные глаза завидуют веселым (М.Борзыкин).

9) Милый друг, и в этом тихом доме

Не найти мне места в тихом доме

10) Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив (Д.Минаев).

11). Солнышко утром в колодезь озер

Свесило ноги оно на бугор,

Кликнуло – месяца нет (С.Есенин).

12) А хорошо бы за порог и мчаться по дороге.

Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги? (Н.Матвеева).

13) Не живой он пел, а умирающий.

Лебедь пел все тише, все печальнее (В.Брюсов).

14) И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком (С.Есенин).

15) Вижу его на дороге и в гроте.

Смуглую руку у лба. (М.Цветаева)

16) Прекрасной дочерью своей

Гордится старый Кочубей (А.Пушкин).

17) Люблю летать, заснувши наяву (А.Пушкин).

18) В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук (В.Маяковский).

19) Прибежал, пошел лобызаться с женой,

чаю выдул – стаканов до тыщи. (В.Маяковский)

Он пьет – все пьют и все кричат;

Он засмеется – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин).

И сколько отдал им душевной теплоты. (Н.Рыленков)

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: почему действующие лица рассказа считали, что главный герой рассказа болен или просто издевается над старшими? Чего не учел Сережа? Найдите в тексте предложения с нарушениями стилистической сочетаемости слов.

ПРЕВЗОШЛО САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ

. Как-то мне попалась книга «Что нужно знать будущему писателю». Она заворожила меня. Не советом заносить в общую тетрадь оригинальные мысли – чужие и свои, если придут в голову. До этого я уже додумался. И не указанием – прежде чем что-нибудь писать, обдумать план. Нет, книжка взволновала меня рассуждением о различных стилях речи. Оказывается, есть слова, которые значат почти одно и то же, но различаются окраской и придают речи особые оттенки. Приводился красноречивый пример: есть, лопать, шамать, трескать, питаться, кушать. Как можно испортить текст глухотой к звучанию слова, доказывалось цитатой из забытого исторического романа: «Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и шлепнулся мордой в грязь». Впоследствии я догадался, что эту цитату составитель пособия изобрел сам.

Словом, еще не зная, страдаю ли я глухотой к слову, я вознамерился принять против нее меры заранее, а для того совершенствоваться в употреблении слов и оборотов, придающих речи возвышенный, торжественный или, наоборот, сниженный и грубый оттенок. А также добиваться экспрессивности слога. Я еще не очень хорошо понимал, что это означает, но догадывался, что за ним скрывается один из ключей к успеху на поприще литературы. Кроме того, я решил упражняться в применении идиом, крылатых слов и выражений и прочих фразеологических оборотов.

Утром, когда мама спросила меня, понравилась ли мне кинокартина, которую мы накануне смотрели всем классом, я ответил:

– Превзошла самые смелые ожидания!

Мама, несколько удивившись, спросила, чем именно.

– Всколыхнула лучшие чувства! – ответствовал я.

– Странно ты сегодня разговариваешь! – обиделась мама. – Говори по-человечески!

– Не премину! – пообещал я. Больше мама со мной вообще не беседовала. Сердилась.

В школе мои попытки говорить экспрессивным слогом привели к более серьезным последствиям. На уроке мы поспорили с соседом по парте.

– Что у вас там происходит? – спросила Анна Васильевна.

– Ничего, что заслуживало бы упоминания, – ответил я. – Буря в стакане воды!

Брови Анны Васильевны изумленно поползли вверх.

– Ты плохо себя чувствуешь? – заботливо спросила она.

– Отнюдь! Не имею никаких оснований для жалоб! – прозвучал мой ответ. Меня отправили к врачу.

– Ну, так какие у нас жалобы? – справилась добрейшая Елизавета Матвеевна.

– Самочувствие не оставляет желать лучшего! – доложил я.

Манера говорить, которую я выбрал с утра, оказалась прилипчивой. Я уже сам был бы рад освободиться от нее – не получалось.

– Открой рот, покажи горло, скажи: а-а-а!

– Почту за честь! – воскликнул я, хотя терпеть не мог этой процедуры. А когда Елизавета Матвеевна сообщила мне, что горло чистое, я заметил, что не испытывал ни малейших сомнений на сей предмет. Тут она велела мне смерить температуру.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка кроликов опасные для человека

Температура оказалась нормальной, о чем Елизавета Матвеевна сказала с явным удивлением.

– Оснований для тревоги нет и в помине! – прокомментировал я. – Будет ли мне позволено вернуться на урок?

– Ступай-ка ты лучше домой! – сказала Елизавета Матвеевна. – Я тебе освобождение напишу. Посиди денек-другой дома. Отдохни. А главное – ничего не читай!

Я слышала, что ты очень много читаешь.

– Это обстоятельство имеет место! – сказал я, чувствуя, что впадаю в иную стилистическую тональность, с несколько канцелярским оттенком. Я вышел из кабинета врача с запиской об освобождении в руках, размышляя о превратностях судьбы того, кто собирается стать писателем.

Едва начнешь упражняться в применении разнообразно окрашенных слов и оборотов, как тебя сочтут больным.

. Я пересек улицу Горького напротив Музея Революции, немного не дойдя до перекрестка.

«Интересно, кому это свистят?» – с любопытством подумал я. Оказалось, мне.

Милиционер своей волшебной палочкой проделал пасс, который означал, что я должен вернуться на тот тротуар, с которого сошел, и подойти к нему. Я как загипнотизированный поплелся туда, куда указывала палочка.

Когда я приблизился к милиционеру, он, слегка наклонившись ко мне, приложил руку к шлему и спросил скорее благожелательно, чем грозно:

И я с ужасом услышал свой ответ:

– Имело место! – Канцелярская стилистическая волна захватила меня и не отпускала.

– Что? – переспросил милиционер.

– Нелегкая попутала! – сказал я, стремясь сделать свою речь не столько официальной, сколько выразительной.

– Ты как со старшими разговариваешь?! – возмутился милиционер, на что я неожиданно для самого себя ответил:

– Далек я был от мысли вас обидеть! – с изумлением чувствуя, что говорю ритмической прозой.

– Так! И нарушаем, и еще издеваемся! – воскликнул милиционер.

– Помилуйте! – в свою очередь вскричал я. – Чем повод дал я вам для этих подозрений?!

– . Всегда так говоришь? – с изумлением спросил он.

Я отрицательно помотал головой.

– Ну, скажи что-нибудь попросту!

– Господи! – охнул милиционер. – Ну, чеши домой!

И от этих слов во мне что-то словно щелкнуло. «Чешу домой!» – подумал я с облегчением. Когда мне открыла дверь мама с обычным вопросом, что в школе и почему я так рано, я выпалил:

– Меня милиционер задержал! Во-о! Дал духу! Потом отпустил! Я – драла! Задал лататы!

– Что ты говоришь? Как ты говоришь?! – простонала мама.

– Неужели непонятно: дал стрекача! Я рано потому, что доктор отпустил. Я говорю: есть такое дело – и, не будь дурак, домой во весь дух.

Мама слабым голосом спросила:

Потом она тоже смотрела мне горло, мерила температуру, собиралась идти в школу, чтобы поговорить с Анной Васильевной. А я как мог ее успокаивал:

– Куда, за семь верст киселя хлебать! Все это ерунда на постном масле.

. Когда со службы вернулся папа, мама, не давая ему раздеться, задержала в коридоре и что-то долго и взволнованно сообщала ему.

– О тебе говорят! – преданно доложил мне младший брат Юра.

– Да, – промолвил я многозначительно, – зашел я далеко! Что ни скажу, нет веры мне. Все звук пустой!

Юрка восхитился. А меня даже не позвали ужинать, а отправили в постель, предварительно дав валерьянки. Не знаю, чем кончилась бы эта история, если бы я, проснувшись утром, не сказал громко:

И услышал радостный Юрин возглас:

– Сережа выздоровел! (По С.Львову)

3. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:

1)разговорному;

2)художественному;

3)газетно-публицистическому;

4)официально-деловому;

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.

Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.

Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:

– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.

Буду говорить о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране.

На реке было прохладно и тихо. За лугами, в синеющей роще, куковала кукушка. У берега зашуршали камыши, и из них медленно выплыла лодка. Седенький старичок в очках и поломанной соломенной шляпе сидел в ней, рассматривая удочку. Он поднял ее и соображал что-то, лодка остановилась и вместе с ним, с его белой рубашкой и шляпой, отразилась в воде.

2002-й год показал: прикладным наукам пора объединиться в противостоянии не только терроризму, но и природным стихиям. Всемирная метеорологическая организация призналась, что предсказывать катаклизмы не в ее силах. Если раньше аномальные погодные явления случались только в Африке и Австралии, то теперь никакой континент от них не застрахован.

Разработать теорию единого поля, то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Эйнштейна. Мечтал, но не успел.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена, так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

От земледельческих работ освобождала крестьян осень, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок. Г. Науменко.

Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Д. С. Лихачев.

Расписка
Настоящая расписка дана библиотеке школы № 12 в том, что мною, старостой 10 класса Петровой Еленой, получено для класса 20 (двадцать) экземпляров книг И. А. Бунина «Темные аллеи» сроком на 10 дней.

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром.

· Разговорный стиль

1. Подчеркните и обозначьте сверху буквамиНиРте слова, которые характерны для речи нейтрального и разговорного стилей.

1. Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.

2. Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.

3. Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.

4. Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.

5. Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.

6. Сделать, совершить, смастерить, свершить, предпринять.

7. Отвратительный, ужасный, противный, поганый, мерзкий.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Пав­ших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Прово­жавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, За­пах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ла­сковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, За­дрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ве­тра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуж­дый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не за­гробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разво­рачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

Ключи к упражнениям.

Упражнение 1.

1. Шутила зрелость, пелаюность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) до­летит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба(гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из кар­тофеля. 6. Утешится безмолвная печаль (эпитет), и резвая(эпи­тет) задумается радость. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Как выжженная палами степь (сравнение), черна стала жизньГригория (метафо­ра). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна (оли­цетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально(эпи­тет)свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение)луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпи­тет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прору­бить окно (метафора). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет) пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часы деревянные(эпитет) Прохрипят(олицетворение) мой двенадцатый час(все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи(отрица­тельное сравнение), Мороз-воевода(эпитет) дозором Обходит владенья свои(олицетворение). 19.«Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны(метонимия). 20. Почва такая хо­рошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год выра­стет тарантас(гипербола). 21. . И жаль зимы-старухи (эпи­тет), И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом(развернутая метафора). 22. Зеленая при­ческа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?(Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строе­нием(гипербола). 24. Навосток, сквозь дым и копоть, Изодной тюрьмы глухой(метафора, эпитет) Подомам идет Европа(синекдоха), Пух перин над ней пургой(сравнение). 25. Телеграф охрип(олицетворение) от траурного(эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век(метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес(гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы(перифраза=кузнецы) Перед медлительным(эпитет) огнем Российским лечат молотком(ме­тафора) Изделье легкое Европы(перифраза=коляска), Благо­словляя колеи и рвы отеческой земли (вся фразаирония). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаныслез (градация, ги­пербола). 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено(лито­та). 30. Унылая пора! Очей очарованье!(т.е. осень) (перифраза) Приятна мне твоя прощальная(эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивалсяо прутья клеток и слеталнеровными кусками (мета­фора). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радо­стью(оксюморон), что яостался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые(метонимия), И ты, им преданный (эпитет) народ. 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина(каламбур). 35. В первый раз я от месяца греюсь,В первый раз от прохлады согрет(оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готовакопна (гипербола).

Читайте также:  Симптомы лихорадка температура головная боль мышечная боль

Упражнение 2.

1. Милый друг, и в этом тихомдоме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10. Полюбил ученый — глупую, По­любил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез (риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация), С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

Упражнение 3.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас (аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание). 4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (алли­терация).

1. Б.Г.Меркин, Л.Г.Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. Москва. «Русское слово». 2008.

2. С.А.Павлова. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. Москва. «Просвещение». 2009.

3. Т.А.Царенкова. Т.Ю.Балашова. Готовимся к экзамену по русскому языку. Учебное пособие для поступающих в университет. Дубна. 2008.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 4604 | Нарушение авторских прав

источник

1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

2.Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

4.Гораздо интереснее оказались морские коньки.

5.Но тих был наш бивак открытый.

7.Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…

8.Не стая воронов слеталась

За Волгой, ночью, вкруг огней

9.У Елены беда тут стряслась. Большая.

10.Каждая минута времени дорога.

11.На кого не действует новизна?

12.Ах, ты вон как! Драться каской?

13.Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно большая.

14.Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Сметливость его и тонкость ума меня поразили.

3.Туманный Альбион оказался гостеприимным для меня.

4.Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

5.Я буду ждать тебя в апреле месяце.

6.Мечты, мечты! Где ваша сладость?

8.Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

9.Я видел это собственными глазами.

10.Ее любовь к сыну была подобна безумию.

11.Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено.

12.Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

14.Тут сгорел мой приятель со стыда.

15.Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Да, мы дружные были очень.

2.Красноречивое молчание говорило о многом.

3.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился.

4.Меня дома ждал неожиданный сюрприз.

5.Там стонет человек от рабства и цепей.

6.Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

7.То не кукушка в роще темной кукует рано на заре,- в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.

9.Милый друг, и в этом тихом доме

Не найти мне места в этом тихом доме

10.Море синее, поле чистое, тучи черные,

Солнце красное – все это Россеюшка моя.

12.У него семь пятниц на неделе.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.

1.Но им назад не воротиться.

2.Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

4.Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля.

5.Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волн, тягуч и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

6.Не зарывай талант в землю!

8.Я стоял на носу корабля и слушал говор волн.

10.Вот перейдешь в четвертый класс, тогда узнаешь, где раки зимуют.

12.Страшен враг за горами, но страшнее за плечами.

13.Мир щедр и скуп, богат и беден.

14.Ты не страшись быть молодым, да ранним.

Быть молодым, да поздним – вот беда.

15.Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано

1. Как бы красиво мы не извинились, память есть память, и она помнит, кто нанёс рану и от кого остался рубец, шрам, чёрный след в сознании (В.Харченко)

2. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. (Н.Гоголь)

3. При одном предположении подобного случая вы бы должны были испустить ручьи…что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз. (Ф.Достоевский)

4. Капельками крови горят ягодки брусники на ещё зелёной листве.

5. Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. (А.Солженицын)

6. Древнерусская литература поразительно разнообразна по своей невероятной роли в общественной и государственной жизни страны, народа. И как же не приобщаться к этому чуду – нашей литературе. Формирующей национальное сознание, патриотизм?! (Д.Лихачёв)

7. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё (родной земли) и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. (В.Распутин)

8. Не всё в Маяковском хаос и тьма. Там есть свои боги, свои молитвы, своя правда. (К.Чуковский)

9. Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нём веру в себя и заставляя делать то, что я хочу; и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу. (Н.Добролюбов)

10. Образующийся при нуле градусов лёд ещё легче и потому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В.Чивилихин)

11. Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.

12. Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет напряжённый воздушный шарик (ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук. (В.Солоухин)

13. Стояла холодная осенняя пора, и все листья с дерева давно облетели. Только один Листик, осунувшийся, пожелтевший от горя, оставался на ветке: он всё ещё ждал, что вернётся Вишенка. (Ф.Кривин)

14. Клим слышал, как Москва, встречая царя, ревела «ура». (М.Горький)

15. Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив?

Хрустят и хрупки, как хруста.

3.Часовые любви на Смоленской стоят,

Часовые любви у Никитских не спят,

Часовые любви по Петровке идут неизменно…

5.Мелькают мимо будки, бабы,

6.Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте.

7.Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза.

8.Моя жена говорит по-французски и по телефону

9.Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.

11.Не забыть нам лесов раздолье,

В кружевах плакучих берез.

12 Фарфор и бронза на столе. (А.С.Пушкин)

13.Мы выпили весь самовар. ( С.Есенин)

15.Москва! Москва! Люблю тебя, как сын… (М.Лермонтов)

1.Есть тоска зеленая в алостях зари. (С.Есенин)

2.Как ты можешь смотреть на него?

Как ты можешь всходить на мосты?

3.В рассказах деда было достаточно исторической глубины и временных пластов. Достаточно, чтобы чувствовать себя не просто так оказавшимся в этом мире. (Е.Гришковец)

4.Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут, чтобы не увидеть их никогда. (Н.В.Гоголь)

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия. (Ф.И.Тютчев)

6.Твои уста- два лепестка граната…

Твои ресницы- крылья черной ночи…

Твоя душа- восточная загадка. (М.Лохвицкая)

7.О,Русь! Куда несешься ты? Дай ответ… (Н.В.Гоголь)

8.Контрабас пил чай вприкуску, а флейта- внакладку. (А.Чехов)

9.Вскочить вскочил, а спрыгнуть струсил. (С.Антонов)

10.Мело, мело по всей земле

11.Конь бежит, земля дрожит.

12.Это — круто налившийся лес,

Это- щелканье сдавленных льдин,

Это- двух соловьев поединок. (Б.Пастернак)

13.Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.С.Пушкин)

14.Во мраке раки шумели в драке. (скороговорка)

15.О буря брошюр и листовок! (Б.Пастернак)

1.Шли два студента, один — в галошах, другой- в институт.

2.С то лет не виделись. Кошмарный беспорядок.

3.А мы называем грядущим будущее.

Грядущий день – не завтраший день. (Б.Слуцкий)

4.Летит прожорливая младость. (А.С.Пушкин)

5.Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – все кипит. (А.С.Пушкин)

6.Вот уж и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В.Гоголь)

7.О Волга – колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (А.Некрасов)

9.И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И жизнь , и слезы, и любовь. (А.С.Пушкин)

10.Маринину читаю с большим удовольствием, чем Донцову.

12.Живет не тужит, по свету кружит.

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что. (В.Соколов)

14.Прощай, письмо любви, прощай! (А.С.Пушкин)

Ключи к 1-ой части

1.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)

источник