Меню Рубрики

Выделение основных нарушенных потребностей пациента с экземой

В современной практике сестринского дела принято рассматривать любое патологическое состояние пациента — будь то болезнь, травма или возрастные анатомо-физиологические изменения — с позиций возникающих при этом нарушений жизнедеятельности. Эти нарушения в той или иной степени, в том или ином объеме, в зависимости от различных обстоятельств не позволяют пациенту самостоятельно поддерживать свою повседневную жизнедеятельность на качественном уровне. Говоря иными словами, пациент не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненно важные потребности. Это состояние порождает чувство дискомфорта у пациента и свидетельствует о низком качестве оказываемой медицинской помощи. Степень возникающих нарушений может быть различна. Она зависит как от тяжести и особенностей заболевания, так и от ряда других факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей человека. Зависит она и от профессионализма медицинского персонала, наличия специальных средств реабилитации, позволяющих свести последствия возникающих нарушений к минимуму.

Чем точнее и полнее будут определены проблемы пациента по удовлетворению его повседневных потребностей, чем больше при уходе за больным будет применено средств реабилитации, тем в большей степени пациент будет ощущать свою независимость.

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой). Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

  1. Нормально дышать.
  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
  5. Спать и отдыхать.
  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  7. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  9. Обеспечивать свою безопасность.
  10. Поддерживать общение с другими людьми.
  11. Отправлять религиозные обряды.
  12. Заниматься любимой работой.
  13. Отдыхать.
  14. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

  • опрос пациента и его близких;
  • осмотр пациента;
  • проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;
  • проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. Это объясняется, прежде всего, тем, что у нас в стране пока нет общепринятых сестринских стандартов обследования больного.

В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

  1. Прием пищи
    • не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;
    • частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи;
    • полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).
  2. Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в помощи.
  3. Одевание
    • не нуждается в посторонней помощи;
    • частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;
    • полностью нуждается в посторонней помощи.
  4. Прием ванны
    • принимает ванну без посторонней помощи;
    • нуждается в посторонней помощи.
  5. Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация)
    • не нуждается в помощи;
    • частично нуждается в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);
    • постоянно нуждается в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.
  6. Посещение туалета
    • не нуждается в помощи;
    • частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);
    • нуждается в использовании судна, утки.
  7. Вставание с постели
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в наблюдении или минимальной поддержке;
    • может сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;
    • не способен встать с постели даже с посторонней помощью.
  8. Передвижение
    • может без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;
    • может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;
    • может передвигаться с помощью инвалидной коляски;
    • не способен к передвижению.
  9. Подъем по лестнице
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в наблюдении или поддержке;
    • не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

На основании полученных данных составляется план действий по оказанию помощи и подбираются необходимые средства реабилитации. План обязательно должен быть обсужден и согласован с самим пациентом. Необходимо помнить, что без активного участия пациента уход вряд ли будет эффективным.

И еще — только при наличии в распоряжении пациента средств реабилитации он может активно участвовать в удовлетворении своих потребностей, реабилитируя свои способности по ходу заболевания. В случае же отсутствия средств реабилитации или при слишком «заботливом» уходе, исключающем максимальное использование возможностей самого больного и создающим для него «тепличные» условия, пациент занимает пассивную позицию, вынужден пользоваться помощью ухаживающего персонала, не развивает, а, наоборот, часто теряет навыки повседневной деятельности.

источник

1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 5

2. Цель самоподготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6

3. Исходный уровень знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6

4. План изучения темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 6

5. Требования к знаниям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7

6. Сестринское обследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 8

Анамнез гастроэнтерологического больного . . . . . . . . . . . . стр. 8

Данные объективного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 11

Данные диагностических и лабораторных методов

исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 12

7. Выявление нарушенных потребностей и проблем

пациента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 13

8. Схемы базисного ухода при заболеваниях желудочно-

кишечного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17

План сестринского ухода при стоматите . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 17

План сестринского ухода при энтеробиозе, аскаридозе . . . стр. 18

План сестринского ухода при функциональном

расстройстве желудка, остром гастрите . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 21

План сестринского ухода при хроническом гастрите, гастродуодените, язвенной болезни желудка и/или 12-

перстной кишки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 22

План сестринского ухода при функциональном

расстройстве билиарного тракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 25

9. Алгоритмы практических манипуляций . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 27

Техника обработки полости рта при стоматите . . . . . . . . . . стр. 27

Техника взятия соскоба на энтеробиоз с перианальных складок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Техника взятия кала для копрологического исследования . стр. 31

Техника взятия кала для исследования на скрытое

кровотечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 33

Техника промывания желудка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 34

Техника постановки газоотводной трубки . . . . . . . . . . . . . . стр. 37

Техника фракционного желудочного зондирования . . . . . . стр. 39

Техника фракционного дуоденального зондирования . . . . . стр. 43

Техника «слепого» зондирования (тюбажа) по Демьянову . стр. 48

Техника постановки очистительной клизмы . . . . . . . . . . . . стр. 50

Подготовка пациента к фиброгастродуоденоскопии . . . . . . стр. 53

10. Неотложная помощь при рвоте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 55

11. Неотложная помощь при метеоризме . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 57

Вы приступаете к изучению одной из актуальнейших проблем педиатрии.

Медицинские сестры в своей практической деятельности ежедневно могут сталкиваться с патологией органов пищеварения у детей. Хронические болезни органов пищеварения у детей занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Медицинские сестры должны четко и грамотно, в зависимости от нарушенных потребностей выявлять проблемы ребенка. Составлять план сестринского ухода, реализовать поставленные цели.

Основная цель методического пособия – систематизация теоретических знаний, совершенствование умений и навыков медицинской сестры по уходу за ребенком с патологией органов пищеварения.

Пособие содержит в себе информационные, справочные, наглядные материалы, задания для самоконтроля.

Пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по специальности 0406 «Сестринское дело» и рекомендовано для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по темам:

«Сестринский уход при болезнях органов пищеварения у детей старшего возраста», «Рубежный контроль «Сестринский уход при болезнях детей старшего возраста».

Информация по данной теме будет для вас полезной и нужной для сдачи экзамена Итоговой Государственной Аттестации и послужит хорошим подспорьем в вашей практической работе.

ТЕМА: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА У ДЕТЕЙ»

I. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ

Данное пособие предназначено для получения дополнительных практических знаний к информации в учебном и лекционном материале.

II. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для изучения данной темы необходимо повторить:

· АФО желудочно-кишечного тракта у детей.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ

1. Повторить вопросы исходного уровня знаний.

· Определение, этиологию, клинические симптомы следующих заболеваний:

— функциональное расстройство желудка

— хронический гастрит, гастродуоденит

— дисфункциональное расстройство билиарного тракта

— язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

— глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз).

· Особенности диетотерапии и медикаментозного лечения данных заболеваний

· Методику сестринского обследования пациента (сбор анамнеза, объективный осмотр)

· Схемы сестринского ухода при данных заболеваниях

· Технику обработки полости рта при стоматитах, фракционного желудочного зондирования, фракционного дуоденального зондирования, промывания желудка, постановки газоотводной трубки, очистительной клизмы, сбора кала на яйца глистов, скрытую кровь, соскоба на энтеробиоз

· Правила подготовки больного к диагностическим методам исследования (ФГДС, УЗИ и др.).

I. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА

Нарушены потребности Проблемы пациента
Стоматит Энтеробиоз Аскаридоз О. гастрит Функцио- нальное рас- стройство желудка Хр. гастрит, гастродуоде- нит Язвенная бо- лезнь Дисфунк- циональное расстройство билиарного тракта
1 . Дышать Сухой ка- шель, одышка, боль в груди
2. Адекватно пи- таться • боль в по- лости рта • нарушение аппетита • высыпания на слизистой полости рта нарушение целостности слизистой полости рта • невозмож- ность прини- мать пищу из-за боли снижение аппетита, тошнота, рвота, дефицит массы тела • боли в верхней по- ловине живота, схватко- образные, по- грешностей в диете • рвота неод- нократная, неукротимая • боли в эпи- гастрии, об- ласти пупка • боль в жи- воте интен- сивного, при- ступообразного характера • тошнота • рвота • неперено- симость жирной, жа- реной пищи . снижение аппетита • дефицит массы тел • «голодные», ночные боли (при дефекте слизистой 12- перстной кишки) • сразу после еды (при де- фекте слизи- стой желуд- ка) • снижение аппетита, тошнота, рвота, горечь во рту • неперено- симость жирной пищи необходимость соблюдения диеты • боли в пра- вом подребе- рье, боку, околопупочной области при погрешности в диете
без четкой
связи с прие- мом пищи • однократная рвота .
необходимость ограничений в питании
снижение
аппетита .
изжога
• отрыжка
воздухом
• чувство быстрого насыще- ния, переполнения, тяжесть в животе • изжога, отрыжка воздухом, кислым

3. Выделять • ГНИЛОСТНЫЙ запах изо рта • повышенное слюноотделе- ние Запор • вздутие жи- вота • слюнотечение • запор • неустойчи- вый стул • полифекалия • метеоризм • запор мелена при кровотечении • усиленное потоотделение неустойчивый стул (понос, запор)
жидкий стул со слизью, при- месью крови, ночное недержание мочи слюнотечение
• жидкий стул
4. Двигаться ▪ боли в животе при физической нагрузке (бег, прыжки) резкие коли- кообразные боли в правом подреберье при беге, ходьбе
5. Спать нарушение сна (тревожный, беспокойный сон) • боли в животе • урчание • вздутие живота • головная боль • головная боль • головная боль • нарушение сна • колющая, приступо- образная боль в правом подреберье или боку при гипертони- ческой форме • постоянная тупая боль при гипото- нической форме • головная боль
• зуд в об- ласти про- межности

6. Личная гигие- на . .: • неудовлетво- рительная ги- гиена полос- ти рта, кожи лица (крово- точивость де- сен, высыпа- ния на слизи- стой полости рта, коже ли- ца) • невозмож- ность (за- труднение) самостоя- тельного ухо- да вследствие раннего воз- раста • дефицит зна- ний и навы- ков ухода за полостью рта у ребенка и родителей • изменения на коже (расче- сы, экзема- тозные вы- сыпания, пиодермия) • нарушение целостности кожи и сли- зистых про- межности высыпания на коже аллер- гического ха- рактера • сухость кожи • заеды в области уголков рта • ломкость ногтей неприятный запах изо рта
• невозможность (затрудне- ние) самостоятельного ги- гиенического ухода вслед- ствие возраста • дефицит знаний и навыков соблюдения личной гигие- ны у ребенка и родственни- ков
7. Поддерживать нормальную температуру те- ла, переодевать- ся ↑ Т◦ тела Дефицит знаний и навыков по правильной и своевременной смене нательного и постель- ного белья у больных и родст- венников ↑ T° тела ↑ T° тела

8. Поддержание безопасности собственной и окружающих • риск при- соединения бактериальной инфекции • риск инфи- цирования окружающих • риск инфицирования окру- жающих • риск повторного заражения, вследствие дефицита знаний о заболевании • риск травматизации, вслед- ствие слабости, эпилепти- формных припадков • риск развития осложнений: • риск развития хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни • слабость • головокружение риск развития язвенной бо- лезни • риск разви- тия кровоте- чения из яз- венного де- фекта • риск разви- тия стеноза луковицы 12- перстной кишки . пенетрация • перфорация риск травма- тизации, вследствие головокруже- ния • риск разви- тия воспали- тельного процесса в желчевыво- дящих путях, желчекамен- ной болезни • дефицит знаний о за- болевании
вульвоваги- ниты, эндо- метриты, она- низм, саль- пингиты, баланопости- ты, уретриты, аппендицит • кишечная непроходи- мость, эпи- лептиформные припадки, менинги- альный син- дром, угнете- ние иммуни- тета, анемии
• дефицит знаний ребенка и его родственников о заболе- вании риск инфицирования окружающих
9. Общаться невозможность общения из-за болезни • нарушение нервно- психического развития, вследствие длительной инва- зии (задержка речи, ослабле- ние памяти, интеллекта) • раздражительность • раздражительность • плаксивость раздражи- тельность
10. Труд, учеба • снижение работоспособно- сти, успеваемости в школе • слабость • утомляемость • утомляе- мость
1 1. Приоритет- ная проблема • боль в по- лости рта • высыпания на слизистой полости рта • зуд в об- ласти про- межности • кашель в фазу мигра- ции • боли в жи- воте в ки- шечной фазе • боли в животе рвота • боли в животе • боль в об- ласти правого подреберья (правой половине живота, око- лопупочной области)
12. Потенциаль- ная проблема • риск при- соединения бактериальной инфекции • риск развития осложнении риск повторного инфициро- вания • риск инфицирования окру- жающих • риск развития осложнений • риск развития осложнений

16

источник

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ по А. МАСЛОУ

1. Физиологические потребности(воздух, пища, вода, выделение продуктов жизнедеятельности, сон, движение, прикосновение, секс)

2. Потребность безопасности(надежность, защита, кров, одежда, помощь).

3. Социальные потребности(одобрение, понимание, привязанность, любовь, семья и друзья).

4. Потребности в самоуважении и уважении окружающих(поощрения, уважение, самоуважение, успех, владение имуществом).

Потребности в самовыражении.

НАРУШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

НАРУШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПАЦИЕНТА
1. Физиологические потребности- стремление к физическому комфорту
1. Нарушение дыхания 1. Одышка 2. Удушье 3. Кашель
2. Нарушение питания 1. Отсутствие аппетита 2. Переедание 3. Ожирение 4. Истощение 5. Нарушение глотания 6. Рвота
3. Нарушение выделения 1. Запоры 2. Диарея 3. Недержание кала 4. Задержка мочи 5. Недержание мочи 6. Ночное недержание мочи 7. Изменение характера выделения мочи: — учащенное мочеиспускание; — болезненное мочеиспускание; — кровь в моче.
4. Нарушения движения 1. Ограничение двигательной активности (снижение) 2. Отсутствие двигательной активности
5. Нарушения сна 1. Бессонница 2. Нарушения засыпания 3. Повышенная сонливость
6. Нарушение сексуальности
7. Нарушение комфорта 1. Острая боль 2. Хроническая боль
2. Потребность безопасности- стремление сохранить свой физиологический статус
1. Снижение порога безопасности 1. Лихорадка 2. Гипотермия 3. Контакт с инфекционным больным 4. Повреждения целостности кожных покровов 5. Привычные травмы 6. Снижение реактивности организма 7. Снижение или отсутствие физической активности
2. Нарушение гигие-нических навыков 1. Снижение навыков по самообслуживанию 2. Невозможность самообслуживания
3. Нарушение обучения 1. Дефицит знаний 2. Отсутствие интереса 3. Снижение навыков обучения
3. Социальные потребности- являются результатом жизни и деятельности человека в семье, профессиональной группе, обществе в целом
1. Нарушение общения 1. Снижение интеллекта 2. Одиночество 3. Нарушение восприятия 4. Нарушение вербального общения 5. Снижение слуха 6. Снижение зрения, слепота
2. Нарушение родственных связей
3. Нарушение профессиональных связей
4. Потребности в самоуважении и уважении- нарушение эмоциональных реакций
1. Нарушение эмоциональных реакций 1. Беспокойство, тревога 2. Страх 3. Безнадежность, отчаяние 4. Недовольство 5. Пренебрежение заболеванием
2. Потеря свободы, дружбы, любви
3. Снижение и потеря социального статуса
5. Потребности в самовыражении- отражение духовного мира человека, его способность к творчеству
1. Снижение чувства собственного достоинства
2. Снижение творческой активности
6. Крах потребностей- проблемы пациента, требующие неотложного сестринского вмешательства
  1. Приступ удушья
  2. Гипертонический криз
  3. Обморок
  4. Шок
  5. Коллапс
  6. Острая боль в области сердца
  7. Затянувшийся приступ боли в области сердца
  8. Приступ почечной колики
  9. Приступ печеночной колики

10. Кома 11. Острая боль в животе 12. Наружное кровотечение 13. Желудочно-кишечное кровотечение 14. Легочное кровотечение 15. Внутреннее кровотечение

Читайте также:  Какой препарат от зуда экземы

Контрольные задания к лекции

1. Дать определение понятию сестринский процесс.

2. Дать определение понятию стандарт.

3. Что представляют собой стандарты плана по уходу?

4. Что представляет собой конкретный план по уходу?

5. Сестринский процесс, цели, задач.

6. Сколько этапов включает в себя сестринский процесс?

7. Перечислить преимущества внедрения сестринского процесса в науку и практику.

8. Название 1 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

9. Дать характеристику объективным и субъективным методам обследования пациента.

10. Название 2 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

11. Дать определения существующих и потенциальных проблем.

12. Название 3 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

13. Каким требованиям должны отвечать цели.

14. Название 4 этапа сестринского процесса. Сформулировать цель.

15. Перечислить типы сестринских вмешательств.

16. Дать определение независимым сестринским вмешательствам.

17. Дать определение зависимым сестринским вмешательствам.

18. Дать определение независимым сестринским вмешательствам.

19. Как называется 5 этап сестринского процесса.

20. Назвать цель 5-го этапа сестринского процесса.

При проведении внутривенной инъекции 10% раствора кальция хлорида, пациент почувствовал боль в области инъекции.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (острая боль);

Б) нарушение потребности безопасности: нарушение целостности кожных покровов;

В) нарушение психоэмоциональных реакций: беспокойство, тревога, страх.

2.Последовательность сестринских вмешательств: оказаниедоврачебной помощи.

3.Уменьшение боли в области инъекции.

Пациентка, получающая инъекцию ампицилина в/м, почувствовала боль в области инъекции, через 2 дня боль усилилась, появилась гиперемия и уплотнение в месте инъекции.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (боль), нарушение движения (ограничение двигательной активности);

Б) нарушение потребности безопасности: повреждение целостности кожных покровов;

В) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;

2.Последовательность сестринских вмешательств: постановка согревающего компресса, грелки на область ягодицы.

3.Уменьшение боли, уплотнения в месте инъекции.

У пациента с диагнозом «туберкулез легких» во время кашля появилась мокрота с кровью.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение дыхания (кашель), нарушение комфорта;

Б) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;

В) нарушение потребности безопасности: появление мокроты с кровью.

2.Последовательность сестринских вмешательств: доврачебная помощь пациенту, срочно вызвать врача.

Пациенту с диагнозом «тромбофлебит», на область голени поставлены пиявки, затем после процедуры наложена асептическая повязка, через 3 часа повязка промокла кровью.

1. Выявить проблему пациента.

2. Составить план сестринских вмешательств.

3. Прогноз ожидаемых результатов.

А) нарушение физиологических потребностей пациента: нарушение комфорта (вид крови);

Б) нарушение психоэмоциональных реакций: тревога, беспокойство, страх;

В) нарушение потребности безопасности (повреждение целостности кожных покровов).

2.Последовательность сестринских вмешательств: соблюдение правил асептики при смене повязки (профилактика инфицирования кожных покровов).

3.Прекращение кровотечения из раны.

«Стратегия общения с пациентом при сборе информации»

Вы должны быть уверены, что ваша беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке без отвлечения и не будет прерываться.

Для установления доверительных отношений с пациентом медицинская сестра должна представиться, назвав свое имя, положение и сообщить цель беседы.

Называйте пациента по имени и отчеству и на «Вы», Проявляйте дружелюбие, участие и заботу.

Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Будьте спокойны, неторопливы. Не проявляйте досады, раздражения.

Говорите ясно, медленно, отчетливо. Используйте понятную пациенту терминологию. Если вы сомневаетесь в том, что он вас понимает, спросите, что он вкладывает в то или иное понятие. Поощряйте вопросы вашего пациента.

Позвольте пациенту закончить фразу, даже если он излишне многословен. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшего понимания.

Не начинайте разговор с личных, деликатных вопросов. Прежде всего, спросите о его жалобах. Начните разговор с вопроса: «Что вас беспокоит?»

Во время беседы делайте короткие записи. Не полагайтесь на свою память, но и не пытайтесь записать всю информацию. Кратко запишите даты, ключевые слова или фразы.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Термины Определения
1. Сестринский процесс систематизированный подход к организации и практическому осуществлению средним медперсоналом ухода за пациентом, а также к решению проблем, возникающих в процессе взаимодействия персонала с пациентом, его родственниками, коллегами.
2. Стандарт образец, норма, эталон, мерило, модель – единое и обязательное, принимаемое за исходное для сопоставления с ним других подобных объектов, действий и т.д.
3. Стандарты плана по уходу базовый уровень обслуживания среднего медперсонала, обеспечивающий качествен-ный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации.
4. Конкретный план по уходу письменное руководство по уходу, пред-ставляяющее собой подробное перечисле-ние действий среднего медперсонала, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.
5. Сестринское действие содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, путем планирован-ного ухода, используя сестринский процесс, и обеспечение соответствующих вмеша-тельств.
6. Существующие проблемы проблемы, которые беспокоят пациента в данный момент.
7. Потенциальные проблемы проблемы, которые еще не существуют, но могут проявиться с течением времени.
8. Сестринский диагноз клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и возможные проблемы, связанные с состоянием его здоровья.
9. Независимые сестринские вмешательства действия, выполняемые медсестрой в соответствии с ее самостоятельными решениями, без непосредственных указаний со стороны врача.
10. Зависимые сестринские вмешательства действия, выполняемые медсестрой на основании письменных предписаний врача, но должны использоваться навыки медсестры.
11. Взаимозависимые сестринские вмешательства взаимные действия мс с врачом, другими работниками здравоохранения, родствен-никами пациента.
12. Потребность отражение в сознании человека его нужд.
13. Приоритеты очередность проблем пациента с учетом степени опасности и риска для жизни и здоровья пациента.

1. Процедурная медицинская сестра – М.: Гранть, 1997.- 127 с. – (б-ка глав., старшей мед.сестры).

2. Гагунова Е.Я. Общий уход за больными. – M.: Медицина, 1973. – 286 с.

3. Справочник медицинской сестры по уходу /Под ред. Н.Р.Пагеева. – M.: Медицина, 1981. – 334 с.

4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. – M.: Медицина, 1989. – 254 с.

5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: Учебник. – M.: Родник, 1998. – 314 с.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Потребность – это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

· БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

· ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

· РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы медсестры – комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины – которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДЫШАТЬ:

· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.

2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.

При объективном обследовании может быть:

· изменение цвета кожных покровов – цианоз (синюшность);

· затруднённое дыхание через нос;

· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;

Некоторые примеры возможных диагнозов :

3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости – дренажное);

4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;

5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищу – основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища – это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:

· отсутствие зубов, кариозные зубы.

2. Объективное обследование :

· рвота во время обследования.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

Употребляя потребность ПИТЬ, человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследования :

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:

· употребление недоброкачественной воды;

· потребление недостаточного или избыточного количества воды.

2. Объективное обследование :

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;

· увеличенное количество мочи;

· частое болезненное мочеиспускание;

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

· малоподвижный образ жизни;

2. Объективное обследование :

· изменение характера стула;

· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

· изменение количества мочи;

· визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ:

· чрезмерная загруженность работой;

· отсутствие отпуска и выходных.

2. Объективное обследование :

· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);

Некоторые примеры возможных диагнозов :

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга.

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;

4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

2. Объективное обследование :

· изменение температуры тела

· отклонение в температурном режиме помещений.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) субфебрильная лихорадка второй период;

2) пиретическая лихорадка первой период;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту покой;

2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;

3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питьё;

4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;

5) медсестра обеспечит приём легкоусвояемой пищи;

6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;

7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;

8) медсестра будет контролировать температуру помещения.

Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны БЫТЬ ЧИСТЫМИ.

Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

· боль и жжение в области естественных складок.

2. Объективное обследование :

· изменение кожи в области естественных складок;

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит знаний о личной гигиене;

Читайте также:  Борная мазь для чего лечение экземы

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

Движение – это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

· расстройство психической деятельности.

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

· постоянная езда на транспорте.

2. Объективное обследование :

· болезненность при движении;

· изменения в области суставов;

· местное повышение температуры;

· пассивное положение в кровати;

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;

4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;

2. Объективное обследование :

· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ;

· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;

· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высоки риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;

· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);

· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

· может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

· может ли пациент самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:

2) учитывая, что главное для человека – независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

· наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;

· знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;

· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.

3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие к состоянию своего здоровья;

2) беспокойство за состояние своего здоровья;

3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

4) отсутствие адаптации к стрессу;

5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;

2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;

5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:

· ежедневное распределение времени и его запас;

6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;

7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

Человек – существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ. Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).

Виды общения:

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:

· средства массовой информации;

2. Объективное обследование :

Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ:

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит общения с семьёй;

2) недоверие медицинскому работнику;

3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

4) стремление к самоизоляции.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни – это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.

5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

Некоторые примеры возможных диагнозов :

2) необходимость духовного участия и сочувствия.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни – здоровье;

2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.

Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ. Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ, необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;

· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;

· какую социальную роль в жизни он играет;

· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:

2) принижение чувства собственного достоинства;

3) дефицит организованного досуга.

Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

Неудовлетворённые потребности пациента – это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

ЗАДАЧАМИ медсестры является:

  1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
  2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
  3. Провести планирование необходимой помощи пациенту:
    • сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;
    • составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9008 — | 7183 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Изучение экземы — острого или рецидивирующего (хронического) воспалительного заболевания кожи неинфекционного характера. Описание этиологии, патогенеза, клинической картины, осложнений, методов диагностики и лечения. Сестринский процесс при экземе.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №2»

(ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2»

По профессиональному модулю ПМ.02. Участие медицинской сестры в лечебно- диагностическом процессе

Сестринский уход за пациентами с экземой

По статистике, экземой страдает 10% населения земного шара. Она поражает все возрастные группы, но чаще всего встречается у женщин в возрасте от 20 до 45 лет.

Слово «экзема» в переводе с греческого обозначает «высыпание» (или «вскипание»). Это острое или рецидивирующее (чаще — хроническое) воспалительное заболевание кожи неинфекционного характера. Типичное проявление экземы — красные пятна и сыпь на коже, которые вызывают жжение и зуд. сестринский экзема воспалительный кожа

Она поражает все возрастные группы, но чаще всего встречается у женщин в возрасте от 20 до 45 лет.

По некоторым данным, обращения по поводу экземы составляют 20-30% от всех обращений к дерматологу.

Предмет изучения: Сестринский процесс.

Объект исследования: Сестринский процесс при экземе.

Цель исследования: Изучение сестринского процесса при экземе.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

· этиологию и предрасполагающие факторы экземы;

· клиническую картину и особенности диагностики экземы;

· принципы оказания первичной медицинской помощи при экземе;

· методы обследований и подготовку к ним;

· принципы лечения и профилактики данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой).

· научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной теме;

· эмпирический — наблюдение, дополнительные методы исследования:

· организационный (сравнительный, комплексный) метод;

· субъективный метод клинического обследования пациента (сбор анамнеза);

· объективные методы обследования пациента (инструментальные, лабораторные);

· биографические (изучение медицинской документации);

Практическое значение курсовой работы:

Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество сестринской помощи.

Экзема — воспаление верхних слоев кожи нервно-аллергического характера. Ведущую роль в развитии этого заболевания отводят нарушению функции центральной и вегетативной (чаще парасимпатической части) нервной системы. Большое значение имеет недостаточность иммунологических механизмов — иммунодефицитные состояния, которые могут развиваться на фоне генетической предрасположенности, в результате нарушений нейрогуморальной регуляции. Угнетение иммунологической реактивности способствует активации очагов инфекции, усилению действия различных антигенов, замедлению их удаления из организма, что предрасполагает к возникновению экземы. Большую роль играет также аллергическая перестройка организма, что может проявляться повышенной чувствительностью кожи больных к ряду агентов. Вначале появляется моновалентная, затем поливалентная сенсибилизация, аутоаллергия, что затрудняет лечение. На возникновение состояния сенсибилизации влияют врожденная предрасположенность, длительный контакт с антигенами, особенно на фоне недостаточности иммунной системы, нарушение обмена веществ (экзема у лиц с отклонениями углеводного, минерального обмена), состояние эндокринных желез (появление болезни в период климакса).

Возникновению экземы способствуют заболевания внутренних органов, особенно пищеварительной системы — гастрит с изменением кислотности, энтероколит с нарушением процессов всасывания (в тонкой кишке), холецистит, глистная инвазия, хронический запор, повышенная чувствительность к пищевым веществам. Играют роль экзогенные факторы: раздражающее и аллергизирующее действие химических веществ (например, при профессиональной экземе — смол, хрома, никеля и др.), растений (герани, нарцисса и др.), медикаментов, например, новокаина, бензилпенициллина (экзема медицинских работников), косметических средств. Этиологическое и патогенетическое значение могут иметь лучистая энергия (солнечная экзема), воздействие тепла, холода, механические раздражения. У одного больного в развитии заболевания могут играть роль несколько факторов, что является причиной упорства экземы к различным видам терапии.

Истинная экзема. Мокнущая острая экзема характеризуется покраснением и отечностью кожи, появлением маленьких пузырьков, которые быстро вскрываются, оставляя после себя мелкие точечные эрозии — так называемые «экзематозные колодцы», выделяющие серозный экссудат. Постепенно острые воспалительные явления пропадают, количество пузырьков на коже уменьшается, а эрозии подсыхают. На местах локализации экземы возникает отрубевидное шелушение, высохшие пузырьки оставляют мелкие корочки.

Читайте также:  Гормональные мази при экземе список

Переход заболевания в хроническую форму характеризуется покраснением кожи, вызванным застойными процессами в ней, появлением участков папулезной инфильтрации, уплотнением кожи, появлением чешуек и трещин.

Как вариант истинной экземы выделяют дисгидротическую экзему. Она локализуется на ладонях, подошвах, боковых поверхностях пальцев. Клинические проявления дисгидротической экземы идентичны симптомам истинной формы заболевания; кроме того, у больных наблюдается появление множества мелких пузырьков от 1 до 3 мм в диаметре, а по бокам очагов поражения — отслаивание рогового слоя эпидермиса.

Микробная экзема. В отличие от истинной формы заболевания, поражение кожи происходит несимметрично; очаги поражения имеют четкие границы, округлые или неровные очертания с отслаивающимся по бокам роговым слоем эпидермиса. На очагах поражения заметны корки, под которыми обнаруживается сильно мокнущая поверхность с ярко-красными мелкими точечными эрозиями, выделяющими серозный экссудат. На коже, окружающей основной очаг, возникают небольшие пузырьки, мелкие пустулы, серопапулы.

Вариантом микробной экземы является нуммулярная (монетовидная) экзема. Она отличается от микробной характером очагов, имеющих резкие округлые очертания диаметром от 1,5 до 3 см и напоминающими монеты, и цветом очагов, который доходит до синюшно-красного оттенка. Нуммулярная экзема обычно локализуется на тыльной стороне кистей и разгибательных поверхностях конечностей.

Характерные признаки себорейной экземы, локализующейся на волосистой части головы, — сухость кожи, появление множества серых отрубевидных чешуек, серозных желтых корок, после снятия которых обнаруживается мокнущая поверхность с четкими границами; склеенность волос. За ушами кожа отекает, трескается, становится резко болезненной, покрывается желтыми чешуйками. На груди, спине и конечностях возникают шелушащиеся очаги желто-розового цвета с четкими границами. В центре таких пятен иногда обнаруживаются мелкоузелковые элементы.

Клиническая картина детской экземы совмещает в себе симптомы истинной, себорейной и микробной экзем, которые встречаются в различных сочетаниях, причем на разных участках тела могут преобладать симптомы разных форм заболевания. Чаще всего детская экзема возникает у детей в возрасте 3-6 месяцев, находящихся на искусственном вскармливании. Очаги поражения располагаются симметрично, не имеют четких границ. Кожа в очагах поражения отекает, иногда мокнет, в них появляются небольшие пузырьки, желто-бурые корки, чешуйки. Как правило, вначале экзема затрагивает щеки и лоб ребенка, затем распространяется на волосистую часть головы, ушные раковины, шею, ягодицы, конечности, туловище. Детей мучает зуд, бессонница.

Симптомы профессиональной экземы: гиперемия и отек кожи, мокнутие кожи, появление везикул, ощущение зуда. Заболевание носит хронический рецидивирующий характер, причем каждое новое обострение протекает с более выраженной симптоматикой. Устранение аллергена приводит к быстрому регрессу воспалительного процесса.

Пациенты с экземой часто страдают от хронических форм с периодами рецидивов. Во время обострения на кожных покровах появляются воспаления. Эта болезнь связана со снижением порогочувствительности кожи к различным раздражителям и повышением проницаемости. Некоторые дерматологи рассматривают экзему как осложненный вариант контактного дерматита. В большинстве случаев развитие патологической реакции связано с влиянием химических веществ, грибов и бактерий. У некоторых пациентов в результате генетической предрасположенности проявляется экзема. Последствия болезни могут не проявиться, если высыпания имеют локальный характер или при адекватном и своевременном лечении.

В случае если болезнь имеет вялотекущий характер, могут появиться осложнения экземы. На коже это проявляется инфильтрацией, резким утолщением кожного покрова с усилением рисунка. Пораженные участки кожи становятся шероховатыми с глубокими бороздами, теряет эластичность и покрыта чешуйками. Участки шелушения не имеют четких контуров. У некоторых больных наблюдают нарушение пигментации.

Могут возникать последствия экземы на руках. У пациентов развиваться воспалительные напряженные узлы, которые имеют красновато-синюшный цвет. Обычно они формируются на ладонях или поверхности подошв. Узлы имеют толстые покрышки и длительно сохраняются, вызывая тем самым болевые ощущения, зуд и напряжение. После того как узлы вскрываются, на поверхности кожи появляются обширные слитые эрозии, которые окаймлены мокнущими поверхностями покрышек.

Если к воспалению присоединяется еще и гнойная инфекция, может развиться лимфангоит или лимфаденит. Инфекция проникает в лимфатические пути и попадает в узлы. В результате нарушения тока лимфы на коже появляются красные плотные полосы. Болезнь сопровождается повышением температуры, ознобом и слабостью. Если инфекция проникает в узлы, появляется отек, местная гиперемия. Если пациенту не прописывать лекарства, которые содержат антибактериальные компоненты, инфекция приводит к расплавлению и распаду лимфоузла.

При хроническом течении с частыми рецидивами, экзема трансформируется в нейродермит. Больные страдают от сильного зуда, который носит постоянный характер. Это приводит к нарушению сна и угнетению психоэмоциального состояния. В некоторых случаях наблюдается дисфункция эндокринной системы. Неправильное лечение или его отсутствие может привести к неврозу кожи, для которого характерны постоянные воспалительные реакции.

Лечение зависит от причины и формы экземы, для чего рекомендуется обращение к врачу-дерматологу, и в ряде случаев, обследование. В настоящее время, в терапии экземы широко употребляются наружные формы кортикостероидных гормонов, например гидрокортизоновая мазь . Также иногда назначают успокаивающие средства (препараты валерианы, транквилизаторы), витамины (В1, В6, С и др.), десенсибилизирующие препараты и др. диету, курортотерапию; местно примочки, пасты, мази, противозудные средства. При микробной экземе временно применяются антибиотиковые мази, пока инфекция не будет удалена как раздражитель, однако эти мази противопоказаны при грибковых инфекция. Для временного снятия зуда также используют антигистаминные препараты. Часто экзема сопутствует грибковым инфекциям (особенно кандидозу), в таких случаях одновременно назначают противогрибковое лечение.

В профилактике экземы у детей существенное значение имеет рациональный режим жизни и питания беременных. В другом возрасте — режим ухода, питания, закаливание. Для детей, страдающих экземой, опасно инфицирование вирусами (от родителей или ухаживающего медицинского персонала, больных герпетической инфекцией). В таких случаях может развиться герпетиформная экзема Капоши с тяжёлым течением и возможным летальным исходом. В предупреждении рецидивов экземы у взрослых и детей, помимо рационального режима жизни и питания, имеет существенное значение систематическое диспансерное наблюдение и использование санаторно-курортного лечения в период ремиссии.

Соблюдение гигиены имеет важное значение при всех формах экземы. Кроме всего прочего, это способствует профилактике присоединения вторичной инфекции, которая усугубляет течение основного процесса. Мелкие фолликулиты следует смазывать жидкостью Кастеллани или 1—2 % водным или спиртовым растворами анилиновых красителей. Ванны и души при обширных поражениях кожи надо временно отменить. Однако у некоторых больных ванны, например с отваром ромашки, а в детской практике с отваром отрубей, дубовой коры и т. п., оказывают целебное действие. Нельзя допускать перегревания тела.

Необходимо использовать особую косметику для сухой и зудящей кожи (например, гель для душа, средство для умывания, шампунь, крем, то есть все косметические средства для ежедневного ухода).

Больным экземой рекомендуют молочно-растительную диету, отварное мясо, яблочный сок, компоты, овощи, фрукты. Цитрусовые у некоторых больных могут вызвать бурную реакцию обострения. Следует ограничивать приём жидкости и легкоусваиваемых углеводов, избегать экстрактивных веществ, запрещать приём алкогольных напитков, солёных и острых продуктов, консервов и маринадов. У детей нельзя допускать как перекорма, так и недокорма.

Большое значение придают нормальной работе желудочно-кишечного тракта, лечению интеркуррентных заболеваний.

При варикозном симптомокомплексе ношение резиновых чулок или бинтование голеней лечебными бинтами является профилактикой развития варикозной экземы. С целью профилактики следует лечить варикозное расширение вен (совместно с хирургом), язвы, трещины, свищи, раны. Неправильное лечение ожогов или отморожений может также приводить к развитию экземы. Провоцирующим фактором является смазывание ран линиментом синтомицина.

Кормящие матери, болеющие экземой сосков, должны сцеживать молоко. При локализации процесса в области кистей не следует мочить руки слишком горячей или холодной водой, применять при стирке синтетические порошки. Необходимо по возможности исключать всякий контакт с предполагаемыми аллергенами в быту и на производстве.

В профилактике экземы у детей существенное значение имеют дегельминтизация и санация очагов хронической или острой фокальной инфекции у беременных, рациональный режим питания, так как аллергены, циркулирующие в крови женщин, проникая через плаценту, сенсибилизируют ребёнка ещё в период внутриутробного развития. В этих случаях после рождения ребёнка экзогенные аллергены с молоком матери попадают уже на подготовленную почву. Беременным женщинам, особенно тем, у которых в роду отмечались аллергические заболевания, не следует употреблять большое количество молока, яиц, сладостей. Их пища должна быть богатой витаминами и включать разнообразные овощные блюда, отварное мясо, молочнокислые продукты, фрукты (употребление апельсинов, мандаринов, абрикосов, персиков, клубники, малины, земляники следует ограничить). Некоторые витамины целесообразно назначать дополнительно (в виде капель — концентрат витамина А, драже — комплекс витаминов В, таблеток — аскорутин).

Страдающим экземой не рекомендуют носить синтетическое, фланелевое или шерстяное белье. Больные экземой должны находиться на диспансерном учете с периодической явкой к дерматологу. Следует также учитывать что слишком длительное применение наружных кортикостероидных гормонов может вызвать серьёзные побочные эффекты: тафихиллаксию , атрофию кожи, стрии, развитие грибковых и бактериальных инфекций, аллергию и глаукому — поэтому больным экземой нужно регулярно посещать дерматолога во время лечения и нельзя самостоятельно продлевать рекомендованный курс лекарств.

Глава 2. Сестринский процесс при экземе

2.1 Первичный осмотр пациента

Осуществление сестринского процесса состоит из 5 этапов:

Собрать данные (анамнез): жалобы пациента, история болезни, история жизни, состояние кожного покрова, пульс, температура, АД, ЧДД, ЧСС, состоянием голоса и т.д.

2)Постановка сестринских диагнозов и формулировка проблем пациента.

Определить потребности пациента, определить приоритетные задачи, уход, в котором нуждается пациент. Интерпретация данных, формулирование сестринских диагнозов.

3)Планирование сестринской помощи.

Разработать стратегию поставленных целей, определить их выполнимость. Составление сестринского плана, определение первоочередных мероприятий, консультаций.

· Строгое выполнение всех назначений врача.

· Ведение пищевого дневника.

· Уход за кожей и слизистыми.

· Научить элементарным манипуляциям по уходу,

· Разъяснить важность соблюдения диеты.

Провести координацию действий, улучшить состояние пациента. Выполнение поставленных задач:

· создать физический и психический покой,

· наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов и слизистых.

· Организация консультации диетолога, аллерголога.

· забор биологического материала на лабораторное исследование,

· подготовка к исследованиям и консультациям,

· своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств,

· быстрое выполнение всех назначений врача,

· профилактика возможных осложнений.

5)Оценка сестринского ухода.

Определить, в какой степени достигнуты поставленные цели. Анализ достигнутых результатов, выявление нерешенных проблем, необходимости дополнительной помощи.

2.2 Наблюдение из практики

На прием обратился мальчик 12 лет с жалобами на появление высыпаний на коже кистей, мокнутие, зуд, плохой сон. Подобные воспаления появляются 3 года. В анамнезе: экссудативный диатез. Непереносимость ряда пищевых продуктов. Объективно? На коже тыльных поверхностей кистей и предплечий, симметрично имеются очаги с поражения с нечеткими границами ярко-красного цвета. В очагах отмечается полиморфизм элементов: папулы, пузырьки, эрозии, корочки. Температура, пульс, АД, дыхание в пределах возрастной нормы, живот мягкий, безболезненный, физиологические отправления в норме.

2) Выявление потребностей пациента, удовлетворение которых нарушено.

3) Формулирование проблем пациента.

4) Определение цели и составление плана сестринских вмешательств.

2)Нарушены потребности: быть здоровым, спать, быть чистым.

Настоящие: нарушение сна из-за сильного зуда; нарушение кожных покровов, мокнутие.

Потенциальные: осложнения, связанные с вторичной инфекцией.

Приоритетная: зуд в очагах поражения.

5) Цели: краткосрочная; уменьшение зуда; долгосрочная — восстановление целостности кожных покровов

Оценка: у пациента улучшение сна, заживление мокнутий, исчезновение зуда.

Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей. Здесь лечебно-диагностические методы переплетаются с личностными отношениями. Выполняя любую инвазивную процедуру, следует помнить заповедь Гиппократа «Не навреди» и сделать все, чтобы ее выполнить. В условиях технического прогресса в медицине и все большего оснащения больниц и поликлиник новыми изделиями медицинской техники. Роль инвазивных методов диагностики и лечения будет возрастать. Это обязывает медицинских сестер скрупулезно изучать имеющиеся и вновь поступающие технические средства, осваивать инновационные методики их применения, а так же соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно-диагностического процесса.

Работа над этой курсовой помогла автору глубже понять материал и стала очередным этапом совершенствования навыков и знаний. Несмотря на трудности в работе и недостаточный опыт, автор будет стараться применять свои знания и умения на практике, а также использовать сестринский процесс, при работе с пациентами.

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»; 2-е издание исп. доп. М.: — ГЭОТАР — Медиа 2009. — 512 с.

2. Никитина Ю.П. «Энциклопедия медицинской сестры».

3. Издательство // Товарищество научных изданий КМК, 2007.

4. Смолева Э.В. «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи». Издательство // Феникс, 2010.

5. Туркина Н.В., Филенко А.Б. «Общий уход за больными».

6. Издательство // Товарищество научных изданий КМК, 2007.

7. Сестринское дело в терапии — ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. — 544 с.

8. Шапкин В.Е., Заздравнов А.А., Бобро Л.Н. Пасиешвили — Справочник по терапии с основами реабилитации — М.: — Феникс — 2007. — 275 с.

9. Медицинская сестра — Научно — практический и публицистический журнал — Издательский дом «Русский врач» — №1-2010, №5-2010.

10. Медсестра — Научно-практический журнал — Медиздат — №2-2011.

11. http://budcdorov.ru/1-16485. html

Основные клинические симптомы бронхиальной астмы как хронического воспалительного аллергического заболевания дыхательных путей. Этиология заболевания, классификация его форм. Сестринский процесс при бронхиальной астме (характеристика по периодам).

презентация [864,6 K], добавлен 13.12.2016

Изучение бронхиальной астмы, хронического воспалительного заболевания дыхательных путей, характеризующегося обратимой бронхиальной обструкцией бронхов. Исследование этиологии, патогенеза, клинической картины и методов комплексного лечения заболевания.

презентация [801,8 K], добавлен 21.12.2011

Исследование проблем диагностики и лечения патологии верхних дыхательных путей. Изучение этиологии, патогенеза и клинической картины острого и хронического ринита, синуситов, полипов и фурункулов носа. Характеристика видов деформации носовой перегородки.

реферат [101,3 K], добавлен 17.02.2012

Исследование истории заболевания, вариоляции и вакцинации. Характеристика этиологии, клинической картины и патогенеза, особенностей возбудителя оспы. Изучение осложнений после болезни, диагностики, профилактики и основных методов лечения ветряной оспы.

реферат [30,0 K], добавлен 17.10.2011

Аспекты этиологии и способствующих факторов возникновения язвенной болезни. Клиническая картина и особенности диагностики данного заболевания. Методы обследования и подготовки к ним, принципы лечения и профилактики осложнений. Роль сестринского процесса.

презентация [3,2 M], добавлен 07.03.2013

Сестринский уход за пациентами после эндопротезирования тазобедренных суставов в послеоперационном периоде в условиях травматолого-ортопедического отделения. Информирование пациентов с коксартрозами и переломами шейки бедра о возможностях хирургии.

дипломная работа [5,3 M], добавлен 08.02.2017

Определение понятий, а также этиология, клиника, диагностика, профилактика и лечение цистита, острого и хронического пиелонефрита. Особенности ухода за данными пациентами с позиции сестринского процесса. Примеры решения некоторых проблем пациента.

презентация [105,5 K], добавлен 20.04.2015

Этиология и патогенез цирроза печени. Его клинические проявления, осложнения, принципы диагностики и лечения. Алкоголизация как фактор риска развития болезни. Роль медицинской сестры в профилактике употребления алкоголя. Сестринский уход за пациентами.

дипломная работа [277,8 K], добавлен 03.08.2015

Этиология и патогенез хронического и острого гломерулонефрита. Классификация, симптомы и клиническая картина заболевания. Процесс течения и возможные осложнения гломерулонефрита. Методика диагностики, лечения и сестринский процесс при гломерулонефрите.

реферат [27,1 K], добавлен 28.04.2011

Механизм развития и микровозбудители сепсиса — тяжелого патологического состояния, которое характеризуется однотипной реакцией организма и клинической картиной. Основные принципы лечения сепсиса. Сестринский уход при сепсисе. Особенности диагностики.

реферат [48,0 K], добавлен 25.03.2017

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник