Меню Рубрики

Физические методы охлаждения ребенка при лихорадке

— добиться снижения температуры.

1) Физическое охлаждение с помощью льда.

— при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом повторной термометрии.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить ребенку (маме) цель и ход выполнения процедуры. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Поместить кусковой лед в пеленку. Разбить его на мелкие части (размером 1-2см) деревянным молотком. Измельченный лед более равномерно распределяется в пузыре.
Наполнить пузырь со льдом на ½ объема и долить холодной водой (t = 14 – 16 0 C) до 2/3 объема. Обеспечение и проверка герметичности.
Завернуть пузырь в сухую пеленку. Профилактика обморожения кожи.
Выполнение процедуры
Приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстоянии 20-30см. Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро. Предупреждение местного отморожения.
Для охлаждения можно использовать флаконы со льдом, приложив их на области крупных сосудов (боковые поверхности шеи, подмышечные, паховые складки, подколенные ямки), предварительно обернуть флаконы салфеткой Улучшение теплоотдачи. Предупреждение местного отморожения
Зафиксировать время. Примечание: длительность процедуры 20-30 мин. Места приложения флаконов необходимо менять через 10-15 минут. При необходимости повторения процедуры перерыв должен составлять не менее 10-15 мин. По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него кусочки льда, менять флаконы. Исключение вероятности возникновения патологических состояний, связанных с длительным спазмом сосудов.
Завершение процедуры
Через 20-30 мин повторно измерить температуру тела ребенка. Обеспечение эффективности проведения процедуры (если мероприятия эффективны, температура снизиться на 0,2-0,3 0 С.)
Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии. При отсутствии положительной динамики перейти на следующий этап гипотермии.

Физическое охлаждение с помощью обтирания.

— при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 мин. и проводить коррекцию мероприятий с учетом повторной термометрии.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
В почкообразном лотке развести спирт с водой в соотношении 1:1. Для профилактики ожогов кожи.
Раздеть ребенка. Необходимое условие для процедуры
Осмотреть кожные покровы. Не должно быть поврежденной кожи.
Выполнение процедуры
Ватным тампоном, смоченным в 40% спирте, протереть участки, где крупные сосуды проходят близко к поверхности кожи: височную область, область сонных артерий, подмышечные впадины, локтевые, подколенные сгибы, паховые области. Сбросить тампон в лоток. Обеспечение теплоотдачи. Предупреждение загрязнения окружающей среды.
Повторять протирание складок каждые 10-15 минут. Обеспечение эффективности процедуры за счет теплоотдачи.
Завершение процедуры
Через 20-30 мин повторно измерить температуру тела ребенка. Обеспечение эффективности проведения процедуры (если мероприятия эффективны, температура снизится на 0,2-0,3 0 С.)
Провести коррекцию мероприятий с учетом данных термометрии. При отсутствии положительной динамики перейти на следующий этап.

Уксусное обертывание.

— емкость для приготовления уксусного раствора;

— при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 мин. и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной гипотермии.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
В емкости развести уксус с водой в соотношении 1:1 Для профилактики химического ожога.
Раздеть ребенка. Необходимое условие для проведения процедуры.
Осмотреть кожные покровы ребенка. Не должно быть поврежденной кожи.
Выполнение процедуры
Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки. Смочить ее в уксусном растворе. Обеспечение лучшего смачивания пеленки и удобства при выполнении процедуры.
Отжать пеленку и разложить ее на ровной поверхности. Обеспечение эффективности процедуры.
Уложить ребенка на пеленку так, чтобы ею можно было укрыть все тело, а верхний край находился на уровне мочки уха. Обеспечение эффективности процедуры.
Прикрыть половые органы подгузником. Защита промежности от раздражения.
Руки малыша поднять вверх и одной стороной пеленки покрыть грудную клетку и живот ребенка, приложив край пеленки между ножками. Опустить руки ребенка и прижать их к туловищу, обернув другим краем пеленки. Достижение максимальной площади непосредственного контакта холодной пеленки с кожей малыша, что способствует усилению теплоотдачи.
Свернуть из салфетки валик и обернуть им шею ребенка. Предупредить раздражающее действие паров уксуса на дыхательные пути.
Зафиксировать время. В течение 20-30 мин. повторно смачивать в уксусном растворе по мере ее нагревания и вновь обворачивать ею ребенка. Обеспечение эффективности процедуры.
Завершение процедуры
Через 20-30 мин повторно измерить температуру тела ребенка. Определение эффективности проведения процедуры.
Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии. При снижении температуры на 0,2-0,3 0 С. Проводимые мероприятия прекращаются при отсутствии положительной динамики необходимо перейти на следующий этап гипотермии.

Закапывание капель в ухо.

— воспалительные процессы в ухе;

— стерильная пипетка, лекарственное вещество;

— лоток для отработанного материала,

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить все необходимое оснащение. Флакон с лекарственным препаратом поставить в ёмкость с водой (50-60 0 С.), подогреть до температуры тела (можно подогреть, держа в руке). Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры. Холодные капли вызывают усиление боли, кроме того, они раздражают «лабиринт» и могут вызвать головокружение и рвоту.
Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Уложить ребенка, повернув голову на здоровую сторону. Создание необходимого положения во время проведения процедуры.
При наличии отделяемого из уха, очистить слуховой проход ватными жгутиками. Обеспечение возможности действия лекарственного препарата.
Выполнение процедуры
Набрать в пипетку лекарственное вещество, капнуть одну каплю на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава. Проверка температуры капель.
Выпрямить наружный слуховой проход: а) если ребенок до года — оттянуть мочку вниз; б) если ребенок старше года — оттянуть ушную раковину кзади и кверху. Облегчение прохождения капель. Строение слухового прохода имеет возрастные анатомические особенности.
Ввести пипетку в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенке назначенное врачом количество капель лекарственного препарата. Прямое попадание капель на барабанную перепонку вызывает болезненные ощущения, головную боль.
Положить пипетку в лоток для обработанного материала. Обеспечение инфекционной безопасности.
Нажать несколько раз на козелок уха ребенка (при невыраженном болевом синдроме). Обеспечение лучшего прохождения капель по наружному слуховому проходу.
Заложить в ухо ватный тампон на 10-15 минут. Сохранения тепла способствует лучшему действию препарата.
Завершение процедуры
Предупредить ребенка/ родственников, что в течение 10-15 мин., голова должна оставаться повернутой на здоровую сторону. Проконтролировать. Увеличение времени контакта с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой уха.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

Закапывание капель в глаза.

— воспалительные заболевания глаз;

— раствор фурацилина 1:5000 (в домашних условиях можно использовать кипяченую воду);

— лоток для отработанного материала.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. Обеспечение права на информацию, участие в процедуре.
Подготовить все необходимое оснащение. Обеспечение четкости и эффективности.
Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
Подогреть лекарственное вещество до комнатной температуры. Для создания комфортных условий.
Отдельными стерильными ватными шариками, смоченными раствором фурациллина промыть глаза ребенка в направлении от наружного угла глаза к внутреннему. Обеспечение действия лекарственного препарата.
Выполнение процедуры
Набрать в пипетку лекарственное вещество. Для выполнения процедуры
— левой рукой с помощью сухого ватного шарика оттянуть вниз нижнее веко; -попросить ребенка смотреть вверх (если возможно по возрасту). — обеспечение попадания капель в коньюктивальный мешок; -для уменьшения раздражения коньюктивы.
Взять пипетку в правую руку и под углом 45 0 С. на расстоянии 1-2см нажать на колпачок пипетки и выпустить 1-2 капли в нижний свод коньюктивы в наружный угол. В соответствии с физиологическим направлением слезы.
Попросить ребенка закрыть глаза. Удаление избытка капель.
Завершение процедуры
Избыток капель при закрытии глаза снять ватным шариком. Удаление остатков влаги.
Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.

Закапывание капель в нос.

— воспалительные заболевания носа;

— острые вирусные респираторные заболевания.

источник

Манипуляция — Физическое методы охлаждения при гипертермии

Цель: лечебная.
Показания: — снижение температуры.
Противопоказания: — гипотермия.
Оснащение: пузырь для льда; кусковой лед: деревянный молоток; вода 14-16 градусов, пеленки 3-4 шт.; флакон со льдом, часы.
Обязательное условие:
при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме/ребенку ход и цель проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Поместить кусковой лед в пеленку.
5. Разбить его на мелкие части /размером 1-2 см/ деревянным молотком.
6. Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема.
7. Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности.
8. Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз.
9. Завернуть пузырь в сухую пеленку.
Выполнение процедуры
1. Приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстояние 2-3 см.
2. Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить).
3. Флаконы со льдом приложить на область крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки).
4. Зафиксировать время.
Примечание: длительность процедуры не более 20-30 мин. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 мин.
По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда, менять флаконы.
Окончание процедуры.
Через 20-30 мин. убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенку. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обеззаразить наружную поверхность пузыря 1% раствор хлорамина и оставить при комнатной температуре для оттаивания воды.
2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.
Общие сведения:
При асфиксии, перинатальном повреждении ЦНС, черепно-мозговых травмах, лихорадке, пузырь со льдом подвешивают на 20-30 минут на расстоянии 3-4 см от назначенной для охлаждения области. Перерыв делается на 10-15 минут в случае его повторного применения.

Оснащение:
— флакон с 70% этиловым спиртом; ватные шарики, вода 14-16 градусов; часы; почкообразный лоток.
Обязательное условие:
При проведении гипортермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 мин. и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме, ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Раздеть ребенка.
5. Осмотреть кожные покровы ребенка.
Выполнение процедуры.
6. Ватным тампоном, смоченным в этиловым спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела:
а) височную область,
б) область сонных артерий,
в) подмышечную область,
г) локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки.
7. Сбросить тампон в лоток для отработанного материала.
8. Повторять протирание складок каждые 10-15 мин.
Окончание процедуры
9. Через 20-30 мин. перемерить температуру тела ребенка.
10. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

источник

Гипертермия при инфекционных заболеваниях.

1. Острые инфекционные заболевания: Грипп и ОРВИ (аденовирус, RS-вирус,

2. Острые кишечные инфекции: дизентерия, сальмонеллез и др.

3. Детские инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина и др.

4. Нейроинфекции: Менингококковая инфекция, клещевой энцефалит, столбняк и т.д.

5. Осложнения при инфекционных заболеваниях вызванные бактериальной флорой: активная стадия отита, синусита, тонзиллита, бронхита, пневмонии, пиелонефрита, цистита и др.

6. Специфические осложнения при инфекционных заболеваниях: энцефилиты, менингоэнцефалиты.

• Стимуляция термогенеза возникает под воздействием факторов (токсины), которые усиливают выброс пирогенных веществ, в основном катехоламинов. Под их влиянием активизируются гранулоциты, моноциты, макрофаги, из которых выделяется интерлейкин.

интерлейкин непосредственно влияет на центры терморегуляции, расположенные в гипоталамусе, среднем мозге, верхнем отделе спинного мозга, приводит к возбуждению нейронов центров терморегуляции.

Поэтому 99% инфекционных заболеваний протекают с менее или более выраженным синдромом интоксикации, а ведущим симптомом синдрома интоксикации является лихорадка или гипертермия

Виды гипертермии: розовая и белая.

Симптомы розовой гипертермии.

• (теплопродукция равна теплоотдаче)

— кожные покровы умерено гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые;

Читайте также:  Острая ревматическая лихорадка возникает через

— повышение температуры тела свыше 37,8°С на 1°С ведет к пропорциональному росту ЧСС на 20 ударов и ЧД на 4 в минуту;

— состояние больного нарушено мало даже при фебрильных значениях температуры;

— лечебный эффект при назначении жаропонижающих средств выраженный

Симптомы белой гипертермии.

Белая гипертермия(теплопродукция превышает теплоотачу, так как происходит спазм периферических сосудов) – (требует обязательного (!) врачебного наблюдения. Назначение только жаропонижающих средств здесь не всегда эффективно:

• — бледность кожных покровов, мраморный рисунок кожи, акроцианоз (цианотичный оттенок ногтевых лож, губ), положительный симптом «белого пятна», похолодание конечностей;

• — непропорциональная температуре, чрезмерная тахикардия и тахипноэ;

• — состояние больного явно нарушено (вялость, возбуждение, бред, нарушение сознания, иногда судороги);

Неотложная помощь при лихорадке и интенсивная терапия гипертермического синдрома.

Ø Уложить ребенка в постель (Повышение температуры – признак интоксикации)

Ø Расстегнуть стесняющую одежду — облегчение экскурсии легких

Ø Обеспечить доступ свежего воздуха — при гипотермии развивается гипоксия

Ø Определить тип гипотермии (белая или розовая).

Ø Провести мероприятия в зависимости от показателей температуры:
а) 37,0-37,5оС — назначить обильное питье;
б) 37,5-38,0оС -провести физическое охлаждение;
в) 38,0-38,5оС — энтерально ввести жаропонижающие средства (панадол, парацетамол, нурофен, жаропонижающие свечи и т.д.);
г) 38,5оС и выше в/м или в/в ввести раствор анальгина 50%-ного из расчета 0,1 мл/год жизни, при отсутствии эффекта введение анальгина можно проводить повторно через 30—40 мин.

Ø Примечание: аспирин, цефеконовые свечи детям применять не рекомендуется

При 39-39.5 ( гипертермическом синдроме) — литическую смесь в/в, в/м, для достижения эффекта, если предыдущие мероприятия не ,1 мл на год жизни; 2%-ный раствор папаверина — 0,2 мл на год жизни, литическая смесь вводится в 4 или 6 приемов. (При глубокой коме или резком угнетении дыхания литическая смесь не вводится).

Ø Провести кислородотерапию

Ø В течение 20-30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребенка

Ø Через 20-30 минут провести термометрию

Ø Провести коррекцию проводимых мероприятий с учетом показателей повторной термометрии

Ø 0,25% раствор дроперидола из расчета 0,1 мл/кг.

Ø внутривенно вводят: реополиглюкин, реамберин — капельно,

Ø 10% раствор кальция хлорида,

Ø 0,25% раствор новокаина (2—4 мл/кг):

Ø проводят искусственную вентиляцию легких,

Ø применяют медикаментозные средства для устранения дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, ацидоза.

Как перевести белую гипертермию в розовую —

согреть ребенка, ввести смазмолитиками: но-шпу или никотиновую кислоту, или папаверин 0.2 мл/кг веса) т.к. белая гипертермия связана со спазмом периферических сосудов, который значительно нарушает процесс теплоотдачи

Физические методы охлаждения при лихорадке и гипертермического синдрома.

В случае отсутствия эффекта от фармакологических жаропонижающих средств провести физическое охлаждение (осторожно) в следующей последовательности:

— обтереть разбавленным столовым уксусом кожу;

-приложить лед к голове, паховым областям и области печени;

-обдуть ребенка вентилятором;

-промыть желудок и толстый -кишечник холодной водой через зонд

-накладывание мокрой повязки на лоб;

-прикладывание пузырей с охлажденной водой к голове,

— обтирание кожи теплой водой до появления гиперемии,

нельзя,использовать спиртсодержащие растворы при белой гипертермии, т.к. это вызывает спазм сосудов ð стимуляциия мышечной дрожи (озноба)ð снижение температуры ð сокращение теплоотдачи ð нарастание теплопродукции.

— В период оказания помощи при гипертермическом синдроме температуру тела у больного ребенка контролируют каждые 30 мин или 1 ч.

— Показан особый питьевой режим (кипяченая вода, 5 % раствор глюкозы, изотонический раствор натрия хлорида, оралит, минеральная вода, соки).

Методы лечение основного заболевания:

Дата добавления: 2016-12-03 ; просмотров: 3843 | Нарушение авторских прав

источник

Иногда родители жалуются на, казалось бы, беспричинное повышение температуры у ребенка. Нет никаких признаков начавшегося заболевания, малыша не беспокоят боли, а градусник упорно показывает повышение температуры тела. Причина для повышения температуры всегда есть, но не всегда она очевидна. И в любом случае высокая температура у малыша не должна оставаться без внимания взрослых. О гипертермии и гипертермическом синдроме следует узнать как можно больше, чтобы знать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Гипертермическим синдромом называется нарушение терморегуляции (теплообмена), связанное с повышением температуры тела. Жар неизменно провоцирует ответную реакцию со стороны внутренних органов и систем, при этом чаще всего страдают сердце, сосуды и нервная система. Повышение температуры сверх естественной нормы (для грудничков нормой считается 37,0 градусов, для других – 36,6 градуса) говорит о переводе организма в состояние повышенной боевой готовности.

Жар – защитный механизм человеческого организма, который «включается» каждый раз, когда нужно мобилизовать иммунные силы на борьбу с неким вредным и опасным фактором. Жар – это здоровый механизм лихорадки при болезни.

Гипертермический синдром связан с повышением температуры до 39,0 градусов и выше, нарушением гемодинамики, признаками отечности мозга. Гипертермия сама по себе представляет избыточное накопление тепла и затруднение его отдачи вовне. О гипертермическом синдроме говорят в том случае, когда состояние ребенка критическое, угрожающее его жизни и здоровью. Наиболее часто гипертермический синдром встречается у детей в возрасте от рождения до шести лет. У подростков почти не встречается. Если не оказать ребенку своевременной и правильной помощи, все может закончиться летальным исходом, поскольку признаки синдрома очень быстро нарастают.

Наиболее опасной формой считается послеоперационная злокачественная гипертермия.

Существует несколько основных видов нарушения терморегуляции у ребенка.

Это менее благоприятная и более опасная форма гипертермии. При ней теплоотдача нарушена, организм вырабатывает больше тепла, чем отдает. Кожные покровы остаются бледными и сухими. Часто кожа выглядит как мраморная, заметны синеватые прожилки, есть легкий цианоз ногтевых пластин, губ, что свидетельствует о нарушении кровообращения. Ручки и ножки ребенка остаются холодными, несмотря на то что термометр буквально шокирует своими показаниями.

Если легко надавить на кожу пальцем, остается белое пятно, этот признак так и называется – признак белого пятна, и при бледной лихорадке он положительный. Сознание ребенка нарушается. Он вялый, неактивный, возможно возникновение бредового состояния, навязчивых действий, а также судорог. Жаропонижающие практически не действуют, желаемого облегчения не приносят.

Это наиболее благоприятная форма, при которой выработка внутреннего тепла в общем соответствует теплоотдаче, из-за чего кожные покровы у ребенка становятся красными (розовыми) по причине притока крови в наружным кровеносным сосудам. Кожа малыша при такой форме гипертермии горячая, повышается потливость (как один из естественных механизмов отдачи тепла), ручки и ножки горячие, дыхание становится более частым – это тоже механизм отдачи лишнего и опасного для состояния организма тепла.

Сердцебиение становится более частым. В целом поведение ребенка не нарушено, он в сознании, хотя столбик термометра может подниматься выше 39,0 градусов.

У новорожденных из-за незрелости системы терморегуляции может развиваться транзиторная гипертермия. Она сопровождается недостаточной работой потовых желез, в связи с чем отдача тепла нарушается. Развитию патологического состояния способствует слишком теплая одежда, нарушение температурного режима в помещении, где находится новорожденный.

У детей с высоким уровнем тревожности, эмоционально страдающих возможно развитие нейрогенной (психогенной) гипертермии, которая проявляется длительными периодами повышенной температуры без видимых причин для ее возникновения.

Причины, по которым развивается состояние гипертермии, многочисленны. Среди них можно отметить внешние – перегревание на солнце, ожоги, тепловой удар, а также внутренние – болезненные состояния, связанные с избыточной теплопродукцией.

В большей мере подвержены гипертермии дети раннего возраста, дети, страдающие обезвоживанием, малыши с ослабленным иммунитетом. Гипертермический синдром обычно развивается в качестве гиперреакции организма на инфекцию (вирусы, бактерии). Эта реакция отличается от нормальной, в ответ на отдачу тепла организмом центр терморегуляции, наоборот, все наращивает градусы, что и приводит к нарушению кровообращения и ухудшению общего состояния. Специалисты считают, что склонность к гипертермическому синдрому может наследоваться генетически.

Важно! Злокачественная гипертермия имеет наследственные причины, патология развивается в качестве реакции организма с мутацией в 19 паре хромосом на препараты, которые вводят во время наркоза для проведения хирургических операций.

У родителей, которые сталкиваются с повышенной температурой у ребенка, естественным образом возникает вопрос – нужно ли снижать температуру. Поскольку жар – это защитный механизм организма, сбивать температуру незначительную не стоит. Если ребенок в целом здоров, то считается, что до 38,5 градуса в снижении жара нет нужды – иммунитет должен иметь адекватные условия для формирования антител, которые будут активно противостоять болезни. Именно повышенная температура создает максимально благоприятные условия для выработки интерферонов. Но это правило касается только красной гипертермии, если же у ребенка наблюдается ее бледная форма, то помощь должна быть оказана незамедлительно, невзирая на конкретные цифры на термометре.

В помощи нуждаются и дети группы риска – недоношенные малыши, дети первого года жизни, дети, которые ранее перенесли на фоне жара фебрильные судороги, малыши с заболеваниями центральной нервной системы, хроническими болезнями сердца и сосудов. Алгоритм оказания неотложной помощи детям при высокой температуре должны знать все родители.

  • При белой гипертермии одновременно дают ребенку жаропонижающее и сосудорасширяющее средство (парацетамол с «Но-Шпой» или «Папаверином»). В комнате должно быть прохладно, ребенка укладывают и вызывают «Скорую помощь».
  • При красной гипертермии дают разовую возрастную дозу жаропонижающего средства на основе парацетамола. Ребенка следует раздеть до трусов, если и накрывать чем-то, то только тонкой простыней, чтобы не нарушать теплоотдачу. Нужно обильное питье комнатной температуры.

Вызвать врача из поликлиники на дом, если речь идет о грудном ребенке с жаром более 39,0 градусов – разумнее вызвать «Скорую».

Нужна ли госпитализация при гипертермии у детей – сложный и неоднозначный вопрос. Он решается в индивидуальном порядке, если состояние ребенка признается тяжелым. Клинические рекомендации и стандарты оказания помощи при высокой температуре определяют несколько критериев тяжести состояния – голос малыша слаб, едва различим, ребенок монотонно хнычет, всхлипывает, есть признаки белой лихорадки, есть признаки обезвоживания, ребенок очень вялый, не реагирует на внешние раздражители.

Срочная госпитализация положена при следующих симптомах:

  • постоянный плач, осиплость голоса на фоне гипертермии;
  • нарушение сна, при котором ребенок либо спит постоянно, либо вообще не спит более суток;
  • бледность кожи, ее мраморный оттенок, цианоз.

Важно! Ребенка доставят в больницу вне всяких сомнений для более подробного и тщательного обследования, если нет видимых причин повышения жара.

При лечении гипертермии у детей категорически запрещается использовать аспирин, он может стать причиной развития опасного для детской жизни синдрома Рэя. Современные стандарты запрещают также использовать для снижения температуры в детском возрасте «Найз» и анальгин. Детям любого возраста рекомендуются жаропонижающие средства на основе парацетамола. При красной форме можно использовать противовоспалительный «Ибупрофен», при белой лихорадке его применение нежелательно и неэффективно.

Физические методы охлаждения (обтирания) допустимы лишь при красной форме гипертермии. Для этого воду подогревают до такой температуры, чтобы она была на градус ниже температуры тела. Методика имеет весьма сомнительную эффективность, врачи не усматривают в ней ничего особенно полезного. А применение холодной воды, спирта и водки вообще может вызвать спазм сосудов, и тепло начинает хуже покидать тело больного.

При высокой температуре, если отмечается рвота, не дают жаропонижающие и противовоспалительные средства перорально, используют ректальные суппозитории. После приема таких препаратов снижение температуры хотя бы половину градуса считается результатом положительным, и в повторном приеме лекарства нет необходимости. На время лечения очень важно, чтобы ребенок вдыхал увлажненный воздух. Для этого можно воспользоваться увлажнителем воздуха или развесить влажные пеленки по дому.

Это в сочетании с обильным питьем – отличная профилактика респираторных и легочных осложнений гипертермии, связанных с обезвоживанием.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

источник

Манипуляция – Физическое методы охлаждения при гипертермии

Цель: лечебная.
Показания: – снижение температуры.
Противопоказания: – гипотермия.
Оснащение: пузырь для льда; кусковой лед: деревянный молоток; вода 14-16 градусов, пеленки 3-4 шт.; флакон со льдом, часы.
Обязательное условие:
при проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме/ребенку ход и цель проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Поместить кусковой лед в пеленку.
5. Разбить его на мелкие части /размером 1-2 см/ деревянным молотком.
6. Наполнить пузырь льдом на 1/2 объема и долить холодной воды до 2/3 его объема.
7. Вытеснить воздух из пузыря нажатием руки, расположив его на твердой поверхности.
8. Плотно закрыть пузырь крышкой и перевернуть пробкой вниз.
9. Завернуть пузырь в сухую пеленку.
Выполнение процедуры
1. Приложить пузырь со льдом к голове ребенка на расстояние 2-3 см.
2. Проверить расстояние между пузырем и головой ребенка, расположив между ними ребро ладони (оно должно свободно проходить).
3. Флаконы со льдом приложить на область крупных сосудов, предварительно прикрыв их пеленкой (подмышечные области, паховые складки, подколенные ямки).
4. Зафиксировать время.
Примечание: длительность процедуры не более 20-30 мин. При необходимости ее повторения перерыв должен составлять не менее 10-15 мин.
По мере таяния льда сливать воду из пузыря и подкладывать в него новые кусочки льда, менять флаконы.
Окончание процедуры.
Через 20-30 мин. убрать пузырь и флаконы и перемерить температуру тела ребенку. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обеззаразить наружную поверхность пузыря 1% раствор хлорамина и оставить при комнатной температуре для оттаивания воды.
2. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.
Общие сведения:
При асфиксии, перинатальном повреждении ЦНС, черепно-мозговых травмах, лихорадке, пузырь со льдом подвешивают на 20-30 минут на расстоянии 3-4 см от назначенной для охлаждения области. Перерыв делается на 10-15 минут в случае его повторного применения.

Читайте также:  Что делать при лихорадке у ребенка без температуры

Оснащение:
– флакон с 70% этиловым спиртом; ватные шарики, вода 14-16 градусов; часы; почкообразный лоток.
Обязательное условие:
При проведении гипортермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 мин. и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Подготовка к процедуре:
1. Объяснить маме, ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки.
4. Раздеть ребенка.
5. Осмотреть кожные покровы ребенка.
Выполнение процедуры.
6. Ватным тампоном, смоченным в этиловым спирте, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела:
а) височную область,
б) область сонных артерий,
в) подмышечную область,
г) локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки.
7. Сбросить тампон в лоток для отработанного материала.
8. Повторять протирание складок каждые 10-15 мин.
Окончание процедуры
9. Через 20-30 мин. перемерить температуру тела ребенка.
10. Провести коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.
Инфекционный контроль:
1. Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

источник

Лихорадка — это защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящих к повышению температуры тела и стимулирующих естественную реактивность организма. Биологическое значение лихорадки заключается в активизации иммунологической защиты. Подъем температуры тела приводит к повышению фагоцитоза, увеличению синтеза интерферонов, активации и дифференцировке лимфоцитов и стимуляции антителогенеза. Повышенная температура тела препятствует размножению вирусов, кокков и других микроорганизмов.
Лихорадка принципиально отличается от повышения температуры тела, наблюдающегося при перегревании организма, которое возникает вследствие различных причин: при значительном повышении температуры окружающей среды, активной мышечной работе и др. При перегреве сохраняется установка центра терморегуляции на нормализацию температуры, в то время как при лихорадке центр терморегуляции целенаправленно перестраивает «установочную точку» на более высокий уровень температуры тела.
Поскольку лихорадка является неспецифической защитно-приспособительной реакцией организма, то причины, ее вызывающие, весьма разнообразны. Наиболее часто лихорадка встречается при инфекционных болезнях, среди которых доминируют острые респираторные заболевания верхних и нижних дыхательных путей. Лихорадка инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие вирусов, бактерий и на продукты их распада. левитра купить Повышение температуры тела неинфекционного характера может быть различного генеза: центрального (кровоизлияние, опухоль, травма, отек мозга), психогенного (невроз, психические расстройства, эмоциональное напряжение), рефлекторного (болевой синдром при мочекаменной болезни), эндокринного (гипертиреоз, феохромацитома), резорбтивного (ушиб, некроз, асептическое воспаление, гемолиз); оно может также возникать в ответ на введение некоторых лекарственных препаратов (эфедрина, ксантиновых производных, антибиотиков и др.).

Лихорадочный процесс при острых заболеваниях обычно протекает в три стадии. На первой из них температура повышается за счет значительного преобладания теплопродукции над теплоотдачей. На второй стадии увеличивается теплоотдача, дальнейшего изменения температуры в течение некоторого времени (дни, часы) не происходит. На третьей — после прекращения действия пирогенов «установочная точка» центра терморегуляции опускается до нормального уровня. Теплоотдача увеличивается за счет расширения кожных сосудов, обильного потоотделения, частого дыхания. Снижение температуры может быть постепенным (литическим) или быстрым (критическим). Если критическое снижение температуры, сопровождающееся резким расширением сосудов, сочетается с интоксикацией, то может возникнуть опасный для жизни ребенка коллапс.

При одинаковом уровне гипертермии лихорадка у детей может протекать по-разному. Целесообразно различать у детей «белую» и «розовую» лихорадку.

Если теплоотдача соответствует теплопродукции, это свидетельствует об адекватном течении лихорадки и клинически проявляется относительно нормальным самочувствием ребенка, розовой или умеренно гиперемированной окраской кожи, влажной и теплой на ощупь («розовая лихорадка»). Отсутствие потливости у ребенка с розовыми кожными покровами и лихорадкой должно настораживать в плане подозрения на выраженное обезвоживание из-за диареи, рвоты, тахипноэ.

В случае «белой» лихорадки при повышенной теплопродукции теплоотдача неадекватна из-за нарушения периферического кровообращения, течение такой лихорадки прогностически неблагоприятно. Ведущим патогенетическим звеном «белой» лихорадки является чрезмерная гиперкатехоламинемия, что приводит к появлению клинических признаков централизации кровообращения. Клинически при этом отмечаются выраженный озноб, бледность кожных покровов, акроцианоз, холодные стопы и ладони, тахикардия, повышение систолического артериального давления, увеличение разницы между подмышечной и ректальной температурой (до 1°С и выше).

При лихорадке у ребенка врач решает основные вопросы:
— когда снижать температуру;
— зачем снижать температуру;
— чем снижать температуру;
— как снижать.

Когда снижать температуру

Национальная программа по лечению ОРЗ у детей предписывает назначение жаропонижающих средств:

1. Ранее здоровым детям:
– при температуре тела выше 39,0°С и/или
– при мышечной ломоте и/или
– при головной боли.

2. Детям с фебрильными судорогами в анамнезе:
– при температуре тела выше 38,0–38,5°С.

3. Детям первых 3 мес жизни:
– при температуре тела выше 38,0°С.

Раннее назначение антипиретиков показано также детям:
· c наследственными аномалиями обмена веществ,
· c судорогами в прошлом
· при наличии признаков недостаточности кровообращения II ст.и более;
· при дыхательной недостаточности II ст. и более;
· дегидратации;
· длительной лихорадке;
· тимомегалии 2ст. и более;
· «белой» гипертермии.

Вместе с тем надо учитывать и аргументы против обязательного назначения жаропонижающих средств при любом подъеме температуры:
· лихорадка может служить единственным диагностическим и прогностическим индикатором заболевания;
· жаропонижающая терапия «затушевывает» клиническую картину заболевания, обеспечивая чувство ложной безопасности;
· лихорадочная реакция — защитная, усиливает иммунный ответ и т. д.;
· жаропонижающая терапия несет в себе и определенный риск, включающий побочные эффекты препаратов.

Как и чем снижать температуру
Можно начинать с немедикаментозных методов снижения температуры. Назначение дополнительного количества жидкости необходимо любому лихорадящему ребенку для профилактики обезвоживания, легко наступающего у детей в связи с учащением дыхания и усилением потоотделения и приводящего к сгущению крови. У детей старше года дополнительную жидкость дают в виде ягодных и фруктовых морсов, отваров, соков. Диетические ограничения определяются характером заболевания, преморбидным фоном.
Физические методы охлаждения увеличивают отдачу тепла с поверхности тела. Обычно применяют обтирание губкой, смоченной водой или 40-50% спиртом с обдуванием туловища в течение 5 мин, каждые полчаса (4-5 раз).
Их не применяют при наличии у ребенка признаков нарушения микроциркуляции (лихорадка «белого» типа).
Физические методы наружного охлаждения особенно эффективны при нейрогенной лихорадке у детей.

Скорость снижения температуры 1-1,5º С за 30-60 минут.
Длительность применения жаропонижающих не более 3-х суток, анальгетиков — до 5 суток.

У детей из групп риска следует начинать с медикаментозной терапии жаропонижающими средствами. Хотя многие препараты обладают антипирическим действием, однако только четыре из имеющихся в продаже оптимальны для лечения лихорадки у детей: парацетамол, ибупрофен, напросин и ацетилсалициловая кислота (аспирин). Пятый препарат — кетопрофен готовится для введения в педиатрическую практику. Знание фармакологии препаратов, соотношения приносимой пользы и риска обеспечивает их оптимальное применение.

Парацетамол
Парацетамол (ацетоминофен, тайленол) в большей мере угнетает «церебральный» синтез простагландинов, чем «периферический» и потому он не обладает (или обладает в минимальной степени) антитромбоцитарным эффектом (т. е. он не нарушает функцию тромбоцитов), не вызывает и не усиливает кровоточивость. Минимальный периферический эффект парацетамола создает еще одно важное преимущество его перед другими НПВС: парацетамол не уменьшает диурез, что у лихорадящих детей раннего возраста со склонностью к отеку мозга, токсикозам, судорогам — очень важное достоинство. Он обладает антипиретическим и анальгезирующим эффектом, но лишен противовоспалительного действия.

Обычная жаропонижающая и болеутоляющая доза парацетамола 10-15мг/кг, ее можно назначать 3-4 раза в день.
Суточная доза парацетамола не должна превышать 60 мг/кг.

Токсичность парацетамола у детей проявляется при его концентрации в крови выше 150 мкг/мл. Болезни печени, прием активаторов печеночных оксидаз, а у взрослых — алкоголя, повышают токсичность парацетамола. Токсические эффекты парацетамола обусловлены его гепатотоксичностью:
· в первые часы сопровождаются тошнотой, рвотой, бледностью, потливостью;
· с конца 1-го, начала 2-го дня клинических симптомов нет, но начинается повышение трансаминаз;
· с 3-го дня развивается желтуха, коагулопатия, энцефалопатия, повышение трансаминаз и билирубина, тремор, гипогликемия, ОПН, поражение миокарда.
При длительном применении описаны случаи нефротоксичности (канальцевый некроз), кардиотоксичности (инфаркты, ишемия), панкреатитов.

Если из-за передозировки или кумуляции возникли повреждения печени, почек и у ребенка появились тошнота, рвота, понос, олигурия, гематурия, желтуха, гипогликемия — ему надо немедленно дать внутрь ацетилцистеин (АЦЦ) в дозе 140 мг/кг и далее по 70 мг/кг каждые 4 часа (всего 17 доз).

Советы по рациональному применению парацетамола для родителей:
• снижать температуру только по показаниям;
• не вводить жаропонижающее повторно с целью предотвращения нового подъема температуры, его следует дать лишь после того, как температура тела ребенка вновь подошла к прежнему уровню;
• использовать рекомендованную разовую дозировку парацетамола (10-15 мг/кг), ни в коей мере не превышать суточную дозу (60 мг/кг);
• не давать парацетамол без консультации с врачом более 3-х дней из-за опасности просмотреть бактериальную инфекцию и опоздать с назначением антибактериального средства;
• при развитии гипертермии со спазмом кожных сосудов (холодные, бледные кисти и стопы, мраморность кожи) после введения жаропонижающего следует энергично растереть кожу ребенка до ее покраснения и срочно вызвать врача.

Ибупрофен (бруфен, нурофен)
Обычная разовая доза 5 мг/кг массы тела может быть повышена при выраженной лихорадке до 10 мг/кг.
Ибупрофен является одним из лучших истинных НПВС (т.е. препаратов, обладающих жаропонижающим, противоболевым и противовоспалительным действием) по переносимости.
Суточная доза не должна превышать 25-30 мг/кг. При острой передозировке минимальная токсическая доза составляет приблизительно 100 mg/kg. Симптомы зависят от дозы (тошнота, боли в животе, спутанность сознания, летаргия, головная боль, зрительные нарушения, метаболический ацидоз). Из редких побочных эффектов необходимо назвать гастропатии с тошнотой рвотой, энтеропатии с диареей или запором, кровотечения, олигурию, тахикардию.

Аспирин (ацетилсалициловая кислота, АСК)
Жаропонижающая доза аспирина 10 мг/кг. Максимально принимать 3 раза в сутки (перерыв между приёмами от 3 до 6 часов).
Токсические эффекты салицилатов сопровождаются нарушением КЩР (аспирин), метаболическим ацидозом и респираторным алкалозом:
· Метаболический ацидоз за счёт угнетения цикла Кребса с накоплением молочной кислоты и увеличения образования кетоновых тел за счёт липолиза.
· Респираторный алкалоз – результат токсического действия салицилатов на ЦНС.
· Алкалоз – ранняя стадия отравления аспирином, ацидоз – в поздние сроки.
· Развиваются дегидратация, гипертермия, гипервентиляция, гипо- или гипер- натриемии, гликемии.
· При поражение ЦНС отмечаются звон в ушах, дезориентация, галлюцинации, раздражительность, заторможенность, судороги, кома, редко отёк мозга.
· Поражение желудка – гастрит, кровотечения.
· Нарушения гемостаза – нарушено образование протромбина в печени, тромбоцитопатия, повышение фибринолиза, неуправляемое кровотечение;
· У детей с дефицитом Г-6 ФД возможен гемолиз.
· Отёк лёгких – при нарушении секреции АДГ, ОПН.
· Бронхоспазм при ингибиции простогландинов Е.

Аспирин у детей, болеющих гриппом, ОРВИ и ветряной оспой, способен вызывать синдром Рея. Эксперты ВОЗ не рекомендуют применение АСК как жаропонижающего средства у детей до 12 лет, что нашло отражение в национальном Формуляре (2000). Приказом Фармкомитета РФ от 25.03.99 назначение АСК при острых респираторных инфекциях разрешено с 15-летнего возраста.

Амидопирин (пирамидон) в прежние годы широко применяли у лихорадящих детей, но сейчас от него отказались из-за возможного неблагоприятного влияния на гемопоэз (лейкопения, гранулоцитопения, вплоть до агранулоцитоза), а также аллергических и других осложнений (провоцирование судорожного синдрома).
Из списка жаропонижающих ввиду их токсичности исключен и фенацетин. Последний, к сожалению, входит в состав свечей Цефекон, а амидопирин — в Цефекон-М. Применять эти свечи при лечении детей опасно.

Читайте также:  Уход за больными при лихорадке алгоритм

Анальгин (метамизол) не рекомендуется широко и часто применять в связи с возможными его побочными эффектами — повышением судорожной готовности, поражением почек, гипопластической анемией, внезапной смертью. Метамизол может вызвать агранулоцитоз со смертельным исходом, а также анафилактический шок. Это послужило причиной его запрета или резкого ограничения применения во многих странах мира. Широкое применение анальгина в качестве жаропонижающего не рекомендовано ВОЗ в специальном письме от 18.10.91 г. Анальгин (таблетки, свечи) назначают по 5-10мг\кг\приём 3-4 раза в день; чаще же он используется как парентеральный жаропонижающий препарат. Используются 50-25% растворы анальгина по 0,1-0,2мл\год жизни, не чаще 3-4 раз в сутки.

Обычно для снижения температуры бывает достаточно монотерапии.
При высокой температуре возможно введение литической смеси.

У детей с аллергическим фоном возможно введение растворов дипразина, димедрола, тавегила (детям раннего возраста 0,2мл\год жизни на введение; старшим детям 0,1мл\год жизни на введение, с частотой введения не более 3-х раз в сутки).

У детей с «белой» лихорадкой, т. е. выраженными клиническими признаками централизации кровообращения с нарушениями микроциркуляции применение НПВС либо неэффективно, либо недостаточно эффективно для снижения температуры тела. Таким детям назначают препараты из группы фенотиазинов (пипольфен, дипразин, пропазин) в дозе 0,25 мг/кг (разовая доза), иногда в сочетании с дроперидолом (0,05-0,1 мл 0,1% раствора на кг массы тела на введение) через каждые 6-8 ч. Эти препараты понижают возбудимость ЦНС, расширяют периферические сосуды, устраняя этим нарушения микроциркуляции и увеличивая потоотдачу. Применяют их внутривенно или внутримышечно.
При стойкой гипертермии целесообразно усилить вышеперечисленную терапию внутривенным введением 0,25% раствора новокаина 2 мл/кг.

При «белой» гипертермии детям назначают сосудорасширяющие средства. Начать можно с никотиновой кислоты по 1 мг/кг на прием одновременно с дачей парацетамола. Неэффективность двухкратной дачи препаратов может быть показанием для внутримышечного введения пипольфена и дроперидола в упомянутых выше дозах. Как первое назначение детям с клиническими признаками централизации кровообращения можно использовать сочетание таких препаратов как папаверин и дибазол (детям раннего возраста 0,2мл\год жизни на введение; старшим детям 0,1мл\год жизни на введение, с частотой введения не более 3-4 раз в сутки).

Мощным жаропонижающим эффектом обладают стероидные гормоны: преднизолон 1-2мг\кг\сутки разделить на 2-3приёма.

Особую проблему для врача и родителей ребенка представляют фебрильные судороги, т.е. судороги, возникающие у детей в возрасте 3 мес. — 5 лет, связанные с лихорадкой. Инфекции ц.н.с. (менингит, энцефалит), протекающие нередко с высокой температурой, а также когда возникновению фебрильных судорог предшествуют афебрильные пароксизмы, не относятся к данной группе. Фебрильные судороги подразделяются на простые и сложные. Характерными особенностями простых фебрильных судорог являются: единичные эпизоды, короткая продолжительность (не более 15 мин.), генерализованные тонико-клоннческие, клонические или тонические приступы. Как правило, простые фебрильные судороги возникают у нормально развивающихся детей, не имеющих очаговых неврологических нарушений. Сложные фебрильные судороги характеризуются следующими признаками: продолжительность более 15 мин., повторяемость в течение 24 часов, фокальный характер (моторные фокальные пароксизмы, девиация глазных яблок, остановка взора, аура или изменение психического статуса). После сложных фебрильных судорог нередко возникают транзиторные неврологические расстройства в виде пареза конечностей. Возможно также развитие фебрильного эпилептического статуса — возникающих на фоне лихорадки, повторяющихся генерализованных тонико-клонических приступов продолжительностью более 30 мин.
При констатации диагноза «фебрильные судороги» первоначальной задачей врача является оказание экстренной помощи больному и проведение разъяснительной беседы с родителями по вопросам возможной природы фебрильных судорог и мерам их профилактики. Вероятность развития повторного пароксизма фебрильных судорог достаточно велика. Поэтому необходимо обучить родителей приемам первой помощи:
· не поддаваться панике, вести себя спокойно;
· расстегнуть воротник и освободить от тесной одежды;
· положить ребенка на спину и повернуть голову набок;
· не пытаться разжать челюсти с помощью каких-либо предметов;
· измерить температуру;
· внимательно наблюдать за течением приступа;
· не давать никаких лекарств или жидкостей перорально;
· находиться возле ребенка до полного прекращения приступа.

Хотя приступ и провоцируется высокой температурой, не следует слишком активно использовать физические методы охлаждения, в частности, холодные ванны, обтирание спиртом, применение вентиляторов, клизмы, промывание желудка холодной водой и прочие подобного рода процедуры, ибо дискомфорт, который они могут вызвать у ребенка — провокатор судорожного синдрома. Это связано с тем, что сильное снижение температуры может вызвать метаболические нарушения в организме, которые способствуют второй волне температурной реакции в ответ на инфекцию. Больше помогает физическое охлаждение головы.

Препаратом первой очереди выбора для купирования фебрильных судорог является диазепам, назначаемый парентерально (в мышцу или в вену) в дозе 0,5 мг/кг (0,1мл\кг), либо в виде раствора для ректального введения. Применяются также лоразепам (ативан) — 0,05-0,2 мг/кг, фенобарбитал — 10-20 мг/кг. Если судороги не купированы, то можно повторить указанную дозу диазепама (седуксен, реланиум, валиум, сибазон) через 10-15 минут или ввести 20% раствор ГОМК в дозе 100 мг\кг на физиологическом растворе в вену медленно. Кроме противосудорожных средств можно ввести преднизолон.

В большинстве случаев к моменту прихода врача судороги уже окончились, ибо продолжаются они обычно от нескольких секунд до нескольких минут. Важно выяснить генез лихорадки, назначить жаропонижающие средства (парацетамол в комбинации с пипольфеном и дроперидолом), исключить нейроинфекцию, а при любых сомнениях в пользу менингита произвести люмбальную пункцию (в условиях стационара), госпитализировать больного в профильное отделение. При повторении судорог – госпитализация непосредственно в реанимационное отделение.

Если судорожный синдром уже закончился, то обычно на 8-10 дней назначают внутрь фенобарбитал или диазепам (валиум). Обычная суточная доза фенобарбитала 4-5 мг/кг массы тела, но надо помнить, что противосудорожная концентрация препарата при таких дозах возникает лишь к концу курса. Поэтому если судорожный синдром был достаточно длительный (более 10 мин) или атипичный, то надо в первый день лечения дать нагрузочную дозу фенобарбитала — 15-20 мг/кг, разделенную на 3 приема; далее 3-5 мг/кг в сутки. При таком назначении уже к началу второго дня лечения в крови возникает противосудорожная концентрация фенобарбитала. Диазепам дают либо в свечах, либо внутрь. Разовая доза диазепама в свечах 0,2-0,45 мг/кг массы тела, внутрь диазепам назначают в дозе 0,5 мг/кг массы тела.
Такие противоэпилептические препараты, как дифенин (фенитоин) и карбамазепин (финлепсин), неэффективны при фебрильных судорогах.

Возможность повторения фебрильных судорог, а также риска их трансформации в афебрильные определяют необходимость профилактики фебрильных судорог. Существует две схемы профилактики фебрильных судорог: длительная (3-5 лет) противосудорожная терапия и интермиттирующая профилактика(в период вероятного риска развития фебрильных судорог). Наибольшее количество сторонников сейчас имеет интермиттирующее назначение противосудорожных средств с жаропонижающими при первых признаках инфекционного заболевания. При этом диазепам дают внутрь или ректально в суточной дозе 0,6-0,8 мг/кг (на 3 приема внутрь в сутки) с момента появления первых признаков лихорадочного заболевания до 2 дней после полного восстановления. Парацетамол дают лишь в первые дни болезни.

Врач-педиатр обязан постоянно проводить санитарно-просветительную работу с родителями по правильному применению безрецептурных жаропонижающих средств:
· ребенка с лихорадкой следует раскрыть и обтереть водой комнатной температуры: этого часто бывает достаточно для ее снижения;
· жаропонижающее следует использовать только в случае повышения температуры тела до указанных выше значений или при появлении озноба и/или дрожи;
· следует избегать курсового приема жаропонижающих препаратов – помимо опасности передозировки это может затруднить диагностику бактериальной инфекции, которая требует своевременной антибактериальной терапии. Повторную дозу жаропонижающего следует дать только после нового повышения температуры тела до указанного выше уровня;
· при температуре тела выше 38,0°С, сохраняющейся в течение 3 дней, вероятно бактериальное заболевание, что требует повторного обращения к врачу;
· одновременное назначение антибиотика и жаропонижающего затрудняет оценку эффективности антибиотика, поскольку ее основным критерием является снижение температуры тела; исключения из этого правила составляют судороги или нарушение теплоотдачи.

источник

  • Давать ребенку аспирин, анальгин, другие таблетки/порошки для взрослых. Аспирин может вызывать у детей очень тяжелое осложнение – синдром Рея – смертельное поражение печени и мозга.
  • Тепло одевать малыша, если он горячий, иначе будет нарушена отдача тепла в окружающую среду.
  • Обтирать водкой или уксусом при лихорадке, которая сопровождается ознобом и спазмом сосудов – конечности холодные, цианотичны, бывает выражен «мраморный» рисунок.
  • Снижать температуру, если на градуснике меньше 38,5oС (за исключением случаев, если у ребенка ранее были судороги или есть сопутствующие тяжелые заболевания сердца, нервной системы и др.).
  • Снижать температуру быстро и до 36,6oС. При быстром снижении температуры резко падает сердечная деятельность и артериальное давление! Помните – повышение температуры – защитная реакция организма, помогающая в борьбе с инфекцией.
  • Парить ноги, ставить горчичники, банки.

Правила снижения температуры:

Различают лихорадку «розовую» и «бледную».

1) При «розовой» – регистрируется высокая температура, горячее, пышущее жаром туловище, конечности, больной старается раздеться – выражены процессы теплопродукции и хорошая теплоотдача. Больного нужно раздеть, можно обтереть теплой водой (не более чем на 2 градуса меньше температуры больного. Можно применять и другие физические методы охлаждения – обдувание вентилятором, холодный компресс на лоб, область крупных сосудов – под мышками, в паховых областях, под коленями. Снижаем температуру не более чем до 38oС.

Применение лекарственных средств при отсутствии эффекта от физических методов: ребенку до 3-х месяцев – при температуре выше 38oС, здоровым детям старше 3-х месяцев – при температуре 39oС, при судорогах в анамнезе – при 38oС, при тяжелых сопутствующих заболеваниях – при температуре 38oС.

Препараты выбора для детей: парацетамол из расчета 10-15 мг/кг (разовая доза), ибупрофен из расчета 5-10 мг/кг (разовая доза), или комбинированные препараты парацетамола с ибупрофеном. В зависимости от возраста можно использовать эти средства в виде таблеток, сиропов, свечей.

У парацетамола есть жаропонижающий и обезболивающий эффект, но нет противовоспалительного. Эффективность парацетамола высока именно при вирусных инфекциях. Ибупрофен в отличие от парацетамола обладает, помимо жаропонижающего и обезболивающего, еще и противовоспалительным эффектом, то есть помогает снизить температуру не только при вирусных, но и при бактериальных инфекциях.

Анальгин обладает более выраженным жаропонижающим эффектом. Если парацетамол или ибупрофен не помогают, а температура еще больше повышается, то анальгин должен помочь. Если Вы вызовете «скорую», то ребенку введут анальгин внутримышечно. Важно знать, что анальгин запрещен во многих странах мира в связи с тем, что он снижает уровень гемоглобина и разрушает некоторые виды лейкоцитов, что может быть очень опасно. Поэтому применять его нужно только в крайних случаях, когда ничто другое не помогает.

Аспирин – категорически запрещен для приема детям и беременным женщинам.

ВАЖНО: во избежание возникновения побочных действий жаропонижающие препараты можно давать не более 4-6 раз в сутки и не ранее 4-х часов после предыдущего приема.

2) При «бледной» лихорадке выражены процессы теплопродукции, но нарушена теплоотдача: происходит спазм сосудов, несмотря на высокую температуру конечности холодные, «мраморные», выражен озноб.

ВАЖНО: физические методы охлаждения противопоказаны!

При ознобе (холодные руки, ноги, «гусиная кожа», дрожь) ребенка нужно согреть – накрыть одеялом, надеть теплые носки, дать теплое питье. При повышении температуры выше 39,50С укрывать одеялом нельзя! Даем жаропонижающие препараты: парацетамол из расчета 10-15 мг/кг (разовая доза), ибупрофен из расчета 5-10 мг/кг (разовая доза), или комбинированные препараты парацетамола с ибупрофеном.

Помогает улучшить самочувствие: прохладный и влажный воздух в комнате. Теплоотдача увеличивается при более низкой температуре окружающей среды. Частое проветривание помогает бороться с температурой и уменьшает количество микробов в комнате. Температура воздуха в комнате + 20ºC – оптимальна. В сухом помещении пересыхают воспаленные слизистые. Если нет увлажнителя, развешивайте мокрые полотенца около кровати ребенка, часто протирайте пол. Снижают интоксикацию и помогают справиться с температурой обильное и частое питье. Можно предлагать ребенку морс, компот, теплый чай с лимоном, просто кипяченую воду, главное – много.

Некоторые дети даже при высокой температуре продолжают активно двигаться. Лучше успокоить и занять спокойными занятиями: почитать книжки или посмотреть мультики.

Когда вызывать «скорую помощь»?

  • если у ребенка до 2-х месяцев температура поднялась выше 37,50С.
  • для детей старше 2-х месяцев – если температура держится более 3-х дней и сопровождается затрудненным дыханием, сильным кашлем, рвотой, поносом и другими симптомами.
  • на фоне температуры появились судороги.
  • независимо от повышения температуры: если у ребенка сыпь, выражена вялость, неукротимая рвота, затруднено дыхание, ребенок «посинел», есть подозрение на отравление.

источник