Меню Рубрики

Задачи по эпидемиологии дифтерия

В инфекционное отделение поступила Таня А. 8-и лет с диагнозом: дифтерия зева. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: девочка больна 2-ой день. Заболевание началось с головной боли, болей в горле при глотании. При осмотре: состояние средней тяжести, температура тела — 38,5°С, кожные покровы чистые, бледные. Зев гиперемирован, миндалины отечны, покрыты грязно-серым налетом. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до размера боба, болезненные при пальпации. Имеется незначительный отек шеи. Тоны сердца приглушены, пульс НО в мин. В легких везикулярное дыхание, живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме. Медицинский диагноз: Дифтерия зева, субтоксическая форма.

1. Выявите удовлетворение, каких жизненных потребностей нарушено у ребенка.

2. Определите проблемы с их обоснованием.

3. Сформулируйте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

4. Продемонстрируйте технику введения АКДС вакцины.

1. У ребенка нарушены потребности: поддерживать температуру тела, есть, пить, общаться, быть здоровым.

— боли в горле при глотании из-за воспалительного процесса

— инфекционная опасность для окружающих

— нарушение глотания, нарушение речи и зрения.

Из данных проблем приоритетной является

— боль в горле при глотании.

3. Краткосрочная цель: к концу недели у ребенка уменьшатся боли в горле при глотании, нормализуется температура тела.

Долгосрочная цель: к моменту выписки у ребенка наступит клиническое выздоровление.

План Мотивация
1. Поместить ребенка в отдельный бокс. 2. Обеспечить ребенку строгий постельный режим. 3. Обслуживать ребенка в маске, в боксе будет переодеваться в другой халат. 4. Контролировать, чтобы ребенок получал полужидкую пищу, обильное питье. 5. По назначению врача ввести противодифтерийную сыворотку по методу Безредки. 6.Выполнить назначения врача. 7.Обеспечить регулярное снятие ЭКГ ребенку. 8.Регулярно собирать мочу на исследование. 10.Регулярно брать у ребенка мазок из зева и носа на BL. 11.Организовать досуг ребенка. 1. С целью изоляции. 2. Для предупреждения осложнений. 3. Для строгого соблюдения санэпидрежима. 4. Для уменьшения болей в горле при глотании. Для уменьшения симптомов интоксикации. 5. Для специфического лечения. 6. Для лечения инфекции. 7. С целью ранней диагностики возможных осложнений со стороны сердца. 8. Из-за возможного развился нефрита. 10.Для контроля за бактериовыделением. 11.Для смягчения отрицательного влияния режима изоляции.

Оценка: к концу недели состояние ребенка улучшится: температура тела нормализуется, уменьшатся симптомы интоксикации, боли в горле при глотании. Цель будет достигнута.

Студент продемонстрирует правильно выбранный уровень общения с матерью, способность доступно, грамотно и аргументированно объяснить ей необходимость изоляции ребенка.

4. Студент продемонстрирует технику введения АКДС вакцины согласно протоколу простых медицинских услуг.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10169 — | 7212 — или читать все.

источник

Больной 16 лет обратился с жалобами на поперхивание, нарушение глотания. При обследовании диагностирован паренхиматозный неврит языкоглоточного нерва. Из анамнеза известно, что 2 мес. назад перенес тяжелую ангину с выраженной интоксикацией, долгое время после этого беспокоили боли в сердце:

Какие осложнения развились у больного, дайте им характеристику?

В сердце развился токсический миокардит. Полости сердца расширены в поперечнике, мышца тусклая, дряблая, пестрая на разрезе, могут быть пристеночные тромбы. Изменения кардиомиоцитов характеризуются жировой дистрофией и мелкими очагами миолиза. В некоторых случаях преобладают отек, полнокровие и клеточная инфильтрация интерстиция.

Перенесенный миокардит обусловливает развитие кардиосклероза. (и главное, демиелинизация языкоглоточного нерва, что и привело к болям и поперхиваниям)

Какие ранние и поздние осложнения этого заболевания Вам известны?

Токсический миокардит, развившийся в начале 2 недели заболевания, часто заканчивается острой сердечной недостаточностью и смерть от раннего паралича сердца. Очаговая димиелинизация с воспалительными инфильтратами, а в нервных ганглиях — нарушения кровообращения и дегенеративные изменения блуждающего, языкоглоточного, симпатического и диафрагмального нервов, 3 шейного симпатического ганглия, нодозного ганглия вагуса.

Перенесенный миокардит — кардиосклероз. Поздние параличи сердца, диафрагмы и мягкого неба. Кроме того жировые или некротические поражения паренхимы печени, почек и надпочечников.

При дифтерии дыхательных путей: истинный круп, нисходящий круп (сопровождается очаговой пневмонией).

Назовите возможные причины смерти больных.

Смерть при несвоевременном введении антитоксической сыворотки или при токсических формах наступает от раннего паралича сердца при миокардитах или поздних параличах сердца или диафрагмы, связанных с паренхиматозным невритом. Смерть больных бывает вызвана асфиксией (спазм гортани при истинном крупе или закупорка дыхательных путей фибринозными пленками) или при­соединившейся пневмонией и гнойными осложнениями. Проводимая в насто­ящее время активная иммунизация привела к резкому снижению заболе­ваемости и смертности от дифтерии.

В реанимационное отделение в состоянии асфиксии доставлен ребенок 9 лет. В гортани обнаружены серо-желтые легко отделяющиеся пленки, закрывшие ее просвет. После операции трахеостомии дыхание было восстановлено, но через неделю состояние ребенка резко ухудшилось, снова повысилась температура в легких появились влажные хрипы, а еще через несколько суток диагностирован гнойный медиастинит:

Поставьте диагноз, укажите форму заболевания.

Дифтерия (дифтерия гортани — локализованная форма)

Дайте характеристику первичного инфекционного комплекса.

Макропрепарат: слизистая оболочка полнокровная, тусклая, на поверхности пленчатые сероватые наложения. Местами пленки отторгаются и обтурируют просвет.

Микропрепарат: слизистая оболочка гортани местами некротизирована (неглубокий, поверхностный некроз, без образования видимого некротического детрита), пропитана фибрином с образованием тонкой, легко отделяемой пленки. Подслизистый слой инфильтрирован лейкоцитами, полнокровен.

Охарактеризуйте все осложнения, развившиеся у больного до и после операции трахеостомии.

До операции — первичные осложнения — обтурация просвета гортани — асфиксия.

После операции — вторичные осложенния — гнойно-некротические — гнойный медиастенит.

Возможно, отек легких, связанный с сердечной недостаточностью. (это не отек легких, а типичная гипостатическая бронхопневмония после не очень, видимо, стерильной трахеостомии + лимфогенное распространение как осложнение – медиастенит)

источник

Дифтерия. Этиология. Патогенез. Эпидемиология. Токсическая дифтерия ротоглотки: клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Лечение.

Дифтерия – острая инфекционная заболевание с воздушно– капельным механизмом передачи, вызываемое дифтерийными токсигенными коринебактериями, характеризуется крупозным или фибринозным воспалением слизистой оболочки в воротах инфекции (в зеве, носу, гортани, трахее, реже) в других органах и общей интоксикацией.

вид. Corynebacterium diphtheriae

Возбудитель – токсигенная дифтерийная палочка, тонкая, слегка искривленная с утолщениями на концах, не образует спор и капсул, грамположительная, устойчивая во внешней среде, хорошо переносит высушивание, чувствительна к действию высокой температуры и дезинфицирующих средств.

Дифтерийный экзотоксин – основной фактор патогенности дифтерийных палочек. Он относится к сильнодействующим бактериальным токсинам, обладает тропностью к тканям нервной и сердечно-сосудистой систем, надпочечников.

Источники инфекции – больной человек или бактерионоситель.

Путь передачи – воздушно-капельный.

Иммунитет после дифтерийной инфекции нестойкий.

Входные ворота — носоглотка

Проникнув в организм, возбудитель останавливается в области входных ворот (в глотке, носу, гортани, на слизистых оболочках глаз, половых органов и т. д.).

Инкубационный период — 2-4 дня.

Там он размножается и продуцирует дифтерический токсин и ряд других био.факторов (дерматонефротоксин, гемолизин, гиалуронидаза), под действием которого происходят коагуляционный некроз эпителия на месте адгезии; расширение сосудов и повышение их проницаемости, выпотевание экссудата фибриногеном и развитие фибринозного воспаления. Формируються фиброзные пленки, которые увеличиваются и становятся плотными.

В пленках : фибрин, лейкоциты, эритроциты, клетки эпителия.

Попытки оторвать плотные пленки сопровождается кровотечением.

  • крупозным (на оболочках покрытые 1 слой цилиндрического эпителия — ДП)
  • дифтерическим (на оболочках покрытые многослойным эпителием — ротоглотка. Тут в воспаление участвует не только слизистая, но и подслизистая, что обуславливает очень прочное сращение. Может быть токсическая форма заболевания.)

В зависимости от локализации воспалительного процесса различают дифтерию ротоглотки, носа, гортани, глаз, уха, наружных половых органов, кожи. По распространенности налетов различают локализованную и распространенную формы. По тяжести токсического синдрома – субтоксическую, токсическую, геморрагическую, гипертоксическую формы.

Выделяют следующие периоды болезни: инкубационный период (от 2 до 10 дней), период разгара, период выздоровления.

начало болезни острое, повышение температуры тела до 37—38 °С. Общая интоксикация не выражена: головная боль, недомогание, снижение аппетита, бледность кожи. Зев умеренно гиперемирован, появляется умеренно или слабовыраженная боль при глотании, отечность миндалин и небных дужек, образуются фибринозные пленчатые налеты на миндалинах, регионарные лимфатические узлы увеличены незначительно. Налеты на миндалинах имеют вид небольших бляшек, нередко расположенных в лакунах.

Пленчатая форма характеризуется наличием налетов в виде полупрозрачной пленки. Они постепенно пропитываются фибрином и становятся плотными. Сначала пленка снимается легко и без кровоточивости, в дальнейшем сопровождаются кровоточивостью.

Островчатая форма дифтерии характеризуется наличием единичных или множественных налетов неправильных очертаний в виде островков. Размеры от 3 до 4 мм . Процесс чаще бывает двусторонним.

Катаральная форма дифтерии отличается минимальными общими и местными симптомами. Интоксикация не выражена. Субфебрильная температура, появляются неприятные ощущения в горле при глотании. Отмечается гиперемия и отечность миндалин, налеты отсутствуют.

зева начало острое, интоксикация выражена, температура тела высокая, регионарные лимфатические узлы увеличены. Жалобы на боль в горле, недомогание, снижение аппетита, головную боль, адинамию, отсутствие аппетита, бледность кожных покровов. При осмотре ротоглотки выявляются гиперемия и отек слизистых небных миндалин, дужек, мягкого неба.

начало острое (с повышением температуры до 39—40 °С), выраженная интоксикация. При осмотре ротоглотки отмечают гиперемию и отек слизистых небных миндалин с резким увеличением миндалин, значительным отеком слизистой оболочки зева и образованием налетов через 12—15 ч от начала заболевания в виде легко снимающей пленки. На 2—3-и сутки налеты становятся толстыми, грязно-серого цвета (иногда бугристой формы), переходящими с миндалин на мягкое и твердое небо. Дыхание через рот может быть затруднено, голос приобретает черты сдавленности. Регионарные лимфатические узлы увеличены, болезненны, окружающая их подкожная клетчатка отечная.

Важным признаком токсической дифтерии является отек клетчатки на шее.

При токсической дифтерии I степени происходит распространение отека до середины шеи,

при II степени – до ключицы,

при III степени – ниже ключицы.

Общее состояние больного тяжелое, высокая температура (39—40 °С), слабость. Наблюдаются расстройства сердечно-сосудистой системы. Дифтерия гортани (или истинный круп) встречается редко, характеризуется крупозным воспалением слизистой оболочки гортани и трахеи. Течение болезни быстро прогрессирует. Первая стадия катаральная, ее продолжительность составляет 2—3 дня. В это время повышается температура тела, увеличивается осиплость голоса. Кашель сначала грубый, «лающий», но потом теряет звучность. Следующая стадия – стенотическая. Она сопровождается увеличением стеноза верхних дыхательных путей. Наблюдается шумное дыхание, сопровождающееся усиленной работой вспомогательной дыхательной мускулатуры при вдохе. Во время третьей (асфиктической) стадии наблюдаются выраженные расстройства газообмена (усиленное потоотделение, цианоз носогубного треугольника, выпадение пульса на высоте вдоха), больной испытывает тревогу, беспокойство. Геморрагическая форма характеризуется теми же клиническими симптомами, что и токсическая дифтерия ротоглотки II—III степени, но на 2—3-й день развивается синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания. Пленчатые налеты пропитываются кровью и становятся черными. Возникают носовые кровотечения, кровавая рвота, кровавый стул. Дифтерия носа, конъюнктивы глаз, наружных половых органов в последнее время почти не встречается. Осложнения, возникающие при токсической дифтерии II и III степени и при поздно начатом лечении: в раннем периоде болезни нарастают симптомы сосудистой и сердечной недостаточности. Выявление миокардита происходит чаще на второй неделе болезни и проявляется нарушением сократительной способности миокарда и проводящей его системы. Обратное развитие миокардита происходит медленно. Моно– и полирадикулоневриты характеризуются вялыми периферическими парезами и параличами мягкого неба, мышц конечностей, шеи, туловища. Опасное осложнение для жизни представляют парезы и параличи гортанных, дыхательных межреберных мышц, диафрагмы.

характеризуется выраженной интоксикацией, температура тела повышается до 40—41 °С, сознание затемнено, может появляться неукротимая рвота. Пульс частый, слабый, артериальное давление понижено, кожные покровы бледные. Отек слизистой ротоглотки ярко выражен, быстро распространяется с шейной клетчатки ниже ключиц. Общее состояние больного тяжелое, кожные покровы бледные, цианотичные, пульс нитевидный, тоны сердца глухие, артериальное давление снижается, в первые сутки может наступить смерть.

Клинический синдром сопровождается изменением голоса вплоть до афонии, грубым «лающим» кашлем и затрудненным стенотическим дыханием. Заболевание начинается с умеренного повышения температуры, слабо выраженной интоксикации, появления «лающего» кашля и осипшего голоса.

Читайте также:  Дифтерия симптомы как исключить

Стеноз I степени: затрудненный вдох, шумное дыхание, осиплость голоса, учащенное дыхание, легкое втяжение податливых мест грудной клетки. Кашель грубый, «лающий».

Стеноз II степени: более выраженное шумное дыхание с втяжением уступчивых мест грудной клетки, афоничный голос, беззвучный кашель. Приступы стенотичного дыхания учащаются.

Стеноз III степени: постоянное стенотическое дыхание, вдох удлинен, затруднен, дыхание шумное, слышное на расстоянии, афония, беззвучный кашель, глубокое втяжение податливых мест грудной клетки, дыхательная недостаточность. Цианоз носогубного треугольника, холодный липкий пот, частый пульс. Ребенок беспокоен, мечется. Дыхание в легких проводится плохо. Этот период стеноза III степени называют переходным от стадии стеноза в стадию асфиксии.

Стеноз IV степени: ребенок вялый, адинамичный, дыхание частое, поверхностное, общий цианоз. Зрачки расширены. Пульс частый, нитевидный, артериальное давление снижено. Сознание затемнено или отсутствует. Дыхательные шумы в легких едва прослушиваются.

Дифтерия носа: воспалительный процесс локализуется на слизистой оболочке носа. Заболевание начинается постепенно, без нарушения общего состояния. Появляются выделения из носа, которые имеют сначала серозный цвет, затем серозно-гнойный или сукровичный характер. При осмотре полости носа отмечается сужение носовых ходов за счет отечности слизистой оболочки, на носовой оболочке обнаруживаются эрозии, язвочки, корочки, кровянистые выделения. Возникновение отека в области переносицы и придаточных пазух носа свидетельствует о токсической форме дифтерии. Течение заболевания длительное.

Дифтерия глаз подразделяется на крупозную, дифтерийную, катаральную. Крупозная форма начинается остро, температура субфебрильная. Вначале в воспалительный процесс вовлекается один глаз, затем другой. Кожа век отечна, гиперемирована. Роговица не поражается. Фибринозные пленки располагаются на слизистых оболочках, при удалении налета слизистая кровоточит. Дифтерийная форма начинается остро, с фебрильной температуры, интоксикации. Налеты плотные и располагаются не только на слизистой оболочке век, но переходят и на глазное яблоко. Веки сомкнуты, кожа век отечна, цвета спелой сливы. Веки выворачиваются с большим трудом. Наблюдается умеренное серозно-кровянистое отделяемое из глаз. Может поражаться роговица и нарушаться зрение. Катаральная форма дифтерии глаз характеризуется отечностью и гиперемией слизистых оболочек, фибринозных пленок не бывает.

Дифтерия наружных половых органов характеризуется отеком тканей, гиперемией с цианотичным оттенком, появлением фибринозных пленок на больших половых губах или крайней плоти, увеличением паховых лимфатических узлов. Фибринозные налеты плотные обширные и переходят на слизистые оболочки малых половых губ, влагалища, окружающую кожу. Появление отека подкожной клетчатки в паховой области и на бедрах свидетельствует о токсической форме дифтерии. Осложнения: миокардит, нефроз, периферические параличи.

На основании клинических и лабораторных данных определяют наличие токсигенных дифтерийных палочек, в периферической крови – лейкоцитоз со сдвигом влево, уменьшение количества тромбоцитов, повышение свертываемости крови и ретракции кровяного сгустка.

Дифференциальный диагноз проводят с ангиной, инфекционным мононуклеозом, ложным крупом, пленчатым аденовирусным конъюнктивитом (при дифтерии глаза).

Больные дифтерией подлежат обязательной госпитализации, им назначают постельный режим, лечение этиотропное, наиболее раннее, в/м введение антитоксической противодифтерийной сыворотки по методу Безредко (дробно)

Проводятся дезинтоксикационная терапия (включая свежезамороженную плазму, реополиглюкин, гемодез), а также неспецифическая патогенетическая терапия, внутривенные капельные вливания белковых препаратов, таких как альбумин, раствор глюкозы.

Антибактериальная терапия, кокарбоксилаза, витаминотерапия.

При дифтерийном крупе необходим покой, свежий воздух. Рекомендуются седативные средства. Ослаблению гортанного стеноза способствует назначение глюкокортикоидов. Применяют парокислородные ингаляции в палатках-камерах. Хороший эффект может оказать отсасывание слизи и пленок из дыхательных путей с помощью электроотсоса. Учитывая частоту развития пневмонии при крупе, назначают антибактериальную терапию. В случае тяжелого стеноза и при переходе II стадии стеноза в III прибегают к назотрахеальной интубации или нижней трахеостомии.

Активная иммунизация – это основа успешной борьбы с дифтерией. Иммунизация адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС) и адсорбированным дифтерийно-столбнячным анатоксином (АДС) касается всех детей с учетом противопоказаний. Первичная вакцинация проводится начиная с 3-месячного возраста трехкратно по 0,5 мл вакцины с интервалом 1,5 месяца; ревакцинация – той же дозой вакцины через 1,5—2 года по окончании курса вакцинации. В возрасте 6 и 11 лет детей ревакцинируют только против дифтерии и столбняка анатоксином АДС-М.

источник

2. Дифтерия. Этиология. Эпидемиология. Особенности течения на современном этапе. Классификация клинических форм. Задачи участкового врача по профилактике.

Дифтерия – острое антропонозное инфекционное заболевание, вызываемое токсигенными штаммами коринебактерии дифтерии, передающееся воздушно-капельным путем, характеризующееся местным фибринозным воспалением, преимущественно слизистых рото- и носоглотки, а также явлениями общей интоксикации и поражением внутренних органов (особенно сердца, почек и нервной системы).

Этиология: Corynebacterium diphtheriae – Гр+ палочка, 3 биовара (mitis, gravis, intermedius), факторы патогенности (ФП): 1) дифтерийный экзотоксин – бинарный токсин, состоящий из А-фрагмента (подавляет синтез белка в клетках через фактор элонгации-2 – трансферазу, наращивающую полипептидную цепь на рибосоме; 1 молекула А-фрагмента вызывает гибель 1 клетки, 1 C.diphtheriae производит около 5.000 молекул/час) и В-фрагмента (связывается с поверхностными рецепторами мембраны клеток-мишеней и доставляет фрагмент А в цитозоль); 2) корд-фактор (димиколат треголазы) – способствует адгезии МБ; 3) ряд ферментов (гиалуронидаза, нейраминидаза, фибринолизин).

Эпидемиология: антропоноз; источник – больной любой клинической формой дифтерии или бактерионоситель токсигенных штаммов; механизм передачи – воздушно-капельный, очень редко – контактно-бытовой и алиментарный; индекс контагиозности 10-20%; характерна сезонность заболевания (осенне-зимний период); иммунитет нестойкий

Особенности течения дифтерии на современном этапе (у привитых):

— процесс, как правило, локализованный (обычно поражаются небные миндалины), тенденция к распространению обычно отсутствует

— миндалины гипертрофированы, умерено отечны, налеты чаще отсутствуют или приобретают вид штрихов, островков, редко – нежных пленок, которые легко снимаются, не оставляя после себя кровоточащей поверхности

— боль в горле незначительная

— температура тела нормальная или незначительно повышенная

— состояние больных не нарушено, общая интоксикация слабо выражена

Классификация клинических форм дифтерии:

По типу: типичная и атипичная (катаральная, бактерионосительство)

1. Дифтерия частой локализации:

а) дифтерия зева (ротоглотки)

2. Дифтерия редкой локализации:

б) дифтерия наружных половых органов

д) дифтерия внутренних органов

По распространенности: локализованная и распространенная

Задачи участкового врача по профилактике дифтерии:

а) неспецифическая профилактика — орга­низация и осуществление территориаль­ного эпиднадзора за дифтерийной инфек­цией, локализация и ликвидация очага инфекции; в очаге инфекции госпитализируют больных дифтерией, детей с подозрением на дифтерию и бактерионосителей токсигенных коринебактерий, затем проводят заключительную дезин­фекцию. В отношении контактных:

1) карантин на 7 дней с ежедневным ме­дицинским наблюдением, бактериологи­ческое обследование (однократный посев слизи из зева и носа на коринебактерий), осмотр ЛОР врача (однократно)

2) немедленная иммунизация в зависимости от их вакци­нального статуса: вакцинированным, полу­чившим последнюю дозу анатоксина более 5 лет назад, вводят 1 дозу АДС-М (АД-М); не привитым, а также лицам с неизвестным прививочным анамнезом, анатоксин вво­дят 2-кратно с интервалом 30 дней. Дети, правильно вакцинированные против диф­терии, получившие последнюю дозу ана­токсина менее 5 лет назад, ревакцинации по контакту не подлежат.

3) химиопрофилактика: эритромицин (в возраст­ной дозе) или бензил-пенициллин в/м однократно 600 000 ЕД (детям до 6 лет) или 1 200 000 ЕД (контакт­ным старшего возраста)

б) специфическая профилактика – охват вакцинацией в декретированные сроки 95% детского населения предупреждает эпидемическое распространение дифте­рии (используют: АКДС вакцину — адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную, АДС анатоксин — адсор­бированный дифтерийно-столбнячный анатоксин, АДС-М анатоксин — адсорби­рованный дифтерийно-столбнячный ана­токсин с уменьшенным содержанием антигенов, АД-М анатоксин — адсорбиро­ванный дифтерийный анатоксин с умень­шенным содержанием антигена). Вакцинацию АКДС прово­дят детям с 3-месячного возраста, курс – 3 в/м инъекции в дозе 0,5 мл каждая с интервалом 30 дней между прививками (од­новременно с введением оральной полиомиелитной вакцины).

источник

На ФАП машиной скорой помощи доставлена больная В. 24 лет, няня детского сада. Болеет 2-й день. Больная вялая, сонливая, заторможенная, Т — 37,6*С, кожные покровы бледные. Отмечается пастозность в правой подчелюстной области. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до 1-2 ст., малоболезненны, не спаяны с подкожной клетчаткой. Миндалины резко отечны, почти соприкасаются друг с другом. Слизистая зева бледная. На миндалинах имеется грязно-серый налет, полностью покрывающий их поверхность, справа переходящий на дужку. Дыхание затруднено, шумное, 25 в мин. Над поверхностью легких прослушиваются свистящие хрипы. Тоны сердца приглушены, ЧСС — 134 в мин. АД 90/60 мм. рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены.

1.Проведите дифференциальную диагностику.

2.Обоснуйте предварительный диагноз.

3.Определите тактику в отношении пациентки.

4.Составьте план обследования и лечения.

Больной 22 лет, военнослужащий. Обратился в санчасть в связи с повышением температуры, ознобом, болью в горле. Госпитализирован через 10 часов от начала болезни в ЛОР-отделение госпиталя с диагнозом «перитонзиллярный абсцесс». При попытке вскрыть абсцесс выделения гноя не было отмечено. Через сутки от начала болезни появилось шумное дыхание с затрудненным вдохом. Состояние оценено как тяжелое. Бледен, цианоз губ, температура 37,8°С, положение в постели вынужденное — сидит с запрокинутой головой. Голос сиплый, кашля нет. Отек подкожной клетчатки шеи до ключиц. Слизистая переднего отдела ротоглотки резко отечна, ярко гиперимирована. Миндалины смыкаются по средней

линии. Вся поверхность миндалин, небных дужек, мягкого неба и язычка покрыта

сплошным, блестящим, плотным налетом грязно-серого цвета. ЧД — 28 в минуту. Пульс – 100 в минуту, ритмичный. АД — 90/60 мм.рт.ст.

1.Проведите дифференциальную диагностику.

2.Обоснуйте предварительный диагноз.

З.Составьте план обследования и лечения.

Больной 38 лет, рабочий, страдает хроническим алкоголизмом. 3 дня назад пил пиво на улице из одного стакана с незнакомыми людьми. Обратился в медпункт по месту работы на 3-й день болезни с жалобами на плохое самочувствие, слабость, боль в горле, познабливание. Осмотрен фельдшером, температура 38,8°С. Отмечена гиперемия лица. Выявлена гиперемия слизистой глотки и налеты. Поставлен диагноз «лакунарная ангина», назначено лечение пенициллином на дому. Состояние не улучшалось, нарастала слабость, стало трудно дышать, принимать пищу, бледность. Появились неприятные ощущения за грудиной, периодические боли в области сердца. Налеты в глотке не исчезли, на 8-ой день болезни вызвал врача из поликлиники. Врачом осмотрен: в глотке налеты грязно-серого цвета, плотные, заходящие за пределы миндалины, а также отек слизистой и отек шеи, доходящий справа до ключицы. На губе язвочка, покрытая грязным налетом. Пульс — 120 в минуту, границы сердца расширены влево па 1,5-2 см. АД — 90/60 мм.рт.ст. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3 см.

1.Обоснуйте предварительный диагноз.

2.Определите тактику ведения.

З.Какими исследованиями необходимо подтвердить диагноз?

4.Что должен был сделать фельдшер медпункта.

Больная 20 лет обратилась к врачу поликлиники с жалобами на ознобы, температуру выше 39°С, выраженную слабость, сильные боли в горле при глотании, затрудненное носовое дыхание. Заболела остро 9 дней назад с повышения температуры до 38°С, затем появились боли в шее при движении головой. Через 2 дня заметила увеличение шейных лимфоузлов, их болезненность. Вчера появилась сильная боль в горле при глотании, ломота в теле, боль в суставах, температура 39,5°С, не могла проглотить слюну, стало трудно дышать, боль в шее усилилась. Вызванные врач направил больную в инфекционную больницу с подозрением на дифтерию. При осмотре в приемном отделении: кожа бледная, дыхание затруднено, дышит ртом. ЧД — 20 в минуту. Конфигурация шеи резко изменена за счет увеличенных (до 2,5 см) передне- и заднешейных лимфоузлов, больше справа. Лимфоузлы болезненны, эластичны, подвижны. Тризм жевательной мускулатуры. Слизистая ротоглотки ярко гиперемировапа, миндалины увеличены до 2-й степени. Отека слизистой нет. В лакунах миндалин гнойный налет. Небная занавеска подвижна. Пульс — 100 в минуту. АД -120/80 мм.рт.ст. Живот при пальпации мягкий, слегка болезненный в правом подреберье. Печень, селезенка увеличены, пальпируются. Менингеальных явлений нет.

1.Поставьте предварительный диагноз.

2.Какие главные диагностические критерии?

З.Что ожидается в анализе крови?

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также:  Первая ревакцинация против коклюша дифтерии и столбняка проводится в

источник

Ситуационная задача №11
В клинику инфекционных болезней поступил больной с симптомами диареи (жидкий стул со слизью и прожилками крови). На основании клинических данных и характерного вида испражнений был поставлен диагноз: «Дизентерия».
Задания:
  1. Назовите род возбудителей дизентерии и основные виды?
  2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителей дизентерии?
  3. Назовите характер исследуемого материала и основной метод микробиологической диагностики дизентерии? В чем его сущность? Как собрать материал на исследование?
  4. Эпидемиология дизентерии: источник инфекции, механизмы, факторы и пути передачи инфекции?
  5. Специфическая профилактика и терапия дизентерии?

Эталоны ответов к задаче №11


    Назовите род возбудителей дизентерии и основные виды?

Род— шигеллы;Виды— Григорьева-Шига, Флекснера (дизентерии), Зонне, Бойда.

Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителей дизентерии?

Возбудители дизентерии Гр- палочки.

Назовите характер исследуемого материала и основной метод микробиологической диагностики дизентерии? В чем его сущность? Как собрать материал на исследование?

Исследуемым материалом служат испражнения. Материал берут специальными стерильными металлическими петлями или пластмассовыми палочками. Основной метод диагностики — бактериологический — выделение чистой культуры и ее идентификация.

Эпидемиология дизентерии: источник инфекции, механизмы, факторы и пути передачи инфекции?

Источник инфекции— больной человек и бактерионосители;механизм— фекально-оральный;факторы— пища и вода;пути передачи— алиментарный, водный.

  • Специфическая профилактика и терапия дизентерии?
  • Специфическая профилактика дизентерии проводится химической комбинированной вакциной, в состав которой входят антигены разных видов дизентерии. Вакцинация проводится по эпид. показаниям. Дизентерийные бактериофаги определенных видов применяются для специфической профилактики дизентерии у контактных, а также для фаготерапии реконвалесцентов.

    Ситуационная задача №12.
    В инфекционную клинику поступил больной ребенок 3 лет из детского сада № 18 с клиническими проявлениями диареи, где было зарегистрировано не­сколько случаев заболевания колиэнтеритом.
    Задания:

    1. Назовите род и виды возбудителей колиэнтерита, их морфологические и тинкториальные свойства?
    2. Эпидемиология: источник заболевания, механизм, факторы, пути пере­дачи инфекции?
    3. Что такое входные ворота инфекции и что послужило входными воротами инфекции в данном случае?
    4. Что служит исследуемым материалом при колиэнтерите и как его соби­рают? Требования к транспортировке и доставке исследуемого материала в лабораторию?
    5. Какой метод применяют для определения чувствительности бактерий к антибиотикам, и в чем его суть?

    2. Эпидемиология: источник заболевания, механизм, факторы, пути пере­дачи инфекции?

    вод­ный.

    1. Что такое входные ворота инфекции и что послужило входными воротами инфекции в данном случае?

    Входные ворота — это место проникновения возбудителя в организм. В

    данном случае при колиэнтерите входными воротами является слизистая

    4. Что служит исследуемым материалом при колиэнтерите и как его соби­рают? Требования к транспортировке и доставке исследуемого материала в лабораторию?

    Исследуемым материалом служат испражнения, которые забирают

    специальной металлической петлей из ануса, помещают в пробирку и

    доставляют в лабораторию в металлическом контейнере мед. персоналом.

    5. Какой метод применяют для определения чувствительности бактерий к антибиотикам и в чем его суть?

    Для определения чувствительности бактерий к антибиотикам применя­ется диско-диффузионный метод. На чашку с агаром делают посев тампоном исследуемой культуры методом «газона» и стерильным пинцетом накладывают диски пропитанные антибиотиками (не более 6). При чувствительности бактерий к анти­биотикам образуется зона отсутствия роста.
    Ситуационная задача №13.
    При проф. осмотре в школе № 243 на флюорографии обнаружены очаги затемнения в верхушке правого легкого у школьника В, который был на­правлен в тубдиспансер для обследования.
    Задания:

    1. Назовите род и вид основного возбудителя туберкулеза у человека, его морфологические и тинкториальные свойства?
    2. В чем особенность химического состава туберкулезной палочки и как их установить?
    3. Какой метод окраски применяется для выделения туберкулезной палочки? В какой цвет окрашиваются туберкулезные палочки и остальная флора?
    4. Что служит исследуемым материалом при туберкулезе, в зависимости от формы заболевания, требования к транспортировке и доставке в лабора­торию?
    5. Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характе­ристика препарата?

    Эталон ответа к задаче №13.


      Назовите род и виды основного возбудителя туберкулеза у человека, их морфологические и тинкториальные свойства?

    Род— микобактерии;Вид— (Hominis) —человеческий; Гр + полиморфные палочки.

    В чем особенность химического состава туберкулезной палочки и как их

    Туберкулезная палочка содержит большое количество (до 40%) жировоска и жирных кислот, благодаря чему они устойчивы к спирту, кислотам и щелочам.

    Какой метод окраски применяется для выделения туберкулезной палочки? В какой цвет окрашиваются туберкулезные палочки и остальная флора?

    Туберкулезная палочка выявляется методом окраски по Цилю-Нильсену. Они окрашиваются в красный цвет, а остальная флора в синий.

    Что служит исследуемым материалом при туберкулезе, в зависимости от формы заболевания, требования к транспортировке и доставке в лабора­торию?

    Исследуемым материалом при туберкулезе легких служит — мокрота, если нет отделяемого, то промывные воды бронхов. При туберкулезе почек — моча, при туберкулезном менингите — спинномозговая жидкость. Доставлять в лабораторию необходимо в металлическом контейнере мед. работником не позднее 2-х часов. Ликвор необходимо доставить тотчас же в термоконтейнере.

  • Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характе­ристика препарата?
  • Профилактика осуществляется живой вакциной БЦЖ на 3-5 день жизни в род. домах.
    Ситуационная задача №14
    В микробиологическую лабораторию поступил исследуемый материал больного В., находящегося в сыпнотифозном отделении ГИКБ №1. При обследовании на педикулез насекомых не обнаружили. Из анамнеза не смогли выявить предполагаемый источник инфекции.
    Задания:

    1. Что такое род бактерий?
    2. К какому роду относятся возбудители сыпного тифа?
    3. Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей сыпного тифа?
    4. Эпидемиология эпидемического сыпного тифа: источник инфекции, механизм передачи, фактор передачи, пути передачи инфекции, его сущность?
    5. Способы неспецифической профилактики сыпного тифа?

    Эталоны ответов к задаче №14


      Что такое род бактерий?

    Род бактерий — это бактерии, имеющие одинаковую морфологию.

    К какому роду относятся возбудители сыпного тифа?

    Возбудители сыпного тифа относятся к роду риккетсий.

    Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей сыпного тифа?

    Риккетсии — полиморфные палочки, Гр-.

    Эпидемиология эпидемического сыпного тифа: источник инфекции, механизм передачи, фактор передачи, пути передачи инфекции, его сущность?

    Источником инфекции эпидемического сыпного тифа является больной человек; механизм передачи инфекции — кровяной; фактор передачи — кровь; путь передачи — трансмиссивный, переносчиком является платяная вошь.

  • Способы неспецифической профилактики сыпного тифа?
  • С целью неспецифической профилактики сыпного тифа проводится борьба с педикулезом (с переносчиками сыпного тифа — вшами).

    Ситуационная задача №15
    В школе № 458, где количество учащихся — 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование.
    Задания:

    1. Назовите род возбудителя дифтерии?
    2. Чем обеспечивается морфологическая особенность возбудителя дифтерии, и каковы его тинкториальные свойства?
    3. Какой материал, чем и с какой целью берут у больных с ангиной? Какие условия необходимо учитывать при взятии материала?
    4. Условия доставки исследуемого материала в микробиологическую лабораторию?
    5. Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ.

    Эталоны ответа к задаче №15


      Назовите род возбудителя дифтерии?

    Возбудитель дифтерии относится к роду коринебактерий.

    Чем обеспечивается морфологическая особенность возбудителя дифтерии, и каковы его тинкториальные свойства?

    Возбудители дифтерии — палочки с булавовидными утолщениями на концах, благодаря наличию зерен волютина. Палочки располагаются в виде римской цифрыV. По Граму окрашиваются в фиолетовый цвет (Гр+).

    Какой материал, чем и с какой целью берут у больных с ангиной? Какие условия необходимо учитывать при взятии материала?

    У больных с ангиной берут материал 2-мя прямыми стерильными сухими ватными тампонами:одним— со слизистой зева на границе здоровой и пораженной ткани (не раньше чем через 2 часа после еды), другим из носа с обеих ноздрей. Тампоны помещают в разные пробирки.

  • Условия доставки исследуемого материала в микробиологическую лабораторию?
  • Пробирки с тампонами с взятым материалом от каждого больного связывают вместе, помещают в металлический контейнер и доставляют в микробиологическую лабораторию не позднее 2-х часов после взятия.

    1. Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ.

    Экстренная специфическая профилактика в очаге больного дифтерией проводится противодифтерийной антитоксической сывороткой. Ее вводят только контактным не привитым против дифтерии, у которых не были обнаружены антитоксические антитела.

    Ситуационная задача №16
    В детском саду во время осмотра детей врач-педиатр выявил больного ребенка с подозрением на дифтерию, о чем было послано экстренное извещение в Районный Центр Санэпиднадзора. В группе, где находился больной ребенок, с подозрением на дифтерию, было еще 16человек.
    Задания:

    1. С какой целью было послано экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора?
    2. Какие мероприятия проводит медицинская сестра в очаге больных дифтерией?
    3. Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции?
    4. Что такое дезинфекция и ее виды?
    5. Проводится ли плановая специфическая профилактика дифтерии? Поясните ответ.

    Эталоны ответов к задаче №16


      С какой целью было послано экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора?

    Экстренное извещение в Центр Санэпиднадзора было послано с целью проведения противоэпидемических мероприятий в очаге больного. Врач эпидемиолог проводит эпидемиологическое расследование с целью выявления источника инфекции и организовывает противоэпидемические мероприятия.

    Какие мероприятия проводит медицинская сестра в очаге больных дифтерией?

    Медицинская сестра с целью выявления бактерионосителей проводит взятие материала из носа (из обеих ноздрей одним стерильным сухим прямым ватным тампоном) у всех контактных детей и у персонала данной группы.

    Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции?

    Источником инфекции является больной человек или бактерионоситель, основной механизм передачи — аэрогенный; фактор — воздух; путь передачи — воздушно-капельный.

  • Что такое дезинфекция и ее виды?
  • Дезинфекция — это обеззараживание, направленное на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний во внешней среде.

    1. Проводится ли плановая специфическая профилактика дифтерии? Поясните ответ.

    Плановая специфическая профилактика дифтерии проводится ассоциированной вакциной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (КДС) с 3-х месяцев, а далее по возрастным группам.

    Ситуационная задача №17
    В Астраханской области, в районе эндемичном по чуме, был выявлен больной А с подозрением на бубонную форму чумы. Больного госпитализировали в инфекционную больницу. Проводя эпидемиологическое расследование в очаге больного, врач эпидемиолог назначил ряд противоэпидемических мероприятий.
    Задания:

    1. Назовите род возбудителя чумы?
    2. Особенности морфологии и тинкториальные свойства возбудителя?
    3. Эпидемиология чумы: источник инфекции, механизмы передачи, факторы и пути передачи инфекции?
    4. Какой исследуемый материал, как и с какой целью необходимо взять у данного больного?
    5. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?

    Эталоны ответов к задаче №17


      Назовите род возбудителя чумы?

    Возбудители чумы относятся к роду иерсиний.

    Особенности морфологии и тинкториальные свойства возбудителя?

    Возбудитель чумы — палочка овоидной формы с биполярной окраской.

    Эпидемиология чумы: источник инфекции, механизмы передачи, факторы и пути передачи инфекции?

    Источник инфекции— грызуны (суслики-тарбаганы и др.), больной человек;механизмы— кровяной, контактный, аэрогенный, оральный;факторы— инфицированные объекты внешней среды, мясо больного верблюда, воздух;пути передачи— трансмиссивный, контактно-бытовой, алиментарный, воздушно-капельный.

    Какой исследуемый материал, как и с какой целью необходимо взять у данного больного?

    Исследуемым материалом у данного больного служит пунктат бубона, который берут стерильным шприцем, предварительно обработав поверхность бубона 70спиртом, а также кровь.

  • Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?
  • В очаге больного чумой проводится дезинфекция, дератизация, выявление контактных с больным чумой, их изоляция и наблюдение за контактными.

    Ситуационная задача №18
    У работницы по производству кисточек для бритья на тыльной стороне левой кисти руки появились зудящие пятнышки, которые через несколько часов превратились в пузырьки с темным содержимым. При вскрытии пузырьков образовывались безболезненные язвы. На основании типичной клинической картины врач-инфекционист поставил диагноз: «Кожная форма сибирской язвы». Для подтверждения клинического диагноза необходимо микробиологическое исследование.
    Задания:

    1. Назовите род возбудителя сибирской язвы?
    2. Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя сибирской язвы, выделенного из организма больного?
    3. Эпидемиология сибирской язвы: источник инфекции, механизмы, факторы, пути передачи инфекции?
    4. Что служит исследуемым материалом от данного больного?
    5. Проводится ли специфическая профилактика сибирской язвы?
    Читайте также:  Как часто делают прививку против дифтерии

    Эталоны ответов к задаче №18


      Назовите род возбудителя сибирской язвы?

    Возбудители сибирской язвы относятся к роду бацилл.

    Каковы морфологические и тинкториальные свойства возбудителя сибирской язвы, выделенного из организма больного?

    Возбудитель сибирской язвы, выделенный из организма больного — палочки расположенные цепочкой (стрептобациллы), покрытые общей капсулой.

    Эпидемиология сибирской язвы: источник инфекции, механизмы, факторы, пути передачи инфекции?

    Источник инфекции— больные домашние животные;механизмы— контактный, аэрогенный, оральный;факторы— инфицированный материал животного происхождения (шерсть, шкурки, кисточки для бритья и др.);Пути передачи— контактно-бытовой, реже трансмиссивный, воздушно-пылевой, алиментарный.

    Что служит исследуемым материалом от данного больного?

    У больного кожной формой сибирской язвы делают мазок-отпечаток с язвенного карбункула.

  • Проводится ли специфическая профилактика сибирской язвы?
  • Специфическая профилактика сибирской язвы по эпидпоказаниям проводится живой вакциной СТИ, полученной из бескапсульного варианта палочек сибирской язвы.

    Ситуационная задача №19
    В одной семье, проживающей в сельской местности, сразу заболело двое взрослых. Заболевание сопровождалось болями в животе, жидким кровянистым стулом, рвотой. Из анамнеза было выявлено, что заболевшие употребляли в пищу жаренную печень от забитой козы с явными признаками недомогания. У детей, которые не ели печень, никаких признаков заболевания не наблюдалось. На основании клинической картины и данных анамнеза врач-инфекционист поставил предположительный диагноз: «Кишечная форма сибирской язвы».
    Задания:

    1. Назовите возбудителя сибирской язвы по-латыни?
    2. Где и в каких формах может существовать возбудитель сибирской язвы?
    3. Каким методом микробиологического исследования можно обнаружить различные формы возбудителя сибирской язвы, обоснуйте ответ?
    4. Какова устойчивость возбудителей сибирской язвы во внешней среде и чем она обеспечивается?
    5. Как проводится обеззараживание материала, взятого от больных животных?

    Эталоны ответов к задаче №19


      Назовите возбудителя сибирской язвы по-латыни?

    B. antrhacis.

    Где и в каких формах может существовать возбудитель сибирской язвы?

    Возбудитель сибирской язвы может существовать в вегетативной форме в макроорганизме, а во внешней среде в виде спор.

    Каким методом микробиологического исследования можно обнаружить различные формы возбудителя сибирской язвы, обоснуйте ответ?

    Различные формы возбудителя сибирской язвы можно обнаружить бактериоскопическим методом. Вегетативные формы в микроскопических препаратах из исследуемого материала больного — в виде стрептобацилл, окруженных общей капсулой, споры округлой формы в препарате из колоний с питательной среды могут находится центрально в каждой палочке стрептобациллы или одиночно.

  • Какова устойчивость возбудителей сибирской язвы во внешней среде и чем она обеспечивается?
  • Возбудители сибирской язвы очень устойчивы во внешней среде, благодаря способности к спорообразованию, сохраняясь в почве десятками лет.

    1. Как проводится обеззараживание материала, взятого от больных животных?

    Обеззараживание инфицированного материала проводится автоклавированием или сжиганием.

    источник

    Зав. кафедрой детских инфекционных болезней, профессор .

    для преподавателя по теме:

    (для студентов педиатрического и медико – профилактического факультетов)

    1.Тема практического занятия: «Дифтерия у детей».

    Наименование цикла: воздушно-капельные инфекции.

    Контингент: студенты 6-го курса педиатрического факультета, 5 курса МПФ

    Продолжительность практического занятия: 6 часов.

    2.Цель занятия: изучение студентами этиологии, эпидемиологии, патогенеза, патоморфологии, классификации, диагностики дифтерии, клиники дифтерии ротоглотки, течения заболевания, осложнений, лечения.

    3.Методика проведения теоретической части занятия.

    3.2 Формулировка темы и цели занятия.

    3.3 Обсуждение вопросов, возникших у студентов при подготовке к занятию.

    3.5 Входной тестовый контроль знаний студентов.

    1.Какие свойства из нижеперечисленных характерны для возбудителя дифтерии?

    2.Укажите, от чего зависит восприимчивость к дифтерии:

    а)от антибактериального иммунитета;

    б)от антитоксического иммунитета.

    З. Что является вероятным признаком дифтерии ротоглотки?

    а)ангина (острый тонзиллит) с налетами;

    б)плотные малоболезненные передне-шейные лимфоузлы; в)кратковременный подъем температуры;

    д)выраженный катаральный синдром.

    4.Признаки дифтерийного воспаления:

    а)фибринозный налет, плотно спаянный с подлежащими тканями,

    возвышающийся над поверхностью слизистой, кожи;

    б)умеренная или слабая болезненность и гиперемия в месте входных

    в)кратковременная температурная реакция; г)выраженная интоксикация;

    д)прогрессирование воспаления на фоне антибактериального лечения.

    5.Какие заболевания должны вызвать подозрение на дифтерию?

    6.Отличие дифтерии ротоглотки от лакунарной ангины:

    а)налеты на миндалинах островчатые или пленчатые, возвышаются, с трудом снимаются, выходят за пределы лакун;

    б)налеты на миндалинах рыхлые гнойные по ходу лакун;

    в)регионарные лимфоузлы плотные, малоболезненные или безболезненные;

    г)регионарные лимфоузлы болезненные;

    д)эффект от антибиотиков слабый или отсутствует.

    7.Что необходимо для подтверждения диагноза дифтерии:

    а)один или несколько типичных признаков дифтерии;

    б)выделение из клинического материала токсигенного штамма

    в)нарастание титра противодифтерийных антител в сыворотке крови

    г)нарастание титров противовирусных антител;

    д)выделение из клинического материала гемолитического стрептококка.

    8.Назовите клинические формы локализованной дифтерии ротоглотки:

    9.Какие осложнения наиболее характерны для дифтерии ротоглотки?

    д)поражение черепно-мозговых нервов;

    10.Что является вероятным признаком дифтерии в поздние сроки болезни?

    в)паралич или парез черепно-мозговых нервов;

    11 .Что является вероятным признаком дифтерии ротоглотки, токсической формы?

    а)распространение налетов за пределы миндалин;

    в)резкая болезненность в горле (тризм);

    г)отек подкожной клетчатки шеи («бычья шея»);

    д)токсический сосудистый коллапс.

    12.Отличия дифтерии ротоглотки, токсической формы от флегмонозной ангины и паратонзиллярного абсцесса:

    а)резко выраженная боль в горле, тризм;

    в)налеты выходят за пределы миндалин;

    г)отек подкожной клетчатки шеи («бычья шея»);

    д)ассиметрия зева с односторонней резкой гипертрофией миндалины и выбуханием дужки.

    13.Перечислите изменения в периферической крови, характерные для токсической дифтерии ротоглотки:

    14.Назовите клинические признаки дифтерийного миокардита:

    д)расширение границ сердца;

    15.Перечислите изменения на ЭКГ, характерные для дифтерийного миокардита:

    в)снижение вольтажа зубцов;

    ж)блокада ветвей пучка Гиса;

    з)расширение комплекса QRS.

    16.Назовите показания для назначения сердечных гликозидов:

    в)увеличение размеров печени;

    17.Перечислите основные принципы лечения дифтерийного миокардита:

    б)строгий постельный режим;

    18.Назовите симптомы, свидетельствующие о параличе мягкого неба:

    а)поперхивание во время еды;

    д)провисание небной занавески на стороне поражения.

    19.Определите симптомы, характерные для инфекционно-токсического шока II степени при токсической дифтерии ротоглотки:

    в)цианоз носогубного треугольника;

    3.6 Теоретический разбор материала.

    · Этиология и эпидемиология дифтерии

    · Клиническая картина дифтерии ротоглотки » Клиника токсической дифтерии ротоглотки

    · Инфекционно-токсический шок при дифтерии

    4.Методика проведения практической части занятия.

    4.1 Работа в палате с тематическим больным под контролем преподавателя.

    4.2 Обсуждение результатов, полученных при сборе анамнеза, эпиданамнеза, объективных данных, обоснование предварительного диагноза, назначение плана обследования и лечения.

    4.3 Решение ситуационных задач.

    Ребенок 5 лет. Заболевание началось остро с резкого повышения температуры до 39,5°С, неоднократной рвоты, резкой бледности, болей в горле. В течение 2 дней лечился по поводу ангины.

    Поступил в инфекционную больницу на 3 день заболевания в крайне тяжелом состоянии. Температура 39,5°С, ребенок вялый, адинамичный, бледный. Кожные покровы бледные, в области шеи с обеих сторон имеется отек подкожно-жировой клетчатки. Отек имеет тестоватую консистенцию, кожа над ним не изменена. Отек занимает подкожно-жировую клетчатку всей шеи и переходит на грудную клетку. Тоны сердца глухие, тахикардия, пульс слабого наполнения. Картина зева: резкий отек слизистой зева, слизистая миндалин, дужек, малого язычка покрыта грубым белесоватым гребешковым налетом.

    Девочка 8 лет находится в инфекционной больнице по поводу токсической дифтерии зева II степени. В результате проведенной комплексной терапии состояние ребенка улучшилось, исчез отек зева и подкожной клетчатки, рассосались пленки в зеве, исчезла интоксикация. Внезапно на 6-й день заболевания состояние ребенка значительно ухудшилось, появились сильные боли в правом подреберье, многократная рвота и икота. Ребенок резко побледнел, стонет.

    При осмотре: кожные покровы бледные и влажные, акроцианоз, одышка до 65 дыхательных движений в 1 минуту, пульсация шейных сосудов. В легких в нижних долях с обеих сторон большое количество звучных влажных хрипов. Пульс 145 в минуту слабого наполнения, артериальное давление 80/50 мм. рт. ст. Границы относительной сердечной тупости: справа — по правой средне-ключичной линии, сверху — II ребро, слева — на уровне передней аксиллярной линии. Тоны сердца очень глухие, ритм галопа, систолический шум. Печень пальпируется на 1,5 см из-под реберной дуги, пальпация резко болезненна. ЭКГ — снижение вольтажа зубцов, РО — 0,24 секунды, расширение желудочкового комплекса.

    Девочка 6 лет заболела 3 дня назад, когда впервые повысилась температура до 38,5°С, появилась небольшая болезненность при глотании.

    При осмотре состояние средней тяжести, в зеве отмечается умеренная гиперемия миндалин, налеты плотные с гладкой поверхностью и довольно хорошо очерченными краями. Они выглядят в виде небольших островков серовато-беловатого цвета. Отмечается приторно-сладкий запах изо рта и небольшое увеличение верхнешейных лимфатических узлов. Налеты снимаются с трудом, при снятии кровоточат, не растираются шпателем. Носовое дыхание не затруднено. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца чистые. Живот мягкий, безболезненный.

    2.Наметить план обследования и лечения.

    Ребенок 5 лет переболел лакунарной ангиной, лечился эритромицином. Привит по возрасту. На 12-й день болезни у ребенка появилась следующая неврологическая симптоматика: поперхивается при глотании, гнусавит, из носа вытекает вода и жидкая пища. Мать с ребенком обратилась к невропатологу, который после осмотра поставил диагноз: парез мягкого неба, направил ребенка на консультацию к врачу-инфекционисту.

    1.Что случилось с ребенком?

    2.С чем связано возникновение пареза мягкого неба?

    4.Тактика ведения и лечения больного.

    Ребенок Саша К., 8 лет с диагнозом дифтерия ротоглотки токсическая II степени получил назначение врача: 80 тыс. ПДС внутримышечно. Сыворотка была введена одномоментно. Через 30 минут после введения сыворотки :чувствие больного резко ухудшилось, ребенок потерял сознание, : побледнел, появилось аритмичное редкое дыхание, диффузный цианоз, АД 20/0 мм. рт. ст. Сердцебиения аритмичные, глухие. Появились тонико-клонические судороги. Через 10 минут произошла остановка дыхания, ребенок умер.

    2.Какова причина смерти, объясните случившееся.

    Мальчик 5 лет заболел остро: повысилась температура до 39,6°С, появились головная боль, общая разбитость, слабость, резкая болезненность кожных покровов, боль в горле. Давали жаропонижающее.

    На следующий день был вызван врач. При осмотре обнаружено, что состояние ребенка тяжелое, лицо бледное, язык обложен белым налетом. В зеве: миндалины резко увеличены, почти соприкасаются друг с другом; слизистая оболочка мягкого неба, глотки отечна и относительно слабо гиперемирована, поверхность миндалин выстлана толстым налетом грязно-белого цвета, который выходит за пределы миндалин; ощущается приторно-сладкий запах. Одновременно в области лимфатических узлов определяется болезненный инфильтрат плотноватой консистенции с расплывчатыми краями. Над пораженными узлами и в окружении их до середины шеи отмечается отек мягких тканей.

    1.Поставить предварительный диагноз.

    3.Наметить план обследования и лечения больного.

    Мальчик 7 лет заболел остро, повысилась температура до 38,7°С, отмечалось возбуждение, рвота, резкая болезненность при глотании.

    Вызванный врач обнаружил: яркую гиперемию зева, на миндалинах налеты белого цвета, они рыхлые, имеют гнилостный запах, расположены в лакунах. Регионарные лимфатические узлы значительно увеличены, болезненны, эластичной консистенции. Со стороны внутренних органов без особенностей.

    1 .Поставить предварительный диагноз.

    3.Наметить план обследования и лечения больного.

    5.Методика оценки знаний студентов.

    Общая оценка знаний и умений каждого студента складывается из следующих оценок:

    — исходный тестовый контроль;

    — оценка за ответ на теоретической части занятия;

    — оценка за ответ при клиническом разборе больного;

    — оценка за самостоятельную работу с больным;

    — оценка за решение ситуационных задач.

    6.Методика организации самостоятельной работы студентов.

    6.1Формы самостоятельной работы студентов во внеучебное время.

    — Подготовка реферативного сообщения на практическом занятии.

    1 .Гипертоксическая форма дифтерии.

    2.Клиника, диагностика, лечение инфекционно-токсического шока у детей. 3.Характеристика клиники и особенностей течения дифтерийного миокардита. 4.Дифференциальный диагноз ангин.

    5.Полирадикулоневриты Ландри как осложнение токсической дифтерии ротоглотки.

    — Написание истории болезни.

    — Приготовление учебных наглядных пособий (микротаблицы, слайды).

    — Подготовка материала для участия в деловой игре.

    — Работа в приемном покое инфекционной больницы.

    — Работа с больными, оставленными под наблюдение дежурного врача.

    6.2 Формы самостоятельной работы студентов в учебное время.

    — Курация тематических больных.

    — Работа в компьютерном классе.

    — Решение ситуационных задач.

    — Интерпретация результатов лабораторных исследований.

    — Работа в процедурном кабинете.

    7.1 План-хронокарта практического занятия по теме

    источник