Меню Рубрики

Забор мазка на дифтерию алгоритм

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8550 — | 7051 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник

Показания. Бактериологическому исследованию подлежат: 1) с диагностической целью больные с подозрением на дифтерию ежедневно в течение 3-х дней с момента обращения; больные с налетом на миндалинах, дужках, язычке, с подозрением на паратонзиллит, паратонзилярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, стенозирующий ларинготрахеит – однократно; 2) по эпидемическим показаниям все контактные – однократно; 3) с профилактической целью вновь поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением центральной нервной системы, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, психоневрологические санатории – однократно. Исследование направлено на выделение возбудителя и идентификацию его патогенных признаков, включая токсигеннность.

Аппаратура, инструментарий, медикаменты:

· исследуемый материал (слизь и пленки с миндалин, ротоглотки, носа, глаза, уха, раны, кожи, влагалища, пупочной ранки);

· стерильные ватные сухие тампоны или стерильные тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина в физиологическом растворе с рН 7,6;

· среды обогащения, питательные среды;

· стерильные шпатели, проволочки, деревянные палочки, пробирки, предметные стекла;

· биксы, теплая грелка или сумка-«термос».

Техника выполнения

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны, а при транспортировке в жаркое время – тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина на физиологическом растворе. Материал с миндалин и носа берут отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 ч после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов.

При наличии налетов материал берут с границы пораженной и здоровой ткани, слегка нажимая на них тампоном. Исследуют пленки с миндалин, гортани и других участков. При редких локализациях дифтерии – поражениях глаза, уха, раны и т.д. – берут материал из мест поражения, а также из зева и носа.

После забора материала на посев его необходимо немедленно доставить в лабораторию. Эффективность бактериологического метода зависит от длительности периода между забором материала и посевом. Положительные результаты высоки при посеве у постели больного и маловероятны при посеве через 2-3 ч после забора материала.

Собранный из мест поражения материал засевают на элективные среды (Леффлера, Клауберга) и помещают в термостат при 37 о С. Предварительный ответ об обнаружении бактерий, подозрительных на дифтерию, выдают через 24-48 ч, а окончательный – через 48 ч (культура токсигенная) или через 72 ч (культура нетоксигенная). Токсигенность коринебактерий дифтерии определяют на плотных питательных средах методом преципитации в геле по Оухтерлони.

Для предварительной ориентации можно проводить микроскопию мазков с целью получения немедленного ответа. Для приготовления мазка-отпечатка необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Ватный тампон, укрепленный на деревянной палочке или металлической проволочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в носовой ход (или со слизистой небных миндалин), делают несколько вращательных движений. После этого тампон помещают на предметное стекло и производят отпечатки. В мазках при микроскопии обнаруживают попарно под углом друг к другу расположенные палочки-возбу­дители заболевания.

Читайте также:  Сколько раз в жизни делается прививки от дифтерии

Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2862 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Оснащение: две стерильных пробирки с ватными тампонами, стерильный штапель

Выполнение процедуры: Объясните пациенту суть и необходимость процедуры. Усадите его лицом к источнику света. Затем взять тампон в правую руку, а в левую – шпатель Попросить пациента открыть рот. Шпателем фиксировать корень языка, чтобы был доступ к миндалинам. Тампоном снять налет или слизь с миндалин на границе пораженного участка. Поместить тампон в стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар . Вторым стерильным тампоном взять слизь из левой и правой половины носа и поместить во вторую стерильную пробирку или сделать посев на кровяной агар.

Материал берется натощак или через 3 часа после еды. К пробиркам прилагается направление, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала.

14.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носоглотки на менингококк.

Оснащение: стерильный изогнутый под углом 130 0 тампон, вмонтированный в стерильную пробирку, чашку Петри с сывороточным агаром, стерильный шпатель. Оформите направление в бактериологическую лабораторию.

Слизь из носоглотки берется натощак или через 3 часа после еды. Усадите пациента лицом к источнику света и предложите широко открыть рот. Левой рукой нажмите шпателем на корень языка. Правой рукой введите тампон в полость рта пациента изогнутым концом вверх, заведите его за мягкое небо и проведите 2-3 раза по задней стенке глотки тампоном. Извлеките тампон осторожно, не касаясь слизистой щек, языка, миндалин. Произведите сразу посев взятого материала на чашку Петри с питательной средой. При посеве материал вотрите в поверхность на небольшом участке 1×2 см среды всеми сторонами тампона, затем этим же тампоном засейте штрихами с отрывом по всей площади чашки. Сверху на штрихи положите диски с ристомицином или линкомицином. Засеянные чашки немедленно помещают в термостат при температуре 37 0 С и доставляют в лабораторию, тщательно защищая от охлаждений, применяя грелки с температурой +35+38 0 С.

15.Продемонстрируйте технику взятия биологического материала из носа и зева на респираторные вирусы.

Оснащение: два стерильных тампона, пробирки с транспортной средой, стерильный шпатель.

Выполнение процедуры:

Мазок из полости носа забирают сухими стерильными ватными тампонами. Тампон ввести легким движением по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем тампон слегка опустить книзу, ввести в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделать вращательное движение и удалить вдоль наружной стенки носа. Мазок берётся из обеих полостей носа. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физ.раствор), отломать концы палочек и плотно закрыть пробкой.

Из ротоглотки мазки берут сухими стерильными ватными тампонами вращательными движениями с поверхности миндалин, нёбных дужек и задней стенки ротоглотки. Тампоны погрузить в стерильную пробирку с 3 мл транспортной среды (фосфатно-солевой буфер или физраствор), отломать концы палочек и закрыть пробкой.

16. Охарактеризуйте обязанности медсестры при подготовке пациента к проведению люмбальной пункции.

Взятие ликворапроизводят как можно раньше, до начала антибиотикотерапии. Производит данную манипуляцию врач.

Оснащение:— стерильные: лоток, иглу для спинномозговой пункции, шприц на 5-10 мл, 2% раствор новокаина 5-10 мл, ватные шарики, 3-5 пробирок, одну стерильную, пинцет, салфетки;

70% спирт, йодную настойку, штатив для пробирок, емкость с дезинфицирующим раствором, лоток для сброса.

Манипуляцию проводить лучше натощак. Пациента укладывают на каталку на правый бок. Одной рукой сгибают голову пациента к груди, а другой рукой обхватывают бедра, прижимают их к животу и выгибают спину пациента кзади. Поясничную область по ходу позвоночника и вокруг него дезинфицируют йодной настойкой, а затем спиртом. Место введения иглы определяют горизонтальной линией, соединяющей гребешки обеих подвздошных костей, которую проводят ватным тампоном, смоченным в йодной настойке. Во время манипуляции медицинская сестра находится перед пациентом, чтобы своевременно отметить изменения сознания пациента, реакцию зрачков и т.д. Закончив забор ликвора, к месту прокола прикладывают стерильный тампон и заклеивают салфеткой или лейкопластырем. После проведения пункции пациент должен в течение часа лежать на животе в постели со щитом без подушки. Строгий постельный режим соблюдают не менее суток.

Следует помнить, что при взятии ликвора нельзя касаться краев канюли иглы, краев пробирки, не переливать жидкость через край. При невозможности доставить материал сразу же в лабораторию, пробирки хранят в термостате при температуре 37 0 С, но не более 18 часов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

источник

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Мазок из зева и носа входит в стандарт лабораторной диагностики воспалительных заболеваний ЛОР-органов. Полученный материал отправляют в лабораторию, где определяют вид возбудителя болезни и его чувствительность к антибиотикам. На основании полученных данных врач определяет тактику лечения. Чтобы результаты получились достоверными, мазок забирается по определенному алгоритму, после подготовки пациента.

В большинстве случаев исследование проводится в плановом порядке, то есть человек знает о нем заранее. Врач объясняет пациенту, как подготовиться к взятию мазка, чтобы результаты не оказались ложными. Если человек проходит лечение антибиотиками, их рекомендуется отменить.

Подготовка начинается за день до сдачи анализа:

  • прекращают использование антисептических зубных паст и ополаскивателей для полости рта;
  • вечером рекомендуют легкий ужин;
  • утром в день исследования пациент не чистит зубы и не полощет рот водой;
  • мазок забирают натощак;
  • запрещается курить и жевать жвачку.

Если планируется одновременный забор мазка из носа, человеку рекомендуют прекратить использование назальных капель.

Мазки из зева и носа забирают по определенному алгоритму. Он одинаков для обнаружения любых инфекций. Отличия заключаются в способе хранения и транспортировки материала при разных инфекциях.

Техника взятия мазка из зева выглядит следующим образом.

  1. Пациента усаживают на стул, лицом к врачу, перед ним располагают источник света.
  2. Врач предлагает человеку откинуть голову назад и максимально широко раскрыть рот.
  3. Шпателем опускают язык вниз и прижимают его.
  4. Ватным тампоном собирают слизь со всех стенок глотки.
  5. Опускают тампон в стерильную пробирку и плотно закрывают ее.

Затем пробирка с полученным материалом доставляется в лабораторию для посева на питательные среды. Процедура безболезненная, но доставляет неприятные ощущения. У человека с выраженным рвотным рефлексом прикосновение ватным тампоном к корню языка может спровоцировать рвоту.

Алгоритм забора мазка из носа:

  1. Пациента усаживают перед врачом и источником света.
  2. Врач предлагает человеку немного запрокинуть голову.
  3. Стерильный ватный тампон вводят в оба носовых хода поочередно и собирают слизь с их стенок.
  4. Помещают тампон в стерильную пробирку и транспортируют в лабораторию.

Процедура тоже не вызывает болевых ощущений, но для некоторых пациентов дискомфортна.

Исследуют полученный материал несколькими способами:

  • экспресс-тест — позволяет выявить антигены к возбудителю, используется для диагностики гриппа в период эпидемии;
  • бактериологическое исследование — делают посев носоглоточной слизи на питательные среды, анализ готов через 5-7 дней;
  • ПЦР-диагностика — так называется наиболее точный метод, позволяющий выявить генетический материал возбудителя.

Выбор исследования определяется лечащим врачом в зависимости от заболевания.

Посев слизи из зева и носа на микрофлору, чувствительность к антибиотикам врач назначает для подтверждения диагноза разных инфекционных заболеваний у детей и взрослых. Забор мазка производится:

  • при ангине;
  • при подозрении на коклюш;
  • для исключения дифтерии зева;
  • при грибковых заболеваниях.

Берут мазок и здоровым людям при медицинских осмотрах. Сдавать мазок должны следующие категории людей:

  • беременные женщины;
  • лица, контактировавшие с больным дифтерией или ангиной;
  • лица, поступающие на работу в пищевую промышленность, образовательные и дошкольные учреждения, медицинские учреждения.

У каждого человека в полости носа и зева живет нормальная и условно-патогенная микрофлора, ее количество не превышает определенного показателя. В нормальных условиях флора не вызывает у человека никаких заболеваний.

Мазок из зева и носа даже у здорового человека не бывает полностью стерильным. На этих слизистых могут быть обнаружены разнообразные бактерии, составляющие нормальную микрофлору носовой полости и глотки:

  • золотистый стафилококк;
  • разные виды стрептококков;
  • энтерококки;
  • кишечная палочка;
  • грибы.

Их количество, при котором не развивается воспалительных заболеваний, не превышает 1000 КОЕ/мл. Здоровая иммунная система подавляет активность бактерий.

У человека с иммунодефицитом даже такое количество микробов может вызвать заболевание. Поэтому при обследовании пациента с низким иммунитетом учитывают не только результат мазка, но и имеющиеся симптомы.

О заболевании говорят в том случае, если количество условно-патогенных микроорганизмов превышает 1000 КОЕ/мл. Патологией является и обнаружение специфической флоры:

От расшифровки результатов мазка из горла зависит дальнейшее ведение и лечение пациента.

Мазок из носоглотки — важный диагностический метод, позволяющий определить, каким микроорганизмом вызвано заболевание у человека. С помощью этого метода можно узнать чувствительность этих микроорганизмов к антибиотикам и назначить правильное лечение.

Чтобы анализ был максимально достоверным, человек должен правильно к нему подготовиться. Сама процедура выполняется по строгим правилам.

Простудные заболевания часто сопровождаются покраснением горла, отеком, болью и пр. симптомами, характерными для инфекционных заболеваний, поэтому врач может назначить мазок на дифтерию – специальный анализ, который позволит обнаружить наличие опасных бацилл Леффлера.

Эти бактерии передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем и являются возбудителями опасного инфекционного заболевания, дифтерии, которое без должного лечения может привести к серьезным отклонениям в работе различных органов и даже летальному исходу.

Мазок на дифтерию – самый быстрый и безопасный способ диагностировать заболевание и начать правильную антибактериальную терапию.

Биоматериал для проведения лабораторных исследований берет врач, хотя процедура забора мазка достаточно проста и безболезненна.

Мазок берут из зева и носа. Для обеих процедур используются специальные петли из проволоки, обмотанные стерильной ватой, или тонкие деревянные палочки со стерильной ватой на конце.

Для забора мазка из носа врач вводит палочку или петлю на 1-2 см в каждую ноздрю поочередно и аккуратно проводит ватой по слизистой.

Для забора мазка из зева врач сначала фиксирует язык пациента одноразовым шпателем, а затем аккуратно проводит палочкой по небным дужкам, гортани, миндалинам.

Наиболее достоверные результаты дает мазок, взятый ближе к воспаленным тканям, рядом с пленками или в области наибольшей гиперемии. Важно, чтобы в процессе забора материала вата не касалась слизистой ротовой полости, языка или неба.

Палочку с биоматериалом помещают в сухую стерильную пробирку, маркируют фамилией и именем пациента, областью, из которой был взят мазок (нос или ротоглотка).

Сохраненный таким образом материал должен быть доставлен в лабораторию в течение трех часов, а затем храниться в холодильнике.

Если врач считает, что в ближайшие часы не сможет доставить материалы в лабораторию, то мазок помещают в специальный консервант, раствор глицерина. Результаты лабораторных исследований в последнем случае придется ждать немного дольше (3-4 дня).

Чтобы мазок из зева на дифтерию показал максимально точные и достоверные результаты, к процедуре необходимо подготовиться.

Мазок из носовой области берут после того, как пациент прочистит пазухи (высморкается), и особых требований к соблюдению режима перед анализом нет.

Хотя врачи рекомендуют избегать применения капель и спреев против насморка в течение 2-3 часов перед процедурой.

Для получения достоверных результатов анализа мазка из зева важно, чтобы пациент не находился на антибактериальном лечении, не принимал антибиотики. За 2-3 часа до проведения процедуры рекомендуется воздержаться от еды и питья, не принимать антибактериальных пастилок, спреев и других медикаментов, не полоскать горло.

Наиболее достоверными считаются мазки, взятые у пациента натощак. Если по каким-либо причинам пациент не соблюдал перечисленных рекомендаций, то важно сообщить об этом врачу, чтобы в лаборатории мазок исследовали с учетом возможных искажений.

Мазок на дифтерию исследует наличие бацилл Леффлера на слизистой пациента, поэтому результаты анализа достаточно очевидны: бактерии либо обнаружены, либо нет.

Если у пациента диагностируют дифтерию, то его необходимо срочно изолировать, а всех членов семьи, имевших контакт с больным, осмотреть на наличие признаков заболевания.

Если дифтерию обнаруживают у ребенка, посещавшего детский сад или школу, то рекомендуется сообщить об этом в учреждение, чтобы родители других детей могли проявить бдительность к состоянию здоровья своих малышей.

Анализ на дифтерию может дать положительный результат и у внешне здоровых людей. В таком случае решение о проведении дальнейших исследований или назначении терапии принимает врач.

Читайте также:  У детей титр антител и дифтерии

Положительный результат на дифтерийную палочку без других симптомов может свидетельствовать о том, что заболевание протекает скрыто, или о том, что человек является носителем бактерий, но сам не подвержен заболеванию.

Такой результат нередко бывает у взрослых, ухаживающих за больными дифтерией: бактерии присутствуют, но иммунная система предотвращает развитие болезни.

Отрицательный результат анализа («нет роста») в большинстве случаев означает, что пациент дифтерией не болеет, а воспаление в горле вызвано другими микроорганизмами.

Исключение составляют отрицательные результаты мазка на дифтерию, взятые у человека, находящегося на или недавно завершившего бактериальную терапию. В таком случае мазок придется дать повторно через 1 – 3 недели.

Если у пациента присутствуют все признаки развития заболевания, но мазок дает отрицательный результат, то диагноз «дифтерия» все равно считается подтвержденным, поскольку вывод о наличии заболевания врач выносит в первую очередь по внешним признакам.

В таких случаях может быть назначена повторная сдача анализа с соблюдением всех правил подготовки к мазку либо сразу назначено соответствующее лечение.

Дифтерия – это острое инфекционное заболевание. Несмотря на то, что заболевание провоцируют особого рода бактерии, основные негативные последствия вызывают не сами микроорганизмы, а токсичные продукты их жизнедеятельности.

Дифтерия передается от человека к человеку воздушно-капельным путем, т. е. при разговоре, чихании, поцелуе и пр.

В некоторых случаях заболевание может передаваться через третьих лиц, посуду, предметы обихода.

Поэтому при вспышке заболевания в детских учреждениях могут объявить дифтерийный карантин, чтобы продезинфицировать помещение и игрушки.

Чаще всего дифтерия проявляется схожими с ангиной симптомами: болью в горле, покраснением, отеком, появлением белых или зеленоватых гнойных пятен или пленок, повышением температуры.

Но существуют и скрытые формы заболевания, когда заподозрить заболевание по внешним признакам сможет только врач.

Вопреки распространенному мнению дифтерия поражает не только ротоглотку и носовую полость: заболеванию подвержены кожные покровы, глаза, уши, половые органы.

  • Владлена:Теперь хотя бы понятно, откуда врач узнала, что у меня воспаление, и что такое кокки. А то скв …
  • Наталья:Гастроскопия ужасный варварский метод,но лучше метода к сожалению нет(
  • Софья:А у меня муж витамины аптечные принимал. Сейчас по-моему в наших продуктах ничего и нет.. еще …


Яичник и желтое тело на УЗИ


Эффективность биохимического анализа крови


Объем тромбоцитов в расшифровке MPV в анализе крови


Когда моноциты повышены — что это значит?

Для раннего выявления дифтерии требуется проведение бактериологического обследования в течение первых 12 часов следующим категориям пациентов: больным с налетами на миндалинах, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, стенозирующим ларингитом, пленчатым налетом на слизистой носа, глаз, ушей, половых органов, раневой и ожоговой поверхностях, воспалительными изменениями в ротоглотке с отеком шейной клетчатки.

Мазок из ротоглотки берут утром до приема пищи, до чистки зубов и полоскания антисептиком или не ранее 2 часов после этих процедур.

Материал для исследования у пациентов с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?» берут из ротоглотки и носа, в остальных случаях достаточно мазка из ротоглотки. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне).

В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения (половых органов, кожи, глаз).

Бактериологическое обследование больных следует проводить до начала этиотропной терапии.

МИ: стерильные пробирки (1–3 шт.) с ватными тампонами (в биксе, крафтпакетах, однократного использования в упаковке); шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; маркер по стеклу.

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

3.5. При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампоном и промаркировать.

3.6. Установить пробирки в штатив.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Нос» и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

3.10. Слегка прижать крыло носа и сделать несколько вращательных движений тампоном, стараясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

3.11. Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, и вернуть его в пробирку, не касаясь ее краев.

3.12. Предложить ребенку широко открыть рот. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Ротоглотка». Шпателем прижать язык и по шпателю ввести тампон в ротоглотку. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

3.13. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки.

3.14. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

3.15. Для взятия материала от пациента с дифтерией гортани взять пробирку с маркировкой «Гортань». Вынимая тампон, осторожно согнуть его о край пробирки под углом 135°.

3.16. Прижать язык шпателем. По шпателю ввести тампон в глотку.

3.17. Повернуть загнутый конец вниз и взять материал веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой задней стенки глотки.

3.18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в пробирку.

3.19. Пробирки с исследуемым материалом поместить в контейнер для доставки материала в лабораторию.

3.20. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.21. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.22. Транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.23. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Примечание 1: доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 2 часов после взятия материала. При использовании пробирок с транспортными средами материал можно хранить в течение 24 часов при комнатной температуре в защищенном от света месте

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОКЛЮШ

Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) бактерионосители после их санации.

Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2–3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения. Результат посева получают через 72 ч.

Бактериологическое обследование больных коклюшем проводится в отделении инфекционного стационара. Обследование детей, контактировавших с пациентом, заболевшим коклюшем, осуществляется в территориальных бактериологических лабораториях.

МИ: стерильная пробирка с транспортной средой с глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне) однократного использования в упаковке; чашка Петри с питательной средой; шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; грелка с теплой водой; термометр для воды; маркер по стеклу.

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

3.5. Установить пробирку в штатив.

3.6. Заполнить грелку теплой водой (температура воды 40°), обернуть пеленкой, уложить ее на дно контейнера для транспортировки пробирок.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Взятие материала с помощью глоточного тампона (1-ый метод):

3.9.1. предложить ребенку широко открыть рот;

3.9.2. извлечь из пробирки с транспортной средой тампон, осторожно согнув его о край пробирки под углом 135°;

3.9.3. прижать язык шпателем и по шпателю ввести тампон в глотку, повернуть загнутый конец вниз и веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

3.9.4. Не касаясь краев пробирки, вернуть тампон в пробирку с транспортной средой.

3.10. Взятие материала с помощью метода «кашлевых пластинок» (2-ой метод):

3.10.1. Взять чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10–12 см от рта пациента, улавливая 8–9 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

3.10.2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в контейнер. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

3.11. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.12. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.13. Срочно транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.14. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Цель. Определение микрофлоры зева. Показания. Воспалительные заболевания зева. Оснащение. Стерильный шпатель; стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через пробку стержнем с ватным тампоном на конце (готовит бактериологическая лаборатория); направление в бактериологическую лабораторию.

Мазок из зева, техника выполнения:

1. Осматривают полость рта. Обращают внимание на язык, миндалины, зев. Определяют место взятия отделяемого на исследование. 2. Осторожно придерживая пробку, извлекают стержень из пробирки, не касаясь ее наружных стенок и окружающих предметов. Пробирку ставят в штатив. 3. Левой рукой I, II и III пальцами берут шпатель. Просят пациента открыть рот. Прижимают шпателем язык, вводят тампон в полость рта и снимают отделяемое с определенного места. 4. Осторожно и быстро извлекают тампон из полости рта и, не касаясь наружных стенок пробирки и окружающих предметов, опускают его в пробирку. 5. В направлении указывают время взятия отделяемого. 6. Пробирку с направлением доставляют в лабораторию не позднее 2 ч с момента забора.

7. Результат исследования подклеивают в историю болезни.

Цель. Исследование микрофлоры носа. Показания. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей. Оснащение. Стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через нее стержнем с ватным тампоном на конце, промаркированная буквой «Н»; направление в бактериологическую лабораторию; штатив.

Техника взятия мазка из носа:

1. Усаживают (укладывают) пациента, просят слегка запрокинуть голову. 2. Левой рукой берут из штатива пробирку, а правой извлекают стержень с тампоном. Сделать это нужно аккуратно, не касаясь тампоном окружающих предметов. 3. Пробирку ставят в штатив. 4. Левой рукой приподнимают кончик носа пациента, а правой легкими вращательными движениями вводят тампон в нижний носовой ход с одной стороны, а затем с другой на глубину 1,5 — 2,0 см. 5. Извлекают тампон и быстро опускают в пробирку, не касаясь ее наружных стенок.

6. Отправляют пробирку в бактериологическую лабораторию, указав время взятия мазка.

Примечание. Мазок должен быть доставлен в лабораторию не позднее чем через 2 ч после взятия. Лабораторные исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования осуществляются строго по показаниям в зависимости от диагноза.

Различные заболевания носа и носоглотки не являются чем-то редким среди населения нашей планеты. Каждое из них приносит целую массу неприятностей, и каждое из них может приводить к некоторым последствиям, как к хроническим заболеваниям, так и к тяжелым воспалениям, имеющим смертельный исход. В некоторых случаях при диагностировании для большей конкретизации заболевания существует необходимость в проведении некоторых дополнительных исследований для дифференциации диагноза. Частным случаем такого исследования имеется возможность назвать взятие мазка из зева и носа с целью выявления бактерий, в особенности дифтерийной палочки.

Техника взятия мазков из зева и носа является строго выверенной и при этом требующей соблюдения определенных условий, правил и алгоритма.

Мазок из зева и носа на bl (бацилла Леффлера – дифтерийная палочка) является основополагающим исследованием при заболеваниях, относящихся к системам дыхательных путей – горла и носа.

Для каждого из действий в отдельности, то есть для взятия проб из носа и взятия проб из зева имеется собственный алгоритм, имеющий лишь некоторую общность. Рассмотрим общие факторы каждой из процедур, с точки зрения необходимого инструмента, так как в обеих ситуациях он идентичен, для взятия проб требуется такой инструмент:

  • шпатель стерильный;
  • пробирка стерильная;
  • пробка с пропущенным сквозь нее стержнем с ватой;
  • направление на бактериологию.

Так же будет интересно: Методы удаления кисты из гайморовой пазухи

Все эти материалы подготавливаются в лаборатории и передаются медперсоналу, за исключением направления выписываемого ЛОР-специалистом. В дальнейших нюансах идут различия.

Врач берет бакпосев из горла

При взятии мазка из зева пациента предварительно предупреждают о том, что принимать пищу и какие-либо напитки перед процедурой запрещается, в лучшем варианте человек не должен этого делать со сна, однако допускается с промежутком в два часа перед процедурой. Фактический алгоритм взятия пробы имеется возможность представить в виде списка действий:

  1. Производится общий осмотр ротовой полости. При этом особое внимание уделяется языку и горловым миндалинам – таким образом, определяется место для взятия пробы.
  2. Специальный стержень с ватой аккуратно извлекается из пробирки. При этом он не должен касаться ватной стороной чего-либо.
  3. Второй рукой медицинский специалист берет шпатель и при его помощи прижимает язык.
  4. Тампон с должной осторожностью вносится в полость рта для снятия при его помощи отделяемого секрета.
  5. После извлечения палочка с тампоном должна быть опущена в стерильную пробирку. Касаться предметов окружения запрещено.
  6. Пробирка совместно с направлением отправляется в лабораторию.
Читайте также:  Дифференциальная диагностика заболеваний дифтерия

Врач берет бакпосев из носа

Первой особенностью, на которую следует обратить внимание в отличие от предыдущей – это то, что на стержне присутствует пометка в виде буквы «Н». В остальном процедура должна производиться следующим образом:

  1. Медицинский работник просит пациента запрокинуть голову. При необходимости вносит поправки в положение.
  2. Стержень с тампоном извлекается правой рукой, при этом пробирку следует придерживать. Ватный тампон также как и в первом случае не должен касаться чего-либо.
  3. Аккуратно, пользуясь левой рукой, приподнимается кончик носа. При этом ватный тампон вводится в каждый носовой канал поочередно. Делать это требуется вращательными движениями на глубину не превышающую 1,5-2см.
  4. Тампон извлекается и после опускается в пробирку с учетом прежнего правила – не касаясь окружающих предметов.
  5. Проба отправляется совместно с направлением в лабораторию.

Так же будет интересно: Уход за носиком новорожденного

Мазки из зева и носа на дифтерию должны доставить в лабораторию не позднее чем через 2 часа после взятия пробы. Несомненно, что при проведении таких процедур как взятие проб на анализ, существует необходимость в определенном уровне стерильности, поэтому присутствуют и требования к медицинскому персоналу. Обязательно должны присутствовать стерильные перчатки и медицинская шапочка на голове.

Из видео вы узнаете, чем опасна дифтерия и почему ее нужно выявлять при первых симптомах:

Одним из важных навыков медицинской сестры является умение взять мазок из зева и носа для бактериологических исследований.

Цель взятия мазков из зева и носа: выявление возбудителя заболевания, бактерионосительства, а также для определения чувствительности к антибиотикам.

Противопоказаний к процедуре нет.

Оснащение для проведения манипуляции:

  • штатив со специальными стерильными пробирками, в которые вмонтированы длинные стержни с сухим ватным тампоном (изготавливаются в бактериологической лаборатории медицинского учреждения либо заводским способом;
  • стерильный шпатель;
  • 2 бланка направления (под № 1 — для мазка из зева, под № 2 — из носа);
  • бикс или контейнер для транспортировки материала;
  • маска;
  • стерильные перчатки;
  • карандаш по стеклу либо несмываемый маркер.
  • Оформляем направления.
  • Накануне исследования объясняем пациенту, что забор материала будем производить натощак и до приема лекарств. Получаем информированное согласие на исследование от пациента.
  • Перед процедурой моем руки, надеваем маску и перчатки.
  • Маркируем пробирки: зев — № 1; нос — № 2.
  • Усаживаем пациента лицом к источнику света, слегка запрокидываем его голову назад. Садимся напротив пациента.
  • В левую руку берем шпатель и пробирку № 1.
  • Просим пациента открыть рот, фиксируем его язык шпателем.
  • Правой рукой достаем из пробирки стержень с тампоном.
  • Аккуратно, чтобы не задеть слизистую полости рта, проводим ватным тампоном по небным дужкам и миндалинам с обеих сторон, язычку и задней стенке глотки. Вынимаем стержень и шпатель изо рта пациента. Важно все сделать не только аккуратно, но и быстро, чтобы не вызвать позывы на рвоту у пациента.
  • Не касаясь краев пробирки, вводим стержень с тампоном в пробирку, плотно ее закрываем.
  • Прикрепляем к пробирке соответствующее № 1 направление, устанавливаем пробирку в штатив.
  • Осматриваем полость носа пациента, убеждаемся, что она чистая. При необходимости предлагаем пациенту высморкаться, удаляем из полости носа сухие корки, размягчив их стерильным вазелиновым маслом, высушиваем полость носа пациента стерильным ватным тампоном.
  • Берем в левую руку пробирку № 2, вынимаем правой рукой из нее стержень и вводим стержень в в нижний носовой ход пациента вращательными движениями на глубину 1,5-2 см: поочередно в левую и правую ноздрю.
  • Извлекаем стержень из полости носа пациента и как можно быстрее закрываем пробирку, введя в нее стержень с тампоном.
  • Прикрепляем к пробирке № 2 соответствующее направление.
  • Ставим пробирку в штатив.
  • Штатив с пробирками убираем в бикс или специальный контейнер, закрыв его на замок.
  • Снимаем маску и перчатки, помещаем их в емкость с дезинфицирующим средством.

Готовый к исследованию материал отправляем в лабораторию с курьером. Возможно хранение пробирок с биоматериалом в холодильнике не дольше 2-х часов. Мазок из зева и носа — процедура не слишком сложная, однако требует максимальной ответственности.

Для проведения бак-исследования требуется мазок из зева и носа. Он позволяет оценить качественные, а также количественные характеристики микрофлоры, живущей на слизистой рото- и носоглотки. Выявив патогенные микроорганизмы при диагностике, врач имеет возможность подтвердить инфекционное заболевания, а также определить чувствительность микробов на действие некоторых антибиотиков.

Среди показаний, когда назначается анализ из зева на микрофлору, стоит выделить:

  • тонзиллит, обусловленный активацией стрептококка;
  • фурункулез, развивающийся вследствие размножения стафилококков;
  • подозрение на дифтерию, когда необходимо выявить бациллы Леффлера;
  • наличие симптомов, указывающих на менингококковую или коклюшную инфекцию;
  • простудные заболевания;
  • подозрение на стенозирующий ларингит или мононуклеоз.

Кроме того, диагностика проводится с профилактической целью для выявления людей с бактерионосительством после контакта с больным человеком, при трудоустройстве в детские, лечебные учреждения, заведения для питания, перед посещением учебных заведений. Зачастую назначается мазок из зева и носа на стафилококк.

Также обследованию подвергаются беременные женщины для установления риска развития заболевания и тяжелых последствий.

На поверхности слизистой оболочки рото- и носоглотки живет множество микробов, которые относятся как к полезным, так и болезнетворным микробам. В норме даже болезнетворные микроорганизмы могут входить в состав флоры, однако не вызывать развитие заболевания. Все зависит от их количества.

При определенных условиях, например, снижении иммунитета на фоне ОРВИ, общего переохлаждения, обострения хронической патологии, происходит активация патогенных бактерий, и они начинают интенсивно размножаться.

В мазках при отсутствии заболевания присутствуют такие виды микроорганизмов, как кишечная палочка, стрептококки, менингококки, эпидермальный стафилококк, непатогенные нейссерии, бакте-, дифтероиды, псевдомонады, клебсиеллы пневмонии, актиномицеты, грибки и другие микроорганизмы.

Приблизительно 20% населения Земли являются носителями золотистого стафилококка, однако развития заболевания у них не наблюдается.

При благоприятных для бактерий условиях условно-патогенные микробы способны вызывать заболевания. Также болезни могут развиваться при первичном инфицировании организма, оседая на слизистые оболочки верхних респираторных путей.

Среди микроорганизмов, способных провоцировать развитие патологии, следует отметить гемолитический стрептококк, пневмо-, менингококк, золотистый стафилококк, бациллы Леффлера, гемофильная палочка, бранхамеллы, листерия, бордетелла, грибки и множество других микробов.

Для получения максимально точных результатов исследования необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • за неделю до сбора материала прекращается прием антибактериальных препаратов;
  • полоскание, использование спрея с противомикробным действием запрещается за 2 суток до диагностики;
  • анализ проводится натощак;
  • перед исследованием не следует чистить зубы, использовать жвачку, пить воду.

Только придерживаясь перечисленных правил, мазок на флору из зева покажет достоверный результат.

Чтобы взятие мазка из зева несколько облегчить, необходимо пациенту наклонить голову назад и максимально широко раскрыть ротовую полость. Материал из носа и зева берется стерильным тампоном, фиксированным на удлиненной петле.

Вначале специалист прижимает язык металлическим или деревянным шпателем ко дну полости рта, чтобы четко визуализировать место забора материала. Затем тампон опускается в стерильную пробирку, что предупреждает гибель микроорганизмов при транспортировке. Материал следует отвезти в лабораторию за 90 минут.

Во время введения и извлечения тампона изо рта, он не должен соприкасаться с другими поверхностями. Если техника взятия мазка из зева и носа не будет соблюдаться, результаты считаются недостоверными.

Стоит заметить, что процесс забора материала не вызывает болезненности, однако провоцирует рвотный позыв, особенно у людей с повышенным рвотным рефлексом.

Алгоритм выполнения мазка из носа практически не отличается:

  • пациент наклоняет голову назад;
  • носовой ход с обеих сторон очищается от слизи;
  • кожные покровы вокруг ноздрей необходимо обработать антисептиком;
  • стерильный тампон вводится в ходы носа, плотно соприкасаясь с поверхностью слизистой оболочки;
  • тампон помещают в стерильную пробирку и отправляют в лабораторию.

Перед посевом материала необходимо провести микроскопическое исследование. Для этого набранный материал располагается на предметном стекле, которое фиксируется над пламенем горелки. Окраска проводится по методу Грама, что дает возможность визуализировать клеточный состав.

В мазках могут обнаруживаться коккобацилы, грамположительные, грамотрицательные микробы и кокки, а также исследуется их морфология. В зависимости от расположения бактерий удается различить их по видовым принадлежностям:

  • грамположительные кокки, располагающиеся группами в виде виноградной грозди, являются стафилококками;
  • грамположительные кокки, напоминающие цепочку, или располагаются попарно, считаются стрептококками;
  • нейсерии окрашиваются по Граму отрицательно, также являются кокками;
  • клебсиеллы визуализируются в виде грамотрицательных палочек с округлыми концами, а также капсулой со светлой окраской;
  • синегнойные палочки обнаруживаются как небольшие грамотрицательные палочки.

На основании результатов микроскопической диагностики врачу удается предположить, какие колонии могут вырасти на питательной среде.

Для каждого микроорганизма необходимы определенные питательные среды с учетом pH и уровня влажности. Основная задача питательной среды заключается в обеспечении микроорганизмов питания, дыхания для ростового ускорения и размножения.

Посев осуществляется в стерильном боксе, соблюдая правила асептики. Специалист, работающий в лаборатории, должен помнить о средствах защиты, так как биологический материал может быть инфекционно опасным.

Мазок из носа сеют на среду, после чего выращивают в условиях термостата. Ежедневно необходимо оценивать рост и форму вырастающих колоний. Через 5 суток анализируется конечный результат. Различают несколько наиболее распространенных сред для получения колоний бактерий:

  • кровяной агар относится к высокочувствительному типу сред, обеспечивает благоприятные условия для роста сапрофитных, а также патогенных микробов. Патогенность пневмококка, а также стафилококка оценивается путем анализа характера роста, окраски и площади гемолизированного участка. Гемолитическая активность бактерий считается основным патогенным фактором.
  • среда Сабуро — оптимальная для размножения множества видов микробов.
  • Желточно-солевой агар используется для получения колоний стафилококковых микробов.
  • Шоколадный агар относится к неселективным, обогащенным средам, получается путем добавления нагретой крови. Применяется для размножения патогенных микроорганизмов. Эта питательная среда хорошо подходит для менинго-, конококков и гемофильной палочки.
  • Из сред для энтеробактерий применяется среда Эндо.
  • Культивирование энтерококков осуществляется на энтерококкагаре.

После оценки формы, окраски и других особенностей колоний бактерий, специалист предоставляет окончательный результат:

  • отрицательный – означает отсутствие бактериальной и грибковой флоры в материале. В таком случае причиной развития болезни может стать вирусный возбудитель.
  • положительный – указывает на наличие патогенных/условно-патогенных микробов, которые способны вызвать заболевание. Активизация и стремительное размножение условно-патогенных микробов происходит при снижении иммунитета. При наличии грибковой флоры, в частности, дрожжеподобных грибов Candida, может развиваться кандидоз ротовой полости.

Врач направляет пациента сделать мазки из зева и носовых полостей при подозрении на инфекционное происхождение болезни. Благодаря комплексной диагностике врач имеет возможность определить состав микрофлоры слизистой оболочки. Это позволяет поставить точный диагноз и определить дальнейшую лечебную тактику.

Автор: Светлана Галактионова

Декабрь 23, 2014 admin Нет Комментариев

ВЗЯТИЕ МАЗКОВ ИЗ ЗEBА И НОСА НА ДИФТЕРИЮ

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.
  3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
  1. Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки.
  2. Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Читайте так же про: Утренний туалет грудного ребенка. Сестринский дело.

  1. Обработать руки в перчатках дез. раствором.
  2. Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
  4. Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.14. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

Для профилактики повреждения слизистой оболочки – соблюдать технику выполнения.

источник