Меню Рубрики

Забор анализа на дифтерию правила забора

Показания. Бактериологическому исследованию подлежат: 1) с диагностической целью больные с подозрением на дифтерию ежедневно в течение 3-х дней с момента обращения; больные с налетом на миндалинах, дужках, язычке, с подозрением на паратонзиллит, паратонзилярный абсцесс, инфекционный мононуклеоз, стенозирующий ларинготрахеит – однократно; 2) по эпидемическим показаниям все контактные – однократно; 3) с профилактической целью вновь поступающие в детские дома, школы-интернаты, специализированные учреждения для детей с поражением центральной нервной системы, санатории для детей с туберкулезной интоксикацией, психоневрологические санатории – однократно. Исследование направлено на выделение возбудителя и идентификацию его патогенных признаков, включая токсигеннность.

Аппаратура, инструментарий, медикаменты:

· исследуемый материал (слизь и пленки с миндалин, ротоглотки, носа, глаза, уха, раны, кожи, влагалища, пупочной ранки);

· стерильные ватные сухие тампоны или стерильные тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина в физиологическом растворе с рН 7,6;

· среды обогащения, питательные среды;

· стерильные шпатели, проволочки, деревянные палочки, пробирки, предметные стекла;

· биксы, теплая грелка или сумка-«термос».

Техника выполнения

Для взятия материала используют стерильные сухие ватные тампоны, а при транспортировке в жаркое время – тампоны, смоченные 5 % раствором глицерина на физиологическом растворе. Материал с миндалин и носа берут отдельными тампонами, натощак или не ранее, чем через 2 ч после еды, при хорошем освещении с использованием шпателя, не касаясь тампоном языка, слизистой щек и зубов.

При наличии налетов материал берут с границы пораженной и здоровой ткани, слегка нажимая на них тампоном. Исследуют пленки с миндалин, гортани и других участков. При редких локализациях дифтерии – поражениях глаза, уха, раны и т.д. – берут материал из мест поражения, а также из зева и носа.

После забора материала на посев его необходимо немедленно доставить в лабораторию. Эффективность бактериологического метода зависит от длительности периода между забором материала и посевом. Положительные результаты высоки при посеве у постели больного и маловероятны при посеве через 2-3 ч после забора материала.

Собранный из мест поражения материал засевают на элективные среды (Леффлера, Клауберга) и помещают в термостат при 37 о С. Предварительный ответ об обнаружении бактерий, подозрительных на дифтерию, выдают через 24-48 ч, а окончательный – через 48 ч (культура токсигенная) или через 72 ч (культура нетоксигенная). Токсигенность коринебактерий дифтерии определяют на плотных питательных средах методом преципитации в геле по Оухтерлони.

Для предварительной ориентации можно проводить микроскопию мазков с целью получения немедленного ответа. Для приготовления мазка-отпечатка необходимо приготовить чистое, обезжиренное эфиром предметное стекло. Ватный тампон, укрепленный на деревянной палочке или металлической проволочке, увлажняют изотоническим раствором хлорида натрия и вводят в носовой ход (или со слизистой небных миндалин), делают несколько вращательных движений. После этого тампон помещают на предметное стекло и производят отпечатки. В мазках при микроскопии обнаруживают попарно под углом друг к другу расположенные палочки-возбу­дители заболевания.

Дата добавления: 2016-01-07 ; просмотров: 2875 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

— стерильные пробирки с сухими ватными тампона­ми (2 шт.),

— стерильный шпатель в лотке,

— бланк-направление в лабораторию,

Обязательное условие: забор материала из зева про­водить натощак, до орошения или полоскания горла

.Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие. Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре. 2. Подготовить необходимое осна­щение. Выписать направление в лабора­торию. Обеспечение четкости выполне­ния процедуры. 3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности. 4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н» , «3» (нос, зев). Создание удобства при прове­дении процедуры. 5. Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. Необходимое условие для про­ведения процедуры.

Выполнение процедуры

6. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован. Маркировка «Н» означает — нос . 7. Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов. 8. Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры. 9. Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев. Обеспечение достоверности результата исследования. 10. Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него. Обеспечение доступа к зеву . 11. Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Маркировка «3» означает – зев. 12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. 13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка — мин­далина — язычок — дужка — мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию — материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни. Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках. 14. Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Обеспечение достоверности результата.

Завершение процедуры

15. Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной бе­зопасности. 16. Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). Обеспечение достоверности ис­следования.

Забор материала на коклюш

( метод кашлевых пластинок)

Цель:собрать материал для бактериологического исследования

чашка Петри с питательной средой КУА;

стерильный шпатель в лотке;

— бланк — направление в баклабораторию;

Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.

Подготовка к процедуре

Выполнение процедуры

Завершение процедуры

Этапы проведения: Обоснование
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры.
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-37 0 С Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде.
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9746 — | 7375 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Для раннего выявления дифтерии требуется проведение бактериологического обследования в течение первых 12 часов следующим категориям пациентов: больным с налетами на миндалинах, ангиной, паратонзиллярным абсцессом, стенозирующим ларингитом, пленчатым налетом на слизистой носа, глаз, ушей, половых органов, раневой и ожоговой поверхностях, воспалительными изменениями в ротоглотке с отеком шейной клетчатки.

Мазок из ротоглотки берут утром до приема пищи, до чистки зубов и полоскания антисептиком или не ранее 2 часов после этих процедур.

Материал для исследования у пациентов с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?» берут из ротоглотки и носа, в остальных случаях достаточно мазка из ротоглотки. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне).

В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения (половых органов, кожи, глаз).

Бактериологическое обследование больных следует проводить до начала этиотропной терапии.

МАТЕРИАЛЬНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильные пробирки (1–3 шт.) с ватными тампонами (в биксе, крафтпакетах, однократного использования в упаковке); шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирках, соответствующий номеру в направлении, указав место взятия материала.

3.5. При обследовании ребенка с дифтерией гортани взять дополнительную пробирку с глоточным тампоном и промаркировать.

3.6. Установить пробирки в штатив.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Нос» и ввести глубоко в носовой ход. При необходимости предварительно очистить нос от слизи.

3.10. Слегка прижать крыло носа и сделать несколько вращательных движений тампоном, стараясь взять не слизь, а поврежденные клетки слизистой оболочки.

3.11. Осторожно извлечь тампон, не касаясь кожи носа, и вернуть его в пробирку, не касаясь ее краев.

3.12. Предложить ребенку широко открыть рот. Извлечь тампон из пробирки с маркировкой «Ротоглотка». Шпателем прижать язык и по шпателю ввести тампон в ротоглотку. Тампон не должен соприкасаться со слизистой оболочкой рта и зубами.

3.13. Взять тампоном материал с миндалин и дужек на границе пораженного участка и здоровой слизистой, проникая под пленки.

3.14. Поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев.

3.15. Для взятия материала от пациента с дифтерией гортани взять пробирку с маркировкой «Гортань». Вынимая тампон, осторожно согнуть его о край пробирки под углом 135°.

3.16. Прижать язык шпателем. По шпателю ввести тампон в глотку.

3.17. Повернуть загнутый конец вниз и взять материал веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой задней стенки глотки.

3.18. Осторожно извлечь тампон из ротоглотки, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов, вернуть в пробирку.

3.19. Пробирки с исследуемым материалом поместить в контейнер для доставки материала в лабораторию.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.20. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.21. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.22. Транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.23. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

Примечание 1: доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 2 часов после взятия материала. При использовании пробирок с транспортными средами материал можно хранить в течение 24 часов при комнатной температуре в защищенном от света месте

ИНСТРУКЦИЯ № 29

ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА НА КОКЛЮШ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Обследованию подлежат: 1) пациенты с диагнозом «коклюш» или «коклюш?»; 2) дети, бывшие в контакте с больным коклюшем, при наличии у них кашля; 3) бактерионосители после их санации.

Читайте также:  Глоточные миндалины при дифтерии

Наиболее часто возбудитель высевается в первые 2 недели заболевания. Взятие материала производят натощак или через 2–3 ч после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения. Результат посева получают через 72 ч.

Бактериологическое обследование больных коклюшем проводится в отделении инфекционного стационара. Обследование детей, контактировавших с пациентом, заболевшим коклюшем, осуществляется в территориальных бактериологических лабораториях.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МИ: стерильная пробирка с транспортной средой с глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне) однократного использования в упаковке; чашка Петри с питательной средой; шпатель в упаковке; штатив для пробирок; контейнер для транспортировки пробирок; грелка с теплой водой; термометр для воды; маркер по стеклу.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1. Подготовить рабочее место согласно Инструкции №1.

3.2. Проинформировать пациента (законного представителя) о необходимости выполнения процедуры.

3.3. Проверить оформление направления.

3.4. Отметить маркером по стеклу номер на пробирке, соответствующий номеру в направлении.

3.5. Установить пробирку в штатив.

3.6. Заполнить грелку теплой водой (температура воды 40°), обернуть пеленкой, уложить ее на дно контейнера для транспортировки пробирок.

3.7. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть маску, перчатки.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.8. Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник.

3.9. Взятие материала с помощью глоточного тампона (1-ый метод):

3.9.1. предложить ребенку широко открыть рот;

3.9.2. извлечь из пробирки с транспортной средой тампон, осторожно согнув его о край пробирки под углом 135°;

3.9.3. прижать язык шпателем и по шпателю ввести тампон в глотку, повернуть загнутый конец вниз и веерообразным движением, коснувшись 2–3 раза слизистой глотки, взять материал. Осторожно извлечь тампон, не касаясь слизистой оболочки рта и зубов.

3.9.4. Не касаясь краев пробирки, вернуть тампон в пробирку с транспортной средой.

3.10. Взятие материала с помощью метода «кашлевых пластинок» (2-ой метод):

3.10.1. Взять чашку Петри. При появлении кашля открыть ее и держать на расстоянии 10–12 см от рта пациента, улавливая 8–9 кашлевых толчков. При отсутствии кашля вызвать кашлевую реакцию, надавливая шпателем на корень языка.

3.10.2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в контейнер. При непродолжительном кашле у детей грудного возраста процедуру с чашкой Петри можно повторить.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.11. Провести дезинфекционные мероприятия в соответствии с Инструкцией №2.

3.12. Направление поместить в полиэтиленовый (клеенчатый) пакет. Номер в направлении и на пробирке должен соответствовать номеру в регистрационном журнале.

3.13. Срочно транспортировать взятый материал в контейнере в бактериологическую лабораторию 1 .

3.14. Снять перчатки, провести гигиеническую антисептику рук.

источник

ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

Забор материала для уточнения диагноза.

здоровые дети перед оформлением в ДДУ, дети- больные ангиной, скарлатиной, дифтерией, дети контактные с инфекционными заболеваниями, с заболеваниями органов дыхания, ЦНС.

Стерильные пробирки («зев», «нос») с сухими тампонами, штатив, шпатель, направление, перчатки, дез. раствор.

Подготовка: Забор материала проводится натощак, до орошения или полоскания горла; ребенка усадить или уложить перед источником света.

Подготовка к процедуре:

объяснить цель и ход предстоящей процедуры ,получить информированное согласие на ее проведение.

Пробирки маркируют (из зева, из носа). Пишут направление с указанием: Ф. И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.

Забор производят, как правило, из зева и носа.

Пациента просят откинуть голову назад и закрыть глаза.

При хорошем освещении осматривают, пользуясь шпателем, горло.

Медсестра берет в левую руку шпатель, прижимает им корень языка ребенка, а правой рукой извлекает из пробирки («зев») тампон, и очень осторожно (чтобы не коснуться щек, языка), касается слизистой миндалин на границе налета, дужек, задней стенки глотки. Опускает тампон в пробирку, стараясь не касаться наружной стенки пробирки

Для взятия мазка из носа берут из пробирки «нос» стерильный тампон правой рукой, первым пальцем левой руки слегка приподнимают кончик носа. Осторожно, не касаясь наружной поверхности носа, вводят тампон сначала в один, а потом в другой носовой ход. Взятый материал опускают в пробирку.

Не следует касаться тампоном языка, щек или зубов.

При заборе материала используется предварительно прогретая угольная транспортная среда Эймса, срок доставки в лабораторию не более 48 часов при температуре 20-25 °С.

На бланке направления указывают противомикробные препараты, которые пациент недавно получал. На маркировке указывают, откуда взят материал, фамилии пациента дату и время взятия материала, подозреваемую инфекцию, особенно вызываемую С. diphtheriae (необходимы два тампона — зев и нос).

Окончание процедуры:

Обработать руки в перчатках дез. раствором.

Снять перчатки и маску, обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

Отправить материал и направление в бактериологическую лабораторию.

Осложнения: Повреждение слизистой оболочки.

При дифтерии в атипичных (т.е. редких локализаций)формах забор материалов

Дифтерия носа протекала в атипичной,(катаральной и катарально-язвенной)- отечность, гиперемию, кровоточивость слизистой. На слизистой носовой перегородки наблюдали эрозии, афты или корочки. На границе перехода слизистой носа в кожу наружного отверстия носа определяли инфильтрацию, гиперемию,эрозии или корочки

Дифтерия кожи .-Атипичная форма протекала в виде экземы,импетиго, гнойничковых сыпей

Дифтерия кожи.-Это крайне редкая локализация

Брать надо аккуратно не повреждая лишний раз язвы и не вызывая кровоточивости.

Как проводится процедура

Бояться ее совсем не стоит. Все, что требуется от пациента – это подставить свой нос и открыть рот, чтобы медсестра взяла образцы инструментом, напоминающим ватную палочку. В носовой ход эта палочка погружается не более, чем на 2 см, так что никаких повреждений она вызвать не способна, мазок из зева тоже берется очень осторожно, поэтому особенно неприятных ощущений ожидать не стоит: ну, может, будет легкий дискомфорт, но никак не рефлекторная рвота или что-то подобное.

После взятия материала «палочка» будет помещена в специальную транспортную среду и отправлена в лабораторию, а пациенту только и останется, что дождаться результатов.

Правила взятия и доставки крови для проведения лабораторных исследований методом ИФА на ВИЧ-инфекцию и СПИД-индикаторные заболевания.

Взятие крови производится из локтевой вены в чистую сухую пробирку в количестве 3-5 мл. У новорожденных можно брать пуповинную кровь с указанием об этом в направлении. Полученный материал не рекомендуется хранить более 12 часов при комнатной температуре и более 1 суток в холодильнике при +4-8 0С. Наступающий гемолиз может повлиять на результаты анализа. В случае невозможности доставки материала в течение суток следует сразу после взятия крови отобрать из нее сыворотку. Сыворотка отделяется центрифугированием. Отделенная сыворотка переносится в чистую (лучше стерильную) пробирку, флакон или пластиковый контейнер, и в таком виде она может храниться до 7 дней при температуре +4-8 0С. На пробирке следует указать порядковый номер, фамилию и инициалы пациента, в строгом соответствии с направлением. Для транспортировки в КДЛ диагностики ВИЧ штативы с пробирками помещают в термоконтейнер, легко подвергающийся дезинфекции. Полученный материал в КДЛ диагностики ВИЧ доставляет медицинский персонал, прошедший специальный инструктаж в установленном порядке.

Обменный журнал и направление оформляются строго по форме №264/у-88 разборчивым почерком, с четким указанием на какие виды исследований направляется материал; зачеркивать, вносить в направление изменения, поправки категорически запрещено! Обменный журнал и направление помещают в полиэтиленовый пакет и доставляют вместе с образцами крови. При доставке сыворотки по запросу и ИЗв сопроводительных документах необходимо выделять такие образцы пометкой «ПОВТОР», при невозможности взятия второй порции сообщить письменно (!).

источник

Простудные заболевания часто сопровождаются покраснением горла, отеком, болью и пр. симптомами, характерными для инфекционных заболеваний, поэтому врач может назначить мазок на дифтерию – специальный анализ, который позволит обнаружить наличие опасных бацилл Леффлера.

Эти бактерии передаются от человека к человеку воздушно-капельным путем и являются возбудителями опасного инфекционного заболевания, дифтерии, которое без должного лечения может привести к серьезным отклонениям в работе различных органов и даже летальному исходу.

Мазок на дифтерию – самый быстрый и безопасный способ диагностировать заболевание и начать правильную антибактериальную терапию.

Биоматериал для проведения лабораторных исследований берет врач, хотя процедура забора мазка достаточно проста и безболезненна.

Мазок берут из зева и носа. Для обеих процедур используются специальные петли из проволоки, обмотанные стерильной ватой, или тонкие деревянные палочки со стерильной ватой на конце.

Для забора мазка из носа врач вводит палочку или петлю на 1-2 см в каждую ноздрю поочередно и аккуратно проводит ватой по слизистой.

Для забора мазка из зева врач сначала фиксирует язык пациента одноразовым шпателем, а затем аккуратно проводит палочкой по небным дужкам, гортани, миндалинам.

Наиболее достоверные результаты дает мазок, взятый ближе к воспаленным тканям, рядом с пленками или в области наибольшей гиперемии. Важно, чтобы в процессе забора материала вата не касалась слизистой ротовой полости, языка или неба.

Палочку с биоматериалом помещают в сухую стерильную пробирку, маркируют фамилией и именем пациента, областью, из которой был взят мазок (нос или ротоглотка).

Сохраненный таким образом материал должен быть доставлен в лабораторию в течение трех часов, а затем храниться в холодильнике.

Если врач считает, что в ближайшие часы не сможет доставить материалы в лабораторию, то мазок помещают в специальный консервант, раствор глицерина. Результаты лабораторных исследований в последнем случае придется ждать немного дольше (3-4 дня).

Чтобы мазок из зева на дифтерию показал максимально точные и достоверные результаты, к процедуре необходимо подготовиться.

Мазок из носовой области берут после того, как пациент прочистит пазухи (высморкается), и особых требований к соблюдению режима перед анализом нет.

Хотя врачи рекомендуют избегать применения капель и спреев против насморка в течение 2-3 часов перед процедурой.

Для получения достоверных результатов анализа мазка из зева важно, чтобы пациент не находился на антибактериальном лечении, не принимал антибиотики. За 2-3 часа до проведения процедуры рекомендуется воздержаться от еды и питья, не принимать антибактериальных пастилок, спреев и других медикаментов, не полоскать горло.

Наиболее достоверными считаются мазки, взятые у пациента натощак. Если по каким-либо причинам пациент не соблюдал перечисленных рекомендаций, то важно сообщить об этом врачу, чтобы в лаборатории мазок исследовали с учетом возможных искажений.

Мазок на дифтерию исследует наличие бацилл Леффлера на слизистой пациента, поэтому результаты анализа достаточно очевидны: бактерии либо обнаружены, либо нет.

Если у пациента диагностируют дифтерию, то его необходимо срочно изолировать, а всех членов семьи, имевших контакт с больным, осмотреть на наличие признаков заболевания.

Если дифтерию обнаруживают у ребенка, посещавшего детский сад или школу, то рекомендуется сообщить об этом в учреждение, чтобы родители других детей могли проявить бдительность к состоянию здоровья своих малышей.

Анализ на дифтерию может дать положительный результат и у внешне здоровых людей. В таком случае решение о проведении дальнейших исследований или назначении терапии принимает врач.

Положительный результат на дифтерийную палочку без других симптомов может свидетельствовать о том, что заболевание протекает скрыто, или о том, что человек является носителем бактерий, но сам не подвержен заболеванию.

Такой результат нередко бывает у взрослых, ухаживающих за больными дифтерией: бактерии присутствуют, но иммунная система предотвращает развитие болезни.

Отрицательный результат анализа («нет роста») в большинстве случаев означает, что пациент дифтерией не болеет, а воспаление в горле вызвано другими микроорганизмами.

Исключение составляют отрицательные результаты мазка на дифтерию, взятые у человека, находящегося на или недавно завершившего бактериальную терапию. В таком случае мазок придется дать повторно через 1 – 3 недели.

Если у пациента присутствуют все признаки развития заболевания, но мазок дает отрицательный результат, то диагноз «дифтерия» все равно считается подтвержденным, поскольку вывод о наличии заболевания врач выносит в первую очередь по внешним признакам.

В таких случаях может быть назначена повторная сдача анализа с соблюдением всех правил подготовки к мазку либо сразу назначено соответствующее лечение.

Дифтерия – это острое инфекционное заболевание. Несмотря на то, что заболевание провоцируют особого рода бактерии, основные негативные последствия вызывают не сами микроорганизмы, а токсичные продукты их жизнедеятельности.

Читайте также:  Возбудитель дифтерии источник инфекции

Дифтерия передается от человека к человеку воздушно-капельным путем, т. е. при разговоре, чихании, поцелуе и пр.

В некоторых случаях заболевание может передаваться через третьих лиц, посуду, предметы обихода.

Поэтому при вспышке заболевания в детских учреждениях могут объявить дифтерийный карантин, чтобы продезинфицировать помещение и игрушки.

Чаще всего дифтерия проявляется схожими с ангиной симптомами: болью в горле, покраснением, отеком, появлением белых или зеленоватых гнойных пятен или пленок, повышением температуры.

Но существуют и скрытые формы заболевания, когда заподозрить заболевание по внешним признакам сможет только врач.

Вопреки распространенному мнению дифтерия поражает не только ротоглотку и носовую полость: заболеванию подвержены кожные покровы, глаза, уши, половые органы.

источник

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

источник

Дифтерия относится к инфекционным болезням, развитие которых обусловлено заражением организма бактериями. Для патологии характерно появление пленочного налета на поверхности пораженных органов, например, в ротоглотке, носовых ходах, глазах или ушной раковины. Для постановки диагноза при подозрении на инфекционное заболевание врач направляет пациента на мазок на дифтерию из носа и зева.

Содержание статьи

Заподозрить активацию палочки Леффлера (инициатора развития дифтерии) можно на основании некоторых симптомов:

  • острое начало;
  • фебрильная гипертермия, когда температура превышает 38 градусов;
  • цефалгия (головные боли);
  • недомогание;
  • учащенное сердцебиение;
  • лимфаденит, при котором близко расположенные с воспалительном очагу лимфоузлы увеличиваются в диаметре, при прощупывании становятся болезненными, уплотненными.

Через 3 суток от начала болезни температура снижается до субфебрильных показателей, а фибринозные пленки уплотняются, приобретают перламутровый окрас.

Не пытайтесь самостоятельно удалить пленки с миндалин, носа. Это приводит к обнажению раневой поверхности и появлению кровоточивости.

Акцентируем внимание, что существует токсическая форма болезни. Для нее характерна гектическая лихорадка, выраженная слабость. Признаком прогрессирования дыхательной, кардиальной недостаточности является появление акроцианоза (посинение ушей, носа, носогубной зоны, пальцев), а также снижение артериального давление и нарастание тахикардии.

При этом пациента могут беспокоить галлюцинации, как проявление интоксикации, гипоксического поражения структур головного мозга. Также наблюдается возбуждение, тошнота, гнусавость голоса, затрудненное дыхание, одышка и отечность шеи.

Дифтерийный токсин приводит к развитию крупа, когда поражается трахея и бронхиальное дерево. Симптоматически патология проявляется лающим кашлем, который постепенно становится беззвучным и развивается асфиксия.

В связи с высокой токсичностью возбудителя в детском возрасте проводится вакцинация с последующей ревакцинацией. Несвоевременное лечение болезни приводит к развитию:

  • инфекционно-токсического шока;
  • асфиксии;
  • почечной дисфункции (нефроз, ренальная недостаточность);
  • поражению нервов;
  • миокардита;
  • полиорганной недостаточности (при токсической и гипертоксической формах).

В ряде случаев мазок на дифтерию и другую патогенную флору проводится при подозрении на развитие заболевания. Однако с профилактической целью исследование показано:

  • при трудоустройстве в лечебные, детские учреждения, в пищевую сферу;
  • перед посещением учебных учреждений;
  • беременным для определения риска возможных осложнений;
  • после контакта с больным человеком;
  • для подбора лекарственной терапии.

Таким образом, профилактическое исследование дает возможность предупредить развитие эпидемий, связанных с распространение инфекционных возбудителей.

Различают несколько штаммов палочки Леффлера. Они отличаются по культуральным, структурным и ферментативным свойствам. Для подтверждения диагноза врач бактериальный анализ на дифтерию. Исследуя материал, специалист обнаруживает бациллу Леффлера, что в сочетании с клинической картиной является достоверным фактором болезни.

Для обнаружения инфекционного агента может потребоваться до полусуток, при условии, если пациент не принимал лекарственные препараты.

Когда мазок из зева берется на фоне антибактериальной терапии, рост бактерий значительно замедляется, а результаты диагностики не считаются достоверными. В таком случае целесообразно использовать серологические методы исследований.

Чаще всего для этого назначается РПГА, которая проводится в течение первых 3 суток и спустя неделю постановки диагноза. Диагностический метод дает возможность выявить антитела к токсину дифтерийной бактерии. Положительный результат отмечается при увеличении антител в 4 и более раз. Таким образом, можно найти людей с низким уровнем иммунной защиты против дифтерийного токсина.

При отсутствии антител на дифтерийный токсин проводится вакцинация с помощью АКДС.

Когда требуется мазок на дифтерию, как сдавать анализ разберем несколько позже. Сейчас остановимся на подготовительном этапе. Он включает:

  • прекращение приема антибактериальных средств за 10 дней до диагностики;
  • использование растворов для полоскания ротовой полости, ротоглотки с антисептическими компонентами запрещается за 5 суток до исследования;
  • анализ сдается натощак;
  • в день диагностики не рекомендуется чистить зубы.

Необходимый материал для диагностики берется из зева и носа. Вначале пациент наклоняет назад голову, максимально широко открывает ротовую полость. Специалист фиксирует язык металлическим или деревянным пластырем, принимая его ко дну полости рта.

Стерильным тампоном на удлиненной петле специалист проводит по слизистой оболочке ротоглотки. В процессе введения и выведения из ротовой полости тампона он не должен соприкасаться с другими поверхностями. Материал на тампоне опускается в пробирку, благодаря которой он транспортируется в лабораторию без повреждений и гибели микробов.

Набранный материал следует посеять в первые 2 часа. В процессе забора материала человек может испытывать неприятные ощущения или позыв на рвоту (особенно те пациенты, у которых повышен рвотный рефлекс).

Далее врач приступает к взятию мазка из носового хода. Для этого пациент также наклоняет голову назад, очищается носовой ход от слизи, а кожные покровы обрабатываются спиртом.

Стерильный тампон на удлиненной петле необходимо вводить поочередно в носовые ходы, плотно соприкасаясь с поверхностью слизистой оболочки. После этого тампон опускается в стерильную пробирку, и отправляют ее в лабораторию.

Взятый из ротоглотки материал подвергается микроскопии. Для этого врач наносит его на предметное стекло, окрашивает специальными красителями и изучает клеточный состав.

Морфологические признаки дифтерийной палочки настолько различны, что микроскопия используется, как предварительное исследование перед посевом. Оно дает возможность проанализировать состав флоры. Окраска может проводится по Граму, Леффлеру (наиболее информативный, часто используемый) и Нейссера.

В мазках дифтерийные палочки расположены, как римская цифра 5.

Для обеспечения оптимальных условий для роста и размножения бактерий необходимо подобрать специальную питательную среду. Посев на дифтерию осуществляется в стерильном боксе на свернутую сыворотку Ру, теллуритовые дифсреды, сывороточно-/кровяно-теллуритовый агар или среду Клауберга.

Материал помещают в среду, затем рассеивают по поверхности. Для этого применяется чашка Петри. Инкубация посевов осуществляется в условиях термостата. Ежедневно контролируется рост и характер вырастающих колоний. С целью выделения чистой культуры пересеиваются колонии на селективные питательные среды.

Благодаря бакпосеву и дополнительной диагностике удается подтвердить диагноз инфекционного заболевания и своевременно принять меры по лечению больного человека и предупреждению распространения инфекции среди его окружения.


lorcabinet.ru

Забор материала должен проводиться из зева и носа раздельными тампонами. При доставке материала в лабораторию менее чем через 2 ч после взятия можно использовать сухие тампоны, при более длительном сроке доставки материал берут тампонами, смоченными 5% раствором глицерина или сухим тампоном, который затем погружают в среду обогащения. Интервал между приемом пищи и взятием материала не должен быть меньше 2 ч. Если больной получал антибиотики, исследование проводят спустя 3 дня после окончания их приема. Материал необходимо брать из зева, не касаясь слизистой оболочки полости рта.

Если имеются пленки, материал берут на границе здоровой и пораженной ткани.

Обследованию подлежат все лица с поражением носовой части глотки с целью дифференциальной диагностики с дифтерией, а также здоровые лица из очагов для определения распространенности носительства.

Читайте также:  Можно ли ходить в баню после прививки от дифтерии

При получении сухих тампонов проводится немедленный посев на чашку Петри со средой Клауберга II, кровяным теллуритовым агаром, средой Бучина, цистин-теллурит-сывороточной средой. Среда накопления ставится на 18-20ч в термостат, затем тампон, отжав о стенки пробирки, удаляют, а со среды петлей делают посев на одну из твердых питательных сред, используя для каждого анализа 1/2 или 1/4 чашки Петри.

На 2-й день при наличии типичных колоний делают мазки и посев на среду для определения токсигенных свойств, в столбик среды для определения цистиназы, в пробирку со скошенной средой Леффлера, на среды Гисса с сахарозой и глюкозой и на крахмал. Может быть дан предварительный ответ.

На 3-й день проводят бактериоскопию. Необходимо помнить, что морфология дифтерийных палочек, выросших на твердых питательных средах, несколько отличается от морфологии палочек, выросших на жидких питательных средах (палочки укорочены, слабо выражена зернистость). При наличии типичных палочек может быть дан окончательный ответ.

Сведения о токсигенности даются при появлении линий преципитации. При получении материала от больных можно проводить прямую бактериоскопию мазка с тампона.

Цель. Определение микрофлоры зева.
Показания. Воспалительные заболевания зева.
Оснащение. Стерильный шпатель; стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через пробку стержнем с ватным тампоном на конце (готовит бактериологическая лаборатория); направление в бактериологическую лабораторию.
Мазок из зева, техника выполнения:

Мазок из зева

1. Осматривают полость рта. Обращают внимание на язык, миндалины, зев. Определяют место взятия отделяемого на исследование.
2. Осторожно придерживая пробку, извлекают стержень из пробирки, не касаясь ее наружных стенок и окружающих предметов. Пробирку ставят в штатив.
3. Левой рукой I, II и III пальцами берут шпатель. Просят пациента открыть рот. Прижимают шпателем язык, вводят тампон в полость рта и снимают отделяемое с определенного места.
4. Осторожно и быстро извлекают тампон из полости рта и, не касаясь наружных стенок пробирки и окружающих предметов, опускают его в пробирку.
5. В направлении указывают время взятия отделяемого.
6. Пробирку с направлением доставляют в лабораторию не позднее 2 ч с момента забора.
7. Результат исследования подклеивают в историю болезни.

Цель. Исследование микрофлоры носа.
Показания. Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Оснащение. Стерильная пробирка с пробкой и пропущенным через нее стержнем с ватным тампоном на конце, промаркированная буквой «Н»; направление в бактериологическую лабораторию; штатив.
Техника взятия мазка из носа:
1. Усаживают (укладывают) пациента, просят слегка запрокинуть голову.
2. Левой рукой берут из штатива пробирку, а правой извлекают стержень с тампоном. Сделать это нужно аккуратно, не касаясь тампоном окружающих предметов.
3. Пробирку ставят в штатив.
4. Левой рукой приподнимают кончик носа пациента, а правой легкими вращательными движениями вводят тампон в нижний носовой ход с одной стороны, а затем с другой на глубину 1,5 — 2,0 см.
5. Извлекают тампон и быстро опускают в пробирку, не касаясь ее наружных стенок.
6. Отправляют пробирку в бактериологическую лабораторию, указав время взятия мазка.

Мазок из носа

Примечание. Мазок должен быть доставлен в лабораторию не позднее чем через 2 ч после взятия. Лабораторные исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента. В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования осуществляются строго по показаниям в зависимости от диагноза.

Диагностика дифтерии часто вызывает затруднения. Это связано с тем, что заболевание имеет разнообразные формы проявления. Мазок на дифтерию – это бактериологический метод исследования, который является основным в лабораторной диагностике. Анализ позволяет выделить дифтерийную палочку (Corinebacterium diphtheriae) из очага поражения, определить ее тип и токсигенность (свойство палочки продуцировать экзотоксины в окружающую среду).

Независимо от выявленного очага поражения при подозрении на дифтерию мазок берется из зева и носа. Это необходимо для того, чтобы выявить комбинированные формы заболевания. Для бактериологического анализа берут слизь и пленки.

Нельзя допускать попадание крови в исследуемый биоматериал, так как она обладает бактерицидными свойствами. Это может исказить результаты анализов.

Бактериологический метод – это выделение в чистом виде дифтерийной палочки путем посева материала, взятого у пациента, на специальные питательные среды. В лаборатории изучают свойства патогенного микроорганизма и дают заключение. До того как забирать материал, нельзя проводить лечение антибактериальными препаратами.

Бактериологическое исследование имеет один недостаток. Он связан с тем, сколько делается анализ. Продолжительность исследования на дифтерию в среднем составляет 2-3 суток. Для того, чтобы результативность метода была максимальной, материал после взятия необходимо доставить в лабораторию как можно быстрее.

Для бактериологического анализа собирают слизь из стенок слизистой горла, а также пленки. Важным условием является взятие материала натощак. Лучше всего его сдавать с утра после сна. Если пациент поел, то ротовую полость следует прополоскать от остатков пищи, а анализы брать спустя 2 часа.

Мазок из зева на дифтерию нужно брать аккуратно. Во время забора материала нельзя касаться слизистых оболочек ротовой полости, языка, зубов. В этих местах часто находятся ложнодифтерийные палочки. По своему строению и биохимическим свойствам они очень схожи с настоящим возбудителем дифтерии. Если в области горла и миндалин есть налет, то мазок нужно брать по его краям.

Алгоритм взятия мазка на дифтерию из зева:

  1. Для забора слизи из горла используют сухие стерилизованные тампоны из ваты или марли. Их наматывают на палочку из нержавеющей стали или дерева и помещают в стерильную пробирку.
  2. Перед тем как собрать материал, тампон увлажняют с помощью физиологического раствора (NaCl 0,9%).
  3. Забор слизи осуществляется в положении сидя или лежа.
  4. Пациента просят максимально широко открыть рот. Для фиксации языка его зажимают шпателем, придавливая книзу и кпереди.
  5. С осторожностью, не касаясь стенок рта, вводят тампон и собирают весь интересующий для исследования материал. Налет собирают на границе с пораженными участками слизистой, так как там наибольшая концентрация дифтерийной палочки.

Перед тем как взять мазок из носа на дифтерию, носовые ходы необходимо тщательно прочистить путем высмаркивания или применяя сухие ватные палочки (специальные фитили). Если в носу есть корочки, то их необходимо удалить с осторожностью, чтобы не повредить слизистую и не вызвать капиллярное кровотечение.

Тампон для взятия материала из носа готовится по такому же принципу, как и тампон для зева, только он меньшего размера. Вводить его нужно медленно и аккуратно, так, чтобы каждая сторона тампона касалась всех стенок носового хода.

У пациентов мазок из зева и носа на дифтерию берут вместе и отправляют в лабораторию. Для более точного диагноза посевы проводят незамедлительно и сразу на нескольких питательных средах.

Для культивирования дифтерийной палочки посев производят на среды Костюковой (жидкая) и Клауберга (плотная). В их состав входит гелурит натрия и калия, а в плотной среде также содержится гемолизированная кровь и эритроцитарная масса.

На среде Костюковой рост дифтерийной палочки выглядит в виде повсеместного потемнения, на среде Клауберга возбудитель заболевания растет в виде темных или черных полосок.

Если в ходе лабораторных исследований токсигенность выделенной палочки подтверждена, то диагноз на дифтерию положительный. Если выделенный возбудитель оказался нетоксигенный, то окончательный диагноз выносится на основе клинических симптомов болезни.

В норме у здорового человека дифтерийная палочка не присутствует в слизистой зева и не обнаруживается при бактериологическом исследовании.

Анализ на дифтерию не всегда может быть точным. На его результативность влияют такие факторы:

  • несоблюдение правил взятия мазков из носа и зева;
  • прием антибактериальных средств, сульфаниламидных препаратов;
  • несвоевременная доставка взятого материала в лабораторию (с момента взятия прошло более 2-3 часов), после истечения этого срока в биоматериале начинает размножаться сапрофитная (сопутствующая) микрофлора, постепенно развиваются аутолитические процессы, что губительно отражается на дифтерийной палочке.

Мазки на выявление дифтерии берут не только у пациентов с клиническими проявлениями заболевания. Анализы также проводят людям, контактировавшим с больным для своевременного выявления инфекции. Бактериологическое исследование в обязательно порядке назначают пациентам после проведенного лечения для контроля эффективности медикаментозной терапии.

Мазок на дифтерию – лабораторное исследование, которое проводится как в случае возникшей патологии, так и в целях общей диагностики организма.

Сдавать подобный анализ необходимо как взрослым, так и детям для общего контроля здоровья.

Проводится исследование в совокупности с выявлением наличия нужных антител к озвученному заболеванию при диагностике крови.

Некоторые люди думают, зачем сдавать мазок на дифтерию, если нет симптомов самого заболевания. Однако специалисты в этой области выделяют некоторые факторы, при которых эта процедура необходима.

В медицинской практике бывают такие случаи, когда при некоторых основных заболеваниях необходимы дополнительные исследования. Кроме взятия крови у больного, рекомендуется произвести анализ из области зева и носа. К подобным причинам относят следующие факторы:

  1. протекание у больного ангины с характерным налетом;
  2. диагностирование у пациента стенозирующего ларинготрахеита;
  3. наличие у пострадавшего мононуклеоза, сопровождающегося инфекцией;
  4. появление патологии в виде миндальных гнойных образований;
  5. присутствие у больного такого заболевания, как туберкулез;
  6. обнаружение общего поражения нервной системы в организме;

Во всех перечисленных случаях врач назначит проведение такой процедуры, как посев из носа и зева.

Это необходимо для определения вида бактерий, которые атаковали организм человека.

В некоторых случаях мазок из носа и зева следует делать исключительно в целях профилактики. К таким моментам можно отнести следующие факторы:

  • подозрение лечащего врача на наличие у пациента дифтерии носа;
  • необходимость диагностики такого рода при длительных синуситах и ринитах;
  • профилактический анализ из зева и носа при контакте с больным дифтерией;
  • обязательная процедура подобного рода при оформлении ребенка в детский сад, школу или другие общеобразовательные учреждения.

Посев из носа и зева в перечисленных случаях необходим для контроля предполагаемого заболевания. Это позволит избежать в будущем негативных последствий для организма человека.

Чтобы анализ показал реальные результаты исследования, необходимо правильно подготовиться к предстоящей процедуре. Для этого нужно соблюдать такие правила перед забором материала из носа и зева.

  1. Исключение из употребления некоторых лечебных препаратов для носа. Посев может показать неверный результат, если до процедуры за пару дней использовались мази и растворы на основе антибиотиков.
  2. Ограничение приема пищи в тот день, когда будет произведен описываемый анализ. В этом случае не рекомендуется принимать пищу и чистить зубы для достоверного проведения бактериологического исследования.
  3. Полный отказ от определенных лекарственных препаратов. Как уже было сказано, прием антибиотиков для носа необходимо за два дня полностью исключить из употребления. Однако прием внутрь рекомендуется прекратить за 14 дней до исследования.

Если не соблюдать вышеперечисленные рекомендации, то результат бактериального анализа может быть ложным. Все это осложнит дальнейшее лечение и создаст дополнительный риск серьезных патологий.

Известным фактом является то, что общая клиническая картина предполагаемого заболевания состоит из многих факторов. Изучение состава крови подразумевает дополнительное исследование, а посев из носа и горла является главным направлением для выявления провокатора заболевания.

Анализ забора необходимого материала для определения присутствия в организме дифтерии состоит из следующих этапов.

  • Подготовка носа к предстоящей процедуре. Эти процессы включают в себя полную очистку главного органа дыхания человека и удаление огрубевших корок из него.
  • Приготовление материала для сбора. В этом случае, как и при процедуре забора крови, главным фактором является стерильность инструмента. Посев на дифтерию производят с помощью тампона из марлевого валика.
  • Обработка материала. Для этого специалист нанесет на квадратное стекло полученный результат для исследования, а затем подсушит его. Последний штрих – направление подготовленного материала в лабораторию.

При выявлении такого заболевания, как дифтерия необходимо провести посев из носа и зева, а также анализ крови на присутствие антител к заболеванию. Все это в комплексе поможет избежать в дальнейшем множество опасных патологий в организме.

источник